Молодое поколение в пьесе вишневый сад краткое. Доклад: Три поколения в пьесе Чехова Вишневый сад


Три поколения в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» 1. «Вишневый сад» - «лебединая песнь» Чехова. 2. Раневская и Гаев - представители уходящей жизни. 3. Лопахин - олицетворение настоящего. 4. Петя Трофимов и Аня как представители нового поколения, будущее России.


К жанру драматургии А. П. Чехов обратился уже в раннем творчестве. Но подлинный успех его как драматурга начался с пьесы «Чайка». Пьесу «Вишневый сад» называют лебединой песнью Чехова. Ею и был завершен творческий путь писателя. В «Вишневом саде» автор выразил свои убеждения, мысли, надежды. Чехов считает, что будущее России принадлежит таким людям, как Трофимов и Аня. В одном из писем Чехов писал: «Студенты и курсистки - это хороший и честный народ. Это надежда наша, это будущее России». Именно они, по мнению Чехова, и являются истинными хозяевами вишневого сада, который автор отождествлял с родиной. «Вся Россия - наш сад», - говорит Петя Трофимов.

Владельцами вишневого сада являются потомственные дворяне Раневская и Гаев, Поместье и сад - собственность их рода на протяжении многих лет, однако хозяйничать здесь они уже не могут. Они - олицетворение прошлого России, за ними будущего нет. Почему?
Гаев и Раневская - люди беспомощные, праздные, не способные на какие-либо активные действия. Они восхищаются красотой цветущего сада, он навевает нос-тальгические воспоминания у этих людей, но и только. Их имение разоряется, а эти люди не могут и не пытаются ничего сделать ради того, чтобы положение каким-то образом поправить. Цена такой «любви» невелика. Хотя Раневкая и говорит: «Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно». Но возникает вопрос, что это за такая любовь, если она уехала из России пять лет назад и вернулась сейчас только потому, что потерпела фиаско в личной жизни. А в финале пьесы Раневская вновь покидает Родину.
Конечно, героиня производит впечатление человека с открытой душой, она сердечна, эмоциональна, впечатлительна. Но эти качества сочетаются с такими чертами ее характера как беззаботность, избалованность, легкомыслие, граничащие с черствостью и безразличием к окружающим. Мы видим, что на самом деле Раневская равнодушна по отношению к людям, даже порою жестока. Иначе как объяснить тот факт, что она отдает последний золотой прохожему, а прислуга в доме остается жить впроголодь. Она благодарит Фирса, справляется о его здоровье, и... оставляет старого, больного человека в заколоченном доме, просто-напросто позабыв о нем. Это, по меньшей мере, чудовищно!
Как и Раневская, Гаев обладает чувством прекрасного. Хочется отметить, что он больше, чем Раневская производит впечатление барина. Хотя этого персонажа можно назвать точно таким же бездейственным, беспечным и легкомысленным, как и его сестра. Словно маленький ребенок, Гаев не может отказаться от привычки сосать леденцы и даже в мелочах рассчитывает на Фирса. Его настроение очень быстро меняется, это непостоянный, ветреный человек. Гаев расстраивается до слез от того, что имения продаются, но едва он услышал стук шаров в бильярдной, то сразу повеселел, подобно ребенку.
Безусловно, Гаев и Раневская - это воплощение прошлой уходящей жизни. Их привычка жить «в долг, за чужой счет» говорит о праздности существования этих героев. Они точно не хозяева жизни, поскольку даже их материальное благополучие зависит от каких-либо случайностей: или это будет наследство, или ярославская бабушка пришлет им денег для того, чтобы рассчитаться с долгами, или денег одолжит Лопахин. На смену таким, как Гаев и Раневская, приходят совершенно иного склада люди: сильные, предприимчивые, ловкие. Одним из таких людей является другой персонаж пьесы Лопахин.
Лопахин воплощает настоящее России. Родители Лопахина были крепостными, но после отмены крепостного права судьба этого человека изменилась. Он выбился в люди, разбогател, и теперь в состоянии купить имение тех, которые когда-то были его хозяевами. Лопахин чувствует свое превосходство над Раневской и Га-евым, да и те относятся к нему с уважением, поскольку осознают свою зависимость от этого человека. Ясно, что Лопахин и такие люди как он очень скоро вытеснят родовитых дворян.
Однако Лопахин производит впечатление человека, который является «хозяином жизни» только в данный, короткий промежуток времени. Он не хозяин вишневого сада, а лишь временный его владелец. Вишневый сад он собирается вырубить, а землю продать. Думается, что, приумножив свои капиталы от этого выгодного ему предприятия, он все же не займет в будущем господствующего места в жизни государства. В образе этого персонажа Чехову мастерски удалось изобразить причудливое и противоречивое соединение черт прошлого и настоящего. Лопахин, хотя и гордится нынешним положением, ни на секунду не забывает о своем низком происхождении, в нем слишком сильна обида на жизнь, которая, как ему кажется, была несправедлива к нему. Очень скоро читатель и зритель понимает, что Лопахин всего лишь промежуточная ступень между прошлым и будущим поколениями.
В пьесе Чех«Ьва мы видим и персонажей, противопоставленных разрушительной деятельности Лопахина и бездействию Раневской и Гаева. Это Аня и Петя Трофимов. Именно за такими людьми, по мнению автора, будущее России. Трофимов - горячий искатель правды, который искренне верит в торжество справедливой жизни в ближайшем будущем. Студент Петя Трофимов беден, терпит лишения, но как человек честный отказывается от жизни за чужой счет. Он говорит много о том, что необходимо переустройство общества, но реальных поступков пока не совершает. Но он прекрасный пропагандист. Это один из тех, за кем идет молодежь, кому верят. Аню увлекает призыв Трофимова изменить жизнь, и в конце пьесы мы слышим ее слова, призывающие «сажать новый сад». Автор не дает нам возможностиувидеть плоды деятельности представителей нового поколения. Он лишь оставляет нам надежду на то, что слова у Пети Трофимова и Ани не будут расходиться с делами.
Три поколения людей изобразил Чехов в своей пьесе «Вишневый сад», и каждый персонаж олицетворяет жизнь России: Раневкая и Гаев - прошлую, Лопахин - настоящую, Трофимов и Аня - будущую. Время показало, что Чехов был абсолютно прав - в скором будущем русский народ ожидала революция, и именно такие люди как Трофимов и вершили историю.

