Какой музыкальный инструмент сделан из ивы. Жалейка (изготовление музыкального инструмента). Двухсоставная или парная жалейка


Музыкальный инструмент: Жалейка ========================= В свое время в нашей стране была очень популярна замечательная комедия Григория Александрова «Веселые ребята» о забавных приключениях талантливого и веселого пастуха Константина Потехина. В фильме есть такие комические эпизоды, которые вызывали у зрителей неудержимый смех. Питомцы Кости: коровы, овцы и поросята услышав знакомые звуки инструмента своего пастуха, которого во время званого ужина попросили немного помузицировать, ворвались в парадный зал и учинили там грандиозный погром. Животные, даже те, которые относятся к домашнему скоту, достаточно умные создания, хорошо различающие и всегда идущие на знакомый звук, поэтому многие пастухи раньше искусно умели играть на народных духовых инструментах, так как это очень помогало им в работе. Особым уважением у пастухов пользовались свирель, рожок и жалейка - старинный русский народный инструмент.

Жалейка - старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент - деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты. ИСТОРИЯ Историю жалейки с самого начала её возникновения мы сегодня, к большому сожалению, проследить не можем. Духовые инструменты на русской земле существовали с незапамятных времен. В эпоху Киевской Руси они в обязательном порядке применялись в ратных делах: оповещали об опасности, издавая так называемые обережные звуки, а также ублажали князей на пирушках и веселили простой народ на праздничных гуляниях. К сожалению, точного описания инструментов, на которых играли наши предки, нам никто не дает и даже в древних летописных источниках о них почти не упоминается. О жалейке мы тоже знаем очень мало, до нас дошли лишь сведения о том, что она была непременным участником поминальных обрядов, называемых «жалениями». Возможно, из-за этого житейского обычая инструмент имеет такое странное имя. Также жалейка была очень любима пастухами, которые использовали её не только в своей непосредственной работе, но и для увеселения людей на различных праздниках. Кроме этого инструмент был востребован у популярных на Руси в 15-17 веках потешных людей - скоморохов, представления которых очень любил простой народ. Однако выступления этих бродячих артистов нередко содержали в себе едкие нападки на светскую и церковную власть, вызывая их серьезное недовольство. В результате скоморохи в середине 17 века во время царствования Алексея Михайловича Романова подверглись опале и гонениям, а их инструменты безжалостно уничтожались, как порождение бесовских сил. По русской национальной музыкальной культуре тогда был нанесен сильный удар, и она понесла большие потери. Но, тем не менее, пастушья жалейка продолжала звучать и традиционно встречать своим звучанием первые лучи восходящего солнца.

Эпоха возрождения интереса к национальной культуре пришлась на окончание 19-го и начало 20-го веков. Благодаря настоящим патриотам, среди которых В. Андреев, Н. Привалов, О. Смоленский, Г. Любимов и другие энтузиасты, многие русские народные инструменты получили вторую жизнь. Они были не только восстановлены, но значительно усовершенствованы, а затем введены в состав первого оркестра русских народных инструментов под руководством В. Андреева. Жалейка, а если быть совсем точным, её разновидность – брёлка тоже претерпела некоторые изменения и также нашла себе достойное место в оркестре. Брёлка, в отличие от жалейки, имела более мягкий звук, так как изготавливалась полностью из бредины - сорта ивового дерева, отсюда и название инструмента. Усовершенствование жалейки продолжались, в мастерских музыкальных инструментов, созданных в Москве Г. П. Любимовым - этнографом, музыкантом - исполнителем и дирижёром, была предпринята попытка создания инструмента с хроматическим строем. В дальнейшем солистом Великорусского оркестра под управлением В.Андреева О.У. Смоленским – гусляром и жалеечником, были сконструированы инструменты различных размеров: пикколо, сопрано, альт и бас, которые впоследствии применялись в квартете жалеечников, а затем и в знаменитых «хорах рожечников». Когда-то жалейка была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. На сегодняшний день жалейка как солирующий инструмент применяется очень редко, в основном её звучание используется в оркестрах русских народных инструментах, а так же ансамблях исполняющих народную музыку.

