Когда появился человек разумный и чем он отличается от других видов людей? Происхождение человека


Сходство и различие человека и животных. На научную основу проблему происхождения человека впервые поставил Ч. Дарвин. В труде «Происхождение человека» (1871) он доказывал, что человек имеет животное происхождение и общего предка с ныне живущими человекообразными обезьянами.

Это подтверждают общность строения скелета, конечностей, всех основных систем, внутриутробное развитие зародыша, наличие млечных желез, диафрагмы, общие болезни и около 90 рудиментов и атавизмов (складка в углу глаз, редкие нежные волосы по всему телу, многососковость, копчиковая кость, наружный хвостик и др.).

Как биологический вид, человек относится к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, роду - Homo, виду - Sapiens - человек разумный.

Наряду со сходством человек имеет ряд особенностей, отличающих его от животных. Прямохождение, строение черепа, большой объем головного мозга, членораздельная речь, абстрактное мышление, способность изготовлять и использовать орудия труда - все это следствие разных направлений эволюции и в особенности трудовой деятельности. Человек живет в обществе, подчиняется социальным законам; основу его жизни составляет труд в коллективе. Он развивает науки и искусство, У него возникла вторая сигнальная система. Эти качества развились под воздействием социальных факторов. Значение их в становлении человечества (антропогенезе) раскрыл Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896). Он доказал, что основным направляющим фактором в эволюции человека был труд. «С появлением труда биологические закономерности развития человека сменяются социальными. Человек, воздействуя на природу в процессе труда, преображал ее. Одновременно он менялся сам, менялось его положение в природе».

Этапы эволюции человека. Первоначальным этапом на пути превращения обезьяноподобных существ в человека было прямохождение. Оно возникло в связи с изменением климата, изреженностью лесов и переходом этих существ к наземному образу жизни. Освободившиеся от функции опоры и передвижения руки превратились в орган, использующий орудия труда. Эти преимущества у отдельных существ закреплялись естественным отбором. В дальнейшем эти существа стали сознательно изготовлять орудия труда и, претерпев значительные изменения, рука стала одновременно органом и продуктом труда.

Развитие трудовой деятельности способствовало сближению членов общества. В процессе совместного труда они обменивались жестами и звуками. Изменялись строение и функции гортани. На определенной ступени развития появилась членораздельная речь.

Усложнившиеся орудия труда и трудовые процессы, использование огня, мясной пищи, появление членораздельной речи содействовали дальнейшему развитию коры головного мозга и мышления.

Все эти качества позволили древним людям совершенствовать орудия труда, обживать новые, более суровые места, строить жилища, изготовлять одежду, утварь, пользоваться огнем, разводить животных, выращивать растения. Труд стал более разнообразным, произошло разделение труда, люди вступили в новые социальные отношения. Возникли торговля, наука, искусство, политика, религия; племена образовывали нации и государства. Мозг человека стал способным воспринимать опыт материальной и духовной культуры предыдущих поколений, возникла «социальная программа». По мере развития человечества она расширялась и усложнялась и особенно возросла в век научно-технической революции.

Из поколения в поколение в процессе обучения и воспитания передавался исторический опыт человечества (его «социальная программа»). Жизнь человека больше не регулировалась естественным отбором. У человека сформировалась социальная, надбиологическая сфера.

Общими предками человека и современных, человекообразных обезьян считают парапитеков. Одна их ветвь дала гиббонов и орангутанов, а другая - дриопитеков - вымерших древесных человекообразных обезьян. Одна ветвь дриопитеков привела к шимпанзе и горилле, а другая - к современному человеку. Следовательно, человек и современные обезьяны имеют общих предков, но они - разные ветви родословного древа.

Эволюция предков человека представлена в таблице.

Предки человека (ископаемые формы)

Где и когда жили

Прогрессивные черты во внешнем облике

Прогрессивные черты в образе жизни

Орудия труда

Исходные формы - австралопитеки (australo - южный, pithec - обезьяна)

Южная и Восточная Африка, Южная Азия, 9-2 млн. лет назад

Рост 120- 140 см., объем черепа 500-600 см 3

Ходили на двух ногах, жили среди скал в открытых местах, употребляли мясную пищу

В качестве орудий пользовались камнями, палками, костями животных

Древнейшие люди - питекантропы (обезьяночеловек)

Африка, Средиземноморье, о. Ява, около 10 000 лет назад

Рост 150 см, объем мозга 900-1000 см 3 , лоб низкий, с надбровным валиком; челюсти без подбородочного выступа

Жили первобытными стадами в пещерах, без жилищ, пользовались огнем

Изготовляли примитивные каменные орудия, пользовались палками

Синантроп (китайский человек)

Китай и др., 900 - 400 тыс. лет назад

Рост 150- 160 см, объем мозга 850 - 1220 см 3 , лоб низкий, с надбровным валиком, нижняя челюсть без подбородочного выступа

