Геноцид в Руанде. Тутси против хуту - досье на национальный конфликт


Бойня в Руанде
Гражданские войны в Африке

Кровавый конфликт в Руанде между народностями тутси и хуту начался 7 апреля 1994 года и за сто дней унес жизни около миллиона человек.
7 апреля 1994 года в Руанде начался конфликт, унесший до миллиона представителей племен тутси и хуту. В это время президент страны Ювенал Хабиаримана, принадлежавший к племени хуту, которое составляло большинство населения, вел боевые действия против повстанцев из племени тутси - Руандийского патриотического фронта (РПФ). Отношения хуту и тутси были сильно накалены. 6 апреля 1994 года самолет президента страны был сбит ракетой (кто ее пустил, окончательно не выяснено), глава государства погиб. Смерть президента послужила, прежде всего в армейских кругах, сигналом для начала массовых убийств тутси.

Хроника африканского холокоста - в фотогалерее «Ъ».
Резня в Руанде, которую называют африканским холокостом, началась в апреле 1994 года. В это время президент страны Ювенал Хабиаримана, принадлежавший к племени хуту, которое составляло большинство населения, вел боевые действия против повстанцев из племени тутси - Руандийского патриотического фронта (РПФ). Отношения хуту и тутси были сильно накалены.


2.


В то время когда Руанда была бельгийской колонией, метрополия сознательно разделяла ее жителей: представители тутси считались элитой и получали лучшие рабочие места и разные привилегии. После получения Руандой независимости в 1962 году ситуация кардинально поменялась: угнетенное большинство, хуту, воспрянуло и стало всячески притеснять тутси. РПФ, который возглавлял Поль Кагаме, в начале 90-х вел борьбу против правительства хуту. 6 апреля 1994 года самолет президента страны был сбит ракетой (кто ее пустил, окончательно не выяснено), глава государства погиб. Смерть президента послужила для «ястребов», прежде всего в армейских кругах, сигналом для начала массовых убийств тутси.


3.

В конфликт оказались вовлечены не только простые жители. В считанные дни были вырезаны все умеренные политики-хуту, не принадлежавшие к президентскому клану. «Умеренному» премьер-министру Агате Увилингиямане (на фото), находившейся на пятом месяце беременности, солдаты вспороли живот. Были убиты также пять министров и председатель конституционного суда.


4.


Покончив с «предателями» из числа соплеменников, экстремисты-хуту приступили к «окончательному решению» национального вопроса. Резня была отнюдь не спонтанной. По национальному радио объявлялся сбор отрядов милиции. Мэры выдавали им заранее подготовленные списки, и тутси планомерно вырезались. В бойне принимала участие вся страна.


5.


Так, в больнице города Бутаре погромщики заставили врачей-хуту собственноручно перебить своих коллег-тутси. В другом случае по приказу хуту сестры милосердия-европейки загоняли тутси в сарай и поджигали. За три недели погибло более полумиллиона человек, за месяц - 800 тыс.


6.


Геноцид в Руанде отличался особой жестокостью. Жертв долго мучали перед смертью, отрезая им пальцы, кисти, стопы, руки и ноги. Зачастую, не желая терпеть издевательства, жертвы просили убить их, даже предлагали им деньги. Иногда над телами жертв издевались и после убийств.


7.


По оценкам различных организаций, во время геноцида было изнасиловано около 250 тыс. женщин, в том числе и убитая премьер-министр. Многие из выживших женщин заразились венерическими заболеваниями, в том числе СПИДом. Одна из выживших говорила так: «Я не пойду на гачачу (общинный суд), потому что мне слишком трудно давать показания. Да я и не знаю, кто именно убил моего мужа, и кто меня изнасиловал… У меня семеро детей, но лишь двое из них ходят в школу, потому что мы бедные. У меня СПИД, и я не знаю, кто позаботится о них, когда я умру».


8.


Но вскоре все пошло в обратном направлении. Тутси, мобилизованные из соседних стран, в основном из Уганды, 4 июля 1994 года взяли Кигали и установили свое правительство. Решающую роль в победе тутси сыграла поддержка президента Уганды Йовери Мусевени (Yoweri Museweni), кстати, тоже тутси по происхождению. Теперь уже тюрьмы наполнились представителями бывшей политической элиты-хуту. По официальным данным, там умерло около 300 человек, по неофициальным - 18 тыс.


9.


Когда в 1996 году повстанческая армия, сформированная из тутси, разгромила правительственные силы, французские части, по утверждению специальной комиссии, прикрывали отход боевиков хуту, позволив им укрыться в соседнем Заире (ныне ДРК). Париж подобные обвинения, ранее звучавшие неофициально, всегда отвергал, настаивая, что французские войска пытались защитить людей и действовали с санкции ООН. Правительство Руанды обвинило Францию в причастности к геноциду в 2008 году.


10.


Мировое сообщество в ходе массовых убийств продемонстрировало нерешительность, за что ответственные лица уже не раз извинялись перед народом Руанды. К началу резни в стране было 2,5 тыс. миротворцев ООН. Однако после того, как десять бельгийских военных погибли, СБ ООН решил вывести войска и оставить лишь 270 военнослужащих. Затем, в середине мая, Совбез изменил мнение и постановил ввести в Руанду 5,5 тыс. миротворцев, что и было сделано, но уже после окончания резни. Билл Клинтон, возглавлявший в 1994 году администрацию США, и Кофи Аннан, который в те годы отвечал в ООН за миротворческие операции, принесли Руанде свои извинения. Их примеру последовали представители ряда стран, в том числе бывшей метрополии - Бельгии.


11.


В ходе хорошо организованной бойни, которая проводилась с крайней жестокостью, за три месяца были убиты сотни тысяч тутси, а также умеренных хуту, которые выступали против геноцида (если хуту отказывались убивать тутси, то погибали сами). Геноцид прекратился после того, как войскам Поля Кагаме удалось захватить Кигали, после чего около 2 млн хуту бежали в Конго (в то время Заир).


