Кто не является героем повести быкова сотников. Курсовая работа Сравнительный анализ духовной проблематики в произведении Сотников В. Быков и фильм Восхождение Л. Шепитько


/ / / Анализ повести Быкова «Сотников»

Повесть Быкова «Сотников» это в первую очередь история о непростом выборе, с которым в военные годы мог столкнуться практически любой человек. Сбежать или остаться и помочь, уйти или вернуться и отомстить, сдаться или сражаться до конца, умереть или выжить, но при этом добровольно сдаться в рабство.

Быков создает абсолютно разных героев. Каждый из них имеет свое мнение, каждый из них в силу разных на то причин делает нелегкий выбор. Петр, становится старостой только для того, чтобы его односельчанам не смогли причинить вреда. Перед этим он долго не хочет сотрудничать с полицаями, а пойдя на этот шаг, в тайне, даже прячет у себя дома маленькую девочку с «еврейскими корнями».

Является образом общего всенародного горя и безысходности. Она многодетная мать, заботится о своих детях, с утра до вечера работает. Но между тем она становится сообщницей Рыбаку и Сотникову, когда те прячутся от преследования у нее в избе. Долг перед родиной обязал эту женщину постараться спасти партизан, за что она впоследствии и поплатится жизнью.

Девочка Бася является олицетворение всех тех кого незаслуженно убили на войне. Ведь она, как и многие не несла никакой угрозы фашистам. С ней расправляются безжалостно, не давая ни единого шанса выжить только потому, что испытывают ненависть к еврейскому народу. Такая агрессия, направленная на уничтожение людей ничем не оправдана. Но между тем, и детей и взрослых продолжали уничтожать, на них, как на животных ставили опыты, их сгоняли в лагеря.

Что касается партизан и , то здесь Быков решил поставить каждого мужчину перед выбором – идти до конца, или сломаться и сдаться. Каждый партизан сначала ведет себя более чем достойно. Сотников несмотря на сильную болезнь, отправляется на тяжелейшее задание. А Рыбак, когда товарища ранили, не оставил его в беде, а помог, хотя имел возможность уйти и выполнить задание – принести продовольствие партизанам.

Но оказавшись в плену, в темном и сыром подвале, мужчины начинают понимать, что убежать отсюда уже не смогут. Их, как и всех «заключенных» ждет неминуемая смерть. Безысходность, подталкивает каждого к принятию самого главного решения всей жизни. Сотников решает взять всю вину на себя и спасти всех от казни. Мужчина готов умереть, если это поможет выжить другим. Он сделал для себя выбор совести и чести, ведь в его понимании, каждый достойный и уважающий себя мужчина – поступил бы так же.

А вот у Рыбак был с ним не согласен. У него в голове крутилась одна мысль, о сохранении своей жизни. Страх полностью поработил мужчину, и тому ничего не оставалась, как перейти на сторону немцев. Ему нужна была жизнь, просто потому, что не хотелось умирать.

Однако после казни товарища и других пленных до Рыбака начинает доходить признание собственной никчемности. Он столько времени боролся против фашизма, и теперь оказался врагом, причем для самого себя. Позже мужчина все же постарается свести счеты с жизнью, но будет уже слишком поздно – шанс достойно умереть Быков давал лишь однажды…

Творчество Василя Быкова почти полностью посвящено теме Великой Отечественной войны. Уже в первых повестях писатель пытался освободиться от стереотипов при показе военных действий и поведения солдат и офицеров. В произведениях Быкова всегда изображаются острые ситуации на войне. Его герои обычно поставлены перед необходимостью срочного принятия решений. Быков разрабатывает героико-психологическую разновидность повести, делая в ней упор на трагической стороне войны.

Писатель заставляет задуматься над смыслом понятия «подвиг». Можно ли считать героем учителя Мороза из повести «Обелиск», если он только принял смерть от рук фашистов вместе со своими учениками? Лейтенант Ивановский из повести «Дожить до рассвета» рисковал жизнями своих солдат и погиб вместе с ними, не выполнив задания. Герой ли он? Почти в каждой повести Быкова встречается предатель. Это смущало критиков, об этом предпочитали не писать.

Для художественной манеры писателя характерно сведение в одном произведении контрастных персонажей, с помощью которых он проводит нравственный эксперимент. Яркий пример тому – повесть «Сотников», написанная в 1970 году. Автор ставит своих героев перед тяжелым выбором: либо спасти свою жизнь и предать, либо погибнуть от рук фашистов.

