Новосибирский государственный областной дом народного творчества. Николай кудрин - ноты для голоса, фортепиано, баяна Учебники и учебные пособия


Организатор высшего образования, ректор с 1961 г. по 1989 г. Доктор технических наук , профессор кафедры металлургии стали МВМИ. Лауреат Государственной премии СССР , премии имени И. П. Бардина , заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1977 г.)

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Дискуссия «Не соврешь - не расскажешь? Границы допустимого при переводе с научного на человеческий»

Субтитры

Биография

Виктор Александрович Кудрин родился 16 октября 1926 г. Трудовую деятельность начал в 17 лет в 1943 г. подручным сталеваром мартеновского цеха завода «Серп и молот» . В октябре 1943 г. поступил, а в июне 1948 г. закончил . В студенческие годы он был активным участником и старостой студенческого научного кружка, руководителями которого были доценты Е.В. Абросимов и Г.Н. Ойкс . После окончания вуза зачислен в аспирантуру кафедры металлургии стали МИС. После защиты кандидатской диссертации оставлен для работы на кафедре. В 1953–1955 гг. работал в Министерстве высшего образования СССР , в 1955 г. вернулся на работу в Институт стали.

В 1961 г., в возрасте 35 лет, доцент В.А. Кудрин был назначен ректором и одновременно стал работать на кафедре металлургии и электрометаллургии стали этого вуза. Ректором МВМИ был около 30 лет, до 1989 г., передав руководство вуза своему ученику Г.Н. Еланскому.

В 1966 г. В.А. Кудрин защитил докторскую диссертацию, а в 1967 г. ему было присвоено учёное звание профессора, и он был избран заведующим кафедрой металлургии стали МВМИ, проработал в этой должности до 1993 г.

Научная и педагогическая деятельность

За годы ректорства В.А. Кудрина произошло становление МВМИ как органи­зации с хорошо поставленной учебной, учебно-методической, научной и воспитательной работой, вуз при­обрел известность в стране и за рубежом.

Создатель и идеолог комплекса основных приёмов и методов работы со студентами-вечерниками, который получил наименование «Система МВМИ» . Является инициатором и автором новых учебных планов для студентов-вечерников, обеспечивших расширение профиля выпускаемых специалистов, системы организации научно-исследовательской работы студентов, обучающихся без отрыва от производства. В эти годы в институте открыты новые специальности, специализации, лаборатории, факультеты, произошло тесное сближение вуза и промышленных предприятий, научных и проектных организаций, во многих из них были созданы отделения вуза.

В.А. Кудрин, работая вначале в МИСиС, а затем в МВМИ, активно участвовал в проведении научных исследований на металлургических заводах "Серп и молот", им. Серова , "Красный Октябрь" , Златоустовском , Череповецком , Кузнецком металлургических комбинатах и др. В этих исследованиях решались важные проблемы металлургии: применения кислорода и природного газа в мартеновских печах; повышения качества подшипниковых и конструкционных старей; рафинирования стали порошкообразными реагентами и газами; строения и свойств расплавленных сталей и использования этой информации для рациональной технологии выплавки; рафинирования стали от цветных металлов; конструирования водоохлаждаемых сводов дуговых печей и др.

Имеет более 70 авторских свидетельств и патентов на изобретения, является автором 300 публикаций, в том числе 10 монографий, среди них "Выплавка качественной стали в мартеновских печах", "Внепечная обработка чугуна и стали", Применение природного газа в мартеновских печах", Строение и свойства жидкого металла - технология плавки - качество стали", "Водоохлаждаемые своды электродуговых печей", "Рафинирование стали порошками в печи и ковше" и др.

В. А. Кудрин является автором ряда учебников для вузов. Это "Металлургия стали" (2 издания, учебник переведен на английский и испанский языки), "Общая металлургия" (6 изданий, перевод на испанский, четвертое издание отмечено Государственной премией СССР), "Внепечная обработка стали". Им подготовлены более ста инженеров, около сорока докторов и кандидатов технических наук.

Был членом Совета по научной работе студентов СССР и РСФСР, членом экспертного совета по металлургии ВАК СССР , членом НТС Минчермета СССР , членом советов ГКНТ СССР и Миннауки РФ, редколлегий журнала "Сталь" и реферативного журнала "Металлургия", диссертационных советов при МИСиС и МВМИ, председателем Головного совета по металлургии Минвуза РСФСР, являлся народным депутатом нескольких созывов.

Основные работы

Монографии

  • Козлов Л.И., Левитин С.С., Курочкин Б.Н., Черненко М.А., Кудрин В.А. Применение природного газа в мартеновских печах. М.: Металлургиздат, 1962.
  • Кудрин В.А. Выплавка качественной стали в мартеновских печах. М.: Металлургия, 1970.
  • Кудрин В.А., Парма В.М. Технология получения качественной стали. М.: Металлургия, 1984.
  • Еланский Г.Н., Кудрин В.А. Строение и свойства жидкого металла. Технология плавки – качество стали. М.: Металлургия, 1984.
  • Кудрин В.А., Сосонкин О.М. Водоохлаждаемый свод электродуговой печи. М.: Металлургия, 1985.
  • Смирнов Н.А., Кудрин В.А. Рафинирование стали продувкой порошками в печи и в ковше. М.: Металлургия, 1986.
  • Совершенствование и модернизация технологий сталеплавильного производства: моногр./под ред. проф. В.А. Кудрина. М., 2011.

Учебники и учебные пособия

  • Кудрин В.А. Теория и технология производства стали: учеб. для вузов. М.: Мир, 2003.
  • Воскобойников В.Г., Кудрин В.А., Якушев А.М. Общая металлургия. учеб. для вузов. Шесть изданий. М.: Металлургия, 1967, 1973,

1979, 1985, 2000, 2002.

  • Кудрин В.А. Внепечная обработка чугуна и стали. М.: Металлургия, 1992.
  • Кудрин В.А. Металлургия стали: учеб. для вузов. Два издания. М.: Металлургия, 1981, 1989.
  • Вишкарев А.Ф., Кудрин В.А., Поволоцкий Д.Я. Внепечная обработка стали: учеб. для вузов. М.: МИСиС, 1995.
  • Кудрин В.А. Ресурсосбережение в металлургии и проблемы охраны природы. М.: МГВМИ, 2000.

А для людей старшего поколения ответ очевиден: Кудрин - это душа народа. Никто не смог так выразить душу его, чаяния, надежду и веру, любовь к родной земле. Так вобрать в песенное полотно просторы русских полей, гулкий шум лесов сибирских, бескрайние просторы степей. Кудрин - плоть от плоти своего народа. Деревенский мальчишка, выросший в сибирской глубинке, в селе Вассино Тогучинского района Новосибирской области. Самородок, уникальный и неповторимый.

И подумалось: ведь на самом деле во всей России нет такого человека, как Николай Михайлович Кудрин. Он - единственный. Заслуженный деятель искусств, заслуженный работник культуры Российской Федерации, один из 25 земляков, получивший почётное звание «Человек ХХ века Новосибирской области». Его песни ушли в народ. Мало того - в народ других стран. Почитатели творчества композитора вспоминают, как, приехав в Швейцарию, услышали летящую над каким-то озером тёплым летним днём кудринскую «Деревеньку». Как в Германии немецкий народ поёт «Перепёлку». В Японии - «Сапожки русские». А в России его песни поют повсеместно. И на вопрос «Чья это песня?» отвечают: «Народная». Это ли не мерило человеческого таланта! Высшее признание творчества самобытного сибирского автора.

Прошедший в минувшее воскресенье в Центральном парке праздник кудринской песни, посвящённый его памяти (28 августа 1997 года Николай Кудрин ушёл из жизни, и ежегодные песенные фестивали стали традицией), собрал более 300 участников. Около 30 популярных самодеятельных коллективов собралось из районов Новосибирска и области, чтобы почтить своим творчеством память об этом удивительном человеке, певце земли сибирской. И число участников растёт с каждым годом. Более четырёх часов шел народный песенный марафон. Центральный парк - любимое место отдыха горожан. Привлечённые звонкими и озорными, лирическими и проникновенными мелодиями, подходили всё новые и новые группы людей. Подпевали исполнителям, хлопали, плясали и плакали. И опять, и опять повторялось: улыбки и слёзы, песни и аплодисменты.