Жили стадами, строили примитивные укрытия, пользовались огнем, одевались в шкуры

Изготовляли орудия из камня и костей

Древние люди - неандертальцы

Европа, Африка, Средняя Азия, 200-400 тыс. лет назад

Рост 155- 165 см, объем мозга 1400 см 3 , извилин мало, лоб низкий, с надбровным валиком; подбородочный выступ развит слабо

Жили группами в 100 человек в пещерах, пользовались огнем для приготовления пищи, одевались в шкуры. В общении употребляли жесты и примитивную речь. Появилось разделение труда

Изготовляли разнообразные орудия из камня и дерева

Современные люди - кроманьонцы

Повсеместно, 40-30 тыс. лет назад

Рост до 180 см, объем мозга 1600 см 3 , лоб высокий, без валика, нижняя челюсть

Жили родовым обществом, строили жилища, украшали их рисунками. Изготовляли одежду

Изготовляли разнообразные орудия труда из камня и дерева

Расы человека.

В ранних этапах эволюции путь развития человечества был единый. Позднее древние предки современных людей небольшими группами расселялись в разных частях земного шара, где условия внешней среды были неоднородны. Так возникли основные расы: европеоидная, негроидная и монголоидная. Каждая из них имеет свои морфологические особенности, цвет кожи, разрез глаз, форму носа, губ, волос и др. Но все это внешние, второстепенные признаки. Особенности, составляющие человеческую сущность, такие, как сознание, трудовая деятельность, речь, способность познавать и подчинять природу, едины у всех рас.

«Существительные общего рода» - На каждого простофилю найдется мошенник (непальская). Урок русского языка в 6 классе национальной школы. Умница - ? Определи, к кому относится существительное общего рода. Новая тема. Вещи, яблоки, хлеба, кольца, книги, пеналы, ружья, мячи, умница. Какие части речи (знаменательные или служебные) имеют значение рода?

«Деятельность человека» - Убеждения. Потребности. Социальные установки. Традиционное действие. Направленность личности. Структура деятельности. Мотивация деятельности. Целерациональное действие. Целесообразность деятельности. Мотивация деятельности. Действия состоят из поступков. Идеалы. Совокупность поступков – поведение. Объект – то, на что направлена деятельность.

«Можно только представить» - Можно только представить. Можно только представить, как от взгляда твоего мое сердце навсегда покидает грусть и боль. Твоей славой окруженные, со святыми всех веков входим мы в небесный город без пороков и грехов. Можно только представить как твоя рука вытрет слезы на моих щеках, Даны нам белые одежды, имя новое дано, мы поем «аллилуя» у престола твоего!

«Человек 4 класс» - Портреты сказочных героев, выполненные, художниками- иллюстраторами. Выбери правильное утверждение и поставь «+». Окружающий мир (человек и человечество) 4 класс. В переводе с греческого слово «характер»-Charakter- означает «отпечаток», « чеканка». - Вставьте в текст пропущенные слова. Русалочка И. Петелина.

«Предки человека» - Какие гоминиды расселялись по всем континентам: а) неандертальцы; в) синантропы; б) питекантропы; г) кроманьонцы. Рамапитек. Кроманьонец -. Скелет стопы неандертальца: 1 - Табун 1,2- Схул IV 3 - современный человек. Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов. Ископаемые останки древних обезьян и первых людей чрезвычайно немногочисленны.

«Человек герой» - Плотниковой Марине Владимировне посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. Деревянный барак вспыхнул. Жизни тысяч наших сограждан спасают не пожарные или милиционеры. Можно было одной на улицу побежать - за помощью. Погиб при взрыве. Оформление презентации. Кто-то из ребят ушёл в другую комнату, начал спичками баловаться.

Ученые так и не смогли прийти к единому мнению о том, кто такие предки людей, дебаты в научных кругах ведутся уже не первое столетие. Наибольшей популярностью пользуется эволюционная теория, предложенная знаменитым Чарльзом Дарвином. Принимая за истину тот факт, что человек является «потомком» человекообразной обезьяны, интересно проследить основные этапы эволюции.

Эволюционная теория: предки людей

Как уже было сказано, большинство ученых склоняется к тому, чтобы согласиться с эволюционной версией, объясняющей Предки людей, если полагаться на эту теорию, - человекообразные обезьяны. Процесс превращения занял свыше 30 миллионов лет, точная цифра не была установлена.

Основоположником теории является Чарльз Дарвин, живший в 19 веке. Она базируется на таких факторах, как естественный отбор, наследственная изменчивость.

Парапитеки

Парапитек - общий предок человека и обезьяны. Предположительно эти животные населяли землю 35 миллионов лет назад. Именно эти в настоящий момент считаются начальным звеном в эволюции человекообразных обезьян. Дриопитеки, гиббоны и орангутанги являются их «потомками».

