Памятник яну гусу в праге на староместской площади. Памятник яну гусу на староместской площади Памятник Францу Кафке


Памятник Яну Гусу / Pomník Jana Husa

Памятник Яну Гусу (чеш. Pomník Jana Husa) был установлен на Староместской площади в Праге в 1915 году 6 июля к 500-летию смерти реформатора и борца за права чешского народа Яна Гуса. Скульптор – Ладислав Шалоун. Памятник как бы вырастает из самой площади. Изначально планировалось установить этот памятник на Вифлеемской площади (чеш. Betlémské náměstí), напротив Вифлеемской часовни. Сам памятник символизирует возрождение идей Гуса и всего народа.

Памятник сконструирован в виде композиции, в самом центре которой находится скульптура самого Яна Гуса. Также изображены гусситы и протестанты, которых изгнали через 200 лет после казни самого реформатора. Молодая женщина-мать – символ возрождения народа. На самом памятнике находится надпись «Любите людей», которая раскрывает всю сущность философской жизни Яна Гуса. Вся композиция установлена на широком гранитном постаменте в виде эллипса. Памятник – отражение самых важных и печальных моментов истории чешского народа.

31 мая 1890 года была образована ассоциация, во главе который был Войтех Напрстек. Целью этой ассоциации было создание памятника проповеднику и реформатору Яну Гусу. В 1891 году был объявлен конкурс, победу на котором одержал скульптор Вильям Аморта. Но его проект не был воплощен, т.к. довольно долго продолжались споры о размещении памятника. Было предложено установить его на Вацлавской, Вифлеемской или Малой площади. В 1900 год был объявлен второй конкурс. Победителем оказались авторы проекта: Станислав Сухарда, Ян Котера и Ладислав Шалоун. Строительство началось в июле 1903 года и продолжалось 12 лет.

Ян Гус (чеш. Jan Hus) родился в 1369 году в селе Гусинец вблизи города Прахатице Чешского Королевства. В раннем возрасте уехал учиться в Прагу, где зарабатывал на жизнь пением и службой в храме. Гул любил учиться, участвовал во всех университетских мероприятиях. В 1393 году получил степень бакалавра свободных искусств, через год – бакалавра богословия. В 1396 году был удостоен звания магистра свободных искусств. На этом его достижения в области учебы закончились.

С 1398 года преподавал в Пражском университете, позже стал деканом факультета свободных искусств. А в 1409 – 1410 был ректором университета. В начале XV века Ян Гус стал сторонником учений Уиклифа и стал активно его проповедовать. Гус осуждал нравы духовенства, требовал проведения церковной реформы. Его сторону занял король Вацлав IV и в 1409 году подписал Кутнагорский декрет. В этом же году Ян Гус полностью порвал с Католической церковью. Для него авторитет Библии был выше авторитета папы.

Через 3 года король отказался поддерживать Гуса, когда он 1412 выступил против продажи папских индульгенций. Позже Ян Гус был изгнан из Праги. 4 июня 1415 года его привезли в Констанц, где не предоставив слова потребовали отречения от своей ереси. 1 июля 1415 Гусу вручили текст отречения. 6 июля 1415 в Кафедральном соборе ему зачитали приговор, в котором говорилось, что он будет сожжен заживо, если не отречется. Ян Гус не отрекся и в этот же день был сожжен на костре в Констанце. Казнь борца за права чешского народа всколыхнуло чешское общество, а также дало толчок гуситскому движению. Позже Яна Гуса объявили чешским святым. В 1416 году такая же смерть постигла и его друга Иеронима Пражского.

Памятник Яну Гусу (Прага, Чехия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Горящие туры в Чехию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Осматривая достопримечательности Староместской площади, в ее северной части обязательно обратите внимание на величественный памятник Яну Гусу. Появился он уже достаточно давно: в 1915 г., в честь 500-летия со дня смерти Яна. Монумент не случайно установили на самом почетном месте в сердце столицы Чехии. Как известно, Ян Гус - национальный герой чешского народа, великий мыслитель, идеолог чешской Реформации.

Скульптуру столь видного деятеля отдали ваять не абы кому, а одному из самых известных скульпторов и художников тех времен - Ладиславу Шалоуну. И он, надо сказать, создал весьма оригинальный памятник. Это не просто скульптура на постаменте, это целая композиция, которая будто вырастает из «сердца» площади. Вокруг Яна Гуса и Гуситы, и молодая женщина-мать, олицетворяющая собой возрождение идей Гуса и народа. На памятнике надпись: «Любите людей». Это философия жизни Яна.

Последний раз памятник закрывали на реставрацию в 2007-2008 гг., так как реставраторы опасались за его состояние: он сборный, а не вылит монументально из бронзы. Железные крепления внутри памятника могли пострадать от времени. После реставрации композицию вновь открыли, и толпы туристов и жителей страны, как католики, так и протестанты, приходят к нему, чтобы отдать дань уважения великому сыну Чехии.

