Дворец шереметевых на набережной реки фонтанки. Шереметевский дворец "Жить за шереметьевский счет"


Дворец Шереметевых занимает обширный участок между набережной Фонтанки и Литейным проспектом. Усадебный дом графов Шереметевых является ровесником Петербурга. С 18 в. огромный особняк называли «Фонтанным домом» по его расположению на реке Фонтанке, 34.

Старейшая дворянская городская усадьба создавалась известными зодчими того времени: Саввой Чевакинским, Джакомо Кваренги, Андреем Воронихиным.

При графах Шереметевых роскошный дворец был центром великосветской жизни. Здесь встречались музыканты, поэты, литераторы и ученые. Хоровая капелла, певшая в домовой церкви во время богослужений, была известна даже в Европе.

Ныне в стенах дворца создан музей музыки. Лучшая в России коллекция насчитывает больше 3 тысяч инструментов, созданных европейскими и русскими мастерами 16-20 вв. Посетители музея смогут ознакомится с такими экспонатами, как:

  • скрипка М. Глинки;
  • коллекция флейт императора Александра I;
  • виолончель царя Николая II;
  • рояли композиторов А. Рубинштейна, Д. Шостаковича.

Посетители дворца смогут:

  • открыть для себя красоту набережной Фонтанки и изысканность дворянской городской усадьбы в стиле барокко;
  • узнать, в каких интерьерах проходила жизнь культурного русского общества 18-19 вв;
  • восхититься декоративным убранством восстановленных парадных интерьеров.

Экспонаты музея включают в себя музыкальные инструменты императорской семьи. В рамках экскурсий посетители узнают историю семьи Шереметьевых, смогут сами поиграть на некоторых инструментах. В помещениях музея проводятся творческие встречи, интерактивные экскурсии, квесты. Для каждой возрастной категории существуют свои тематические программы. Обзорные экскурсии длятся порядка 45 минут.

До Шереметьевского дворца на Набережной Фонтанки легко дойти пешком от станций метро «Маяковская», «Гостиный двор». Выйдя на Невский проспект, необходимо дойти до Набережной Фонтанки (при выходе со ст. м. «Гостиный двор» нужно идти в противоположную от Адмиралтейства сторону, со станции «Маяковская» - наоборот). Затем дойти до дома 68а по Невскому проспекту и свернуть рядом с ним по Набережной в сторону Итальянского сада.

Экспозиции первого и второго этажей принимают посетителей с четверга по понедельник с 11 до 19 часов; в среду музей открыт с часу дня до девяти вечера. Во вторник музей не работает.

Касса перестает продавать билеты на час раньше закрытия музея.

Взрослым, имеющим карту гостя Санкт-Петербурга, вход во дворец свободный.

В южном крыле Шереметевского дворца с 1989 г. открыт музей Анны Ахматовой. В 2009 г. экспозиция насчитывала 50 тыс. предметов: книги стихов Ахматовой и других поэтов Серебряного века, автографы, рукописи, фотографии, письма, личные вещи, мебель.

Вход в музей под арку дома 53 по Литейному проспекту.

Музей-усадьба и дворец Шереметьевых в Кусково находится в восточной части Москвы, в районе Вешняки. Ее история начинается с 20-х годов XVII века. Тогда на территории нынешнего поместья находились боярский двор, деревянная церковь и дворы крепостных. Уже в то время все это принадлежало дворянскому роду Шереметьевых.

Фото 1. Дворец Шереметьева в музее-усадьбе в Кусково

Усадьба Шереметьевых в Кусково

С 1750 года Кусково приобрело вид обширной усадьбы. В 1770 году был сооружен просторный дворец, до сих пор являющийся центральной частью архитектурного ансамбля, а также расчищен большой пруд, разбит регулярный парк, построены многочисленные беседки.

В те годы усадьба Кусково нередко становилась местом для пышных празднеств, богатых приемов и увеселительных мероприятий.

Часто приезжающие гости могли посетить зверинец и кунсткамеру, прогуляться по замечательной цветочной оранжерее и прокатиться по водам пруда - Шереметьевы владели небольшой флотилией гребных лодок.


