Мастер - класс для педагогов "опыты со звуками". Опыты со звуком в домашних условиях


С точки зрения физики, звук — это механическое колебание, распространяющееся в среде.

Опыт 1

Как частота возникающего звука зависит от длины колеблющегося тела?
Положите гибкую пластиковую или металлическую линейку на стол так, чтобы она примерно на три четверти выступала за край стола.
Крепко прижмите рукой один край линейки к столу. Другой рукой отогните свободный край линейки вниз и отпустите его.
Послушайте, какой звук при этом возникнет, и обратите внимание на то, как быстро колеблется свободный конец линейки.

Поставьте стакан без дна на динамик. Включите радио на небольшую громкость и найдите в эфире радиопомехи. Вы услышите постоянный звук одного тона. Определите, в каком положении должен находиться регулятор громкости в случае тихого, среднего и громкого звука. Выключите радио и положите одно зерно риса на центральный квадратик вощеной бумаги (на X).

Включите радио и поставьте громкость на тихий звук. Проследите за всеми движениями зерна риса из центрального квадратика.

Повторите ваш опыт со средним и громким звуком.
Оцените зависимость между громкостью и энергией звуковой волны.

Опыт 4

Звук может распространяться в твердом, жидком или газообразном веществе.
Как сравнить эффективность распространения звука в газе и твердом веществе?

Возьмите обычные наручные часы.
Вначале держите часы на расстоянии вытянутой руки. Медленно подносите часы к уху до тех пор, пока не услышите первое слабое тиканье. В этом положении измерьте расстояние от часов до уха.

Затем прижмите ухо к столу и положите часы на стол на расстоянии вытянутой руки от уха. Послушайте, не будет ли слышно тиканья часов. Если вы услышите тиканье в этом положении, попросите вашего помощника медленно отодвинуть часы подальше, пока тиканье не станет слабым.

Если же вы не услышите тиканья часов на расстоянии вытянутой руки, медленно придвигайте к себе часы и найдите положение, в котором они будут слышны. Измерьте расстояние от часов до уха и сравните его с тем расстоянием, на котором вы смогли услышать слабое тиканье часов, прислушиваясь к ним в воздухе.

Опыт 5

Как распространяется звук в воде?
Возьмите обычные наручные часы, поместите их в целый пластиковый пакет, туго завяжите пакет, чтобы не проникла вода. Привяжите к мешку веревку и опустите его в аквариум с водой.

Мешок с часами должен находиться на середине расстояния между дном и поверхностью воды, поблизости от стенки аквариума. Прижмите ухо к противоположной стенке аквариума.

Если вы услышите тиканье часов, измерьте расстояние до них. Если нет, попросите вашего помощника двигать часы в вашу сторону до тех пор, когда вы сможете услышать тиканье, Измерьте это расстояние. Сравните это расстояние с теми, которые вы получили в предыдущем опыте.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 000 г. Челябинска»

Проект «Как увидеть звук?»

(подготовительная группа)

Участники проекта:

1.Нургарипов Андрей (7 лет)

2.Бузян Марина (7 лет)

3.Муратова Соня (6 лет)

Руководитель проекта:

Челябинск, 2016

Проект «Как увидеть звук»

ПРОБЛЕМА:

Учитель-логопед, Александра Ивановна, всегда говорит, что звук мы слышим и произносим. И у нас возник вопрос. А как звук увидеть?

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование навыков систематизации, классификации и умения самостоятельно делать выводы собственной творческой деятельности.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1.Узнать из литературы, интернета, детских научных передач, родителей о природе звука.

2.Узнать о способах «сделать звук видимым».

3. Формировать способы познания и применение их в исследовательской деятельности .

4. Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться между собой.

МЕРОПРИЯТИЯ:

    Сбор разнообразного материала для копилки проекта, привлечение родителей, сотрудников, педагогов детского сада к её созданию. Беседы с музыкальным руководителем, учителем–логопедом , воспитателями. Чтение художественной и научной литературы , просмотр детских научных мультфильмов, передач. Беседы о прочитанном и увиденном. Проведение экскурсии для наблюдений звуков явлений природы и окружающего мира. Составление моделей и картотек. Организация выставки «Звучащие объекты» Экспериментально – исследовательская деятельность по изучению природы звука и его сущности. Презентация проекта детьми.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

ПЕРВЫЙ ЭТАП – КОПИЛКА

Энциклопедии, материалы для экспериментов и опытов. Предметные картинки объектов живой, неживой природы и природного мира. Звучащие объекты: линейка металлическая и деревянная, расчёска с редкими и частыми зубчиками, ложки разного размера, колокольчики, воздушный шарик , музыкальные инструменты и т. д.

Стихи, загадки о музыкальных инструментах, художественное слово по теме

ВТОРОЙ ЭТАП – СОЗДАНИЕ КАРТОТЕКИ

В ходе работы над проектом были проведены опыты на выявлениесвойств природы звука. И опытным путём доказано, чтозвук можно увидеть, если придать объекту дрожание.

Опыт 1. Цель: Подвести ребёнка к пониманию причин возникновения звука: колебание объектов.

Вывод: Звук – это колебания, которые распространяются в пространстве.

Опыт 2. «Можно ли увидеть звук»

Цель: Увидеть действие звуковой волны.

Вывод: Звуковые волны заставляют предметы двигаться.

Цель: Только ли по воздуху распространяются звуки?

Вывод: Звуковые волны могут распространяться в твёрдой, жидкой и газообразной среде.

Цель: Узнать все ли звуки одинаковые?

Вывод: Высота звука зависит от частоты колебаний.

ТРЕТИЙ ЭТАП – МОДЕЛЬ

Звуковым волнам непременно нужна среда, в которой они могли бы распространяться. Чем быстрее колебания какого-либо тела, тем выше производимый им звук. Чем медленнее колебания, тем ниже звук. Громкий звук создаёт сильные колебания, а тихий звук создаёт слабые колебания. Шум это беспорядочное смешение звуков различной частоты и силы.

ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП – ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА

    Выставка «звучащих объектов».

    Составление моделей звука.

Модель «Звуки в окружающем мире» Модель «Громкие и слабые звуки»

Модель «Высокие и низкие звуки» Модель «Как мы видим и слышим звук»

    Создание картотеки опытов детьми.

ПЯТЫЙ ЭТАП – ПОСТАНОВКА НОВОЙ ПРОБЛЕМЫ

Почему загорается лампочка в подъезде от громкого звука или шума?

ШЕСТОЙ ЭТАП – ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1.Описание детьми этапов работы над проектом (приложение 1).

2.Описание опытов (приложение 2).

3.Художественное слово (приложение 3).

Приложение 2

ОПИСАНИЕ ОПЫТОВ

Опыт 1. «Откуда берутся звуки?»

Оборудование: железная линейка

Возьмем железную линейку, положим ее на стол. Ладонью одной руки прижмем линейку к столу. Другой рукой приведем в колебательное движение свисающую часть линейки. Пусть первоначально будет свисать незначительная часть линейки. Мы слышим звук. Колебания линейки, а значит, и частиц воздуха очевидны. Значит, звук на самом деле вызван колебательными движениями частиц воздуха, и в основе звука лежат колебания. Теперь пусть будет выступать большая часть линейки. Повторим опыт. Звука мы не слышим, линейка не зазвучала. Почему? С этим вопросом мы постараемся разобраться позже.

Опыт 2. «Свеча и бутылка»

Для следующего опыта нам нужно взять пластиковую бутылку и отрезать у неё дно, и на это место натянуть пищевую плёнку, очень плотно прижав её и завязав резинкой. Затем зажигаем свечу. Над свечой располагаем бутылку так, чтобы его отверстие находилось точно над пламенем свечи. Ударим с силой по натянутой плёнке. Услышим звук и заметим, что свеча потухла.

Почему так произошло? Ударом мы вызвали колебания воздуха. Колебания воздуха потушили свечу, а колебания воздуха над бутылкой образовали звук, который дошел до нашего уха.

Примечание: Прежде чем приступить к следующему опыту, надо хорошо вымыть руки с мылом.

Поставим бокал на стол, левой рукой будем крепко держать его за ножку. Затем, слегка намочив чистой водой пальцы правой руки, начнем водить средним или указательным пальцем правой руки по краю бокала. Через несколько секунд мы услышим мелодичный звук. Звук не будет прекращаться, пока мы водим пальцем по краю бокала.

В отличие от опыта с линейкой, в этом опыте звук мы слышим, а колебания, которые бы вызвали колебания частиц воздуха, мы не видим. Может, не только колебания вызывают звук?

Нальем в бокал чистую воду и будем снова водить пальцем по краю бокала. В этом случае мы тоже услышим звук. Продолжая круговые движения пальцем, посмотрим на поверхность воды. На ней образовались маленькие волны. Стенки бокала совершают колебания. И в этот раз звук рожден колебаниями частиц воздуха, которые были вызваны звучащими и колеблющимися стенками бокала.

Опыт 4. «Опыт с зернами»

Чтобы доказать, что звук, который мы слышим из репродуктора, тоже рожден колебаниями мы провели следующий опыт. На мембрану репродуктора мы насыпали зерна гречки и включили музыку. Как резвились зернышки можно увидеть на фото.

Вывод: Звук рождается колебательным движением тел, т. е. в основе образования звука лежат колебания, вызывающие в свою очередь колебания частиц воздуха.

Опыт 5. «Почему не всегда слышен звук?»

Вернемся к опыту с линейкой. Если выступающая часть линейки будет длиннее той, что лежит на столе, то звука мы не услышим. Но почему так произошло? Чем эти колебания линейки отличались от тех, что рождали звук? Повторим опыт с линейкой и исследуем образовавшие колебания. (Демонстрация опытов колебаний линейки при разной длине выступающей части.) Замечаем, когда выступает большая часть линейки, колебания будут редкими и звука мы не услышим, а когда выступает меньшая часть линейки, колебания частые и звук мы хорошо слышим.

Значит, звук образуют частые колебания. Из дополнительной литературы узнали: чтобы услышать звук, по меньшей мере надо, чтобы за 1 секунду совершилось 16 колебаний, если их меньше, звука нет.

Вывод: Далеко не всякое колебание сопровождается звуком. В образование звука важна частота колебаний: минимальная частота - 16 колебаний в секунду.

Опыт 6. «Воздушный шар».

Дети держат воздушные шары перед ртом и громко произносят свое имя. Голосовые связки колеблются и производят звук. Колебания распространяются и передаются воздушному шару.

Аналогичный опыт можно провести с магнитофоном. Дети держат воздушные шары в руках перед магнитофоном и чувствуют вибрацию. Чем дальше от проигрывателя, тем слабее она ощущается. Что вам понадобится:

Опыт 7. «Усилитель звука из воздушного шара»

Надуть воздушный шар и держать его близко к уху. Постучите ногтем, с другой стороны. Несмотря на то, что вы лишь слегка коснулись ногтем шара, в ушах слышен громкий шум. Когда вы надули шарик вы заставили молекулы воздуха внутри прижаться ближе друг к другу. Поскольку молекулы воздуха внутри баллона ближе друг к другу, они становятся лучшим проводником звуковых волн, чем обычный воздух вокруг вас.

Опыт 8. «Влияние частоты колебаний на высоту звука.»

Цель: Исследование характеристик звука

Высота звука

Проводя опыты с линейкой, мы заметили: когда выступающая часть линейки была короткой, линейка очень часто совершала колебания, длинная же выступающая часть линейки совершала редкие колебания. При этом звук отличался по высоте. Результаты эксперимента мы представили в таблице.

