Никто не может быть лишен гражданства. Может ли гражданин РФ быть лишен гражданства


Российские чиновники находятся в активной фазе «борьбы с экстремизмом». Заключение лиц за аккаунты в соцсетях и призывы политиков лишать гражданства за «экстремизм» и прочие преступления против российского государства, заставляют задуматься, а может ли гражданин РФ быть лишен гражданства РФ в законном порядке, или эти заявления лишь популизм?

Де-юре

С правовой точки зрения лишение гражданства – это процедура прекращения политико-правовой связи конкретного индивида с государством по инициативе госорганов или должностных лиц. Такое решение принимается не по воле, а вопреки желанию этого физлица. В общемировой практике лишение применяется лишь в крайних случаях, когда по мнению государства другие способы воздействия на гражданина не помогают согласовать его действия с законодательством страны. Преимущественно мера принимается к отдельным лицам, однако истории известны случаи, когда лишение гражданства применялось к целой группе лиц. Например, за отказ эмигрантов вернуться на родину к определенному сроку.

Современные государства делятся на две категории. Первая категорически не приемлет такой меры воздействия на индивидов. Другая сохраняет лишение, как законный способ наказания. Как правила закон таких стран позволяет применять санкцию только в крайних случаях: враждебные действия относительно государства, служба в вооруженных формированиях другой страны или незаконных вооруженных формированиях).

На территории РФ такой законной меры не существует. Однако закон лишь с 1991 года запретил применять лишение гражданства. До этого в Союзе ССР, РСФСР каждый закон о статусе граждан содержал положения о возможности лишить гражданина статуса.

Итак, закон гласит, что сегодня в Российской Федерации гражданства не лишают. Конкретнее, это положение записано в пункте третьем статьи 6 Конституции Российской Федерации. Конституционная норма гласит, что

«Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».

Поскольку Конституция – это закон прямого действия, то для исполнения этой нормы не требуется никаких дополнительных нормативных актов. Самого существования этого положения достаточно, чтобы было невозможно лишить гражданства Российской Федерации. Однако, существующий специальный закон Федерации, регламентирующий отношения гражданства, подтверждает закрепленное конституционное положение в той же редакции (4-я статья).

Путаница в терминологии

Некоторые лица некорректно толкуют терминологию или спекулируют на низкой правовой культуре российского общества, заявляя о повсеместном применении органами по миграционным вопросам такой меры, как лишение россиян гражданства.

Во-первых, с лишением часто путают прекращение гражданства. Существуют такие основания прекращения правовой связи человека и государства:

  1. Выход по собственной инициативе.
  2. Выбор гражданства другой страны при изменении пределов территории государства.
  3. Изменение статуса с российского на иное ввиду смены статуса родителей несовершеннолетнего лица.

Представленные основания, очевидно, могут возникать исключительно по воле людей. Это означает, что прекращение гражданства – это вовсе не способ лишить статуса. Так как не происходит против желания человека.

Во-вторых, некоторые воспринимают лишением гражданства случаи, когда чиновники миграционных госорганов могут законно или незаконно отбирать паспорт у лиц. Конечно, паспорт гражданина Российской Федерации является документом, подтверждающим связь государства и индивида. Однако, это вовсе не означает, что в отсутствие такового эта связь может быть потеряна. Это подтверждается многочисленными судебными решениями. Например, если паспорт утерян, связь человека с государством не прекращается, просто у индивида возникает необходимость делать определенные действия и получить новый паспорт.

Известна также и пагубная практика произвола чиновников, служащих в госорганах по вопросам миграции. Широко нашумели случаи, когда человек обращался в орган для вклеивания новой фотографии или для получения загранпаспорта, а вместо того, чтобы делать свою работу, недобросовестные (или не очень грамотные) сотрудники отбирали у них паспорта, заявляя, что гражданство Российской Федерации люди получили необоснованно. Они мотивировали такое поведение тем, что в базе существовавшей на тот момент ФМС Российской Федерации отсутствовали данные о получении гражданства этими лицами.

Однако такое поведение чиновников нельзя назвать иначе, чем произвол и неправомерные действия. К настоящему лишению гражданства Российской Федерации таковые не имеют никакого отношения. Быть лишенным своего гражданства без как минимум мотивированного правового акта от компетентного государственного органа невозможно. А поскольку в России такого порядка вообще не существует, то и органа такового быть не может.

Поэтому действия чиновников, отбиравших паспорта у граждан Российской Федерации, обжаловались в судах. По сообщениям СМИ суды заслушали тысячи аналогичных дел. И, естественно, ни в одном случае речь о лишении гражданства не шла.

Чего ждать

К сожалению, тенденция на сужение и ущемление основных прав человека в Российской Федерации набрала большие обороты. Совсем недавно был принят «пакет» законодательных инициатив якобы «антитеррористической направленности». Однако почти каждый пункт в этих законах направлен на снижение личной свободы российских граждан. В том числе в проектах законодательных актов фигурировали и положения о лишении гражданства.

Так, предлагалось применять такие санкции к индивидам, имеющим два и более гражданства, которые поступили на госслужбу, воинскую или правоохранительную службу в других странах, а также тех, деятельность которых связана с терроризмом. В одной из последних редакций проекта предлагалась абсурдная формулировка, которой довольно топорно маскировалось возможность лишать гражданства «добровольным отказом, выраженным действием». Однако, несмотря на желание целого ряда власть имущих, норма принята не была.

Ждать ли от законодателя аналогичной попытки в будущем, которая, вероятнее всего, окажется успешной? Исключать нельзя, но можно надеяться, что цивилизованные методы взаимоотношения человека и государства сохранятся, несмотря ни на что.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:


Выход из гражданства - решение крайне серьёзное. И дело не только в этической стороне вопроса. Отказавшись от гражданства, россиянин больше не может рассчитывать на помощь, поддержку и защиту своей страны. Принимая добровольное решение, это обязательно нужно учитывать. Но есть и ещё один вопрос, который волнует многих: может ли гражданин РФ быть лишён гражданства?

Какие существуют правовые основания для прекращения гражданства Российской Федерации

Высшим законом в России является Конституция . Никакие правовые положения не могут ей противоречить. Другой важный источник - «Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации ». Он был принят в 2002 году, а последние правки вносились в 2016. О выходе из гражданства говорится в ст. 19 и 20. Все остальные законы, постановления и указы носят подчинённый характер. Основные положения о прекращении гражданства: оно возможно только на добровольной основе по личному заявлению.

Возможные причины выхода

Причины выхода из гражданства могут быть самыми разными. Кто-то связал свою судьбу с гражданином другого государства и теперь уезжает к супругу или супруге. Кто-то нашёл в другой стране работу своей мечты и принял решение о выезде за границу на ПМЖ. Есть люди, которые отказываются от гражданства по политическим соображениям, выражая таким образом свою гражданскую позицию.

Люди, отказавшиеся от гражданства, рассказывают, что по-прежнему считают себя русскими. Они всё так же стремятся быть в курсе событий, происходящих в России, ощущают эмоциональную связь с родиной. Фактическое гражданство никак не связано с патриотизмом, и любить родину можно, даже будучи подданным другой страны.