12.


За прошедшие 20 лет однозначного ответа на вопрос, кто виноват в трагедии, найдено не было: участники конфликта продолжают обвинять друг друга и мировое сообщество. Судебная система Руанды не справляется с тысячами дел, многие организаторы массовых убийств успешно скрываются за границей, а родственники жертв, не добившись правосудия, продолжают искать мщения.

События, которые произошли в Руанде в 1994 году, справедливо считаются одним из самых ужасных массовых преступлений в ХХ веке. Страна разделилась на два враждующих лагеря и фактически начала уничтожать себя. По скорости совершаемых преступлений геноцид в Руанде превосходил даже нацистские концлагеря во время Второй мировой войны. За три месяца массовых расправ было уничтожено около 1 миллиона человек.

Между представителями двух народностей, проживающих в Руанде, тутси (являлись жертвами) и хуту (являлись палачами), существовали только самые незначительные различия, но это не помешало им начать истребление друг друга. Так что же представляет собой геноцид в Руанде 1994 года, как люди практически одной крови стали ненавидеть друг друга?

Что такое геноцид?

Для того чтобы разобраться в этом ужасном явлении, следует дать основные определения, которые характеризируют происходящее события и то, что представляла собой страна Руанда 1994 года.

Геноцид - это целенаправленное и умышленное уничтожение нации, расы или народности. Геноцид может также подразумевать систематическое унижение достоинства, психологическое давление, которое ведет к падению морального духа.

Руанда

Руанда является маленьким, неразвитым африканским государством. Страну населяют несколько чернокожих народностей. Руанда на карте Африки находится в восточной части материка. В стране очень незначительная часть городов и городского населения. Столица Руанды - Кигали.

Тутси и хуту

Народность хуту и по сей день составляет этническое большинство в Руанде (около 85 %). Тутси как во времена резни, так и сегодня остаются в меньшинстве (14 %).

Многие исследователи откровенно не понимают, отчего произошел геноцид в Руанде. Как на момент резни, так и сегодня никаких языковых или антропологических отличий между народностями хуту и тутси не существует. Еще с XV века племена жили довольно мирно: хуту обрабатывали землю, а тутуси разводили скот. Хуту имели немного более темный, чем у тутси, цвет кожи и были чуть ниже ростом. Но в целом народности были близки друг к другу. Только со временем тутси начали выделяться по социальным признакам и создали аристократическую верхушку общества, то есть стали более состоятельными, чем хуту. Эта верхушка была закрытой кастой, и тот, кто терял состояние, переходил в разряд беднейших слоев населения, основой которого были хуту. Но резня в Руанде возникла не по социальным, а по этническим признакам.

Предыстория конфликта

Руанда, страна хуту и тутси, согласно решениям Берлинской конференции 1885 года, перешла под контроль Германии. Но в начале ХХ века ее захватили бельгийские войска и присоединили ее территорию к Бельгийскому Конго. С этого момента начинается история Руанды как страны.

С начала 1918 года, согласно решению Лиги Наций, страна осталась под владением бельгийцев. Но интересно то, что и немецкие, и бельгийские колонизаторы ставили наместниками на управленческие посты исключительно тутси, считая их более образованными и ответственными.

Именно в первой половине ХХ века начались противостояния вышеупомянутых народностей, многих хуту не устраивало социальное положение, и они начали выступать как против местных аристократов тутси, так и против бельгийского владычества. Таким образом, к 1960 году в Руанде свергли монарха. Это было прямым следствием борьбы хуту.

В 1973 году в стране произошел путч, в результате которого к власти пришел министр Жювеналь Хабьяримана (находился на своем посту вплоть до начала трагических событий). Новый президент начал устанавливать свои правила в политике: создал партию - Национальное революционное действие, взял четкий курс на «плановый либерализм», который предполагал государственное регулирование экономики и частную инициативу одновременно. Развитие страны он планировал осуществить за счет внешних инвестиций. Столица Руанды превратилась в современный город.

Руандийский патриотический фронт

В начале 90-х годов ХХ века в среде эмигрантов тутси возникает экстремистская группировка под названием Руандийский патриотический фронт. Радикалы во внешней политике ориентировались на США и страны НАТО, и уже в 1994 году их численность возросла до 15 тыс. человек.

Начало геноцида

Событием, которое спровоцировало геноцид в Руанде, послужило падение самолета с президентом страны Жювеналем Хабиаримана 6 апреля 1994 года. После этого начались массовые преступления против тутси.

В стране сразу же происходит очередной военный путч, в результате которого к власти приходят хуту, подчинившие себе правительство, армию и ополчение «интерахамве», которое начало этнические чистки народности тутси. Резня в Руанде стала своеобразным ответным шагом эмигрантам-экстремистам РПФ, которые желали отомстить хуту за постоянные протесты в стране. За три месяца зверств было уничтожено около миллиона человек.

Роль СМИ

Все средства массовой информации, от газет до радио, активно подогревали античеловеческие настроения, которые можно сравнить разве что с фашистским режимом, призывая истреблять тутси. Даже тогдашний глава страны Теодор Синдикубвабо лично приызвал мстить врагам. Тем временем руандийская газета «Кангура» напечатала манифест под названием «Десять заповедей хуту», который стал своеобразным вдохновителем преступлений.

Фанатически настроенные хуту вооружались мачете и дубинками и шли уничтожать своих сограждан, соседей и даже друзей, называя их «тараканами», которые не достойны жизни.

Ярким примером является ситуация бывшей сотрудницы престижной авиакомпании «Эйр Руанда» Мкиамини Ньирандегеи, которая по сей день находится в тюрьме за то, что убила собственного супруга и детей. И таких историй фанатичного патриотизма и самоотверженности очень много.