Сотников и Рыбак – это партизанские разведчики, которые отправились добыть продовольствие для укрытого в лесу отряда. Мы знакомимся с ними, когда они зимой пробираются с Горелого болота на хутор за продовольствием, чтобы спасти от голодной смерти партизан. Их отряд причинил оккупантам много вреда. После этого были посланы три роты жандармов для уничтожения партизан. «За неделю боев и беготни по лесам люди измотались, отощали на одной картошке, без хлеба, к тому же четверо были ранены, двоих несли за собой на носилках. А тут полицаи и жандармерия обложили так, что, пожалуй, нигде не высунуться».

Рыбак – сильный, находчивый боец, был старшиной в стрелковой роте. Когда его ранили, он оказался в глухой деревне Корчевке, где его выходили местные жители. После выздоровления Рыбак ушел в лес.

О Сотникове мы узнаем, что он до войны окончил учительский институт, работал в школе. В 1939 году его призвали в армию, а когда началась война, он командовал батареей. В первом бою батарея была разбита, а Сотников попал в плен, из которого со второй попытки бежал.

Быков отличался умением выстраивать психологические, нравственные парадоксы. Читатель не может угадать, как поведут себя его герои в экстремальных условиях. Писатель показывает, что судьба несколько раз предоставляет возможность герою сделать выбор, но что выберет он? Часто человек не знает самого себя. У каждого есть определенное мнение о себе, иногда даже уверенность в том, как он поступит в той или иной ситуации. Но это лишь придуманный образ собственного «я». В ситуации жесткого выбора проявляется все, что есть в глубине души, истинное лицо человека.

В повести автор параллельно раскрывает характеры своих героев, он хочет выяснить, какие нравственные качества дают человеку силы противостоять смерти, не уронив собственного достоинства. Быков не ставит вопрос, кто герой, а кто – нет, он знает, что героем может стать любой, а становится не каждый. Героем может стать только человек с твердыми нравственными принципами, которые закладываются в семье и укрепляются всю жизнь, когда человек не позволяет себе морально пасть ни при каких условиях. Сотников размышляет о том, что «в борьбе с фашизмом нельзя принимать во внимание никакие, даже самые уважительные причины». Победить можно было только вопреки всем причинам. Те, кто думают, что выше головы не прыгнешь, а против силы не попрешь, никогда не победят.

В повести Рыбак постоянно помогает больному Сотникову. Он берет на себя переговоры со старостой, чтобы Сотников согрелся, тащит на себе тушу овцы, возвращается к нему, когда раненый Сотников не смог уйти от обстрела. Рыбак мог бы уйти, бросить товарища, но именно совесть не дала ему так поступить. В целом Рыбак ведет себя правильно до последнего момента, когда надо выбрать: жизнь или смерть. У Рыбака нет таких нравственных ценностей, на которые можно было бы опереться в момент выбора. Он не может заплатить жизнью за убеждения. Для него «появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом». Потом можно попробовать как-нибудь выкрутиться и опять причинять вред врагу.

Быков в своей повести исследует не жизненную ситуацию, у которой всегда есть несколько решений, а нравственную, для которой необходимо совершить только один поступок. Для Сотникова последним поступком стала попытка взять на себя вину, чтобы не были расстреляны за помощь партизанам староста и Демчиха. Автор пишет: «По существу он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо ему самому». По убеждениям Сотникова, лучше смерть, чем жить предателем.

Сцена пыток и избиения Сотникова производит тяжелое впечатление. В этот момент герой понимает, что по сравнению с телесной жизнью есть что-то более значимое, то, что делает человека человеком: «Если что-либо еще и заботило его в жизни, то это последние обязанности по отношению к людям, волею судьбы или случая оказавшимся теперь рядом. Он понял, что не вправе погибнуть прежде, чем определит свои с ними отношения, ибо эти отношения, видно, станут последним проявлением его “я” перед тем, как оно навсегда исчезнет».

Открытием для Рыбака становится простая истина: не так страшна физическая смерть, как нравственная. Каждый бесчеловечный поступок приближает моральную гибель. Страх смерти физической заставляет Рыбака стать полицаем. Герой должен пройти первую проверку на лояльность новой власти. Он казнит Сотникова, и тот умирает, как герой. Рыбак же остается жить, но жить, каждый день вспоминая сцену гибели Сотникова, старосты Петра, Демчихи, еврейской девочки Баси. Рыбак после казни Сотникова хочет повеситься, но писатель не дает ему сделать этого. Быков не дарит своему герою облегчения, это была бы слишком легкая смерть для Рыбака. Теперь он будет помнить виселицу, глаза людей, мучиться и проклинать день, когда родился. Он будет слышать слова Сотникова «Пошел к черту!» в ответ на сказанную шепотом просьбу простить его, Рыбака.

    • Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
    • В третью книгу автобиографической трилогии «вочеловечения» Александра Блока входят циклы «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Арфы и скрипки», «О чем поет ветер», «Итальянские стихи», «Кармен», «На поле Куликовом», «Соловьиный сад», «Родина». На данном этапе художественного развития Блок разрабатывает идею и тему пути человеческой души в мире. Конечно, творчество Блока в этот период, как и в предыдущие годы, не сводится к одной теме. Лирика поэта многообразна, широка по тематике, сложна по технике стихосложения. […]
    • Лирическая героиня Анны Ахматовой яркая и самобытная. Наряду с наиболее широко известными ее стихотворениями о любви поэзия Ахматовой включает в себя целый стихотворный пласт, содержащий патриотическую тематику. В сборнике “Белая стая” (1917 г.), подводящем итог раннему творчеству поэтессы, впервые лирическая героиня Анны Ахматовой освобождается от постоянного любовного переживания. В нем появляются библейские мотивы, осмысливаются понятия свободы и смерти. И уже здесь мы находим первые стихи Ахматовой на тему […]
    • Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу. Фета волнует только красота – природа и любовь. Поэзию он считает храмом искусства, а поэта – жрецом этого храма. Эти две темы поэзии Фета тесно связаны друг […]
    • В нашем мире не так уж много людей, которых можно назвать способными. Талантливых еще меньше, а гениальных и вовсе единицы. К сожалению, очень часто бывает так, что людям, наделенным от природы уникальными способностями, жить в обществе гораздо сложнее, чем серым и посредственным. Почему же так происходит? Во-первых, потому что люди, как правило, очень настороженно и иногда даже агрессивно относятся к тем, кто сильно от них отличается. Именно это чувство «непохожести» способно отталкивать от гения рядовых […]
    • После Пушкина в России был еще один «радостный» поэт – это Афанасий Афанасьевич Фет. В его поэзии нет мотивов гражданской, вольнолюбивой лирики, он не ставил социальных вопросов. Его творчество – мир красоты и счастья. Стихотворения Фета пронизаны мощными потоками энергии счастья и восторга, наполнены восхищением красотой мира и природы. Главным мотивом его лирики была красота. Именно ее он воспевал во всем. В отличие от большинства русских поэтов второй половины XIX века с их протестами и обличениями […]
    • Писательская индивидуальность В.Бунина отмечена в огромной степени таким мироощущением, в котором острое, ежечасное "чувство смерти", постоянной памяти о ней соединяется с сильнейшей жаждой жизни. Писатель мог бы и не признаваться в том, о чем он сказал В автобиографической заметке: "Книга моей жизни" (1921 г.), потому что об этом говорит само его творчество: "Постоянное сознание или ощущение этого ужаса / смерти / преследует меня чуть не с младенчества, под этим роковым знаком я живу весь век. Хорошо знаю, что […]
    • Как я мою полы Для того, чтобы вымыть полы чисто, а не налить воды и размазать грязь, я делаю так: Беру в кладовке ведро, которым для этого пользуется мама, а также швабру. Наливаю в таз горячей воды, добавляю в неё столовую ложку соли (для истребления микробов). Полощу швабру в тазу и хорошенько отжимаю. Мою полы в каждой комнате, начиная от дальней стены по направлению к двери. Заглядываю во все уголки, под кровати и столы, там скапливается больше всего крошек, пыли и прочей нечисти. Домыв каждое […]
    • Николай Вера Портрет героев В рассказе нет описания героев. Куприн, как мне кажется, намерено избегает этого приема характеристики персонажей, чтобы обратить внимание читателя на внутреннее состояние героев, показать их переживания. Характеристика Беспомощность, пассивность («Алмазов сидел, не снимая пальто, он отвернулся в сторону...»); раздраженность («Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно»); неудовольствие («Николай Евгеньевич весь сморщился, точно от […]
    • Когда ребёнок только рождается, весь его мир помещается в слове «хочу». Он хочет кушать, спать или играть, хочет быть рядом с мамой, хочет, чтобы его носили на руках, чтобы ему было тепло и уютно. А по мере взросления появляются многочисленные «надо»: надо за собой убирать, надо класть игрушки на место, надо есть то, что не любишь, потому что это полезно, и ложиться вовремя спать, потому что завтра в школу, в которую тоже надо ходить. И хорошо, когда «надо» совпадает с «хочу», как, например, с прогулками – ведь […]
