Греческий культурный. Культура Древней Греции: кратко. Особенности культуры Древней Греции


Древние греки создали своеобразный тип цивилизации и культуры, ставший отправной точкой развития западноевропейского общества. На Востоке под давлением цивилизации человек «превратился в колесо громадной машины, в которой смотрел на себя, как на пылинку перед бесконечным. В Греции же он подчинял себе свои учреждения... воспользовался ими, чтобы гармонически развить всего себя; он мог... соединять в себе множество разнородных дарований так, что ни одно из них не мешало притом другому, быть... мыслителем и писателем, не став книгоедом и кабинетным затворником... поклоняться своим богам, не замыкаясь в догматические формулы, не сгибаясь под тиранией никакой сверхчеловеческой силы...» (И. Тэн). Природная любознательность и способность улавливать самые тонкие отношения и оттенки стали предпосылками необычайной творческой продуктивности древних греков.

Уникальность культуры и характера необыкновенно одаренного народа не в последнюю очередь была обусловлена географическим своеобразием Средиземноморья. Красивая благодатная природа, умеренный климат способствовали формированию у древних греков стремления к уравновешенности, созданию определенных и ясных образов, культа меры и гармонии. Разнообразие ландшафта и природных ископаемых, море и берег, удобные для судоходства, благоприятствовали развитию торговли, интенсивному культурному обмену, а географическая автономность отдельных областей облегчала становление полисной системы.

Культура Древней Греции прошла в своем развитии несколько периодов: крито-микенский, или эгейский (III тыс. - XII в. до н.э.); царский, или гомеровский (XI-VIII вв. до н.э.);архаический (VII-VI вв. до н.э.); классический (V - первая треть IV в. до н.э.), эллинистический (последние две трети IV-I в. до н.э.).

Попытаемся выделить наиболее характерные особенности древнегреческой культуры и цивилизации в целом.

Общая характеристика древнегреческой культуры и цивилизации

Древнегреческая культура сформировалась на базе специфической цивилизации, причудливо сочетавшей в себе свободу и рабство. Рабство не было изобретением античности. Однако в своем развитии античная цивилизация все больше отходила от патриархальной формы рабства, а при достижении ею зрелой формы в классический период рабы стали главной производительной силой греческого общества. Но свободный человек и раб в античности были не только экономическими и социальными субъектами. Именно у греков свобода впервые начинает пониматься как одна из высших ценностей.

Отличительная особенность греческого государственного устройства состояла в том, что, несмотря на тесные культурные и торговые контакты, полисы (города-государства) обладали хозяйственной и политической самостоятельностью. Экономической основой античного города-государства являлся обмен продукцией сельского хозяйства, многие горожане были земельными собственниками. Интенсивно развивались также ремесло и судоходство. Античный полис был политическим, торгово-экономическим, религиозным и художественным центром. Основные культурные сооружения располагались в нем вокруг главной городской площади - агоры.

Древняя Греция знала такие формы политического правления, как власть царей, главенство аристократии и тирания. Однако именно демократия стала тем бессмертным созданием греческой цивилизации, которое определило ее своеобразие и к которому позже обратили свои взоры прогрессивные деятели новоевропейской культуры. Античная демократия была первой в истории попыткой претворения в жизнь идеала равноправного участия людей в управлении государством независимо от их социального и имущественного положения. Но она имела ограниченный характер, поскольку гражданство являлось привилегией хотя и достаточно широких, но все же далеко не всех слоев общества. Древнегреческая демократия не препятствовала утверждению института рабства, колонизации чужих земель, но смягчала узы рабовладения.

Греки были убеждены, что человек - это существо политическое. «В глазах этого народа два только занятия отличали человека от скота и грека от варвара: интерес к общественным дедам и изучение философии» (И. Тэн). Жизнь грека имела цену 0 смысл, прежде всего, в связи с его служением полису. Несмотря на большую значимость личного начала, главной ценностью оставалась «община». Полис всесторонне регулировал жизнь граждан и одновременно полностью контролировался ими. Полисное сознание определяло и нравственные идеалы греков, которые, находясь на подъеме, больше всего ценили такие качества, как долг, честь, слава.

Противопоставление чувственности и мышления в античности только зарождалось, и можно говорить о доминировании в Древней Греции синтетического мировоззрения, где чувства и разум находились в гармоническом единстве. Такое равновесие приводило к тому, что земное, чувственное дистанцировалось от разгула и порочности, но в то же время не уничтожалось во имя чисто духовных идеалов. Гарантом сохранения искомой гармонии выступала воля. Умение контролировать свои чувства и поведение стало важной чертой греческого характера.

Однако рядом с желанием подчинить чувства воле, упорядочить мир уживалось стремление выйти за эстетически законченные структуры бытия и добиться необходимой для психической и творческой перестройки личности раскрепощенности. Эта сторона древнегреческой культуры связана в первую очередь с культами Деметры и Диониса. Намеченные противоположности мировосприятия и жизнеруководства древних греков были охарактеризованы немецким философом Ф. Ницше как аполлоническое (рациональное) и дионисийское (чувственное) начала античной культуры.