Даже католические священники часто выступали в роли провокаторов и подстрекателей в этих трагических событиях. Они выдавали места, где прятались тутси, и призывали к массовым расправам.

Ярким примером таких расправ является резня в психиатрической больнице - ополченцы-хуту вырезали сотни тутси, которые укрывались здесь от настигшей беды. То же самое случилось в школе Дон Боско, где было уничтожено около двух тысяч тутси.

Геноцид в Руанде приобретал кульминационный характер, а жестокость только нарастала. Тысячи человек сжигали заживо, варили в расплавленной резине, отсекали конечности и бросали в реку. Такого ужаса не знала Африка. Руанда за несколько месяцев превратилась в ад на земле.

Так, в монастыре Сову сожгли 7 тысяч обездоленных тутси, которых не спасло даже то, что они находились в культовом здании. Их место выдали сами священники, а по некоторым данным они и выступали в роли палачей. Таким образом, пропаганда жестокости действовала даже на служителей церкви.

Роль ООН

Организация Объединенных Наций с начала известных событий в Руанде занимала нейтральную, наблюдательную позицию, что наводит на мысли об эффективности деятельности данной организации. Штаб-квартира ООН официально приказала не вмешиваться в конфликт. Хотя знала о всех происходящих событиях от военных корреспондентов и информаторов.

Несмотря на все дальнейшие крики о помощи от национальных элит Руанды, ООН не предприняла совершенно никаких попыток не то что военного вмешательства, но и введения миротворцев. Все время решение по конфликту или затягивалось, или вовсе откладывалось.

Но в конце концов геноцид в Руанде был остановлен наступлением Руандийского патриотического фронта, который занял такие города, как Кигали, Гисеньи и Бутаре. Около 2 миллионов преступников-хуту сбежало за пределы страны, боясь мести со стороны тутси.

На чем основывалась трагедия

Можно ли считать основной причиной резни в Руанде этнический конфликт? Как известно, уничтожались не только тутси, но и хуту, которые не хотели участвовать в массовых убийствах. Некоторые свидетельства гласят, что разъяренные «борцы» уничтожали даже тех, кто не был им врагом. Поэтому конфликт имеет более сложную природу, чем националистическая.

Ту́тси (также упоминаются как вату́тси , бату́тси ) - народ в центральной Африке (Руанда , Бурунди , Демократическая Республика Конго) численностью около 2 млн человек.

Язык

История и версии происхождения

Культура

Образование

Не более половины тутси Руанды и Бурунди могут читать и писать на родном языке и совсем немногие читают и пишут по-французски.

Фольклор

Фольклор тутси включает в себя пословицы, сказки, мифы, загадки и песни. В одной из сказок народа говорится о Себгугугу, бедняке, которому помог бог, обеспечивая его семью пищей и всем необходимым. Но с каждым разом Себгугугу желал всё большего, и за его жадность бог лишил его всего.

Музыка

Плетение остается одним из наиболее широко распространённых среди народов Бурунди и Руанды ремеслом. Многовековое развитие традиции плетения привело к появлению художественных форм, не только удовлетворяющих бытовые нужды людей, но также являющихся самобытными произведениями искусства. Цвета, характерные для плетеных изделий тутси - чёрный, красный и бледно-золотистый цвет сухой соломы. Чёрный краситель получали путём вываривания цветов банана, красную краску аналогичным образом получали из корней и семян растения «урукамги ». К 1930 году палитра пополнилась зарубежными красителями, стали появляться корзины, украшенные зелёными, оранжевыми, лиловыми узорами.

Миниатюрные коробочки, сплетённые кольцевой техникой, носят название «агасеки». Издревле плетением занимались женщины из богатых семейств привилегированного сословия тутси, которые обладали достаточным количеством свободного времени для совершенствования навыков плетения. С тех пор как тутси утратили господствующее положение, традиция затейливого, изящного плетения уходит в прошлое, плетёные изделия постепенно вытесняются пластиковыми.

Тутси украшали бисером рукояти клинков и ножны , чтобы подчеркнуть свой высокий статус. Для оплетения применялась техника «кирпичного низания» - бисерины располагаются подобно кирпичам в кладке. Такая техника характерна для Южной Африки в целом.

Геноцид тутси в Руанде

Ко времени геноцида в Руанде деление на хуту и тутси носило больше социальный характер, между этими этническими группами уже не было языковых и культурных различий, а физические различия во многом стёрлись из-за межэтнических браков, хотя до сих пор распространено представление, что тутси выше ростом, и что их кожа светлее . Со времён бельгийского колониального правительства национальность была записана в идентификационной карточке руандийца, при этом запись о национальности ребёнка соответствовала записи о национальности его отца. То есть, если отец был записан как тутси, то все его дети считались тутси, даже если их мать была из хуту .

Из-за конфликтов между хуту и тутси обстановка в регионе Великих Африканских озёр остаётся напряжённой.

Известные тутси

Напишите отзыв о статье "Тутси"

Примечания

Литература

  • Пирцио-Бироли, Детальмо. Культурная антропология тропической Африки. М.: «Восточная литература», 2001
  • Корочанцев В. А. Бой тамтамов будит мечту // О народах Западной и Центральной Африки. М.: 1987.
  • История тропической Африки с древнейших времен до 1870 года / Отв. ред. Ольдероге Д. А./ Перев. Матвеевой Г. А., Кальщикова Е. Н. М.: «Наука», 1984
  • Общество и государство в тропической Африке, отв. ред. А.Громыко, М.: «Наука», 1980
  • Lemarchand, Rene. Burundi: Ethnocide as Discourse and Practice. New York: Cambridge University Press, 1994.
  • Nyankanzi, Edward L. Genocide: Rwanda and Burundi. Rochester, Vt.: Schenkman Books, 1997.

