Идея произведения И.С.Шмелёва "Лето Господне". Образы людей. «Лето Господне», анализ произведения Шмелева


Нина Граблина

Целостный анализ романа И.С. Шмелёва «Лето Господне»

Как известно, многие произведения великого русского писателя Ивана Сергеевича Шмелёва (1873–1950) созданы в изгнании. Среди них - его автобиографический роман «Лето Господне» (1933–1948), основанный на воспоминаниях детства, проведённого будущим писателем в неповторимом по своей красоте и притягательности Замоскворечье.

Учителем подготовлен анализ романа, опирающийся на методические приёмы: целостное восприятие произведения в единстве формы и содержания, выяснение значения незнакомых слов и комментирование текста, самостоятельная работа учащихся с текстом; организация беседы, постановка проблемных вопросов; развитие культуры речи, чуткого отношения к языку, к образному слову; обращение к нравственным понятиям.

“Ш мелёв теперь - последний и единственный из русских писателей, у которых ещё можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка”, - писал А.И. Куприн об Иване Сергеевиче Шмелёве.

Вернулись на родину архивные материалы Ивана Сергеевича, стали издаваться произведения. Главная книга его жизни - «Лето Господне» - вобрала в себя многое из человеческого и художественного опыта, подытожила его искания, думы о том, что такое Россия и русский человек.

В 11-м классе старшеклассники имеют уникальную возможность познакомиться с этой книгой. Наиболее продуктивным способом изучения литературного произведения является целостный анализ . Обращение к такому пути изучения продиктовано стремлением сохранить у учащихся полноту восприятия и осмысления произведения в единстве формы и содержания.

Начинаем с выяснения общей тональности , которую часто называют стилевой доминантой. Ученикам дадим задание: назвать эпитеты, определяющие тональность, которая доминирует в романе Шмелёва «Лето Господне». Ученики так определяют атмосферу этого произведения и называют следующие эпитеты: светлая, добрая, уютная, тёплая, мирная, светоносная, целомудренная, сердечная, духовная, православная, солнечная, гуманная, душевная, лирическая, родная, радостная

В связи с тем, что заглавие является одним из весьма важных структурных и смысловых элементов художественного текста, учащиеся переходят к анализу названия , которое содержит информацию об авторской концепции, передаёт авторскую оценку описанного и направляет читательское понимание текста. Заглавие - это образное отражение замысла писателя, идеи произведения. Учитывая столь важную функцию заглавия, адресуем учащимся следующие вопросы.

Что обозначает слово “лето”?

Что можно сказать о содержании, идее произведения, его языке, судя по названию?

Как вы думаете, почему первоначально Шмелёв назвал свой роман «Солнце живых»?

Предложенные проблемные вопросы активизируют мышление, воображение старшеклассников. С интересом они высказывают свои предположения о том, что “лето” символизирует круг (в Древней Руси слово лето означало год ) - идеал бесконечности духовной жизни человека. Круг как воплощение совершенной формы, по мнению ребят, олицетворяет символ неба, солнечного ока, начала и конца человеческого существования, бесконечной смены поколений. Учитель напоминает, что круг на Руси считался символом всеединства, он понимался как “закон нравственной любви” (А.С. Хомяков), как “целостности, иррациональности и ориентации на всечеловеческое единство” (В.Соловьёв).

Отвечая на третий вопрос, школьники рисуют воображаемый образ автора, говорят о его душевной чистоте, предполагают высокий замысел произведения, связанный с духовным восхождением человека.

Следующий этап морально-познавательной и ценностно-ориентационной деятельности учащихся - определение идейно-художественной функции эпиграфа. Старшеклассники знают, что при помощи эпиграфа автор может выразить своё отношение к сюжету, героям, описываемым событиям. Ученикам предстоит выяснить, как известные пушкинские строки, взятые Шмелёвым в качестве эпиграфа, связаны с авторским замыслом и идеей книги.

Учитель акцентирует внимание школьников на концептуальной значимости эпиграфа, помогая им постигнуть идею книги Шмелёва, выражающуюся в “древней глубине общенародной памяти” (И.А. Ильин).

Старшеклассники, определяя идейно-художественную роль пушкинских слов, предваряющих роман, выявляют замысел Шмелёва - показать любовь к предкам, к ближнему, любовь-всепрощение, любовь к своим истокам, возвращение к которым сулит человеку нравственное самосовершенствование.

Следующий этап целостного анализа произведения - выявление и постижение нравственно-художественного идеала писателя, воплощённого в композиции «Лета Господня».

Старшеклассникам известно, что композиция проявляется не только в сюжетно-повествовательной стороне произведения, но и в его образной ткани и системе характеров; а внутренней задачей композиции является непрерывность движения художественной мысли и чувства, тесная связь каждого элемента с целым.

В связи с тем, что композиционный анализ - достаточно трудоёмкий процесс, исследовательская работа учащихся выпускного класса проходит в малых группах на основе диалога.

Старшеклассникам предлагаются следующие проблемные вопросы и задачи-коллизии.

В чём заключается закономерность расположения глав в книге И.С. Шмелёва «Лето Господне»?

Почему в основу композиционной модели положен круг? Что он символизирует?

Как принцип круговой (цикличной) композиции реализуется и на уровне всего романа, и на уровне одной главы?

Почему бытовое пространство у Шмелёва не воспринимается замкнутым?

Проследите реализацию композиционной модели на примере одной главы.

Почему образ Ванюши становится организующим центром всего романа, вокруг которого вращается художественный мир «Лета Господня»?

Как в композиционном построении книги отражается образ автора, его мировосприятие, чувства, мысли, убеждения, идеалы?

Каждая из малых групп, выполнив предложенные учителем задания, анализирует самостоятельно выбранную главу романа и выявляет посредством анализа композиции нравственно-художественные идеалы писателя.

Приведём в качестве примера работу одной из малых групп семинара по определению композиционной модели главы «Постный рынок».

“Время повествования у Шмелёва ограничено рамками одного дня, но единственного в своём роде, неповторимого, подобно каждому дню человеческой жизни. История любого рода тесно связана с историей страны и её народа, поэтому Кремль привносит в текст тему исторической памяти, а мальчик Ваня становится наследником родовой и исторической памяти, будущим хранителем духовных идеалов своего народа.

В описании Постного рынка размыкается художественное пространство. Предметный мир Шмелёва возвышенный, духовный, неземной. Затем художественное пространство Постного рынка вновь закольцовывается описанием Кремля. Священная память, родовая, историческая способны в человеке пробудить Человека - воистину духовное существо. Композиция главы в миниатюре повторяет архитектонику романа: каждый описанный день представляет собой целостную, идеальную модель бытия.

Глава «Постный рынок» построена по модели круга. Из всего комплекса смыслов «круга» для русской религиозной философии значимыми оказались представления о круге как о совершенной форме, о творении мира в форме круга, в силу совершенства которого и каждая частица мира наделена совершенством. С кругом традиционно связывали представления о Божестве. Круг символизирует целостность космических процессов. В христианстве с символом круга связан его главный идеал - всеединство и его главный принцип - постоянное возвращение к центру, разрушение личного эгоизма, примирение Бога и человека, примирение самих людей”.

Продолжая исследовательскую работу по изучению построения книги Шмелёва, ученики обращаются ко второй композиционной особенности произведения - своеобразному расположению глав и специфике заголовков. Учащиеся отмечают, что повествование в романе строится в соответствии с православным церковным календарём . В композиции «Лета Господня» отражён годовой цикл календарных праздников и обрядов.

