• восток — это ост, а север? Компас и его виды Сколько румбов на компасе


Румбы горизонта

– Вот, смотрите, – начал Яков Платонович на следующий день. – На картушке деления…

– Градусы, – уточнил Вася.

– Да, все триста шестьдесят градусов. Но есть и другие обозначения, с латинскими буквами. Это РУМБЫ.

На них делится не только картушка, но и горизонт. Румбы показывают с т р а н ы с в е т а и направления между ними.

Курс определяют чаще всего в градусах – это точнее. Но можно и в румбах. А уж при определении направлений ветра без румбов никак не обойтись. Поэтому они особенно важны на парусниках.

Главных румбов четыре: Север, Юг, Восток и Запад. Они-то на страны света и указывают. Самые главные из них – те, что смотрят на полюса: Север – он называется по-морскому НОРД (NORD) и обозначается буквой N – и Юг, который носит имя ЗЮЙД (SUD) и обозначается буквой S.

Два других – Восток и Запад. Восток – где восходит солнце, Запад – сторона заката.

Восток носит имя ОСТ (OST) и у него буквенная отметка О (а иногда такая – Оst ).

Запад называется ВЕСТ (WEST) и знак у него – буква W.

Запомнить названия нетрудно. Слово "норд" мы слышим часто, многие знают, что это "север". Есть даже такое выражение – "нордические страны", это области у Северного полярного круга. (А полярные круги, пока я не забыл, это северная и южная параллели шестьдесят шесть градусов и тридцать три минуты. Это границы очень холодных областей. Зимой там постоянная полярная ночь, а летом сплошной день с незаходящим солнцем)…

Ну, запомнили, что такое "норд"?

А в словах "зюйд" и "юг" одинаково громко звучит буква "ю", так что запомнить совсем просто.

Слово "ост" – как бы серединка слова "восток".

Остается запомнить "вест". Оно не похоже на "запад". Но мы все равно не забудем, верно?

Кстати, запомните: на картах и схемах принято всегда изображать север вверху (значит, юг оказывается внизу), а восток справа (запад, следовательно, будет напротив, слева).

Советую нарисовать главные румбы. Вот так:

Как видите, г л а в н ы е румбы делят окружность картушки и горизонта на четверти. В этих четвертях, между главными, лежат еще четыре румба. Называются ч е т в е р т н ы е.

Между нордом и остом располагается…

– Норд-ост! – бодро сказала Ксеня.

– Между нордом и вестом…

– Норд-вест! – поспешил Антон.

– Между зюйдом и вестом…

– Зюйд-вест! – не выдержал Вася.

– Между зюйдом и остом…

– Зюйд-ост… – снисходительно закончил Слава. Мол, что тут непонятного.

Но Яков Платонович разъяснил на всякий случай.

– Как вы сами понимаете, это все равно, что "северо-восток", "северо-запад", "юго-запад" и "юго-восток"… Но вы обратили внимание, что никогда не говорят "востоко-север" или "западо-юг"? Это не принято. Так же вы не услышите названий "ост-норд" или "вест-зюйд". В составных названиях четвертных румбов сначала всегда упоминаются те, которые смотрят на полюса.

– Наверно, из уважения к полюсам, – догадалась Ксеня. – Ведь через них проходит ось Земли.

– Видимо, так… А теперь нарисуем и четвертные румбы…

Слава поднял руку:

– Извините, но, по-моему, бывают еще норд-норд-ост и ост-норд-ост и всякие другие…

– Бывают. Они обозначаются тремя буквами, поэтому называются т р е х б у к в е н н ы м и.

Расположены трехбуквенные румбы между главными и четвертными.

Как образуются их наименования?

Сначала берут главный румб, поблизости от которого находится нужный нам трехбуквенный. Например, S (зюйд). Потом смотрят, какой рядом с "нашим" румбом есть четвертной. Скажем, SO (зюйд-ост). "Наш" находится между ними. Чтобы дать ему имя, сначала обязательно называют главный румб, а следом уже – четвертной, вот и получаются три буквы – в данном случае SSO (зюйд-зюйд-ост).

Теперь поработаем головами и карандашами. Врисуем трехбуквенные румбы в нашу схему.

– Разобрались?

– Ага, – выдохнул Антон. Он с Васиной помощью закончил рисунок последним. – Это уже все румбы?

– Нет, дорогой мой, не все… Главных румбов – четыре, четвертных – тоже четыре, трехбуквенных уже восемь. Пока всего шестнадцать.

