Определение потребности в обучении персонала анкета. Методика определения потребности в обучении. Интервьюирование руководителей и сотрудников



19 декабря РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ С НОВОГОДНЕЙ СКИДКОЙ ДО 25.12.2019г.! Аттестат проф. Главного бухгалтера и Налогового консультанта!

18 декабря Прокопович Д.А. 19.12.2019 "Революционные изменения в учете аренды и лизинга: новый стандарт ФСБУ 25/18 Бухгалтерский учет аренды. Перспективы на 2020."

18 декабря 24 декабря 2019 - «Проверки Государственной инспекцией труда. Новации законодательства и судебная практика»

18 декабря Специальное предложение на программы бизнес-образования от школы бизнеса МИРБИС

Рейтинг работодателей России по итогам 2018 года
Исследование HeadHunter. Март 2019
Рынок труда

8 фактов о женщинах к 8 марта
Исследование HeadHunter, март 2019 г.
Рынок труда

Шанхайский рейтинг вузов (ARWU) - 2018
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова вошел в топ-100 Шанхайского рейтинга вузов (ARWU), поднявшись с прошлогоднего 93-го на 86-е место.
Образование

В современных компаниях можно встретить несколько подходов к обучению персонала разных уровней. Например, отличившегося сотрудника в качестве поощрения направляют на тренинг. Некоторые руководители предпочитают другой способ подбора обучающей программы - посещают «модные» бизнес-тренинги, где интерес вызывает сам процесс обучения, а не его результаты. Обычно на таком тренинге очень весело, и все, кто посещают занятия, остаются ими довольны. В полном восторге руководитель или HR-менеджер заказывает такой же замечательный тренинг для своей компании. Сотрудникам, как правило, тоже нравится, но затем возникает вопрос: каким образом и где применять полученные знания? Все вышеназванные подходы свидетельствуют о спонтанном, а значит, не слишком эффективном выборе программ обучения для персонала компании. В противовес спонтанному выбору учебных программ и тренингов существует такое понятие, как «системное обучение». Цель построения системы обучения - достигнуть соответствия профессионального и квалификационного уровней сотрудников реальным бизнес-задачам компании. Одним из важнейших этапов построения такой системы является анализ и выявление потребности в обучении сотрудников организации. Рассмотрим его подробно.

Анализ потребности в обучении
Чтобы определить базовый уровень знаний и умений целевой группы, лучше всего провести персонал через процедуру аттестации. Результаты аттестации сравниваются с планируемыми результатами обучения, и таким образом определяется разрыв между актуальной и желаемой ситуациями. Однако если в компании еще не выстроена система аттестации, то не обязательно ждать, когда это произойдет, чтобы начать обучение. Есть и другие методы проведения диагностики потребности в обучении. Например, можно провести интервью. При этом непосредственным участникам обучения предлагаются письменные анкеты (если только это не топ-менеджеры), для линейных руководителей и специалистов используется анкетирование в сочетании со структурированными интервью, а для топ-менеджеров - только интервью. Разумеется, для каждой из названных категорий сотрудников вопросы будут сформулированы в зависимости от их задач и уровня компетенции. Какие же вопросы мы можем задавать людям, чтобы понять, чему их обучать? Возьмем для примера совсем другую сферу, где, однако, тоже необходимо анализировать запрос. Это любая продажа. Представьте, что мы пришли в магазин покупать что-то, о чем имеем слабое представление, например фотоаппарат. И продавец начинает нас расспрашивать: «Какой вы хотите фотоаппарат? Сколько там должно быть пикселей? Какое разрешение вам нужно?» Что происходит с человеком, не знакомым с электронной техникой, после этих вопросов? Он теряется или начинает думать: «Я понял, мне не хватает знаний». Он уходит, чтобы сформулировать, что ему нужно. Потом он приходит подготовленный и пытается четко сформулировать свой запрос. Бывает и другой подход, когда продавец понимает, что его клиент не обязан знать товар. Тогда он задает совсем другие вопросы: «Что вы будете снимать? Для каких целей? Какие характеристики для вас важнее?». Чем отличаются эти два подхода? Первый спрашивал о продукте, выясняя, насколько человек обладает знаниями о характеристикахтовара. Второй задавал вопросы о том, что человек хочет получить от продукта, т. е. как раз спрашивал о потребностях, а потом уже под эти потребности подбирал продукт, делая предложение. То же самое происходит, когда мы анализируем потребности в обучении. Компания - наш клиент, обучение (знания) - наш товар, а наша задача - понять запрос (потребности) и сделать соответствующее предложение (т. е. обучающую программу). Как может выглядеть анализ потребности в обучении в парадигме «вопросы о продукте»? Берем программы обучения, которые есть на рынке, структурируем их. Потом рассылаем сотрудникам с вопросами: «Какие из этих тем вы хотели бы изучить? Какие из них полезны для ваших сотрудников? Что наиболее актуально на данный момент?». Получаем ответы, систематизируем. Как вам кажется, если прислать такой список людям, что они там отметят? Красивые названия, знакомые слова, то, что им интересно или что они где-то слышали. Так мы получим не запрос на обучение, а результаты социологического опроса на тему «Наиболее популярные темы обучения в нашей компании». (Иногда можно услышать такой диалог: «Нам нужно обучить менеджеров». - «А по какой тематике?» - «По менеджменту»). Наша задача - узнать о потребностях компании, а не проэкзаменовать персонал на знание возможностей корпоративного обучения. Поэтому мы исключаем фразы типа: «Какое обучение вам нужно?», а спрашиваем так: «Что должно измениться, что устраивает или не устраивает в работе персонала, какой должен быть результат, какие сейчас существуют проблемы, где возникают сложности, какие показатели беспокоят?» Это и называется вопросами про потребности. Адресатами наших вопросов являются топ-менеджеры, руководители и участники. Топ-менеджерам мы задаем вопросы в основном про стратегию, чтобы понять направление развития компании. С руководителями мы проводим интервью о проблемах. Вопросы для интервью должны быть заранее предоставлены руководителям, чтобы они могли подготовиться. Таким образом вы получите более продуманную информацию, сократите время беседы и позиционируете себя как человека профессионального и ценящего чужое время.

Примеры вопросов при проведении анализа потребности в обучении
Сотрудникам отдела продаж: в каких ситуациях взаимодействия с клиентом вы не знаете, как правильнее поступить? На каком этапе вы чаще всего теряете клиента? На какую тему чаще всего бывают рекламации?
Руководителям (для управленческого тренинга): к акого сотрудника вы бы назвали для себя самым проблемным? В каких рабочих ситуациях вы чаще всего испытываете затруднения? Сколько времени у вас занимает проведение совещаний? Сколько вопросов вы решаете на совещании?
Специалистам (для семинара по маркетингу): г де вы берете данные для анализа? Что вам нужно для получения достоверной информации? Что мешает проанализировать успешность рекламной акции?
Проводя анализ потребности в обучении, важно понимать различие между запросом, потребностью и проблемой. Запрос - это тема или направление обучения, сформулированные руководителями или участниками обучения. Потребность - это то, какие реальные изменения (результаты) в деятельности компании хочется получить заказчику обучения. Запрос и потребность могут совпадать и различаться. Задача HR-менеджера - «докопаться» до реальной потребности, помочь самому заказчику понять ее. Проблема - это то, что мешает получить желаемое, преграда (сложности, дефициты) на пути достижения необходимого результата. Чтобы понять, чему обучать, нужно найти проблему и продумать, какие новые знания или навыки могут ее снять. Это и будет предметом обучения. Следующая задача HR-менеджера - грамотное позиционирование проблемы, т. е. выделение тех задач, которые мы можем решить (изменить) именно с помощью обучения.