УСТРОЙСТВО И РАЗНОВИДНОСТИ ЖАЛЕЙКИ Жалейка бывает двух разновидностей - одинарная и двойная (двухствольчатая). Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука. Звукоряд жалейки диатонический. Диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Использовалась жалейка как пастушеский инструмент, играли на ней наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем. Двойная (двухствольчатая) жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно, как правило на мелодической дудочке их больше, чем на вторящей. Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой дудочки отдельно по очереди. Парные жалейки используются для одноголосной и двухголосной игры. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные - в южных. В Тверской губернии пастухи выделывали жалейки из ивы, по местному бредины, потому жалейки там стали называться брёлками. Весь корпус брёлки состоял из дерева, отчего и звук у неё получался более мягкий. В 1900 году В.В.Андреев ввел в состав своего оркестра жалейку усовершенствованного образца, названную им брёлкой. Своим внешним видом эта жалейка похожа на народную, она имеет двойной язычок гобойноготипа. Кроме обычных игровых отверстий, у нее есть дополнительные, с клапанами, которые позволяют получить хроматический звукоряд.

Интересные факты ➣ Жалейка наверно единственный инструмент, который в одной стране имеет так много имен. Её называют дудой, флетней, пищелкой, брёлкой, сиповкой, жаломейкой, пищиком, ладушей или просто рожком. ➣ Звук жалейки настолько громкий, что может быть слышен на расстоянии шести километров. ➣ На Руси пастух в деревне считался очень важным человеком, которого все уважали. Он вставал раньше всех с первыми лучами солнца и играл на своем инструменте сигнал пробуждения. Проходя мимо какого-либо дома, пастух исполнял определенный наигрыш, хозяйка, услышав его, знала, что именно ей пора выгонять корову. ➣ Лучшими исполнителями на жалейке в России были не профессиональные музыканты, а именно пастухи. ➣ Пастух, заиграв на своем инструменте, мог легко собрать животных. Даже заблудившаяся корова по звуку знакомого инструмента находила дорогу в стадо. ➣ Целое поколение любителей советской эстрады хорошо помнят имя замечательной певицы Валентины Васильевны Толкуновой. В очень разнообразном репертуаре артистки были две очень популярные песни, в которых старинный русский инструмент жалейка отображался очень поэтично.

ЖАЛЕЙКА, русский духовой язычковый музыкальный инструмент деревянная или тростниковая трубка с раструбом из рога или бересты … Современная энциклопедия

Русский духовой язычковый музыкальный инструмент деревянная, тростниковая, рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты … Большой Энциклопедический словарь

ЖАЛЕЙКА, жалейки, жен. (обл.). Русский крестьянский музыкальный инструмент, состоящий из коровьего рога со вставленными в него двумя камышевыми дудками и с несколькими отверстиями; дудка из тростника, из выдолбленного тонкого деревца. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

ЖАЛЕЙКА, и, жен. Народный духовой язычковый музыкальный инструмент деревянная трубка с раструбом из коровьего рога или бересты. Играть на жалейке. | прил. жалейковый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ЖАЛЕЙКА - духовой музыкальный инструмент у восточных славян деревянная или тростниковая трубка с раструбом из коровьего рога или бересты … Этнографический словарь

Жалейка - ЖАЛЕЙКА, русский духовой язычковый музыкальный инструмент деревянная или тростниковая трубка с раструбом из рога или бересты. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

жалейка - жалейка, духовой музыкальный инструмент у восточных славян — деревянная или тростниковая трубка с раструбом из коровьего рога или бересты … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Сейчас жалейку (иначе она называется брелка) можно увидеть, пожалуй, только в оркестре русских народных инструментов. А когда то она была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. Как и самый близкий ее родственник, пастуший… … Музыкальный словарь