Смена гражданства - важный шаг, который может стать началом новой жизни

В каких случаях нельзя отказаться от гражданства

В некоторых случаях получить разрешение на выход из гражданства нельзя:

  • если у россиянина есть невыполненные обязательства перед государством, он сначала должен их погасить. К примеру, юноша, которого призвали в армию, должен сначала отслужить, и лишь после этого он может обращаться с заявлением в ФМС;
  • человек не должен оказаться вне правового поля государства. Поэтому, чтобы отказаться от подданства России, нужно либо иметь твёрдые гарантии получения другого гражданства, либо уже быть подданным другой страны;
  • если россиянина обвинили в совершении преступления либо признали виновным решением суда, отказаться от гражданства он не может. Это правило не касается лиц, уже понёсших установленное законом наказание.

Могут отказать и лицам, имеющим непогашенные финансовые обязательства. При этом не имеет значения, идёт речь о взятой ссуде или о деньгах, занятых у родственников.

Стандартный и упрощённый порядок отказа от гражданства РФ

Человек, желающий отказаться от российского подданства, должен добровольно и самостоятельно обратиться с заявлением в соответствующую инстанцию. Какую именно, зависит от того, где проживает заявитель. Если он находится в России, то обращаться нужно в миграционную службу по месту жительства. В этом случае заявителя ждёт стандартная процедура. Упрощённая версия предполагает более быстрое рассмотрение дела и предназначена для тех, кто имеет веские основания для скорейшей смены подданства.

Видео: условия выхода для жителей Крыма

Стандартная процедура

Чтобы отказаться от российского подданства, нужно подать заявление в миграционную службу по месту жительства.

Заявление адресуется непосредственно президенту России. Конечно, это не означает, что каждое подобное обращение глава государства рассматривает лично. Решение принимает местная миграционная служба.

Россиянин, решивший сменить подданство, должен предоставить в УФМС такие документы:

  1. Заявление. Сдать нужно два экземпляра документа, при этом оба должны быть оригиналами. Стандартный формуляр можно взять в отделении УФМС или скачать на портале МВД . Заполнять документ можно и на компьютере, и от руки. В заявлении указывается максимально полная информация о заявителе: образование, наличие учёных степеней, религиозная принадлежность, семейное положение, наличие/отсутствие судимостей, причины отказа от гражданства и т. д.
  2. Полученную в налоговой службе справку. Документ должен подтверждать, что у гражданина нет налоговых задолженностей.
  3. Копию свидетельства о браке, если заявитель человек семейный.
  4. Паспорта. Речь идёт и о загранпаспорте, и о внутреннем российском.
  5. Копию свидетельства о рождении.
  6. Справку из военкомата. Это касается как мужчин, так и женщин, если они являются военнообязанными.
  7. Какие-либо подтверждения того, что заявитель получил или обязательно получит другое гражданство. Это может быть уже имеющийся паспорт другой страны или письменная гарантия дипломатического представительства, удостоверяющая последующее предоставление гражданства.

Все ксерокопии должны быть нотариально заверены. Конечно, на руках нужно иметь и оригиналы вышеуказанных документов.

Пошлина в данный момент составляет 3 500 рублей.

Рассмотрение заявления занимает довольно много времени. Возможно, ждать придётся целый год. После того как уполномоченный орган примет решение, заявителя уведомят об этом письменно. Если прошение будет удовлетворено, бывшему подданному РФ выдадут справку о выходе из гражданства. С этого момента заявитель перестаёт быть россиянином. При этом он теряет право находиться на территории России на общих основаниях, просто как гражданин этой страны. Поэтому в том же отделении УФМС каждому отказавшему от подданства выдают и вид на жительство.

Все российские паспорта при выходе из гражданства обязательно нужно сдать. Речь идёт и о стандартном документе, и о бланке образца СССР, и о загранпаспорте.


Заявлние на выход из гражданства на территории России примут в УФМС

Упрощённая процедура

Упрощённой процедура называется потому, что занимает меньше времени. Список документов при этом практически идентичен. Процедурой могут воспользоваться:

  • россияне, уже выехавшие на ПМЖ в другую страну. В этом случае смена подданства, по сути, лишь удостоверяет существующий факт;
  • граждане России, дети, родители или супруги которых являются иностранными подданными. Российское законодательство не препятствует воссоединению семьи.

Для оформления отказа от подданства нужно обратиться в ближайшее консульство Российской Федерации. Заявителю потребуется следующий список документов:

  1. Загранпаспорт. Потребуется и ксерокопия документа. Копировать нужно все значимые страницы: с личной информацией, штампом о постановке на консульский учёт, записями о детях. До окончания срока действия паспорта должно оставаться не менее полугода.
  2. Свидетельство о рождении. Нужно предъявить как сам документ, так и его ксерокопию.
  3. Если человек менял ФИО, нужно предоставить документы, удостоверяющие этот факт. Обычно это брачное свидетельство, но все зависит от ситуации. Если ФИО менялось по нестандартным причинам, о подтверждающих документах можно спросить у работника консульства.
  4. Документы о снятии с регистрации в России. Это может быть отметка в загранпаспорте, адресный листок убытия, штамп во внутреннем паспорте, справка, полученная в российском консульстве.
  5. Документ, по которому российский гражданин проживает за рубежом. Какой именно, определяет местное законодательство. Это может быть как вид на жительство или удостоверение личности, так и любой другой документ установленного образца.
  6. Три стандартных фото формата 3 на 4 см.
  7. Документ, подтверждающий, что заявитель уже является подданным другой страны. Можно предъявить любую гарантию того, что гражданство другого государства будет вскоре предоставлено.
  8. Справка налоговой службы РФ. Необходимо официально подтвердить отсутствие налоговых задолженностей.
  9. Заявление. Бланк заполняется на русском языке. Сделать это можно и на компьютере, и вручную. Необходимо полно и точно ответить на все вопросы, указанные в формуляре. Документ нужно предоставить в двух экземплярах

Все документы, выданные на иностранных языках, переводятся на русский и заверяются российским нотариусом или работником российского консульства, выполняющим соответствующие функции. Заявление нужно подавать лично, отправленные по почте документы не рассматриваются.

После того как сотрудник консульства проверит все документы и примет их в работу, нужно уплатить консульский сбор. Его сумма составляет 61 евро. Срок рассмотрения документов по упрощённой форме в два раза меньше, чем по стандартной, – от полугода. Если решение будет положительным, заявителю выдаётся справка, подтверждающая факт выхода из российского гражданства. При этом все российские паспорта нужно сдать.


Выход из российского гражданства может быть необходимым шагом при получении гражданства другой страны

Особенности для несовершеннолетних

Отказ от российского гражданства для ребёнка возможен в случае:

  1. Если один из его родителей отказывается от российского подданства.
  2. Если один из родителей ребёнка является подданным другой страны.

И в том, и в другом случае необходимо нотариально заверенное согласие другого родителя, являющегося подданным РФ.

Необходимо будет предъявить документы, подтверждающие гарантию получения ребёнком гражданства другой страны. В этом плане процедура ничем не отличается от порядка, установленного для совершеннолетних россиян.

