Где родился дебюсси. Биографии, истории, факты, фотографии. Биография, история жизни К.А. Дебюсси


В 1871 году брал уро-ки иг-ры на фортепиано у А. Мо-те де Флёр-виль. В 1872 году по-сту-пил в Па-риж-скую консерваторию (учил-ся по клас-су фортепиано А.Ф. Мар-мон-те-ля, ор-га-на - С. Фран-ка, гар-мо-нии - Э. Дю-ра-на, ком-по-зи-ции - Э. Ги-ро). Пер-вые ком-по-зи-тор-ские опы-ты Дебюсси от-но-сят-ся к 1879-1880 годам (ро-ман-сы «Мад-рид» на сло-ва А. де Мюс-се, «Звёзд-ная ночь» на сло-ва Т. де Бан-ви-ля). В лет-ние ме-ся-цы 1880-1882 годов пу-те-ше-ст-во-вал как пиа-нист по стра-нам Ев-ро-пы с семь-ёй русской ме-це-нат-ки Н.Ф. фон Мекк, по-зна-ко-мил-ся с Р. Ваг-не-ром, по-бы-вал в Рос-сии (1881, 1882), под впе-чат-ле-ни-ем от му-зы-ки М.П. Му-сорг-ско-го, А.П. Бо-ро-ди-на и Н.А. Рим-ско-го- Кор-са-ко-ва на-пи-сал Сим-фо-нию. Пер-вое пуб-лич-ное ис-пол-не-ние со-чи-не-ний Дебюсси со-стоя-лось в 1882 году (вы-сту-пил со скри-па-чом М. Ти-бер-сом и пе-ви-цей М.Б. Ва-нье, ко-то-рой по-свя-тил 1-ю се-рию ро-ман-сов «Га-лант-ные празд-не-ст-ва»). Боль-шое влия-ние на фор-ми-ро-ва-ние творческих взгля-дов Дебюсси ока-за-ли по-эты-сим-во-ли-сты П. Вер-лен и С. Мал-лар-ме. По-лу-чив Рим-скую премию (1884, за кан-та-ту «Блуд-ный сын»), в 1885 году в ка-че-ст-ве сти-пен-диа-та уе-хал в Рим, где ув-лёк-ся му-зы-кой Дж.П. да Па-ле-ст-ри-ны, О. Лас-со. Сре-ди со-чи-не-ний тех лет - по-эма «Де-ва-из-бран-ни-ца» для жен-ских го-ло-сов с ор-ке-ст-ром, кан-та-та «Вес-на» (по кар-ти-не С. Бот-ти-чел-ли), Фан-та-зия для фортепиано с ор-ке-ст-ром, мно-го-численные ро-ман-сы. В феврале 1887 года дос-роч-но вер-нул-ся в Па-риж, где сбли-зил-ся с круж-ком Мал-лар-ме; в Ве-не по-зна-ко-мил-ся с И. Брам-сом, два-ж-ды ез-дил в Бай-рёйт на пред-став-ле-ния опер Ваг-не-ра. Раз-оча-ро-вав-шись в его му-зы-ке (из-вест-ны край-не не-га-тив-ные вы-ска-зы-ва-ния Дебюсси о ваг-не-ров-ской эс-те-ти-ке), об-ду-мы-вал за-мы-сел собственной опе-ры о Три-ста-не, об-раз ко-то-ро-го, по его мне-нию, был силь-но ис-ка-жён Ваг-не-ром.

В 1889 году Дебюсси стал чле-ном Национального музыкального общества, сбли-зил-ся с Э. Шос-со-ном и В. д’Эн-ди. По-преж-не-му ин-те-ре-су-ясь русской клас-си-че-ской му-зы-кой, из-учал пар-ти-ту-ру опе-ры М.П. Му-сорг-ско-го «Бо-рис Го-ду-нов» (му-зы-ку ко-то-рой счёл «по-верх-но-ст-ной»). В 1890 году по-сле встре-чи с М. Ме-тер-лин-ком у Дебюсси воз-ник за-мы-сел опе-ры «Пел-ле-ас и Ме-ли-зан-да». В 1891 году он по-зна-комил-ся с Э. Са-ти, друж-ба с ко-то-рым про-дол-жа-лась до са-мой смер-ти Дебюсси. Свое-об-раз-ным ма-ни-фе-стом им-прес-сио-низ-ма в му-зы-ке яви-лась сим-фо-нической «Пре-лю-дия к "По-сле-по-лу-ден-но-му от-ды-ху фав-на"» (по эк-ло-ге С. Мал-лар-ме, 1894) с её изы-скан-ной хро-ма-тической главной те-мой, соз-даю-щей впе-чат-ле-ние том-но-сти и ле-ни, изо-бре-та-тель-но-стью ор-ке-ст-ров-ки (за-по-ми-наю-щий-ся тембр - флей-та в низ-ком ре-ги-ст-ре). Им-прес-сио-ни-ст-ской зву-ко-писью про-ник-нут ор-ке-ст-ро-вый трип-тих «Нок-тюр-ны» («Об-ла-ка», «Празд-не-ст-ва»; «Си-ре-ны» - с жен-ским хо-ром; 1899); цикл «Мо-ре» (3 сим-фо-нических эс-ки-за, 1905), со-хра-няю-щий тен-ден-цию к жи-во-пис-ной из-об-ра-зи-тель-но-сти, от-ли-ча-ет-ся мощ-ным сим-фо-ническим раз-ма-хом. В 1901 году на-ча-лась музыкально-кри-тическая дея-тель-ность Дебюсси - он со-труд-ничал с пе-рио-дич. из-да-ния-ми «Revue Blanche», «Musica», «Mercure de France», «Gil Blas», «Фи-га-ро», «La Revue Musicale», «La Revue Bleu», «Paris-Journal» (вы-сту-пал от име-ни вы-мыш-лен-но-го «господина Кро-ша, ан-ти-ди-ле-тан-та»). Пре-мье-ра опе-ры «Пел-ле-ас и Ме-ли-зан-да» по пье-се М. Ме-тер-лин-ка (1902, «Опе-ра-Ко-мик», ди-ри-жёр А. Мес-са-же), имев-шая оше-лом-ляю-щий ус-пех, бы-ла, од-на-ко, ом-ра-че-на ссо-рой ком-по-зи-то-ра и пи-са-те-ля.