    • Возрождение имени Максима Горького после пересмотра места его творчества в русской литературе и переименования всего, носившего имя этого писателя, обязательно должно произойти. Думается, немалую роль в этом сыграет самая известная из драматического наследия Горького пьеса «На дне».Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое ночлежка и отсутствие дома. Пьесу М. Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. […]
    • Повесть «Юность» Льва Николаевича Толстого открывает перед нами все переживания, мечты и чувства главного героя произведения - Николая Иртеньева. В течение всей повести герой раскрывается, пытаясь осознать свое «Я». Очень важно, что эта повесть во многом автобиографическая. В начале повести Николай говорит нам, что “назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию”. Это для него – начало юности. Николаю 16 лет. В нем, по его словам, благородного ничего не было”. Он многим не доволен в […]
    • На прошлых выходных мы с родителями ходили в зоопарк. Этого дня я ждал всю неделю. На улице была чудесная осенняя погода, светило теплое солнышко, дул легкий ветерок. Настроение у всех было отличное. При входе в зоопарк мы купили билеты, различные лакомства для животных и прошли внутрь. Наш поход начался с осмотра вольеров с волками. Некоторые из них ходили по клетке и скалили свои острые клыки. Другие спали и никак на нас не реагировали. Постояв немного у их вольеров, мы пошли дальше. В нашем зоопарке очень […]
    • В центpе pомана Ф. М. Достоевского "Пpестyпление и наказание" - хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного стyдента Родиона Раскольникова.Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy. Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными […]
    • Жизнь М. Горького была необычайно ярка и представляется поистине легендарной. Сделала ее такой прежде всего неразрывная связь писателя с народом. Талант писателя сочетался с талантом революционного борца. Современники справедливо считали писателя главой передовых сил демократической литературы. В советские годы Горький выступал как публицист, драматург и прозаик. В своих рассказах он отражал новое направление в русской жизни. Легенды о Ларре и Данко показывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна […]
    • Поэтическое творчество Анны Ахматовой берет свое начало в блистательном Серебряном веке русской литературы. Этот сравнительно короткий период породил целую плеяду гениальных художников, в том числе, впервые в русской литературе, великих женщин-поэтов А. Ахматову и М. Цветаеву. Ахматова не признавала определения «поэтесса» по отношению к себе, это слово казалось ей унижающим, она была именно «поэтом» наравне с другими. Ахматова принадлежала к лагерю акмеистов, но во многом только потому, что главой и теоретиком […]
    • Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя. Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два […]
    • Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, совершает одно из самых страшных, с точки зрения Библии и человеческой морали, преступлений – убийство. Он – бедный студент, разночинец, принимает решение убить старую женщину – процентщицу Алену Ивановну. В ходе убийства он обрекает на смерть и ее безобидную сестру Лизавету, которая к тому же была беременна. Писатель представляет на суд читателя не просто убийцу, а персонажа трагедийного, наделенного массой положительных […]
    • Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней. М. Горький В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство – все то, что уродует людей. Он обнажает пороки человечества во имя любви к самому человеку и высвечивает идеалы, к которым должен стремиться человек. Чехов стремится вскрыть причины, убивающие душу человека. Прежде всего это причины социальные – окружающая среда и нежелание человека […]
    • В интервью о пьесе «На дне» в 1903 году М. Горький так определил смысл ее: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью?» Это вопрос не субъективный, а общефилософский. В начале ХХ века спор об истине и утешительных иллюзиях был связан с практическими поисками выхода для обездоленной, угнетенной части общества. В пьесе этот спор приобретает особый накал, так как речь идет о судьбах людей, […]
  • Василь Быков в своем творчестве в основном освещал военные темы, но в его произведениях мало батальных сцен, описаний эффектных исторических событий, зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне.

