Эбру. История искусства живописи на воде. Мастер-класс — нетрадиционная техника рисования «Эбру


Волею судеб в истории человеческой цивилизации народам Востока отведена особая роль. Они подарили миру множество мистических и эзотерических учений, искусство врачевания и сохранили традиции возрастом в тысячелетия.
Именно с Востока - то ли из Турции, то ли из Индии, в Персию, а затем и в Османскую империю перешло искусство эбру– создание изображений на воде.

Суть технологии заключается в том, что вначале изображение создается красками на поверхности воды. Затем его можно переносить на другие поверхности – бумагу и ткань, дерево и стекло, а также на керамику. Персы этой технике дали поэтическое название «искусство облаков».

Удивительная роспись по воде

В Европу этот удивительный вид изобразительного искусства проник и стал активно использоваться с XVI века. На протяжении столетий техника эбру использовалась в основном для создания эффекта мраморной бумаги. Ее использовали для каллиграфического написания текстов, как материал для оформления обложек и форзацев при переплете книг. Дело в том, что каждый отпечаток рисунка можно получить лишь в единственном экземпляре. Поэтому книга, получившая переплет, выполненный этой техникой, имела поистине уникальное оформление.

Эффект мраморной бумаги

Для получения мраморированной бумаги поступают следующим образом. Неглубокую ванну, нужных размеров, наполняют водой. Подготавливают нужные краски. Обычно используют масляные или офсетные краски, растворенные в скипидаре. Для более стойкого удержания красок на воде, в нее добавляют конторский или казеиновый клей (это не обязательно). Каждая из подготовленных красок должна находиться в отдельном небольшом сосуде.

Основными цветами среди красок являются синяя, желтая и красная. Их можно применять по отдельности или смешивая между собой, получать разнообразные дополнительные тона. Если того требует фантазия художника можно использовать белую и черную краски. Готовое изображение можно посыпать «золотым» и «серебряным» порошком.

Процесс рисования картины на воде

На поверхность воды в ванночке капают по очереди подготовленные краски, которые, расплываясь, создают определенный узор. Если капли красок будут попадать в одну точку, они будут образовывать круги с живописными переходами. Слегка раскачивая ванночку, можно придать переходам волнообразную фактуру. Проводя по цветным пятнам на поверхности воды заостренной палочкой, можно получить совершенно фантастические элементы изображения.

Перенос изображения с воды на другие поверхности

Следующий этап требует определенной сноровки, терпения и аккуратности. На полученное изображение равномерно укладывается та поверхность, на которой предполагается сохранить изображение – бумага или ткань. Если этот процесс выполнен не достаточно корректно, на поверхности останутся непрокрашенные куски. Хотя иногда это делается намеренно, для размещения надписей.

В качестве основы для получения узора можно брать клеевой раствор или заваренный крахмал, вообщем вязкую слизь. Бумага должна быть достаточно прочной, чтобы после намокания на ней не появились разрывы.

Какие краски для Эбру бывают? Какую купить краску для Эбру?
В чем отличие? Состав. Назначение.
Наша история успеха - ваш выбор.