Природа наделила этот предприимчивый народ пытливым умом. Греки были мастерами точной формулировки, ясной конструкции, убедительного довода, изобретателями искусства речи и спора, гениями риторики и диалектики. Они отделили интеллектуальную сферу как от религии, так и от повседневной жизни. Их интересовало знание само по себе, часто независимо от его практической применимости. У греков отмечается особая способность извлекать максимальные эвристические возможности из рассуждения, мыслительных операций при минимальном обращении к опыту. Не случайно греческая протонаука имела теоретический характер.

Грекам, как ни одному другому народу, было присуще стремление выразить даже самую отвлеченную идею в зримом, осязательном образе («эйдетическое» свойство). Греческая духовная культура носила пластичный, телесный характер, сосредоточивалась на выявлении формы бытия вещей. Этим можно объяснить расцвет древнегреческой пластики и стереометрии, возникновение натурфилософии. Греки восхищались человеческим телом, но это был культ гармоничного, здорового тела, которое органично сочеталось с духовным совершенством и волевой активностью личности-гражданина. Тело - это не только объемная пластика мускулов но и гордая осанка, величественный жест. Физическая культура, оформляющая тело, была важнейшей частью воспитания. Многочисленные гимнасионы с залами и банями рассматривались как важные общественные сооружения. Любование телом человека вдохновляло на создание произведений искусства, заполняло досуг (спортивные зрелища).

В древнегреческом искусстве ярко проявился интерес к форме. К примеру, живописцы изображали не само пространство, а фигуры в пространстве. В архитектуре внешний облик храма преобладал над интерьером.

Культ меры, гармонии пронизывал все греческое мировосприятие. Вселенную греки считали целесообразным целым, внутренне упорядоченной системой, которая отрицает хаос. Человек в их представлении гармонично вписывался в картину космоса, был соразмерен природе. Такое отношение к окружающему миру дало древнегреческой культуре важную точку всеобщей опоры: на познание и приумножение гармонии универсума направлялась творческая созидательная энергия. Не случайно ведущими эстетическими категориями у греков становятся красота, мера, гармония. Отсюда - соразмерность частей художественного произведения, обязательное наличие центрального момента, симметричное расположение и согласованность основных частей и дополнительных деталей, обозреваемость размеров, органичное единство всех элементов, чувство стиля.

Категория меры имела важное значение в этике. Согласно принципу «золотой середины», сформулированному Аристотелем, девиантным является любое поведение, которое нарушает меру. Философ одинаково осуждал трусость и безрассудство, скупость и мотовство, робость и беззастенчивость.

Равноправие и творческие наклонности граждан полисов, постоянно боровшихся за влияние, предопределили такую особенность греческой культуры, как агональность (состязательность). Соревновались атлеты во время спортивных игр, спорили за победу хоры и поэты, добивались первенства в искусстве красноречия ораторы. Спор-состязание отрабатывался в философских диалогах Платона. В искусстве прослеживается борьба за пальму первенства различных школ и отдельных художников. Агональность способствовала отграничению личного мнения, формированию индивидуального подхода (Б. Р. Виппер). Греческая культура уделяла гораздо больше внимания личности, чем восточная.

Перечисленные выше типологические черты древнегреческой культуры и цивилизации своеобразно преломлялись в разные периоды ее развития, к анализу которых мы обращаемся.

Культура древней Греции еще имеет второе название — античная культура. Период античной культуры включает в себя начало 18 века до н.э. и до середины 2 века до н.э. Культура древней Греции считается феноменом в мировой культуре, которая была очень своеобразной и по-своему неповторимой.

Мы знаем огромное количество греческих мыслителей, которые внесли огромной вклад в развитие такой науки, как философия. Например, древнегреческий мыслитель Демокрит отрицал существование богов и интересно то, что он первым создал древнегреческий календарь.

Также всем известен величайший древнегреческий философ и мыслитель – Сократ. Он считал, что истина рождается во время споров, когда каждый человек, высказывая аргументировано свою точку зрения.

Сократ — древнегреческий филосов

Что касается развитию архитектуры, то древние греки уделяли особое внимание строительству храмов. Изначально храмы строились из дерева, а позже их стали строить из камня. Они не были сильно вычурными, а, наоборот, на первый взгляд были похожи на жилые дома, только более привлекательные.
В период античности активно развивалась монументальная скульптура. Огромное количество скульптур известны нам и на сегодняшний день — это Аполлон Бельведерский, Венера Милосская, Гермес с младенцем Дионисом и многие другие.

В литературе древние греки также достигли определенных вершин. Особенно популярны в литературе античности были гомеровские поэмы, которые складывались на основе документальных источников. Стихи писались в ярко выраженном эпическом жанре. Также свое место имело развитие музыкального искусства. Так называемые аэды исполняли различные лирические песни на различных торжествах правителей. И надо отметить, что они пользовали огромной популярностью, поскольку их исполнение было настолько нежным и приятным, что это вызывало колоссальное удовольствие у всех, кто посещал эти мероприятия.
Олимпийские игры, известны на весь мир, имели огромное значение для всей Греции. Соревнования носили не только спортивный, но и религиозный характер. Прежде чем принимать участие в состязаниях участники должны были доказать всем, что они упорно, с огромной ответственностью подошли к подготовке к соревнованиям. Стадион, на котором проходили соревнования, была очень массивным и выразительным. Считалось огромной честью и великим достижением принять участие в этих соревнованиях. Позже, нам известно, что Олимпийские игры были запрещены, и в связи с природными катаклизмами сооружения были разрушены.

