Художник нестеренко василий букеты цветов. Стены Манежа прогнулись: странная выставка художника Василия Нестеренко. Самые известные картины Василия Нестеренко


Выставка знаменитого художника открывается в Центральном выставочном зале «Манеж»

Он один из тех, на ком держится Русская земля, сказал о Василии Нестеренко один из участников пресс-конференции - Александр Рожкин, академик, член президиума Российской академии художеств, главный редактор журнала «Третьяковская галерея». А в самом начале своего короткого выступления, скорее, введения в экспозицию, назвал художника подвижником русской культуры.

В присутствии представителей многих СМИ, по сути, на всю Россию просто так подобные вещи не говорятся. И именно эти слова всплыли в памяти, когда после пресс-конференции вышел из здания ИТАР-ТАСС, что в начале Тверского бульвара. Отсюда до Манежа, где Василий Нестеренко готовит к показу свои картины, было рукой подать. Чуть более километра, минут 20 пешком, не торопясь, вдоль по Большой Никитской. На этой улице, между прочим, 100 лет назад в д. №5 в декабре 1916 г. - марте 1917 г. проходила юбилейная, 45-я, выставка Товарищества передвижных выставок. В Москве тогда также выставлялись «Союз русских художников», «Мир искусства», Московское товарищество художников.

Вообще, первые два месяца революционного 1917 г. для мастеров изобразительного искусства совпали с зенитом выставочного сезона. «В Москве такое изобилие выставок, - замечал рецензент, - точно русских художников вместо воинской повинности обязали писать картины… Итого одиннадцать. Для года переживаемых событий как будто многовато». Вместе с тем один из руководителей Художественного театра Вл. Немирович-Данченко вовсе небеспочвенно задавался вопросом: «Точно ли в настоящее время общество по-настоящему интересуется новыми достижениями в искусстве? Может ли оно сейчас этим интересоваться? Имеется ли у него для этого достаточный запас внимания?» А художник Аполлинарий Васнецов писал: «Современное направление искусства, его отчужденность от жизни, естественно, никоим образом не может реагировать на захватывающие события последнего времени: оно проходит для него бесследно».

Спустя сто лет эти проблемы - действительно ли нынешнее общество интересуется искусством, отчуждено ли искусство от жизни, в России - так остро не стоят, хотя никуда и не исчезли. На пресс-конференции прозвучал вопрос об отношении Василия Нестеренко к тому, что до сих пор происходит деление художников на «белых» и «красных» (реалистов и авангардистов).

И художник ответил, что в искусстве противостояние неизбежно, но «не надо душить ни тех, ни других, тогда будет широкая палитра». И в качестве примера назвал Зураба Церетели, который «всех примирил».

Нестеренко сказал, что в свое время учился и у Таира Салахова (народный художник СССР), эдакого советского «почти авангардиста». И подчеркнул: наша главная задача в том, чтобы преодолеть раскол в обществе, иначе можно скатиться в смуту. Говорил также о том, что государство может потерять художественное образование.

Удивительно, но сегодня художник обозначил почти те же самые проблемы, которые будоражили Россию век тому назад. «В настоящее время, - писал в 1917 г. критик А. Ростиславов, - едва ли можно говорить об определенном знамени того или другого передового художественного общества. Дробление на отдельные общества и кружки - действительно очень заметное у нас явление в последнее десятилетие. По-видимому, и у нас назрело время салонов». Эта идея выставок, подобных Парижским салонам, где под одной кровлей собирались бы художники, представившие все течения современного искусства, высказывалась повсеместно. В Москве на Пасху 1917 г. предполагалось открытие выставки «Весенний салон», на которой ожидалось участие всех художественных обществ и высказывалась надежда, что «такая выставка сможет ярко и наиболее типично {32} представить все существующие течения современного искусства».

В устройстве подобных экспозиций современники видели возможность покончить с превращением выставок «в рынок сбыта», надеялись, что они смогут двигать «вперед русское искусство» и, являясь высшим судилищем для художников, будут помогать им совершенствоваться. И в этом тоже была одна из особенностей художественной жизни начала 1917 г. А сегодня посмотрите хотя бы на те грандиозные очереди, что выстраиваются в картинные галереи страны, и многие вопросы, которые тянутся к нам из прошлого, сами собой отпадут...

У народного художника России, действительного члена Российской академии художеств Василия Нестеренко это уже третья персональная выставка в Большом Манеже.

За всю историю этого главного выставочного зала страны лишь несколько художников были удостоены столь высокой чести. Да и далеко не каждому, прямо скажем, под силу такой титанический труд, как устройство персональной выставки на площадях в 10 тыс. кв. м, где, по словам Владислава Кононова, исполнительного директора Российского военно-исторического общества и одного из устроителей выставки, к показу готовится 1000 работ Василия Нестеренко. На что художник бросил реплику: «Не считая мелких». И сказал, что будут еще представлены репродукции росписей с Афона и храма Христа Спасителя в натуральную величину.