К сожалению, о древних приматах ученым известно немногое, данные получены благодаря палеонтологическим находкам. Установлено, что древесные обезьяны предпочитали селиться на деревьях или открытых пространствах.

Дриопитеки

Дриопитек - древний предок человека, произошедший, если полагаться на имеющиеся данные, от парапитека. Время появления указанных животных точно не установлено, ученые предполагают, что это случилось приблизительно 18 миллионов лет назад. Полуназемные обезьяны дали начало гориллам, шимпанзе и австралопитекам.

Установить, что дриопитек может называться предком современного человека, помогло исследование строения зубов и челюсти животного. Материалом для изучения послужили останки, найденные на территории Франции в 1856 году. Известно, что кисти дриопитеков позволяли им хватать и удерживать предметы, а также бросать их. Селились человекообразные обезьяны преимущественно на деревьях, предпочитали стадный образ жизни (защита от нападений хищников). Пищей им служили в основном фрукты и ягоды, что подтверждается тонким слоем эмали на коренных зубах.

Австралопитеки

Австралопитек - высокоразвитый обезьяноподобный предок человека, населивший землю предположительно около 5 миллионов лет назад. Обезьяны использовали для передвижения задние конечности, ходили в полувыпрямленном положении. Рост среднестатистического австралопитека насчитывал 130-140 см, встречались и более высокие или низкие особи. Масса тела также отличалась - от 20 до 50 кг. Удалось установить и объем мозга, который составлял примерно 600 кубических сантиметров, этот показатель выше, чем у человекообразных обезьян, живущих в наши дни.

Очевидно, что переход к прямохождению привел к высвобождению рук. Постепенно предшественники человека стали осваивать примитивные орудия, используемые для борьбы с врагами, охоты, однако еще не начали изготавливать их. В роли орудий выступали камни, палки, кости животных. Австралопитеки предпочитали селиться группами, так как это помогало эффективно защищаться от врагов. Пищевые предпочтения были различными, в ход шли не только фрукты и ягоды, но и мясо животных.

Внешне австралопитеки выглядели, скорее, как обезьяны, чем как люди. Их тела обладали густым волосяным покровом.

Человек умелый

Неандертальцы

Не так давно предполагалось, что неандертальцы - прямые предки Однако последние данные позволяют утверждать, что они представляют собой тупиковую эволюционную ветвь. Представители Homo neanderthalensis обладали мозгом, объем которого был приблизительно равен объему мозга, которым наделены современные люди. Внешне неандертальцы уже почти не напоминали обезьян, строение их нижней челюсти говорит о способности к членораздельной речи.

Считается, что неандертальцы появились около 200 тысяч лет назад. Места жительства, которые они выбирали, зависели от климата. Это могли быть пещеры, скалистые навесы, берега рек. Орудия, которые изготавливали неандертальцы, стали более совершенными. Основным источником пропитания оставалась охота, которой занимались большими группами.

Удалось выяснить, что у неандертальцев были определенные ритуалы, в том числе и связанные с загробной жизнью. Именно у них возникли и первые зачатки морали, выражавшиеся в заботе о соплеменниках. Были сделаны первые робкие шаги в такой сфере, как искусство.

Человек разумный

Первые представители Homo sapiens появились приблизительно 130 тысяч лет назад. Некоторые ученые предполагают, что это произошло даже раньше. Внешне они выглядели практически так же? как и люди, населяющие планету в наши дни, не отличался и объем мозга.

Найденные в результате археологических раскопок артефакты дают возможность утверждать, что первые люди были высокоразвитыми с точки зрения культуры. Об этом свидетельствуют такие находки, как пещерная живопись, разнообразные украшения, скульптуры и гравировки, созданные ими. Примерно 15 тысяч лет потребовалось человеку разумному для того, чтобы заселить всю планету. Совершенствование орудий труда привело к развитию производящего хозяйства, популярными у Homo sapiens стали такие занятия, как животноводство, земледелие. Первые крупные поселения принадлежат к эпохе неолита.

Люди и обезьяны: сходство

Черты сходства человека и человекообразных обезьян до сих пор являются предметом исследования. Обезьяны способны передвигаться на задних конечностях, однако руки при этом используются в качестве опоры. Пальцы этих животных содержат не когти, а ногти. Число ребер орангутанга составляет 13 пар, тогда как у представителей человеческого рода их 12. Число резцов, клыков и коренных зубов у людей и обезьян совпадает. Также нельзя не отметить сходное строение систем органов, органов чувств.

Черты сходства человека и человекообразных обезьян становятся особенно явными, когда рассматривают способы выражения чувств. Они точно так же демонстрируют грусть, злость, радость. У них развит родительский инстинкт, который проявляется в заботе о детенышах. Свое потомство они не только ласкают, но и наказывают за непослушание. Обезьяны имеют превосходную память, способны удерживать предметы и использовать их как орудия.