По-своему необычной была одежда древних греков. Чаще всего она была сшита из овечий шерсти, а такие ткани, как шелк и хлопок, считались роскошью и не все могли себе такое позволить. Интересен факт, что женщины в древней Греции должны были уметь ткать и прясть. Знатные люди одевались в светлые тона, а сельские жители носили одежду природных цветов, в частности зеленую или коричневую. Когда работали с землей или убирались в свинарниках, одевали кожаные перчатки, дабы защитить свои руки. Из обуви особенно популярной были сандалии. Мужская и женская обувь не имела особых отличий. В целом можно сказать, что одежда древних греков была достаточно своеобразной, но при этом очень симпатичной.
Стоит отметить, что культура древней Греции составляет огромное количество прекрасных и неповторимых вещей, которые известны всем и на сегодняшний день, а также античность внесла значительный вклад в развитие мировой культуры.

Именно такой была культура древней Греции в вкратце.

Античная культура Древней Греции

Характерные черты древнегреческой культуры

Термином «античная культура» обозначают культуру Древней Греции и Древнего Рима с XIII-XII вв. до н.э.и до IV-V вв. н. э., связанную с зарождением, расцветом и упадком рабовладельческого строя.

Гегель, характеризуя греческую культуру, отмечал, что у греков мы чувствуем себя дома, "потому, что находимся в сфере духа, и если национальное происхождение и различие языков можно проследить далее, в Индии, то все-таки подлинного подъема и истинного возрождения духа следует искать прежде всего в Греции". (Гегель. Соч. М..; Л., 1935, т.-8, с 211). Гегель не преувеличивал значение греческого мира для последующей истории. Духовный импульс, которым древние греки воздействовали на всю мировую культуру, оказывает свое влияние и сегодня.

Г
реция на протяжении веков не представляла собой единого географического пространства.
Не было единства и в социально-политическом плане: существовала в рамках особой государственной системы – городов-полисов. Различие между ними были существенными: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, богах и героях. (например, Спарта и Афины). Несмотря на региональные различия, античная культура позволяет говорит о себе как об определенной целостности. Представляется

возможным выделить следующие черты древнегреческой культуры: - интерактивный характер (интеракция – взаимодействие), так как она синтезировала достижения культур многих народов: ахейскую, крито-микенскую, египетскую, финикийскую, избегая слепого подражания;

Космологизм, ибо Космос выступал абсолютом культуры. Он не только Мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу. Утверждались эстетические категории – красота, мера. Мера едина и неделима, она – характеристика совершенства. "Прекрасное есть надлежащая мера во всем "- Демокрит. Природа Греции сама осуществляет меру – в ней нет ничего громадного, все обозримо и понятно. Поэтому одна из основных черт бытия – гармония – единство в многообразии.

Наличие канона – совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Теоретик пропорции – скульптор Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.), автор труда "Канон".

Идеал, к которому должен стремиться человек – калокагатия (kalos) – прекрасный, (agalhos) – хороший, добрый. Достичь идеала можно упражнениями, образованием и воспитанием.

Таким образом, уже космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком., о чем писал Протагор - "Человек есть мера всех вещей".

Антропоцентричность культуры предполагала культ тела человека.

Состязательность характеризовала различные сферы жизни греческого общества – художественную, спортивную и др. Первые Олимпийские были проведены в 776 г. до н.э.

В Древней Греции берет начало диалектика – умение вести беседу.

Греческая культура поистине празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов.

Связующим (?) звеном между древневосточными цивилизациями и античностью являлась крито-микенская культура (II тыс. до н.э.). О ее высоком уровне развития свидетельствует развитая письменность, технические изобретения (водопровод и бассейны), наличие астрономических знаний, расцвет искусства (фрески царских дворцов в Кноссе и Фесте, расписные каменные сосуды, изящные изображения женщин, керамика). Крито-микенское искусство было прекрасной прелюдией греческого искусства. Письменным источником, содержащим бесценные сведения о культуре крито-микенской цивилизации, являются "Илиада" и "Одиссея".

Г
омеровская эпоха (X-VIII вв. до н. э.)
характеризовалась упадком культуры, так как в XI в. до н. э. в Грецию вторглись дорийцы, принесшие примитивные формы культуры - так называемый геометрический стиль искусства, похожий на искусство неолита. Общество того времени было безграмотным. Широкое распространение получили мифологические представления, послужившие основой развития античной науки, литературы и искусства.

С VIII-VI вв. до н. э., периода возникновения полисного строя, складываются вполне отчетливые и цельные стилистические черты греческой архаики. Становление и развитие культуры греческих полисов (городов-государств) базировалось на достижениях в развитии горного дела и металлургии, строительной техники и архитектуры, керамического и текстильного производства, развитии флота.

В эту эпоху возникли почти все основные формы античной культуры и искусства – материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература (лирическая поэзия), изобразительное искусство – архитектура, скульптура, живопись. Архаическая культура – исходный рубеж классической культуры Эллады.

Социальной основой образования и развития античной культуры служил полис – типичная для Древней Греции и Древнего Рима форма социально-экономической и политической организации общества. В полисы входила городская территория и окружающие ее земледельческие поселения.

