Евстигней ипатьевич фомин. Евстигней Фомин (Evstigney Fomin) Фомин евстигней ипатьевич краткая биография


Один из первых своих романсов - тот, что впоследствии обошел весь мир и исполняется до сих пор - "Только раз бывает в жизни встреча" - Фомин сочинил в пору своего жениховства и посвятил будущей теще...



Есть люди, которых вроде бы все знают, но при этом не знают о них ничего. Это авторы знаменитых старинных романсов. Какой-то Чуевский сочинил "Гори, гори, моя звезда!". Какой-то (или какая-то) Абаза "Утро туманное"... И все же Борис Фомин выделяется среди всех этих сочинителей - и судьбой, и талантом.

"Как? Разве он не умер еще в XVIII веке?" - приходилось слышать довольно часто. Нет, он умер гораздо позднее. Но на пластинку "Романсы пушкинской поры" один романс Фомина все-таки "втерся".

Борис Иванович Фомин родился в 1900 году, и все его творчество связано с Москвой. Сюда, на Чистые пруды, он переехал в 1918 году из Петрограда, здесь через 30 лет и умер.

Музыкальные способности Фомина проявились рано. В 4-5 лет он, едва выглядывая из-за аккордеона, играл так, что всем хотелось слушать. Для его отца это была почти трагедия. Уважаемый военный чиновник, человек государственного ума, он мечтал увидеть единственного сына офицером, инженером, ученым. Но музыкантом? Музыкантов в их семейном клане, состоявшем в прямом родстве с М. Ломоносовым, еще не видали. Правда, среди предков его жены, крестницы Александра II, музыканты, кажется, были.

Но у Ивана Яковлевича хватило мужества смириться с явным музыкальным талантом сына. Тем более что родился он под Благовещение, а в России в этот день принято даже птиц выпускать на волю...

Отдали Бориса не в гимназию, в реальное училище. А параллельно он брал уроки музыки у лучших педагогов. Самый лучший из них - А.Н. Есипова, великая русская пианистка, профессор консерватории. Годы занятий с ней - основа музыкального образования Фомина. Никто не сомневался, что быть ему пианистом. Или все же композитором? Он ведь так блестяще и так заразительно импровизировал.

Всматриваемся в старые фотографии: в форме "реалиста" он такой же шустрый балбес, как и другие его товарищи. А вот в костюме артиста - необычайно изящен, аристократичен. Восходящая звезда, да и только!

Но кто знал, как повернется история. Почти одновременно умерла Анна Есипова и началась Первая мировая война. А Фомину всего 14 лет. Будущая карьера померкла в тумане. Даже отцу-генералу многое было не ясно. После революции бежать из России он не захотел. Достойное место в новом госаппарате предложил ему Ленин. В Москву семья Фомина переселялась вместе с правительством.

Борису быстро удалось приобщиться к московской артистической жизни. Нашлось место музыканта в "Летучей мыши". Но в январе 19-го он уйдет добровольцем на фронт и вернется только через два с половиной года. Сначала его как "реалиста" направят на срочный ремонт и восстановление фронтовых железных дорог. Потом заметят, что гораздо лучше использовать Фомина как фронтового артиста: он и пианист, и танцор, и рассказчик, и конферансье, и даже певец. Очень скоро он соберет свои номера в веселую оперетту и поставит ее прямо здесь, на фронте, на платформе вагона...

Вернувшись в Москву, он еще раз попробует свои силы в оперетте "Карьера Пирпойнта Блэка". С шумным успехом пройдет она и в Москве, и в Петербурге, но особой славы не принесет. "Музыка чуть получше, чем у Кальмана или Легара", - высокомерно напишет газетный рецензент. Тогда казалось, что уж хуже Кальмана написать просто невозможно. А хуже оперетты и жанра-то нет!

Фомин будет пробовать себя и в балете, в том числе детском, побывает тапером в кинотеатре и даже "цыганом" в одном из московских хоров. Но свое наивысшее призвание найдет в старинном романсе.

Еще на фронте он заметил, что в самые трудные минуты хочется даже и не юмора, а именно лирики - сладких воспоминаний, горячих любовных слов, радужных надежд. Не знаем, сочинял ли Фомин там, в окопах и теплушках, но в Москве он сразу заявил себя мастером романса. Один из первых - тот, что впоследствии обошел весь мир и исполняется до сих пор - "Только раз бывает в жизни встреча".