Начало праздника. Участники выходят на сцену. Но она мала для такого количества песенных коллективов, и исполнители стоят на площадке перед сценой. Нина Павлова песней Геннадия Лукашова на слова поэта Валерия Ржанникова «Кудринский хлеб» открывает фестиваль: «Кудринский хлеб откушать, словно музыку послушать…». Вступают все хоры. На рушниках выносят хлеб. Факелом памяти летят искры бенгальских огней. У песни своя история: технологи комбината «Новосибхлеб» разработали рецептуру хлеба и назвали его «Кудринский»; он появился на прилавках Новосибирска к 70-летию композитора, до которого тот не дожил совсем немного. «За одну только песню «Хлеб всему голова» Николая Михайловича можно назвать народным композитором», - говорит начальник отдела культуры Центрального района Новосибирска Наталья Галкина, выразив благодарность организаторам и участникам фестиваля и вручив почётную грамоту Нине Степановне Павловой, стараниями которой живет песенный кудринский праздник.

А на сцене - калейдоскоп искромётного народного действа. Звучат песни народные, любимые Николаем Михайловичем, песни Геннадия Заволокина, известных новосибирских композиторов, продолжателей кудринских традиций, Сергея Веселова и Геннадия Лукашова, и, конечно, песни Кудрина, ставшие народной классикой. Невозможно перечислить всех исполнителей. Это и ансамбли «Радуга» из Верх-Тулы (худ. рук. Пётр Гордеев) и «Веселинка» (худ. рук. Людмила Островская), и мужской вокальный ансамбль «Факел» (худ. рук. Юрий Киселёв), и прославленный ансамбль песни и танца «Ваталинка» (хормейстер Светлана Гутова, балетмейстер Оксана Яненко). В будущем году «Ваталинке» исполняется 55 лет. В 70-е годы коллективом руководил Николай Кудрин, здесь впервые были исполнены «Деревенька» и другие всемирно известные сегодня его песни. Ансамбль - лауреат всероссийских и областных конкурсов, в частности конкурса памяти Кудрина (1-я премия). 10 лет участвует в фестивале хор русской песни НГТС (худ. рук. Валерий Денисов). Запомнилось зрителям яркое выступление хора ветеранов ДК «Энергия» «Оптимист» (рук. Галина Ильиных), ансамбля песни и танца ДК железнодорожников (худ. рук. Николай Гнучев), дипломантов всероссийского конкурса «Серебряные голоса» ансамбля «Бедовые девчата» (худ. рук. Владимир Коновалов). Проникновенно исполнили кудринские «Песню под тальянку» ансамбль народной песни «Затоночка» (худ. рук. Галина Юркина), «Калину» - ансамбль народной песни «Вдохновение и Вера» (худ. рук. Вера Киселёва). «Как за сердце берёт!» - выразила свои чувства, которые, думается, испытывал каждый, одна из зрительниц.

Выступление театра «Куклы смеются» под руководством заслуженного артиста России Виктора Кукоша вызвало всеобщий восторг, особенно у малышей. Их как магнитом притянуло к сцене, они завороженно внимали чудачествам кота Всезнайки в виртуозном исполнении Виктора Трофимовича. «Это любимый номер Кудрина», - сказал он. Со дня основания театра в 1991 году работал в нём заведующим литературной частью Николай Михайлович. Для театра написал детскую оперу на либретто Самуила Маршака «Гуси-лебеди», фрагменты которой были показаны зрителям.

Кульминация фестиваля. Нина Павлова и Сергей Веселов, как реквием - торжественно и страстно, - исполняют песню «Памяти Кудрина» на стихи землячки композитора Лидии Куприяновой: «Гордится и любит, и помнит Россия о сыне ушедшем, навеки родном…» К этим словам нечего добавить. Кудрин - наша гордость и слава. Фестиваль его памяти - яркое тому подтверждение. Организаторами на протяжении девяти лет неизменно являются администрации Центрального района и парка «Центральный». А размах фестиваля, следует заметить, давно перерос районный масштаб, являясь, по сути, областным. И администрации области, мэрии Новосибирска пора подумать об иной форме его организации. Чтобы песенный праздник кудринской песни действительно гремел по всей Сибири, по всей стране. Ведь наш Кудрин - один такой на всю Россию.

В 1967 году семья переезжает в г. Тукумс, там идет в первый класс школы.

В феврале 1968 года отца направляют служить в Монголию, семья едет вместе с ним. С 1971 по 1974 году живет в г. Борзя Читинской области. В 1974-1977 годах живет в Архангельске, там же заканчивает среднюю школу.

В 1978 году зачислен на отделение политэкономии экономического факультета (вечерняя форма обучения) Ленинградского Государственного Университета. Тогда же по совету отца устраивается на работу в Академию тыла и транспорта Министерства обороны СССР, работает автомехаником, а затем инструктором практического обучения лаборатории двигателей на кафедре эксплуатации армейской автомобильной техники.

По окончании второго курса переводится на дневное отделение. Обучается на военной кафедре и проходит военные сборы в артиллерийской части на полигоне Струги Красные Псковской области. Получает звание лейтенанта.

После окончания экономического факультета ЛГУ в 1983 году распределен в Институт социально - экономических проблем Академии наук СССР.

Работа в Санкт-Петербурге

С 1983 года по 1985 год - стажер-исследователь в Институте социально - экономических проблем Академии наук СССР.

В декабре 1985 года поступил в очную аспирантуру Института экономики АН СССР. В 1987 году защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Сравнимость в механизме реализации отношений экономического соревнования».

В 1988 году возвращается в Институт социально - экономических проблем АН СССР, работает научным сотрудником.

В 1990 году получает предложение заняться практической работой в исполкоме Ленсовета и решает на время оставить научную деятельность.

С октября 1990 года - заместитель председателя Комитета по экономической реформе исполкома Ленсовета. После ликвидации Комитета по экономической реформе перешел в Комитет по управлению Ленинградской зоны свободного предпринимательства.

С ноября 1991 по 1992 год - заместитель председателя Комитета по экономическому развитию.

С августа 1992 по 1993 год - председатель Главного финансового управления мэрии Санкт-Петербурга (впоследствии переименованного в Финансовый комитет).

С 1993 по июнь 1996 года - заместитель, первый заместитель мэра, член Правительства города, председатель Комитета экономики и финансов мэрии Санкт-Петербурга.

Работа в Москве

В августе 1996 года - Указом Президента Российской Федерации назначен заместителем руководителя Администрации Президента Российской Федерации, начальником Главного Контрольного управления Президента Российской Федерации.

В марте 1997 года Указом Президента Российской Федерации назначен первым заместителем Министра финансов Российской Федерации.

С января 1999 года - Первый заместитель председателя правления РАО «ЕЭС» России.

В июне 1999 года назначен Первым заместителем Министра финансов Российской Федерации.

Министр финансов

С мая 2000 года

С 9 марта 2004 года Указом Президента Российской Федерации назначен Министром финансов Российской Федерации.

С сентября 2007 года Указом Президента Российской Федерации назначен заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром финансов Российской Федерации.

Освобожден от занимаемой должности 26 сентября 2011 года указом №1251 Президента Российской Федерации.

После отставки вернулся к научной деятельности, а в 2012 году выступил с инициативой создания Комитета гражданских инициатив – сообщества профессионалов, способных предложить альтернативные решения стоящих пред страной проблем.

С апреля 2012 года – председатель Комитета гражданских инициатив.

С апреля 2016 года по ноябрь 2018 года возглавлял Центр стратегических разработок. Также, в 2016 году был назначен заместителем председателя Экономического совета при Президенте России.

В мае 2018 года назначен на должность Председателя Счётной палаты Российской Федерации.