В 1908 году Дебюсси впер-вые вы-сту-пил как ди-ри-жёр в Кон-цер-тах Ко-лон-на в Па-ри-же, ди-ри-жи-ро-вал свои-ми про-из-ве-де-ния-ми в хо-де по-езд-ки в Лон-дон. С 1909 года Дебюсси - член Выс-ше-го пе-да-го-гического со-ве-та Па-риж-ской консерватории. В 1910 году встре-чал-ся с И.Ф. Стра-вин-ским. На-пи-сал му-зы-ку к мис-те-рии Г. Д’Ан-нунцио «Му-че-ни-че-ст-во святого Се-ба-сть-я-на» (1911, те-атр «Шат-ле»; в ро-ли Се-ба-сть-я-на - Ида Ру-бин-штейн, де-ко-ра-ции Л.С. Бак-ста). В 1912 году Рус-ский ба-лет С.П. Дя-ги-ле-ва в те-ат-ре «Шат-ле» пред-ста-вил ба-лет на му-зы-ку «Пре-лю-дии к "По-сле-по-лу-ден-но-му от-ды-ху фав-на"» (в главной ро-ли - В.Ф. Ни-жин-ский), в 1913 году - ба-лет «Иг-ры» (Те-атр Ели-сей-ских По-лей). Со-вер-шив кон-церт-ную по-езд-ку в Мо-ск-ву и Санкт-Пе-тер-бург по при-гла-ше-нию С.А. Ку-се-виц-ко-го, в 1913 году Дебюсси окон-чил 2 тет-ра-ди фортепианных пре-лю-дий - од-но-го из са-мых по-пу-ляр-ных сво-их со-чи-не-ний. На на-ча-ло 1-й ми-ро-вой вой-ны Дебюсси от-реа-ги-ро-вал со-чи-не-ни-ем «Ге-рои-че-ской ко-лы-бель-ной» для фортепиано. К мно-го-численным кон-церт-ным вы-сту-п-ле-ни-ям в различных го-ро-дах Ев-ро-пы и музыкально-кри-тической дея-тель-но-сти Дебюсси при-ба-ви-лось ре-дак-ти-ро-ва-ние (по за-ка-зу издательства Дю-ра-на) про-из-ве-де-ний Ф. Шо-пе-на. Не-смот-ря на ухуд-ше-ние здо-ро-вья, ком-по-зи-тор за-вер-шил 2 тет-ра-ди своих этю-дов, на-пи-сал цикл для 2 фортепиано «Бе-лым и чёр-ным». От-ка-зав-шись в 1916 году от по-езд-ки в США, за-вер-шил либ-рет-то опе-ры «Па-де-ние до-ма Эше-ров» и про-дол-жал ра-бо-тать над кан-та-той «Ода Фран-ции» (на текст Л. Ла-луа, не окон-че-на).

На-гра-ж-дён ор-де-ном По-чёт-но-го ле-гио-на (1903).

Твор-че-ст-во Дебюсси - важ-ный этап в раз-витии муз. язы-ка, под-го-тов-лен-ный всей эво-лю-ци-ей ев-ропейской музыкальной куль-ту-ры (в осо-бен-но-сти французской и русской) и вы-во-дя-щий её на ру-бе-жи но-вой му-зы-ки XX века. Дебюсси довёл до пре-де-ла кра-соч-ные, изо-бра-зительные воз-мож-но-сти му-зы-ки, вдох-нул но-вую жизнь в про-грамм-ную му-зы-ку, об-ра-ща-ясь к про-шло-му искусства, ино-на-цио-наль-ным куль-ту-рам [идеа-ли-зи-рованная ан-тич-ность, сти-ли ба-рок-ко и ро-ко-ко, эк-зо-тические тан-це-валь-ные рит-мы, при-хот-ли-вая фан-та-сти-ка, гро-теск и юмор в «Пес-нях Би-ли-тис» для голоса с фортепиано (1897), цик-лах «Эс-там-пы» (1903), «Об-ра-зы» (1905, 1907), «Дет-ский уго-лок» (1908) для фортепиано, 6 «Ан-тич-ных эпи-гра-фах» для фортепиано в 4 ру-ки (1914)].

Но-вый пи-а-ни-стический стиль Дебюсси на-шёл кон-цент-ри-ро-ван-ное вы-ра-же-ние в 2 тет-ра-дях пре-лю-дий (1910, 1913), 12 этюдах (1915). Об-нов-ле-ние об-раз-ной па-лит-ры по-влек-ло за со-бой рас-ши-ре-ние ла-дово-го по-ля: на-ря-ду с ма-жор-но-ми-нор-ной то-наль-но-стью в его му-зы-ке мож-но встре-тить на-ту-раль-ные и ис-кус-ст-вен-ные ла-ды - пен-та-то-ни-ку («Ко-лы-бель-ная сло-на» из «Дет-ско-го угол-ка»), ги-поф-ри-гий-ский (пре-лю-дия «Пре-рван-ная се-ре-на-да»), ио-ний-ский (пре-лю-дия «За-то-нув-ший со-бор»), ли-дий-ско-мик-со-ли-дий-ский («Ост-ров ра-до-сти», 1904), це-ло-тон-ный (пре-лю-дия «Па-ру-са») зву-ко-ря-ды и другие яр-кие мо-да-лиз-мы. По-доб-но то-му как в жи-во-пи-си им-прес-сио-ни-стов ис-клю-чительное зна-че-ние при-об-ре-та-ет кра-соч-ный ма-зок как та-ко-вой, в му-зы-ке Дебюсси вни-ма-ние со-сре-до-то-че-но на отдельном со-зву-чии, а не на то-наль-но-функ-цио-наль-ных свя-зях со-зву-чий. От-сю-да ста-ти-ка музыкального по-лот-на, за-став-ляю-щая слу-ша-те-ля лю-бо-вать-ся ко-ло-ри-том зву-ча-ния, а не сле-дить за при-выч-ной ла-до-функ-цио-наль-ной ло-ги-кой тя-го-те-ний и раз-ре-ше-ний; по-вто-ре-ния (в т. ч. на раз-ной вы-со-те) од-но-тип-ных со-зву-чий, главным образом мно-го-тер-цо-вых - септ-ак-кор-дов и но-нак-кор-дов, их па-рал-ле-лиз-мы. В свя-зи с пе-ре-смот-ром тра-диционного ба-лан-са ди-на-ми-че-ско-го и ста-ти-че-ско-го пе-ре-смат-ри-ва-ет-ся и со-от-но-ше-ние музыкальной те-мы и фак-ту-ры: в зре-лой му-зы-ке Дебюсси труд-но най-ти тра-диционную струк-тур-но ус-той-чи-вую те-му еди-но-го раз-вёр-ты-ва-ния, вме-сто это-го слух сколь-зит от од-но-го мо-ти-ва (по-пев-ки) к дру-го-му, ко-рот-кие те-мы не-пре-рыв-но ме-ня-ют-ся, варь-и-ру-ют-ся от про-ве-де-ния к про-ве-де-нию. Па-рал-ле-ли с жи-во-пи-сью об-на-ру-жи-ва-ют-ся и в об-раз-ной сфе-ре: оче-вид-но стрем-ле-ние Дебюсси музыкальными сред-ст-ва-ми за-пе-чат-леть пей-заж в его по-этической кра-со-те, из-мен-чи-во-сти, зыб-ко-сти и как бы «по пер-во-му впе-чат-ле-нию». Всё твор-че-ст-во Дебюсси про-ни-зы-ва-ет музыкальное ото-бра-же-ние природы (мо-ря, во-ды, сти-хии вет-ра, све-та, сне-га).

