Максим рихтер баритон биография личная. Признание заслуг величайшего из музыкантов


(7 марта по старому стилю) 1915 года в Житомире (Украина). Его отец Теофил Рихтер (1872-1941) был сыном немецкого колониста, жившего в России. Мать, Анна Москалева (1892-1963), происходила из русской дворянской семьи.

Детство и юность Святослав Рихтер провел в Одессе , где учился у своего отца - пианиста и органиста, получившего образование в Вене. В 1941 году его отец был репрессирован как немецкий шпион, а мать вынуждена была эмигрировать в Германию.

В 1932-1937 годах Святослав Рихтер работал концертмейстером в Одесской филармонии, с 1934 года - в Одесском театре оперы и балета.

В 1934 году он дал свой первый концерт.

В 1950 году он совершил первые зарубежные гастроли в страны Восточной Европы, а в 1960 и 1961 году - в США, Канаду и страны Западной Европы.

Исполнение Рихтера отличалось , глубоко индивидуальным подходом к произведению, чувством времени и стиля.

В личной коллекции музыканта были собраны картины и рисунки его друзей и почитателей, среди которых Пабло Пикассо, Оскар Кокошка, Ренато Гуттузо, Василий Шухаев, Роберт Фальк, Дмитрий Краснопевцев, Анна Трояновская и другие.

Последний публичный концерт Рихтера состоялся в марте 1995 года в Германии.

Святослав Рихтер - народный артист СССР (1961). Он был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1975). Лауреат Государственной премии СССР (1950), Ленинской премии (1961), Государственной премии РФ за 1995 год . Награжден тремя орденами Ленина (1965, 1975, 1985), орденом Октябрьской Революции (1980), орденом "За заслуги перед Отечеством III степени, другими орденами и медалями, в том числе иностранных государств. Кавалер ордена Искусств и литературы (Франция, 1985).

Святослав Рихтер был женат на певице (сопрано) и профессоре Московской консерватории Нине Дорлиак (1908-1998), дочери известной певицы Ксении Дорлиак.

Большую часть своего собрания живописи Рихтер завещал в дар Государственному музею изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина. В настоящее время картины находятся в Музее личных коллекций.

В 1999 году на Большой Бронной улице в Москве был открыт Музей-квартира С.Т. Рихтера - филиал ГМИИ.

В июне 2013 года в дар Московской консерватории был передан бронзовый бюст Святослава Рихтера работы скульптора Эрнста Неизвестного.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

МАКСИМ ПЕРЕБЕЙНОС
баритон

Родился 18 марта 1981 года в Невинномыске Ставропольского края. Окончил Северокавказский государственный технический университет по инженерной специальности.

В студенческие годы параллельно с учёбой, под руководством опытного педагога по вокалу, солистки Махачкалинской филармонии Л. А. Журавлёвой в течение 5 лет активно занимался вокалом. Как солист вокальной народной студии Дворца культуры и техники химиков г. Невинномыска участвовал во множестве концертных мероприятий и стремительно завоевал популярность и признание широкого круга слушателей и руководства местной территориальной администрации, присвоившей ему в 2003 году почётное звание «Заслуженный артист Республики Ингушетия».

Военную службу проходил в качестве солиста-вокалиста в Ансамбле песни и пляски Северокавказского военного округа.

В 2013 году Максим Перебейнос окончил вокальный факультет Московской государственной консерватории им. П. Чайковского (класс солиста Большого театра России, народного артиста СССР, профессора З. Л. Соткилавы) и там же продолжает совершенствовать своё мастерство в качестве ассистента-стажёра.

С 2011 года – солист Детского музыкального театра им. Н. И. Сац, где в спектакле «Иоланта» (опера П. Чайковского), поставленного художественным руководителем Московского музыкального театра «Геликон-опера» Дмитрием Бертманом, убедительно исполнил одну из ведущих партий – партию Роберта. В 2012 году он приглашается в качестве солиста-вокалиста в труппу «Геликон-оперы», где исполняет партии Фигаро в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини в Москве и на 15-м Международном фестивале музыки в Бангкоке (2013), Форда и Ренато в «Фальстафе» и «Бал-маскараде» Дж. Верди. В его репертуаре также Фальк в «Летучей мыши» И. Штрауса, Данкайро в «Кармен» Ж. Бизе и некоторые другие партии.