Позиционирование проблемы
После того как мы составили опросники, провели исследование и собрали всю информацию, мы получим много данных, которые нужно свести воедино. Предлагаем вам инструмент для анализа полученной информации, который поможет быстро квалифицировать (позиционировать) проблемы компании и выбрать подходящий способ решения. Данные можно сформировать по уровням следующим образом:
1. Система. Смысл существования компании: миссия, стратегия, цели, задачиВыстраивание бизнес-процессов через бизнес-консультирование.
2.
Структура. Должностные инструкции, зоны ответственности, функционалВыстраивание оргструктуры через оргконсультирование.
3.
Информация (власть). Реальное распределение власти в организации, каналы передачи информацииВыстраивание реальных каналов взаимодействия, процедур передачи информации через деловые игры.
4.
Культура. Ценности, мнения, установки, ритуалы, принятые формы взаимодействия между людьмиРабота с установками, отношениями, взаимодействием людей посредством мероприятий по командообразованию (игры, совместный отдых, внутренний PR).
5.
Персонал. Конкретные люди с их знаниями, умениями, навыкамиОбучение знаниям и навыкам через тренинги и семинары

Представим себе любую организацию как некий организм, который существует на пяти уровнях. Первый уровень - «Система»: это смысл существования компании, миссия, стратегия, задачи. Второй уровень - «Структура»: каким образом распределяются обязанности, полномочия, зоны ответственности. Функционал, который исполняют люди в данной компании и который выстраивается под систему. Процедуры и регламенты. Третий уровень - «Информация»: одно дело - нарисованная на бумаге структура или написанная должностная инструкция, другое - как реально живет компания и как реально идут информационные потоки в организации. Кто, кому, что говорит, кто, кому, что посылает, где скапливается информация, где ее не хватает. Информация определяет в компании распределение власти, то, на кого в компании ориентируются. Четвертый уровень - «Культура»: то, что происходит в компании между людьми, как люди живут, как взаимодействуют между собой, ритуалы, принципы, ценности. Пятый уровень - «Персонал»: конкретные люди с их конкретными знаниями, умениями, навыками, индивидуальными личностными особенностями.
На каждом уровне могут быть свои сложности, нестыковки, проблемы. Естественно, чем выше находится проблема, тем больше уровней под собой она затрагивает. Соответственно все проблемы организации проявляются на уровне персонала. Однако решить проблему можно только на том уровне, где ее источник, применяя соответствующий метод воздействия. Проблему какого уровня можно решить посредством обучения персонала? Обучение изменяет конкретные знания, умения, навыки конкретных людей. Оно имеет, конечно, последствия для всей компании в целом. Но, в принципе, обучение предназначено для воздействия на организацию через персонал и его психологию, т. е. на пятый уровень. На остальные уровни оно оказывает гораздо меньше влияния, чем принято считать. На уровне взаимодействия между людьми (четвертый уровень - культура) используются другие методы, которые выстраивают взаимодействие, изменяют отношения и установки. Условно весь комплекс методов мы называем командообразованием. Обращаем особое внимание, что это разные вещи: командообразование и обучение. В чем же разница? Тренинг (обучение) обязательно включает в себя усвоение нового материала: знания, алгоритмы, теории, техники и т. д. Это называется дидактикой, ответственность за которую полностью лежит на плечах тренера. Дидактика (новая для участников информация) подбирается и выстраивается тренером под потребности компании, но при этом существует и отдельно от данной конкретной компании. Мероприятия по командообразованию могут проходить без дидактической части, так как цели ставятся не «образовательные» в прямом смысле этого слова: познакомить сотрудников из разных отделов и подразделений между собой, дать им возможность пообщаться, узнать друг друга хотя бы в лицо, перейти от простого знакомства и общения к практике командного взаимодействия, изменить или выработать общее понимание целей и ценностей компании. Корпоративной культуре нельзя «обучить», как конкретному навыку: люди не склонны изменять свои взгляды и отношения к сотрудникам и компании только потому, что узнали что-то новое.
На третьем уровне (информация) наша задача - выстроить поток информации и взаимодействие между отделами, подразделениями. Если обнаружилась проблема во взаимодействии не на уровне людей, а на уровне занимаемых ими позиций, то для исправления ситуации больше подходит такая форма работы, как деловая игра. Это такая специальная процедура, во время которой сами отделы договариваются о том, как они теперь будут жить, строить информационные потоки: кто, кому, по каким принципам должен передавать информацию. Игра выстраивается вокруг конкретной проблемной ситуации. Чтобы устранить проблему, участниками игры организуется ее всесторонняя проработка, пишется алгоритм решения, проверяется достижение планируемого результата. При этом ответственность за результат этого процесса лежит на участниках - активных творцах, игроках (а не на его организаторе). По итогам деловой игры в жизнь компании привносятся и закрепляются некоторые изменения. Происходит оперативная корректировка бизнес-процесса на актуальном для его участников примере. Участники разрабатывают для самих себя процедуры, а потом выходят с конкретными предложениями к руководству (если сами не являются руководством). Это не обучение, так как люди не получают новых знаний, а создают их сами. Нужно только помочь этим людям договориться о том, как они дальше будут работать.

Пример 1. Запрос: компания - трейдер металлопроката решила провести тренинг по маркетингу для менеджеров по продажам. продавцы исследованием рынка не занимаются; есть отдел маркетинга, состоящий из двух профессиональных маркетологов; маркетологи исследуют рынок и выдают рекомендации; есть проекты, в которых необходимо участие маркетологов; рекомендации маркетологов не принимаются и к проектам их не привлекают; маркетологи (молодые девушки после института) недавно в компании; менеджеры по продаже - мужчины с большим опытом работы на этом рынке.
Проблема: позиционирование нового отдела маркетинга в компании, взаимодействие и обмен информацией с отделом продаж. Позиционирование проблемы: 3-й уровень (информация, внутрифирменные коммуникации).
Решение: деловая игра с участием отделов маркетинга и продаж, в процессе которой маркетологи компании выступают экспертами и помогают остальным участникам решать маркетинговые кейсы. По итогам игры отделы договариваются о дальнейшем взаимодействии, что закрепляется в соответствующих процедурах.
Сложности следующего уровня (структура) не решаются ни обучением, ни играми. Чтобы решать эти проблемы, надо приглашать оргконсультанта или самим проводить организационный консалтинг. Потом можно пригласить тренера и провести тренинг, в ходе которого сотрудникам будет легче принять организационные изменения и свои новые функции. При этом обучение совмещается с процедурами по принятию нововведений, что требует дополнительного времени за счет сокращения учебной программы.

Пример 2. Запрос: компания - производитель чипсов решила провести тренинг по делегированию для руководителей финансового подразделения. Дополнительная информация, полученная в результате анализа потребности в обучении: сотрудники бухгалтерий нечетко выполняют распоряжения руководства; в компании две бухгалтерии - в Москве и в Подмосковье, где недавно открылся второй завод; руководство находится как в Москве, так и в Подмосковье; бухгалтерия в Подмосковье подчиняется напрямую и своему руководству, и московскому.
Проблема: двойное подчинение.
Позиционирование проблемы: 2-й уровень (структура).
Решение: выстраивание структуры компании путем организационного консалтинга. До завершения консалтинга обучение в данном подразделении не проводится.
Самый последний уровень (в нашем обсуждении, но не по значению) - система. Здесь уже речь идет о построении бизнеса в целом, о позиционировании компании на рынке и т. д. Например, насколько продумано сочетание именно таких направлений (продуктов) в одной компании, как построена цена, в какой нише она позиционируется и т. д. На уровне системы и структуры обучение может выступать как вспомогательный инструмент, как восполнение недостающих знаний и навыков управления.

Конечно, далеко не все методы решения проблем компании доступны HR-менеджеру. Поэтому бывает полезно довести информацию, которую мы получили в ходе диагностики потребности в обучении, до сведения вышестоящих структур, способных на своем уровне предпринять какие-то действия. HR-менеджер может отвечать только за два-три нижних уровня - от обучения до организации деловой игры. Если мы не отделим задачи обучения от других проблем, то эффективность вложенных в обучение средств сильно снизится. Однако не бывает компаний, в которых все идеально отлажено, нет управленческих проблем и дело за малым - развить знания и умения персонала. Гораздо чаще встречаются ситуации, когда руководство компании не готово к тому, чтобы начать серьезные изменения, но при этом понимает необходимость повышения квалификации персонала. Можно в таком случае начать обучение, даже если это не самый правильный выход из сложившейся ситуации. При этом необходимо четко зафиксировать, что мы можем изменить, а что - нет. Оговорить зону ответственности за результат и факторы, которые снижают эффективность обучения. В этом случае вы можете поставить специальную задачу тем людям (тренерам, преподавателям), которые придут обучать персонал: понаблюдать, зафиксировать все проблемы, которые проявятся в обучении. Если в компании есть проблемы, то они обязательно всплывают, когда проходит тренинг.После обучающего мероприятия вы получаете отчет, с которым можете пойти к руководству. Тогда первый шаг изменений в компании может начаться с обучения и тренинг будет одновременно мероприятием, которое позволит вам в дальнейшем аргументировать идеи по изменению других уровней.

Не удалось найти образец анкеты для определения потребностей в обучении персонала.