Название пьесы символично. “Вся Россия - наш сад”,- сказано у Чехова. Эта последняя пьеса была написана Чеховым ценой огромного напряжения физических сил, и простое переписывание пьесы было актом величайшей трудности. Чехов закончил “Вишневый сад” накануне первой русской революции, в год своей ранней смерти (1904).

Думая о гибели вишневого сада, о судьбе обитателей разоряющегося имения, он мысленно представлял себе всю Россию на сломе эпох.

В преддверии грандиозных переворотов, словно чувствуя возле себя шаги грозной реальности, Чехов осмысливал настоящее с позиций прошлого и будущего. Далеко идущая перспектива насыщала пьесу воздухом истории, сообщала особую протяженность ее времени и пространству. В пьесе “Вишневый сад” нет острого конфликта, все, казалось бы, идет своим чередом и между героями пьесы не происходит открытых ссор и столкновений. И все же конфликт существует, но не открытый, а внутренний, глубоко скрытый в мирной на первый взгляд обстановке пьесы. Конфликт состоит в непонимании поколения поколением. Кажется, будто в пьесе пересеклись три времени: прошлое, настоящее и будущее. И каждое из трех поколений мечтает о своем времени.

Пьеса начинается с приезда Раневской в свое старинное родовое имение, с возвращения к вишневому саду, который стоит за окнами весь в цвету, к знакомым с детства людям и вещам. Возникает особая атмосфера проснувшейся поэзии и человечности. Словно в последний раз ярко вспыхивает - как воспоминание - эта живая жизнь на пороге умирания. Природа готовится к обновлению - ив душе Раневской пробуждаются надежды на новую, чистую жизнь.

Для купца Лопахина, который собирается приобрести имение Раневской, вишневый сад тоже означает нечто большее, чем просто объект коммерческой сделки.