Внимательные туристы заметят одну деталь. Так совпало, что Ян Гус гордо «смотрит» на чердачное окно, в котором переплет похож на католический крест.

На памятнике надпись: «Любите людей». Это философия жизни Яна Гуса.

Ян Гус был реформатор, проповедник и основатель нового религиозного и общественно-политического течения не только в Чехии, но и во всей Европе. Его сторонники с 1391 по 1434 гг. вели войны с династией монархов Габсбургов. Он же был первым среди борцов за права человека и чехов, ставший олицетворением единства народа Чехии. Увы, судьба его была плачевной. Не всем нравилась подвижническая деятельность Гуса, потому его объявили еретиком и сожгли заживо на костре в надежде, что убрав лидера, остальные разбегутся сами. Но этот акт привел лишь к двадцатилетней войне Гуситов.

В 1845 году Тарас Шевченко написал поэму «Еретик», посвященную Яну Гусу - проповеднику и национальному герою чешского народа. Идеолога чешской Реформации в то время считали еретиком, поэтому поэма Шевченко была проклята и сожжена католическими монахами на холме в Ватикане.

Привітай же в своїй славі
І мою убогу
Лепту-думу немудрую
Про чеха святого,
Великого мученика,
Про славного Гуса.

Книга повторила судьбу своего героя: Ян Гус был сожжен на костре вместе со своими трудами 6 июля 1415 года за то, что высказывал мнение, отличное от официальной политики Католической Церкви.

В один из летних дней 1371 года в небольшом местечке Гусинец на юге Чехии, в семье бедного крестьянина родился третий сын, которого назвали Яном. Отец трудился, не покладая рук, от зари до зари, чтобы прокормить семью, мать хлопотала по хозяйству, и оба они все чаще задумывались над судьбой своих детей. Для сына крестьянина в ту пору была лишь одна возможность, обещавшая избавление от непосильного труда, нищеты и голода, - стать священником. Но для этого надо было пройти нелегкий путь обучения.

В Гусинце школы не было, и родители, преодолевая многие затруднения, определили Яна в школу города Прахатице, который находился на расстоянии часового пути от родного дома. Школа в Прахатице ничем не отличалась от обычных для средневековья учебных заведений. Здесь преподавали грамматику, риторику и диалектику, в старших классах еще учили арифметике и астрономии. Прежде всего, школяры изучали латинскую грамматику. По арифметике обучение чаще всего не шло дальше сложения и вычитания целых чисел, а деление считалось верхом премудрости. Астрономия заключалась в том, что учащихся заставляли вызубривать дни церковных праздников, а диалектика сводилась к изложению простейших правил умозаключений. Все преподавание было основано на священном писании, а главным предметом был закон божий. В средневековых школах ученики должны были заучивать наизусть отрывки церковных текстов, длиннейшие латинские стихи да напевы псалмов.

Обучение затруднялось тем, что печатных книг тогда не было вовсе и ученикам приходилось одолевать школьную науку на память, повторяя каждую фразу по нескольку раз за учителем. Недостатки собственных познаний и несовершенство методов обучения учителя с лихвой возмещали побоями, розгами и затрещинами, в изобилии приходившимися на долю учеников. Но попасть даже в такую школу было нелегко. Немало кур, гусей, яиц и других припасов приходилось приносить учителю, дорого обходились грифельные доски или навощенные деревянные таблички, на которых обычно писали школяры. Приобрести пергаментную или бумажную тетрадь было им не по карману.

На главной улице местечка Гусинец под номером 36 сохранился дом, в котором родился и провел детство Ян Гус. Помимо этого дома в окрестностях Гусинца есть еще одно место, которое легенда связывает с именем Магистра, - Гусова скала в долине реки Бланице. Рассказывают, что когда юный Гус учился в Прахатице, отдыхать и читать он приходил к этой каменной глыбе, и голову свою опирал о скалу. Так и отпечатался на камне след от головы Яна. А во время одной сильной бури Ян Гус, шедший из школы домой, спрятался под этой скалой. Молния ударила в куст можжевельника, растущий у скалы, и тот заполыхал. Мать Яна, поспешившая навстречу мальчику, обнаружила его сидящим под скалой и смотрящим на горящий куст. Вместо ответа на вопрос, почему он не торопится домой, маленький Гус показал матери на куст и сказал: «Видишь, как этот куст, так и я в огне покину этот мир».