Его он сочинил в пору своего жениховства и посвятил будущей теще, в прошлом цыганской певице Марии Федоровне Масальской. Ничуть не менее знаменит другой его романс - "Дорогой длинною".



А были еще и "Эй, друг-гитара", "Твои глаза зеленые" и многие другие. Среди его романсов, кажется, не было неудачных. Не потому ли их сразу запели и наши эстрадные звезды 20-х годов, и наши эмигранты.

Более популярных романсов, чем фоминские, в то время не было. Да и сейчас исполнители, поклонники романса не могут без них обойтись. Как же случилось, что на его долю выпало забвение? И уже никого не удивляют дежурные реплики после какого-нибудь из его шлягеров: "Какая вещь! И кто же это сочинил?"

Какой-то Фомин.

Первую порцию забвения Фомин хлебнул в эпоху сталинской культурной революции. Люди, знавшие Фомина, рассказывали нам, что он как-то заметно сник в 30-е годы, стал меньше сочинять, печататься. А иногда и вовсе куда-то исчезал.

Без большого шума романс как жанр был фактически запрещен на Всероссийской музыкальной конференции 1929 года. Закрылись издательства, печатавшие Фомина, оказались без работы многие исполнители. Остальные получали свои репертуарные списки и программы концертов с грозными красными пометками: "Сколько можно! Халтура! Пошлятина!" и даже - "Контрреволюционный хлам!" Жаловаться было некому, да и небезопасно.

От строгости начальства спасала провинция. Чем дальше от Москвы, тем легче нарушались репертуарные запреты. В Тбилиси или во Владивостоке можно было петь что угодно. Хотя сигналы об этих нарушениях, конечно, накапливались где-то наверху. И накопились.

В 37-м году Фомин исчез надолго. Около года он пробыл в бутырской камере. Обвинения были одно нелепее другого, но приходилось с ними соглашаться. Пока во всем разбирались, грянули очередные перемены. Посадили тех, кто сажал других, а Фомина выпустили.

Говорят, что Сталину нравилась фоминская песня "Саша" в исполнении Изабеллы Юрьевой. Но вряд ли это имело отношение к его освобождению.



Фомин сочинял романсы и в эти страшные годы - "Изумруд", "Оглянись", "Не говори мне этих слов небрежных". Но они так и остались в рукописях, а многие бесследно исчезли. Так уж вышло, что они были никому не нужны, как и их автор.



Фомин понадобился, когда пришла война. Скоро в Москве не осталось театров, а заодно уехали и те, кто запрещал романс и преследовал его авторов. Фомин же не просто остался в Москве. В годы войны он сочинил 150 фронтовых песен, создал вместе с друзьями фронтовой театр "Ястребок" при клубе МВД - на многие месяцы это был единственный театр в Москве, к тому же выпускавший концертные программы и спектакли, созвучные времени. Многие песни Фомина - "Жди меня", "Тихо в избушке", "Письмо с фронта" сразу после премьеры разлетались по России.




Но закончилась война, и на Фомина обрушилась новая волна забвения. Выпячивать его заслуги в дни войны никому из коллег, вернувшихся из эвакуации, не хотелось. Его вспомнили лишь тогда, когда началась кампания против "безыдейных пошляков" Зощенко и Ахматовой. В этот же ряд музыкальная критика воткнула и Фомина.

В 1948 году Фомина не стало. Здоровье после пережитого сильно пошатнулось, а денег на лекарство не было. Необходимый ему пенициллин был доступен только номенклатуре...

В конце 18 века, в эпоху, когда музыкальная жизнь в России была самым тесным образом связана с итальянской и французской операми, а во главе ее стояли приглашенные иностранцы, на отечественном небосклоне ярко просияла новая звезда. К операм этого композитора писала либретто сама великая империатрица Екатерина II. Он был другом Державина и отличался полным неприятием несправедливости и насилия царившими в то время. А звали этого человека - Евстигней Ипатович Фомин.

