Понятие личности. Индивид, индивидуальность, личность. Педагогический процесс раскрывает особенности учения. Комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности – это


Системные качества человека

1. Понятие и виды системных качеств человека;

2. Человек как биологический индивид;

3. Человек как личность;

4. Индивидуальность человека.

Представление о человеке как системе в научный оборот ввёл Ананьев. Системные качества – это качества приобретаемые человеком при включении в определённую систему и выражающие его место и роль в данной системе. В этой связи принято различать такие системные качества человек как биологический индивид (человек как существо природное), человек как социальный индивид (человек как существо социальное), человек как личность (человек как культурный субъект).

Механизмы психической регуляции последовательно развиваются в онтогенезе: младенчество и раннее детство – доминируют механизмы свойственные биологическому индивиду. Формирование индивида начинается с момента оплодотворения. Дошкольный и младший школьный возраст – период активного развития социального индивида. Начало формирования социального индивида с момента рождения. Формирование личности происходит примерно с трёх лет.

Понятие индивид обозначает принадлежность человека к определённому биологическому виду и роду. Основной формой развития человека как биологического индивида является созревание биологических структур.

Схема индивидных свойств

(по Б.Г. Ананьеву)

Индивидные свойства


Половозрастные Индивидуально-типические

Пол Возраст Первичные Вторичные

I. Нейродинамические свойства, обуславливающие силовые (энергетические) и временные параметры протекания н/процессов (возбуждения и торможения) в коре больших полушарий.

II. Психодинамические – интегрально выраженные в типе темперамента и формируются прижизненно на базе I свойств. Детерминируют силовые и временные параметры протекания психических процессов и поведения. Темперамент – это проявление нейродинамических свойств на уровне психического отражения и поведения индивида.

III. Билатеральные свойства – это характеристики локализации психофизиологических механизмов и функций в полушариях головного мозга.

IV. Функциональная ассиметрия психических функций – неравномерное размещение психических функций между различными полушариями.

V. Конституциональные свойства – это биохимические особенности обмена веществ как в теле биологического индивида в общем, так и в его н/с в частности: а) конституция, б) соматотип – возникает на базе конституции под влиянием внешних факторов.

Функции индивидных свойств: 1. выступают в качестве фактора физического и психического развития; 2. образуют психофизиологический базис для деятельности человека; 3. определяют динамические (темп реакции, скорость, ритм) и энергетические (потенциал активности) ресурсы человека.

Личность – системное, сверхчувственное, качество человека, приобретаемое им и проявляемое им в совместной деятельности и общении с другими людьми.

Сверхчувственное – означает, что на сенсорноперцептивном уровне личность мы познать не можем. Личность представлена в пространстве межличностных отношений, в котором она и формируется и проявляется. Единицей анализа является поступок.

Структура личности. Социальный статус – место человека в структуре общественных отношений. Социальная роль – поведенческая развёрстка статуса. Социальная позиция – осознанное и неосознанное отношение человека к собственным ролям. Ценностные ориентации – совокупность ценностей человека. Направленность (ядро личности) – совокупность доминирующих мотивов поведения и деятельности: эгоцентрическая, деловая, межличностная. Доминирующий эмоциональный фон жизни. Соотношение поведения и воли. Уровень развития самосознания.

Можно говорить о так называемых глобальных характеристиках личности: Сила личности – способность личности влиять на других людей. Состоит из персонифицированности личности (представленности в других людях), устойчивости (принципиальности), гибкости – способность к изменениям.

Индивидуальность – это уникальность, неповторимость, непохожесть.

В широком смысле понятие индивидуальности можно отнести ко всем уровням анализа человека. Индивидуальные биологические особенности, индивидуальный набор социальных способов поведения ролей и статусов, способностей к выполнению деятельности и т.д.

В узком смысле слова данное понятие нужно применять только к личности, которая обладает неповторимым набором мотивов, ценностей, идеалов, установок, индивидуальным стилем деятельности и т.д. Индивидуальный стиль деятельности – это совокупность оптимальных для данного субъекта способов и приёмов выполнения деятельности.

Тема 2.7. Личность и ее социализация.

План

1. Понятие личности. Основные теории личности.

