Духовные искания пьера безухова таблица. Нравственные искания Пьера Безухова, героя романа Л.Н. Толстого «Война и мир


Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» является произведением, в котором можно проследить, как развиваются исторические события. Но не только об истории этот роман. В нем мы видим становление человеческой личности, развитие определенных нравственных качеств героев, создание семейных отношений. Герои не стоят на месте, они движутся, растут духовно, выбирают лучшие пути, ищут правильные решения важных задач. Большой и трудный путь проходят Андрей Болконский и Пьер Безухов. И главным вопросом моего сочинения будут духовные искания Пьера Безухова в романе «Война и мир» Толстого. Писатель неслучайно выбирает именно Пьера, доброго, мягкого, слабого человека. Трудности закаляют душу, и Безухов становится другим человеком, он перерождается.

Портрет Пьера Безухова

«…массивный, толстый молодой человек с стриженною головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке», – таким мы встречаем Пьера на страницах романа.
Он очень рассеян, не умеет вести себя в обществе, как ждут от него его представители, не умеет вовремя сесть, встать, уйти, когда нужно, сказать, когда просят. Он ведет себя непосредственно, чем очень сильно раздражает хозяйку салона – Анну Павловну Шерер. Пьер приехал в Петербург незаконнорожденным сыном богатого графа Безухова. Князь Василий Курагин с недовольством отнесся к этому известию, так как сам имел виды на наследство старого графа. После смерти отца Пьер стал владеть всем его состоянием, и он принял это как должное. «Его, как и везде, окружала атмосфера людей, преклонявшихся перед его богатством, и он с привычкой царствования и рассеянной презрительностью обращался с ними», – подчеркивает Толстой.

Идеалы и разочарования Пьера

На протяжении всего романа «Война и мир» искания Пьера Безухова даны Толстым через познание мира, философское его осмысление. Приехав в Петербург, Пьер был убежден в том, что «Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати, – и только потому приобрел власть». Для него наполеоновские идеи были понятны и обоснованы.

После женитьбы на Элен Курагиной, разочаровавшись в любви и доброте помыслов, Пьер признает: «Да я никогда не любил ее. Я знал, что она развратная женщина, но не смел признаться в этом». Дуэль с Долоховым приносит лишь неприятие произошедшего, непонимания смысла жизни. Но Пьер никогда не искал того, кому можно было все рассказать, он «переработывал один в себе свое горе».

Случайно встретив старика-масона, он увлекается этим движением и находит новые идеалы жизни: «Он всей душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни».
Когда у него спрашивают, что он считает главным пороком в своей жизни, Пьер не знал, что именно плохо для него: «Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины? – перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная, которому отдать преимущество». Утвердившись в своих помыслах, Пьер знал, что из всех «правил» масонства он «…имел любовь к ближнему и в особенности щедрость». Но вскоре и здесь пришло разочарование.

В разговоре с Андреем Болконским Пьер говорит: «Надо жить, надо любить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем вечно жить там, во всем (он указал на небо)». Увидев, что русское масонство идет по ложному пути, Безухов выходит из этого круга и едет в Москву.

Его глазам открылась война, как действие, совершенно непредсказуемое и жестокое. Он видит мужиков-ополченцев, которые надели белые рубахи, потому что всегда готовы к смерти. Он слышит грохот пушек, жалеет раненых. К нему приходит мысль: «Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, и как мало мы об этом заботимся!». Война преподносит ему неприкрытые истины, которых он не замечал прежде. Теперь он решает, что должен исправить всю ситуацию, прекратить эту войну, спасти всю Европу. Именно он, а никто другой. «Да, один за всех, я должен совершить или погибнуть!», – говорит себе Пьер и готовится убить Наполеона, как единственного виновника всех бед России. Его задумка, к счастью, не увенчалась успехом. Пьер попадает в плен.

Пьер и Платон Каратаев

Четыре месяца плена дают Пьеру хороший жизненный урок. Он встречает там простого крестьянина – Платона Каратаева, который своим философскими рассуждениям приводит Пьера к другим истинам. Теперь Безухов понимает, что главное – не богатство и успех, признание в обществе, положение, главное – есть, где спать, что надеть, что поесть. И в этом счастье человеческое – просто жить, без всяких условностей и предрассудков, зависимости от денег и знатности. Жить в добре, в гармонии с самим собой. «Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием всего русского, доброго и круглого», – пишет Толстой, подчеркивая отношение Пьера к русскому народу, познание им патриотических чувств.

Пьер Наташа Ростова

Настоящее счастье Пьер Безухов познал с Наташей Ростовой. Влюбился он с первого взгляда, но хранил эту любовь в душе. Пьер искренне желал счастья своему другу Андрею Болконскому, когда тот сделал предложение Ростовой. Любовь Пьера была настоящей. Ее не сломили ни предательство Элен, ни неискренность Анатоля и Долохова, ни война, ни плен. Пьер пронес это чистое чувство через все испытания. И счастье упало ему в руки, когда Наташа Ростова стала его женой. Истинное человеческое счастье теперь для Пьера было дома, каждый день в его жене, в его детях, в его тихом семейном уюте, в его любви. Нравственные искания Пьера Безухова пришли к неугасимой истине: «…Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене».

В моем сочинении на тему «Духовные искания Пьера Безухова» можно проследить весь путь становления личности нашего героя. Его сомнения, радости, разочарования, новые идеалы. Толстой показывает, как меняется Пьер. Кого мы встречаем его в начале романа, и с кем расстаемся в конце.