Автор более 30 научных работ в области экономики и финансов. Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2010 года №1185 награжден орденом «За заслуги перед отечеством III степени» за большой вклад в проведение государственной финансовой политики и многолетнюю добросовестную работу.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года №1669-Р награжден медалью Столыпина П. А. I степени за активное участие в разработке основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации.

В 2004 году Алексей Кудрин был назван британским журналом «The Banker» министром финансов года, став победителем в двух категориях: «Мировой министр финансов года» и «Министр финансов года стран Европы».

В 2006 году британская газета «Emerging markets» назвала Алексея Кудрина лучшим министром финансов среди европейских стран с развивающимся рынком.

В 2010 году британский журнал «Euromoney» назвал Алексея Кудрина лучшим министром финансов года. По словам издателя журнала Падраика Фэллона, Кудрин был отмечен наградой в первую очередь за то, что «преодолев ощутимое политическое давление, добился создания Резервного фонда, который позволил России выйти из глобального финансового кризиса в гораздо лучшей форме, чем ожидали эксперты».

В 2018 году защитил докторскую диссертацию по теме "Теоретические и методологические подходы к реализации сбалансированной и эффективной бюджетной политики".

Играет в хоккей и большой теннис. Увлекается джазом и классической музыкой.

Офицер запаса.

Женат, имеет сына и дочь.

Декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ
Член Попечительского совета СПбГУ
Председатель Попечительского совета Института Гайдара
Заместитель председателя Экономического Совета при Президенте России, член президиума Экономического Совета при Президенте России
Председатель Попечительского совета Северного арктического федерального университета
Член Попечительского совета Фонда Егора Гайдара
Член Совета директоров Российской экономической школы
Член Совета при Президенте России по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей
Член Попечительского совета Европейского университета в Санкт-Петербурге

С 25 сентября 2019 года – председатель Международной организации высших органов аудита (ИНТОСАИ)

Её автор и ведущий народный артист России Виктор Татарский проникновенно и доверительно - в манере, не терпящей суеты, читает письма слушателей с житейскими историями, рассказами о судьбах, с воспоминаниями о песнях... А откликом на каждое письмо звучит песня или мелодия, которая, быть может, ещё ни разу не была в эфире... И, порой, так происходит, что разыскать в фонотеке радио музыкальные произведения, о которых вспоминают слушатели, не представляется возможным. Тогда Виктор Витальевич Татарский обращается к помощникам передачи - коллекционерам грамзаписей с просьбами о поиске раритетных фонограмм. Об истории розыска одной из таких записей и пойдёт речь на этой странице сайта.

Почта доставила на «Радио России» письмо, в котором содержится воспоминание о песне «Деревенька моя» композитора Николая Кудрина. В самом начале 1970-х годов Николай Михайлович Кудрин подарил эту песню народному хору из рабочего посёлка Сузун Новосибирской области, с которым сотрудничал. И Сузунский хор стал первым исполнителем «Деревеньки». С этой песней хор представлял Новосибирскую область в Москве на Всероссийском смотре сельской художественной самодеятельности, посвящённом 50-летию образования СССР. В 1974 году в исполнении Сузунского русского народного хора песня «Деревенька моя» была впервые записана на грампластинку, а три года спустя эта запись вошла в программу ещё одного винилового диска-гиганта - «Сибирский сувенир», представлявшего лучшие творческие коллективы и вокалистов Новосибирской области.

Песня «Деревенька моя» стала широко известна и популярна; её поют и поныне... Однако, когда «Радио России» потребовалась фонограмма Сузунского русского народного хора, оказалось, что грампластинки, на которых она была издана - филофоническая редкость. Пластинок не нашлось ни у крупнейших в России коллекционеров грамзаписей, ни в самой фирме «Мелодия» (даже магнитофонная плёнка с песней не сохранилась у издателя), нет искомых пластинок и в обширном аудиофонде Российской Государственной библиотеки... Запись песни искали не только в Москве, где сосредоточены крупнейшие фонотеки страны, но и на родине хористов - в Новосибирской области при активном содействии сотрудников Новосибирского государственного областного Дома народного творчества и журналиста ГТРК «Новосибирск» Надежды Соколовой:

В интервью информационной программе «Вести Новосибирск», фрагмент которого вошёл в телесюжет, участницы первого состава Сузунского русского народного хора Галина Егоровна Ильичёва и Надежда Константиновна Строганова поведали о том, что «когда композитор Николай Кудрин написал песню "Деревенька моя", руководители хора с удовольствием взяли её в репертуар - всем песня очень понравилась. Ведь, в ней и мелодия, и стихи прекрасные... Когда поёшь "Деревеньку...", кажется, что слова песни словно из глубины души звучат - в песне всё и просто и, в то же время, очень образно, ёмко, напевно... Замечательная песня, ставшая визитной карточкой Сузунского хора!

Появился хор в 1968 году благодаря заслуженной артистке России Александре Ивановне Поповой, а также Павлу Захаровичу Полевахо и Борису Николаевичу Назарову. С нашим хором около двух лет братья Геннадий и Александр Заволокины работали - их творческий путь начинался в Сузуне. Это было ещё на рубеже 60-х - 70-х годов. Они преподавали в музыкальной школе и работали аккомпаниаторами в хоре. Заволокиных сразу видно было, что это профессионалы своего дела, очень талантливые ребята! Песни Геннадия Заволокина мы тоже пели: "Ой, какая за деревней тает в небе синева. Ой, какие задушевные у милого слова..."

В то время хор часто выступал на песенных смотрах и был одним из лучших хоров Сибири; дважды становился лауреатом Всероссийского смотра художественной самодеятельности; выезжал на гастроли не только по Советскому Союзу, но и за рубеж: мы пели в Чехословакии, Югославии, Болгарии, Венгрии, Австрии, Португалии и даже в Японии! Сузунский хор давал более ста концертов в год; ему присвоили почётное звание народного коллектива. Помимо нас, хористов, в коллективе были танцевальная группа и оркестр русских народных инструментов!

Но времена меняются... Хор и сейчас есть - молодёжь в нём поёт, но репертуар другой. Мы не сожалеем об этом, просто, хор в несколько ином направлении развивается. Да и время нынче другое...»

После выхода в телеэфир сюжета о поиске пластинок Сузунского русского народного хора, как сообщила сайту «сайт» его автор Надежда Соколова, в редакцию «Вестей Новосибирска» последовали десятки откликов - звонили зрители, в домашних фонотеках которых сохранились грампластинки Ольги Воронец, Нины Пантелеевой, других артистов и коллективов с записью «Деревеньки», но только не в исполнении Сузунского хора! И лишь сотрудники Новосибирской государственной областной научной библиотеки смогли найти редчайшую запись: в фондах библиотеки сохранились обе разыскиваемые пластинки с песней «Деревенька моя» в исполнении Сузунского русского народного хора. Об этом и рассказала в новом сюжете журналист:

Композитор Николай Кудрин вспоминал о том, что «Деревеньку» написал во время поездки с концертами в Кыштовский район Новосибирской области. Увидел в местной газете стихи Владимира Гундарева и песня родилась буквально сразу - настолько напевны были сами стихи...

Предваряя выпуск радиопередачи «Встреча с песней», в котором Виктором Татарским будет прочитано письмо о песне «Деревенька моя» и прозвучит запись Сузунского русского народного хора, сайт «сайт» впервые в интернете публикует редчайшую фонограмму песни:

«Деревенька моя»

(Николай Кудрин - Владимир Гундарев)

Сузунский русский народный хор

Николай Кудрин. Судьба и песни.

Песни Николая Михайловича Кудрина знакомы уже нескольким поколениям и не только по грамзаписям: счастливая судьба у песен сибирского композитора - их любят и поют по всей стране, нередко считая народными... «Когда Николай Михайлович сочинял музыку "Деревеньки", то он село Вассино Тогучинского района, в котором родился, представлял!» , - рассказывает супруга композитора Наталья Кудрина-Столярова, - «Помню, в зарубежной поездке были. Едем в автобусе из Румынии в Болгарию. Вдоль дороги мелькают деревья... И вдруг на просторе красивая деревенька открывается взору... Тут все как один, не сговариваясь, запели песню "Деревенька моя"... Кто слова подзабыл, я напоминала... Сейчас, когда одна бываю дома, слушаю записи "Деревеньки" или сама напеваю - это моя любимая песня!» .