Вообще, в послужном списке художника так много персональных выставок, что все даже перечислить практически невозможно. Однако среди них есть такие, которые нельзя не вспомнить. Это выставки, проходившие в Российской академии художеств, в Кремле, в Доме правительства РФ, в музее храма Христа Спасителя, в музее Книги и Книгопечатания в Киево-Печерской Лавре, в Украинском доме (Киев), во многих городах России и за дальними рубежами, в том числе, в Праге, Берлине, Пекине, Токио, в Нью-Йорке… Чем ближе знакомишься с творчеством Нестеренко, тем больше поражают масштабы его деятельности. Он может одновременно вести несколько крупных проектов, почти ежегодно проводит несколько персональных выставок в стране. При этом понятие «Россия» включает для художника и Украину с Белоруссией, о чем он говорил не раз.

Предыдущая экспозиция в Центральном выставочном зале «Манеж» состоялась летом 2010 г. и называлась «Россия – связь времен». Нынешняя выставка Василия Нестеренко получила название «Наша слава – Русская держава!». Созвучно и символично!

Экспозиция приурочена к 50-летию художника и, как ни покажется странным, к 35-летию его творческой деятельности. Об этой странности и спросил мастера.

«Рисовал в школе портреты на конвертах. Была такая работа. Первый раз участвовал в выставке в 7-ом классе. Вообще надо ставить перед собой максимальные задачи. Если не будешь стараться, ничего не получится», - сказал он.

Василий Нестеренко пишет в реалистической манере русской классической живописи и работает в различных жанрах. Основа новой выставки - исторические произведения, отражающие поворотные моменты российской истории: «Избавление от Смуты» (фрагмент картины – на фото) , «Гибель нашествия», «Москва встречает героев Полтавы», «Отстоим Севастополь!», «Триумф Российского флота», «Мы – русские, с нами Бог!» и другие.

«Для меня история – это не просто события. Это повод говорить языком истории о настоящем, - сказал Василий Нестеренко. - «Избавление от смуты» - важная тема. Смутное время всегда актуально для России... 1612 год. Народ произносит покаяние, и поменялся весь ход истории. Архиепископ Арсений сказал недавно, что “наше Отечество сейчас на весах правосудия Божьего”».

Четыре года художник трудился над созданием этого грандиозного полотна.

Когда художника расспрашивают об исторических параллелях, он объясняет свою позицию так: «“Отстоим Севастополь” для меня означает – отстоим Курилы, Калининград, Крым, отстоим Москву, в конечном итоге. Историческая тема в моем понимании – это мостик к современности и будущему».

Добавим, что историческая живопись требует детального знания изображаемой эпохи, даже состояния погоды. Например, того, что в день победного въезда Петра I в Москву, шел снег, как показано на полотне Нестеренко.

К слову, в день пресс-конференции воздух был морозный, свежий и прозрачный, как случается в Москве на стыке января-февраля. И когда я вышел на улицу, солнце уже клонилось к закату, но еще отблескивало в золотых куполах Храма Большого Вознесения, ярким светом заливало верхние этажи домов на Никитском бульваре, косыми лучами касалось крыш старинных зданий Большой Никитской улицы. А над всем этим благолепием висел наполненный серебряным светом молодой месяц. Хотите - верьте, хотите нет, но фазы луны сегодняшней почти совпадают с теми, что наблюдались в 1917 г. И в Москве нынче тоже открыто много выставок, и хороших, и разных. «Но его (Нестеренко) картины обладают духовным магнетизмом», - отмечал Александр Рожкин. А Владислав Кононов подчеркивал: «Сколько надо знать, чтобы не попасть под суд профессиональных историков. Но у них претензий к художнику нет. Картины Василия Нестеренко – это оружие в борьбе с фальсификациями истории. Миссия Нестеренко – нести историческую правду».

«Для меня Первая мировая война – это вершина русского духа», - сказал Василий Нестеренко. Картина «Мы – русские, с нами Бог!» и посвящена Первой мировой войне, точнее – одному из ее героических эпизодов. Немцы долго не могли взять слабо защищенную крепость Осовец и решили пустить на русские войска газы. Когда подгоняемое попутным ветром густое облако ядовитой смеси хлора и фосгена надвигалось на русские позиции, то даже трава пожухла, а у наших солдат и офицеров противогазов не было. Немцы взяли дубинки, утыканные гвоздями, и двинулись на «зачистку территории» - добивать оставшихся в живых бойцов. Но отравленные, обреченные на смерть русские поднялись в рукопашную. «Атака мертвецов» - назвали позже этот порыв нескольких сотен воинов.

Российские газеты того времени вопрошали: «Что несет нам “просвещенная” Европа? Отравляющие газы и дубинки для добивания русских воинов. Культурные варвары!» В отношении к России Европа с тех пор не изменилась. И вопросы к «цивилизованным» странам остались те же.

А серия работ «О, Русская земля!» – это подлинный гимн Центральной России с ее поэтичной природой, храмами и монастырями. «Он предан Отечеству, - подчеркнул во время пресс-конференции Александр Рожкин. - Его искусство воспитывает отношение к своим корням. В его творчестве Россия предстает как птица Феникс. Это забота о будущих поколениях».

«Спрашивают, - говорит художник, - почему не рисуете вулканы Индонезии? Пусть другие их рисуют, а я буду рисовать наши горы, наши реки. И когда я попадаю в ледяную реку на Алтае, то знаю, зачем я это делаю, а вот в Индонезии не знаю». Серия пейзажных полотен стала итогом творческих поездок мастера на Сахалин и Курильские острова, в Саяны и на Байкал. Произведения, посвященные природе Урала, Сибири и Дальнего Востока, объединены в цикл под названием «На дальних рубежах».