Духовные искания Пьера Безухова в романе «Война и мир» – сочинение на тему нравственных исканий героя |

Нравственные искания Пьера Безухова.(По роману Л.Н. Толстого "Война и мир")

Любимые герои Толстого:Наташа Ростова,Андрей Болконский Марья Болконская,Пьер Безухов - на протяжении романа меняются.Они совершают поступки,делают ошибки,стараются их исправить,и сами себя строго судят за содеянное.Каждый из них ищет смысл жизни.Для чего он родился? Ответы в романе разные.Обратимся к Пьеру.Ради него задумывался роман,который первоначально назывался "Декабристы".Писатель хотел рассказать о возвращении в Москву ссыльного декабриста (это был Пьер) .Но,разрабатывая его образ,Толстой увлёкся героем и решил вернуться в прошлое декабриста и понять,как сформировался такой характер,под воздействием каких обстоятельств?..
Впервые мы встречаем его в салоне А.П.Шерер,в 1804 году,он вернулся из-за границы и проникнут идеями французской революции.Его кумир -Наполеон.Пьер умён и добр,он очень естественен,за что его любит саркастичный Андрей Болконский.Увлечение светской жизнью и её радостями пройдёт быстро.Но под влиянием окружающих его людей Пьер совершает ряд ошибок.Участвует в кутежах и бесчинствах в компании Курагина и Долохова.На время делается игрушкой в руках хитрого князя Василия Курагина,который его обирает и женит на своей дочери,безнравственной Элен.Пьер предаётся чревоугодию: много ест,пьёт,ведёт недостойный образ жизни..Стреляется на дуэли с Долоховым,осознавая ненужность этого поступка.Рвёт отношения с женой,отдав ей большую часть своего состояния Пьер уезжает подальше от столиц,не видя никакой цели в жизни.Но отказ от такой жизни даёт Пьеру возможность её изменить.Он становится масоном.Это учение возродило героя к жизни.Идея самосовершенствования привлекла его.Он стремится улучшить положение своих крестьян.(и хотя не всё удаётся из -за доверчивости и неопытности Безухова,мы радуемся новым поступкам героя)Но настоящим апогеем возрождения Пьера стала война 1812 года.Мы видим героя на Бородинскомполе,подносящим ящики со снарядами и не уклоняющимся от пуль.Мы видим,что он на свои средства снарядил полк.Мы видим его на улицах захваченной Москвы.Он намерен убить Наполеона,как всемирное зло.Он спасет девочку.Он попадает в плен.Холод,голод,вши,грязь и бесправность не делают героя рабом. Он восклицает "Они хотят поработить меня,мою бессмертную душу!" Напротив.Он встречает в плену Платон Каратаева.который оказал огромное влияние на его мировоззрение.Пьер понял,что все прелести сытой жизни - ерунда.Герой приходит к выводу,что надо жить "ради простоты,добра и правды "С этой мыслью он возвращается из плена.женится на Наташе (которую давно любил,ценя в ней как раз простоту и добро ".)Пьер становится декабристом,чтобы служить облегчению участи своего народа.
Таким образом, Пьер,нашёл смысл жизни в служении Родине и своему народу.Он типичный герой своего времени,хотя таких людей было и немного.Для него характерна неудовлетворённость жизнью.стремление к полезной деятельности,патриотизм.

Вариант 1 (План)

I. Происхождение. Детство и юность.

II. Портрет. Его значение для понимания характера героя.

III. Искания Пьера, его заблуждения и разочарования. Своеобразие его натуры.

1. Свободомыслие, независимость суждений Пьера; противоречие его взглядов взглядам представителей света:

а) душевное богатство Пьера, его эмоциональность (добродушие, сердечность, естественность, искренность, простота, щедрость),

б) рассеянность, склонность к "мечтательному философствованию".

2. Жизненные ошибки Пьера в молодости (кутежи, женитьба на Элен):

а) безволие,

б) неудовлетворенность собой, стремление к нравственному равновесию. Внутренний монолог как средство реалистического изображения чувств героя.

3. Увлечение масонством, попытки реорганизовать деятельность масонского ордена. Антикрепостнические преобразования в имениях:

а) стремление к полезной для народа деятельности;

б) непрактичность.

4. Разочарование, моральный кризис. Отзывы действующих лиц как средство характеристики героя.

5. Деятельность Пьера во время нашествия Наполеона на Россию. Сближение с простым народом; сила воли, спокойствие, уверенность в самом себе.

6. Организация тайного общества — итог деятельности Пьера как представителя передового дворянства.

Вариант 2 (Тезисный план с цитатами)

Путь нравственных исканий Пьера Безухова

I. Мсье Пьер - незаконнорожденный сын графа Безухова.

1) Пьер в салоне Анны Павловны Шерер (наивен, робок, естественен; он не “вписывается” в светский салон и вызывает у хозяйки “беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту”, но Пьеру здесь интересно!).

2) Дружба с князем Болконским.

3) В компании Долохова и Курагина (дань увлечению чувственными наслаждениями, борьба с самим собой, недовольство собой).

4) Высылка в Петербург “за буйство”.

II. Богач и граф Пьер Безухов.

1) Изменившееся отношение к Пьеру родственников и знакомых. Права была княжна Марья, когда беспокоилась за Пьера: “Столь молодому быть отягощенным таким огромным состоянием, - через сколько искушений надо будет пройти ему!”).

2) Женитьба на Элен Курагиной - первое искушение, которое не выдержал Пьер; он изменил самому себе и горько за это расплатится.

3) Ссора Безухова с Долоховым. Дуэль. Разрыв с женой, отъезд в Петербург.(Пьер обвиняет в своих несчастьях не других, а себя, мучительно ищет свою вину: “Но в чем же я виноват?). Тяжелый душевный кризис: “… в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь”

III. В ложе масонов.

1) Встреча на станции в Торжке с масоном Осипом Алексеевичем Баздеевым. Он открыл Пьеру идею внутреннего очищения и самоусовершенствования: “Очисти себя, и по мере очищения ты будешь познавать мудрость”. Пьер почувствовал себя новым человеком. “В душе его не оставалось ни следа прежних сомнений. Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели”.

2) Первые сомнения в масонах во время обряда посвящения в масоны (остро чувствует неестественность).

3) Активный член ложи масонов (стремиться встать на путь обновления и деятельно-добродетельной жизни…, противоборствовать злу).

