Островский, "Бесприданница": анализ и характеристика героев. Сочинение на тему В чем причина драмы героини пьесы Островского «Бесприданница»? Анализ пьесы «Бесприданница» - система образов


Александр Николаевич Островский — гениальный русский драматург. Его знаменитая пьеса бесприданница была написана в 1878 году. Автор долго и упорно работал над произведением в течение четырёх лет. «Бесприданница» вызвала много вопросов и противоречий у критиков и зрителей, которые самыми первыми увидели постановку пьесы на сцене.

Как это часто бывает, признание людей к «Бесприданнице» пришло лишь через несколько лет после смерти самого автора. Первые поставленные спектакли в петербургском и московском театрах, к сожалению, были весьма провальными, критики давали плохие оценки и писали противоречивые отзывы. Однако пьеса быстро и легко прошла цензуру и сразу была напечатана в журнале «Отечественные записки» в 1879 году.
Есть мнение, что Островский написал драму, основываясь на реальных событиях, которые ему пришлось наблюдать за свою жизнь, будучи мировым судьей в Кинешемском уезде.

Замысел этого произведения был задуман автором осенью 1874 года, но работа над ним шла долго и кропотливо. За время её написания автор выпускает ещё несколько произведений, а «Бесприданницу» заканчивает лишь в январе 1879 года. Пьеса, которая не была принята и признана в своё время, сейчас стала классикой и обрела настоящее уважение и бессмертие.

Суть произведения

Для начала стоит определиться, кто же такая бесприданница? Так в старину называли девушек бедных и не имеющих приданого, которое должно было войти в капитал ее будущей семьи. Женщина в те времена не работала, следовательно, мужчина брал ее на иждивение, и, кроме денег, полученных от родителей, ему было не на что надеяться, супруга никак не могла помочь ему в финансовых делах, да и дети ее автоматически оставались без наследства с одной из сторон. Как правило, такие девушки усердно пытались завоевывать внимание женихов своей красотой, родословной и внутренними достоинствами.

Александр Николаевич Островский в своей пьесе описывает реальное внутреннее состояние обычной бесприданницы, которая упорно ищет настоящую, искреннюю любовь на земле, но осознаёт, что её не существует. Никто так и не решился заглянуть в её душу и проявить к ней искренний интерес, поэтому девушка становится обычной вещью для богача, у неё просто нет другого выхода и даже шанса получить достойное отношение. Еще один вариант устроить свою жизнь – выйти замуж за жалкого, эгоистичного и непритязательного Карандышева, мелкого клерка, который опять же женится на Ларисе ради самоутверждения. Но и этот вариант она отвергает. Автор демонстрирует все жизненные противоречия, которые окружают нас, на примере судеб героев. Суть пьесы «Бесприданница» заключается в том, чтобы показать читателю, как беспощадно и подло люди меняют настоящую любовь и дружбу на обычную сделку, из которой можно будет лишь черпать собственную выгоду.

