Как поэт изображает царевну лебедь в сказке. Сочинение сказочный образ царевны-лебедь пушкина


Тема: Образ Царевны Лебеди в произведениях А.С. Пушкина и М.А. Врубеля.

Цели:

Образовательные :

    • формировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал;

Развивающие :

    • развивать устную речь учащихся на основе образного ассоциативного мышления;

      создавать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;

      дать новые сведения искусствоведческого характера, повышать общую культуру школьников;

Воспитательные :

    • воспитывать самостоятельность и творческую активность;

      воспитывать чувство красоты, интерес к живописи, музыке.

УУД: сравнивать и проводить аналогии между произведениями литературного жанра и искусства; стремиться к углублению своих знаний, расширению кругозора; планировать собственную читательскую деятельность; точно передавать информацию; уметь описывать картину, используя при этом приёмы сравнения.

Оборудование урока: проектор, компьютер, , произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», раздаточный материал для самостоятельной работы.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок. Начинается урок литературного чтения. К нам на урок пришёл гость. Обернитесь и поприветствуйте её.

Садитесь.

II . Актуализация знаний.

- На протяжении нескольких уроков над каким произведением мы работали? (Сказка…)

К какому жанру относится это произведение? (к сказке)

Что такое сказка? (Сказка – один из жанров фольклора, в котором есть сказочные герои, предметы и происходят волшебные события. (слайд 1)

Добро и зло борются между собой в каждой сказке. Это является идеей любой сказки. (слайд 2) Поэтому в сказках есть и положительные, и отрицательные герои. Приведите примеры положительных героев (Гвидон, мать, Лебедь)

Назовите отрицательных героев (сёстры, коршун)

В сказках происходят чудеса. Какие чудеса описаны Пушкиным в этой сказке? Чтобы ответить на вопрос, поработаем в парах. Я вам даю минуту на обсуждение. Кто будет готов, поднимаем руки.

(Царевич Гвидон в бочке растёт «не по дням, а по часам», за один день превращается из ребёнка в юношу; за одну ночь на пустынном острове появляется большой и красивый город; на острове живёт чудо – белка, которая грызёт золотые орехи и вынимает из них изумруды; остров тридцать три богатыря, которые живут в море; Гвидон встречает чудесную – лебедя, которая говорит человеческим голосом и выполняет все его просьбы: превращает его то в муху, то в шмеля, то в комара; Гвидон убивает коршуна, который оказался злым колдуном и превратил прекрасную девушку в лебедя).

Проверим правильность ответов на слайде (слайд 3)

III . Постановка темы и цели урока

Правильно, ребята. Вы всё верно сказали, а теперь попробуем сформулировать тему урока. Сейчас я вам зачитаю отрывок из произведения А.С.Пушкина, а вы определите о ком идёт речь.

Вот идёт молва правдива:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Молвить можно справедливо

Это диво, так уж диво.

О ком идёт речь? (О Лебеди)

Правильно, сегодня на уроке литературного чтения мы будем разбирать образ Царевны Лебеди.

Тема урока « Образ Царевны Лебеди в произведениях А.С. Пушкина и М.А. Врубеля» (слайд 4)

Цель урока : сравнить образы Царевны Лебеди в произведении А.С. Пушкина и на картине М.А. Врубеля, дать характеристику.

Как вы представляете образ Царевны Лебеди. Опишите его.

А теперь найдём подтверждение в тексте. Откройте стр. 120-121. Найдите описание образа в произведении.

Каким героем является Лебедь? (положительным)

Какой поступок она совершила? (помогла Гвидону).

Так что же олицетворяет образ царевны Лебеди? (доброту, красоту, нежность)

IV . Работа по картине

Мы сейчас словами описали образ царевны Лебеди. А многие художники красками иллюстрировали сказки Пушкина. Одна из самых известных картин – это картина Михаила Александровича Врубеля «Царевна Лебедь».

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье военного юриста. Он учился в Санкт-Петербургской Рисовальной , начал как художник в конце XIX начале XX века. Он был очень разносторонним живописцем: писал , иконы, создавал иллюстрации к произведениям Пушкина, Лермонтова, Толстого. (слайд 5)

Откройте с. 134, рассмотрите картину.