В полисах действовали разные органы управления, но верховным органом в большинстве полисов было народное собрание. Еще одной особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит и своей собственности. В соответствии с основными принципами полиса вырабатывалась полисная система ценностей: уверенность в том, что полис – высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса.

Непременным атрибутом полиса являлись театры, музеи, гимназии, стадионы, рынки и т.д. Полисы выступали также центрами становления и развития философии, науки, литературы, искусства, архитектуры и т.д.

Именно в условиях полисной культуры родилась личность, так как полисная демократия предоставляла такую возможность, защищая ее права и свободу.

С падением полиса (IV в. до н. э.) начинается упадок греческой культуры, но сохранилось достоинство данной культуры, ценнейшим завоеванием которой была личность.

Мифология

Большую роль в оформлении античной культуры сыграла мифология. Сами по себе мифы представляют собой архаические повествования о деяниях богов и героев на основе фантастических представлений о мире. В своей основе мифы содержат описания творения мира, происхождения людей и животных.

Греческая мифология сложилась во II тыс. до н э. В это время окончательно оформился пантеон богов, живущих на горе Олимп и подчиненных власти одного бога – Зевса, "отца людей и богов". Каждое олимпийское божество было наделено определенными функциями: Афина – богиня войны, высших родов искусства, ремесел, охранительница городов и стран; Гермес – бог торговли; Артемида – богиня охоты; Афродита – богиня любви и красоты и т.д.

Пантеон богов воспроизводился в архитектурных сооружениях (храм Артемиды и др.). Антропоморфизированные изображения богов стали основной формой развития античного искусства.

Философия . Особое место в древнегреческой культуре занимает философия. Не будем останавливаться подробно (это – предмет истории философии), отметим ряд основных положений.

Во-первых , признавая огромную роль древневосточных культур в дальнейшем развитии человечества, следует признать именно Древнюю Грецию в качестве той ступени социального развития, на которой рождается философия. Рождение философии сопровождалось разложением мифа. От него философия унаследовала целестно-мировоззренческое восприятие мира. Но вместе с тем, в процессе своего развития, философия в
бирала в себя различные предшествующие научные знания, бытовые описания. В результате довольно четко оформился отличительный признак философии – стремление к мудрости, к постижению мира и места человека в нем. Именно не мудрость сама по себе, а любовь к мудрости, стремление к ней как постоянное состояние человеческого духа.

Во-вторых, философия развивалась в пределах полисов как свободные объединения, школы, например, милетская школа (VI в. до н.э.), положившая начало материалистическому направлению в философии, элейская школа (VI-V вв. до н. э.) и др.

Новый период в ее развитии начался с Сократа (V в. до н. э.), который признавал истинно философскими чисто человеческие проблемы. Грандиозные философские системы Платона и Аристотеля включали в себя основные мировоззренческие положения, учение о бытии и небытии, диалектику, теорию познания, эстетику, логику, учение о государстве и др.

Древнегреческая философия явилась исходной основой всего последующего развития западноевропейской философии.

В
-третьих, именно древнегреческая философия положила начало формированию системы понятий, категорий, которые в своей совокупности остались и поныне средоточием знания – развивающегося, обогащающегося в ходе практического и духовного освоения мира.

Наука

В тесном взаимодействии с философией развивались естественно-научные взгляды древних греков. Их источник – та же мифология, но именно поэтому раннегреческая наука во многом отличается от современной. Это были лишь зачатки той или иной группы естественных наук. Греки в VI в. до н э. представляли мир следующим образом: он замкнут и един, сверху ограничен небесным куполом, по которому совершали регулярные движения. Солнце, Луна и другие планеты. Они зафиксировали ритмику природных процессов, смену дня и ночи, чередование фаз Луны, смену времен года и др.

Выделялись 4 субстанции природы, жизненно необходимые для повседневной деятельности человека: земля, вода, огонь и воздух. Гармонию мира, космический порядок нарушают катастрофы и стихии: землетрясения, ураганы, наводнения, затмения, которые тогда не могли объяснить, а потому они характеризовались как проявления неких мистических сил.

Древнегреческая наука была единой, нерасчлененной, не распавшейся на философию и естествознание, и его отдельные дисциплины. Мир в целом понимался как единое целое, подчас даже уподобляющееся огромному животному. Античная наука увековечила себя в истории духовной культуры созданием атомистики. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита служило мировоззренческим и методологическим основанием развития науки вплоть до XIХ в. "Физика" Аристотеля была посвящена изучению природы и положила начало физической науке.

В Древней Греции стали формироваться и биологические знания. Начальные научные представления о зарождении живых организмов разрабатывали Анаксагор, Эмпедокл и Демокрит. Величайшим врачом античности был Гиппократ. Ряд биологических трактатов написал Аристотель.

Н
а рубеже VII-VI вв. до н. э. возникла история как самостоятельный жанр литературы. Древние историки описывали главным образом историю отдельных городов и местностей, т.е. это был рассказ о том, что было в прошлом. Первым историком античного мира считается "отец истории" Геродот, который, как и его последователь Фукидид, посвятил свои произведения описаниям войн. Автор 40-томной "Истории" Полибий считал важнейшей задачей истории поиск и изложение причин событий и явлений. Но в целом, история как наука, ориентировалась на описание конкретных, единичных исторических событий.