Чер-ты сим-во-лиз-ма про-сле-жи-ва-ют-ся в главном сце-ническом про-из-ве-де-нии Дебюсси - опе-ре «Пел-ле-ас и Ме-ли-зан-да». Пред-став-ле-ние о дра-ма-тур-гии и сю-же-ти-ке, как их фор-му-ли-ро-вал Дебюсси, пол-но-стью по-ры-ва-ло с ваг-не-ров-ски-ми прин-ци-па-ми: «Мо-им по-этом смо-жет стать толь-ко тот, кто, не до-го-ва-ри-вая все-го пол-но-стью, даст воз-мож-ность со-еди-нить мою меч-ту с его соб-ст-вен-ной, по-эт, ко-то-рый при-ду-ма-ет для сво-ей пье-сы дей-ст-вую-щих лиц без про-шло-го и без ука-за-ния на вре-мя дей-ст-вия… Я меч-таю о либ-рет-то, ко-то-рое не при-го-ва-ри-ва-ло бы ме-ня сле-до-вать тра-ди-ции длин-ных и тя-го-ст-ных дей-ст-вий...» Сим-во-ли-ка М. Ме-тер-лин-ка иде-аль-но со-от-вет-ст-во-ва-ла эс-те-тической по-зи-ции ком-по-зи-то-ра. Пер-со-на-жи опе-ры вы-пи-са-ны как «смут-ные» об-ра-зы, с не-оп-ре-де-лён-ным про-шлым и су-мрач-ным бу-ду-щим, ге-рои вы-ра-жа-ют свои чув-ст-ва ко-рот-ки-ми ре-чи-та-тив-ны-ми фра-за-ми, под-кре-п-ляе-мы-ми «го-во-ря-щим» ор-ке-ст-ром. Стрем-ле-ние про-ти-во-пос-та-вить опе-ру ваг-не-ров-ским музыкальным дра-мам с их длин-ны-ми мо-но-ло-га-ми, а так-же опер-но-му ве-риз-му, ко-то-рый Дебюсси счи-тал ба-наль-ным, дик-то-ва-ло ком-по-зи-то-ру иные, им-прес-сио-ни-ст-ские, сред-ст-ва вы-ра-зи-тель-но-сти. Изы-скан-ный эро-тизм сце-ны, в ко-то-рой Пел-ле-ас при-хо-дит в экс-таз, оку-ты-ва-ясь во-ло-са-ми Ме-ли-зан-ды, про-зву-чал как но-вое сло-во на фо-не тра-диционных лю-бов-ных ду-этов.

Сти-ли-стические чер-ты, впо-след-ст-вии офор-мив-шие-ся в нео-клас-си-цизм, при-су-щи многим про-из-ве-де-ни-ям Дебюсси раз-ных пе-рио-дов твор-че-ст-ва (в т. ч. «Бер-га-мас-ской сюи-те» для фортепиано, 1890, ба-ле-ту «Иг-ры», 1912). Сре-ди ка-мер-но-ин-ст-ру-мен-таль-ных со-чи-не-ний Дебюсси: струн-ный квар-тет (1893), со-на-ты - для вио-лон-че-ли и фортепиано, для флей-ты, аль-та и ар-фы (обе 1915), для скрип-ки и фортепиано (1917).

Иллюстрации:

Архив БРЭ.

Сочинения:

Ста-тьи. Ре-цен-зии. Бе-се-ды. М.; Л., 1964;

Избр. пись-ма. Л., 1986;

Monsieur Groche et autres écrits. 2 éd. P., 1987

Œuvres complètes. P., 1985-2006-.

Клод Дебюсси (фр. Achille-Claude Debussy), (22 августа 1862, Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа - 25 марта 1918, Париж) - французский композитор.

Сочинял в стиле, который часто называют импрессионизмом, термином, который он никогда не любил. Дебюсси был не только одним из самых значительных французских композиторов, но также одной из самых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX веков; его музыка представляет собой переходную форму от поздней романтической музыки к модернизму в музыке XX столетия.

Дебюсси - французский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный критик. Окончил Парижскую консерваторию (1884), получил Римскую премию. Ученик А. Мармонтеля (фортепиано), Э. Гиро (композиция). Как домашний пианист русской меценатки Н. Ф. фон Мекк - сопровождал её в путешествиях по Европе, в 1881 и 1882 посетил Россию. Выступал как дирижёр (в 1913 в Москве и Петербурге) и пианист с исполнением преимущественно собственных произведений, а также как музыкальный критик (с 1901).

Дебюсси - основоположник музыкального импрессионизма. В своём творчестве опирался на французские музыкальные традиции: музыка французских клавесинистов (Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо), лирическая опера и романс (Ш. Гуно, Ж. Массне). Значительным было воздействие русской музыки (М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков), а также французской символистской поэзии и импрессионистской живописи. Д. воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Своего рода манифестом музыкального импрессионизма считали современники оркестровую “Прелюдию к „Послеполуденному отдыху фавна»” (по эклоге С. Малларме, 1894), в которой проявились характерные для музыки Д. зыбкость настроений, утончённость, изысканность, прихотливость мелодики, колористичность гармонии. Одно из наиболее значительных созданий Д. - опера “Пеллеас и Мелизанда” (по драме М. Метерлинка; 1902), в которой достигнуто полное слияние музыки с действием. Д. воссоздаёт сущность неясного, символически-туманного поэтического текста. Этому произведению наряду с общей импрессионистической окраской, символистской недосказанностью присущи тонкий психологизм, яркая эмоциональность в выражении чувств героев. Отзвуки этого произведения обнаруживаются в операх Дж. Пуччини, Б. Бартока, Ф. Пуленка, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева. Блеском и в то же время прозрачностью оркестровой палитры отмечены 3 симфонических эскиза “Море” (1905) - самое крупное симфоническое сочинение Д. Композитор обогатил средства музыкальной выразительности, оркестровую и фортепианную палитру. Он создал импрессионистическую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов и в то же время расплывчатостью.

В некоторых произведениях - “Бергамасская сюита” для фортепиано (1890), музыка к мистерии Г. Д’Аннунцио “Мученичество св. Себастьяна” (1911), балет “Игры” (1912) и др. - проявляются черты, присущие впоследствии неоклассицизму, они демонстрируют дальнейшие поиски Дебюсси в области тембровых красок, колористических сопоставлений. Д. создал новый пианистический стиль (этюды, прелюдии). Его 24 прелюдии для фортепиано (1-я тетрадь - 1910, 2-я - 1913), снабжённые поэтическими названиями (“Дельфийские танцовщицы”, “Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе”, “Девушка с волосами цвета льна” и др.), создают образы мягких, порой нереальных пейзажей, имитируют пластику танцевальных движений, навевают поэтические видения, жанровые картины. Творчество Дебюсси, одного из крупнейших мастеров 20 в., оказало существенное влияние на композиторов многих стран.

Сочинения:Оперы - Родриго и Химена (1892, не окончена), Пеллеас и Мелизанда (1902, Париж), Падение дома Эшеров (в набросках, 1908-17); балеты - Камма (1912, конц. исп. 1924, там же), Игры (1913, Париж), Ящик с игрушками (детский, 1913, пост. 1919, Париж); кантаты - лирические сцены Блудный сын (1884), Ода Франции (1917, завершена М. Ф. Гайаром); поэма для голосов с оркестра Дева-избранница (1888); для орк. - дивертисмент Триумф Вакха (1882), симфоническая сюита Весна (1887), Прелюдия к “Послеполуденному отдыху фавна” (1894), Ноктюрны (Облака, Празднества; Сирены - с женским хором; 1899), 3 симфонических эскиза Море (1905), Образы (Жиги, Иберия, Весенние хороводы, 1912); камерно-инструментальные ансамбли - сонаты для виолончели. и фортепиано (1915), для скрипки и фортепиано (1917), для флейты, альта и арфы (1915), фортепианное трио (1880), струнный квартет (1893); для фортепиано - Бергамасская сюита (1890), Эстампы (1903), Остров радости (1904), Маски (1904), Образы (1-я серия - 1905, 2-я - 1907), сюита Детский уголок (1908), прелюдии (1-я тетрадь - 1910, 2-я- 1913), этюды (1915); песни и романсы; музыка к спектаклям драматического театра, фортепианн транскрипции и др.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА КЛОДА ДЕБЮССИ

Клод Дебюсси был одним из самых интересных и ищущих художников своего времени, он всегда искал новые пути совершенствования своего мастерства, изучал творчество современных ему музыкантов- новаторов: Листа, Грига, композиторов русской школы: Бородина, Мусоргского, Римского -Корсакова. В стремлении к обновлению французской музыки Дебюсси опирался и на опыт её классиков, а именно на творчество Рамо и Куперена. Композитор сожалел, что отечественная музыка долго шла путями, удалявшими её от ясности выражения, точности, собранности формы, которые, по его мнению, и являются характерными качествами французской музыкальной культуры.