Когда выступающая часть линейки была равна 50, 40, 30, 20 см – звука мы не услышали. Звук появился, когда выступающая часть линейки была равна 10 и менее сантиметров. Причем, чем меньше была выступающая часть линейки, тем выше звук становился. Предлагаем вам услышать все это самим.

1. Чем меньше выступающая часть линейки, тем больше колебаний в секунду совершает линейка, тем больше частота колебаний, тем выше звук.

2.Существует предельная длина выступающей колеблющейся части линейки (в нашем эксперименте, она чуть больше 10 см), при которой звук мы не слышим.

Опыт 9. «Громкость звука»

Для опыта будем использовать бумажный стакан, с отрезанным донышком, накрытым тонкой бумагой. Положим колонку вверх громкоговорителем. Поставим стакан без дна на динамик. А наверх стакана зерно. Включая музыку на разную громкость, проследим за всеми движениями зерна. Зерно подпрыгивает выше, когда музыка звучит громче.

Вывод: Громкость звука зависит от амплитуды колебаний.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Мы живём в звучащем мире.

Звуки всюду нам слышны.

Часто слышим мы в эфире

Сотни звуков тишины.

Вся природа – мир звучащий:

Шелест листьев на ветру,

Дятла стук в глубокой чаще,

Дождь, шумящий поутру.

Есть особенные звуки –

Это музыки полёт.

В час веселья и разлуки

Нас прекрасный мир влечёт.

Ощущенье света, тени,

Мир прохлады и тепла.

Пёстрый мир тревог, волнений

Нам природа в дар дала.

Звуки леса, поля, моря...

Каждый день и каждый час.

Звуки радости и боли

В сердце каждого из нас.

Татьяна Лаврова

Загадки о музыкальных инструментах.

Он по виду брат баяну, У какого инструмента

Где веселье – там и он. Есть и струны, и педаль,

Я подсказывать не стану, Что же это? Несомненно

Круглый, яркий и тугой, Он ритмичный,

А звенит он лишь тогда, Наш весёлый… (барабан!)

Когда бьют его в бока.

Описание этапов работы детей над проектом.

Нам очень нравится проводить эксперименты и делать опыты.

Когда мы занимались с нашим учителем – логопедом, Александрой Ивановной, то она всегда говорила, что звуки мы можем слышать и произносить. И у нас возник вопрос – можно ли увидеть звуки? С этой проблемой мы обратились к своим воспитателям, а позже к родителям. Так возник наш проект – «Как увидеть звук?»

Вместе со взрослыми читали разную литературу, смотрели детские научные передачи, искали ответы на вопросы в интернете. И так мы собрали копилку «звучащих» объектов, картинки объектов окружающего мира. Изучив все материалы, мы выделили модель звука.

Что такое звук? Звук – это колебание, которое может распространяться в разной среде (в твердой, жидкой, газообразной).

Звук издают объекты рукотворного и природного мира. Например, гул самолета, шум дождя, топот ног, звуки животных и так далее.

Мы провели много простых, но очень интересных опытов на звучание объектов и по их результатам сделали выводы, что звук можно увидеть, если придать ему дрожание. Когда объект дрожит, он звучит. Это можно увидеть на опыте с линейкой.

Линейка создаёт дрожание – это звуковая волна, которая распространяется на окружающий её воздух, и эти колебания достигают нашего уха.

Но мы обратили внимание на то, что линейка звучит по-разному. Длинный конец дрожит медленнее и звук получается толстым и низким. А короткий конец - дрожит быстрее и звук слышится тонкий и высокий. Аналогично прошли исследования звучания расчёсок с редкими толстыми зубьями и частыми тонкими. Таким образом, высота звука зависит от частоты колебаний, (чем чаще дрожит, тем выше звук).

Звуковые волны распространяются по воздуху, и это нам помог увидеть опыт со свечой. После удара о дно бутылки, звук заставил колебаться воздух внутри бутылки. Воздух, выходя через маленькое отверстие, задул свечу.

Проведя опыты, мы узнали, что звуковые волны могут также распространяться в твёрдой и жидкой среде.

Когда мы ударяем по барабану рукой, он издает звук, эти звуковые волны передают колебания воде. И капельки начинают подпрыгивать.

В результате исследований:

Мы доказали, что звук можно не только услышать, но и увидеть через действие других объектов.

Собрали картотеку опытов.

Организовали выставку звучащих объектов.

Мы решили продолжить изучать звуки окружающего мира. А теперь нас заинтересовало, почему в подъезде загорается лампочка при ходьбе человека. Но это тема для другого исследования.

Спасибо за внимание, мы готовы ответить на все ваши вопросы!

А теперь мы добрались до звука. Мы извлекаем звук и даже попробовали увидеть звук. Все чудо-идеи экспериментов со звуком пришли не в мою голову, а в голову Стива Спенглера , уроками которого мы воспользовались. Зато сколько было удовольствия! Эксперименты со звуком очень наглядные и интересные не только для детей, но и для взрослых. А один из них даже ввел в замешательство не только ребенка, но и нас с мужем, и наших приятелей.

1. Колебания струны.
Для начала, можно посмотреть, как рождается звук во время колебания. Для этого взять обычную канцелярскую резинку, натянуть ее между пальцами, дернуть за нее пальцами другой руки и смотреть на вибрацию резинки. Это самое главное, что нам нужно знать при изучении звука. Звук — это колебательное движение.


2. Поющий шар.

Два простых эксперимента на вибрацию. Берем пачку воздушных шаров штук на 10, не меньше 🙂
Берем монеты разного размера (мы взяли 10 евроцентов, 50 евроцентов, 1 евро, 10 польских грошей и 50 польских грошей). Просовываем монеты в шарики, а потом их надуваем. Завязываем шарики и начинаем быстро вращать. Для наглядности можно пометить шарики значениями денежных номиналов, находящихся внутри.
Очень хорошо видно, точнее слышно, что чем больше и тяжелее монета, тем ниже звук ее вращения. Чем медленнее вращается монета, тем ниже звук.