Краски для Эбру.
Каждый, кто первый раз увидел Эбру в живую или на видео, задавался вопросом что же это за краски, которые не тонут в воде? Даже те, кто уже начали рисовать часто испытывают сомнения в выборе материалов.
Давайте разбираться для чего нужны специальные краски в Эбру? Каких видов они бывают? Что подойдёт именно вам?
.
Для того, чтобы определить виды красок, надо знать их состав.
Ещё в 11 веке, краски для Эбру создавали путём смешивания в определенных пропорциях трёх компонентов: пигмент, вода и бычья желчь. Именно благодаря последнему компоненту краска держится на поверхности специальной воды. Именно из-за желчи краска не смешивается между собой в работе. Именно из-за нее желательно использовать не более 3-4 четырёх цветов при работе с фоновым Эбру-рисунком. Про пигмент все понятно и без слов, а простая вода требуется для "настройки" яркости краски. Добавив воды уже в готовую краску вы получите более бледные оттенки, если с количеством переборщить, то можно и вовсе потерять краску.
.
Так вот теперь вам легче будет понять основное отличие двух видов красок.
- Профессиональные. Чаще всего продаются в пигментах. Фирма Karin (Турция). Многие называют это краской, но вы должны понимать, что эту краску необходимо ещё довести до ума. Намешать самостоятельно в эту краску воду и жёлчь. Строго в определенных пропорциях. Нужно тщательно вымешивать и растворять пигмент, а после каждого шага смотреть поведение краски на загустителе.
.
Такие краски будут именно ваши, они будут слушаться Вас, но пока это произойдёт, скорее всего вам просто надоест их замешивать. На поведение профессиональной краски влияют такие мелочи, как ваше настроение, регион проживание и жесткость воды, температура хранения и перевозки, я молчу уже про наличие умелых рук. А ещё они очень капризны в работе с разными загустителями.
Было дело у меня давно, когда накануне мероприятия с Эбру, эти краски, замешанные мною уже не в первый раз перестали "работать". Паники было много и тогда пришли на помощь готовые краски. Или как их иногда называют полупрофессиональные. К ним мы ещё вернёмся. А пока знайте плюсы и минусы первых:
1. Из такой краски вы сможете создать невероятные шедевры, с тонкими изящными линиями, они идеально подойдут для шоу водной анимации и в целом для я любила рисовать сакуру и розы)
2. Цена. Баночка пигмента стоит порядка 800-1200р.
3. Из такой баночки вы сможете создать существенное количество краски, при условии, что вы сможете найти общий язык с пигментами.
4. Не всегда найдётся время замешивать краску, чтобы порисовать, вам придётся потратить часа 2 перед этим. А представьте, у нас на дню по два, а иногда и три мероприятия. Расход краски огромен, а время самый драгоценный ресурс. Вывод напрашивается сам собой.
5. Если на замену первого варианта, может придти второй, то значит не такой уж их хороший он был, ваш первый
На замену придут полупрофессиональные краски.
.
Итак, полупрофессиональные краски. Фирма ArtDeco (Турция). Ценовая категория 210 рублей за баночки 30 мл. Почему "полу" сейчас поймёте. Во первых эти краски изготавливаются на производстве. Количество и пропорции компонентов в составе уже заданы по умолчанию, вы не можете никак повлиять на свойства этих красок.
.
Такими красками вы сможете нарисовать интересные абстрактные рисунки, но что-то более конкретное скорее всего нет. Тут количество жёлчи заточено непосредственно под одну цель чтобы краски держались на плаву и не тонули. Именно из-за этого, тонких и изящных линий не получить.
.
Весной 2016 года, когда мы решили создать собственный бренд и линейку красок для Эбру, мы точно знали, каких результатов хотим достигнуть.
1. Нам нужна готовая краска, по свойствам и насыщенности как профессиональная, но проста в использовании как полупроф. Чтобы нашей краской смогли пользоваться все: новички и продвинутые любители Эбру, чтобы у каждого получались невероятные шедевры, в стиле абстракционизма или реализма. А главное, чтобы вы не тратили время на лишние действия, а больше проводили его с близкими
2. Вторая цель - удобство в транспортировке! А это значит морозостойкость. Многие регионы нашей страны были вынуждены закупаться летом, на год вперёд, чтобы не переплачивать за тёплую доставку. После выпуска первой партии, мы подвергли краски трём циклам заморозки. И качество осталось на высоте.
3. Цвета. Очень хотелось, чтобы краска по виду и своим свойствам была приближена к профессиональной, чтобы все цвета были укрывисты и насыщенны как на воде, так и на других материалах для переноса рисунка.
4. Универсальность. По сей день я просто влюблена в это свойство. Мы можем переносить наши краски не только на бумагу, но и на холст, различные ткани, дерево и другие шероховатые поверхности. Причём закреплять поверхность чем то специальным не требуется
5. Ну и самая главная цель- это отличаться от других. В тот год, порядка 3-4 заводов начали выпускать краски для Эбру, позже перепробовав все, мы поняли одну вещь, они создали подобие красок ArtDeco, видно пошли простым путём, отдав в лабораторию и пытаясь создать что-то подобное, но увы не вышло. Мы в этот момент работали над своими красками уже достаточно давно и прорабатывали их конкретно под свои запросы. Мы делали их для себя, а не с первоцелью продавать. Но то, что получилось, превзошло наши ожидания, все задачи были выполнены на и сейчас мы делимся нашим продуктом с вами, имеем успешный бренд, отличное качество и держим доступные цены. Вы спросите, к каким краскам относятся наши? Я бы сказала, к золотой середине, к той самой, которой стремились

А знаете ли вы, что можно рисовать на воде? И для этого не нужно быть волшебником, достаточно освоить технику эбру!

Что такое эбру?

Эбру – это уникальная техника рисования, которая предполагает создание узоров на воде и дальнейшее их перенесение на какую-либо поверхность, например, на бумагу или ткань.

Кстати, название с персидского языка переводится примерно как «на воде». Но также данную технику в мире часто называют турецким мрамированем, хотя известны и другие названия: «танцующие краски», «плавающие краски», «облака и ветер».

История появления

Когда и где появилась техника эбру? Это до сих пор доподлинно неизвестно. Некоторые считают родиной Турцию, но также упоминания о рисунках на воде встречались и в таких странах как Индия, Япония Китай и даже Россия (а именно Алтай).

Точную дату начала истории этого искусства также невозможно назвать, но первый рисунок, созданный с использованием данной техники, датирован XI веком, хотя историки считают, что направление появилось гораздо раньше, так как изображение было качественным, созданным рукой настоящего мастера.