Дебюсси необычайно любил природу. Для него она была своеобразной музыкой. «Мы не слушаем вокруг себя тысячи шумов природы, не постигаем достаточно этой музыки, такой разнооразной которая раскрывается нам с таким изобилием», - говорил композитор (3, стр 227). Стремление к поискам нового в искусстве привлекло Дебюсси в кружок поэта Маллармэ, где группировались представители импрессионизма и символизма.

Дебюсси вошёл в историю художественной культуры как крупнейший представитель музыкального импрессионизма. Нередко творчество Дебюсси отождествляется с искусством живописцев-импрессионистов, их эстетические принципы распространились на творчество композитора.

С раннего детства Дебюсси находился в мире фортепианной музыки. К поступлению в консерваторию его подготовила Мантэ де Флервиль, ученица Шопена. Большое значение, несомненно, имели указания и советы, которые она получила от Шопена и затем сообщила своему ученику. В консерватории Дебюсси учился фортепьянной игре у профессора Мармонтеля - это был известный французский пианист-педагог. Помимо Дебюсси у него учились Бизе, Гиро, д"Энди и другие.

В течении трех лет (1910-1913) исполняются и опубликовываются два тома «Прелюдий» - в каждом по 12 пьес. В прелюдиях Дебюсси предстают: пейзажи, портреты, легенды, произведения искусства, сцены. Пейзажи представлены такими прелюдиями как «Паруса», «Что видел западный ветер», «Ветер на равнине», «Вереск», «Шаги на снегу», «Холмы Анаканрии». В них Дебюсси воплощает свои впечатления от природы.

В портретах: лирическом «Девушка с волосами цвета льна» и юмористическом «В знак уважения С.Пичвикуэск. П.Ч.П.К.» мы можем видеть и светлый обаятельный образ, который достигается Дебюсси певучестью и широтой мелодии, а также образ совершенно соответствующий герою Диккенса, ироничному и добродушному одновременно. Комизм этой пьесы в неожиданных контрастах от серьезного тона к шутливо-игривому.

В легендах: «Ундина», «Танец Пёка», «Феи, прелестные танцовщицы», «Затонувший собор» Дебюсси обращается к миру народной фантастики. В этих пьесах сказалось исключительное мастерство композитора в передаче пластики и разнообразных форм движения. А так же в использовании характерных для каждого образа фактурно-гармонических средств.

Что касается воплощения произведений искусств, то это такие прелюдии как «Дельфские танцовщицы», которой открывается первая тетрадь прелюдий. Прелюдия навеяна впечатлением от скульптурного фрагмента фронтона греческого храма, а также прелюдия «Канопа». Крышка греческой урны украшавшей бюро Дебюсси, называемая «канопой» и послужила ему темой. Как и в «Дельфских танцовщицах» композитор делает звучащими задумчивые и мягкие линии, сдержанный ритм погребальной песни.

Сцены представлены у Дебюсси такими прелюдиями как «Прерванная серенада», «Менестрели», «Фейерверк». Каждую тему он раскрывает творчески, применяя различные соответствующие ей выразительные средства. Например: «Фейерверк» (эта прелюдия навеяна впечатлением от народного гулянья, скорее всего праздника 14 июля - дня взятия Бастилии, - во время которого звучит Марсельеза) интересен своими приёмами звукописи. Глиссандо, различные пассажи, аккордовые последования создают очень красочную звуковую картину.

«Прелюдии» - это энциклопедия искусства Дебюсси, потому что здесь он достигает высшего мастерства образно-звуковой характеристики, в мгновенном «схватывании» впечатления во всей его изменчивости. В прелюдиях проявляются такие черты импрессионизма как фиксирование мимолетных впечатлений от каких-либо характерных явлений действительности, передача внешнего впечатления света, тени, цвета, а также этюдность и картинность, фиксирование различных состояний природы и т.д.

Имя Дебюсси прочно закрепилось в истории искусства как имя основоположника музыкального импрессионизма. Действительно, в его творчестве музыкальный импрессионизм нашел свое классическое выражение. Дебюсси тяготел к поэтически одухотворенному пейзажу, к передаче тонких ощущений, которые возникают при любовании красотой неба, леса, моря (особенно любимого им).

В фактуре Дебюсси большое значение имеет движение параллельными комплексами (интервалами, трезвучиями, септаккордами). В своем движении такие пласты образуют с другими элементами фактуры сложные полифонические сочетания. Возникает единая гармония, единая вертикаль.

Не менее своеобразны мелодика и ритмика Дебюсси. В его произведениях редко встречаются развернутые, замкнутые мелодические построения - господствуют краткие темы-импульсы, сжатые фразы-формулы. Мелодическая линия экономна, сдержанна и текуча. Лишенная широких скачков, резких «выкриков», она опирается на исконные традиции французской поэтической декламации. Соответствующие общему стилю качества обрел и ритм - с постоянным нарушением метрических устоев, избеганием четких акцентов, темповой свободой.

Сопоставление «чистых» (не смешанных) тембров в оркестре Дебюсси прямо перекликается с живописной техникой художников-импрессионистов.

Влияние эстетики импрессионизма обнаруживается у Дебюсси и в выборе жанров и форм. В фортепианной музыке интерес Дебюсси обращен к циклу миниатюр, подобных своеобразным движущимся пейзажам. Формы в музыке Дебюсси трудно свести к классическим композиционным схемам, настолько они своеобразны. Однако в своих сочинениях композитор вовсе не отказывается от основополагающих формообразующих идей. Его инструментальные сочинения часто соприкасаются с трехчастностью и с вариационностью.

Вместе с тем, искусство Дебюсси нельзя рассматривать только как музыкальную аналогию импрессионистической живописи. Сам он возражал против зачисления его в импрессионисты и никогда не соглашался с этим термином в отношении своей музыки. Он не был поклонником этого течения в живописи. Пейзажи Клода Моне представлялись ему «слишком назойливыми», «недостаточно таинственными». Среду, в которой формировалась личность Дебюсси, составляли преимущественно поэты-символисты, посещавшие знаменитые «вторники» Стефана Малларме. Это Поль Верлен (на тексты которого Дебюсси написал многочисленные романсы, среди них - юношеская «Мандолина», два цикла «Галантных празднеств», цикл «Забытые ариетты»), Шарль Бодлер (романсы, вокальные поэмы), Пьер Луис («Песни Билитис»).

Дебюсси высоко ценил поэзию символистов. Его вдохновляла присущая ей внутренняя музыкальность, психологический подтекст, а главное - интерес к миру утонченных вымыслов («непознаваемое», «невыразимое», «неуловимое»). Под покровом яркой живописности многих сочинений композитора нельзя не заметить символических обобщений. Его звуковые пейзажи всегда проникнуты психологическим подтекстом. Например, в «Море» при всей его картинной изобразительности напрашивается аналогия с тремя этапами человеческой жизни, начиная с «зари» и заканчивая «закатом». Многоподобныхпримеров в цикле «24 прелюдиидляфортепиано».

