Материал по музыке (8 класс) на тему: Анализ кантаты С. Прокофьева "Александр Невский". Сюжет, история создания кантаты "александр невский" кратко Сообщение о песне александре невском


В нескольких монументальных произведениях Прокофьева нашли отражение важные события отечественной истории. Это музыка к фильмам "Александр Невский" (и кантата того же названия), "Иван Грозный", опера "Война и мир". Написанные в 30-40 годы, в советский период творчества композитора, эти сочинения проникнуты любовью к отчизне, воспевают народ, его величие и силу духа. В них развивается героико-эпическая линия Русской музыкальной классики, идущая от "Руслана" Глинки, "Князя Игоря" Бородина, "Бориса Годунова" Мусоргского, "Сказания о невидимом граде Китеже" Римского Корсакова. В месте с тем исторические музыкальные картины Прокофьева отличает острое чувство современности.

Кантата "Александр Невский" написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Она предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра. Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938 году выдающимся советским кинорежиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном. Фильм и музыка к нему, созданные незадолго до Великой Отечественной войны, воскресили на экране героическую борьбу дружины Александра Невского с тевстонскими рыцырями-крестоносцами.

В кантате семь частей:

1."Русь под игом монгольским"

2."Песня об Александре Невском"

3."Крестоносцы во Пскове"

4."Вставайте, люди Русские"

5."Ледовое побоище"

6."мертвое поле"

7."Въезд Александра во Псков"

Каждая из частей поражает яркостью образов. Слушая одну только музыку, как будто видишь перед собой кадры фильма-бескрайние равнины Руси, разоренный немцами Псков, наблюдаешь битву на Чудском озере, устрашающее наступление крестоносцев, стремительные атаки русских, гибель рыцарей в холодных волнах озера. "Зримость" образов - характернейшая черта музыки Прокофьева.Удивительны его наблюдательность, умение схватить и передать в музыке голоса людей, их жесты, движения. Интересен в связи с этим сам процесс создания музыки к "Александру Невскому" - под непосредственным впечатлением от кадров фильма. Для композитора очень важно было видеть кинокадры, почувствовать, впитать в себя характер и ритм каждой сцены. Об этом хорошо рассказал постановщик фильма, С.Эйзенштейн:

"Зал темен. Но не настолько, чтобы в отсветах экрана не уловить его рук на ручках кресла: этих громадных, сильных Прокофьевских рук, стальными пальцами охватывающих клавиши, когда со всем стихийным бешенством темперамента он обрушивает их на клавиатуру... По экрану бежит картина, а по ручке кресла, нервно вздрагивая, словно приемник телеграфа Морзе, движутся беспощадно четкие пальцы Прокофьева. Прокофьев отбивает такт? Нет. Он отбивает гораздо больше. Он в отстуке пальцев улавливает закон строения, по которому на экране в монтаже скрещены между собою длительности и темпы отдельных кусков, и то и другое, вместе взятое, сплетено с поступками и интонацией действующих лиц. На завтра он пришлет мне музыку, которая таким же звуковым контрапунктом будет пронизывать мою монтажную структуру, закон строения которой он уносит в той ритмической фигуре, которую отстукивали его пальцы. Мне кажется, что, кроме того, он еще не то шепчет, не то мурлычет про себя. Но лицо такое сконцентрированное. Таким оно может быть только, когда человек вслушивается в строй вовне проносящихся звуков или в звукоряд, проходящий внутри его самого. Не дай бог заговрить с ним в это время."

Слияние видимого и слышимого, движущегося изображения и музыки особенно замечательно в картине "Ледовое побоище" (пятая часть)

"Песня об Алекстандре Невском"- вторая часть кантаты. Музыка величавая и строгая. Она похожа на фреску древнего Русского живописца, запечатлевшего воина сурового и преданного Родине. В песне говорится о победе Русских над шведами и дается предостережение: "Кто придет на Русь, будет насмерть бит". И текст и музыка выдержаны в эпическом духе. Вокальную партию исполняет унисонный хор - мужские голоса, дополненные альтами. Основная мелодия ("А и было дело на Неве реке") повествовательная размеренная. Почти каждый слог произносится на одном звуке; распевание слогов, свойственное русским протяжным песням, здесь редко.

В "Песне об Александре Невском" воспроизведены особенности характерные для напевов многих древнерусских былин, например таких, как знаменитая были об Илье Муромце с ее неторопливой "рассказывающей" интонацией. В Прокофьевском напеве мы слышим вместе с тем и своеобразные черты, присущие именно стилю данного композитора: особую четкость заключительного октавного оборота в мелодии, чеканность ритма в оркестровом сопровождении.

В средней части песни ("Ух! Как бились мы, как рубились мы!") повествование становится более взволнованным и темп его ускоряется. В соотвествии с ритмом стиха в музыке сменяют друг друга двух-, трехдольные размеры. Оркестр воспроизводит звуки битвы - бряцание оружия, удары мячей. Арфы подражают звучанию гуслей, сопровождавших в старину эпические песни. В реприре возвращается главная "Богатырская" мелодия хора.

"Вставайте, люди русские" - четвертая часть. Это хоровая песня совершенно иного характера. Не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. Во время Великой Отечественной войны хор "Вставайте, люди русские" часто звучал по радио. Фильм "Александр Невский" показывали на фронтах солдатам Советской Армии. Один из участников обороны Севастополя вспоминает:" Потрясающее впечатление производила песня "Вставайте, люди русские" Усилиненная резонансом подземелья, она властно захватывала душу".

С давних пор на Руси существовал обычай - возвещать о важных событиях ударами набатного колокола. Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в его первой части (как и " Песня об Александре Невском" это хор написан в трехчастной форме.) В мелодии, в ее настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчеркивает героический характер музыки. И здесь мы наблюдаем сочетание народных песенных традиций с прокофьевскими современными музыкальными приемами. Так, например, для ладовой окраски мелодии характерна переменность, идущая от русской народной песни: мелодия "переливается" из до минора в ми бемоль мажор, но следующую фразу Прокофьев смело начинает в, казалось бы, далекой ("чужой") тональности до-бемоль мажор, которая в свою очередь переходит в ми бемоль минор. Богатсво и смелость гармонических и тональных красок - одна из характерных черт музыки Прокофьева.

Средняя часть хора написана в ре мажоре (после ми бемоль мажора, в котором окончилась первая часть, снова происходит яркая смена тональных красок: ми-бемоль мажор-ре мажор).Появляется новая тема - певучая, привольная, светлая, напоминающая некоторые темы из "Русланы" Глинки. Эту мелодию хор поет на слова "На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу"

В рссмотренных двух частях кантаты перед нами предстала в музыке Прокофьева Русь богатырская и героическая, величавая и привольная.

В шестой части "Мертвое поле" - воплощен образ лирический и скорбный. Здесь поет один только женский голос (меццо-сопрано) в сопровождении оркестра. В фильме эта музыка связанна с таким эпизодом: после Ледового побоища, закончившегося победой дружины Невского, девушка-невеста ищет своего жениха среди русских воинов, павших на поле боя. Образ символический - Родина оплакивает своих сыновей.