Теперь берем шестигранную гайку. Вставляем в другой шарик, надуваем его и завязываем. Раскручиваем и наслаждаемся звуком вибрации вследствия соударения стенок гайки с внутренней стенкой шарика. Можно даже потрогать шарик во время вращения гайки, и почувствовать частоту вибрации: чем выше звук, тем больше частота, чем ниже звук, тем меньше частота.

Оригинал эксперимента:

3. Водяной свисток.
Тоже простой эксперимент. Понадобится стакан с водой и трубочка. Ножницами делаем надрез в трубочке, погружаем ее в воду. Сгибаем в месте надреза трубочку и дуем. Получается, что чем глубже в воду вставить трубочку, тем выше будет звук. Чем выше поднять трубочку, тем ниже будет звук. Работают колебания столба воздуха внутри трубки. В трубочке образуется воздушный столб, и чем глубже ее погружать, тем он меньше и тем чаще вибрации воздушного столба. И наоборот.

Оригинал эксперимента:

4. Сила звука.
Знакомьтесь, кукурузный крахмал! Наш фаворит сезона.
Рецепт прост. На 1 cтакан кукурузного крахмала берется 1/4-1/2 стакана воды. Всыпать в миску, и замесить чудо жидкость. Уже во время замешивания можно обратить внимание на чудо-свойства чудо-жидкости. Все чудеса ее в том, что чем больше ее сдавливать, тем она тверже, но чем меньше, тем она становится … текучей. Жидкость из раздела космической фантастики. Сейчас ее можно раскатывать в шарик, но только отпустил — она расплывается по рукам.
Она несет прямо какую-то медитативную функцию. Можно час напролет ее сжимать и разжимать, совершенно не ощущая времени. А во-вторых, она несет познавательную функцию.
Что происходит с жидким кукурузным крахмалом? Это пример неньютоновской жидкости. Если состояние ньютоновской жидкости зависит от температуры (например, масло твердеет при понижении температуры), то вязкость неньютоновской жидкости зависит от давления (скорости ее движения).
Когда ко мне пришла знакомая, я ей рассказала о нашей новинке, она мне не поверила. Я за две минуты организовала ей раствор кукурузного крахмала, и она просидела над ним 1,5 часа. У нас дома весело не только детям 😉

Оригинал эксперимента:

Кроме того, что ее можно сжимать/разжимать, по ней можно бегать!
Бегаешь — больше давление — больше градиент скорости молекул внутри жидкости — жидкость твердеет. Останавливаешься — меньше градиент скорости — погружаешься на дно.

Наш эксперимент:

Ну, и причем же тут звук.
А при том, что звук - это колебательное движение частиц, как мы помним.
Мы взяли музыкальный центр, компьютер с генератором звука (можно ограничиться Prodigy 🙂)
На динамик положили пленку, на пленку вылили жидкость. И включили генератор звука. Выше звук — чаще колебания, движения которых недостаточно для возбуждения вибрации жидкости — жидкость текучая. Ниже звук — реже колебания, движения которых достаточно для возбуждения колебаний в растворе кукурузного крахмала — жидкость твердеет. Правда, у нас добиться абсолютного повторения результата Стива Спенглера не получилось: мне кажется, дело в прокладке между динамиком и пленкой или в консистенции жидкости. Максимум, что у нас получилось - это выплевывание капель жидкости из общей массы. Нижний слой жидкости быстро твердел и выталкивал капли с верхнего слоя. А еще мы успели увидеть твердеющие волны по кольцу при понижении частоты во время проигрывания музыки. То, что эксперимент не удался — хороший признак, это значит, что мы его еще не раз повторим, каждый раз что-то меняя, и с каждым новым повторением будем все больше понимать физику процесса.
Другими словами, можно просто увидеть, как звук влияет на давление на жидкость и на ее текучесть. Оригинал эксперимента:

Эксперименты все очень простые, используются подручные материалы, зато как интересно!!! Попробуйте, уверена, и вам тоже они увлекут в мир звуков!

А если для малышей слишком много физики, можно закрепить увиденное и услышанное, посмотрев серию мультика «Волшебный школьный автобус» про звук.

Интересных исследований!

Это будет интересно не только детям, но и взрослым!

«ПОЧЕМУ ВСЁ ЗВУЧИТ?», «МУЗЫКА или ШУМ?»,

«ГДЕ ЖИВЕТ Э Х О?», «ПОЧЕМУ Мишутка ПИЩАЛ?,

«КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ ПЕСЕНКА?», «КАК СДЕЛАТЬ ЗВУК ГРОМЧЕ?»,

«КОРОБОЧКА С СЕКРЕТОМ», «ПОЧЕМУ НЕ СЛЫШНО?»,

«ПЕРЕДАЙ СЕКРЕТ», «ЗВУКИ в ВОДЕ»,

«СПИЧИЧНЫЙ ТЕЛЕФОН», «ПОЧЕМУ КОМАР ПИЩИТ, А ШМЕЛЬ ЖУЖЖИТ?»,

«ПОЮЩАЯ СТРУНА», «ПОЧЕМУ МЫШОНОК НЕ УСЛЫШАЛ ЩУКУ?»,

«КАК ВИДЯТ ЛЕТУЧИЕ МЫШИ?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыты со звуком

«МУЗЫКА или ШУМ?»

- Научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки

- Металлофон, балалайка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики. коробочки со «звуками», наполненные пуговицами, горохом, пшеном, ватой, бумагой и др.