Слово “праздники” для писателя наполнено глубоким духовным смыслом и неразрывно связано с культурой родного народа. Праздничная культура в России создавала человеку запас жизненных сил, приобщала к национальным ценностям и способствовала духовному становлению человека. Праздничная культура - это в первую очередь результат педагогической системы народа , складывающейся на протяжении нескольких веков. Посредством праздников в форме традиций закрепляются и передаются из поколения в поколение высшие человеческие ценности.

«Лето Господне» знакомит учеников с чередой праздников, каждый из которых по-своему неповторим: Рождество, Святки, Крещение, Ефимоны, Масленица, Благовещение, Пасха, Покров день, Петров день, “Филипповки”, Троица, яблочный Спас, Михайлов день.

Школьникам предлагается ряд учебных задач, решение которых позволяет постигнуть нравственно-художественный смысл праздников, так детально описанных в книге Шмелёва.

Какова цветосветовая гамма праздников в романе Шмелёва «Лето Господне»?

Прослеживаются ли в описании Шмелёвым предметного мира гоголевские традиции или у Ивана Сергеевича своё, особое отношение?

Как предметы вещного мира у Шмелёва сочетаются с вечными категориями бытия?

Каким нравственно-художественным смыслом наполнены праздники в «Лете Господнем»?

Изучая особенности композиции произведения, старшеклассники делают вывод, что вторая часть романа Шмелёва - «Радости» - и по своей тональности, и по тематике тесно связана с первой - это второй круг от праздника к празднику.

Учащимся предлагаются следующие вопросы и задания для выявления нравственного потенциала книги.

Какие ценности для маленького героя становятся значимыми?

Как “радости” влияют на духовное становление мальчика?

Старшеклассники отмечают, что практически во всех главах доминирует слово “радость” или производные от него.

Изучая текст романа, школьники помимо ключевой лексемы “радость” выделяют ещё одно слово-доминанту - “солнце” и его производные.

Так целостный анализ книги Шмелёва позволяет учащимся сделать вывод о том, что частотность использования в произведении лексем “радость” и “солнце” связана с идеей жизнеутверждения и оптимизма .

Школьники выявляют воспитательную роль трудовых сцен в романе. С какой удивительной трогательностью Шмелёв изображает процесс засолки огурцов, квашения капусты, заготовки яблок на зиму и колки льда на лето, приготовления к праздникам. Радость в «Лете Господнем» невозможна без труда, человека оценивают зачастую по мастерству. Отец Вани - без остатка отдающийся работе; Горкин - прекрасный плотник, знаток Священного Писания, увлечённый голубятнями; Солодовкин - самый лучший птичник в Москве; Денис - великий знаток рыбы; Гаранька - искусный повар; Егорыч - мастер, славившийся чудесными “масленицами”; купец Крапивкин - знаменитый торговец овощами и фруктами (“Орбузы у него… разсахарные всегда, с подтреском. Самому Юрию Долгорукову посылает”, - говорит о нём Горкин). Мастерство, приобретённое неустанным трудом, делает этих людей нужными и уважаемыми. Труд как неотъемлемая часть жизни (в том числе и духовной) доставляет радость всем героям произведения и является как для них, так и для автора высшей ценностью.

Старшеклассники в процессе целостного анализа отмечают ещё одну отличительную особенность романа «Лето Господне»: маленький герой живёт в мире, где ценят каждый день, каждый миг, дорожат каждым человеком, где даже вещь одухотворена, где всё пронизано неподдельной любовью, нежностью, лаской, согрето теплом, где радостно и покойно.

Учащиеся, читая главу «Скорби», обретают бесценный жизненный опыт: даже в трагический момент жизни человеку преподносится бесценный урок жизнелюбия.

Следующим этапом учебно-познавательной деятельности стало обращение к системе образов .

Анализ главного образа романа предваряет ряд проблемных вопросов и заданий.

Кого можно назвать наставником мальчика?

Какое влияние на формирование духовного мира Вани оказывает Горкин?

На каких идеалах построена “педагогика” Михаила Панкратьевича?

Как взаимоотношения окружающих влияют на духовное становление мальчика?

На чём основана “педагогика” отца Вани?

Как трудовые будни и православные праздники формируют духовность ребёнка?

Какие святыни закладываются в душе мальчика? Какие традиции оказывают на него наибольшее влияние?

Искренние, доверительные отношения царят в доме Ванюши, а теплота и душевность окружения как воздух необходимы ребёнку для духовно-нравственного становления. В этом убеждаешься, проанализировав только, как персонажи И.С. Шмелёва обращаются друг к другу. Мальчика нежно называют “милок”, “Мураша”, “махонький”, “чижик”, “голубок”, “братец”, “дружок”, “милый”, “косатик”, “миленький”, “Ванятка”. Ласково, мягко в их доме звучат имена людей: “Домнушка”, “Антипушка”, “Марьюшка”, “батюшка”, “Гаврилушка”, “матушка”, “папашенька”, “Мартынушка”, “Сонечка”, “Софочка”, “Серёженька”, “Аннушка”, “Катюшка”. Ребёнок в обращениях к себе, к окружающим чувствует доброту и любовь.

Образцами поведения для Ванюши являются сами взрослые: их поступки, убеждения, взаимоотношения. Мальчик склонен им подражать, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Ребёнок знакомится с жизнью взрослых разными путями: наблюдая их праздники и трудовые будни, слушая их рассуждения о жизни, сказки, стихи. В качестве образца для Вани выступает поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. Михаил Панкратьевич Горкин - духовный наставник мальчика.

И.С. Шмелёв в заботе старшего поколения о младшем видел универсальную функцию человека. Маленький герой получает от людей старшего поколения бесценные уроки добра, милосердия, терпения, трудолюбия. Учащиеся, изучая «Лето Господне», учатся различать истинные и мнимые ценности. Это понимание требует духовного потенциала учеников.

Анализируя лексику, школьники выявляют некоторые особенности.

Одна из них - обилие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами . Выполняя задание групповым методом, ученики называют целый ряд слов с указанными суффиксами: голубок, рыбка, праздничек, голубка, травка, листочек, крестик, сторонка, дружок, батюшка, берёзка и так далее.

С целью выявления смысловой и идейно-художественной нагрузки слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, так широко используемых Шмелёвым в «Лете Господнем», учащимся предлагается несколько вопросов и заданий.

Кому из персонажей «Лета Господня» принадлежат слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

Как это характеризует героев романа?

В каком стилистическом окружении используются у Шмелёва слова с суффиксами эмоциональной оценки?

Как эти слова связаны с идейным замыслом произведения?

В процессе лексического анализа текста ребята называют ещё одну особенность - частое использование церковнославянизмов . Определяя идейно-художественную функцию этого языкового пласта «Лета Господня», школьники отмечают, что, во-первых, церковнославянизмы помогают Шмелёву воссоздать колорит эпохи начала XX века, придать повествованию торжественное звучание. С другой стороны, церковная лексика настолько органично соединена с бытовой, что всё обыденное, повседневное в романе приобретает высший, духовный смысл, быт в «Лете Господнем» одухотворён.

Третьей особенностью языкового строя ученики называют широкое привлечение Шмелёвым элементов устного народного творчества .

Старшеклассники говорят, что художественную ткань «Лета Господня» составляют сказочная манера повествования, фрагменты народных песен, загадки, потешки, дразнилки, устные рассказы, притчи, исполнение языческого обряда гадания, пословицы и поговорки. В «Лете Господнем» искромётный юмор, песенки-потешки (калачи-горячи) , дразнилки (крива-крива ручка…) , зазывные стишки трактирщика Брехунова, шутки-прибаутки, загадки Горкина (“Поёт монашек, а в нём сто чашек”; “Носик чёрен, бел-пузат, хвост калачиком назад”; “Без гвоздика, без топорика мост строит”), пословицы и поговорки (“Невелика синица, напьётся и водицы”; “Кому пост, а кому погост”; “Расти, хохолок, под самый потолок”) по-новому раскрывают мир маленькому герою, помогают представить привычные вещи в неожиданном свете.