Ответ

Ответ на вопрос:

Образец анкеты см. ниже:

АНКЕТА
потребностей в обучении

№ п/п Вопрос Ответ
1. Вопросы для определения Вашей потребности в обучении
1.1 Какие особо сложные задачи Вам приходится решать на рабочем месте?
1.2 В чем причина затруднений в выполнении этих задач, по Вашему мнению?
1.3 Что Вам необходимо уметь делать и знать для преодоления этих затруднений?
1.4 Почему это важно?
1.5 Что будет наилучшим результатом обучения для Вас?
1.6 Каких изменений в своей работе Вы ожидаете после обучения?
1.7 Готовы ли Вы обучаться в свободное от работы время?
1.8 Какие направления обучения Вам были бы интересны? Пожалуйста, отметьте галочкой

 командообразование;

 управление временем;

 технологии продаж;

 продажи в розничной торговле;

 управление стрессом;

 конфликтология;

 лидерство, навыки руководителя;

 личная эффективность руководителя;

 переговоры;

 ____________________________________________

2. Вопросы для определения потребности в обучении Ваших сотрудников
(заполняет только руководитель)
2.1 Какие особо сложные задачи приходится решать Вашим сотрудникам?
2.2 В чем причина затруднений в выполнении задач сотрудниками, с Вашей точки зрения?
2.3 Что Вашим сотрудникам необходимо уметь делать и знать для преодоления этих затруднений?
2.4 Почему это важно?
2.5 Что будет наилучшим результатом обучения Ваших сотрудников?
2.6 Каких изменений в работе сотрудников Вы ожидаете после обучения?

Подпись ______________

Подробности в материалах Системы Кадры (VIP-версия):

1. Ответ: Как выявить потребность в обучении персонала

Натэлла Бармакова, преподаватель курса «Управление персоналом» ММВШБ МИРБИС

Потребность в обучении

Что включает в себя понятие выявления потребности в обучении

Выявление потребности в обучении – это комплекс исследовательских и аналитических мероприятий, который позволяет выявить пробелы в системе компетенций (знаний и навыков), необходимых сотрудникам для эффективной реализации тактических и стратегических целей организации.

Определение потребности в обучении персонала является одним из первых шагов построения системы обучения персонала организации. На основании выявленных потребностей в дальнейшем определяют темы, формы и методы обучения.

Уровни определения потребности в обучении

Какие различают уровни выявления потребности в обучении персонала

Потребности в обучении могут возникать на трех основных уровнях:

 организация в целом;

 подразделение;

 сотрудник.

Соответственно, при разработке системы обучения необходимо выявить, в каком масштабе необходимо проводить обучение. Для этого используйте различные способы определения потребностей персонала в обучении.

Участники выявления потребности

Кто участвует в выявлении потребностей в обучении персонала

Включите в список специалистов для выявления потребности в обучении:

 ответственного за организацию и проведение обучения персонала в организации;

 руководителей подразделений;

 непосредственных руководителей сотрудников, которых планируется обучить;

 сотрудников, которых планируется обучать.

В зависимости от структуры организации в качестве куратора процесса выявления потребности в обучении назначьте руководителя службы персонала, одного из руководителей подразделений или руководителя организации.

Способы определения потребности

Какие различают способы определения потребности в обучении персонала

Для определения потребности в обучении персонала используйте:

 анализ результата собеседования и тестирования при найме новых сотрудников;

 анализ результата деятельности новых сотрудников в период введения в должность;

 анализ результата оценки (аттестации) сотрудников;

 анализ компетенций сотрудников;

 анкетирование сотрудников и их непосредственных руководителей;

 интервью с сотрудником и его непосредственным руководителем;

 анализ изменений технологий;

 анализ решений руководства организации;

 анализ предстоящих кадровых изменений внутри организации;

 наблюдение за процессами в организации и действиями сотрудников;

 анализ целей деятельности сотрудников и результатов их реализации;

 экспертную оценку.

Анализ оценки при найме

Как определить потребность сотрудника в обучении по результату собеседования при приеме на работу

Для выявления потребности в обучении сделайте анализ оценочного листа нового сотрудника, который был заполнен в ходе проведения собеседования при приеме на работу. Изучите оценки кандидата и комментарии специалиста по найму. Проведите дополнительную встречу с новичком и оцените качество решенных кейс-заданий и пробных заданий (если их применяли для оценки кандидата).

Проверьте во время встречи ранее полученную оценку сотрудника, а также задайте уточняющие вопросы, позволяющие понять уровень его знаний и навыков. На основании полученных данных выявите потребности нового сотрудника в том или ином обучении, а также предпочтения и возможности сотрудника обучаться (интеллект, уровень знаний, наличие свободного времени и т. д.).

Если в организации развита система обучения, выявление потребности в обучении на стадии собеседования при приеме на работу является обязательным условием качественного и эффективного подбора, адаптации и обучения персонала.

Анализ введения в должность

Как определить потребность сотрудника в обучении по анализу результата его деятельности в период его адаптации

Анализ результата деятельности нового сотрудника в период введения его в должность является эффективным способом выявления потребности в его обучении.

 понаблюдать за сотрудником во время его работы;

 провести с сотрудником собеседование на тему возникающих проблем в его работе;

 провести на эту же тему собеседование с его непосредственным руководителем;

 провести опрос коллег новичка.

Далее проанализируйте полученные данные, выявите основные потребности сотрудника в знаниях, навыках и опыте, согласуйте их с новичком и его непосредственным руководителем. В случае необходимости подкорректируйте план адаптации, разработайте индивидуальный план развития сотрудника и выберите для него наиболее подходящую стандартную программу обучения, проводимую в организации.

Анализ результата оценки персонала

Как определить потребность в обучении на основании анализа результата аттестации персонала

Определить потребность в обучении персонала на основании анализа результата его оценки (аттестации) возможно, в случае если оценку (аттестацию) персонала проводят регулярно, не реже одного раза в год.

При оценке персонала используют различные методы и инструменты оценки, которые позволяют оценить требуемые знания, навыки сотрудника, его компетенции. Сравните результат оценки с требованиями к должности и выявите, каких знаний и навыков сотруднику не хватает для более эффективной работы, то есть выявите потребность в том или ином обучении.

Если оценка проводится регулярно, то сравните результаты оценки сотрудника за разные периоды времени. Это даст дополнительную возможность оценить эффективность ранее проведенного обучения.

Анализ компетенций

Как определить потребность в обучении по анализу модели компетенций

Если в организации разработаны модели компетенций, которые используют для оценки сотрудников, то для выявления потребности сотрудника в обучении проведите оценку его компетенций. Для этого рекомендуется использовать собеседование по компетенциям, оценочные центры и иные методы оценки персонала.

Данный анализ может быть частью общей оценки сотрудников, которую в организации проводят регулярно, а может быть отдельным способом выявления потребности в обучении.

Данные анализа компетенций сравните с требованиями к уровню развития компетенций, указанных в профиле должности. В случае обнаружения у сотрудника более низкого уровня развития компетенции разработайте для него программу обучения, которая позволит повысить его уровень знаний и навыков, а также закрепит в нем новый шаблон успешного, более эффективного образа поведения (действия).

Анкетирование сотрудников

Как определить потребность в обучении персонала с помощью анкетирования сотрудников

Для определения потребности в обучении проведите анкетирование (опрос) сотрудников. Данный метод целесообразно применять для оперативного выявления потребностей в обучении больших групп специалистов по профессиональной тематике.

Составьте анкету (опросник) с учетом особенности системы обучения и деятельности организации. Можете указать в анкете перечень программ обучения, которые уже проводят в организации или реально организовать в ближайшее время. В этом случае сотрудники выбирают из возможных видов обучения те, в которых, по их мнению, испытывают наибольшую потребность.

Также можете попросить сотрудников самостоятельно (без предоставления выбора) выделить темы, которые они считают нужными для повышения своей эффективности, компетентности. Данный вид анкеты дает возможность выявить новые направления обучения, в которых, по мнению сотрудников, они нуждаются.

Учтите, не все сотрудники стремятся к обучению, а те, кому интересен процесс обучения, не всегда адекватно оценивают необходимость для рабочего процесса того или иного вида обучения. В связи с этим сделайте тщательный анализ необходимости выбранного сотрудником вида обучения и согласуйте этот выбор с его непосредственным руководителем.

Анкету оформите в произвольной форме в электронном или бумажном виде.

Интервью с сотрудником

Как определить потребность в обучении с помощью интервью с сотрудником и его руководителем

Для анализа потребности в обучении сотрудника проведите в первую очередь интервью с его непосредственным руководителем, а затем с самим сотрудником. На встрече с руководителем обсудите результат предыдущего обучения сотрудника (если такое было) и попросите руководителя оценить, какие качества подчиненного требуют дополнительного внимания, обучения. Согласуйте с руководителем варианты обучения, которые считаете необходимыми или интересными для сотрудника.

Совет: задайте сотруднику вопросы, которые позволят сделать общий анализ ситуации в организации на конкретной должности.

Это позволит выявить причины неэффективной работы и, возможно, исключит необходимость в дополнительном обучении сотрудников. Для этого задайте сотруднику следующие вопросы:

 что устраивает или не устраивает Вас в работе?

 какой должен быть результат работы, по Вашему мнению?

 какие сейчас существуют проблемы в Вашем блоке работ?

 на каком этапе работы у Вас возникают сложности и какие именно?

 какие показатели эффективности Вы считаете некорректными? И т. д.

Если инициатором обучения является непосредственный руководитель сотрудника, а сотрудник не считает обучение необходимым, стремитесь во время встречи и интервью не только выявить (или подтвердить) потребность в обучении, но и замотивировать сотрудника пройти обучение.

