Определение внимания и его виды. Что такое внимание. Виды внимания


Внимание

Сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе , рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В. Оно имеет пассивный характер, так как навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Физиологическим проявлением этого вида В. служит . Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном В. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредствованной социально выработанными способами организации поведения и коммуникации , и по своему происхождению связано с трудовой деятельностью. По мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и переходом действий в операции , а также в результате изменений мотивации (например, мотива на цель) возможно появление так называемого постпроизвольного В. При этом сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма.

К числу характеристик В., определяемых путем экспериментальных исследований, относятся избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключаемость.

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Внимание

Сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте - предмете, событии, образе, рассуждении и пр. Вниманием характеризуется и согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющая успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи). Внимание занимает особое место среди явлений психических. Выступая неотрывной стороной познания, чувства и воли, оно не сводится ни к одной из этих трех сфер психического. Внимание - динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточения на нем с целью обеспечения его адекватного отражения в течение времени, нужного для выполнения определенного акта деятельности или общения. Проявляется в избирательном отражении объектов соответственно потребностям субъекта и целям и задачам его деятельности. Это - своего рода целесообразная воля, очень важная компонента в структуре самостоятельности. Она обеспечивает индивиду возможность сосредоточенности и направленности сознания на объекты, кои он воспринимает в ходе деятельности и о коей думает или говорит. Благодаря устойчивому вниманию он глубже осознает свою практическую жизнь, и деятельность, что обеспечивает избирательное отношение к миру, людям, делу и самому себе. К числу основных характеристик внимания, определяемых экспериментально, относятся:

1 ) избирательность - связана с возможностью успешной настройки - при наличии помех - на восприятие информации, относящейся к сознательной цели;

2 ) объем (широта, распределение внимания) - определяется количеством «одновременно» (в пределах 0.1 с.) отчетливо воспринимаемых объектов; практически не отличается от объема непосредственного запоминания, или памяти кратковременной; этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно принимается равным 5 - 7 объектам; оценка объема внимания производится с помощью тахистоскопического предъявления (см. ) множества объектов (букв, слов, фигур, цветов и пр.);

3 ) распределение - характерно возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий); исследуется в условиях одновременного выполнения двух и большего числа действий, не допускающих возможности выполнения путем быстрого переключения внимания;

5 ) устойчивость - определяется длительностью концентрации внимания на объекте;

6 ) переключаемость (скорость переключения) - динамическая характеристика внимания, определяющая его способность быстро переходить от одного объекта к другому; для определения переключаемости и устойчивости внимания применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей. Выделяются три вида внимания:

1 ) внимание непроизвольное - самое простое и генетически исходное; представлено рефлексом ориентировочным, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей;

2 ) внимание произвольное - обусловленное постановкой сознательной цели;

3 ) внимание послепроизвольное.

В зависимости оттого, где находится объект внимания - во внешнем мире или в субъективном мире человека - выделяются внимание внешнее и внутреннее. В ходе обучения, воспитания, деятельности и общения у человека развиваются свойства внимания и его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания - индивидуально-типологические особенности внимания, обусловленные также типом системы нервной. В отечественной психологии разработана теория внимания как функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их выполнения. Развитие такого контроля улучшает результативность любой деятельности и ее планомерное формирование (см. ), позволяет преодолеть некоторые дефекты внимания, например рассеянность. Эксперименты с рассеченными полушариями мозга головного показывает, что процессы внимания тесно связаны с работой тела мозолистого; при этом полушарие левое обеспечивает селективное внимание, а правое - поддержку общего уровня настороженности.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Специфика.

Упорядочивание поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Эксперименты с рассеченным полушарием мозга покрывает, что процессы внимания тесно связаны с работой мозолистого тела, при этом левое полушарие обеспечивает селективное внимание, а правое - поддержку общего уровня настороженности.

Свойства.

Эффективность внимания может быть определена уровнем внимания ( , ), объемом (широта, распределение внимания), скоростью переключения и устойчивостью.

Диагностика.

Существует ряд методик:

Для определения объема внимания предназначена тахистоскопическая методика Д.Кеттела, В.Вундта;

Для определения концентрации и устойчивости - корректурный тест Б.Бурдона;

Для определения скорости переключения внимания - метод таблиц Шульте.

Виды.

Произвольное внимание обусловлено постановкой сознательной цели;

Непроизвольное представлено ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ВНИМАНИЕ

(англ. attention ) - процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Теоретически и операционально В. (настройка) характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом (широтой, распределением), селективностью (см. , , ), скоростью переключения (перемещения), длительностью и устойчивостью.