Литература

Д
ревнегреческая литература – древнейшая из европейских литератур, у истоков которой (VIII в. до н. э. находятся "Илиада" и "Одиссея", приписываемые слепому певцу Гомеру. Литература – еще один росток духовной культуры, выросший из мифологии. Античная литература полна разнообразных сюжетов о борьбе богов и героев со злом, несправедливостью, стремления к достижению гармонии в жизни. В ней рождается идея единства внешней и внутренней красоты, физического и духовного совершенства личности. Человек смертен, но бессмертна слава героев. В древнегреческой литературе появляется лирика и трагедия. Известны лирические поэты Гесиод, Анакреонт, поэтесса Сафо. Родоначальником классической формы трагедии был Эсхил, автор трилогии "Орестея", "Прикованный Прометей" и др. Известны также трагические поэты Греции Софокл и Еврипид. Еврипид в трагедии "Просительницы" устами главного героя Тезея выражен свои социальные взгляды.

Высокого уровня развития достигла архитектура, скульптура, возник театр. Уже в архаическую эпоху возникла ордерная система постройки храмов (выделение несущих и весомых частей), которые строились в честь богов – храм Аполлона, Артемиды. Эта традиция продолжается в эпоху классики – Храм Зевса, Афинский акрополь и др.

В VIII в. зародилась скульптура, главными объектами и изображения которой становились боги и богини, легендарные герои, олицетворяющие образ идеального человека. Таковы произведены Фидия - статуя Зевса, Поликлета – статуя Дорифора, Мирона "Дискобол" и др. Но постепенно происходит отход от идеализированного образа человека. Так возникает искусство Праксителя и его наиболее известная работа – Афродита Книдская, где сочетаются элементы строгости, чистоты, лирического начала. В произведениях Скопаса ("Вакханки), углубляется психологизм, экспрессия.

В эллинистическую эпоху усиливается роль эстетического эффекта, драматизм (Венера Милосская, "Лаокоон" и др.)

В целом, значение древнегреческого искусства в общечеловеческом содержании идеалов, гармонии рационального и эмоционального, логики и чувства, абсолютного и относительного. Приоритетное направление отдавалось возвышенной красоте.

Со второй половины IV в. до н. э. начинается новый период в древнегреческой истории и культуре – период эллинизма.

В широком смысле понятие эллинизм означает этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334-323 гг. до н. э.) до завоевания этих стран Римом. В 86 г. до н. э. римляне завоевали Афины, в 30 г. до н. э. – Египет. 27 г. до н. э. – дата рождения Римской империи.

Эллинистическая культура не была единообразной на всей территории эллинистического мира. Культурная жизнь различных центров отличалась в зависимости от уровня экономики, развитости общественных отношений, соотношения этнических групп. Общим было то, что классическими образцами социальной экономики и политического развития выступили древнегреческая литература, философия, наука, архитектура. В эллинистической культуре наметился переход от грандиозных философских систем (Платон, Аристотель) к учениям индивидуалистического плана (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм), сужение социальной тематики в художественной литературе. Эллинистическая литература отличается полным аполитизмом или понимает политику как прославление монархии.

Широкое распространение получила научная литература, связанная с именами Евклида, Архимеда, Птолемея. Выдающиеся открытия были сделаны в области астрономии. Так, в III в. до н. э. Аристарх Самосский первым в истории науки создал гелиоцентрическую систему мира, которую воспроизвел в XVI в. Н.Коперник.

В III в. до н. э. литература получила развитие в новых культурных центрах, главным образом в Александрии, где была одна из лучших библиотек – Александрийская. Это – время расцвета эпиграмм, стиля гимнов, небывалого универсализма эллинистической культуры.

Таким образом, Древняя Греция поистине является колыбелью европейской цивилизации, потому, что к идеям и образам древнегреческой культуры можно свести практически все достижения этой цивилизации. Она содержала в себе истоки всех последующих достижений европейской культуры (философию, естественные науки, литературу, искусство). Многие отрасли современной науки выросли на основе трудов древнегреческих ученых и философов.

Значительная часть научной терминологии, названия многих наук, большинство имен, многочисленные пословицы и поговорки были рождены в древнегреческом языке.

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (лат. antiguus — древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Не умаляя значения других древних цивилизаций, следует признать, что особое влияние на историю народов Европы оказали , эллинистические государства и Древний Рим.

В эволюции культуры Древней Греции обычно выделяют пять периодов:

  1. Эгейский период (2800-1100 до н.э.) — крито-микенская культура.
  2. Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.) — распад родоплеменного общества.
  3. Период архаичной культуры (VIII-VI вв. до н.э.) — становление рабовладельческих государств — полисов.
  4. Классический период (V-IV вв. до н.э.) — расцвет полисов.
  5. Эпоха эллинизма (323-146 до н.э.) — упадок полисов, империя Македонского, эллинистические государства.

Крито-микенская культура

Центрами крито-микенской культуры считались остров Крит и город Микены. Вся жизнь на Крите сосредоточивалась вокруг дворцов, воспринимавшихся как единый архитектурный ансамбль. Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись внутри помещений, коридоров и портиков. Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, - прекрасные фрески, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолепная полихромная (многоцветная) керамика. Важную роль в жизни Крита играла религия; там сложилась особая форма царской власти — теократия, при которой светская и духовная власть принадлежала одному лицу.