Интонации плача, идущие от русских народных пречетов и от классических оперных "плачей" ("Плач Ярославны" из оперы Бородина), слышатся в музыке Прокофьева. Горестная попевка звучит в самом начале, во встеплении, которое играют скрипки. Вокальная мелодия замечательна сочетание напряженной выразительности и сдержанности. Мелодия глубоко печальна, но движение е ровно и строго. Для этой музыки также характерна переменность (до-минор - ми бемоль мажор). В третьем такте в оркестровом сопровождении звучит глубокий минорный аккорд (ля бемоль- минорное трезвучие), подчеркивающий скорбный характер музыки.

Для изображения крестоносцев Прокофьев привлек средства, резко отличные от тех, что мы отмечали в разобранных частях кантаты. Если в характеристике русских звучали мелодии, опирающиеся на различные песенные интонации, то в музыке, характеризующей псов-рыцарей тевтонского ордена, важную роль играет тема, написанная композитором в духе церковных католических хоралов. Вместо ясных, красочных диатонических гармоний - устрашающие диссонирующие сочетания. Вместо певучих"человеческих" тембров струнных - режущие, завывающие, пронзительные тембры преимущественно медных инструментов.

Основные темы псов-рыцарей впервые появляются в третьей части кантаты (" Крестоносцы во Пскове"). Затем они проходят в пятой части, которая называется "Ледовое побоище". Это грандиозная симфоническая картина с участием хора. Она открывается музыкальным пейзажем -пустынное зимнее озеро перед началом битвы. В оркестре холодные "застывшие" звучания, сумрачные минорные гармонии, резкий "каркающий" звук альтов. Из далека доносится военный сигнал крестоносцев. В след за тем слышится дробное равномерное постукивание (играют струнные басы у подставки).

Тяжело мчатся закованные в железотевтонские всадники. На них рогатые шлемы, закрывающие лицо капюшоны с зияющими глазными отвертсиями. Тевтонское войско построено в форме "клина"."Скок Свиньи" так назван этот эпизод в фильме. Ритм скачки подчеркнуто однообразен, бездушен, механичен. На него наслаиваются в оркестре пронзительные и завывающие голоса тубы, саксофона, труб и других инструментов. В музыке прокофьева тевтонские рыцари скачут"с неумолимостью танковой колонны их омерзительных потомков" (Так говорил Эйзенштейн, потрясенный музыкой). Эпизод вражеского нашествия приобрел у Прокофьева остро современный характер. Кроме оркестра здесь учавствует еще и хор - рыцари поют фанатический хорал (на латинском языке). Их пение переходит в яростные крики: " Распнем побежденных, уничтожем врага". Нарастающие звучание оркестра и хора можно сравнить с крупным планом в кино. Кажется, что вражеское войско оглушительным лязганьем и грохотом надвигается прямо на слушателя.

Вступление в бой дружины Александра Невского отмеченно энергичным звучанием у трубы темы хора " Вставайте, люди Русские" Батальные эпизоды подобно кинокадрам быстро проносятся перед слушателем. В одном из них появляется новая русская тема - легко и стремительно летящая, удалая. Это тема Русской атаки. Она слышится то совсем близко, то издали. Снова впечатление кинематографической смены планов: то "крупный кадр" то отдельная перспектива "побоища".

В кульминационных эпизодах противоборствующие темы сталкиваются, сшибаются друг с другом, как противники в бою. Прокофьев применяет особый прием сочетания тем: они даются одновременно, при этом каждая остается в свое тональности. Например, тема "русской атаки" в ре мажоре, а сигнал крестоносцев в до диез миноре. Возникает сложное (битональное, тоесть двухтональное) сочетание. Своей резкостью оно подчеркивает остроту схватки. Вражеская тема затем искажается, "слабеет".

Удивительна "зримость" музыкальных образов и в картине гибели крестоносцев. Оркестровыми средствами переданы и треск льда, и холодные темные волны, заливающие полебитвы, и мрачный драматизм происходящего.

Огромное симфоническое напряжение разрешается в заключении всей картины. Тихо и светло звучит русская тема. Это знакомая уже мелодия - ее пели альты в середине хора " Вставайте, люди русские" на слова " На Руси Родной, на Руси большой не бывать врагу". Теперь она поручена первым скрипкам в высоком регистре в сопровождении нежного дрожащего тремоло у вторых скрипок. Это музыка мира и тишины, наступивших на освобожденной земле. После "ледового побоища" следует разобранная выше шестая часть "Мертвое поле". Завершается кантата торжественным, величественным финалом " Въезд Александра во Псков" где звучат уже знакомые нам русские темы. В кантате "Александр Невский", посвященной далеким историческим событиям, Прокофьев прославил победу народу в справедливой борьбе с захватчиками, победу человечности над жестокостью и насилием.

(И.Прохорова, Г.Скудина под редакцией Т.В.Поповой)

Московский государственный университет

культуры и искусств

Аннотация

на хор С. Прокофьева

«Вставайте, люди русские»

из кантаты «Александр Невский»

Слова В. Луговского и С. Прокофьева

Студентки 2 курса

Вахрушевой Ольги.

Класс преподавателя

Аскерова М. С.

Прокофьев Сергей Сергеевич (1891 – 1953) – русский композитор, пианист, дирижёр, народный артист РСФСР; музыкант-новатор, классик современной русской музыки.

Родился Сергей Прокофьев 11 апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Первое образование Прокофьева было получено дома. Музыкой Сергей увлекся с детского возраста. В 5 лет он начал играть на пианино, а чуть позже – сочинять первые пьесы. В биографии композитора первые оперы были созданы в 9-летнем возрасте.

Затем Сергей стал обучаться у лучших преподавателей в Петербургской консерватории. Впервые выступил со своими произведениями Прокофьев в 1908 году, а, начиная с 1918 года, много гастролировал: по Европе, Америке, Японии. В 1936 году Прокофьев вместе с женой поселился в Москве, начал преподавать в консерватории.

Среди сочинений женского хора с оркестром «Белый лебедь» (не изданное), кантаты «Семеро их», «К 20-летию Октября», «Александр Невский», «Здравица», «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным», «Расцветай, могучий край». Сюита для солистов, хора и оркестра «Песни наших дней», оратория «На страже мира»; «Иван Грозный» (композиция А. Стасевича по музыке к одноимённому кинофильму.). Хор участвует в сюите «Зимний костер», в опере «Война и мир», «Семён Котко» и другие.

Прокофьев создал собственный хоровой стиль, подчиненный композиционным задачам. В большинстве это хор с оркестром; часто - аккордовый склад, с преобладанием верхнего голоса, с октавными удвоениями, параллелизмами трёхголосных созвучий, употреблением скачков, хроматизмов, тональных сдвигов. Не придерживаясь сложившихся приемов подголосочности, имитационной полифонии, Прокофьев мастерски применял их отдельные элементы. Сочинения Прокофьева на русскую тематику окрашены национальным колоритом благодаря сохранению и обогащению ладовости и русских песенных интонаций. В сочинениях на современные темы использовал интонации хоровой, в частности пионерской песни, черты жанровой музыки (маршей и др.). Лучшие сочинения Прокофьева – «Александр Невский», «На страже мира» и другие – завоевали всенародную популярность.

Луговской Владимир Александрович (1901 – 1957) – русский поэт. Родился в Москве, в семье учителя русской литературы, который был широко образованным человеком, историком и археологом, знатоком живописи, скульптуры и архитектуры. Его любовь к русскому искусству оказала на сына огромное влияние. Учился в первой московской гимназии, окончив которую досрочно, поступил в МГУ, но затем уехал в Полевой контроль Западного фронта. Октябрьская революция и гражданская война диктовали свои условия жизни.