Для исследования В. разработано большое множество методик: тахистоскопическая методика для определения объема В. (Д. Кеттел, В . Вундт ); разнообразные варианты корректурного теста для определения концентрации и устойчивости В. (1-й вариант предложил в 1895 г. фр. психолог Б. Бурдон); метод таблиц Шульте для определения скорости переключения В.; (К. Черри; см. также ); методы селективного чтения и селективного наблюдения (У. Найссер и Р. Беклин); тест Струппа (см. Эффект Струппа ) и т. д. Распределение В. изучается в экспериментах, в которых к выполнению одной задачи добавляют выполнение др. задачи. Об успешном распределении говорят в том случае, если дополнительная задача не ухудшает выполнение первой (основной). Показано, в частности, что ухудшение двигательной активности рук и ног наступает при одновременном произнесении бессвязного набора слов и не наступает - при многократном произнесении фразы «Быть или не быть?» . Вполне понятный интерес к распределению В. проявили инженерные психологи, которые к тому же существенно обогатили фактографию В. многочисленными работами по бдительности (vigilance ) и помехоустойчивости операторов .

Наряду с т. н. произвольным вниманием выделяют и его непроизвольную форму - ориентировочную реакцию , возникающую при воздействии неожиданных («новых») раздражителей. С этой рефлекторной реакцией, однако, не следует путать непроизвольные и автоматические процессы настройки, включенные во всякий процесс произвольной деятельности.

В современных экспериментальных исследованиях делаются попытки разделить в процессах В. внутренние (идеальные) компоненты и внешнедвигательные. Напр., установлено, что независимо от движений глаз фокус В. может перемещаться в поле зрения со скоростью 125 угл. град/с.


Как известно, внимание в жизни каждого человека играет большую роль. Но не все знают, что существует довольно обширное количество его видов, форм и качеств, характеристики которых существенно отличаются друг от друга.

Понятие внимания

Внимание - это не самостоятельный познавательный процесс. Если задать вопрос о том, что такое внимание, то можно сказать, что само по себе оно ничего не показывает и отдельно Однако оно представляет собой один из важнейших компонентов в составе познавательной деятельности, так как создает и управляет функционированием. Любая проводится сознательно, поэтому внимание осуществляет еще и

Как правило, оно является особым состоянием сознания. Благодаря вниманию направляются и сосредотачиваются различные чтобы более полно и четко отражать действительность. Кроме того, это понятие тесно связано со многими сенсорными и умственными процессами. А больше всего заметна эта связь в ощущениях и многочисленных восприятиях.

Характеристика внимания и его процессы

  1. Устойчивость представлена в виде длительности привлечения внимания к одним и тем же объектам либо же к одинаковым задачам.
  2. Процесс концентрации и формы внимания являются увеличением интенсивности сигналов, когда ограничено поле восприятия. Они предлагают длительную задержку внимания на каком-то объекте, а также отвлекают от остальных воздействий, которые не имеют значения для человека в этот момент.
  3. Сосредоточенность видна как результат концентрации на определенном объекте, чтобы получить наиболее полную информацию и необходимые данные о нем.
  4. Функция распределения и процессы внимания считаются субъективно переживаемой способностью удерживать конкретное количество различных предметов в одно и то же время.
  5. Способ переключаемости представляет собой степень скорости перехода от определенного одного вида деятельности к совсем другому (в случае присутствия рассеянности имеется плохая переключаемость).
  6. Предметность связана, прежде всего, с возможностью выделить какие-либо сигналы согласно поставленной задаче, значимости, актуальности и так далее.

Основные виды внимания

Внимание проявляется с помощью сенсорных и интеллектуальных процессов, а также посредством практических действий с использованием целей и задач различной деятельности. Благодаря этому существуют такие основные виды внимания: моторное, сенсорное, преднамеренное, интеллектуальное и непреднамеренное.

Величина объема определяется числом объектов, куда можно направить и сконцентрировать внимание субъекта в конкретные секунды времени. Он вычисляется через специальные приборы - тахистоскопы. В один миг человек может обратить свое внимание сразу на несколько присутствующих объектов, как правило, их количество - от четырех до шести.

Моторное внимание

Что такое внимание, известно многим, а если речь идет о моторном его виде, то он характеризуется определенными дополнениями. Как правило, моторное внимание направлено обычно на движение и действия, которые совершаются человеком. Оно позволяет более твердо и понятно осознавать разные приемы и методы, которые применяются на практике. Моторная разновидность внимания управляет движениями и действиями, а также контролирует их. Они, как правило, направлены на какой-то определенный предмет, особенно тогда, когда обязаны быть очень четкими и ясными.