Он родился 5 августа 1761 года в Санкт-Петербурге в семье канонира полковой артиллерии Тобольского пехотного полка. Повидимому, ребенок рано проявил свои художественные наклонности, потому что на шестом году от роду он был зачислен в списки питомцев недавно открытой Академии художеств. Здесь в течение девяти лет воспитанникам Академии предстояло пройти общеобразовательную подготовку. Преподавались: закон божий, русский язык, иностранные языки, арифметика, рисование, география, история, физика, естествознание, архитектура. И только пройдя такую подготовку, воспитанник Академии приступал к специальному изучению избранного вида искусства, на что уходило еще шесть лет. В числе прочих классов, имелся и специальный класс музыкальной композиции. В 1782 году Фомин с отличием окончил Академию художеств и был отправлен в Италию для продолжения музыкального образования. В Болонской Филармонической Академии Фомин учился три года. Он был одним из лучших учеников знаменитого для того времени контрапунктиста падре Мартини, у которого получил хорошее знание контрапункта и пополнил свое музыкально-историческое образование. 29 ноября 1785 года, на Заседании Совета Болонской Филармонической Академии, Евстигней Фомин был избран членом этой академии.

По возвращении из Италии Фомин поселяется в Санкт-Петербурге. В 1786 году он пишет по заказу императрицы Екатерины II музыку к ее произведению «Новгородский Богатырь Боеславович». Эта комическая опера Фомина в первый раз была поставлена в Эрмитажном театре в ноябре 1786 года. Сюжет и образы русской былины, представляют собой историю о ссоре, побоище и примирении с новгородцами богатыря, кутилы и буяна Василия Буслаева. В опере балетными средствами были представлены не только танцы и пляски, но кулачный бой и народная свалка. За этой оперой последовала другая, на либретто теперь уже самого Фомина, «Ямщики на подставе». В ней композитор широко использовал русские народные песенные мелодии. С 1788 по 1800 год Фомин написал еще пять опер и среди них «Орфей и Эвридика», где в полной мере проявились выдающиеся способности композитора. Он решил здесь одну из важнейших задач, стоявших перед русским музыкальным искусством того времени: ему впервые удалось овладеть большой трагической темой и показать то, что русская музыка уже не ограничивается жанрово-бытовой тематикой, а смело вторгается в мир больших идей и глубоких чувств.

Здесь следует вновь напомнить, что в то время в России во главе музыкальной жизни столицы оставались иностранцы. Доминировали постановки итальянской и французской опер. И несмотря на Высочайший Указ Екатерины II графу Олсуфьеву от 12 июля 1783 года: «со временем достигнуть во всех мастерствах (искусствах) по театрам нужных замены иностранцев своими природными», еще долгое время «замены» такой не было и продолжали руководить развитием оперной музыки в России приглашаемые иностранцы. На этом фоне жизненный путь Фомина оказался нелегким. Его дарование пришлось буквально «не ко двору» в русской столице. Творчество его не было принято императрицей и ее приближенными. Почетом пользовались иностранные маэстро, авторы торжественных гимнов и ораторий, и Фомину пришлось добывать средства к жизни работой аккомпаниатора и педагога. Лишь незадолго до смерти академик Болонской Академии Евстигней Фомин, получил скромное место репетитора оперных партий. В конце апреля 1800 года, на 39 году жизни, композитор скончался.

Традиционно равнодушное к своим гениям, российское общество осталось и тут безразличным к этой утрате. Не было даже ни одного отклика в печати. И до сих пор лишь несколько строчек в музыкальной энциклопедии напоминают нам о том, что в России жил и писал замечательную музыку русский композитор Евстигней Фомин.

Евстигней Ипатович Фомин, крупнейший русский оперный композитор 18 века

Е. Фомин (1761 - 1800) принадлежит к числу талантливых русских музыкантов XVIII в., чьими усилиями в России создавалась национальная композиторская школа. Вместе со своими современниками — М. Березовским, Д. Бортнянским, В. Пашкевичем — он заложил основы отечественного музыкального искусства. В его операх и в мелодраме «Орфей» проявилась широта интересов автора в выборе сюжетов и жанров, мастерское владение различными стилями оперного театра того времени. История была несправедлива к Фомину, как, впрочем, и к большинству других русских композиторов XVIII в. Трудно складывалась судьба талантливого музыканта. Безвременно окончилась его жизнь, и вскоре после смерти имя его оказалось надолго забытым. Не сохранились и многие сочинения Фомина. Лишь в советское время возрос интерес к творчеству этого замечательного музыканта, одного из создателей русской оперы. Усилиями советских ученых были возвращены к жизни его произведения, найдены некоторые скудные данные его биографии.