Первые его стихи напечатал А.Луначарский в «Новом мире» (1924). Книга «Сполохи», вышедшая в 1926 в издательстве «Узел», была издана на собственные деньги. Следующими книгами были «Мускул» и «Страдания моих друзей».

В начале 1930-х Луговской несколько раз надолго выезжал в Среднюю Азию, впечатления от которой отразились в его поэтической эпопее «Большевикам пустыни и весны.

В 1923 побывал в Дагестане, затем в Азербайджане, подолгу жил в Баку, вместе с С.Вургуном работая над созданием антологии азербайджанской поэзии. В конце 1930-х совершил поездку на Север, затем жил в Севастополе и на Южном берегу Крыма, много писал, обратившись к исторической теме. В последние годы вышли книги «Солнцеворот» и «Синяя весна» и самая значительная книга Луговского – «Середина века».

Кантата «Александр Невский» целиком возникла из музыки к кино С. Эйзенштейна. Дружба Прокофьева с Эйзенштейном началась в конце 20-х годов, когда молодой режиссёр, прославившийся во всём мире своим революционным фильмом «Броненосец «Потёмкин», впервые познакомился с композитором в дни пребывания в Париже. Эйзенштейн сразу пригласил на роль композитора именно Прокофьева. Музыка к фильму «Александр Невский» – одна из признанных вершин в творческой жизни Сергея Прокофьева. В этой работе он впервые обратился к русской героико-эпической тематике. Успех фильма «Александр Невский» натолкнул Прокофьева на мысль создать одноименную кантату на материале киномузыки в 1938 году. И он создал цельную вокально-симфоническую композицию, которая подобна увлекательной повести о далёком прошлом.

Музыка Прокофьева раскрыла страницы подлинно современного эпоса. «Прокофьев национален строгостью традиций, восходящих к первобытному скифу… Вот почему так прекрасно звучит в его музыке древность – не через архаизм или стилизацию, но сквозь самые крайние и рискованные изломы ультрасовременного музыкального письма», – отмечал Эйзенштейн.

В основе драматургии кантаты лежит противопоставление двух образов: с одной стороны – образ русского воинства, с другой – образ тевтонских крестоносцев. Русское воинство охарактеризовано напевными песнями былинного склада, интонациями печального причета, весёлых скоморошьих наигрышей. Рыцари-крестоносцы обрисованы по-иному: в них воплощение зла, жестокости, бесчеловечности, насилия, кровавых преступлений. Композитор и здесь пользуется выразительными средствами, чтобы описать вражью силу: военные фанфары, католический хорал, автоматический марш железных когорт. Контраст между двумя враждующими лагерями подчёркнут ладогармоническими и оркестровыми средствами. Диатоника, близкая к народной песенности, мягкость и человечность тембров преобладают в музыке и это характеризует русское воинство. Темы же тевтонских захватчиков отмечены жёсткими политональными созвучиями, «механизированными» ритмами, грубыми тембрами, резкими ударными.

Новаторство Прокофьева в том, что он создаёт новый жанровый сплав программного симфонизма с оперно-хоровым действием. Прокофьев использует эффекты звукописи, изображая то зловещее карканье ворона, то весёлое ржание коней, то гул и треск ледяного поля, разламывающегося под ногами тевтонцев.

Кантата написана для меццо-сопрано, хора и оркестра.

Семь частей кантаты различны по содержанию и строятся на контрастном чередовании. Первые четыре части составляют вступление и экспозицию:

I. «Русь под игом монгольским».

II. «Песня об Александре Невском».

III. «Крестоносцы во Пскове».

IV. «Вставайте, люди русские».

V. «Ледовое побоище» – разработка (сопоставление и конфликтная схватка контрастирующих образов).

VI. «Мёртвое поле» – лирико-драматическое интермеццо.

VII. «Въезд Александра во Псков» – светлый, жизнеутверждающий, ликующий финал.

Ведущей ладотональностью всего сочинения следует считать B - dur . Это воплощение мощи и величия России. Круг образов, рисующий мир крестоносцев дан в тональности cis - moll . С образами русского народа связаны тональности c - moll и D - dur . Хор занят в большинстве эпизодов, за исключением I и V частей. Русская дружина охарактеризована песнями народного склада (II, IV, VII части). Крестоносцы же выступают с исступленным, мертвенно-аскетическим пением католического хорала на латинском языке. Прокофьев часто вводит переклички высоких и низких регистровых групп. Стремясь усилить суровость звучания, он охотно выделяет низкие тяжёлые тембры.

Кантата (по-итальянски cantare петь) – произведение торжественного или лирико-эпического характера для хора, солистов и оркестра, состоящее из нескольких законченных номеров.

Кантата оригинальна в жанровом отношении. Замечательны стройность и цельность композиции. Драматургия кантаты основана на острейшем конфликте между народным началом и жестокостью и насилием. Александр Невский предстал в картине былинным витязем с необъятной русской душой.

В четвёртой части Александр Невский созывает народ на защиту Родины: «Вставайте, люди русские» (клич матерей, отцов).

Как тревожный набат возникает краткое вступление к хору:

Набатный колокол звучит в оркестре на протяжении всей первой части хора.

Форма произведения сложная трёхчастная со средней частью типа эпизод.

I часть написана в простой трёхчастной форме с развивающей серединой (8+8+8 тактов).

II часть – эпизод – состоит из небольшого вступления (4 такта) и двух периодов повторного строения (16+16 тактов).

III часть – реприза – простая трёхчастная форма с контрастной серединой (8+8+8 тактов).

Основной темп и характер хора Allegro risoluto (= 72) – быстро и решительно. Но при переходе к средней части появляется агогика – poco rit . – постепенно замедляя, затем в прежнем темпе – a tempo .

Композитор использует сложный метр. Размер 2/2 – состоит из двух простых однородных.

Ритмический рисунок в основном представлен длительностями: половинные, четверти, реже восьмые:

Так как главная цель произведения – призыв к действию, защита Родины – основная тональность Es - dur – светлая и надежда и решительность. Характерны внезапные сдвиги из Es - dur в Ces - dur при словах «Живым бойцам почёт и честь», а также из Es - dur в D - dur при переходе к средней части.

Прекрасная D - dur тема средней части, исполняемая альтами, а затем басами, пластичностью своей напоминает некоторые темы из Глинкинского «Руслана»; она воплощает образ Родины: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу». Эта тема будет звучать еще в V и VII частях «Александра Невского»:

Для того чтобы подчеркнуть решительность и единство народа, Прокофьев использует гомофонно-гармонический склад письма, с элементами полифонии.

Всё произведение звучит на одном дыхании очень мужественно и смело. Наибольший эмоциональный подъём достигается при помощи восходящего движения и сильной динамики – ff , f , mf . Эти нюансы отражают мощность русского народа, его готовность к борьбе с врагами. Хор вступает в нюансе ff , звучит двойная кварта, на каждую сильную долю звучит акцент – это вызывает чувство уверенности, создаётся образ непоколебимого народа, его готовность встать на защиту Родины!

Слова «Вставайте, люди русские» звучат снова и снова, словно вселяя в людей уверенность.

Встречается mp и p в средней контрастной части, а также в репризе, на словах «Врагам на Русь не хаживать, полков на Русь не важивать».