Сенсорное внимание

Сенсорное внимание может возникнуть тогда, когда объекты действуют на чувствительные органы. Такие формы внимания обеспечивают довольно четкое отражение всех предметов и их характеристик. Это проявляется в присутствующих ощущениях человека. Из-за сенсорного внимания образы, которые могут возникать в сознании, представляют собой ясные и отчетливые предметы. Такая разновидность может быть зрительной, слуховой, обонятельной и так далее. Как правило, у людей особенно проявляются зрительные и слуховые его виды, первые из которых в психологии изучены лучше всего, так как их довольно легко понять и зафиксировать.

Интеллектуальное внимание

Качества внимания интеллектуального вида направлены на более серьезное функционирование и эффективную работу таких необходимых познавательных процессов, как мышление, память и воображение. Из-за этого человек намного лучше может запомнить и воспроизвести полученную информацию, а также создать более ясные образы в процессе воображения и продуктивно думать. Благодаря тому что такой вид характеризуется наличием внутреннего характера и почти недоступен для проведения исследований, он меньше всех изучен, поэтому сложно дать четкое определение, что такое внимание.

Произвольное внимание

Произвольное или преднамеренное внимание появляется тогда, когда человек имеет цель либо задачу быть внимательным по отношению к какому-то предмету и к умственным действиям. Как правило, такой вид внимания направлен на регулировку сенсорных и моторных процессов, а также внутренних познавательных действий. Преднамеренная разновидность вполне может стать произвольной в тех случаях, когда человеку нужно проявлять волевые усилия, чтобы его внимание было направлено и сосредоточено на определенном предмете, который следует познавать.

Произвольное еще называется активным либо же волевым. Характеристика внимания этой разновидности заключается в том, что непосредственная инициатива его возникновения принадлежит человеку, а метод его появления уже осуществляется посредством усилия и воли субъекта.

Когда направленность внимания тесно связана с осознанной целью, то здесь речь идет о так называемом произвольном виде, который естественно сопровождает деятельность человека. Появляется он в тех ситуациях, когда субъект поглощен какой-либо деятельностью. Помимо этого, такое внимание тесно связано с системой ассоциаций. Это может быть очень актуально тогда, когда объект внимания продолжает фиксировать цель, однако при этом уничтожает Этот вид начинает свое проявление в тех случаях, когда деятельность становится более увлекательной и проводится без каких-либо особых усилий.

Что касается условий формирования произвольного вида внимания, здесь можно выделить четкую планомерную организацию работы, применение свойств умственной деятельности, умение надолго концентрироваться. Это основные особенности внимания подобного вида.

Непроизвольное внимание

В той же ситуации, когда направленность и сосредоточенность имеют непроизвольный характер, актуально непроизвольное внимание. Одной из основных форм такого вида считается установка, то есть состояние полной готовности либо же предрасположенности человека к какому-либо действию.

Непреднамеренная (непроизвольная) разновидность внимания появляется самостоятельно без определенной цели со стороны субъекта. Ее вызывают существенные для человека качества различных предметов и многочисленных явлений. Характеристика внимания этого вида сводится к тому, что основным из его проявлений и провоцирующих факторов служит новизна предмета.

Кроме того, непроизвольное внимание могут привлечь и многие яркие раздражители (внезапный свет, громкие звуки, резкие запахи и другие). В некоторых случаях этот вид может вызвать и не слишком видимые раздражители (тогда, когда они полностью соответствуют интересам, потребностям и установкам человека).

При непроизвольном внимании довольно большое значение принадлежит оформлению текста (особенно в детских книгах). Эта форма в первую очередь зависит от различных внешних свойств раздражителей и носит вынужденный характер, причем продолжается она совсем недолго. Внутренние причины непроизвольного внимания представлены в ожидании каких-то определенных впечатлений. Поэтому прежде чем начинать читать, важно составить примерное представление о данной книге.

Препараты для улучшения внимания

Прием лекарственных препаратов и добавок, стимулирующих питание клеток мозга, положительно сказывается на продуктивности и позволяет улучшить концентрацию внимания. Среди современных препаратов хорошо себя зарекомендовал Милдронат: он оптимизирует внутриклеточные обменные процессы, позволяя сохранить питание нейронов на необходимом уровне даже в моменты, когда кислорода недостаточно, например, при интенсивной интеллектуальной работе. Защищенные от голодания, клетки мозга работают значительно эффективнее, ускоряется выстраивание нейронных связей, что благотворно сказывается на внимании и интеллектуальной деятельности в целом.