А между всеми этими румбами втискиваются еще шестнадцать…

– Чтоб им пусто было, – шепнул Антон. Яков Платонович рассмеялся:

– Им не пусто, а наоборот, тесновато. Влезли, понимаешь ли, да еще требуют, чтобы каждому тоже дали имя.

– Трех букв здесь не хватит, – вздохнул Слава.

– Пояснение для первоклассников, – поддела Антошку Ксеня.

– Да знаю я, что такое нечетные числа, – буркнул он.

Яков Платонович обрадовался:

– Значит, ты знаешь и как называются эти румбы! В точности так же – н е ч ё т н ы е! Их имена составляются с помощью слова "тень".

– "Тень на плетень"… – опять проворчал Антон.

– Нет. В данном случае это означает "близкий к…" То есть близкий к одному из главных румбов, к какой-то стране света. Например, "тень ост", "тень зюйд".

С определением этих румбов у новичков иногда бывает неразбериха, помню, даже курсанты путались, а на самом деле нет ничего сложного.

Прежде всего запомните: трехбуквенные румбы (всякие OSO и WNW) припутывать сюда не надо. В определении нечетных румбов (которые с "тень") они не участвуют.

Когда надо узнать, как называется какой-нибудь нечетный румб, делаем вот что. Сначала смотрим, какой г л а в н ы й или какой ч е т в е р т н о й (то есть из двух букв) ближе всего к "нашему" нечетному. И называем его. Например, NO…

Затем надо определить, в какую сторону от этого NO отклоняется "наш" румб. К северу, к востоку, к югу или к западу? То есть – к какому г л а в н о м у румбу? На остальное сейчас смотреть не надо, важны только стороны света.

Допустим, отклоняется он к северу, к N. Иначе говоря – "тень норд". Вот и получается: норд-ост-тень-норд. Или NOtN. Потому что слово "тень" здесь обозначается маленькой латинской буквой t (тэ).

Ну, и снова беремся за карандаши. Дополним наш рисунок нечетными румбами и их названиями.

Когда кончили рисовать, Антон измученным голосом спросил:

– Будут еще румбы? Или все, наконец?

– Все. Правда, иногда говорят "полрумба", "четверть румба", но мы эти деления отмечать не будем.

– Уф… – выдохнул Антошка.

– Не вздыхай. Если трудно разобраться сразу, со временем поймешь… Вспомни рангоут. Казалось, сколько там непонятных названий! Но когда вы поняли с и с т е м у рангоута, все остальное стало проще. Поймете и здесь… А сейчас вернемся к компасу.

То, что мы нарисовали на доске и в тетрадях – то есть румбы – нанесено и на компасную картушку (правда, трехбуквенные и нечетные румбы не обозначены буквами, но моряки помнят их и без этого).

На старинных компасах картушки пестро раскрашивались, северный румб часто украшался изображением лилии – это был символ правильного курса. Сейчас картушки выглядят попроще, это и хорошо: пестрота и узоры только отвлекали штурмана и рулевого… А теперь смотрите. Я недавно сфотографировал картушку старого компаса, которую нашел среди книг, и отпечатал несколько снимков – для каждого из вас. Вложите эти картушки в тетради, они вам пригодятся для занятий.

– Дедушка, какой ты молодец! – воскликнула Ксеня.

– Да, это уж точно, – усмехнулся Яков Платонович. – А теперь давайте потренируемся в определении курсов… Слава, ты принес то, что я просил?

– Конечно! – Слава выскочил за дверь и вернулся с длинным газетным свертком. Сбросил бумагу, под ней оказалась полуметровая доска, вырезанная по форме корабельного корпуса. Слава сказал, что работал над этой штукой целый вечер.

– Прекрасно! Положим ее на палубу! – скомандовал Яков Платонович. – Поставим на нее компас. Вот так… Представим, что это настоящий корабль с компасом. В движении… Ну-ка, кто скажет, каким курсом он идет?

Четверо стукнулись головами над компасным стеклом так, что котелок слегка загудел.

– Курс норд-вест, – первым сообразил Слава. – Или триста пятнадцать градусов.

– Очень хорошо. Вася, слегка поверни корабль к норду. Так, чтобы курсовая нить перешла вправо на один румб… Что теперь?

– Теперь… теперь… Кажется, норд-вест тень-норд… Да! А в градусах… кажется, триста двадцать шесть.