Настоящей творческой удачей Василия Нестеренко стало участие в воссоздании росписей храма Христа Спасителя в Москве. Для этого была создана команда почти из трехсот художников, чтобы сделать работу в кратчайший срок. Сложнейшая задача потребовала не только высочайшего профессионального мастерства, но и умения писать в манере крупнейших живописцев XIX века.

Василий работал по четырнадцать часов ежедневно. Как полагается иконописцу, постился и молился перед началом работы, а затем поднимался на леса и расписывал храм, делая это без каких-либо чертежей или сетки, напрямую. Именно им выполнены росписи «Воскресение Христово», «Апостол Матфей», «Вход Господень во Иерусалим», «Крещение Господне» для Кафедрального собора, написан цикл Богородичных икон и Плащаница, «Тайная вечеря» и картины Евангельского цикла для Патриаршей трапезной. «Храм восстановлен так, как его заслуживает Россия сейчас», - сказал Василий Нестеренко.

Перед началом росписи храма Христа Спасителя художник завершил работу над иконой «Образ Божией Матери Нечаянная Радость» и над картиной «Распятие».

И был еще в его жизни Афон, где почти год он руководил группой художников, которая по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и старцев Русского Свято-Пантелеимонова монастыря расписывала храм Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона на Старом Русике.

Это почти в 3500 кв. м! Во время пресс-конференции Василий Нестеренко заметил: «Говорят, Афон – это рай на земле, но рай на земле тяжелый».

Немалую роль в творчестве художника играют женские образы. Созданные им женские портреты, как он говорит, всегда подчеркивают достоинства своих моделей. Скажем, на картине «Алена» изображена девушка с огромным букетом ромашек. Героиня картины «Бабье лето», девушка из российской глубинки, стоит в тонком платьице и резиновых сапогах возле заросшего бурьяном плетня... Теме женского ожидания посвящены также портреты «Девичьи мечты» и «Предчувствие любви», проникнутые тонким лиризмом.

Но, думается, самое сильное впечатление в этом ряду производит картина «Русская мадонна». До недавнего времени я не знал, что на ней изображена жена художника Ольга и сын Ваня. И на картине «Весна» - тоже Ольга…

Совершенно особое место в творчестве художника занимает портрет мамы, Галины Васильевны. Именно мама помогла Василию стать художником. От нее же – и любовь к родному Отечеству.

По мнению специалистов, наиболее емко образ Родины отражен в эпической картине Василия Нестерова «О, русская земля!». Строка взята из «Слова о полку Игореве». (О, Русская земля! Ты уже за холмом!) В этой гениальной поэме древности Русская земля осознается как нечто единое, как достояние народа, идущего от одного корня, несмотря на усобицы, распри и смутные времена…

Но, как сказал Василий Нестеренко, «произведения надо смотреть». И все время пресс-конференции на стене просторного помещения перед глазами журналистов демонстрировался фрагмент картины «Избавление от Смуты». А в ответ на вопрос, любит ли он давать интервью, мастер произнес: «Рассказывать – это не моя профессия. Знать должны не мое лицо, а мои работы».

Многие полотна мастера будут экспонироваться впервые. И совсем не комплимента ради Александр Рожкин заметил: «Это не просто выставка, это – явление в культурной жизни России».

Прислушаемся к компетентному мнению. И напомним, что персональная выставка Василия Нестеренко «Наша слава – Русская держава!» пройдет в Центральном выставочном зале «Манеж» с 10 февраля по 3 марта 2017 г. А открытие состоится завтра, 9 февраля.

Специально для «Столетия»

Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».

Ещё Сирия и культура и

Василий Нестеренко – недругам России
В Москве проходит выставка знаменитого художника «Сирийская земля»

Настоящий художник, мастер своего дела нет-нет да и удивит даже своих давних почитателей, которые хорошо знают его стиль, его жанры. Так и живописец Василий Нестеренко под конец года заставил своих зрителей ахнуть от удивления и улыбнуться. Ещё , в т.ч.


Василий Нестеренко. «Письмо недругам России»


Основой его новой выставки «Сирийская земля» стало пятиметровое полотно «Письмо недругам России». Замысел, композиция картины – от легендарного холста И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Письмо запорожцев сочинялось в 1676 году в ответ на ультиматум главы Османской империи. И.Е. Репин, работая над картиной спустя два века, писал: «Наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов веры православной и личности человеческой… И вот эта горсть удальцов, конечно даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума (это интеллигенция своего времени, они большею частью получали образование) усиливается до того, что не только защищает Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием».

И вот сегодня, спустя еще полтора века, мы видим на картине современного российского художника тот же сюжет, только вместо кошевого атамана и его казаков на холсте изображено воинство Руси уже XXI века.

Появление поэта с женой на выставке стало тогда настоящей сенсацией. Узнав, что Пушкин в Античной галерее, ученики Академии, в их числе и девятнадцатилетний Айвазовский, бросились туда.


Мы видим воюющих в Сирии против мирового террора солдат и офицеров при оружии, в полевой форме, в тельняшках, в касках и бронежилетах. Пишет коллективное послание старший лейтенант со светлым юным лицом. Одна шариковая ручка у него в руке, другая – за ухом, как перо у репинского персонажа. На столе, помимо листка с письмом, наискосок красуется автомат Калашникова. Картину можно, кстати говоря, назвать прямо-таки одой творению великого русского оружейника, представленному здесь в разных модификациях и видах. Припечатывает столешницу внушительный кулак одного из офицеров могучего телосложения.