Ребёнок, которому уже исполнилось четырнадцать лет, должен сам в письменной форме изъявить желание выйти из гражданства. При этом потребуется заверить его подпись у нотариуса.

Есть ситуации, в которых подобный шаг невозможен:

  1. Если над несовершеннолетним установлены попечительство или опека.
  2. Если один из родителей является подданным РФ, а второй гражданства не имеет.
  3. Если отец и мать или единственный родитель имеют российское подданство и не собираются его менять.

Эти меры призваны защитить интересы ребёнка, удерживая его в том же законодательном поле, в котором находятся и его близкие.


Законы РФ защищают ребёнка: его выход из гражданства разрешат только вместе с родителями и ни в коем случае не сделают его лицом без гражданства

Может ли гражданин быть лишён гражданства РФ

Вопреки расхожему мнению, лишить гражданина Российской Федерации подданства против его воли нельзя. Конституция страны прямо запрещает подобную меру наказания. Она практиковалась во времена СССР, но в 1991 году была отменена.

Иногда возникают ситуации, когда при обращении в органы ФМС люди лишаются паспортов - их конфискуют сотрудники миграционной службы. Это действие может быть законным или незаконным - решение об этом выносит суд. Но в любом случае утрата паспорта - вовсе не то же самое, что лишение гражданства.

В так называемый пакет Яровой входил законопроект, разрешающий лишать россиян гражданства. Но у депутатов подобная инициатива одобрения не нашла, проект так и не стал законом.

Видео: мнения россиян о лишении гражданства

Применяется ли по российским законам утрата гражданства

В некоторых странах существует практика утраты гражданства. Если человек достаточно долго живёт за границей и потерял связь с родиной, специальным указом властей он считается утратившим гражданство. Для российских граждан такого риска нет. Можно сколько угодно долго жить в другой стране (по ВНЖ, ПМЖ или даже на основании второго гражданства) - российского гражданства человек при этом не теряет.

Таким образом, прекращение гражданства любым способом, кроме добровольного заявления, в современной России не применяется.

Оставаться гражданином России или сменить подданство, каждый решает сам. Но всегда нужно помнить, что этот серьёзный шаг не приводит к необратимым последствиям. В случае необходимости гражданство можно восстановить, хотя для этого и потребуются усилия.

Начнем с главного: лишить гражданства Вас не могут т.к. это указано в Конституции.

Статья 6 Конституции РФ.

  1. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

В связи с последними событиями лишены гражданства РФ лица, обвиняемые в терроризме. Мы решили выпустить цикл статей, где мы постараемся осветить все нюансы лишения гражданства РФ. Эта первая статья.

С экранов нам заявляют, что в РФ прецедент – лишили гражданства РФ . Все это не так, заявляют это люди, не имеющие ничего общего с юриспруденцией. Лишали и в период СССР и в период России.

Люди постарше вспомнят, как в СССР лишали гражданства многих неугодных власти людей. Вспомним пример с Войновичем В.Н., когда Брежнев лишил писателя- «за действия, подрывающие престиж и несовместимые с высоким званием» и т.д. То есть был человек гражданином СССР до поры до времени, а потом его лишили этого гражданства. Примеров таких была масса.

Но сейчас не все так просто. Да, взять и просто так лишить Вас гражданства без никаких оснований нельзя. НО! можно отменить решение, на основании которого Вам было выдано гражданство. Вы спросите — «а в чем отличие?» Постараемся разобраться.

Как заявили наши госорганы — «это не лишение гражданства РФ, а отмена решения о присвоении гражданства». По логике законодателей, если Вы получали гражданство РФ на основании того, что один из Ваших родителей является гражданином РФ, то Вас не могут лишать гражданства РФ (прием в гражданство по рождению), а если Вы приобрели гражданство по каким-либо иным основаниям, то это решение о выдаче Вам российского гражданства может быть отменено МВД, либо другим госорганом, который заявит об этом.

  1. брак с гражданином/гражданкой РФ;
  2. жили в СССР, но гражданство какой-либо страны не принимали;
  3. носитель русского языка;
  4. получившие после прохождения обучения в РФ;
  5. получившие по программе переселения соотечественников;
  6. получившие как квалифицированный специалист;
  7. получившие как инвесторы;
  8. иные основания.

Причины для лишения гражданства РФ (отмена решения о предоставлении гражданства). Даже причина – она одна и единственная, указана четко в ст. 20 ФЗ «О гражданстве РФ»

Статья 22.

Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений . Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Два пункта, на которые следует обратить внимание:

  1. существует одно единственное основание, по которому могут лишить гражданства РФ;
  2. это должно быть судебное решение.

На практике не всегда все так, такое решение принимается Главным управлением по вопросам миграции МВД. И это решение должно направляться Вам по почте, либо вручаться лично под подпись. С этого момента у Вас будет ровно 3 месяца, чтобы обжаловать это решение. Именно в этом мы Вам поможем. Обжаловать эффективнее в судебном порядке. Естественно, что на то нужны основания, основания, которые доказывают, что решение об аннулировании гражданства принято незаконно.

По закону ФМС (ныне МВД) должно обратиться в районный суд с требованием об установление юридического факта предоставления Вами заведомо ложных сведений. Районный суд должен согласиться с доводами МВД, потом вышестоящий суд должен подтвердить это решение, и только после этого Вы уже не будете гражданином РФ. У нас будет как минимум два этапа для обжалования и возражения: районный суд и вышестоящий суд. По нашей статистике, далеко не каждый иск МВД удовлетворяется в суде. Судебной практики сейчас мало по таким решениям, но мы уверены, что в ближайшее время она появится.

Следует еще упомянуть об одной особенности: изъятие паспорта – это не лишение гражданства. Это два разных юридических действия, которые имеют различные правовые последствия. Об изъятии паспорта речь пойдет в следующих статьях.

Стоимость наших услуг по юридической помощи при лишении гражданства – 100 000 рублей. Срок исполнения услуги – около 3 месяцев. В течение этого времени Вы имеете право находиться в РФ и будете являться гражданином РФ.

Последняя редакция Статьи 6 Конституции РФ гласит:

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

См. комментарии к статье 6 Конституции РФ

Комментарий к Ст. 6 КРФ

1. Провозглашая приоритет и защиту прав и свобод человека и гражданина как одну из важнейших основ конституционного строя (ст. 2), Конституция в той же гл. 1 устанавливает и основополагающие нормы о гражданстве Российской Федерации (ст. 6). Это обусловлено тем, что гражданство - первичный элемент конституционно-правового статуса личности, определяющего ее взаимоотношения с государством.

Конституционные нормы о гражданстве действуют в единстве с конкретизирующими их законодательными положениями. Согласно п. "в" ст. 71 Конституции, гражданство в Российской Федерации относится к ведению Федерации, а пункт "а" ст. 89 возлагает решение вопросов гражданства России на Президента РФ.