Какой сказочный герой изображён на картине? «Царевна Лебедь» (слайд 6).

Рассмотрите внимательно лицо героини (глаза, брови, губы, общее выражение лица)

Теперь посмотрите на слайд, выберите соответствующие фразы для описания героини (слайд 7)

Самопроверка по слайду (слайд 8)

(Бледное грустное лицо, большие печальные синие глаза , их можно сравнить с или с цветом вечернего неба , длинные чёрные ресницы, густые брови. Глаза светятся добротой и нежностью.

А какая у неё коса? (Чёрная длинная коса опускается ниже пояса)

- Рассмотрите и царевны . (На голове у неё головной убор, который назывался кокошником)

Опишите его (На голове царевны серебряный кокошник с синими и зелёными драгоценными камнями. Они переливаются и светятся. На лоб спускается сетка из жемчуга. На кокошник наброшена прозрачная фата. На царевне воздушное, белое с розовыми и сиреневыми переливами платье. Платье уже начало превращаться в крылья лебедя).

- Какие краски использовал художник для передачи сказочного образа царевны?

(Для изображения сказочной царевны художник выбрал нежные, светлые краски (белую, голубую, розовую, сиреневую), потому что сама царевна добрая и нежная.

Образ Царевны Лебеди создан редкостными по красоте, истинно сказочными красками… Сказочность картины заключена в лебедином оперении царевны. Она изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку.

Как вы думаете, что олицетворяет образ Царевны Лебеди в картине? (добро)

V . Итог

Правильно. Образ Лебедя относится к положительным героям и олицетворяет добро. И Пушкин, и Врубель изобразили Лебедя доброй и нежной.

На примере этой сказки мы ещё раз убедились, что добро побеждает зло.

Ребята, а в наше время существует добро? Приведите примеры.

Мы с вами тоже можем делать добрые дела, совершать добрые поступки, делая мир добрее. А учимся мы добру через сказки, в том числе и через сказки А.С. Пушкина. Учимся добру через любовь к музыке, к живописи, ко всему прекрасному.

VI . Самостоятельная работа

Чтобы проверить наши знания по сказке А.С. Пушкина, проведём блиц-опрос. Отвечая на вопросы, вы должны поставить знаки «+» или «-»

Знак

Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон.

Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна

Над лебедью носился в море орёл

Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем

Остров, на котором жил Гвидон назывался Баян

Гвидон сам построил город на острове

О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи

Гвидон трижды летал к Салтану

Лебедь стала женой князя Гвидона

Взаимопроверка

Обменяйтесь тетрадями. Проверьте работы по образцу. Оцените друг друга. (слайд 9)

Урок закончен. Спасибо!

Живопись русских художников
Картина Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь». Холст, масло.

Силу богатырского эпоса Врубель чувствовал, но, вероятно, ему ближе были образы более хрупкие и лирические, «тающие и ускользающие», подобные тем, что создавала на сцене его жена. Большая вереница сказочных произведений венчается двумя знаменитыми картинами, которые непременно вспоминаются каждому, кто хоть сколько-нибудь знает живопись Врубеля: «Пан», написанная в 1899-м, и, наконец, в завершение – «Царевна-Лебедь» в 1900 году.
О достоинствах «Царевны-Лебедь» высказываются разные суждения – не все согласны считать ее шедевром. В ней нет той безмятежности, которая так трогательна в «Морской Царевне» – в сказочный мир вдруг вкрадывается тревога, вещие предчувствия. А. П. Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий?»

Да, врубелевская Царевна-Лебедь скорее ведет свое происхождение от Девы-Обиды «Слова о полку Игореве», чем от героини пушкинской «Сказки о царе Салтане» или оперы Римского-Корсакова на этот сюжет. У Пушкина и Римского-Корсакова она дневная, светлая. Царевич Гвидон спас ее от злого коршуна, она становится женой Гвидона и все устраивает к общему счастью. На картине Врубеля загадочная птица с ликом девы едва ли станет женой человека, и благополучия не обещает ее томный прощальный взор, ее жест руки, предостерегающий, призывающий к молчанию. Настроение картины тревожное: сгущаются синие сумерки, видна багряная полоса заката и какие-то недобрые красные огни вдалеке – не такие, как в ясном городе Леденец. Царевна не приближается – она уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный знак предостережения.