Люди и обезьяны: основные отличия

Далеко не все ученые согласны с тем, что человекообразные обезьяны - предки современного человека. в среднем составляет 1600 кубических сантиметров, тогда как этот показатель у животных насчитывает 600 куб. см. Примерно в 3.5 раза отличается и площадь коры мозга.

Перечислять отличия, связанные с внешним видом, можно долго. К примеру, представители человеческого рода обладают подбородком, вывернутыми губами, позволяющими увидеть слизистую оболочку. У них не выделяются клыки, сильнее развиты центры ВИД. Обезьяны обладают бочковидной грудной клеткой, тогда как у людей она плоская. Также человека отличает расширенный таз, усиленный крестец. У животных длина туловища превышает длину нижних конечностей.

Люди обладают сознанием, они в состоянии обобщать и абстрагировать, задействовать отвлеченное и конкретное мышление. Представители человеческого рода способны создавать орудия труда, развивать такие сферы, как искусство и наука. У них присутствует языковая форма общения.

Альтернативные теории

Как уже было сказано, не все люди согласны с тем, что обезьяны - предки человека. У теории Дарвина множество противников, которые приводят все новые и новые аргументы. Существуют и альтернативные теории, объясняющие появление на планете Земля представителей Homo sapiens. Самой древней считается теория креационизма, подразумевающая, что человек представляет собой творение, созданное сверхъестественным существом. Облик создателя зависит от религиозных убеждений. К примеру, христиане полагают, что люди появились на планете благодаря богу.

Еще одна популярная теория - космическая. Она гласит, что человеческая раса имеет внеземное происхождение. Эта теория рассматривает существование людей как результат эксперимента, проведенного космическим разумом. Есть и другая версия, гласящая, что человеческий род произошел от инопланетных существ.

Антропогенез, расы.

ОГЭ биология


Факторы эволюции человека

  • Факторы эволюции человека
  • На ранних этапах эволюции человека главенствовали биологические факторы эволюции – изменчивость, борьба за существование, естественный отбор и т.п.
  • На поздних этапах эволюции человека главными стали социальные факторы эволюции – общественный образ жизни, использование орудия труда, использование огня, развитие речи.
  • Но биологические факторы не утратили свое значение и поныне

Этапы эволюции человека

  • Дриопитек 25-15 млн.
  • Австралопитек (южная обезьяна (5,5 млн) человек умелый (2 млн лет назад) 5,5 млн. – 2 млн. Находки: в Южной и Восточной Африке Рост около 130 см. Мозг около 600 мл. Примерно 3 млн. лет назад начали изготавливать примитивные орудия труда из гальки (человек умелый).
  • Древнейший человек (питекантроп, человек прямоходящий) 2 млн. – 300 тыс. Находки: питекантроп (о. Ява), синантроп (Китай), Гейдельбергский человек (Германия).
  • Рост около 165 см. Мозг 900-1100 мл. Могли использовать огонь, изготавливали примитивные каменные орудия труда.
  • Древний человек (неандерталец, человек разумный неандертальский) 250 тыс. – 35 тыс. Первая находка – в Германии, в долине реки Неандер. Затем были найдены в Африки, Азии, Европе. Рост 165 см. Мозг 1400-1600 мл. Могли добывать огонь, изготавливали разнообразные каменные орудия труда.
  • Современный человек (кроманьонец, человек разумный разумный) 40 тыс. – настоящее время Впервые найден в Франции в гроте Кромань. Затем были обнаружены в Европе, Азии, Африке, Австралии Рост 180 см. Мозг 1200-1500 мл.
  • Орудия труда из камня, кости, дерева. Могли шить одежду и строить жилища. Было развито гончарное дело. Развивались искусство, религия.

1. О биологическом единстве человеческих рас свидетельствует их способность

1) давать плодовитое потомство

2) преобразовывать окружающую среду

3) расселяться по поверхности Земли

4) использовать орудия труда

2. К предшественникам людей большинство антропологов относят

1) австралопитеков

2) шимпанзе

3) орангутанов

3. К группе древнейших людей учёные относят

1) кроманьонца

2) австралопитека

3) неандертальца

4) Питекантропа

4. К группе древних людей учёные относят

1) австралопитека

2) кроманьонца

3) неандертальца

4) питекантропа


5. Что обеспечило социальную эволюцию человека?

1) трудовая деятельность

2) высокий уровень обмена веществ

3) прямохождение

4) исчезновение волосяного покрова

6. Речь человека отличается от «языка животных» тем, что она

1) обеспечивается центральной нервной системой

2) является врождённой

3) возникает осознанно

4) содержит информацию только о текущих событиях

7. Для какой расы характерно следующее описание: чёрные жёсткие прямые, реже волнистые волосы; тёмные глаза; смуглый, часто желтоватый цвет кожи; слабое развитие волосяного покрова; уплощённое лицо?