– Точнее – триста двадцать шесть и еще четвертушка. В одном румбе одиннадцать с четвертью градусов. Если не верите, разделите 360 на 32 румба.

– Мы верим, – торопливо сказал Антон.

– То-то же … А сейчас позанимайтесь сами с этим кораблем. Пусть он походит в разных направлениях, а вы определяйте курсы…

И начались упражнения.

Конечно, корабль был из простой доски, но компас-то настоящий! Протирая на коленях джинсы, мореходы ползали по половицам вдоль и поперек.

Только и слышалось:

– Зюйд-вест-тень-вест… Нет, просто зюйд-вест, это ты сдвинул нечаянно! В море такой простор, а ты толкаешься. А теперь курс норд-ост! Сорок пять градусов!


– Поворачиваем к норду и плывем к Северному полюсу! – посоветовал Антон.

– Но там ведь ужасно сильное магнитное склонение! – испугалась Ксеня.

– Компас не будет работать как следует.

– А мы включим гирокомпас! – решил Вася.

– К сожалению, и гидрокомпаса вблизи полюсов работают "не очень", – заметил Яков Платонович. – Приходится применять специальные приборы. Например, солнечный компас. Он ориентируется на солнце, которое в полярных областях в летнее время не заходит круглые сутки.

С таким компасом в 1928 году знаменитый путешественник Руал Амундсен на гидросамолете "Латам" полетел искать экспедицию итальянского генерала Нобиле, которая потерпела в Арктике аварию на дирижабле "Италия"… В этом полете самолет со всем экипажем погиб. Но виноват, конечно, не компас. Что-то случилось с самой машиной…

– У нас солнечного компаса нет, – рассудил Вася. – Поворачиваем на юг. Почему такой тихий ход? Поднять на всех мачтах трюмсели!

Холода нам нынче ни к чему!

Южный ветер дует нам в корму!

– обрадованно сочинил Антон.

– Постой, постой, голубчик, – забеспокоился Яков Платонович. – Вы ведь отправились на юг. Значит, в корму вам дует с е в е р н ы й ветер!

– Извините, но как же так? – засомневался Слава. – Ведь ветры очень часто называются так же, как и румбы! Я читал! Влажный "зюйд", штормовой "норд", свирепый "норд-ост"… тот, который в Новороссийске называется "бора". Значит, дуть они должны в ту сторону, куда указывает этот румб.

– А вот тут, друг мой, ты допускаешь ошибку, типичную для сухопутных граждан. Между курсами и ветрами – разница. Когда говорят "курс корабля – зюйд", значит судно идет н а ю г. А когда говорят "дует зюйд", это значит – ветер с ю г а.

Чтобы запомнить это, моряки придумали поговорку: "Судно идет и з к о м п а с а, а ветер дует в к о м п а с".

– Понятно, – вздохнул Вася. – Значит, с южным ветром мы на юг не попадем.

– Попадете, но только если будете идти в л а в и р о в к у, змейкой. Зигзагами… Но об этом поговорим, когда займемся к у р с а м и и г а л с а м и о т н о с и т е л ь н о в е т р а.

– А это что такое? – опасливо спросил Антон.

– То, что моряку-паруснику необходимо знать как собственное имя. Но об этом завтра. А пока тренируйтесь с компасом.

– Курс норд-норд-вест! – определила Ксеня. – Прямо на морское чудовище по имени Синтаксис!

Синька обиделся и ушел из комнаты. Василиса за ним – утешать.

Компаса котов не интересовали. Может быть, они им вовсе не нужны: говорят, внутри у кошек есть устройство, которое помогает им без приборов определять, где север и юг. Но, во-первых, это не доказано, а во-вторых, не имеет отношения к науке о судовождении. Зато к ней имеет отношение

Содержание статьи

КОМПАС, прибор для определения горизонтальных направлений на местности. Применяется для определения направления, в котором движется морское, воздушное судно, наземное транспортное средство; направления, в котором идет пешеход; направления на некоторый объект или ориентир. Компасы подразделяются на два основных класса: магнитные компасы типа стрелочных, которыми пользуются топографы и туристы, и немагнитные, такие, как гирокомпас и радиокомпас.

Картушка компаса.

