Художественная культура понятие составные элементы. Художественная культура


Слово «культура» находится в списке наиболее употребляемых в современном языке. Но этот факт свидетельствует не об изученности данного понятия, а о многозначности скрывающихся за ним значений, употребляемых как в повседневной жизни, так и в научных определениях.

Более всего мы привыкли вести разговор о духовной и материальной культуре. При этом всем становится понятно, что речь идет о театре, религии, музыке, садоводчестве, земледелии и многом другом. Однако понятие культуры вовсе не ограничено только этими областями. О многогранности этого слова и пойдет речь в данной статье.

Определение термина

Понятие культуры включает в себя определенный исторический уровень в развитии общества, а также способностей и сил человека, находящих свое выражение в формах и типах организации жизни. Под этим термином мы понимаем также духовные и материальные ценности, созданные людьми.

Мир культуры, любое его явление и предмет не являются следствием природных сил. Это результат усилий, приложенных человеком. Именно поэтому культура и общество должны рассматриваться в неразрывной связи. Только это позволит понять сущность данного явления.

Основные составляющие

Все виды культуры, существующие в обществе, включают в себя три главных компонента. А именно:

  1. Понятия. Эти элементы, как правило, содержатся в языке, помогая человеку упорядочить и организовать собственный опыт. Каждый из нас воспринимает окружающий мир через вкус, цвет и формы предметов. Однако известно, что в разных культурах действительность организуется по-разному. И в этом плане язык и культура становятся неразделимыми понятиями. Человек изучает слова, которые нужны ему для ориентации в окружающем мире через усвоение, накопление и организацию своего опыта. О том, насколько тесно связаны язык и культура, можно судить по тому факту, что некоторые народы считают, что «кто» - это только человек, а «что» - это не только неодушевленные предметы окружающего мира, но и животные. И здесь стоит задуматься. Ведь люди, оценивающие собак и кошек как вещь, не смогут относиться к ним так же, как те, кто видит в животных братьев своих меньших.
  2. Отношения. Формирование культуры происходит не только через описание тех понятий, которые указывают человеку, из чего состоит мир. В этом процессе участвуют и определенные представления о том, как все предметы связаны между собой во времени, в пространстве, по своему назначению. Так, культура народа той или иной страны отличается собственными взглядами на понятия не только реального, но и сверхъестественного мира.
  3. Ценности. Этот элемент также присущ культуре и представляет собой существующие в обществе убеждения относительно тех целей, к которым необходимо стремиться человеку. В разных культурах ценности различны. И это зависит от социального устройства. Общество само делает выбор того, что для него считается ценностью, а что нет.

Материальная культура

Современная культура представляет собой довольно сложное явление, которое для полноты понятия рассматривается в двух аспектах - статическом и динамическом. Только в таком случае достигается синхронный подход, позволяющий максимально точно изучить данное понятие.

Статика приводит структуру культуры, деля ее на материальную, духовную, художественную и физическую. Рассмотрим каждую из этих категорий подробнее.

И начнем с культуры материальной. Под этим определением понимают ту среду, которая окружает человека. Ежедневно благодаря приложенному труду каждого из нас материальная культура совершенствуется и обновляется. Все это ведет к возникновению нового жизненного уровня, меняющего запросы общества.

Особенности культуры материального характера заключены в том, что ее объектами выступают средства и орудия труда, быт и жилище, то есть все то, что является результатом производственной деятельности человека. При этом выделяют несколько самых важных направлений. Первым из них является сельское хозяйство. Эта сфера включает в себя породы животных и сорта растений, выведенных в результате проведения селекционных работ. Сюда же относится и культивирование почвы. От данных звеньев материальной культуры непосредственно зависит выживание человека, так как от них он получает не только продукты питания, но и сырье, применяемое в промышленном производстве.

Также в структуру материальной культуры входят здания. Это места, предназначенные для жизни людей, в которых реализуются различные формы бытия и разнообразные занятия человека. В область материальной культуры входят и сооружения, призванные улучшать условия быта.

Для обеспечения всего разнообразия видов умственного и физического труда человек использует различные инструменты. Они также являются одним из элементов материальной культуры. При помощи инструментов люди непосредственно воздействуют на обрабатываемые материалы во всех отраслях своей деятельности – в связи, транспорте, промышленности, сельском хозяйстве и т. д.

Частью материальной культуры является транспорт и все имеющиеся пути сообщения. Сюда включают:

  • мосты, дороги, взлетную полосу аэропортов, насыпи;
  • весь транспорт – трубопроводный, водный, воздушный, железнодорожный, автомобильный гужевой;
  • железнодорожные станции, порты, аэропорты, гавани и т. п., построенные для обеспечения работы ТС.

С участием данной области материальной культуры обеспечивается обмен грузами и людьми между населенными пунктами и областями. Это, в свою очередь, способствует развитию общества.

Еще одной областью материальной культуры является связь. В нее входит почта и телеграф, радио и телефон, компьютерные сети. Связь, подобно транспорту, связывает между собой людей, давая им возможность обмениваться информацией.

Еще одной обязательной составляющей материальной культуры являются навыки и знания. Они представляют собой технологии, которые находят применение в каждой из вышеперечисленных сфер.