Фото 2. Церковь Спаса Всемилостивого

Архитектура и убранство дворца в Кусково

Особое внимание стоит уделить планировке знаменитого дворца в Кусково.

Он был сооружен в модном на то время анфиладном стиле. Комнаты дворца расположены последовательно: проход в каждую следующую комнату осуществляется через предыдущую.

Кусково оставалось во владении Шереметьевых вплоть до Октябрьской революции 1917 года. С приходом власти Советов имение было экспроприировано в пользу государства, а в 1919 году получило статус Государственного музея.


Фото 3. Партер и американская оранжерея конца 18-го века

Во дворце и усадьбе Шереметьевых в Кусково до сих пор сохранилось пышное убранство комнат, на стенах можно увидеть уникальную коллекцию живописи русских и зарубежных художников XVII столетия, подаренные императором портреты царской семьи и изображения представителей самого рода Шереметьевых разных поколений.

В 1938 году в имении Кусково расположился музей керамики, кстати, единственный в России.

В настоящее время здесь собрана самая многочисленная в мире коллекция стеклянных и керамических изделий - как дошедших до нас с античных времен артефактов, так и современных произведений искусства.


Фото 4. Грот с прудом в Кусково

Сегодня музей открыт для посещений туристов, здесь регулярно устраиваются выставки и концерты классической и органной музыки, организуются традиционные старинные празднества, приемы и гуляния, коими славилось Кусково еще в XVII веке.

Как доехать и часы работы усадьбы Кусково

Музей-усадьба и дворец Шереметьевых в Кусково расположен по адресу: Москва, Юности, 2. Доехать можно от станций метрополитена Рязанский проспект (автобус 133 или 208), Выхино (автобус 620 или маршрутка 9М) и Новогиреево. Часы работы с 10 до 18 часов, кроме понедельника и вторника, а также последней среды каждого месяца.

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.

В XVIII веке по Фонтанке проходила южная граница города, для благоустройства окраин новой столицы, Петр I жаловал земельные участки на берегах Фонтанки своим приближенным.

В 1712 году участок, на котором расположен дворец был пожалован фельдмаршалу Б.П. Шереметеву, женатому на родственнице государя А.П.Нарышкиной.
Участок Шереметева занимал огромную территорию. Начинаясь от самых берегов, он доходил до линии нынешнего Литейного проспекта. Первоначально здесь был построен большой деревянный дом со службами, а в середине XVIII столетия его заменили на еще более крупное каменное здание.

Началось строительство в 1740-е годы под руководством архитектора Г.Д.Дмитриева, затем его возглавил С.И.Чевакинский. Отделкой Шереметевского дворца занимался крепостной архитектор Ф.С.Аргунов на рубеже 50-60 годов XVIII столетия.

После смерти жены и дочери граф Пётр Борисович (сын Б.П.Шереметева) в 1768 году переехал в Москву, но усадьба продолжала перестраиваться и во время отсутствия хозяев.

Двухэтажный дворец, построенный в стиле пышного и нарядного барокко, имеет достаточно скромный внешний облик. Здание стоит в глубине парадного двора, раскрытого в сторону реки. Центр главного фасада выделен пилястрами и мезонином, завершенным лучковым фронтоном.

В поле фронтона помещен картуш с гербом Шереметевых. Боковые крылья здания завершены едва намеченными ризалитами, которые так же украшены пилястрами и увенчаны треугольными фронтонами.

После смерти Петра Борисовича усадьба перешла к его сыну Николаю, который с конца 1790-х годов стал регулярно жить в Санкт-Петербурге. При нем интерьеры дворца были переоформлены по проекту архитектора И.Е.Старова. Позднее интерьеры дворца изменялись архитекторами Д.Кваренги и А.И.Воронихиным.

На территории усадьбы были построены новые здания и перестроены Служебные флигели. У Шереметевых здесь был свой театр и оркестр, в которых исполнителями были наиболее талантливые люди из крепостных.

