Фидель музыкальный инструмент. Устройство и звучание


Фиде́ль (нем. Fiedel, Fidel; фр. viele, vielle; лат. viela, viella виела) - обозначение группы струнных смычковых инструментов, широко распространённых в средневековой Европе.

Древнейшие изображения фиделя датируются VIII-IX вв. (на книжном переплёте из слоновой кости в Лувре; в Утрехтской псалтири , датируемой ок. 860 г.). К IX веку относятся первые текстовые свидетельства. Нормативным считается вид, который фидель приобрёл в XII-XIII веках: овальный корпус, C-образные резонаторные отверстия, прямая шейка. В XIII-XIV веках в западной Европе фидель считался многофункциональным инструментом, пригодным и для сольной игры и для аккомпанемента. Иероним Моравский во второй половине XIII века описывает виелу как 5-струнный инструмент, который разными музыкантами настраивается по-разному: (1) G-d-g-d1-d1 (струна d описывается как бурдон); (2) G-d-g-d1-g1; (3) G-G-d-c1-c1 (в этих настройках возможно нижняя по тесситуре струна - также бурдон). Грокейо (ок.1300) располагает виелу на самом верху выстраиваемой им иерархии музыкальных инструментов, (как обычно) сопровождая своё теоретическое суждение «философскими» аргументами:

Среди всех рассмотренных нами струнных инструментов наиболее ценна виела. Ибо как разумная душа в силу присущей ей способности (virtualiter) содержит в себе другие естественные формы, [и как] четырехугольник [содержит в себе] треугольник, а большее число меньшее, так и виела в силу присущей ей особенности (virtualiter) объемлет другие инструменты. И хотя некоторые другие инструменты в большей мере способствуют движениям человеческой души (как, например, на пирах, ристалищах и турнирах - тимпан и труба), все же именно на виеле различие всех музыкальных форм ощущается более тонко (subtilius). <...> Настоящий мастер исполнит на виеле любую музыку, песню и вообще любую музыкальную форму.

Напишите отзыв о статье "Фидель (музыкальный инструмент)"

Литература

  • Page C. Voices and Instruments of the Middle Ages: Instrumental Practice and Songs in France, 1100–1300. Berkeley, 1986
  • Сапонов М.А. Менестрели. М., 1996
  • Page C. Music and Instruments of the Middle Ages: Studies in Texts and Performance. Aldershot, 1997

Отрывок, характеризующий Фидель (музыкальный инструмент)

– Я знаю, кто вы... Я вас помню! Вы – знаменитая Венецианская Ведьма, с которой его святейшество ни за что не желает расставаться – тихо произнёс Джованни – О вас рассказывают легенды, мадонна! Многие в окружении Папы желают, чтобы вы были мертвы, но он никого не слушает. Зачем вы ему так нужны, Изидора?
Было видно, что разговор даётся ему очень непросто. На каждом вздохе кардинал хрипел и кашлял, не в состоянии нормально вздохнуть.
– Вам очень тяжело. Пожалуйста, позвольте мне помочь вам! – упорно не сдавалась я, зная, что после уже никто больше ему не поможет.
– Это не важно... Думаю, вам лучше будет отсюда побыстрее уйти, мадонна, пока не пришли мои новые тюремщики, или ещё лучше – сам Папа. Не думаю, что ему очень понравилось бы вас здесь застать... – тихо прошептал кардинал, и добавил, – А вы и, правда, необыкновенно красивы, мадонна... Слишком... даже для Папы.
Не слушая его более, я положила руку ему на грудь, и, чувствуя, как в перебитую кость вливается живительное тепло, отрешилась от окружающего, полностью сосредоточившись только на сидевшем передо мной человеке. Через несколько минут, он осторожно, но глубоко вздохнул, и не почувствовав боли, удивлённо улыбнулся.
– Не звали бы вы себя Ведьмой – вас тут же окрестили бы святой, Изидора! Это чудесно! Правда, жаль, что вы поработали напрасно... За мной ведь скоро придут, и, думаю, после мне понадобится лечение посерьёзнее... Вы ведь знакомы с его методами, не так ли?
– Неужели вас будут мучить, как всех остальных, Монсеньёр?.. Вы ведь служите его излюбленной церкви!.. И ваша семья – я уверена, она очень влиятельна! Сможет ли она помочь вам?
– О, думаю убивать меня так просто не собираются... – горько улыбнулся кардинал. – Но ведь ещё до смерти в подвалах Караффы заставляют о ней молить... Не так ли? Уходите, мадонна! Я постараюсь выжить. И буду с благодарностью вспоминать вас...
Я грустно оглядела каменную «келью», вдруг с содроганием вспомнив висевшего на стене, мёртвого Джироламо... Как же долго весь этот ужас будет продолжаться?!.. Неужели я не найду пути уничтожить Караффу, и невинные жизни будут всё также обрываться одна за другой, безнаказанно уничтожаемые им?..