Духовная культура

Эта сфера основана на творческом и рациональном типе деятельности. Духовная культура, в отличие от материальной, находит свое выражение в субъективной форме. При этом она удовлетворяет вторичные потребности людей. Элементами духовной культуры являются мораль, духовное общение, искусство (художественное творчество). Одним из ее немаловажным компонентом служит и религия.

Духовная культура – это не что иное, как идеальная сторона материального труда человека. Ведь любая созданная людьми вещь изначально была спроектирована и впоследствии воплотила в себе определенные знания. А будучи призванным удовлетворять те или иные потребности человека, любой продукт становится для нас ценностью. Таким образом, материальная и духовная формы культуры становятся неразрывны друг с другом. Это особенно видно на примере любого из произведений искусства.

В связи с тем, что материальный и духовный виды культуры имеют столь тонкие различия, существуют критерии для точного отнесения того или иного результата деятельности к той или иной сфере. Для этого используется оценка предметов по их непосредственному назначению. Вещь или явление, призванные удовлетворять вторичные потребности людей, относят к культуре духовной. И напротив. Если предметы необходимы для удовлетворения первичных или биологических потребностей человека, то их относят к культуре материальной.

Духовная сфера имеет сложный состав. В нее входят такие виды культуры:

Нравственная, включающая в себя этику, мораль и нравственность;

Религиозная, в составе которой находятся современные учения и культы, этнографическая религиозность, традиционные деноминации и конфессии;

Политическая, представляющая традиционные политические режимы, идеологию и нормы взаимодействия субъектов политики;

Правовая, в составе которой находится законодательство, судопроизводство, законопослушание и исполнительная система;

Педагогическая, рассматриваемая как практика и идеалы воспитания и образования;

Интеллектуальная в виде науки, истории и философии.

Стоит иметь в виду, что учреждения культуры, такие как музеи и библиотеки, концертные залы и суды, кинотеатры и учебные заведения, также относятся к духовному миру.

Данная сфера имеет и еще одну градацию. В нее входят такие области:

  1. Проективная деятельность. Она предлагает чертежи и идеальные модели машин, конструкций, технических сооружений, а также проекты социальных преобразований и новых форм политической системы. Все, что при этом создано, обладает величайшей культурной ценностью. На сегодняшний день проективная деятельность классифицируется в соответствии с создаваемыми ею объектами на инженерно-техническую, социальную и педагогическую.
  2. Совокупность познаний об обществе, природе, человеке и его внутреннем мире. Знания – это важнейший элемент духовной культуры. Причем наиболее полно их представляет научная сфера.
  3. Ценностно-ориентированная деятельность. Это третья область духовной культуры, находящаяся в непосредственной связи со знаниями. Она служит для оценки предметов и явлений, наполняя мир человека значениями и смыслами. Данная сфера подразделяется на такие виды культуры: моральную, художественную и религиозную.
  4. Духовное общение людей. Оно происходит во всех формах, определяемых предметами коммуникаций. Душевный контакт, существующий между партнерами, в процессе которого осуществляется обмен информацией, является величайшей культурной ценностью. Однако подобное общение происходит не только на личностном уровне. Результаты духовной деятельности общества, составляющие его накопленный за долгие годы фонд культуры, находят свое выражение в книгах, речи и произведениях искусства.

Общение людей друг с другом крайне важно для развития культуры и общества. Именно поэтому его стоит рассмотреть немного подробнее.

Общение человека

Понятие культуры речи определяет уровень духовного развития человека. Кроме того, она говорит о ценности духовных достояний общества. Культура речи – это выражение уважения и любви к своему родному языку, непосредственно связанному с традициями и историей страны. Главными элементами данной сферы являются не только грамотность, а также соблюдение общепризнанных норм литературного слова.

Культура речи включает в себя правильное использование и многих других средств языка. Среди них: стилистика и фонетика, лексика и т. д. Так, по-настоящему культурная речь не только правильна, но и богата. А это зависит от лексических познаний человека. Для того чтобы повышать культуру речи, важно постоянно пополнять свой словарный запас, а также читать произведения различных тематических и стилистических направлений. Такая работа позволит изменить направление мыслей, из которых и формируются слова.

Современная культура речи – это понятие весьма обширное. Оно включает в себя не только лингвистические способности человека. Эту сферу невозможно рассматривать без общей культуры личности, имеющей свое собственное психологическое и эстетическое восприятие людей и окружающего мира.

Общение для человека – один из важнейших моментов его жизни. А для создания нормального коммуникативного канала каждому из нас необходимо постоянно поддерживать культуру своей речи. В данном случае она будет заключаться в вежливости и внимательности, а также в умении поддерживать собеседника и любой разговор. Культура речи сделает общение свободным и легким. Ведь она позволит высказать свое мнение, никого при этом не обидев и не задев. В грамотно подобранных, красивых словах содержится мощь посильнее физической силы. Речевая культура и общество находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Ведь в уровне языковой духовной сферы находит отражение образ жизни всего народа.