1) европеоидной

2) монголоидной

3) негроидной

4) Австралоидной

8. Установите хронологическую последовательность антропогенеза 1) человек умелый 2) человек прямоходящий 3) дриопитек 4) человек разумный


9. Какой признак рас является отличительным?

1) объём головного мозга

2) масса головного мозга

3) общественный образ жизни

4) особенности внешнего строения

10. Чему способствовало появление прямохождения у человека?

1) заселению новых территорий

2) более быстрому передвижению по земле

3) более тесному общению людей

4) освобождению руки и развитию трудовой деятельности

11. Какой признак у человека в процессе эволюции возник раньше других?

2) сознание

4) Прямохождение

12. У человека формирование речи идёт параллельно с развитием

1) инстинктов

2) эмоциональной памяти

3) абстрактного мышления

4) безусловных рефлексов


13. В какой части света, из обозначенных

на рисунке, были найдены останки

древнейших людей?

14. Какой признак характерен

для монголоидной расы человека?

1) плоское широкое лицо

2) чёрный цвет кожи

3) чёрные курчавые волосы

4) узкий выступающий нос

15. Какой фактор эволюции человека относят к социальным?

1) развитие речи

3) борьба за существование

4) естественный отбор

16. Укажите историческую последовательность основных стадий антропогенеза 1) Человек современного типа 2) Австралопитек 3) Кроманьонец 4) Питекантроп 5) Неандерталец


17. Внешние различия рас человека появились в результате

1) обитания в различных экологических нишах

2) действия социальных факторов

3) влияния наступления ледников на ареал обитания

4) приспособленности к различным климатическим зонам

18. Сплочению членов коллектива первобытных людей, общению при помощи звуков, а затем и слов способствовало(-а)

1) прямохождение

2) постоянная миграция

3) трудовая деятельность

4) употребление мясной пищи

19. Под каким номером изображена

часть света, в которой были

найдены останки

австралопитеков?


20. На каком этапе эволюции человека возникла наскальная живопись?

1) питекантропов

2) австралопитеков

3) кроманьонцев

4) Неандертальцев

21. Становление второй сигнальной системы у человека связано с

1) возникновением объёмного зрения

2) хождением на двух ногах

3) регулярной трудовой деятельностью

4) изменением климата на Земле

22. Что из перечисленного оказало наибольшее влияние на развитие мышления предков человека?

1) прямохождение

2) жизнь в группах

3) регулярная трудовая деятельность

4) переход от древесного к наземному образу жизни

23. Современный человек это прямой потомок

1) неандертальцев

2) синантропов

3) кроманьонцев

4) питекантропов


24. Первыми научились пользоваться огнём

1) австралопитеки

2) питекантропы

3) неандертальцы

4) Кроманьонцы

25. Какой фактор эволюции человека относят к социальным?

1) развитие второй сигнальной системы

2) наследственная изменчивость

3) борьба за существование

4) естественный отбор

26. Какой признак отличает представителей негроидной расы человека от всех остальных?

1) узкий выступающий нос

2) округлое лицо

3) желтовато-смуглый цвет кожи

4) чёрные курчавые волосы

27. В результате каких процессов у человека сформировались расовые признаки?

1) упражнения или неупражнения отдельных органов

2) общественного образа жизни человека

3) действия естественного отбора

4) развития цивилизации


28. Рассмотрите рисунок, на котором

изображены ископаемые предки

рода Человек в хронологической

изображён кроманьонец, если под

цифрой 1 изображён австралопитек?

неандерталец?

29. Что является доказательством единства представителей разных рас?

1) приспособленность представителей разных рас к определённым условиям жизни

2) способность представителей разных рас вступать в брак и давать потомство

3) высокая численность представителей разных рас

4) наличие расовых признаков

30. Под какой цифрой на рисунке изображён представитель европеоидной расы? Монголоидной? Негроидной?


31. Какому из представителей рода Человек

принадлежат представленные изображения

наскальных рисунков?

1) питекантропу

2) неандертальцу

3) кроманьонцу

4) Австралопитеку

32. Наиболее ранним предком современного человека считают

1) кроманьонца

2) гориллу

3) неандертальца

4) Питекантропа

33. Современные люди, принадлежащие к разным расам, являются представителями

1) одного вида

2) разных видов

3) одной популяции

4) разных родов одного семейства


34. Рассмотрите рисунок, на котором

изображены ископаемые предки рода

Человек в хронологической

последовательности их появления

на Земле. Под какой цифрой на нём

изображён австралопитек?

35. Ископаемый предок человека с объёмом головного мозга 500 600 см3, не владевший речью и не изготовлявший орудий труда, останки которого впервые обнаружены в Африке, это

1) человек разумный

2) неандерталец

3) человек умелый

4) Австралопитек

36. К социальным факторам эволюции человека относят

1) изготовление орудий труда

2) изменения в скелете

3) развитие бинокулярного зрения

4) добывание пищи


37. К каким факторам эволюции человека относят коллективный труд, речь, абстрактное мышление?