Фомин родился в семье канонира (солдата-артиллериста) Тобольского пехотного полка. Он рано потерял отца, и когда ему исполнилось 6 лет, его отчим И. Федотов, солдат лейб-гвардии Измайловского полка, привел мальчика в Академию художеств. 21 апреля 1767 г. Фомин стал учеником архитектурного класса прославленной Академии, основанной императрицей Елизаветой Петровной. В Академии учились все знаменитые художники XVIII в. — В. Боровиковский, Д. Левицкий, А. Лосенко, Ф. Рокотов, Ф. Щедрин и др. В стенах этого учебного заведения обращалось внимание на музыкальное развитие учащихся: воспитанники обучались игре на разных инструментах, пению. При Академии был организован оркестр, ставились оперы, балеты, драматические спектакли.

Яркие музыкальные способности Фомина проявились еще в начальных классах, а в 1776 г. Совет Академии направил ученика «архитектурного художества» Ипатьева (как часто называли тогда Фомина) к итальянцу М. Буини для обучения инструментальной музыке — игре на клавикордах. С 1777 г. образование Фомина продолжалось в музыкальных классах, открывшихся при Академии художеств, руководителем которых был известный композитор Г. Payпах, автор популярной оперы «Добрые солдаты». У него Фомин изучал теорию музыки и основы композиции. С 1779 г. его музыкальным наставником стал клавесинист и капельмейстер А. Сартори. В 1782 г. Фомин блестяще закончил Академию. Но как ученик музыкального класса, он не мог быть награжден золотой или серебряной медалью. Совет отметил его лишь денежной премией в размере 50 рублей.

По окончании Академии, в качестве пенсионера Фомин был направлен для усовершенствования на 3 года в Италию, в Болонскую филармоническую академию, считавшуюся тогда крупнейшим музыкальным центром Европы. Там, под руководством Падре Мартини (учителя великого Моцарта), а затем С. Маттеи (у которого впоследствии занимались Дж. Россини и Г. Доницетти) и продолжил свое музыкальное образование скромный музыкант из далекой России. В 1785 г. Фомин был допущен к экзамену на звание академика и выдержал это испытание прекрасно. Полный творческой энергии, с высоким званием «мастера композиции» Фомин вернулся в Россию осенью 1786 г. По приезде композитор получил заказ на сочинение оперы «Новгородский богатырь Боеслаевич» на либретто самой Екатерины II. Премьера оперы и дебют Фомина-композитора состоялись 27 ноября 1786 г. в Эрмитажном театре. Однако опера не понравилась императрице, и этого было достаточно, чтобы карьера молодого музыканта при дворе оказалась несостоявшейся. В годы правления Екатерины II Фомин не получил никакой официальной должности. Лишь в 1797 г., за 3 года до смерти, он был наконец принят на службу в театральную дирекцию в качестве репетитора оперных партий.

Неизвестно, как протекала жизнь Фомина в предшествующее десятилетие. Однако творческая работа композитора шла активно. В 1787 г. он сочинил оперу «Ямщики на подставе» (на текст Н. Львова), а в следующем году появились 2 оперы — «Вечеринка, или Гадай, гадай девица» (музыка и либр. не сохранились) и «Американцы».

Увертюра к опере "Американцы"

За ними последовала опера «Колдун, ворожея и сваха» (1791). К 1791-92 гг. относится лучшее произведение Фомина — мелодрама «Орфей» (текст Я. Княжнина). В последние годы жизни им были написаны хор к трагедии В. Озерова «Ярополк и Олег» (1798), оперы «Клорида и Милан» и «Золотое яблоко» (ок. 1800).

Оперные сочинения Фомина многообразны по жанрам. Здесь и русские комические оперы, и опера в итальянском стиле buffa, и одноактная мелодрама, где русский композитор впервые обратился к высокой трагедийной теме. К каждому из выбранных жанров Фомин находит новый, индивидуальный подход. Так, в его русских комических операх привлекает прежде всего трактовка фольклорного материала, метод разработки народных тем. Особенно ярко тип русской «хоровой» оперы представлен в опере «Ямщики на подставе». Здесь композитор широко использует разные жанры народной русской песни — протяжной, хороводной, плясовой, применяет приемы подголосочного развития, сопоставления сольного запева и хорового припева. На разработке народно-песенных плясовых тем построена и увертюра — интересный образец раннего русского программного симфонизма. Принципы симфонического развития, основанные на свободном варьировании мотивов, найдут широкое продолжение в русской классической музыке, начиная с «Камаринской» М. Глинки.