Художественная культура

Как уже было сказано выше, в каждом из конкретных объектов окружающего мира одновременно присутствуют две сферы – материальная и духовная. Это можно сказать и о художественной культуре, которая основана на творческом, иррациональном типе деятельности человека и удовлетворяет его вторичные потребности. Что же породило данное явление? Способность человека к творчеству и эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира.

Художественная культура является неотъемлемым элементом духовной сферы. Ее основная суть заключается в отображении общества и природы. Для этого используются художественные образы.

Данный вид культуры включает в себя:

  • искусство (групповое и индивидуальное);
  • художественные ценности и произведения;
  • учреждения культуры, обеспечивающие ее распространение, развитие и сохранение (демонстрационные площадки, творческие организации, образовательные учреждения и т. д.);
  • духовную атмосферу, то есть восприятие обществом искусства, государственную политику в этой сфере и т. д.

В узком смысле художественная культура выражена графикой и живописью, литературой и музыкой, архитектурой и танцем, цирком, фотографией и театром. Все это объекты профессионального и бытового искусства. В рамках каждого из них создаются произведения художественного характера – спектакли и фильмы, книги и картины, скульптуры и т. д.

Культура и искусство, являющееся ее составной частью, способствуют передаче людьми своего субъективного видения мира, а также помогают усвоению человеком опыта, накопленного социумом, и правильному восприятию коллективных установок и нравственных ценностей.

Духовная культура и искусство, в котором представлены все ее функции, являются важной частью жизни общества. Так, в художественном творчестве присутствует преобразовательная деятельность человека. Передача информации отражается в культуре в форме потребления человеком произведений искусства. Ценностно-ориентировочная деятельность служит для оценки творений. Искусство открыто и для познавательной деятельности. Последняя проявляется в виде специфического интереса к произведениям.

К художественной относят и такие формы культуры как массовая, элитарная, народная. Сюда же входят эстетическая сторона правовой, экономической, политической деятельности и многое другое.

Мировая и национальная культура

Уровень материального и духовного развития общества имеет еще одну градацию. Его выделяют по его носителю. В связи с этим и существуют такие основные виды культуры как мировая и национальная. Первая из них представляет собой синтез самых лучших достижений народов, проживающих на нашей планете.

Мировая культура разнообразна в пространстве и времени. Она практически неисчерпаема в своих направлениях, каждое из которых поражает богатством форм. На сегодняшний день это понятие включает в себя такие виды культур как буржуазная и социалистическая, развивающихся стран и т. д.

Вершиной уровня мировой цивилизации являются успехи в области науки, разработанные новейшие технологии, свершения в искусстве.

А вот национальная культура является высшей формой развития культуры этнической, которую по достоинству оценивает мировая цивилизация. Сюда входит совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа, а также практикуемые им способы взаимодействия с социальным окружением и природой. Проявления национальной культуры можно отчетливо увидеть в деятельности общества, его духовных ценностях, моральных нормах, особенностях образа жизни и языка, а также в работе государственных и социальных институтов.

Виды культур по принципу распространения

Существует еще одна градация материальных и духовных ценностей. По принципу их распространения выделяются: доминирующая культура, субкультура и контркультура. К первой из них относят совокупность обычаев, верований, традиций и ценностей, которыми руководствуется основная масса членов общества. Но в то же время любая нация включает в себя множество групп национального, демографического, профессионального, социального и другого характера. У каждой из них формируется собственная система правил поведения и ценностей. Подобные малые миры относят к субкультурам. Эта форма может быть молодежной и городской, сельской, профессиональной и т. д.

Субкультура может отличаться от доминирующей манерами поведения, языком или взглядами на жизнь. Но эти две категории никогда не противостоят друг другу.

Если же какой-либо из малых культурных слоев находится в конфликте с теми ценностями, которые доминируют в обществе, то его называют контркультурой.

Градация материальных и духовных ценностей по уровню и истокам

Помимо перечисленных выше выделяют такие формы культуры как элитарная, народная и массовая. Подобная градация характеризует уровень ценностей и их создателя.

Например, элитарная культура (высокая) является плодом деятельности привилегированной части общества или профессиональных творцов, работавших по ее заказу. Это так называемое чистое искусство, которое опережает по своему восприятию все существующие в обществе художественные продукты.

Народную культуру, в отличие от элитарной, создают анонимные творцы, у которых нет профессиональной подготовки. Именно поэтому данный вид культуры порой называют любительским или коллективным. В данном случае применим и такой термин как фольклор.

В отличие от двух предыдущих видов, массовая культура не является носителем ни духовности народа, ни изысков аристократии. Наибольшее развитие этого направления началось с середины 20 в. Именно в данный период началось проникновение средств массовой информации в большинство стран.

Массовая культура неразрывно связана с рынком. Это искусство для каждого. Именно поэтому оно учитывает запросы и вкусы всего общества. Ценность массовой культуры несравненно ниже, чем элитарной и народной. Она удовлетворяет сиюминутные запросы членов общества, быстро реагируя на каждое событие в жизни народа и отражая его в своих произведениях.

Физическая культура

Это творческий, рациональный тип деятельности человека, выраженный в телесной (субъективной) форме. Основным его направлением является укрепление здоровья с одновременным развитием физических способностей. В состав этой деятельности включают:

  • культуру физического развития от общеоздоравливающих упражнений до профессионального занятия спортом;
  • рекреационную культуру, поддерживающую и восстанавливающую здоровье, в которую входят туризм и медицина.