Дошкольники рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый определяет вместе с детьми, какие из них музыкальные. Дети называют предметы, извлекают 1-2 звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию, дети пробуют её узнать. Педагог выясняет, получится ли она, если просто постучать по кубику? (нет). Как назвать то, что получится? (шум). Дети рассматривают коробочки со звуками, заглядывают в них и определяют, одинаковые ли будут звуки. (Нет, так как разные предметы «шумят» по – разному) Затем дети извлекают звуки из каждой коробочки, стараясь запомнить, как звучит каждая. Одному из ребят завязывают глаза. Остальные по очереди извлекают звуки из разных предметов. Ребенок угадывает название музыкального инструмента.

«ПОЧЕМУ ВСЁ ЗВУЧИТ?»

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, натянутая на гриф струна (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан

Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают после серии опытов

Дети выясняют, есть ли голос у линейки (если её не трогать, она звук не издаст). Один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают – возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой (дрожит, колеблется). Рукой останавливают дрожание и уточняют, продолжается ли звук. (Он прекращается) Выясняют, как заставить звучать натянутую струну (подергать), а потом замолчать (зажать рукой или каким либо предметом) Дети сворачивают лист бумаги в трубочку, дуют в неё, не сжимая пальцами. Выясняют, что почувствовали. (звук заставил дрожать бумагу, пальцы это почувствовали) Вывод: звучит только то, что дрожит Дети разбиваются по парам. Один ребенок выбирает предмет и заставляет его звучать, другой пальцами проверяет наличие колебания и знакомым способом останавливает его.

Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Линейка с натянутой тонкой нитью. Схема строения органов речи

Взрослый предлагает детям «пошептаться» - сказать друг другу « по секрету», тихо, какие-нибудь слова. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выясняем, что мы для этого сделали. (Сказали громким голосом) Откуда выходили громкие звуки? (Из горла. Дети подносят руку к горлу, произносят слова то шепотом, то очень громко и объясняют, что почувствовали рукой: когда говорили громко – в голе что-то дрожало, шепотом – дрожания не было. ) Педагог рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи (связки сравнивает с натянутыми нитками: чтобы сказать слово. надо, чтобы «ниточка» тихонько задрожала) Далее проводится опыт с натянутой на линейку тонкой нитью, из неё извлекается тихий звук. Если подергать за нить. Выясняем, что надо сделать для того, чтобы звук был громким. (Дёрнуть посильнее и звук усилится). Взрослый объясняет также, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, иможно повредить. (Сравнение с нитью) Разговаривая спокойно, мы бережем голос.

«КАК РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЗВУК»

Объяснить, как распространяются звуковые волны

Емкость с водой, камешки, шашки (или монеты), стол с ровной поверхностью, глубокая емкость с водой или бассейн, тонкостенный гладкий

Бокал с водой (до 200 мл) на ножке.

Взрослый предлагает выяснить, почему мы можем слышать друг друга. (Звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку). Дети бросают камешки в ёмкость с водой. Рассказывают, что увидели (по воде расходятся круги). То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается по воздуху. Опыт с шашками, вывод: (Последний предмет отскочил – силу удара передали ему другие предметы. Также звук передается по воздуху) Дети выполняют опыт по следующему алгоритму: ребёнок прикладывает ухо к емкости с водой, другое ухо закрывает тампоном, второй ребенок бросает камешки. Первого спрашивает, сколько камешков брошено и как он догадался. 9 Услышал три удара, их звуки передались по воде). Дети наполняют водой стакан на ножке. Водят пальцем по краю бокала. Извлекая тонкий звук. Вместе с педагогом выясняют, что происходит с водой. (Волны – они передают звук)

«ГДЕ ЖИВЕТ Э Х О?»

Подвести к понятию возникновения эха

- - пустой аквариум или большая стеклянная банка, вёдра пластмассовые и

Металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.

Дети определяют, что такое эхо. (Явление, когда сказанное слово, песенка

Слышатся ещё раз, как будто кто-то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо. (В лесу, в арке дома, в пустой комнат). Проверяю с помощью серии опытов, где оно бывает, а где его быть не может. Каждый ребенок выбирает ёмкость и материал для её заполнения. Сначала произносят какое-нибудь слово в пустой аквариум. ведро. Выясняют, возникает ли при этом эхо. (Да, звуки повторяются) Затем заполняют емкости тканью, веточками. (нет, эхо исчезло) . Дети играют с мячом: отбивают его от пола, от стены, от кресла, от ковра. Замечают, как скачет мячик. (Хорошо отскакивает, возвращается в руки. Если ударяется о твердые предметы, не возвращается, остается на месте, если ударяется о мягкие предметы0. То же происходит со звуками: они ударяются о твёрдые предметы и возвращаются к нам в виде эха Выясним, почему в пустой комнате эхо живет, а заполненной мягкой мебелью – нет. (Звук не отражается от мягких предметов и не возвращается к на

«ПОЧЕМУ Мишутка ПИЩАЛ?

Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера.

Струны разной толщины, натянутые на деревянную планку, нити разной толщины, закреплённые одним концом на деревянной подставке (или привязанные к любому тяжёлому предмету).

- Педагог вместе с детьми вспоминает сказку Л.Н.толстого «Три медведя» (

Педагог имитирует голоса героев, изменяя высоту голоса) Затем дети изображают голос Михайло Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки. Какими были у них голоса? (У М.И. – грубый, громкий., У Н.П. – не очень грубый, У мишутки – тоненький. Он не говорил, а пищал.) Выясняем, почему у медведей такие разные голоса, проводя серию опытов. Вспоминаем, в результате чего появляется звук речи. (Дрожании голосовых связок) Дети выбирают соответствующие голосам персонажей струны, объясняя свой выбор. Затем привязывают нить любой толщины к подставке. Зажав нить между большим и указательным пальцами, проводят ими по всей длине нити. Раздается звук, так как нить дрожит. Педагог предлагает из набора нитей выбрать ту, которая будет звучать, как голос М.П., Н.П, Мишутки. Задание выполняется подгруппами

«КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ ПЕСЕНКА?»

Выявить причины возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от размера.