Главные герои

  1. Действующими лицами в пьесе стали:
    Лариса Огудалова — молодая красивая девушка, не имеющая приданного. Она чувствует себя крайне унизительно в этом мире из-за своего непростого положения в обществе. Такие девушки, к сожалению, мало кого интересовали во времена жизни писателя. Героиня очень любит мечтать, поэтому влюбляется в богатого дворянина и надеется на счастье рядом с ним. С Карандышевым, девушка чувствует себя вещью, её личность становится ничтожной, она прямо говорит ему, что не сможет полюбить его, так, как любит другого. Она одарена музыкальными и хореографическими талантами. Ее нрав кроток и спокоен, но в глубине души она – страстная натура, желающая взаимной любви. Потаенная сила воли проявлялась в ее характере, когда она бежит с помолвки навстречу риску быть опозоренной и непонятой своим окружением. Но ради искреннего чувства она готова пожертвовать жизнью, выкрикивая матери прощальный ультиматум: либо она станет женой Паратова, либо искать ее следует в Волге. Как видно, отчаянная женщина не лишена азарта, на кон она ставит и честь, и саму себя. мы разобрали в сочинении.
  2. Харита Игнатьевна — госпожа Огудалова, мать Ларисы Огудаловой, небогатая дворянка, вдова, которая отличалась особой ловкостью в хозяйственных делах, но не смогла выдать трем дочерям приданое, так как её состояние не было велико. Она сама еле сводит концы с концами, но умудряется закатывать обеды и вечера, чтобы найти партию для своей последней барышни на выданье.
  3. Юрий Карандышев — небогатый чиновник, жених Ларисы Огудаловой, отличался чрезмерной самовлюбленностью и навязчивостью. Эгоистичный чудак, который часто завидовал и выглядел глуповато. Лариса была для него игрушкой, которой он мог бы похвастаться перед другими. Он чувствует на себе все презрение окружения Огудаловых, но, тем не менее, не отказывается от мысли доказать им, что он всем ровня. Его показное высокомерие, попытки нравиться и снискать почет раздражают общество и саму героиню, в сравнении с достоинством и силой Паратова этот маленький человек безнадежно проигрывает. Он окончательно опускается в глазах невесты, когда напивается на званом обеде в честь помолвки. Тогда она понимает, что лучше в Волгу, чем к нему в жены.
  4. Сергей Паратов — уважаемый дворянин, богатый человек, который часто выбрасывал деньги на ветер в свое удовольствие. Он жил, кутил и ухаживал за женщинами красиво, поэтому ему после постепенного разорения удалось завладеть сердцем богатой наследницы. Очевидно, что он – такой же бездушный эгоист, как Карандышев, просто живет на широкую ногу и умеет производить впечатление. Душа компании и балагур, превыше всего любит веселиться и бросать пыль в глаза, потому и выбирает брак по расчету, а не искренние чувства.
  5. Василий Вожеватов — друг Ларисы Огудаловой, очень богатый, но безнравственный и подлый человек. Герой никогда не был влюблён и не знает, что это такое. Отличался остроумием и хитростью. Василий не собирается жениться на девушке, хоть и претендует на то, чтобы взять ее на содержание. Он проигрывает ее в жребии, но утешает себя в том, что сэкономил, что делает его безнравственным и пустым человеком. Он – купец, выходец из крепостных крестьян, который всего добился сам. Для него важнее всего не потерять достигнутого положения, поэтому он отказывается помочь молодой жещине, не желая нарушать купеческое слово, данное Кнурову.
  6. Мокий Кнуров — богатый человек преклонного возраста. Он проявляет симпатию к Ларисе, хоть и женат. Очень конкретный и обстоятельный человек, вместо всего и сразу обещает девушке, которую хочет сделать своей содержанкой, материальные блага, оговариваясь: «Для меня невозможного мало».
  7. Аркадий Счастливцев (Робинзон) — знакомый Паратова, неудавшийся актёр, который часто любил выпить, но не умел контролировать своё состояние.
  8. Гаврило — буфетчик, содержит кофейню на бульваре.
  9. Иван — прислуга в кофейне.
  10. Основная тема

    Драма человеческой души в безнравственном обществе — это и есть основная суть главной трагической темы в пьесе Островского «Бесприданница», которую автор широко раскрывает через героиню Ларису Огудалову. Она не получила приданое от своей матери, поэтому ей придётся страдать в этом нечеловечном мире. Женихи, которые ведут борьбу за девушку, не воспринимают её всерьез, она становится для них либо предметом для хвастовства, либо просто игрушкой и вещью.

    Тема разочарования в мире, также присутствует в произведении. Главную героиню ждёт страшный конец: опустошение, отчаяние, бесчестье и смерть. Девушка верила в лучшую и новую жизнь, верила в любовь и доброту, но всё, что ее окружало, смогло доказать ей, что ни любви, ни намёка на просветление просто нет. Все сюжетные линии в произведении затрагивают социальную тематику. Лариса живет в мире, где все можно обрести за деньги, даже любовь.

    Проблематика

    Конечно же, в трагедии не обойтись без неоднозначных и сложных вопросов. Проблематика в пьесе Александра Николаевича Островского достаточно обширная и многогранная.

    1. Главными в произведении являются проблемы нравственности: Лариса совершает бесчестный поступок в глазах общества, но предыстория ее полностью оправдывает. Настоящий аморальный поступок – это обмануть Карандышева и выйти замуж без любви. Не лучше поступить в содержанки к купцам. Поэтому Лариса и благодарить ревнивого жениха за свою смерть.
    2. Автор поднимает проблемы долга и чести, покупки человеческой души. Нравственность в обществе показная, для него достаточно просто сохранять видимость приличий, а вот бесчестный торг его избранных членов остается без осуждения и без внимания.
    3. Так же мы видит в произведении проблему поиска смысла жизни. Девушка отчаялась и потеряла смысл во всем, Вожеватов и Кнуров пользуются ей, как яркой игрушкой, которую не страшно даже проспорить. Паратов сообщает, что вскоре женится на другой девушке из-за материальных благ, он предаёт её и меняет любовь на комфорт. Лариса не может понять и перенести полное отсутствие души и безразличие тех, кто её окружает всю жизнь. Все мужчины, которые были рядом с ней, разочаровали героиню, она не чувствовала уважения и отношения, которого она была достойна. Для нее смыслом жизни была любовь, а когда ее не стало, как и уважения, Лариса предпочла смерть.