Эмоциональная кульминация приходится на конец произведения, на последнее проведение темы «Вставайте, люди русские»:

Главная мелодия оркестра содержит чеканные призывные интонации, тем самым, усиливая характер звучания, воинственность данного сочинения. Роль оркестра здесь заключается и в том, что он дублирует основную мелодию хора.

Диапазон партии сопрано: Диапазон партии альтов:

Диапазон партии теноров: Диапазон партии басов:

Общий диапазон хора:

Тесситура во всех партиях средняя, удобная для исполнения. Ансамбль хора будет естественный.

В основном партии дублируют друг друга (С-Т, А-Б) – в результате чего звучит октавный унисон – и снова усиление эффекта единства и решительности.

В основном трудность составляет исполнение скачков и интонирование случайных знаков:

Во всех партиях встречается скачкообразное движение – постоянно поддерживая чувство напряжения и взволнованности. У сопрано встречаются большие скачки на сексты и септимы, у альтов и теноров на ч.5 и сексту.

Очень важно в довольно быстром темпе добиться чёткого произношения текста, точного интонирования мелодии.

Звуковедение legato , атака звука мягкая в средней части, но активная и твёрдая в I части и репризе сочинения.

Певческое дыхание общехоровое, цепное и по партиям.

Основные дирижёрские трудности выражаются в изображении ярких контрастов. Очень чёткими должны быть вступления и снятия; должное внимание стоит уделить оркестру, так как он играет важную роль в создании характера.

Русь угнетенная, величавая и скорбная предстает теперь с другой стороны – героической. Хор замечателен своей активностью и ритмической энергией. Этот хор был очень любим в годы Великой Отечественной войны. Он действительно является боевой патриотической песней.

С. Прокофьев кантата «Александр Невский»

Историческая тема занимала особое и важное место в творчестве советского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. Среди его произведений на подобную тематику заметно выделяется кантата «Александр Невский», написанная для хора, меццо-сопрано и оркестра. В ней композитор продолжает традиции, ведущие от опер «Руслан и Людмила » М. Глинки и «Князь Игорь » А. Бородина.

История создания

Известный советский режиссер Сергей Эйзенштейн в 1938 году обратился к Прокофьеву с предложением написать музыку для его нового фильма, посвященного Александру Невскому. В нем показывался героический подвиг русского князя и его дружины, которые боролись против тевтонских рыцарей-крестоносцев. Композитор с радостью принял это предложение, тем более Сергей Сергеевич сам давно был поклонником режиссерского таланта Эйзенштейна и ему вдвойне было приятнее поработать с таким человеком. Чтобы выполнить заказ, Прокофьев даже отправился в Голливуд, для ознакомления со всеми нюансами музыкального оформления фильмов. Там он встретился со знаменитыми кинорежиссерами: Мамуляном и Диснеем, а также смог набраться опыта и расширить свое представление о возможностях звукового кино. К слову, это уже не первая подобная работа Прокофьева, ведь ранее он уже сочинил музыку к киноленте «Поручик Киже».

Вернувшись в Россию, композитор сразу же принялся за работу, причем он постоянно советовался и тесно сотрудничал с Эйзенштейном. Обычно режиссер показывал Прокофьеву небольшой отснятый фрагмент, чтобы тот сочинил для него музыку. Но иногда Сергей Сергеевич уже заранее сочинял музыкальную часть, а Эйзенштейн затем выстраивал зрительный ряд, подстраиваясь под музыку. Зачастую Прокофьеву приходилось целые дни проводить в студии на Потылихе, где проводились съемки, чтобы самому принимать участие в процессе. Благодаря такому тесному сотрудничеству, работа протекала достаточно быстро. Тексты кантаты были поручены поэту Владимиру Луговскому, но некоторые из них сочинил и сам композитор.

Тема произведения требовала тщательнейшего изучения всех материалов, связанных с этим событием, а также ознакомления с музыкой Древней Руси и католическими гимнами Средневековья. Сергей Сергеевич решил действовать новаторски и преподнести музыкальный вариант не в том виде, в каком он мог быть во времена Ледового побоища, а в современном. То же самое касалось и русской песни. Прокофьев не стал вдаваться в детали, как звучала эта музыка 700 лет назад, а осовременил ее.

На лето Сергей Сергеевич уехал отдыхать на Северный Кавказ, но и там продолжал трудиться над партитурой «Александра Невского», вернувшись осенью в столицу, он успешно завершил музыкальную часть. Уже 1 декабря 1938 года состоялась премьера фильма с гениальной музыкой Прокофьева, который сразу же завоевал любовь у публики. Композитор очень вдохновился этим успехом и задумал сочинить кантату, основываясь на музыкальной части кинофильма. Следующие несколько месяцев он усиленно трудился над произведением. Сам композитор признавался, что на деле все оказалось не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Прокофьев отмечал, что ему проще было сочинить новое произведение, чем придумывать связки. Некоторые части партитуры остались неизменны – это вступление, «Песня об Александре Невском» и «Вставайте люди русские», остальные же части ему пришлось существенно дорабатывать, а некоторые фрагменты и вовсе вычеркнуть, например музыку к поединку князя с тевтонским магистром.

Да и сама партитура требовала оркестровки, так как прежний вариант совершенно не подходил для исполнения в концертном зале и был рассчитан на создание экспериментальных эффектов. К тому же всю партитуру, состоявшую из раздельных эпизодов, нужно было объединить и подчинить законам вокально-симфонического цикла. Всего в кантату вошло семь разных частей и каждая из них получила свое название.


Интересные факты:

  • Кантата – это вокально-инструментальное произведение, состоящее из отдельных номеров, частей. Все они связаны между собой по смыслу. Слово кантата произошло от итальянского «кантаре» и означает «петь».
  • Во время визита в Голливуд Прокофьеву поступило очень выгодное предложение от крупнейшей американской фирмы на создание киномузыки, ему пообещали жалование в размере 10000 долларов в месяц. Однако композитор отказался от столь щедрого предложения, сославшись на большую загруженность в Москве. На самом деле, он не захотел покидать свою семью и Родину.
  • Во время работы над музыкой к кинофильму Прокофьев обращал внимание на все детали, в том числе проводил некую звукорежиссерскую работу. Он подмечал как будет окрашен темброво тот или иной звук, направленный точно в микрофон. Так, сильное прямое звучание могло травмировать пленку и давать довольно резкий тембр. Тогда ему пришла в голову мысль использовать эту особенность для записи музыки, характеризующей вражеский лагерь. Такой тембр как нельзя лучше подошел для изображения крестоносцев. Для этого композитор попросил музыкантов играть фанфарные темы очень близко к микрофону.
  • Создавая киномузыку, композитору пришлось проделывать опыты «перевернутой» оркестровки, чтобы найти оригинальные эффекты.

Содержание


Трудно представить другое такое же значительное произведение в классической музыке, родившееся из киномузыки. Вся структура кантаты выдержана в семичастной форме со строгой логикой внутренних частей. Исследователи отмечают наличие в произведении черт сонатной формы. Причем Прокофьев делает это достаточно тонко, избегая четких схем сонатного цикла, в сопоставлении и развитии двух конфликтных образов. В целом, большое влияние на кантату оказали принципы кинематографа, с его стремительным монтажным развитием. Кроме того, Прокофьев широко применяет принцип звукописи и в его музыке отчетливо слышится карканье ворона, военные сигналы, ржание лошадей, треск льда.

