Обидела человека мучают угрызения совести. Как избавиться от угрызений совести


Каждое падение это возможность чему-то научиться, получить ценный взгляд в собственный мир, взять большую ответственность за свою жизнь. Однако частое переживание разочарований через свои моральные падения вызывает то, что чувство вины нас не оставляет, и мы сами себя осуждаем. В таких ситуациях чувство вины вредно: оно становится муками вместо того, чтобы быть стимулом. Чувство вины сопровождает нас в жизни, а угрызения совести - это нормальный опыт для большинства из нас.

То, как мы воспринимаем чувство вины, влияет на наше эмоциональное и духовное развитие. Только психопат утверждает, что не имеет чувства вины.Но этот тип личности не является предметом наших размышлений. Мы будем говорить о тех, кто в своей жизни переживают нормальное чувство вины. Абсурдным является утверждение, что мы никогда не должны чувствовать вину ни по какому поводу. Если бы это было правдой, то наше общество было бы поистине психопатическое. Никто из нас не был бы в безопасности при чьем-то присутствии.

Нормальное, здоровое чувство вины является тем, что предохраняет здоровье общества. Чувство вины может быть стимулом, быстрым, болезненным сотрясением, которое направляет нас к перемене. Угрызения совести помогают признать, что мы поступили плохо - и именно так должно происходить. Эти ощущения должны также помочь нам учиться на собственных ошибках. Останавливались ли мы когда-нибудь, чтобы осознать, как много падений, ошибок, грехов в нашей жизни? Как мы справляемся с последствиями этого всего - с чувством вины, и учимся на пережитом? Иногда мы заключаем себя сами - за решеткой угрызений совести.

Такое состояние называется хроническим чувством вины. Оно не оставляет человека после прощения, отпущения грехов, акта сожаления, даже после возмещения за совершенный проступок, оно постоянно тяготеет над человеком и парализует его. Так чувство вины становится невротическим и мешает нормальному функционированию. Иногда видим такое самонаказание из-за развода супругов, смерти любимого человека, потери работы, или из-за разочарования; также и в том случае, когда мы специально кого-то раним, когда мы мстительны. В таких случаях виноватая сторона без необходимости мучает себя за свои недостатки и ошибки.

Сознательно или подсознательно люди иногда наносят себе раны, чтобы самому определить для себя наказание. Чрезвычайно важно иметь контакт с тонким, скрытым чувством вины и добывать его на поверхность - иначе оно дезорганизует нашу жизнь. Заглушенное чувство вины будет преследовать нас в другой форме: беспокойства, депрессии, раздражения или в виде различных психосоматических отклонений. Иногда мы имеем угрызения совести без очевидного повода. Мы сознательно ничего не сделали плохого. Говорим: «Имею угрызения совести, но не могу сформулировать, почему». Такое нелепое чувство может создавать беспокойство и бесконечные пытки. Время от времени такие чувства могут нас мучить. Если позволим им себя «достать», они способны завладеть нашей жизнью. Преимущественно это нелогично и безосновательно.

Решение проблемы чувства вины не означает освобождение от последствий наших падений. Мы будем с этим жить и исправлять содеянное, например - заплатить за тарелку, которую разбил, швырнув ее в брата; опровергнуть ложь, которую сказал о ком-то. Последствия травм особенно для нас болезненные, когда речь идет о наших близких отношениях. Потому случается, что несмотря на полученное от оскорбленного прощение, несмотря на сожаление за содеянное, наша связь не восстанавливается в прежнем виде или даже распадается. Так распадаются семьи; когда один из партнеров способен убедить другого вернуться - доходит до развода. В таких ситуациях нужно больше времени, чтобы угрызения совести погасли.

Почему не каждый человек может спокойно жить дальше, сделав плохое дело или не совершив хорошего? Почему нас настигают угрызения совести? Как с ними бороться? Долгое время ученые не могли найти ответы на эти вопросы.