Для определения направлений в компасе имеется картушка (рис. 1) – круговая шкала с 360 делениями (соответствующими одному угловому градусу каждое), размеченными так, что отсчет ведется от нуля по часовой стрелке. Направлению на север (норд, N, или С) обычно соответствует 0° , на восток (ост, O, E, или В) – 90° , на юг (зюйд, S, или Ю) – 180° , на запад (вест, W, или З) – 270° . Это главные компасные румбы (страны света). Между ними расположены «четвертные» румбы: норд-ост, или С-В (45° ), зюйд-ост, или Ю-В (135° ), зюйд-вест, или Ю-З (225° ) и норд-вест, или С-З (315° ). Между главными и четвертными расположены 16 «основных» румбов, таких, как норд-норд-ост и норд-норд-вест (некогда было еще 16 румбов, таких, как «норд-тень-вест», называвшихся просто румбами).

МАГНИТНЫЙ КОМПАС

Принцип действия.

В приборе, указывающем направление, должно быть некое опорное направление, от которого отсчитывались бы все другие. В магнитном компасе таким направлением служит линия, соединяющая Северный и Южный полюса Земли. В этом направлении сам собой устанавливается магнитный стержень, если его подвесить так, чтобы он мог свободно поворачиваться в горизонтальной плоскости. Дело в том, что в магнитном поле Земли на магнитный стержень действует вращающая пара сил, устанавливающая его в направлении магнитного поля. В магнитном компасе роль такого стержня играет намагниченная стрелка, которая при измерении сама устанавливается параллельно магнитному полю Земли.

Стрелочный компас.

Это самый распространенный вид магнитного компаса. Он часто применяется в карманном варианте. В стрелочном компасе (рис. 2) имеется тонкая магнитная стрелка, установленная свободно в своей средней точке на вертикальной оси, что позволяет ей поворачиваться в горизонтальной плоскости. Северный конец стрелки помечен, и соосно с ней закреплена картушка. При измерении компас необходимо держать в руке или установить на штативе так, чтобы плоскость вращения стрелки была строго горизонтальна. Тогда северный конец стрелки будет указывать на северный магнитный полюс Земли. Компас, приспособленный для топографов, представляет собой пеленгаторный прибор, т.е. прибор для измерения азимута. Он обычно снабжен зрительной трубой, которую поворачивают до совмещения с нужным объектом, чтобы затем считать по картушке азимут объекта.

Жидкостный компас.

Жидкостный компас, или компас с плавающей картушкой, – это самый точный и стабильный из всех магнитных компасов. Он часто применяется на морских судах и потому называется судовым. Конструкции такого компаса разнообразны; в типичном варианте он представляет собой наполненный жидкостью «котелок» (рис. 3), в котором на вертикальной оси закреплена алюминиевая картушка. По разные стороны от оси к картушке снизу прикреплены пара или две пары магнитов. В центре картушки имеется полый полусферический выступ – поплавок, ослабляющий нажим на опору оси (когда котелок наполнен компасной жидкостью). Ось картушки, пропущенная через центр поплавка, опирается на каменный подпятник, изготовляемый обычно из синтетического сапфира. Подпятник закреплен на неподвижном диске с «курсовой чертой». В нижней части котелка имеются два отверстия, через которые жидкость может переливаться в расширительную камеру, компенсируя изменения давления и температуры.

Картушка плавает на поверхности компасной жидкости. Жидкость, кроме того, успокаивает колебания картушки, вызываемые качкой. Вода не годится для судового компаса, так как она замерзает. Используется смесь 45% этилового спирта с 55% дистиллированной воды, смесь глицерина с дистиллированной водой либо высокочистый нефтяной дистиллят.

Котелок компаса отлит из бронзы и снабжен стеклянным колпаком с уплотнением, исключающим возможность протечки. В верхней части котелка закреплено азимутное, или пеленгаторное, кольцо. Оно позволяет определять направление на различные объекты относительно курса судна. Котелок компаса закреплен в своем подвесе на внутреннем кольце универсального (карданного) шарнира, в котором он может свободно поворачиваться, сохраняя горизонтальное положение, в условиях качки.

Котелок компаса закрепляется так, что его специальная стрелка или метка, называемая курсовой, либо черная линия, называемая курсовой чертой, указывает на нос судна. При изменении курса судна картушка компаса удерживается на месте магнитами, неизменно сохраняющими свое направление север – юг. По смещению курсовой метки или черты относительно картушки можно контролировать изменения курса.

ПОПРАВКА КОМПАСА

Поправкой компаса называется отклонение его показаний от истинного норда (севера). Ее причины – девиация магнитной стрелки и магнитное склонение.

Девиация.