Действовавший более десяти лет Закон РФ от 28 ноября 1991 г. "О гражданстве Российской Федерации" сыграл позитивную роль в правовом оформлении российского гражданства в период становления России как суверенного, независимого государства после распада СССР. Однако он не в полной мере соответствовал принятой позднее Конституции 1993 г., современному государственному и правовому развитию страны. Подписание Россией Европейской конвенции о гражданстве 1997 г., необходимость приведения норм о гражданстве к европейским стандартам, опыт, накопленный за период применения Закона о гражданстве 1991 г., также потребовали обновления, совершенствования законодательства о гражданстве с сохранением, естественно, оправдавших себя принципов и норм.

Отношения, касающиеся гражданства, регламентируются в настоящее время ФЗ от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" (СЗ РФ. 2002. N 22. ст. 2031; 2003. N 46. ч. 2. ст. 4447; 2004. N 45. ст. 4377; 2006. N 2. ст. 170; N 31. ч. I. ст. 3420; с изм. и доп.). Определенный в Законе механизм его реализации конкретизирован в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 (СЗ РФ. 2002. N 46. ч. 2. ст. 4571; 2004. N 1. ст. 16; 2006. N 45. ст. 4670; с изм. и доп.). Нормы о гражданстве содержатся и в ряде других актов, например в Семейном кодексе, а также в международных договорах России.

Гражданство нередко определяют как правовую принадлежность лица к конкретному государству, что односторонне характеризует правовое опосредование этим институтом взаимоотношений государства и личности, ибо в них индивид выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект. Точнее понятие данного правового института сформулировано в ФЗ о гражданстве 2002 г.: гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (абз. 2 ст. 3).

Часть 1 комментируемой статьи закрепляет два основополагающих принципа российского гражданства - оно является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Принцип единого гражданства связывался прежде и в теории, и в законодательстве с федеративным устройством России, наличием в ее составе государств-республик, существованием в большинстве из них наряду с гражданством Российской Федерации гражданства республики. Он был конкретизирован в п. 2 ст. 2 Закона о гражданстве 1991 г., в котором определялось, что граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики, являются одновременно гражданами этой республики, или, говоря по-другому, каждый гражданин республики является одновременно гражданином России. Прекращение российского гражданства влечет за собой прекращение гражданства республики (п. 2 ст. 22 Закона 1991 г.).

Признание указанным Законом гражданства и Российской Федерации, и республик порой ошибочно трактовалось как установление в Федерации двойного гражданства. Это, однако, означало не двойное гражданство, а два уровня правовых связей человека - с федеративным государством и с его субъектом - в рамках единого, общего для всех российского гражданства. Не могло быть такого положения, когда гражданин республики не являлся бы одновременно гражданином Российской Федерации, хотя в некоторых республиках подобное допускалось (ч. 7 ст. 11 Конституции Республики Дагестан 1994 г.).

Вместе с тем принятие Конституции России 1993 г. требовало по-новому осмыслить содержание принципа единого гражданства, правомерность сохранения республиканского гражданства и правомочий республик по регулированию в данной сфере. Конституция ни в комментируемой статье, ни в статьях о статусе субъектов Федерации, о предметах совместного ведения Федерации и ее субъектов не предусматривает гражданства республик, как и других субъектов Федерации, их правомочий в данной сфере. Более того, ее статья 71 (п. "в") относит к исключительному ведению Федерации "гражданство в Российской Федерации", что означает во взаимосвязи со ст. 76 (ч. 1) регламентирование института гражданства только федеральными законами. В то же время, несмотря на известную асимметричность нашей Федерации, она основана на равноправии народов в России, равноправии между собой всех субъектов Федерации в их взаимоотношениях с федеральным центром (ч. 1, 3, 4 ст. 5), чему противоречило бы сохранение гражданства одних субъектов Федерации при отсутствии такового у других.

С этими конституционными принципами и нормами не согласовывались некоторые республиканские правовые акты и договоры с участием федерального центра (Договор с Республикой Татарстан 1994 г. - п. 4 ст. III; п. 8 ст. II; Договор с Республикой Башкортостан 1994 г. - п. 4 ст. 4; п. 3 ст. 5), ряд положений Закона о гражданстве 1991 г. (ст. 2, п. 2; 22, п. 2). Так, в конституциях ряда республик устанавливалось, что основания, порядок приобретения и прекращения гражданства такой-то республики определяются законом данной республики, т.е. считалось, что это вопрос ее исключительного ведения. То же относилось к положениям конституций о том, что гражданин республики может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с договорами и соглашениями республики с другими государствами. Все это создавало возможность для подрыва республиканскими актами конституционного принципа единого гражданства.

Первые шаги в приведении своих конституций в соответствие с федеральными нормами о гражданстве республики предприняли еще в 1997 г., когда в Конституции Республики Алтай было определено, что Республика Алтай не устанавливает свое гражданство, исходит из положений Конституции России о единстве гражданства в Российской Федерации и признает, что каждый гражданин Российской Федерации на территории республики обладает всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Алтай (ст. 12). В большинстве других республик подобного рода изменения были осуществены в основном в 2000-2001 гг.

В то же время в отдельных республиках до сих пор сохраняются противоречащие федеральной Конституции и ФЗ о гражданстве 2002 г. нормы о республиканском гражданстве. Так, в Конституции Республики Татарстан (в ред. от 14 марта 2005 г.) устанавливается: "1. Республика Татарстан имеет свое гражданство. 2. Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Республики Татарстан, является гражданином Республики Татарстан. 3. Гражданин Республики Татарстан одновременно является гражданином Российской Федерации" (ст. 21); Президент Республики Татарстан "решает в соответствии с законом вопросы гражданства Республики Татарстан" (п. 14 ч. 1 ст. 94). Конституция Республики Тыва (в ред. от 28 декабря 2005 г.) предусматривает, что "граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Тыва, одновременно являются гражданами Республики Тыва в соответствии с установленным в Российской Федерации единым гражданством..." (ст. 4).

Решать вопрос о гражданстве в Федерации, как показывает мировой опыт, можно по-разному. Так, в США предусмотрено и федеральное гражданство, и гражданство штата. В Швейцарии установлено не только гражданство Конфедерации и кантона, но также гражданство коммуны и города. В то же время в ФРГ, где существовало гражданство и федеральное, и каждой земли, в 1994 г. отказались от гражданства земель. В Индии нет гражданства штатов, признается только федеральное гражданство.

Одним из основных аргументов сторонников сохранения республиканского гражданства является ссылка на то, что республики, в отличие от других субъектов Федерации, являются, согласно федеральной Конституции, государствами, а каждое государство должно иметь свое гражданство. Однако наличие гражданства является обязательным атрибутом суверенного государства, которое правомочно законодательно определять, кто является его гражданами, и защищает их права и законные интересы как внутри страны, так и за ее пределами.

Конституция закрепила суверенитет Российской Федерации, распространяющийся на всю ее территорию, в качестве одной из основ конституционного строя (ч. 1 ст. 4). Конституция не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Федерации. Такая правовая позиция была выражена в Постановлении Конституционного Суда от 7 июня 2000 г. N 10-П и Определении от 27 июня 2000 г. N 92-О, касающихся положений конституций ряда республик (СЗ РФ. 2000. N 25. ст. 2728; ВКС РФ. 2000. N 5). Не имея статуса суверенного государства, республики не могут решить этот вопрос иначе в своих конституциях, а потому не вправе наделять себя свойствами суверенного государства, в частности устанавливать свое гражданство. Исходя из этого, статья 71 (п. "в") Конституции относит к исключительному ведению Федерации "гражданство в Российской Федерации", а не только вопросы "гражданства Российской Федерации". Именно федеральный законодатель правомочен регламентировать все отношения в данной сфере.