Расцвет микенской (или ахейской) цивилизации приходится на XV-XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основное воплощение культуры — дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке.

Эгейский период наиболее ярко представлен двумя памятниками – Микенским и Кносским дворцами. Последний более известен сегодня как Лабиринт из мифа о Тезее и Минотавре. После археологических раскопок ученые подтвердили правдивость этой легенды. Сохранился только первый этаж, но в нем насчитывается более трехсот комнат! Кроме дворцов крито-микенский период известен масками ахейских вождей и критскими скульптурами малой формы. Статуэтки, найденные в тайниках дворца, поражают своей филигранностью.

Таким образом, культура Древней Греции зародилась из симбиоза древней островной цивилизации Крита и пришедших ахейских и дорийских племен, которые осели на Балканском полуострове.

В конце XIII в. до н.э. огромная масса северо-балканских варварских, не затронутых крито-микенской цивилизацией племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами -более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII-XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация.

Культура гомеровского периода

Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским - по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н.э. -важнейший источник информации об этом времени. В этот период происходит как бы накопление сил перед новым стремительным подъемом. Огромное значение имело коренное обновление технической базы — широкое распространение железа и его внедрение в производство. Это подготовило путь исторического развития, вступив на который, греки смогли в течение 3 — 4 веков достигнуть невиданных в истории человечества высот культурного и социального прогресса, оставив далеко позади своих соседей как на Востоке, так и на Западе.

Культура архаического периода

Архаический период греческой истории охватывает VIII-VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация — освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры. Греки научились многому у других народов: у лидийцев — чеканке монет, у финикийцев - алфавитному письму, которое они усовершенствовали. На развитие науки и искусства оказали влияние также достижения Древнего Вавилона и Египта. Эти и другие элементы чужих культур органично вошли в греческую культуру.

В VIII-VI вв. до н. э. в Греции социально-экономическое и политическое развитие достигло такого уровня, который придал античному обществу особую специфику по сравнению с другими цивилизациями древности. К этим явлениям относятся: классическое рабство, система денежного обращения и рынка, полис основная форма политической организации, идеи суверенитета народа и демократическая форма правления. Наиболее крупные полисы -Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища , возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в результате слияния местных культов.

Важной составляющей духовной жизни была мифология , чрезвычайно богатая и увлекательная. Более двух тысячелетий она остается источником вдохновения многих поэтов и художников. Замечательно творчество Гесиода (VIII-VII вв. до н.э.), написавшего поэмы «Теогония» (о происхождении богов) и «Труды и дни». В «Теогонии» предпринята попытка систематизировать не только родословную богов, но и историю происхождения мира.

В эпоху архаики возникла первая философская система античности — натурфилософия . Ее представители (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего, при этом они воспринимали мир как единое материальное целое. Пифагор (VI в. до н.э.) и его последователи шли по той же линии исследования первопричины мира, основой всего сущего они считали числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки.

В VIII-VI вв. до н.э. зарождается греческая историография . К этому же времени относится и возникновение .

Несмотря на то, что архаический период Греция не представляла собой единой страны, регулярные торговые связи между отдельными полисами вели к формированию этнического самосознания — греки постепенно стали осознавать себя единым народом, отличным от других. Одним из проявлений такого самосознания были знаменитые Олимпийские игры (первые — в 776 г. до н.э.), на которые допускались только эллины.

Культура классического периода

Классический период истории Древней Греции продлился от рубежа VI-V вв. до н. э. до 339 г. до н.э. Это расцвет полисной организации общества. Свобода во всех сферах общественной жизни - особая гордость граждан греческого полиса. Центром греческой культуры стали Афины. Афинское государство только за одно столетие (V в. до н. э.) подарило человечеству такие имена как Сократ и Платон, Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан, Фидий и Фукидид, Фемистокл, Перикл, Ксенофонт.

Внешнее проявление внутренней свободы греков — их демократия. Становление греческой демократии начинается с «военной демократии» гомеровских времен, затем реформы Солона и Клисфена (VI в. до н.э.), и, наконец, ее развитие в «золотой век» Перикла (время правления 490-429 г.г. до н.э.). Граждане полиса, подражая природе и богам, обслуживаемые рабами, вполне наслаждались благами жизни в благоустроенных, по их представлению, небольших государствах, ощущая себя подлинно независимыми и полновластными. Вырабатывалась полисная система ценностей: твердая уверенность в том, что полис — высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. К его ценностям относились признание превосходства земледельческого труда над всеми другими видами деятельности (исключение составляла лишь Спарта) и осуждение стремления к прибыли.

Особую отличительную черту от других цивилизаций составляет античный антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор из Абдеры (ок. 490 — ок. 420 г.г. до н.э.) провозглашает знаменитое изречение «человек есть мера всех вещей». Для греков человек — олицетворение всего сущего, прообраз всего созданного и создаваемого; он стал не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства. Такое самочувствие греков отразилось в искусстве архаического и классического периодов, которое не знает образцов не только духовного, но и телесного страдания. Мирон, Поликлет, Фидий — величайшие скульпторы этой поры — изображали богов и героев. Их «олимпийское» спокойствие, величественность, состояние духа, лишенное сомнений и волнений, выражают то совершенство, которого человек если и не достиг, то достичь может и должен.