Компас показывает на т.н. компасный, а не на магнитный норд (северный магнитный полюс), и соответствующая угловая разность направлений называется девиацией. Она обусловлена наличием местных магнитных полей, налагающихся на магнитное поле Земли. Местное магнитное поле могут создавать корпус судна, груз, крупные массы железных руд, расположенные неподалеку от компаса, и другие объекты. Правильное направление получают, учитывая в показаниях компаса поправку на девиацию.

Судовой магнетизм.

Местные магнитные поля, создаваемые корпусом судна и охватываемые понятием судового магнетизма, делятся на переменные и постоянные. Переменный судовой магнетизм наводится в стальном корпусе судна магнитным полем Земли. Напряженность переменного судового магнетизма изменяется в зависимости от курса судна и от географической широты. Постоянный судовой магнетизм наводится в процессе постройки судна, когда под влиянием вибрации, вызываемой, например, операциями клепки, стальная обшивка становится постоянным магнитом. Напряженность и полярность (направление) постоянного судового магнетизма зависят от местоположения (широты) и ориентации корпуса судна в период его сборки. Постоянный магнетизм частично теряется после спуска судна на воду и после того, как оно побывает в бурном море. Кроме того, он несколько изменяется в процессе «старения» корпуса, но его изменения существенно уменьшаются после эксплуатации судна в течение года.

Судовой магнетизм можно разложить на три взаимно перпендикулярные компоненты: продольную (относительно судна), поперечную горизонтальную и поперечную вертикальную. Отклонения магнитной стрелки, обусловленные судовым магнетизмом, корректируют, помещая возле компаса постоянные магниты, параллельные этим компонентам.

Нактоуз.

Судовой компас обычно устанавливается в универсальном шарнире на специальной подставке, называемой нактоузом (рис. 4). Нактоуз жестко и надежно прикрепляется к палубе судна, обычно на средней линии последнего. На нактоузе устанавливаются также магниты, компенсирующие влияние судового магнетизма, и закрепляется защитный колпак для компаса с внутренним осветителем картушки. Ранее нактоуз выполнялся в виде резной фигуры из дерева, но на современных судах это просто цилиндрический стенд.

Магнитное склонение.

Магнитное склонение – это угловая разница между магнитным и истинным нордом, обусловленная тем, что магнитный северный полюс Земли смещен на 2100 км относительно истинного, географического.

Карта склонений.

Магнитное склонение изменяется по времени и от точки к точке на земной поверхности. В результате измерений магнитного поля Земли получены карты склонения, которые дают величину магнитного склонения и скорость его изменения в разных районах. Контуры нулевого магнитного склонения на таких картах, исходящие из северного магнитного полюса, называются агоническими линиями или агонами, а контуры равного магнитного склонения – изогоническими или изогонами.

Учет поправки компаса.

В настоящее время находит применение целый ряд разных способов учета поправки компаса. Все они одинаково хороши, а потому достаточно привести для примера лишь один, принятый в ВМС США. Девиации и магнитные склонения к востоку считаются положительными, а к западу – отрицательными. Вычисления производят по следующим формулам:

Магн. напр. = Комп. напр. + Девиация,

Комп. напр. = Магн. напр. + Склонение.

Хоть прогресс и балует человечество цифровыми способами навигации, но классический компас с намагниченной стрелкой по-прежнему востребован и надёжен. Его работа не нуждается в питании, наличии спутника или сотовой вышки, поэтому его стрелка всегда способна указывать северный магнитный меридиан помеченным кончиком, другой при этом укажет соответственно юг.

По лимбу прибора нанесено расположение сторон света, помогающее сориентироваться, если нет магнитных помех. Необходимо лишь разобраться, какое обозначение имеют направления на компасе.

При ориентировании всегда следует учитывать, что показанные направления компасом не полностью совпадают с географическими, потому что намагниченная стрелка стремится расположиться вдоль магнитного меридиана, указывая геомагнитные полюса планеты, которые не тождественны географическим. Эта погрешность сторон света на компасе имеет определение «магнитное склонение», не имеющее постоянной величины.

Каким образом по компасу найти стороны света

Устройство компаса просто и гениально - намагниченная стрелка, заключённая в корпус под прозрачной крышкой в центре циферблата (лимба), при отпущенном с тормоза состоянии северным хвостиком укажет северный полюс, а южным - южный полюс. На лимб нанесены обозначения буквами сторон света. Если прибор отечественный, то буквы будут русскими, если же устройство произведено не у нас - то латинскими, согласно международных обозначений.