Таким образом, отказ федерального законодателя от сохранения республиканского гражданства не противоречит Конституции. Это способствует более полному обеспечению равенства прав и свобод граждан и равноправия субъектов Федерации, упрочению государственной целостности Российской Федерации. В контексте Конституции принцип единого гражданства означает, что граждане Российской Федерации обладают единым, общим для всех, единственным гражданством и вытекающими из принадлежности к нему едиными федеральными гарантиями прав и свобод и государственной защиты независимо от того, на территории какого субъекта Федерации они проживают, и от оснований приобретения российского гражданства. С этим принципом гражданства неразрывно связан другой - равного гражданства.

Конституционный принцип равного гражданства означает, что оно является таковым для всех российских граждан независимо от оснований его приобретения. Не устанавливаются никакие ограничения, различия в правовом статусе граждан, категории граждан в зависимости от того, как и когда они приобрели гражданство России, от их социальной, расовой национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 4 ФЗ 2002 г.). Конкретным проявлением этого принципа является полное равноправие женщин и мужчин при решении вопросов о российском гражданстве. Заключение или расторжение брака между гражданином России и лицом, не имеющим российского гражданства, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга (ст. 8 ФЗ 2002 г.). Это полностью соответствует Международной конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г., Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. (ст. 4).

В Конституции и ФЗ о гражданстве определены и иные принципы российского гражданства: недопустимость лишения гражданина Российской Федерации своего гражданства или права изменить его; возможность иметь двойное гражданство; поощрение приобретения российского гражданства лицом без гражданства, проживающим на территории России; сохранение российского гражданства за лицами, проживающими за пределами России; защита и покровительство граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами; недопустимость высылки российского гражданина за пределы Российской Федерации и его выдачи иностранному государству.

Положения ч. 1 комментируемой статьи о том, что гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, находят воплощение в ФЗ о гражданстве Российской Федерации. Он определяет, кто является российским гражданином (ст. 5), а также ряд оснований для приобретения (ст. 11) и прекращения (ст. 18) российского гражданства.

Согласно ФЗ 2002 г., гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего ФЗ, т.е. на 1 июля 2002 г., а также лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим ФЗ. В отличие от предыдущего Закона о гражданстве 1991 г. ФЗ 2002 г. не сохранил такие основания для приобретения гражданства, как признание и в порядке регистрации. Установление этих оснований прежде было обусловлено тем, что Закон о гражданстве 1991 г. был принят в период распада СССР и стояла задача определить прежде всего, кто из граждан СССР является российским гражданином. В СССР республиканское гражданство не имело четкого и полного правового оформления, хотя и действовал принцип, согласно которому оно определяется по месту постоянного проживания гражданина СССР.

Признание гражданства Российской Федерации поэтому и стало в тот период одним из оснований для его приобретения в сложившихся исторических обстоятельствах. Хотя, строго говоря, это было скорее определение в Законе, кто считается российским гражданином, а не приобретение гражданства изначально. В ч. 1 ст. 13 Закона 1991 г. устанавливалось, что гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу настоящего Закона (т.е. на 6 февраля 1992 г. - день его опубликования), если в течение года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в российском гражданстве. Позднее, в 1993 г., постановлением Верховного Совета России признание российского гражданства в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона было распространено на граждан бывшего СССР, постоянно проживающих на территории России и выехавших временно за ее пределы до 6 февраля 1992 г. в связи с трудовыми, служебными отношениями, обучением, лечением и по частным делам и возвратившихся в Россию после вступления Закона в силу. То же относилось при определенных условиях и к военнослужащим (Ведомости РФ. 1993. N 29. ст. 1113). Приобретение российского гражданства в порядке признания осуществлялось автоматически, подачи заявлений и каких-либо документов для его оформления не требовалось.

На тех же граждан бывшего СССР, проживающих на территории государств, входивших в состав СССР, которые прибыли для проживания на территорию России после 6 февраля 1992 г., Закон 1991 г. распространил регистрационный порядок приобретения российского гражданства при условии, что они до 31 декабря 2000 г. заявят о своем желании приобрести это гражданство (п. "г" ст. 18, в ред. от 6 февраля 1995 г.). Данное положение Закона касалось судеб сотен тысяч людей - выходцев из России, оказавшихся за ее пределами в результате распада СССР. Большинство из них родились в России и являлись тем самым ее гражданами. Закон о гражданстве 1991 г. не отрицал российского гражданства этих лиц, но относил его к прошлому. В ч. 2 ст. 13 Закона было определено, что лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. (дата образования СССР) и позднее и утратившие гражданство СССР, считаются состоявшими в гражданстве РСФСР по рождению, если родились на территории РСФСР или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РСФСР. Имеется в виду в данном случае территория РСФСР по состоянию на дату рождения лица.

Таким образом, положения ст. 13 и п. "г" ст. 18 Закона 1991 г. фактически разделили на две категории граждан бывшего СССР, родившихся на территории России, проживавших в других союзных республиках и возвратившихся затем для постоянного проживания в Россию. Если такой гражданин вернулся до прекращения существования СССР или после этого события, но до вступления Закона в силу (до 6 февраля 1992 г.), то он приобретал российское гражданство путем признания и считался состоящим в этом гражданстве с момента своего рождения. Те же, кто вернулся в Россию после 6 февраля 1992 г., должны были приобретать российское гражданство в порядке регистрации. Факт их отсутствия на территории Российской Федерации в связи с проживанием на день вступления в силу названного Закона в одной из республик СССР рассматривался правоприменительной практикой, исходя из буквального смысла п. "г" ст. 18 этого Закона, как свидетельствующий об утрате ими российского гражданства.

Конституционный Суд в Постановлении от 16 мая 1996 г. N 12-П по жалобе А.Б. Смирнова отметил, что введение указанных различий в правовом статусе лиц, которые считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению (ч. 2 ст. 13 Закона), является необоснованным. Употребленное в ч. 2 ст. 13 применительно к указанным в ней лицам выражение "считаются состоявшими в российском гражданстве" означает, что такие лица считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, но и после этого они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления. Они, исходя из ст. 6 (ч. 3) Конституции, не утрачивают его в силу одного только факта проживания за пределами Российской Федерации. Пункт "г" ст. 18 Закона о гражданстве 1991 г. был признан неконституционным в части, распространяющей правило о приобретении российского гражданства путем регистрации на лиц, которые: родились на территории, входившей в момент их рождения в состав России; являлись гражданами СССР; не изъявили свободно своего желания прекратить принадлежность к российскому гражданству; выехали ранее на постоянное жительство за пределы России, но в пределах СССР; не являются гражданами других государств, входивших в состав СССР, и впоследствии вернулись на постоянное жительство в Россию. Если лицо отвечает всем этим условиям, то оно должно было приобретать российское гражданство не в порядке регистрации, а путем признания (СЗ РФ. 1996. N 21. ст. 2579).