2. Структура личности. Самосознание личности. Формирование личности.

3. Социализация и ее основные характеристики.

4. Понятие социального поведения. Просоциальное и асоциальное поведение. Агрессия и регуляция социального поведения

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. –– М.: Наука, 1980.–– С. 113-185, 210-259.

2. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. –– СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. –– 89 с.

3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник. –– М.: Издательство МГУ, 1990. –– С. 7-363.

4. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. –– 2-е изд., перераб. –– М.: Международная педагогическая академия, 1995 – С. 5-20.

5. Бодалев А.А. Психология о личности. –– М.: Изд-во МГУ, 1988. –– С. 5-11, 37-59.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –– М.: Просвещение, 1982. –– С. 39-123.

7. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. –– М.: Изд-во МГУ, 1982.–– С. 6-97.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –– М.: Наука, 1982. –– С. 86-135.

9. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Учебное пособие к спецкурсу. –– Пермь: Изд-во ун-та, 1990. –– С.81-108.

10. Oрлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее "Я" человека. //Вопросы психологии. –– 1995. –– № 2. –– C. 5 - 19.

11. Психология индивидуальных различий. Тексты.–– М: Педагогика, 1982.–– С. 179-218.

12. Психология личности. Тексты. –– М: Педагогика, 1982.–– С. 11-19, 39-41.

13. Психология развивающейся личности/ Под ред. А.В. Петровского. –– М.: Педагогика,1987.–– С. 10-105.

Понятие личности. Основные теории личности.

Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.

Личность – системное социальное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но они взаимосвязаны:

Человек - наиболее общее, интегративное понятие. Означает существо, воплощающее высшую степень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но, неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид;

Индивид - конкретный человек как представитель рода Ноmo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития;


Индивидуальность - неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии личности на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности - ее потребностно-мотивационная сфера – это - направленность личности , ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим социальным обязанностям.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В природной, биологической организации человека заложены возможности его психического развития.

Человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры.

В становлении индивида как личности существенны процессы личностной идентификации (формирование у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализаиии (осознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).

С другими людьми личность взаимодействует на основе "Я-концепции ", личностной рефлексии - своих представлений о самой себе, своих возможностях, своей значимости.

Человек рождается с определенными наследственными задатками. Большинство из них многозначны: на их основе могут быть сформированы различные качества личности. При этом решающую роль играет процесс воспитания.

Однако возможности воспитания связаны и с наследственными особенностями индивида. Наследственная основа человеческого организма определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности его будущего психического развития.

Современные научные данные свидетельствуют о том, что определенные биологические факторы могут выступать в качестве условий, затрудняющих или облегчающих формирование тех или иных психических качеств человека.

Во второй пол. 20 века сложилось много подходов и теорий личности.

Структурные теории личности направлены на выявление структуры личности, ее типологии, составных элементов, черт личности. Наиболее крупными представителями структурных теорий личности являются Г. Олпорт, К. Роджерс, Д. Кеттелл, Г. Айзенк.

Гордон Уиллард Олпорт (1897 - 1967), американский психолог, один из основоположников современного системного подхода к изучению психологии личности, считал, что у любой личности имеется устойчивый набор черт. (Его теория так и называется - "теорией черт личности".) Олпорт исследовал иерархию ценностных ориентации личности и типологизировал личности по этому основанию ("Личность: психологическая интерпретация", 1938).

Другой американский психолог Карл Рэнсом Роджерс (1902 - 1987), один из лидеров так называемой гуманистической психологии, считал, что ядром личности является ее Я-концепция. Формируясь в социальной среде, она и является основным интегративным механизмом саморегуляции личности. Я-концепция постоянно сопоставляется с идеальным Я, вызывает попытки ограждения Я-концепции от дезинтеграции: индивид постоянно стремится к самооправданию своего поведения, использует разнообразные механизмы психологической защиты (вплоть до перцептивных искажений - искажений восприятия, и игнорирования неугодных ему объектов). Роджерс разработал особую (интерактивную) систему психотерапии, основанную на доверительном отношении к пациенту ("Центрированная на клиенте терапия", 1954).