Но можно с уверенностью сказать, что эбру имеет восточные корни, ведь только этой культуре присущи столь плавные линии, некая медитативность, умиротворённость, тонкость всех движений и, конечно, терпение художника.

Что понадобится?

Сразу стоит отметить, что для рисования используются специальные приспособления и инструменты, и даже обычная вода не подойдёт.

Итак, вот что потребуется для рисования в домашних условиях:

  • Прямоугольный контейнер, причём желательно прозрачный или светлый, чтобы все создаваемые узоры были хорошо заметными. Можно использовать специализированную ёмкость (приобрести её вы сможете в отделах, в которых продаются аксессуары для творчества) или, например, противень. Так или иначе, контейнер должен иметь достаточные размеры. В идеале они должны соответствовать величине основы, на которую вы планируете переносить изображения.
  • Загуститель. Чтобы вода приобрела необходимую вязкость, и краски не тонули и не растворялись, а оставались на поверхности, она должна иметь определённую консистенцию. И для придания густоты используется экстракт растения гевен. Из стеблей извлекают смолу, которую потом высушивают на солнце и продают в виде лепестков китре или же готового порошка. Стоит отметить, что лепестковую китре придётся настаивать в течение двух недель, так что гораздо проще и удобнее будет использовать порошкообразную форму (но и в таком случае придётся ждать некоторое время, оно должно указываться в инструкции). Но вместо экстракта гевена иногда используются загустители на основе морских красных водорослей или же синтетические вещества.
  • Краски, как и загуститель, натуральные. Они состоят из воды, природных пигментов, а также желчи, которая позволяет узорам не растекаться и удерживаться на поверхности воды. Наиболее распространены основные цвета, такие как синий, жёлтый, красный, чёрный, белый и зелёный. Оттенки или полутона создаются путём смешивания.
  • Кисти. Они могут иметь различную толщину, в зависимости от того, какой узор вы хотите создать. Обычно кисти изготавливаются из конского волоса, но могут использоваться и синтетические.
  • Спицы или шила. Такими инструментами создаются необходимые формы, тонкие контуры и границы изображений. Художник двигает шилом по водной глади и создаёт уникальные рисунки.
  • Гребень применяется для создания так называемых чешуйчатых узоров (обычно они используются в качестве фона).
  • Пипетки необходимы для наложения красок на воду.

Как научиться?

Техника рисования эбру, с одной стороны, может показаться довольно простой, ведь всё, что нужно – это водить кистью по воде.

Но, с другой стороны, создание изображения – это довольно кропотливый и трудоёмкий процесс, ведь нужно тонко улавливать все движения красок по поверхности водяной глади и умело создавать узоры, сочетая их между собой и не допуская смешения цветов или пересечения тех или иных элементов.

Рисование по технике эбру состоит из нескольких этапов:

  1. Сначала нужно подготовить воду. Для этого изучите прилагаемую к загустителю инструкцию и чётко следуйте всем указаниям.
  2. Далее нужно процедить жидкость, чтобы в ней не осталось ни одной не растворённой крупинки загустителя. Для процеживания можно использовать отрезок ткани, сложенную в несколько раз марлю или, например, капроновые колготы или чулки.
  3. Готовый раствор налейте в контейнер и положите сверху газету, чтобы собрать и удалить из жидкости все воздушные пузырьки (они могут мешать рисовать и портить готовые узоры).
  4. Теперь подготовьте краски необходимых цветов. Для наложения их на воду могут использоваться кисти или же пипетки.
  5. Далее, используй кисти, спицы и шила, создавайте изображение. В процессе движений будут формироваться замысловатые узоры, которым вы сможете придавать необходимые контуры и формы.
  6. Далее нужно взять кусок ткани или лист плотной бумаги и положить его на поверхность воды. Спустя 5-10 секунд уберите основу. Самый простой вариант – просто дать рисунку высохнуть. Но опытные мастера завершают изображения путём нанесения основной темы (для этого используются трафареты).

Чтобы научиться технике эбру и создавать настоящие шедевры, следуйте нескольким простым советам:

  • Чтобы ваши рисунки радовали вас и окружающих, приобретайте только качественные материалы, так как от их характеристик будет зависеть конечный результат ваших стараний.
  • Можно купить готовый набор, в который входят ёмкость, загуститель, краски, а также все необходимые для создания узоров инструменты.
  • Начинайте осваивать самые простые элементы, например, завитки, петли, переходы и так далее. А потом пробуйте переходить к более сложным изображениям и совмещать узоры.
  • Для создания рисунков можно использовать как готовые примеры, так и собственное вдохновение. Просто возьмите краски и кисти и начинайте творить, доверившись интуиции и своему таланту.
  • Если вам что-то непонятно, попробуйте просмотреть подробные обучающие видео с пошаговым описанием всего процесса.
  • Запаситесь терпением, ведь настоящие шедевры или даже более или менее удачные рисунки начнут получаться не сразу. На всё нужно время.
  • К занятиям следует приступать в спокойном состоянии и хорошем настроении, и тогда всё получится!