4) Попытки Пьера улучшить жизнь своих крепостных в киевских имениях, но “Пьер не знал, что там, где ему подносили хлеб-соль и строили придел Петра и Павла… придел уже строился богачами-мужиками села, а что девять десятых этого села были в величайшем разорении…” (наивно верит в то, что “можно сделать так много добра”, прикладывая так мало усилий).

5) Разочарование в русском масонстве, поездка за границу с целью знакомства с деятельностью масонов там (причины разочарования Пьера: видит в ложе масонов ту же ложь и то же лицемерие, что и в свете; корысть и личная выгода правят и здесь, “желание делать добро” остается только на словах.

6) Неудачная попытка Пьера придать новый характер работе русской ложи после возвращения из-за границы; выход Пьера из ложи масонов.

IV. Умный чудак, отставной камергер Пьер в блестящем светском салоне своей жены Элен Курагиной.

1) Примирение с женой; поиски забвения и успокоения.

2) Любовь к Наташе Ростовой, которая сильнее гордости и самолюбия. Отъезд в Москву.

3) Окончательный разрыв со всеми Курагиными.

V. Война 1812 года в судьбе Пьера Безухова.

1) Дворянский патриотизм москвичей и настроение Пьера, растворившегося в массовом патриотизме. Пьер чувствовал в себе силы, способные принести пользу России.

2) Отъезд Пьера к войскам под Бородино. На батарее Раевского Пьер понял весь смысл и значение Бородинской битвы; восхищен мужеством простых солдат, прочувствовал “скрытую теплоту патриотизма”, понял, что война - это безумие, противоестественное состояние для человека.

3) На постоялом дворе в Можайске. Мысль о возможности человеческих отношений между ним и солдатами. “Солдатом быть, просто солдатом! Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”.

4) Пьер в Москве после Бородинского сражения. Возвращается к решению убить Наполеона, “с тем, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы”.

5) В доме Баздеева. Порыв откровенности в разговоре с французским офицером Рамбалем.

6) На улицах горящей Москвы. Спасение девочки; защита женщины-армянки, с которой срывают ожерелье. Здесь Пьер “почувствовал себя освобожденным от тяготивших его мыслей”. Заключение Пьера под стражу.

7) Пьер в плену:

а) допрос у маршала Даву (Пьер понял, что “человек - это щепка, попавшая в колесо неизвестной ему, но правильно действующей машины”

б) расстрел пятерых пленных на глазах Пьера (потрясение привело к тяжелому кризису: почувствовал, что разрушилась его вера в благоустройство мира;

в) 4 недели в бараке для военнопленных: никогда еще Пьер не был так несвободен;

г) встреча с Платоном Каратаевым ; Пьера привлекает в нем доброта, умение переносить жизненные трудности, естественность, правдивость, простота, но Платон смирился с окружающим злом - и зло убило его;

д) открытие, которое Пьер вынес из плена: человек может стать сильнее окружающей жестокости, он может быть внутренне свободен, как бы ни был унижен и оскорблен внешними обстоятельствами (“Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого? Меня? Меня - мою бессмертную душу!”);

е) освобождение Пьера из плена партизанами.

VI. Новая духовная жизнь Пьера после плена.

1) “Он сделался какой-то чистый, гладкий, свежий; точно из бани; - морально из бани” (Наташа о Пьере); но после нравственного подъема Пьер пережил и почувствовал духовную опустошенность, почувствовал, что не может понять радостей и горестей других людей.

2) Внутренняя работа, совершенная в плену, принесла новое ощущение: “улыбка радости жизни”, которую Пьер оценил теперь; “в глазах его светилось участие к людям…”, он “испытывал чувство радости, свободы, жизни”.

3) Любовь и женитьба на Наташе Ростовой. Для Пьера “весь мир, весь смысл жизни заключался в любви”

4) Член тайного общества. “… возьмемтесь рука с рукою те, которые любят добро…”.

Вариант 3

Путь нравственных исканий Пьера Безухова

Побочный сын знаменитого екатерининского вельможи, Пьер Безухов с первых страниц романа привлекает внимание читателей. Детство и юность (с 9 до 20 лет) он провел за границей. Затем возвратился в Россию и жил в Петербурге, выбирая карьеру. Он вращается в кругу светских людей, но резко выделяется среди них.

Это был «толстый молодой человек со стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке» (т.I, ч.I, гл. II). Пьер был «неуклюж», выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками» (т.I, ч.I, гл.V).

В нем покоряет выражение «добродушия, простоты и скромности», искренности и отсутствие позы. Его добродушная широкая улыбка как бы говорила: «видите, какой я добрый и славный малый. В нем есть что-то от ребенка. Эта детскость заметна уже в самом портрете героя. Так улыбка Пьера отличалась от улыбок других людей, «сливающихся с неулыбкой». «У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое — детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения».

От всех в гостиной Шерер Пьера отличал «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный» взгляд. Он не умеет войти в салон и выйти из него, допускает ряд неучтивостей с точки зрения светского этикета: не слушает тетушку, задерживает хозяйку, когда ей нужно пойти к другому гостю, держит в руах чужую шляпу по своей рассеянности. Но не это самое главное.

Он не разделяет взглядов гостей салона Шерер. Для Пьера характерны свободомыслие и независимость суждений., его взгляды резко противоположны взглядам представителей света. Человек неподкупной честности, он смело высказывает восхищение французской революцией и в конной гвардии он не хочет служить потому, что не желает воевать против Франции «Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу» (т.I, ч.I, гл.V)- говорит он.

Безвольный, рассеянный, непрактичный, склонный к «мечтательному философствованию», он не может сделать правильный выбор и часто легко поддается соблазнам великосветской жизни, совершая тяжелые жизненные ошибки. Он кутит с золотой молодежью, несмотря на свое обещание князю Андрею не посещать более Анатоля Курагина и не принимать участие в его кутежах.

