Научная работа по литературному чтению на тему "отражение основных положений фгос ноо в умк по литературному чтению". Общая характеристика линии умк по литературному чтению Умк по литературе в начальной школе


Литературное чтение

Послебукварный период. Введение в литературное чтение

Программа Е. И. Матвеевой

Программа по литературному чтению в первом классе призвана решать задачи, связанные с формированием читательской деятельности, расширением литературного кругозора, развитием чувства художественного слова, литературного вкуса.

Программа построена с учётом исследований о диалогической «встроенности» сознания современного читателя в культурное пространство мира, создаваемой особым подбором изучаемых произведений. Автор программы учитывает тот факт, что литература рассматривает образ , которому свойственна не логическая, а конкретно-чувственная и эмоциональная убедительность. В связи с этим литературное чтение обращено, в первую очередь, к образной природе произведений, обладающих эстетическим достоинством, эстетической ценностью, являющейся важной составляющей формирующейся культуры читателя.

Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, без умения внятно высказывать собственную точку зрения о прочитанном тексте, точно, полно и глубоко раскрывать художественный потенциал произведения.

Цель данного курса чтения – обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста, открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребёнка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребёнка в творческом чтении

К концу первого класса дети должны знать:

  • особенности «взрослого» чтения: чтения по синтагмам (речевым звеньям) с выделением ключевых слов и расстановкой пауз;
  • особенности интонации конца и середины высказывания;
  • признаки поэтического и прозаического текстов;
  • что такое орфограмма;
  • некоторые творческие секреты автора, определяющие особенности его настроения при передаче чувств;
  • прямое и переносное значения слова;
  • критерии выразительного чтения дидактического текста;
  • некоторые законы русской речи в ситуациях речемыслительной деятельности;
  • некоторые этикетные нормы общения.

уметь:

  • грамотно читать дидактический литературный текст и использовать все возможные приёмы понимания этого текста;
  • самостоятельно делить незнакомый текст на синтагмы, выделять в нём ключевые слова, расставлять паузы;
  • воспринимать художественный текст на слух;
  • выразительно читать небольшие по объёму художественные тексты после комментирования с целью выражения своего мнения по поводу прочитанного;
  • интонировать наизусть поэтические и прозаические тексты разного содержания;
  • отличать поэтические и прозаические тексты;
  • оперировать терминами «диалог», «многоточие», «образ», «пауза», «речевое звено», «темп», «тон», в работе над содержанием, исполнением и построением текста;
  • обращаться к словарю и книжным сноскам в случае разъяснения непонятных слов, терминов;
  • осмысливать художественное произведение, понимая предметное содержание текста, раскрывая творческие секреты автора, определяя особенности его настроения при передаче чувств;
  • находить некоторые способы передачи настроения героев и автора произведения;
  • исполнять роль какого-нибудь героя; принимать участие в разыгрывании сюжетной картинки по произведению, изученному на уроке;
  • отличать прямое и переносное значения слова;
  • фиксировать в разговоре о произведении различные переживания, выражать личное мнение о нём;
  • отвечать на вопросы к текстам, выполнять творческие задания;
  • высказывая гипотезы при исследовании «смыслов» текста;
  • участвовать в диалоге по поводу произведения;
  • формулировать критерии выразительного чтения;
  • оценивать чтение других и собственное чтение в соответствии с критериями выразительного чтения;
  • создавать небольшое письменное высказывание (ответ на вопрос) согласно творческому заданию и «исполнять» его выразительно перед классом для дальнейшего обсуждения;
  • читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препинания (темп чтения на конец 1 класса – 30-40 слов в минуту); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Тематическое планирование

Введение в литературное чтение. Послебукварный период.

Программа Е. И. Матвеевой

4 ч на 9 уч. нед. = 36 ч

Тема

Кол-во часов

Урок знакомства. Чудеса природы . Оттенки смысла слов. Определение оттенков слова, настроений автора в поэтическом и прозаическом текстах о природе. Выбор заголовка к тексту. Знакомство с техникой понимания текста – «чтение островками». Чтение учебных текстов, стихотворений М. Бородицкой, Я. Акима, сказки Н. Сладкова «Медведь и солнце».

2

Тема наступления весны, пробуждения природы в сказке. Описание героя-животного. Разговор героев. Способы передачи их речи. Выделение из текста непонятных слов, определение способов работы с ними. Знакомство с разными способами изображения природы разными авторами. Чтение учебного текста, сказки Э. Шима «Весна», стихотворений В. Орлова, З. Александровой, Р. Ругина.

2

Определение оттенков настроения автора прозаических текстов о весне. Выделение слов признаков для описания весны. Выбор заголовка к тексту. Чтение рассказа В. В. Бианки «…Прилетела красавица-весна…», отрывка из сказки К. Г. Паустовского «Стальное колечко»

1

Определение темы рассказа. Выделение слов-признаков для описания цветка в рассказе. Разговор героев. Способы передачи их речи и настроения. Постановка тактового ударение в тексте. Чтение учебного текста, сказки Э. Ю. Шима «Ландыш», рассказа И. Соколова-Микитова «Ландыши»

1

Определение понятия тон в поэтическом тексте. Способы изображения «живого» цветка в стихотворении разных авторов. Выделение слов-признаков и слов-действий для описания героя. Работа со словариком понятий. Определение оттенков настроения учителя во время чтения отрывков из сказки.

3

От дождя до радуги. Определение способов передачи настроения героев в юмористическом стихотворении. Определение темы стихотворения и рассказа. Рассуждение о мечте. Выделение главного смысла рассказа.

2

Определение понятия темп в поэтическом тексте со звукописью (понятие звукописи не вводится). Способы изображения «живого» дождя в шутливых стихотворениях разных авторов. Выделение слов-признаков и слов-действий для описания необычного героя. Работа со словариком понятий. Определение роли похожих по звучанию слов (омофонов) для создания образа.

3

Прогнозирование событий по рассказу. Определение темы и основной мысли текстов. Определение грустного, печального настроения истории как основного настроения текста. Способы изменения настроения.

2

Выбор заголовка к тексту. Определение темы и основной мысли текста. Выделение в рассказе слов-сравнений для создания образа радуги. Способы использования сравнений разными авторами. Определение роли сравнения в тексте.

2

Знакомство с одинаковыми образами явлений природы в сказке и стихотворении. Использование разных способов изображения «героев». Способы передачи настроения авторов в сказке и стихотворении. Объяснение смысла заголовка стихотворения.

2

Кто придумал чудеса? Составление высказывания (текста), содержащего описание. Сравнение текстов-описаний, определение их основного настроения. Способы передачи этого настроения. Выделение оттенков слова в описании одного явления разными авторами.

2

Определение способов создания чудес в природе, в жизни разными авторами поэтического жанра. Интонирование юмористического стихотворения с предварительным выделением слов-признаков, слов-действий для создания картины чуда.

2

Описание чуда в поэтическом тексте. Способы интонирования стихотворного текста вслух.

1

Способ прочтения и осмысления текста шуточного характера со словами, имеющими корни от названий разных овощей. Игра слов как способ создания образа чуда с помощью намеренного соединения таких корней. Ст-я Н. Кончаловской «Про овощи» и О. Григорьева «Человек с зонтом».

2

Осмысление понятия диалог героев . Способы передачи речи героев истории, выбор тона и темпа чтения. Сказка В. Берестова «Честное гусеничное».

2

Сопоставление разных образов – бабочки и солнечного зайчика – с целью выявления особенностей интонации автора и читателя, особенностей речи героев и слов-признаков. Рассказ героя о себе от первого лица. Способы создания автором «живого» существа. Чтение ст-й А. Фета «Бабочка» и Н. Матвеевой «Солнечный зайчик»

2

Сквозь волшебное стекло. Способ интонирования песни, в которой создаётся образ добра и света. Выбор средств для передачи радостного настроения. Ст-е С. Чёрного «Песня солнечного луча».

2

Знакомство с историей о чуде, содержащей повествование. Проникновение в замысел автора. Способ передачи и перемены настроения героев с помощью средств языка. Определение личного отношения читателя к событию, описанному автором. Н. Абрамцева «Стёклышко». Ю. Коваль «Фиолетовая птица».

2

Заключительный урок.

Чтение искусственного и художественного текста с попыткой переноса способа синтагматического чтения на незнакомое произведение.