Лимб имеет круговую шкалу, равную 360º, разделенную четырьмя равными секторами, с возрастанием по ходу часовой стрелки. Размер шага шкалы может быть у отдельного прибора разным, но в любом случае каждая из сторон света обозначается определёнными градусами:

  • север - 0º;
  • юг - 180º;
  • восток - 90º;
  • запад - 270º.

Определять по устройству стороны света достаточно просто, но чтобы прибор указал истинное направление, необходимо соблюсти ряд простых правил.

  • Прибор должен занять строго горизонтальное положение - для этого его либо кладут на ровную поверхность, либо держат раскрытой ладонью, чуть ниже уровня груди.
  • Поблизости не должно быть магнитных помех - линий электропередач, железнодорожного полотна, скоплений металла, иных магнитов, иначе стрелка укажет неверное направление.
  • Как только компас займёт правильное положение, нужно отпустить арретир, играющий роль стопора или тормоза.
  • Освобождённая стрелка, покачавшись, займёт уверенное положение, когда специально обозначенный северный хвостик укажет север, а противоположный укажет юг.
  • Теперь нужно совместить хвостики стрелки с обозначениями сторон света, нанесёнными по лимбу.

Чтобы на местности обозначиться с маршрутом, нужно выбрать необходимое направление пути, соответствующее искомой части карты.

Обозначения на компасе сторон света

Для сторон света приняты международные обозначения буквами на компасе, понятные в любому населению земного шара, но возможны и русскоязычные обозначения.

  • Северное направление обозначено латинской N (north) либо русской С (север).
  • Южное направление отображено латинской S (south) либо нашей Ю (юг).
  • Восточное направление нанесено латинской буквой E (east) либо русской В (восток).
  • Западному направлению соответствует латинская буква W (west) или же наша З (запад).

По ходу часовой стрелки это будет выглядеть так: вверху - N или С, дальше в правой части лимба - E или В, внизу - S или Ю, слева - W или З.

Направления сторон света как для карты и глобуса, так для компаса и местности, будут располагаться одинаково:

  • если встать лицом к северу, то северный полюс будет прямо впереди;
  • южный полюс - позади;
  • восточное направление - по правую руку;
  • запад - по левую руку.

Обратите внимание! Компас из-за наличия магнитного склонения показывает направления не точно!

Погрешность компаса - магнитное склонение

Учитывая, что на приборе будут обозначаться географические стороны света, на самом деле они окажутся слегка смещёнными на некую величину в градусах. Так как силовые и географические полюса нашей планеты не совпадают, то при точных расчётах азимута перед предстоящим длинным маршрутом необходимо делать поправки. Если же путь предстоит не слишком долгий, а склонение не превышает 10º, то можно обойтись и без поправок.

  • Магнитное склонение обычно обозначено за полями карты для определённой местности.
  • Если такового нет, его можно найти в справочнике - магнитные обсерватории постоянно сообщают сведения о величине в градусах магнитного склонения, характерного для определённой местности.
  • Различают восточное склонение, когда стрелка устройства отклоняется от северного географического полюса в сторону востока, и западное, когда стрелка отклонена к западу.

Обратите внимание! Восточное склонение обозначено плюсом (+), а западное - минусом (-). Поправка на его величину, рассчитанную по прибору, поможет определить истинные направления сторон света.

Азимут магнитный и географический

Путь рассчитывают перед путешествием по азимуту, и согласно него передвигаются по местности. Угол рассчитанного азимута представляет собой величину в градусах, полученную между меридианом и направлением пути на искомый объект. Азимут, найденный по карте, будет истинным, а полученный с помощью компаса - магнитным.

  • На карту нанесены истинные меридианы, сходящиеся в точке истинного географического полюса. Поэтому угол между меридианом, идущим на север, и направлением пути, полученный по карте, будет отличаться от угла, найденного по прибору, так как стрелка компаса располагается вдоль магнитного, а вовсе не географического, меридиана.
  • Если в данной местности имеется восточное магнитное склонение, то его величину нужно вычесть от азимута, полученного с помощью компаса на местности, чтобы его значение совпало с истинным азимутом, найденным по карте. Вот зачем оно обозначено знаком — (минус).
  • Если же в данной местности имеется западное отклонение, то его величину нужно прибавить к магнитному азимуту, чтобы выйти к значению истинного. Вот почему оно обозначено знаком + (плюс).