И; мн. род. леек, дат. лейкам; ж. Русский народный духовой музыкальный инструмент в виде дудки (распространён также на Украине, в Белоруссии, в Литве). ● Жалейка представляет собой деревянную или камышовую трубку с отверстиями сбоку (для… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Народные инструменты. Аудиоэнциклопедия (CD) , . Весёлый музыкальный спектакль в лёгкой и доступной форме познакомит ребёнка с русскими народными инструментами и с их звучанием. Расскажет об истории появления этих инструментов, о том, какой…
  • Велькино детство , Алексей Олейников. В 2007 году сборник рассказов "Велькино детство" стал лауреатом национальной детской литературной премии "Заветная мечта" . Книга рассказывает о приключениях мальчика Вельки в южной…
  • Гусли, саратовская гармошка, жалейка, окарина и балалайка делятся своими секретами , Ольга Пикколо. Маленькие слушатели знакомятся со множеством музыкальных русских народных инструментов, входящих в три дружные семейки оркестра: с духовыми, струнно-щипковыми и ударными инструментами:…

Жалейка — старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.


На зелёной на полянке пастушок
Из бересты смастерил себе рожок,
И играет от зари и до зари,
Даже ночью подпевают соловьи.

Льётся песенка о том, как у реки
Сели девушки плести себе венки.
А одна так несказанно хороша,
Что зашлась у пастушка его душа.

И ни спать теперь, ни есть не может он,
И лишь песни льётся грустный перезвон.
Думы в голове, и только всё о ней,
Никого на свете нет ему милей.

Тёмно-синие у девушки глаза,
С ярким бантом ее русая коса,
Ты услышь-услышь, красавица, рожок,
Для тебя играет песню пастушок.


Жалейка - так называется народный духовой музыкальный инструмент, относящийся к группе язычковых. Это традиционный пастуший инструмент. Жалейка использовалась в основном жителями Смоленской, Воронежской, Курской, Псковской, Тверской, Новгородской, а также Московской, Рязанской и Тульской областей. По своей конструкции жалейка подразделяется на одинарные и двойные (парные). По разному называют этот инструмент в регионах России; одинарная - ,рожок"(Курская обл.); ,ладуша"(Горьковская обл.); ,пищик"(Белгородская обл.); ,сиповка"(Пензенская обл.); двойная - ,двойчатки"(Владимирская обл.); ,жаланки"(Рязанская обл.); ,трости"(Пензенская обл.)

Двухсоставная жалейка

Принцип извлечения звука для всех жалеек одинаков: это вибрация язычка пищика.
Слово,Жалейка" не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке относится к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента. Происхождение слова,жалейка" не установлено. Звукоряд инструмента диатонический, диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостный. Играют на жалейке наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.

В ряде областей жалейку, как и владимирский рожок, называют «пастушеским рожком». В результате, когда в письменном источнике говорится о «пастушеском рожке» мы не можем точно знать о каком инструменте идёт речь.

Звукоряд инструмента диатонический, диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Использовался инструмент как пастушеский, играли на нём наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.

Двойная жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно, как правило на мелодической дудочке их больше, чем на вторящей.

Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой дудочки отдельно по очереди. Парные жалейки используются для одноголосной и двухголосной игры. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные — в южных.

В Тверской губернии пастухи выделывали жалейки из ивы, по местному бредины, потому жалейки там стали называться «брёлками». Весь корпус брёлки состоял из дерева, отчего и звук у неё получался более мягкий.

В 1900 г. В. В. Андреев ввел в состав своего оркестра жалейку усовершенствованного образца, названную им брёлкой. Своим внешним видом эта жалейка похожа на народную, она имеет двойной язычок гобойного типа. Кроме обычных игровых отверстий, у нее есть дополнительные, с клапанами, которые позволяют получить хроматический звукоряд.

Когда-то жалейка была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. Сейчас её можно увидеть, пожалуй, только в оркестрах русских народных инструментов

Изготовление жалейки из тростника

Во-первых, нам нужен материал, то есть камыш. Не путайте его с рогозом, он нам абсолютно не нужен!

Под словом «камыш» подразумевают многие растения, в том числе и рогоз, и тростник, и так называемые «нюньки». Нам же необходим тростник обыкновенный — многолетний злак, от 1 до 4-х метров в высоту, с соцветиями-метелками. Он имеет полый коленчатый стебель. Растет тростник по заболоченным берегам озер и рек, на болотах.