В опере на текст знаменитого баснописца И. Крылова «Американцы» Фомин блестяще показал мастерство владения стилем оперы-buffa. Вершиной его творчества явилась мелодрама «Орфей», поставленная в Петербурге при участии знаменитого трагического актера того времени — И. Дмитревского.

Fomin - Orpheus and Eurydice - I - Overture

Fomin - Orpheus and Eurydice - IV - Grazioso

Fomin - Orpheus and Eurydice - V - Adagio

Fomin - Orpheus and Eurydice - VIII - Andantino

Fomin - Orpheus and Eurydice - IX - Chorus: Adagio Sostenuto

Спектакль этот строился на сочетании драматического чтения с сопровождением оркестра. Фомин создал превосходную музыку, полную бурного пафоса и углубляющую драматический замысел пьесы. Она воспринимается как единое симфоническое действие, с непрерывным внутренним развитием, направленным к общей кульминации в конце мелодрамы — «Пляске фурий».

Fomin - Orpheus and Eurydice - XI - Finale:"The Dance of the Furies" (Пляска фурий)

Самостоятельные симфонические номера (увертюра и Пляска фурий) обрамляют мелодраму, как пролог и эпилог. Самый принцип сопоставления напряженной музыки увертюры, лирических эпизодов, расположенных в центре композиции, и динамичного финала свидетельствуют об удивительной прозорливости Фомина, проложившего путь к развитию русской симфонии драматического плана.

Мелодрама «несколько раз была представлена на театре и заслужила большую похвалу. Г-н Дмитревский в роли Орфея короновал ее своею чрезвычайною игрою», — читаем в очерке о Княжнине, предпосланном его собранию сочинений. 5 февраля 1795 г. премьера «Орфея» состоялась в Москве.

Второе рождение мелодрамы «Орфей» состоялось уже на советской сцене. В 1947 г. она была исполнена в цикле исторических концертов, подготовленных Музеем музыкальной культуры им. М. И. Глинки. В эти же годы известным советским музыковедом Б. Доброхотовым была восстановлена партитура «Орфея». Мелодрама исполнялась также в концертах, посвященных 250-летию Ленинграда (1953) и 200-летию со дня рождения Фомина (1961). А в 1966 г. она впервые прозвучала за рубежом, в Польше, на конгрессе старинной музыки.

Широта и многообразие творческих исканий Фомина, яркая самобытность его дарования позволяют по праву считать его крупнейшим оперным композитором России XVIII в. Своим новым подходом к русскому фольклору в опере «Ямщики на подставе» и первым обращением к трагической теме в «Орфее» Фомин проложил пути к оперному искусству XIX в.

Yestignei Fomin - "Ретиво сердце молодецкое", "Не у батюшки соловей поет", "Во поле береза бушевала"

Е. Фомин - "Высоко сокол летает". Хор из оперы "Ямщики на подставе"

Песня Тимофея из оперы Евстигнея Фомина "Ямщики на подставе"

Е. Фомин принадлежит к числу талантливых русских музыкантов XVIII в., чьими усилиями в России создавалась национальная композиторская школа. Вместе со своими современниками - М. Березовским, Д. Бортнянским, В. Пашкевичем - он заложил основы отечественного музыкального искусства. В его операх и в мелодраме «Орфей» проявилась широта интересов автора в выборе сюжетов и жанров, мастерское владение различными стилями оперного театра того времени. История была несправедлива к Фомину, как, впрочем, и к большинству других русских композиторов XVIII в. Трудно складывалась судьба талантливого музыканта. Безвременно окончилась его жизнь, и вскоре после смерти имя его оказалось надолго забытым. Не сохранились и многие сочинения Фомина. Лишь в советское время возрос интерес к творчеству этого замечательного музыканта, одного из создателей русской оперы. Усилиями советских ученых были возвращены к жизни его произведения, найдены некоторые скудные данные его биографии.