В процессе изучения языкового строя «Лета Господня» школьники обращают внимание ещё на некоторые фольклорные особенности произведения. К удачным художественным находкам Шмелёва они относят употребление сдвоенных прилагательных, существительных и глаголов: киты-рыбы, горит-чадит, печка потрескивает-стрекает, вертелся-катался, видали-сказывали, смотрю-любуюсь...

Этим фольклорным приёмом писатель придаёт художественному тексту эмоциональную насыщенность. Усиливают эмоциональность повествования «Лета Господня» и повторы одного и того же слова: посинел-посинел, нежное-нежное, часто-часто, тихо-тихо ... Школьники отмечают обилие просторечья в речи персонажей Шмелёва (семой - седьмой, ростепель - оттепель, церква, нонешнюю, крепше, струмент) и обращают внимание на то, какой мощной силой обладает у писателя каждое слово. Они приходят к следующему выводу: в гуще народной живёт, развивается герой-повествователь и, постигая сокровища родного языка, усваивает национальные особенности русской культуры, её непреходящие ценности. Л.И. Тимофеев неслучайно утверждал, что язык - это своеобразная память народа, закрепившая его прошлое и сохраняющая настоящее для будущего.

Установлению нравственно-художественных идеалов способствует работа учащихся с цветовыми эпитетами, используемыми Шмелёвым.

Доминирующими в романе являются такие прилагательные-определения, как золотой, розовый, светлый, белый . Анализируя лексический строй произведения, школьники приводят следующие примеры из текста: “золотая Москва”, “звон золотой”, “золотое слово”, “золотые паутинки канители”, “золотые куличики”, “золотистые хоругви”, “ослепительно-золотые луга”, “лампадка розовая”, “розовые яблоньки”, “розовое детство”, “светлый день”, “круглые светлые слезинки”, “светлая песнь”, “светлый чистый напев”, “яблони белые от цвета”...

Старшеклассники замечают, что цветовые обозначения “золотой”, “розовый”, “светлый”, “белый” органично входят в художественный мир романа и обретают у Шмелёва неповторимую образность. Цветообозначения у писателя становятся оценочными: с их помощью автор передаёт отношение героя-повествователя к окружающему миру, к другим людям. Для мальчика всё, что он видит, пронизано и согрето ласковым солнцем, а потому воспринимается в золотом свете. Розовый свет - это отблеск солнечного, золотого цвета. Белый цвет символизирует в «Лете Господнем» чистоту души ребёнка, его безгрешность, добрые помыслы и поступки. Только очень добрый, всех любящий и всеми любимый человек способен видеть мир в таких трогательно-торжественных красках. Каждый эпитет у этого автора наполнен духовным смыслом.

Завершая целостный анализ романа «Лето Господне», ученики приходят к пониманию того, что вся художественная ткань книги Шмелёва (название, эпиграф, тональность, композиция, лексический строй произведения, особенности тропов и т.д.) пронизана идеалами любви, добра, жизнерадостности и всеединства.

Любовь, добро и милосердие - это те три кита, на которых должна быть устроена человеческая жизнь, это вечное, бессмертное начало, которое придаёт бренной мирской жизни особый смысл, делает человека Человеком. Служение другим людям, вершина нравственного восхождения, преодоление сознания личностного превосходства над другими людьми, по мнению И.С. Шмелёва, - высшее проявление нравственности.

Целостный анализ художественного текста позволяет учащимся полнокровно воспринять и глубоко осмыслить роман И.С. Шмелёва в органическом единстве формы и содержания, помогает убедиться в нерасторжимости нравственно-художественных идеалов автора и их образного воплощения.

«Лето Господне»

Проблематика романа.
Главная тема романа «Лето Господне» - тема исторической и родовой памяти. Шмелёв считал, что мир будет незыблем до тех пор, пока люди помнят прошлое и строят настоящее по его законам. Это делает мир одухотворённым, «обожествлённым», а значит, осмысленным. Соблюдение древнего порядка помогает человеку быть нравственным. При таком понимании ежедневные дела превращаются в обряд, исполненный смысла. Через будничное проявление жизни детская душа постигает Бога: «Чувствуется мне в этом великая тайна - Бог» («Чистый понедельник»).

Повествование построено по законам благодарной памяти, которая не только сохраняет воспоминания об утраченном материальном мире, но и духовную составляющую жизни. В «Лете Господнем» тема религиозная, тема устремлённости души русского человека к Царствию Небесному связана с семейным укладом замоскворецкого двора «средней руки» купцов Шмелёвых, бытом Москвы восьмидесятых годов XIX века. Если в «Солнце мёртвых» речь шла о разрушении сотворённого Богом мира, то в «Лете Господнем» - о его возникновении и о вечном развитии. Мальчик Ваня и его наставник Горкин не просто проживают земную жизнь с её Благовещением, Пасхой, праздником иконы Иверской Божией Матери, Троицей, Преображением Господним, Рождеством Христовым, Святками, Крещением, Масленицей, но верят в Господа и бесконечность жизни. В этом, по Шмелёву, духовная сущность бытия.

Можно сказать, что мир «Лета Господня» - мир Горкина, Мартына и Кинги, бараночника Феди и богомольной Домны Пан-фёровны, старого кучера Антипушки и приказчика Василь Васи-лича - одновременно и существовал и не существовал никогда. Возвращаясь в воспоминаниях в прошлое, Шмелёв преображает увиденное. Да и сам герой, Шмелёв-ребёнок, появляется перед читателями со всем опытом пройденного Шмелёвым-писателем пути. Восприятие мира в этой книге - это восприятие и ребёнка, и взрослого, оценивающего происходящее сквозь призму времени. Писатель создаёт свой особенный мир, маленькую вселенную, от которой исходит свет высшей нравственности.

Кажется, в этом произведении показана вся Русь, хотя речь и идёт всего лишь о московском детстве мальчика Вани Шмелёва. Для Шмелёва-эмигранта это - «потерянный рай». Книга «Лето Господне» - это книга-воспоминание и книга-напоминание. Она служит глубинному познанию России, пробуждению любви к её старинному укладу. Нужно обернуться в прошлое, чтобы обнаружить истоки трагедии России и пути её преодоления, связанные, по мысли Шмелёва, только с христианством.

Роман начинается с Чистого понедельника - первого дня Великого поста, следующего за Прощёным воскресеньем. Центральный мотив книги - мотив отцовства как земного, так и небесного. Название «Лето Господне» восходит к Евангелию от Луки, где упоминается, что Иисус пришел «проповедовать лето Господне благоприятное». Лето здесь обозначает год жизни в Боге.

Жанр и композиция романа «Лето Господне».
В книге «Лето Господне» реализован принцип кольцевой композиции: она состоит из сорока одной главы-очерка. И.А. Ильин говорил, что «каждый очерк замкнут в себе - это как бы религиозно-бытовые стансы русского бытия, из коих каждый в своих пределах, подобно острову, устойчив и самостоятелен. И все связаны воедино неким непрерывным обстоянием - жизнью русской национальной религиозности...». Кольцевая композиция присуща как всему роману в целом, так и отдельным главам. В центре этой замкнутой вселенной - мальчик Ваня, от чьего имени ведётся повествование.

Композиция каждой главы (кроме третьей, «Скорби») отражает годовой цикл православных религиозных праздников и обрядов. Здесь даны описания и двунадесятых праздников - Благовещенья, Троицы, Преображения, Крещения, Рождества, Вербного Воскресенья, - и великих праздников, и праздников, связанных с почитанием икон и святых, и «праздника праздников» - Пасхи.