Отрывок, характеризующий Тутси

На Праценской горе, на том самом месте, где он упал с древком знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и, сам не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном.
К вечеру он перестал стонать и совершенно затих. Он не знал, как долго продолжалось его забытье. Вдруг он опять чувствовал себя живым и страдающим от жгучей и разрывающей что то боли в голове.
«Где оно, это высокое небо, которое я не знал до сих пор и увидал нынче?» было первою его мыслью. «И страдания этого я не знал также, – подумал он. – Да, я ничего, ничего не знал до сих пор. Но где я?»
Он стал прислушиваться и услыхал звуки приближающегося топота лошадей и звуки голосов, говоривших по французски. Он раскрыл глаза. Над ним было опять всё то же высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность. Он не поворачивал головы и не видал тех, которые, судя по звуку копыт и голосов, подъехали к нему и остановились.
Подъехавшие верховые были Наполеон, сопутствуемый двумя адъютантами. Бонапарте, объезжая поле сражения, отдавал последние приказания об усилении батарей стреляющих по плотине Аугеста и рассматривал убитых и раненых, оставшихся на поле сражения.
– De beaux hommes! [Красавцы!] – сказал Наполеон, глядя на убитого русского гренадера, который с уткнутым в землю лицом и почернелым затылком лежал на животе, откинув далеко одну уже закоченевшую руку.
– Les munitions des pieces de position sont epuisees, sire! [Батарейных зарядов больше нет, ваше величество!] – сказал в это время адъютант, приехавший с батарей, стрелявших по Аугесту.
– Faites avancer celles de la reserve, [Велите привезти из резервов,] – сказал Наполеон, и, отъехав несколько шагов, он остановился над князем Андреем, лежавшим навзничь с брошенным подле него древком знамени (знамя уже, как трофей, было взято французами).
– Voila une belle mort, [Вот прекрасная смерть,] – сказал Наполеон, глядя на Болконского.
Князь Андрей понял, что это было сказано о нем, и что говорит это Наполеон. Он слышал, как называли sire того, кто сказал эти слова. Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи. Он не только не интересовался ими, но он и не заметил, а тотчас же забыл их. Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно всё равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил об нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь. Он собрал все свои силы, чтобы пошевелиться и произвести какой нибудь звук. Он слабо пошевелил ногою и произвел самого его разжалобивший, слабый, болезненный стон.
– А! он жив, – сказал Наполеон. – Поднять этого молодого человека, ce jeune homme, и свезти на перевязочный пункт!
Сказав это, Наполеон поехал дальше навстречу к маршалу Лану, который, сняв шляпу, улыбаясь и поздравляя с победой, подъезжал к императору.
Князь Андрей не помнил ничего дальше: он потерял сознание от страшной боли, которую причинили ему укладывание на носилки, толчки во время движения и сондирование раны на перевязочном пункте. Он очнулся уже только в конце дня, когда его, соединив с другими русскими ранеными и пленными офицерами, понесли в госпиталь. На этом передвижении он чувствовал себя несколько свежее и мог оглядываться и даже говорить.
Первые слова, которые он услыхал, когда очнулся, – были слова французского конвойного офицера, который поспешно говорил:
– Надо здесь остановиться: император сейчас проедет; ему доставит удовольствие видеть этих пленных господ.
– Нынче так много пленных, чуть не вся русская армия, что ему, вероятно, это наскучило, – сказал другой офицер.
– Ну, однако! Этот, говорят, командир всей гвардии императора Александра, – сказал первый, указывая на раненого русского офицера в белом кавалергардском мундире.
Болконский узнал князя Репнина, которого он встречал в петербургском свете. Рядом с ним стоял другой, 19 летний мальчик, тоже раненый кавалергардский офицер.
Бонапарте, подъехав галопом, остановил лошадь.
– Кто старший? – сказал он, увидав пленных.
Назвали полковника, князя Репнина.
– Вы командир кавалергардского полка императора Александра? – спросил Наполеон.
– Я командовал эскадроном, – отвечал Репнин.
– Ваш полк честно исполнил долг свой, – сказал Наполеон.
– Похвала великого полководца есть лучшая награда cолдату, – сказал Репнин.
– С удовольствием отдаю ее вам, – сказал Наполеон. – Кто этот молодой человек подле вас?
Князь Репнин назвал поручика Сухтелена.
Посмотрев на него, Наполеон сказал, улыбаясь:
– II est venu bien jeune se frotter a nous. [Молод же явился он состязаться с нами.]
– Молодость не мешает быть храбрым, – проговорил обрывающимся голосом Сухтелен.
– Прекрасный ответ, – сказал Наполеон. – Молодой человек, вы далеко пойдете!
Князь Андрей, для полноты трофея пленников выставленный также вперед, на глаза императору, не мог не привлечь его внимания. Наполеон, видимо, вспомнил, что он видел его на поле и, обращаясь к нему, употребил то самое наименование молодого человека – jeune homme, под которым Болконский в первый раз отразился в его памяти.
– Et vous, jeune homme? Ну, а вы, молодой человек? – обратился он к нему, – как вы себя чувствуете, mon brave?
Несмотря на то, что за пять минут перед этим князь Андрей мог сказать несколько слов солдатам, переносившим его, он теперь, прямо устремив свои глаза на Наполеона, молчал… Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, – что он не мог отвечать ему.
Да и всё казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих.
Император, не дождавшись ответа, отвернулся и, отъезжая, обратился к одному из начальников:
– Пусть позаботятся об этих господах и свезут их в мой бивуак; пускай мой доктор Ларрей осмотрит их раны. До свидания, князь Репнин, – и он, тронув лошадь, галопом поехал дальше.
На лице его было сиянье самодовольства и счастия.
Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок.
Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке.
«Хорошо бы это было, – подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, – хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после нее, там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!… Но кому я скажу это! Или сила – неопределенная, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, – великое всё или ничего, – говорил он сам себе, – или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладонке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего то непонятного, но важнейшего!»
Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усилилось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо, составляли главное основание его горячечных представлений.
Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Напoлеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение. К утру все мечтания смешались и слились в хаос и мрак беспамятства и забвения, которые гораздо вероятнее, по мнению самого Ларрея, доктора Наполеона, должны были разрешиться смертью, чем выздоровлением.
– C"est un sujet nerveux et bilieux, – сказал Ларрей, – il n"en rechappera pas. [Это человек нервный и желчный, он не выздоровеет.]
Князь Андрей, в числе других безнадежных раненых, был сдан на попечение жителей.