В XX веке в изучении психологии личности начинается широкое использование экспериментально-математических методов. Американский психолог Джеймс Маккин Кеттелл (1860 - 1944) выступил зачинателем тестологического движения в психологии. Он впервые применил в психологическом исследовании личности сложный метод современной статистики - факторный анализ, сводящий к минимуму множество различных показателей и оценок личности и позволяющий выявить 16 базовых черт характера личности (16-факторный личностный опросник Кеттелла).

Опросник Кеттелла выявляет такие базовые качества личности, как разумность, скрытность, эмоциональная устойчивость, доминирование, серьезность (легкомысленность), добросовестность, осторожность, чувствительность, доверчивость (подозрительность), консерватизм, конформность, управляемость, напряженность.

В опроснике Кеттелла более 100 вопросов, ответы на которые (утвердительные или отрицательные) группируются в соответствии с "ключом" - определенным способом обработки результатов, после чего определяется выраженность того или иного фактора.

Методы математического анализа результатов наблюдений и опросов, документальных данных были разработаны также Г. Айзенком . Его концепция черт личности связана с ее двумя взаимосвязанными базовыми качествами: 1) экстраверсия-интроверсия; 2) стабильность-нестабильность (невротизм, тревожность).

когнитивная психология

Недостатком структурных теорий личности было то, что на основе знания личностных черт невозможно предсказать поведение человека, т.к. оно зависит еще и от самой ситуации.

Как альтернатива этой теории – возникла теория социального научения. Основная психологическая характеристика личности в данной теории – это поступок, или серия поступков. Влияние на поведение человека оказывают другие люди, поддержка или осуждение поступков с их стороны. Человек поступает так или иначе, исходя из своего жизненного опыта, который приобретается в результате взаимодействия с другими людьми. Формы поведения приобретаются путем подражания (викарное научение). Поведение человека и его личностные характеристики зависят от частоты возникновения одних и тех же «стимульных ситуаций» и от оценок поведения в этих ситуациях, полученных от других людей.

Одним из основных направлений современной зарубежной психологии становится когнитивная психология (от лат. соgnitio - познание), которая в противовес бихевиоризму постулирует знание как основу поведения. В рамках когнитивной психологии исследуются закономерности познавательной деятельности (Дж. Брунер), психология индивидуальных различий (М. Айзенк), психология личности (Дж. Келли). В связи с развитием кибернетики и актуализацией проблемы управления сложными системами возникает повышенный интерес к структуре человеческого.

Свой подход к психологии личности предложили и сторонники гуманистичекой психологии (Маслоу, Роджерс). Основное внимание представителей данного направления было обращено на описание внутреннего мира личности. Основная потребность человека, согласно этой теории – это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению.

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью, субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.

Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки - перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец - уже человек по сумме своих возможностей - отличается от детеныша животного. Таким образом доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии “индивид ” воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появясь на свет как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Итак, личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.

Личность каждого человек наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух одинаковых людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Подобно тому, как понятия “индивид” и “личность” не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро “в уме” складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности хотя бы потому, что они могут быть и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для характеристики личности индивида и не получают условий для развития. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются “немыми”, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.

Проблема соотношения биологического (природного) и социального начал в структуре личности человека является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии. Заметное место занимают теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов - биологического и социального. Была выдвинута мысль о том, что вся личность человека распадается на “эндопсихическую” и “экзопсихическую” организацию. “Эндопсихика ” как подструктура личности выражает внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. “Экзопсихика ” определяется отношением человека к внешней среде. “Эндопсихиа” включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность и т.д., а “экзопсихика” - систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д.

Как же следует относиться к указанной концепции двух факторов? Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности. Итак, признавая роль природного, биологического, и социального в структуре индивидуальности, невозможно выделять биологические подструктуры в личности человека, в которой они существуют уже в превращенной форме.