Ксилофон, металлофон, деревянная линейка

Взрослый предлагает детям сыграть на инструменте простую мелодию (Например: «Чижик-пыжик»), затем повторить эту мелодию в другом регистре. Выясняем, одинаково ли звучали песенки. (Первый раз – нежнее. Второй – грубее) Обращаем внимание на размер трубочек инструмента, повторяем этой же мелодию на высоких нотах, делаем вывод: у трубочек большого размера звук грубее, (ниже), у маленьких – тоньше (выше). В песенке встречаются высокие и низкие звуки.

«КАК СДЕЛАТЬ ЗВУК ГРОМЧЕ?»

Выявить причину усиления звука.

Пластмассовая расческа и рупор из картона

Может ли звучать расческа? (пробуют, объясняют причину: зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издаю звук, дрожание по воздуху доходит до слуха и мы его слышим) Звук очень тихий. слабый. Ставим расческу одним концом на стул, повторяем опыт. Выясняем, почему звук стал громче. Что чувствую пальцы? Делаем вывод: дрожат не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук громче. Проверяем вывод, прикладывая конец расчески к разным предметам: столу, кубику, книге и т.д. (Звуки получаются разные по силе)

Дети играют в игру «Ау!», прикладывая руки рупором ко рту. Выясняют, что ощущают руки. Стал ли звук громче? (Да) Какой прибор используют капитаны на кораблях, когда отдают команды? (рупор) Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без рупора, затем с ним. Делается вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор и звук получается более сильным.

«КОРОБОЧКА С СЕКРЕТОМ»

Выявить причину ослабления звука.

Коробочка с мелкими предметами из разных материалов или крупами, одна

коробочка с «секретом» - внутри она полностью обложена поролоном

Педагог предлагает отгадать по звуку. Что находится в коробочке. Дети трясут коробочку, извлекая звук, сравнивают звучание в разных коробочках, определяют материал. (Звук резкий, громкий – металл, шуршащий – крупа) Взрослый, не показывая внутренней части коробочки, помещает в неё мелкие предметы из металла, закрывает и ставит в один ряд с остальными, меняя все местами. Дети пробуют отыскать коробочку по звуку (звук глухой, нехарактерный для металла) По пометке на донышке находят коробочку с «секретом», рассматривают её устройство, выясняют, почему звук исчез (он, как бы «застрял»л в поролоне) Дети изготовляют коробочки с «секретом», обвертывая их поролоном, поверяют их звучание и сохранность «секрета». (Звук стал глуше, тише, неопределённее). – Если будильник звонит очень громко, что нужно сделать, чтобы не разбудить остальных? (Накрыть будильник чем-то мягким: подушкой, одеялом)

«ПОЧЕМУ НЕ СЛЫШНО?»

Выявить причину ослабления звука

Большая ёмкость с водой, маленькие бумажные или пробковые кораблики.

Почему не слышно того, что происходит, например, в другой группе, в другом городе, на другом конце большой полянки? Производят опыты6

  • В большой ёмкости у одного края помещаются кораблики. У противоположного края дети бросают камешки. Выясняют, что по воде пошли волны, кораблики остались неподвижны. Распределяют кораблики по всей поверхности. Бросая камни, обращают внимание на силу волны, заставляющую кораблики двигаться. (Чем ближе кораблик, тем сильнее он качается. То же происходит с невидимыми звуковыми волнами: чем источник звука дальше, тем звук тише)
  • Дети закрепляют к емкости преграды – «волнорезы». С одной стороны гонят рукой волны. Наблюдая за их распространением. Выясняют. Есть ли волны за преградой (Нет, дойдя до преграды, волны «гаснут», утихают) То же самое происходит со звуками в городе, в помещении

«ПЕРЕДАЙ СЕКРЕТ»

Выявить особенности передачи звука на расстоянии.

Водопроводная длинная труба (длиной не менее 10 метров), два обрезка металлической трубы.

На прогулке педагог предлагает детям встать у разных концов трубы так, чтобы они не видели друг друга. Один ребенок не сильно стучит по трубе, а второй у противоположного конца считает удары (сначала просто стоит около трубы. А затем приставляет к ней ухо) Третий ребенок «связной» - выясняет, все ли передаваемый звуки услышал второй ребёнок, когда они были громче. (Когда звук передавался не по воздуху, а сразу в ухо). Вторая пара передает звуковой сигнал сначала по воздуху (удары металлических обрезков трубы друг о друга), затем по трубе. «Связной» снова выясняет, услышал ли второй игрок все передаваемые удары. (Звук по трубе через твердый предмет был громче, чем передаваемый по воздуху) Взрослый просит объяснить, почему дома нельзя стучать по отопительным батареям. (Батареи установлены во всех квартирах дома и соединены между собой. Если ударить по батарее- звук передастся по всем батареям дома.

«ЗВУКИ в ВОДЕ»

Выявить особенности передачи звука на расстоянии (Звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела)

- большая ёмкость с водой, камешки

Педагог предлагает дошкольникам ответить, передаются ли звуки в воде. Вместе с детьми составляет алгоритм действий: бросить камушек и слушать звук его удара о дно ёмкости. Затем просит приложить ухо к емкости и бросить камень, если звук передается по воде, то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты. Делается вывод: во втором варианте звук был громче, значит, через воду звук проходит лучше, чем через воду.

«СПИЧИЧНЫЙ ТЕЛЕФОН»

Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии.

Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички с обломанными головками

Дети выполняют действия по алгоритму: через центры двух пустых спичечных коробков потягивается нить, закрепленная с двух сторон с помощью спичек. Натягивают нить и пробуют передать друг другу «секрет». Для этого один ребенок, прижав коробок к губам, говорит, другой, приложив ухо – слушает. Дети выясняют, что звук могут услышать только двое, те кто участвуют в опыте. Звук заставляет дрожать один коробок, «бежит» по нитке ко второму. По воздуху вокруг звук передается хуже, поэтому «секрет» не слышен другим. Педагог спрашивает, что может почувствовать третий ребёнок, если во время разговора двоих (по коробкам) приложит палец к нити, к коробку. (Палец ощутит колебания) Дети узнают. Что спичечный «телефон» работает по принципу настоящего, так как звук бежит по проводам. Дети зажимают нить посередине рукой – «телефон» не работает, (Звук передается только при дрожании нити)

«ПОЧЕМУ КОМАР ПИЩИТ, А ШМЕЛЬ ЖУЖЖИТ?»

Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука)

Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев

Педагог предлагает детям провести пластмассовой пластинкой по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук получился и от чего зависит частота звуков. Дети обращают внимании на частоту звуков и размер расчёсок. Выясняют. Что у расчесок с крупными резкими зубьями звук низкий. Грубый, громкий, у расчесок с мелкими частыми зубьями – звук тонкий, высокий.

Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют из величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими: у комара звук тонкий, он звучит, как «з-з-з». у шмеля – низкий. Грубый, он звучит, как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что маленький и крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий, шмель машет крыльями медленнее, летит тяжело, поэтому и звук получается низкий.

«ПОЮЩАЯ СТРУНА»

Выявить причину возникновения высоких и низких звуков (частота звука)

Проводка без покрытия, деревянная рамка.

Дети с помощью взрослого закрепляют на деревянной рамке проводку, слегка натянув её. Дергая проводку, слышат звук, наблюдают с частотой колебаний. Выясняют, что звук получается низкий, грубый, проволока дрожит медленно, колебания хорошо различимы. Натягиваем проволоку сильнее, повторяем опыт. Определяем, каким получился звук. (Стал тоньше, проволока дрожит чаще) Меняя натяжение проволоки, ещё раз проверяем зависимость звучания от частоты колебаний. Дети делают вывод: чем сильнее натянута проволока, тем выше звук.

«ПОЧЕМУ МЫШОНОК НЕ УСЛЫШАЛ ЩУКУ?»

Выяснить причину разного восприятия звуков человеком и животными.

Очень тонкая и плотная бумага, иллюстрации к « Сказке о глупом мышонке», схема строения органов слуха.

Дети вспоминают один из отрывков «Сказки о глупом мышонке»: «Стала петь мышонку щука, не услышал он ни звука. Разевает щука рот, а не слышно, как поет» А какая часть уха помогает услышать звук? (Мембрана – барабанная перепонка, которая находится внутри уха) Дети говорят, что у разных животных перепонка – разная. Педагог предлагает представить, что что перепонка может быть разной по толщине, как бумага. Дети с помощью специальных действий выясняют, какую по толщине мембрану легче заставить колебаться: подносят разные по толщине листочки ко рту, «гудят», определяют, что тонкая бумага дрожит сильнее. Значит тонкая мембрана быстрее улавливает звуковые колебания. Педагог рассказывает об очень высоких и очень низких звуках, которые ухо человека слышать не может, а некоторые животные их воспринимают. (кошка слышит мышь, узнает шаги хозяина, перед землетрясением животные чувствуют колебание земли..

«КАК ВИДЯТ ЛЕТУЧИЕ МЫШИ?»

Выявить возможности измерения расстояния с помощью звука

Изображение летучих мышей, подводной лодки, корабля, мяч, ёмкость с водой

Дети рассматривают изображение летучих мышей, говорят о то, что они плохо видят, ведут ночной образ жизни. С помощью опята выясняют, что помогает летучим мышам не наталкиваться на предметы и друг на друга: берут емкость с водой, у одного края гонят волны, наблюдают, как волны доходят до противоположного края и идут в обратном направлении (как звуки). Затем берут мячи, отбивают с дальнего и с близкого расстояния. Педагог обращает внимание, что похожее явление происходит и со звуками: долетая до твердых предметов, они возвращаются обратно, как бы отталкиваясь от них. Дети узнают, что летучие мыши издают особые звуки, которые помогают им измерять расстояние. Взрослый предлагает угадать: если звук возвращается быстро, значит … (предмет близко), если звук возвращается нескоро, значит… (предмет далеко) Используя свойство звука передаваться на большие расстояния, человек изобрёл новый прибор – эхолот.


конструктивная и познавательная деятельность).

Тема: «Опыты со слухом и звуком».

Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе анализа различных звуков.

Задачи: Закреплять представления детей о понятии «звук».

Сформировать представления о характере звука – громкости, длительности, высоте.

Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера.

Подводить к пониманию причин возникновения звука – распространение звуковых волн.

Выявить причины усиления и ослабления звука.

Развивать слуховое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат ребенка.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Физическое развитие»

Материалы и оборудование: расчёски, бутылочки с водой, картонные конусы, линейка с натянутой нитью, слайд «Строение органов речи», слайд «Строение органов слуха», металлическая миска с плёнкой, отрывок из мультфильма «Фиксики» , бокалы.

Ход НОД.

1.Организационный момент.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир звуков. Начнем с веселой зарядки.

Мы, ребятки, дружно, вместе

Совершаем бег на месте.

Если в сердце не покой,

Громко топнули ногой.

И другой!

А теперь, мои хорошие,

Громко хлопайте в ладоши!

И садитесь!

- Что мы сейчас делали?

(Топали, хлопали, шумели.)

Как можно назвать такие звуки? (топот, хлопки, стук)

Они называются – шумы.

А какие еще существуют звуки?

Присаживайтесь. А сейчас посмотрите я вам сыграю короткую мелодию на бокалах.(палочкой стучу по бокалам). Что вы слышите? (Перезвон)

А какие еще существуют звуки? (музыкальные)

Какой мы сделаем вывод ?

Вокруг нас много вещей, которые издают звуки. Мы слышим шелест листьев, шум двигателей самолета, плеск воды, голоса животных, речь человека.