В начале 1806 года Николай Ростов вернулся в отпуск. Денисов ехал тоже домой в Воронеж, и Ростов уговорил его ехать с собой до Москвы и остановиться у них в доме. На предпоследней станции, встретив товарища, Денисов выпил с ним три бутылки вина и подъезжая к Москве, несмотря на ухабы дороги, не просыпался, лежа на дне перекладных саней, подле Ростова, который, по мере приближения к Москве, приходил все более и более в нетерпение.
«Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» думал Ростов, когда уже они записали свои отпуски на заставе и въехали в Москву.
– Денисов, приехали! Спит! – говорил он, всем телом подаваясь вперед, как будто он этим положением надеялся ускорить движение саней. Денисов не откликался.
– Вот он угол перекресток, где Захар извозчик стоит; вот он и Захар, и всё та же лошадь. Вот и лавочка, где пряники покупали. Скоро ли? Ну!
– К какому дому то? – спросил ямщик.
– Да вон на конце, к большому, как ты не видишь! Это наш дом, – говорил Ростов, – ведь это наш дом! Денисов! Денисов! Сейчас приедем.
Денисов поднял голову, откашлялся и ничего не ответил.
– Дмитрий, – обратился Ростов к лакею на облучке. – Ведь это у нас огонь?
– Так точно с и у папеньки в кабинете светится.
– Еще не ложились? А? как ты думаешь? Смотри же не забудь, тотчас достань мне новую венгерку, – прибавил Ростов, ощупывая новые усы. – Ну же пошел, – кричал он ямщику. – Да проснись же, Вася, – обращался он к Денисову, который опять опустил голову. – Да ну же, пошел, три целковых на водку, пошел! – закричал Ростов, когда уже сани были за три дома от подъезда. Ему казалось, что лошади не двигаются. Наконец сани взяли вправо к подъезду; над головой своей Ростов увидал знакомый карниз с отбитой штукатуркой, крыльцо, тротуарный столб. Он на ходу выскочил из саней и побежал в сени. Дом также стоял неподвижно, нерадушно, как будто ему дела не было до того, кто приехал в него. В сенях никого не было. «Боже мой! все ли благополучно?» подумал Ростов, с замиранием сердца останавливаясь на минуту и тотчас пускаясь бежать дальше по сеням и знакомым, покривившимся ступеням. Всё та же дверная ручка замка, за нечистоту которой сердилась графиня, также слабо отворялась. В передней горела одна сальная свеча.
Старик Михайла спал на ларе. Прокофий, выездной лакей, тот, который был так силен, что за задок поднимал карету, сидел и вязал из покромок лапти. Он взглянул на отворившуюся дверь, и равнодушное, сонное выражение его вдруг преобразилось в восторженно испуганное.
– Батюшки, светы! Граф молодой! – вскрикнул он, узнав молодого барина. – Что ж это? Голубчик мой! – И Прокофий, трясясь от волненья, бросился к двери в гостиную, вероятно для того, чтобы объявить, но видно опять раздумал, вернулся назад и припал к плечу молодого барина.

Население Руанды составляет свыше 7 миллионов человек и состоит из трех этнических групп: хуту (85 процентов населения), тутси (14 процентов) и тва (1 процент).

До колониальной эпохи тутси обычно занимали более высокое положение в социальной системе, а хуту - более низкое. Однако было возможно изменение социального статуса: представитель хуту, который приобрел много скота или другого имущества, мог ассимилироваться с группой тутси, а к обедневшему тутси относились, как к хуту. Кроме того, существовала клановая система, и клан тутси, который назывался Ньингинья, был наиболее могущественным. На протяжении XIX века Ньингинья расширил свое влияние путем завоеваний и предоставления защиты в обмен на выплату дани.

Начало этнического конфликта

Бывшая колониальная держава Германия в ходе первой мировой войны утратила владение Руандой, и эта территория была передана под управление Бельгии. В конце 50-х годов в ходе широкого процесса деколонизации напряженность в Руанде возросла. Политическое движение хуту, которое выступало за передачу власти большинству, набирало силу, в то время как часть обладавших властью тутси противилась демократизации и утрате своих привилегий. В ноябре 1959 года острый инцидент спровоцировал восстание хуту, во время которого сотни тутси были убиты и тысячи были изгнаны и вынуждены бежать в соседние страны. Это послужило началом так называемой «крестьянской революции хуту» или «социальной революции», которая продолжалась с 1959 по 1961 годы и которая ознаменовала конец господства тутси и обострение этнических трений. К 1962 году, когда Руанда обрела независимость, 120 тысяч человек, в основном тутси, нашли убежище в соседних странах, чтобы избежать насилия в период постепенного перехода власти к общине хуту.

После получения независимости начался новый этап этнического конфликта и насилия. Беженцы тутси в Танзании и Заире, стремясь вернуть свои прежние позиции в Руанде, начали организовывать нападения на отдельных представителей хуту и на правительственные учреждения хуту. В период между 1962 и 1967 годами было совершено десять таких нападений, каждое из которых повлекло ответные действия и расправы над большим количеством тутси из числа гражданского населения в Руанде и вынудило еще большее число людей бежать из страны. К концу 80-х годов около 480 тысяч руандийцев находились на положении беженцев, в основном в Бурунди, Уганде, Заире и Танзании. Они настойчиво требовали выполнения своего законного права вернуться в Руанду; однако тогдашний президент Руанды Жювеналь Хабиаримана придерживался мнения, что перенаселенность в стране слишком велика, а экономические возможности слишком малы, чтобы страна смогла принять многочисленных беженцев тутси.