В двух первых частях «Лета Господня» рассказано о радостной жизни с верой в Бога, о близости Бога к жизни каждого человека. Третья часть - рассказ о смерти в вере, о переходе души в другой мир («Благословение детей», «Соборование», «Кончина», «Похороны» и др.). Однако мотив смерти не делает роман мрачным, так как душа бессмертна.

Книге Шмелёва давали самые разные жанровые определения: роман-сказка, роман-миф, роман-легенда, свободный эпос и т. д. Тем самым подчёркивалась сила преображения действительности в произведении, жанрового определения которого сам писатель не дал. Но несомненно, что «Лето Господне» - книга духовная, так как её внутренний сюжет - это становление души мальчика Вани под влиянием окружающей действительности.

Действие в романе движется по кругу, следуя за годовым циклом русского православия. Пространство организовано тоже по круговому принципу. Центром вселенной маленького Вани является его дом, который держится на отце - примере жизни «по совести». Это первый круг романа. Второй круг состоит из «двора», мира Калужской улицы, населённого простыми русскими людьми. Третий крут - Москва, которую Шмелёв очень любил и считал душой России. Москва в «Лете Господнем» - живое, одушевлённое существо. И главный, четвёртый круг - это Россия. Все эти круги помещены во внутреннее пространство памяти героя-повествователя.

Каждая глава может быть рассмотрена как отдельное произведение, связанное идейно и тематически с произведением в целом. Композиция главы повторяет композицию романа. В большинстве случаев повествование построено по единому принципу: сначала описаны события в доме или на дворе, затем Горкин объясняет Ване суть происходящего, после этого - рассказ о том, как встречают праздник дома, в храме и во всей Москве. Каждый описанный день - модель бытия.

Стиль И.С. Шмелёва.
Отличительной чертой стиля Шмелёва является материальность, «вещность», зримость изображённого, которая создаёт у читателя ощущение присутствия и участия в происходящем. В «Лете Господнем» всё погружено в быт. Каждое событие описано детально: на Масленице - щедрые блины, пасхальные столы поражают изобилием, Постный рынок гудит и торгуется. И.А. Бунин видел в «Лете Господнем» «патоку» «потонувшей в блинах и пирогах России». Но из быта вырастает художественная идея, которая близка к формам фольклора, сказания, как считает литературовед О.Н. Михайлов: «Так, скорбная и трогательная кончина отца в “Лете Господнем” предваряется рядом грозных предзнаменований: вещими словами Палагеи Ивановны, которая и себе предсказала смерть; многозначительными снами, привидевшимися Горкину и отцу; редкостным цветением “змеиного цвета”, предвещающего беду; “тёмным огнём в глазу” бешеной лошади Стальной, “кыргыза”, сбросившего на полном скаку отца. В совокупности все подробности... объединяются внутренним художественным миросозерцанием Шмелёва...»

Когда не стало того мира, в котором существовали все описанные Шмелёвым вещи, они перестали быть просто приметами быта, превратившись в бытие России. Обилие «вещных» подробностей объясняется тем, что «у Бога всего много». Лето Господне благодатно, и столы, ломящиеся от яств, символизируют благополучие утраченного навсегда мира. В гиперболичности, избыточности «вещного» мира отразился народный идеал счастливой жизни, где текут молочные реки в кисельных берегах.

Обычно в книгах о детстве на первом месте - мир игрушек. В книге «Лето Господне» - это мир слова. Мальчик включён во взрослую жизнь через Михаила Панкратыча Горкина, который ведёт его через все события, воспитывая, объясняя особенности каждого праздника, обычая. Эпически дан в романе поток образов, сквозные действующие лица: плотники, маляры, землекопы и т. д.

Великолепный русский язык, которым написано «Лето Господне», отмечали все, кто писал об этом романе. «И язык, язык... Без преувеличения, не было подобного языка до Шмелёва в русской литературе. В автобиографических книгах писатель расстилает огромные ковры, расшитые грубыми узорами сильно и смело расставленных слов, словец, словечек, словно вновь заговорил старый шмелёвский двор на Большой Калужской... Теперь на каждом слове - как бы позолота, теперь Шмелёв не запоминает, а реставрирует слова. Издалека, извне восстанавливает он их в новом, уже волшебном великолепии. Отблеск небывшего, почти сказочного (как на легендарном “царском золотом”, что подарен был плотнику Мартыну) ложится на слова», - пишет О.Н. Михайлов. Из слова писателя рождается «ткань русского быта»:

«Рождество...
Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и снежность. Самое слово это видится мне голубоватым. Даже в церковной песне -

Христос рождается - славите!
Христос с небес - срящите! -

слышится хруст морозный» («Святки. Птицы Божьи»),

Шмелёв страстно мечтал вернуться в Россию, хотя бы посмертно. Это произошло 30 мая 2000 года, когда прах Ивана Сергеевича и Ольги Александровны Шмелёвых по инициативе русской общественности и при содействии Правительства России был перенесён из Франции в некрополь Донского монастыря в Москве.

Шмелев писал о книге “Лето Господне”: “В ней я показываю лицо Святой Руси, которую я ношу в своем сердце… Россию, которая заглянула в мою детскую душу”.

Шмелев... писатель огромной духовной мощи, христианской чистоты и светлости души. Его "Лето Господне", "Богомолье", "Неупиваемая Чаша" и другие творения – это … само помеченное и высветленное Божьим духом.

В. Распутин

Этапом духовного пути Шмелева стала книга “Лето Господне” (часть 1 — 1927— 1931, часть 2 и 3 — 1934—1944). К ней вполне применимы евангельские слова “...если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Мф. 18,3). Чтобы как-то утишить боль от созерцания поруганной, разоренной России, избавиться от мучительных картин пережитого кровавого кошмара, Шмелев обращается к годам далекого детства. Он всматривается в себя самого, когда-то по-детски доверчиво принявшего истину, и запечатлевает мировосприятие верующего ребенка. ...

Две основы, заложенные в детстве, - любовь к Православию и любовь к русскому народу - собственно и сформировали на всю жизнь его мировоззрение.

Иван Сергеевич Шмелев родился 21 сентября (3 октября) 1873 года. Когда Шмелеву было семь лет, умер его отец - человек, игравший главную роль в жизни маленького Ивана.

В романе «Лето Господне» читателя поражает сходство ощущений, описываемых автором, с чувствами человека, начинающего церковную жизнь - тоже все впервые, все новое! Но не одни новоначальные христиане обращаются к этой книге. "Лето Господне" по сути является энциклопедией жизни православного человека - не только и не столько обрядов или быта, сколько веры и чувств. Русский философ И. Ильин недаром писал: "Лето Господне" - благоухает навек. Не забудется, пока Россия будет".

Слово “праздники” для писателя наполнено глубоким духовным смыслом и неразрывно связано с культурой родного народа. Праздничная культура в России создавала человеку запас жизненных сил, приобщала к национальным ценностям и способствовала духовному становлению человека. Праздничная культура — это в первую очередь результат педагогической системы народа, складывающейся на протяжении нескольких веков. Посредством праздников в форме традиций закрепляются и передаются из поколения в поколение высшие человеческие ценности.

«Лето Господне» знакомит читателя с чередой праздников, каждый из которых по- своему неповторим: Рождество, Святки, Крещение, Ефимоны, Масленица, Благовещение, Пасха, Покров день, Петров день, “Филипповки”, Троица, Яблочный Спас, Михайлов день. Но мы подробнее остановимся на главе «Пасха».