Только в IV в. до н.э. — поздняя классика, — когда греки обнаружили в жизни новые, неподвластные им грани, место величия постепенно начинают занимать человеческие переживания, страсти, порывы. Эти процессы проявляются как в скульптуре, так и в литературе. Трагедии Эсхила (поздняя архаика) выражают идеи (идеальное долженствование) человеческого подвига, патриотического долга вообще. Софокл (классика) славит уже человека, причем сам он говорит, что изображает людей, какими они должны быть. Еврипид (поздняя классика) стремится показать людей такими, каковы они в действительности, со всеми их слабостями и пороками.

В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. «Отцом истории» еще древние называли Геродота (454-430 гг. до н.э.). Он написал законченное, прекрасно изложенное произведение — «Историю», на основе сюжетов греко-персидских войн.

Главная задача искусства V в. до н.э. его основа — правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил - победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса. В это время расцвета достигает реалистическая скульптура в мраморе и бронзе. Великолепны работы Фидия («Афина-Воительница», «Афина-Парфенос» для Парфенона в Афинах, «Зевс» -для храма в Олимпии), Мирона («Дискобол»), Поликлета (статуя Геры, выполненная из золота и слоновой кости, «Дорифор», «Раненая амазонка»).

Гармония, соразмерность, классические пропорции — вот то, что завораживает нас в античном искусстве и на века определило европейские каноны красоты и совершенства. Чувства порядка и меры - важнейшие для античности: зло понималось как безмерность, а благо — как умеренность. «Меру во всем соблюдай!» учил древнегреческий поэт Гесиод. «Ничего слишком!» — гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах.

Культура эпохи эллинизма

В последние десятилетия IV в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Начало этому положил Восточный поход Александра Македонского (356-323 г.г. до н.э.) и массовый колонизационный поток эллинов во вновь завоеванные земли. Это привело к разрушению полисной демократии. В результате постепенно сложилась новая ступень развития материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальных отношений народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих районов. Распространение и влияние цивилизации эллинизма было чрезвычайно широким: Западная и Восточная Европа, Передняя и Центральная Азия, Северная Африка. Наступила эпоха эллинизма — синтез эллинской и восточной культур. Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, заложивший основу всей последующей истории европейской культуры.

Культура эллинистической цивилизации сочетала в себе местные устойчивые традиции с традициями культуры, привнесенной завоевателями и переселенцами, греками и негреками.

Эти изменения обусловили потребность эллинов разобраться в своем внутреннем мире. Навстречу этой потребности шли новые философские течения: киники, эпикуреизм, стоицизм (философия в Греции всегда считалась не столько предметом изучения, сколько руководительницею жизни). Главным был вопрос: откуда берутся зло и несправедливость в мире и как жить, чтобы сохранить хотя бы моральную, внутреннюю независимость и свободу?

Даже беглое перечисление достижений культуры эллинизма показывает ее непреходящее значение в истории человечества. Эллинизм обогатил мировую цивилизацию новыми открытиями в области научных знаний и изобретательства. Достаточно назвать в этой связи имена Евклида (III в. до н.э.) и Архимеда (ок. 287- 212 до н.э.)

В рамках философии зародились и получили развитие социальные утопии, описывающие идеальное общественное устройство.

Сокровищница мирового искусства пополнилась такими шедеврами как алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Появились общественные здания нового типа: библиотека, мусейон, служивший центром работ и применения научных знаний. Эти и другие достижения культуры, унаследованные позднее Византийской империей, арабами, вошли в золотой фонд общечеловеческой культуры.

Достоинство греческой культуры в том, что она открыла человека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы, идеалы демократии и гуманизма. Истории неведомы более выдающиеся открытия, ибо для человека нет ничего более ценного, чем сам человек.

Прошла длительный период формирования, пока она смогла достигнуть полного расцвета, благодаря чему её наследие ощущается даже сегодня. Развитие началось от эгейской цивилизации, прошло бурный этап классического периода, после чего начало ощущаться явственное влияние Рима и сопредельных стран. Значительные изменения происходили во время османского господства, современный свой вид культура приобрела во время Греческой войны за независимость в начале XIX века.

Греческая культура устанавливает верховенство человека над природой, что выражается в архитектуре, литературе, поэзии и других сферах жизни. Невозможно рассматривать греческую философию отдельно без перечисленных составляющих – они оказывали, и продолжают оказывать влияние на жизнь современного человека.

Основоположные принципы древнегреческой культуры

В целом, греческая и эллинистическая культура основана на соблюдении четырех основных принципов. Первый из них – активное участие и интерес большинства граждан полиса к политическому устройству и принципам управления страной. Зарождение и активное развитие демократии заложило основы равенства между людьми и верховенства морали.

Второй принцип – вся культура и искусство предназначены исключительно для прославления достижений человека и сравнения его с богами.

Третий принцип – постоянное подчеркивание важности человеческих устремлений посредством выражения их сквозь призму литературы, театральной драмы и комедии. Повседневные действия людей ставятся на один уровень с работой богов, а боги, в свою очередь, изображаются с теми же особенностями и недостатками, что и рядовые граждане страны.