В пьесе перед нами проходят представители трех поколений: прошлое - Гаев, Раневская и Фирс, настоящее - Лопахин и представители будущего поколения - Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской. Чехов не только создал образы людей, чья жизнь пришлась на переломную эпоху, но запечатлел само Время в его движении. Герои “Вишневого сада” оказываются жертвами не частных обстоятельств и собственного безволия, а глобальных законов истории - деятельный и энергичный Лопахин такой же заложник времени, как пассивный Гаев. Пьеса построена на уникальной ситуации, которая стала излюбленной для драмы XX века,- ситуации “порога”. Еще ничего такого не происходит, но есть ощущение края, бездны, в которую должен низвергнуться человек.

Любовь Андреевна Раневская - представительница старого дворянства - женщина непрактичная и эгоистичная, наивная в своем любовном увлечении, но она добра и отзывчива, и в ней неувядает чувство красоты, что особо подчеркивает Чехов. Раневская постоянно вспоминает о своих лучших молодых годах, проведенных в старом доме, в красивом и роскошном вишневом саду. Она живет этими воспоминаниями о прошлом, ее не устраивает настоящее, а о будущем - и думать не хочет. Ее инфантильность кажется смешной. Но оказывается, все старое поколение в этой пьесе мыслит так же. Никто из них не пытается ничего изменить. Они говорят о прекрасной старой жизни, но сами, кажется, смиряются с настоящим, пускают все на самотек и уступают без борьбы.

Лопахин - представитель буржуазии, герой настоящего времени. Вот как сам Чехов определял его роль в пьесе: “Роль Ло-ахина центральная. Ведь это не купец в пошлом смысле слова… это мягкий человек… порядочный человек во всех смыслах...” Но этот мягкий человек - хищник, он живет сегодняшним днем, поэтому его идеи умны и практичны. Сочетание бескорыстной любви к прекрасному и купеческой жилки, мужицкая простота и тонкая артистическая душа слились в образе Лопахина воедино. Он ведет оживленные беседы о том, как изменить жизнь к лучшему, и вроде бы знает, что делать. Но на самом деле и он не является идеальным героем пьесы. Мы чувствуем его неуверенность в себе.

В пьесе переплетаются несколько сюжетных линий. Гибнущий сад и несостоявшаяся, даже незамеченная любовь - две сквозные, внутренне связанные темы пьесы. Раньше всех заканчивается линия несостоявшегося романа Лопахина и Вари. Она построена на излюбленном чеховском приеме: больше всего и охотнее всего говорят о том, чего нет, обсуждают подробности, спорят о мелочах несуществующего, не замечая или сознательно замалчивая существующее и существенное. Варя ждет простого и логического хода жизни: раз Лопахин часто бывает в доме, где есть незамужние девушки, из которых подходит ему лишь она. Варя, значит, должен жениться. У Вари даже мыс-ли не возникает иначе взглянуть на ситуацию, подумать, любит ли ее Лопахин, интересна ли она ему? Все Варины ожидания основаны на досужих пересудах о том, что этот брак был бы удачен!

Казалось бы, Аня и Петя Трофимов являются надеждой автора на будущее. Вокруг Пети Трофимова группируется романтический план пьесы. В его монологах много общего с мыслями лучших чеховских героев. С одной стороны, Чехов только и делает, что ставит Петю в смешные положения, постоянно компрометируя его, снижая его образ до предельно негероического - “вечный студент” и “облезлый барин”, которого Лопахин постоянно останавливает своими ироническими замечаниями. С другой стороны, мысли и мечты Пети Трофимова близки собственным умонастроениям Чехова. Петя Трофимов не знает конкретных исторических путей к хорошей жизни и его совет Ане, разделяющей его мечты и предчувствия, по меньшей мере наивен. “Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны, как ветер”. Но в жизни назрел коренной перелом, который предчувствует Чехов, и не характером Пети, степенью зрелости его мировоззрения, а обреченностью старого определяется неотвратимость.

Но разве может такой человек, как Петя Трофимов, изменить эту жизнь? Ведь выдвинуть новые идеи, войти в будущее и повести за собой остальных могут только умные, энергичные, уверенные в себе люди, люди действующие. А Петя, как и другие герои пьесы, больше говорит, чем действует, он вообще ведет себя как-то нелепо. Аня еще слишком молода. Она никогда не поймет драмы матери, а сама Любовь Андреевна никогда не поймет ее увлечения Петиными идеями. Аня вообще еще мало знает жизнь для того, чтобы ее изменить. Но Чехов видел силу молодости именно в свободе от предубеждений, от футляр-ности мыслей и чувств. Аня становится единомышленницей Пети, и это усиливает звучащий в пьесе мотив будущей прекрасной жизни.