Наталья Андреевна, Вы создавали обложки песенников Николая Кудрина, в том числе нотного сборника с названием «Деревенька моя»...

Это 76-й год... Нашему сыну Коле месяцев пять было и по ночам, когда он засыпал, я рисовала обложку. Но первоначально название сборника было по другой известной песне Николая Михайловича - «Хлеб - всему голова». Помню, пришли к главному художественному редактору Западносибирского издательства Виталию Минько показать вариант обложки: на вишнёвом фоне орнамент «огуречного цвета»; как бы приоткрытая сцена, виднеется пшеничное поле - колоски и вдали домик... А Виталий Порфирьевич, вдруг, говорит: «Давайте, назовём сборник "Деревенька моя" - эту песню знают лучше, чем "Хлеб - всему голова"!» И тогда я в другой - зелёно-бирюзовой гамме обложку сделала, а вспоминая слова песни: «...в веснушках черёмух стоишь над рекой...», нарисовала белые лепестки, словно снежинки падают и орнамент... Получилось, как будто артисты в кокошниках стоят. Узоры сделала и отражение в воде, серединку которого стилизовала под колоски. Получилось и декоративно, и красиво, и по-народному!

Я архитектор по образованию, работала в Новосибирском государственном проектном институте. А страсть моя - рисовать, создавать орнаменты! Поэтому, вечерами и по ночам часто рисовала: наброски, эскизы делала, книги оформляла - сказки для детей. Книжки «Дюймовочка», «Морозко», «Серебряное копытце» с моими рисунками несколько раз переиздавались; за оформление этих книг имею награды! А ещё костюмы артистам создавала. В тёмно-синих бархатных платьях, сшитых по моим эскизам, Сибирский хор пел. И Людмиле Зыкиной платье также по придуманному мною эскизу сшили. Певица в нём выступала! Людмила Георгиевна была дружна с Николаем Михайловичем Кудриным, гостила у нас. Помню, она попросила нарисовать ей платье, но только такое, чтобы не полнило её фигуру. Зыкиной понравился насыщенный, глубокий изумрудный цвет и изображение кисти рябины на груди и на плече... И юбка тоже с изображением рябины... А сама певица как-то мне призналась в том, что получает истинное наслаждение, если удаётся заняться вышиванием - говорила о том, что очень вышивать любит...

Песни Николая Кудрина пели Ольга Воронец, Людмила Зыкина, Нина Пантелеева, Галина Меркулова, Галина Белаш, Татьяна Хохлова, Сибирский и Сузунский русские народные хоры, ансамбль «Ваталинка» и ещё многие и многие артисты. Знаю, была у Николая Кудрина и собственная вокальная группа...

Бригада творческая была, концерты которой назывались, как и радиопередача - «Встреча с песней». Вполне возможно, что эта передача как раз и послужила идеей названия концертной программы (Николай Михайлович очень любил слушать радио!). Пели в группе Валентина Авдеенко-Михайлова, Галина Юдина, Галина Меркулова, Ольга Кулагина. По городам и весям сибирским выступали. А я афиши им рисовала, красивые костюмы певицам придумывала!..

- А в гастрольные поездки с Николаем Михайловичем отправлялись?

Обычно, напеку пирогов и спешу с гостинцами провожать артистов на гастроли! Старалась и Николаю Михайловичу помогать - у него, ведь, ещё с фронтовых лет правое плечо побаливало и я помогала ему баян нести... В поездках с ним была - это незабываемо! Помню, после одной из них так впечатлилась концертом, что, пока обратно ехали в электричке, всё заметки делала в тетрадке, чтобы ничего не забыть. А потом статью в газету написала, назвав её «Встреча с песней», в которой рассказала о том, что меня более всего поразило. Казалось бы: изнурительная поездка - бездорожье, неизбежная усталость... И наши артистки - обыкновенные люди... Но когда после этой долгой дороги выходили на сцену в нарядных костюмах - волшебство происходило - так они преображались, словно и не было утомительного пути, словно нет усталости! А главное, какой зритель! В дальние деревеньки приезжали - пока доберёшься, уже и поздний-поздний вечер... Но зрители в, порой, холодных, плохо отапливаемых клубах ждали нас, не расходились по домам - и с малыми детьми сидели на неудобных деревянных скамьях в ожидании встречи с Николаем Кудриным и его песнями...

«Сапожки русские»

(Николай Кудрин - Александр Щербань)

Нина Пантелеева

- Наталья Андреевна, а как произошло Ваше знакомство с Николаем Михайловичем Кудриным?

Николай Михайлович старше меня на 17 лет. Когда он вернулся в Новосибирск после службы на флоте, я только родилась... А встретились, когда мне 19 лет было - в то время я на первом курсе Архитектурного института училась... Меня баба Маша воспитывала - приёмная мама - Мария Алексеевна Столярова, она и дала мне свою фамилию. Жили мы в доме на Привокзальной площади в одном подъезде с артистами знаменитого на всю страну вокального дуэта Юрием Притулой и Иваном Кругловым. Жили дружно, в гости друг к другу ходили, даже зарядку вместе делали! А потом Юрий Никифорович с семьёй уехал в Ростов-на-Дону - его пригласили в этот город работать в театре.

Помню, октябрь месяц был и яркое солнышко светило. Баба Маша попросила меня сходить за хлебом. А я любила быстро по ступенькам бегать! И вот, спускаюсь по лестнице и на втором этаже буквально натыкаюсь на симпатичного, немножко полноватого в охристо-коричневой курточке и серебристом как у Швейка головном уборе мужчину... Вскрикнула от неожиданности: «Ой, извините!» Он улыбнулся - до сих пор эта улыбка в моей душе, поздоровался и угостил шоколадными конфетами - целую ладонь конфет протянул! Обратила внимание на его глаза - красивые серо-голубые глаза (у меня, ведь, тоже глаза голубые!).

Баба Маша была старшей по дому и как-то попросила меня собрать по квартирам деньги для уборщицы. Стучусь в 11-ю квартиру, в которой раньше семья Юрия Притулы жила, а дверь открывает этот голубоглазый мужчина с лучезарной улыбкой! Оказалось, у него день рождения - 19 декабря! И я случайно попала на праздник - на день рождения Николая Михайловича Кудрина, познакомилась ближе с ним, с его семьёй - детьми Вовой и Надей, с его первой женой Людмилой Павловной... Как она здорово танцевала под «Сапожки русские»!.. Кстати сказать, мелодию песни «Сапожки русские» Николай Михайлович сочинил, когда ехал в трамвае - прямо на полях газеты записал ноты! Музыкой он жил постоянно.

Мы дружили семьями. Николай Кудрин меня на концерты приглашал, а когда уезжал с женой на гастроли, то мне доверяли присматривать за детьми. Вове тогда лет девять было, а Наде - одиннадцать. Такие добрые и радушные у нас отношения с соседями были! Потом Кудрины переехали в другой дом. Но мы часто виделись с Николаем Михайловичем в автобусе - я ехала на работу, а он по утрам, выходя из дома, спешил проведать отца, который жил отдельно (Михаил Яковлевич Кудрин остался жив в войну, но был на фронте ранен и контужен...) и только после этого Николай Михайлович отправлялся по своим делам.

Пришло время - так распорядилась Судьба - и мы с Николаем Михайловичем Кудриным стали мужем и женой. В 1976 году у нас родился сын Коля. Стал архитектором, как и я; преподаёт в Архитектурной академии, в аспирантуре учится, кандидатскую диссертацию пишет. По его проекту, в частности, создано красивое вечернее освещение Новосибирского театра оперы и балета! А ещё Николай на баяне великолепно играет! Правда, в детстве хотел обучаться игре на скрипке, но освоил баян - очень талантливый, музыкальный. А сейчас и внучка Сонечка подрастает - четыре с половиной годика и ей также музыка интересна: пытается на кнопочки баянные нажимать...