1

Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе развития способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения основ теории литературы, практики анализа художественного текста и опыта самостоятельной творческой деятельности.
Возможность достижения данной цели объясняется двойственной природой учебного предмета «Литературное чтение». Литература как часть культуры знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию у детей личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим нравственным образцам. Литература как вид искусства способствует глубокому личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, происходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка.
Задачи данного курса:
- развитие навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения учащихся, совершенствование качеств чтения как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста;
- ознакомление учащихся с основами теории литературы, формирование на этой основе навыков анализа художественных произведений разных родов и жанров и опыта самостоятельной читательской и художественно-творческой деятельности;
- освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, развитие нравственных чувств личности; воспитание потребности в общении с миром художественной литературы как источником самопознания и самовоспитания;
- развитие речи учащихся через становление правильного литературного языка и умений выражать свои мысли и чувства в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности.
Решение этих задач во многом зависит от уровня сформированности у ребенка навыка чтения. Основы этой учебной деятельности закладываются при изучении азбуки (букваря). На уроках литературного чтения продолжается освоение ребенком механизма чтения, развитие технических навыков и совершенствование качеств чтения, особенно таких, как осознанность и выразительность.
Главным условием решения указанных выше задач является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения и анализа художественных произведений. Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, т. к. в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания. Сопереживание и оценка - основа формирования нравственных представлений и убеждений личности.
Глубокому освоению учениками-читателями эстетических и нравственных ценностей способствуют высокохудожественные произведения, включенные в круг чтения детей, а также система вопросов и заданий, обращенная прежде всего к жизненному опыту и проблемам ребенка. Поэтому в число программных произведений вошли не только обязательные классические тексты русской и зарубежной литературы, но и произведения современных поэтов и писателей, многие из которых стали уже классикой детской литературы.
Решение задач литературного образования учащихся предопределяет в курсе литературного чтения необходимость знакомства учеников с основами теории литературы и развитие у учеников-читателей способности к полноценному восприятию чтения и анализу художественного текста, поскольку нравственно-эстетические ценности и идеалы «впаяны» в художественное произведение и извлекаются и осваиваются ребенком в процессе читательской деятельности. Поэтому в основу построения курса литературного чтения заложено требование, «чтобы младшие школьники все глубже проникали в содержание произведений искусства, разбирались в их построении, жанрах, выразительных средствах» (Л.В. Занков). Это определяет практическую направленность курса литературного чтения. Все, что узнают учащиеся, они извлекают из текста в процессе усложняющейся читательской деятельности, направляемой и организуемой учителем. Понятийный аппарат вводится осторожно и постепенно в соответствии с возрастом учеников.
В начальной школе закладываются представления учащихся об образной природе художественного текста, создается фундамент целостного анализа произведения, формируется умение увидеть картину, нарисованную автором, понять его мысль, разделить его чувства. Учащиеся, наблюдая за героями произведения, получают первоначальные представления о характере героя и способах его создания в фольклоре и литературе. Умение представить художественное произведение целостно и выделить эпизоды, увидеть, как проявляется характер человека в поступке, оценить его - ведущее читательское умение и главное условие соотнесения художественного произведения с жизнью.
Концентрический принцип построения программы позволяет, обращаясь к новым художественным произведениям, закреплять умения и формировать навыки анализа художественного текста.
В курсе литературного чтения мы начинаем знакомить учащихся с произведениями живописи для более полного представления детьми образной природы литературы и искусства в целом.
Данный курс органически связан с курсом русского языка через общие задачи освоения учащимися норм литературного языка, его точности и выразительности, а также развития речи. Эти задачи решаются с помощью материалов раздела «Предварительное чтение», помещенного в учебниках. Содержание и формы работы со словами и словосочетаниями позволяют не только отрабатывать технику чтения, но и способствуют формированию орфографической зоркости и интереса к этимологии слова, а значит, к истории родного языка.
Главная задача развития речи ребенка на уроках литературного чтения - это развитие способности передавать другим людям информацию, извлекаемую им из художественного текста. Основное содержание работы над развитием речи заключается в следующем:
- расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиски слова точного и выразительного;
- развитие способности воспринимать другое мнение, логически точно и доказательно строить свое суждение в устной и письменной форме;
- развитие способности выразительно читать художественные тексты, передавать слушателям свое внутреннее видение
и эмоциональное состояние;
- формирование навыков анализа и редактирования своего текста.
Вся эта работа неразрывно связана и реализуется в процессе чтения и анализа учащимися художественных текстов и написания своих текстов на уроках литературного чтения.

Учебно-методический комплект по курсу включает:
- Лазарева В.А. Литературное чтение. Учебник для 1 кл.
- Лазарева В.А. Литературное чтение. Учебник для 2 кл. в 2 частях.
- Лазарева В.А. Литературное чтение. Учебник для 3 кл. в 2 частях.
- Лазарева В.А. Литературное чтение. Учебник для 4 кл. в 2 частях.
- Хрестоматия по литературному чтению. Сост. В.А. Лазарева. Для 1-4 классов.
- Лазарева В.А. Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение». 1-4 классы.
- Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе.
- Вороговская А.И. Конспекты уроков к учебнику В.А. Лазаревой «Литературное чтение» для 1 класса.

Курс формирует у детей потребность в систематическом чтении, анализе прочитанного и применении приобретенных знаний на практике. На занятиях школьники выполняют задания на поисковое, просмотровое, выборочное чтение, учатся представлять информацию в сжатой форме или в виде таблицы. Учебники для 1 и 2 класса построены по тематическому принципу, а 3 и 4 - по жанрово-авторскому, что дает возможность ученикам познакомиться с многообразием литературы и научиться сопоставлять тексты по различным признакам. В каждом разделе содержатся задания на развитие коммуникативных умений и специальные памятки, помогающие выполнять учебные задачи.

Программа «Литературное чтение. 1–4 классы» Ефросининой Л.А., отражает содержание обучения литературному чтению в современной начальной школе, содержит планируемые результаты обучения на начальном уровне образования.

Учебники для 1–4 классов предназначены для освоения курса литературного чтения на уровне начального общего образования и принадлежат к завершённой предметной линии учебников, разработанной в соответствии с требованиями, регламентированными ФГОС НОО.

В учебниках представлены задания, развивающие мотивацию к чтению и учению, творческие способности учащихся, а также задания, формирующие у младших школьников потребность в систематическом чтении и применении полученных знаний в практической деятельности. На протяжении всего курса литературного чтения учащиеся выполняют задания на выборочное, поисковое, просмотровое, изучающее чтение, представление информации прочитанного и прослушанного текста в сжатой форме, в форме плана, простой таблицы, что необходимо на данном этапе формирования навыков смыслового чтения.

Материал учебников для 1 и 2 классов организован по тематическому принципу, поскольку в этот период основной задачей является создание мотивации к чтению художественной литературы и накопление читательского опыта. Это отражено в структуре разделов учебника, способах отбора материала и последовательности его изложения.

Учебники для учащихся 3 и 4 классов построены по жанрово-авторскому принципу. В жанровых блоках учащиеся имеют возможность сравнивать произведения одного жанра (народные и авторские), обобщать жанровые признаки, в авторских блоках - получить представление о многообразии творчества одного автора, закрепляя представления о жанрах и формах художественной литературы, а также о некоторых особенностях авторского стиля. Такой переход от одного принципа организации материала к другому традиционен для учебников по литературному чтению в начальной школе, соответствует психофизиологическим возможностям учащихся и позволяет обеспечить преемственность между начальным и основным звеном общего образования, в котором ведущим становится монографический принцип.

К каждому произведению разработана система заданий, которая организует работу учащихся. Чёткость выделения и повторяемость компонентов структуры учебника поддерживается системой условных обозначений, единой для всей линии учебников. Это позволяет учащимся легко ориентироваться в учебнике при самостоятельной работе с текстами, осуществлять самоконтроль.

Учебники линии реализуют системно-деятельностный подход: каждый раздел учебника включает задания, позволяющие комплексно развивать коммуникативные умения учащихся. На это направлены и задания, способствующие персонализации процесса обучения, установлению межпредметных связей, обогащению словаря. В учебниках даны алгоритмы (памятки), которые служат формированию регулятивных учебных действий. Памятки помогают учащимся освоить и осознанно применять способы решения определённых (типовых) учебных задач (самостоятельная работа с произведением, подготовка выразительного чтения, чтения наизусть и по ролям, подробный и краткий пересказ, рассказ о герое произведения, написание отзыва о книге).