«Русь под игом монгольским» - первая часть кантаты. Исследователи отмечают, что она наиболее сжатая и неразвитая из всех. Это своеобразное вступление ко всему циклу. Музыка очень ярко передает пустынное пространство, создавая скорбное настроение. Прокофьев очень тонко сумел подчеркнуть ощущение времени и пустоты с помощью сочетания очень высоких и очень низких звуков, звучащих в унисон. Дикая чужая монгольская тема проводится вместе с печальными напевами широкого дыхания.

«Песня об Александре Невском» – вторая часть, которая является очень знаковой. Она символизирует собой «Тему Руси», выражая ее непобедимую мощь. Хор исполняет мелодию очень близкую к русским былинам. Однако этот напев Прокофьев преобразовал, придав ему динамику и добавив энергию. Особый эпический склад придает звучание арф, имитирующих перебор гуслей.

«Песня об Александре Невском» - слушать

«Крестоносцы во Пскове» – третья часть, пронизанная атмосферой ужаса и горя. Крайние части этого эпизода передают вражеские образы, а средняя – глубокие страдания поверженных людей. В этой части Прокофьев применяет тему католического хорала, в исполнении хора на латинском языке. Грубое, диссонантное звучание только усиливает эффект от этой темы и выделяет средний эпизод, в который возвращается русский напев, только в нем передается уже народный плач. Именно в этом эпизоде впервые сталкиваются два враждующих лагеря.

«Вставайте, люди русские!» - четвертая часть кантаты. Этот хор выполнен в жанре дружинной песни героического склада. Лишь в середине хора возникает лирико-эпическая тема «На Руси родной не бывать врагу», звучащей плавно и светло.

«Вставайте, люди русские!» - слушать

«Ледовое побоище» – пятая картина, которая является центральной и самой грандиозной в кантате. Именно в этом номере сталкиваются две силы, два противоборствующих образа. Вначале этой части показан зимний пейзаж на Чудском озере, тишину которого нарушает лишь зловещее карканье ворон. Вдали уже слышится знакомый сигнал крестоносцев, говорящий о скором приближении врагов. Очень ярко показан эпизод скачки тевтонских рыцарей, который получил название «Скок свиньи» (из-за особенности их построения). Весьма точно Прокофьев сумел подобрать чужеродный звук чтобы показать врагов, он сам назвал его не очень приятным для уха русского человека. Заканчивается пятый эпизод проведением темы «На Руси родной не бывать врагу», приобретающей нежное «рассветное» звучание.

«Мертвое поле» - шестая часть. Это настоящая сольная ария, носящая черты народного плача. Строгий выдержанный напев, глубина и искренние чувства характеризуют эту музыку. Композитор хотел передать в этой части скорбь самой Родины о павших героях, не случайно она воплощена в образе девушки (невесты), оплакивающей отважных героев, до последнего защищающих свою землю.

«Въезд Александра во Псков» - седьмая часть, представляющая собой финальный хор. В этом эпизоде прославляется Русь-победительница, а также проходят светлые темы из второй, четвертой и пятой части. В целом этот хор носит гимнический характер за счет своего торжественного звучания и четырехголосного изложения.

«Въезд Александра во Псков» - слушать

Музыка из кантаты Сергея Прокофьева нашла отражение и в кинолентах других режиссеров:

  • Евангелие от Матфея (1964)
  • Сад наслаждений (1970)
  • Дон Джованни (1970)
  • Любовь и смерть (1975)
  • Уинстенли (1975)
  • Я был хозяином замка (1989)
  • Сталин (1992)
  • Дети революции (1996)
  • Поцелуй Ж. В. (1997)
  • Анна Каренина (1997)
  • Отступник (2015)

Кроме того, музыку кантаты можно встретить в мультсериале «Симпсоны» (2016), компьютерной видеоигре LittleBigPlanet, телесериале «Летающий цирк Монти Пайтона» (1972).

Кантата «Александр Невский» имеет тесную взаимосвязь с традициями русской классики. Это и общая направленность всего сюжета, национальные темы, применение средств звукописи, рисующих пейзажи. Образам природы уделена особая роль, ведь они обозначены буквально во всех сценах - это и унылая картина разоренной страны, морозное утро перед боем, мрачные очертания в «Мертвом поле». Большую работу автор проделал над партитурой, ведь она отличается особой изобретательностью и яркой оркестровой палитрой. Композитор смело использует новые приемы, привлекает дополнительные тембры. Детально проработана хоровая партия, в которой можно отметить удивительное разнообразие тембровых градаций. Отдельно стоит отметить чувство современности, которое присуще кантате «Александр Невский». Все образы XIII века, показанные в произведении, Прокофьев воспроизвел сквозь призму событий конца тридцатых годов. «Прошлое в будущем» – именно такими словами можно охарактеризовать то, что показано в кантате, ведь композитор очень чутко предрек в ней победу своего народа над фашистскими захватчиками. Он показал отвагу русского народа в жестокой и справедливой борьбе с иноземными врагами, сеющими ужас и страдание на родной земле. Это настоящая победа человечности над жестокостью.

Видео: слушать кантату «Александр Невский»

Сергей Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, но, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Это в полной мере относится к . Это имя на Руси и сейчас произносят с особой гордостью и почтением.

Много военных подвигов совершил новгородский князь Александр Ярославич. Его войско героически сражалось со шведами на Неве-реке. За победу над врагом прозвал народ великого князя Невским.

Вскоре после Невской битвы на Русь двинулись отряды немецких рыцарей-крестоносцев. Чёрными крестами были расшиты их знамёна, чёрные кресты были и на щитах рыцарей.

Весной 1242 года на Чудском озере разыгралось кровавое побоище.

«Александр Невский был в самой гуще боя… Сеча (сражение) кругом шла такая, что льду озёрному стало жарко. Русские дрались яростно. Да и как же драться без ярости, когда позади остались дети и жёны, остались сёла и города, осталась родная земля с коротким и звучным названием - Русь…» (О. Тихомиров).

Исторические события, связанные с именем русского князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных искусств. Художник П. Корин создал триптих «Александр Невский», который состоит из трёх самостоятельных картин-частей, образующих единое целое.

Этой же теме посвящены ещё два выдающихся одноимённых произведения: кинофильм С. Эйзенштейна и кантата С. Прокофьева.

Слово кантата происходит от итальянского «кантаре», что означает «петь». Кантата состоит из нескольких номеров (частей). Предназначена для отдельных певцов (солистов), хора и оркестра.

Очень своеобразно подходил к исторической теме. Ему было свойственно верное ощущение исторической эпохи. Древние образы «Александра Невского» были проникнуты острым чувством современности. Вспомните, что происходило в мире в конце 30-х гг.? В Западной Европе - разгул фашизма. И «железная» музыка крестоносцев звучала как характеристика современных агрессивных сил.

Кантата «Александр Невский» написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Она предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра.

Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938 году выдающимся советским кинорежиссёром Сергеем Эйзенштейном. Картина рассказывала о героической борьбе дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами. Этот фильм стал классикой советского кино. Он являет собой удивительный пример содружества режиссёра и композитора. Такого в истории музыки ещё не было. Музыка рождалась под непосредственным впечатлением от кадров фильма.

