Физическое состояние сотникова и рыбака. «Сотников» главные герои


Творчество Василя Быкова почти полностью посвящено теме Великой Отечественной войны. Уже в первых повестях писатель пытался освободиться от стереотипов при показе военных действий и поведения солдат и офицеров. В произведениях Быкова всегда изображаются острые ситуации на войне. Его герои обычно поставлены перед необходимостью срочного принятия решений. Быков разрабатывает героико-психологическую разновидность повести, делая в ней упор на трагической стороне войны.

Писатель заставляет задуматься над смыслом понятия «подвиг». Можно ли считать героем учителя Мороза из повести «Обелиск», если он только принял смерть от рук фашистов вместе со своими учениками? Лейтенант Ивановский из повести «Дожить до рассвета» рисковал жизнями своих солдат и погиб вместе с ними, не выполнив задания. Герой ли он? Почти в каждой повести Быкова встречается предатель. Это смущало критиков, об этом предпочитали не писать.

Для художественной манеры писателя характерно сведение в одном произведении контрастных персонажей, с помощью которых он проводит нравственный эксперимент. Яркий пример тому – повесть «Сотников», написанная в 1970 году. Автор ставит своих героев перед тяжелым выбором: либо спасти свою жизнь и предать, либо погибнуть от рук фашистов.

Сотников и Рыбак – это партизанские разведчики, которые отправились добыть продовольствие для укрытого в лесу отряда. Мы знакомимся с ними, когда они зимой пробираются с Горелого болота на хутор за продовольствием, чтобы спасти от голодной смерти партизан. Их отряд причинил оккупантам много вреда. После этого были посланы три роты жандармов для уничтожения партизан. «За неделю боев и беготни по лесам люди измотались, отощали на одной картошке, без хлеба, к тому же четверо были ранены, двоих несли за собой на носилках. А тут полицаи и жандармерия обложили так, что, пожалуй, нигде не высунуться».

Рыбак – сильный, находчивый боец, был старшиной в стрелковой роте. Когда его ранили, он оказался в глухой деревне Корчевке, где его выходили местные жители. После выздоровления Рыбак ушел в лес.

О Сотникове мы узнаем, что он до войны окончил учительский институт, работал в школе. В 1939 году его призвали в армию, а когда началась война, он командовал батареей. В первом бою батарея была разбита, а Сотников попал в плен, из которого со второй попытки бежал.

Быков отличался умением выстраивать психологические, нравственные парадоксы. Читатель не может угадать, как поведут себя его герои в экстремальных условиях. Писатель показывает, что судьба несколько раз предоставляет возможность герою сделать выбор, но что выберет он? Часто человек не знает самого себя. У каждого есть определенное мнение о себе, иногда даже уверенность в том, как он поступит в той или иной ситуации. Но это лишь придуманный образ собственного «я». В ситуации жесткого выбора проявляется все, что есть в глубине души, истинное лицо человека.

В повести автор параллельно раскрывает характеры своих героев, он хочет выяснить, какие нравственные качества дают человеку силы противостоять смерти, не уронив собственного достоинства. Быков не ставит вопрос, кто герой, а кто – нет, он знает, что героем может стать любой, а становится не каждый. Героем может стать только человек с твердыми нравственными принципами, которые закладываются в семье и укрепляются всю жизнь, когда человек не позволяет себе морально пасть ни при каких условиях. Сотников размышляет о том, что «в борьбе с фашизмом нельзя принимать во внимание никакие, даже самые уважительные причины». Победить можно было только вопреки всем причинам. Те, кто думают, что выше головы не прыгнешь, а против силы не попрешь, никогда не победят.

В повести Рыбак постоянно помогает больному Сотникову. Он берет на себя переговоры со старостой, чтобы Сотников согрелся, тащит на себе тушу овцы, возвращается к нему, когда раненый Сотников не смог уйти от обстрела. Рыбак мог бы уйти, бросить товарища, но именно совесть не дала ему так поступить. В целом Рыбак ведет себя правильно до последнего момента, когда надо выбрать: жизнь или смерть. У Рыбака нет таких нравственных ценностей, на которые можно было бы опереться в момент выбора. Он не может заплатить жизнью за убеждения. Для него «появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом». Потом можно попробовать как-нибудь выкрутиться и опять причинять вред врагу.

Быков в своей повести исследует не жизненную ситуацию, у которой всегда есть несколько решений, а нравственную, для которой необходимо совершить только один поступок. Для Сотникова последним поступком стала попытка взять на себя вину, чтобы не были расстреляны за помощь партизанам староста и Демчиха. Автор пишет: «По существу он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо ему самому». По убеждениям Сотникова, лучше смерть, чем жить предателем.

Сцена пыток и избиения Сотникова производит тяжелое впечатление. В этот момент герой понимает, что по сравнению с телесной жизнью есть что-то более значимое, то, что делает человека человеком: «Если что-либо еще и заботило его в жизни, то это последние обязанности по отношению к людям, волею судьбы или случая оказавшимся теперь рядом. Он понял, что не вправе погибнуть прежде, чем определит свои с ними отношения, ибо эти отношения, видно, станут последним проявлением его “я” перед тем, как оно навсегда исчезнет».

Открытием для Рыбака становится простая истина: не так страшна физическая смерть, как нравственная. Каждый бесчеловечный поступок приближает моральную гибель. Страх смерти физической заставляет Рыбака стать полицаем. Герой должен пройти первую проверку на лояльность новой власти. Он казнит Сотникова, и тот умирает, как герой. Рыбак же остается жить, но жить, каждый день вспоминая сцену гибели Сотникова, старосты Петра, Демчихи, еврейской девочки Баси. Рыбак после казни Сотникова хочет повеситься, но писатель не дает ему сделать этого. Быков не дарит своему герою облегчения, это была бы слишком легкая смерть для Рыбака. Теперь он будет помнить виселицу, глаза людей, мучиться и проклинать день, когда родился. Он будет слышать слова Сотникова «Пошел к черту!» в ответ на сказанную шепотом просьбу простить его, Рыбака.

    • Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
    • В третью книгу автобиографической трилогии «вочеловечения» Александра Блока входят циклы «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Арфы и скрипки», «О чем поет ветер», «Итальянские стихи», «Кармен», «На поле Куликовом», «Соловьиный сад», «Родина». На данном этапе художественного развития Блок разрабатывает идею и тему пути человеческой души в мире. Конечно, творчество Блока в этот период, как и в предыдущие годы, не сводится к одной теме. Лирика поэта многообразна, широка по тематике, сложна по технике стихосложения. […]
    • Лирическая героиня Анны Ахматовой яркая и самобытная. Наряду с наиболее широко известными ее стихотворениями о любви поэзия Ахматовой включает в себя целый стихотворный пласт, содержащий патриотическую тематику. В сборнике “Белая стая” (1917 г.), подводящем итог раннему творчеству поэтессы, впервые лирическая героиня Анны Ахматовой освобождается от постоянного любовного переживания. В нем появляются библейские мотивы, осмысливаются понятия свободы и смерти. И уже здесь мы находим первые стихи Ахматовой на тему […]
    • Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу. Фета волнует только красота – природа и любовь. Поэзию он считает храмом искусства, а поэта – жрецом этого храма. Эти две темы поэзии Фета тесно связаны друг […]
    • В нашем мире не так уж много людей, которых можно назвать способными. Талантливых еще меньше, а гениальных и вовсе единицы. К сожалению, очень часто бывает так, что людям, наделенным от природы уникальными способностями, жить в обществе гораздо сложнее, чем серым и посредственным. Почему же так происходит? Во-первых, потому что люди, как правило, очень настороженно и иногда даже агрессивно относятся к тем, кто сильно от них отличается. Именно это чувство «непохожести» способно отталкивать от гения рядовых […]
    • После Пушкина в России был еще один «радостный» поэт – это Афанасий Афанасьевич Фет. В его поэзии нет мотивов гражданской, вольнолюбивой лирики, он не ставил социальных вопросов. Его творчество – мир красоты и счастья. Стихотворения Фета пронизаны мощными потоками энергии счастья и восторга, наполнены восхищением красотой мира и природы. Главным мотивом его лирики была красота. Именно ее он воспевал во всем. В отличие от большинства русских поэтов второй половины XIX века с их протестами и обличениями […]
    • Писательская индивидуальность В.Бунина отмечена в огромной степени таким мироощущением, в котором острое, ежечасное "чувство смерти", постоянной памяти о ней соединяется с сильнейшей жаждой жизни. Писатель мог бы и не признаваться в том, о чем он сказал В автобиографической заметке: "Книга моей жизни" (1921 г.), потому что об этом говорит само его творчество: "Постоянное сознание или ощущение этого ужаса / смерти / преследует меня чуть не с младенчества, под этим роковым знаком я живу весь век. Хорошо знаю, что […]
    • Как я мою полы Для того, чтобы вымыть полы чисто, а не налить воды и размазать грязь, я делаю так: Беру в кладовке ведро, которым для этого пользуется мама, а также швабру. Наливаю в таз горячей воды, добавляю в неё столовую ложку соли (для истребления микробов). Полощу швабру в тазу и хорошенько отжимаю. Мою полы в каждой комнате, начиная от дальней стены по направлению к двери. Заглядываю во все уголки, под кровати и столы, там скапливается больше всего крошек, пыли и прочей нечисти. Домыв каждое […]
    • Николай Вера Портрет героев В рассказе нет описания героев. Куприн, как мне кажется, намерено избегает этого приема характеристики персонажей, чтобы обратить внимание читателя на внутреннее состояние героев, показать их переживания. Характеристика Беспомощность, пассивность («Алмазов сидел, не снимая пальто, он отвернулся в сторону...»); раздраженность («Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно»); неудовольствие («Николай Евгеньевич весь сморщился, точно от […]
    • Когда ребёнок только рождается, весь его мир помещается в слове «хочу». Он хочет кушать, спать или играть, хочет быть рядом с мамой, хочет, чтобы его носили на руках, чтобы ему было тепло и уютно. А по мере взросления появляются многочисленные «надо»: надо за собой убирать, надо класть игрушки на место, надо есть то, что не любишь, потому что это полезно, и ложиться вовремя спать, потому что завтра в школу, в которую тоже надо ходить. И хорошо, когда «надо» совпадает с «хочу», как, например, с прогулками – ведь […]
    • Возрождение имени Максима Горького после пересмотра места его творчества в русской литературе и переименования всего, носившего имя этого писателя, обязательно должно произойти. Думается, немалую роль в этом сыграет самая известная из драматического наследия Горького пьеса «На дне».Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое ночлежка и отсутствие дома. Пьесу М. Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. […]
    • Повесть «Юность» Льва Николаевича Толстого открывает перед нами все переживания, мечты и чувства главного героя произведения - Николая Иртеньева. В течение всей повести герой раскрывается, пытаясь осознать свое «Я». Очень важно, что эта повесть во многом автобиографическая. В начале повести Николай говорит нам, что “назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию”. Это для него – начало юности. Николаю 16 лет. В нем, по его словам, благородного ничего не было”. Он многим не доволен в […]
    • На прошлых выходных мы с родителями ходили в зоопарк. Этого дня я ждал всю неделю. На улице была чудесная осенняя погода, светило теплое солнышко, дул легкий ветерок. Настроение у всех было отличное. При входе в зоопарк мы купили билеты, различные лакомства для животных и прошли внутрь. Наш поход начался с осмотра вольеров с волками. Некоторые из них ходили по клетке и скалили свои острые клыки. Другие спали и никак на нас не реагировали. Постояв немного у их вольеров, мы пошли дальше. В нашем зоопарке очень […]
    • В центpе pомана Ф. М. Достоевского "Пpестyпление и наказание" - хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного стyдента Родиона Раскольникова.Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy. Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными […]
    • Жизнь М. Горького была необычайно ярка и представляется поистине легендарной. Сделала ее такой прежде всего неразрывная связь писателя с народом. Талант писателя сочетался с талантом революционного борца. Современники справедливо считали писателя главой передовых сил демократической литературы. В советские годы Горький выступал как публицист, драматург и прозаик. В своих рассказах он отражал новое направление в русской жизни. Легенды о Ларре и Данко показывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна […]
    • Поэтическое творчество Анны Ахматовой берет свое начало в блистательном Серебряном веке русской литературы. Этот сравнительно короткий период породил целую плеяду гениальных художников, в том числе, впервые в русской литературе, великих женщин-поэтов А. Ахматову и М. Цветаеву. Ахматова не признавала определения «поэтесса» по отношению к себе, это слово казалось ей унижающим, она была именно «поэтом» наравне с другими. Ахматова принадлежала к лагерю акмеистов, но во многом только потому, что главой и теоретиком […]
    • Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя. Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два […]
    • Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, совершает одно из самых страшных, с точки зрения Библии и человеческой морали, преступлений – убийство. Он – бедный студент, разночинец, принимает решение убить старую женщину – процентщицу Алену Ивановну. В ходе убийства он обрекает на смерть и ее безобидную сестру Лизавету, которая к тому же была беременна. Писатель представляет на суд читателя не просто убийцу, а персонажа трагедийного, наделенного массой положительных […]
    • Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней. М. Горький В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство – все то, что уродует людей. Он обнажает пороки человечества во имя любви к самому человеку и высвечивает идеалы, к которым должен стремиться человек. Чехов стремится вскрыть причины, убивающие душу человека. Прежде всего это причины социальные – окружающая среда и нежелание человека […]
    • В интервью о пьесе «На дне» в 1903 году М. Горький так определил смысл ее: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью?» Это вопрос не субъективный, а общефилософский. В начале ХХ века спор об истине и утешительных иллюзиях был связан с практическими поисками выхода для обездоленной, угнетенной части общества. В пьесе этот спор приобретает особый накал, так как речь идет о судьбах людей, […]
  • Урок литературы

    11 класс

    с использованием современных образовательных технологий

    «Проблема нравственного выбора в повести В.В. Быков «Сотников»

    Гулимова Т.О.