Доверчивый и простодушный, Пьер не знает жизни и не умеет применять свои силы. Он становится жертвой хитрых, жадных и льстивых людей. Его добротой и незнанием жизни пользуются и князь Василий, и управляющий, и многие светские люди, лесть которых он принимает за искреннее выражение любви и восхищения.

Пьер женится на Элен Курагиной. Этот брак вызвал глубокий нравственный кризис. Пьер все больше осознает, что настоящей семьи у него нет, что жена его — безнравственная женщина. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми. За свою неустроенность они считают возможным казнить только самих себя. Взрыв происходит на обеде в честь Багратиона. Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Но во время поединка, увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова: «Глупо… глупо! Смерть… ложь… — твердил он, морщась». Глупо и ложь — это опять относится только к нему самому. В светском кругу Пьер чувствует себя несчастным и одиноким. Замкнувшись в себе, он много рассуждает на отвлеченные философские темы о добре и зле, о сущности и цели жизни, но не находит ответа на мучившие его вопросы.

Эти мучительные раздумья Пьера, тайные движения души и мысли, которые герой не может высказать вслух, Толстой раскрывает средствами внутреннего монолога: «Что дурно? Что хорошо? Что нужно любить, что ненавидеть? Для чего нужно жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» (т.II, ч.II, гл.I).

Пытаясь найти выход из этих противоречий, Пьер оказался под влиянием масонства. В момент душевного разлада, который переживал Пьер, масон Баздеев представляется ему как раз тем человеком, какой ему нужен. Пьеру предлагают путь нравственного совершенствования, и он принимает этот путь, потому что больше всего ему нужно сейчас улучшить свою жизнь и себя. Пьера привлекает не мистическая, а нравственная сторона масонства, возможность «исправлять род человеческий» и «всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире». В «наслаждении делать добро» искал он удовлетворения.

Эти настроения писатель раскрывает в эпизодах антикрепостнических преобразований в деревне. Толстой показывает отвлеченный гуманизм, незнание жизни и оторванность Пьра от народа. Пьеру не удалось облегчить жизнь крестьян.

Щедрый и бескорыстный Пьер занялся благотворительной деятельностью и задумал широкий план антикрепостнических преобразований в имениях. Он решил освободить крестьян в южных имениях от крепостной зависимости, освободить женщин с детьми от работы, организовать медицинскую помощь крестьянам, отменить телесные наказания и учредить в каждом селении больницы, приюты и школы.

Но его добрые начинания не осуществились. Главноуправляющий Пьера считает все затеи барина чудачеством, нелепой блажью. И поступает по-своему, сохраняя в имениях Безухова прежние порядки. А Пьру он устраивает спектакль восторженного приема со стороны крестьян. проезжая по имениям Пьер видел повсюду здания школ, больниц и приютов. Его встречали женщины с грудными детьми на руках, благодарившие за избавление от тяжелых работ, и дети, которых священники обучали грамоте, ему подносили хлеб-соль. Но он не знал, что здания стояли пустыми, и крестьяне продолжали давать деньгами и работой все то, что они давали раньше, и вследствие этого участь их стала еще тяжелее: «женщины-ребятницы» выполняли непосильную работу, детей за деньги выкупали у священников, потому что нужно было работать, крестьяне находились в величайшем разорении, постройка зданий только увеличивала барщину, уменьшенную лишь на бумаге.

Столь же бесплодной оказывается и идея личностного самосовершенствования. Несмотря на то, что Пьер искренне стремится к искоренению личных пороков, жизнь его идет по-прежнему, «с теми же увлечениями и распущенностью», он не может удержаться от «увеселений холостых обществ», хотя и считает их «безнравственными и унизительными».

Несостоятельность масонского учения обнажается Толстым и в изображении поведения «братьев», посещающих ложу. Пьер отмечает, что большинство членов ложи в жизни являются «слабыми и ничтожными людьми», многие становятся масонами «из-за возможности сближения с богатыми, знатными, влиятельными особами», других интересует лишь внешняя, обрядовая сторона учения.

Возвратившись из-за границы, Пьер предлагает «братьям» свою программу общественно-полезной деятельности. Однако масоны не принимают предложений Пьера. И он окончательно разочаровывается в «братстве вольных каменщиков».

Порвав с масонами, герой переживает глубокий внутренний кризис, душевную катастрофу. Он разуверяется в самой возможности общественно-полезной деятельности. Внешне Пьер возвращается к прежним занятиям: бенефисы, дурные картины, статуи, благотворительные общества, цыгане, кутежи — ничто не получает отказа. Начинается тот период жизни Безухова, когда он постепенно начинает превращаться в обычного «отставного добродушно-доживающего свой век в Москве камергера, каких были сотни». Презирая и ненавидя свою жизнь, он живет в Москве как «богатый муж неверной жены, камергер в отставке, любящий покушать, выпить и побранить слегка правительство…» (т.II, ч.V, гл.I).

Из этого жизненного тупика Пьера выводят любовь к Наташе и грозные события венной войны 1812 года. Это период восстановления душевной целостности, приобщения Пьера к «общему», утверждения в душе его «чувства целесообразности бытия». Большую роль здесь сыграло посещение Пьером батареи Раевского во время Бородинской битвы и пребывание его во французском плену.

Находясь на Бородинском поле, среди бесконечного грохота пушек, дыма снарядов, визга пуль, герой испытывает чувство ужаса, смертельного страха. Солдаты же кажутся ему сильными и мужественными, в них нет страха, боязни за свою жизнь. Сам патриотизм этих людей, казалось бы, неосознанный, идет из самой сути натуры, поведение их просто и естественно. И Пьеру хочется стать «просто солдатом», освободиться от «бремени внешнего человека», от всего искусственного, наносного. Впервые столкнувшись с народной средой, он остро чувствует фальшь и ничтожество мира светскоусловного, чувствует ошибочность своих прежних взглядов и жизненных установок.

