Образ татьяны лариной в произведении евгений онегин. Характеристика Татьяны Лариной. Образ Татьяны Лариной


А.С. Пушкин – великий поэт и писатель 19 века. Он обогатил русскую литературу множеством замечательных произведений. Одно из них – роман «Евгений Онегин». А.С. Пушкин работал над романом много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни», так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. Несмотря на то, что роман назван «Евгений Онегин», система персонажей организованна в нём таким образом, что не меньшее, если не большее значение приобретает образ Татьяны Лариной. Но Татьяна не просто главная героиня романа, она ещё и любимая героиня А.С. Пушкина, которую поэт называет «милым идеалом». А.С. Пушкин безумно влюблён в героиню, и неоднократно ей в этом признаётся:

…я так люблю Татьяну милую мою!

Татьяна Ларина – юная, хрупкая, довольная милая барышня. Её образ очень ярко выделяется на фоне других женских образов, присущих литературе того времени. Уже с самого начала автор подчёркивает отсутствие в Татьяне тех, качеств, которыми были наделены героини классических русских романов: поэтического имени, необычной красоты:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Ещё с детства в Татьяне было много всего такого, что отличало её от других. В семье она росла одинокой девочкой:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Также Татьяна не любила играть с детьми, не интересовалась новостями города и моды. Большей частью она погружена в себя, в свои переживания:

Но куклы даже в эти годы

Татьяна в руки не брала;

Про вести города, про моды

Беседы с нею не вела.

В Татьяне пленяет совсем другое: задумчивость, мечтательность, поэтичность, искренность. Она с детства читала много романов. В них она видела другую жизнь, более интересную, более богатую событиями. Она верила, что такая жизнь, и такие люди не выдуманы, а существуют на самом деле:

Ей рано нравились романы,

Они ей заменяли всё,

Она влюблялась в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Уже именем своей героини Пушкин подчеркивает близость Татьяны к народу, к русской природе. Необычность Татьяны, её духовное богатство Пушкин объясняет влиянием на её внутренний мир народной среды, прекрасной и гармоничной русской природы:

Татьяна (русская душою, Сама не зная почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму.


Татьяна, русская душою, тонко чувствует красоту природы. Угадывается ещё один образ, везде и всюду сопровождающий Татьяну и связывающий её с природой – луна:

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звёзд исчезает хоровод…

…при отуманенной луне…

Душа Татьяны чиста, высока, как и луна. «Дикость» и «печальность» Татьяны не отталкивают нас, а наоборот, заставляют задуматься, что она, как и одинокая луна в небе, необычайна в своей душевной красоте. Портрет Татьяны неотделим от природы, от общей картины. В романе природа раскрывается через Татьяну, а Татьяна – через природу. Например, весна – зарождение любви Татьяны, а любовь – весна:

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю павшее зерно

Весны огнём оживлено.

Татьяна делится с природой своими переживаниями, горестью, мученьями; только ей она может излить свою душу. Только в уединении с природой она находит утешение, да и где ей его ещё искать, ведь в семье она росла «девочкой чужой»; она сама в письме Онегину пишет: «…никто меня не понимает…». Татьяна та, которой так естественно влюбляться весной; расцветать на счастье, как первые цветы расцветают весной, когда природа пробуждается ото сна.

Перед тем, как уехать в Москву, Татьяна прежде всего прощается с родным краем:


Простите, мирные долины,

И вы, знакомых гор вершины,

И вы, знакомые леса;

Прости весёлая природа…

Этим обращением А.С. Пушкин ясно показал, насколько тяжёло расставание с родным краем для Татьяны.

А.С. Пушкин наделил Татьяну также «пламенным сердцем», тонкой душой. Татьяна в свои тринадцать лет – твёрдая и непоколебимая:

Татьяна любит не шутя

И предается, безусловно

Любви, как милое дитя.