___

Василий Нестеренко на открытии выставки. Слева – М.И. Ножкин / Фото Павла Герасимова

Глядя на монументальную картину Василия Нестеренко, ощущаешь палящее сирийское солнце, слышишь громовой смех. Веет от нее силой несокрушимой. Перед нами – великая российская армия, воскресшая словно из небытия после «реформ» последних десятилетий...

«Значительную часть в моём творчестве занимает тема русской военной истории, – говорит художник в интервью газете «Завтра». – Мои картины посвящены Куликовской битве, победам Петра, времени избавления от Смуты, Первой мировой войне и Великой Отечественной войне… А вот работ, посвященных современной российской армии, не было. И я подумал: где, как не в Сирии, могу найти те сюжеты, которые мне помогут раскрыть эту тему».

В мае сего года Василий отправился в командировку в Сирийскую Арабскую Республику, совершил несколько поездок по стране, побывал в гарнизонах. На вопрос о главном впечатлении он отвечает: «Наша армия, наши доблестные воины – и офицеры, и рядовые различных родов войск – всё это одна большая дружная семья, такое у меня сложилось ощущение. И, конечно, все они – действительно элита наших Вооружённых сил. В армии очень жёсткая дисциплина, все не просто подтянуты, а предельно собраны. Но даже в условиях такой дисциплины есть место для проявления самых тёплых, дружеских чувств. За короткое время у меня там столько друзей появилось, невероятно!».

Что ж, весь мир сегодня изумленно всматривается в российских летчиков и морских пехотинцев, саперов и спецназовцев, которые в Сирии в противостоянии с отлично обученными профессиональными наемниками показали и умение наносить снайперские сокрушительные удары, и готовность, если потребуется, пожертвовать жизнью, вызвав огонь на себя…


Вспоминается песня из фильма «Офицеры»:

Погляди на моих бойцов,
Целый свет помнит их в лицо.
Вот застыл батальон в строю,
Снова старых друзей узнаю…

Побывавшие в Сирии отмечают высокий настрой воинов, они понимают: это защита Родины на дальних подступах.

Представляя новые работы из цикла «Сирийская земля», Василий Нестеренко говорил с горечью и о том, что райская библейская страна, в былые времена столь престижная для поездок среди наших сограждан, лежит сейчас в руинах, стала «сирийским Сталинградом»...

На открытии выставки народный артист России Михаил Иванович Ножкин , давний друг Василия, отметил: мы присутствуем при историческом событии. Пройдут годы, а картина «Письмо недругам России» останется. Художник, имеющий все самые высокие почетные звания, академик, мог бы почивать на лаврах, а он отправляется в весьма рискованную командировку по линии Министерства обороны. Смелости и высокому мастерству коллеги и товарища отдали должное в своих выступлениях два крупнейших современных творца российского искусства – живописец Дмитрий Белюкин и скульптор Салават Щербаков .

Что ж, уходящий год действительно стал триумфальным для Василия Нестеренко. В феврале он отметил 50-летний юбилей экспозицией в главном выставочном зале России. Сияющий чертог Манежа был заполнен его картинами и их поклонниками. Многометровый размах холстов, блеск красок и образов ошеломлял даже искушенных зрителей. Более тысячи полотен! Российская история предстала эпоха за эпохой. Портреты, пейзажи, привезенные из множества стран. Огромный лик Христа...


___

Василий Нестеренко. «Распятие», 1999

Выставку посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, побывали здесь многие священники, военные, политики, деятели искусств. Много было восторженных отзывов.


___

Василий Нестеренко во время работы над росписью северо-западного пилона Храма Христа Спасителя. Воскресение Христово, 1999

Вспомнилось тогда в Манеже знакомство с Василием в начале 1990-х в мастерской лидера живописцев своего поколения – незабываемого Сергея Присекина… И Присекин, и другие предсказывали Нестеренко большое будущее. Но все-таки мало кто мог предвидеть, в какое явление разовьется талант молодого художника. Его творческая мощь и работоспособность поражают. На открытии выставки в Манеже монах с Афона рассказал, как работал Василий Нестеренко, расписывая храм св. великомученика и целителя Пантелеимона на Старом Русике – несколько месяцев в спартанских условиях, с раннего утра и до позднего вечера. А до этого была многолетняя колоссальная работа в храме Христа Спасителя, росписи еще нескольких храмов, Тронного зала Иерусалимской патриархии…

«Лихие» 1990-е – это время огромных потерь, сгинувших талантов. Одаренные, образованные художники, бывало, уходили за большими деньгами в оформление интерьеров вилл и особняков…




___

Василий Нестеренко. «Непокоренный»

В 2005-м Нестеренко пишет одну из лучших своих работ – портрет «Непокоренный». Перед нами – фронтовик, морской пехотинец Юрий Фомичев, могучий рослый старик в форме главстаршины, с орденом Красного Знамени и другими боевыми наградами на груди. Ледяной ветер лихолетья пронизывает его насквозь, взгляд измучен, но непреклонен. Так же он смотрел в прицел под Москвой и Сталинградом. Так же он смотрит в глаза авторам многочисленных «ледоколов», клеветникам Великой Отечественной…


___

Василий Нестеренко. «Натюрморт с атрибутами искусств»