Первоначально считалось, что муки совести - это продукт деятельности определенной зоны мозга человека, которая якобы находится в области лба. Как оказалось, причина действительно кроется в нашем организме: не только в сером веществе, но и в генах. Кроме того, сильное влияние оказывает воспитание индивида, его характер. Но ощущать укоры совести в той или иной мере способны все, без исключения. Согласитесь, каждый из нас хоть раз в жизни начинал корить себя за какой-либо поступок. Мы раз за разом прокручивали в голове злосчастную ситуацию, чтобы найти из нее более приемлемый выход.

Что такое совесть?

Совесть, или, как еще говорят, позднее сожаление, настигает нас в моменты, когда мы понимаем, что сделали что-то плохое, поступили неправильно. Она приходит в виде бесконечного потока мыслей. Но это не просто обычные думы, сопровождающие нас на протяжении дня. Это съедающие, нагнетающие и надоедливые фразы: «Если бы я поступил по-другому, ничего плохого не случилось бы», «Это не мои проблемы, каждый выкручивается как может, я помогать не обязан», «А если есть шанс все еще исправить?» и так далее. Безусловно, каждый испытывает муки совести по-разному, ведь мышление у всех отличается.

Да, раскаяние - это не что иное как голос разума, заложенный матушкой-природой еще на ранних этапах формирования человеческого сознания. Он «живет» в нас для того, чтобы мы могли отличать плохое от хорошего, правильное от неправильного. Только единственное природа не учла: думать о последствиях мы начинаем лишь после того, как что-то натворили.

Быть может, это вовсе не маяк, дающий нам шанс сделать верный выбор, а наказание за неверный? Ведь сожаление порой доставляет массу неудобств. И одно из них - невозможность думать о чем-либо ином, кроме своего нечестного проступка. Совесть помогает нам впредь сначала думать, а потом уже делать. Однако не все умеют учиться на своих ошибках.

Стыд и совесть - одно и то же?

Вспомним тот момент, когда в детстве мы краснели из-за того, что приходилось выслушивать упреки родителей по поводу очередной шалости. В те моменты лицо мгновенно заливалось краской. Нам было стыдно. Мы сожалели о своем поступке в данный момент - здесь и сейчас. Чаще всего это как раз и происходило под нажимом других людей, которые, пытаясь научить уму-разуму, пристыжали нас.

А что следовало далее? Да ничего! Мы напрочь забывали обо всех проблемах и брани родителей. От негативных ощущений не оставалось и следа. Дискомфорт проходил достаточно быстро. Ведь, как известно, стыдно нам бывает перед другими людьми, а совестно - перед самим собой. В случае с родителями была допущена ошибка. Взрослые просто пристыдили, вместо того чтобы объяснить. Возможно, если бы они детально расставили все по полочкам, мы бы не только почувствовали стыд, но и совесть. И впредь не совершали бы ничего подобного.

Исходя из этого, можно найти еще ряд отличий между двумя этими понятиями. Стыдно обычно становится сразу после содеянного. Человек пытается исправиться извинением. Он делает все, чтобы разрешить ситуацию, после чего наступает успокоение или даже гордость. Раскаяние же приходит незаметно и порой даже неожиданно. Иногда человека начинают донимать муки совести из-за ситуации, произошедшей неделю назад. Почему так происходит?

Как уже было сказано, именно общество вынуждает индивида признать свою вину. По правилам этикета, он извиняется и забывает о проблеме, так как мозгу был дан сигнал - «отбой». Прощение для нас играет роль самоуспокоения: ведь никаких претензий нет. Угрызения совести появляются лишь в том случае, когда мозг либо «не понял», что извинение и прощение было, либо их действительно не последовало.

«Место жительства» совести в организме человека

Мало кто знает, но существует очень интересная теория. Согласно ей, у каждого органа имеется еще и духовная функция, помимо физиологической. Например, сердце отвечает за душевную боль. Болезни ушей, как оказалось, возникают из-за того, что человек болезненно воспринимает отказы и упреки со стороны других людей. Одновременно желудок, переваривая пищу, вместе с ней «впитывает» впечатления. А за совесть в человеческом организме якобы отвечают почки.

Духовная и физиологическая функции этого парного органа схожи. На физическом уровне почки очищают организм от шлаков и токсинов. На духовном они аналогично пытаются «вывести» все самое плохое, отравляющее наше сознание. Правда, не всегда получается.