Итак, берем рюкзак, ножик, одеваем непромокаемую обувь и идем за тростником (за сухим (!) тростником). Приготовьтесь к тому, что ваши очумелые ручки могут превратиться в офигевшие ножки, так как придется долго ходить. Оказавшись в зарослях этого растения, необходимо, как завещал Козьма Прутков, зрить в корень, так как именно внизу, у почвы, находятся самые толстые коленца. Нас интересуют коленца диаметром от 7 мм и длиною от 15 см. Если вы задумали сделать жалейку, вам понадобится еще и береста с поваленной березы (с неё легче снимать кору, да и вообще надо беречь природу!). Теперь, когда вы собрали много подходящего материала и отогрели свои озябшие конечности, приступаем к его обработке и изготовлению дудки. Нам необходимы следующие инструменты — острый нож, круглый или полукруглый надфиль (если есть, если нет — не беда), длинная палочка (можно взять стержень от ручки и т.п.) и спичка.

Во-первых, необходимо очистить тростник от листьев. Затем мы разделяем коленца строго в месте сочленения!

Так как нас съедает нетерпение, делаем самый простой вариант. Берем подходящее коленце (диаметр 7 мм, длина 15 см).

Отпиливаем в месте отлома (можно лобзиком).

Берем надфиль или заточенную спичку и протыкаем мембрану.

Внутри стебель тростника покрыт тонкой пленочкой, которую надо удалить. Для этого мы берем длинную палочку и возвратно-поступательными движениями чистим его внутри, а затем продуваем стволик. С помощью острого ножа с того края, где мембрана, снимаем тонкий слой.

Тут вы первый раз поймёте, зачем вам целая сумка тростника. На очищенном месте будет прорезаться язычок. Чем он толще, тем большее усилие придется приложить, дабы заставить его вибрировать. Чем тоньше, тем больше вероятность залипания. От длины, толщины и ширины язычка зависит высота звука. Язычок — главная деталь дудки! Язычок делаем примерно 2,5 см в длину, и 4 мм в ширину. Вот так.

Теперь можно попробовать извлечь первые звуки. Не получается? Возможно, вы неверно расположили дудку во рту. Трубка должна довольно глубоко заходить в рот, для того, чтобы дать возможность язычку (не вашему, а дудки) колебаться. Своим же языком вы должны закрыть отверстие в мембране. Пробуем еще раз. Если получилось — то вы молодец! Если же дудка не звучит и даже не проходит воздух, значит залип язычок. Берем льняную нитку и подсовываем под него вот так.

После такой процедуры звук точно появится. Теперь как сделать игровые отверстия. Берем нож и вырезаем по следующей схеме: 1-е в 3 см от края, 2-е в 3 см от первого, 3-е в 1,5 см от второго, 4-е в 3 см от третьего. Диаметр отверстий примерно 5 мм. Четырех отверстий хватит с головой. На наш век вряд ли был больший строй, чем тон-тон-полутон-тон. Теперь вы можете играть и радоваться! Для тех, кто хочет еще немного заморочиться, осталась береста. Мы режем её на полоски, промазываем края клеем (каким позволит ваша совесть) и скручиваем рожок. Делаем заготовку дудочки с язычком, но без дырочек, и прилаживаем к ней рожок, но пока не на клей. Получается жалейка!

Если вы собираетесь строить жалейку под определенную тональность, то у вас неограниченные возможности целая сумка тростника! Высота звука инструмента будет зависеть в данном случае от:

  • длины инструмента с рогом
  • язычка
  • силы, с которой вы дуете

Про язычок мы уже писали выше. Длина: чем длиннее инструмент, тем ниже звук и наоборот. Настройку проводят с одетым рожком. Если звук низит, подрежьте тростник, если выше — домотайте бересту на рожок. Поймав нужную ноту (а сделать это очень трудно, т.к. язычок размокает и начинает низить, а иногда и залипать), начинаем прорезать отверстия. Делаются они по той же схеме, что и в простой дудке. Прорезаем первое и подстраиваем. Если низит — подрезаем ближе к язычку, если высит — к рожку. Настроив первое игровое отверстие, таким же образом делаем все остальные. Отверстия можно пропиливать полукруглым надфилем, а еще лучше прожигать. Добиться точной настройки довольно тяжело, поэтому придется «додувать» дыханием. Чем сильнее вы дуете, тем быстрее колеблется язычок, т.е. выше звук, но возрастает степень залипания. Но вы можете не ломать голову, а говорить окружающим, что у вас на жалейке нетемперированный строй, что вполне исторично! Правда если вы намерены играть в паре с гуслями, их придется подстраивать под вас.