Значение внимания

Вообще, особенности внимания таковы, что оно является основным условием успешного результата любой Его функции представляют собой улучшение других видов работы, к которым оно фиксируется, но при этом оно не имеет своего специального деятельного продукта. Кроме того, в некоторых источниках по психологии можно прочитать, что внимание является такой организацией психической деятельности, с помощью которой восприятия, ощущения, мысли осознаются яснее остальных, а последние, в свою очередь, отходят на второй план или вовсе не воспринимаются.

Таким образом, внимание является сознательно регулируемым сосредоточением на каком-то объекте. Оно не зависит от присутствующих свойств этого предмета (привлекательность, внешние и внутренние качества, интерес наблюдателя). Фиксируется оно благодаря самому человеку в зависимости от его деятельности.

Если человек приблизительно знает, что такое внимание, то он понимает, что хороший результат и успех различной работы зависят именно от того, как правильно поставлена цель и как запланированы этапы по ее достижению. Также немаловажное значение имеет момент, связанный со степенью четкости направления его усилий в процессе деятельности.

Ø Определение понятия «внимание» Ø Свойства внимания Ø Виды внимания Ø Расстройства внимания Ø Развитие внимания у детей Ø Формирование внимания у детей

Внимание- это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Вниманиехарактеристика любого психического процесса: восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах; мышления, когда мы решаем какуюлибо задачу; памяти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе.

Сосредоточенность- это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Она обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-либо событию или факту.

Поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью концентрация Невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними интенсивность раздражителями

Это свойство характеризует длительное удержание внимания на предмете или какойнибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И. П. Павлов говорил о своей работе: » Это прежде всего упрямая сосредоточенность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать» .

Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается в сторону. Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться и у одного и у того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значимости, от отношения к выполняемой работе.

Объем- это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно, одновременно. Объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников(в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов. Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом

Для определения объема внимания пользуются прибором, который называется тахистокоп (от греч. слов «тахистос» - быстрейший и «скопео» - смотрю). Этот прибор дает возможность показать человеку несколько объектов- букв, геометрических фигур, знаков- на 0, 1 с. Сколько объектов запомнил человек- таков его объем внимания

Это свойство характеризует умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них своё внимание. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, жизнь постоянно требует этого. Например, студент на лекции распределяет одновременно внимание между тем, что записывает, и тем, что слышит в данный момент. Умение распределять у людей различно. Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел.

Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй работе, менее знакомой человеку. Умение распределять свое внимание развивается постепенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо распределяют внимание, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не следует предлагать им одновременно выполнять два дела, но способствовать развитию этого умения необходимо.

Переключение- это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Существенной стороной внимания является его переключение, т. е. способность быстро переходить от одной деятельности к другой. Сознательное переключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.

Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот. Если отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознательно ставит цель заняться чем-то новым. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому.

Обычно внимание противопоставляется рассеянности. В нашем языке рассеянность часто понимается как синоним невнимательности. Помните стихотворение С. Я. Маршака: » Рассеянный с улицы Бассейной»: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду, вместо валенок перчатки натянул себе на пятки» . Однако рассеянность и невнимательность не всегда совпадают друг с другом.

Рассеянность может быть результатом неустойчивости, слабости внимания. Человек ни на чем не может сосредоточится долгое время, его внимание непрерывно перетаскивает с одного на другое. Но рассеянность может иметь и другую причину. Человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, деятельности, что не способен замечать другого, поэтому и рассеян. Например, многие ученые совершенно не обращают внимание на бытовые проблемы, на окружающие их предметы. Эта рассеянность является выражением максимальной собранности и сосредоточенности на основном предмете своих мыслей.

Внешнее внимание Внутреннее внимание направлено на окружающие предметы и явления На собственные мысли, чувства и преживания

ПРОИЗВОЬНОЕ Произвольное(преднамеренное) внимание, когда человек ставит себе определенную цель и прилагает усилия, старания для ее достижения. Иными словами, у человека есть определенные намерения и он прилагает усилия (сам, по своей воле) это намерение осуществить. Сознательная цель, намерение всегда выражаются в словах. Способность произвольно направлять и поддерживать внимание развивалась у человека в процессе труда, так как без этого невозможно осуществить длительную и планомерную трудовую деятельность.

Под рассеянностью нередко понимают результат углубления в работу, в связи с чем человек не замечает окружающего, не слышит, например, обращенные к нему вопросы. Этот вид рассеянности иногда называют мнимой рассеянностью. Совсем другой вид рассеянности представляют собой те случаи, когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиваться, когда он постоянно переходит о одного объекта к другого, ни на чем не задерживаясь. Бороться с ней надо путём длительного воспитания всей личности ребенка, в особенности его волевых качеств.