Зачем грызет совесть?

Совершенно ясно, что сожаление мы испытываем после того, как совершим проступок и пока не услышим заветного: «Я прощаю тебя». Но зачем человеку оправдываться перед самим собой? Почему нельзя просто забыть о конфликте как о страшном сне и не забивать голову всякой ерундой? Все объясняется легко: муки совести - это не оправдания, которые мы выдумываем сами для себя, дабы успокоиться. Речь идет про ответственность перед теми, кто был обижен.

Мозг человека устроен так, что ему нужно обязательно во всем убеждаться, даже в правоте своего «хозяина». Поэтому мысли по поводу произошедшего - это не что иное, как способ избавиться от надоедливых и порой таких занудных упреков совести. К сожалению, оправданиями и поисками доказательств собственной невиновности не спастись.

Как бороться с муками совести?

Оказывается, к так называемому голосу разума можно даже не прислушиваться, игнорировать его. Наш мозг так и делает в некоторых случаях. К примеру, когда в голове человека есть мысли поважнее самобичевания по поводу того или иного курьеза. Как избавиться от мук совести? Нужно всего-то научиться себя уважать. Ведь если человек имеет низкую самооценку, он будет бояться сделать что-то неправильно. Следовательно, индивид будет постоянно невольно напоминать себе о проколах.

Некоторые имеют особенность выдумывать себе ложные оправдания, которые, по их мнению, могли бы избавить их от угрызений. Но не тут-то было! Ведь тот, кто ищет оправдания, никогда не оказываются правым в итоге. Следовательно, нужно исключить выдумки причин невиновности и как следует поругать себя за содеянное.

И у есть совесть…

Муки совести в судьбе известных литературных героев - достаточно частое явление. Многие из них в той или иной степени задумывались о правильности своих поступков, оправдывались перед самими собой или же продолжали себя грызть. Самым совестливым персонажем русской литературы по праву считается Раскольников. Стоит только вспомнить, как поначалу он бредил тем, что его хотят схватить, посадить, уличить. Герою даже не было стыдно. Мол, старуха-процентщица сама виновата. Раскольников не считал себя «тварью дрожащей». Он уверял себя, что «право имеет» на убийство тех, кто якобы мешает жить порядочным людям. Но после содеянного все изменилось. Муки совести загнали его в угол до такой степени, что он буквально начал И не успокоился до тех пор, пока не получил по заслугам за убийство старушонки.

Анна Каренина - еще одна совестливая героиня. Вот только она корила себя не за убийство, а за измену мужу. Женщина самостоятельно выбрала себе наказание - бросилась под поезд.

Так, в своих произведениях, основанных на психологизме, авторы показывают, какая же все-таки страшная штука - совесть. Ее упреки способны свети с ума, довести до самоубийства. Поэтому не нужно совершать тех поступков, за которые вам было бы мучительно стыдно.


Совесть - самая главная черта характера человека духовного. А характер - суть Эго, и передаётся он из воплощения в воплощение. Сколько же надо прожить жизней, чтобы обрести эту черту?! Сколько же надо пройти испытаний, накопить жизненного опыта, обрести способность самостоятельно принимать нравственные обязанности, чтобы Совесть стала неотъемлемой частью человека, которого смело можно назвать Человеком с большой буквы?!

Совесть является внутренним нравственным законом каждого человека, и каждый может заявить, что он не без-Совестный. Его совесть отражает внутренний мир и осмысление своей жизни через многие причины: через воспитание, через боль, через душевные переживания, через всё то, что сделало этого человека именно таким, какой он есть сейчас, сию минуту. Но даже через мгновение человек может осознать себя совсем по-иному. Это или внутреннее озарение, или внешнее событие.

«Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону », - сказал однажды Иммануил Кант. Но когда возникло у людей чувство совести? Пример из Библии наглядно показывает, что она не появилась у первых людей человечества. Каин убил богопослушного Авеля. Это было первое убийство на Земле. Несмотря на то, что Каин заслуживал смертного приговора за совершенное им преступление, сострадательный Творец пощадил его и дал ему возможность раскаяться. Но Каин только всё больше ожесточал своё сердце. Подстрекая к восстанию против Божественной власти, он стал родоначальником дерзких, распутных грешников. Этот отступник, руководимый сатаной, соблазнил и других. Его пример и влияние оказывали столь сильное разлагающее действие, что земля растлилась и наполнилась насилием до такой степени, что возопила об уничтожении. Ни о каких угрызениях совести Каина нет даже намёка.

Угрызения совести, муки совести, раскаяние, сожаление, терзание, мучение, страдания, душевные переживания по поводу чувства вины - это удел людей противоположного Каину сознания. Тех, у кого есть Со-Знание Высокого Предназначения Человека. Такие люди даже в шутку не скажут: «У нас свобода совести: хочешь, имей совесть - хочешь, не имей » (Андрей Кнышев).

Угрызениями совести очень страдала за свою прошлую, молодую, жизнь Тереза Авильская — испанская монахиня-кармелитка, католическая святая, автор мистических сочинений. Она писала: «Так от рассеяния к рассеянию, от суеты к суете, от греха к греху я дошла до того, что мне было стыдно обращаться к Богу с молитвой: я чувствовала себя такой недостойной, что под предлогом смирения боялась молиться… Совесть обличала меня, а духовники оправдывали. Бедная душа моя! Когда я вспоминаю, как она лишена была всякой помощи, свободно предаваясь развлечениям и удовольствиям, которые считались дозволенными, то не могу не пожалеть себя » . Но угрызения совести помогли ей стать той, которой поклоняется всё человечество. «Лучше сломаться, чем согнуться », - почувствовала она и была верна этому всю свою оставшуюся жизнь.

Лично мне тоже пришлось мучиться угрызениями совести. Больше двадцати лет проработала историком в школе. Сколько неправды я внесла в умы своим ученикам, придерживаясь школьной программы! А получила такие знания я в институте. Тысячи книг прочитала, чтобы уроки мои были интересными, чтобы каждый абзац учебника истории могла обозреть широко. Считалась хорошим учителем. Да и сама стала считать себя такой, уходя на пенсию, пока не открыла «Тайную Доктрину» Е.П. Блаватской. Я читала её, и мне становилось страшно - насколько мои знания мизерны, да и те «пошли не в ту степь»… Я с головой ушла в Учение Жизни. Перелопатила все книги Живой Этики и сопутствующие ей. Меня истерзали муки совести за то, что дала ученикам знания совершенно неправильные. А ведь они меня любили и верили каждому моему слову!!! Из тысяч ребят, которых мне пришлось учить в общей сложности 30 лет, только один паренёк из десятого класса не брал всё на веру, имел своё мнение и мог задать вопросы, на которые я не была способна ответить вразумительно. Но тогда мне неоткуда было получить знания, которые я могла бы применить в разговорах с ним…

Пришёл момент, когда я уже не могла не обратиться к своим бывшим ученикам со своими извинениями и желанием рассказать им правду. Я искала выход, и он нашёлся. Я пошла в радиокомитет и попросила дать мне возможность прочитать несколько лекций по 20 минут. Но в радиокомитете я встретила человека, который был немного знаком с Живой Этикой, и он предложил подготовить беседы на основе моих лекций. Так родился цикл бесед по истории с применением Учения Жизни. Беседы в форме интервью заинтересовали многих. А я сразу же сообщила о радиопередачах нескольким своим бывшим ученикам, про которых знала, что им не всё равно. Удалось провести две телепередачи с моим участием, но на телевидении нам развернуться по Живой этике не удалось. Там сказали, что сразу посыпались требования от всех вер и конфессий - делать передачи о них, а не о «рериханутых», как нас назвали недоброжелатели. Но совесть моя немного поуспокоилась. Только душа болеть не перестала - ведь и сегодня детям вбивают не те знания, которые им необходимы, и я с этим ничего не могу поделать, хоть и не молчу. Будут ли сегодняшние школьные учителя испытывать нечто подобное моим угрызениям совести, когда они поймут, что учили детей не тому и не так?!