В день продажи имения Раневская затевает совершенно неуместный с точки зрения здравого смысла бал. Зачем он ей нужен? Для живой Любови Андреевны Раневской, что теребит сейчас в руках мокрый платок, ожидая возвращения брата с торгов, этот нелепый бал важен сам по себе - как вызов повседневности. Она вырывает у будней праздник, хватает от жизни то мгновение, которое способно протянуть нить к вечности.

Имение продано. “Я купил!” - торжествует новый хозяин, гремя ключами. Ермолай Лопахин купил имение, где дед и отец его были рабами, где их не пускали даже на кухню. Он уже готов хватить топором по вишневому саду. Но в высший момент торжества этот “интеллигентный купец” неожиданно чувствует стыд и горечь свершившегося: “О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь”. И становится ясно, что для вчерашнего плебея, человека с нежной душой и тонкими пальцами, покупка вишневого сада, в сущности, “ненужная победа”.

В конечном счете, Лопахин - единственный, кто предлагает реальный план спасения вишневого сада. И реален этот план прежде всего потому, что Лопахин понимает: в прежнем виде сад сохранить нельзя, время его ушло, и теперь сад можно сохранить, лишь переустроив в соответствии с требованиями новой эпохи. Но новая жизнь означает прежде всего смерть былого, и палачом оказывается тот, кто яснее всех видит красоту гибнущего мира.

Итак, основной трагизм произведения состоит не только во внешнем действии пьесы - продаже сада и имения, где многие из действующих лиц провели свою молодость, с которым связаны их лучшие воспоминания, но и во внутреннем противоречии - неспособности тех же самых людей что-либо изменить для улучшения своего положения. Постоянно ощущается эта нелепость событий, происходящих в пьесе. Нелепо выглядят Раневская и Гаев с их привязанностью к старым предметам, нелеп Епиходов, а Шарлотта Ивановна сама олицетворение ненужности в этой жизни.

Последний акт, как всегда у Чехова,- момент расставания, прощания с прошлым. Горестного для старых хозяев “вишневого сада”, хлопотного для нового дельца, радостного для молодых душ с их безоглядной блоковской готовностью отринуть все - и дом, и детство, и близких, и даже поэзию “соловьиного сада” - ради того, чтобы с открытой, свободной душой крикнуть: “Здравствуй, новая жизнь!” Но если с точки зрения социального завтра “Вишневый сад” звучал как комедия, то для своего времени - как трагедия. Две эти мелодии, не сливаясь, проступали в финале одномоментно, рождая сложный трагикомический исход произведения.

Молодые, весело, призывно перекликаясь, убегают вперед. Старые люди, как старые вещи, сбились в кучу, о них спотыкаются, не замечая их. Подавляя слезы, бросаются друг к другу Раневская и Гаев. “О мой милый, мой нежный, прекрасный сад. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..” Но музыка прощания заглушается “стуком топора по дереву, звучащим одиноко и грустно”. Затворяются ставни и двери. В пустом доме остается не замеченный в суете больной Фирс: “А человека-то забыли...” Старик один в запертом доме. Слышится “точно с неба звук лопнувшей струны”, и в тишине глухо стучит топор по дереву.

Символика “Вишневого сада” говорила о приближении грандиозных социальных катаклизмов и изменении старого мира.

В этом произведении отражены проблемы уходящего в прошлое дворянства, буржуазии и революционного будущего. При этом Чехов по-новому изобразил главный конфликт произведения - конфликт трех поколений.

Своей пьесой автор ставит вопрос – кому суждено быть творцом новой жизни. Ответа на этот вопрос не даёт ни автор ни сама жизнь, но готовность к новому Чехов подчёркивает в двух героях – Ане и Пете. Там где Петя говорит о неустроенности старой жизни и зовёт к жизни новой, автор ему сочувствует, ибо это мысль самого Чехова. Но в рассуждениях Пети нет личной силы, способности к реализации сказанному. Подобно всем недотёпам в пьесе, он не складен и бессилен перед новой жизнью, но слова его речи могут будоражить слушателей, в частности Аню, в образе которой подчёркивается прежде всего молодость и неопытность. Аня тоже готова изменить жизнь и предощущение грядущего переворота зреют в обществе и находят отклик в душах людей похожих на Аню.