Рабочие тетради по литературному чтению содержат систему упражнений для самостоятельной работы учащихся с текстом произведений, входящих в учебник и учебную хрестоматию. Тетради содержат разнообразные задания развивающего и творческого характера, формирующие чувство слова, обогащающие речь, позволяющие осуществлять дифференцированное обучение на уроках литературного чтения.

УМК линии включают методические пособия, структура и содержание которых соответствуют структуре и содержанию учебников 1–4 классов. Методические пособия включают программу курса (в соответствии с классом), примерное поурочное планирование, необходимые методические комментарии к урокам, рекомендации по контролю уровня достижения планируемых результатов и по организации обучения.

Тетради для проверочных и контрольных работ по литературному чтению включают текущие и итоговые комплексные контрольные работы, а также тестовые задания по изученным произведениям и материал для самопроверки умения читать, позволяющие оценить результаты обучения.

Словарь-справочник «Книгочей» включает толковый словарь понятий и справочный материал к курсу «Литературное чтение. 1–4 классы», который поможет совершенствовать учебную и читательскую деятельность учащихся, углублять и обобщать знания, полученные на уроках. Выпущен в виде печатного издания и на CD (электронный образовательный ресурс), для работы в классе с использованием интерактивной или проекционной доски или дома на персональном компьютере.

Общая характеристика линии УМК по литературному чтению как инструмент реализации основных положений ФГОС начального общего образования (УМК «Перспектива»)

«Литературное чтение» «Рабочие программы» Климанова Л. Ф. и др. «Литературное чтение» Учебник Под ред. Климановой Л. Ф. «Творческая тетрадь по литературному чтению» , Климанова Л. Ф. , Коти Т. Ю. «Волшебная сила слов» Рабочая тетрадь по развитию речи Климанова Л. Ф. , Коти Т. Ю. «Уроки чтения» Климанова Л. Ф. Бойкина М. В.

Программа Л. Ф. Климановой, как и примерная программа ФГОС начального общего образования (раздел «Литературное чтение»), состоит из: пояснительной записки; основного содержания начального литературного образования; основных требований к знаниям, умениям и навыкам.

Пояснительная записка отражает два основных направления курса литературного чтения: формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений; приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.

Основные задачи курса: сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение - это произведение словесного искусства; развить воображение ребёнка, чувство эстетического переживания прочитанного.

Содержание курса литературного чтения включает 4 раздела: круг детского чтения, тематика круга детского чтения; коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом; опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений, его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром; основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в каждом классе обучения.

Круг детского чтения. Тематика. 1 класс Жанры: сказки (русские народные, сказки народов России), загадки, пословицы, потешки, небылицы. Темы: семья, дети, природа, животные. Научнопознавательные тексты. 2 класс Жанры: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки (сказки народов России и народов мира); загадки, пословицы, потешки, небылицы. Литературные произведения: сказки, рассказы, басни, стихи. Справочный материал о жизни и творчестве писателей. Темы: произведения, раскрывающие художественноэстетические, морально-этические, патриотические темы. Научно-познавательные тексты.

3 класс Жанры: устное народное творчество: малые фольклорные жанры, волшебные и бытовые сказки. Литературные произведения: сказки, рассказы, басни, пьесы-сказки, повести, стихи, научно-познавательные произведения, мифы Древней Греции, рассказы из Священной истории; по страницам детских журналов. Круг произведений писателей-классиков, справочный материал о жизни писателей, их произведениях. Темы: о Родине, нравственно-этические темы, юмористические стихи и рассказы. Сравнение художественных и научно-популярных текстов.

4 класс Жанры: Устное народное творчество: былины, волшебные сказки, мифы в русском фольклоре. Литературные произведения: произведения древнерусской литературы, рассказы, повести, стихи, сказки. Мифы Древней Греции и Древнего Рима, героические песни, библейские предания. Круг художественных произведений писателей-классиков, краткие сведения о их жизни и творчестве. Темы: о Родине, патриотическая и нравственная тематика; путешествия и приключения, юмористические рассказы и стихи; научно-познавательная литература.

«Коммуникативные умения и навыки работы с текстом»: развитие навыка чтения; формирование речевых умений при работе с текстом; воспитание культуры речи и чтения.

Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром. расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений, использования произведений живописи и музыки; слушание художественных произведений; перечитывание художественных произведений и его анализ; опыт творческой деятельности; практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

«Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся»: 1 класс Учащиеся должны знать: наизусть 3- 4 стихотворных произведения классиков русской литературы; автора и заглавие 3- 4 прочитанных книг; имена и фамилии 3- 4 писателей, произведения которых читали в классе. Учащиеся должны уметь: читать небольшой текст плавно целыми словами с элементами послогового чтения; читать текст в темпе не менее 30 слов в минуту; соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого; отвечать на вопросы к прочитанному тексту; воспроизводить содержание эпизода или ситуации из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему; высказать своё отношение к прочитанному.

2 класс Учащиеся должны знать: наизусть 5- 6 стихотворений русских и зарубежных классиков; 5- 6 русских народных пословиц, считалок, загадок; имена и фамилии 5- 6 отечественных писателей. Учащиеся должны уметь: читать текст вслух целыми словами в темпе не менее 50 слов в минуту без искажения слов; читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам; читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа; практически различать сказку, рассказ и стихотворение; объяснять заглавие прочитанного произведения; высказать своё отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;

устно рисовать словесную картинку к отдельным эпизодам текста; пересказывать небольшое произведение с отчётливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий; делить текст на части в соответствии с предложенным планом; отгадывать загадки; находить в тексте слова, характеризующие поступок героя; различать слова автора и героев; определять тему произведения по заглавию; различать и называть сказки о животных и бытовые сказки; находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, словно, как; ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника; составлять рассказ по предложенным опорным словам или картинному плану.

3 класс Учащиеся должны знать: имена и фамилии 3- 4 авторов и классиков русской литературы; 2 - 4 книги каждого писателя из рекомендованного списка для самостоятельного чтения; наизусть 7- 8 стихотворений современных авторов и классиков русской и зарубежной литературы; имена и фамилии 7- 8 авторов прочитанных произведений.

Учащиеся должны уметь: читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту; читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания; читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; пересказывать содержание произведения подробно и выборочно; делить несложный текст на части; соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;

самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника; рисовать словесные картины к художественным произведениям; находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа; различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных; выделять особенности стихотворных произведений: рифма, ритм; басня: герой басни, подразумеваемый смысл, мораль; найти книгу из рекомендованного списка литературы;

ориентироваться в учебной книге, находить в ней произведения по его названию и фамилии автора, объединять произведения на определённую тему; различать художественные и научно-познавательные произведения; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).

4 класс Учащиеся должны знать: отличительные особенности произведений различных жанров: сказки (элементы чудесного, волшебные предметы, волшебные события), стихотворения, басни; наизусть 10- 12 стихотворений; 5- 6 книг по темам детского чтения. Учащиеся должны уметь: читать текст бегло, правильно, осознанно в темпе не менее 80 слов в минуту; читать про себя произведения различных жанров;

читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста; передавать при чтении своё отношение к содержанию, героям произведения; выражать своё отношение к прочитанному как к произведению словесного искусства; находить средства художественной выразительности: олицетворение. Сравнение. Эпитет; находить метафоры и сравнения на примере загадки; различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии авторов; пересказывать тексты произведений подробно, выборочно, кратко;

соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; различать художественный и научно-популярный текст, высказывать своё отношение к прочитанному произведению; пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героев, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием; выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию текста; находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;

пользоваться ориентировочносправочным аппаратом учебника (оглавление, вопросы, задания, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы); выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на фамилию автора, заглавие и тематику книг; определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрацию, предисловие.

Тематические разделы учебников по литературному чтению: Любите книгу (Книга как великое чудо) Устное народное творчество (песни, потешки, прибаутки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, русские народные бытовые и сказки о животных) Краски осени (стихи и лирические зарисовки Ф. Тютчева, А. Фета, А. Плещеева, С. Есенина, В. Брюсова, М. Пришвина и др.) Мои любимые писатели (стихи, басни, рассказы А. Пушкина, Л. Толстого, И. Крылова) Люблю всё живое (стихи и рассказы советских писателей: А. Шибаев, В. Бианки, Е. Чарушин, Б. Житков и др.)