В.Г. Белинский отмечал: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви. ничто другое не говорила её душе; ум её спал»

Татьяна мечтала о человеке, который бы внёс в её жизнь содержание. Именно таковым показался ей Евгений Онегин. Она придумала Онегина, подгоняя его под образец героев французских романов. Героиня делает первый шаг: пишет Онегину письмо, ждёт ответа, но его нет.

Онегин не ответил ей, а напротив прочитал наставление: «Учитесь властвовать собою! Не всякий вас, как я поймёт! К беде неопытность ведёт!» Хотя девице признаваться первой в любви всегда считалось неприличным, но автору по душе прямота Татьяны:

За что ж виновная Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте.


Попав в московское общество, где «воспитаньем немудрено блеснуть», Татьяна выделяется своими душевными качествами. Светская жизнь не коснулась души её, нет, это всё та же прежняя «милая Татьяна». Она устала от пышной жизни, она страдает:

Ей душно здесь…она мечтой

Стремится к жизни полевой.

Здесь, в Москве, Пушкин опять сравнивает Татьяну с луной, которая затмевает своим светом всё вокруг:

Она сидела у стола

С блестящей Ниной Воронскою,

Сей клеопатрою Невы;

И верно б согласились вы,

Что Нина мраморной красою

Затмить соседку не смогла,

Хоть ослепительна была.

Татьяна, которая по-прежнему любит Евгения, с твёрдостью отвечает ему:

Но я другому отдана

И буду век ему верна.

Это подтверждает ещё раз, что Татьяна благородная, стойкая, верная.

Высоко оценил образ Татьяны и критик В.Г. Белинский: «Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину». Критик подчеркивает цельность натуры героини, ее исключительность в обществе. В то же время Белинский обращает внимание на то, что образ Татьяны являет собой «тип русской женщины».

В.Г.Белинский назвал "Евгения Онегина" "энциклопедией русской жизни", так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека Евгения Онегина. Евгении Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых "лишних людей". Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства, стремления, желания. Он "до времени созрел", стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века - "хандру". Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство, любовь не способны воскресить его душу.

Образ Татьяны Лариной - противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу.

Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной "привычкам милой старины", характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно: Ей рано нравились романы, Они ей заменяли все: Она влюблялася в обманы И Ртардсона и Руссо. Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней.

Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна. самобытна. От природы она одарена: Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нужным. Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: "...Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем". Она решается написать Онегину любовное признание. Резкий отказ Евгения является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. Татьяна находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви. Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил "вольность и покой", был эгоистом и себялюбцем. Любовь приносит Татьяне одни страдания, ее нравственные правила тверды и постоянны.

В Петербурге она становится княгиней; обретает всеобщее уважение и преклонение в "высшем свете". За это время она сильно меняется. "Равнодушною княгиней, неприступною богиней роскошной, царственной Невы" рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в "высшем свете" она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу: ...Сейчас отдать я рада, Всю эту ветошь маскарада. Весь этот блеск и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище...

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм. Главные черты характера Татьяны - сильно развитое чувстве долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным. Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Сам поэт считал образ Татьяны "идеальным" положительным образом русской женщины.

Существует древнегреческая легенда о том, как один скульп-тор изваял из камня девушку. Каменная дева была настолько кра-сива, что мастер влюбился в собственное творение. Любовь к де-вушке была так сильна, что скульптор потерял покой оттого, что это прекрасное изваяние никогда не оживет. Видя мучения и тос-ку замечательного мастера, боги сжалились над ним и оживили статую, тем самым, обрекая мастера и его создание на вечную любовь. Эта легенда прекрасна.

Вероятно, и Александр Сергеевич Пушкин, работая над рома-ном «Евгений Онегин», любовался чудесной девушкой, оживаю-щей под его пером. Образ Татьяны как главной героини романа является наиболее совершенным среди остальных женских образов. Татьяна - любимая героиня Пушкина, его «милый идеал» («...я так люблю Татьяну милую мою»). В образ Татьяны Пушкин вложил все те черты русской девушки, совокупность которых представляет для автора совершенный идеал. Это те особенные черты характера, которые делают Татьяну истинно русской. Формирование этих черт у Татьяны происходит на основе «преданий простонародной старины», верований, сказаний.

Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу. Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной "привычкам милой старины", характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. В ней было уже с детства много такого, что отличало ее от других:

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

С детства она отличалась мечтательностью, жила особой внут-ренней жизнью. Автор подчеркивает, что девочка была лишена ко-кетства и притворства - качеств, которые ему не нравились в жен-щинах.

В одной из повестей Пушкин пишет, что уездные барышни - просто прелесть. Они воспитаны на свежем воздухе, в тени яб-лонь, знание света черпают из книг. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсть, которые неизвестны рас-сеянным красавицам. Существенные достоинства этих девушек: особенность характера и самобытность. Сказано как будто о Тать-яне. По душе автору открытость и прямота его героини. Хотя деви-це первой признаваться в любви всегда считалось неприличным, но Татьяну трудно осуждать за это. Поэт спрашивает:

За что ж виновнее Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте?

Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно:

Ей рано нравились романы,

Они ей заменяли все:

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Татьяна любит и великолепно чувствует природу, она живет просто и естественно, в полной гармонии с восходами и закатами, с холодной красотой зимы и пышным убранством осени. Природа питает ее духовный мир, спо-собствует уединенной мечтательности, сосредоточенности на движениях своей души, простоте и естественности поведения. Забавам и развлечениям сверстников она предпочитает «страшные рассказы зимою в темноте ночей», красочные, полные глубокого, таинственного смысла народные песни и обряды.

Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна. самобытна. От природы она одарена:

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нужным.

Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: "...Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем". Она решается написать Онегину любовное признание. Как искренне, непосредственно выражает Татьяна сумбур своей души, глубину чувств, как естественно передает смущение и стыд, надежду и отчаяние в письме к Онегину:

Зачем вы посетили нас?

В глуши забытого селенья

Я никогда не знала б вас,

Не знала б горького мученья...

Другой!.. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете...

То воля неба: я твоя...

Я жду тебя: единым взором

Надежды сердца оживи

Иль сон тяжелый перерви,

Увы, заслуженным укором!

Резкий отказ Евгения является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. В ее душе поднимается целая буря противоречивых чувств, надежд и желаний, которые она не в силах подавить. Татьяна без возражений принимает отповедь Онегина, но ее чувства не только не проходят, но еще больше разгораются. Благодаря постоянному общению со своей няней Филипповной, она знает большое количество старинных народных верований, примет, в которые безоговорочно верила. Поэтому, чтобы узнать свою дальнейшую судьбу, Татьяна прибегает к гаданию. В итоге ей снится сон, который частично определяет дальнейшее развитие событий. После смерти Ленского и отъезда Онегина, Татьяна начинает часто посещать дом Онегина. Там она, изучая обстановку, в которой жил Онегин, его круг интересов, приходит к выводу, что Онегин есть лишь «поэтический призрак», пародия. Далее Татьяна отправляется в Москву, где тетушки возят ее по балам и вечерам в поисках хорошего жениха. Обстановка московских гостиных, царящий в них порядок и светское общество - все это внушает Татьяне лишь отвращение и скуку. Воспитанная в деревне, душой она стремится к природе:

…в деревню, к бедным поселянам,

В уединенный уголок,

Где льется светлый ручеек...

Татьяна получает в мужья военного, богатого генерала и становится светской дамой. В этом положении и застает ее Онегин, вернувшийся через несколько лет из путешествий. Теперь, когда Татьяна достигла одного с ним уровня общественного положения, в нем пробуждаются любовь и страсть. Далее история любви Онегина к Татьяне приобретает зеркальное отражение истории любви Татьяны к нему. Став светской дамой, Татьяна постепенно изменяется в соответствии с обществом, в котором ей приходится постоянно находиться. Она становится «равнодушною княгиней», «неприступной богиней». Но и в "высшем свете" она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу:

Сейчас отдать я рада,

Всю эту ветошь маскарада.