Каждый персонаж имеет своё значение для осмысления проблематики произведения: Семёнов Пищик – на его примере дан другой судьбы дворянина. Его судьбы пока не продаётся, но благополучие держится на случае. В образе Шарлоты – судьба нелепа и парадоксальна, подчёркивается роль случая в жизни человека. Епиходов – человек проживающий не свою жизнь. Ему, претендующему на образованность и возвышенность чувств, судьбы уготовила лишь 22 несчастья. На хозяев Раневскую и Гаева, в образах слуг утрированны черты характера старых хозяев жизни. Фирс – райская преданность господам и забвенная личность, проявление пережитков крепостнической поры. Фирса – вина хозяев относящимся к людям как к вещам. Главный образ пьесы, центр её – это Вишнёвый сад. В этом образе совмещается конкретное и вечное (молодость, воспоминания, чистота, счастье). С этим образом и связана Сочинение на тему будущего России. Вокруг образа Вишнёвого сада располагаются все персонажи и у каждого из них свой сад. Он высвечивает духовные возможности каждого из действующих лиц. Сад углубляет философскую проблему пьесы – одиночество никем нелюбимых героев в вечном круговороте жизни.

В пьесе нет традиционного, ярко выраженного противоборства сторон и столкновения различных жизненных позиций. Источник же драматизма не в борьбе за Вишнёвый сад, а в субъективном недовольстве жизнью, которое переживают ВСЕ герои. Жизнь идёт нелепо и нескладно, не принося никому ни радости, ни счастья, и потому всех героев есть ощущение временности своего пребывания в мире.

Чехов: « Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс». Внешне события драматичны, но печальное у Чехова оборачивается комичным, порою фарсовым (театральная пьеса лёгкого игривого содержания с внешними комическими эффектами).

Интересно, что Павлович Чехов сам выращивал сад в Мелихове. В Крыму писатель рядом со своим домом на высоком возвышении разбил южный сад, который стал его детищем. Он растил его по хорошо продуманному плану и создавал его как художественное произведение.

Вишневый сад в пьесе - воплощение всего прекрасного, олицетворение красоты и поэзии. Это один из героев пьесы. Он возникает в ней постоянно, как бы напоминая о себе. Введенный в реплики действующих лиц, сад становится участником действия.

Великолепный чеховский сад связан в пьесе с судьбами трех поколений: прошлого, настоящего и будущего. Тем самым Чехов очень широко раздвигает время, запечатленное в своей пьесе. Сам сад воплощает прошлую культуру и красоту. Так воспринимает его Раневская и Гаев. Для них он связан с детством. По словам Раневской, «счастье просыпалось» вместе с нею каждое утро, когда она глядела из окна на эти деревья.

Для Лопахина сад чудесен лишь как удачное «местоположение». По его словам, «замечательного в этом саду только то, что он очень большой». Для него это деловой коммерческий участок. Он считает, что вишня «доходов ныне не приносит», другое дело - маковое поле! Он собирается вырубить старый , и теперь угроза висит над деревьями как дамоклов меч.

Лопахин чувствует себя хозяином жизни. «Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья!» Сколько в этих словах цинизма и куража! «Настроим мы дач!» - проговаривается он. В финале пьесы угроза приведена в действие: стучит топор, падают деревья.

Равнодушие к тому, что происходит, чувствуется в словах Пети Трофимова. К вечной человеческой ценности - красоте - он подходит с узко классовых позиций и начинает порочить вишневый сад, усматривая почему-то за каждым деревом замученного раба-крепостного. «Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест», - так успокаивает он Аню.

Только Аня, светлая, нежная и восторженная, устремленная в будущее, готова посадить новый сад прекраснее прежнего. Она одна достойна той красоты, которая заключена в вишневом саде.