Запаситесь всем необходимым, поймайте вдохновение и начинайте творить уникальные рисунки на воде, используя технику эбру!

Нетрадиционные техники рисования предоставляют нам широкий простор для творчества. Корни многих интересных и необычных техник рисования — в древних работах и технологиях, при помощи которых умелые мастера создавали затейливые абстракции и имитировали в своих рисунках структуру камня.

Предлагаю рассмотреть технику рисования на воде, очень схожую с японской суминагаши, которую практикуют художники с двенадцатого века. В работе, ими использовались натуральные краски и материалы. Весьма причудливые рисунки создавались на поверхности воды при помощи кисточек, капель краски и обыкновенных палочек, которыми перемешивали краску. Затем при помощи быстрого прикладывания листов бумаги к поверхности воды с нанесенным рисунком, его сохраняли на бумаге. Эти работы использовались для украшения интерьеров.

К нам же искусство рисования на воде пришло из Турции и там оно называется Эбру. Умение создавать красивые абстракции зачаровывает и можно часами наблюдать за работой настоящего мастера и волшебными превращениями рисунка. В последнее время эти интересные техники рисования приобретают все большую популярность.

Научиться таким нетрадиционным и причудливым техникам рисования довольно просто. Нужно изучить технологию, запастись терпением и небольшим количеством времени.

Порисуем на воде

Материалы для нашего мастер класса понадобятся простые и доступные. Нам нужна пластмассовая емкость с небольшим количеством воды. Она должна быть большего размера, чем наши листы бумаги, на которые мы впоследствии нанесем рисунок. Бумагу можно использовать как тонкую промокательную, так и плотный ватман для акварели.

Для облегчения работы и получения более плотного и стойкого рисунка, мы воспользуемся современными аэрозольными красками из баллончиков. Такие краски не проникают в глубину воды, ложась на поверхность слоем. Работать с ними следует на свежем воздухе и нужно учитывать, что даже на поверхности воды они очень быстро сохнут.

Рисование на воде начинаем с нанесения нескольких цветов краски из баллончиков на поверхность.

Затем при помощи кисточки или палочки аккуратно начинаем создавать абстрактный рисунок, слегка перемешивая краску.

По достижению желанного результата, берем лист бумаги и быстро, но аккуратно прикладываем его к поверхности. Затем также бережно отрываем его от воды. От того, как будет оторван лист бумаги от воды, зависит вид получившегося рисунка. Можно поднять его строго вертикально или, протянув по воде, создать движение и дополнительные разводы на рисунке.

В результате, в зависимости от выбранных цветов, мы получаем оригинальную имитацию среза мрамора, малахита или других минералов. Повторив процесс с начала, можно изготовить довольно много таких необычных работ.

Эти рисунки можно использовать как самостоятельное произведение искусства и поместить их в рамку. Ими можно украсить стены, наклеив листы с узорами вместо обоев или плитки. Эта интересная техника рисования позволяет создавать уникальные и неповторимые узоры, меняющиеся при каждом оттиске. Они придадут изысканный и роскошный вид помещению, где будут располагаться. Аэрозольная краска быстро сохнет и защищает поверхность бумаги от влаги. Кроме того, после получения необходимого количества оттисков, и наклейки их на поверхность стены, поверхность можно покрыть лаком с помощью кисти или из баллончика.

Эбру - очень древнее искусство рисования на воде. Эбру, как и все Восточное, ценно не конечным результатом, а процессом. Вы можете рисовать до тех пор, пока у Вас есть желание. Вам не обязательно знать, что Вы хотите нарисовать, картина будет великолепной даже если Вы прерветесь на половине замысла. Вы просто перенесете все на бумагу и сможете наслаждаться. В Эбру самое ценное - это не сама картина, которую Вы можете нарисовать, а то, что эту картину никто уже не сможет повторить. Тут всегда присутствует элемент непредсказуемости.
Сам рисунок выполняется с помощью двух инструментов: шило и гребень. Они используются для того, чтобы из капель красок по воде создавать различные формы. Кроме красивых узоров есть возможность рисовать любые формы, как абстрактные, так и конкретные, вплоть до портретов.
Инструменты для рисования Эбру отличаются от привычных нам инструментов для рисования. Товары для Эбру частично можно сделать в домашних условиях. Шило для Эбру можно заменить иголкой или спицей. Также можно заменить гребень. Лоток для Эбру также можно заменить любым другим удобным лотком. В некоторых случаях можно даже найти заменитель загустителя для Эбру. Но совершенно точно вы не сможете заменить оригинальные краски для Эбру, так как они должны обладать особыми свойствами, чтобы можно было рисовать на воде. Краска для Эбру не должна растворяться в воде, должна принимать ту форму, которую ей придает мастер Эбру, должна впитываться в бумагу, сохраняя рисунок.