«Я освобождаю вас от химеры, именуемой совестью» , - заявил Адольф Гитлер. Что он имел в виду? Массовое уничтожение евреев и славян? Реки крови ни в чём неповинных людей? Бомбардировки мирных городов и сёл, куда он пришёл завоевателем? В отношениях между близкими людьми, поощряя своими словами всякие подлости, предательства, лицемерие и всё тому подобное? Мне кажется - всё! Но только по отношению к другим! Не к себе!!! Себя он обожал и требовал к себе чести, совести, порядочности.

«Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла» , - сказал в своё время Дени Дидро. Осознал ли Гитлер, хоть перед смертью, величайшее зло, сотворённое им против человечества?!

В противовес примеру с Гитлером - пример Сталина является антиподом. Недавно в интернете я увидела статью «Жестокая правда о казни Космодемьянской. Зверская прихоть Сталина?» (По материалам сайта svpressa.ru). В ней говорится, цитирую: «СП» опубликовала статью «Правда о Зое Космодемьянской», в которой была обнародована информация о том, что юная героиня никогда не была партизанкой, а являлась красноармейцем диверсионно-разведывательной бригады Артура Спрогиса. В ночь с 27 на 28 ноября 1941 года в деревне Петрищево она подожгла жилой дом, где расположились фашистские штабные офицеры, и замаскированный под конюшню полевой пункт радио- и радиотехнической разведки. За что была подвержена зверским издевательствам, а потом повешена.

В статье кратко цитировался секретный приказ Ставки ГКО № 0428 от 17 ноября 1941 года, в соответствии с которым действовали бойцы Спрогиса: «Лишить германскую армию возможности располагаться в сёлах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населённых пунктов на холод в поле, выкурить их из всех помещений и тёплых убежищ и заставить мерзнуть под открытым небомРазрушать и сжигать дотла все населённые пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40 - 60 км в глубину от переднего края и на 20 - 30 км вправо и влево от дорог … Для уничтожения населённых пунктов в указанном радиусе действия бросить немедленно авиацию, широко использовать артиллерийский и минометный огонь, команды разведчиков, лыжников и диверсионные группы, снабженные бутылками с зажигательной смесью, гранатами и подрывными средствами. При вынужденном отходе наших частей… уводить с собой советское население и обязательно уничтожать все без исключения населённые пункты, чтобы противник не мог их использовать».

Приказ жестокий. Но можно ли Сталина обвинить в преступлении за этот приказ? Цитирую дальше: «Нужно хорошо представлять себе обстановку, в которой подписывался этот приказ. Соотношение сил под Москвой оказалось далеко не в нашу пользу: по состоянию на 30 сентября у гитлеровцев насчитывалось здесь около 2 миллионов штыков, 14 тысяч орудий и минометов, 1700 танков, 1390 самолётов. Нельзя забывать, что на Москву устремились объединенные войска всей Европы: итальянские и румынские дивизии, четыре венгерских бригады, которые поддерживались 4-м воздушным флотом и румынской авиацией. Кроме того, по состоянию на октябрь 1941 года, в вермахте была сформирована 250-я пехотная дивизия испанских добровольцев (18 тысяч человек), 638-й пехотный полк французских добровольцев, а также бельгийские, шведские, хорватские воинские соединения.

У нас к тому времени на всех фронтах московского направления были сосредоточены 1 миллион 250 тысяч бойцов, 7600 орудий и миномётов, 990 танков, 660 самолётов. То есть объединенные силы Европы имели значительный перевес. Чтобы их победить, нужны были чрезвычайные меры. Я бы даже сказал: невиданные в истории меры. На такие не была способна ни одна страна. Вспомним, Европа сдалась практически без боя и легко встроилась в фашизм».