Дебюсси очень интересовался григорианским пением, его ладами, интонациями, с увлечением слушал произведения мастеров полифонии. В произведениях старых мастеров его восхищало богатство их музыкальных средств, где по его мнению можно найти нечто важное для развития современного искусства. Изучая музыку Палестрины, Орландо Лассо Дебюсси находит много ладовых возможностей, обогащавших сферу мажора-минора, ритмическую гибкость, далекую от традиционной квадратности. Всё это помогло ему в создании собственного музыкального языка. Дебюсси очень ценил музыкальное наследие великих отечественных музыкантов XVIII века. В своей статье «Ж.Ф.Рамо» Дебюсси пишет о «чистой французской традиции» в творчестве этого композитора, проявившейся в «нежности, деликатной и прелестной, верных акцентах, строгой декламации в речитативе...».

Импрессионистская программность отличается своеобразной сюжетностью и драматургическая сторона как бы снята. Образы программы завуалированы. Главная её задача - возбудить фантазию слушателя, активизировать воображение, направить его в русло определенных впечатлений, настроений. И именно переход этих состояний, постоянно меняющихся настроений определяет основную логику развития.

Так же как и в живописи, поиски музыкантов, главным образом Дебюсси, были направлены на расширение круга выразительных средств, необходимых для воплощения новых образов, и в первую очередь на максимальное обогащение красочно-колористической стороны музыки. Эти поиски коснулись лада, гармонии, мелодии, метроритма, фактуры и инструментовки. Вырастает роль ладогармонического языка и оркестрового стиля, в силу своих возможностей более склонных к передаче картинно-образного и колористических начал.

Прелюдии, тетрадь (1909-1910)

I. Дельфийские танцовщицы (DanseusesdeDelphes) (3:30)

II. Паруса (Voiles) (3:56)

III. Ветернаравнине (Le Vent dans la Plaine) (2:12)

IV. Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе (LesSonsetlesParfums...) (3:19) дебюсси импрессионизм музыкальный оркестр

V. Холмы Анакапри (LesCollinesd"Anacapri) (3:23)

VI. Шаги на снегу (DesPassurlaNeige) (4:52)

VII. Что видел западный ветер (Cequ"AVuleVentd"Ouest) (3:37)

VIII. Девушка с волосами цвета льна (LaFilleauxCheveuxdeLin) (2:16)

IX. Прерванная серенада (LaSernadeInterrompue) (2:31)

X. Затонувший собор (LaCathedraleEngloutie) (6:21)

XI. Танец Пека (LaDansedePuck) (2:53)

XII. Менестрели (Minstrels) (2:13)

Прелюдии, тетрадь II (1912-1913)

I. Туманы (Brouillard) (3:13)

II. Мёртвые листья (FeuillesMortes) (3:03)

III. Ворота Алгамбри (LaPuertadelVino) (2:56)

IV. Феи - прелестные танцовщицы (LesFeesSontd"ExquisesDanseuses) (3:39)

V. Вереск (Bruyeres) (3:05)

VI. Генерал Лявин-эксцентрик (GeneralLavine - eccentric) (2:38)

VII. Терраса, освещаемая лунным светом (LaTerrassedesAudiences...) (4:18)

VIII. Ундина (Ondine) (3:02)

IX. В знак уважения С.Пиквику, эсквайру (Hommage а S. Pickwick...) (2:34)

X. Канопа (Canope) (3:14)

XI. Чередующиеся терции (LesTiercesAlternees) (2:48)

XII. Фейерверк (Feuxd"Artifice) (4:59)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Французский композитор Клод Дебюсси как самый яркий и последовательный представитель импрессионизма в музыке. Сюита для фортепиано "Детский уголок". Стилистические параллели и вопросы исполнения. Сравнительный анализ строения произведений композитора.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2009

    Ашиль-Клод Дебюсси (1862-1918) - французский композитор и музыкальный критик. Обучение в Парижской консерватории. Открытие колористических возможностей гармонического языка. Столкновение с официальными художественными кругами Франции. Творчество Дебюсси.

    биография , добавлен 15.12.2010

    Опера Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда" - центр музыкально-драматических исканий композитора. Сочетание в опере вокальной декламации и выразительной партии оркестра. Пути развития композиторской школы США. Творческий путь Бартока. Первая симфония Малера.

    контрольная работа , добавлен 13.09.2010

    Фольклорные течения в музыке первой половины XX века и творчество Белы Бартока. Балетные партитуры Равеля. Театральные опусы Д.Д. Шостаковича. Фортепианные произведения Дебюсси. Симфонические поэмы Рихарда Штрауса. Творчество композиторов группы "Шести".

    шпаргалка , добавлен 29.04.2013

    Воплощение темы любви в творчестве Чайковского. Симфоническая музыка, увертюра "Ромео и Джульетта", ее гармоническое содержание, контрастное сопоставление и столкновение различных по своему характеру музыкальных тем. Композиционные особенности увертюры.

    реферат , добавлен 28.12.2010

    Вивчення інструментальної творчості французького композитора, піаніста та музичного критика Клода Дебюссі. Стильові особливості творів композитора та жанровий аналіз збірки "24 прелюдії для фортепіано". Образна тематика музичних портретів Дебюссі.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2016

    Восприятие музыкальных произведений. Трудности в умении сравнивать объекты музыкального мира. Тембры звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра. Мыслительный процесс дихотомического плана. Выявление характера музыкального произведения.

    реферат , добавлен 21.06.2012

    Путь к мастерству и творчество композитора Джузеппе Верди. Истоки и принципы полифонии музыкальных произведений. Традиционная оперная форма. Типовые формы дифференциации вокальных партий в ансамблях. Анализ полифонических вариаций в произведениях Верди.

    реферат , добавлен 10.06.2011

    Фортепианные произведения композитора Скрябина. Музыкальные средства и приемы, которые определяют особенности формы и образного содержания прелюдии. Композиционная структура Прелюдии ор. 11 № 2. Выразительная роль фактуры, метроритма, регистра и динамики.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2013

    Виды интонационных трудностей музыкальных произведений, способы и особенности их решений. Причины неточной интонации в современной музыке. Процесс работы над интонационными трудностями музыкальных произведений в студенческом народном хоровом коллективе.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Лучшее из Дебюсси

    ✪ Клод Дебюсси - Лунный свет

    ✪ Клод Дебюсси

    ✪ Надежда фон Мекк и Дебюсси - Von Meck & Claude Debussy - Absolute pitch

    ✪ 11 Лунный свет Клод Дебюсси

    Субтитры

Биография

Дебюсси до импрессионизма

Систематически изучать композицию Дебюсси начал только с декабря 1880 года у профессора, члена Академии Изящных Искусств Эрнеста Гиро . За полгода до поступления в класс Гиро Дебюсси совершил путешествие по Швейцарии и Италии в качестве домашнего пианиста и учителя музыки в семье богатой русской меценатки Надежды фон Мекк . Лето 1881 и 1882 годов Дебюсси и вовсе провёл под Москвой , в её имении Плещеево . Общение с семьёй фон Мекк и пребывание в России благотворно повлияло на развитие молодого музыканта. В её доме Дебюсси познакомился с новой русской музыкой Чайковского , Бородина , Балакирева и близких к ним композиторов. В ряде писем фон Мекк к Чайковскому иногда упоминался некий «милый французик», который с восхищением отзывается о его музыке и превосходно читает партитуры . Вместе с фон Мекк Дебюсси посетил также Флоренцию , Венецию , Рим , Москву и Вену , где впервые услышал музыкальную драму «Тристан и Изольда », на добрый десяток лет ставшую предметом его восхищения и даже поклонения . Эту равно приятную и выгодную работу молодой музыкант потерял в результате некстати обнаружившейся влюблённости в одну из многочисленных дочерей фон Мекк.