В пьесе представлены как бы два мира: мир грез и мир действительности. Раневская и Лопахин живут в разных мирах. Поэтому и не слышат они друг друга. Любовь Андреевна живет в мечтах, она вся в своей любви, в своих фантазиях. Ее как бы нет здесь: часть ее осталась в Париже, несмотря на то, что сначала она даже не читает сообщения оттуда, а часть вернулась в этот дом, в этот сад, но только не сегодняшний, а в тот, который она помнит с детства. Из своей скорлупки, наполненной розовым эфиром мечты, она видит жизнь, но не может ощутить ее такой, какая она на самом деле. Ее фраза: «Я знаю, мне писали», относящаяся к смерти няни, ее отношение к Варваре - это вовсе не жестокость, не безразличие. Просто Раневская не здесь, она в своем мире.

Принято утверждать, что Гаев, брат Раневской, - как бы ее искаженное изображение. В этом есть явная «натяжка». Он просто находится на границе этих двух миров. Он не праздный мечтатель, но, по-видимому, его существование не вполне реально, если в его возрасте о нем говорят «молодо-зелено».

А вот Лопахин - это, пожалуй, единственный человек из действительности. Но все не так просто. В Лопахине сочетается и реальность, и мечта. Но его «грезы» ведут к действию: память о всем том добром, что сделала для него Раневская, заставляет его искать выход из той ситуации, в которую они попали. Но дело заканчивается покупкой вишневого сада.

Очень точным кажется сравнение режиссера Эфроса, который говорил, работая в театре на Таганке над этим спектаклем, что все герои пьесы - дети, играющие на минном поле, и лишь Лопахин, серьезный человек, предупреждает об опасности, но дети увлекают его своей игрой, он забывается, но вскоре вновь вспоминает, как бы просыпается. Только он один постоянно помнит об опасности. Один Лопахин.

Вопрос о соотношении мечты и реальности в пьесе «Вишневый сад» отразился и в спорах о жанре. Известно, что сам Чехов назвал пьесу комедией, но Станиславский поставил ее как драму. И все-таки прислушаемся к мнению автора. Пьеса Чехова «Вишневый сад» - это скорее грустная дума о судьбе России, чем революционный призыв, как ее иногда пытаются представить.

Никаких способов переустройства жизни, никаких конкретных действий в пьесе нет. Принято считать, что будущее России Чехов видел в образах Трофимова и Ани. Но ведь владельцы сада - потомственные дворяне Гаев и Раневская. Этот сад принадлежит их роду много-много лет. И автору эти люди глубоко симпатичны, несмотря на праздность и безделье. И здесь встает вопрос о неоднозначности пьесы.

Взять хотя бы образ самой хозяйки сада - Раневской. Известно, что Чехов с большим увлечением работал над этой ролью и предназначал ее для актрисы О. Л. Книппер, своей жены. Этот образ всегда вызывал противоречивые толки и стал одной из загадок Чехова. В ответ на вопрос, как следует играть этот образ, Чехов ответил: «Пальчики, пальчики в кольцах; она за все хватается, но все валится у нее из рук, а в голове пусто». Таков ключ к образу, предложенный самим автором.

Раневская обладает такими замечательными свойствами характера как доброта, преданность чувству любви. Она хлопочет об устройстве приемной дочери Вари, жалеет слугу Фирса, отдает свой кошелек крестьянам, которые пришли с ней проститься. Но порой эта доброта - просто результат достатка, которым она обладает и который и обнаруживает себя в сверкании колец на пальцах. Она сама признается в своей расточительности: «Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая».

Свою заботу о людях раневская не доводит до логического конца. Варя остается без средств к существованию после продажи имения и вынуждена идти к чужим людям. Фирс остается в запертом доме, потому что Любовь Андреевна забыла проверить, отправили ли его в больницу.

Для Раневской характерно легкомыслие, быстрая смена чувств. Так, она обращается к Богу и молит простить ее прегрешения, но в это же самое время предлагает устроить «вечерок». Двойственность переживаний сказывается и в отношении России. Она нежно относится к своей родине, к вишневому саду, к своему старому дому с огромными окнами, в которые лезут непослушные ветви. Но чувство это неустойчиво. Как только она получает телеграмму от бывшего любовника, который обобрал ее, она забывает обиду и собирается в Париж. Создается впечатление, что Раневская лишена внутреннего стержня. Ее легкомыслие и безалаберность приводят к тому, что сад продан, усадьба отходит в чужие руки.