Возвращаясь к вопросу о понимании сущности личности, необходимо остановиться на структуре личности, когда она рассматривается как “сверхчувственное” системное качество индивида. Рассматривая личность в системе субъективных отношений, выделяют три типа подсистем личностного бытия индивида (или три аспекта трактовки личности). Первый аспект рассмотрения - интраиндивидная подсистема : личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту; личностное оказывается погруженным во внутреннее пространство бытия индивида. Второй аспект - интериндивидная личностная подсистема , когда сферой ее определения и существования становится “пространство межиндивидных связей”. Третий аспект рассмотрения - метаиндивидная личностная подсистема . Здесь обращается внимание на воздействие, которое вольно или невольно индивид оказывает на других людей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения: ее важнейшие характеристики, которые пытались усматривать в качествах индивида, предлагается искать не только в нем самом, но и в других людях. Продолжаясь в других людях, со смертью индивида личность полностью не умирает. Индивид как носитель личности уходит из жизни, но, персонализированный в других людях, продолжает жить. В словах “он живет в нас и после смерти” нет ни мистики, ни чистой метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения.

Разумеется, что личность может быть характеризуема только в единстве всех трех предложенных аспектов рассмотрения: ее индивидуальности, представленности в системе межличностных отношений и, наконец, в других людях.

Если при решении вопроса о том, почему человек становится активнее, мы анализируем сущность потребностей, в которых выражено состояние нужды в чем или ком-либо, приводящее к активности, то для того, чтобы определить, во что выльется активность, необходимо проанализировать, чем определяется ее направленность, куда и на что эта активность ориентирована.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека . Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам.

Интерес - мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно - для индивида - интерес обнаруживается в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, узнать о нем еще больше, понять его.

Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Интересы - важная сторона мотивации деятельности личности, но не единственная. Существенным мотивом поведения являются убеждения.

Убеждения - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей , выступающих в форме убеждений, - это знания об окружающем мире природы и общества, их определенное понимание. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему воззрений (философских, эстетических, этических, естественно-научных и др.), они могут рассматриваться как мировоззрение.

Наличие убеждений, охватывающих широкий круг вопросов в области литературы, искусства, общественной жизни, производственной деятельности, свидетельствует о высоком уровне активности личности человека.

Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как “Я”, противостоящее “другим” и вместе с тем неразрывно с ним связанное.

Переживание наличия своего “Я” является результатом длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и который обозначают как “открытие “Я””. Годовалый ребенок начинает осознавать отличия ощущений собственного тела от тех ощущений, которые вызываются находящимися вовне предметами. Затем, в возрасте 2-3 лет, ребенок отделяет доставляющий ему удовольствие процесс и результат собственных действий с предметами от предметных действий взрослых, предъявляя последним требования: “ Я сам!” Он впервые начинает осознавать себя в качестве субъекта собственных действий и поступков (в речи ребенка появляется личное местоимение), не только выделяя себя из окружающей среды, но и противопоставляя себя всем другим (“Это мое, это не твое!”).

Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формируется образ собственного “Я”. Образ “Я” - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. Образ “Я” тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к самому себе. Как всякая установка, образ “Я” включает в себя три компонента.

Во-первых, когнитивный компонент : представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.

Во-вторых, эмоционально-оценочный компонент : самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.

В- третьих - поведенческий (волевой ): стремление быть понятым, завоевать симпатии, повысить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

Образ “Я” - устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Образ “Я” и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его “Я”, а множество сменяющих друг друга “Я-образов”, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия. “Я-образ” - не статическое, а динамическое образование личности индивида.

“Я-образ” может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как “реальное Я”, но, вероятно, правильнее было бы его назвать сиюминутным или “текущим Я” субъекта.

“Я-образ” - это вместе с тем и “идеальное Я” субъекта - то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности.

Укажем еще один вариант возникновения “Я-образа” - “фантастическое Я” - то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным, каким он хотел бы себя видеть. Конструирование своего фантастического “Я” свойственно не только юношам, но и взрослым людям. При оценке мотивирующего значения этого “Я-образа” важно знать, не оказалось ли объективное понимание индивидом своего положения и места в жизни подменено его “фантастическим Я”. Преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые бы способствовали осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека и в конце концов может жестоко его травмировать ввиду очевидного несовпадения желаемого и действительного.

Степень адекватности “Я-образа” выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Как же личность осуществляет самооценку? К. Марксу принадлежит справедливая мысль: человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе, как к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Другими словами, личность ориентируется на некую референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которой являются ее идеалами, интересы - ее интересами и.т. д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном и в зависимости от результатов проверки оказывается довольной собой или недовольной. Слишком высокая или слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется, эта конфликтность может проявляться по-разному.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность и нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться.

Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности.

Для того, чтобы понимать человека, необходимо отчетливо представлять себе действие бессознательно складывающихся форм управления личностью своим поведением, обращать внимание на всю систему оценок, которыми человек характеризует себя и других, видеть динамику изменений этих оценок.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Общая характеристика и содержание направленности личности в психологии. Система направленности личности по В.А. Сластенину и В.П. Каширину. Условия формирования профессиональной направленности. Методика Смекала и Кучера для исследования личности.

    реферат , добавлен 19.09.2014

    Сущность и отличительные черты направленности личности и мотивации деятельности. Характеристика форм направленности личности в порядке их иерархии. Мотивация как совокупность причин, объясняющих поведение человека, его направленность и активность.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    Личность как определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении, принципы и этапы ее формирования, основные факторы, оказывающие влияние. Врожденные и приобретенные качества.

    контрольная работа , добавлен 22.04.2014

    Понятие и общая характеристика личности, ее структура и направления формирования. Сущность и направления исследования деятельности в современной психологии. Этапы развития личности в общении. Многоплановый характер данного процесса, его элементы.

    реферат , добавлен 30.11.2015

    Понятие направленности личности в современной психологии. Потребности и мотивы. Специфичность и существенное свойство интереса человека. Ценностные ориентации личности, мотивация ее поведения. Роль направленности в человеческой жизнедеятельности.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2012

    Сущность и разновидности направленности личности, факторы, влияющие на выбор направления. Место осознаваемых мотивов в направленности личности. Структура и особенности направленности личности осужденных, ценности, способствующие их ресоциализации.

    контрольная работа , добавлен 22.10.2009

    Направленность личности: психологическая характеристика, виды. Понятие субъективной оценки межличностных отношений, социально-психологической адаптивности. Напряженность в межличностных отношениях. Сущность опросника "Направленность личности" Б. Басса.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2011

    Проблема направленности личности в психологии, ее связь с акцентуацией характера в старшем школьном возрасте. Процедура и методы исследования типов направленности личности и акцентуации характера старшеклассников. Анализ и интерпретация полученных данных.

    дипломная работа , добавлен 01.02.2012

Личность - системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением.

Это взаимодействие протекает в двух ведущих формах - общении и совместной деятельности .

В структуре проявлений личности выделяется три главных компонента.

1) индивид - это психосоматическая организация личности, делающая её представителем человеческого рода.

2) персона - социально-типические образования личности, обусловленные сходным для большинства людей, влиянием социального окружения.

3) индивидуальность - своеобразное сочетание особенностей, которое отличает одного человека от другого.

2. Составляющие личности:

Темперамент - особенности нейродинамической организации индивида.

Потребностно-мотивационная сфера включает: потребности (нужды человека для жизнедеятельности и развития), мотивы (связаны с удовлетворением определенных потребностей) и направленность (это система устойчивых предпочтений и мотивов, ориентирующих динамику развития личности и задающих тенденций её поведения).

Эмоционально-волевая сфера

Когнитивно-познавательная сфера

Характер - совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств.

Способности - сочетание психических свойств, являющихся условием выполнения одной или нескольких видов деятельности.

3. Ключевые признаки личности (системообразующие):

Эмоциональность - совокупность качеств личности, определяющих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний, чувствительность к эмоциональным ситуациям.

Активность - характеристика личности, которая определяет интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого-либо рода.

Саморегуляция - системная характеристика, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности (регуляция своего состояния, поведения деятельности).

Побуждение - мотивационный компонент характера.

4.Теории личности.

а) Теория черт. Психологи часто характеризуют людей на основе их черт. Черты личности - это обобщенные характеристики, ряд взаимосвязанных психологических признаков (эмоциональность, доминативность, моральность). В психологии применяются различные типологии личности, которые представляют типологические описания (психологические портреты) в терминах черт - (пессимист, оптимист, интроверт и т.д.).