Закончив школу, Ян хотел учиться дальше и стать священником. Впоследствии он сам признавался, что к такому решению его привела надежда добиться сытой и обеспеченной жизни. Восемнадцатилетний юноша отправляется в Прагу с матерью, которая несла на руках живого гуся и большой белый калач - скромные подарки для тех, от кого зависело решение принять ее сына в университет. На самых подступах к Праге гусь вырвался и напрасно мать с сыном пытались его поймать. Тем не менее, Яна за один только калач и за знания, которые у него были, приняли на факультет свободных искусств. В пражском университете были еще богословский и медицинский факультеты, но Гусу пришлось учиться на самом дешевом по оплате факультете, зарабатывая на жизнь пением в католических храмах. В то время он был так беден, что питался самой дешевой гороховой похлебкой, посуды у него тоже не было, поэтому Ян делал ложку из хлебного мякиша, которую съедал вместе с похлебкой.

И все же, талантливый крестьянский сын в 1393 году получает степень бакалавра, через 3 года – магистра и становится преподавателем Карлова университета. В то время принцип преподавания был вполне современным: магистр выбирал ученые труды, на его взгляд очень важные, для изучения со своими учениками. Ян Гус избирает объектом обсуждений и диспутов (основная форма обучения) труды английского профессора и богослова Джона Виклифа. Читая курс лекций в университете Оксфорда, Виклиф резко критиковал богатство церкви и осуждал алчность духовенства, ссылаясь на то, что Христос и апостолы не имели никакой собственности. Джон Виклиф учил, что глава церкви – не папа, а сам Христос, и что каждый человек связан с Богом напрямую, без посредничества священников. Под влияние этих идей попал и Ян Гус.

В 1401 году Гуса избирают деканом, а на следующий год – ректором Карлова университета. На этих должностях Ян боролся против засилья немецкой науки, немецкого богословия и немецкого языка в университете. Хорошо известен его труд «Чешская орфография», посвященный созданию литературного средневекового чешского языка и реформе чешского правописания. Научные работы Гуса по лингвистике и сегодня используются в чешской грамматике: для передачи каждого звука речи отдельной буквой он разработал диакритические (над буквенные) знаки гачек (č), чарка (á) и кружок (ů).

Такая научная деятельность, распространение идей протестантизма среди студентов и административные реформы Яна Гуса, по которым чехи получили в совете университета три голоса, а немцы только один, вызвали волну возмущений среди немецких студентов и преподавателей. В знак протеста более тысячи человек покинули Прагу и направились в университеты Лейпцига, Гейдельберга, Вены и Кельна. Карлов университет потерял свое былое значение, перестал быть «центром учености» всей Священной Римской империи, превратился в сугубо национальную школу, а Ян Гус принял сан священника и был назначен настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни в пражском Старе-Место.

Ян Гус, оратор талантливый и человек невиданной смелости, читал свои проповеди на чешском языке. В этих проповедях, на которые собиралось до трех тысяч человек, он не только часто затрагивал повседневную жизнь (что было необычно в то время), но и открыто критиковал католическую церковь. С кафедры Вифлеемской часовни Гус надсмехался над такими «святыми реликвиями», как пеленки Иисуса Христа, скатерть с Тайной вечери, веревка, которой был связан Христос; говорил, что «если собрать все берцовые кости Святой Бригитты по всей Европе, получится, что она была сороконожкой» и «Христос вознесся на небо весь, поэтому никакие его части – к примеру, волосы из бороды - на Земле остаться не могут». Его критике подвергалась продажа индульгенций и церковных должностей, плата за отправление обрядов, пьянство и разгульное поведение священников на таком примере: известный каноник с Градчанской площади постоянно проигрывает в кабаке церковные деньги, возвращается домой практически голым и среди ночи стуком и криками будит всю улицу.

Как человек глубоко и искренне верующий, Ян Гус от церкви добивался одного - чтобы она соблюдала Закон Божий и сама поступала так, как учит верующих. Чтобы распространить свои учения, Гус не только проповедовал с кафедры: он также приказал расписать Вифлеемскую часовню рисунками с назидательными сюжетами, сложил несколько религиозных песен, написав на стенах ноты и слова, благодаря чему эти песни стали народными.

Проповеди Яна Гуса создают антицерковное протестное движение, охватившее все слои населения: нищие крестьяне и ремесленники, платившие церковную десятину купцы, обедневшие безземельные рыцари и бароны, король, мечтавший получить часть астрономических церковных богатств. В Чехии начинаются погромы священников, их ловили в квартирах любовниц и топили в реке. Папа издает буллу против Яна Гуса, запрещающую ему проповедовать, совершать церковные действия и требы (исповедовать, крестить, отпевать и т.д.), сжигаются все его книги. Апеллируя к Христу, Гус отказывается выполнять приказы папы и пражского архиепископа, продолжая открыто критиковать перед верующими церковную власть. Именно таким он предстает на картине чешского художника Альфонса Мухи «Проповедь магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле».