Необыкновенно красиво ее лицо – действительно, «красота неописанная» сказочных царевен, и ее волшебно-мерцающее оперение, дымчатое, отливающее розовым, и воздушная фата, и жемчуга кокошника, и блистающие драгоценные перстни. Все даже «слишком красиво» – может быть, потому эта картина и не всем теперь нравится. Ее упрекают в театральности. Но, думается, она не более и не менее театральна, чем другие фантастические картины Врубеля: в его «волшебном театре» «Царевна-Лебедь», пожалуй, представляет кульминацию, увенчание и конец сказочной темы. Никаких прямых связей со сценической трактовкой «Царя Салтана» в картине нет, и сама царевна даже не похожа на Н. И. Забелу – совсем другое лицо, в отличие от «Морской Царевны», где портретное сходство несомненно. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с его сестрой, Е. А. Праховой. Вероятнее всего, Врубель придумал лик Царевны, в котором отдаленно отразились и слились черты и его жены, и дочери когда-то любимой им женщины, а может быть, и еще чьи-то.

Картину «Царевна-Лебедь» особенно любил Александр Блок. Фотография с нее всегда висела у него в кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю». Каких-либо прямых «иллюстративных» перепевов врубелевских образов в нем нет – поэтические представления возникают ассоциативно, внушаются, будятся картиной, ее переливами и вспышками красок, ее атмосферой неясных пророчеств, прощания с былым, предчувствия нового...

Дали слепы, дни безгневны,
Сомкнуты уста.
В непробудном сне царевны,
Синева пуста.
Были дни – над теремами
Пламенел закат.
Нежно белыми словами
Кликал брата брат...

Видится волшебный всадник:
Белый конь, как цвет вишневый...
Блещут стремена...
На кафтан его парчовый
Пролилась весна.
Пролилась – он сгинет в тучах,
Вспыхнет за холмом...

Предчувствуются смятения:
Будут вёсны в вечной смене
И падений гнет.
Вихрь, исполненный видений,
– Голубиный лет...
Что мгновенные бессилья?
Время – легкий дым...
Мы опять расплещем крылья,
Снова отлетим!
И опять, в безумной смене
Рассекая твердь,
Встретим новый вихрь видений,
Встретим жизнь и смерть!

Это писал еще юный Блок, автор «Стихов о Прекрасной Даме» и «Нечаянной радости»; писал, стоя на распутье, прощаясь с мистическими идиллиями своей молодости. «С Врубелем я связан жизненно», – скажет он позже. Врубель ничего об этом не знал – не знал ни Блока, ни вообще молодую русскую поэзию; он любил Римского-Корсакова, Тургенева, Чехова, Ибсена, у него был свой «вихрь, исполненный видений», и свои прощания. «Царевной-Лебедь» он прощался с «безгневностью», бестревожностью русского эпоса – прекрасная царевна уплывала, кончалась сказка, и снова настойчиво звал Демон, тот «монументальный Демон», который был отложен на будущее.

Все произведения Пушкина гениальны и считаются высшей степенью культуры и образованности человека. К этому числу относится и «Сказка о царе Салтане». Волшебная сказка в стихах о том, что добро торжествует над злом.

Ярким примером чистоты и невинности в этой сказке является царевна Лебедь. Недаром Пушкин изобразил царевну именно в образе лебедя. С давних времен это символ мудрости, мужественности, благородства, возрождения.

Царевна очень благодарная, добрая, отзывчивая. Князь Гвидон спас лебедя от коршуна, который хотел убить ее, зная, что у него только одна стрела для того, чтобы добыть себе пищу. Лебедь оказалась девушкой и сказала, чтобы князь не печалился о стреле, а ложился спать. На следующее утро он проснулся и увидел целый город, который она подарила ему в знак благодарности, спасая уже самого Гвидона и его мать от гибели. Но на этом ее добрые поступки не закончились. Видя, что он грустит по отцу, она помогла ему увидеться с ним, превратив его в комара. Далее царевна помогает осуществить целый план Гвидона, для того чтобы его отец Салтан узнал о своей семье. Она дарит ему белку, которая грызет орешки-изумруды. Просит своих братьев – морских богатырей – стеречь город Гвидона, а они соглашаются, что говорит и об их доброте. Даже отдает себя ему в жены, когда он думает о «прекрасной царевне с месяцем под косой и горящей звездой во лбу». Но надо отметить, что признается и соглашается она не сразу. Не просто же так ее тогда схватил колдун-коршун. Лебедь просит его тщательно обдумать свое желание, что говорит о ее мудрости. В итоге выходит, что она самая прекрасная девушка на всем свете не только внутренне, но и внешне.