Эбру - это не просто искусство, которое приносит удовольствие. Рисование Эбру может стать отличным хобби для всей семьи. Занятие Эбру поможет вам с радостью провести свое время, приучить детей к искусству, которое отлично развивает воображение и моторику. Во время рисования Эбру у вас всегда будут получаться гармоничные рисунки и картины, так как сама вода будет помогать получать красивые изображения. Вам иногда достаточно во время рисования просто водить шилом по воде, и на ваших глазах будут получаться замечательные формы. Эбру - очень гармоничное искусство рисования на воде. Вы никогда не устанете от Эбру, потому что оно прекрасно и неповторимо.


Ссылка на страницу где взяла сам текст здесь http://ebrussia.com/vse-ob-ebru
и там же есть видео.

По моему очень романтично, рассказать так любимому о своих чувствах) или просто создать произведение искусства, для людей не обладающих талантом рисования, но полных творческих идей. Отличный способ самовыражения.

Рисование по воде
Итак, способ первый - рисование по … воде. Да, да, именно так мы и будем рисовать - масляными красками по воде.
Помните, в детстве было такое странное на взрослый взгляд развлечение - набираешь на палочку еловой или сосновой смолы и бросаешь ее в лужу. Палочка начинает двигаться, оставляя после себя масляные разводы, в точности как заправский корабль (кстати, почему двигается палочка? Чем не повод для обсуждения на уроке физики?). Вот эти масляные разводы мы и будем рисовать. Берете:
тазик (в процессе дальнейшего использования он, скорее всего,будет загрязнен масляными красками) или поддон - существенна не глубина, а плоскость поверхности, она должна быть такой, какого размера листы вы предполагаетиспользовать в художественном процессе;воду; масляные краски (если это ваш первый опыт, то подойдет любой набор, также как и остатки от любых наборов масляных красок в тюбиках - помните только, что не все, что в тюбиках масляное, а растворять акварель растворителем
совершенно бессмысленно)растворитель для масляных красок (чтобы не покупать что-тоспециальное всегда можно воспользоваться тем, что окажется под рукой - бензин,скипидар… единственное, что от этого зависит - это тот аромат, которым будет обставлен процесс творчества. Постарайтесь выбрать проветриваемое помещение и следите, чтобы растворитель не стоял открытым.); и, конечно же,
чистые листы бумаги. Вот, собственно и все. Можно творить.

Процесс запечатления чуда
Немного краски выдавливается в подвернувшуюся под руку чашечку (маленькую мисочку, стаканчик - все что вам надо получить - это лишь несколько капель жидкой краски), размешиваете ее с разбавителем и … выливаете на воду. Рисунок готов! Масляная краска не упадет на дно (если она не чрезмерно густая) и, естественно, не растворится в воде. Как та смола с палочки она начнет образовывать узоры.
Добавьте второй цвет, и второй цвет начнет образовывать свои узоры, иногда внося неожиданные изменения в поведение предыдущего. Цвета при этом не смешиваются. Если вы хотите сделать смешанный цвет, для этого вам надо заблаговременно смешать две краски в растворителе. Хотите чего-нибудь завихренного, взмахните в воде своей волшебной палочкой (той, которой вы размешивали масляную краску в растворителе) и узор начнет меняться, сначала по мановению вашей руки, а потом по собственному умыслу. И вот все бы это чудо, да на лист бумаги! Нет ничего проще. Берете лист бумаги и бросаете его на ту же самую воду (не надо топить). Мгновение (не надо ни ждать, ни считать до трех - достаточно того, чтобы лист соприкоснулся с водой), аккуратно поднимаете лист и … на обратной стороне запечатлелось то чудо, которое происходило до этого на водной поверхности. Еще листок, еще немного краски, … еще листок … ой, а листков уже не осталось. Отличительной особенностью этого способа является то, что никогда не удается дважды получить один и тот
же рисунок.
На людей, не знакомых с подобной техникой рисования, получающиеся «произведения искусства» неизменно производят сильное впечатление. Дело, наверное, в том, что трудно представить, как подобную картину можно нарисовать кисточкой - тем
инструментом, которым мы обычно пользуемся при рисовании.

Продолжим эксперимент
Надо заметить, что после того, как руки проделали весь процесс, все кажется естественным и понятным: конечно же, краска остается на бумаге, а вода стекает. Однако, попробуйте ответить на вопрос - почему? и вам неизбежно придется обратиться к таким темам как смачивание, поверхностное натяжение … Так почему бы и не начать разговор об этих темах с такого маленького, но приятного опыта?
Наблюдая за тем, что происходит на водной поверхности вы увидите, что разные краски ведут себя по-разному - одни стремятся расползтись по всей водной поверхности, другие образуют каплю, которая иногда норовит упасть на дно (ее можно попытаться
аккуратно поднять палочкой обратно к поверхности и следующий раз не лить краску с такой большой высоты) - есть над чем подумать и поэкспериментировать. Каждый раз результаты эксперимента можно зафиксировать на листе бумаги и приложить к отчету о проведенных опытах (наверное, многие, опробовав в классе, будут не прочь продолжить эксперименты дома).