Обладатель Гран-при конкурсов «Студенческая весна» и «Солдатский конверт».

III премия Всероссийского конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!».

Лауреат II премии в «Первом открытом московском конкурсе фортепианно-вокальных дуэтов».

Победитель студенческого конкурса-фестиваля «Фестос» в номинации «мужской вокал».

Заслуженный артист Республики Ингушетия (2003).

РЕПЕРТУАР

I. Оперные партии, исполненные в спектаклях «Геликон-оперы»
1. М. Мусоргский «Борис Годунов» – Щелкалов
2. П. И. Чайковский «Евгений Онегин» – Онегин
3. Н. А. Римский-Корсаков «Садко» – Веденецкий гость
4. Дж. Россини «Севильский циюльник» – Фигаро
5. Дж. Верди «Фальстаф» – Форд
6. Дж. Верди «Бал-маскарад» – Ренато
7. Ж. Бизе «Кармен» – Данкайро
8. И. Штраус «Летучая мышь» – Фальк
9. Р. Леонкавалло «Паяцы» – Сильвио
10.Д. Тухманов «Царица» - Григорий Потемкин
11. Дж. Риз«Распутин» - Великий князь Дмитрий Павлович
12. ​А. Маноцков «Чаадский» - Чаадский (режиссер Кирилл Серебренников)
13. К. Вайль «Семь смертных грехов» - Фернандо
14. П. Чайковский «Пиковая дама» - князь Елецкий
15. С. С. Прокофьев «Упавший с неба» (по мотивам оперы «Повесть о настоящем человеке» и кантаты «Александр Невский») - Алексей в молодости
16.В. А. Моцарт «Волшебная флейта» - Папагено
17. П. И. Чайковский«Иоланта» – Роберт

II. Оперные партии, исполненные в спектаклях других театров
1. П. Чайковский «Иоланта» – Роберт (Детский музыкальный театр им. Н. И. Сац)
2. П. Чайковский «Евгений Онегин» – Онегин (Оперная студия консерватория)
3. Дж. Верди «Травиата» – Барон (Оперная студия консерватория)
4. Дж. Пуччини «Богема» – Шонар (Оперная студия консерватория)
5. Дж. Пуччини «Богема» – Марсель (Оперная студия консерватория

М узыкальный гений Святослав Рихтер не рос на гаммах и этюдах. Его мощнейшее «фортиссимо» и завораживающее «пианиссимо» – дар Божий, который в один прекрасный момент заявил о себе.

Первым учителем Рихтера был отец. Теофил Данилович – выпускник Венской академии музыки – первые уроки дал сыну в пять лет. Это не был стандартный курс фортепиано. Лишь азы.

Потом Рихтер учился сам – по произведениям великих. Просто брал все ноты, что были в доме. Любил, к примеру, Шопена. Научившись виртуозно читать с листа, после окончания школы работал концертмейстером в Одесской филармонии. В 19 лет дал первый сольный концерт и лишь в 22 решил поступать в Московскую консерваторию . Рихтера сочли самоучкой… и приняли.

«По-моему, он гениальный музыкант, – отозвался о начинающем пианисте маститый Генрих Нейгауз, – после Двадцать восьмой сонаты Бетховена юноша сыграл несколько своих сочинений, читал с листа. И всем присутствующим хотелось, чтобы он играл еще и еще...»

И он играл. Потому что учить Рихтера было уже нечему. Нейгауз просто развивал талант своего любимого ученика.

Молодой виртуоз переиграл практически всю фортепианную классику, кроме Пятого концерта Бетховена. В этом произведении он заранее признавал исполнительское превосходство своего педагога. Заканчивал обучение Рихтер уже известным исполнителем. Его государственным экзаменом стал концерт в Большом зале консерватории. А вместе с дипломом музыкант удостоился «золотой строчки» на мраморной доске в фойе Малого зала.

На Родине – победа на Всесоюзном конкурсе исполнителей. На Западе – «Грэмми» за Второй фортепианный концерт Брамса.