Давайте, вспомним и мы, но - войну с Наполеоном, Москву сожгли не французы! Её сожгли русские! Сталин последовал примеру патриотов-москвичей, потому что - цитирую: «Нельзя также забывать, что в России фашисты вели войну иначе, чем в Европе. Здесь они действовали на уничтожение целой нации. Потеря государственности в данном случае сопровождалась бы гибелью практически всего населения. Поэтому «гуманность Сталина» (к фашистам; зам. моё) в такой ситуации, прояви он ее, несомненно, обернулась бы неизмеримо большими жертвами и потерями» (советских людей; зам. моё). Под Москвой стоял вопрос о жизни и смерти государства. Фашисты были сильней, и любой ценой нужно было перерезать линии их снабжения, лишить более или менее комфортного жилья, отдыха. Такие задачи и ставил приказ. Неизвестно, чем бы закончилось самое кровопролитное сражение Второй мировой войны, если бы фашистам дали полную возможность отдыхать в натопленных деревенских избах и откармливаться колхозными харчами. К тому же многие бойцы бригады Спрогиса взрывали и поджигали только те избы, где квартировались фашисты и размещались штабы».

Страдал ли Сталин угрызениями совести, уничтожая эти населённые пункты в Подмосковье? Нет! Он спасал Родину!

В наше сегодняшнее непростое время ярко раскрываются души миллионов людей. Очень многие понимают, что их совесть — это сознание и чувство моральной ответственности за свое поведение, служащие руководством в выборе поступков и источником линии жизненного поведения. И они делают выбор по своему видению жизненных ситуаций как своих, так и государственных.

Неизвестно, что такого натворили в прошлом наши читатели, но по результатам очередного опроса, Trend Life большую их часть, аж 81.00% мучают кое-какие угрызения совести... У 9.00% совесть, напротив, совершенно чиста. У 4.00% совести нет вовсе, а 3.00% признались, что грешков у них на душе более чем достаточно, так что совесть у них соооовсем не чиста.

Мнение ученых

Природа совести (как и природа многих других человеческих чувств) еще толком не изучена. Вплоть до того, что некоторые и вовсе сомневаются в ее существовании. Однако ученые все же кое-как сформулировали все свои мысли по этому поводу, и вывели весьма туманное, но все же определение. По их мнению, совесть - это потребность человека нести ответственность за свои действия, которая осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.

И если вдуматься в это определение, то невольно напрашивается мысль о том, что корить кого-то, призывая к совести, - занятие, в принципе, бесполезное. Ведь коли "нравственный кодекс" у каждого свой, то и единого критерия совести, единого морального УК быть не может... От такого положения вещей даже страшновато становится, ибо попахивает анархией и вседозволенностью. Благо, не все так плохо на самом деле - большинство внутренних судей, которые, в случае чего начинает пренеприятно капать нам на мозги, воспитаны на общечеловеческих критериях порядочности.

Отшучиваясь от совести

Но говорить о сей высокой материи исключительно всерьез невозможно - с тоски помрешь или сам себя замучаешь за то, что в 5-м классе подложил учительнице кнопку на стул. И люди шутят. Шутят на тему совести оголтело, без устали и со смаком. Михаил Жванецкий, например, говорит, что "совершенно чистая совесть - это признак плохой памяти". И, думается, что он прав абсолютно - таких святых, которые ни разу в жизни никакого, даже самого крохотного проступка не совершили, даже на страницах Библии с трудом найдешь. Хотя, конечно, учительница, севшая на кнопку и обманутые вкладчики АО МММ - это разные вещи. Впрочем, еще неизвестно, кто больше раскаивается в содеянном - тот самый пятиклассник или Сергей Мавроди.

Другой юморист обезоруживающе улыбается: "моя совесть чиста - я ею не пользуюсь". Третий призывает быть гуманнее и подкармливать несчастное животное, ведь "если совесть вас не будет грызть, то она умрет с голоду". Одним словом, люди всячески пытаются ослабить кандалы, которые надевает на них совесть.