К молодому поколению относятся Петя Трофимов и Аня. Остановимся на Пете, так как на него ложится основная смысловая нагрузка слова «молодое» (здесь – «начинающее жить», «перспективное»). Пете Трофимову 26 лет, шесть лет назад он был учителем сына хозяйки имения Раневской. Мальчик утонул, его мать, чтобы забыть горе, уезжает в Париж. Петя поселяется где-то недалеко. Раневская приезжает, прожив все деньги за границей, а Петя приходит в дом, чтобы только поклониться и уйти тотчас. Ему трудно понять, что его поведение бестактно. Это понимают другие (Аня, Варя). Своим появлением он напоминает женщине о потере. Доводит ее до слез. Он на самом деле в имении ухаживает за Аней. Потому и здесь. Раневская считает его хорошим человеком. Лопахин искренне любит его. Варя строга с ним. Аня восхищена им и почти влюблена. Все вокруг считают Петю умным, честным, гордым человеком. Но характеристика Пети другими героями очень лаконична. Ограничивается словами брат, смешной человек. Мы не можем составить полный портрет героя. Петя, по его словам, свободный человек. Хорошо вписывается в образ революционера. Только откуда сила у этого болезненного, в очках, в студенческом мундире, его в вагоне одна баба назвала облезлым барином, в глаза его называют «недотепой», «вечным студентом». Он пользуется авторитетом. Каким авторитетом он может пользоваться при его такой внешности? Вспомним слова Дуняши: «Третьего дня Петр Сергеич приехали. В бане спят, там и живут». Внешность здесь не главное. Петя произносит монологи о российской интеллигенции, о рабочих, о крепостниках, о богатых. При этом предупреждает, что боится серьезных разговоров. Давайте заглянем за слова Пети. Вокруг себя Петя видит только грязь. Перед собой – белоручек, которые живут за чужой счет. Иногда с обличения он переходит на самобичевание. Он возможно и прав, ведь сам ничего не делает в течение 5 месяцев. Но другим твердит, что надо работать. И это при трудолюбивой Варе и энергичном, деловом Лопахине. Петя считает, что «человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле». Монолог «человечество идет» произносится по заказу скучающей Раневской и после ироничной реплики Лопахина на слова об уме Пети. Меткая характеристика, данная Петей Лопахину (про «хищного зверя»), начинается и заканчивается смехом. Жизнь Пети была трудной, его 2 раза исключали из университета. Трофимов не учится, потому что не может учиться и содержать себя одновременно. Когда Петю спрашивают, почему он не закончил курс? Петя молчит в ответ. Трофимов отстал от «нового», он живет в провинции, ничего не делает, ничего не читает. Видит вокруг себя только грязь. Он красиво говорит и энергично зовет идти вперед, но не богатством, ни красотой, ни тактом он не блещет. Любой другой персонаж человечнее его. Честность его бездарна. Он ничего не перестрадал в жизни. В пьесе Петя не только критикует существующий порядок, главная его роль – призыв к изменению жизни. Петя зовет идти за собой, потому что видит себя в «первых рядах». Сам он не имеет представления, куда и зачем идти. Цель для него неясна. Он лишь предчувствует. Он не знает жизни и боится ее, какая может быть цель? Он прячется от страха перед жизнью за красивыми словами и даже зажмуривает глаза от «страха». В конце пьесы Петя вместе с Аней собирается в Москву, чтобы там посадить новый сад. Начать новую жизнь. А с каким багажом он поедет, если даже из дома выйти не может, ищет калоши. Его засосала жизнь таких, как Раневская и Гаев, он не способен идти дальше слов. По мнению Чехова, задача Трофимовых в жизни и образе в пьесе дать толчок к движению Ане. Таким как Аня. Аня – носитель новых будущих революционных идей. Молодая, с характером, без груза прошлого на ногах, она вызывает симпатии. Именно такие, как она, идут вперед. Аня говорит о жизни.