    Поэтому я решил написать сочинение о защитнике Родины на примере повести Василя Быкова «Сотников». Описывая самые незначительные ситуации, автор дает ответы на сложные вопросы. В отличие от таких наших писателей, как Бондарев, Бакланов, Ананьев, которые любят описывать масштабные сражения, Василь Быков строит свои сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат.

    Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения бойцов в экстремальных ситуациях, писатель раскрывает читателю глубины психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает многие его работы: «Альпийская баллада», «Западня», «Мертвым не больно» и другие.

    Сюжет повести «Сотников» прост: партизаны Сотников и Рыбак отправляются в деревню, чтобы добыть пропитание для отряда. Сотникова мучает «разрывающий» кашель, который и выдаст его с напарником врагу. Солдат мог бы легко уклониться от задания, но он хочет показать боевым товарищам, что не боится ни «грязной работы», ни опасности, и вызывается идти.

    Рыбак здоров, силен и готов ко всему. Читателю кажется, что сильный и сообразительный солдат Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников.

    Но если Рыбак, который всю жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина.

    Конечно, Рыбак не лишен положительных человеческих качеств, но после того, как он с товарищем попадает в плен, начинается его нравственное падение. Ради того, чтобы остаться в живых, он вступает в ряды полицаев, предает друга и даже становится его палачом.

    Сотников же ведет себя, как настоящий защитник Родины. Он не думает о себе, простом солдате, который будет убит, как множество других бойцов. «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть. Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу».

    Даже когда Сотникова ведут на виселицу, он все еще старается защитить невинных людей. Он все делает правильно для того, чтобы Отечество гордилось его поступком. На таких людях, как Сотников, и была построена победа в борьбе с врагом.

    Творчество Василя Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью.

    Я считаю, что Быков прав в том, что отдает должное простым солдатам, воспевает их героизм, так как благодаря именно их мужеству наша Родина выстояла в той тяжелой войне. Пусть имена многих бойцов неизвестны, но их подвиг бессмертен.

    Теперь нет той великой страны, которую защищал Сотников, за которую он достойно погиб. Но дело вовсе не в этом. Герои Василя Быкова живут своей жизнью вне политических потрясений. Для меня Сотников всегда будет примером мужества и стойкости. Я чувствовал бы себя более бедным духовно, если бы не было в литературе героев Василя Быкова.

    Сотников в обычной жизни был бы мало чем примечательным человеком. В начальство бы он не полез, не стал бы стремиться как-то выделиться среди людей. Он честно выполнял бы свой долг, ко всему относился бы совестливо. И о нем говорили бы, что это очень порядочный человек.

    Вот что главное в Сотникове. Его никто не мог бы упрекнуть в непорядочности. Мне приходилось встречать таких людей. Я уверен, что они в экстремальной ситуации повели бы себя точно так, как Сотников, потому что иначе они не умеют жить.

    Урок внеклассного чтения в 10-м классе на тему: «Проблема нравственного выбора человека в повести В.Быкова «Сотников»

    Задачи урока:

    Личностные

      Совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;

      Совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.

    Метапредметные

      Развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;

      Развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;

      Развивать умение работать с разными источниками информации.

    Предметные

      Развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;

      Развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;

      Развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;

      Развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

    I. Слово о В. Быкове

    Василю Быкову было 19 лет, когда он отправился на фронт.

    Это писатель, неизменно верный одной теме - теме войны. В его повестях нет широких военных панорам и количество действующих лиц, как правило, невелико. Писатель утверждает, что его задача - «исследовать не самое войну, а возможности человеческого духа, проявляющегося на войне».

    Василий Владимирович Быков родился в 1924 году в крестьянской семье на Витебщине. До войны учился в художественном училище. Когда началась война, обучался в Саратовском пехотном училище ускоренного выпуска. Он участвует во многих военных операциях, и пережить ему пришлось немало. Об этом свидетельствует следующий факт: на обелиске одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших есть и его фамилия. Спасся он от смерти случайно: будучи тяжело раненным, выполз из избы, которую через несколько минут снесли прорвавшиеся фашистские танки. Воевал на территории Украины, Белоруссии, Румынии, Венгрии, Австрии. Был дважды ранен.

    В середине 50-х годов обращается к теме войны.

    Повести «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников» составляют своеобразную трилогию, посвященную проблеме нравственного выбора человека в трагических событиях войны.

    I I . Жизненная основа повести.

    В августе 1944 года, в разгар знаменитой Ясско-Кишинёвской операции, советские войска прорвали оборону, окружили большую группировку гитлеровцев. Среди сдавшихся в плен немцев будущий писатель увидел лицо человека, которое показалось ему знакомым. Быков узнал бывшего однополчанина, который давно считался погибшим. Он не погиб, а попал в плен. В ужасающих условиях плена не нашёл в себе сил для сопротивления и борьбы и, желая выжить во что бы то ни стало, сознательно пошёл на временную, как он думал, сделку с совестью, на предательство.

    Вывод: этот эпизод лёг в основу повести.

    Повесть «Сотников» была написана в 1970 году.

    Действие повести происходит в течение двух суток. Писатель ведёт повествование таким образом, что мы видим происходящее попеременно, то глазами Рыбака, то глазами Сотникова.

    III . Чтение финальных сцен повести. Формулировка темы урока.

    Итак, каждый из героев сделал свой выбор.

    Проблема: почему в одних и тех же сокрушающе бесчеловечных обстоятельствах фашистского плена Сотников погибает как герой и остается в благодарной памяти людей, а Рыбак соглашается стать полицаем?

    IV. Анализ произведения

      Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака по 1-4 главе

    Индивидуальное опережающее задание: внимательно перечитывая первые четыре главы повести, проследите за проявлением нравственных качеств Рыбака и Сотникова.