    В чем смысл пьесы?

    Островский написал очень эмоциональную драму, которая не разочарует своим идейно-тематическим содержанием даже опытного и привередливого читателя. Главная идея драмы Островского «Бесприданница» заключается в осуждении слишком высокого значения богатства и денег в обществе. Материальные блага в жизни играют самую важную роль, человек, который не имеет их, может быть лишь игрушкой в руках богача, не имеющей право на искренние чувства. Бедные люди становятся предметом продажи бессердечных варваров, которые чахли над своим состоянием. Вокруг Ларисы Огудаловой все пропитано грубым цинизмом и хитростью, которые губят её чистую, светлую душу. Эти качества и определили цену жизни женщины, перепродавая её между собой как безликую и бездушную вещь. И цена эта невелика.

    На примере образа героини писатель показывает, как страдает сердце бесприданницы, которая виновата только в том, что не имеет за плечами состояния. Так нечестна и несправедлива бывает судьба по отношению к нищим, но очень светлым и умным людям. Девушка теряет веру в человечество, в свои идеалы, переживая многочисленные предательства и унижения. В чем причина трагедии бесприданницы? Она не смогла смириться с крушением своей мечты, с разрушением своих убеждений и решила добиться от реальности того, чтобы она расположилась так, как надо ей, как должно было произойти в естественных условиях. Героиня с самого начала знает, что идет на смертельный риск, об этом говорит ее прощальная реплика в адрес матери. Она поставила всему свету условия: либо ее мечта сбывается, либо она уходит из жизни, не унижаясь до брака и сожительства по расчету. Даже если бы Карандышев ее не убил, она бы выполнила свое же предостережение и утопилась в Волге. Таким образом, молодая женщина стала жертвой своих иллюзий, своей гордости и непримиримости с пошлостью окружающей среды.

    Перед нами классическое столкновение романтических мечтаний и суровой, пошлой реальности. В этом сражении всегда побеждает последняя, но автор не теряет надежды на то, что хотя бы какие-то люди образумятся и перестанут создавать и поддерживать несправедливые условия общественных взаимоотношений. Он делает акцент на истинной добродетели и подлинных ценностях, которые надо научиться отличать от суетных дрязг пустых и мелочных подлецов. Бунт героини вселяет мужество бороться за свои убеждения до конца.

    Жанр

    Драма, как жанр, представляет читателю судьбу героя в противоречивом и жестоком мире, острый конфликт души человека с обществом, в котором он живет. Целью психологической драмы является показать драматическое положение личности во враждебно настроенной среде. Как правило, персонажей драмы ожидает трагичная судьба, духовные страдания, внутренние противоречия. В произведении такого типа можно встретить много живых эмоций и переживаний, которые присущи многим из нас.

    Так, в пьесе Островского ярко описывается внутренне состояние Ларисы Огудаловой, которая бунтует против бесчеловечных порядков в обществе, жертвует собой ради того, чтобы не жертвовать своими принципами. Героиня с трудом принимает обстоятельства, которые настигают её, она с ужасом терпит все испытания, приготовленные для неё судьбой. Это личная трагедия Ларисы, которую она не может пережить. Психологическая драма заканчивается ее смертью, что свойственно произведению в этом жанре.

    Быт и нравы провинции

    В пьесе Островского освещены быт и нравы русской провинции, дворян и купцов. Все они и очень похожи, и, в то же время, отличаются друг от друга. Герои ведут себя достаточно раскрепощено и совсем не боятся показать окружающим своё истинное лицо, им становится неважно, что порой они выглядят довольно глупо. Не боятся они не в силу смелости или открытости характера. Они просто не понимают, что выглядят невежественными, скупыми, мнительными или ничтожными.

    Мужчины не обходят стороной открытое общение с женщинами, для них измена не считается постыдной. Для них это элемент статуса: любовница становится отражением достатка. Один из героев произведения Господин Кнуров предложил Ларисе стать его содержанкой, хотя сам давно уже был женат, его не волновало то, что чувствует героиня, на первом месте стояла лишь собственная выгода и похоть.