В ноябре 1414 года Ян Гус был вызван на Констанцский собор, причем император Сигизмунд обещал ему личную безопасность. Распространено ошибочное мнение, что этот XVI вселенский собор собрал 700 епископов католической церкви для расправы над Гусом. В действительности, основной задачей Констанцского собора было прекратить Великий западный раскол католической церкви, когда сразу три претендента объявили себя истинными папами: римский Григорий XII, авиньонский Бенедикт XIII и пизанский Иоанн XXIII . В течение четырех лет работы собора было решено много проблем, касающихся обновления церкви и церковной доктрины: низложены все три антипапы и избран новый и единственный папа Мартин V, принято решение о примате вселенского собора над папой, отменен ряд поборов в пользу папской курии, в порядке арбитражного урегулирования решен территориальный спор между Великим княжеством Литовским и Тевтонским орденом.

Против Яна Гуса выдвинули обвинение в ереси и организации изгнания немцев из Пражского университета, его арестовали и посадили на хлеб и воду. Поначалу Гус отказывался говорить на допросах, и чтобы он начал отвечать, ему зачитали смертный приговор, который можно было сразу же привести в исполнение, если Гус не будет защищаться. Слушание дела Яна Гуса на соборе проходило с 5 по 8 июня 1415 года в окружении ненавидящих его людей: они кричали, свистали, топали, не давая ему изложить свое учение, а он снова апеллировал к Христу. В Староместской ратуше висит крупноформатная картина чешского художника Вацлава Брожика «Ян Гус перед церковным собором в Констанце при вынесении ему смертного приговора».

После вынесения Гусу смертного приговора, император Сигизмунд и архиепископы много раз приходили к нему с просьбой отречься от своих убеждений, но он этого не делал: «Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил» и «Я то - Гусь, а за мной придет Лебедь!», предсказывая появление через сто лет великого реформатора Мартина Лютера. После письменного отказа отречься от своих «заблуждений», 6 июля 1415 года Ян Гус по приговору католической церкви был сожжен на костре. Свои последние слова «О, святая простота!» Гус сказал фанатичной старушке, подложившей вязанку хвороста в его костер.

? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

первоначально нанесем на карту основные места

В начале XV века небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные проповеди профессора Пражского университета Яна Гуса (1371-1415). Ян Гус беспощадно обличал духовенство за то, что оно отступает от провозглашенной в Евангелии бедности. Он возмущался торговлей церковными должностями в Риме, продажей индульгенций в Чехии и называл папу главным мошенником. «Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойный священнослужитель. Как же не сказать после этого, что он хитрее и злее вора?» - говорил Гус.

В 1419 году произошло восстание в Праге. Горожане-чехи ворвались в ратушу, выбросили из окна ненавистных правителей города. Из других городов стали изгонять немецких богачей. Восставшие громили монастыри, убивали или изгоняли служителей церкви. Паны (чешские феодалы) захватывали церковные земли.

Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Табориты собирались на горе Табор на юге Чехии (отсюда их название). Здесь они заложили город, обнесли его мощными стенами и назвали, как и гору, Табором. Люди, приходившие в Табор, опускали свои деньги в особые бочки на улицах. Эти средства шли на вооружение восставших и помощь беднякам. В Таборе все считались равными и называли друг друга братьями и сестрами.

Крестовые походы против гуситов. Ожесточенная битва завязалась на холме у восточных ворот - Витковой горе, где небольшой отряд таборитов стойко отбивал атаки рыцарской конницы. В решающий момент в тыл рыцарям ударил отряд горожан. Крестоносцы в смятении бежали от стен Праги. Папа и император предприняли против гуситов еще четыре похода, которые закончились так же бесславно

Чехия устала от многолетних войн, была разорена вражескими нашествиями и внутренней борьбой. Первыми сдались умеренные. Разуверившись в успехе Крестовых походов, папа и император вступили в переговоры с умеренными. И когда пала признал новые церковные порядки в Чехии, умеренные образовали большое войско для борьбы с таборитами. В 1434 году у городка Липаны, к востоку от Праги, умеренные напали на таборитов и путем хитрых маневров разгромили их. После поражения у Липан лишь отдельные отряды таборитов продолжали военные действия, пока окончательно не были рассеяны.

Значение гуситского движения. Чешский народ в течение 15 лет (с 1419 по 1434 г.) героически боролся против католической церкви и полчищ крестоносцев. В результате на два столетия среди части чешского народа утвердилась гуситская церковь; другая часть населения осталась католической. Католическая церковь так и не смогла полностью вернуть в Чехии утраченные земли и восстановить разрушенные монастыри. Крестьяне перестали платить десятину. В годы гуситских войн большую роль в управлении страной играл сейм - собрание представителей сословий. Сейм сохранился и в даль­нейшем. Как и в других странах, в Чехии утвердилась сословная монархия. Святой Вацлав – покровитель Чехии

Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...