С этим дворцом связана романтическая история женитьбы Николая Петровича Шереметева в 1801 году на крепостной актрисе его театра Прасковье Ивановне Ковалевой, театральное имя которой было Параша Жемчугова. Она умерла вскоре после рождения сына Дмитрия, убитый горем Николай пережил супругу всего на шесть лет. Дмитрий Николаевич и стал следующим владельцем усадьбы.

В 1810-е годы на территории усадьбы были построены Канцелярский флигель и Больничный флигель (со стороны Литейного пр.) и Фонтанный флигель, выходящий в сторону реки. Строительство осуществлялось по проекту архитектора Х.Мейера. Последние серьезные перестройки во дворце осуществлялись в начале XIX века, когда по проекту архитектора Н.Л.Бенуа был пристроен к особняку небольшой флигель.

За время своего существования территория усадьбы значительно уменьшилась, во второй половине XIX века со стороны Литейного проспекта были построены доходные дома.
Архитектор И.Д.Корсини, работавший во дворце в 1837-1840 годы спроектировал, существующую ныне чугунную ограду сада с золоченым гербом Шереметевых над воротами, ограда подхватила усадьбу со стороны набережной Фонтанки.
С историей дворца связаны многие страницы истории русской культуры. Именно здесь в 1827 году художник О.А.Кипренский написал знаменитый портрет А.С.Пушкина.

В 70-е годы ХIХ века в Фонтанном Доме, где был собран огромный семейный архив, под эгидой графа С.Д.Шереметева развернулась деятельность нескольких исторических обществ, в том числе Общества любителей древней письменности, Русского генеалогического общества и др.
После революции 1917 года последний владелец усадьбы граф Сергей Шереметев был вынужден передать дом новым властям.

На протяжении XX столетия здесь размещались различные государственные учреждения: Музей дворянского быта, Научно-Исследовательский институт Арктики и Антарктики.

Интерьеры дворца были уничтожены, а во флигеле, построенном по проекту Бенуа, находились жилые квартиры. В одной из них с 1924 по 1952 годы проживала А.А.Ахматова. К столетнему юбилею поэтессы в 1989 году, здесь был открыт ее музей.

С легкой руки Ахматовой Шереметевский дворец получил свое второе название «Фонтанный дом», так она назвала его в своих стихах.

5 марта 2006 году у дворца был открыт памятник А.А.Ахматовой в сороковую годовщину смерти поэтессы.

Памятник - дар директора музея "Исаакиевский собор " H.Hагорского, представляет собой кусок стены с изображением Ахматовой.

Надпись, выгравированная в зеркальном отображении, содержит строчки из ее стихов "Тень моя на стенах твоих". Автором мемориального знака является известный петербургский скульптор В.Бухаев.

В конце XX века здание дворца было передано Музею театрального и музыкального искусства. Залы дворца начали реставрировать.Так после реставрации во дворце был открыт Белый концертный зал, где проводятся концерты классической музыки.

В парадных интерьерах, открытых после длительной реставрации, представлены предметы коллекций Шереметьевых-декоративно прикладное и изобразительное искусство XVII-XX веков, а также частные собрания, поступившие в музей в 1990 годах.

В Шереметьевском дворце размещена Петербургская коллекция музыкальных инструментов (3000 экспонатов).

В ее составе инструменты крупнейших мастеров и исполнителей, а также исторические раритеты. Среди них есть русские музыкальные колокола, а так же старинные арфы, виолы и клавесины, созданные в Европе в XVII-XVIII веках.

Собрание включает в себя и живописную картинную галерею, собрание скульптуры, оружия, нумизматику, собрания бронзы, фарфора, серебра, мебели, библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы, открытки), собрание церковной утвари и икон.