    Девушка в провинции того времени, как мы уже выяснили, должна иметь хорошее состояние, чтобы успешно выйти замуж и хорошо жить. В таком мире очень сложно найти настоящую любовь и уважение, в мире, где все пропитано властью денег и скверными обычаями жадных людей, честная и умная женщина просто не смогла найти себе подобающего места. Ларису буквально погубили жестокие и бесчестные нравы её современников.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Что является причиной необузданного произвола Дикого? Действие происходит в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Марфа – от арамейского: госпожа. Приведите примеры. Значение имен в драме. Дайте характеристику каждому литературному герою. Тихон. «Гроза» в русской критике. В трагическом конце…дан страшный вызов самодурной силе. Борьба Катерины за счастье. Расскажите о жителях Калинова. Каково ваше представление о Диком?

«Герои «Грозы»» - Два конфликта. А.Н.Островский написал 50 пьес. Кудряш. Наиболее известные пьесы А.Н.Островского. Речевая характеристика. Основная тема «Грозы». Творчество драматурга. Приём контраста. Драма «Гроза». Смысл заглавия. Любовь. Драматическая русская литература. Занятия Катерины. Дом-музей Островского в Москве. Национальный театр. Понятие о зеркальных образах. Замоскворечье. И.Левитан. Человеческие чувства.

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Выстрел Карандышева. Любовь для Ларисы. Жених Ларисы. Что же за человек Паратов. Островский. Проблемные вопросы. Каков Карандышев. Стихотворные строки. Тайна пьесы Островского. Печальная песня о бесприданнице. Анализ пьесы. Романс. Навыки изложения своих мыслей. Нужна ли Лариса Паратову. Цыганская песня. Что придает цыганская песня пьесе и фильму. Жестокий романс. Приобретение навыков анализа текста.

«Пьеса «Бесприданница»» - Финальная сцена. Отношения Ларисы и Паратова напоминают отношения хищника и жертвы. Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Бурно развивается капитализм. Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с “горячим сердцем”. Свобода и любовь - вот главное, что было в характере Катерины. Ларису в Бесприданнице окружают не звери. Героине “Бесприданницы” покончить с собой не хватает воли.

«Герои «Снегурочки»» - Фантастические персонажи. Герои. Содержание песен. Композитор. Древний русский обряд. Пляски птиц. Музыка Римского-Корсакова. В.М.Васнецов. Снегурочка. Пастуший рожок. А.Н. Островский. Результаты теста. Любовь. Какие герои только сказочные. Характер музыки. Песни. Огромная сила. Весенняя сказка. Сцена. Стихия русских народных обрядов. Утро любви. Купава и Мизгирь. Бережное отношение к культурным традициям народа.

«Островский «Бесприданница»» - Символический смысл имен и фамилий. Карандышев. На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Паратов Сергей Сергеевич. Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. Действующие лица. Анализ драмы «Бесприданница». А.Н. Островский Драма «Бесприданница». Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. Что мы узнаем о Паратове. Идеи творчества А.Н. Островского. Цель урока.

Пьеса «Бесприданница» относится к числу психологических драм, к которым Островский обратился в 1870-е годы. Она несколько выбивается из общего контекста драматургии автора, наряду с социальными, в ней звучат психологические вопросы. После того как мы проведем краткий анализ пьесы "Бесприданница", станут более явны те акценты, которые Островский расставил в произведении, а также будет ясна задумка автора.

Социально-психологическая проблематика пьесы «Бесприданница»

Бесприданница – это девушка, не имеющая приданого, в связи с чем ей трудно выйти замуж. Этим определяется основной конфликт в пьесе. Социальное положение героев определяет их судьбу, их взгляд на жизнь и во многом характер. Так, в начале пьесы два успешных купца Кнуров и Вожеватов рассуждают о всевластии капитала.

Начнем мы анализ пьесы "Бесприданница" именно с этой мысли. Они всё привыкли мерить деньгами. Примечательно, что на реплику Кнурова о том, как хорошо было бы «прокатиться» с Ларисой в Париж, да недолго в неё и влюбиться, Вожеватов отвечает: «Всякому товару цена есть», «я… лишнего не передам». В иерархии жизненных ценностей главное место занимают деньги, богатство, роскошь. Этим определяется отношение людей друг к другу. Паратов вызывает всеобщее уважение тем, что сорит деньгами. Мать Ларисы, Харита Игнатьевна, привечает богатых женихов, не думая о репутации. По словам купцов, в доме у неё «базар», «табор». Карандышев завидует более обеспеченным людям, что обостряет его болезненное самолюбие.

В этом мире всё продаётся и покупается. Проводя анализ пьесы "Бесприданница", отметьте это. Паратов рассказывает, что «женится на миллионе», совсем не испытывая чувств к невесте. В финале Лариса, узнав, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают в орлянку, кому она достанется, с горечью восклицает: «Они правы, я вещь, а не человек».