1) социальным

2) биотическим

3) биологическим

4) Абиотическим

38. Чем отличается человекообразная обезьяна от человека?

1) строением кисти руки

2) дифференциацией зубов

3) общим планом строения

4) уровнем обмена веществ

39. Определите правильную последовательность основных этапов эволюции человека.

1) древнейшие люди → предшественники людей → неандертальцы → кроманьонцы

2) предшественники людей → древнейшие люди → неандертальцы → кроманьонцы

3) кроманьонцы → неандертальцы → предшественники людей → древние люди

4) неандертальцы → древнейшие люди → предшественники людей → кроманьонцы

40. Социальная природа человека проявляется в

1) речевой деятельности

2) приспособленности к прямохождению

4) образовании условных рефлексов


41. Развитие речи у первобытного человека шло параллельно с развитием

2) гортани

3) Позвоночника

42. Какой процесс обеспечил социальную эволюцию человека?

1) изменение форм конечностей

2) появление заботы о потомстве

3) развитие искусства и науки

4) увеличение объёма головного мозга

43. Переход от обезьяноподобного предка к человеку сопровождался развитием

1) охотничьих навыков

2) способности к труду

3) мышц нижней челюсти

4) грудной клетки

44. Что свидетельствует о том, что представители рода Человек появились примерно 2 - 3 млн. лет назад?

  • найденные исторические летописи

2) данные сравнительной анатомии

3) палеонтологические находки

4) мифы древних народов


45. Чему, из перечисленного ниже, способствовала совместная трудовая деятельность предков современного человека?

1) хождению на двух конечностях

2) изменению свода стопы

3) появлению речи

4) изменению скелета лицевого отдела черепа

46. Преобладание у человека мозгового отдела черепа над лицевым привело к

1) возникновению мимических мышц

2) развитию мышления

4) увеличению ушных раковин

47. У человека в связи с прямохождением

1) развился большой палец стопы

2) сформировались ногтевые пластинки

3) срослись две первые фаланги пальцев ног

4) сформировались своды стопы


48. Одновременно с кроманьонцами жили

1) австралопитеки

2) питекантропы

3) синантропы

4) Неандертальцы

49. Какая современная раса до эпохи Великих географических открытий была распространена в Европе, Передней Азии, Средней Азии, Северной Африке, центральной Индии?

1) негроидная

2) монголоидная

3) европеоидная

4) Австралоидная

50. Важнейшим социальным приобретением в эволюции человека было

1) хождение на двух ногах

2) увеличение объёма мозга

3) использование огня

4) стереоскопическое зрение

51. Прародиной современного человечества большинство учёных считают

1) Австралию 2) Африку 3) Европу 4) Азию


52. К творческому труду были способны

1) дриопитеки

2) питекантропы

3) австралопитеки

4) Кроманьонцы

53. Какие особенности в строении тела приобрёл предок современного человека, перейдя к регулярной трудовой деятельности?

1) тазовые кости срослись, по форме напоминают чашу

2) большой палец руки стал противостоять остальным

3) в позвоночном столбе сформировалось несколько изгибов

4) стопа из плоской превратилась в сводчатую

54. Социальная природа человека в первую очередь проявляется в

1) сложном пищевом поведении

2) передаче жизненного опыта

3) приспособленности к двуногому хождению

4) чередовании сна и отдыха

55. Какие кости скелета человека претерпели резкие изменения в процессе эволюции?

1) кости кисти

2) рёбра и грудина

3) лопатки и ключицы

4) шейные позвонки


56. Что обеспечило социальную эволюцию человека?

1) забота о потомстве

2) прямохождение

3) исчезновение шёрстного покрова

4) систематическая трудовая деятельность

57. Искусство возникло у

1) дриопитеков

2) неандертальцев

3) австралопитеков

4) Питекантропов

58. Какую ископаемую форму относят к стадии современного человека?

1) кроманьонцы

2) неандертальцы

3) питекантропы

4) Австралопитеки

59. Развитие речи у первобытного человека шло параллельно с развитием

1) заботы о потомстве

2) гортани

3) охотничьих инстинктов


60. Переход предков человека к прямохождению способствовал

1) высвобождению рук

2) появлению условных рефлексов

3) развитию четырёхкамерного сердца

4) усилению обмена веществ

61. Из предложенных признаков выберите наиболее убедительное доказательство единства человеческих рас.