Существование такого вида инструмента доказано этнографически, а бытование его в IX—XI вв. представляется весьма вероятным, т.к. простота изготовления безрогового варианта позволяет сделать дудочку даже ребенку.

На вчерашнюю мою статью «Магический дудук » пришел первым комментарий от Сергея: « Леонид, а кто вам сказал что это . По моему больше похожа на космическую попсу. А “армянский д удук” или как вы его называете “магический дудук”, не идет не в какое сравнение с простой русской “жалейкой”. И никто никогда не называл ее божественной. “Жалейка” – это просто русский народный инструмент ».

Назвать эту музыку попсой и сравнить ее с другим инструментом… Ну, извините…

Мне кажется, что Сергей просто ее не слушал внимательно. Инструменты совершенно разного тембра звучания и, соответственно, должны и вызывать совершенно разное восприятие.

У меня не было в планах писать о жалейке, но в качестве ответа на этот комментарий я решил написать.

Русский народный музыкальный инструмент Жалейка

В разных источниках его называют русским, белорусским, украинским и даже литовским. Правильнее его было бы назвать обобщающим названием – инструментом восточных славян.
В древнерусских рукописях слово не встречается. Впервые о ней в конце XVIII века написал в своих записях А.Тучков. Может быть раньше назывался этот инструмент как то по другому, например, пастушеский рожок. Название связывают с «желями» или «жалениями» – поминальными обрядами, включающих игру на жалейке.

Вырезают жалейку из ивы или бузины. В верхний конец вставляется язычок из камыша или гусиного пера, а на нижний – раструб из бересты или коровьего рога. На самом стволе делается 3-7 отверстий. От количества отверстий зависит диапазон звукового ряда. Тембр получается пронзительным и гнусавым, печальным и жалостливым.

Сейчас жалейка встречается только в некоторых ансамблях русских народных инструментов .
И чтобы окончательно составить свое мнение о жалейке послушайте ее звучание. А чтобы легче было сравнить и понять, в конце статьи я привел еще несколько мелодий дудука. Слушайте и наслаждайтесь игрой совершенно разных по своему звучанию инструментов.

Магический дудук (продолжение)

Жалейка относится к простым музыкальным инструментам. Обучение игре на жалейке доступно каждому, достаточно лишь приложить некоторые усилия для овладения техникой звукоизвлечения на инструменте.

Звукоизвлечение на жалейке требует более сильного напора воздуха, чем, например, на блок-флейте, где принцип звукообразования совсем иной. Для того, чтобы понять необходимый напор воздуха для стройного звучания жалейки следует поиграть на инструменте ноты снизу вверх с баяном или фортепиано на «легато» (связно), потом по две ноты на «легато». После того, как Вы добились чистого, стройного звучания необходимо поиграть интервалы, начиная от нижней ноты с секунды и далее (пример: До-Ре, До-Ми, До-Фа и т.д.). Потом можно комбинировать интервалы сверху вниз. Также начинать упражнение на «легато», потом можно переходить к «нон-легато» и «стаккато» (отрывисто).

Ниже приведена аппликатура. Схема поможет Вам разобраться в правильном положении рук и пальцев при игре на инструменте на примере жалейки До Мажор.

Ознакомьтесь, пожалуйста, со схемой расположения нот на инструменте на примере жалейки До Мажор. Обращаем Ваше внимание на то, что отверстия должны быть закрыты плотно.

Колпачок с жалейки желательно без крайней надобности не снимать, чтобы не погнуть трость и не нарушить строй инструмента. При необходимости подстройки инструмента, верхнее кольцо (которое находится на пищике инструмента и удерживает трость) в зависимости от того высит или низит жалейка нужно двигать вверх (если низит) или вниз (если высит) аккуратно на доли миллиметра.

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...