Вернувшись в Париж, Дебюсси в поисках заработка поступил аккомпаниатором в вокальную студию мадам Моро-Сенти, где и познакомился с богатой певицей-любительницей и меломанкой мадам Ванье. Она значительно расширила круг его знакомств и ввела Клода Дебюсси в круги парижской художественной богемы . Для Ванье Дебюсси сочинил несколько изысканных романсов, среди которых оказались такие шедевры, как «Мандолина» и «Под сурдинку».

Одновременно Дебюсси продолжал свои занятия в консерватории, пытаясь добиться признания и успеха также среди своих коллег, академических музыкантов. В 1883 году Дебюсси получил вторую Римскую премию за кантату «Гладиатор». Не остановившись на достигнутом, он продолжил свои усилия в этом направлении и год спустя, в 1884 году , получил Большую Римскую Премию за кантату «Блудный сын» (фр. L’Enfant prodigue ). По странности столь же трогательной, сколь и неожиданной, это случилось благодаря личному вмешательству и доброжелательной поддержке Шарля Гуно . В противном случае Дебюсси наверняка не получил бы эту картонную профессиональную корону всех академиков от музыки - "этот своеобразный аттестат происхождения, просвещения и подлинности первой степени", как позднее шутливо называли между собой Римскую премию Дебюсси и его приятель, Эрик Сати .

Римский период не стал для композитора особенно плодотворным, поскольку ни Рим , ни итальянская музыка не оказались ему близки, однако здесь он познакомился с поэзией прерафаэлитов и начал сочинять поэму для голоса с оркестром «Дева-избранница» (фр. La damoiselle élue ) на слова Габриэля Россетти - первое произведение, в котором наметились черты его творческой индивидуальности. Отбыв первые несколько месяцев на вилле Медичи, Дебюсси посылает в Париж своё первое римское послание - симфоническую оду «Зюлейма» (по Гейне), а ещё через год - двухчастную сюиту для оркестра и хора без слов «Весна» (по знаменитой картине Боттичелли), вызвавшие печально знаменитый официальный отзыв Академии:

«Несомненно, Дебюсси не грешит плоскими оборотами и банальностью. Наоборот, его отличает ясно выраженное стремление к поискам чего-то странного и необычного. Он обнаруживает чрезмерное чувство музыкального колорита , которое временами заставляет его забывать важность чёткость рисунка и формы. Он должен особо остерегаться расплывчатого импрессионизма , столь опасного врага правды в произведениях искусства».

Этот отзыв примечателен, прежде всего, тем, что при всей академической косности содержания является по существу глубоко новаторским. Данная бумага 1886 года вошла в историю как первое упоминание об «импрессионизме» применительно к музыке. Следует особо отметить, что на тот момент импрессионизм вполне сформировался как художественное течение в живописи, но в музыке (в том числе и самого Дебюсси) он не только не существовал, но даже ещё и не намечался. Дебюсси лишь находился в начале поисков нового стиля, и испуганные академики тщательно очищенным камертоном своих ушей уловили будущее направление его движения - и испуганно предостерегли его. Сам же Дебюсси с достаточно едкой иронией говорил о своей «Зюлейме»: «она слишком сильно напоминает то ли Верди , то ли Мейербера »…

Однако самым важным событием этого времени стало, пожалуй, неожиданное знакомство в 1891 году с тапёром «Трактира в Клу» (фр. Auberge du Clou ) на Монмартре Эриком Сати , занимавшим должность второго пианиста. Поначалу Дебюсси привлекли гармонически свежие и необычные импровизации кафешантанного аккомпаниатора , а затем и его свободные от любых стереотипов суждения о музыке, оригинальность мышления, независимый, грубоватый характер и едкое остроумие, не щадящее решительно никаких авторитетов . Также, Сати заинтересовал Дебюсси своими новаторскими фортепианными и вокальными сочинениями, написанными смелой, хотя и не вполне профессиональной рукой. Непростая дружба-вражда этих двух композиторов , определивших лицо музыки Франции начала XX века , продолжилась почти четверть века. Спустя тридцать лет Эрик Сати так описал их встречу:

«Когда мы впервые встретились, <…> он был как промокашка , насквозь пропитан Мусоргским и кропотливо искал свой путь, который ему никак не удавалось нащупать и отыскать. Как раз в этом вопросе я его далеко переплюнул: ни Римская премия …, ни „премии“ каких-либо других городов этого мира не отягощали мою походку, и мне не приходилось тащить их ни на себе, ни на своей спине… <…> В тот момент я писал „Сына звёзд“ - на текст Жозефа Пеладана ; и много раз объяснял Дебюсси необходимость для нас, французов, наконец, освободиться от подавляющего влияния Вагнера, которое совершенно не соответствует нашим природным наклонностям. Но одновременно я давал ему понять, что нисколько не являюсь антивагнеристом. Вопрос состоял только в том, что мы должны иметь свою музыку - и по возможности, без немецкой кислой капусты.

Но почему бы для этих целей не воспользоваться такими же изобразительными средствами, которые мы уже давно видим у Клода Моне , Сезанна , Тулуз-Лотрека и прочих? Почему бы не перенести эти средства на музыку? Нет ничего проще. Не это ли есть настоящая выразительность?»

Бросив сочинение оперы «Родриг и Химена» на либретто (по выражению Сати) «этого жалкого вагнериста Катюля Мендеса» , в 1893 году Дебюсси приступил к долгому сочинению оперы по драме Метерлинка «Пеллеас и Мелисанда». А ещё год спустя, искренне вдохновившись эклогой Малларме, Дебюсси написал симфоническую прелюдию «Послеполуденный отдых фавна» (фр. Prélude à l’Après-midi d’un faune ), которой суждено было стать своеобразным манифестом нового музыкального течения: импрессионизм в музыке .

Творчество

В течение всей остальной жизни Дебюсси приходилось бороться с недугами и бедностью, но он работал неустанно и весьма плодотворно. С 1901 он начал выступать в периодической печати с остроумными рецензиями на события текущей музыкальной жизни (после смерти Дебюсси они были собраны в сборнике Господин Крош - антидилетант, Monsieur Croche - antidilettante, опубликован в 1921). В тот же период появляется большинство его фортепианных произведений.

За двумя сериями Образов (1905-1907) последовала сюита Детский уголок (1906-1908), посвящённая дочери композитора Шушу.

Дебюсси совершил несколько поездок с концертами, чтобы обеспечить семью. Он дирижировал своими сочинениями в Англии, в Италии, в России и других странах. Две тетради прелюдий для фортепиано (1910-1913) демонстрируют эволюцию своеобразного звукоизобразительного письма, характерного для фортепианного стиля композитора. В 1911 году он написал музыку к мистерии Габриэле д’Аннунцио Мученичество Святого Себастьяна , партитуру по его разметке делал французский композитор и дирижёр А. Капле. В 1912 году появился оркестровый цикл Образы. Дебюсси уже давно привлекал балет, и в 1913 он сочинил музыку к балету Игры, который был показан труппой «Русских сезонов» Сергея Павловича Дягилева в Париже и Лондоне. В том же году композитор начал работу над детским балетом «Ящик с игрушками» - его инструментовка была завершена Капле уже после кончины автора. Эта бурная творческая деятельность была временно приостановлена Первой мировой войной, но уже в 1915 появились многочисленные фортепианные произведения, в том числе Двенадцать этюдов, посвящённых памяти Шопена. Дебюсси начал серию камерных сонат, в определённой мере опирающихся на стилистику французской инструментальной музыки XVII-XVIII веков. Он успел завершить три сонаты из этого цикла: для виолончели и фортепиано (1915), для флейты, альта и арфы (1915), для скрипки и фортепиано (1917). Дебюсси получил заказ от Джулио Гатти-Казацца из Метрополитен-опера на оперу по повести Эдгара Аллана По « Падение дома Ашеров », над которой он начинал работу ещё в молодости. У него ещё хватило сил переделать оперное либретто.