Возвратившись в Москву, Пьер проникается идеей убить Наполеона. Однако намерению его не дано осуществиться — вместо грандиозного «картинного убийства французского императора» он совершает простой, человеческий подвиг, спасая на пожаре ребенка и защищая красавицу-армянку от французских солдат. В самом этом противопоставлении замыслов и реальности угадывается излюбленная мысль Толстого о «внешних формах» подлинного героизма.

И для Пьера наступают тяжелые дни плена, когда он вынужден терпеть насмешки окружающих, допросы французских офицеров, жестокость военного суда. Он чувствует себя «ничтожной щепкой, попавшей в колеса неизвестной ему машины». Этот заведенный французами порядок убивает, уничтожает, лишает его жизни, «со всеми его воспоминаниями, стремлениями, надеждами, мыслями». после расстрела пяти пленных, а Пьер стоял по счету шестым, в душе его как будто выдернули «пружину, на которой все держалось». «В нем… уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога… Прежде, когда на Пьера находили такого рода сомнения, — сомнения эти имели источником собственную вину. И в самой глубине души Пьер тогда чувствовал, что от того отчаяния и тех сомнений было спасение в самом себе. Но теперь он чувствовал, что не его вина была причиной того, что мир завалился в его глазах… Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь — не в его власти». Эти чувства для Безухова равносильны самоубийству.

Встреча с Платоном Каратаевым помогает Пьеру выжить, обрести новый взгляд на мир и на самого себя. Главное для Каратаева — благообразие, принятие жизни такой, как она есть. На всякий жизненный случай у него имеется поговорка, в движениях его Пьеру чудится что-то «успокоительное и круглое». Платон Каратаев ко всем окружающим относится одинаково ровно и ласково, не имея при этом никаких привязанностей, любви, дружбы. «Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему, …ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним».

В плену Пьер научился находить радость и счастье в жизни, несмотря на превратности судьбы. «Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования» — но все эти искания обманули его. Пьеру нужно было пройти через ужас смерти, через лишения, через то, что он понял в Каратаеве, чтобы прийти к согласию с самим собой . Научившись ценить простые обыденные вещи: хорошую пищу, чистоту, свежий воздух, свободу, красоту природы — Пьер испытывает доселе неизведанное чувство радости и крепости жизни. В Каратаеве Пьера восхищала независимость его нравственного состояния от внешних условий жизни, умение сохранять радостное восприятие жизни, любовь к миру, спокойствие духа, несмотря ни на какие удары судьбы. Открытие, которое Пьер вынес из плена: человек может стать сильнее окружающей жестокости, он может быть внутренне свободен, как бы ни был унижен и оскорблен внешними обстоятельствами (“Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого? Меня? Меня - мою бессмертную душу!”);

По мнению Толстого, влияние Каратаева на Пьера было настолько велико, что Каратаев «остался навсегда в душе Пьера самым дорогим и сильным воспоминанием», «олицетворением духа простоты и правды» (т.IV, ч. I, гл.XIII).

Освобожденный из плена, он сохранил в своем нравственном облике те черты, которые приобрел под влиянием близости к народу и лишений жизни. Он стал более внимательным к людям, терпимо относился к мыслям и чувствам других людей. “Он сделался какой-то чистый, гладкий, свежий; точно из бани; - морально из бани” (Наташа о Пьере).

Однако, испытав на себе влияние философии Каратаева, Пьер, вернувшись из плена, не стал каратаевцем, знав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа уже идет своим путем. Счастливая семейная жизнь (в браке с Наташей Ростовой) не уводит Пьера от общественных интересов. Он становится членом тайного общества. Его спор с Николаем Ростовым доказывает, что перед Безуховым стоит проблема нравственного обновления общества. С возмущением говорит Пьер о реакции, наступившей в России, об аракчеевщине, воровстве. В то же время он понимает силу народа, верит в него. При всем этом герой решительно выступает против насилия. «Деятельная добродетель», по мысли Пьера, может вывести страну из кризиса. «Ему казалось в эту минуту, что он был призван дать новое направление всему русскому обществу и всему миру». Необходимо объединение честных людей. И путь исканий начинается снова:

Напряженный интеллектуальный поиск, способность на бескорыстные поступки, высокие душевные порывы, благородство и преданность в любви (отношения с Наташей), истинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, правдивость и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени. «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять на-чинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная под-лость» — эти слова Л.Н. Толстого объясняют и мировосприятие, и судьбу, и жизненные принципы его любимых героев.

Вариант 1 (План)

I. Происхождение. Детство и юность.

II. Портрет. Его значение для понимания характера героя.

III. Искания Пьера, его заблуждения и разочарования. Своеобразие его натуры.

1. Свободомыслие, независимость суждений Пьера; противоречие его взглядов взглядам представителей света:

а) душевное богатство Пьера, его эмоциональность (добродушие, сердечность, естественность, искренность, простота, щедрость),

б) рассеянность, склонность к "мечтательному философствованию".

2. Жизненные ошибки Пьера в молодости (кутежи, женитьба на Элен):

а) безволие,

б) неудовлетворенность собой, стремление к нравственному равновесию. Внутренний монолог как средство реалистического изображения чувств героя.

3. Увлечение масонством, попытки реорганизовать деятельность масонского ордена. Антикрепостнические преобразования в имениях:

а) стремление к полезной для народа деятельности;

б) непрактичность.

4. Разочарование, моральный кризис. Отзывы действующих лиц как средство характеристики героя.

5. Деятельность Пьера во время нашествия Наполеона на Россию. Сближение с простым народом; сила воли, спокойствие, уверенность в самом себе.

6. Организация тайного общества — итог деятельности Пьера как представителя передового дворянства.

Вариант 2 (Тезисный план с цитатами)

Путь нравственных исканий Пьера Безухова

I. Мсье Пьер - незаконнорожденный сын графа Безухова.

1) Пьер в салоне Анны Павловны Шерер (наивен, робок, естественен; он не “вписывается” в светский салон и вызывает у хозяйки “беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту”, но Пьеру здесь интересно!).