    С какой целью идут партизаны в деревню?

    Почему Сотников вызвался идти, ведь он мог отказаться, так как был болен? («Потому и не отказался, что другие отказались»).

    Каким предстает Сотников?

    (Физически слабее Рыбака, но высокие нравственные принципы.)

    Рыбак в начале повести. Кто он?

    (С самого начала вызывает симпатию: 1-практичностью, 2-умением быстро ориентироваться, 3-подбадривает больного товарища, дает ему полотенце обмотать шею, первым прокладывает дорогу по снежной целине).

    В чем главное различие героев? (главное различие на духовном уровне).

    - Какие нравственные качества Рыбака и Сотникова проявились в первых четырех главах?

    (С самого начала Рыбак вызывает симпатию практичностью, умением быстро ориентироваться, готовностью непременно выполнить задание – достать продукты для голодающих партизан, «которые мерзли теперь на болоте». Он весь в действии: узнавал эти места, взошел на пригорок, наткнулся на изгородь, прошел по двору и т.д. и ведет себя Рыбак в полном соответствии с простыми нормами доброго фронтового товарищества: подбадривает больного Сотникова, дает ему полотенце обмотать шею, чтобы стало теплее, первым прокладывает дорогу по снежной целине. И хоть рассуждает он простовато, но верно: «… чем больше фашистам вреда, тем лучше». Словом, в Рыбаке узнается та порода очень даже неплохих в обыденности и вызывающих симпатию людей, о которых говорят: «Ну и что же, что в высоких материях не силен? Зато в разведке с таким не пропадешь!»

    Сотников физически безгранично слабее Рыбака. Но над физической слабостью, над горькими чувствами Сотникова главенствует упорная, неотступающая МЫСЛЬ. Все, что происходит вокруг, даже самые частные подробности быта, он воспринимает в широком масштабе всей войны.)

    В чем же главное различие героев по первым четырем главам?

    (главное различие – в их ДУХОВНОМ уровне)

    Дает ли это различие основание заподозрить в Рыбаке будущего предателя? (нет)

    Как же случилось, что Сотников и Рыбак попали в плен?

    2) Анализ 5-19 глав (работа в парах)

    Давайте посмотрим, как ведут себя герои по мере усиления опасности.

    Для этого рассмотрим заполненные вами дома таблицы:

    Эпизоды

    Рыбак

    Сотников

    (5,6 гл.)

    «Как всегда в минуту наибольшей опасности каждый заботился о себе, брал свою судьбу в собственные руки»

    «... так просто он им не дастся»

    2 Преследование

    (7,8 гл.)

    «... всё чаще стала напоминать о себе... тревога за собственную жизнь»

    «Он чувствовал себя почти виноватым, оттого, что страдая сам, подвергал риску товарища»

    3 В избе у Дёмчихи

    (9 гл.)

    «гибель как будто откладывалась, это было главное, а остальное для него уже не имело значения»

    «И он в отчаянии думал, что напрасно они отзывались, пусть бы полицаи стреляли - погибли бы, но только вдвоём»

    4 По дороге в полицию

    (10 гл.)

    «Теперь уже Сотников не имел для него большого значения»

    «... только бы выгородить Дёмчиху»

    5 В фашистском плену

    (11,12,13, 16 гл.)

    «Появилась возможность жить - это главное. Всё остальное - потом»

    «Как в жизни, так и перед смертью у него на первом месте твердолобое упрямство, какие-то принципы»

    6 В последний час

    (18-19 гл.)

    «... удирать некуда. После этой ликвидации - некуда. Из этого строя дороги к побегу уже не было», «теперь он всем и повсюду враг»

    «... уйти из этого мира по совести, со свойственным человеку достоинством»

    Перестрелка с полицаями (5-6 гл.)

    Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?

    Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?

    (Только мысль о том, как он объяснит произошедшее командиру отряда, заставила Рыбака вернуться за раненым)

    В хате у Дёмчихи (гл.9)

    Как ведет себя Дёмчиха во время ареста партизан?

    Сравните поведение женщины и Рыбака.

    (Дёмчиха не упрекает партизан в своей трагедии, несмотря на то, что ее дети останутся круглыми сиротами).

    Что тревожит каждого из героев?

    В плену (11-16 гл.)

    Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?

    (Невозможны уступки злу во имя добра. Вступив на путь измены, впоследствии с него не свернешь. Отказ полковника от любых компромиссов стал его последней победой над врагом. Поступок полковника – идеал поведения истинного патриота).

    Что ужаснуло Рыбака, когда он увидел Сотникова, вернувшегося после допроса?

    (Рыбак: это же самое будет с ним).