С начала 1990-х помнится мне написанный Василием в Нью-Йорке «Натюрморт с атрибутами искусства». В центре картины, на столе художника – скульптурная фигурка, согнутая в раздумьях… За окном – узнаваемая линия небоскребов со взорванными спустя несколько лет башнями-близнецами. Нестеренко, лучший студент Суриковского института, был направлен, единственным из Союза, на стажировку в Художественный институт Пратт. И сумел покорить Америку! Напомним, что Василий, прежде чем быть принятым в российский Союз художников, уже был членом престижной Американской лиги профессиональных художников, первая его персональная выставка прошла в Галерее Сити-банка в том же «городе желтого дьявола». Здесь он не только познавал американские реалии, но познакомился с русским изгнанником, 96-летним учеником И.Е. Репина известным художником М.А. Вербовым… Многие тогда рвались в Штаты, готовые буквально на все. А Нестеренко выбрал свой путь. Как писал философ Д. Сантаяна: «Ногами человек должен врасти в землю своей родины, но глаза его пусть обозревают весь мир».


___

Василий Нестеренко. «Крыши Замоскворечья»

Люблю картину «Крыши Замоскворечья», которые мы обозревали с Василием, когда я готовил первую свою публикацию о нем после того, как он с блеском защитил в Суриковском институте диплом «Триумф Российского флота». Отмечу, что знаменитый ныне живописец остался спустя двадцать с лишним лет таким же простым в общении, невальяжным, незабронзовевшим.


___


___

Василий Нестеренко. «Триумф Российского флота»

Великолепен «Портрет русского офицера (В. Максимов)». На нем изображен наш общий друг, знаток Петровской эпохи, редкостный подвижник Володя Максимов. Вот кого с полным на то основанием можно назвать истинным воином Духа.

Василий Нестеренко напоминает: «Сейчас патриотом быть легко. Все патриоты. Даже те, кто не патриоты, всё равно патриоты. Но действительного уважения достоин тот, кто прошёл через то дикое время, кто не сдавал своих позиций, кто сохранял, так скажем, свой русский дух».



___

Василий Нестеренко. «Отстоим Севастополь», 2005

«Отстоим Севастополь» – этот холст, написанный к 150-летию знаменитой обороны в 2005 году, стал вскоре живописным эпиграфом к «Русской весне» 2014-го. Картина размещалась на биллбордах, реяла над крымскими дорогами. Вся Россия на этом полотне Нестеренко – бастион, который держит круговую оборону над дымом и грохотом сражений. На переднем плане снова позирует Владимир Максимов – здесь он канонир, выверяющий прицел орудия.


___

Василий Нестеренко. «Атака мертвецов»

А вот не так давно написанная художником «Атака мертвецов», посвященная обороне крепости Осовец в Первую мировую войну. После газовой атаки в живых осталось лишь 56 человек. Немецкая дивизия в противогазах двинулась на «зачистку», на добивание отравленных. Но на них, из этого чада, выплёвывая собственные лёгкие, пошла в последнюю контратаку горстка русских. Потрясенные немцы в ужасе бежали...


___

Василий Нестеренко. «Избавление от Смуты»

Стоит также сказать о том, что вдумчивость, воцерковленность художника позволяют ему глубже видеть суть происходящего в мире и в России. Неспроста он в свой юбилей в Манеже стоял у огромного полотна «Избавление от Смуты». О чем он говорит сегодня в своих выступлениях? О необходимости преодолении раскола в обществе, о трагических событиях на Украине (Василий – уроженец Павлограда, южного Донбасса), об угрозах единственному сохранившемуся в мире российскому художественному образованию...

По мнению Василия Нестеренко, «боевой дух, он – есть, он чувствуется, и боевые операции в Сирии – один из символов возрождения армии, России. Но пик духа, думаю, впереди...».
_______

Выставка «Сирийская земля» проходит до 17 декабря в филиале Московской государственной картинной галереи Василия Нестеренко в выставочном зале «Домик Чехова» (Малая Дмитровка, д. 29, стр. 4).

2004, март - персональная выставка в Центральном Музее Великой Отечественной войны 1941-1955гг. на Поклонной горе

2004, май - июнь - персональная выставка в Орловском Государственном Музее изобразительных искусств

2004, сентябрь - октябрь - персональная выставка в Музейном комплексе города Дмитрова

2004, октябрь - участие в выставке “Библия в картинах русских художников XVIII-XX веков”, организованной Московской Патриархией совместно с Третьяковской галереей и Русским музеем

2004, октябрь - избран членом Экспертной комиссии по присуждению Государственных премий в области литературы и искусства в Центральном Федеральном округе

2004, октябрь - декабрь - персональная выставка в картинной галерее Музея-заповедника “Вологодский кремль”

2004, ноябрь - персональная выставка в Центральном Доме работников искусств, Москва

2005, июнь - презентация картины “Отстоим Севастополь” в Государственном Историческом музее, г. Москва

2005, август - персональная выставка в Севастопольском художественном музее имени М.П. Крошицкого

2005, октябрь - презентация портрета В. Маторина в роли Бориса Годунова в Союзе театральных деятелей России

2006, январь - февраль - персональная выставка в МГВЗ “Новый Манеж”.
Избран действительным членом Российской академии художеств

2006, июнь - июль - персональная выставка в Музее изобразительных искусств Республики Карелия