Но в не менее важен и психологический конфликт. Он определяется противоречием между миром капитала, его ценностями и стремлением к искренности чувств, чистоте человеческих отношений. Трагедия Ларисы в том, что она «любви искала и не нашла». Кнуров замечает, что Лариса «проста» в том смысле, что не умеет лицемерить, хитрить, заманивая женихов. Она верит в чувства Паратова, понимая только в конце, что он её обманул. Не сразу осознаёт, насколько мелок и ничтожен Карандышев. Противоречия между внутренними стремлениями и реальностью приводят к драматической развязке.

Анализ пьесы «Бесприданница» - система образов

Система образов в драме образует как будто два полюса. На одном богатые купцы, люди состоятельные, уважаемые в городе. На другом – Лариса Огудалова. Купцы, в отличие от других драм Островского, имеют образование, ездят в Европу. Однако их жизненные приоритеты – это по-прежнему деньги и самолюбие. Таковы Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев, несмотря на разницу социального положения. Все считают, что Паратов - «блестящий барин», человек широкой души. На самом деле для него «ничего заветного нет», женитьба на деньгах важнее Ларисы, которая по-настоящему любит его. Карандышев, говоря о чувствах к невесте, думает только, как теперь все будут ему завидовать. Даже мать главной героини, Харита Игнатьевна, торгует дочерями, стараясь их выдать замуж. Но как видно из анализа пьесы "Бесприданница" им это счастья не приносит.

Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова. Её имя происходит от греческого «чайка». Лариса – романтичная, талантливая, тонкая натура. Она прекрасно играет, она благородна и красива. Но из-за бедности на неё смотрят только как на минутное развлечение.

Лариса выше, смелее, лучше окружающих. При всём внешнем внимании к себе Лариса одинока. Её душевные качества, ум, талант оказываются никому не нужны: в её дом едут только развлечься и провести время. Любовь к Паратову тоже не находит отклика. Он соблазняет её, зная, что не променяет миллионную невесту на бесприданницу. Карандышев ставит выше всего своё оскорблённое самолюбие, да и женитьба на Ларисе для него повод самоутвердиться. Понимание своего одиночества, безысходности в мире всевластия капитала и расчёта приводят Ларису к мысли о том, «как хорошо умереть», всем простить и умереть. Поэтому выстрел Карандышева она называет «благодеянием».

В этой статье вы прочитали краткий анализ пьесы "Бесприданница" Островского. Посетите наш литературный блог , где вы найдете много статей на подобную тематику. Также читайте

Психологическая драма Александра Николаевича Островского «Бесприданница» – сильнейшая классическая пьеса XIX века. Типичный волжский купеческий городок с разорившимися дворянами, где разгораются нешуточные страсти. Может показаться, что основа пьесы – любовь. По прочтении вместо созидающего мы видим расчёт, становящийся просчётом, как итог – неудавшиеся «торги». Образ Ларисы Огудаловой предстает воплощением красивой и желанной «вещи».

Вконтакте

Как создавалась пьеса

История создания «Бесприданницы» следующая. Произведение, которое сегодня считается классикой мировой драматургии, изучается по школьной программе, при жизни автора не было принято.

Премьерный показ спектакля по пьесе «Бесприданница» состоялся осенью 1878 года и вызвал неприятие со стороны театральных критиков и зрителей. Дальнейшая судьба пьесы складывалась непросто по причине провала первых постановок. Жанр драмы выбран не случайно: с целью раскрыть глубину психологических переживаний главных героев.

На работу над пьесой автор потратил фактически пять лет, на протяжении которых то откладывал работу (сюжет произведения несколько видоизменялся), то вновь возвращался. Островский служил в должности мирового судьи, потому бытует мнение, что пьеса основана на реально произошедших событиях: если у главной героини, действительно, был прототип, значит, в смерти этой девушки виноват конкретный человек.

Сейчас понятие «бесприданница» практически не употребляется, смысл его видоизменился. Раньше наличие у девушки приданного являлось обязательным моментом. По сути, кто такая бедная девушка? – просто камень на шее мужа, ведь тогда возможности работать и приумножать свой капитал женщина не имела. Даже умная, красивая, отличающаяся богатым духовным миром девушка, воспринималась как человек второго сорта. Бесприданнице приходилось всё безропотно терпеть, надежды на искреннюю, взаимную любовь почти не оставалось.