Учтите, регулярные интервью сотрудников с ответственным за обучение персонала организации позволяют улучшить качество процесса выявления потребности в обучении, так как легче отследить результат предыдущего обучения (если такое проводилось) и выявить новые потребности. Также данные регулярные встречи позволят сотрудникам подойти более серьезно к вопросу собственного обучения: заранее составить список тем для обучения, список компаний, которые это обучение проводят, провести мониторинг цен и т. д. Это упрощает работу специалиста по обучению и возлагает дополнительную ответственность на сотрудников за прохождение выбранного ими обучения.

Изменение технологий

Как определить потребность в обучении персонала с помощью анализа изменений технологий

Изменения технологии, модернизация производственных процессов предъявляют более высокие требования к квалификации персонала. Изменение стандартов или внедрение новых процедур и нового оборудования часто требует дополнительного обучения персонала.

В связи с этим, если в организации планируют внедрить новые технологии производства, заранее выявите потребность персонала в обучении и проведите ряд мероприятий по их обучению новым правилам и стандартам работы. Для этого изучите суть изменений, объем нововведений, сравните их со стандартами предыдущей работы сотрудников, выявите, какие новые знания и навыки требуются для освоения новой технологии, и организуйте обучение сотрудников.

При этом главными заказчиками обучения, которые диктуют требования к содержанию учебного материала, качеству практики (стажировки), критериям оценки обучения, являются руководители подразделений, в которых проводят технологические реформы, и ведущие специалисты (бригадиры, старшие мастера), которые знакомы с новыми технологиями и понимают суть изменений.

Также рекомендуется в данных случаях для выявления потребности в обучении, разработки и преподавания учебного материала пригласить внешних консультантов-практиков, которые специализируются на обучении данным технологиям.

Анализ решений руководства

Как определить потребность в обучении персонала по анализу требований руководства

Своевременно знакомьтесь с новыми решениями руководящих органов организации (совета директоров, правления, комитетов, советов и т. п.) и анализируйте их с точки зрения возможных потребностей в обучении персонала.

Стремитесь принимать участие в подготовке решений, связанных с реформами программ по управлению персоналом в организации. Это позволит еще на уровне подготовки проекта решений принять меры по выявлению потребности в обучении персонала и разработать необходимые программы обучения.

Анализ кадровых изменений

Как определить потребность в обучении персонала, оценивая предстоящие кадровые изменения внутри организации

Если в организации ведут работу по формированию кадрового резерва, разрабатывают программы управления карьерой сотрудников, то для выявления потребностей в обучении сотрудников сравните возможности сотрудников в настоящее время с требованиями, которые предъявляют к будущим должностям или ролям сотрудников.

Также делайте регулярный анализ текучести персонала, определяйте основные причины увольнений сотрудников. В том случае если причины увольнения можно исключить с помощью предоставления сотрудникам дополнительной информации (например, информации о правилах корпоративной культуры для новичков или о правилах и нормах работы на новом оборудовании и т. д.), выясните данные потребности и организуйте для сотрудников обучение.

Наблюдение

Как определить потребность в обучении персонала с помощью наблюдения за их работой

Для выявления потребности в обучении персонала наблюдайте за процессами в организации, взаимодействии между подразделениями, сотрудниками.

Наблюдайте за работой сотрудников, делайте анализ использования ими рабочего времени, оценивайте этапы рабочего процесса. Это позволит выявить области деятельности сотрудников, которые требуют усовершенствования процесса.

Для наблюдения за сотрудником разработайте форму оценочного листа, который поможет зафиксировать действия сотрудника и оценить его компетенции. Оценочный лист должен содержать в себе основные компетенции, поведенческие индикаторы, иллюстрирующие их, и шкалу оценки. Оформите оценочный лист в произвольной форме.

Совет: если наблюдение выявило частые ошибки персонала, просчеты, ведущие к браку, низкий результат работы, нарушения техники безопасности, неоправданно большие потери времени, то используйте эту информацию для обоснования заявки на обучение персонала и подготовки программ обучения.

Анализ целей и результата

Как по целям организации определить потребность в обучении персонала

Для определения потребности в обучении персонала на основании целей организации используйте метод управления по целям. Для этого поставьте перед сотрудниками четкие цели, в ходе выполнения которых регулярно проводите мониторинг промежуточного результата их выполнения.

Данный мониторинг позволит выявить проблемы, с которыми сталкивается сотрудник, и определить их причины. Если причины неудач и трудностей в работе связаны с нехваткой теоретических и практических знаний, навыков у сотрудника, данная информация будет служить основой для разработки плана развития сотрудника.

Подробнее об особенностях оценки персонала методом управления по целям см. Как оценить персонал методом управления по целям.

Экспертная оценка

Как определить потребность в обучении персонала по экспертной оценке

Экспертная оценка персонала является наиболее эффективным способом выявления потребности в обучении. Для ее проведения пригласите одного или нескольких внешних консультантов, специализирующихся на оценке и развитии персонала, либо организуйте экспертную комиссию из сотрудников организации: руководителей подразделений, специалистов службы персонала, отдела обучения и пр.

Эксперты в результате анализа ситуации в организации и оценки персонала дают свое заключение о потребностях в обучении. Работодатель, в свою очередь, согласует экспертное заключение с руководителями подразделений и разрабатывает план обучения персонала.

Подробнее о том, как провести экспертную оценку персонала, см. Как оценить персонал методом экспертной оценки.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры

  1. 1. Каковы цели организации?
  2. 2. Какие задачи должны быть выполнены при достижении этих целей?
  3. 3. Как должен себя вести сотрудник для выполнения поставленных перед ним задач?
  4. 4. Какие пробелы есть у сотрудников в навыках, знании, отношении для выполнения нынешних и будущих задач?
  5. 5. В чем именно состоит разница между нынешней и желаемой ситуацией?

Какие направления (темы) обучения необходимы и актуальны работникам вашего подразделения?

Руководители

(укажите, кто именно)

Работники ОП

(укажите, кто именно)

4. Укажите желаемые способы получения знаний по интересующим Вас направлениям (отметить «+»)

5. Какую поддержку/информацию от экспертов/тренеров Вы хотели бы получить?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Информация о лице, заполнившем анкету

Ф.И.О. __________________________________________________________

Должность __________________________________________________

Личная подпись ___________________________________________________

Профессиональное обучение работников необходимо в каждой компании независимо от сферы ее деятельности и формы собственности. Причем эффективное повышение квалификации сотрудников невозможно обеспечить формально, вводя приказом «сверху» стандартные, обязательные мероприятия. Определение потребностей в обучении, постоянное точечное обучение работников, организация взаимодействия с эйчарами и внутренними тренерами - обязанности каждого линейного менеджера.

Профессиональное обучение - это процесс целенаправленного формирования у сотрудников специальных знаний, развитие требуемых навыков и умений, которые позволяют повышать производительность труда, максимально качественно выполнять функциональные обязанности, осваивать новые виды деятельности. Выбираемые направления обучения персонала в первую очередь должны соответствовать стратегическим и операционным целям компании. Программы обучения нужно составлять на основе изучения качества персонала и с учетом задач как перспективного развития компании в целом, так и отдельных структурных ее подразделений.

Профессиональное обучение персонала необходимо в различных ситуациях:

    при переводе работников на другие должности;

    при зачислении сотрудников в кадровый резерв;

    при внедрении в компании нового оборудования, новых технологий;

    в целях повышения конкурентоспособности компании;

    для повышения производительности труда работников;

    для освоения сотрудниками новых направлений деятельности.

При организации эффективного профессионального обучения персонала необходимо последовательно реализовать ряд задач:

    выявить потребности в обучении;

    выбрать соответствующие методы;

    провести обучение;

    оценить его эффективность.

Выявление потребностей в обучении

Очень важно понять, какое именно обучение необходимо вашим сотрудникам в данный момент. Чтобы определить потребности в обучении и грамотно его спланировать, используются такие технологии, как анализ задач (tsk nlysis ) и анализ исполнения (performnce nlysis ).

Проанализировать задачи, стоящие перед сотрудником, необходимо для того, чтобы определить требуемый уровень развития профессиональных компетенций и качества исполнения, то есть понять, как «должно быть». При анализе задач изучаются профиль должности, должностные инструкции и документы по планированию работы в подразделении.

Анализ исполнения помогает определить реальное состояние дел, в том числе выявить недостатки, то есть понять, как «это происходит на самом деле». При анализе деятельности могут быть использованы следующие методы: наблюдение, беседа с сотрудником, профессиональное и психологическое тестирование, анкетирование (Приложение 1 ); проведение фокус-групп*; оценка профессиональной деятельности или аттестация (см. ).

При проведении анализа исполнения необходимо получить ответы на такие вопросы:

    Сталкивается ли сотрудник с проблемами при выполнении своей работы?