Впервые советский музыкант получил эту престижную награду. Рихтер много гастролировал. Огромным залам предпочитал камерные. Софитам – темноту, в которой луч света выхватывает лишь ноты, чтобы не отвлекать зрителя от главного – музыки.

Более семидесяти концертов в год. Широчайший репертуар: от барокко до сочинений современников.

«Вчера ночью слушала Прокофьева. Играл Рихтер. Это чудо. Я до сих пор не могу опомниться. Никакие слова (в никаком порядке) даже отдаленно не могут передать, что это было. Этого почти не могло быть».

Анна Ахматова

Даже в период негласного запрета на музыку Прокофьева Рихтер исполнял его произведения. В том числе Девятую сонату, которую великий композитор посвятил великому пианисту.

Святослав Рихтер. Музыкальная академия Ференца Листа. Будапешт. 1954

«А у меня что-то интересное есть для вас, – сказал однажды С. Прокофьев Рихтеру, и показал наброски Девятой сонаты. Это будет ваша соната... Только не думайте, это будет не на эффект... Не для того, чтобы поражать Большой зал». Но Рихтер все же поражал… Своим талантом.

Он был многогранен. Одно из первых увлечений пианиста еще с детства – живопись. Уже будучи знаменитым музыкантом, он брал уроки у своего друга Роберта Фалька, художника на стыке модерна и авангарда.

В результате появились воздушные пастели Рихтера и Декабрьские вечера – гармоничное соединение изобразительного искусства и музыки.

Пушкинскому музею пианист доверил свое уникальное собрание живописи и графики. Многие из картин были подарены пианисту его друзьями-художниками.

Всеобщее признание зачастую тяготило Рихтера. Несмотря на мировую славу, известный музыкант оставался человеком скромным. Объездив весь земной шар, самыми красивыми местами считал Оку и Звенигород. Любил жареную картошку. И не любил повышенное внимание журналистов: «Мои интервью – мои концерты». И максимально допустимая для себя похвала: «Кажется, в этот раз что-то получилось…»

04.01.2007 00:00 1 (10636)

Несколько лет назад Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррерас поразили мир новацией. Три великих тенора вышли на открытые подмостки сначала в Лос-Анджелесе, а затем в Париже и исполнили не только коронные арии из оперных спектаклей, но и известные всему миру песни: неаполитанские, испанские, с берегов Дуная и просторов Америки. Мир, поскольку концерты широко транслировались, открыл для себя новое чудо в вокальной практике - необычайную красоту сочетания различной тембровой окраски одного и того же голоса - тенора. Нашлись музыканты, которые обвинили «трех голубчиков» в попсовости. Но они были в меньшинстве. А к большинству принадлежал солист русской оперы Давид Гвинианидзе. Он пошел дальше - организовал настоящие вокальные турниры. На сцену выходят одновременно тенора, баритоны и басы. Что происходит? Это надо слышать. Состязание теноров, баритонов и басов произвело фурор в Челябинске.

Несколько лет назад Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррерас поразили мир новацией. Три великих тенора вышли на открытые подмостки сначала в Лос-Анджелесе, а затем в Париже и исполнили не только коронные арии из оперных спектаклей, но и известные всему миру песни: неаполитанские, испанские, с берегов Дуная и просторов Америки. Мир, поскольку концерты широко транслировались, открыл для себя новое чудо в вокальной практике - необычайную красоту сочетания различной тембровой окраски одного и того же голоса - тенора. Нашлись музыканты, которые обвинили «трех голубчиков» в попсовости. Но они были в меньшинстве. А к большинству принадлежал солист русской оперы Давид Гвинианидзе. Он пошел дальше - организовал настоящие вокальные турниры. На сцену выходят одновременно тенора, баритоны и басы. Что происходит? Это надо слышать.
Состязание теноров, баритонов и басов произвело фурор в Челябинске.