Глава начинается с описания природы, погоды, приготовлений к празднику :

Пост уже на исходе, идет весна. … а на Сорок мучеников прилетели и жаворонки. Каждое утро вижу я их в столовой: глядят из сухарницы востроносые головки с изюминками в глазках, а румяные крылышки заплетены на спинке. Жалко их есть, такони хороши, и я начинаю с хвостика. Отпекли на Крестопоклонной маковые «кресты», - и вот уж опять она, огромная лужа во дворе…

Судя по описанию, это традиция в семье Шмелевых. Для маленького Вани – это образ жизни: лужа, которая появляется посреди двора ежегодно: не помогают ни крики отца, ни объяснения Василь Василича:

- Сколько разов засыпал-с!.... И навозом заваливал, и щебнем сколько транбовал, а ей ничего не делается! Всосет - и еще пуще станет… Спокон веку она такая, теплая…

Ежегодная заготовка льда (как холодильник)

Кончили возку льда. Зеленые его глыбы лежали у сараев, сияли на солнце радугой, синели к ночи. Веяло от них морозом… скатили лед с грохотом в погреба, завалили чистым снежком из сада и прихлопнули накрепко творила…

Очистка мостовой ото льда. Общее для всех дело

Прошел квартальный, велел: мостовую в пасхе сколоть, под пыль! Тукают в лед кирками, долбят ломами – до камушка… Скоро Пасха! Принесли из амбара «паука», круглую щетку на шестике, - обметать потолки для Пасхи…В булочных – белые колпачки на окнах с буковками – «Х.В.»

Все необходимые работы стараются закончить до Пасхи – это хорошая примета. Подрядчик Шмелев сплавляет по реке лес, Василь Василич докладывает:

- Будьте п-койны-с, подчаливаем… к Пасхе под Симоновым будут… …Отец доволен: Пасха будет спокойная. В прошлом году заутреню на реке встречали… Трактовка Евангелия ребенком, непосредственные мысли, наивные вопросы: Прошла Верба. Вороха роз пасхальных, на иконы и куличи, лежат под бумагой в зале. Страстные дни. Я еще не говею, но болтаться грешно, и меня сажают читать Евангелие. «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду…». Я не могу понять: Авраам же мужского рода! Прочтешь страничку, с «морским жителем» поиграешь, с «Вербы» в окно засмотришься… На дворе самая веселая работа: сколачивают щиты и звезды, тешут планочки для – «Х.В.»

…. Светлый образ учителя Вани Горкина: он стар, уже не может много работать, но по- прежнему дорог Ване и его отцу (любовь и благодарность к человеку, забота о старости – истинные православные ценности):

…На приступке сарая сидит, на солнышке, сидит в полушубке Горкин, рукава у него съежены гармоньей. Называют его – «филенщик», за чистую работу. Он уже не работает, а так, при доме. Отец любит с ним поговорить и всегда при себе сажает… Старенькие у него руки, в жилках…

Но даже Горкин не может остаться в стороне: он тоже готовится к Пасхе:

…Горкин пасочницы как будто делает!…

Даже сейчас он старается обучить Ваню тому, что сам умеет:

Я смотрю, как он режет кривым резачком дощечку. - Домой помирать поеду, кто тебе резать будет? Пока жив, учись. Гляди, вот винограды сейчас пойдут…

Для Вани работа Горкина – настоящее волшебство: как будто наяву путь к Воскресению Иисуса Христа:

…Он ковыряет на дощечке, и появляется виноград! Потом вырезает «священный крест», иродово копье и лесенку на небо! Потом удивительную птичку, потом буковки – «Х.В.». Замираю от радости и смотрю…

Горкин, предчувствуя свой скорый уход, хочет не только оставить Ване что-нибудь на память, но и защитить его по-своему от бед и зла – отсюда и «пасочка заветная».

- Учись святому делу. Это голубок, Дух-Свят. Я тебе, погоди, заветную вырежу пасочку. Будешь Горкина поминать. И ложечку тебе вырежу… Станешь щи хлебать – глядишь, вспомнишь.

И грустные, но в то же время такие теплые мысли уже взрослого Ивана Шмелева:

Вот и вспомнил. И все-то они ушли…

Мысли мальчика о Христе, желание понять смысл и приобщиться к Божественной сущности миссии Иисуса и Его страданиям:

Я несу от Евангелий страстную свечку, смотрю на мерцающий огонек: он святой. Тихая ночь, но я очень боюсь: погаснет! Донесу – доживу до будущего года… Кажется мне, что на нашем дворе Христос. И в коровнике, и в конюшнях, и на погребице и везде. В черном крестике от моей свечки – пришел Христос. И все для Него… Необыкновенные эти дни – страстные. Христовы дни. Мне теперь ничего не страшно: прохожу темными сенями - и ничего, потому что везде Христос.

В процесс вторгается реальная жизнь – от нее никуда не деться. И Ваня в силу своего детского наивного восприятия связывает в сознании настоящее и далекое прошлое в единую картину вечной жизни, где все живое существует в мире и согласии благодаря Его жертве:

Старая кухарка рада, что я донес. Она вымывает руки, берет святой огонек, зажигает свою лампаду, и мы идем выжигать кресты. Выжигаем над дверью кухни, потом на погребице, в коровнике… - Он теперь никак при хресте не может. Спаси, Христос… - крестясь, говорит она и крестит корову свечкой. – Христос с тобой, матушка, не бойся… лежи себе. Корова смотрит задумчиво и жует. Ходит и Горкин с нами. Берет у кухарки свечку и выжигает крестики над изголовьем в своей каморке. Много там крестиков, с прежних еще годов.

Писатель подчеркивает высокую духовность учителя Вани, создавая постепенно на страницах романа образ праведника Горкина. Для маленького Вани важно в это время все: и выпечка пасхи и куличей, и подготовка «люминаций», и шествие к Плащанице: в его сознании смешиваются Святой жертвенный путь Спасителя в вечность, и окружающая его грустная, но в то же время торжественная храмовая атмосфера и такие простые обыденные детали, как цветные фонарики и запахи выпечки и т.д.:

Ударяют печально, к Плащанице. Путается во мне грусть и радость: Спаситель сейчас умрет… и веселые стаканчики, и миндаль в кармашке, и яйца красить… и запахи ванили и ветчины, которую нынче запекли, и грустная молитва, которую напевает Горкин: «Иуда нечестии-и-вый… си-рибром помрачи-и-ися»… … В церкви выносят Плащаницу. Мне грустно: Спаситель умер…

Но в детском сознании грусть долго не задерживается: Ваня знает, что смерть - это не страшно, он прочитал об этом в Евангелии:

Но уже бьется радость: воскреснет, завтра! Золотой гроб, святой. Смерть — это только так: все воскреснут. Я сегодня читал в Евангелии, что гробы отверзлись и многие телеса усопших святых воскресли. И мне хочется стать святым, — навертываются даже слезы. Горкин ведет прикладываться. Плащаница увита розами. Под кисеей, с золотыми херувимами, лежит Спаситель, зеленовато-бледный, с пронзенными руками. Пахнет священно розами.

Размышления Вани о страданиях и мучениях Иисуса подчеркивают его сострадание, сопереживание: ребенок искренен в своих чувствах, сопричастен священному подвигу Христа. Постепенно от Иисуса его мысли переходят к людям, дорогим и близким ему: умрут когда-то все, в том числе и он сам:

Ночь. Смотрю на образ, и все во мне связывается с Христом: иллюминация, свечки, вертящиеся яички, молитвы, Ганька, старичок Горкин, который, пожалуй, умрет скоро... Но он воскреснет! И я когда-то умру, и все.

Но, как и любой ребенок, он быстро переходит к более приятным мыслям:

И потом встретимся все... и Васька, который умер зимой от скарлатины, и сапожник Зола, певший с мальчишками про волхвов, — все мы встретимся там. И Горкин будет вырезывать винограды на пасочках, но какой-то другой, светлый, как беленькие пуши, которые я видел в поминаньи.