Фомин родился в семье канонира (солдата-артиллериста) Тобольского пехотного полка. Он рано потерял отца, и когда ему исполнилось 6 лет, его отчим И. Федотов, солдат лейб-гвардии Измайловского полка, привел мальчика в Академию художеств. 21 апреля 1767 г. Фомин стал учеником архитектурного класса прославленной Академии, основанной императрицей Елизаветой Петровной. В Академии учились все знаменитые художники XVIII в. - В. Боровиковский, Д. Левицкий, А. Лосенко, Ф. Рокотов, Ф. Щедрин и др. В стенах этого учебного заведения обращалось внимание на музыкальное развитие учащихся: воспитанники обучались игре на разных инструментах, пению. При Академии был организован оркестр, ставились оперы, балеты, драматические спектакли.

Яркие музыкальные способности Фомина проявились еще в начальных классах, а в 1776 г. Совет Академии направил ученика «архитектурного художества» Ипатьева (как часто называли тогда Фомина) к итальянцу М. Буини для обучения инструментальной музыке - игре на клавикордах. С 1777 г. образование Фомина продолжалось в музыкальных классах, открывшихся при Академии художеств, руководителем которых был известный композитор Г. Payпах, автор популярной оперы «Добрые солдаты». У него Фомин изучал теорию музыки и основы композиции. С 1779 г. его музыкальным наставником стал клавесинист и капельмейстер А. Сартори. В 1782 г. Фомин блестяще закончил Академию. Но как ученик музыкального класса, он не мог быть награжден золотой или серебряной медалью. Совет отметил его лишь денежной премией в размере 50 рублей.

По окончании Академии, в качестве пенсионера Фомин был направлен для усовершенствования на 3 года в Италию, в Болонскую филармоническую академию, считавшуюся тогда крупнейшим музыкальным центром Европы. Там, под руководством Падре Мартини (учителя великого Моцарта), а затем С. Маттеи (у которого впоследствии занимались Дж. Россини и Г. Доницетти) и продолжил свое музыкальное образование скромный музыкант из далекой России. В 1785 г. Фомин был допущен к экзамену на звание академика и выдержал это испытание прекрасно. Полный творческой энергии, с высоким званием «мастера композиции» Фомин вернулся в Россию осенью 1786 г. По приезде композитор получил заказ на сочинение оперы «Новгородский богатырь Боеслаевич» на либретто самой Екатерины II. Премьера оперы и дебют Фомина-композитора состоялись 27 ноября 1786 г. в Эрмитажном театре. Однако опера не понравилась императрице, и этого было достаточно, чтобы карьера молодого музыканта при дворе оказалась несостоявшейся. В годы правления Екатерины II Фомин не получил никакой официальной должности. Лишь в 1797 г., за 3 года до смерти, он был наконец принят на службу в театральную дирекцию в качестве репетитора оперных партий.

Неизвестно, как протекала жизнь Фомина в предшествующее десятилетие. Однако творческая работа композитора шла активно. В 1787 г. он сочинил оперу «Ямщики на подставе » (на текст Н. Львова), а в следующем году появились 2 оперы - «Вечеринка, или Гадай, гадай девица» (музыка и либр. не сохранились) и «Американцы». За ними последовала опера «Колдун, ворожея и сваха» (1791). К 1791-92 гг. относится лучшее произведение Фомина - мелодрама «Орфей» (текст Я. Княжнина). В последние годы жизни им были написаны хор к трагедии В. Озерова «Ярополк и Олег» (1798), оперы «Клорида и Милан» и «Золотое яблоко» (ок. 1800).

Оперные сочинения Фомина многообразны по жанрам. Здесь и русские комические оперы, и опера в итальянском стиле buffa, и одноактная мелодрама, где русский композитор впервые обратился к высокой трагедийной теме. К каждому из выбранных жанров Фомин находит новый, индивидуальный подход. Так, в его русских комических операх привлекает прежде всего трактовка фольклорного материала, метод разработки народных тем. Особенно ярко тип русской «хоровой» оперы представлен в опере «Ямщики на подставе». Здесь композитор широко использует разные жанры народной русской песни - протяжной, хороводной, плясовой, применяет приемы подголосочного развития, сопоставления сольного запева и хорового припева. На разработке народно-песенных плясовых тем построена и увертюра - интересный образец раннего русского программного симфонизма. Принципы симфонического развития, основанные на свободном варьировании мотивов, найдут широкое продолжение в русской классической музыке, начиная с «Камаринской» М. Глинки.