2006, декабрь - персональная выставка в Национальном художественном музее Республики Беларусь

2007, февраль - март - персональная выставка в Витебском областном краеведческом музее

2007, февраль - март - персональная выставка в Доме Правительства Российской Федерации

2007, апрель - май - персональная выставка в Брянском областном художественном музейно- выставочном центре

2007, апрель - участие в выставке “Историческое и культурное наследие Москвы. 10 лет развития” в ЦВЗ “Манеж”, Москва

2007, июнь - участие в Юбилейной выставке, посвященной 250-летию Российской академии художеств в ЦВЗ “Манеж”, Санкт-Петербург

2007, июнь - сентябрь - участие в выставке “Мы запомним суровую осень… Москва. 1941 год” в здании Провиантских магазинов

2007, октябрь - участие в открытии Исторического форума и Ноябрьского историко-музыкального фестиваля “Жемчужины России”

2007, ноябрь - декабрь - участие в выставке “Отчизне посвящается” в Московском академическом художественном лицее Российской академии художеств

2008, январь - февраль - персональная выставка в «Областной картинной галерее «Образ» г. Калуга

2008, февраль - март - персональная выставка в Белгородском государственном художественном музее

2008, апрель - май - участие в выставке “Московская семья: традиции и современность” в ЦВЗ “Манеж”

2008, апрель - август - участие в выставке ФГУК «Государственный центральный музей имени А. А. Бахрушина»

2008, июнь - июль - персональная выставка в Тюменском областном музее изобразительных искусств

2008, сентябрь - ноябрь - избран членом Президиума Российской академии художеств.
Персональная выставка в ГУК г. Москвы «Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно»

2010, январь – февраль - участие в выставке Московского Академического художественного лицея «А. В. Дронов и его ученики»

2010, февраль – март - персональная выставка в Центральном музее пограничной службы ФСБ РФ

2010, август – сентябрь - персональная выставка в Чувашском национальном художественном музее г. Чебоксары

2011, январь – март - персональная выставка в Академии управления МВД.
Член Патриаршего Совета по культуре.

2011, март – май - персональная выставка в музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница»

2011, сентябрь - 2012, февраль - персональная выставка в ГУК г. Москвы «Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно»

2012, февраль – март - юбилейная персональная выставка «Далёкие рубежи»
в Российской академии художеств

2012, март – май - персональная выставка «Великие вехи Российской истории»
в ГУК г. Москвы «Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно»

2014, май – июнь - персональная выставка «Россия. История и современность»
в Национальном художественном музее Китая в Пекине

2014, июнь - участие в выставке «Символы Отечества 2014» в Москве.
Член Центрального Совета Российского военно-исторического общества. Презентация портретов М.Ю. Лермонтова и Ф. Купера в Библиотеке Конгресса США, Вашингтон.

2014, август - участие во встрече Президента РФ В. В. Путина с деятелями культуры
в Доме-музее А. П. Чехова в Ялте

2014, октябрь – ноябрь - персональная выставка в Нижегородском государственном художественном музее

2015 - художественный руководитель выставочного проекта РВИО «Помни... Мир спас советский солдат!» (совместно с С.А.Щербаковым), МГВЗ «Новый Манеж». Персональная выставка «Мы – русские, с нами Бог!», Севастополь. Персональная выставка «Свет Христов просвещает всех», Музеи Ватикана

2015 – 2016 - работа над росписями храма Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона в Русском Св. Пантелеимоновом монастыре на Афоне

2016, декабрь – 2017, январь - выставка «Русский Афон» в залах Российской академии художеств

2017, февраль – март - юбилейная персональная выставка «Наша слава – Русская Держава!» в ЦВЗ «Манеж», Москва; апрель – май - в санкт-петербургском ЦВЗ «Манеж»

1967 — родился в Павлограде; 1980-1985 — учился в Московской средней художественной школе (МСХШ), окончил ее с золотой медалью; 1985-1994 — учеба в Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова (МГАХИ) на факультете станковой живописи. Учился под руководством Народного художника России Присекина Н. С., Дронова А. В., профессоров Н. П. Христолюбова, Е. Н. Трошева, Л. В. Шепелева, С. Н. Шильникова, Т. Т. Салахова; 1985, декабрь — 1987, октябрь — служба в рядах СА; 1988, осень — “Молодость России”, ...

1967 — родился в Павлограде;

1980-1985 — учился в Московской средней художественной школе (МСХШ), окончил ее с золотой медалью;

1985-1994 — учеба в Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова (МГАХИ) на факультете станковой живописи. Учился под руководством Народного художника России Присекина Н. С., Дронова А. В., профессоров Н. П. Христолюбова, Е. Н. Трошева, Л. В. Шепелева, С. Н. Шильникова, Т. Т. Салахова;