Весь этот блеск и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище...

В ответ на признания Онегина Татьяна, хоть и любит его, дает прямой и безоговорочный ответ:

Но я другому отдана,

Я буду век ему верна.

В этих словах заключена вся сила характера Татьяны, ее сущность. Несмотря на сильную любовь к Онегину, она не может нарушить обет, данный ею мужу перед богом, не может поступиться моральными принципами. В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм. Главные черты характера Татьяны - сильно развитое чувство долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным.

Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Сам поэт считал образ Татьяны "идеальным" положительным образом русской женщины.

В романе Александра Пушкина «Евгений Онегин», конечно, главным женским образом является Татьяна Ларина. История любви этой девушки воспета впоследствии и драматургами, и композиторами. В нашей статье характеристика Татьяны Лариной построена с точки зрения ее оценки автором и в сравнении с сестрой Ольгой. Оба этих персонажа в произведении показаны абсолютно противоположными натурами. Конечно, нельзя забывать и про любовную линию романа. В отношении к Онегину героиня тоже показывает нам определенные стороны своего характера. Все эти аспекты мы разберем далее, чтобы характеристика Татьяны Лариной была наиболее полной. Для начала давайте познакомимся с ее сестрой и ею самой.

Про главную героиню романа можно говорить очень долго и очень много. А вот образ ее сестры - Ольги Лариной - Пушкин показал довольно лаконично. Ее достоинствами поэт считает скромность, послушание, простодушие и веселость. Такие же черты характера автор видел практически в каждой деревенской барышне, поэтому дает понять читателю, что ему скучно описывать ее. Ольга обладает банальными деревенской девушки. А вот образ Татьяны Лариной автор представляет уже более загадочным и сложным. Если же говорить об Ольге, то главной ценностью для нее является веселая беззаботная жизнь. В ней, конечно, присутствует любовь Ленского, но она не понимает его чувств. Здесь Пушкин пытается показать ее самолюбие, которое отсутствует, если рассматривать характер Татьяны Лариной. Ольге, этой простодушной девушке, незнакома сложная душевная работа, поэтому и к смерти жениха она отнеслась легкомысленно, быстро заменив его «любовной лестью» другого мужчины.

Сравнительный анализ образа Татьяны Лариной

На фоне деревенской простоты сестры Татьяна представляется нам и автору совершенной женщиной. Пушкин и заявляет об этом достаточно прямо, называя героиню своего произведения «милым идеалом». Краткая характеристика Татьяны Лариной здесь неуместна. Это многогранный характер, девушка понимает причины своих чувств и поступков, и даже анализирует их. Это ещё раз доказывает, что Татьяна и Ольга Ларины - абсолютные противоположности, хотя они сестры и воспитывались в одной культурной среде.

Авторская оценка характера Татьяны

Какой нам преподносит Пушкин главную героиню? Татьяне присущи простота, неторопливость, задумчивость. Особое внимание поэт уделяет такому качеству ее характера, как вера в мистику. Приметы, предания, смены фазы Луны - всё это она замечает и анализирует. Девушка очень любит гадать, а также придает большое значение снам. Не обошел вниманием Пушкин и любовь Татьяны к чтению. Воспитанная на типичных женских модных романах, героиня и свою любовь видит как бы сквозь книжную призму, идеализируя ее. Она любит зиму со всеми ее недостатками: темнотой, сумерками, холодом и снегом. Пушкин также подчеркивает, что у героини романа «русская душа», - это важный момент для того, чтобы характеристика Татьяны Лариной была наиболее полной и понятной читателю.