    Какую позицию избрал Рыбак во время допроса?

    (Подстраиваться, хитрить).

    Что раздражает его в Сотникове? (Принципиальность)

    Почему Рыбака не пытали?

    В чем видит Сотников причину падения Рыбака? (Партизан он хороший, а человеческие качества не дотягивают).

    Вывод по таблице.

    Какой выбор сделал каждый из героев?

    (Рыбак одержим всепоглощающей идеей выжить. Для Сотникова главное умереть достойно, взяв всю вину на себя.)

    Зачем Быков вводит в повесть эпизоды детства? Давайте вспомним эти эпизоды. (гл.15, 16)

    (Он показывает прямую связь прошлого с настоящим. Рыбак совершает свой детский подвиг не задумываясь, полагаясь на физическую силу. Ложь Сотникова отцу стала для него уроком на всю жизнь. Он строго судит себя и держит ответ перед своей совестью. А Рыбак снова, как в детстве, оказался над пропастью. Только тогда он удержался на краю, а сейчас...)

    Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю думает:»Одна на двоих»?

    (Рыбак собственноручно казнит товарища. И хотя он спасен от физической смерти, он обрекает себя на долгую, позорную смерть предателя).

    Как вы думаете, возможно ли нравственное возрождение Рыбака?

    (Человек проверяется тогда, когда остаётся один на один с собой, со своей совестью. По Быкову: «после предательства не может быть и речи о моральном возрождении».)

    Как вы думаете, проблемы, поднятые Быковым в повести, злободневные сегодня?

    (Это своеобразный урок всем, кто намеревается достичь корыстной цели любым способом. И при этом не задумывается над тем, как его выбор отразится на окружающих.)

    Домашнее задание.

    Сочинение-миниатюра «О чём заставила меня задуматься повесть В.Быкова «Сотников»?

    Эпизоды

    Рыбак

    Сотников

    1 Встреча с полицаями на дороге. Как ведут себя Рыбак и Сотников

    2 Преследование

    3 В избе у Дёмчихи

    4 По дороге в полицию

    5 В фашистском плену

    6 В последний час

    Повести Быкова о войне считаются самыми правдивыми и психологичными во всей литературе 20 века. Именно он сумел показать её лицо так, как никто другой, немалую роль сыграло то, что сам писатель был участником войны. Повесть про двух друзей-партизанов, которую изучают в 11 классе, сложна и разнопланова тематически и композиционно. В повести “Сотников” анализ стоит начинать с истории создания, которая затрагивает биографию автора. Полный анализ произведения будет полезен для подготовки к тестированию и написания творческих работ.

    Краткий анализ

    Год написания – 1969 год. В 1970 году повесть опубликована в редакции “Нового мира”.

    История создания – повесть написана на основе встречи Быкова с однополчанином, который считался погибшим, но на самом деле попал в плен и стал предателем. Двадцать лет прошло с момента встречи до воплощения сюжета в творчестве автора.

    Тема – цена выбора, жизнь и смерть, проблема нравственного выбора и его последствия.

    Композиция – двухчастная композиция, построенная на сопоставлении двух главных героев.

    Жанр – повесть.

    Направление – реализм. Быков описывает прошедшую войну, судьбы людей, основанные на реальных событиях.

    История создания

    Сюжет повести Быкова “Сотников” взят из реальной жизни: после встречи писателя в 1944 году с однополчанином, считавшимся погибшим. Оказывается его боевой товарищ попал в плен, а после, чтобы выжить, согласился на сотрудничество.

    Вспоминая прошлое, автор рассказывает о том, что этот человек считался образцом и примером для однополчан, “посмертно” его наградили как героя и ставили в пример молодым бойцам. Все были уверены, что он погиб. И вот в конце войны он оказался в плену, как прислужник власовцев, потерянный и морально угнетённый. Товарищ честно рассказал Быкову, что поначалу думал, что удастся сбежать, не стрелял в людей, не проявлял жестокости, пытался выжить. Цена такого выбора слишком страшна, чтобы до конца жизни быть предателем.

    Эта встреча настолько взволновала писателя, что он “списал” образ Рыбака с боевого друга и постарался показать обе грани выбора, который делает человек, не осуждая, не оценивая чужих поступков. Василий Быков часто ставит своих героев в экстремальные ситуации, на самую грань, когда человек вынужден принять судьбоносное решение.

    Писатель, прошедший войну, знает её в лицо и пишет правдиво и остро о том, что ему близко: героизм и трусость, опасность и предательство, сила характера и нравственный выбор. Первоначально повесть была названа “Ликвидация”. Однако позже автор акцентировал смысл названия на главном герое. Критика приняла повесть положительно, Быков был известен, как мастер слова, опытный и талантливый писатель.