    Учитель ГБОУ СОШ № 210

    Санкт-Петербург

    Задачи урока:

    Личностные

    1. совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;
    2. совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.

    Метапредметные

    1. развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;
    2. развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
    3. развивать умение работать с разными источниками информации.

    Предметные

    1. развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;
    2. развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
    3. развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;
    4. развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
    5. закрепление умения определять элементы сюжета произведения, роль изобразительно-выразительных средств языка;
    6. закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;
    7. закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог
    8. закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.

    Ход урока

    Нравственный человек много делает ради

    своих друзей и ради отечества, даже если бы

    Ему при этом пришлось потерять жизнь.

    Аристотель

    1. Постановка задачи

    20 век – век глобальных перемен, катастроф, век революций и жесточайших войн. Это переломная эпоха в истории человечества. Люди, попавшие в жернова истории, вынуждены были делать свой нравственный выбор: совершить благородный поступок и погибнуть, отказаться от своих нравственных принципов и сохранить себе жизнь. Что важнее – это каждый решал для себя сам. Порой этот выбор был невыносимо тяжек, раздавливая человека, отступившего от понятий чести, справедливости и добра. Порой и порядочные, честные люди не могли совладать с естественным желанием спасти свою жизнь во что бы то ни стало. Эпоха ломала человеческие души и крушила представления человека о морали, этике, заставляя отрекаться от привычных нравственных ценностей. И только те люди, которые сумел сохранить человеческое достоинство, которые остались верны своим убеждениям, которые не предали свои идеалы, достойны именоваться героями.

    В повести Василя Быкова, как и во многих других произведениях 20-го века, проблема нравственного выбора является основной. Обсуждению этой проблемы мы и посвящаем сегодня урок литературы. Раскрыть тему нравственного выбора невозможно без сопоставительной характеристики главных героев повести – Сотникова и Рыбака.

    (На доске) «… прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощенно можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»

    1. Слово о писателе (сообщение ученика)

    Василь Владимирович Быков (1924 – 2003)

    Родился в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс. Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион. Воевал в составе армейского инженерного батальона. Призван в армию в 1942 году, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в освобождении Румынии, с действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии. О войне в книге воспоминаний «Долгая дорога домой» вспоминал так:

    В 1955 г. Окончательно демобилизовался из армии. С конца 1997 г. Жил за границей в политической эмиграции в Финляндии, Германии, Чехии. Похоронен в Минске.

    1. Анализ произведения

    Повесть «Сотников» была написана в 1970 году.

    1. Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака

    - Сравните портреты героев. Какой вывод можно сделать?

    Параметры

    Сотников

    Рыбак

    Портрет, физическое состояние

    Физически нездоров

    Полон жизненных сил

    Социальное происхождение

    Интеллигент, до войны работал учителем

    Деревенский парень, привык к тяжёлому крестьянскому труду

    Выносливость, способность справляться с жизненными трудностями

    Преодолевает трудности партизанской жизни благодаря силе духа, упорству. Перед тем как попасть в окружение, подбил несколько танков.

    Преодолевает тяготы партизанского быта благодаря физической силе и крепкому здоровью

    Как оказался в партизанском отряде

    По идейным соображениям;

    после того как трижды совершал попытки выйти из окружения;

    стремился бороться с врагом в любых условиях

    Пошёл в партизаны, потому что так поступали многие; оставаться в деревне было опасно – его могли отправить в германское рабство

    Какие качества характера располагают к Рыбаку?

    В какой момент по отношению к нему появляется настороженность?

    2) У старосты

    Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилось различие нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

    Склонность к компромиссам

    Сотников

    Рыбак

    К компромиссам не склонен вообще.

    Готов идти на компромисс с врагом.

    Прекрасно понимает законы войны: если ты пощадишь врага, то погибнешь сам; война диктует свои жёсткие условия

    Он терпимее к старосте Петру, служащему немцам.

    Уже знает, что такое предательство. Пожалев старосту Петра, партизаны подставляют под удар самих себя.

    Ему недостаёт твёрдости характера и последовательности в своих действиях.

    1. Перестрелка с полицаями

    (Только мысль о том, как он объяснит произошедшее командиру отряда, заставила Рыбака вернуться за раненым)

    Отношение к товарищу

    1. В хате у Дёмчихи

    Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан?

    Сравните поведение женщины и Рыбака.

    (Дёмчиха не упрекает партизан в своей трагедии, несмотря на то, что её дети останутся круглыми сиротами.)

    - Что тревожит каждого из героев?

    1. Образы полицаев

    Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов?

    Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

    (Автор глубоко презирает предателей. Отступив от нравственных законов, они перестали быть людьми. Полицаи в повести «взвизгивают», «вызвериваются», «ощетиниваются», т.е. ведут себя, как шавки, выслуживающиеся перед своими хозяевами. Стась предал даже родной язык, говоря на дикой смеси белорусского с немецким»: «Яволь в подвал! Биттэ прошу!»)

    1. В плену

    (Невозможны уступки злу во имя добра. Вступив на путь измены, впоследствии с него не свернёшь. Отказ полковника от любых компромиссов стал его последней победой над врагом. Поступок полковника – идеал поведения истинного патриота.)

    – Что ужаснуло Рыбака, когда он увидел Сотникова, вернувшегося после допроса?

    (Пётр: «Звери». Рыбак: это же самое будет с ним.)

    – Какую позицию во время допроса избрал Рыбак?

    (Подстраиваться, хитрить.)

    – Что раздражает его в Сотникове? (Принципиальность.)

    – А Сотникова? (Молчание. Сначала хотел взять все на себя, чтобы закрыть других.)

    – Почему Рыбака не пытали?

    – Чем закончится его путь?

    – В чём видит Сотников причину падения (предательства) Рыбака? (Партизан он хороший, а человеческие качества не дотягивают.)

    1. Нравственный выбор

    Какой нравственный выбор делают Сотников и Рыбак?

    1. Сон Сотникова

    Прокомментируйте сон героя.

    Сон: отец во сне говорит: «Был огонь, и была высшая справедливость на свете…». Есть Высший суд, перед которым ответственны все без исключения. Мальчик в будёновке – олицетворение грядущего поколения: Сотников должен повторить подвиг русского полковника перед лицом будущего, передать завет грядущим поколениям.

    (Сотников берёт на себя всю вину, пытаясь спасти других людей – для него важно достойно умереть, совершив добро.)

    1. Финал

    Обратите внимание, как меняется лексика героя в финале. Отступает на второй план физическая немощь. Мы слышим голос мудрого, уставшего человека. В его речи звучат слова высокой духовности, вневременные.