В Фонтанном доме проходят и временные художественные выставки, концерты, а также лекции на различные темы.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Бунатян Г.Г. ,Чареая М.Г.Прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга. Путеводитель Паритет.СПб,2007

© Е. А. Паршина, 2009

После революции Шереметевский дворец был музеефицирован и как Музей дворянского быта просуществовал до 1931 г. В основу его фондов было положено формировавшееся в течение 200 лет частное собрание Шереметевых, представлявшее собой сложный комплекс разнообразных наслоений. Собрание, универсальное по характеру и разнообразное по предметам, включало в себя живописную картинную галерею, собрание скульптуры, оружия, нумизматику, предметы декоративно-прикладного искусства (в т.ч. собрания бронзы, фарфора, серебра, мебели), библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы, открытки), собрание церковной утвари и икон (из домовой церкви Фонтанного дома) и т.д. Позже и вплоть до 1984 г. Шереметевский дворец был приспособлен под нужды научно-исследовательского учреждения. Интерьеры дворца погибли, а коллекции были переданы ведущим музеям Ленинграда и Москвы, за исключением отдельных предметов оформления интерьеров, оставшихся в здании. В 1989 г. Шереметевский дворец был передан Музею театрального и музыкального искусства для создания Музея музыки Петербурга и размещения государственной коллекции музыкальных инструментов, также имеющей статус филиала Музея театрального и музыкального искусства. С конца 1980-х годов в Шереметевском дворце начались реставрационные работы, связанные с воссозданием парадных и мемориальных интерьеров XIX столетия.

Экспозиция дворца организована по трем направлениям: а) история рода Шереметевых и дворянский быт XVIII - XX вв. б) открытые фонды уникальной коллекции музыкальных инструментов; в) выставка частных коллекций. В музее функционирует постоянная выставка "Шереметевы и музыкальная жизнь Петербурга XVIII - начала XX веков", открывшаяся в 1995 г. и осуществленная совместно с Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Российской национальной библиотекой, Пушкинским Домом, Государственной Третьяковской галереей, Останкинским дворцом-музеем, Музеем русского фарфора Кусково, владельцами частных коллекций. В четырех залах Шереметевского дворца в продолжение традиций Музея дворянского быта, воссозданы интерьеры дома В.В.Стрекалова-Оболенского, являющие собой поистине благородное собрание уникальных произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства XVII-XX веков, которое отражает духовную жизнь интеллигенции России (этот бесценный дар, более 700 предметов, Шереметевский дворец получил от его жены А.М.Сараевой-Бондарь).

Музей Музыки демонстрирует коллекцию музыкальных инструментов, насчитывающую более трёх тысяч экспонатов. Здесь можно увидеть и услышать русские колокола, копии античных инструментов, изготовленные в XIX веке на основе оригиналов, найденных при раскопках древней Этрурии. Барочная причудливость форм европейских инструментов XVII-XVIII столетий - старинных арф, виол, клавесинов - необыкновенно созвучны стилю дворца, ажурным узорам чугунной ограды, лепным украшениям интерьеров. Знаменитая коллекция в старинной оправе барочной архитектуры воспринимается как одна из новых страниц музыкально-исторической летописи Фонтанного дома, хранящей имена знаменитых артистов прошлого, известных историков, живописцев, архитекторов.

Дворец стал популярным местом проведения концертов.

В Музее помимо временных выставок действует постоянная экспозиция "Возращённое наследие", в которой отражён последний зарубежный период жизни русского композитора, педагога, дирижёра Александра Глазунова. Сохранение наследия и передача его в Петербург - заслуга приёмной дочери композитора Елены Александровны Глазуновой-Гюнтер. При жизни отца она много концертировала как пианистка, и музыка Глазунова постоянно была в её репертуаре. После кончины отца она основала Фонд Глазунова. В 2003 году Фонд и его глава Николай Воронцов при содействии Министерства культуры Российской Федерации вернули наследие композитора в Россию. Архив Глазунова, включающий в себя книги, письма, нотные автографы и издания произведений композитора, передан на постоянное хранение в Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.

В экспозиции воссоздана обстановка парижской квартиры, где Глазунов провёл последние свои годы. Здесь представлены: мебель, фотографии, документы семьи Глазуновых; письменный стол, рояль фирмы Bechshtein, дирижёрская палочка, личные вещи, ноты и автографы композитора, его посмертная маска

Выбор редакции
Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...

Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...

Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...

Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...
Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...
Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...
Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...