Гражданская война

В 1988 году в Кампале, Уганда, как политическое и военное движение был создан Руандийский патриотический фронт (РПФ), объявивший своими целями обеспечение репатриации находящихся в изгнании руандийцев, а также реформирование системы государственного управления, в частности, раздела политической власти. В РПФ вступали, в основном, живущие в Уганде тутси, многие из которых служили в армии национального сопротивления при президенте Йовери Мусевени, который в 1986 году отстранил от власти предыдущее правительство Уганды. Хотя среди членов РПФ были и хуту, большинство, особенно в руководстве, составляли беженцы тутси.

1 октября 1990 года РПФ начал масштабное наступление на Руанду из Уганды силами около 7 тысяч человек. В результате этих наступательных действий, когда тысячи людей бежали из родных мест, и проведения правительством целенаправленной пропагандистской кампании, все тутси в стране были заклеймены как пособники РПФ. А хуту, принадлежавшие к оппозиционным партиям, были объявлены предателями. СМИ, особенно радиостанции, распространяли безосновательные слухи, которые лишь усугубляли этнические проблемы.

В августе 1993 года, благодаря усилиям по мирному урегулированию, предпринятым Организацией африканского единства (ОАЕ) и рядом правительств этого региона, подписание Арушских мирных соглашений, казалось, положило конец противостоянию между тогдашним правительством, в котором преобладали хуту, и оппозиционным РПФ. В октябре 1993 года Совет Безопасности учредил (МООНПР), мандат которой предусматривал действия по поддержанию мира, оказание гуманитарной помощи и поддержку мирного процесса в целом.

Однако с самого начала стремление к достижению и упрочению мира натолкнулось на противодействие некоторых руандийских политических партий - участников соглашений. Последовавшие задержки с их осуществлением привели к еще более широкомасштабному нарушению прав человека и ухудшению ситуации в области безопасности.

Впоследствии стали известны неопровержимые факты того, что экстремистские элементы, принадлежавшие к доминирующей группе хуту, выступая на словах за мир, фактически планировали уничтожение тутси и умеренных хуту.

Геноцид

6 апреля 1994 года, после гибели президентов Бурунди и Руанды в авиационной катастрофе, произошедшей в результате ракетного обстрела, начались продолжавшиеся несколько недель широкомасштабные и систематические массовые убийства. Эти убийства, которые повлекли за собой гибель около одного миллиона человек, потрясли международное сообщество и явили собой очевидные акты геноцида. Кроме того, по оценкам, от 150 до 250 тысяч женщин были изнасилованы. Сотрудники президентской охраны начали убийства гражданских лиц из числа тутси в районе аэропорта в Кигали. Меньше чем через полчаса после крушения самолета на дорогах были организованы контрольно-пропускные пункты, на которых ополченцы хуту, нередко с помощью жандармов (военизированная полиция) или военнослужащих, выявляли тутси.

7 апреля радио и телевизионная станция Libres Des Mille Collines (RTLM) выпустила в эфир программу, в которой ответственность за крушение самолета возлагалась на РПФ и на контингент военнослужащих ООН, а также содержались подстрекательские призывы уничтожить «тараканов тутси». В тот же день премьер-министр Агата Увилингийимана была зверски убита вместе с десятью бельгийскими миротворцами, которым было поручено ее охранять, во время нападения солдат правительственных войск на ее дом. Другие лидеры умеренных хуту были также убиты. После гибели военнослужащих Бельгия вывела весь свой контингент. 21 апреля, после того, как другие страны обратились с просьбой о выведении своих контингентов, численность сил МООНПР сократилась с 2165 до 270 человек.

Отсутствие приверженности политике национального примирения со стороны некоторых руандийских политических партий было одной из причин трагедии, однако нерешительность международного сообщества стала причиной эскалации ситуации. Возможности Организации Объединенных Наций облегчить страдания людей в Руанде были серьезно ограничены нежеланием государств-членов отреагировать на изменение обстановки в Руанде путем укрепления мандата МООНПР и предоставления дополнительных военных контингентов.

22 июня 1994 года Совет Безопасности развертывание сил под командованием Франции для проведения гуманитарной миссии. Эта миссия, получившая название « », помогла спасти жизни сотен гражданских лиц на юго-западе Руанды; однако, по некоторым данным, ее действия позволили солдатам, должностным лицам и ополченцам, участвовавшим в геноциде, бежать из Руанды через территорию, находившуюся под ее контролем. В других районах убийства продолжались до 4 июля 1994 года, до момента установления РПФ военного контроля над всей территорией Руанды.

Последствия геноцида

Правительственные чиновники, солдаты и участники формирований ополченчев, причастные к актам геноцида, бежали в Демократическую Республику Конго (ДРК), тогдашний Заир, а вместе с ними - примерно 1,4 миллиона мирных жителей, в основном хуту, которым внушили, что они будут уничтожены РПФ. Тысячи людей умерли от инфекционных болезней, передаваемых через воду. Лагеря беженцев использовались также солдатами армии бывшего правительства Руанды для перевооружения и организации вторжений в Руанду. Это послужило одной из причин, приведших в 1996 году к войне между Руандой и Демократической Республикой Конго. Отряды бывших руандийских вооруженных сил продолжали действовать на территории ДРК наряду с конголезскими ополченцами и другими вооруженными группами, которые сеяли смерть, горе и страдания среди мирного населения.