О, sole mio!
Когда на афишах Москвы появляются «соревновательные» проекты Давида Гвинианидзе и его товарищей по творчеству, очереди в кассы выстраиваются километровые. Билетов в самые большие залы столицы хватает всего лишь на два-три дня.
За пару дней до гастролей участников «Королевского турнира» в Челябинске я наслушалась восторгов столичной публики по этому поводу в воскресном диалоге журналистов и слушателей «Эха Москвы». И поняла, что инициатива трех теноров попала в хорошие руки.
Привезти этот проект в Челябинск помог Альфа-Банк. Это был новогодний подарок не только служащим самого банка, но и городу. Никогда не думала, что банкиры могут так кричать «Браво!», аплодировать и даже «гудеть» на манер молодежной тусовки на концерте какой-нибудь рок-н-рольной звезды. Но все это было! После «Маританы», «Гранады», «O, sole mio!» - это понятно. Но после ариозо Ленского, арий Онегина и Фигаро, песни Варлаама и каватины Алеко?! Думаю, нашему оперному театру снова повезло. Кто-то из этой публики одолеет страх перед классикой и пойдет слушать «Князя Игоря» и «Тоску».
И все-таки я спросила Давида Гвинианидзе:
- Что говорит о вас музыкальное общество столицы?
- В попсовости не обвиняют, хотя мы этого очень боялись. Но отзывы до сих пор были только самые хорошие и рецензии музыкальных критиков положительные, где бы это ни проходило. Мы ведь стараемся придерживаться чисто классического формата. В одном из музыкальных фестивалей в Москве мы принимали участие и завершали программу, пели в Большом зале Московской консерватории. И это был успех. Никто ни разу не сказал, что мы запятнали вокальную классическую музыку. По-моему, даже наоборот, мы заронили в сердца многих и многих любовь к оперному искусству.
- Вы поняли, что успех гарантирован, после фурора трех теноров?
- Не стану этого отрицать. А еще это колоссальная пропаганда классической вокальной музыки. А значит, возможность сохранить культурные традиции страны. Мы ведь прекрасно понимаем, что опера - искусство для избранных. Для этого нужна специальная подготовка. Знания. Вкус. А такой концерт воспринимается слушателями легко. И такое исполнительство делает оперное искусство доступным для более широкой публики.

К ногам королевы
- Скажите, как пришла идея соединить на сцене сразу три группы голосов: теноров, баритонов и басов?
- Первым концертом Фонда «Таланты мира» (которым руководит Давид Гвинианидзе. - Авт.) была программа «Созвездие теноров». Я почувствовал огромный интерес публики. Очередь тянулась от касс концертного зала до метро. Люди уже знали, насколько это необычно, благодаря концертам Паваротти, Доминго и Каррераса. Таких выступлений очень мало в мире. А публике нравится видеть и слышать сразу не-
скольких теноров, или баритонов, или басов, чувствовать различие и красоту тембров голоса, перетекание арии или романса из одной тембровой окраски в другую. Публике нравятся такие «изюминки». Наш проект теноров прошел очень удачно, потом мы сделали «Созвездие басов». А следом возникла идея: почему бы не сопоставить все мужские голоса, не вывести их на сцену одновременно? Так появился «Королевский турнир». Получилась очень удачная «дуэль». Успех был огромен.
Это рыцарский вокальный турнир, где у каждого голоса свой «орден». В самом начале действа на сцену выходит Прекрасная дама, или Королева красоты и любви (ведущая концерта Марианна Галанина), и объявляет участников соревнования между тремя «орденами». Королева представляет каждого «рыцаря» и объявляет все его достоинства. Ради нее происходит соперничество между мужскими голосами. В первом отделении все девять «рыцарей» представили визитную карточку - исполнили свои коронные номера из оперных спектаклей. Ведь участники турнира являются ведущими солистами оперных театров Москвы: Большого, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Новой оперы», «Геликон-оперы», «Арбат-оперы».
- В свои проекты мы приглашаем и солистов из других оперных театров России, из Мариинки и даже из дальних стран, - продолжает Давид. - Конечно, солисты несут на своих плечах оперный репертуар театров, но у них есть возможность иногда отвлечься от афиши, и они с огромным удовольствием принимают участие в наших проектах. Каждому артисту интересно показать себя в другом аспекте.
В первом отделении обладатели красивых голосов, действительно, показали себя как талантливые исполнители классических оперных арий.
«Изюминку» оставили напоследок. Но еще до соперничества между мужскими голосами публика по-настоящему завелась. Почему? Да потому, что различие в красоте голосов уже сделало свое дело - даже те, кто ни разу не открывал тяжелой двери оперного театра, поняли, что ничего страшного, непонятного и скучного в оперном пении нет. Что ух как хорошо почувствовать себя человеком со вкусом, который вполне может оценить красоту лирического тенора и отдать должное бархатному басу-профундо.
Но турнир, когда «к ногам Королевы» был брошен природный дар каждого «рыцаря», довел публику до экстаза. Сначала три тенора исполнили арию Ленского, затем три баритона - арию Фигаро, басы втроем - Дона Базилио… и прорвалась живая реакция зала. Мужчины хором кричали «Браво!», а женщины всю силу вложили в тинейджерское «у-у-у-у-у!» Зал просто гремел и орал от восторга. Представляете, что было, когда все девять солистов исполнили «Очи черные»?! Трудно описать. Зал аплодировал около получаса. Рекорд.