Понятие «культура» столь многозначно, что до сих пор не существует единого определения. Мы говорим «греческая культура», «культура труда», «художественная культура». Чтобы лучше понять смысл этого слова, обратимся к его происхождению.

Первоначально латинское слово « cultura » означало «возделывание земли» и противопоставлялось значению « natura », т.е. природа. Термин «культура» может употребляется и в других близких значениях: образование, развитие, совершенствование .

Таким образом, понятие «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате преобразования природы в стремлении добиться совершенства . Это одновременно и результат, и сам процесс творческой деятельности людей по преобразованию природы, основанный на высоко сознательной деятельности. Именно поэтому культура не существует вне человека и его деятельности . История человеческого общества – это и есть история мировой художественной культуры.

Культура - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей.

Культура - совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека.

Культура - общий объем творчества человечества.

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, изготовленных человечеством на протяжении всей истории.

Рис. 1. Условное деление культуры по видам.

Национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, от древних цивилизаций до наших дней.

Духовная культура – совокупность всех знаний человека и способов деятельности по созданию духовных ценностей. Основными видами духовного созидания являются наука, религия, искусство.

Материальная культура – это культура, объектами которой выступают орудия труда, средства производства, одежда, быт, жилище, средства сообщения – все то, что является процессом и результатом материальной деятельности человека.

Народная культура – это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия. Народная культура создаётся самим народом, часто неизвестными авторами. К ней можно отнести: сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи.

Массовая культура – культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (ТВ и радио), спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т.д.

Элитарная культура – это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся закрытостью, аристократизмом и самодостаточностью.

Культура – это неотъемлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального существа: культура есть процесс активной деятельности человека, направленный на освоение, познание и преображение мира. Степень развитости культуры всегда зависит от конкретного исторического этапа общества. Главная роль культуры в жизни общества состоит в том, что культура выступает средством хранения и передачи человеческого опыта.

Отсюда основные функции культуры:

-

Помимо представленных видов культуры (рис.1) отдельно выделяют культуру художественную.

Художественная культура – один из видов культуры, решающий задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах.

Такое положение художественной культуры основано на присущей только человеку способности к художественному творчеству, отличающей его от других живых существ. Нельзя сводить художественную культуру только к искусству или отождествлять ее с культурной деятельностью вообще.

Рис. 2 Пример художественного произведения первобытного человека. Наскальный рисунок быка из пещеры Альтамира (Испания).

Центральное место в художественной культуре занимает искусство. Искусство – вид художественного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать мир и самого себя по законам красоты.

К искусству мы относим: литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, музыка, танец, художественная фотография, декоративно-прикладные искусства, театр, цирк, кино и др. В каждом из них создаются художественные произведения - книги, картины, скульптуры, спектакли, кинофильмы и др.

У каждого народа - своя культура, а вместе - все народы мира создали мировую культуру.

Мировая художественная культура - не простая сумма культур равных народов. Это постоянное взаимодействие культур. Каждый народ «говорит» с другими народами, с людьми, отделенными от него веками, языком своей культуры. И этот универсальный язык культуры должен быть понятен нам с вами, как и язык математики или физики, как иностранный язык, знание которого делает человека особенно образованным. Конечно, мы должны научиться понимать язык культуры.

Вопросы для повторения:
  1. Подумайте, каким образом культура влияет на человека?
  2. Подумайте, каким образом человек влияет на культуру?
  3. Какие виды искусства вы знаете?
  4. Используя дополнительные источники, выясните какое отношение к культуре имеет физическая культура?
После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу: [email protected]

1. Художественная культура как особая область культуры

Формы материального воплощения, основа и характер художественной культуры

Внутреннее строение художественной культуры. Искусство как центральное звено художественной культуры

Список использованных источников


Введение


С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры.

Эстетическая и художественная культура - важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире « второй природы », то есть культуры. Однако их формирование является результатом целенаправленного воздействия, т.е. эстетического воспитания.

Художественная культура личности выступает, важным фактором организации и самого процесса материально преобразующей деятельности, всей трудовой практики. Ее нацеленность на творчество, на достижение художественно-образной выразительности создаваемых предметов, на искусность и мастерство позволяла в прошлом лучшим представителям создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства.

Данная закономерность с известной поправкой на омассовление производства, углубление разделения труда и специализацию действует и сегодня.

Мастерство, художественное чутье, сноровка и вдохновение позволяют современным простым труженикам достигать нередко замечательных результатов, дающих основание квалифицировать их труд как деятельность по законам красоты.

Все сказанное выше о художественной культуре личности подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного ее формирования в людях, о месте и роли эстетического и художественного воспитания в социальном воспроизводстве человека.


Художественная культура, как особая область культуры


Художественная культура - это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства.

Она включает:

·функционирование специализированного художественного творчества - искусства;

·народно-художественную культуру;

·массовую культуру - профессиональное и коммерциализированное художественное творчество для больших масс людей и потребление его продукта на основе спроса-предложения;

·элитарную художественную культуру;

·художественные субкультуры регионов,

·профессиональных объединений, молодежи и т.п.;

·художественно-эстетические стороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности.