Схема строения органов речи

Взрослый предлагает детям «пошептаться» - сказать друг другу « по секрету», тихо, какие-нибудь слова. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выясняем, что мы для этого сделали. (Сказали громким голосом)

Откуда выходили громкие звуки? (Из горла) Дети подносят руку к горлу, произносят слова то шепотом, то очень громко и объясняют, что почувствовали рукой: когда говорили громко – в голе что-то дрожало, шепотом – дрожания не было.)

Что надо сделать для того, чтобы звук был громким. (Дёрнуть посильнее и звук усилится).

Если горлышко дрожит – значит звучит.

Я приглашаю вас в путешествие, в страну «Звуков»

-Цель нашей поездки: Узнать откуда берется звук? Где он прячется? Что требуется для его распространения?

3. Опыт с бутылкой «Вибрация».

Посмотрите на бутылочки с водой, вы слышите от них звук? Нет! А что нужно сделать, чтобы услышать плеск воды? Правильно, покачать эти бутылочки с водой, заставить их вибрировать.

4. Рассказ о слуховом аппарате.

- Как вы думаете, ребята, зачем нам уши?

- Правильно! Уши для того, чтобы слышать окружающие нас звуки. Они могут быть приятные и…(дети называют антонимы: неприятные), громкие и …(тихие), нежные и…(грубые), высокие и …(низкие)…Они окружают нас повсюду!

Слышали ли вы как про кого – то говорят «У него ушки на макушке?»

Где у человека расположена макушка?

Что у человека находится на макушке?

Где у человека расположены уши?

Кого же имели в виду, употребляя такое выражение?

Значит, про человека, который внимательно к чему – то прислушивается, и говорят, что у него ушки на макушке.

Сравните размер ушей зверей и людей.

Как вы думаете, зачем зверям нужны такие большие уши?

В какой сказке девочка интересовалась размерами ушей своей бабушки?

Что ответил Красной Шапочке волк?

Я предлагаю выяснить, зачем зверям такие большие уши?

5. Опыт с воронкой.

Дети должны попытаться услышать сказанное, но сходить с места и приближаться к музыкальному руководителю нельзя.

Если дети не могут услышать, что говорит музыкальный руководитель, можно предложить им представить, что делает плохо слышащий человек.

(Дети должны приложить руку к уху, тем самым сделав ухо больше).

Что нужно сделать, чтобы лучше слышать?

Дети проводят самостоятельный эксперимент с воронками, после чего делается

Вывод: стало лучше слышно, потому что через воронку в ухо попадает больше звука. Делается вывод и о том, зверям большие уши нужны для того, чтобы в них попадало больше звука. Тонкое слышание спасает их от опасности.

Показ слайда «Как устроено ухо?»

Звук – это энергия. Она образуется, когда что-то дрожит, то есть быстро перемещается вперед-назад. Это движение называется вибрацией. Мы слышим звуки, потому что вибрации предметов вызывают вибрации воздуха, которые достигают наших ушей.

6.Опыт «Как передаётся звук».

1. Надо взять металлическую миску. Затем – отрезать от полиэтиленового пакета кусок, по размеру больший, чем миска. Положить эту заготовку из пакета на миску и завязать веревкой или зафиксировать большой прочной резинкой сверху. Получится «барабан».

2. Скатать из салфеток маленькие шарики и положить сверху на поверхность «барабана».

3. Поставить миску вплотную к музыкальному центру (либо магнитофону или колонкам от компьютера). Включить музыку.

4. Шарики начнут подпрыгивать, словно танцевать.

Объяснение эксперимента для детей

Звук из колонки волной проходит по воздуху и бьет по натянутой пленке, которая колеблется, и бумажные шарики подскакивают вверх. Чем громче звук, тем сильнее подскакивают шарики. Но заметьте, тем и дискомфортнее вашим ушам, которые воспринимают звуковую волну.

Звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат.

7. Физминутка.

Я предлагаю озвучить стихотворения. Придумайте, ка вы можете его озвучить.

Была тишина,

Грохотом

Сменилась

И вот уже дождик

Тихонько-

Ты слышишь?-

Закапал по крыше…

Барабанить

Он станет…

Барабанит!

Уже, барабанит! (А. Шибаев)

Лес ночной
Был полон звуков:
Кто-то выл,
А кто - мяукал,
Кто-то хрюкал,
Кто-то топал,
Кто-то крыльями
Захлопал.
Кто-то ухал
И кричал
И глазищами
Вращал,
Ну а кто-то
Тихо-тихо
Тонким голосом
МОЛЧАЛ! (С. Пшеничных)

8. Опыт «Как сделать звук громче?»

Выявить причину усиления звука.

Пластмассовая расческа

Может ли звучать расческа? (пробуют, объясняют причину: зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издаю звук, дрожание по воздуху доходит до слуха и мы его слышим) Звук очень тихий, слабый.

Ставим расческу одним концом на стул, повторяем опыт. Выясняем, почему звук стал громче.

Что чувствую пальцы?

- Делаем вывод: дрожат не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук громче.

Проверяем вывод, прикладывая конец расчески к разным предметам: столу, кубику, книге и т.д. (Звуки получаются разные по силе)

9. Опыт «Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

Проведите пластмассовой пластинкой по зубьям разных расчесок.

Одинаковый ли звук получился?

Выясняют. Что у расчесок с крупными резкими зубьями звук низкий. Грубый, громкий.

У расчесок с мелкими частыми зубьями – звук тонкий, высокий.

Иллюстрации комара и шмеля. Одинаковые они?.

Какие звуки они издают? У комара звук тонкий, он звучит, как «з-з-з», у шмеля – низкий. Грубый, он звучит, как «ж-ж-ж».

Комар маленький и крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий, шмель машет крыльями медленнее, летит тяжело, поэтому и звук получается низкий.

10. Итог занятия.

Просмотр отрывка из мультфильма «Фиксики».

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...