Сняв определённый эпизод фильма, Эйзенштейн звал Прокофьева. Сергей Сергеевич просматривал отснятое, как бы впитывал в себя, старался прочувствовать характер и ритм каждой сцены. Потом уходил домой и на следующий день приносил готовую музыку, поражавшую яркостью образов.

«Зримость» образов - характернейшая черта музыки Прокофьева. Удивительны его наблюдательность, умение схватить и передать в музыке голоса людей, их жесты, движения. Интересен в связи с этим самый процесс создания музыки к «Александру Невскому» - под непосредственным впечатлением от кадров фильма.

Об этом хорошо рассказал постановщик фильма «Александр Невский» С. Эйзенштейн:

«Зал тёмен. Но не настолько, чтобы в отсветах экрана не уловить его рук на ручках кресла: этих громадных, сильных прокофьевских рук, стальными пальцами охватывающих клавиши, когда со всем стихийным бешенством темперамента он обрушивает их на клавиатуру...

По экрану бежит картина.

А по ручке кресла, нервно вздрагивая, словно приёмник телеграфа Морзе, движутся беспощадно чёткие пальцы Прокофьева. Прокофьев отбивает такт? Нет. Он отбивает гораздо большее. Он в отстуке пальцев улавливает закон строения, по которому на экране в монтаже скрещены между собою длительности и темпы отдельных кусков, и то и другое, вместе взятое, сплетено с поступками и интонацией действующих лиц.

...Назавтра он пришлёт мне музыку, которая таким же звуковым контрапунктом будет пронизывать мою монтажную структуру, закон строения которой он уносит в той ритмической фигуре, которую отстукивали его пальцы.

Мне кажется, что, кроме этого, он ещё не то шепчет, не то мурлычет про себя. Но лицо такое концентрированное. Таким оно может быть только, когда человек вслушивается в строй вовне проносящихся звуков или в звукоряд, проходящий внутри его самого. Не дай бог заговорить с ним в это время!»

В кантате семь частей:

I. Русь под игом монгольским;
II. Песня об Александре Невском;
III. Крестоносцы во Пскове;
IV. Вставайте, люди русские;
V. Ледовое побоище;
VI. Мёртвое поле;
VII. Въезд Александра во Псков.

Музыка кантаты поражает яркостью образов. Слушая её, будто видишь перед собой кадры фильма - бескрайние равнины Руси, разорённый тевтонцами Псков, наблюдаешь битву на Чудском озере, устрашающее наступление крестоносцев, стремительные атаки русских, гибель рыцарей в холодных волнах озера.

«Русь под игом монгольским» - короткий симфонический пролог, вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий. Господствуют архаические попевки с диковатым «всхлипывающим» форшлагом, с широко разведёнными унисонами, звучащими у самых высоких и самых низких инструментов, создавая тем самым впечатление безмерной дали, огромных пространств.

«Песня об Александре Невском» - вторая часть кантаты - это начало событий, рассказ о недавней победе русских воинов над шведами: «А и было дело на Неве-реке». Помните слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»? Это - основная мысль данной части. Величавая и строгая мелодия повторяет особенности древнерусских былин. Она похожа на старинные сказания. Текст и музыка выдержаны в эпическом духе. Вокальную партию исполняет унисонный хор - мужские голоса, дополненные альтами.

Основная мелодия «А и было дело на Неве реке» повествовательна, размеренна. Почти каждый слог произносится на один звук; распевание слогов, свойственное русским протяжным песням, здесь редко.

В «Песне об Александре Невском» воспроизведены особенности, характерные для напевов многих древнерусских былин с их неторопливой «рассказывающей» интонацией. Вместе с тем ей присущи и своеобразные черты, свойственные именно стилю Прокофьева: чёткий заключительный октавный ход в мелодии, чеканный ритм в оркестровом сопровождении (ровное движение восьмыми).

В средней части песни «Ух! Как бились мы, как рубились мы!» повествование становится более взволнованным и темп его ускоряется. В соответствии с ритмом стиха в музыке сменяют друг друга двух- и трёхдольный размеры.

Оркестр воспроизводит звуки битвы - бряцание оружия, удары мечей. Арфы подражают звучанию гуслей, сопровождавших в старину эпические песни. В репризе возвращается: главная, «богатырская» мелодия хора.

В третьей части кантаты «Крестоносцы во Пскове» впервые появляются основные темы псов-рыцарей.

Здесь впервые сталкиваются противоборствующие образы. Жёсткой, с резкими созвучиями, грозно звучащей тяжёлой медью, суровым аскетическим хоралом и воинственными фанфарами характеристике врагов противопоставлены скорбные напевы и трепетная эмоциональность звучания струнных, воплощающие народное горе.

Для изображения крестоносцев Прокофьев привлёк средства, резко отличные от тех, что мы отмечали в разобранных частях кантаты. Если в характеристике русских звучали песенные мелодии, то в музыке, характеризующей псов-рыцарей тевтонского ордена, важную роль играет тема, написанная композитором в духе католического хорала.

Те, кто смотрел фильм «Александр Невский», наверняка помнят знаменитый эпизод наступления тевтонских рыцарей. Крестоносцы идут по льду Чудского озера под угрожающий, звериный рёв огромных труб, и от этого рёва стынет кровь в жилах… Этот эффект необычного звучания придумал Прокофьев. Он заставил фанфары играть, «дуть» прямо в микрофон, против всех правил звукозаписи. Ведь струя воздуха искажает звук, давит на мембрану микрофонов, и получаются рёв и треск. Этот звуковой эффект, брак с точки зрения звукооператора, усилил драматургию эпизода, его эмоциональный настрой. Хриплый рёв рыцарских труб - это угроза всему русскому воинству, самодовольство, уверенность в своей безнаказанности. Сергей Эйзенштейн не раз подчёркивал глубокую кинематографичность музыкального мышления Прокофьева.

Вместо ясных диатонических гармоний - устрашающие диссонирующие сочетания. Вместо певучих, «человеческих» тембров струнных - режущие, завывающие, пронзительные тембры преимущественно медных инструментов.

«Вставайте, люди русские!» - четвёртая часть. Это хоровая песня совершенно иного характера: не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. Во время Великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио, и фильм «Александр Невский» показывали на фронтах солдатам Красной Армии.

Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой,
Вставайте, люди вольные
За нашу землю честную.

Один из участников обороны Севастополя вспоминает: «Потрясающее впечатление производила песня «Вставайте, люди русские!». Усиленная резонансом подземелья, она властно захватывала душу».

С давних пор на Руси существовал обычай - возвещать о важных событиях ударами набатного колокола. Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в его первой части (как и «Песня об Александре Невском», этот хор написан в трёхчастной форме). В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчёркивает героический характер музыки.

Появляется новая тема - певучая, привольная, светлая, напоминающая некоторые темы из «Руслана» М. Глинки. Эту мелодию хор поёт на слова «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу».

Пятая часть - «Ледовое побоище» - грандиозная симфоническая картина с участием хора. В этой части сталкиваются основные темы предыдущих частей, рисующие вражеские лагери.

В начале дан сумрачный зимний пейзаж, рисующий застывшее озеро в морозной мгле. Пустынное зимнее утро перед началом побоища. Издалека доносится звук тевтонского рога. Прокофьев очень долго искал тембр для этого сигнала. Он считал, что он должен быть «Неприятным для русского уха». В фильме этот сигнал исполняет валторна, записанная со специальным искажением. В концертной же практике эта тема поручена английскому рожку и тромбону с сурдиной. Начинается знаменитый эпизод скачки крестоносцев, который принято называть «Скок свиньи».