1) телосложение

2) способность к скрещиванию

3) способность выживать в любом регионе

4) строение органов дыхания

62. Важнейшая функция речи это

1) подача звукового сигнала

2) выражение эмоций

3) обозначение собственных потребностей

4) обобщение и абстрактное мышление

63. Способность анализировать ситуацию с помощью внутренней речи это

1) мышление

2) рассудочное поведение

4) фантазия

ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ

Ближайшими родственниками человека считают человекообразных обезьян. Как и все млекопитающие животные, они вынашивают детёнышей в матке и вскармливают их молоком. У них интенсивный обмен веществ и постоянная температура тела, то есть они теплокровны. Среди зубов человекообразных обезьян различают резцы, клыки и коренные. У них, как и у человека, есть ушные раковины, а также рудиментарные органы копчиковая кость, складка в уголке глаза (третье веко), ушные мышцы и так далее. Обезьяны способны к обмену информацией, они обучаемы и могут преодолевать некоторые трудности, например, в добывании пищи.

Однако между человеком и человекообразными обезьянами немало различий. Мозговой отдел черепа человека преобладает над лицевым. У обезьян наоборот, лицевой отдел больше. У человека хорошо развит подбородочный выступ, что связано с развитием мышц языка и речи. Объём мозга человека примерно в 3 раза больше, чем у шимпанзе. У него также более развита складчатость коры мозга, что обеспечило развитие мыслительной деятельности. Изменился и скелет человека. Он приспособлен к прямохождению и труду. В связи с трудовой деятельностью развивается кисть, а в связи с прямохождением позвоночник приобретает изгибы, руки становятся короче ног, стопа вместе с позвоночником

выполняет амортизационные функции.

Эволюционная близость человека и человекообразных обезьян не ограничивается

сходством в строении и физиологии, она связана также и с общностью хромосомных

наборов. Например, число хромосом у человека составляет 46, у человекообразных обезьян 48.

следующие вопросы.

1) Каковы особенности скелета человека?

2) Почему человекообразные обезьяны не способны к целенаправленному созданию и

применению орудий труда (дайте два объяснения)?

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ О ТОМ, КАК МЫСЛИТ ЧЕЛОВЕК

Самые первые идеи о том, где гнездятся наши мысли, творческие идеи и мечты, впервые возникли в Древнем Египте и Древней Греции. В то время люди полагали, что источником мысли является сердце. Вспомните собственные ощущения: как от злости колотит в груди. Рассматривая вскрытые тела умерших, древние обратили внимание на центральное положение сердца и его связь с главной жидкостью организма кровью, а оттуда пришли к выводу, что именно этот орган и отвечает за творчество, интеллект, речь и эмоции.

Оспорил этот взгляд древнегреческий врач Гиппократ. Из того, что травмы головы приводят к нарушениям речи и эмоций, он сделал вывод, что вместилищем интеллекта является головной мозг. Ещё одним аргументом в поддержку этой теории послужили для него результаты трепанации черепа просверливание в черепе отверстия, снижающего внутричерепное давление,

операции, которая и по сей день используется хирургами для устранения некоторых повреждений мозга.

Гиппократ также пришёл к выводу, что мы страдаем, когда мозг становится горяч, холоден, влажен или сух. Он полагал, что безумие случается, когда мозг влажен, и лишь когда мозг спокоен, человек способен мыслить разумно и рационально. Все эти рассуждения вовсе не обязательно верны, но именно они вдохновили древнегреческого философа Аристотеля. Он попытался объединить идеи Гиппократа с прежними о роли сердца. Сам он продолжал верить, что обиталищем разума является сердце, но предположил, что мозг охлаждает сердце, когда оно перегрето эмоциями. Рациональные люди, по Аристотелю, это те, у кого больше возможности охлаждать мозгом сердце.

1) Что Гиппократ считал вместилищем разума у человека?

2) Какова роль мозга в мышлении согласно взглядам Аристотеля?

3) Чья точка зрения о механизме мышления с позиции современной науки оказалась более правдоподобной? Почему?

1) Что Аристотель считал вместилищем разума у человека?

2) Какие аргументы использовал Гиппократ для доказательства правоты своей позиции?

3) Почему точка зрения Аристотеля, что сердце занимает центральное положение в мышлении, оказалось заблуждением?

ПРЯМОХОЖДЕНИЕ

Около 6 - 7 млн лет назад в эволюции приматов произошло очень важное событие. Предок современного человека постепенно перешёл к хождению на двух конечностях. Это случилось вследствие изменения климата в Африке. Сухой климат привёл к тому, что на месте лесов возникли саванны, где вместо лазания по деревьям требовалось быстрое передвижение по ровной поверхности.

Согласно трудовой гипотезе Ф. Энгельса, возникновение прямохождения тесно связано со специализацией руки обезьяны для трудовой деятельности: переноса предметов, детёнышей; манипулирования пищей и изготовления орудий. В вульгарном изложении прямохождение возникло для того, чтобы освободить руки для трудовой деятельности. В дальнейшем труд привёл к возникновению языка и общества. Однако, по современным данным, прямохождение возникло намного раньше изготовления орудий. Так, найденные антропологами самые древние орудия из Гоны в Эфиопии имеют датировку лишь 2,7 млн лет назад.