б) Теория индивидуальных конструктов . (по Келли)

Личность - это система индивидуальных конструктов. Конструкты - это средства, пути интерпретации и толкования мира. Они имеют форму биполярных понятий (хороший-плохой, добрый-злой и т.д.), но представляют собой личностные изобретения, истолкования, накладываемые индивидом на реальность. В функционирование конструкта включается обобщение, различение, прогнозирование, контроль за поведением.

В практическом плане подход Келли позволяет определить видение ситуации с позиции самого обследуемого и корректировать его поведение, установки и потребности путем изменения системы психологических конструктов.

Приведенные два подхода к описанию личности носят статистический характер.

в) Структура личности Фрейда - является динамичной моделью. 3 Личность содержит три инстанции:

ОНО (ИД) - совокупность бессознательных потребностей и желаний, которые руководят нашим поведением, часто помимо сознания. Здесь содержатся вытесненные желания, которые проявляются иногда в сновидениях, ошибках, оговорках. Основные составляющие:

либидо - позитивные любовные сексуальные импульсы;

танатос - деструктивные агрессивные импульсы.

Эта инстанция формируется в раннем детстве, многие проблемы развития личности лежат в этой сфере.

Я (ЭГО) - сознательная субстанция личности, функционирующая в соответствии с принципами реальности. Она включает:

1)познавательные и исполнительные функции;

2) волю и фактические цели.

Эта инстанция регулирует процесс взаимодействия «оно » и «сверх-Я ».

Она господствует над побуждениями, но ночью спит, сохраняя способность к цензуре снов.

Сверх-Я - социальные запреты и нормы, неосознаваемые действия, которых заставляют «Я» избегать деструктивных влечений, исходящих от «оно».

Эта инстанция обусловлена воздействием культуры, которая противостоит биологическим влечениям «оно».

В результате субстанция «Я» является ареной постоянной борьбы между «сверх-Я» и «оно».

г) Теория потенциалов. Личность можно охарактеризовать её основными потенциалами.

Познавательный - определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность.

Морально-нравственный - приобретается личностью в процессе социализации - это нравственно-этические нормы, жизненные цели, убеждения, стремления (единство психологических и идеологических моментов в сознании и самосознании личности).

Творческий - наличный репертуар умений и навыков, способностей к действию (может быть созидательным, разрушительным, продуктивным (репродуктивным), а также мера их реализации в определенной сфере деятельности или общения.

Коммуникативный - степень общительности, характер и прочность контактов, устанавливаемых индивидом с другими людьми.

Эстетический - уровень и интенсивность художественных потребностей личности и то, как она их удовлетворяет. Реализуется в творчестве и в потреблении произведений искусства.

5. Понятие о направленности.

Одна из системных характеристик личности - направленность - это совокупность важнейших целевых программ, обусловливающих смысловое единство активного и целенаправленного поведения личности. В данной характеристике можно выделить две фундаментальные взаимосвязанные потребности:

а) быть личностью (потребность персонализации) - обеспечивает активное включение в социальные связи и обусловлена этими связями, общественными отношениями.

б) в самореализации - проявляется в стремлении реализовать свой жизненный потенциал (способности, задатки, запас жизненной энергии).

В состав направленности входит «Я-концепция». Психологический термин «Я» в русском языке неоднозначен. С одной стороны, «Я» - это, как уже говорилось, результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, что по-зволяет ему ощущать и переживать собственные физические и психические состояния, осознавать себя субъектом деятельно-сти. С другой стороны, собственное «Я» человека является для него и объектом самопознания.

В этом случае в состав «Я» человека входит его самовосприятие и самопонимание. Иначе говоря, то, каким данный человек видит себя и как он истолковывает себе свои действия, составляет «Я»-концепцию личности. Это своеобразная психология и филосо-фия собственного «Я». В соответствии со своей «Я»-концепцией чело-век и осуществляет свою деятельность. Поэтому поведение чело-века является всегда логичным, с его точки зрения, хотя оно мо-жет не казаться логичным на взгляд других людей.

Каждый из нас не только видит себя определенным образом, но также оценивает себя и свое поведение. Такой оценочный ас-пект «Я» называется самооценкой.