Вспомните фильм. Этот эпизод производит очень яркое впечатление. Тяжело мчатся закованные в тяжёлые латы тевтонские рыцари. Помните их вооружение? Длинные мечи, копья. На них рогатые шлемы, капюшоны закрывают их лица, на которых зияют только глазные отверстия. В музыке Прокофьева эта скачка очень напоминает психические или танковые атаки фашистов. Недаром Эйзенштейн, потрясённый музыкой, говорил, что она создаёт «незабываемый образ железной тупорылой свиньи из рыцарей тевтонского ордена, скачущей с неумолимостью танковой колонны их омерзительных потомков». На фоне ритма скачки рыцари на латинском языке поют фанатичный хорал.

Но вот в бой вступает дружина Александра Невского. У трубы звучит тема «Вставайте, люди русские!». Начинается русская атака. Её сопровождает новая стремительная, удалая тема.

Эти темы, как противники в бою, сталкиваются друг с другом. Потом вражеская тема слабеет, искажается. Завершает эту часть тихая и светлая тема среднего раздела четвертой части «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу». На освобождённую русскую землю пришли мир и тишина.

Шестая часть - «Мёртвое поле» - одна из самых лирических и скорбных страниц творчества Прокофьева.

Окончена ледовая битва. Безмолвно и неподвижно ледяное поле, только огоньки факелов мелькают в темноте. Женщины разыскивают воинов, не вернувшихся с битвы.

Я пойду по полю белому,
Полечу по полю светлому.
Поищу я славных соколов,
Женихов моих - добрых молодцев.

«Я пойду по полю чистому...» - одиноко плывёт над простором низкий, глубокий женский голос. В мелодии, невыразимо печальной, распетой широко, как протяжные крестьянские песни, - не бессильное отчаяние, а сдержанная скорбь. И в огромном, безмерном горе сохраняет величавое достоинство русская женщина - мать, жена, невеста. «Песней невесты» и названа эта часть кантаты. Поёт песню один голос. Образ символический - Родина оплакивает своих сыновей. Но этот одинокий голос звучит как скорбный реквием всего народа, как дань памяти павших в злой ледовой сече. После мощной, яркой, многообразной музыкальной картины ледового побоища, после шума и грохота этот одинокий голос не только не нарушает, но ещё сильнее подчёркивает застывшую, мёртвую тишину ледяного поля.

Интонации плача, идущие от русских народных причетов и от классических оперных «плачей» (вспомним «Плач Ярославны» из оперы Бородина «Князь Игорь»), слышатся в музыке Прокофьева. Горестная попевка звучит в самом начале, во вступлении, которое играют скрипки. Вокальная мелодия глубоко печальна, но движение её ровно и строго.

Завершается кантата торжественным, величественным финалом - «Въезд Александра Невского во Псков».

Псков встречает победителей. Снова песня - счастливая, радостная. Сверкающей нитью вьются вокруг её мелодии высокие звенящие подголоски, чудесно сливаясь с малиновым перезвоном праздничных колоколов.

На Руси большой,
На Руси родной
Не бывать врагу!

В хоровом финале, прославляющем Русь - победительницу, соединены русские темы кантаты: песня об Александре Невском, тема средней части хора «Вставайте, люди русские».

Чудесно преображённые, словно одетые в праздничный наряд, они не потеряли, однако, своей могучей силы... Пусть помнят враги: «Кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля».

Этой музыкой, ставшей главной участницей фильма о великой любви к Родине, о самоотверженной борьбе с жестокими захватчиками, о славной победе над врагом, Прокофьев предвещал победу народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Сегодня эта музыка, сойдя с киноэкрана, живёт полноценной самостоятельной жизнью.

Кантата окончена. Замечательный советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев!

Вопросы и задания:

  1. Какое место в творчестве композитора занимает историческая тема? Перечислите произведения, написанные на эту тему.
  2. С каким сочинением Прокофьева связано создание кантаты «Александр Невский»?
  3. Сколько частей в кантате «Александр Невский»? Как они называются?
  4. Как композитор показал в музыке кантаты столкновение двух враждующих лагерей - русского и тевтонского?
  5. Какие вы знаете произведения других русских композиторов на сюжеты из отечественной истории?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Прокофьев. Александр Невский:
Русь под игом монгольским, mp3;
Песня об Александре Невском, mp3;
Крестоносцы во Пскове, mp3;
Вставайте, люди русские, mp3;
Ледовое побоище, mp3;
Мёртвое поле, mp3;
Въезд Александра во Псков, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

«Кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет»

Сергей Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, но, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Это в полной мере относится к Александру Невскому. Это имя на Руси и сейчас произносят с особой гордостью и почтением.

Много военных подвигов совершил новгородский князь Александр Ярославич. Его войско героически сражалось со шведами на Неве-реке. За победу над врагом прозвал народ великого князя Невским.
Вскоре после Невской битвы на Русь двинулись отряды немецких рыцарей-крестоносцев. Чёрными крестами были расшиты их знамёна, чёрные кресты были и на щитах рыцарей.
Весной 1242 года на Чудском озере разыгралось кровавое побоище.
«Александр Невский был в самой гуще боя… Сеча (сражение) кругом шла такая, что льду озёрному стало жарко. Русские дрались яростно. Да и как же драться без ярости, когда позади остались дети и жёны, остались сёла и города, осталась родная земля с коротким и звучным названием - Русь…» (О. Тихомиров).
Исторические события, связанные с именем русского князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных искусств. Художник П. Корин создал триптих «Александр Невский», который состоит из трёх самостоятельных картин-частей, образующих единое целое.
Этой же теме посвящены ещё два выдающихся одноимённых произведения: кинофильм С. Эйзенштейна и кантата С. Прокофьева.
Сергей Прокофьев очень своеобразно подходил к исторической теме. Ему было свойственно верное ощущение исторической эпохи. Древние образы «Александра Невского» были проникнуты острым чувством современности. Вспомните, что происходило в мире в конце 30-х гг.? В Западной Европе - разгул фашизма. И «железная» музыка крестоносцев звучала как характеристика современных агрессивных сил.
Кантата «Александр Невский» написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Она предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра.
Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938 году выдающимся советским кинорежиссёром Сергеем Эйзенштейном. Картина рассказывала о героической борьбе дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами. Этот фильм стал классикой советского кино. Он являет собой удивительный пример содружества режиссёра и композитора. Такого в истории музыки ещё не было. Музыка рождалась под непосредственным впечатлением от кадров фильма.

А по ручке кресла, нервно вздрагивая, словно приёмник телеграфа Морзе, движутся беспощадно чёткие пальцы Прокофьева. Прокофьев отбивает такт? Нет. Он отбивает гораздо большее. Он в отстуке пальцев улавливает закон строения, по которому на экране в монтаже скрещены между собою длительности и темпы отдельных кусков, и то и другое, вместе взятое, сплетено с поступками и интонацией действующих лиц.