Согласно так называемой гипотезе водной обезьяны, очень подробно разработанной Я. Линдбландом, предки человека могли вставать на задние ноги, чтобы переправляться через водные преграды. Известно, что большинство австралопитеков обитали недалеко от воды и, вероятно, добывали в воде часть своего пропитания. В строении человека есть ряд признаков, свидетельствующих о значительной адаптации человека к плаванию и нырянию, в отличие от орангутанов, горилл и шимпанзе: положение волос на теле по направлению от макушки к ногам по течению воды при нырянии, ориентация ноздрей вниз для

сохранения воздуха в носовой полости, способность задерживать дыхание, редуцированный волосяной покров на теле, что нетипично для животных саванны. Гипотеза водной обезьяны в своём крайнем варианте многократно подвергалась критике, но некоторые её положения нельзя игнорировать.

2) Каковы причины перехода ископаемого предка современного человека к прямохождению согласно трудовой гипотезе?

3) Что является аргументом в пользу гипотезы «водной обезьяны»?

2) Что может служить доказательством «трудовой гипотезы» происхождения человека?

3) Какие преимущества, не указанные в тексте, в связи с прямохождением получил предок

современного человека? Назовите его.

Сложности классификации

Казалось бы, никаких проблем с классификацией вида животного, известного как Homo sapiens sapiens (человек разумный),возникнуть не должно. Казалось бы, чего проще? Он относится к хордовым (подтип позвоночные), к классу млекопитающих, отряду приматов (человекообразных). Если более подробно, то его семейство - гоминиды. Итак, род его - человек, вид - разумный. Но возникает вопрос: чем он отличается от других? Хотя бы от тех же неандертальцев? Являлись ли вымершие виды людей такими уж неразумными? Можно ли назвать неандертальца дальним, но прямым предком человека нашего времени? А может, эти два вида существовали параллельно? Скрещивались ли они, дав совместное потомство? Пока не будет проведена работа по изучению генома этих таинственных Homo sapiens neanderthalensis, ответа на этот вопрос не будет.

Где появился вид «человек разумный»?

Большинство ученых считает, что общий предок всех людей как современных, так и исчезнувших неандертальцев, появился в Африке. Там в эпоху миоцена (это приблизительно шесть или же семь миллионов лет тому назад) из гоминидов отделилась группа видов, впоследствии эволюционировавшая до рода Homo. Прежде всего, основанием такой точки зрения явилась находка древнейших останков человека, названного австралопитеком. Но вскоре были открыты другие находки древнейших людей - синантропа (в Китае) и Homo heidelbergensis (в Европе). Были ли это разновидности одного и того же рода?

Все ли они были предками современных людей или тупиковыми ветвями развития эволюции? Так или иначе, а человек разумный появилсянамного позже - сорок или сорок пять тысяч лет назад, во времена палеолита. И революционным отличием гомо сапиенса от прочих гоминид, передвигающихся на задних конечностях, было то, что он изготовлял орудия труда. Предки же его, впрочем, как и некоторые современные обезьяны, только использовали подручные средства.

Тайны родового древа

Еще 50 лет назад в школе учили, что человек разумныйпроизошел от неандертальца. Его часто представляли в образе волосатого полуживотного, со скошенным черепом и выступающей челюстью. А гомо неандерталес, в свою очередь, эволюционировал от питекантропа. Его же советская наука изображала почти обезьяной: на полусогнутых ногах, полностью покрытого шерстью. Но если с этим древнейшим предком всё более-менее ясно, то отношения гомо сапиенса сапиенса и неандертальца куда более запутанные. Оказывается, оба этих вида какое-то время существовали в одно и то же время и даже на одних территориях. Таким образом, гипотеза происхождения человека разумного от неандертальцев требует дополнительных доказательств.

Принадлежал ли Homo neanderthalensis к виду «человек разумный»?

Более тщательное исследование захоронений этого вида показало, что неандерталец был полностью прямоходящим. К тому же у этих людей была членораздельная речь, орудия труда (каменное зубило), религиозные культы (в том числе и погребальные), примитивное искусство (украшения). Однако его отличал от современного человека ряд особенностей. К примеру, отсутствие подбородочного выступа, что позволяет судить о том, что речь таких людей была недостаточно развита. Находками подтверждаются следующие факты: неандерталец возник сто пятьдесят тыс. лет назад и процветал до 35-30 тысяч лет до нашей эры. То есть это произошло в тот период, когда уже появился и четко оформился вид «человек разумный сапиенс». Полностью же исчез «неандерталец» лишь в эпоху последнего оледенения (Вурмского). Что послужило причиной его гибели (ведь смена климатических условий затронула лишь Европу), сказать сложно. Возможно, легенда о Каине и Авеле имеет более глубокие корни?

Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...