Его уменьшенную сферу действия нередко связывают слабую распределяемость внимания. Такого рода патологические явления наблюдаются при некоторых органических заболеваниях мозга. Больной находится только в сфере наиболее близких ему впечатлений и воспоминаний, динамика и поле его внимания ограничивается только объектами, имеющими ситуативную значимость. При других заболеваниях наблюдается легкая отвлекаемость внимания, его чрезмерная подвижность, постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому. При некоторых психических заболеваниях наблюдается инертность, малая подвижность внимания или патологическая фиксация.

Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. В первые месяцы для ребенка характерно только непроизвольное внимание. При этом сначала ребенок реагирует на внешние раздражители лишь при резкой их смене: при переходе от сумрака к яркому свету, при смене температуры, при внезапных громких звуках и т. д. Начиная с третьего и пятого месяца объектами внимания становятся определенные предметы. Ребенок всё больше заинтересовывается их внешней стороной.

Он может подолгу рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. Его интересует всё блестящее, яркое, новое. Зачатки произвольного внимания обычно возникают к концу первого или в начале второго года жизни. Произвольное внимание развивается на основе непроизвольного. Возникает это внимание, как уже указывалось, в процессе общения со взрослыми, под их влиянием и формируется в процессе воспитания. Таким образом, эти два вида внимания выступают и в качестве различных уровней его развития.

В играх ребенок сталкивается с необходимостью координировать свои движения сообразно с задачами, направлять свои действия в соответствии с определенными правилами, подчиняться требованиям группы. Игра вырабатывает способность намеренно сосредоточивать свое внимание на определённых предметах.

Значительное влияние на произвольное внимание оказывает включение ребенкадошкольника в посильную трудовую деятельность. Однако в дошкольном возрасте основное значение имеет непроизвольное внимание. Если непроизвольное внимание ребенка может быть устойчивым и интенсивным, то произвольное внимание в этом возрасте очень неустойчиво, не может долго сохраняться на одном объекте, не может быть достаточно углублённым, оно легко отвлекается. Внимание дошкольника тесно связано с его эмоциями.

Высокие требования ко всем видам и свойствам внимания ребенка предъявляет учебная деятельность. Являясь одним из основных условий успешности учебного процесса, внимание в нем и формируется. Большую роль в привлечении и поддержании внимания учащихся на уроках, а тем самым и в воспитании их внимательности как свойства личности имеет правильная организация учебного процесса. Живое, яркое, эмоциональное преподнесение содержательного, но вместе с тем интересного, доступного материала, особенно в младших классах, - важная форма управления непроизвольным вниманием, условие внимательности школьников на уроке.

Постоянная мыслительная деятельность, поддерживаемая в младших классах и у подростков многообразными практическими действиями, имеет большое значение для организации внимания. Однообразная, продолжительная, нетворческая работа ослабляет концентрацию внимания. Поэтому необходимо, особенно в младших классах, применять разнообразные виды и формы работы. При этом следует учитывать, что длительное слуховое сосредоточение представляет значительно большую трудность по сравнению со зрительным.

Определенное значение имеет поддержание оптимального темпа урока. Темп проведения урока зависит от содержания материала, трудности или легкости его усвоения, возраста учащихся. Четкая организация начала урока, подготовленность класса и учащихся к уроку, в частности организация их рабочих мест, также способствуют установлению внимания.

1) 2) 3) 4) 5) 6) Что такое внимание? В чем заключаются сущность свойств внимания? Чем отличается произвольное внимание от непроизвольного? Приведите примеры. Какие виды расстройств ты знаешь? Расскажите по подробнее о каждом из них? Что ты знаешь о развитии внимания у детей? Как и для чего воздействуют на детей игры и трудовая деятельность?

В течение жизнедеятельности на человека воздействует огромное количество различных раздражителей. Но сознание человека не способно осознать одновременно и достаточно ясно все эти объекты. Одни объекты осознаются достаточно ясно, другие слишком неясно, третьи вообще остаются вне поля внимания.

Из всей массы окружающих его предметов и явлений человек выделяет те, которые представляют для него интерес и соответствуют его потребностям и жизненным планам.

Внимание — это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него.

Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость.

Внимание не существует само по себе. Просто быть внимательным невозможно, для этого необходимо функционирование психических процессов.

Первоначальной формой внимания является ориентировочный рефлекс, который является реакцией на все новое, неизвестное, неожиданное. Внимание можно отнести к особой форме психической активности человека. Оно является необходимым условием любой деятельности.

Виды внимания.

Рассмотрим две классификации.