    Что свидетельствует о существовании проблем?

    С чем связано возникновение проблем, как сотрудник к ним относится?

    Что должен сделать работник (группа сотрудников) для решения проблем?

    Какие альтернативы решения проблем существуют?

    Насколько эффективны имеющиеся способы решения проблем, можно ли их оптимизировать?

    Сможет ли работник это сделать?

    Поможет ли обучение сотрудника в решении проблемы?

Проведенные анализ задач и анализ исполнения позволяют увидеть разницу между требующимся и существующим уровнями развития профессиональных компетенций. Это дает возможность «адресно» определить потребность в обучении. Наиболее точно выявить потребность в обучении сотрудников структурного подразделения может линейный менеджер этого подразделения. При этом он обязательно должен тесно взаимодействовать с менеджером по персоналу, который непосредственно организует обучение работников всей компании, оказывает консультационную и методическую помощь линейным менеджерам.

Выбор методов обучения

После определения потребностей в обучении необходимо четко сформулировать цели профессионального обучения : чему конкретно мы хотим обучить своих сотрудников. Далее необходимо выбрать наиболее эффективные методы профессионального обучения. Рассмотрим самые распространенные из них.

Тренинг - групповая форма обучения (12–16 человек). Преимущественно направлен на отработку навыков и освоение новых технологий работы. Продолжительность тренинга в среднем - два-три дня. Основные методики, используемые при его проведении: упражнения, ролевые игры, мини-лекции, работа в малых группах, мозговой штурм, разбор кейсов (ситуационный анализ), обмен опытом и др.

Семинар - групповое обучение (участвуют до 100 человек). Преимущественно направлен на передачу новых знаний. Продолжительность в среднем - от полдня до трех. Основные методики, используемые при проведении семинаров: лекции и ответы на вопросы.

Наставничество (коучинг) - индивидуальное обучение на рабочем месте (непосредственно в процессе выполнения функциональных обязанностей). Продолжительность такого обучения чаще всего совпадает с длительностью испытательного срока. Наставник назначается из числа опытных и профессионально успешных сотрудников, им может выступать и непосредственный руководитель. Важный нюанс: чтобы обеспечить эффективность такой формы обучения, наставник должен быть хорошо подготовлен и мотивирован.

Менторство - индивидуальная форма развития и обучения. Может проводиться как на рабочем месте, так и вне его. Ментор как бы «покровительствует» подопечному, дает своему «протеже» советы и оказывает практическую помощь. Значение понятия «менторство» шире, чем понятия «коучинг». При коучинге концентрируются на развитии навыков или компетенций, в то время как менторство связано с передачей не только объективных знаний, но и индивидуальных методов деятельности, субъективных взглядов, личного отношения к жизни (бизнесу). Непосредственный руководитель не может выступать в качестве ментора, им может быть только представитель высшего управленческого звена или внешний консультант.

Ротация - перемещение сотрудников с одного рабочего места на другое в рамках одного структурного подразделения или в рамках всей компании. Ротация позволяет решить одновременно несколько важных задач:

    стимулировать деятельность работников, предоставив им возможность горизонтального перемещения, содействующего росту профессионализма;

    обеспечить взаимозаменяемость сотрудников в отделе;

    повысить квалификацию работников.

Выбирая метод профессионального обучения для ваших сотрудников, необходимо учитывать поставленные цели и задачи, а также имеющиеся ресурсы.

Проведение обучения

После того как выявлены потребности в обучении, сформулированы его цели и задачи, определены методы, можно приступать к следующему этапу - собственно организации и проведению обучения сотрудников. В зависимости от размеров компании, наличия ресурсов и ограничений во времени обучение может проводиться как внутренними силами компании (непосредственный руководитель, опытный сотрудник, менеджер по персоналу, внутренний тренер и др.), так и с привлечением внешних подрядчиков - тренинговых и консалтинговых компаний или фрилансеров (независимых тренеров и консультантов).

При организации и проведении профессионального обучения очень важно руководствоваться следующими основными принципами:

    Тема обучения должна иметь непосредственное отношение к профессиональной деятельности участников, быть важной и актуальной для них.

    Сотрудникам необходимо принимать активное участие в учебном процессе, а для этого они должны быть мотивированы к приобретению новых навыков и знаний.

    Абсолютно новая для участников информация должна быть «закреплена» за счет повторения, отработки в упражнениях, при подготовке и проведении презентаций и т. д.

    Участникам необходимо постоянно предоставлять обратную связь, например, включать в процесс обучения профессиональные соревнования, подводить итоги, делать резюме на каждом отдельном этапе обучения и др.

Исследования показали, что результативность обучения на 60% зависит от грамотно проведенной подготовки (определение потребностей, четкая постановка цели, выбор актуальной программы обучения, привлечение нужного тренера или консультанта); на 20% - от профессионализма тренера и на 20% - от «включенности», мотивированности и желания самих обучающихся. Обучение не может быть эффективным, если сотрудники рассматривают его лишь как возможность отвлечься от работы, увлекательно провести время (особенно если обучение проходит на выезде); продемонстрировать свою осведомленность в заявленной теме; отсидеться в уголке или, напротив, привлечь к себе внимание. При подобном отношении к обучению человек не только сам не сможет воспользоваться новой информацией, усвоить материал и отработать навыки, но и будет отвлекать коллег. Наличие в группе таких «отдыхающих» может вызвать «цепную реакцию» отключения. В данном случае вообще не приходится говорить об эффективности проведенного обучения и, тем более, о совершенствовании знаний и умений (а, следовательно, и об оправданности инвестиций). Поэтому очень важной задачей линейного менеджера и менеджера по персоналу является формирование позитивного отношения сотрудников к планирующемуся обучению, настрой их на продуктивную деятельность.

Оценка эффективности проведенного обучения

Заключительный этап работы - оценка эффективности проведенного профессионального обучения и анализ изменений в деятельности сотрудников. Для оценки можно воспользоваться хорошо зарекомендовавшей себя на практике четырехуровневой моделью Д. Киркпатрика (Donld Kirkptrick ).

1-й уровень - реакция участников на обучение. Оценивается, как правило, непосредственно после обучения или на следующий день. Менеджер по персоналу раздает участникам анкеты (Приложение 2 ) и просит изложить свое мнение о программе, тренере и об организации учебного процесса в целом. Полученная информация обобщается и анализируется.

2-й уровень - усвоение информации. Неполное усвоение полученной информации - явление физиологическое. Если совершенно новые для человека сведения не включаются в его повседневную жизнь, то к концу первой недели утрачивается до 40% информации. Соответственно, через неделю имеет смысл «замерять» уровень того, насколько новые знания усвоились, закрепились в памяти участников обучения. Для этого можно использовать либо интервью с ними, либо подготовленные заблаговременно тесты/опросники.

3-й уровень - изменение поведения. На этом уровне важно определить, насколько новые знания, а также приобретенные навыки и умения закрепились в реальной профессиональной деятельности участников. Поскольку период доведения навыка до автоматизма составляет 21 день, проводить оценку на этом уровне лучше через месяц после прохождения обучения. В качестве инструмента чаще всего используется наблюдение.

4-й уровень - влияние на бизнес-результаты. Замерять конкретные результаты проведенного обучения целесообразно через три-шесть месяцев. Именно такой период необходим человеку для того, чтобы осознать изменения и «переварить» новые знания, окончательно закрепить новые способы поведения в профессиональной деятельности. При оценке и анализе бизнес-результатов используются количественные и качественные показатели работы отдельного сотрудника или структурного подразделения. Производят такой анализ совместно линейный менеджер и менеджер по персоналу.

Приложение 1

Анкета для выявления потребностей в обучении
(заполняется сотрудником)

Приложение 2

АНКЕТА
для оценки пройденного обучения

_____________________
* Фокус-группа - это метод сбора и анализа информации, который позволяет изучить потребности, особенности сотрудников компании, уровень их подготовленности; установить рамки, сроки и тенденции обучения организации; четко определить участие менеджмента, специалистов и сотрудников компании в процессе обучения.

Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала

Аксенова О.А.

Организации любого типа не обойтись без постоянного обучения сотрудников, их развития - это веление времени. На смену индустриальной экономике приходит экономика, основанная на знаниях . В такой экономике решающую роль играют интеллектуальные активы (не только НИОКР, торговые марки, лицензии, патенты и пр.), но и человеческие ресурсы, уровень развития персонала, квалификация менеджмента, корпоративная культура, корпоративная этика.

Мировой опыт экономического развития показывает тесную связь динамики финансовых показателей компании, характеризующих ее устойчивость, успешность (маргинальной прибыли, доходности акций, выручки на одного работающего) с вложениями в инновационные проекты передачи и привлечения новых знаний посредством обучения персонала .