Иисус становится частью сегодняшней жизни Вани, кем-то очень дорогим и родным не только ему, но и всем жителям Замоскворечья. Он всегда рядом, везде и во всем.

Стоит Плащаница в Церкви, одна, горят лампады. Он теперь сошел в ад и всех выводит из огненной геенны. И это для Него Ганька полез на крест, и отец в Кремле лазит на колокольню, и Василь-Василич, и все наши ребята, — все для Него это! Барки брошены на реке, на якорях, там только по сторожу осталось. И плоты вчера подошли. Скучно им на темной реке, одним. Но и с ними Христос, везде... Кружатся в окне у Егорова яички. Я вижу жирного червячка с черной головкой с бусинками-глазами, сязычком из алого суконца... дрожит в яичке. Большое сахарное яйцо я вижу — и в нем Христос.

Тишина в доме перед самым торжественным событием: все и все заняты подготовкой к нему: Великая Суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутреней… В зале обои розовые — от солнца, оно заходит. В комнатах — пунцовые лампадки, пасхальные: в Рождество были голубые?.. Постлали пасхальный ковер в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале и в коридорах — новые красные «дорожки». В столовой на окошках — крашеные яйца в корзинах, пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом. В передней — зеленые четверти с вином: подносить. На пуховых подушках, в столовой на диване, — чтобы не провалились! — лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, — остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым. Тихо на улице. Со двора поехала мохнатая телега, — повезли в церковь можжевельник. Совсем темно.

Отец всегда был примером для мальчика во всем, трудно описать словами то, что Ваня испытывал к нему. Но рядом с ним ребенку всегда было легко и спокойно: он мог доверить отцу самое дорогое и сокровенное. С какой любовью Иван Сергеевич Шмелев вспоминает каждый его жест, каждое сказанное им слово. Все воспоминания наполнены теплотой и светлой грустью:

Отец надевает летний пиджак и начинает оправлять лампадки. Это он всегда сам: другие не так умеют. Он ходит с ними по комнатам и напевает вполголоса: «Воскресение Твое Христе Спасе... Ангели поют на небеси...» И я хожу с ним. На Душе у меня радостное и тихое, и хочется отчего-то плакать. Смотрю на него, как становится он на стул, к иконе, и почему-то приходит в мысли: неужели и он умрет!.. Он ставит рядком лампадки на жестяном подносе и зажигает, напевая священное. Их очень много, и все, кроме одной, пунцовые. Малиновые огоньки спят — не шелохнутся. И только одна, из детской, — розовая, с белыми глазками, — ситцевая будто. Ну, до чего красиво! Смотрю на сонные огоньки и думаю: а это святая иллюминация, Боженькина. Я прижимаюсь к отцу, к ноге. Он теребит меня за щеку. От его пальцев пахнет душистым, афонским, маслом.

— А шел бы ты, братец, спать?

От сдерживаемой ли радости, от усталости этих дней или от подобравшейся с чего-то грусти, — я начинаю плакать, прижимаюсь к нему, что-то хочу сказать, не знаю... Он подымает меня к самому потолку, где сидит в клетке скворушка, смеется зубами из-под усов.

Образ отца неотделим от образа Иисуса и всего святого и светлого, с Ним связанного.

О, незабвенный вечер, гаснущий свет за окнами... И теперь еще слышу медленные шаги, с лампадкой, поющий в разду-мьи голос — Ангели поют на не-бе-си-и... Таинственный свет, святой. В зале лампадка только. На большом подносе — на нем я могу улечься — темнеют куличи, белеют пасхи.

  • Какие ценности для маленького героя становятся значимыми?
(маленький герой живёт в мире, где ценят каждый день, каждый миг, дорожат каждым человеком, где даже вещь одухотворена, где всё пронизано неподдельной любовью, нежностью, лаской, согрето теплом, где радостно и покойно).
  • В “Лете Господнем” Шмелев чрезвычайно полно и глубоко воссоздает церковно-религиозный пласт народного бытия. Он рисует жизнь людей, неразрывно связанную с жизнью церковной и богослужением.

(Смысл и красота православных праздников, обрядов, треб, обычаев, остающихся неизменными из века в век, раскрыт настолько точно, что книга и в эмиграции, и дойдя до современного русского читателя, стала для многих верующих настольной книгой, своеобразной энциклопедией. Кроме того, именно здесь, пожалуй, впервые в творчестве Шмелева раскрываются психологические переживания, эмоции, молитвенные состояния — душевно-духовная жизнь православного христианина).

В восприятии ребенка весь окружающий мир предстает просветленным, обожженным, где “ничего не страшно” и “всем хорошо”. В духовной реальности, воссозданной Шмелевым, нет ужасов и зло6ы “мира сего”, нет бесовских напастей и тяжких падений. Герою, по-детски “сокрушающемуся” о грехах, неведома жестокая “духовная брань”, преодоление страшных соблазнов, наполняющих окружающий мир. Главное, что открывает Шмелев в душе ребенка,— чувство присутствия Бога, доверчивую любовь к Нему и надежду на Него во всем. “Лето Господне” - повествование о вхождении в душу человека истин Православия.
  • Что значат для Вани страдания Иисуса?
“Горкин наставлял меня: Православная наша вера, русская – она, милок, самая хорошая, веселая! И слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость. И это сущая правда”. У ребенка живет в душе ощущение и сознавание личного общения с Богом, с миром святости, он воспринимает все события церковной жизни как реальное взаимодействие человека и тех, кто приходит на землю из ТОЙ жизни. Шмелев показывает, как впервые в душу человека проникает сознание страшной тайны – бытия Божия. “Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается Сын Божий! А Бог-то как же… как Он допустил?… Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог”.
  • Какие цвета использует Шмелев в описании праздника и с какой целью?
Доминирующими являются такие цвета, как золотой, розовый, светлый, белый: “золотая Москва”, “звон золотой”, “золотое слово”, “золотые паутинки канители”, “золотые куличики”, “золотистые хоругви”, “ослепительно-золотые луга”, “лампадка розовая”, “розовые яблоньки”, “розовое детство”, “светлый день”, “круглые светлые слезинки”, “светлая песнь”, “светлый чистый напев”, “яблони белые от цвета”... Цвета выражают отношение героя-повествователя к окружающему миру, к другим людям. Для мальчика всё, что он видит, пронизано и согрето ласковым солнцем, а потомувоспринимается в золотом свете. Розовый свет — это отблеск солнечного, золотого цвета. Белый цвет символизирует в «Лете Господнем» чистоту души ребёнка, его безгрешность, добрые помыслы и поступки. Только очень добрый, всех любящий и всеми любимый человек способен видеть мир в таких трогательно-торжественных красках. Каждый эпитет у этого автора наполнен духовным смыслом. Выводы: Все произведение И.С. Шмелева пронизано идеалами любви, добра, жизнерадостности и всеединства. Любовь, добро и милосердие — это те три кита, на которых должна быть устроена человеческая жизнь, это вечное, бессмертное начало, которое придаёт бренной мирской жизни особый смысл, делает человека Человеком. Служение другим людям, вершина нравственного восхождения, преодоление сознания личностного превосходства над другими людьми, по мнению И.С. Шмелёва, — высшее проявление нравственности.

8. Шмелев И.С. Чудо будет наградой вам // Слово – 1991 г.

9. Войтоловская Э. Л. и Румянцева Э. М. Практические занятия по русской литературе XIX века. Пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература». М., «Просвещение», 1975 г.