  1. Внимание может быть внешним (направлено на окружающее) и внутренним (сосредоточенность на собственных переживаниях, мыслях, чувствах).

Такое деление до некоторой степени условно, так как часто люди погружены в собственные мысли, обдумывая свое поведение.

  1. В основе классификации лежит уровень волевой регуляции. Выделяется внимание непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает без всякого усилия со стороны человека, при этом отсутствует какая-либо цель и специальное намерение.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности.

Непроизвольное внимание может возникать:
1) Из-за определенных особенностей раздражителя. К числу таких особенностей относятся:

а) сила, причем не абсолютная, а относительная (в полной темноте внимание может привлечь огонек от спички);
б) неожиданность;
в) новизна и необычность;
г) контрастность (среди европейцев человек негроидной расы скорее привлечет к себе внимание);
д) подвижность (на этом основано действие маяка, который не просто горит, а мигает);

2) Из внутренних побуждений личности. Сюда относятся настроение человека, его интересы и потребности. Произвольное внимание возникает тогда, когда сознательно ставится цель, для достижения которой прикладываются волевые усилия.

В отличие от непроизвольного внимания, главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным.

Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, а на том, что должен делать. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности, волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду.

Важным условием поддержания произвольного внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточить внимание. Значительно ослабляет произвольное внимание эмоциональное возбуждение, вызванное посторонними причинами.

Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако оба вида внимания тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного.

Наиболее вероятно произвольное внимание в следующих ситуациях:

1) когда человек четко осознает свои обязанности и конкретные задачи при выполнении деятельности;

2) когда деятельность выполняется в привычных условиях, например: привычка все делать по режиму заранее создает установку на произвольное внимание;

3) когда выполнение деятельности касается каких-либо косвенных интересов, например: исполнение гамм на фортепиано – дело не слишком увлекательное, но необходимое, если хочешь быть хорошим музыкантом;

4) когда при выполнении деятельности создаются благоприятные условия, однако это не означает полной тишины, так как слабые побочные раздражители (например, тихая музыка) могут даже повышать эффективность работы.

Послепроизвольное внимание является промежуточным между непроизвольным и произвольным, сочетая в себе черты этих двух видов.

Оно возникает как произвольное, однако спустя какое-то время выполняемая деятельность становится настолько интересной, что уже не требует дополнительных волевых усилий.

_____________________________
Читайте еще статьи на эту тему:

Вопрос № 46 . Понятие о внимании: функции, свойства, виды. Развитие внимания.

Внимание – избирательная направленность сознания человека на определенный объект (предмет, явление), сосредоточенность на нем при одновременном отвлечении от др.

В. Вундт : внимание – субъективная сторона явлений сознания, апперцепция – их объективный результат. Внимание - процесс апперцепции, сопровождаемый чувством внутреннего усилия.

Э. Титченер: внимание – сенсорная ясность.

Джемс: внимание – пристрастное, осуществляемое посредством умственной деятельностью, обладание в ясном и четком виде одним из нескольких одновременно возможных рядов мысли (селекция). Внимание – необходимый универсальный психический процесс, оно есть везде, но его содержание и специфику выделить очень трудно. Для этого его нужно рассматривать на уровне деятельности в целом. Две основные характеристики внимания: 1) необходимость селекции материала, 2) образование прошлого опыта (для сохранения нужно удерживать его некоторое время в сознании, необходима активность субъекта). Внимание как усилие сознания, которое имеет ограниченный ресурс.

Функции внимания:

отбор значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям данной деятельности, воздействий;

игнорирование несущественных, побочных, конкурирующих воздействий;

удержание (сохранение) данной деятельности до тех пор, покане завершится познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель;

регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание может проявляться как в сенсорных, так и в мнемонических, мыслительных и двигательных процессах.

Виды внимания (по Добрынину) – в основе степень активности субъекта:

1 . Непроизвольное внимание (пассивное) – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей (возникает и поддерживается независимо от сознания человека). Новизна, интерес, интенсивность раздражителя, эмоциональная окрашенность определяют возникновение непроизвольного внимания. Его можно разделить на 3 вида: вынужденное (мы всегда должны реагировать на стимул); эмоциональное (стимул, связанный с потребностью в зависимости от индивидуального опыта); привычное / профессиональное (определяется сугубо индивидуальным опытом).

2. Произвольное внимание (активное-волевое) – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, требует волевого усилия. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность,завыполнение которой человек несет ответственность. Существует ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточенное внимание, например, практическое действие. Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека.