Взгляд на человека, сотрудника организации как на ценный ресурс по-новому формирует представление о задачах управления этой сферой. Появляется необходимость учета новых факторов, таких как соответствие человеческих ресурсов долгосрочному развитию организации, их способности приспособляться и гибко адаптироваться к изменяющимся потребностям рынка и деловой среды.

Одни из основных и постоянных задач HR-менеджмента - оценка состояния и эффективности использования человеческих ресурсов, анализ целесообразности инвестиций в человеческие ресурсы и оценка эффективности вложений. Последовательность решения этих задач, а также общие факторы, которые необходимо учитывать, представлены на рис. 1.

При таком подходе диагностика потребностей в обучении, ясная формулировка целей и составление плана обучении, выбор программ и последовательности учебных модулей становятся частью общего процесса управления человеческими ресурсами организации. Конечно, это не только повышает статус и значимость кадровых служб, но и значительно усложняет функции этого подразделения, что требует от их сотрудников высокой квалификации.

Диагностика потребностей в обучении и развитии персонала позволяет формулировать цели предстоящего обучения, чтобы обоснованно выбирать и программы, и объемы инвестиций в обучение, т. е. уметь отвечать на вопросы - для чего, кого и чему учить. Это позволяет составлять план обучения, работающий на повышение эффективности работы компании в целом. Конечно, сбор информации для диагностики состояния человеческих ресурсов, ее анализ, требуют времени и усилий, но без этого этапа любое обучение будет бесполезным. К сожалению, для решения этой проблемы чаще всего предлагаются довольно общие рекомендации или выбирается самый незатейливый и непрезентативный метод (например, самодиагностика ). Иногда компании передают диагностику состояния трудовых ресурсов (в том числе и оценку потребностей в обучении) специализированным центрам оценки персонала (Assessment Centers). При этом надо осознавать, что в этом случае компания передает такие важные инструменты управления человеческими ресурсами, как комплексная оценка человеческих ресурсов и построение системы управления этими ресурсами, выявление причин возникновения существующих проблем и выдача рекомендаций по приведению системы управления человеческими ресурсами, в соответствие с целями центров оценки персонала. Что касается последних, то их услуги довольно дороги - простейший анализ результатов стандартного опроса одного сотрудника стоит более 30 тыс. р.

Далее предлагаем рассмотреть методы сбора информации для определения потребностей в обучении, выявления наиболее приоритетных направлений, составления плана и, в конечном счете, обоснования бюджета предстоящего обучения. Наиболее популярный метод сбора информации - путем проведения анкетных опросов здесь не рассматривается. Организация и процедуры, связанные с этим методом, подробно описаны и проанализированы в .

Остановимся несколько подробнее на описании других, менее распространенных, но доступных и в то же время надежных способов сбора информации, которые могут осуществлять как работники службы HR, так и приглашенные консультанты.

Наблюдение. Незаменимый источник информации на стадии общей разведки; позволяет выявить особенности структуры организации, ее организационной культуры, реальных (a не декларируемых) ценностей, общего уровня управления, адаптации к окружающей деловой среде. Это отличный метод диагностики состояния трудовых ресурсов, он позволяет выделить группы (подразделения) людей, возможные области и направления, нуждающиеся в развитии.

Таблица 1

Предлагаемые контексты наблюдения

Область, направление наблюдения

Наличие программ обучения, схем повышения квалификации; продолжительность и частота программ; охват работников программами

Оценка квалификации

Наличие процедуры индивидуальной оценки исполнения; периодичность, влияние результатов оценки на вознаграждение

Организация труда, рабочих мест. Условия труда

Отсутствие (наличие) монотонности; темп работы; санитарно-гигиенические условия труда (освещенность; температура, шум и пр.); организация перерывов; рациональное/нерациональное использование рабочего времени; безопасность и охрана труда

Наличие конфликтов и трудовых споров, их разрешение; доминирующее поведение, координация, информированность; характер отношений с руководителями, подчиненными, коллегами; доминирующий стиль руководства

Общие ценностные ориентации

Организационная культура; нормы поведения; неодобряемое поведение и санкции; ценности (декларируемые и реальные)

Неформальная структура

Неформальные группы; неформальные лидеры, направленность их влияния (соответствие целям организации)

Социально-демографическая структура рабочей силы

Структура персонала по возрасту, полу и семейному положению

Социально-личностная составляющая

Энергичность/пассивность; инициативность/безразличие; доброжелательность/ агрессивность; ответственность/халатность; восприимчивость к новому/ консерватизм; честность/манипуляции и пр.

Квалификация персонала

Методы, технологии, процедуры; соответствие технологическим требованиям; нарушения технологической дисциплины; качество продукта или услуг

Имидж организации

Восприятие обществом организации и результатов ее деятельности (влияние на окружающую среду, развитие инфраструктуры и пр.); сопротивление/поддержка; предпринимаемые акции

Использование совокупности технических приемов позволяет сделать это наблюдение структурированным . Основные приемы сводятся к следующему:

1) выявление контекстов (содержания) наблюдения, которые определяются целями сбора информации. В табл. 1 приводятся возможные варианты контекстов наблюдения для определения потребностей в обучении и развитии;

2) определение роли, в которой будет выступать человек (сотрудник отдела HR или консультант), собирающий информацию. Например, он может выступать как участник в некоторых программах обучения или совещаниях, проводимых на эту тему. Хотя в этих же ситуациях он может выбрать и роль наблюдателя. Обе роли могут оказаться полезными на отдельных стадиях работы, а в некоторых ситуациях у консультанта просто нет выбора;

3) фиксация/регистрация результатов наблюдения. Конечно, немедленная фиксация всех наблюдений предпочтительнее. Но это чаще всего нарушает естественный ход событий: человек, постоянно что-то записывающий «действует на нервы» окружающим. Поэтому большую часть результатов наблюдений надо воспроизводить по памяти, а во время наблюдения делать только краткие заметки, используя заранее заготовленный «каркас» для фиксации важных моментов, что облегчит и процесс воссоздания наблюдаемой картины.

Наблюдение как метод позволяет составить общее представление об организации, окружающей деловой среде, организационной культуре, разделяемых ценностях, выделить проблемные области и основные причинно-следственные связи в процессе управления человеческими ресурсами. В табл. 2 приведен фрагмент фиксации результатов проведенного наблюдения и комментарии к ним.

Интервью. Собранная на основе наблюдений информация используется для подготовки и проведения последующего сбора информации посредством нескольких интервью. Целесообразно использовать полуформализованные интервью, относящиеся к так называемому фокусированному типу .

Интервью с руководителями. В первую очередь, следует проводить интервью с руководителями, которые выступают в роли заказчика учебных программ. То есть с теми руководителями, которые наделены правом принимать решения и отвечают (несут ответственность) за проблемы, связанные с общим уровнем качества исполнения. Поэтому первоначальные интервью должны проводиться не с «линейными» руководителями нижнего или среднего уровня, поскольку они не обладают правом принимать решения по внедрению новых систем обучения.

Таблица 2

Результаты структурированного наблюдения*

Контексты наблюдения

Наблюдаемые характеристики

Возможные проблемные области

Области развития

Положение компании на рынке

Рынок очень динамичный, условия меняются, появляются новые компании; компания работает в условиях сильной конкуренции (на данном рынке действуют четыре крупных игрока); производственный цикл короткий, брэнды часто меняются; на региональном рынке труда компания не является монополистом

По мере увеличения динамичности и изменчивости организационная структура должна приближаться к «органическому типу»

Специалистам и руководителям всех уровней необходимы навыки работы в команде, навыки эффективного делового взаимодействия, обсуждений и дискуссий, коллективных методов принятия решений

Условия труда

Большое различие в условиях труда на разных производствах: высокий уровень шумов, вибрации, запыленность, температура не регулируется; офисные помещения современные, удалены от производства, оборудованы кондиционерами

Статус офисных работников воспринимается работниками производственных служб как несправедливо более высокий

Сближение условий труда. Выравнивание статуса подразделений

Организация труда, дисциплина

Группы курящих или разговаривающих людей в коридорах и в курительных комнатах вне регламентированных перерывов; длинные разговоры по телефону

Нерациональное использование времени; недостаточная загруженность; плохое распределение работ; избыточная численность

Базовые навыки управления подчиненными. Управление временем

Контексты наблюдения

Наблюдаемые характеристики

Возможные проблемные области

Области развития

Стиль руководства

Доминируют два типа руководства: директивный («действовать строго в рамках инструкции», «строгий контроль», «инициатива наказуема», «делайте как я сказал») и уполномочивающий («решай сам», «ты за это отвечаешь», «я на тебя надеюсь») независимо от ситуации и от степени «зрелости» персонала

Отсутствие обучающего и консультирующего стиля приводит к стагнации развития персонала