Позднее вопросы, касающиеся приобретения российского гражданства в порядке признания и регистрации, нашли отражение в ФЗ от 24 мая 1999 г. "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (СЗ РФ. 1999. N 22. ст. 2670). В его ст. 11 было определено, что гражданами России признаются лица, состоявшие в гражданстве СССР, и их потомки по прямой нисходящей линии, не заявившие путем свободного добровольного волеизъявления о своем желании состоять в гражданстве других государств. Это было заметно более широкое по сравнению с Законом о гражданстве 1991 г. определение круга лиц, на которых распространяется приобретение российского гражданства в порядке признания, хотя такие вопросы должны решаться прежде всего в специальном законе, которым является Закон о гражданстве. То же относится и к положениям данной статьи о круге лиц, на которых был распространен регистрационный порядок приобретения российского гражданства. С принятием ФЗ о гражданстве 2002 г. статья 11 ФЗ от 24 мая 1999 г. утратила силу.

Предшествующее регулирование вопросов гражданства не утратило практического значения в современных условиях, поскольку, согласно ФЗ 2002 г., наличие у лица гражданства Российской Федерации, как и факта наличия у лица в прошлом гражданства СССР, определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, действующих на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства (п. 7 ст. 4). Исключение в 2002 г. признания российского гражданства как одно из оснований для его приобретения обосновывалось тем, что оно исчерпало себя, так как за прошедшие после принятия Закона 1991 г. более десяти лет все граждане СССР, пожелавшие подтвердить свое гражданство, могли сделать это. Хотя, как показывает практика, немало граждан бывшего СССР до сих пор обращаются с заявлениями о признании их российского гражданства.

В соответствии с ФЗ 2002 г. гражданство Российской Федерации приобретается по рождению, в результате приема (в общем и упрощенном порядке), восстановления, по иным основаниям, предусмотренным данным ФЗ или международном договором Российской Федерации.

Приобретение российского гражданства по рождению (ст. 12 ФЗ 2002 г.) осуществляется в основном в соответствии с принципом "права крови", т.е. зависит от гражданства родителей. В некоторых случаях применяется и принцип "права почвы", т.е. в зависимости от места рождения. При этом в полной мере соблюдается требование Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Международного пакта о гражданских и политических правах, которые предусматривают: "Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства".

Ребенок, родители которого или единственный его родитель на день рождения ребенка состоят в российском гражданстве, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения (п. "а" ч. 1 ст. 12 ФЗ 2002 г.). Так же решается вопрос, если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в российском гражданстве, а другой - лицо без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно. Если же один из родителей состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, ребенок приобретает российское гражданство при условии, что он родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства. В данном случае действует принцип "права почвы". Этот принцип действует и в двух следующих случаях приобретения ребенком российского гражданства: если на день его рождения оба родителя или единственный его родитель, проживающие на территории России, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются родители или его единственный родитель, не предоставляют ребенку свое гражданство; если неизвестны родители ребенка, находящегося на территории России, в случае если они не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

В Определении Конституционного Суда от 21 апреля 2005 г. N 118-О указывалось, что положение ст. 12 (п. "а" ч. 1) ФЗ от 2002 г. о приобретении ребенком российского гражданства по рождению независимо от места его рождения, если на день рождения ребенка оба родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации, по буквальному смыслу во взаимосвязи со ст. 3 ФЗ 2002 г. распространяется только на лиц, не достигших 18 лет. Однако это положение подлежит применению в системной связи с другими законоположениями, касающимися определения наличия у лица российского гражданства (в частности, ч. 7 ст. 4 ФЗ 2002 г.), и с учетом приведенной выше правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда от 16 мая 1996 г. N 12-П.

Из данной правовой позиции следует, что признание российского гражданства по рождению родителей в соответствии с Постановлением Конституционного Суда от 16 мая 1996 г. N 12-П является в силу принципа "права крови" (jus sanguinis), действовавшего, согласно законодательству, и в период существования СССР, основанием для признания российского гражданства по рождению и их ребенка - независимо от места его рождения на территории бывшего СССР, если только он не утратил это гражданство по собственному свободному волеизъявлению.

Таким образом, положение ст. 12 (п. "а" ч. 1) ФЗ 2002 г. о приобретении ребенком российского гражданства по рождению - в его конституционно-правовом смысле - распространяется также на лицо, оба родителя которого или единственный его родитель признаны гражданами Российской Федерации по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, при условии, что оно являлось гражданином бывшего СССР, не изъявило свободно своего желания прекратить принадлежность к российскому гражданству, не является гражданином другого государства и прибыло на постоянное жительство в пределы Российской Федерации (СЗ РФ. 2005. N 22. ст. 2196; РГ. 2005. 27 мая; ВКС РФ. 2005. N 5).

Прием в гражданство Российской Федерации еще одно основание для его приобретения, предусмотренное статьями 13 и 14 ФЗ о гражданстве 2002 г. Обратиться с заявлением об этом может любое дееспособное лицо, являющееся иностранным гражданином или лицом без гражданства, достигшее 18-летнего возраста и отвечающее установленным указанным в ФЗ требованиям. При этом ФЗ 2002 г. ввел новые понятия - "общего" и "упрощенного" порядка приема в российское гражданство.

Общий порядок (ст. 13) предусматривает рассмотрение вопросов гражданства и принятия решений по ним Президентом РФ в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, определенные ФЗ 2002 г. К таким условиям относится прежде всего проживание лица на территории России в течение пяти лет со дня получения вида на жительство (документа, подтверждающего разрешение на постоянное проживание на территории России) и до дня обращения с заявлением о приеме в российское гражданство. Этот срок сокращается до одного года для лиц, имеющих высокие достижения в области науки, техники и культуры, или если профессия либо квалификация лица представляет интерес для России. То же относится к тем, кто получил политическое убежище в России или признан беженцем. Не требуется наличия какого-либо срока проживания и вида на жительство для граждан государств, входящих в состав бывшего СССР, проходящих в течение не менее трех лет военную службу по контракту в России.

ФЗ 2002 г. ввел такие новые условия приема в российское гражданство, как обязательство соблюдать Конституцию и законодательство России; владение русским языком; наличие у лица законного источника средств к существованию; отказ от имеющегося иного гражданства, за исключением случаев, предусмотренных международным договором России или ФЗ 2002 г., либо если такой отказ невозможен в силу не зависящих от лица причин. Эти новые условия согласуются с практикой многих государств, положениями Европейской конвенции о гражданстве.

Упрощенный порядок (ст. 14) предусматривает рассмотрение вопросов гражданства и принятия решений по ним полномочными органами миграционной службы и МИДа в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, определенные ФЗ 2002 г. При этом ФЗ устанавливает дифференцированное применение данного порядка к различным категориям лиц.