1988, осень — “Молодость России”, Всесоюзная выставка в Центральном выставочном зале в “Манеже”, Москва;
1989, весна — Всероссийская выставка молодых художников в Центральном Доме художников, Москва (ЦДХ);
1989, осень — Всесоюзная осенняя выставка в “Манеже”, Москва;
1989, ноябрь — Групповая выставка молодых художников в Болгарском культурном центре, Москва;
1990, весна — Выставка академического рисунка в национальной Академии художеств в Праге, Чехословакия;
1990, апрель — Персональная выставка графических работ в Выставочном зале МГАХИ им. В. И. Сурикова, Москва;
1990, май — Групповая выставка студентов художественных вузов Москвы в ЦДХ;
1990, май — Покупка Киевским художественным музеем картины “Чернобыль”;
1991, апрель-май — Персональная выставка в Галерее Хэппи Уорлд Инкорпорейшн в Токио, посвященная визиту М. С. Горбачева в Японию;
1991, июнь — Всероссийская выставка портрета в Галерее МОСХа на Кузнецком Мосту, Москва;
1991, сентябрь — 1992, июнь — дипломная стажировка по линии Министерства культуры СССР в Художественном институте ПРАТТ в Нью-Йорке под руководством профессоров Росса Ниара, Фиби Хельман, Френка Линдта;
1991, ноябрь — Персональная выставка в Галерее Сити-банка в Нью-Йорке;
1992, март — Персональная выставка в Амбассадор Галерее в СОХО, Нью-Йорк;

1992, май — награжден Почетной премией на 64-й Национальной выставке АЛПХ;
1992, осень — Выставка “Нью-Йорк Экспо” в Джевитс Центре, Нью-Йорк;

1993, весна — Групповая выставка в Нассау Каунти Музее, Лонг Айленд, штат Нью-Йорк;

1994, весна — член Международной федерации художников ЮНЕСКО и Международного художественного Фонда;

1994, май — Защита дипломной работы “Триумф Российского флота” в МГАХИ им. В. И. Сурикова;
1994, июль — Презентация картины “Триумф Российского флота” и персональная выставка в Центральном музее Вооруженных Сил, Москва;

1994, осень — Персональная и групповые выставки в Галерейном комплексе “Симик”, Калифорния;

1994, декабрь — выставка дипломных работ выпускников 1992-1994 гг. Государственных академических художественных институтов им. В. И. Сурикова (Москва) и им. И. Е. Репина (Санкт-Петербург) в выставочных залах Российской академии художеств, Москва;

1995, весна — член Московского Союза Художников;

1995, весна — Всероссийская молодежная выставка в Галерее на Кузнецком мосту, Москва;

1995, май — Выставка “Образы казачества в современном искусстве” в галерее МГАХИ им. В. И. Сурикова, Москва;

1995, осень — Награжден Дипломом Российской академии художеств;

1996, май — Выставка живописных работ в Российской академии художеств, представленных на конкурс по воссозданию росписей Храма Христа Спасителя в Москве;

1996, июнь-июль — Персональная выставка в залах Российской академии художеств, Москва1996, август — персональная выставка в Доме Правительства РФ, Москва;

1996, декабрь — Всероссийская выставка “20 веков христианства” в Центральном Доме Художника, Москва;

1997, сентябрь — выставка эскизных проектов росписей Храма Христа Спасителя в Российской академии художеств, Москва;

1997, октябрь — передача в дар Храму Христа Спасителя Правительством Москвы картины “Тайная вечеря” и размещение ее в Патриаршей трапезной храма;

1999, апрель — май — персональная выставка в Государственном выставочном зале “Новый Манеж”, Москва;
1999, май — присуждение почетного звания “Заслуженный художник РФ”;

1999, 15 апреля — 25 ноября — работа над росписями кафедрального соборного Храма во имя Христа Спасителя в Москве. “Воскресение Христово”, “Апостол Матфей” (северо-западный пилон храма); “Вход Господень во Иерусалим” (западный тимпан храма); “Крещение Господне” (северный тимпан храма);

1999, декабрь — 2000, январь — возглавил творческий коллектив, работавший над созданием живописного убранства Тронного зала Иерусалимской православной патриархии, Иерусалим;

2000, февраль — май — работа над эскизами для трапезных залов Храма Христа Спасителя, Москва;

2000, июль — персональная выставка в рамках музыкального фестиваля под патронажем Ирины Архиповой, Осташков;

2000, июль — август — возглавил творческий коллектив, создавший живописно-орнаментальное убранство Аванзала Зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, Москва;

2000, август — награжден Орденом Сергия Радонежского 2-й степени за работу над росписями Храма Христа Спасителя;

2000, ноябрь — презентация портрета Ирины Архиповой во Врубелевском зале Государственной Третьяковской галереи, Москва;
2000 — 2001 — работа над четырьмя полотнами: “Брак в Кане Галилейской”, “Чудесное умножение хлебов”, “Христос и самарянка”, “Чудесный улов” для Патриаршей трапезной Храма Христа Спасителя, Москва;

В Москве, в здании Манежа открылась выставка народного художника Василия Нестеренко. В первый день на церемонию открытия была приглашена только пресса и высокопоставленные лица. Первые пришли, у вторых оказался очень плотный график.

Среди огромного количества картин внимательно бродили корреспонденты, фотографы и редакторы, всматриваясь в те образы, которые представил им художник.

Критиковать и хвалить его, в общем-то, не за что. Разве что за размеры картин и их обилие. Но, как сказал один из посетителей, краски на такие полотна Васили Нестеренко явно не докладывает. Не знаю, что имел в виду комментатор, но мне тоже показалось, что персонажи картин выписаны далеко не с особой чёткостью. Однако, очевидно, Нестеренко и не преследовал цели повторить действительность точь-в-точь. Видимо, в его задачи входит передача намёка, а дальше пусть зритель сам додумывает и дорисовывает всё в своём сознании – в меру своего развития.