2) Дружба с князем Болконским.

3) В компании Долохова и Курагина (дань увлечению чувственными наслаждениями, борьба с самим собой, недовольство собой).

4) Высылка в Петербург “за буйство”.

II. Богач и граф Пьер Безухов.

1) Изменившееся отношение к Пьеру родственников и знакомых. Права была княжна Марья, когда беспокоилась за Пьера: “Столь молодому быть отягощенным таким огромным состоянием, - через сколько искушений надо будет пройти ему!”).

2) Женитьба на Элен Курагиной - первое искушение, которое не выдержал Пьер; он изменил самому себе и горько за это расплатится.

3) Ссора Безухова с Долоховым. Дуэль. Разрыв с женой, отъезд в Петербург.(Пьер обвиняет в своих несчастьях не других, а себя, мучительно ищет свою вину: “Но в чем же я виноват?). Тяжелый душевный кризис: “… в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь”

III. В ложе масонов.

1) Встреча на станции в Торжке с масоном Осипом Алексеевичем Баздеевым. Он открыл Пьеру идею внутреннего очищения и самоусовершенствования: “Очисти себя, и по мере очищения ты будешь познавать мудрость”. Пьер почувствовал себя новым человеком. “В душе его не оставалось ни следа прежних сомнений. Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели”.

2) Первые сомнения в масонах во время обряда посвящения в масоны (остро чувствует неестественность).

3) Активный член ложи масонов (стремиться встать на путь обновления и деятельно-добродетельной жизни…, противоборствовать злу).

4) Попытки Пьера улучшить жизнь своих крепостных в киевских имениях, но “Пьер не знал, что там, где ему подносили хлеб-соль и строили придел Петра и Павла… придел уже строился богачами-мужиками села, а что девять десятых этого села были в величайшем разорении…” (наивно верит в то, что “можно сделать так много добра”, прикладывая так мало усилий).

5) Разочарование в русском масонстве, поездка за границу с целью знакомства с деятельностью масонов там (причины разочарования Пьера: видит в ложе масонов ту же ложь и то же лицемерие, что и в свете; корысть и личная выгода правят и здесь, “желание делать добро” остается только на словах.

6) Неудачная попытка Пьера придать новый характер работе русской ложи после возвращения из-за границы; выход Пьера из ложи масонов.

IV. Умный чудак, отставной камергер Пьер в блестящем светском салоне своей жены Элен Курагиной.

1) Примирение с женой; поиски забвения и успокоения.

2) Любовь к Наташе Ростовой, которая сильнее гордости и самолюбия. Отъезд в Москву.

3) Окончательный разрыв со всеми Курагиными.

V. Война 1812 года в судьбе Пьера Безухова.

1) Дворянский патриотизм москвичей и настроение Пьера, растворившегося в массовом патриотизме. Пьер чувствовал в себе силы, способные принести пользу России.

2) Отъезд Пьера к войскам под Бородино. На батарее Раевского Пьер понял весь смысл и значение Бородинской битвы; восхищен мужеством простых солдат, прочувствовал “скрытую теплоту патриотизма”, понял, что война - это безумие, противоестественное состояние для человека.

3) На постоялом дворе в Можайске. Мысль о возможности человеческих отношений между ним и солдатами. “Солдатом быть, просто солдатом! Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”.

4) Пьер в Москве после Бородинского сражения. Возвращается к решению убить Наполеона, “с тем, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы”.

5) В доме Баздеева. Порыв откровенности в разговоре с французским офицером Рамбалем.

6) На улицах горящей Москвы. Спасение девочки; защита женщины-армянки, с которой срывают ожерелье. Здесь Пьер “почувствовал себя освобожденным от тяготивших его мыслей”. Заключение Пьера под стражу.

7) Пьер в плену:

а) допрос у маршала Даву (Пьер понял, что “человек - это щепка, попавшая в колесо неизвестной ему, но правильно действующей машины”

б) расстрел пятерых пленных на глазах Пьера (потрясение привело к тяжелому кризису: почувствовал, что разрушилась его вера в благоустройство мира;

в) 4 недели в бараке для военнопленных: никогда еще Пьер не был так несвободен;

г) встреча с Платоном Каратаевым ; Пьера привлекает в нем доброта, умение переносить жизненные трудности, естественность, правдивость, простота, но Платон смирился с окружающим злом - и зло убило его;

д) открытие, которое Пьер вынес из плена: человек может стать сильнее окружающей жестокости, он может быть внутренне свободен, как бы ни был унижен и оскорблен внешними обстоятельствами (“Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого? Меня? Меня - мою бессмертную душу!”);

е) освобождение Пьера из плена партизанами.

VI. Новая духовная жизнь Пьера после плена.

1) “Он сделался какой-то чистый, гладкий, свежий; точно из бани; - морально из бани” (Наташа о Пьере); но после нравственного подъема Пьер пережил и почувствовал духовную опустошенность, почувствовал, что не может понять радостей и горестей других людей.

2) Внутренняя работа, совершенная в плену, принесла новое ощущение: “улыбка радости жизни”, которую Пьер оценил теперь; “в глазах его светилось участие к людям…”, он “испытывал чувство радости, свободы, жизни”.

3) Любовь и женитьба на Наташе Ростовой. Для Пьера “весь мир, весь смысл жизни заключался в любви”

4) Член тайного общества. “… возьмемтесь рука с рукою те, которые любят добро…”.

Вариант 3

Путь нравственных исканий Пьера Безухова

Побочный сын знаменитого екатерининского вельможи, Пьер Безухов с первых страниц романа привлекает внимание читателей. Детство и юность (с 9 до 20 лет) он провел за границей. Затем возвратился в Россию и жил в Петербурге, выбирая карьеру. Он вращается в кругу светских людей, но резко выделяется среди них.

Это был «толстый молодой человек со стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке» (т.I, ч.I, гл. II). Пьер был «неуклюж», выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками» (т.I, ч.I, гл.V).