Отражаясь в сознании людей, художественная культура формирует эстетическое сознание и его культурные формы. Становление и развитие эстетической культуры личности - процесс поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных и социально-психологических и др. факторов. В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами.

В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех других условий и факторов организации и содержательного наполнения эстетического воспитания, в принципе, осуществимо приближение к высокой степени сформированное всех составляющих эстетическую культуру личности элементов.

Место художественной культуры в культуре в целом определяется существенными различиями между материальной, духовной и художественными формами деятельности. Их различия не следует понимать в том смысле, будто одна является, только и чисто материальной, другая - только и чисто духовной, третья - не материальной и не духовной. Несомненно, что продукты духовной деятельности должны быть материализованы - иначе они просто не могли бы существовать, равно как и то, что в материальной деятельности воплощаются духовные цели, планы, модели. Что касается художественного творчества, то в нём духовное и материальное проникают друг в друга, образуя нечто третье , ибо они не просто соединяются, как в сферах материального и духовного производства, а органически сливаются, взаимно отождествляются . Эту духовно-материальную целостность и называют "художественностью". Следовательно, художественное творчество должно быть интерпретировано не как присущее плодам духовной активности человека материальное воплощение результатом работы его мышления, но как мышление в материале , т.е. с помощью представления цвета, пластики, звука. Именно поэтому такое мышление нельзя перекодировать, т.е. перевести на другой материальный язык, нельзя пересказать ни словом, ни языком, другого вида искусства.

Функции художественной культуры, как и функции культуры в целом, определяются тем, что она живёт в пространстве и во времени. В социальном пространстве , т.е. в одновременной жизни людей страны, региона, всего человечества, художественная культура призвана обеспечить максимальную эффективность и процессов творчества, создания художественных ценностей, и процессов их восприятия публикой, в соответствии с их разнообразными духовными потребностями. Если же мы будем рассматривать историческую жизнь художественной культуры, т.е. её существование во времени , то увидим, что её главные функции - обеспечить охранение художественных ценностей, передачу их из поколения в поколение, поскольку историческая изменчивость социальной жизни не ведёт к уничтожению художественного наследия, но требует его актулизации, его включения в духовную жизнь каждой новой эпохи. Вместе с тем, художественная культура должна обеспечить постоянное обновление искусства в соответствии с изменениями, происходящими в общественной жизни, в других областях культуры, логикой собственного развития искусства.

Таким образом, художественная культура призвана передавать традиции, творческий опыт, накапливаемые веками способы художественного освоения мира и обеспечивать постоянное движение искусства, его обновление, совершенствование.


Формы материального воплощения, основа и характер художественной культуры


Культура охватывает формы организации художественной жизни как систему социальных институтов. В истории культуры эта система складывалась постепенно.

Первоначально художественная культура не выделялась сколько-нибудь определённо из общего контекста культуры, поскольку художественная деятельность была растворена во всех процессах практической деятельности первобытных людей.Дальнейшее развитие культуры связано с процессами внутренней дифференциации её подсистем, в частности, с обособлением и самоопределением художественной культуры. Это влекло за собой всё более отчётливое выделение и институционализацию различных её блоков, поскольку лишь внутренняя организованность могла обеспечить художественной культуре возможность самоуправления, необходимого ей несмотря на воздействие извне со стороны экономики, государства, церкви, идеологических концепций.

Функциональная организация художественной культуры выражается во взаимодействии следующих её институтов:

) художественного производства, создающего произведения искусства как носителей художественных ценностей;

) художественного потребления, организующего восприятия произведении искусства;

) художественной критики, обеспечивающей самоуправления художественной культуры как процесс художественного общения людей в соответствии с требованиями, предъявляемыми кискусству каждым типом общества и культуры.

Художественное производство, так или иначе организованное обеспечивает реальное осуществление потребности художника творить, ибо для этого нужны материальные условия - например, наличие издательств, типографий, выставок кинофабрик и т.д. Особой отраслью художественного производства является организация воспроизводства самих творцов художественных ценностей - система обучения и воспитания новых поколений художников, способы их приобщения к существующей культуре.

Художественное потребление - это конкретно-историческая форма организации восприятия публикой художественных творений, то есть самого процесса общения людей с произведениями искусства в театрах и кинотеатрах, концертных залах и музеях. Наличие в художественном производстве первичного и вторичного (исполнительского) творчества порождает два типа потребления художественных ценностей - индивидуальный и коллективный. Первый характерен для восприятия произведений литературы, станковых форм искусства, второй - для восприятия произведений, требующих исполнения (сценических, музыкальных, кинематографических), а также произведений архитектуры и связанного с ней монументально-декоративного изобразительного искусства.

Критика является важным элементом художественной культуры, призванным решать две задачи:

) связывать творцов искусства с публикой, помогая ей понимать содержание произведений и ощущать их истинную ценность;

) связывать художественную культуру с другими сторонами духовной жизни общества - политической, нравственной, религиозной, т.е. либо применяя к искусству предъявляемые ему обществом идеологические требования, либо, напротив, стремясь отгородить от них искусство, замкнуть его в рамки «искусства для искусства».