Поправки на магнитное склонение дают гарантию, что маршрут пройдёт в задуманных пределах и будет соответствовать истинным географическим ориентирам, а путь не отклонится от карты.

Беседа четвертая.
Компас и деление горизонта на румбы и градусы.


Компас - (Compass) — мореходный инструмент, служащий для непрерывного указания в море компасного курса корабля и для определения в случае надобности направлений на различные видимые с корабля земные предметы или небесные светила. Компас для мореплавателя является наиболее важным мореходным инструментом. Существующие в настоящее время компасы по принципам их устройства можно разделить на три категории: магнитные, электромеханические или гироскопические и особого устройства.

Самый распространенный и используемый в быту, так сказать, - компас магнитый.

При устройстве оных пользуются общеизвестным свойством магнитной стрелки, свободно вращающейся на вертикальной оси, устанавливаться в каждом месте земной поверхности по направлению магнитного меридиана и таким образом указывать вполне определенное направление в горизонтальной плоскости. Относительно этого указываемого магнитною стрелкою направления и можно определять как курсы корабля, так и пеленги различных предметов.

Выглядеть он может совершенно по разному, например так выглядит 127 мм. шлюпочный компас с нактоузом.
Прелесть! Прост, надежен, неприхотлив. С удовольствием имел бы такой как музейно-рабочий экспонат. Может есть у кого?

А вот так выглядит KM69 -1. Помнится, их любили ставить на лодки ЛЭС (Ленинградской Экспериментальной Судоверфи).
Надо отдать должное - говно редкое...

Ну а такие PLASTIMO OFFSHORE 105 COMPASS можно часто встретить уже на сегодняшних маломерных судах.

В давние, давние времена, для простоты снятия показаний с компаса, условно горизонт разделили на румбы.

Коротенько так: линии N—S и W—Е (Ost, для совсем старых педантов, как я) указывают направления в плоскости горизонта, которые принимают за главные. Однако знания лишь четырех указанных направлений для точной ориентировки наблюдателя недостаточно. Поэтому каждую четверть горизонта делят еще на восемь частей, а весь горизонт, таким образом, на 32 части, которые называются румбами.

Такая система деления горизонта называется румбовой.

В румбовой системе счет направлений ведется в румбах по четвертям горизонта от точек N и S по направлению к W или E (Ost). При этом румбы имеют соответствующие наименования и порядковые номера от 0 до 8 в каждой четверти (рис).

Румбы N и S называются главными , или нулевыми , так как от них ведется счет всех румбов. Румбы W и E (Ost) также называются главными румбами и на них заканчивается счет румбов в каждой четверти.

Половинные румбы каждой четверти называются четвертными. Они делят четверти пополам и их обозначают начальными буквами главных румбов, между которыми они расположены; NO, SЕ, SW, NW. По наименованию этих румбов называются и четверти плоскости горизонта.

Румбы, расположенные между главными и четвертными, называются трехбуквенными румбами . Их названия образуются сочетанием наименования ближайшего главного и затем четвертного румба. Так получаются трехбуквенные румбы каждой четверти: NNЕ, ЕNЕ, ЕSЕ, SSЕ, SSW, WSW, WNW, NNW.

Остальные румбы называются нечетными промежуточными . Их названия образуются сочетанием наименования ближайшего главного или четвертного румба с прибавлением голландского слова «ten» (предлог направления «к») и наименования главного румба, в сторону которого отсчитывается нечетный румб. Например, в NO-й четверти: 1-й румб —NtE , 3-й румб — NEtN, 5-й румб — NEtE, 7-й румб —EtN. Аналогично образуются наименования нечетных промежуточных румбов в остальных четвертях.

Румбовая система в настоящее время сохранилась для указания приближенных направлений, например при указании направления ветра.

Совсем недавно, в начале двадцатого столетия появилась очень простая и удобная круговая система деления горизонта, которая в настоящее время является общепризнанной и основной. В этой системе весь горизонт разбит на 360° и счет направлений ведется от 0°, совпадающего с N-й частью истинного меридиана, по часовой стрелке до 360° (рис). Учитывая, что точке N соответствует 0 или 360°, а точке S — 180°, нетрудно переходить от четвертной системы счета к круговой и обратно.