10. Я. А. Роткович, "Вопросы преподавания литературы". Историко-методические очерки. Изд-во "Учпедгиз", М., 1959 г

В основе композиционной модели романа Шмелева - круг. Принцип круговой композиции реализуется как на макроуровне (весь роман), так и на микроуровне (отдельная глава), а также организует пространственно-временные отношения (хронотоп), систему образов и персонажей произведения. В центре этой замкнутой, "круглой Вселенной" - мальчик Ваня.

Время романа. Повествование строится в соответствии с православным церковным календарем. Кольцевая композиция романа отражает годовой цикл календарных праздников и обрядов: действие не движется вперед, а как бы вращается по кругу, вслед за движением солнца.

Часть первая - "Праздники" - открывается первым днем Великого поста ("Чистый понедельник"). Мальчик с удивлением слышит, что в такой "особенный, строгий" день отец ругает приказчика - Василь Василича Косого. И лишь в последней главе первой части - "Масленица", хронологически предшествующей эпизоду в кабинете отца, мы в подробностях узнаем о "провинности" Василь Василича. "Нельзя сердиться - Прощеный день. <...> Вот она, тишина поста. Печальные дни его наступают в молчанье, ночью, под унылое бульканье капели". Тишина поста, сменившая разгульное веселье масленицы, звон капели и слова покаянной великопостной молитвы святого Ефрема Сирина: "Господи Владыко живота моего..." - этим начинается, этим же и заканчивается первая часть романа.

"Вот пишу "Лето Господне благоприятно". Праздники и как они в быту отражались, и ритм их - и во всем глубокий смысл: духовный, божественный, и космический, и душевность народная", - так сам Шмелев определил идею произведения. Роман состоит из трех частей:

"Праздники", "Праздники-радости", "Скорби". Части вторая и третья в сравнении с первой носят более личный характер. Если "Праздники" и "Праздники - радости" повествуют о жизни в вере, то "Скорби" - о смерти в вере, о том, как достодолжно подготовиться к смерти и принять истинно христианскую кончину.

Автобиографическому циклу Шмелева давали самые разнообразные жанровые определения. "Лето Господне" называли романом-сказкой, романом-мифом, романом-легендой, даже романом-грезой, подчеркивая тем самым силу творческого преображения действительности в произведении. Но "Лето Господне" - это еще и роман воспитания, так как его внутренний сюжет - это путешествие детской души, ее становление под влиянием повседневного общения с миром взрослых.

Фигура мальчика Вани - организующий центр всего романа, вокруг него строится, вращается тот мир, неотъемлемой частью которого является и он сам. Если время романа, как уже отмечалось, цикличное, замкнутое (действие движется по кругу), то модель пространства строится по принципу расширяющихся концентрических кругов. Эти круги включены друг в друга и неразрывно связаны между собой. Первый круг - самый маленький, являющийся для Вани центром его детской Вселенной, - это дом. Дом держится на отце. Отец - олицетворение живого, деятельного начала, пример жизни "по совести". Второй круг - двор, Калужская улица. Фигуры приказчика Василь Василича Косого, няньки Домнушки, балагура Дениса, красавицы Маши выписаны Шмелевым мастерски и с любовью. Каждый из героев при всей своей "типичности" и "обобщенности" незабываем и неповторим. Третий круг - Москва, "колодец русскости" (И. А. Ильин), душа России, с ее тенистыми садами, Москвой-рекой, бесчисленными храмами, древним Кремлем. Москва у Шмелева предстает живым, одушевленным существом: она торгует, строится, гуляет, печалится, радуется и молится. Четвертый круг, объемлющий собой все другие, - это Россия. "Я слышу всякие имена, всякие города России. Кружится подо мной народ, кружится голова от гула. А внизу тихая белая река, крохотные лошадки, санки, ледок зеленый, черные мужики, как куколки. А за рекой, над темными садами, - солнечный туманец тонкий, в нем колокольни-тени, с крестами в искрах, - милое мое Замоскворечье" ("Постный рынок"). Все эти расширяющиеся круги внешнего пространства вмещает внутреннее пространство памяти автора-повествователя.

Как уже говорилось, модель круга, организующая время и пространство "Лета Господня", реализована и на уровне отдельных глав. Каждая глава может рассматриваться как самостоятельное произведение, одновременно связанное идейно и тематически с романом в целом. Композиция главы как бы в миниатюре повторяет композицию романа. Чаще всего повествование строится так: описываются события в доме или на дворе, затем Горкин объясняет Ване суть происходящего, после чего следует рассказ о том, как встречают праздник дома, в храме и во всей Москве. Каждый описанный день являет собой целостную, самодостаточную модель бытия. Замкнутое пространство дома вбирает в себя бесконечность, один прожитый час - вечность, микромир - макромир. В романе это выражено емкой формулой, начертанной на священном "золотом листе", который подарен Горкину: "Счастлив тот дом, где пребывает мир... где брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей! Там благодать Господня..."

Фигура Михаилы Панкратыча Горкина, второго главного героя романа, наставника Вани (Горкина почитают все в доме, на дворе и даже в Москве), связывает, соединяет все композиционные круги. "Горкин! Человек старинный, заповедный", помнящий еще прабабушку Устинью (она "сорок лет не вкушала мяса и день и ночь молилась с кожаным ремешком по священной книге") - хранитель благочестия и родовой памяти. "Но какие же у него грехи? Он ведь совсем святой - старенький и сухой, как и все святые. И еще плотник..." - думает Ваня, глядя на молящегося Горкина. Именно Ване, чья душа еще младенчески чиста и по-детски отзывчива, передает Горкин духовный опыт поколений: ему предстоит стать хранителем тех заветов и устоев, на которых искони держалась русская жизнь, когда "милый Горкин" уйдет туда, в ту жизнь, "где уже не мы, а души".

Горкин не боится говорить с ребенком о смерти. "Память смертная", не позволяющая человеку в суете дней забывать о душе ("Делов-то пуды, а она-то - туды", - повторяет отец поговорку Горкина), - одна из главных христианских добродетелей. Старенькому Горкину выпадает на долю проводить в последний путь отца Вани. Но о смерти его самого в романе

Шмелева не сказано. Горкин умереть "не может", как не может умереть дорогое сердцу Замоскворечье, как не может исчезнуть бесследно русский дух и сама Россия.

Циклическая, круговая композиция романа отражает глубинный смысл произведения. Идея прогресса, с ее устремленностью в будущее (а оно оказывается не таким светлым, как ожидают), пренебрежением ко дню сегодняшнему, обесценивает жизнь, выхолащивает ее. В своей книге Шмелев рассказывает о радостях и скорбях человеческого существования. "По-мни... по-мни-и..." - слышится Ване в звуке погребального колокола. Помни о конечности, бренности земного пути, помни о своей бессмертной душе, не дай ей погрязнуть в суете повседневных дел и забот, радуйся Божьему подарку - жизни. "У Бога - всегда праздник. У Бога, что день, то и праздник" - гласит народная мудрость. Праздник - день святой: "в день свят суеты спят". Праздник архаичен по своей сути, в нем - память поколений (недаром всякие революционные преобразования начинаются прежде всего с отмены старых праздников и объявления новых). В праздник суета буден затихает, время замедляется, давая возможность и человеку остановиться, задуматься - прикоснуться к Вечности. Праздник был до нас, есть при нас, будет и после. Жизнь, которую показывает нам Шмелев, устроена "по-божьи", она едина и неизменна в своей основе: "Так все налажено, только разумей и радуйся". Может ли возникнуть желание переделать такой миропорядок?

Домашнее задание к уроку:

I блок - теория литературы

1. Что такое – роман-воспитание?
2. Сказ, особенность сказа у И. Шмелева.

II блок - творческое задание

1. Обед “для разных”.
2. “Убогие” блины.
3. “Снять счастье”?