Сочинения

Полный каталог сочинений Дебюсси составлен Франсуа Лесюром (Женева , 1977; новая редакция: 2001).

Оперы

  • Пеллеас и Мелизанда (1893-1895, 1898, 1900-1902)

Балеты

  • Камма (1910-1912)
  • Игры (1912-1913)
  • Ящик с игрушками (1913)

Сочинения для оркестра

  • Симфония (1880-1881)
  • Сюита «Триумф Вакха» (1882)
  • Сюита «Весна» для женского хора и оркестра (1887)
  • Фантазия для фортепиано с оркестром (1889-1896)
  • Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» (1891-1894). Имеется также авторская обработка для двух фортепиано, сделанная в 1895 г.
  • "Ноктюрны" - программное симфоническое произведение, включающее в себя 3 пьесы: «Облака», «Празднества», «Сирены» (1897-1899)
  • Рапсодия для альтового саксофона с оркестром (1901-1908)
  • «Море», три симфонических эскиза (1903-1905). Имеется также авторская обработка для фортепиано в 4 руки, сделанная в 1905 г.
  • Два танца для арфы и струнных (1904). Имеется также авторская обработка для двух фортепиано, сделанная в 1904 г.
  • «Образы» (1905-1912)

Камерная музыка

  • Фортепианное трио (1880)
  • Ноктюрн и скерцо для скрипки и фортепиано (1882)
  • Струнный квартет (1893)
  • Рапсодия для кларнета и фортепиано (1909-1910)
  • «Сиринга» для флейты соло (1913)
  • Соната для виолончели и фортепиано (1915)
  • Соната для флейты, арфы и альта (1915)
  • Соната для скрипки и фортепиано (1916-1917)

Сочинения для фортепиано

А) для фортепиано в 2 руки

  • «Цыганский танец» (1880)
  • Две арабески (около 1890)
  • Мазурка (около 1890)
  • «Грезы» (около 1890)
  • «Бергамасская сюита» (1890; отредактирована в 1905)
  • «Романтический вальс» (около 1890)
  • Ноктюрн (1892)
  • «Образы», три пьесы (1894)
  • Вальс (1894; ноты утрачены)
  • Пьеса «Для фортепиано» (1894-1901)
  • «Образы», 1-я серия пьес (1901-1905)
  1. I. Reflet dans l’eau // Отражения в воде
  2. II. Hommage а Rameau // Посвящение Рамо
  3. III.Mouvement // Движение
  • Сюита «Эстампы» (1903)
  1. Пагоды
  2. Вечер в Гренаде
  3. Сады под дождём
  • «Остров радости» (1903-1904)
  • «Маски» (1903-1904)
  • Пьеса (1904; на материале наброска к опере «Чёрт на колокольне»)
  • Сюита «Детский уголок » (1906-1908)
  1. Doctor Gradus ad Parnassum // Доктор «Gradus ad Parnassum» или Доктор «Путь к Парнасу». Заглавие связано со знаменитым циклом этюдов Клементи - систематическими упражнениями для достижения вершин исполнительского мастерства.
  2. Колыбельная слона
  3. Серенада кукле
  4. Снег танцует
  5. Маленький пастух
  6. Кукольный кэк-уок
  • «Образы», 2-я серия пьес (1907)
  1. Cloches à travers les feuilles //Колокольный звон сквозь листву
  2. Et la lune descend sur le temple qui fut //Развалины храма при свете луны
  3. Poissons d`or // Золотые рыбки
  • «Hommage a Haydn» (1909)
  • Прелюдии. Тетрадь 1 (1910)
  1. Danseuses de Delphes // Дельфийские танцовщицы
  2. Voiles // Паруса
  3. Le vent dans la plaine // Ветер на равнине
  4. Les sons et les parfums tournent dans l’air du soir // Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе
  5. Les collines d’Anacapri // Холмы Анакапри
  6. Des pas sur la neige // Шаги на снегу
  7. Ce qu’a vu le vent de l’ouest // Что видел западный ветер
  8. La fille aux cheveux de lin // Девушка с волосами цвета льна
  9. La sérénade interrompue // Прерванная серенада
  10. La cathédrale engloutie // Затонувший собор
  11. La danse de Puck // Танец Пёка
  12. Minstrels // Менестрели
  • «Более, чем медленный (вальс)» (1910)
  • Прелюдии. Тетрадь 2 (1911-1913)
  1. Brouillards // Туманы
  2. Feuilles mortes // Мёртвые листья
  3. La puerta del vino // Ворота Альгамбры [традиционный перевод]
  4. Les fées sont d’exquises danseuses // Феи - прелестные танцовщицы
  5. Bruyères // Вереск
  6. General Levine - eccentric // Генерал Левайн (Лявин) - эксцентрик
  7. La Terrasse des audiences du clair de lune // Терраса свиданий при лунном свете (Терраса, освещённая лунным светом)
  8. Ondine // Ундина
  9. Hommage а S.Pickwick Esq. P.P.M.P.C. // Дань почтения С. Пиквику, эсквайру
  10. Canope // Канопа
  11. Les tierces alternées // Чередующиеся терции
  12. Feux d’artifice // Фейерверк
  • «Героическая колыбельная» (1914)
  • Элегия (1915)
  • «Этюды», две книги пьес (1915)

Б) для фортепиано в 4 руки

  • Andante (1881; не опубл.)
  • Дивертисмент (1884)
  • «Маленькая сюита» (1886-1889)
  • «Шесть античных эпиграфов» (1914). Имеется авторская обработка последней из шести пьес для фортепиано в 2 руки, сделанная в 1914 г.

В) для 2-х фортепиано

  • «Чёрное и белое», три пьесы (1915)

Обработки чужих произведений

  • Две гимнопедии (1-я и 3-я) Э. Сати для оркестра (1896)
  • Три танца из балета П. Чайковского «Лебединое озеро» для фортепиано в 4 руки (1880)
  • «Интродукция и рондо каприччиозо» К. Сен-Санса для 2-х фортепиано (1889)
  • Вторая симфония К. Сен-Санса для 2-х фортепиано (1890)
  • Увертюра к опере Р. Вагнера «Летучий голландец» для 2-х фортепиано (1890)
  • «Шесть этюдов в форме канона» Р. Шумана для 2-х фортепиано (1891)