    (Совесть – мерило поступков. Милость, терпеть, совесть, нравственность, Бтблия)

    Нет слова Бог, не звучит молитва, но слова молитвы прочитываются в семантике текста. Пророк Исайи:

    Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким!
    Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!..
    Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
    Научитесь делать добро; ищите правды…
    (Книга пророка Исаии: гл. 5: 20-21; гл. 1:16-17)

    - Как будто звучат строки из отцовской Библии. Кажется, что взошёл Сотников не на эшафот, а на какую-то немыслимую высоту, с которой мог посмотреть без злости даже на Рыбака.

    – Подтвердите текстом эту высоту Сотникова и падение Рыбака.

    – Что видит Сотников с этой высоты?

    (Природу, глаза ребёнка, церковь – мир, который его не предаст.)

    (Рыбак собственноручно казнит товарища. И хотя он спасён от физической смерти, он обрекает себя на долгую, позорную смерть предателя, Иуды. Рыбак, как Иуда, пытается повеситься, и нигде иначе, как в уборной, среди вони человеческих отходов, даже готов броситься головой вниз, но не решается. Унизительное рабское существование становится для него пожизненным наказанием.)

    На доске изображение старой церкви.

    – Церковь… Опишите её… («Заброшенная людьми, но недалеко от деревни» – надежда на то, что может быть, люди снова обратят свой взгляд на неё, и, тогда вновь вернется то, что потеряли их души.)

    – Глаза мальчика. В русской литературе есть художественный прием, который Блок позже назовет «встречей глаз». Искра – духовное понимание – преемственность здесь.

    Л.Н. Толстого благодаря такой встрече глаз французский офицер не отправил на смерть Пьера Безухова. У Достоевского встреча светлых глаз Сонечки и темных Раскольникова объединяет их.

    - В трудной ситуации выбора Рыбак оказался Иудой, предавшим и Сотникова, и товарищей, он сам определил цену своей жизни перед лицом грозившей смерти. Сотников перед лицом неумолимой смерти делает единственно возможный для себя выбор заветов отца – спасения чести, совести, души. И, как знать, может быть, будь в последние минуты жизни у Сотникова Библия отца, он перечитывал бы именно эти строки…

    Прислушайтесь и вы к ним. Постарайтесь найти отзвук в собственной душе:

    Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать…
    И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне…
    Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
    Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
    (Евангелие отМатфея: гл. 10:19, 28; гл. 7:13-14)

    Как вы понимаете финал повести?

    (Оступившись один раз, человек уже не может остановиться, как бы он того ни хотел. Жизнь, купленная предательством, достойна только презрения. Человек, не изменивший своим нравственным убеждениям, даже погибнув, остаётся вечно живым в памяти потомков.)

    1. Итоги

    А) Слово учителя

    Для прозы Быкова характерно противопоставление физического и нравственного здоровья человека. Однако ущербность души раскрывается не сразу, не в обыденной жизни: необходим «момент истины» , ситуация категорического нравственного выбора. В партизанскую разведку отправляются двое: полный жизненных сил Рыбак и не отличающийся мощью интеллигентный Сотников, сам вызвавшийся пойти на задание, несмотря на хворь. Сотников – сугубо штатский человек, до войны работавший учителем в школе. Физическую силу ему заменяет упрямство и сила характера.

    Рыбак же с 12 лет занимался тяжёлым крестьянским трудом, он легче переносил физические нагрузки и тяготы партизанского быта. Рыбак более склонен к нравственному компромиссу. Он отказывается расстрелять старосту Петра, служившего фашистам. Но то, что хорошо в мирной жизни, губительно в условиях войны. Сотников прекрасно понимает законы войны, он познал, что такое плен, предательство, потому на компромиссы с совестью не шёл.

    Быков не жалеет чёрных красок для изображения полицаев: люди, отступившие от нравственных законов, перестают быть для него людьми.

    Рыбак пытается перехитрить своего врага, не понимая, что уже вступил на путь предательства, потому что поставил собственное спасение выше законов чести, товарищества. Шаг за шагом он постепенно уступает врагу, предавая сначала Дёмчиху, затем Сотникова. Сотников, в отличие от Рыбака пытается взять на себя вину других людей, чтобы спасти их, для него важно достойно умереть. Как Христос, Сотников идёт на смерть за «други своя», во имя человечества. Как и Христос, он будет предан товарищем.

    Б ) Оценка выступлений и работы учащихся на уроке .

    (Отчёт о принятом в группе решении, о том, как работала группа. Оценивание работы в группах проводят сами учащиеся.)

    В) Задание для тех, кто не сумел проявить себя в ходе семинара:

    Дайте толкование следующим словам и выражениям: нравственность, нравственный выбор, честь, предательство, благородство, патриотизм.

    Г) Записать вывод по теме урока в рабочую тетрадь.

    1. Домашнее задание:

    Написать развёрнутый ответ на вопросы:

    - « В чём заключается суть подвига Сотникова? »

    - « Как Рыбак становится предателем? »

    Приложение

    Задание к уроку по группам

    Задание для всех групп:

    Найдите в тексте повести портреты Сотникова и Рыбака, сопоставьте их. Чем отличаются герои повести друг от друга? Как каждый из них попал в партизаны?

    Как вы понимаете финал повести? Объясните его смысл.

    1 группа:

    Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилась разность нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

    Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?

    2 группа:

    Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?

    Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?

    3 группа:

    Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан? Сравните поведение женщины и Рыбака в этой ситуации?

    Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов? Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

    4 группа:

    Какой нравственный выбор делает Рыбак, пытаясь спастись?

    Можно ли его назвать закоренелым негодяем?

    Какой нравственный выбор делает Сотников? Как он ведёт себя накануне смерти? Прокомментируйте сон героя.

    Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает: «Одна на двоих»?


    Новейший период в творчестве В. Быкова раскрыло его замечательное произведение "Сотников" - глубочайшее из произведений про войну не только самого автора, а и во всей советской многонациональной литературе. "Сотников" прочно соединен с предыдущими повестями писателя. Еще известные критики А. Адамович, Наумова, Лазарев подметили связь "Сотникова" с "Круглянским мостом".

    Бесчеловечный выбор встает у Сотникова: "Лучше умереть человеком, чем жить скотиной". Про задумку "Сотникова" В. Быков писал: "Прежде всего, и главным образом меня интересовали две моральные проблемы, которые можно сформулировать так: "Что такое человек перед уничтожающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности защитить жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?" Как фронтовикам, так и партизанам одинаково памятны эти вопросы из их боевого опыта, когда их приходилось решать не умственно, а практически, ценою крови, ставя на карту жизнь. Но никому не хотелось терять свою одну и поэтому дорогую жизнь. И только необходимость до конца оставаться человеком заставляла идти на смерть. В то же время находились люди, которые пробовали совместить несовместимое: сберечь жизнь и согрешить против человечности, что в трагической обстановке оказывалось невероятно тяжелым, если не совсем безнадежным.

    Во многих отношениях Сотников - обычный труженик войны. Он фактически один из рядовых представителей многомиллионной армии. Сотников - по натуре совсем не герой, и когда он умирает, то, прежде всего потому, что его моральная основа в таких обстоятельствах не позволяет ему сделать иначе, искать другой конец. Заметна у Сотникова недоверчивость, даже жестокость к людям. Только к концу произведения Сотников преодолевает в себе прямолинейность, становится намного выше.