Фиде́ль (нем. Fiedel, Fidel; англ. vielle; фр. viele, vielle; лат. viela, viella виела) - обозначение группы струнных смычковых инструментов, широко распространённых в средневековой Европе.

Исторический очерк

Древнейшие изображения фиделя датируются VIII-IX вв. (на книжном переплёте из слоновой кости в Лувре; в Утрехтской псалтири , датируемой ок. 860 г.). К IX веку относятся первые текстовые свидетельства. Нормативным считается вид, который фидель приобрёл в XII-XIII веках: овальный корпус, C-образные резонаторные отверстия, прямая шейка. В XIII-XIV веках в западной Европе фидель считался многофункциональным инструментом, пригодным и для сольной игры и для аккомпанемента. Иероним Моравский во второй половине XIII века описывает виелу как 5-струнный инструмент, который разными музыкантами настраивается по-разному: (1) G-d-g-d1-d1 (струна d описывается как бурдон); (2) G-d-g-d1-g1; (3) G-G-d-c1-c1 (в этих настройках возможно нижняя по тесситуре струна - также бурдон). Грокейо (ок.1300) располагает виелу на самом верху выстраиваемой им иерархии музыкальных инструментов, (как обычно) сопровождая своё теоретическое суждение «философскими» аргументами:

Среди всех рассмотренных нами струнных инструментов наиболее ценна виела. Ибо как разумная душа в силу присущей ей способности (virtualiter) содержит в себе другие естественные формы, [и как] четырехугольник [содержит в себе] треугольник, а большее число меньшее, так и виела в силу присущей ей особенности (virtualiter) объемлет другие инструменты. И хотя некоторые другие инструменты в большей мере способствуют движениям человеческой души (как, например, на пирах, ристалищах и турнирах - тимпан и труба), все же именно на виеле различие всех музыкальных форм ощущается более тонко (subtilius). <...> Настоящий мастер исполнит на виеле любую музыку, песню и вообще любую музыкальную форму.

. книга гостей .

Фидель

(нем.Fiedel, фр. viele, от лат. fides - струна) - струнный смычковый инструмент. Относится к числу наиболее распространенных в странах средневековой Европы смычковых инструментов. Фидель раннего периода имел неглубокий лопатообразный корпус (~ 50 см в длину), изготовлявшийся вместе с короткой шейкой из одного куска дерева, круглую головку с вертикально расположенными колками, круглое резонаторное отверстие посреди верхней деки под струнами (вблизи струнной подставки), прямые плечи, 3-4 струны, специальную петлю вместо струнодержателя в нижней части. По-видимому, в X в. появился 5-струнный фидель с грушевидными, ромбовидными, овальными формами корпуса, с двумя сегментовидными резонаторными отверстиями по бокам струн.

Развитие смычкового исполнительства способствовало дальнейшему совершенствованию фиделя. Для удобства ведения смычка по бокам корпуса были сделаны так называемые перетяжки (напоминающие талию). Постепенно корпус фиделя принял 8-образную, а затем и гитарообразную форму; корпус склеивался из отдельных частей, деки изготавливались из хорошо обработанного тонкого дерева, своды делались различных очертаний. Шейку стали изготавливать как отдельную деталь, крепящуюся на корпусе, на шейку наклеивался гриф. Развитие мелодического начала в игре на фиделе, как и на других инструментах, привело к постепенному удлинению середины его корпуса и подчеркиванию "талии" в целях возможно большего соприкосновения смычка с отдельными струнами. В XIII в. окончатеьно утвердился 5-струнный классический тип фиделя - иногда с 1, реже с 2 бурдонными струнами вне грифа.

Варианты строя 5-струнного фиделя:

При игре фидель держали на левом плече или вертикально, упирая его о сидение (между коленями) или о левое колено. Высоко ценилось искусство бурдонного аккомпанемента, т.е. извлечение из бурдонных струн флажолетным способом консонирующих с одновременно получаемыми смычком мелодическими звуками квартовых, квинтовых и октавных интервалов.

Фидель применялся как сольный инструмент (на фиделе можно было исполнить любую песенную мелодию), для сопровождения пения и в инструментальном ансамбле (благодаря высоким звуковым качествам часто использовался как ведущий инструмент); в XIII-XV вв. встречались ансамбли из одних фиделей. Исполнителями были обычно бродячие жонглеры или менестрели.

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...