    Тема

    История о двух товарищах-партизанах, которые отправляются за провизией для отряда, развивается стремительно. Обстоятельства, которые окружают героев усложняются с каждым шагом: болезнь, голод, ранение. Именно “в беде” познаются товарищи. Поэтому автор выбрал ситуацию, в которой не может быть третьего решения: быть живым предателем или мёртвым героем.

    В ситуации, которая касается жизни, “каждый за себя”, именно так решает Рыбак, пытаясь оправдать свою позицию. Инстинкт самосохранения, моральная незрелость, жажда жизни – что-то не даёт герою сделать последний шаг, тот, который мог бы спасти его от совести. Автор построил повествование так, что читатель воспринимает ситуацию детально и не берётся осуждать предательство Рыбака, невольно приходит мысль: “А какой выбор сделал бы я?”.

    Осуждать и оценивать – это не то, чему учит нас повесть; сделать выбор и нести ответственность за его последствия, перешагнуть грань, за которой человек теряет себя или погибнуть – вот суть и идея произведения . Быков показывает двух молодых людей, которые воспитаны в одинаковых условиях, они росли и формировали свои характеры, зрели и учились жизни.

    Однако в плену Сотников смог остаться человеком, выдержал пытки и достойно принял смерть, а его товарищ сломался, предал своих, стал палачом своим товарищам. Страшная правда войны, ставящая человека в нечеловеческие условия – это то, что всегда интересовало писателя. Таким образом, тематика повести: нравственный выбор человека, война и её роль в судьбах людей, цена человеческой жизни.

    Композиция

    Композиция повести двухчастная: действие разделено на “до” и “после” того, как герои попадают в плен. На этом же строится и проблематика произведения: каков человек перед самым страшным выбором в своей жизни? Вся композиция построена на противопоставлении двух героев Сотникова и Рыбака.

    Их диалоги, внутренние монологи, воспоминания из прошлого – призваны раскрыть два, с виду похожих, мировоззрения, но абсолютно не совпадающих нравственных позиций. Повествование, вмещающее всего двое суток, кажется объёмнее и насыщеннее благодаря авторским приёмам: сны, отрывки сознания, разговор героев с совестью, сцены из прошлого.

    Писатель раскрывает персонажей многогранно и правдиво, то приближая, то отдаляя каждого из них, чтобы глубже понять их характер, поступки, жизненную философию. Нет ни оценки автора, ни намёка на его отношение к героям, только события в плену показывают сущность героев. Картины, которые открываются читателю тонкие и психологически точные, у писателя есть замечательный дар – делать героев родными, близкими и пронзительно несчастными. Эта особенность свойственна всем произведениям военной тематики В. Быкова.

    Главные герои

    Жанр

    Для воплощения своей творческой идеи Быков выбрал именно повесть. Она больше всего подходит для реалистичного сюжета, небольшого по объёмы описываемого отрезка времени. События, описываемые автором достойны романа, они монументальны в плане раскрытия характеров и судеб людей. Но своеобразное ограничение по жанру было вполне оправдано. Это излюбленный жанр Быкова, его привычная форма, она традиционна и универсальна для писателя. Повествовать о войне так, как это делает Быков, масштабно и правдиво, в рамках далеко не простого жанра повести – особое искусство.

    Выбор редакции
    Необходимо подкорректировать свой режим сна, он сбился. Ложитесь до двенадцати ночи, но никак не в три-четыре часа, ваш организм не...

    хранитель изящной словесности Даже в эпоху смартфонов наручные часы не остаются на вторых ролях в нашей личной коллекции аксессуаров....

    Часы – это незаменимая часть человеческой жизнедеятельности, без которой почти невозможно представить существование в современном мире,...

    Красный Огненный Петух – символ 2017 года. Стихия огня и алый цвет переплетутся в гармоничную смесь. Согласие ожидается во всех делах....
    Любовь имеет для Скорпиона немаловажное значение, как, впрочем, и для всех знаков Зодиака. Но особенно остро потребность в ней...
    Шаг 1: Подготовим говядину и начиним ее чесноком. Вырезку говядины для начала необходимо хорошо промыть под холодной проточной водой,...
    Доброе время суток всем любителям кулинарии! Как раз в каталоге рецептов все опытные и не очень кулинары смогут найти полным-полно...
    Статья предлагает вам рецепты блюд и меню да ребенка 2-х лет, а так же рекомендации по его питанию. Со 100% уверенностью можно сказать,...
    Кулинарное сообщество Li.Ru - Рецепты для детей на завтрак Практически идеальный завтрак - яичница-болтунья, рецепт которой...