Антиподами царевны являются тетушки и бабушка Гвидона, которые из зависти хотели его и мать-царицу уничтожить. Даже зная об их проделках их никто не стал убивать, а просто отправили домой.

Можно также подумать, что если бы князь и не спас бы царевну Лебедя от коршуна, то она все равно бы ему помогла, потому что она сама по себе добрая и отзывчивая. Царевна Лебедь с давних времен считается идеальным образом русской девушки.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Роль тире на письме рассуждение

    Тире – это знак препинания, который используется не так часто, как запятая, но занимает далеко не последнее место в пунктуации. У тире есть множество функций, которые можно разделить на две категории

  • Николай и Вера Алмазовы в рассказе Куст сирени Куприна

    Куприн умел создавать великолепные рассказы. В коротких, но пронизывающих произведениях он умел достичь максимальной содержательности и смысла. Таким могут похвастаться не все писатели мира.

  • Народ в произведении Пушкина Капитанская дочка

    В данном произведении описывается один из главных этапов России. И только лишь Александру Сергеевичу Пушкину получилось описать через типы и нравы персонажей истинно русский характер.

  • Сочинение Земля наш дом (рассуждение)

    Среди всех планет солнечной системы Земля, единственная планета, где есть жизнь. Космонавты утверждают, что из космоса земля очень красивая. И когда смотришь на этот зелено-желто - голубой шарик из космоса – дух захватывает.

  • Каждый человек с рождения наделён разнообразным качествами. Будь-то качества победителя, или человека так называемого

В одиннадцатой главе уже приводилось утверждение Иржи Стржедовского о том, что в языческой Моравии Венера-Красопани была изображена на золотой колеснице, которую везли два белых голубя и два лебедя. Поскольку написано это было весьма поздно, в самом начале XVIII в., данное свидетельство вызывает вполне обоснованные сомнения. Однако вне зависимости от того, восходили сведения Стржедовского к более древним или нет, образ лебедя играл весьма важную роль в славянском фольклоре, и притом с самых древних времен. Рассказывая об основании будущей столицы Киевской Руси в VI в., автор «Повести временных лет» отмечает: «[и] быша 3 братьж. единому им А КИИ. а другому Щекъ. а третьему Хоривъ [и] сестра ихъ Лыбедь. СЪдАще Кии на горЪ гдЪже ныне оувозъ Боричевъ». Однако летописное упоминание еще не первое свидетельство о культе лебедя в данном регионе.

Рассказывая о готском короле Германарихе, создавшем свою державу в Северном Причерноморье, историк VI в. Иордан пишет: «Вероломному же племени росомонов, которое в те времена служило ему в числе других племен , подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из вышеназванного племени (росомонов), по имени Сунильду, за изменнический уход (от короля), ее мужа, король (Германарих), движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав ее к диким коням и пустив их вскачь. Братья же ее, Сар и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом. Мучимый этой раной, король влачил жизнь больного». Все это событие относится к IV в., поскольку Германарих умер примерно в 376 г. Имена всех росомонов переделаны на готский лад. Имена братьев однозначному переводу не поддаются, а имя Сунильды переводится как «лебедь» - точно так же звали и сестру Кия, основавшего Киев несколько столетий спустя. Что же касается названия самого племени росомонов, то многие историки видят в нем одно из первых упоминаний о русах .