Здравствуй, матушка Зима! (стихи И. Бунина, К. Бальмонта, С. Есенина, Ф. Тютчева и др.) Мы - друзья (стихи и рассказы В. Осеевой, В. Берестова, Ю. Ермолаева и др.) Весна! И всё ей радо! (стихи Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина и др.) Весёлый хоровод (стихи и рассказы В. Драгунского, Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, Г. Остера, И. Токмаковой и др.) Мои самые близкие и дорогие (стихи и рассказы русских поэтов и писателей) Сто фантазий (стихи, рассказы, сказки русских и зарубежных поэтов и писателей) Литература зарубежных стран (произведения устного народного творчества; сказки Г. -Х. Андерсена, Э. Хогарта)

Таким образом, содержание учебника направлено на литературное развитие ученика, поэтому главным на уроке литературного чтения является текст как эстетическая ценность. Основная задача учителя - на основе художественного произведения сформировать систему духовно-нравственных ценностей средствами литературы, средствами искусства, что и отражается в основных положениях ФГОС начального общего образования (цели ФГОС).

Стилистический анализ, выявляющий в подборе словобразов, проявляется авторское отношение к изображаемому. Это прежде всего анализ использования автором языковых средств в художественно организованной речи. - Какую картину зимы рисует автор? Какие слова помогают это увидеть? (А. С. Пушкин. Вот Север тучи нагоняя. . .) - Почему автор создаёт образ тучки, а не тучи? Почему она золотая? (М. Лермонтов. Утёс.)

Анализ развития действия, в основе которого лежит работа над сюжетом и его элементами - эпизодами, главами. При этом разбор идёт от поступка к характеру, от события - к смыслу текста. Анализ художественных образов. Для эпического произведения основные образы - это действующие лица, пейзаж, интерьер. В процессе анализа учащиеся должны рассмотреть образы во взаимодействии.

Последовательность анализа художественного образа 1. В детской литературе художественным образом является персонаж, поэтому мы рассматриваем характер героя с опорой на сюжет. Также героя характеризуют авторские ремарки и его речь. 2. Рассматриваются взаимоотношения героев. 3. Если в произведении имеются описания пейзажа или интерьера, рассматривается их роль в тексте. 4. На основе образов выявляется идея произведения. 5. Выявляется личное отношение читателя к описанному (к содержанию) и к тому, как это сделано (к форме).

Формирование предметных и метапредметных умений: определение этапов работы с текстом; полноценный анализ текста под руководством учителя. Стр. 34- 35 второй части учебника по литературному чтению Л. Ф. Климановой, Л. А. Виноградской, В. Г. Горецкого (1 класс)

Алгоритм деятельности учащихся 1 класса по выполнению заданий. 1. Послушай текст В. Берестова «Лягушата» . 2. Понравился ли тебе текст? Весело или грустно было слушать этот текст? Какие слова или выражения запомнили? Назови. 3. Прочитай ещё раз. Посчитай, сколько раз употребляется слово «ква-ква» . Почему так много? 4. Посчитай, сколько раз употребляется слово «ать-два» ? Что мы слышим в этом слове? Не напоминает ли оно кваканье лягушек? Почему? 5. Прочитай текст ещё раз, чётко выделяя слова «ква-ква» и «ать-два» .

6. Закрой глаза. Расскажи, какую картину ты представил, читая текст. Начни рассказывать так: «Маленький пруд. Берега заросли кустами ивы, низко склонившимися над водой. А в воде много. . . Они быстро передвигаются. . . Прыгают. . . » 7. Какие слова из текста помогли нарисовать эту картину. Прочитай текст ещё раз и подчеркни эти слова. 8. Прочитай текст ещё раз, выделяя голосом слова, похожие на кваканье лягушек, слова, которые помогли представить картину. Понравилось ли тебе твоё чтение. 9. Прочитай второй текст про лягушек. Какую информацию из текста ты получил? Расскажи, опираясь на слова, которые представлены на доске: икра (яички) - головастики - лягушонок.

10. Определи, какая задача стоит перед автором первого и второго текста: рассказать, как появляется на свет лягушонок; представить радостную картину яркого солнечного дня; порадоваться вместе с автором увиденной картине. 11. Самостоятельно сделай вывод. Таким образом, очевидно, что вся система вопросов и заданий методического аппарата учебника направлена на развитие умения анализировать художественное произведение, что предусматривает и ФГОС начального общего образования (раздел «Литературное чтение»).

Формирование предметных и метапредметных умений. Анализ лирического текста, произведения живописи. Сравнение разных произведений искусства. Разрешение проблемного вопроса.

Ребенок получает возможность расширить круг чтения, обращаясь к произведениям в специальных рубриках учебника. Семейное чтение.

Понравилось ли произведение, которое читали дома? Как оно называется? Кто его автор? О чём оно? Можно ли сказать, что это произведение: - о том, как вместе варили уху; - как здорово, когда вся семья вместе делает какое-то общее дело. О каких совместных делах своей семьи вы вспомнили? Расскажите.

1. Назовите авторов книг. Какие авторы вам знакомы? 2. Прочитайте названия книг. Знакомы ли вам эти книги? 3. Сделайте предположения, о чём рассказывается в этих книгах? 4. Найдите книги в своей домашней библиотеке.

Учебник «Литературное чтение: 1 класс» Л. Ф. Климановой и др. Часть I. (стр.). Таким образом, в данном учебнике представлен материал, на основе которого формируются определённые модели поведения ребёнка в той или иной ситуации, что и позволяет реализовать главную цель ФГОС (формирование гражданской позиции) и решить вопросы духовно-нравственного воспитания (через формирования уже в первом классе ценностных ориентаций на основе дидактического текста).

Творческая тетрадь по литературному чтению Автор: Климанова Л. Ф. , Коти Т. Ю. Ребенок приобретает опыт творческой словесной деятельности. Он учится: § составлять тексты по серии рисунков; по опорным словам; по аналогии с другим текстом; § сочинять стихотворения, рассказы.

Творческая тетрадь по литературному чтению для 1 класса Л. Ф. Климановой и Т. Ю. Коти (стр. 60, 61, 62)

Тема урока: «Доброе братство милее богатства» . Цели и задачи урока: показать ценность дружбы; познакомить с пословицами и поговорками о дружбе; учить давать характеристику герою; развивать и обогащать речь учащихся; учить работе в паре.

«Творческая тетрадь по литературному чтению» 1 кл. Авторы: Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти (стр. 63). Играем в театр. Цели и задачи: Развивать умение анализировать художественный текст, выделяя главное, существенное. Формировать умение выразительно читать текст. Развивать речь учащихся.

Читалочка. Тетрадь для формирования навыка чтения. Автор: Л. Ф. Климанова. Данное пособие может быть использовано и в период обучения грамоте, и в период обучения литературному чтению. Задача учителя - на основе данного пособия сформировать у детей смысловое, сознательное, а не озвучивающее чтение.

Стр. 85 тетради для формирования навыка чтения «Читалочка» Л. Ф. Климановой Что изображено на иллюстрации? - Прочитайте слова на доске: корова, улитка, цветок. - Как назвать корову ласково? Прочитайте: коровушка. - Найдите текст, в котором говорится о коровушке. - Прочитайте слова, разделённые на слоги, самостоятельно. С каким словом вы уже встречались? Прочитайте слово с разной интонацией: просительной, ласковой. - Прочитаем хором. Какие незнакомые слова встретились? Кто такой пастушок? - Прочитайте три раза другу, каждый раз убыстряя темп.

Тетрадь по формированию культуры речи «Волшебная сила слов» Авторы: Т. Ю. Коти, Л. Ф. Климанова При работе с текстами, предложенными в нём, ученик осмысляет способы поведения в различных ситуациях.

Методические пособия «Уроки чтения» Авторы: Климанова Л. Ф. , Бойкина М. В. Методические пособия состоят из разделов: Особенности проведения уроков литературного чтения в начальной школе. Примерное календарно-тематическое планирование. Сценарии уроков по литературному чтению в каждом классе. Методические статьи по проведению уроков литературного чтения с учётом жанровой специфики (например, как работать с картиной на уроке литературного чтения; как анализировать лирический текст и т. д.). Методика работы с дополнительными пособиями по литературному чтению.