По данным исследований (Тейлор, 1994), люди с высокой самооценкой думают о себе хорошо, ставят перед собой соответ-ствующие цели, принимают во внимание мнения других людей для увеличения своих успехов, хорошо справляются с трудными ситуациями. Люди с низкой самооценкой, с другой стороны, не очень хорошо думают о себе, часто выбирают нереалистические цели или вообще уклоняются от каких-либо целей, с пессимиз-мом смотрят в будущее и враждебно реагируют на критику или другие виды негативной обратной связи.

Вдобавок к общей самооценке каждый человек имеет специфи-ческие, парциальные, оценки своих способностей в отдельных сферах. Например, какой-либо студент может иметь высокую са-мооценку в целом, но при этом знать, что ему трудно поддержи-вать разговор с малознакомыми людьми и он не очень музыкален. Другой студент может иметь низкую самооценку в целом, но знать, что он является хорошим вратарем факультетской футбольной команды.

Исследования показывают, что уровень самооценки личности связан с когнитивными аспектами «Я»-концепции (Франза, 1996). Так, люди с низкой самооценкой имеют менее ясно определенную и устойчивую «Я»-концепцию, чем люди с высокой самооценкой. «Я»-концепция людей с низкой самооценкой, по-видимому, являет-ся менее сложной и менее гибкой. Имеются данные, говорящие о том, что именно уверенность в себе является причиной высокой самооценки , а не наоборот (т.е. неверно утверждение, что высо-кая самооценка порождает более высокий уровень уверенности в себе). Итак, можно предположить, что первым компонентом вы- сокой самооценки является знание себя или, по меньшей мере, размышление о знании себя.Другим детерминантом уровня са- мооценки, по-видимому, может быть, как отмечает Франзой, спо- соб, посредством которого индивид "организует" позитивную и негативную информацию о себе в памяти . Речь идет не только о том, что все количество позитивной информации сравнивается с количеством негативной информации, что в целом определяет уровень самооценки. Главное здесь — как это знание о себе "ор-ганизовано". Некоторые индивиды проявляют тенденцию под-разделять информацию о себе на отдельные позитивные и нега-тивные категории (""Я хороший" и, наоборот, "Я нехороший"). Другие же имеют обыкновение формировать ментальные катего-рии, которые содержат в себе смесь позитивной и негативной ин-формации о себе. Исследования показывают, что если люди проявляют тенденцию подразделять в пределах своей «Я»-концепции информацию о себе на позитивную и негативную и первая чаще вспоминается, то такой когнитивный стиль повышает их самооценку и понижает уровень депрессии. У тех людей, для которых позитивные аспекты "Я" являются более важными, подразделение информации о себе на позитивную и негативную может быть частью процесса, способствующего исключению в концеконцов негативной информации из памяти. А это, в свою очередь, удаляет такую информацию из «Я»-концепции. С другой стороны, людям, которым негативные аспекты «Я» кажутся более важными, психологически более приемлемо смешивать в своем сознании вместе позитивные и негативные аспекты «Я».

Выбор редакции
Уровень экономической ситуации в стране определяется многими показателями. От экономики страны полностью зависит уровень жизни каждого из...

Должностные обязанности повара зависят от величины и профиля компании: одно дело разогревать сосиски в тесте и самому их продавать, и...

С момента трудоустройства и до дня увольнения трудовая книжка хранится в отделе кадров или в бухгалтерии предприятия. Ответственность за...

Должностная инструкция электромонтера по ремонту электрооборудования [наименование организации, предприятия и т. п.]Настоящая...
Многократно встречал выражения вроде «у меня диапазон 4 октавы», или «у певицы этой группы диапазон 8 октав!!11». Чтобы понять, не бред...
Добро пожаловать в игру Delicious Emily"s Home Sweet Home, где вы снова встретите старую знакомую Эмили. Красавица давно в бизнесе, она...
Древнегреческая мифология знакома каждому из нас с детства благодаря школьной программе. Увлекательными историями о похождениях богов,...
Допустим, кажется вам исчадием ада. Ну почитайте тогда, какие бывают за границей. 1. Adam Zkt. Eva/«Адам ищет Еву» Нидерланды, канал RTL...
Немецкий алфавит был создан на основе греко-романского алфавита. Он состоит из 26 букв, представленных в немецкой таблице алфавита. Как...