И что теперь с этим можно делать?
Ой, а листков уже не осталось… Вы смотрите на множественные результаты творческого, процесса, которые подсушиваются на всех подходящих для этого поверхностях, от запаха растворителя уже немного тошнит … и вы думаете, что же теперь со
всем этим богатством делать. Все такое красивое и … ненужное. И хотелось бы, может быть еще…
Для начала приведите в порядок. Высушенные листки прогладьте с обратной стороны не очень горячим утюгом, сложите в аккуратную стопочку. Если вы делали эксперименты, то обратная сторона в наибольшей степени подходит для указания номера эксперимента
или авторства, однако все записи надо делать до того, как вы начали макать листок в воду (это чрезвычайно важное обстоятельство при групповой работе, но к сожалению, обычно вспоминается лишь тогда, когда дело доходит до дележа продукции).
Говорят, что некоторые любители используют сделанную таким образом бумагу в качестве обоев. А можно сделать и что-то вовсе простое - конвертик, который будет замечательно смотреться на фоне стандартных почтовых отправлений. Можно просто брать кусочки и использовать их для оживления больших однотонных плоскостей, или обклеить ваше изделие из папье-маше…По мне, так, поскольку глаз всегда норовит увидеть что-то свое, родное, профессиональное - получаются отличные учебные пособия, годные для любой темы. Что ты видишь на этой картинке? Как она называется? Передавая картинки по кругу, подпишите ассоциации (ключевые слова), составьте рассказ, используя ключевые слова, или сочините стихотворение. А может быть, мы рисовали сегодня природу Африки? Или сценки из жизни эскимосов? Или это картина о жизненном пути Анны Карениной? Отличный материал для проверки знаний. Зря говорят, «вилами по воде писано»!

Рисование руками
Второй способ рисования, о котором я хотел бы рассказать - это рисование руками. Нет, конечно, мы обычно всегда рисуем руками, а не ртом или головой, но в данном случае речь идет о рисовании пальцами без использования каких-либо дополнительных инструментов (по крайней мере, в начале). Для данного художественного процесса понадобится теперь уже водно-растворимая краска, клейстер и все та же бумага (единственное, что бумагу лучше взять поплотнее, типа ватмана, и площадью побольше - формат А3, если у вас не очень большие руки). Используйте гуашь (акварель не очень подойдет), главное, что краски потребуется много и лучше заблаговременное сделать ее пожиже, если конечно, вы не используете большие тубы с жидкой краской, которые, к слову сказать, наиболее удобны, но относительно дороги. Подстелите газеты, положите поверх чистый лист бумаги, засучите рукава… а теперь зачерпните пригоршней клейстера и размажьте его толстым слоем по поверхности бумаги (аккуратность не обязательна). Первое ощущение от клейстера - не очень, но это быстро пройдет. Теперь влейте на клейстер немного краски, рядом еще … и ведите пальцами. Краска действительно начнет двигаться под вашими руками. Заедьте на другой цвет, поведите два цвета вместе, завихрите, наделайте зигзагов … еще краски … может быть маловато
клейстера? Довольно быстро вы убедитесь, что чрезмерное перемешивание до добра не доводит и, хотя у серого есть множество оттенков и на сером тоже интересно делать узоры, но все-таки, может быть, не стоит каждый раз доводить до этого. Хотите более тонких линий, возьмите палочку, хотите, чтобы линии были тройными, возьмите вилку, а может быть, под рукой окажется расческа (все потом с легкостью
моется) и двигайте, двигайте.

Полезный продукт
Еще один «прикол» - это сделать отпечаток. Наложите на ваше художественное полотно сверху чистый лист ватмана и прогладьте его тыльной стороной ладони. Попробуйте совместить несколько отпечатков, используя либо разные участки первоначального
рисунка, либо несколько заготовок. Художественный продукт, который получится на этот раз, будет несколько иного свойства. Бумага итак была плотнее, а с клейстером она становится совсем плотной и менее эластичной. Попробуйте сделать из нее коробочки, подставочки. Она отлично держит форму. Если же вам хочется чтобы стенки коробочек были еще толще и, может быть фактура их была более рельефной, добавьте к той “каше” красок, которую вы устроили на листе некоторое количество крепп-бумаги, а за неимением таковой под рукой, попробуйте туалетную бумагу, просто салфетки, может быть цветные салфетки?..

Теперь, если ваша фантазия немного разогрелась, рискну предложить вам еще
пару способов рисования, гораздо менее требовательных с точки зрения материалов.