Наброски, утерянные работы, замыслы

  • Опера «Родриго и Химена» (1890-1893; не завершена). Реконструирована Ричардом Лэнгхемом Смитом и Эдисоном Денисовым (1993)
  • Опера «Чёрт на колокольне» (1902-1912?; наброски). Реконструирована Робертом Орледжем (премьера - в 2012)
  • Опера «Падение дома Ашеров» (1908-1917; не завершена). Имеется несколько реконструкций, в том числе Хуана Альенде-Блина (1977), Роберта Орледжа (2004)
  • Опера «Преступления любви (Галантные празднества)» (1913-1915; наброски)
  • Опера «Саламбо» (1886)
  • Музыка к спектаклю «Свадьбы Сатаны» (1892)
  • Опера «Эдип в Колоне» (1894)
  • Три ноктюрна для скрипки с оркестром (1894-1896)
  • Балет «Дафнис и Хлоя» (1895-1897)
  • Балет «Афродита» (1896-1897)
  • Балет «Орфей» (около 1900)
  • Опера «Как вам это понравится» (1902-1904)
  • Лирическая трагедия «Дионис» (1904)
  • Опера «История Тристана» (1907-1909)
  • Опера «Сиддхартха» (1907-1910)
  • Опера «Орестея» (1909)
  • Балет «Маски и бергамаски» (1910)
  • Соната для гобоя, валторны и клавесина (1915)
  • Соната для кларнета, фагота, трубы и фортепиано (1915)
  • . - М. : Советская энциклопедия, 1990. - С. 165 . - ISBN 5-85270-033-9 .
  • Кремлев Ю. Клод Дебюсси , М., 1965
  • Сабинина М. Дебюсси , в книге Музыка XX в., ч. I, кн. 2 , М., 1977
  • Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм , пер. с польск., М., 1978
  • Дебюсси и музыка XX в. Сб. ст., Л., 1983
  • Денисов Э. О некоторых особенностях композиционной техники К. Дебюсси, в его кн.: Современная музыка и проблемы эволюции комп. техники , М., 1986
  • Barraque J. Claude Debussy , Р., 1962
  • Golaa А. С. Debussy, I’homme et son oeuvre , P., 1965
  • Golaa А. С. Claude Debussy. Liste complete des oeuvres… , P.- Gen., 1983
  • Lockspeiser E. Debussy , L.-, 1980.
  • Hendrik Lücke: Mallarmé - Debussy. Eine vergleichende Studie zur Kunstanschauung am Beispiel von «L’Après-midi d’un Faune». (= Studien zur Musikwissenschaft, Bd. 4). Dr. Kovac, Hamburg 2005, ISBN 3-8300-1685-9 .
  • Денисов Э. О некоторых особенностях композиционной техники Клода Дебюсси // Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. - М. : Советский композитор, 1986.

Статья рассказывает о краткой биографии Клода Дебюсси - французского композитора, дирижера и музыкального критика.

Краткая биография Дебюсси: ранние годы

Дебюсси родился в 1862 г. недалеко от Парижа. Родители Клода любили музыку, но не были профессионалами в этой области. Музыкальное образование Дебюсси на чал получать самостоятельно. Знакомые семьи заметили наличие у мальчика таланта и способствовали его поступлению в Парижскую консерваторию. Преподавателями Дебюсси были некоторые выдающиеся музыканты той эпохи: Э. Гиро, С. Франк и другие.
Дебюсси отдавал много времени музыкальному образованию, начал проявлять большие успехи в игре на фортепиано, которые были отмечены в 1877 г. музыкальной премией. Дебюсси стремился к новым музыкальным формам и оборотам, что вызывало противодействие у консервативных преподавателей. У самых ранних произведений будущего композитора обнаруживаются новаторские черты, подтверждающие самобытность и оригинальность его таланта.
Во время учебы Дебюсси совершил путешествие по Европе, во время которого познакомился с ведущими музыкальными школами и их представителями. Побывал он и в России, полюбив русскую музыку.
В 1884 г. Дебюсси был удостоен Большой Римской премией за свое произведение "Блудный сын". В то же время углубляются противоречия между композитором и официальным французским музыкальным сообществом. Отзывы преподавательского состава консерватории направлены против новаторства в творчестве Дебюсси. Его упрекают в применении странных и непонятных музыкальных форм.
В 90-е гг. в творчестве Дебюсси начинается период подъема, особенно в области симфонической музыки. В это время им было созданы произведения "Послеполуденный отдых фавна" и цикл "Ноктюрны". Эти произведения стали показателем творческой зрелости композитора, в них были заложены основы его дальнейшей музыкальной деятельности. О Дебюсси начинают говорить в известных музыкальных кругах. Однако росту его популярности по-прежнему мешает чрезмерная оригинальность его творчества.
В 90-е гг. Дебюсси закончил работу над оперой "Пеллеас и Мелизанда", написанной на основе драмы Метерлинка. Произведение также подчеркивает новаторство стиля Дебюсси. Все разнообразие чувств и переживаний главных героев он изображает путем сдержанных музыкальных форм, не используя эффектные эмоциональные обороты. Это шло вразрез с классическими канонами оперного искусства.
Премьера оперы состоялась в 1902 г. Новаторство произведения сослужило ему плохую службу. Опера не имела большого успеха ни среди критиков, ни среди широкой публики. Достоинства произведения были отмечены только узким кругом музыкальных профессионалов.

Краткая биография Дебюсси: период зрелости

Фортепианное творчество композитора относится к наиболее значительным произведениям конца XIX - начала XX вв. Он стал создателем особого музыкального стиля, заключающегося в применении сложных музыкальных комбинаций и полном отказе от показной эффектности. Исполнение фортепианных произведений композитора требует большого профессионализма и виртуозной техники владения инструментом. Дебюсси снабжает свои сочинения множеством указаний для исполнителей, подчеркивающих художественную сторону в раскрытии образов ("вспыльчиво", "нервозно", "колко" и т.д.).
Дебюсси было создано двадцать четыре прелюдии, ставших определенной эпохой в истории музыки. В этих произведениях ярко выражена одна из характерных особенностей импрессионизма: стремление максимально сблизить различные виды искусства. Они написаны композитором под влиянием впечатлений от музыкальных, литературных, изобразительных произведений.
Большое место в творчестве Дебюсси занимает симфоническая музыка. Ранние симфонии композитора написаны под сильным влиянием других школ, прежде всего итальянской, но уже содержат элементы оригинального авторского стиля. С 90-х гг. симфонические произведения Дебюсси приобретают черты профессионализма, композитор проявляет себя как зрелый мастер. Дебюсси в симфоническом искусстве был полной противоположностью бетховенской школы. Он продолжал и развивал музыкальные традиции лучших произведений Берлиоза и Листа.
Несмотря на то, что Дебюсси очень много и плодотворно работал, его всю жизнь преследовала бедность. В 1909 г. у композитора обнаружились признаки рака. Болезнь не сломила воли Дебюсси, помимо композиторской деятельности он совершает многочисленные выступления в роли дирижера. В последние годы жизни им было написано большое количество музыкальных произведений, особенно фортепианных.
Композитор скончался в 1918 г. Его творчество стало закономерным завершением целой музыкальной эпохи, главным направлением которой было стремление к синтезу различных видов искусства.

Выбор редакции
Конфигурация предоставляет удобные средства для составления финансовых планов. Движения денежных средств предприятия планируются путем...

Если Вас интересует автоматизация бюджетирования, внедрения казначейства или учета по МСФО — ознакомьтесь с нашим . В рамках системы...

Какие формы нужно разработать для ведения раздельного учета, подскажите?4. Из средств участников долевого строительства можно произвести...

01.06.2018 Как в типовой конфигурации "1С:Бухгалтерия предприятия" редакция 3.0 настроить права доступа пользователей таким образом,...
На рынке все чаще встречаются ситуации, когда одна компания приобретает другую. Происходит это по разным причинам. Кто-то таким способом...
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...
Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...
Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...
Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...