Главные персонажи

Главные герои пьесы — жители небольшого уездного городка на берегу Волги. Имена и характеристика героев:

  1. Лариса Огудалова – невеста на выданье, но без приданного. Натура мечтательная, порывистая, творчески развитая, страстно любящая жизнь, но вынужденная наступать себе на горло из-за тяжести своего материального положения. Характер Ларисы Огудаловой в пьесе автор прописал чётко, показывая активное развитие.
  2. Харита Игнатьевна – мать, по происхождению – дворянка, овдовевшая, разорившаяся. Ловкая, расчётливая, забывшая о моральных ценностях. Образ Ларисы Огудаловой показан автором по принципу контраста с ней.
  3. Юрий Карандышев – образ «маленького человека» с непомерно большим самолюбием. Хотя является женихом и победителем, нелеп и неудачлив, уважения ни у кого из персонажей не вызывает. Образ Карандышева в драме трагичен и жалок одновременно.
  4. Сергей Паратов – романтический герой, по поведению – «хозяин жизни», а по сути – разорившийся дворянин, вынужденный вступать в брак по расчёту, чтобы выправить материальное положение.
  5. Василий Вожеватов – купец, вышедший из народа, сделавший себя сам. Изначально преподносится как друг детства и юности Ларисы, но потом раскрывается низость его помыслов. Готов жертвовать жизнями и судьбами человеческими ради пари.
  6. Мокий Кнуров – успешный купец, рассматривающий людей, как вещи, с позиции «товара». Симпатия Кнурова к главной героине пьесы – это всего лишь жажда обладания «красивой вещью». Купец женат, поэтому предлагает ей стать содержанкой.
  7. Робинзон – шут Паратова, когда-то был актёром Счастливцевым. Много пил, из-за этого опустился вниз по социальной лестнице.
  8. Гаврило – хозяин кофейни.
  9. Иван – слуга Гаврилы.

Лариса Огудалова – невеста на выданье

Изложение сюжетной линии

Предлагаем краткое содержание по главам. В пьесе «Бесприданница» сюжет построен следующим образом.

Действие первое

Возле городской кофейни происходит встреча купцов Кнурова и Вожеватова, ожидающих возвращения Паратова. Вожеватов решил перекупить у судовладельца «Ласточку».

В беседе «за чаем» (пьют из чайных чашек шампанское), Вожеватов рассказывает историю Ларисы Огудаловой, вынужденной выйти замуж за Карандышева. Кнуров удивлён таким выбором: отчаявшись после отъезда Паратова, девушка согласилась выйти замуж за первого, кто посватается.

Туда же приходят новоиспечённый жених. Карандышев рисуется, зовёт купцов (как равных) к себе на обед, посвящённый невесте.

Оставшись наедине с Ларисой, доводит своими словами девушку до слёз. «Идеалом мужчины» для нее является Сергей Паратов. Раздаётся салютный выстрел по поводу приезда Паратова. Лариса, испугавшись, просит увести её.

Паратов возвращается после годового отсутствия, с ним Робинзон. Кнуров интересуется, не жалко ли расставаться с «Ласточкой»? Сергей Сергеевич отвечает, что это чувство ему чуждо, выражает готовность всё выгодно продать. Затем рассказывает о своей богатой невесте с золотыми приисками. Перед скорой свадьбой Паратов желает вдоволь повеселиться. Тогда Вожеватов обговаривает с Гаврилой вечерний пикник, почти забывая о приглашении Карандышева.

Действие второе

К Огудаловым приезжает Кнуров, возмущённый бедностью Карандышева и будущим браком вообще. Купец предлагает Харите Игнатьевне сделать Ларису его содержанкой, так как уверен в целесообразности ухода от такого мужа.

Расчётливая мать пользуется этим предложением, Кнуров сам говорит, чтобы девушке сшили хорошие наряды, а счета переслали ему.

Ларисе плохо в городе, девушка думает о деревне – «тихом уголке». Хочет сыграть на гитаре романс – та расстроена. Увидев цыгана Илью, зовёт его к себе. Тот рассказывает о возвращении Паратова. Мать рассматривает это обстоятельство, как появление ещё одного жениха, хотя ее дочь отказывается терпеть подобные унижения.

Приходит Карандышев, жестоко осуждая нравы города, выступает против отъезда, хотя невеста просит его об этом. Неожиданно для всех к ним приезжает Паратов.

Разговаривая с матерью, бывший жених рассказывает о своей предстоящей свадьбе, потом просит позвать девушку. Оставшись наедине, упрекает её, говорит о ветрености, как любую другую женщину. Она обижена, но в конце беседы проговаривается о своей любви к Паратову, а в ответ слышит предложение остаться друзьями. Добившись своего, беседуя, задевает пришедшего к ним Карандышева, между ними происходит ссора. Мать заставляет будущего зятя пригласить к себе на обед Паратова. Тут приезжает Вожеватов, пытается выдать сопровождавшего его Робинзона за иностранца.