3. Послепроизвольное внимание целенаправленныйхарактер, первоначально требует волевых усилий, затем человек «входит» в работу. Послепроизвольное внимание связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, но почти нет волевых усилий.

Свойства внимания :

1. Устойчивость внимания – способность внимания определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания.

2. Концентрация внимания - способность человека сосредотачиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего остального (степень или интенсивность сосредоточенности внимания.

3.Распределение внимания - способность человека выполнять несколько видов деятельности (возможность чел удерживать в сознании одновременно несколько разнородных объектов, выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновремененных операций). Распределение внимания зависит от того, насколько связаны друг с другом различные объекты, насколько автоматизированы действия, между которыми распределяется внимание. Чемтеснее эти связи, тем легче осуществляется распределение внимания.

4.Переключаемость внимания - сознательное и осмысленное перемещение внимание с одного объекта на другой (заключается в способности быстро выключаться из одних установок и включаться в другие, новые).

5. Объем внимания - измеряется тем кол-вом объектов, кот воспринимаются одновременно с одинаковой степенью ясности и отчетливости (7+-2). Объем внимания – изменчивая величина и зависит от того, насколько связано между собойтосодержание, на которое направлено внимание и от умения осмысленно связывать и структурировать материал (Рубинштейн).

6. Отвлекаемость внимания - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой, возникает при действии посторонних раздражителей на человека занятого в этот момент другой деятельностью, м.б.: внешние раздражители и внутренние – возникает под влиянием сильных эмоций, переживаний.

7. Рассеянность внимания – под этим названиям обычно понимают два разных явления: 1) чрезмерный результат углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя (мнимая рассеянность); 2) когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться (подлинная рассеянность неустойчивость и отвлекаемость). Различные свойства внимания в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в одном отношении, м.б. плохим в другом, направлении, высокая концентрация внимания может соединяться со слабой переключаемостью (рассеянный ученый).

Внимание неразрывно связано с сознанием. Если представить наше сознание графически, то следует нарисовать два круга (большой – зона неясного сознания, малый, который в нем – зона отчетливого сознания или зона восприятия. Внимание проявляется внутри восприятия, мышления; является стороной всех познавательных процессов сознания, в которых они выступают как деятельность (Рубинштейн). Высшие формы произвольного внимания возникают у человека в процессе труда. Они продукт исторического развития. Труд направлен на удовлетворение потребностей человека. И сам по себе он может не вызывать непосредственного интереса, поэтому выполнение этой деятельности требует перехода непроизвольного внимания в произвольное внимание:

1) Внимание может быть произвольным , т.е. обладать первой чертой ВПФ.

2) Произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который оно направляется сам по себе его не привлекает. Поэтому, произвольное внимание носит опосредованный характер. Это вторая черта ВПФ.

3) Внимание носит социальный характер, потому что произвольное Внимание «есть приспособление к условиям высшей социальной жизни» (Т. Рибо). Произвольное внимание социальное явление, которое появилось благодаря труду и обществу.

Проблема развития внимания

1) Развитие произвольного внимания тесно связано с формированием у ребенка волевых качеств. В школьном возрасте по мере расширения интересов и приучения к систематическому труду, восприятие ребенка как непроизвольное, так и произвольное продолжает развиваться.

Рубинштейн: а) в педагогическом процессе надо использовать непроизвольное внимание, б) содействовать развитию произвольного внимания. Надо использовать эмоциональный фактор (напр, яркость наглядных пособий), но заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения, трудовой деятельностью.

2) В развитии внимания ребенка существенным является его интеллектуализация: Внимание сначала опирается на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи, отсюда расширяется объем внимания. Выводы: Произвольное является одним из проявлений волевого типа деятельности; – способность к произвольному вниманию формируется в систематическом труде (Рубинштейн).

Историческое развитие восприятия пытался проследить Выготский в своей культурно-исторической концепции: История развития внимания ребенка есть история развития организованности его поведения:

1) Первые недели-месяцы жизни – появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2) Конец 1-го года возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольных функций.

3) Начало 2-го года – обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструментов взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

4) 2-3 года – достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного восприятия.

5) 4,5-5 лет – появление способности направлять восприятие под влиянием сложной инструкции взрослого.

6) 5-6 лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства). Дошкольное развитие характеризуется преобладанием внешне опосредованного восприятия, т.е. восприятия, вызванного факторами внешней среды.

7) Школьный возраст дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания. Характеризуется бурным развитием внутреннего внимания, т.е.внимания, опосредованного внутренними установками ребенка.