Четвертый принцип – сопоставление всех явлений с картиной окружающего мира. В силу некоторой наивности взглядов, древние греки предписывали всё непонятное и непознанное в природе действиям богов, их спорам, междоусобицам и любовным отношениям.

Комбинация перечисленных факторов привела к появлению уникальной культуры, в центре философии которой находился человек со всеми своими недостатками и слабостями. Гармоничное развитие человеческого тела, души и разума – вот основные слагающие настоящего счастья с точки зрения античных философов. Такая мысль оказывала постоянное и сильное влияние на все сферы жизни – литературу, архитектуру, театр, спорт, науку. Даже сегодня можно явственно ощутить руку античности на пульсе событий.

Влияние на европейскую культуру

Греция, как страна, ставшая лидером по научному, интеллектуальном у и философскому развитию континента, оказывала значительное влияние не только на собственные метрополии, но и на довольно отдаленные государства.

Архитектурная стилистика, которая была свойственна Элладе, нашла свое продолжение в Римской и Византийской империях. Под впечатлением об античных мастерах создавались монументы и памятки архитектуры эпохи Возрождения. Ренессанс и барокко выросли из колыбели Древней Греции, архитектурные элементы которой олицетворяли величество человека, и делали его равным перед богами. На протяжении всего темного средневековья, католическая церковь ожесточенно боролась с малейшими проявлениями подобной вольности и инакомыслия. Смелостью людей, позволивших себе в то время поставить на одну ступень человека и бога нельзя не восхищаться.

Трудно переоценить или не заметить отпечаток античности в литературных произведениях европейских мастеров – поэтов, писателей, драматургов.

Современную Европу невозможно представить без ещё одного греческого изобретения – демократии. Хотя в нынешнем своем проявлении она и значительно отличается от политического устройства античности, но основные принципы остаются одними и теми же – равенство людей перед властью, возможность коллективного управления государством и полная прозрачность политических решений.

Политика – это то, чему полностью посвящали себя уважаемые жители древнегреческих полисов. Они не просто жили ею, но и привносили собственные изменения, что способствовало быстрому распространению реформ.

Древнегреческая экономика: отображение в современности

Древние эллины отличались не только высокими моральными ценностями, но и финансовой расторопностью. Их система управления государством, распределение доходов и расходов трудно укладывается в голове, особенно если учитывать, что уровень развития математики и экономики тогда находился на начальном этапе. Правильная налоговая политика позволяла не только удерживать отдельно взятый полис в процветающем состоянии, но и вкладывать огромные средства в строительство, развитие культуры, открытие библиотек, театров и других заведений для просвещения собственных граждан. Не последнюю роль играла и армия, ведь полисы пребывали в состоянии перманентной войны с соседями, которая часто выматывала ресурсы государства.

В отношениях между греческими полисами наблюдалась четкая модель распределения труда – это способствовало более эффективному использованию человеческих ресурсов, и выводило торговые отношения на качественно новый уровень. Что-то подобное, только в увеличенном масштабе, наблюдается сейчас и в европейских странах.

Античность стала тем периодом, во время которого происходило формирование племенных союзов, ставших вскоре основой для создания отдельных европейских наций. В то время, как латинский язык в видоизмененном виде распространился по западной Европе, превратившись в английскую, французскую, итальянскую и другие известные письменности, греческий язык лег в основу алфавитов славянской группы.

Греческая культура, философия, политика, экономика с течением времени не растворились в небытие, как это часто случалось с наследием более ранних культур. Влияние Эллады ощущается даже спустя более двух тысячелетий, в очередной раз доказывая, что древние греки значительно опередили свое время.

    Греческие закуски(часть вторая)

    Итак, продолжим наш путеводитель по салатам. Помимо салатов из свежих овощей и сыра греки очень любят салаты-пасты, которые отлично сочетаются с основными блюдами. Иногда их просто намазывают на хлеб или обмакивают в них кусочки пищи. Даже во многих больших супермаркетах, которые находятся в других странах, вы можете встретить салат «Дзадзики». Он представляет собой смесь йогурта, тертых огурцов, зелени и чеснока. Йогурт при этом должен быть особой консистенции. Такой йогурт в Греции называется «Странгисто». В каждом регионе Эллады «Дзадзики» готовится по-разному, и вы можете насладиться уникальным вкусом этого салата-пасты.

    Эги-столица древней Македонии. Археологические места в Греции

    Самые популярные сувениры из Греции

    Из каждой поездки в новое место любой человек всегда хочет привезти какие-нибудь сувениры для родных и друзей. Проще всего, конечно, отделаться магнитиками на холодильник, которые в большом количестве и широком ассортименте продаются во всех уголках мира, но в нашей статье мы рассмотрим более существенные сувениры. А отправимся мы за ними в солнечную Грецию.

    Гора Олимп в Греции. Где вершились судьбы людей, и самих богов!

    Пелла - македонская столица

    В источниках нет точной даты перенесения столицы Древней Македонии из Эг в Пеллу, равно как нет и имени того, кто это сделал. Однако, вероятнее всего, это произошло в V в. до н. э. во время правления царя Архелая. Название новой македонской столицы традиционно возводят к слову πέλλα (др.-макед. «камень»).

Выбор редакции
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...

В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...
Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...
Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...