Влияние деревенских обычаев на характер героини

Обратите внимание и на время, в котором живет предмет нашего разговора. Это первая половина 19-го века, значит, характеристика Татьяны Лариной - это, по сути, характеристика современниц Пушкина. Характер у героини замкнутый и скромный, а читая ее описание, данное нам поэтом, можно отметить, что мы практически ничего не узнаем про внешность девушки. Таким образом Пушкин дает понять, что важна не внешняя красота, а внутренние черты характера. Татьяна молода, но выглядит взрослой и сложившейся личностью. Детские забавы и игру в куклы она не любила, ее привлекали таинственные истории и любовные страдания. Ведь героини любимых романов всегда проходят через ряд трудностей и испытывают страдания. Образ Татьяны Лариной гармоничный, неяркий, но удивительно чувственный. Такие люди нередко встречаются и в реальной жизни.

Татьяна Ларина в любовных отношениях с Евгением Онегиным

Какой мы видим главную героиню, когда дело доходит до любви? Евгения Онегина она встречает, уже будучи готовой к отношениям внутренне. Она «ждёт... кого-нибудь», на это осторожно указывает нам Александр Пушкин. Но не стоит забывать, где живет Татьяна Ларина. Характеристика ее любовных отношений зависит и от странных деревенских обычаев. Это проявляется в том, что Евгений Онегин посещает семью девушки только однажды, но вокруг уже народ говорит о помолвке и замужестве. В ответ на эти слухи Татьяна и начинает рассматривать главного героя как объект своих воздыханий. Из этого можно сделать вывод, что переживания Татьяны надуманны, искусственны. Все свои мысли она носит в себе, в ее влюбленной душе живут тоска и грусть.

Знаменитое послание Татьяны, его мотивы и последствия

И чувства оказываются настолько сильными, что возникает потребность их высказать, продолжив отношения с Евгением, но он больше не приезжает. Сделать девушке первый шаг по требованиям этикета тех времен было невозможно, это считалось легкомысленным и некрасивым поступком. Но Татьяна находит выход - она пишет любовное письмо Онегину. Читая его, мы видим, что Татьяна - человек очень благородный, чистый, в ее душе царят высокие помыслы, она строга к себе. Отказ Евгения принять ее любовь девушку, конечно, обескураживает, но чувство в сердце не гаснет. Она старается понять его поступок, и это ей удаётся.

Татьяна после неудачной любви

Поняв, что Онегин предпочитает быстрые увлечения, Татьяна едет в Москву. Здесь мы уже видим совсем другого человека в ней. Она переборола в себе слепое безответное чувство.

Но в Татьяна чувствует себя чужой, она далека от его суеты, блеска, сплетен и посещает обеды чаще всего в обществе матери. Неудачная сделала ее равнодушной ко всем последующим увлечениям противоположным полом. Тот цельный характер, который мы наблюдали в начале романа «Евгений Онегин», к концу произведения показан Пушкиным разбитым и разрушенным. В итоге Татьяна Ларина так и осталась «белой вороной» в высшем свете, но ее внутренняя чистота и гордость смогли помочь другим увидеть в ней истинную леди. Ее отстраненное поведение и при этом безошибочное знание правил этикета, вежливость и гостеприимность привлекали внимание, но при этом и заставляли оставаться на расстоянии, поэтому Татьяна была выше сплетен.

Конечный выбор героини

Под конец романа «Евгений Онегин» Пушкин, завершая сюжет, дарит своему «милому идеалу» счастливую семейную жизнь. Татьяна Ларина выросла духовно, но даже в последних строках романа она признается в любви Евгению Онегину. При этом это чувство больше не властно над ней, она делает осознанный выбор в пользу верности своему законному мужу и добродетели.