Какой-либо срок проживания на территории России не требуется для иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих хотя бы одного родителя, являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего на территории России; или имевших гражданство СССР, проживавших и проживающих в государствах, входивших в состав СССР, не получивших гражданства этих государств и остающихся в результате этого лицами без гражданства; либо являющихся гражданами указанных государств, получивших среднее профессиональное или высшее образование в России после 1 июля 2002 г.

Требование о конкретном сроке проживания на территории России не распространяется на проживающих в России иностранных граждан и лиц без гражданства, если они родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР; или состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет; либо являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и являющихся российскими гражданами.

Требование о конкретном сроке проживания на территории России и представлении вида на жительство не распространяется на нетрудоспособных иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Россию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в России по состоянию на 1 июля 2002 г.

Такие условия приобретения российского гражданства, как конкретный срок проживания на территории России и обязательное представление вида на жительство, наличие законного источника средств к существованию, владение русским языком, не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Россию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированных по месту жительства в России по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получивших разрешение на временное проживание в России или вид на жительство, если эти лица до 1 января 2008 г. заявят о своем желании приобрести российское гражданство.

Конкретный срок проживания на территории России, представление вида на жительство, наличие законного источника средств к существованию, отказ от имеющегося иного гражданства, владение русским языком не требуются для ветеранов Великой Отечественной войны, имевших гражданство бывшего СССР и проживающих на территории Российской Федерации. Еще более льготные условия и без требования проживания в России распространяются на детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, один из родителей которого или единственный родитель имеет российское гражданство.

ФЗ о гражданстве 2002 г. в принципе приравнивает порядок восстановления в гражданстве Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, ранее имевших гражданство Российской Федерации, к общему порядку приема в российское гражданство. Единственным отличием от общего порядка является сокращение с пяти до трех лет требования о сроке проживания указанных лиц на территории России.

В ФЗ 2002 г. расширен перечень оснований для отклонения заявлений о приеме в российское гражданство и о восстановлении в нем. Эти основания распространяются на лиц, которые: а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя России или иными действиями создают угрозу безопасности нашей страны; б) в течение пяти лет, предшествующих дню обращения с заявлением по вопросу гражданства, выдворялись за пределы России в соответствии с федеральным законом; в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения; г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории России или за ее пределами; е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами России или иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу); ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

Гражданство Российской Федерации можно приобрести также в результате выбора гражданства (оптации) при изменении государственной границы России в соответствии с международным договором Российской Федерации и, как следствие, при изменении государственной принадлежности территории. Оптация осуществляется лицами, проживающими на этой территории, в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором.

К иным основаниям для приобретения российского гражданства относятся: усыновление (удочерение), опекунство, попечительство и др.

Основаниями для прекращения гражданства Российской Федерации являются: выход из гражданства, отмена решения о приеме в гражданство, выбор иного гражданства (оптация) при территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором государственной границы России, некоторые иные основания, предусмотренные ФЗ 2002 г., например применительно к ребенку при изменении гражданства родителей (ст. 18-21, 24-26). В общем порядке осуществляется выход из российского гражданства лиц, проживающих на территории России, в упрощенном порядке - лиц, проживающих на территории иностранного государства.

Интересам многих соотечественников, проживающих на территории бывших союзных республик СССР и стремящихся сохранить принадлежность к России, связи с ней, отвечает допускаемое Конституцией (ч. 1 ст. 62) и ФЗ 2002 г. (ст. 6) двойное гражданство (Российского и иностранного государства). Но для реализации такой возможности необходимо наличие соответствующего регулирования федеральным законом или международным договором между Российской Федерацией и тем или иным государством (государствами). Такие договоры - соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства - заключены пока только с Туркменистаном (вступил в силу 18 мая 1995 г.) и Таджикистаном (вступил в силу 7 октября 1995 г.) (см. комм. к ст. 62), а федеральный закон по данному вопросу до сих пор не принят.

В то же время с целым рядом государств ближнего зарубежья заключены двусторонние договоры, касающиеся вопросов гражданства, защиты прав соотечественников. Так, с 1997 г. действует Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами России, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию; аналогичное соглашение действует между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой. В январе 2000 г. Россия ратифицировала Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства. Все указанные соглашения предусматривают право приобретения при наличии определенных условий гражданства одной Стороны и выхода из гражданства другой Стороны в упрощенном порядке. Лишь несколько государств, в том числе Россия, подписали Конвенцию об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств - участников Содружества Независимых Государств от 19 января 1996 г., но ни одна из договаривающихся Сторон ее еще не ратифицировала. С рядом стран СНГ: Арменией, Казахстаном, Киргизией, Туркменистаном - Россия заключила в 1995-1997 гг. двусторонние договоры о правовом статусе граждан одной Стороны, постоянно проживающих на территории другой, которые вступят в силу по мере их ратификации.

2. Обладание российским гражданством является юридической основой, предпосылкой распространения на личность в полном объеме прав и свобод и несения равных обязанностей, предусмотренных Конституцией, что установлено в ч. 2 комментируемой статьи. А государство призвано гарантировать и защищать права и свободы своих граждан.

Большинство прав, свобод и обязанностей наравне с российскими гражданами распространяется в России и на иностранных граждан, лиц без гражданства. Однако последние не обладают целым рядом прав, на них не возлагаются некоторые обязанности, связанные с обязательной принадлежностью к российскому гражданству (см. комм. к ст. 62).

Договор о создании Союзного государства 1999 г. (ст. 14-16) и Устав Союза Белоруссии и России 1997 г. (ст. 2, 18), устанавливая гражданство Союза (граждане государств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства), предусматривают, что граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства-участника, если иное не предусмотрено законодательными актами этих государств, договорами между ними. Непосредственно из обладания гражданством Союза вытекают права: на участие в управлении делами Союза; избирать и быть избранным в парламент Союзного государства; на создание союзных общественных объединений; на свободное передвижение и постоянное проживание в пределах территории России и Белоруссии; на владение, пользование и распоряжение имуществом на территории другого государства-участника на тех же условиях, что и граждане этого государства; избирать и быть избранным в органы местного самоуправления на территории другого государства при постоянном проживании в нем и др. (СЗ РФ. 1997. N 30. ст. 3596; 2000. N 7. ст. 786).

3. В полном соответствии со ст. 15 Всеобщей декларации прав человека часть 3 комментируемой статьи определяет, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип впервые закреплен в Конституции и отражен в ФЗ о гражданстве 2002 г. ч. 1 ст. 4. Он гарантирует право человека на гражданство, свободное осуществление гражданами своих прав и свобод без боязни утратить гражданство, например за инакомыслие или длительное проживание за границей. А именно по этим и им подобным причинам лишались советского гражданства, а порой и высылались за пределы страны многие лица и группы лиц на протяжении всей истории развития Советского государства.

ФЗ о гражданстве особо оговаривает, что проживание гражданина России за ее пределами не прекращает его гражданства ч. 3 ст. 4 и что российским гражданам, находящимся за пределами страны, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации (ст. 61 Конституции, ст. 7 ФЗ 2002 г.). ФЗ о гражданстве возлагает на органы государственной власти, дипломатические представительства и консульские учреждения, их должностных лиц обязанность содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена возможность пользоваться всеми правами, установленными Конституцией и законами России, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государства проживания или пребывания граждан России, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы ч. 2 ст. 7.