У Николая Михайловича интерес к музыке тоже, ведь, в раннем возрасте проявился, когда он впервые услышал гармошку...

Да. Ему лет шесть было, когда он услышал игру на гармони и буквально был заворожён звучанием этого музыкального инструмента, очень просил родителей купить гармошку! И они мешок муки отдали в обмен на гармонь для сына. Николай Михайлович вспоминал, как был абсолютно счастлив в тот день, когда вёз на саночках свою гармошку домой! А потом в Доме культуры занимался и каждый раз привязывал гармонь к санкам, когда отправлялся на занятия и обратно, чтобы не уронить и не повредить гармошечку... Когда Коле было лет десять, Кудрины переехали из села Вассино в Новосибирск. В городе он освоил игру на баяне, занимаясь в художественной самодеятельности. И этот музыкальный инструмент стал для Николая Михайловича любимым на всю жизнь. Правда, было ещё одно страстное увлечение у Николая Кудрина - кино. Он как-то признался мне в том, что мечтал стать киноактёром, особенно в период, когда подростком работал киномехаником... Но военные годы изменили судьбы многих сверстников... И Николай по комсомольской путёвке вместе с баяном ушёл на фронт...

- Известно, что Николай Кудрин чудом остался жив в годы войны...

Николай обучался на подготовительных курсах воинов-десантников, прыжки с парашютом совершал. А в 1944 году попал юнгой на Тихоокеанский флот. В первый рейс он должен был отправиться на пароходе «Сухона» к берегам Америки - к союзникам - за грузами для СССР. Но когда комплектовали команду, в списке Николая Кудрина не оказалось, а значился некий «Николай Курдин»- в документ вкралась опечатка. И как ни настаивали сослуживцы Николая Михайловича на том, что нет среди них никакого Курдина, а есть только Кудрин, командир был непреклонен и не взял на борт Николая, аргументируя это тем, что всё обязано быть в строгости с указанным в документах.

Коля попал на теплоход «КИМ» Дальневосточного морского пароходства и с его командой несколько раз пересёк Атлантический океан. Его игру на баяне слушали и матросы, и жители портовых городов США и Канады... Можно сказать, Судьба оберегала Николая Кудрина! Опечатка в написании фамилии спасла ему жизнь... Ведь, пароход «Сухона» в первом же рейсе был торпедирован немецкой подлодкой, вся его команда погибла...

На кораблях Николай Михайлович прослужил пять лет. Весной 1948 года пришло известие о том, что его мама тяжело больна, парализована и Николаю пришлось оставить службу на флоте.

По пути с Дальнего Востока в поезде Николай Кудрин встретил солдата, который вёз концертный баян итальянской фирмы «Скандалли» - полтора десятка регистров, редчайший и шикарнейший музыкальный инструмент! Захотелось послушать, как он звучит, попросил солдата что-нибудь сыграть на этом баяне... И тут выяснилось, что солдатик-то толком не умеет играть! Тогда Николай Михайлович взял инструмент и сыграл сам: как же великолепно звучала музыка, словно настоящий орган играет - такая сила звука, такие приятные обертона!.. Предложил солдату поменяться музыкальными инструментами. Тот согласился, но с доплатой. И Николай Михайлович всю оставшуюся часть дороги играл на баяне «Скандалли» для пассажиров поезда, а на остановках - на привокзальных площадях. И все деньги, которые заработал, вместе со своим стареньким баяном отдал солдату. В Новосибирск Николай Кудрин приехал с баяном фирмы «Скандалли»!

Николая Михайловича приняли баянистом в Сибирский народный хор. А затем он стал работать в филармонии. Сегодня на здании филармонии имеется мемориальная доска с надписью: «В этом здании работал с 1951 по 1997 годы народный композитор-песенник Николай Михайлович Кудрин»... Помню, как-то сидели мы с Николаем Михайловичем на скамеечке в парке около филармонии. Он показал на второе окошко от правого угла здания и сказал: «Вот в этом кабинете я сочинил "Перепёлку"...»

«Перепёлка»

(Николай Кудрин - Николай Палькин)

Галина Меркулова

Первой «Перепёлку» исполнила Галина Меркулова - солистка Сибирского хора. А когда в Новосибирск на гастроли приехала Людмила Зыкина, Николай Михайлович показал песню и ей. Всего за один вечер Людмила Георгиевна разучила со своими музыкантами «Перепёлку» и на следующем концерте исполнила её со сцены!.. А через некоторое время услышал Николай Михайлович «Перепёлку» в исполнении Людмилы Зыкиной по Всесоюзному радио. Это было поздним вечером, помню: он только включил радио и тут зазвучала его песня - вот такое совпадение! Николай Михайлович был очень удивлён и обрадован!

- Такие душевные песни, как «Перепёлка», мог сочинять, наверное, только с добрым сердцем человек...

Николай Михайлович всегда улыбчивый был, добрый, мягкий, заботливый, всё прощал. И песни у него, поэтому, красивые, мелодичные получались, которые с удовольствием все пели и поют!

Ольга Воронец пела несколько песен Николая Кудрина: «Деревеньку», «Песню о неизвестном солдате», «Певунья России», «Хлеб - всему голова»... Ольга Борисовна бывала у нас в доме, я её пельменями сибирскими угощала, а она, восторгаясь их вкусом, всё расспрашивала о том, как и ей такие же приготовить: какое именно тесто необходимо, какое мясо для начинки... Ольге Воронец подарила я одну из своих расписных матрёшек - матрёшку-карандашницу - она ей очень понравилась! А потом мы много лет созванивались с Ольгой Борисовной, даже после того, как не стало Николая Михайловича... И Ольга Воронец говорила, что моя матрёшечка - у неё рядом с телефоном на столе стоит - памятный сувенир из Новосибирска...

Песню «Хлеб - всему голова» не только Ольга Воронец пела, но и Ольга Кулагина, и Сибирский русский народный хор. Когда пел хор - мощно, эмоционально, весь зал вставал! В честь авторов этой песни теперь пекут в Новосибирской области «Кудринский» хлеб - пышный такой, ароматный, белоснежный, с украшением - колосками!

- А какой он на вкус?

Он очень вкусный: чуть-чуть солёный, маленько сладкий.

- В память о Николае Михайловиче Кудрине уже много лет проводятся праздники Кудринской песни...

Верно. В день рождения Николая Кудрина - 19 декабря - проходят песенные праздники: выступают хоры и солисты - поют песни Николая Михайловича.

«Хлеб - всему голова»

(Николай Кудрин - Владимир Балачан)

Ольга Воронец

Ежегодно Новосибирский государственный областной Дом народного творчества устраивает певческий конкурс на соискание премии имени Николая Михайловича Кудрина, ставший доброй традицией!

Николай Кудрин - заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный деятель искусств России, был награждён орденом Дружбы народов и признан в Новосибирске «Человеком года». А в 2000-м году, уже посмертно, по результатам опроса сибиряков, композитор стал «Гражданином ХХ века Новосибирской области». Именем Николая Михайловича Кудрина названа улица в Калининском районе Новосибирска.

Николай Кудрин не дожил до своего 70-летия всего несколько месяцев... Одним из последних сочинений композитора стала опера «Гуси-лебеди», написанная для Новосибирского театра кукол по стихам и либретто Самуила Маршака.

Сайт «сайт» благодарит за помощь в подготовке публикации супругу Николая Кудрина Наталью Кудрину-Столярову, журналиста ГТРК «Новосибирск» Надежду Соколову, ветеранов Сузунского русского народного хора Галину Ильичёву и Надежду Строганову, сотрудников Новосибирской государственной областной научной библиотеки - начальника Отдела искусств Людмилу Бердникову и ведущего библиографа Отдела краеведения Галину Золотову, а также коллектив Новосибирского государственного областного Дома народного творчества.

Свежесть родниковая…

Кудрин Николай Михайлович (1927-1997)

новосибирский композитор, автор таких песен как «Хлеб всему голова», «Перепелка», «Деревня моя», «Сапожки русские», «Певуньи России» и др. «Заслуженный работник культуры РСФСР», «Заслуженный деятель искусств России», лауреат премии мэра Новосибирска «Человек года», «Человек XX века Новосибирской области».