Онегин тоже обращает внимание на «новую» для него Татьяну. Он и не подозревает, что она не изменилась, она просто «переросла» его и «переболела» своей прежней болезненной любовью. Поэтому его ухаживания она отвергла. Вот такой предстает перед нами главная героиня «Евгения Онегина». Ее основными чертами характера являются сильная воля, уверенность в себе, добрый характер. К сожалению, Пушкин показал в своём произведении, как такие люди могут быть несчастны, ведь они видят, что мир совсем не такой, как им бы хотелось. У Татьяны непростая судьба, но ее тяга к личному счастью помогает ей преодолеть все невзгоды.

Концептуальное значение имеет образ Татьяны в романе "Евгений Онегин" А.С. Пушкина. Во-первых потому, что поэт в своем произведении создал неповторимый, уникальный характер русской женщины. А во-вторых, в этом образе был воплощен важный принцип Александра Сергеевича - принцип реалистического искусства. Пушкин в одной из статей объясняет и анализирует причины возникновения "литературных чудовищ" появлением и развитием романтической литературы, пришедшей на смену классицизму. Рассмотрим подробнее образ Татьяны в романе "Евгений Онегин".

Основная мысль Пушкина

Поэт согласен, что изображение не нравоучения, а идеала - общая тенденция современной ему литературы - правильна по своей сути. Но, по мнению Александра Сергеевича, ни представление прошлого о природе человека как о некоей "жеманной напыщенности", ни сегодняшнее изображение порока, торжествующего в сердцах, не являются по сути своей глубинными. Пушкин, таким образом, утверждает в своем произведении новые идеалы (строфы 13 и 14 третьей главы): по замыслу автора, строящийся в первую очередь на любовном конфликте роман должен отображать самые устойчивые и характерные приметы образа жизни, которого придерживались несколько поколений дворянского рода в России.

Пушкинские герои говорят поэтому естественным языком, переживания их не однообразны и схематичны, а многосторонни и естественны. Описывая чувства персонажей романа, Александр Сергеевич проверяет самой жизнью правдивость описаний, опираясь на собственные впечатления и наблюдения.

Противопоставление Татьяны и Ольги

Принимая во внимание данную концепцию Александра Сергеевича, становится понятно, как и зачем сопоставляется образ Татьяны в романе "Евгений Онегин" с характером другой героини, Ольги, когда читатель знакомится с первой. Ольга весела, послушна, скромна, мила и простодушна. Глаза у нее, как небо, голубые, локоны - льняные, стан - легкий, при этом она ничем не выделяется из целого ряда похожих провинциальных барышень в романе "Евгений Онегин". Образ Татьяны Лариной же построен на контрасте. Девушка эта не так привлекательна внешне, как ее сестра, а увлечения и поведение героини лишь подчеркивают ее самобытность, непохожесть на остальных. Пушкин пишет, что в своей семье она казалась чужой девочкой, была молчалива, печальна, дика, боязлива, как лань.

Имя Татьяна

Александр Сергеевич дает примечание, в котором указывает, что имена, такие как Фекла, Федора, Филат, Аграфон и прочие, используются у нас лишь между простолюдинами. Затем, в авторском отступлении, Пушкин развивает данную мысль. Он пишет, что имя Татьяна впервые освятит "страницы нежные" этого романа. Оно слилось гармонически с характерными особенностями внешности девушки, ее чертами характера, манерами и привычками.

Характер главной героини

Деревенский мир, книги, природа, страшные истории, которые темными зимними ночами рассказывала няня - все эти незатейливые, милые увлечения формируют постепенно образ Татьяны в романе "Евгений Онегин". Пушкин отмечает то, что девушке было дороже всего: она любила встречать "зари восход" на балконе, наблюдать, как исчезает хоровод звезд на "бледном небосклоне".

Книги сыграли большую роль, сформировав чувства и взгляды Татьяны Лариной. Романы заменяли ей все остальное, предоставляли возможность отыскать свои мечты, "тайный жар". Увлечение книгами, знакомство с другими, фантастическими мирами, которые были наполнены всевозможными красками жизни, не было для нашей героини лишь развлечением. Татьяна Ларина, образ которой мы рассматриваем, хотела найти в них то, что не могла отыскать в реальном мире. Возможно, поэтому ее и постигла роковая ошибка, первая неудача в жизни - любовь к Евгению Онегину.