    Подвиг Сотникова, который имеет, прежде всего, моральный, духовный смысл, в том и заключается: человечность, высокая духовность, в которую, как безусловная стоимость, обязательно включается преданность Родине, и Сотников отстаивает ее до самого конца, до последнего дыхания, подтверждая идеалы самой смертью. "Для меня Сотников - герой. Да, он не разгромил врага, но он оставался человеком в самой бесчеловечной ситуации". Как подвиг рассматривается его стойкость и теми несколькими десятками людей, которые оказались свидетелями его последних минут.

    Сотников тоже "боялся иногда за свою жизнь, когда мог легко и незаметно погибнуть в бою". "Выходя из боя живым, он таил в себе тихую радость, что и пуля миновала его". Все это по-человечески было понятно и натурально. Известно, Сотников, как и другие герои В. Быкова, умел бороться с врагом "до последней минуты". В партизанах он перестал бояться и смерти. Для него важно было жить, когда он был командиром армии. Попав в плен к фашистам, он думает про смерть с оружием в руках как про большую роскошь. Тут он почти что завидовал тысячам тех счастливцев, что нашли свой конец на многочисленных полях боев.

    Перед повешением у Сотникова появляется вновь очень натуральная для человека ненависть к смерти, нежелание прощаться с жизнью. Сотникову перед кончиной захотелось засмеяться, но он усмехнулся напоследок своей измученной, жалкой улыбкой. Идя на смерть, Сотников не столько думает о себе, сколько озабочен тем, чтобы "что-то сделать для других". А еще, чтобы смерть не была грязной.

    Рыбак - это бывший товарищ по партизанской борьбе, а теперь предатель. Рыбак в первых разделах показан нам хорошим партизаном, который совсем по-товарищески держится с Сотниковым, думает о других партизанах. В армии Рыбак благодаря своей расторопности от рядового дошел до должности старшины. Словом, очень неплохой он человек, если брать его на бытовом уровне, в обычных, человеческих обстоятельствах. Можно сказать, что тут ему нет цены. Но дело в том, что война предъявляла свои жестокие требования, очень часто предлагала бесчеловечные. Рыбак это понимал и пробовал держаться. Он, когда попал с Сотниковым в перестрелку, и затем, когда она на некоторое время затихла, с облегчением вздыхает, думает, что все кончено, что Сотников погиб. Значит, не боль за его гибель возникла в Рыбаке в первую очередь, а чувство облегчения, вызванное тем, что в таком случае уже совсем точно не надо еще раз рисковать самому.

    Автор связывает предательство с ничтожностью морально-этических представлений Рыбака, с недостаточным развитием его духовного мира. У него оказался очень маленьким человеческий, духовный потенциал, не хватило моральной вышины, чтобы быть не только неплохим партизаном, но и до конца выстоять в трудных обстоятельствах. Рыбак такую цену своей жизни заплатить не смог, потому что для него важнее было выжить, несмотря ни на что. Быков писал: "Рыбак тоже не негодник по натуре: сложись обстоятельства иначе, возможно, проявилась совсем другая сторона его характера, и он предстал бы перед людьми в другом свете. Но неумолимая сила военных ситуаций вынудила каждого сделать самый решающий в человеческой жизни выбор - лучше умереть или остаться жить подло. И каждый выбрал свой". Духовная глухота не позволяет ему понять глубину его падения. Только в конце он с непоправимым опозданием видит, что в некоторых случаях выжить не лучше, чем умереть. В плену Рыбак начинает осторожно подходить к полицаям, хитрить с ними и выкручиваться. И катится, катится вниз, все больше теряя человечное в себе, сдавая одну позицию за другой. Уже неумолимо скатываясь в бездну предательства, Рыбак все время успокаивает себя, что это еще не конец, что он еще сможет обдурить полицаев.

    Быков изображает самое последнее действие Сотникова: "Перед наказанием он выбивает у себя из-под ног подставку, чтобы не дать сделать это Рыбаку, который предал его". Сотникову очень хотелось бы, чтоб Рыбак, пока еще не замаравший своих рук ничьей кровью, имел возможность образумиться, не лишиться окончательно и бесповоротно своей собственной души. Общенародная этика человеколюбивого приличия постоянно предъявляла строгие требования, в особенности категорически порицала предательство, тянувшее за собой гибель ни в чем неповинных людей.

    Повесть «Сотников» Быков написал в 1969 году. Первоначальное название произведения – «Ликвидация». В повести Быков поднимает экзистенциальные проблемы героизма и предательства, влияния обстоятельств на человека. Автор обнажает борьбу добра и зла в душах героев, исследует психологическое состояние людей во время войны. Быков не дает окончательных оценок персонажам, оставляя это право за читателем.

    Главные герои

    Сотников – бывший командир артиллерийского батальона, до войны закончил учительский институт; красноармеец, партизан; был повешен полицаями.

    Рыбак – бывший старшина пехоты; красноармеец, партизан; чтобы избежать смерти, согласился стать полицаем.

    Другие персонажи

    Петр Качан – староста села Лясины, поневоле стал прислуживать немцам.

    Авгинья Демчиха – мать четырех детей; спрятала Сотинкова и Рыбака, из-за чего попала к полицаям и была повешена.

    Портков – следователь у полицаев, который допрашивал пленников.

    Глава 1

    Рыбак и Сотников шли лесом, «по глухой, занесенной снегом дороге» . Сотников едва тащился: он был сильно простужен, кашлял. Рыбак спросил, почему тот согласился идти на задание. Сотников ответил: «Потому и не отказался, что другие отказались» .

    Глава 2

    После недавнего перехода шоссе, когда Рыбаку и Сотникову выпало прикрывать отход отряда, красноармейцы сблизились и последние дни держались вместе.

    Глава 3

    Мужчины вышли к деревне. Женщина, жившая в крайней избушке, сказала, что деревня называется Лясины и показала, где живет местный староста – Петр Качан. Рыбак и Сотников, не стучась, зашли в дом старосты. Хозяин не был удивлен. На вопрос Рыбака служит ли он немцам, Качан ответил, что «приходится» . На стене в доме висела фотография сына старосты, который ушел на фронт. Рыбак отметил, что староста опозорил своего сына, боровшегося против немцев.

    Жена старосты накрыла на стол. Сотников отказался есть, он чувствовал себя очень плохо. Рыбак же с охотой поел. Красноармейцев удивило, что в доме старосты была Библия.

    Глава 4

    Рыбак сказал хозяину выйти с ним на улицу. Хозяйка начала причитать, но Сотников не поддавался на это. Красноармеец помнил, как в прошлом году «чрезмерная доверчивость к такой же вот тетке едва не стоила ему жизни»: та женщина предложила его накормить, и пока солдат ел, позвала полицаев.

    Рыбак забрал у старосты овцу.