Урок 1- 3: «Любите книгу» . Задачи уроков: познакомить и заинтересовать новой учебной книгой; дать первоначальное представление о книге как мудром учителе и советчике; формировать умение правильно читать (целыми словами, осмысленно, выразительно). Планируемые достижения учащихся: осознанное чтение текста учащимися; группировка прочитанных книг по разным основаниям; выразительное чтение с опорой на разметку текста (учёт знаков препинания в тексте); адекватное восприятие звучащего текста; ответы учащихся по содержанию текста; участие в коллективной беседе. Оборудование: Учебник по литературному чтению Л. Ф. Климановой. 2 класс. Часть I. Творческая тетрадь Т. Ю. Коти. Книги, прочитанные летом учащимися.

Типология уроков по литературному чтению Урок знакомства с произведением. Урок чтения и осмысления произведения. Урок развития речи. Урок работы с книгой (внеклассное чтение, библиографический урок, урок по следам домашнего чтения, урок по следам самостоятельного чтения). Урок контроля и оценки результатов обучения.

Урок чтения и осмысления произведения Алгоритм работы над произведением включает общепринятую последовательность изучения текста: подготовка к первичному восприятию текста первичное восприятие текста проверка первичного восприятия текста мотивация перечитывания и анализа произведения анализ литературного произведения творческие работы по обобщению работы над текстом

Структура урока литературного чтения Этап Подготовка к первичному восприятию текста. Цель Возможные методические приёмы Создать соответствующую эмоциональную атмосферу; оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения. Рассматривание выставки книг или книги, в которую включено изучаемое произведение; рассказ учителя о событиях, рассматриваемых в произведении; рассматривание репродукций; слушание музыкального произведения; просмотр кинофрагментов, диафильмов; беседа на тему, близкую теме произведения; беседа о творчестве писателя или поэта; викторина по его произведениям; чтение и объяснение непонятных для учащихся слов; чтение трудных в техническом отношении для учащихся слов и т. д.

Этап Первичное восприятие. Цель Обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению. Проверка Оценка качества первичного самостоятельного восприятия текста; корректировка задуманного учителем хода анализа текста. Возможные методические приёмы Чтение учителя; самостоятельное чтение учащимися; комбинированное чтение; прослушивание записи чтения текста мастером художественного слова. Беседа, выявляющая эмоциональный отклик на произведение и понимание его общего смысла детьми: - Понравилось ли произведение? Над чем заставило задуматься? - Кто из героев понравился? - Кому сочувствовали? - Когда было страшно, весело? - Поделитесь своими мыслями, чувствами о прочитанном?

Этап Мотивация перечитывания и анализа произведения. Цель Пробудить интерес к перечитыванию текста, потребность в аналитической работе. Возможные методические приёмы Проблемный вопрос: почему? зачем? с какой целью? ; поиск неточностей в иллюстрации; сопоставление разных вариантов прочтения; объяснение непонятных слов.

Этап Цель Возможные методические приёмы Анализ Углубить литературного восприятие произведения, освоение идеи произведения. Последовательное перечитывание вслух с комментариями; самостоятельное перечитывания с различного рода заданиями; составление плана; сопоставление с произведением на ту же тему и т. д. Обобщение результатов анализа. Выразительное чтение; драматизация; различные виды пересказа; сочинение по изученному произведению; создание выставки рисунков; создание выставки книг и т. д. Обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения.

Тема урока: «Краски осени» . Задачи урока: формировать умение чувствовать настроение, выраженное в прозаическом или поэтическом тексте; формировать умение сравнивать произведение литературы и живописи, находить общее и различное; формировать умение отстаивать свою точку зрения; понимать точку зрения автора и героя; развивать эмоциональную сферу ребёнка.

Планируемые результаты освоения содержания литературного образования: адекватное восприятие стихотворного и прозаического текста на слух; участие в коллективном диалоге, организованном учителем; осмысление под руководством учителя изучаемых произведений; интерпретация художественных текстов; сравнение произведений различных видов искусства.

Учебная литература к уроку: 1. Учебник «Литературное чтение: 2 класс» Л. Ф. Климановой и др. Часть I. (стр. 25, 26).

2. Творческая тетрадь «Литературное чтение: 2 класс» Л. Ф. Климановой, Т. Ю. Коти (стр. 13)

Какое из перечисленных положений не является составляющим понятия «читательская компетентность» ? владение техникой чтения владение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения знание книг и умение их самостоятельно выбирать владение подробным, выборочным, кратким или сжатым пересказом сформированность духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания

Методический аппарат учебников по литературному чтению УМК «Перспектива» позволяет восстановить традиции: выразительного чтения семейного чтения объяснительного чтения комбинированного чтения

По какому принципу сгруппированы произведения в учебниках по литературному чтению УМК «Перспектива» ? хронологическому жанрово-тематическому

Задания для самоподготовки Составьте конспект урока по литературному чтению, используя материал стр. 38, 39, 40 учебника «Литературное чтение: 1 класс» (часть 2).

Составьте конспект урока по литературному чтению, используя материал стр. 48- 50 учебника «Литературное чтение: 2 класс» (часть 1)

Для анализа одной программы мало, и мы для сравнения взяли учебники по "Литерному чтению" такого учебно-методического комплекта, как "Перспективная начальная школа". На 4 года обучения рассчитано семь учебников: 1 класс - один учебник - хрестоматия; 2,3 и 4 классы - это учебники в 2 частях. Автором учебников является Н.А. Чуракова.

Что же требует учебно-методическая программа по литературоведческой пропедевтике? К концу первого класса учащиеся познакомятся с:

Малыми фольклорными жанрами: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическому освоению (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка.

Средствами художественной выразительности. Обнаружению приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичному представлению об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

Жанрами литературы. Общими представлениями о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражению собственного отношения к каждому из героев. Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.

Хрестоматия начинается со знакомства со сквозными героями. Первая сказка, которая встречается учащимся - это сказка Дональда Биссета "ШШШШШ!". В этой сказке есть звукопись, повторения. Автор учит детей работать с содержанием, находить нужные тексты быстрее, если знаешь на какой странице они находяться. Следующая сказка тоже Дональда Биссета - "Бац!", после неё у детей спрашивают их отношение к героям. На той же странице идёт интеграция с географией (ботаникой), дети перечисляют знакомые цветы, которые растут на клумбах. Знакомство со звукописью происходит в следующих стихотворениях: Андрей Усачёв "Шуршащие стихи", Марина Бородицкая "Разговор с пчелой", Елена Благинина "Над сугробом синь-синь". Дальше появляются такие жанры как: считалки, скороговорки и загадки, уже известного им автора - Е. Благининой.

После малых фольклорных жанров появляются сказки. Сказка Д. Биссета "Под ковром" и сказка русского писателя Николая Друка "Сказка" похожи поступками своих героев. После прочтения сказок детей спрашивают - чем они похожи, спрашивают их первое впечатление. В этом разделе вводится понятие герой и героиня. Далее Н. Чуракова знакомит первоклассников с новым писателем Борисом Заходером и его "Избранным": "Избранное - это какое? - с уважением в голосе спросил Миша. -Избранное - это самое лучшее, - то, что отобрали, избрали, - пояснил Михаил Потапович". Для детей открывается новое знание, что Б. Заходер - это не только поэт, но и писатель, и дальше они начинают читать его сказку "Серая звёздочка". "Серая звёздочка" в хрестоматии - это комулятивная сказка, в которой диалоги и действия повторяются и развиваются по мере развития сюжета. Эта сказка в учебнике представлена в нескольких частях, к которой постоянно возвращаются, после изучения других текстов. В ней есть повторы, олицетворения, звукопись ("дурр-р-рачок").

В стихотворении Агнии Барто "Я одна ничья сестра…" у детей спрашивается: "Агния Барто пишет о себе или о ком-то другом?" - дети учатся определять, от чьего лица рассказывается история. То же задание предлагается к стихотворению Виктора Лунина "Когда я стану взрослым". В этой сказке используется такой приём художественной речи, как олицетворение (говорящие животные). Приуменьшение, употребление уменьшительно-ласкательных форм детям нужно найти в стихотворении Саши Чёрного "Галчата", в этом же тексте есть описание галчат. Есть интересное задание к стихотворению Саши Чёрного "Песня солнечного луча": "Прочитайте стихотворение по цепочке вшестером. Какие части интереснее читать вслух?". Здесь, прежде чем прочитать, детям предстоит разделить стихотворение на смысловые части. Приём "звукопись" снова встречается в стихотворении С. Чёрного "Песня мухи", в котором повторяются звуки "зу зу зу", "зынь - дзынь". Мнение детей о поступке Вани спрашивается после рассказа Льва Толстого "Косточка". Далее, почти на половине учебника, встречается объяснение понятия рассказ: " - Хорошая сказка, но уж очень длинная, - сказал Незнайка. - В библиотеке есть книжка, которая мне очень нравится. Там рассказы. Они короткие и очень красочные".