Воспринимая как противную ее поэтической душе чуждую окружающую обстановку, Татьяна Ларина, образ которой выделяется среди всех остальных в произведении, творила свой собственный иллюзорный мир, где правили любовь, красота, добро, справедливость. Не хватало для полноты картины лишь одного - неповторимого, единственного героя. Поэтому Онегин, окутанный тайной, задумчивый, показался девушке воплощением ее тайных девичьих мечтаний.

Письмо Татьяны

Письмо Татьяны, трогательное и милое признание в любви, отражает всю сложную гамму чувств, которые охватили ее мятущуюся, непорочную душу. Отсюда и столь резкое, контрастное противопоставление: Онегин "нелюдим", ему скучно в деревне, а члены семьи Татьяны хоть и "рады простодушно" гостю, но ничем не блестят. Отсюда проистекает и восхваление избранника, чрезмерное, переданное, среди прочего, и с помощью описания девушкой того неизгладимого впечатления, которое она получила при первой встрече с героем: она знала его всегда, но судьба не давала шанса влюбленным встретиться в этом мире.

И вот наступил этот дивный миг узнавания, встречи. "Я вмиг узнала", - пишет Татьяна. Для нее, которую никто из окружающих не понимает, и это несет девушке страдания, Евгений - избавитель, спаситель, прекрасный принц, который оживит ее, расколдует несчастное сердце Татьяны. Казалось бы, воплотились в реальность мечты, но действительность порой оказывается такой жестокой и обманчивой, что невозможно даже себе вообразить.

Ответ Евгения

Нежное признание девушки трогает Онегина, но он еще не готов нести ответственность за чужие чувства, судьбу, надежду. По-житейски прост его совет, отражающий жизненный опыт, накопленный им в обществе. Он призывает девушку научиться владеть собой, поскольку неопытность ведет к беде и не всякий поймет ее так, как понял Евгений.

Новая Татьяна

На этом только начинается самое интересное, о чем рассказывает нам роман "Евгений Онегин". Образ Татьяны значительно трансформируется. Девушка оказывается способной ученицей. Она научилась "властвовать собою", преодолев душевную боль. В небрежной и величавой, равнодушной княгине теперь трудно узнать ту прежнюю девушку - влюбленную, несмелую, простую и бедную.

Изменились ли жизненные принципы Татьяны?

Справедливо ли считать, что если в характере Татьяны произошли существенные перемены, то жизненные принципы героини также значительно изменились? Если трактовать подобным образом поведение Татьяны, то мы в этом последуем за воспылавшим страстью к этой неприступной богине Евгением Онегиным. Татьяна приняла правила этой чужой для нее игры, но не исчезли при этом ее искренность, нравственная чистота, пытливость ума, прямота, понимание долга и справедливости, способность мужественно, с достоинством встречать и преодолевать возникающие на пути трудности.

Девушка на признание Онегина отвечает, что любит его, но отдана другому, и век ему будет верна. Это простые слова, но сколько в них обиды, горечи, душевной боли, страдания! Образ Татьяны в романе жизненный и убедительный. Он вызывает восхищение и искреннее сочувствие.

Глубина, высота, одухотворенность Татьяны позволили назвать ее Белинскому "гениальной натурой". Сам Пушкин восхищался этим, созданным столь искусно, образом. В Татьяне Лариной он воплотил идеал русской женщины.

Мы рассмотрели этот непростой и интересный образ. Татьяны Онегиной не было в романе, и не могло быть, по мысли Пушкина. Слишком разным было у героев отношение к жизни.

Выбор редакции
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...

Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...

Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...

Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...
Сон, в котором видится дохлый пес, можно назвать пугающим и ужасающим. Но чтобы его истолковать и узнать, к чему снится мертвая собака,...
Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...
В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...
Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...