Лишь в конце 1996 года руандийские власти начали возбуждать дела по обвинению в геноциде. Задержка объясняется тем, что страна потеряла большое количество работников правовой системы, не говоря уже о разрушениях зданий судов, тюрем и другой инфраструктуры. К 2000 году суда ожидали свыше 100 тысяч подозреваемых в совершении актов геноцида. В 2001 году, для решения проблемы огромного количества скопившихся дел, правительство начало вводить систему правосудия с участием общественности, известную как «Гачача». Общины выбирали судей для рассмотрения дел подозреваемых в геноциде и обвиняемых в любых преступлениях за исключением планирования актов геноцида и изнасилования. Подсудимые, чьи дела рассматривались судами «Гачача», в ожидании суда были выпущены на свободу. Освобождение из-под стражи вызвало бурю негодования среди пострадавших, которые рассматривали такой шаг как своего рода амнистию. В Руанде по-прежнему используется национальная судебная система для рассмотрения дел тех, кто принимал участие в планировании актов геноцида или в изнасилованиях в рамках обычного уголовного права. Эти суды не применяют практику временного освобождения обвиняемых в преступлении геноцида.

Суды «Гачача» смягчают приговоры тем, кто раскаялся и ищет пути примирения с обществом. Эти суды призваны способствовать участию общественности в процессе отправления правосудия и достижения примирения в стране.

На международном уровне 8 ноября 1994 года Совет Безопасности учредил , который в настоящее время находится в Аруше, Танзания. Расследования были начаты в мае 1995 года. Первые подозреваемые предстали перед судом в мае 1996 года, а слушания по первому делу начались в январе 1997 года. Юрисдикция Трибунала ООН распространяется на все виды нарушений международно признанных прав человека, которые были совершены в Руанде в период с января по декабрь 1994 года. Трибунал обладает полномочиями преследовать в судебном порядке высокопоставленных членов правительства и военных, многие из которых бежали из страны и тем самым могли бы избежать наказания. За истекший период Трибунал приговорил Жана Камбанду - премьер-министра страны во время геноцида - к пожизненному заключению. Этот Трибунал впервые обвинил подозреваемого в изнасиловании в совершении преступления против человечности и в преступлении геноцида. Трибунал также рассмотрел дело трех владельцев СМИ, обвиняемых в использовании СМИ для разжигания ненависти на почве этнической неприязни и геноцида. К апрелю 2007 года Трибунал вынес двадцать семь решений, касавшихся тридцати трех обвиняемых.

Конфликт между двумя африканскими народностями хуту и тутси длится уже не первое столетие. Его причины очень простые: после получения независимости в двух странах - Руанде и Бурунди - была нарушена единственная в своем роде "общественная договоренность", существовавшая между двумя африканскими народами на протяжении как минимум пяти веков.

Дело в том, что в конце XV века на территории современной Руанды возникли ранние государства земледельцев хуту, а в XVI веке с севера в этот регион проникли высокорослые кочевники-скотоводы тутси. (В Уганде они назывались соответственно хима и иру, в Конго тутси зовут баньямуленге, хуту там практически не проживают). В Руанде тутси повезло. Завоевав страну, они смогли создать здесь своеобразную экономическую систему под названием убухаке. Сами тутси не занимались земледелием, это было обязанностью хуту, им же отдавались на выпас и стада тутси. Так сложился своего рода симбиоз: сосуществование земледельческого и скотоводческого хозяйств. При этом часть скота из выпасаемого стада передавалась семьям хуту в обмен на муку, продукты земледелия, орудия труда и т.п. Каюмов, С. Тутси хуту не товарищ: Чудовищная резня в Руанде / С. Каюмов // Разоблаченная Африка. - 2000. - С.17

Тутси, как владельцы больших стад крупного рогатого скота, стали аристократами. Эти группы (тутси в Руанде и Бурунди, иру в Анголе) образовали своеобразную «благородную» касту. У земледельцев не было права владеть скотом, они занимались лишь его выпасом на определенных условиях. У них также не было права занимать административные посты. Так продолжалось длительное время. Но конфликт между двумя народами был неизбежен, ведь, несмотря на то, что как в Руанде, так и в Бурунди тутси составляют всего 10-15% населения, именно ими формируется основа военной и экономической элиты региона. Поэтому любыми свободными выборами обеспечиваются перевес хуту, которые в свою очередь начинают «отыгрываться» на тутси". Лебедева М. М. Межэтнические конфликты на рубеже веков. Методологический аспект / М. М. Лебедева // Мировая экономика и международные отношения. -2000. - № 1. - С. 33

Результатом постоянных междоусобиц и межэтнической напряженности стал крупнейший со времен Второй мировой войны геноцид народности тутси в Руанде. Бывшая колония сначала Германии, а после Первой мировой войны - Бельгии, Руанда получила независимость в 1962 году. Обиженные хуту сразу же пришли к власти и стали оттеснять тутси. Массовые преследования тутси начались в конце 80-х и достигли апогея в апреле 1994 года, когда примерно за неделю преимущественно деревянными мечами и мотыгами было убито около миллиона тутси. Сигналом к началу такого небывалого еще в Африке геноцида послужила смерть тогдашнего президента Руанды Хабьяримана, когда в апреле 1994 года самолет, на борту которого находились президенты Руанды и Бурунди, был сбит ракетой "земля-воздух".

Тем не менее, тутси удалось быстро организовать армию и, вторгшись с территории Уганды, захватить власть в Руанде.

Реакция ООН на геноцид оказалась, мягко говоря, своеобразной. Тогдашний генсек Бутрос Гали, под давлением США, принял решение вывести миротворческие силы из Руанды - слишком уж большой опасности они там подвергались.

В получившей в том же 1962 году независимость Бурунди, где соотношение тутси и хуту было примерно тем же, что в Руанде, началась цепная реакция. Здесь тутси сохранили большинство в правительстве и армии, однако это не помешало хуту создать несколько повстанческих армий. Первое восстание хуту произошло в 1965 году, но оно было жестоко подавлено. В ноябре 1966 г. в следствии военного переворота была провозглашена республика и в стране был установлен тоталитарный военный режим. Новое восстание хуту в 1970-1971 гг., что приняло характер гражданской войны, привело к тому, что около 150 тысяч хуту были убиты и не менее ста тысяч стали беженцами. А в Бурунди утвердились представители народности тутси.