Печатается по книге:

«Созидатели» : очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. Т. I . С. 247-257.

Составитель Н. А. Александров; Редактор Е. А. Городецкий.

Новосибирск: Клуб меценатов, 2003. – Т.1. - 512 с.; Т.2. - 496 с.

Мне представляется, что эта ночь для Людмилы Зыкиной была неспокойной. Может быть, во сне звучала новая для нее мелодия, которую напевал красивый могутный кудрявый сибиряк…. А, может, ей вообще было не до сна: собрала по тревоге свою музыкальную группу, положила на стол листки с нотами и сказала: «Давайте поработаем».

В 1964 году певица «Москонцерта», еще не народная, еще не лауреат, но уже знаменитая и любимая, приехала в Новосибирск. В течение нескольких дней большой зал театра оперы и балета был заполнен до отказа, и, казалось, люстры вздрагивали от грома оваций. Однажды в ее гостиничном номере раздался телефонный звонок. Приятный баритон из местной филармонии напрашивался на встречу, чтобы показать сочиненную им песню. О, сколько графоманов и непризнанных гениев стремятся попасть на глаза великим, протолкнуть с их помощью свои опусы, вирши, а потом при случае в компании бросить будничным голосом: вот когда мы беседовали с таким-то или такой-то… Артистка почувствовала, что баритон не из таких. Когда гость, высокий, ладно скроенный, с шапкой черных кудрей, попытался передать листки с нотами, она попросила :

– Ты лучше спой.

Потом послушала песню еще один раз, сказала:

– Оставь.

На следующий день в филармонии шла обычная работа. Готовился к выступлению и Николай Кудрин. Ему сообщили, что из вечерней программы его номер снимают.

– Почему?

– Тебя приглашает на концерт Людмила Зыкина. Лично!

С удовольствием слушал уникальный, богатый оттенками, чарующий голос, который и в антракте звенел в его душе. Начало второго отделения было оглушительным. Певица открыла его песней «Перепелка», притом сообщила, что это произведение автор только вчера подарил ей и что он находится в зале. Пригласила Кудрина на сцену. Он шел по залу, его сопровождали аплодисменты, которые набирали силу. Когда артистка поцеловала композитора, они перешли в бурную овацию, которая долго не смолкала. Уже объявили следующий номер, а зал все не мог успокоиться.

Сибирякам «Перепелка» уже была известна. Ее проникновенно, задевая самые глубокие, сокровенные струны сердец, исполняла солистка Сибирского народного хора Галина Меркулова. Волшебный голос приезжей примадонны выманил «Перепелку» из гнезда, поднял ее высоко над громадной страной, и она зазвенела в каждом городе, селе.

Залетела она и в безвестное село Вассино, что в Тогучинском районе. Здесь находится родовое гнездо Кудриных. Здесь кудрявый мальчишка вместе с оравой сверстников целыми днями пропадал за околицей, разыскивая у березовых колков лук-слизун, саранки, щавель, собирая черемуху или калину. Или просто лежал часами в духмяной траве, прислушиваясь к ее шелесту, к стрекоту кузнечиков, пению жаворонков и ждал той вечерней сказочной минуты, когда перепелка сонным голосом оповестит, что спать пора. Или с черемуховым удилищем и леской из конского волоса ловил пескарей то в Изылах, то в Курундусе. Эти две речки, протекающие параллельно друг дружке, придавали особую прелесть селению, их поросшие кустарником берега живописно окаймляли деревенские улицы.

– А зимой в ясные дни ребятня любила взбираться на Мурлыткину гору, – вспоминает Лидия Степановна Куприянова, которая детство провела в Вассино, а затем всю жизнь работала учительницей в Новосибирске, – не только самим покататься, а больше затем, чтобы посмотреть, как веселятся взрослые. Мужики и женщины уже в годах, даже престарелые и, конечно, парни и девчата затаскивали наверх конские сани, устраивали на них кучу малу и мчались к речке. Хохотали, радостно визжали, словно дети. Ребятишек с собой не брали, видимо, боялись поранить. Так что мы спускались с горы кто как может – на какой-нибудь доске, на льдинке, а то просто на собственных ягодицах.

Как-то семилетнему Коле крупно повезло. Родители взяли его на ярмарку в Тогучин. Там он впервые увидел гармонь. Вернее, сначала услышал.

Пьяненький мужичок, почему-то сердито нахмурясь, выделывал самые разные диковинные штуки. То заставлял меха изгибаться, то вскидывал гармошку над головой, то растягивал, казалось, до предела, на столько, на сколько хватало его рук. А она одинаково деловито и четко выдавала то скороговорку, то плавную мелодию, приглашая к соучастию собравшихся людей. Они смеялись, подпевали, притоптывали… Чудесный инструмент ошеломил, околдовал мальчонку. Надо было собираться в обратный путь, но родители не могли уговорить его идти к месту сбора сельчан, где их ждали лошади. Он твердил: «Хочу такую же гармошку! Купите гармошку!». Ему объясняли: дорого, нету таких денег. И только после того, как пообещали накопить нужную сумму, мальчик успокоился. Думали, что поблажит и забудет. Не тут-то было. Пришлось отдать за тальянку полмешка муки. С той поры Коля стал реже бывать на улице. Изучал клавиши, звуки, подбирал мелодии знакомых песен, плясовые наигрыши. Получалось так ловко, что его стали звать с гармошкой на семейные торжества. О нотах не имел представления, так как в деревне не было учителя музыки, не было и специальной литературы. И только в десять лет, когда семья переехала в Новосибирск, он стал изучать музыкальную грамоту в школе народного творчества, полюбил баян. Полностью отдавшись музыке, после окончания семилетки он находил время только для посещения подготовительных курсов воинов-десантников, прыгал с парашютом.

Война ворвалась в быт, перечеркнула все семейные планы. Отец ушел на фронт. Но воевать ему пришлось недолго. После двух ранений и контузии в сорок втором он был демобилизован. Шестнадцатилетний Николай, устроившись учеником киномеханика, показывал фильмы в кинотеатре «Пионер». Профессия нравилась: во-первых, кино и музыка неотделимы друг от друга, во-вторых, он смотрел все документальные ленты о войне, о героизме советских воинов, о зверствах фашистов. Вместе с бывшими соклассниками осаждал военкомат, требовал отправки на фронт. Им отвечали:

– Эх, ребятки, не спешите, ваше время придет…

Оно пришло очень быстро. Еще не исполнилось семнадцати, как принесли повестку.

– Поедешь во Владивосток, на торговый флот.

– Почему на торговый!? – возмутился юноша. – Я хочу на боевой корабль!

– Ты еще молод. Осмотришься, привыкнешь к морю, к флотской жизни. А там, глядишь, и восемнадцать стукнет. Тебя, богатырь, с большим удовольствием возьмут на крейсер…

– Не хотим на торговый! – протестовали ребята.

– Прекратить разговоры! – приказал офицер с забинтованной головой. – Вам тут не базар. Вы представляете, что такое торговый флот в годы войны? Что он перевозит? Он доставляет для наших воинов боевую технику, боеприпасы, одежду, продовольствие… Для фронта! И, кроме того – неужели вы не понимаете, что для немецких и японских подводных лодок и самолетов, для фашистских торпед и бомб все равно, какое перед ними судно – боевое или торговое! Считайте, что едете на фронт.

Долгая и неуютная дорога в теплушках. Краткие курсы, распределение. Сибиряка зачислили в команду океанского корабля «Сухона». Добродушный, сильный, он сразу пришелся ребятам по душе. Конечно, имело значение и то, что он замечательно играл на баяне. Поэтому где Кудрин – там песни, пляски, хорошее настроение. С нетерпением ожидали выхода в море. Последний контроль таможенников – и поднять якоря! Корабль ушел, на берегу из команды остался один матрос – Николай Кудрин. Оказывается, писаря в списки внесли не Кудрина, а Курдина… Сделать исправление уже не было времени.