Действие третье

В кабинете жениха девушка с матерью обсуждают, как не удался этот званый ужин. Над хозяином все смеялись и даже споили его специально. Сюда же заходят гости. Кнуров возмущён тем, насколько плохи были вина и закуска.

Все мужчины опять смеются над хозяином. Пришедший сюда же Карандышев продолжает рисоваться, не реагирует на замечания невесты. По просьбе Паратова, Лариса исполняет вместе с цыганом романс, хотя жених всячески против, а потом, восхищённый, уходит за шампанским.

Паратов, оставшись с Ларисой наедине, уговаривает ехать с ними на пароходе. Она признаёт его своим повелителем и на всё соглашается. Пока Карандышев в очередной раз идёт за вином, все сбегают. Возвратившись, он клянётся отомстить, берёт пистолет и убегает во след.

Действие четвертое

Карандышев – в кофейне, пытается расспросить Робинзона о том, где все остальные, но тот делает вид, что ничего не понимает.

Пикник окончен. Кнуров и Вожеватов обсуждают сложившуюся ситуацию. Им ясно, что от выгодной свадьбы Паратов не откажется. Каждый из мужчин готов взять скомпрометированную девушку себе в любовницы, они разыгрывают её в орлянку. Побеждает Кнуров.

Паратов благодарен Ларисе за то, что была с ними на пикнике, но напоминает, что жениться не может, так как у него есть невеста. Утешает тем, что Карандышев даже сейчас примет её обратно, и даёт Робинзону указание отвезти её домой.

Отчаявшись, девушка обращается за помощью к Вожеватову, но он передаёт её Кнурову, а тот зовет с собой в Париж на полное обеспечение. Лариса ничего не отвечает.

Её находит Карандышев, который готов был стать её защитником, но именно это девушка воспринимает как оскорбление. Тогда ослеплённый ревностью жених говорит, что она для всех вещь, разыгранная в орлянку.

Девушка соглашается быть вещью, но принадлежать ему не намерена, поэтому принимает решение ехать с Кнуровым. В порыве гнева Карандышев стреляет в неё. Полная благодарности героиня умирает, говоря, что это всё она сама. А за сценой поют цыгане. Сложно сказать, кто виноват в смерти Ларисы на самом деле.

Внимание! Во все ключевые моменты пьесы поют цыгане.

Островский специально вводит этот приём контраста, чтобы показать, как русский человек любит «праздник жизни» и тянется к нему и, в то же время, что это веселье – чужое, ему не свойственное.

«Бесприданница». Александр Островский

Краткий пересказ драмы А. Н. Островского «Бесприданница».

Вывод

Автор показывает в пьесе «Бесприданница» неприглядную сторону современного ему общества, где все продается и покупается. Обстоятельства приводят к гибели молодой девушки, которая не смогла выжить среди жестокосердия и .

Персонажи “Бесприданницы” - представители России на одном из переломов ее общественного и культурного развития. Новое время рождает новые ценности, которые формируют установки, жизненные программы, поведение человека и обостряют проблемы личностной культуры. А. Н. Островский изображает и оценивает эти перемены с точки зрения христианской нравственности, защищая душу, любовь, красоту, единение людей как вечную правду, вечные блага человеческого существования. По словам А. И. Журавлевой, “основой всей деятельности Островского было безусловно твердое нравственное отношение к искусству как делу просвещения и наставления на путь добра, но не с позиции Учителя и Пророка, а средствами художника - через показ житейских ситуаций и возникающих в них нравственных коллизий” .

Мы ставим своей задачей сначала выявить установки персонажей “Бесприданницы”. Речь пойдет об этикете, о жестах, игровых и смеховых формах созидания характеров персонажей.

Установки в действиях тех из них, кто окружает Ларису Огудалову, едины в своей исходной точке. Каждый исполнен самолюбивых амбиций, жажды “повеличаться”, покрасоваться в избранном обществе. Соблазнительна сама мысль стать “притчей на устах у всех”. Сфера ценностей, признаваемых этим кругом общества, объемно выражена в словах Кнурова о Карандышеве: “Пожалуй, со своей точки зрения, он не глуп. Что он такое? Кто его знал, кто на него обращал внимание? А теперь весь город заговорит про него, он влезает в лучшее общество”. Подняться на более высокую, а значит, и более заметную ступеньку, удержаться на ней - едва ли не единственная цель “героев” “Бесприданницы”. Для того чтобы “состояться” в обществе, все настойчиво ищут подобающий внешний облик.