Рисование на досках… школьных
Берете школьную доску (стеклянная подойдет лучше), губку или тряпку, обильно смоченную водой и … «намываете» доску так, чтобы она стала вся мокрой. Намочили?
А теперь отойдите и смотрите. На доске начинают проступать узоры. Дорога… пальмы… письмена на непонятном языке … Если вы в классе не один (а это прекрасный способ отдохнуть после долгого трудового дня - в одиночестве понаблюдать то,
что происходит на высыхающей доске), а рядом еще и целый класс учеников, попробуйте сыграть в игру: как только кто-либо что-то увидел, он молча походит к доске и пытается зафиксировать, подчеркнуть мелом увиденное, следующий, кого «осенило» делает то же самое и так, пока у доски (или на доске) не станет свободного месте. «Ну вот, дети, а теперь напишем сочинение на эту тему!».
А можно и вовсе без мела. Берете мокрую тряпку (на этот раз лучше именно тряпку), отходите от доски шагов на пять и … с разворота бросаете тряпку в цель (т.е. в доску): что это? Извержение вулкана? Какого? Атолл… очертания Мексики… профиль
реки… кто еще, кто больше?.. Быстрее, пока совсем не высохло.
Очень подходит для снятия физического напряжения. А еще можно использовать как способ поощрения отличников: получил пятерку
- твои пара бросков. Отличникам ведь так не хватает движения и … спонтанности.

Рисование по воде
Еще один экстравагантный способ рисования, похожий на предыдущие своей временностью. Рисунок, который существует лишь несколько мгновений. Речь идет о рисовании в воде.
Начать можно, например, с простого: стакан воды, йод, жидкость для мытья посуды, можно глицерин, можно спирт или одеколон и какая-нибудь маленькая плошка для смешивания. Да, еще, конечно же, что-нибудь типа пипетки.
В стакан наливаете воду (для начала - просто вода). В плошке смешиваете йодс жидкостью для мытья посуды. И капаете каплю в воду. Капля начинает опускаться,потом где-то через пару сантиметров, она расплющивается и образует кольцо.
От кольца отделяются маленькие чернильные фонтанчики.Глицерин и спирт или одеколон нужны для того, чтобы менять плотность жидкости.Более сложные картины можно наблюдать, создавая в жидкости температурные градиенты.
Насыпьте в стакан льда и попробуйте то же самое. Красящие вещества можно разнообразить,используя, например, зеленку. Если у вас окажутся под рукой пищевые красители (некоторые из них продаются перед Пасхой как красители для яиц), разведите
их в небольшом количестве воды (например, попробуйте 10% раствор) и начинайте рисовать многоцветные картины.

«Концептуальное» рисование
Эксперименты с рисованием имеют несомненную ценность для развития воображения, но не только воображения, а способности мыслить концепциями, создавать концепции.
Есть серия простых упражнений с мозаиками. Возьмите фотографию из журнала (существенно, чтобы она была большого формата) и нарежьте ее на квадратики.
Это может быть не фотография, а рисунок. Сделайте несколько комплектов и предложите группам учащихся собрать картинку.
Сложность игры можно варьировать такими, например, приемами:
- нарезайте не квадратиками, а фигурами произвольной формы,
- используйте двухсторонние фотографии,
- смешайте несколько фотографий в одну кучу,
- подмешайте «лишние» кусочки или удалите часть нужных,
- создайте группу, которая будет «консультировать» - переносить кусочки между
группами.
Наверное, есть еще много вариантов. Но что происходит?
Первое, на что можно обратить внимание - как правило, рисунки собирать проще.
Почему?
Историк науки Томас Кун, известный «парадигмами» - понятием, которое он ввел в широкий научный оборот, описывая в одной из статей процесс научного творчества, сравнивает его со складыванием мозаики. Перекладываешь, перекладываешь - нет
никакого смысла. И вдруг, «щелчок» и все начинает складываться в единый образ. Возникла концепция, которая приносит смысл в до этого бессмысленное нагромождение фактов.
Такой же «щелчок» происходит и при складывании реальной мозаики. Отличие фотографии от рисунка в том, что, как правило, рисунок более концептуален. В нем уже удалено много «лишнего», не существенного с позиций того «послания», которое заложено
в изображении. Но и фотография - тоже концепция. Наверное, неплохой темой для обсуждения может послужить вопрос о том, как «качество» фотографии, решенность вопроса о «послании», содержащемся в ней влияет на качество нашего восприятия.
И игры с мозаиками - простой способ провести эксперимент.Может быть, отсюда можно начать дорогу к искусству, которое в школе, если
и возникает, то лишь косвенно и исподволь - искусству презентации. Тому, как донести свое «послание» до других людей.