    Глава 5

    Мужчины выдвинулись обратно. У Рыбака появилось легкое недовольство напарником: без него он бы ушел далеко. Мужчины долго шли по полю, но нужной дороги все не было. Рыбак заметил приближающихся людей и скомандовал Сотникову бежать. Рыбак не успел сориентироваться и оказался на той дороге, по которой ехали полицаи. С овцой на спине он еще быстрее побежал вперед, преодолел пригорок, оставив Сотникова позади.

    Преследователи начали стрелять. Рыбак спешил вперед, но в последний момент опомнился, бросил овцу и решил вернуться к товарищу.

    Глава 6

    Сотников, пытаясь убежать, был подстрелен в бедро. Сев на снегу, мужчина начал стрелять в преследователей, пытаясь их задержать. Он не боялся смерти – «страшно было стать для других обузой» . Сотникову становилось все хуже, как он неожиданно услышал рядом голос Рыбака.

    Глава 7

    Рыбак и Сотников поползли к кустарнику. Рыбак, помогая товарищу, сам начал выбиваться из сил. Они едва вышли к дороге и направились в сторону рощи.

    Глава 8

    Сотников не чувствовал стопы, бедро мучительно болело, но он продолжал идти. Мужчины вышли к деревенскому кладбищу, зашли в ближайшую избу. Дома были только четверо детей. Дочь хозяйки сказала, что мамы Демчихи нет дома, угостила мужчин картошкой и огурцами.

    Глава 9

    Рыбак злился на Сотникова, так как не мог оставить раненого товарища на детей, и приходилось ждать прихода хозяйки. Вернувшись домой, Демчиха сердилась на незваных гостей, но увидев, что Сотников ранен, сделала ему перевязку. Рыбак заметил в окно троих полицаев. Демчиха сказала партизанам спрятаться на чердаке.

    Когда полицаи обыскивали избу, Сотников начал громко кашлять. Партизанам пришлось сдаться.

    Глава 10

    Сотников не боялся, что его могут убить, но «мучительно переживал оттого, что так подвел Рыбака да и Демчиху» . За то, что женщина спрятала «бандитов» полицаи ее тоже арестовали. По дороге Рыбак «проклинал себя за неосмотрительность» . Он «уже отчетливо сознавал, что, если бы не Сотников, не его простуда, а затем и ранение, они наверняка добрались бы до леса».

    Глава 11

    «В том, что они пропали, Сотников не сомневался ни на минуту». Сотникова отвели к следователю Портнову, начали допрашивать. Пленник понял, что полицаи знают об их визите к старосте. Несмотря на напор следователя, Сотников отказался давать сведения о своем отряде. Тогда Портков вызвал Будилу – «здешнего полицейского палача» .

    Глава 12

    Рыбака и Демчиху заперли в подвале. В камере, куда посадили красноармейца, находился староста Петр. Рыбак старался придумать способ если не избежать, то хотя бы оттянуть наказание.

    Рыбака вызвали на допрос. Он начал правдоподобно врать, назвав фамилию капитана другого отряда и сказав, что якобы их отряд находится в лесу. Довольный допросом Портнов сказал, что возможно помилует Рыбака, поможет ему вступить в полицию и служить Германии.

    Глава 13

    «Сотникова спасала его немощность: как только Будила начинал пытку, он быстро терял сознание». Пленному ломали кости рук, срывали ногти. Через полчаса пыток Сотникова бросили в камеру к старосте и Рыбаку. Рыбак подумал, что «если Сотников умрет, то его шансы значительно улучшатся. Он сможет сказать что вздумается» .

    Рыбак попытался договориться с Сотниковым о том, чтобы они давали одинаковые показания, но тот отказался. Сотников, понимая, что товарища зовут в полицию, сказал: «Это же машина! Или ты будешь служить ей, или она сотрет тебя в порошок!» .

    Глава 14

    После допроса Петр рассказал, что его просили выведать у Рыбака и Сотникова про отряд, но он отказал. После допроса к ним в камеру бросили еврейскую девочку и Демчиху.

    Глава 15

    Рыбак начал понимать, что «теперь выхода не было» , хотя «всегда и всюду он ухитрялся найти какой-нибудь выход» . «Нет, на гибель он не мог согласиться, ни за что он не примет в покорности смерть».

    Глава 16

    Сотников решил, что «завтра он скажет следователю, что ходил в разведку» . Ему приснился отец, который, как показалось Сотникову, цитировал Библию.

    Глава 17

    Утром пятерых пленников вывели на улицу. Сотников крикнул вышедшему начальству: «Я партизан. Это я ранил вашего полицая. <…> Остальные ни при чем. Берите одного меня» . Но полицаи никак не отреагировало на его слова.

    Рыбак заметил среди начальства Портнова и лично обратился к нему со словами, что ни в чем не виноват. Портнов подозвал Рыбака к себе, спросил, согласен ли он вступить в полицию. Рыбак согласился. «Сволочь!» – крикнул Сотников.

    Глава 18

    Сотникову было обидно за то, что он собирался спасти других.

    На перекладине уличной арки висело «пять гибких пеньковых петель» . По одному пленников «начали разводить вдоль виселицы» . Сотников взошел на стоявший под петлей чурбан. Рыбак придерживал в это время подставку. Полицай накинул ему на шею петлю, радом громко плакала Демчиха. Рыбак сказал товарищу: «Прости брат!» – «Пошел к черту! – коротко бросил Сотников» .

    Глава 19

    «Рыбак выпустил подставку и отшатнулся – ноги Сотникова закачались рядом, сбитая ими шапка упала на снег». После казни немцы начали расходиться «в бодром, приподнятом настроении, как после удачно оконченного, <…> интересного занятия» .

    Увидев стоящего на тротуаре Рыбака, старший полицай приказал ему стать в строй. На минуту смешавшись, Рыбак присоединился к колонне. Он понял, что «из этого строя дороги к побегу уже не было» и «этой ликвидацией его скрутили надежнее, чем ременной супонью» . «Теперь он всем и повсюду враг. И, видно, самому себе тоже».

    Во время перекура Рыбак зашел в нужник, надеясь повеситься на ремне, но только сейчас вспомнил, что ремень забрали еще перед допросом. Вчерашняя мечта стать полицаем обернулась для него катастрофой. «Такова судьба. Коварная судьба заплутавшего на войне человека».

    Заключение

    В повести «Сотников» Василь Быков противопоставляет двух главных героев – Рыбака и Сотникова. С первых глав кажется, что активный, хитрый Рыбак более приспособлен к условиям войны, чем болезненный малоинициативный Сотников. Однако с раскрытием персонажей становится понятно, что Сотников обладает большей нравственностью, духовной силой. До самой смерти он остается верен своим принципам, в отличие от Рыбака, который становится врагом самому себе.

    Тест по повести

    Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

    Рейтинг пересказа

    Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1272.

    Елена Котынова

    Елена Юрьевна Котынова - учитель русского языка и литературы МОУ «Педагогический лицей», Псковская область, г. Великие Луки.