Выготский: Первоначально внимание ребенка осуществляется при помощи наследственных нервных механизмах организма по принципу доминанты. В доминантном нервном процессе. заложены органические основы внимания. У новорожденного есть только две доминанты - пищевая и связанная с переменой положения. Только потом у него появляется зрительная, слуховая и др. В основе развития внимания в этот период лежит органический процесс роста, созревания и развития нервного аппарата. Процессы развития внимания. не прекращаются. в течении. жизни и лишь происходит. некоторое. замедление темпов. В истории развития внимания. 2 линии: натуральная и культурная. Культурная начинается тоже в самом. раннем детстве при первых социальных. контактах ребенка. Состоит в том, что ребенок по мере врастания в окружающую соц. среду развивает и формирует ту основную операцию соц. поведения личности, которая. называется произвольным вниманием. Для того, чтобы проследить генетическую. историю этих высших механизмов внимания он использовал. историко-генетический метод. Ребенок стоял перед задачей овладеть процессом своего внимания посредством внешних. стимулов.

Добрынин. Внимание - направленность и сосредоточенность нашей деятельности. Внимание не является вне деятельной активности, а скорее ее добавочный феномен. Активность личности выражается и во внимании. И наше внимание (как и активность) отличается различными степенями и характерами активности: от пассивности до полной сознательности.

1. крайняя степень пассивности - вынужденное внимание из-за чрезвычайно сильных раздражений, экстенсивные влияния.

2. внимание вызывает соответствующий раздражитель нашему внутреннему состоянию, когда этот раздражитель поддерживает или противоречит. нашим желаниям.

3. нет полной активности и тогда, когда внимание. определенно целиком прошлым опытом, привычками (пассивное / непроизвольное внимание)

4. то, что связано с сознательно поставленными целями, что связано с нашей волей (то, что «надо»)

5. не совпадает ни с произвольным. ни с непроизвольным - если сначала читаем книгу из-за «надо» (произвольное внимание), а потом очень ей увлекаемся (непроизвольное)

Интересную теоретическую концепцию внимания предложил Гальперин . Основные положения этой концепции сводятся к следующему:

1. внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека;

2. по своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым;

3. в отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата;

4. внимание как самостоятельный, конкретный акт, выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время, как внимание способствует его улучшению;

5.во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения;

6.произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану;

7.все известные акты внимания являются результатом формирования новых умственных действий.

Вид внимания

Основные характеристики

Механизмы функционирования

Условия возникновения

Непроизвольное

(естественное)

Отсутствие цели и волевой регуляции

Легкость возникновения и переключения

Доминанта

Ориентировачный рефлекс

Действие сильного контрастного эмоционального насыщенного значимого раздражителя

Произвольное

(искусственное)

Направленность в соответствии цели наличие волевой регуляции сопровождается утомлением

Вторая сигнальная система (речь)

Включение в деятельность, постановка цели

Послепроизвольное (открыл Добрынин)

Целенаправленность отсутствуют волевые усилия и утомления

Доминанта, которая характеризует возникающий в процессе данной деятельности интерес

Возникновение стойкого интереса к выполняемой деятельности

Физиологические основы внимания : внимание не имеет никакого специального нервного центра. Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Но оно означает наличие участков с повышенной и пониженной возбудимостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то определенном участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже полное прекращение нервного процесса, в результате чего одни центры оказываются возбужденными, другие – заторможенными.

Внимание обеспечивается за счет явления доминанты: наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры. В результате этого и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

Произвольное внимание формируется из непроизвольного. Но произвольное внимание может переходить в непроизвольное. Высшие формы произвольного внимания возникают у человека в процессе труда. Они продукт исторического развития. Труд направлен на удовлетворение потребностей человека. Продукт этого труда представляет поэтому непосредственный интерес. Но получение этого продукта связано с деятельностью, которая по своему содержанию и способу исполнения может не вызвать непосредственного интереса. Поэтому выполнение этой деятельности требует перехода от непроизвольного к произвольному вниманию. При этом внимание должно быть тем более сосредоточенным и длительным, чем более сложной становится трудовая деятельность человека в процессе исторического развития. Труд требует и он воспитывает высшие формы человеческого внимания.

Психологические теории внимания . Одну из наиболее известных теорий предложил Рибо. Он считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание так же всецело зависит от аффективных состояний.

Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но так же определенными изменениями физического и физиологического состояние организма. Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и др. реакций.

Основную роль движений Рибо обозначил следующим образом. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств – зрения и слуха – внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание в чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающее впоследствии отвлечение внимания связано. Как правило, с мышечным переутомлением.

Двигательный эффект внимания, по Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание.

Выбор редакции
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...

Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...

Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....

Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...