Слепое рисование
«Понять» и «донести». Одна из техник исследований в этой области - слепое рисование. Способность рисовать произвольно, не «от ума», а «от руки» по мере нашей социализации, как правило, съезжает на нет. Глаз цензурирует то, что изображает рука, проверяет «воспринимаемость» со стороны, а, если видит, что рука не справляется, так и вовсе блокирует ее деятельность.
Групповое упражнение, в котором может участвовать весь класс, заключаетсяв следующем. Участники сидят за столами, поставленными в круг с завязанными глазами. Перед каждым лежит лист бумаги и несколько восковых мелков. Играетмузыка. Выбор музыки - дело ваших целей, вкусов и предпочтений, надо только помнить, что характер музыки сильно сказывается на «изображаемом». Задача музыкального
сопровождения отчасти заключается в том, чтобы подавить коммуникацию, связанную со слуховыми ощущениями - это не только речь, но и шорохи, звуки. Вся коммуникация происходит через листы бумаги, на которых рисуют руки (но не глаза, поскольку
глаза завязаны). В ходе сессии рисования, которая может продолжаться 5 - 10 минут, учитель или его ассистент (или они вместе, если участников процесса много) аккуратно меняют листы между участниками, стараясь не прервать процесс
рисования.
Иногда получаются забавные результаты: человек не рисовал, не рисовал, открывает
глаза, а перед ним - картина.
Перед началом процесса рисования иногда полезно пояснить, что восковыми мелкам можно рисовать так же, как ручкой, прикладывая острие к бумаге, а можно и всей плоскостью, заполняя пространство.
Когда глаза открыты и картины явлены миру, предложите немедленно дать название, потом подчеркнуть несколько линий, по очереди вешать свои картины на стену, и, изображая из себя экскурсовода в галерее современного искусства, рассказать, что за художник, почему он выбрал голубую гамму для этого пейзажа и как звездочки, разбросанные по всему полю, отражают тяжелый жизненный путь автора. Пусть экскурсию начнут дети с ярким и быстрым воображением. Их рассказы помогут другим «разогреть свою фантазию».

Рисование вдвоем
Другой вариант рисования «вслепую» больше ориентирован на умение построить взаимодействие с партнером.
Партнеры садятся друг напротив друга, договариваются о том, что они будут рисовать (Но не о том, как они это будут делать. Если разговор переходит в эту плоскость, смысл игры исчезает.). Можно дать тему извне. Пусть это будет «зима» или «лето» или «вечер на улице». Конкретный сюжет не так важен, важно, чтобы он был и был общим для партнеров. На середине стола между партнерами лежит лист, глаза завязаны, и руки держат ОДИН ОБЩИЙ КАРАНДАШ. Общую тему партнеры должны нарисовать вместе, один и тем же карандашом. Как только одна рука отрывается от карандаша, процесс завершается. Задача, как можно догадаться, непростая, и то, что важно в этой ситуации -это понаблюдать за тем, как выстраиваются отношения. Оба ли участника вносятравный вклад, кто доминирует и как это доминирование осуществляется. Как партнеры дают сигнал о своем желании проявить инициативу, и слышат ли они сигнал другого.
Чтобы увидеть все это, несомненно, нужен третий - наблюдатель, который сосредоточится на том, чтобы видеть, как происходит взаимодействие и расскажет об этом всем остальным, включая участников процесса. Размышления об упражнении наводят на воспоминание о другой игре, известной под названием армрестлинг. Надо ли бороться за карандаш, делает ли это рисунок
богаче?

И на закуску.

Рисунки на воде

Статья для тех, кто всегда мечтал рисовать на воде

Июль 27th, 2006, Science от Zoolander

Японские исследователи из лабораторий города Akishima научились рисовать водой на воде - в самом прямом смысле. Созданная ими установка позволяет формировать произвольные объемные фигуры на поверхности воды. Это напоминает компьютерные эффекты - вроде жидкого терминатора или инопланетян из фильма “Бездна” (Abyss, 1989 г).

“Жидкостный дисплей” получил название AMOEBA (Advanced Multiple Organized Experimental Basin). Ранее исследователи уже создавали нечто подобное, но до сих пор они сталкивались с проблемой отображения прямых линий. Теперь же их последняя установка может рисовать на воде все латинские буквы и японские иерогливы кандзи, не говоря уже о геометрических фигурах.

Фигура формируется за счет так называемых цилиндрических волн. В этом жидкостном “дисплее” используется 50 генераторов волн, окружающих круглый бассейн диаметром 1,6 метра и глубиной 30 см. Каждая такая волна может условно считаться “пикселем”, диаметром в 10 см и высотой 4 см. Волны-”пиксели” складываются в нужные линии с частотой раз в три секунды.

Авторы проекта считают, что их технология может быть использована в различных развлекательных системах, связанных с водой. К примеру, в фонтанах или аквапарках. В сочетании со световыми и акустическими эффектами фигуры из “воды” должны выглядеть действительно потрясающе.

Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...