    “Коварная судьба заплутавшего на войне человека”

    Тема нравственного выбора в повести Василя Быкова «Сотников»

    I. Слово учителя

    Война… Скольких судеб коснулась она своим жестоким, убийственным крылом! Скольких оставила лежать на необозримых российских полях и сколько жизней исковеркала! Под страшным ветром пуль не раз приходилось простому, обыкновенному человеку делать выбор: любым путём сохранить единственно неповторимое - жизнь или отдать её во имя Родины, близких или даже совершенно незнакомых людей.

    Во многих произведениях Василия Владимировича Быкова, писателя, в жизни которого война стала главным мерилом человеческого мужества, этот выбор приходится делать его героям. И в повести «Сотников», написанной в 1970 году, тоже.

    Сам Быков воевал в пехоте и артиллерии. Вот как он объяснял замысел своего произведения: “Взялся я за повесть не потому, что слишком много узнал о партизанской жизни, и не затем, чтобы прибавить к её изображению нечто мною лично открытое. Прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощённо можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?”

    Статья опубликована при поддержке официального дистрибьютора по России и СТС, группа компаний "Терриком" "Antonio Merloni Cylinders Ghergo Group S.P.A.". Автономная газификация домов, а также объектов различной степени сложности, автономные газгольдеры "Antonio Merloni", сжиженный газ. Посмотреть готовые решения, каталог, фото, видео и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://antonio-merloni.ru/.

    II. Анализ повести

    1. Как Рыбак и Сотников оказались вместе в вылазке? Что “совсем не понятно” Рыбаку в поведении напарника?

    (Рыбака назначил командир, Сотников был простужен, мог не идти, но не отказался потому, что “другие отказались”.)

    2. Как Василь Быков в мелочах показывает разницу характеров, отношения партизан к происходящим событиям, их целей, жизненных позиций?

    • Рыбак вспоминает Любку - “огонь-девка!” Сотников: “У тебя ещё девки на уме?”
    • При виде сожжённого хутора Рыбак - “Подрубали, называется”. Сотников: “Выдал кто-то”.
    • Разговор об отсутствии у Сотникова хорошей шапки. Рыбак: “Зато в деревне у каждого мужика шапка”. Сотников: “Что же, с мужика снимать?”

    3. Каково отношение Рыбака и Сотникова к старосте Петру Качану? Почему? Поменялось ли оно со временем или “нельзя было принимать во внимание никакие, даже самые уважительные причины”?

    (“Ты немцам служишь, поэтому нам враг”, - говорит Рыбак старосте. Для партизан нет уважительных причин, чтобы служить врагу, даже после объяснения старостихи. Однако Рыбак не убивает Петра, думая: “Если что, его накажут другие”.)

    4. Сравните поведение и мысли партизан во время перестрелки с полицаями. Почему Рыбак всё-таки не бросил товарища? Что им двигало?

    (Выбор у Рыбака невелик: бежать самому, спастись, принести овцу в отряд или спасать товарища. Но, понимая, что если он бросится на помощь, то убьют обоих, приходит к выводу: “…пока есть возможность, надо уходить: Сотникова уже не спасёшь”. Сотников же отстреливался как мог, спасая тем самым Рыбака от гибели, прикрывая его отход. “Он понял, что задержал их [полицаев], и это вызвало короткое удовлетворение”. Стараясь не рассуждать, Рыбак “двинулся по своему следу назад”. Почему? Нужно было бы что-то объяснять в отряде: “Но что он скажет в лесу?” Не стремление помочь товарищу движет им, а боязнь ответст­венности.)

    5. Какова роль внутреннего монолога Сотникова (глава 6)? Чем же измеряется “степень отваги в бою, бесстрашие и твёрдость перед лицом врага”? Почему после этого монолога Сотников вспоминает допрос русского полковника?

    (“Он страдал от своей физической беспомощности” и старался не встретиться взглядом с Рыбаком. Именно Сотников рассуждает о “единственной реальной ценности всего сущего и для человека тоже” - о жизни. Может ли человек продлить своё присутствие на земле после смерти? Что сильнее - физические способности или сила духа? История допроса русского полковника напоминает сцену из рассказа М.Шолохова «Судьба человека». Оба героя: и полковник, и Андрей Со­колов - сумели вызвать к себе уважение жесткого врага, одержали духовную победу над имеющими власть фашистами.)

    6. Расскажите о Рыбаке-партизане. Случайно ли он прослужил три года (!) старшиной роты? Но что настораживает в рассуждениях героя?

    (Рыбак “был незлой человек”, ему “по душе было живое, реальное дело”, энергичен, в бою умеет “вовремя принять решение”, “чувствовал себя полноценным партизанским бойцом”. На войне ему даже казалось легко, ведь цель борьбы была ясна, “а над прочими обстоя тельствами он не очень раздумывал”. Но ведь на войне приходится не только стрелять! Настораживает также и его отношение к больным и слабым. Он “почти с неприязнью слушал нездоровое дыхание товарища”, испытывал пренебрежение к тем, кто “чего-то не мог, не умел”. Наверное, и решение красного командира Левинсона (А.Фадеев. «Разгром») о судьбе больного Фролова он абсолютно оправдал бы…)

    7. Как вы думаете, какое отношение к подобным мыслям имеет история раненого лейтенанта? И почему её вспоминает именно Сотников?

    (Сотников вспоминает плен и исхудавшего лейтенанта, от раненой ноги которого исходил запах гнили, обречённого на гибель всем своим “полусумасшедшим видом”. Обессилевший без воды и пищи, с лихорадочным блеском в глазах, он ценой собственной жизни даёт возможность спастись другим. Значит, и находящиеся в полушаге от гибели могут на войне быть бойцами! Этот человек оказался сильнее многих более здоровых! Сотникова этот лейтенант спас, и он не сможет поступить иначе в подобной критической ситуации.)

    8. Как ведут себя Рыбак и Сотников во время ареста? Что больше всего тревожит героев? Как характеризует их тон разговора с полицаями, отношение к Дёмчихе?

    (Рыбаку вдруг захотелось, “чтобы первым поднялся Сотников”, он же на четвереньках выполз из-под крыши, встал и поднял руки. “Гибель как будто откладывалась, это было главное”. Не делает попытки защитить Дёмчиху, говорит с полицаями негромко и уныло, опускает в разговоре голову. О поведении Сотникова думает: “Какого чёрта он задирается?” Сотников “мучительно переживал оттого, что так подвёл Рыбака да и Дёмчиху... он в отчаянии думал, что напрасно они отзывались, пусть бы полицаи стреляли - погибли бы, но только вдвоём”. Заступается за женщину, отвечает не сдерживаясь, смотря в лицо конвоиру, называет полицаев палачами, истязателями, гадами. Единст­венное, что тревожит - “только бы выгородить Дёмчиху”.)

    9. Сопоставьте поведение героев во время допроса Портновым:

    • тон разговора;
    • ответы на вопросы;
    • отношение к судьбе Дёмчихи, Петра Качана.

    Как вы считаете, прав ли Рыбак, думая, что “отсутствие всякого выбора предельно сузило его возможности”? Есть ли вообще выход в подобной ситуации?