Возникает образ девы-лебедя, правда уже в негативном контексте, и в «Слове о полку Игореве», посвященном событиям уже XII в.: «Въстала обида въ силахъ Дажьбожа внука, вступила дЪвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синЪмъ море у Дону; плещучи, упуди жирня времена» - «Встала обида в войсках Дажьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, восплескала лебедиными крыльями на синем море у Дона; плескаясь, прогнала времена обилия». Образ этот оказался глубоко укоренен и в отечественном фольклоре: «Народные русские сказки говорят о вещих («мудрых») девах, которые плавают в морских и речных водах то белыми лебедями, то златоперыми рыбками; пойманная на удочку и кинутая наземь, рыбка эта оборачивается красной девицей, выходит замуж за сказочного героя, всех пленяет красотою, всех превосходит силой чародейного ведения». Аналогичные представления были свойственны и другим славянским народам: «Вилы могли оборачиваться в лебедей. У них бывают лебединые ноги». Логическим продолжением этой традиции стал образ Царевны Лебеди в знакомой, наверное, каждому с детства «Сказке о царе Салтане», написанной А.С. Пушкиным по мотивам русских народных сказок:

Глядь - поверх текучих вод Лебедь белая плывет.
(...)
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами И на берег с высоты Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Все эти многочисленные свидетельства побуждают нас более внимательно отнестись к известию Стржедовского о связи Венеры-Красопани с голубями и лебедями. В древности голубь был связан с малоазиатскими богинями любви, однако, согласно представлениям людей античности, колесница Афродиты была запряжена вертишейкой или воробьями. Следовательно, данный текст чешского писателя не является точным воспроизведением античных представлений. Хоть изредка древнегреческая богиня любви на вазах и изображалась на лебеде, однако в античности эта птица была устойчиво связана с образом Аполлона. Посвященный этому божеству гимн гласил: «Когда родился Аполлон, Зевс, украсивши его золотой миртой и мирой, дал ему, кроме этого, возможность следовать на колеснице, которую влекли лебеди, и послал его в Дельфы... Аполлон же, взойдя на колесницу, пустил лебедей лететь к гиперборейцам...» На колеснице, запряженной лебедями, Аполлон неоднократно изображался как в античной поэзии, так и в античной вазописи. Гипербореев античная традиция помещала где-то на севере, и весьма показательно, что на северо-западе от Греции в Дупляе близ Белграда были найдены две модели колесниц, датируемых концом II тысячелетия до н.э. Колесницы запряжены тремя птицами, похожими на лебедей или уток. На одной колеснице стоит мужская фигура, над которой имеется своеобразный зонт, украшенный 12 лучами и являющийся, судя по всему, символом солнца. Все эти обстоятельства дали исследователям основания сопоставить данные находки с греческим мифом о запряженной лебедями колеснице Аполлона, на которой он летал на север. Следует также отметить, что на севере Германии на сегодняшний день было найдено уже семь повозок, на осях которых сидят водоплавающие птицы. Сами изображения датируются эпохой лужицкой культуры и, хоть антропоморфная фигура на повозке отсутствует, они, по всей видимости, имеют определенное отношение к мифу о божестве, передвигающемуся на запряженной птицами колеснице. Как отмечает Б.А. Рыбаков, подобная бронзовая коляска с тремя колесами, четырьмя водоплавающими птичками и двумя быками была найдена в Польше у Каловиц. Поскольку немецкие и польская находки территориально находятся в относительной близости от Моравии, где на запряженной птицами колеснице изображалась Венера-Красопани, это является еще одной причиной, по которой не следует с порога отметать данное известие как недостоверное.
Однако как греческие мифы, так и находка из Дупляя изображает на запряженной лебедями колеснице не богиню, а бога. В этом отношении к описанию Стржедовского оказываются ближе не они, а бронзовый браслет из клада в Радолинеке близ Познани, датируемый VII в. до н.э. На этом браслете изображены шесть солнечных дисков, часть которых дополнена изогнутыми лебедиными шеями. Кроме них на браслете имеется изображение женской фигуры в широкой юбке с поднятыми вверх руками. Над ней еще один солнечный диск, а по сторонам - ещё два солнечных диска с лебедиными шеями в виде латинского «s». Стоит женщина на слегка изогнутой полосе, которая может быть интерпретирована как украшенная лебедиными головами ладья. Таким образом, хоть на данном браслете богиня и не изображена непосредственно в колеснице, однако ее роль могла играть ладья, а связь с лебедями показана совершенно отчетливо. Интересна как поза богини, похожая на позу богинь в более поздней русской вышивке , так и то, что данный браслет был найден на землях, которые могли входить в территорию славянской прародины.

М. Серяков. Богини славянского мира.

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...