В нем покоряет выражение «добродушия, простоты и скромности», искренности и отсутствие позы. Его добродушная широкая улыбка как бы говорила: «видите, какой я добрый и славный малый. В нем есть что-то от ребенка. Эта детскость заметна уже в самом портрете героя. Так улыбка Пьера отличалась от улыбок других людей, «сливающихся с неулыбкой». «У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое — детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения».

От всех в гостиной Шерер Пьера отличал «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный» взгляд. Он не умеет войти в салон и выйти из него, допускает ряд неучтивостей с точки зрения светского этикета: не слушает тетушку, задерживает хозяйку, когда ей нужно пойти к другому гостю, держит в руах чужую шляпу по своей рассеянности. Но не это самое главное.

Он не разделяет взглядов гостей салона Шерер. Для Пьера характерны свободомыслие и независимость суждений., его взгляды резко противоположны взглядам представителей света. Человек неподкупной честности, он смело высказывает восхищение французской революцией и в конной гвардии он не хочет служить потому, что не желает воевать против Франции «Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу» (т.I, ч.I, гл.V)- говорит он.

Безвольный, рассеянный, непрактичный, склонный к «мечтательному философствованию», он не может сделать правильный выбор и часто легко поддается соблазнам великосветской жизни, совершая тяжелые жизненные ошибки. Он кутит с золотой молодежью, несмотря на свое обещание князю Андрею не посещать более Анатоля Курагина и не принимать участие в его кутежах.

Доверчивый и простодушный, Пьер не знает жизни и не умеет применять свои силы. Он становится жертвой хитрых, жадных и льстивых людей. Его добротой и незнанием жизни пользуются и князь Василий, и управляющий, и многие светские люди, лесть которых он принимает за искреннее выражение любви и восхищения.

Пьер женится на Элен Курагиной. Этот брак вызвал глубокий нравственный кризис. Пьер все больше осознает, что настоящей семьи у него нет, что жена его — безнравственная женщина. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми. За свою неустроенность они считают возможным казнить только самих себя. Взрыв происходит на обеде в честь Багратиона. Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Но во время поединка, увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова: «Глупо… глупо! Смерть… ложь… — твердил он, морщась». Глупо и ложь — это опять относится только к нему самому. В светском кругу Пьер чувствует себя несчастным и одиноким. Замкнувшись в себе, он много рассуждает на отвлеченные философские темы о добре и зле, о сущности и цели жизни, но не находит ответа на мучившие его вопросы.

Эти мучительные раздумья Пьера, тайные движения души и мысли, которые герой не может высказать вслух, Толстой раскрывает средствами внутреннего монолога: «Что дурно? Что хорошо? Что нужно любить, что ненавидеть? Для чего нужно жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» (т.II, ч.II, гл.I).

Пытаясь найти выход из этих противоречий, Пьер оказался под влиянием масонства. В момент душевного разлада, который переживал Пьер, масон Баздеев представляется ему как раз тем человеком, какой ему нужен. Пьеру предлагают путь нравственного совершенствования, и он принимает этот путь, потому что больше всего ему нужно сейчас улучшить свою жизнь и себя. Пьера привлекает не мистическая, а нравственная сторона масонства, возможность «исправлять род человеческий» и «всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире». В «наслаждении делать добро» искал он удовлетворения.

Эти настроения писатель раскрывает в эпизодах антикрепостнических преобразований в деревне. Толстой показывает отвлеченный гуманизм, незнание жизни и оторванность Пьра от народа. Пьеру не удалось облегчить жизнь крестьян.

Щедрый и бескорыстный Пьер занялся благотворительной деятельностью и задумал широкий план антикрепостнических преобразований в имениях. Он решил освободить крестьян в южных имениях от крепостной зависимости, освободить женщин с детьми от работы, организовать медицинскую помощь крестьянам, отменить телесные наказания и учредить в каждом селении больницы, приюты и школы.

Но его добрые начинания не осуществились. Главноуправляющий Пьера считает все затеи барина чудачеством, нелепой блажью. И поступает по-своему, сохраняя в имениях Безухова прежние порядки. А Пьру он устраивает спектакль восторженного приема со стороны крестьян. проезжая по имениям Пьер видел повсюду здания школ, больниц и приютов. Его встречали женщины с грудными детьми на руках, благодарившие за избавление от тяжелых работ, и дети, которых священники обучали грамоте, ему подносили хлеб-соль. Но он не знал, что здания стояли пустыми, и крестьяне продолжали давать деньгами и работой все то, что они давали раньше, и вследствие этого участь их стала еще тяжелее: «женщины-ребятницы» выполняли непосильную работу, детей за деньги выкупали у священников, потому что нужно было работать, крестьяне находились в величайшем разорении, постройка зданий только увеличивала барщину, уменьшенную лишь на бумаге.

Столь же бесплодной оказывается и идея личностного самосовершенствования. Несмотря на то, что Пьер искренне стремится к искоренению личных пороков, жизнь его идет по-прежнему, «с теми же увлечениями и распущенностью», он не может удержаться от «увеселений холостых обществ», хотя и считает их «безнравственными и унизительными».

Несостоятельность масонского учения обнажается Толстым и в изображении поведения «братьев», посещающих ложу. Пьер отмечает, что большинство членов ложи в жизни являются «слабыми и ничтожными людьми», многие становятся масонами «из-за возможности сближения с богатыми, знатными, влиятельными особами», других интересует лишь внешняя, обрядовая сторона учения.

Возвратившись из-за границы, Пьер предлагает «братьям» свою программу общественно-полезной деятельности. Однако масоны не принимают предложений Пьера. И он окончательно разочаровывается в «братстве вольных каменщиков».