И наконец, Н. Чуракова, знакомит первоклассников с жанром русских народных сказок. После сказок "Маша медведь" и "Три медведя" объясняется - почему народные сказки пересказывать легче, чем литературную: "Все народные сказки появились очень-очень давно, когда люди ещё е умели писать и читать. Их не записывали, а просто рассказывали друг другу. Они всегда легко запоминаются, потому что в них повторы" (вводится новое понятие - повтор). После сказки "Теремок" вводится ещё одно новое понятие - докучная сказка. Определение понятия не даётся, просто в пример приводится сказка "Теремок". Докучная сказка - сказка, в которой повторяется один и тот же фрагмент текста: "Теремок - теремок! Кто в тереме живёт?".

Последнее стихотворение этого учебника - С. Маршак "Багаж". В этом стихотворении есть повторы. Самый главный вопрос после текста: "Легко ли это стихотворение запомнить наизусть? Чем оно похоже на докучную сказку "Теремок"? Чем отличается от них?". Здесь нужно найти сходства стихотворения и русской народной сказки, вспомнить, что такое докучная сказка. На этом заканчивается хрестоматия для учеников 1 класса.

В курсе 1 класса дети познакомились с малыми литературными жанрами; сказкой, рассказом, стихотворением; средствами художественной выразительности. В учебнике представлено не так много писателей и поэтов, чтобы у детей сложилось общее представление об их творчестве.

Учебник для 2 класса составлен в 2 частях. К концу второго класса обучающиеся должны научиться:

Различать сказку о животных, волшебную сказку, бытовую сказку;

Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований: особенности построения и основная целевая установка повествования);

Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст; фигуры: повтор).

Первая часть учебника состоит из 5 блоков. Первый блок называется "В гостях у Учёного Кота". Сквозные герои напоминают детям о том, что сказки бывают народные и авторские. В диалоге Миши и Кота оговаривается, что не картинки рисуют к произведениям, а иллюстрации. Следом идёт произведение А.С. Пушкина "У лукоморья дуб зелёный…", где говориться, что этот текст - это вступление к произведению "Руслан и Людмила". В этом тексте встречается повтор слова "там". Для детей открываются новые знания о волшебной сказке, ведётся разговор о концовке сказки, так же спрашивается: "Являются ли рассказчики сказок частью волшебного мира?", то есть оговаривается ещё и то, что в волшебной сказке есть другой, вымышленный мир. Следующее произведение А. Пушкина - "Сказка о рыбаке и рыбке", и в нём есть выделения разными цветами. Выделение синим цветом - это место, где начинается новая часть, детям здесь нужно найти различия между ними и определённые сходства. Жёлтый цвет - это тоже разделение на части, только части выделенные синим и жёлтым цветами отличаются друг от друга и несут в себе разный смысл. Детям предлагается ещё подумать о том, что в сказке есть земной мир и волшебный, найти доказательства, найти представителей этих миров. Далее идёт небольшое вступление про сказки о животных, что существует множество народных сказок, где одни и те же животные могут действовать по-разному. Первая сказка про животных - это русская народная сказка "Петушок - золотой гребешок". После неё вспоминаются понятия: герой, сказка-цепочка, докучная сказка. Следом мы увидим американские сказки в пересказе Д. Харриса "Братец лис и братец кролик", "Почему у братца опоссума голый хвост". После сказок есть важное уточнение: "Хитрец и проказник в СКАЗКАХ О ЖИВОТНЫХ часто самый главный герой!" (с.40). Приметы волшебной сказки дети будут искать и в китайской сказке "Как собака с кошкой враждовать стали", в ней обязательно должны быть: волшебные помощники, волшебные предметы, чудеса. Детям ставится проблема: это сказка волшебная, но в ней участвуют животные, значит эта сказка о животных. Как поступить в такой ситуации? Что ответить? Сначала второклассники выдвигают свои гипотезы, а после, могут обратить внимание на рамочку, в которой синим шрифтом написано: "В сказках животные - ГЕРОИ. В волшебных сказках животные - ПОМОЩНИКИ героев". (с.49) И это является существенным примечанием для школьников (чего кстати нет в учебниках Кубасовой). С помощью этого дети лучше усвоят особенности и различия каждой из представленных сказок. В сравнение китайской сказке приводится отрывок из русской народной сказки "Волшебное кольцо". Дальше автор учебника знакомит детей с устным народным творчеством: небылицами, прибаутками, загадками, закличками, скороговорками.

Следующий блок называется "В гостях у Незнайки". Первое произведение этого блока - "Фантазёры" Н. Носова. В этом тексте дети должны научиться различать обман и выдумку. В этом тексте есть звукопись: "Ха-ха-ха", "э-э-э", "гхм". Звукопись встречается и в следующем рассказе Д. Родари, который называется "Бриф! Бруф! Браф!". Автор учебника знакомит с волшебными историями Б. Окуджавы " Прелестные приключения" (отрывок), Д. Биссета "Хочешь, хочешь, хочешь…".

Третий блок называется "В гостях у Барсука". Вопрос блока: "Что такое настоящее богатство?", этот вопрос будет сопровождать каждый текст. Такой сквозной герой, как Барсук, знакомит ребят с необычным стихотворением - хокку, или хайку. В этом блоке второклассники знакомятся со сказками С. Козлова "Ёжик в тумане" (отрывок) и "Красота". Уделяется большое внимание японской культуре, японским произведениям: японские сказки "Барсук - любитель стихов", "Луна на ветке", стихотворения авторов Иссё, Бусон, Тиё, Оницура. Также учащихся знакомят с книгой "Денискины рассказы" В. Драгунского, а конкретно с рассказами "Что я люблю", "Что любит Мишка". Параллельно с рассказами мы встретили стихотворения Сергея Махоткина, которые имеют параллель, общую идею, похожих героев с рассказами Драгунского. Дети ищут сходства. После всех произведений учащимся предстоит ответить на вопрос Барсука: "Что же такое настоящее богатство?".

Четвёртый блок - "В гостях у Ёжика и Медвежонка". Этот блок о любви, об уважении. Здесь все задания - это задания на понимание текста, на разделения его смысловых частей. Я просто перечислю те произведения, с которыми дети знакомятся: И. Тургенев "Воробей", М. Карем "Стихотворение", М. Бородицкая "Стихотворение", Э. Мошковская "Стихотворения", В. Драгунский "Друг детства", Л. Толстой "Акула". В конце этой части есть обобщающие вопросы, в которых у детей спрашивают: какие произведения им запомнились, кто их авторы, какие герои тебе запомнились? В конце учебника, как и в любом последующем, есть "Музейный дом", где приведены иллюстрации к произведениям книги.

Во второй части учебника четыре блока. Первый блок - "Точка зрения". Первое стихотворение - "Что я узнал!" А. Кушнира, в тексте которого можно найти определения понятий: пейзаж, натюрморт, портрет. В стихотворении Анны Ахундовой "Окно" есть повторения слова "больше", которые увеличивают у читателя впечатление о том, что видит главная героиня в окне. Стихотворение "Хомячок" М. Яснова предлагается разобрать по предложениям, и анализировать каждое по очереди (какое оно по цели высказывания, от лица... кого задаются вопросы). Здесь есть повторения, цель которых, нужно выяснить детям. Дети знакомятся также со стихотворениями других поэтов, в которых говорится: о детях, о животных, есть и юмористические стихотворения (П. Синявский "Федина конфетина"). В стихотворении Овсея Дриза "Кончилось лето" встречается звукопись (учащимся по ней нужно догадаться: о каких предметах идёт речь), описание окружающей среды, которое создаёт определённое настроение при прочтении. В ещё одном стихотворении О. Дриза "Синий дом" встречается новый приём для второклассников - сравнение. Автор учебника знакомит также с понятиями "переживание" и "тема", через задание: "- Только одно из высказываний является верным. 1. Картина "Синий дом" и стихотворение "Синий дом" написаны на одну и ту же ТЕМУ. 2.В картине и в стихотворении похожи ПЕРЕЖИВАНИЯ авторов." (с.50) Знакомство с понятием "контраст" происходит в стихотворении О. Дриза "Кто я?", где в соседних четверостишиях отличается настроение. В стихотворении Г. Юдина "Скучный Женя" есть и повторы выражений ("Ему говорю я") и сравнение ("как древний старик").