Я, например, пользую обе системы, румбовую и круговую. Почему? Не знаю, право. Круговая удобна своей простотой. Румбовая же, видимо, романтично звучит. Ну и правило хорошего тона, сказать: - ветер отошел с Норда (N) на Норд-Ист (NE). А не выродить: - ветер дул оттуда, а теперь отсюда. Это удел убогих, не любящих и не уважающих ни моря, ни традиции, ни самые основные морские знания.

Быстрее и надежней всего установить направление на север и вычислить свой маршрут можно с помощью компаса. На север укажет магнитный, помеченный красной, синей, либо флюоресцентной краской, конец стрелки. Градусная шкала поможет перевести на язык цифр и зафиксировать выбранное направление.

Шкала обычного компаса разбита на 360 делений-градусов. Каждый градус соответствует 1 /360 части горизонта. Соответственно на каждую сторону света приходится 90 градусов. Отсчет начинается с 0 градусов, обозначающего на компасе север. В некоторых импортных компасах его шкала разбивается на более экзотические морские румбы, каждый из которых состоит из одиннадцати градусов. Поэтому в «морской» шкале компаса не 360 градусов, а всего лишь 32 румба, или уж совсем непонятно откуда взявшиеся 60 румбов.

Главные румбы: Север (С) обозначается Норд (N), Юг (Ю) – Зюйд (S), Восток (В) – Ост (О), Запад (3) – Вест (W). Соответственно направления, получаемые делением пополам каждой четверти горизонта, называются четвертными. Норд-ост (NO) – северо-восток, Норд-вест (NW) – северо-запад, Зюйд-ост (SO) – юго-восток, Зюйд-вест (SW) – юго-запад. Средние направления между главными и четвертичными румбами обозначаются тремя буквами. Например, средний румб между NO и О называется Ост-норд-ост (ONO) и т. д. Но в любом случае Север (Nord) всегда ноль. Для упрощения работы с импортными компасами можно общее количество румбов разделить на четыре (по сторонам света) и соотнести с привычной нам градусной шкалой

Далее все просто. Цифра «ноль» на градусной шкале поворотом компаса вокруг своей оси подгоняется под северную стрелку. Карта-схема так же разворачивается верхней стороной на север. На шкале положенного сверху на карту компаса замечается градус (либо румб), соответствующий выбранному направлению . Например, на ближайший населенный пункт. Теперь достаточно установить визирное приспособление (целик и мушку) на избранный курс и двигаться в указанную сторону, но так, чтобы северный конец стрелки постоянно находился в створе рисок у нулевой отметки на шкале. Если стрелка уходит из створа – значит, идущий сбился с курса.

Конечно, описанная схема крайне примитивна. В практике путешествий работа с картой и компасом обрастает многими объективными и субъективными сложностями. Чтобы разобраться в них, лучше обратиться к специальной литературе, посвященной ориентированию. В аварийных условиях обращаться с следует особенно осторожно – хранить во внутреннем кармане или под одеждой на крепком шнурке. Носить компас в наружных карманах или на руке опасно, так как в подобном положении его легко потерять или разбить защитное стекло. Если компас сломался, следует отыскать и сохранить магнитную стрелку, с помощью которой всегда можно изготовить импровизированный компас из подручных материалов.

По материалам книги «Школа выживания в природных условиях».
Андрей Ильин.

Выбор редакции
Бунт не рождается в один день. К нему приводит действие правящих кругов или их бездействие. Не способность Николая II провести созревшие...

История йода Открытие йода датируется 1811 годом, элемент был открыт французом Бернаром Куртуа, который в своё время был специалистом по...

Вконтакте Арамеями в древности называли группу западносемитских племён, кочевавших примерно на территории современной Сирии.Язык их (а...

Румбы горизонта – Вот, смотрите, – начал Яков Платонович на следующий день. – На картушке деления… – Градусы, – уточнил Вася. – Да, все...
В один из дней 1795 года житель Маастрихта, голландец Хоффман производил в окрестностях города раскопки и нашел какие-то гигантские...
Дефо Даниэль (1660-1731) - английский писатель и общественный деятель, автор свыше 560-ти произведений разных жанров (эссе, памфлетов,...
предисловие «По сути, «Охота на банкира» — квинтэссенция тех расследований, которыми мы с журналистами «Новой» занимались последние...
Удивили депутаты Заксобрания Ленобласти. Они решили скинуться по 100 руб. для помощи самому бедному своему коллеге Алексею Ломову . У...
Вода является символом эмоций в эзотерической традиции. Когда человек расстроен, он плачет — льет слезы. А к чему снится попасть под...