Порвав с масонами, герой переживает глубокий внутренний кризис, душевную катастрофу. Он разуверяется в самой возможности общественно-полезной деятельности. Внешне Пьер возвращается к прежним занятиям: бенефисы, дурные картины, статуи, благотворительные общества, цыгане, кутежи — ничто не получает отказа. Начинается тот период жизни Безухова, когда он постепенно начинает превращаться в обычного «отставного добродушно-доживающего свой век в Москве камергера, каких были сотни». Презирая и ненавидя свою жизнь, он живет в Москве как «богатый муж неверной жены, камергер в отставке, любящий покушать, выпить и побранить слегка правительство…» (т.II, ч.V, гл.I).

Из этого жизненного тупика Пьера выводят любовь к Наташе и грозные события венной войны 1812 года. Это период восстановления душевной целостности, приобщения Пьера к «общему», утверждения в душе его «чувства целесообразности бытия». Большую роль здесь сыграло посещение Пьером батареи Раевского во время Бородинской битвы и пребывание его во французском плену.

Находясь на Бородинском поле, среди бесконечного грохота пушек, дыма снарядов, визга пуль, герой испытывает чувство ужаса, смертельного страха. Солдаты же кажутся ему сильными и мужественными, в них нет страха, боязни за свою жизнь. Сам патриотизм этих людей, казалось бы, неосознанный, идет из самой сути натуры, поведение их просто и естественно. И Пьеру хочется стать «просто солдатом», освободиться от «бремени внешнего человека», от всего искусственного, наносного. Впервые столкнувшись с народной средой, он остро чувствует фальшь и ничтожество мира светскоусловного, чувствует ошибочность своих прежних взглядов и жизненных установок.

Возвратившись в Москву, Пьер проникается идеей убить Наполеона. Однако намерению его не дано осуществиться — вместо грандиозного «картинного убийства французского императора» он совершает простой, человеческий подвиг, спасая на пожаре ребенка и защищая красавицу-армянку от французских солдат. В самом этом противопоставлении замыслов и реальности угадывается излюбленная мысль Толстого о «внешних формах» подлинного героизма.

И для Пьера наступают тяжелые дни плена, когда он вынужден терпеть насмешки окружающих, допросы французских офицеров, жестокость военного суда. Он чувствует себя «ничтожной щепкой, попавшей в колеса неизвестной ему машины». Этот заведенный французами порядок убивает, уничтожает, лишает его жизни, «со всеми его воспоминаниями, стремлениями, надеждами, мыслями». после расстрела пяти пленных, а Пьер стоял по счету шестым, в душе его как будто выдернули «пружину, на которой все держалось». «В нем… уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога… Прежде, когда на Пьера находили такого рода сомнения, — сомнения эти имели источником собственную вину. И в самой глубине души Пьер тогда чувствовал, что от того отчаяния и тех сомнений было спасение в самом себе. Но теперь он чувствовал, что не его вина была причиной того, что мир завалился в его глазах… Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь — не в его власти». Эти чувства для Безухова равносильны самоубийству.

Встреча с Платоном Каратаевым помогает Пьеру выжить, обрести новый взгляд на мир и на самого себя. Главное для Каратаева — благообразие, принятие жизни такой, как она есть. На всякий жизненный случай у него имеется поговорка, в движениях его Пьеру чудится что-то «успокоительное и круглое». Платон Каратаев ко всем окружающим относится одинаково ровно и ласково, не имея при этом никаких привязанностей, любви, дружбы. «Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему, …ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним».

В плену Пьер научился находить радость и счастье в жизни, несмотря на превратности судьбы. «Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования» — но все эти искания обманули его. Пьеру нужно было пройти через ужас смерти, через лишения, через то, что он понял в Каратаеве, чтобы прийти к согласию с самим собой . Научившись ценить простые обыденные вещи: хорошую пищу, чистоту, свежий воздух, свободу, красоту природы — Пьер испытывает доселе неизведанное чувство радости и крепости жизни. В Каратаеве Пьера восхищала независимость его нравственного состояния от внешних условий жизни, умение сохранять радостное восприятие жизни, любовь к миру, спокойствие духа, несмотря ни на какие удары судьбы. Открытие, которое Пьер вынес из плена: человек может стать сильнее окружающей жестокости, он может быть внутренне свободен, как бы ни был унижен и оскорблен внешними обстоятельствами (“Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого? Меня? Меня - мою бессмертную душу!”);

По мнению Толстого, влияние Каратаева на Пьера было настолько велико, что Каратаев «остался навсегда в душе Пьера самым дорогим и сильным воспоминанием», «олицетворением духа простоты и правды» (т.IV, ч. I, гл.XIII).

Освобожденный из плена, он сохранил в своем нравственном облике те черты, которые приобрел под влиянием близости к народу и лишений жизни. Он стал более внимательным к людям, терпимо относился к мыслям и чувствам других людей. “Он сделался какой-то чистый, гладкий, свежий; точно из бани; - морально из бани” (Наташа о Пьере).

Однако, испытав на себе влияние философии Каратаева, Пьер, вернувшись из плена, не стал каратаевцем, знав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа уже идет своим путем. Счастливая семейная жизнь (в браке с Наташей Ростовой) не уводит Пьера от общественных интересов. Он становится членом тайного общества. Его спор с Николаем Ростовым доказывает, что перед Безуховым стоит проблема нравственного обновления общества. С возмущением говорит Пьер о реакции, наступившей в России, об аракчеевщине, воровстве. В то же время он понимает силу народа, верит в него. При всем этом герой решительно выступает против насилия. «Деятельная добродетель», по мысли Пьера, может вывести страну из кризиса. «Ему казалось в эту минуту, что он был призван дать новое направление всему русскому обществу и всему миру». Необходимо объединение честных людей. И путь исканий начинается снова:

Напряженный интеллектуальный поиск, способность на бескорыстные поступки, высокие душевные порывы, благородство и преданность в любви (отношения с Наташей), истинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, правдивость и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени. «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять на-чинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная под-лость» — эти слова Л.Н. Толстого объясняют и мировосприятие, и судьбу, и жизненные принципы его любимых героев.

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...