(подготовить сообщение - анализ, суть, нравственный аспект)

Тема урока: записывается на доске после того, как ученики сами её сформулируют (после слов учителя).

Цель урока: разобраться в философском смысле произведения, выяснить – о чем же “Лето Господне”, через что надо пройти, чтобы обрести счастье.

  • Обучающая: самостоятельно выявить проблематику романа, работа по осмыслению философских и эстетических проблем произведения.
  • Развивающая: развитие сенсорной сферы учащихся, мыслительной деятельности.
  • Воспитывающая: актуализировать личный жизненный опыт учащихся, помочь увидеть нравственный аспект в воспитании русской культурой, традициями.

Тип урока: комбинированный урок с использованием коммуникативно- деятельностного подхода (урок-исследование).

Методы:

  • эвристический (частично поисковый) – этот метод активизирует мыслительную деятельность школьника;
  • исследовательский – самостоятельное открытие учеником произведения;
  • специфический (метод творческого чтения и творческого задания)- позволяет осуществить сотворчество, направлен на углубление восприятия, активизацию эмоциональной сферы.

Приемы: работа с текстом, постановка проблемных вопросов для обсуждения, анализ эпизодов, аналитическая беседа, комментированное чтение, прослушивание выразительного чтения наизусть, использование предметных связей с музыкой.

Оборудование: аудиозапись колокольного звона, портрет И. Шмелева, репродукции к произведению (Москва начала века, христианские праздники, иконы).

Запись на доске:

1. Жанровое своеобразие произведения.

2. Основная идея.

3. Пространственно-временная особенность.

4. Христианские праздники (их суть, нравственный аспект).

Запись на центральной части доски:

“Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам. (А. Пушкин)

Проблемный вопрос:

1. О чем “Лето Господне”? (суть произведения).

1. 1. Через что надо пройти, чтобы обрести счастье?

счастье

В конце урока схема будет выглядеть так:

Ход урока

I. Прослушивание аудиозаписи (перед уроком на перемене) для эмоционального настроя учащихся.

II. Слово учителя. Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с произведением И. Шмелева “Лето Господне”. На предыдущих занятиях мы уже рассматривали образ красоты, картины жизни и быта Москвы, а вот о чем еще не говорили, на ваш взгляд? Посмотрите на те вопросы, которые нам надо разобрать, а также материал д/задания, подумайте и скажите.

(нравственная проблематика заявлена у Шмелева сразу – эпиграф А. Пушкина)

Объявляется тема урока (записывается на доске) и цель.

III. Аналитическая беседа (по вопросам учителя).

Итак, 1-ый вопрос (это было дом/заданием), определить жанровое своеобразие произведения. Что же такое, по Бахтину, роман-воспитание? (роман, в центре которого процесс формирования личности /автобиографизм)

У Шмелева роман-воспитание написан в форме сказа. Что такое сказ, и в чем особенность сказа у Шмелева? (повествование ведется одновременно “голосом ребенка” и “голосом взрослого человека”) – примеры из текста:

Гл. “Чистый понедельник”.

Гл. “Постный рынок”.

Гл. “Пасха” и др.

По жанру это роман-воспитание, а жанровое своеобразие любого произведения связано с его основной идеей. Какова же основная идея романа? (показать, как формируется личность, под влиянием каких людей, какой среды)

Определив идею романа, мы подошли с вами к нравственному началу в воспитании. Какова же эта среда? Что/кто воспитывает мальчика?

(Роль воспитателя выполняет отец; образ отца принимает не только конкретное, но и религиозное значение. Мальчика воспитывает образ отца, его опыт. Герой формируется в русской идеальной среде – Москва (Замоскворечье), она активно воспитывает Ванечку и в быту и в бытие. Он вбирает в себя обычаи, черты русского характера – отца, Горкина, Василь Васильича.) – примеры из текста.

IV. Анализ эпизодов, отрывков из текста. Аналитическая беседа.

Анализ отрывка “Москва-река” из главы “Петровками”.

Анализ отрывка “Лужа” из главы “Мартовская капель”.

Анализ отрывка “Кривая” из главы “Постный рынок”.

Проанализировав данные эпизоды, можно сказать, что помимо того,кто воспитывает ребенка, еще очень важная сторона воспитания – воспитание культурой, традициями. А сейчас давайте рассмотрим суть и нравственный аспект некоторых христианских праздников.

Анализ праздника “Радуница” - суть, нравственный аспект.

V. Выразительное чтение наизусть отрывка из главы “Рождество”.

Анализ праздника “Рождество” - суть, нравственный аспект.

VI. Аналитическая беседа (по вопросам учителя). Анализ текста:

У Шмелева особое пространство – “Лето Господне”. Что это? Даже своим названием автор хотел сказать нам что-то очень важное.

Давайте разберем пространственно-временную особенность романа.

(Год Господен цикличен: от Пасхи до Пасхи, а следовательно, бесконечен. Православный календарь близок к природе, имеет круговую композицию, и композиция романа совпадает с православной символикой.)

3-х частная:

  • праздники
  • радости
  • скорби

Праздник; почему роман начинается с праздника?(у ребенка вся жизнь праздник, в детстве идет знакомство с миром, ребенок всему радуется, это самые светлые и теплые воспоминания)

В детстве формируется душа человека, и именно православная культура является важной стороной воспитания. Это то, на чем держится нация.

А вот на чем держится нация, как воспитывает православная культура? Это мы узнаем из вашего дом/задания.

VII. Анализ эпизода.

  1. Обед “для разных”. (гл. “Обед для разных”)
  2. “Убогие” блины. (гл. “Масленица”)

Что объединяет эти два эпизода?(милосердие, сострадание,чуткое отношение к человеку, забота о ближнем)

Давайте с вами подумаем, постараемся выяснить суть православной культуры, христианских праздников, т. е. ответить на проблемный вопрос:

О чем же “Лето Господне”, через что надо пройти, как надо жить, чтобы обрести счастье?

Давайте попробуем окунуться в суть произведения, а для этого разберем два эпизода:

  • “стояние”
  • “покаяние”

Что объединяет 2 эпизода? (молитва – и там и там; молитва - это разговор с Богом, это покаяние, осознание своих грехов)

(ребенок до конца не понимает, что через молитву человек кается в своих грехах, очищается; ребенок ведет себя естественно, а значит – честно; т. е. счастье дается нам за труды наши, за то, как мы живем)

На Руси есть святой праздник с красивым, поэтическим обычаем – “снять счастье”. Действительно ли счастье “снимает” не каждый, его надо заслужить.

Что же такое – “снять счастье”? Анализом этого эпизода мы подведем итог всему сказанному.

Заключительное слово учителя.

Действительно, счастливый человек – это тот, кто умеет, поборов в себе гордыню, осознать свой грех, свою неправоту. И если в начале XX в. еще стоял вопрос: что есть Бог, то сейчас, в наше неспокойное время актуален вопрос: что есть человек?

И И. Шмелев ответил на него своим произведением – счастье достигается праведным образом жизни, т. е. человек в любой ситуации должен оставаться человеком с большой буквы, нести в себе высокое нравственное начало, быть милосердным, не озлобиться, не нести в себе обиду, научиться прощать чужие грехи. Это и есть счастье.

Выбор редакции
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...

Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...

Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...

Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...
Лидирующее место среди горячих закусок по праву занимают фаршированные грибы. Они оригинально сочетаются как с алкогольными напитками,...
Ну что товарищи танкисты дождались, действующий бонус-код который можно вводить как тем, кто давно не играл или нагибает каждый день. При...
Попробуем вместе разучить некоторые основные движения польки, которые используются во многих бальных и народных танцах. Этот танец часто...
Елена Логвинова Паспорт логопедического кабинета ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ КАБИНЕТОМ Влажная уборка кабинета производится 5...