Мы сдались легко
- Но искусство - прежде всего, - назидательно говорил Давид Гвинианидзе. - Просто такая форма делает его широко доступным. Этот проект при-
знан лучшим в музыкальном году. О нас уже знают далеко за границами страны. Мы получили приглашение из США и, вероятно, этим летом отправимся туда на гастроли. Нам предлагают дать 50 концертов. А сейчас началось наше турне по странам бывшего СССР. С Москвы. Мы пели в Большом зале консерватории, откуда шла прямая трансляция по радио «Орфей». А потом состоялся концерт в Большом зале Дома ученых. За три дня были проданы все билеты. И теперь наш проект охотно взял Международный дом музыки. Там концерт состоится 1 марта. К вам мы приехали после турне по городам Сибири.
- Но ценность таких совместных выступлений еще и в том, что между солистами завязалась крепкая творческая дружба, которая приносит свои плоды, - добавляет лирический баритон солист «Новой оперы» Александр Мартынов. - Я принимаю участие в этих проектах уже несколько сезонов. Здесь можно раскрыться не только в качестве певца, артиста, но и импровизатора. Это огромное удовольствие стоять рядом с равными тебе, следить за их импровизациями и импровизировать самому.
- В поездках, правда, бывает нелегко, - улыбается солист Большого театра и Центра Галины Вишневской баритон Юрий Баранов. - На этот раз был только один перелет самолетом, а потом поезда, автобусы, автомобили. Но все равно приятно, что есть такие проекты. Очень люблю второе отделение - игру и импровизации.
- Мы патриоты, и нам хочется показать своих теноров, баритонов и басов, - вступает в разговор директор фонда Антон Новиков. - Публика должна знать своих героев в опере.
- Благодаря этому проекту происходит возрождение, одушевление оперного искусства, - добавляет солист Театра Станиславского и Немировича-Данченко сладкоголосый тенор Оганес Георгиян. - Это приятно. Нам хочется привлечь как можно больше молодежи, а не только тех, кто давно любит и знает оперное пение.
- Но искусство не знает границ, в нем нет национальностей. Наши проекты многонациональны. Для участия в турнире в Доме музыки мы хотим пригласить солистов «Метрополитен-опера», европейских театров, - спорит с директором Давид Гвинианидзе. - Но все-таки главная цель - помогать молодым артистам. Ставку делаем на тех, кто уже состоялся, поет в каком-то театре, но не имеет возможности показать себя в других жанрах, реализовать себя в полную меру. В России нет традиции «делать» оперных звезд. Вот мы и пробуем их раскручивать. Мы стараемся приглашать ребят в различные проекты. Всего проектов 45. В них участвует более 100 солистов. Я много езжу и, когда слышу хорошие голоса, стараюсь пригласить их в наши проекты. Хорошо, что теперь мы можем это показать не только в Москве, но в других городах, сами ведем переговоры с различными филармониями.
Конечно, теперь и Челябинск будет знать своих оперных героев. Вот приедет на днях в Челябинск с «Геликон-опера» красавец бас Алексей Дедов, и его поклонники будут ему кричать свои «браво». Запомнится многим и самый молодой участник «Королевского турнира» - красивый и сильный баритон Максим Рихтер из «Арбат-оперы». Будут ждать новых успехов от Юрия Баранова, которого по достоинству оценила Галина Вишневская, и от перешедшего недавно из басов в баритоны Михаила Давыдова. Будем считать, что «рыцари» нас покорили навсегда.

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...