Николай Дедов, тоже юнга военных лет, на «гражданке» – журналист, один из самых близких друзей композитора, вспоминал:

– Коля от обиды плакал…. А через некоторое время в Дальневосточное морское пароходство пришла черная весть. «Сухона» благополучно добралась до Америки, загрузилась канадской пшеницей и уже направлялось домой северным морским путем. Там ее перехватила немецкая подлодка… Вся команда погибла…

Так распорядилась судьба…

На теплоход «КИМ» Николай Кудрин пришел другим человеком. Повзрослел, стал угрюмым, замкнутым. Душевная боль долго не отпускала. Он не мог играть веселые мелодии. Задумчивый баян грустил. Новые товарищи, зная о его беде, не тревожили, старались делом отвлечь моряка от мрачных мыслей. Через много-много лет знаменитый композитор Николай Кудрин и председатель Сибирского регионального совета юнг – участников огненных рейсов Николай Дедов создадут песню о тех суровых днях.

Плывут в океане рассветы, закаты,

А юнга на вахте стоит у руля…

И волны, вздымаясь, все катят и катят,

Далеко осталась родная земля.

Нас море крестило соленой волною.

Со штормом суровым мы стали дружить.

Дороги тех рейсов военных конвоев,

Тех огненных лет нам вовек не забыть…

На «КИМе» рулевой Кудрин ходил до конца войны. Теплоход несколько раз пересек Тихий океан, доставил из Портленда тысячи тонн необходимых для страны грузов. У берегов Америки команда праздновала День Победы. Вот уж когда развеселился баян, вот где счастьем сияли глаза моряков. Радовался и баянист, но время от времени краснели веки и на ресницах сверкали слезинки.

И еще три года служил сибиряк на этом корабле. Мог бы остаться надолго, может быть, навсегда. А что еще надо? Работа нравится, полюбил море, ребята тут сильные, верные, отважные. Регулярные выезды в заморские края. Побывал в США, Канаде, Корее. Заработок приличный. Музыкой занимайся, сколько угодно. О такой жизни многие мечтают. И все-таки он остаться не мог. Отец так и не оправился от ран, очень плох. Маму парализовало. Так что прощай, Тихий океан! Прощай, флот! Курс – в родную гавань.

В Новосибирске увидел объявление: Сибирскому русскому народному хору требуются музыканты. Художественный руководитель Андрей Порфирьевич Новиков, талантливый артист и педагог, послушал игру моряка и сказал, что не боги горшки обжигают, что было бы желание, а мастерство придет. Много пота пролил, шлифуя технику. С хором и концертными бригадами проехал область вдоль и поперек, побывал в десятках районов и сотнях сел и понял: только здесь, в родном краю – в кулундинских степях и солонцовой Барабе, на просторах Приобья и салаирских предгорьях, где все реки и речушки наполнены родниковой водой, – он может дышать полной грудью. Именно тут, у березовых и осиновых колков, в сосновых борах и на пшеничных полях, в душе рождается песня. Видно, правду говорят в народе: где родился, там и пригодился. Он возмужал как профессионал-музыкант, окреп духовно. В пятьдесят первом году при филармонии создал группу «Встреча с песней» и стал ее художественным руководителем. Тогда Николаю Кудрину исполнилось всего лишь двадцать четыре года, а ему казалось, что прожил долгую жизнь. И кое-что упустил. Заочно учился и окончил Московский институт культуры, получив специальность дирижера самодеятельного оркестра народных инструментов.

А музыка уже рождалась в его душе, просилась наружу, прорезался его, кудринский песенный голос. Он писал тайком, не показывая произведения даже близким друзьям. Наконец, когда был объявлен областной конкурс, он под девизом направил песню «Лучше молодца в деревне не сыскать». Работы рассматривались анонимно. Его «Молодец» оказался в числе лучших. А следующая песня на очередном конкурсе стала лауреатом. Затем выпорхнула счастливая «Перепелка», и Кудрин стал знаменитым.

Песня не могла не залететь в далекое село Ульянино, что в Краснозерском районе, в избу, где жила девочка Нина. Семья была певучая, сильные красивые голоса имели дедушка, бабушка, родители. Песни не умолкали – дома, на пашне, в огороде. Переселенцы с берегов Днепра спивали, в основном, украинские песни. Но в их репертуар все чаще входили и русские. Однажды Нина готовилась к занятиям в школе. Радио передавало концерт. Одна из песен ошеломила, защемило сердце. Выскочила на подворье, крикнула:

– Мама! Какая песня!

– Какая же? Чья? О чем? – спросила Лукерья Моисеевна, копавшаяся в огороде.

– Не знаю, начало не слышала…

– Но ведь что-то слышала. Что-то тебя поразило.

– Запомнила две строчки…

Спела:

Спой мне песню свою, перепелка,

Только спать ты меня не зови…

– Да, мабуть, хороша писня. Ты не хвылюйся. Гарну писню ще не раз передадут.

Договорились ждать следующего раза. Подготовились, на столе положили бумагу и два карандаша. И вскоре на самом деле поймали ожидаемую мелодию. Записывали в две руки: Нина – первую строчку, мама – вторую… И так до конца. Тут же и запели. Вечером к ним присоединилась вся семья.

После окончания школы Нина поехала в Новосибирск поступать в музыкально-педагогическое училище. Члены приемной комиссии доброжелательно слушали девушку из «глубинки», которая на вопросы выпавшего билета отвечала с сильным украинским акцентом.

В заключение попросили что-нибудь спеть. Нина исполнила «Перепелку». Члены комиссии удивились – при пении влияния украинского языка совсем не ощущалось.

Нина не знала. Ей объяснили, успокоили:

– Ничего, ты еще много не знаешь. Потому-то и учиться идешь. А Кудрина, может быть, даже увидешь… Может, судьба сведет…

Судьба свела. После окончания училища, после долгих бытовых мытарств Нина Павлова попала в Сибирский хор и, конечно, встретилась со своим кумиром. Они подружились, понимали друг друга с полуслова, с полуноты. Ездили вместе с концертами, солистка с неизменным успехом исполняла около двадцати кудринских произведений. Пришла беда – Николай Михайлович похоронил супругу Людмилу, тоже талантливую артистку. И через много лет его женой стала Нина Степановна.

– Хороша ты, лапушка, – говорил Кудрин, – да больно маленькая и молодая.

– Ничего, маэстро, – в тон ему отвечала Нина, – этот недостаток со временем устраняется. А в чем-то я и сейчас старше и опытнее тебя…

Намекала на то, что в житейских делах Кудрин оставался несмышленым ребенком.

А слава сибирского самородка росла.

Концертная бригада не признавала усталости и преград. Районные ответработники иногда сетовали:

– Куда же вы торопитесь! Мороз трещит! Кабы не было беды…

Или – «пурга поднялась – в трех метрах ничего не видно», «дороги развезло – недолго и перевернуться»…

Артисты отвечали:

– Вьюгу перепоем, морозюку перепляшем!

И – вперед!

Иногда в переполненном клубе сквозь пар и туман невозможно было рассмотреть лица зрителей, укутанных в шубы и тулупы. А каково артистам, легко одетым, которым «по должности» надо сверкать жизнерадостными улыбками, быть озорными, беспечными, веселыми! Случалось, что программы завершена, артисты валятся с ног от усталости и мечтают прижаться к теплой печке, но в зале слышались призывы:

– Спойте еще! Поиграйте! Просим!

И снова звучит баян. Молодки сбрасывают шубы и тулупы, выбегают на сцену, пускаются в пляс. Звенят частушки. И, кажется, всем становится теплее.

В Кыштовке, на краю света, в самом северном районе области, за которым ничего нет, кроме болот Васюганья, Николаю Михайловичу попала на глаза местная газета. В ней – несколько четверостиший и подпись: Владимир Гундорев. Композитор встрепенулся, загорелся. Неизвестный поэт бесхитростно и откровенно выражал чувства, которые жили в его, кудринской, душе в виде музыкальных заготовок, рвущихся на свет. И появилась «Деревенька моя». Перед публикацией текста и нот в «Советской Сибири» я, будучи ответственным секретарем газеты, позвонил Кудрину:

– Николай Михайлович, одна строка мне кажется не очень точной. Может быть, заменим?