Как избавиться от угрызений совести

Для того, чтобы быть счастливым, необходимо находиться в гармонии с собой, а значит, в том числе и не мучиться угрызениями совести. Разумеется, лучший способ избежать этого - не совершать никаких пакостей вообще. Но, увы, это невозможно. Ну и что, что вы никого не предавали и мужа из семьи не уводили? Зато утром пожилой тетеньке место в автобусе не уступили. А для некоторых (таких, правда, немного) это уже повод мучиться весь день. Так что предлагаем вам список "народных" методов борьбы с угрызением совести:

1) Найдите себе советчика, который "не посоветует вам ничего дурного". Одним словом - авторитетного единомышленника. В сомнительных случаях смело обращайтесь к нему за советами. Следуйте им. А едва лишь совесть начнет к вам приставать - ссылайтесь на вашего советчика. Ну, как еще вы могли поступить, получив такой совет от такого человека? И совесть отступит. Она тоже уважает авторитеты.
2) Изучите историю. Всю историю учить не надо, достаточно ознакомиться с анекдотами про исторических лиц. Известно, что многие из них частенько совершали бессовестные поступки.
Взять хотя бы Аристотеля, предавшего своего друга и учителя Платона (помните: "Платон мне друг, но истина дороже"?). Или Наполеона, который объявил войну собственному тестю - австрийскому императору Францу I.. Однако им никто не ставит это в вину. Более того, именно благодаря своему вероломству оба они и многие другие стали тем, кем они стали.
3) Утешайтесь альтернативными моральными концепциями. Изменяя жене, помните, что ислам допускает многоженство. Обманывая друга, не забывайте о буддизме, который именно вас ставит в центр бытия. Не вступаясь за слабого, мотивируйте это тем, что даосское ничего неделание - единственный путь мудреца. Существуют и более продвинутые концепции. Так, по мнению субъективных идеалистов, весь мир есть ни что иное, как плод вашего воображения. Так дайте ему разыграться, не сковывайте его рамками приличий, которые кто-то там придумал...
4) Выберите благую цель. Но такую, которая оправдает бессовестные средства. Она не должна отличаться от вашего бизнес плана. Главное, чтобы за нее не было стыдно. Потому что если стыдно за цель - никакие средства не помогут. (Ещё и свой бизнес угробите).
5) Пейте, курите и питайтесь с избытком. Это поможет вам заработать склероз. Ничего лучше от угрызений совести человечество пока еще не придумало. Вы просто не будете помнить всех тех гадостей, которые совершили. Против этого совесть бессильна.
6) Относитесь с юмором к своим проступкам. Юмор - очень эффективное средство.
Говорят, он убивает даже такую мощную вещь, как половой инстинкт - что же говорить о совести?
7) Жертвуйте деньги сиротам и инвалидам, бедным слоям населения и одиноким матерям. Эти пожертвования станут хорошим козырем в споре с вашей совестью.
8) Освойте практику самобичевания. Эта процедура, как и занятия спортом, укрепляет дух. В средневековье самобичевание было повсеместно распространено среди доминиканцев и иезуитов. Недаром, слава об их злодеяниях до сих пор будоражит некоторые умы.

9) Раскаивайтесь. Раскаяние обезоруживает совесть. Ей просто будет нечего вам предъявить. Даже в раю раскаявшийся грешник ценится больше, чем закоренелый праведник. Признавайтесь в мелких грехах. Это обманет вашу совесть, и большие грехи останутся за рамками ее упреков.

Такие вот "хитрости"... Конечно, все это на 90% шутка. А оставшиеся 10% могут пригодиться тем, кто пользуется главным способом не быть съеденным совестью заживо - не совершает безнравственных и подлых поступков. Наверное, таким совесть все же может пойти на некоторые уступки и позволить с собой договориться, если речь идет о чем-то мелком.

Угрызения совести были всегда любимой темой для поэтического изображения (например, «Макбет» Шекспира).

Угрызения нашей совести прямо пропорциональны добродетелям, которые в нас еще живы, а не нашим порокам.

Даниель Стерн (графиня д’Агу)

Что такое суд совести в его предельном проявлении, замечательно выразил Варлам Шаламов:

Меня застрелят на границе,

Границе совести моей.

Кровавый след зальет страницы,

Что так тревожили друзей.

Испытывать угрызения совести можно из-за совершенного поступка, а можно из-за мысли, что характерно для взрослой развитой личности. Однако до этого уровня доходят не все.