Ситуационное лидерство. Навыки консультирования и коучинга

Доминирующие установки при взаимодействии

Часты ответы: «я не знаю, кто этим занимается»; «это не входит в мои обязанности»; «это ваши проблемы»; «вы не видите, я занят». В высказываниях о руководящем составе чаще всего используется «мы» и «они». Циркулирует много разноречивых слухов о предстоящих изменениях

При деловых трансакциях преобладают «родитель-дитя» и, как следствие, агрессивно-пассивный стиль поведения. Сотрудникам не хватает достоверной информации

Ассертивное поведение и поддерживающие его установки. Открытые коммуникации

ценностные

ориентации

Ценности, декларируемые на высшем уровне руководства: сотрудничество, команда, разделяемая ответственность. Среди большинства сотрудников подчеркивание разницы «управ-ление»-«производство; подчеркивание разницы «мы рядовые» - «они руководители»

Отсутствие представления об общих целях, желаемом будущем, роли и месте каждого в их достижении

Формирование единых представлений о целях бизнеса и организации. Взаимные ролевые ожидания

Развитие, обучение, продвижение

Действует программа обучения, связанная с работой на имеющемся и обновляемом парке оборудования. Ряд программ по овладению техническими навыками (работа на компьютере), технический контроль. Отсутствует план по развитию исполнительских навыков и менеджерских компетенций. Проводятся отдельные программы в виде лекций или тренингов

Программы формируются на основе заявок от отделов. Процесс обучения менеджерским и исполнительским навыкам не контролируется отделом персонала, выпадая таким образом из общего процесса управления трудовыми ресурсами организации

Формирование долгосрочного плана обучения на основе диагностики потребностей

Оценка квалификации

Один раз в год проводится процедура индивидуальной оценки исполнения. Влияние результатов оценки на дополнительное вознаграждение очень слабое

Неподкрепленная действиями на создание дополнительной мотивации оценка деятельности теряет смысл

Увязка оценки и мотивации к исполнению

Квалификация персонала

Квалификация персонала высокая, большая часть имеет среднее специальное ли высшее образование. Для используемых технологий и технических средств это даже «over qualified» (оператор на автопогрузчике с высшим гуманитарным образованием). Среди офисных работников одного отдела большой разброс в уровне образования (в отделе персонала: выпускник средней школы, выпускник военного училища, кандидат филологических наук). Недостаток квалифицированных управленческих кадров

Неиспользование имеющихся у человека навыков и знаний ведет к снижению его мотивации. Большая разница в уровне образования и навыках затрудняет взаимодействие и управление

«Обогащение» труда. Дифференцированный подход к управлению. Привлечение квалифицированных сотрудников к консультированию и обучению. Развитие навыков коучинга и обучения на рабочем месте

* Общее представление об организации, деловой среде, проблемные области, связанные с человеческими ресурсами организации.

В интервью вышеуказанного типа предусмотрен лишь список основных вопросов, а полученная информация служит для уточнения сведений о потребностях в обучении. Основные вопросы, на которые надо получить ответы в результате этих интервью, примеры ответов и комментарии приведены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты проведения интервью с руководителем-заказчиком

(директором по персоналу)

Примеры ответов

Комментарии

Почему возник вопрос о необходимости в обучении?

Компания переживает кризис - спад объемов производства составляет 20 %. Два производства пришлось закрыть из-за изменений в законодательстве, делающих бизнес убыточным, пришлось срочно разворачивать производства в новых регионах. Почти полностью сменился состав руководителей и специалистов, образовался дефицит хороших специалистов с менеджерскими и исполнительскими компетенциями

Новая, несработав-шаяся команда руководителей; несложившаяся организационная культура

Какие поступают сигналы о том, что людям необходимо обучение?

Плохая координация, недоразумения между отделами, разнобой в действиях, конфликты, проблемы с дисциплиной; работа подчиненных не организована должным образом


На что конкретно должно быть нацелено обучение?

Многие уже имеют высокий уровень технического и специального образования. Техническое обучение хорошо налажено: имеется свой центр технического обучения» для развития технических навыков у работающих на промышленном оборудовании. Необходимо развитие менеджерских и исполнительских навыков


Сколько человек, по вашему мнению, нуждаются в обучении?

Около 200 человек руководителей среднего звена, специалистов и работников офисных служб, работающих на новых производствах в разных регионах

Необходимо уточнить потребности в обучении

Каким образом они будут отбираться?

Прежде всего, это будут недавно нанятые сотрудники


На какой эффект вы рассчитываете?

Должна улучшиться координация между отделами, возникнуть единое понимание целей и текущих задач руководителей, их роли в управлении


Каким образом его можно будет определить?

Улучшение общего положения ситуации в управлении


Какие признаки (качественные или количественные) будут свидетельствовать о том, что обучение прошло успешно и люди получили необходимые навыки?

Принимаемые решения реализуются быстрее, уменьшаются конфликты и взаимные жалобы, появляется команда руководителей, улучшается исполнительская дисциплина


Что должно измениться в их поведении, уровне выполнения работы?

Руководители разных служб и специалисты должны уметь принимать участие в обсуждении важных вопросов: собирать и анализировать информацию, аргументировать свою точку зрения и оперировать фактами, искать новые решения, планировать и выбирать главное, поддерживать дисциплину и контроль, мотивировать людей, заражать их энтузиазмом


Проводилось ли подобное обучение?

На головном предприятии проводились занятия по основам менеджмента (лекции, практические занятия) для руководителей служб, а также несколько психологических тренингов

Нет плана, информационной интеграции

Было ли оно успешным? Если нет, то почему?

Люди были не очень довольны обучением: лекции показались слишком теоретическими, а психологические тренинги - интересными, но не связанными с их практической деятельностью

Разочарование в проведенном обучении снижает мотивацию к обучению, необходима работа в этом направлении

Интервью с линейными руководителями позволяют уточнить связь обучения с существующими проблемами в организации, а также заручиться их согласием на обучение и поддержкой. Эти неформальные интервью позволяют уточнить, действительно ли существующие проблемы связаны с недостаточной квалификацией сотрудников и отсутствием некоторых компетенций, а не вызваны какими-либо другими причинами. Поэтому в результате интервью должны быть выяснены вопросы:

  • как руководитель оценивает общую ситуацию в отделе?
  • обеспечены ли исполнители достаточными ресурсами?
  • достаточно ли существующее информационное обеспечение для поддержки высокого уровня исполнения?
  • насколько эффективна система вознаграждения и компенсаций?
  • соответствует ли нагрузка на работников их возможностям?
  • достаточно ли работники мотивированы?
  • что можно улучшить?
  • каких навыков (знаний, умений) не хватает?
  • в каком обучении нуждаются работники?
  • какая форма обучения наиболее приемлема?
  • если решение об обучении будет принято, то готов ли руководитель оказать поддержку?
  • какую информацию о предстоящем обучении руководитель хотел бы получать?

Интервью с рядовыми сотрудниками. Эти интервью позволяют уяснить, насколько люди мотивированы к обучению. Приведем основные вопросы, на которые должны быть получены ответы:

  • расскажите о характере своей работы, из чего она складывается?
  • ваша деятельность, круг обязанностей, кто ваши подчиненные? Если нет подчиненных, то с кем работаете в сотрудничестве?
  • над чем вы сейчас работаете?
  • это ваша обычная работа?
  • чем она обычна/необычна?
  • в той работе, которой вы сейчас заняты, насколько важен навык?
  • как вы относитесь к возможности принять участие в обучении по программе...?
  • вы поддерживаете.? Если «да», то почему, если «нет», то почему?

Проведение интервью. При проведении интервью необходимо учитывать все правила проведения интервью и, в первую очередь, условия (обстановку), в которых они проводятся.

Неблагоприятная обстановка характеризуется тем, что отсутствует отдельное помещение (интервью проводится на рабочем месте), респондент временами возвращается к своим обязанностям/занятиям, присутствуют третьи лица, кто-то вмешивается в интервью, многократно перерывая посторонними разговорами, телефонными звонками и пр. В неблагоприятной обстановке длительное интервью вообще невозможно, а краткое, стандартизированное (ответы на подготовленные вопросы) вполне допустимо.

Метод анализа документов. Метод представляет собой совокупность технических приемов и процедур, связанных с анализом текстовых документов . Наиболее доступными для анализа являются следующие документы:

  • по индивидуальной оценке деятельности;
  • должностные инструкции;
  • профессиональные стандарты.

Самым эффективным с точки зрения диагностики состояния трудовых ресурсов организации является анализ документов, связанных с результатами индивидуальной оценки деятельности сотрудников. Конечно, в том случае, если такая процедура существует и регулярно проводится в организации. Обычно этот документ довольно большой по объему и имеет несколько разделов, поэтому для упрощения и дальнейшей работы с ним рекомендуется перенести данные по каждому сотруднику в промежуточную форму (см. табл. 4).