– Какая?

Я сказал, что это строчка, в которой лирический герой песни стоит, «прикрывшись рукой», так как рукой прикрывают разные места. Кудрин помолчал. Сказал жестковато:

Ольга Воронец, тогдашняя всесоюзная звезда эстрады, выглядела не очень решительной и довольной, принимая песню, считая текст несколько «провинциальным», в котором нет и капли оптимизма. Через некоторое время, проверив «номер» на публике, она прислала телеграмму, в которой выражала сердечную благодарность за прекрасное произведение.

Да, он был требовательным и неуступчивым, когда работал над песней. Поэт Владимир Балачан, когда мы беседовали на встрече Барабинского землячества в Новосибирске, сказал:

– Николай Михайлович прекрасный человек и талантливый композитор, но работать с ним трудно. Ох, как трудно…

Бывало, что тексты шлифовались, дорабатывались месяцами, а то и годами. Композитор внимательно прислушивался к замечаниям коллег. Особенно дорожил мнением сына Владимира, с которым много раз выступал на сцене.

Николай Кудрин и Владимир Балачан создали песню «Хлеб – всему голова». Это, по-существу, гимн землепашцев России, что и подтверждено в октябре 2002 года при проведении торжеств по случаю Дня работников сельского хозяйства. Концерт в Кремлевском дворце, в котором приняли участие самые именитые, по нынешней градации, исполнители, открыл сводный хор многих творческих коллективов России именно этой песней.

Невольно возникает вопрос: почему самые значительные эстрадные произведения, посвященные русскому крестьянству и принятые всеми народами России, родились в Сибири, в одной из ее областей? Николай Кудрин, Геннадий Заволокин, Владимир Балачан… Может быть, потому, что в наших краях, отнесенных учеными к зоне рискованного земледелия, хлеб достается большим трудом? Или потому, что эти талантливые люди вышли из «глубинки», с малых лет знают цену пашни и убеждены, что мощь России подпитывается из такого вечного родника как деревня?

Песни Кудрина звучали и звучат по всей стране – в городах, селах, кишлаках, аулах, в каждой семье. Видимо, трудно найти человека, который бы не знал «Перепелку» или «Деревеньку». Его творения перешагнули границы. Нина Пантелеева его огневой песней «Сапожки русские» открывала и закрывала в Японии советскую торгово-промышленную выставку, и жители страны восходящего солнца восторженно приветствовали певицу. Директор Дома народного творчества Людмила Жиганова, сопровождавшая самодеятельный Ордынский народный хор на фестиваль в Пиренеях, рассказывала, как она волновалась: воспримут ли, поймут ли французы бесхитростную, сугубо русскую «Перепелку»? Поняли. Почувствовали. Слушали, затаив дыхание. В едином порыве встали и долго, горячо аплодировали.

Ленинградцы, родители которых пережили (а очень многие не пережили) фашистскую блокаду, получая тогда по двести граммов эрзац-хлеба, стоя, со слезами на глазах слушали песню «Хлеб – всему голова» в исполнении сибиряков. Плакали и артисты…

Слава и любовь окружали творца. Его песни, а создано их более ста, звучали повсеместно и каждый день. Ему присвоено звание заслуженного работника культуры СССР, звание заслуженного деятеля искусств России. Он награжден орденом Дружбы народов, а ранее - орденом Отечественной войны и медалью «За освоение целинных земель». А генералы от искусства все ломали головы: Кудрин – это кто, самодеятельный или профессиональный? И государство, и народ признали Кудрина талантливым, выдающимся композитором. А вот академики и профессора робели – как бы не переоценить? Похоже на историю с Владимиром Высоцким. Поэты, поставившие себе памятники при жизни, пили-ели с бардом, похлопывали по плечу, но как только дело доходило до приема в Союз писателей, морщились: тут что-то с рифмой не того… А когда умер, они выползли и разродились воспоминаниями о большой дружбе с «Володей». Где они теперь? Что-то не слышно. А хрипловатый голос Высоцкого до сих пор звучит.

На склоне лет Кудрину довелось работать для детей, чему он был очень рад.

Еще в годы войны две старые актрисы-ленинградки, эвакуированные в Новосибирск, подарили маленькому Вите Кукошу несколько страничек с текстом Самуила Маршака. Это было либретто музыкального спектакля по русской сказке «Гуси -лебеди». Мальчик вырос, стал художественным руководителем театра «Куклы смеются», заслуженным артистом Российской Федерации. Виктор Кукош решил создать русскую кукольную оперу, предложил композитору написать музыку. Николай Михайлович с воодушевлением взялся за дело, для каждого персонажа придумал музыкальную тему, сочинил песенки. Первое в России произведение такого рода было готово. Оставалась единственная проблема – запись фонограммы оркестра. Сделать это оказалось невозможно – не было денег. Друзья композитора все-таки поставили спектакль, но автор его уже не увидел, не услышал.

Всем, кто общался с Кудриным во время работы, он казался человеком отменного здоровья, жизнерадостным, с юношеским задором. И только самые близкие знали, что у него пошаливают сердце и почки. В середине августа 1997 года подлечился в госпитале для участников войны. Вышел бодрым, сказал Нине Степановне:

– Лет пять еще поживу. А там видно будет…

Позвонила Лидия Куприянова, призналась, что всю жизнь пишет стихи, но не решалась ему показать.

– Нехорошо ведешь себя, землячка. Немедленно приноси свою заветную тетрадку.

Почитала стихи о родном селе, о разрухе, которая пришла в деревню в последние годы. Поговорили о телевидении, которое с малых лет разлагает души детей, молодых людей.

Прощаясь, Николай Михайлович сказал:

– Оставь стихи, Лидия Степановна. Буду делать песню.

Через несколько дней, 28 августа, он умер. За рабочим столом, на котором лежали страницы с нотами.

Четыре месяца он не дожил до своего семидесятилетия. Но 19 декабря земляки широко, торжественно отметили юбилей народного композитора. В зале собрались представители интеллигенции, заводов, сел, молодежь. Звучали его песни. Комбинат имени Якушева, где впервые исполнялась песня «Хлеб – всему голова», выпустил новое изделие – хлеб «Кудринский», который полюбился новосибирцам.

Впоследствии одной из улиц города присвоили имя композитора. Кудрин назван Гражданином ХХ века Новосибирской области.

А в тот юбилейный вечер присутствующие в зале услыхали голос своего кумира. Организаторы торжества включили одну из кассет, на которой записано интервью с Кудриным.

– Николай Михайлович, вы чувствовали себя когда-нибудь счастливым?

– Конечно. Как только взял в руки гармонь.

Выбор редакции
Главное условие при приготовлении продукта – сохранение наибольшего количества его полезных свойств.Брокколи можно кушать сырой, а также...

Обычно для колбасных оболочек используют кишки, пищеводы и мочевые пузыри.Кишки под воздействием своего содержимого, ферментов и кислот...

Сны, в которых фигурируют грызуны, являются очень символичными. Живая мышь, например, предвещает неискренность друзей, домашние...

Здравствуйте, дорогие читатели. Все мы ждем наступления осени для того, чтобы вдоволь насладиться ее дарами, которые так полезны в такое...
Определение слова квашение подразумевает под собой биохимический способ консервирования . Базой для него является образование...
Думаю, драники любят многие из нас. Предлагаю приготовить драники с мясом в горшочке. Вкусное, сытное блюдо отлично подойдёт к обеденному...
Тот, кто первым сообразил приготовить окрошку на майонезе, видимо, был страстным любителем салата «Оливье». Потому что окрошка на...
Оладьи наряду с блинами одни из самых любимых и востребованных блюд. Что может быть лучше пышных, ароматных, невероятно вкусных...
Гречка с мясом - блюдо простое, незамысловатое и недорогое, но зато очень вкусное и питательное. Мясо можно брать абсолютно любое,...