Однажды Франциск Ассизский подменял отца в лавке, в нее вошел нищий и попросил милостыню «из любви к Господу». А Франциск в это время перекладывал товар и недобро ответил: «Бог подаст». Но когда нищий ушел, Франциска как громом поразила мысль, что если бы у него попросили сейчас не черствый кусок или медный грошик за ради бога, но штуку сукна или кошель золотых для какого-нибудь графа или барона, он бы нипочем не отказал! А бедняку отказал в хлебе насущном!.. С тех пор, гласит житие, он отдавал нищим, коли встретит, все, что было в карманах, а когда денег не оказывалось, снимал с себя одежду и отдавал ее.

Памятные книжные даты, 1982. С. 129–130.

Угрызения совести могут быть различной интенсивности. Например, терзания совести у Л. Н. Толстого были столь велики, что разрушали его жизнь, отношения с семьей, близкими людьми. Зеньковский называл это нравственным самораспятием, настоящей тиранией духовного начала.

Мера переживаний зависит от характера поступка и уровня сознательности человека, от его способности и привычки справедливо и критично оценивать собственное поведение и поведение других.

Угрызение совести - это больной зуб, растущий из самой глубины отчаявшегося сердца.

Э. Долберг

Часто угрызения совести связаны с ложью, обманом, особенно в тех случаях, когда ложь не дозволена, когда была достигнута предварительная договоренность не лгать друг другу. В этом случае жертва доверяется лжецу, не предполагая, что ее водят за нос. Лжецы гораздо меньше испытывают угрызений совести, когда объекты их обмана безличны или незнакомы. Когда жертва обмана анонимна, гораздо легче потворствовать всякого рода фантазиям, уменьшающим собственную вину, например, представлять, что ей это совсем не повредит и, возможно, никто даже ничего и не обнаружит, или еще того лучше - что она сама этого заслужила или сама хочет быть обманутой.

Взаимозависимость угрызений совести и боязни разоблачения далеко не однозначна. Боязнь разоблачения бывает весьма сильной и при очень слабых угрызениях совести. Когда обман санкционирован, угрызения совести, как правило, невелики, однако санкционированность обмана обычно повышает боязнь разоблачения. При этом, однако, те же самые факторы, которые усиливают угрызения совести, могут уменьшать боязнь разоблачения. Лжец может чувствовать себя виноватым, вводя в заблуждение доверчивую жертву, но у него не будет особых оснований бояться, что его разоблачат, поскольку сама жертва даже не допускает мысли об этом. Конечно, можно и страдать от мучений совести и одновременно очень бояться быть пойманным или же почти не чувствовать ни того ни другого - все это зависит от конкретной ситуации, а также от личности лжеца и жертвы.

Притча «Осколки в сердце»

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла и пошел себе дальше.

Прошло тридцать лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение - все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло? Это был я. Прости меня, - сказал человек.

Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце тридцать лет, - ответил слепой.

Как ни странно, но некоторым людям нравится испытывать угрызения совести. Порой они даже специально лгут для того, чтобы таким образом помучиться.

Угрызения совести усиливаются в тех случаях, когда:

Жертву обманывают против ее воли;

Обман очень эгоистичен, жертва не извлекает никакой выгоды из обмана, а теряет столько же или даже больше, чем лжец приобретает;

Обман не дозволен, и ситуация предполагает честность;

Лжец давно не практиковался в обмане;

Лжец и жертва придерживаются одних и тех же социальных ценностей;

Лжец лично знаком с жертвой;

Жертву трудно обвинить в негативных качествах или излишней доверчивости;

У жертвы есть причина предполагать обман или, наоборот, лжец сам не хотел бы быть обманут.

Для угрызений совести не нужна публика, в этом случае человек сам себе судья. Такого рода переживания отражены в стихах Оксаны Чиповской «Совесть» и Евгения Евтушенко «Муки совести».

Моральным результатом этих переживаний является раскаяние , нравственный смысл которого - гармонизация отношений между долгом и совестью.

Чтобы до конца жизни не испытывать мук совести за то, что мог бы что-то сделать, предпринять, а забыл, не успел, не придал значения и т. д., что часто случается после смерти родителей, людям надо вовремя выполнять все свои земные обязанности, свой долг перед другими.

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...