Таблица 4

Сводные данные по оценке деятельности

Компетенции

Важность

Эффективность

Комментарии

Очень важно

Соответствует

Требуются улучшения

Базовые навыки управления подчиненными








1. Подготовка и отдача распоряжений






2. Контроль и коррекция






3. Оценка работы






Навыки взаимодействия








4. Открытые коммуникации








5. Ассертивное поведение






6. Управление конфликтами






Навыки лидерства








7. Постановка целей






8. Мотивации








9. Формирование команды






10. Уполномочивание






Навыки стратегического мышления








11. Систематизация информации






12. Определение причины проблемы






13. Оценка альтернативных вариантов






14. Оценка последствий принимаемых решений






Навыки развития подчиненных








15. Конструктивная обратная связь






16. Наставничество






17. Коучинг






Навыки проведения деловых встреч








18. Организация совещаний (подготовка)






19. Презентация






20. Ведение дискуссии






Навыки планирования








21. Определение задач






22. Определение ресурсов






23. Расстановка приоритетов






24. Мониторинг и контроль






Обработка этой информации с использованием современных компьютерных статистических программ обработки данных (SPSS) позволяет выявить существующие проблемные области:

  • отделы, в которых индивидуальные оценки исполнения наиболее низкие;
  • конкретных исполнителей, с наиболее низкими оценками;
  • важные компетенции, получившие низкие оценки.

Если регулярная оценка индивидуального уровня исполнения в организации не осуществляется, то источником информации о важности или востребованности тех или иных навыков может служить контент-анализ должностных инструкций или профессиональных стандартов, последовательность процедур контент-анализа документов заключается в следующем:

  1. выбор параметров (требуемых компетенций), которые нас интересуют;
  2. выбор текстовых индикаторов, которые характеризуют эти параметры;
  3. отбор документов (должностных инструкций, профессиональных стандартов);
  4. выбор группы людей (подразделения, определенных должностей, специалистов);
  5. проведение контент-анализа на наличие в текстах профессионального стандарта по этим должностям или должностных инструкций выбранных текстовых индикаторов:
    • подсчет общего количества рассматриваемых документов;
    • определение частоты упоминания в рассматриваемых документах данных индикаторов.

При обработке большого количества текстов можно воспользоваться специальной компьютерной программой QDA Miner (приложение WordStat).

В табл. 5 представлены результаты обработки должностных инструкций и профессиональных стандартов (двадцати семи документов) руководителей среднего звена предприятия, входящего в международный концерн.

Таблица 5

Результаты контент - анализа документов*

Текстовые индикаторы стратегического мышления

Частота упоминаний в тексте

1. Собирать информацию, структурировать информацию, анализировать информацию

2. Выявлять причины, проблемы, анализировать ситуацию

3. Принимать взвешенное решение, продуманное решение, наилучшее решение, здравое решение

4. Учитывать альтернативы, возможные варианты, анализировать варианты решений

5. Ставить ясные цели

6. Определять факторы успеха, критерии, эффективность

7. Расставлять приоритеты, определять их важность, согласовывать цели

8. Учитывать последствия принимаемых решений

9. Находить новые возможности, продвигать новые идеи (изобретательство, новаторство)

10. Предвидеть и устранять препятствия, предвидеть проблемы, предвидеть последствия

* Общее количество рассматриваемых документов 27.

Результаты обработки приведенных данных показали, что наиболее упоминаемыми индикаторами, относящимися к комплексному знанию (компетенции), определяемому как «стратегическое мышление», являются:

  • п. 10 - умение предвидеть возможные проблемы (22);
  • п. 1 - умение собирать, структурировать и анализировать информацию (20);
  • п. 3 - принимать продуманные решения (19);
  • п. 5 - ставить ясные цели (17).

Такой анализ позволяет выявить наиболее часто упоминаемые в документах, а следовательно, и наиболее востребованные для данных должностей компетенции, что может служить обоснованием для диагностики и определения потребностей в необходимых знаниях.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить следующее:

  • проведение структурированного наблюдения позволяет составить общее представление об организации, окружающей деловой среде, выделить проблемные области и основные причинно--следственные связи;
  • информация, которая собирается в процессе интервью руководителей, обладающих правом принимать решение о проведении обучения, линейных руководителей и рядовых сотрудников, должна уточнять общую картину;
  • наблюдения и интервью дополняются другим методом сбора информации - анализом документов (по индивидуальной оценке деятельности, должностных инструкций, профессиональных стандартов).

Обработка этой информации позволяет более четко выявить существующие проблемные области: отделы, в которых индивидуальные оценки исполнения наиболее низкие; конкретных исполнителей, получивших наиболее низкие оценки; компетенции, получившие низкие оценки. Использование контент-анализа позволяет выявить наиболее часто упоминаемые в документах, а следовательно, наиболее актуальные для данных должностей компетенции, что может служить обоснованием для определения потребностей в новых знаниях.

Приведенные шаблоны вышеперечисленных методов значительно облегчают их использование сотрудниками HR-отделов даже без привлечения внешних консультантов.

В дальнейшем собранную с использованием вышеизложенных методик информацию можно объединить в «Отчет по диагностике человеческих ресурсов организации» с основными разделами:

  1. Результаты структуированного наблюдения (общее представление об организации, деловой среде, проблемные области, связанные с человеческими ресурсами организации);
  2. Результаты анализа документов «Индивидуальная оценка деятельности» (указываются отделы/подразделения с большим процентом сотрудников, получивших по перечню компетенций оценки «неудовлетворительно»);
  3. Рекомендации по использованию и развитию человеческих ресурсов;
  4. План обучения и развития

Таким образом, работа по диагностике состояния трудовых ресурсов и определение потребностей в обучении заканчиваются составлением предварительного плана, включающего краткое описание необходимых программ, их последовательность и временной отрезок, в течение которого они должны осуществляться, а также их краткое содержание, количество человек с указанием подразделений и рекомендации по формированию групп. Впоследствии этот план, его реализация, должен быть дополнен процедурами мониторинга.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глухов В.В., Коробко С.Б., Маринина Т.В. Экономика знаний. СПб.: Питер, 2003. 528 с.

2. Аксенова О.А. Организация корпоративной системы обучения. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2005. 268 с.

3. Aloian D.C., Fowler W.R. How to create a High-Performance Training Plan // Training & Development Journal, November 1994, pp. 43-44.

4. Hubbard A. Evaluating a Training Session // Mortgage Banking, March 2004, vol. 6 416, pp. 124-127.

5. Freeman J. Human resources planning - training needs analysis // Management Quarterly, Fall 1993, vol. 34, no. 3, pp. 44-50.

6. Wagner R., Weigand R. Can the value of training be measured? // The Health Care Manager, Jan-March 2004, vol. 23 i1, pp. 71-75.

7. Воротынцева Т., Неделин Е. Строим систему обучения персонала. СПб.: Речь, 2008. 124 с.

8. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 2003. 595 с.

9. Алексеев А.Н. Наблюдающее участие в моделирующих ситуациях. СПб.: Ин-т социологии РАН, 1997. 75 с.

10. Фенетто Э. Интервью и опросник: формы, процедуры, результаты. СПб.: Питер, 2004. 160 с.

11. Рогожников М., Тарусин М. Мастерские кривых зеркал // Эксперт. 2006. № 40. С. 110-112.

12. Berelson B. Content Analysis in Communication Research. Glencoe, I 11. N. Y.: The Free Press, 1952. 120 p.

13. Klaus Krippenendorff. Content Analysis: An Introduction to its Methodology, Sage Publication, Beverly Hill, CA, 1980. 225 p.

14. Аверьянов Л.Я. Контент-анализ. М.: Кно-Рус, 2007. 456 с.

Выбор редакции
Главное условие при приготовлении продукта – сохранение наибольшего количества его полезных свойств.Брокколи можно кушать сырой, а также...

Обычно для колбасных оболочек используют кишки, пищеводы и мочевые пузыри.Кишки под воздействием своего содержимого, ферментов и кислот...

Сны, в которых фигурируют грызуны, являются очень символичными. Живая мышь, например, предвещает неискренность друзей, домашние...

Здравствуйте, дорогие читатели. Все мы ждем наступления осени для того, чтобы вдоволь насладиться ее дарами, которые так полезны в такое...
Определение слова квашение подразумевает под собой биохимический способ консервирования . Базой для него является образование...
Думаю, драники любят многие из нас. Предлагаю приготовить драники с мясом в горшочке. Вкусное, сытное блюдо отлично подойдёт к обеденному...
Тот, кто первым сообразил приготовить окрошку на майонезе, видимо, был страстным любителем салата «Оливье». Потому что окрошка на...
Оладьи наряду с блинами одни из самых любимых и востребованных блюд. Что может быть лучше пышных, ароматных, невероятно вкусных...
Гречка с мясом - блюдо простое, незамысловатое и недорогое, но зато очень вкусное и питательное. Мясо можно брать абсолютно любое,...