Внутреннее строение художественной культуры. Искусство как центральное звено художественной культуры


До сих существует множество подходов к определению сущности, строения и функции культуры. Это объясняется, прежде всего, сложностью самого состава культуры, разнородностью культурных явлений, что порождает и разные подходы к ее изучению. Вместе с тем, сейчас вырабатывается и интегративная концепция, основанная на применении к анализу культуры системного подхода.

Суть его состоит в том, сущность культуры выявляется в результате ее рассмотрения в целостной системе бытия, одной из форм которого является культура. Исходной формой бытия является природа, а на определенной ступени развития природы рождается новая, отличная от природной, форма существования - человеческое общество. В обществе бытие переходит от природной, естественной, спонтанной формы существования к иному типу функционирования и развития, который проявляется не наследственно передаваемыми из поколения в поколение биологическими императивами поведения, но прижизненно вырабатываемыми людьми принципами деятельности. Поэтому третьей формой бытия оказывается сам человек, в синтезирующий в своем существовании и поведении природные закономерности и общественные, человек как воплощенное диалектическое единство природы и общества. Но связывая таким образом природу и общество, человек становится центральным звеном в цепи основных форм бытия. художественный искусство культура

Каким же образом возможно органическое соединение в человеке природного и социального их взаимное отождествление? Возможность эта объясняется тем, что человек есть такое животное, бытие которого не спонтанно - активное, а деятельностное . Необходимо, чтобы накапливаемый человечеством опыт отделялся от самих людей, приобретал самостоятельное предметное существование, т.е. опредмечивался, что позволяло сохранять в объективированном, отторгнутом от самого человека - и поэтому не исчезающем с его смертью виде добываемые им знания, ценности и умения. Так рождается новая - четвертая - форма бытия - культура, человек же оказывается соответственно трехсторонним - био - социокультурным существом.

Таким образом, культура предстает перед нами как деятельностный и исторический разворачивающийся процесс, охватывающий:

а) качество самого человека как субъекта деятельности

качество сверхприродного, т.е. такие, которые, опираясь на данные ему от природы возможности, формируются в ходе становления человечества и воссоздаются каждый раз вновь в биографии каждого индивида (по закону "онтогенез" повторяет "филогенез";

б) способы деятельности человека , не врождённые ему - ни виду, ни индивиду, - но им изобретаемые, совершенствующиеся и передаваемые из поколения в поколения благодаря обучению, образованию и воспитанию; на философском языке эта деятельность и называется "опредмечиванием сущностных сил человека";

в) многообразие предметов - материальных, духовных, художественных , - в которых опредмечиваются процессы деятельности, формируя так, сказать, "вторую природу", творимую из материала "первой", подлинной природы, для того, чтобы удовлетворять сверх природные специфически человеческие потребности и служить передатчиком накапливаемого человечеством опыта из поколения в поколение; это предметность культуры оказывается инобытием человека , ибо отделяется от него и приобретает иные, отличные от человеческой, формы существования- формы орудий труда,научных трактатов, идеологических концепций, произведений искусства;

г) вторичные способы деятельности , служащие уже не "опредмечиванию", а "распредмечиванию" тех человеческих качеств, которые хранятся в предметном бытие культуры, т. е. их усвоению и присвоению людьми; в культурных предметах процесс их создания "угасает" для того, чтобы "зажечься" в новой деятельности извлекающей из них заключённое в них человеческое содержание;

д) вновь человек вторая роль которого в культуре выражается в том, что благодаря распредмечиванию он обогащается, развивается, овладевает культурой и становится тем самым её творение;

е) силой, связывающей человека с человеком в культуре является общение людей, а затем и их общение с природными явлениями, вещами, произведениями искусства;

Культура имеет, следовательно, три модальности:

  • человеческую, в которой она предстает как культурный потенциал человека (и человечество, и личности), выступающего в качестве творца культуры и ее творения;
  • процессуально-деятельностную , в которой культура выступает как способ человеческой деятельности - в деятельности распредмечивания и в деятельности общения людей, участвующих в обоих процессах;
  • предметную , в которой культура охватывает многообразие материальных, духовных и художественных творений, образующих вторую природу - создаваемые человеком миру искусственных объектов: мир вещей, мир идей и мир образов.

В этой трехмерности культуры реально живет, функционирует и развивается как целостная система

Задачи современной культурологии, основанной на системно-диалектическом подходе к бытию, истории, культуре, состоит в том, чтобы преодолеть все эти односторонние модели мировой культуры и выработать такую ее историко- теоретическую модель, которая в согласии с богатством фактов и учитывая сущностные различия локальных цивилизаций (западных и восточных, христианской и мусульманской и т.д.), выявило бы логику историко-культурного процесса, единого для человечества, при всем разнообразии конкретных форм, в которых он протекает .