Второй блок - "Детские журналы". В начале блока автор знакомит второклассников с понятием "новости". Новости - это то, с чем ребята делятся друг с другом. Новости бывают важными и не очень важными, "свежими" и не очень "свежими. Новости сообщают журналисты - люди, которые одни из первых узнают о каких - либо событиях и умеют хорошо о них рассказывать. Знакомятся с понятием "периодика": "Газеты и журналы называют ПЕРИОДИКОЙ. Это означает, что они выходят ПЕРИОДИЧЕСКИ, то есть через одинаковые отрезки времени. Один раз в неделю, или один раз в месяц. Есть даже такие журналы, которые выходят раз в год - ежегодники". Также второклассники знакомятся с обложками журналом, их номерами, содержанием, заданиями.

Четвёртая, заключительная часть, называется "Почему нам бывает смешно". В этом блоке представлены юмористические рассказы, стихотворения. Вопросы, в основном, направлены на поиск секрета "смешного". Также есть три весомые заметки, выделенных синим шрифтом: "Смешно, когда есть контраст" (понятие, уже знакомое детям), "Нас делают смешными наши недостатки" и "Смешно бывает из-за ПОВТОРОВ". Хотя от повторов не всегда получается смешной текст, так например в стихотворении П. Синявского "Такса едет на такси". Сравнить сказку "Зеркальце" Л. Яхнина и народную сказку "Теремок" предлагается и для того, чтобы дети вспомнили особенности народных сказок. "Бесконечное" стихотворение встречается нам дальше, которое показывает как поэт из обычного стихотворения сделал "смешное" (Пётр Синявский "Ириски и редиски"). Слово "звукопись" появляется впервые со знакомством со стихотворением Андрея Усачёва "Жужжащие стихи", этот приём тоже превратил стихотворение в "смешное". Напоследок, мы встречаем стихотворение Петра Синявского" Хрюпельсин и хрюмидор". Это стихотворение - путаница, детям нужно догадаться, в чём же секрет этого смешного стихотворения.

К концу третьего обучающиеся научатся:

Различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;

Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований: особенности построения и основная целевая установка повествования;

Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст; фигуры: повтор).

Учебник для 3 класса так же, как и для 2, разработан в двух частях. Первая часть включает в себя 4 блока. Первый блок называется "Учимся наблюдать и копим впечатления", начинается он со стихотворения С. Козлова "Июль", где учащихся впервые знакомят с понятием "олицетворение": "Приём, с помощью которого предмет наделяется чертами живого одушевлённого ЛИЦА, называется оЛИЦЕтворением" (с.8). В рассказе Ю. Коваля "Берёзовый пирожок" третьеклассникам предстоит разобраться: герой-рассказчик - мальчик, молодой человек или старик; деревенский он, или городской, и подтвердить это фрагментами текста. Отработка нахождения таких приёмов, как: сравнение и олицетворение, наблюдается в стихотворениях В. Маяковского "Тучки" и С. Козлова (без названия). Олицетворения есть и в японских хокку авторов Дзёсо и Басё, они есть в тексте учебника. Через хокку Басё, учащиеся знакомятся с приёмом "противопоставление" ("Уродливый ворон/- И он прекрасен на первом снегу/ В зимнее утро!") (с. 22). Через стихотворение Эммы Мошковской "Где тихий-тихий пруд…" дети пополняют свои знания о приёмах. Приём "звукопись" уже встречался ребятам в учебниках 1 и 2 класса, и вот встречается снова: "Звукопись - приём редкий, но очень ценный!". На страницах учебника нам встретилось понятие "строфы": "Стихотворение делиться на части. Эти части называются строфами". Этот блок был очень информативным и на этом он заканчивается.

Переходим ко второму блоку - "Постигаем секреты сравнения". Автор учебника ас знакомит с "самыми древними сказками" - это сказка индецев Северной Америки "Откуда пошли болезни и лекарства", африканская сказка "Гиена и черепаха", алтайская сказка "Нарядный бурундук". В тексте учебника не только объясняется, что такое "самая древняя" сказка, но и приводятся "начала" таких сказок, основные идеи таких сказок. После "самых древних" сказок дети начинают проходить "просто древние" сказки, например, венгерская сказка "Два жадных медвежонка", корейская сказка "Как барсук и куница судились" (эти две сказки впоследствии сравнивают, так как в них герои совершают похожие поступки), индийская сказка "О собаке, кошке и обезьяне". После эти три сказки сравниваются: по событиям; по героям, характеру; по построению. Происходит знакомство с "бродячей" сказкой индийского народа. И наконец, "менее древней" кубинской сказкой "Черепаха, кролик и удав-маха". Задание к сказке: "Докажи что в ней есть черты "менее древней" сказки. А затем докажи, что в ней по-прежнему цениться то же, что всегда ценилось в "просто древней" сказке. Что же это?". К этому вопросу есть примечание: "Если сказка построена как цепочка, значит, в ней использовано построение "самой древней" сказки. Далее дети знакомятся с ещё одной индийской сказкой "хитрый шакал", где сравнивают её с "бродячей", "самой древней" и отвечают на вопрос, какие качества "менее древней" сказки отличают её от всех остальных, выше представленных видов. После прочтения еще двух сказок (бурятская сказка "Снег и заяц" и хакасская сказка "Как птицы царя выбирали") ребятам предстоит ответить на не менее сложные вопросы: "1. Это - сказки о животных или волшебные сказки?"; 2) Найди место этим сказочным историям на ЛЕНТЕ ВРЕМЕНИ. Черты каких именно сказок в них заметнее всего?".

Третий блок - "Пытаемся понять, почему люди фантазируют".

"Фантазёрам всё вокруг кажется одушевлённым и живым" - пишет автор. После - стихотворение Новеллы Матвеевой "Картофельные олени", в основе фантазии здесь применяются такие приёмы, как: олицетворение, сравнение, и звукопись. Далее появляется "плакат Летучей Мыши": "Цель небылицы - поразить воображение слушателей необыкновенной выдумкой, тем, чего не бывает. Цель сказки - приоткрыть слушателям тайны природных сил и научить общаться с одушевлёнными миром природы и с волшебным миром. Цель рассказа - "рассказать" случай из жизни (пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей." (с.116). Второй "плакат Летучей Мыши" повествует детям о том, что: "В рассказе события развиваются так же, как в обычной жизни, то есть подчиняются СЛУЧАЮ. А в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным ЗАКОНАМ". (С. 117). Всего за две страницы Н. Чуракова объяснила - как же отличаются друг от друга близкие по духу жанры. Очень интересное стихотворение написал К. Бальмонт "Гномы", в котором одна лишь фраза может перенести читателей в волшебный мир.

Четвёртый блок называется "Учимся любить". В этом блоке собраны рассказы и сказки о любви, и не только к человеку, но и к природе. Задания направлены на понимание текстов. Ребята искали описание героев, охарактеризовывали их и искали главную мысль текстов. В этом блоке учащиеся знакомились со следующими произведениями: Т. Пономарёва "Прогноз погоды" и "Лето в чайнике", М. Вайсман "Лучший друг медуз", А. Куприн "Слон", К. Паустовский "Заячьи лапы", С. Козлов "Если меня совсем нет". На этом заканчивается первая часть.

Вторая часть включает 6 небольших блоков. Первый блок - "Родная сторона". Важные вопросы задаются после стихотворения Николая Рыленкова: "Объясни, чем отличаются эти действия: смотреть и всматриваться, слушать и вслушиваться?", "Какие глаголы точнее выражают впечатление от картины природы, созданной поэтом?". Рассматриваются понятия малой и большой родины через хокку Иссё. Далее идёт сказка "Стальное колечко" К. Паустовского. Сказка разделена на смысловые части, после которых идут вопросы на обобщение. По прочтению нужно чтобы дети вспомнили особенности сказки, соотнесли её с данной. Появляется новый термин - реалистичная картина (в сравнении со сказочной) на стихотворении А. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя…".