Персонажи, озабоченные своим престижем, - Кнуров, Вожеватов, Огудалова, Паратов, Карандышев - неизменно следуют неким правилам поведения, назовем их этикетом, который, однако, никем и ничем не предначертан - не является жестко предписанным, но тщательное соблюдение его негласных установок имеет особое значение в городе Бряхимове.

Наиболее яркая фигура в этом отношении - Кнуров. Для него соблюдение этикета - знак причастности к высокому слою общества; ему важно убедить бряхимовцев в своем абсолютном превосходстве, удержать “престол”. Эмоциональная атмосфера поведения Кнурова - напряженность и беспокойство. Если дворянский этикет осуществлялся органично и ненапряженно, то купцы пытаются соблюдать этикетные правила с некоторой долей беспокойства и тревоги, заботясь дополнительно о том, чтобы возвеличить себя в глазах общества. (Любопытно, как преображается “этикет”, будучи заимствован купцами: розыгрыш Ларисы в “орлянку”- это своего рода перелицовка дворянской дуэли, а “честное купеческое слово” Вожеватова - дурной двойник “слова чести” дворянина.)

Итак, Кнурову нужна маска сдержанности и отчужденности, недосягаемости и могущества - все, что заставило бы окружающих почтительно считаться с ним. Но его осмотрительность и осторожность, постоянная оглядка на чужое мнение и т. п. обретают в глазах драматурга комический оттенок. Смешно и то, что этикет соблюдается перед людьми, открыто презираемыми. Выразительны в своем постоянстве реплики Кнурова: “люди посмотрят, скажут”, “много у них всякого сброда бывает, потом встречаются, кланяются, разговаривать лезут”. Подобные детали готовят читателя и зрителя к смеховому восприятию первого вопроса Кнурова в разговоре с Огудаловой - он задан почти анекдотично, без обиняков, “в дверях”: “У вас никого нет?”.

Персонажи, утверждая себя посредством этикета, стремятся дать понять другим, кто они такие, и подчеркивают при этом различия социального статуса окружающих. В связи с этим вспоминаются “Мертвые души” Гоголя: “Надобно сказать, что у нас на Руси, если и не угнались еще кое в чем за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения… У нас не то, у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, - словом, хоть выходи до миллиона, все найдутся оттенки”.

Сцена приглашения на обед представляет и Кнурова, и Вожеватова, и Огудалову, и Карандышева виртуозами этикетности, выявляющей социально-иерархические дистанции. Здесь неожиданно соседствуют контрастные варианты обхождения. Кнуров солидно неразговорчив в общении с Огудаловой и как бы не замечает Карандышева. Под стать Мокию Парменычу и Вожеватов, позволяющий небрежно-распорядительный тон с Огудаловой и едкую насмешливость в обращении с Карандышевым. Огудалова свободно переходит от фамильярной манеры говорить с Васей к льстивым заискиваниям перед Кнуровым. И Карандышеву знакомы тонкости обхождения: к Вожеватову он обращается небрежно, а к Кнурову - почтительно-боязливо. Многочисленных оттенков и в самом деле не сосчитать. Каждый демонстрирует свое искусство обхождения. При этом “все себя любят”, как скажет Лариса. Этикетное поведение, служащее самоутверждению в земном бытии, лишено одухотворяющего начала и потому воплощает ложную иерархию ценностей.

Резонерство персонажей “Бесприданницы” выглядит неорганичным, подобно моралистическим маскам героев “Недоросля” Фонвизина. Перекличка резонеров “Бесприданницы” и пьес классицизма имеет пародийно-комический характер. Если герои трагедий и комедий XVIII в. носят маски проповедников новой морали, то персонажи “Бесприданницы” строят из себя “идолов” мещанской среды. Это резонерство предстает искусственным и смешным потому, что не имеет под собой какой-либо нравственной основы. Они возводят амбицию, позерство, ложь в ранг серьезного и высокого принципа. Герои Островского любуются собой в формах резонерства.

Паратов и Карандышев объединены автором в их лицедействе, направленном на импозантное и красивое самоутверждение: каждый обдуманно создает свой внешний облик, чтобы выделиться на общем фоне и поразить город. Стихия поведения Паратова - бесшабашность, безудержный разгул, чарующий бряхимовцев, в том числе и Ларису. Карандышев тоже поначалу без осуждения отмечает радостное оживление в городе по приезде “блестящего барина”. Но драматург проницательнее своих героев, он не склонен обольщаться “широкой натурой” Паратова. Островский взывает к трезвой и вместе с тем ироничной оценке поведения героя как самопредставления, как “спектакля”. Вспомним: Паратова ждут в Бряхимове, но он задерживается, чтобы произвести шум и эффект.

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...