Пока разгоралась война, оба народа - и тутси, и хуту - быстро наладили сотрудничество с соплеменниками по обе стороны границы Руанды и Бурунди, благо ее прозрачность к тому вполне располагала. В результате бурундийские повстанцы-хуту начали оказывать помощь вновь гонимыми хуту в Руанде, и их же соплеменникам, которые были вынуждены бежать в Конго после прихода к власти Кагаме. Чуть ранее аналогичный международный профсоюз организовали тутси. Тем временем в межплеменной конфликт оказалось вовлеченным еще одно государство - Конго.

В 1997 году в Демократической республики Конго произошли важные события. Местные тутси не стерпели присутствие в стране такого большого количества ненавистных хуту, и выступили с жесткими обвинениями в адрес тогдашнего президента Мобуту Сесе Секо. В результате в мае 1997 года к власти пришел Лоран-Дезире Кабила, свергнувший диктатора Мобуту. В этом ему помогли западные спецслужбы, а также тутси, правившие как в Уганде, так и в Руанде. Емельянов, Андрей Современная конфликтность в Африке / А. Емельянов // Журнал теории международных отношений и политических процессов. - 2011. - №12. - С. 25

Однако Кабила очень быстро поссорился с тутси. 27 июля 1998 года он заявил, что высылаются из страны все иностранные военные (преимущественно тутси) и гражданские чиновники и расформировывается подразделение конголезской армии, укомплектованной лицами не конголезского происхождения. Он обвинил их в намерениях «восстановить средневековую империю тутси». В июне 1999 года Кабила и вовсе обратился в Международный суд в Гааге с требованиями признать Руанду, Уганду и Бурунди агрессорами, что нарушили устав ООН.

В следствии хуту, которые сбежали из Руанды, где их собирались судить за геноцид против тутси в начале 90-х, быстро нашли убежище в Конго, а в ответ Кагаме были введены на территорию этой страны свои войска. Война, что началась, быстро зашла в тупик, пока Лорана Кабила не был убили 16 января 2001 года. Впоследствии контрразведка Конго обвинила в убийстве президента спецслужбы Уганды и Руанды. В этом обвинении была часть правды. Потом спецслужбы Конго нашли и приговорили к смертной казни убийц - 30 человек. Правда, имя истинного виновника названо не было. К власти в стране пришел сын Лорана Жозеф Кабила.

Для того, чтобы война закончилась, понадобилось еще пять лет. В июле 2002 года двумя президентами - Кагаме и Кабила - подписано соглашение, по которому хуту, которые участвовали в 1994 году в уничтожении 800 тысяч тутси и бежали в Конго, будут разоружены. В свою очередь, Руанда обязалась вывести с территории Конго находящиеся там 20-тысячные вооруженные силы.

Интересен то факт, что три из четырех стран, что участвовали в конфликте - Бурунди, Руанда и Конго - до 1962 года контролировались Бельгией. Однако Бельгия повела себя в конфликте пассивно, и сегодня многие считают, что именно ее спецслужбы сознательно проглядели возможность прекратить конфликт.

В декабре 1997 года специальная комиссия Бельгийского Сената провела парламентское расследование событий в Руанде и установила, что разведслужбы провалили всю работу в Руанде.

Между тем, есть версия, что пассивная позиция Бельгии объясняется тем, что Брюссель в межэтническом конфликте сделал ставку на хуту. Та же сенатская комиссия пришла к выводу, что хотя офицеры бельгийского контингента и докладывали об антибельгийских настроениях со стороны экстремистов хуту, военная разведка SGR замалчивало эти факты. По некоторым данным, представители ряда знатных родов хуту имеют давние и ценные связи в бывшей метрополии, многие обзавелись там собственностью. В столице Бельгии Брюсселе действует даже так называемая "Академия Хуту".

Пока все способы примирить тутси и хуту остаются без результата. Потерпел неудачу способ Нельсона Манделы, который был опробован в Южной Африке. Будучи международным посредником при проведении переговоров между правительством Бурунди и повстанцами, бывшим президентом ЮАР в 1993 году была предложена схема «один человек - один голос». Он заявил, что мирное урегулирование 7-летнего межэтнического конфликта может быть возможным только в случае отказа меньшинства тутси от монополии на власть. Он заявил, что "армия должна состоять, хотя бы наполовину, из другого народа - хуту, а голосование необходимо проводить согласно принципу один человек - один голос".

Сегодня власти Бурунди полагают, что вновь вводить принцип "один человек - один голос" будет означать продолжение войны. Поэтому необходимо создание системы чередования у власти хуту и тутси, отстранив от активной роли экстремистов из той или другой этнической группы. Сейчас в Бурунди заключено очередное перемирие, но никому не известно сколько оно продлится.

Положение в Руанде более спокойное - Кагаме называет себя президентом всех руандийцев, в независимости от их национальной принадлежности. Но при этом жестоко преследует тех хуту, что виновны в геноциде тутси в начале 90-х гг.

Выбор редакции
Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...

В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...

Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...

С древнейших времен и среди всех народов мужская сила и выносливость были одной из самых значимых человеческих ценностей. Слабый в...
Очищение кишечника соленой водой издавна используется в нетрадиционной медицине как метод избавления от застойных явлений, избытка...
Что делать, если диеты не помогают, а голодать не хватает силы воли и возможностей? Остается надежное и проверенное средство — заговор...
Детальное описание из нескольких источников: «молитва за поступление ребенка в вуз» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном...
При своевременно назначенном и эффективном лечении анализ крови СРБ покажет уменьшение концентрации белка уже через несколько дней....
У многих есть мечта: иметь доступ к неиссякаемому фонтану достатка и прибыли. Если получится, то на постоянной основе. А что вы можете...