Общая направленность картин Нестеренко – религия. Художник понимает под термином «искусство» фантазии на темы библейских персонажей. Они никогда не существовали в действительности, но Василия Нестеренко считают живописцем. Живопись и выдумка – два понятия не совместимые, но фантастика, в том числе и на религиозные темы, тем и хороша, что сила визуального образа зависит от степени погружённости художника в тему.


Василий Нестеренко сам себя считает больным. Конечно, в иносказательном плане: «Искусство – это как болезнь. Многие не заражаются. Многие из тех, кто заразился, рано или поздно излечиваются. И лишь немногие "болеют" всю жизнь. Так вот я из тех, кто заразился на всю жизнь». Эта фраза из его интервью журналу «Наследник» (№ 16).

Образ хороший, и через него следует понимать и общий посыл выставки: живописец, не представивший ни одной живописной работы, но зато поразивший зрителей масштабностью своего погружения в религию. Если не выходить на антагонистические словословия, то правильней было бы назвать Василия Нестеренко иконописцем. Это следует из его работ.

Политический аспект выставки тоже предельно очевиден, и его тоже следует рассматривать наизнанку. Во-первых, украинский художник стал «народным художником» в России. Хотя при этом не известно, знает ли русский народ, что столь высокие звания достаются украинцам при явном поражении в правах настоящих народных – русских художников?

Однако если смотреть эту сторону живописи через мольберт политики, то здесь и украинские корни выворачиваются наизнанку. Начало деятельности Василия Нестеренко положено в США: в ноябре 1991 года состоялась персональная выставка в Галерее Сити-банка в Нью-Йорке. Потом, в марте 1992 года – персональная выставка в Амбассадор Галерее в СОХО, Нью-Йорк. Затем в апреле 1992 года – выставка в здании Национального Вестминстерского банка, Нью-Йорк.

По итогам настоящий украинский и будущий народный художник России был в тот же год принят в члены Американской Лиги Профессиональных Художников. Затем продолжение выставок в США, после обилия которых не остаётся сомнений в том, что эта страна слишком много сделала для Василия Нестеренко, чтобы считаться его мачехой.

Соединённые Штаты стали крёстным существом для будущего великого художника. Сегодня идёт много пересудов на тему вербовки, поэтому американский период в жизни Василия Нестеренко очень откровенно сигнализирует обществу о том, что спецслужбы США крепко полюбили украинца за то, что он им нёс русскую живописную культуру, в которой отражал греческие и иудейские религиозные мотивы.

Такой космополитизм в результате замкнулся на памятнике победившего демократизма: демократизма США, победившего в СССР. Речь идёт о Храме Христа Спасителя. В феврале 1995 года вернувшийся из США уже на всю титулованный и признанный всем Западным Миром будущий народный художник России начал работу над эскизами росписей в Храме Христа Спасителя.

По Сеньке и шапка: в 1995 году Василий Нестеренко стал членом Московского Союза Художников. Затем в 1996 – 1997 годах состоялась его персональная выставка в галерее «Мерсер», Нью-Йорк. После очередной порции наущений от США Василий Нестеренко сразу же попал в Кремль, где состоялась его персональная выставка в Администрации Президента Российской Федерации. Президентом России тогда был раб США и нижайший раб Израиля Борис Ельцин.

Таким образом, сам Бог отвёл Василия Нестеренко от настоящей живописи. Он так и не написал ни русских пейзажей, ни русских портретов. Зато стены Манежа прогнулись под громадными полотнищами с изображениями святых, явно демонстрируя, что Василий Нестеренко действительно болен искусством, но болен он им в квадрате – через расщепление в религию.

Отсюда и признание: 1999 – Заслуженный художник Российской Федерации; 2000 – Орден Сергия Радонежского II степени Русской Православной церкви за росписи в Храме Христа Спасителя; 2003 – Патриаршая Грамота за создание новых росписей в Успенском соборе в Дмитрове; 2004 – Народный художник РФ; 2004 – орден Андрея Рублева III степени от Московской Патриархии.

Как ответный мессидж спецслужбам США, давшим такой изумительный старт живописной иконографике Василия Нестеренко, российские спецслужбы отметились альтернативностью: 2010 – Премия ФСБ в номинации «Изобразительное искусство».

Умение тусоваться для художника превыше всего. Но в настоящее время Василий Нестеренко явно выпал из обоймы. Начало его нисхождения одни связывают с перегруженностью его полотен религиозной темой. В частности, иудеи предельно негативно настроены на то, что звание «народный художник» хотя и досталось одному из них, но откровенно не по современному тренду. На открытии выставки не было ни одного раввина.

Другие связывают проблемы с тем, что видят в Василии Нестеренко претендента на пост руководителя Российской Академии Художеств, где ныне присутствует Зураб Церетели – не менее удачливый художник. Если это так, то в скором времени мы станем свидетелями закулисной схватки украинца с грузином за очередной пост в русском образовательном учреждении.

То, что тучи над иконами Василия Нестеренко начали сгущаться, показало открытие выставки, на котором не было высоких лиц, и даже министр культуры не прибыл для фиксации значимости фигуры народного художника. Этот откровенный плевок власти в сторону выдающихся религиозных полотен был с успехом демпфирован обилием попов и различных иерархов Церкви. Но тоже – всё низенько-низенько…

Марина Ветрова

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...