В то же время, согласно ст. 61 (ч. 1) Конституции, гражданин России не может быть выслан за пределы страны, а также выдан (это касается преступников) другому государству ни по каким основаниям. Этому конституционному положению противоречила норма ст. 1 (ч. 3) Закона о гражданстве 1991 г., исходя из которой была возможна выдача российского гражданина другому государству на основании закона или международного договора Российской Федерации. Правда, указанная норма Закона фактически утратила силу с принятием Конституции 1993 г. как правового акта высшей юридической силы, решившего вопрос иначе. В ФЗ о гражданстве 2002 г. воспроизведено положение ч. 1 ст. 61 Конституции, а в действующем уголовном законодательстве установлено: российские граждане, даже совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству (ч. 1 ст. 13 УК), что, однако, не означает отказа от уголовного преследования таких лиц по российским законам (ст. 12 УК РФ).

Вместе с тем Конституция гарантирует право изменить свое гражданство. Это право может быть реализовано путем выхода из российского гражданства или выбора гражданства (оптации). Изменение гражданства осуществляется только на основе добровольного волеизъявления лица, но не может быть односторонней акцией, так как гражданство характеризуется взаимной ответственностью государства и личности и регламентируется законом.

ФЗ о гражданстве указывает на основания, по которым может быть отказано в выходе из российского гражданства (ст. 20). Выход из гражданства не допускается, если гражданин имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом (например, по уплате налогов); привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

С 1 сентября 2017 года вступил в силу обновленный закон федерального уровня « », регламентирующий порядок получения статуса гражданина РФ и вопросы относительно того, в каком случае гражданин Российской Федерации может быть лишен гражданства. Основные поправки в новом законодательном акте коснулись упрощения процедуры приобретения российского паспорта гражданами Украины, а также изменений условий для аннулирования уже полученного паспорта РФ. Подробнее о процедуре лишения статуса российского гражданина – далее.

В тексте нормативного акта, принятого в этом году, перечислены все законные основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Отказ от гражданства – решение исключительно добровольное. Нельзя лишить российского паспорта того, кто не хочет с ним расставаться. Но есть исключения из этого правила.

Так, законопроект о лишении гражданства РФ говорит следующее: человека, получившего ранее российский паспорт, ожидает лишение гражданства за терроризм, если по решению суда он был признан виновным в организации террористического акта, захвате заложников, действиях, направленных на разжигание национальной розни или создание вооруженной группировки. Помимо терроризма, существуют другие основания для потери статуса гражданина России:

  • смена гражданства России на право обладать паспортом другой страны, законодательство которой не подразумевает двойного гражданства и требует аннулирования российского паспорта для получения местного;
  • переход ребенка в число граждан страны своих родителей, усыновителей либо тех, кто оформил попечительство;
  • утрата права на российский паспорт в связи с выявлением предоставления иммигрантом или лицом, не имеющим гражданства, ложных сведений при получении российского паспорта. Аннулирование происходит по соответствующему решению суда.

Если человек не сам принял решение об отказе, то принудительная утрата гражданства возможна только в соответствии с предусмотренными в законе основаниями. Другие причины не могут выступать в качестве мотива для аннулирования гражданства.

Способы проведения процедуры

Упрощенная схема

Подразумевает возможность отказаться от российского паспорта по упрощенной схеме. Возвращаться на родину для отказа от гражданства при реализации этой схемы не потребуется. Помимо стандартного пакета документов, тем, кто оформляет отказ за рубежом, также следует предоставить:

  • подтверждение о снятии с регистрации по адресу постоянного проживания на территории России;
  • справку о правомерности нахождения на территории страны, где оформляется отказ.

Новый закон о лишении гражданства так же, как и предшествующий ему нормативный акт, позволяет подать документы в дипломатическое представительство или России в стране пребывания тем, кто постоянно проживает в другой стране, а также детям, родители которых имеют гражданство другой страны.

Перечень документов

Для того чтобы отказаться от паспорта и гражданства России, помимо непосредственно заявления об отказе, также понадобятся:

  • действующий гражданский паспорт заявителя;
  • справка из налоговой инспекции, подтверждающая, что у заявителя отсутствуют какие-либо непогашенные обязательства перед государством. Такая справка выдается в течение 10 дней с момента запроса;
  • квитанция, подтверждающая оплату госпошлины;
  • документ, подтверждающий получение заявителем гражданства другой страны;
  • 3 цветных или черно-белых фотографии заявителя размером 3х4 см;
  • свидетельство о смене личных данных для тех, кто менял фамилию и/или имя.

Помимо оригиналов документов и справок, к заявлению прилагают их копии.

Куда они подаются



В случае обращения за аннулированием гражданства на территории РФ, документы подаются в территориальное управление по вопросам миграции МВД России. Если гражданин РФ находится за границей, обращаться следует в посольство, консульство или диппредставительство, расположенное на территории страны проживания.

Сколько ждать

Отказ от гражданства, так же, как и урегулирование вопроса о том, занимает много времени. При упрощенной схеме подачи документов на получение справки об аннулировании статуса гражданина уйдет до полугода, при оформлении в обычном порядке – до одного года.

В каких случаях в прекращении будет отказано

Действующий свод законов подразумевает запрет на лишение гражданства Российской Федерации, если:

  • человек, подавший заявление, имеет задолженность перед государством по налогам;
  • в отношении претендующего на аннулирование статуса гражданина РФ возбуждено уголовное дело либо по делу уже вынесен приговор, имеющий обвинительный характер;
  • у заявителя есть непогашенные кредиты в российских банках;
  • человек, подавший прошение об отказе от паспорта РФ, имеет статус военнообязанного, но не отслужил в армии.

Если имеет место быть хотя бы одна из ситуаций, описанных в пунктах выше, прекращение российского гражданства невозможно. Чтобы иметь возможность аннулировать гражданство РФ и получить статус гражданина другой страны, необходимо сначала урегулировать все вопросы, связанные с обязательствами перед налоговой службой и другими организациями, а затем повторно подать заявление. Прежде чем отказываться от российского паспорта, нужно взвесить все за и против, чтобы потом не мучиться вопросом, что делать, если лишили гражданства РФ.

В России новый закон о гражданстве: Видео

Выбор редакции
Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...

В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...

Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...

С древнейших времен и среди всех народов мужская сила и выносливость были одной из самых значимых человеческих ценностей. Слабый в...
Очищение кишечника соленой водой издавна используется в нетрадиционной медицине как метод избавления от застойных явлений, избытка...
Что делать, если диеты не помогают, а голодать не хватает силы воли и возможностей? Остается надежное и проверенное средство — заговор...
Детальное описание из нескольких источников: «молитва за поступление ребенка в вуз» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном...
При своевременно назначенном и эффективном лечении анализ крови СРБ покажет уменьшение концентрации белка уже через несколько дней....
У многих есть мечта: иметь доступ к неиссякаемому фонтану достатка и прибыли. Если получится, то на постоянной основе. А что вы можете...