Для достижения этой цели нужно исходить из того, что динамика культуры определяется взаимодействием внешних для нее и внутренних сил. Внешними являются изменения природы и общества. Первые имеют эпизодический, но катастрофический характер на протяжении истории культуры - скажем, мировое оледенение, изменение климата в Африке, потоп, погубивший Атлантиду или гибель помпейской культуры в результате извержения вулкана и т.п. В целом же изменение в природе происходят столь медленно, что на динамике культуры они не сказываются. Другое дело - изменение общественных отношений, социальной структуры, хотя их темп намного отличается скорости преобразования культурных форм, последние испытывают прямые воздействия трансформации общественных структур, экономической и политической жизни.

Вместе с тем, непосредственной движущей силой истории культуры являются ее собственные внутренние силы . Поскольку культура - не простой конгломерат рядоположенных форм деятельности, не их механическая сумма, но целостная, системное образование, целостность ее обеспечивается связью всех составляющих культуры подсистем и элементов, т.е. структурной данной системы . Это значит, что изменение культуры как целого обуславливаются тем, как меняется и содержание разных ее подсистем, компонентов, и их соотношение, т.е. удельный, вес каждого в целостной жизни культуры.

Структурные изменения в истории культуры выражаются, прежде всего, в том, что меняется соотношение основных ее слоев - материального, духовного и художественного (но при этом сохраняются основные функции каждого из них). Для историка культуры особенно важными являются функции художественной деятельности, поскольку искусство является самосознанием культуры , т.е. воссоздает содержание и строение каждого ее исторического типа и каждого регионального, национального, и социального и т.д. состояния. Поэтому изучение истории художественной культуры представляет интерес не только для более глубокого понимания истории всех искусств, но и как главный источник изучения истории культуры, макромир которой отражается в микромире образов искусства. Теоретическое и историческое изучение художественной культуры помогает понять то место, которое в культуре, взятой в целом, занимает искусство.

Художественная деятельность - эта такой вид человеческой деятельности, который отличается органическим слиянием того, что во всех других видах деятельности- познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной и общении- расчлено и специализировано. Она не знает разделения на материальную и духовную, ибо творчество художника духовно и материально одновременно; она не знает разделения на практическую и теоретическую, ибо является практически- духовной, образно воссоздающей жизненную реальность, т.е. "практикой в духе" и плоды её обращены потому к такому же целостно- духовному восприятию- созерцанию, переживанию, осмыслению, истолкованию, какое свойственно человеческому восприятию реальности, но при этом ясно создаётся то, что отличает «художественную реальность» как мир вымысла от подлинной жизни людей. С этой точки становится понятным, почему и в фологенезии, и в онтогенезе (т.е. в истории человечества и в биографии отдельного человека) способность к полноценной художественной деятельности формируются раньше, чем развитые формы дифференцированной деятельности: детству человека, как и детству человечества свойственна синкретичная (не расчлененная еще) целостность сознания и поведения.

Искусство как плод художественной деятельности тем самым запечатлевает общий характер культуры, в которой оно создается, которой принадлежит и которую представляет - скажем, первобытную культуру, античную, средневековую, ренессансную и т.д., в особенности каждой из них, следовательно, представляет культуру не односторонне, а целостно. Иначе говоря, оно изоморфно культуре, т.е. имеет аналогичную структуру, ибо образно раскрывает то, что связывает культуру с природой, с обществом и с человеком.


Список литературы:


1.Брюсов В. О искусстве. - М., 1975.

.Викторов В.В. Культурология. - М.: Экзамен, 2002.

.Культура и культурология: Словарь / Под редакцией Кравченко А.И. - М., 2003.

.Коростелёв Ю.А. Культурология. - Хабаровск: Приамагробизнес, 2003.

.Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие. - М.: Академический проспект, 2003.