Второй блок называется "Мы нуждаемся в нашей защите". В этом блоке третьеклассники познакомятся с большим произведением Дмитрия Мамина-Сибиряка "Серая шейка". После третей части произведения автор просит найти приёмы, которые автор использовал, чтобы передать отчаяние Серой Шейки. После того, как учащиеся прочитают сказку, её нужно будет классифицировать к сказке о животных или к сказке о природе. В задании так же детей просят найти те фрагменты, которых не может быть в сказке о животных и фрагментов, которых не может быть в сказках о природе. А после - сделать вывод. Учащиеся пользуясь понятием "строфа" разбирают стихотворение по частям и дают им названия.

Третий блок называется "Лаборатория искусств". В хокку Бусона у ребят просят найти знакомый им приём во второй строчке: "Чётко вычерчен чёрным". Звукоподражание встречается в рассказе Юрия Коваля "Соловьи" ("тии-вить", "пуль,пуль"). В этом блоке происходит знакомство с приёмом "метафора" (особые обороты речи, придуманные слова).

Четвертый блок "Как трудно стать человеком" начинается с довольно большого отрывка из произведения "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" (автор - Сельма Лагерлёф). По ходу чтения этой сказочной повести задавались вопросы на понимание по прочитанному. Спрашивалось мнение учащихся о поступках героев. Автор просил дать характеристики героям. После повести мы встречаем стихотворение Б. Заходера "Ну и мышонок!", в котором мышонок хочет скорее стать взрослым и отрывок из повести "Детство Тёмы" "Тёма и Жучка" Н. Гарина-Михайловского, которые представлены для ознакомления и накопления видо-жанровых и литературных впечатлений.

Пятый блок - "Такой хрупкий и такой прочный мир чувств".Вопросы на знания о сказках встречаются после произведения Г.Х.Андерсена "Стойкий оловянный солдатик": "Народная сказка может быть такой же грустной, как и авторская?", "Есть ли в солдатике черты героя волшебной народной сказки?". В стихотворении Д. Кедрина "Всё мне мерещится поле с гречихою…" есть определения, которые повторяются дважды, ребятам опять же нужно объяснить, зачем поэт использовал приём повтора. Впервые появляется вопрос о жанре стихотворения: "Как ты определишь жанр стихотворения? Его можно напеть?".

Последний блок имеет очень громкое название - "Красота спасёт мир". В этом блоке все произведения направлены на поиск красоты, как в самих текстах, их идеи (основной мыли), так и поиск красоты в отношениях (дружбе), природе. В этом блоке учащихся знакомят со сказками С. Козлова "Как ёжик с Медвежонком протирали звёзды", "Разрешите с вами посумерничать", Бусон "Отсюда, оттуда…", В. Драгунский "Девочка на шаре", Исса "Чужих меж нами нет!...", М. Осечкина "Скрипач", Н. Матвеева "Галчонок", Ш. Перро "Рике с хохолком", Б. Заходер "Что красивей всего?". В конце учебника есть "Совет Консультантов" - словарь незнакомых слов или выражений. На этом заканчивается 3 курс обучения.

К концу 4 класса выпускники научатся:

Представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;

Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы).

Учебник четвёртого класса состоит из двух частей. Здесь изучаются уже большие и серьёзные произведения. Первый блок первой части называется "Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире". В начале блока рассказывается о представлениях древних людей об окружающем мире. Много древних представлений о мире можно наблюдать в древних сказаниях. Дети знакомятся с древнегреческим сказанием "Персей". Это сказание сравнивается с историей из сказки Пушкина. Детям предстоит понять какой волшебный мир в это сказании, какие герои, предметы принадлежат этому миру. Далее идёт актуализация знаний о волшебных сказках: дети вспоминают какие сказки они читали или знают и хотят прочитать. Сквозной герой Евдокия Васильевна обращает внимание детей на особенность героя волшебной сказки: "ГЕРОЙ волшебной сказки - обычно самый младший ребёнок (сын или дочь) в семье или даже сирота". Волшебная сказка отражает несправедливость и борется с ней, там всегда восстанавливается порядок: "самый бедный и несчастный оказывается в конце сказки богатым и счастливым" (с. 30). Отмечаются ещё особенности героев в сказке: "1.Если братья или сёстры ленивы, то ГЕРОЙ трудолюбив (а иногда наоборот!); 2.если они высокие, то он мал ростом; 3.Если они умны (житейским умом), то он - дурачок (с их точки зрения); 4. Если у них нет связи с волшебным миром, то у ГЕРОЯ обязательно устанавливается эта связь: либо с самим волшебником, либо с волшебным животным, либо с волшебным предметом". После оговорённостей идёт русская народная сказка (в сокращении) "Сивка-Бурка". Вопросы связаны с героем сказки, его приключением в волшебный мир. После идут русские сказки "Крошечка-Хаврошечка", "Морской царь и Василиса Премудрая", о волшебном мире, о волшебных героях и предметах предлагается ответить по заметкам Евдокии Васильевны, увидеть и отметить основные особенности.

Второй блок называется "Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке - интерес к миру чувств". В начале блока ребята и учителя рассуждают о том, что такое былина (это повествование, в котором есть черты истории). Первая былина, с которой знакомятся четвероклассники, называется "Илья Муромец и Соловей-разбойник", она в стихотворной форме, а вот окончание - в прозаической (в прочем так же было в учебниках по литературному чтению в УМК "Гармония"). Далее на страницах учебника появляется отрывок из "Садко". Сказка "Русалочка" Г.Х. Андерсена представлена здесь как авторская литература.

Третий блок - "Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека". В этом блоке дети знакомятся с произведениями поэтов. В стихотворении Николая Заболоцкого "Оттепель" встречаются повторения, звукопись, встречаются такие выразительные средства, как метафоры, эпитеты. Разбирают подробно стихотворение Ивана Бунина "Нет солнца, но светлы пруды…", "Детство". Знакомятся с большим произведением Владимира Набокова "Обида" и его же стихотворением "Грибы".

Четвёртый блок - "Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас. Выясняем, насколько мы с ними похожи". В этой части четвероклассники знакомятся с тремя произведениями: Леонид Андреев "Петька на даче", Антон Чехов "Ванька" и "Мальчики".

Вторая часть учебника четвертого класса состоит из четырех блоков. Первый блок называется "Пытаемся понять, как на нас воздействует красота". Этот блок состоит из текстов, которые представлены здесь для ознакомления, понимания. В этих текстах дети ищут красоту: И. Пивоварова "Как провожают пароходы", Л. Улицкая "Бумажная победа", С. Козлов "Не улетай, пой, птица!" и "Давно бы так, Заяц!", В. Соколов " О умножение листвы…", Б. Пастернак "Опять весна", В. Соколов "Все чернила вышли".

Второй блок называется "приближаемся к разгадке ТАЙНЫ ОСОБОГО ЗРЕНИЯ. Выясняем, что помогает человек стать человеком". Автор возвращает детей к уже знакомому произведению С. Лагерлёфа "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями", оно здесь в отрывках и опять же нет никаких заданий на разбор, только на вопросы на воспроизведение, на понимание прочитанного. Далее дети знакомятся с потрясающим произведением А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Здесь представлено не полное произведение, а его отрывки, хотя если привести в сравнение: в программе "Гармония" в конце четвёртого класса дети проходят это произведение полностью.

Третий блок называется "Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда". В стихотворении Самуила Маршака "Как поработала зима!.." автор знакомит учащихся с рифмой: она бывает парная, перекрёстная и охватная рифма.

Четвёртый блок - "Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество". Сначала в блоке встречаются стихотворения и рассказы о родине, отечестве. В стихотворении А. Ахматовой "Памяти друга" спрашивается о таком выразительном приёме как контраст, в стихотворении Н. Рыленкова "К родине" вспоминается "противопоставление", а в "Всё мне мерещится поле с гречихою…" Д. Кедрина вспоминается повторение. Вопросы об использовании конкретных приёмов в этой части встречались очень редко, поэтому было уместным выделить те стихотворения, в которых вспоминаются и отрабатываются выразительные средства речи. В конце учебника Н. Чуракова знакомит нас с гимнами: "Древнегреческий гимн природе", "Государственный гимн Российской Федерации". На этом закончился весь начальный курс обучения литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа".

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...