В опере на текст знаменитого баснописца И. Крылова «Американцы» Фомин блестяще показал мастерство владения стилем оперы-buffa. Вершиной его творчества явилась мелодрама «Орфей », поставленная в Петербурге при участии знаменитого трагического актера того времени - И. Дмитревского. Спектакль этот строился на сочетании драматического чтения с сопровождением оркестра. Фомин создал превосходную музыку, полную бурного пафоса и углубляющую драматический замысел пьесы. Она воспринимается как единое симфоническое действие, с непрерывным внутренним развитием, направленным к общей кульминации в конце мелодрамы - «Пляске фурий». Самостоятельные симфонические номера (увертюра и Пляска фурий ) обрамляют мелодраму, как пролог и эпилог. Самый принцип сопоставления напряженной музыки увертюры, лирических эпизодов, расположенных в центре композиции, и динамичного финала свидетельствуют об удивительной прозорливости Фомина, проложившего путь к развитию русской симфонии драматического плана.

Мелодрама «несколько раз была представлена на театре и заслужила большую похвалу. Г-н Дмитревский в роли Орфея короновал ее своею чрезвычайною игрою», - читаем в очерке о Княжнине, предпосланном его собранию сочинений. 5 февраля 1795 г. премьера «Орфея» состоялась в Москве.

Второе рождение мелодрамы «Орфей» состоялось уже на советской сцене. В 1947 г. она была исполнена в цикле исторических концертов, подготовленных Музеем музыкальной культуры им. М. И. Глинки. В эти же годы известным советским музыковедом Б. Доброхотовым была восстановлена партитура «Орфея». Мелодрама исполнялась также в концертах, посвященных 250-летию Ленинграда (1953) и 200-летию со дня рождения Фомина (1961). А в 1966 г. она впервые прозвучала за рубежом, в Польше, на конгрессе старинной музыки.

Широта и многообразие творческих исканий Фомина, яркая самобытность его дарования позволяют по праву считать его крупнейшим оперным композитором России XVIII в. Своим новым подходом к русскому фольклору в опере «Ямщики на подставе» и первым обращением к трагической теме в «Орфее» Фомин проложил пути к оперному искусству XIX в.

советский композитор, сочинявший преимущественно шлягеры и романсы

Биография

Музыкальные способности Фомина проявились рано: ещё в 4 года он научился играть на аккордеоне. Его родители поначалу восприняли это отрицательно, поскольку желали видеть его крупным чиновником, офицером или учёным, но никак не музыкантом.

Однако, позднее его всё же отдали в реальное училище. Одновременно он брал уроки у пианистки А. Н. Есиповой.

После Первой мировой войны и Октябрьской революции 1917 года его отцу было предложено место в новом госаппарате, и в 1918 году семья переехала в Москву .

В 1919 году ушёл на фронт, затем работал на восстановлении фронтовых железных дорог. Спустя некоторое время начал давать концерты прямо на фронте.

Вернувшись в Москву, продолжил сочинение музыки и пробовал себя во многих музыкальных жанрах, например в оперетте и балете. Однако его призванием был романс.

По возвращении с фронта он сразу заявил себя мастером романса. Один из первых - тот, что впоследствии обошёл весь мир и исполняется до сих пор - «Только раз бывает в жизни встреча». Его он посвятил цыганской певице Марии Фёдоровне Масальской. Среди других романсов известны «Дорогой длинною» на стихи К. Подревского (английская версия под названием «Those Were the Days» стала хитом в 1968 году в исполнении Мэри Хопкин), «Эй, друг-гитара», «Твои глаза зелёные» и многие другие.

Однако на Всероссийской музыкальной конференции в Ленинграде в 1929 году романс был признан контрреволюционным жанром и, соответственно, запрещён. После этого творчество Фомина было предано забвению.

В 1937 году Фомин попал в Бутырскую тюрьму, где провёл около года.

Однако с началом войны в его творчестве начался новый подъём. В годы войны он сочинил 150 фронтовых песен, создал вместе с друзьями фронтовой театр «Ястребок» при клубе МВД - на многие месяцы это был единственный театр в Москве, к тому же выпускавший концертные программы и спектакли, созвучные времени. Многие песни Фомина - «И не раз, и не два», «Жди меня», «Тихо в избушке», «Письмо с фронта» сразу после премьеры разлетались по стране.

По окончании войны Фомина настигла новая волна забвения. Он умер в 1948 году. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...