.Петров М.К. История европейской культуры традиции и её проблемы. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Одним из важнейших компонентов духовной культуры человечества выступает художественная культура, которая вместе с познавательной, религиозной, нравственной, экономической, политической культурой призвана формировать внутренний мир человека, содействовать развитию человека как творца культурных ценностей. Художественная культура также представляет собой определенный вид человеческой деятельности, специфический способ реализации творческих потенций человека. Художественная культура может быть понята и по существу, и функционально в контексте всей духовной культуры.
Художественная культура - это культура производства искусства, культура его распространения, пропаганды, культура его восприятия, понимания, культура наслаждения искусством.
Для бытия и социального функционирования художественной культуры характерны процессы, присущие всем типам общественного производства, а именно:
- производство художественных ценностей;
- функционирования художественных ценностей.
Эти процессы касаются и учреждений искусства, и собственно искусства.
Никакое социальное явление не может быть понят в рамках только одной определенной группы явлений. Понятие художественной культуры выражает принципиально новое отношение к искусству, акцентирует внимание на его социальном функционировании и связанности с системой организаций, управляющих художественным процессом, распространяют и хранят его продукты, готовят художественные кадры. Именно поэтому понятие "художественная культура" должно работать в рамках понимания всего социального контекста, в котором искусство функционирует. Художественное произведение - продукт не только художественной деятельности, но и всего процесса социального функционирования искусства в обществе. Рассматривая любое произведение искусства, следует учитывать формы его включения в социум и в культурную жизнь.
Сфера художественной культуры - это сфера художественных ценностей, представляющих высшие рукотворные формы эстетических ценностей. Эстетические ценности так или иначе всегда вовлечены в культуру, хотя могут сохранять свою естественную автономию (красота в природе). В данном случае втянутость эстетических ценностей в культуру объясняется тем, что общественная практика, деятельность людей ставят данное природное явление в определенное ценностное отношение к человечеству.
В системе художественной культуры выделяются три ее подсистемы, а именно:
художественное производство и его субъекты (т.е. профессиональные и самодеятельные художники). Художественное производство - это творческое продуцирование художественных ценностей. Для эффективного функционирования субъектов художественного производства важную роль играют организационные формы художественной деятельности (творческие союзы и самодеятельные коллективы. Сюда относится также система художественного образования (художественные вузы и другие учебные заведения, которые готовят профессиональные кадры для искусства), а также разного рода поощрения, стимулирования профессиональных и самодеятельных творцов искусства (смотры, конкурсы, премии, почетные звания и др.).
Художественное производство - это и продуктивное, и активно-движущее начало художественной культуры, состояние которой в первую очередь определяется уровнем развития искусства. Вместе с тем потенциал художественной культуры зависит и от отношения людей к искусству, и от характера их ценностных установок в отношении художественных произведений. Немаловажную роль играет также фактор, связанный с "временными возможностями художественной жизни, поскольку влияние искусства на людей осуществляется в определенном временном промежутке".
художественное потребления и их субъекты (зрители, читатели, слушатели). Сфера художественного потребления - это огромный мир художественных потребностей, вкусов, оценок, идеалов, сложный мир индивидуально-личностного восприятия художественных ценностей, обусловленный различными детерминантами (социальным положением, образованием, возрастом, материальными возможностями удовлетворения художественных потребностей и т.д.);
воспроизведение, тиражирование и распределение уже сделанных художественных ценностей. Иначе говоря, это индустрия тиражирование художественных произведений. Это художественные заведения и средства популяризации художественных ценностей, это пропаганда художественной культуры, эстетическое воспитание и др. По сути данная подсистема выполняет "посреднические" функции между художественным производством и художественным потреблением, между субъектами художественного производства и субъектами художественного потребления.

Важнейшей составляющей существования и функционирования художественной культуры в обществе есть процесс творчества.
Американский философ Э. Фромм называет потребность в творчестве одной из важнейших человеческих потребностей. Животному свойственно пассивное приспособление к миру, люди же пытаются превратить его. Творческий акт всегда является процессом высвобождения и преодоления. В нем присутствует переживание силы. Именно поэтому творчество является неотъемлемой от свободы. Только свободный может творить, отмечает философ.
Личность не может подняться над повседневной прозой жизни без внутренней готовности к возвышенному, к романтическому порыву. По мнению Фромма, это требование продиктовано наличием творческих сил в каждом индивиде, среди которых особое место занимает воображение, эмоциональность. В акте творчества индивид объединяет себя с миром, разрывает рамки пассивности своего существования, входит в царство свободы, лишь в котором он только и может чувствовать себя действительно человеком.
Однако глубочайшее сущность творческого акта разворачивается в искусстве, в художественном творчестве. Искусство вообще является преимущественно сферой творческой. Любой творческий художественный акт является частичным превращением жизни. В творческом художественном отношении к миру раскрывается мир иной. Однако процесс и результат творчества несут в себе определенный элемент трагизма, выражающаяся в несоответствии между замыслом и его воплощением. Огромная творческая энергия великих художников никогда не может быть реализована в их произведениях полностью.
Художественные произведения, как правило, рассматриваются как результат специфически духовного восприятия действительности художником и, исходя из этого, его самовыражения. В то же время произведения искусства являются средствами духовного общения между людьми. Художественная культура, как часть духовной культуры, представляет собой средство подготовки и привлечения потенциальных зрителей, слушателей, читателей к искусству, которое приводит (немедленно или косвенно) к изменению их внутреннего мира. Именно поэтому процесс репродуцирования художественных ценностей является процессом, что позволяет привлекать к общению через произведения искусства все большее количество людей, позволяет поддерживать, воспроизводить шедевры мирового искусства.
Новые явления художественной культуры рождаются в контексте данной исторической эпохи, национальной культуры, социальной структуры общества и т.д. И своим рождением, и художественным содержанием они представляют собой сложный сплав временного и непреходящего, национального и общечеловеческого. По-настоящему новые художественные явления в определенном смысле опережают свою эпоху, поскольку призваны "служить" не только нынешнему, но и будущем. Они перерастают уровень художественных потребностей своего времени и довольно часто оказываются непонятными этой эпохой. Поэтому одним из направлений и проявлений художественного развития является постепенное преодоление противоречий между художественным произведением и его восприятием, пониманием, оценкой.
Художественная культура каждой эпохи включает в себя явления, социальный и культурный смысл которых является отличным, а иногда и противоположным. Некоторые художественные явления представляют собой культурные реликты, остаточные элементы художественных систем, структур, стилей, которые исчезают. Вместе с тем в художественной культуре обнаруживаются и такие глубинные тенденции социального и художественного прогресса, которые пока еще не имеют прямой связи с текущими задачами времени.

Выбор редакции
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...

Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...

Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...
Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...
Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...