...Назавтра он пришлёт мне музыку, которая таким же звуковым контрапунктом будет пронизывать мою монтажную структуру, закон строения которой он уносит в той ритмической фигуре, которую отстукивали его пальцы.
Мне кажется, что, кроме этого, он ещё не то шепчет, не то мурлычет про себя. Но лицо такое концентрированное. Таким оно может быть только, когда человек вслушивается в строй вовне проносящихся звуков или в звукоряд, проходящий внутри его самого. Не дай бог заговорить с ним в это время!»


В кантате семь частей:

I. Русь под игом монгольским;

II. Песня об Александре Невском;
III. Крестоносцы во Пскове;
IV. Вставайте, люди русские;
V. Ледовое побоище;
VI. Мёртвое поле;
VII. Въезд Александра во Псков.

Музыка кантаты поражает яркостью образов. Слушая её, будто видишь перед собой бескрайние равнины Руси, разорённый тевтонцами Псков, наблюдаешь битву на Чудском озере, устрашающее наступление крестоносцев, стремительные атаки русских, гибель рыцарей в холодных волнах озера.
«Русь под игом монгольским» - короткий симфонический пролог, вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий.
«Песня об Александре Невском» - вторая часть кантаты - это начало событий, рассказ о недавней победе русских воинов над шведами: «А и было дело на Неве-реке». Помните слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам прийдёт, от меча и погибнет»? Это - основная мысль данной части. Величавая и строгая мелодия повторяет особенности древнерусских былин. Она похожа на старинные сказания. Текст и музыка выдержаны в эпическом духе.
Основная мелодия «А и было дело на Неве реке» повествовательна, размеренна.
В «Песне об Александре Невском» воспроизведены особенности, характерные для напевов многих древнерусских былин с их неторопливой «рассказывающей» интонацией.
В средней части песни «Ух! Как бились мы, как рубились мы!» повествование становится более взволнованным и темп его ускоряется. В соответствии с ритмом стиха в музыке сменяют друг друга двух- и трёхдольный размеры.
Оркестр воспроизводит звуки битвы - бряцание оружия, удары мечей. Арфы подражают звучанию гуслей, сопровождавших в старину эпические песни. В репризе возвращается: главная, «богатырская» мелодия хора.
В третьей части кантаты «Крестоносцы во Пскове» впервые появляются основные темы псов-рыцарей.
Здесь впервые сталкиваются противоборствующие образы. Жёсткой, с резкими созвучиями, грозно звучащей тяжёлой медью, суровым аскетическим хоралом и воинственными фанфарами характеристике врагов противопоставлены скорбные напевы и трепетная эмоциональность звучания струнных, воплощающие народное горе.
Для изображения крестоносцев Прокофьев привлёк средства, резко отличные от тех, что мы отмечали в разобранных частях кантаты. Если в характеристике русских звучали песенные мелодии, то в музыке, характеризующей псов-рыцарей тевтонского ордена, важную роль играет тема, написанная композитором в духе католического хорала.
«Вставайте, люди русские!» - четвёртая часть. Это хоровая песня совершенно иного характера: не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. Во время Великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио, и фильм «Александр Невский» показывали на фронтах солдатам Красной Армии.

Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой,
Вставайте, люди вольные
За нашу землю честную.

Один из участников обороны Севастополя вспоминает: «Потрясающее впечатление производила песня «Вставайте, люди русские!». Усиленная резонансом подземелья, она властно захватывала душу».
С давних пор на Руси существовал обычай - возвещать о важных событиях ударами набатного колокола. В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчёркивает героический характер музыки.
Появляется новая тема - певучая, привольная, светлая, напоминающая некоторые темы из «Руслана» М. Глинки. Эту мелодию хор поёт на слова «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу».
Пятая часть - «Ледовое побоище» - грандиозная симфоническая картина с участием хора. В этой части сталкиваются основные темы предыдущих частей, рисующие вражеские лагери.
В начале дан сумрачный зимний пейзаж, рисующий застывшее озеро в морозной мгле. Пустынное зимнее утро перед началом побоища. Издалека доносится звук тевтонского рога. Прокофьев очень долго искал тембр для этого сигнала. Он считал, что он должен быть «Неприятным для русского уха». Начинается знаменитый эпизод скачки крестоносцев, который принято называть «Скок свиньи».
Тяжело мчатся закованные в тяжёлые латы тевтонские рыцари. Длинные мечи, копья. На них рогатые шлемы, капюшоны закрывают их лица, на которых зияют только глазные отверстия. В музыке Прокофьева эта скачка очень напоминает психические или танковые атаки фашистов. Недаром Эйзенштейн, потрясённый музыкой, говорил, что она создаёт «незабываемый образ железной тупорылой свиньи из рыцарей тевтонского ордена, скачущей с неумолимостью танковой колонны их омерзительных потомков». На фоне ритма скачки рыцари на латинском языке поют фанатичный хорал.
Но вот в бой вступает дружина Александра Невского. У трубы звучит тема «Вставайте, люди русские!». Начинается русская атака. Её сопровождает новая стремительная, удалая тема.
Эти темы, как противники в бою, сталкиваются друг с другом. Потом вражеская тема слабеет, искажается. Завершает эту часть тихая и светлая тема среднего раздела четвертой части «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу». На освобождённую русскую землю пришли мир и тишина.
Шестая часть - «Мёртвое поле» - одна из самых лирических и скорбных страниц творчества Прокофьева.
Окончена ледовая битва. Безмолвно и неподвижно ледяное поле, только огоньки факелов мелькают в темноте. Женщины разыскивают воинов, не вернувшихся с битвы.

Я пойду по полю белому,
Полечу по полю светлому.
Поищу я славных соколов,
Женихов моих - добрых молодцев.



«Я пойду по полю чистому...» - одиноко плывёт над простором низкий, глубокий женский голос. В мелодии, невыразимо печальной, распетой широко, как протяжные крестьянские песни, - не бессильное отчаяние, а сдержанная скорбь. И в огромном, безмерном горе сохраняет величавое достоинство русская женщина - мать, жена, невеста. «Песней невесты» и названа эта часть кантаты. Поёт песню один голос. Образ символический - Родина оплакивает своих сыновей. Но этот одинокий голос звучит как скорбный реквием всего народа, как дань памяти павших в злой ледовой сече. После мощной, яркой, многообразной музыкальной картины ледового побоища, после шума и грохота этот одинокий голос не только не нарушает, но ещё сильнее подчёркивает застывшую, мёртвую тишину ледяного поля.

Интонации плача, идущие от русских народных причетов и от классических оперных «плачей» (вспомним «Плач Ярославны» из оперы Бородина «Князь Игорь»), слышатся в музыке Прокофьева. Горестная попевка звучит в самом начале, во вступлении, которое играют скрипки. Вокальная мелодия глубоко печальна, но движение её ровно и строго.
Завершается кантата торжественным, величественным финалом - «Въезд Александра Невского во Псков».
Псков встречает победителей. Снова песня - счастливая, радостная. Сверкающей нитью вьются вокруг её мелодии высокие звенящие подголоски, чудесно сливаясь с малиновым перезвоном праздничных колоколов.
На Руси большой,
На Руси родной
Не бывать врагу!
В хоровом финале, прославляющем Русь - победительницу, соединены русские темы кантаты: песня об Александре Невском, тема средней части хора «Вставайте, люди русские».
Чудесно преображённые, словно одетые в праздничный наряд, они не потеряли, однако, своей могучей силы... Пусть помнят враги: «Кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля».

Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...