    (Сотников сразу разгадал хитрую игру полицая и не поддался на уловки Портнова. Он не пытается изворачиваться, готов терпеть пытки, но ничего не говорит об отряде.

    Пробует договориться с Портновым только с одной целью - спасти Дёмчиху.

    Ещё до допроса Рыбак много думает, как “перехитрить полицию”, прикидывает пути, не исключая в своих хитростях “припутать старосту”, которому якобы “это не слишком прибавит… вины перед немцами, а им, двоим, возможно, и повезёт”. По сути дела, готов подставить кого угодно, лишь бы спасти свою шкуру. На допросе, особенно не размышляя, отвечает на все вопросы, подставляя под удар отряд Дубового, говорит, что одного из полицаев подстрелил Сотников. Быстро отказывается от попытки спасти Дёмчиху. В конце допроса “почтительно поднялся со стула”, “с деланной преданностью взглянул в… глаза полицейского”. Уж какая здесь хитрость - сплошное предательство!)

    10. Какие мысли охватывают всех обитателей “камеры смертников” после допросов? Обвиняют ли партизан те, кто оказался здесь, в общем-то, по их вине? Почему?

    (Пётр Качан: “Звери!”

    Рыбак: “Тихо вы! Услышат!”

    Увидев изувеченного Сотникова, Рыбак “ужаснулся при мысли, что то же самое могли сделать с ним”.)

    11. Чем собрался “поторговаться” Рыбак с полицаями? Что на чашах весов? Как заканчивается 13-я глава? Что символизирует собой “крысиный угол”? (На чашах весов для Рыбака - собственная жизнь и собственная смерть. Ни о ком другом и ни о чём другом он не задумывается. Он, с одной стороны, как крыса, первый бежит с тонущего корабля, с другой - вызывает чувство брезгливости, как загнанная в угол крыса.

    “Муха, которая не желает быть прихлопнутой, безопасней всего чувствует себя на самой хлопушке”, - писал Лихтенберг. Вот Рыбаку и показалось, что он нашёл надёжное место для спасения, но когда-то эта хлопушка должна сделать своё дело.)

    12. А что на чашах весов у других героев? Какой выбор они делают?

    (Сотников: собственная жизнь - судьба отряда, Дёмчихи, Петра, Баси;

    Пётр: собственная жизнь - честь 68-летнего старика;

    Бася: собственная жизнь - судьба людей, помогавших ей.

    И никто из них не делает выбор в сторону левой чаши весов, в отличие от Рыбака.)

    (Тринадцатилетняя девочка, оказавшаяся в “камере смертников” по вине партизан, оказалась сильнее, мужественнее Рыбака, не выдала под пытками тех людей, которые прятали её.)

    14. После рассказа о Басе следует история спасения Рыбаком двух девочек. Как этот эпизод объясняет поступки партизана? Сравните мотивы поступков Рыбака и Сотникова (история с отцовским маузером) и сделайте вывод, к чему они приводят (см. схему снизу).

    III. Выводы

    В 1944 году Василь Быков оказался около сборного пункта военнопленных, а впоследствии вспоминал это событие: “И вдруг загорелое, небритое лицо одного из тех, что безучастно сидели в канаве у самой изгороди, показалось мне знакомым. Пленный тоже задержал на мне свой отрешённый взгляд, и в следующее мгновение я узнал в нём когдатошнего моего сослуживца, который с осени 43-го считался погибшим. Более того, за стойкость, проявленную в тяжёлом бою на Днепровском плацдарме, за умелое командование окружённым батальоном, в котором он был начальником штаба, этот человек «посмертно» был удостоен высокой награды. О нём рассказывали новому пополнению, о его подвиге проводили беседы, на его опыте учились воевать. А он вот сидел теперь передо мной в пропотевшем немецком кителе с трёхцветным шевроном на рукаве, на котором красноречиво поблёскивали три знакомые буквы «РОА»…

    Он попросил закурить и кратко поведал печальную и одновременно страшную в своей уничтожающей простоте историю. Оказывается, в том памятном бою на плацдарме он не был убит, а был только ранен и попал в плен. В лагере, где он потом оказался, сотнями умирали от голода, а он хотел жить и, вознамерившись обхитрить немцев, записался во власовскую армию с надеждой улучить момент и перебежать к своим. Но как назло удобного момента всё не было, фронт находился в жёсткой обороне, а за власовцами строго следили гитлеровцы. С начала нашего наступления ему пришлось принять участие в боях против своих, хотя, разумеется, он стрелял вверх: разве он враг, утешал он себя. И вот в конце концов оказался в плену, конечно же, сдался сам, иначе бы тут не сидел.

    Я слушал его и верил ему: он не врал, он говорил правду. Безусловно, он не был из числа тех, которые жаждали служить врагу, его личная храбрость и воинское мастерство были засвидетель­ствованы высокой наградой. Просто, оказавшись в плену, он превыше всего поставил собственную жизнь и решил обхитрить фашистов. И вот плачевный результат хитрости…”

    Ф.Энгельс писал: “Мужество, которое необходимо для того, чтобы в критическую минуту собраться с духом и принять смелое решение, совершенно не похоже на то мужество, которое позволяет человеку блестяще командовать дивизией под огнём”. Что же лежит в основе мужества Сотникова? (Сила духа, чувство ответственности за жизнь других людей, честность.)

    • Испытывает ли Василь Быков отвращение либо презрение к этому пленному и к герою повести Рыбаку? Почему? Обоснованно ли цитатное название нашего урока?

    IV. Домашнее задание. Письменное рассуждение: «Две дороги к одной петле».

    Выбор редакции
    В 1948 году в Минеральных водах скончался батюшка Феодосий Кавказский. Жизнь и смерть этого человека была связана со многими чудесами,...

    Божья и духовная власть Ч то такое власть? Откуда она взялась? Вся ли власть от Бога? Если да, то почему в мире столько злых,...

    Божья и духовная власть Ч то такое власть? Откуда она взялась? Вся ли власть от Бога? Если да, то почему в мире столько злых,...

    Божья и духовная власть Ч то такое власть? Откуда она взялась? Вся ли власть от Бога? Если да, то почему в мире столько злых,...
    «Царь грядет..." (Святитель Афанасий (Сидячий) в Харькове /51/). Прп. Анатолий (Потапов): «Судьба Царя - судьба России. Радоваться будет...
    - В Библии сказано: «Несть власть , аще не от Бога . Сущие же власти от Бога учинены суть». Как правильно понимать эту фразу в контексте...
    «Царь грядет..." (Святитель Афанасий (Сидячий) в Харькове /51/). Прп. Анатолий (Потапов): «Судьба Царя - судьба России. Радоваться будет...
    Возможно, слово «майонез» произошло от французского слова «moyeu»(одно из значений – желток), а может быть по имени города Маон - столицы...
    - Я люблю больше оливки! - А я предпочитаю маслины. Знакомый диалог? А знаете ли вы, чем отличаются оливки от маслин? Проверьте свои...