Молодое поколение «Вишневого сада» А.П. Чехова

10 класс

К молодому поколению относятся Петя Трофимов и Аня. Остановимся на Пете, так как на него ложится основная смысловая нагрузка слова «молодое» (здесь – «начинающее жить», «перспективное»). Пете Трофимову 26 лет, шесть лет назад он был учителем сына хозяйки имения Раневской. Мальчик утонул, его мать, чтобы забыть горе, уезжает в Париж. Петя поселяется где-то недалеко. Раневская приезжает, прожив все деньги за границей, а Петя приходит в дом, чтобы только поклониться и уйти тотчас. Ему трудно понять, что его поведение бестактно. Это понимают другие (Аня, Варя). Своим появлением он напоминает женщине о потере. Доводит ее до слез. Он на самом деле в имении ухаживает за Аней. Потому и здесь. Раневская считает его хорошим человеком. Лопахин искренне любит его. Варя строга с ним. Аня восхищена им и почти влюблена. Все вокруг считают Петю умным, честным, гордым человеком. Но характеристика Пети другими героями очень лаконична. Ограничивается словами брат, смешной человек. Мы не можем составить полный портрет героя. Петя, по его словам, свободный человек. Хорошо вписывается в образ революционера. Только откуда сила у этого болезненного, в очках, в студенческом мундире, его в вагоне одна баба назвала облезлым барином, в глаза его называют «недотепой», «вечным студентом». Он пользуется авторитетом. Каким авторитетом он может пользоваться при его такой внешности? Вспомним слова Дуняши: «Третьего дня Петр Сергеич приехали. В бане спят, там и живут». Внешность здесь не главное. Петя произносит монологи о российской интеллигенции, о рабочих, о крепостниках, о богатых. При этом предупреждает, что боится серьезных разговоров. Давайте заглянем за слова Пети. Вокруг себя Петя видит только грязь. Перед собой – белоручек, которые живут за чужой счет. Иногда с обличения он переходит на самобичевание. Он возможно и прав, ведь сам ничего не делает в течение 5 месяцев. Но другим твердит, что надо работать. И это при трудолюбивой Варе и энергичном, деловом Лопахине. Петя считает, что «человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле». Монолог «человечество идет» произносится по заказу скучающей Раневской и после ироничной реплики Лопахина на слова об уме Пети. Меткая характеристика, данная Петей Лопахину (про «хищного зверя»), начинается и заканчивается смехом. Жизнь Пети была трудной, его 2 раза исключали из университета. Трофимов не учится, потому что не может учиться и содержать себя одновременно. Когда Петю спрашивают, почему он не закончил курс? Петя молчит в ответ. Трофимов отстал от «нового», он живет в провинции, ничего не делает, ничего не читает. Видит вокруг себя только грязь. Он красиво говорит и энергично зовет идти вперед, но не богатством, ни красотой, ни тактом он не блещет. Любой другой персонаж человечнее его. Честность его бездарна. Он ничего не перестрадал в жизни. В пьесе Петя не только критикует существующий порядок, главная его роль – призыв к изменению жизни. Петя зовет идти за собой, потому что видит себя в «первых рядах». Сам он не имеет представления, куда и зачем идти. Цель для него неясна. Он лишь предчувствует. Он не знает жизни и боится ее, какая может быть цель? Он прячется от страха перед жизнью за красивыми словами и даже зажмуривает глаза от «страха». В конце пьесы Петя вместе с Аней собирается в Москву, чтобы там посадить новый сад. Начать новую жизнь. А с каким багажом он поедет, если даже из дома выйти не может, ищет калоши. Его засосала жизнь таких, как Раневская и Гаев, он не способен идти дальше слов. По мнению Чехова, задача Трофимовых в жизни и образе в пьесе дать толчок к движению Ане. Таким как Аня. Аня – носитель новых будущих революционных идей. Молодая, с характером, без груза прошлого на ногах, она вызывает симпатии. Именно такие, как она, идут вперед. Аня говорит о жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Символика имён в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад»

В 18 веке театральный зритель ещё до начала представления знал, каких героев он увидит на сцене. Драматургу предписывалось давать персонажам «говорящие» фамилии. Прочитав в списке действующих лиц...

Презентация "Символика имён в пьесе А.П.Чехова "Вишнёвый сад"

В 18 веке театральный зритель ещё до начала представления знал, каких героев он увидит на сцене. Драматургу предписывалось давать персонажам «говорящие» фамилии. Прочитав в списке действующих лиц «С...

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...