Паваротти лучано. Биографии, истории, факты, фотографии Сколько лет лучано паваротти


Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti) – мировая знаменитость, оперный певец Италии с исключительным слухом и голосом широкого диапазона. Участник проекта «Три тенора», выступал на сцене больше 40-ка лет, давал мастер-классы в нескольких консерваториях по всему миру.

Лучано Паваротти появился на свет 12 октября 1935 года в итальянском регионе (Emilia-Romagna), в (Modena).

Семья

Глава семейства Фернандо (Fernando) работал на пекарне и страстно любил музыку, мать Адель Вентури (Adele Venturi) была работницей на фабрике сигарет. Семья жила бедно, занимая маленькую квартирку из двух комнат, но детство Лучано и его младшая сестренка Габриэлла (Gabriella, 1940 — 2013) вспоминали с теплотой. Мальчик был единственным ребенком мужского пола в доме из 15-ти квартир, где они проживали, и привык к особому вниманию.

Фернандо Паваротти имел хороший тенор, но плохой характер и поэтому не стал популярным певцом, хотя и был участником моденского хора «Корала Росси» («Coral Rossi») . В его коллекции находилось много пластинок с записями Беньямино Джильи (Beniamino Gigli), (Enrico Caruso), Тото Скипа (Attilio Schipa), которые он слушал каждый день вместе с сыном.

Детство и юность

Мальчик, как и все итальянцы, любил музыку, все время пел и мечтал стать знаменитым. Используя вместо сцены кухонный стол, он забирался на него и громко пел арию «La donna è mobile» («Сердце красавицы») герцора Мантуанского из оперы Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi) «Риголетто» («Rigoletto»). Первые слушатели Лучано, соседи многоквартирного дома, не желали слушать эти вопли и требовали тишины.

Но пока что маленькому мальчику было интереснее не заниматься музыкой, а отлавливать ящериц с лягушками и играть в футбол.

Во Время второй мировой войны наступили трудные дни и семья приняла решение сменить место жительства. В 1943 г. они поселились в деревне неподалеку, сняв небольшую комнатушку на всех и начав работу на фермерском подворье.

Обучаясь в школе, Лучано, по желанию родителей, стал ходить с отцом петь в церковь. Но любовь к футболу брала свое и молодой человек становится капитаном юношеской команды города. Его жизнерадостность и вера в победу передавались всей команде, приводя к победам.

Поиск себя

Закончив школу Scuola Magistrale Лучано жаждет поступить в Спортивную Академию и всерьез подумывает стать вратарем. Однако, родители не разделяли намерений сына и убедили его, что быть учителем начальных классов лучше и серьезнее. Целых два года молодой педагог преподавал детям в школе. Паваротти не нравилась эта работа, дети иногда не слушались и приходилось на них кричать, срывая голос. А ему хотелось петь.

В 19 лет, в 1954 году, Лучано начинает петь вместе с отцом в хоре «Корала Росси». Глава семьи говорил, что его сын не Карузо и ему нужна более серьезная профессия. По просьбе сына отец с трудом, но все же соглашается помогать ему материально до достижения последним 30-летнего возраста. Потом Лучано должен был зарабатывать себе на жизнь любыми способами самостоятельно.

Будущая звезда начинает ходить на уроки тенора Арриго Пола (Arrigo Pola), который заметив у Лучано голос необычайной красоты и удивительный слух соглашается на бесплатные занятия с юношей, ввиду тяжелого материального положения семьи.

В 1955 году хор из маленького городка занимает призовое место на конкурсе исполнителей Eisteddfod в Уэльсе (Wales), Лучано окрыляется достигнутым успехом и принимает окончательное решение стать певцом. В это же время он знакомится с будущей женой начинающей оперной певицей Адуа Верони (Adua Veroni) и вскоре они объявляют о помолвке.

В 1956 г. А. Пола покидает Италию и уезжает на постоянное место жительства в Японию. Наставником Паваротти становится Эттори Кампогаллиани (Ettore Campogalliani).

Обучаясь музыке Лучано продолжал преподавать в школе, потом перешел в сферу страхования. 6 лет учебы не были ознаменованы какими-нибудь яркими событиями музыкальной карьеры. Паваротти дал несколько концертов с бесплатным входом в небольших городках и на этом все.

Один из таких концертов в Ферраре (Ferrara), прошел с провалом: на голосовых связках тенора появилась складка и он решил, что больше не будет заниматься музыкой. Но его будущая жена, уговорила Лучано не делать этого. Через некоторое время складка прошла, а голос певца зазвучал еще сильнее и лучше.

Карьера

В 1960 году начинающий певец становится участником конкурса Главного городского театра Teatro Reggio Emilia. Он хочет получить главную роль в новой опере, но заболевание горла не позволило вытянуть все ноты.

В 1961 г. Лучано повторяет попытку, побеждает и получает партию Рудольфа в «Богеме» («La Bohème») Джакомо Пуччини (Giacomo Puccini).

Вместе с ним в конкурсе участвует Дмитрий Набоков, сын Владимира Набокова. Отец со всей ответственностью запечатлел для потомков выступление сына, на пленке оказался и Паваротти.

Весь гонорар от первой премьеры Паваротти тратит на свадьбу с Адуа.

Солист оперных театров

  • В 1962 г. Паваротти выступил в национальном театре Белграда в Югославии исполнив партию Альфредо из»Травиаты» («La traviata») Джузеппе Верди.
  • В 1963 г. певец стал дебютантом в театре «Covent Garden». Тенор Джузеппе ди Стефано (Giuseppe Di Stefano) не смог спеть уже знакомую Паватории партию Рудольфа в связи с недомоганием. Лучано успешно и с удовольствием заменяет больного.
  • В 1963 г. он впервые выступает с той же арией в «Wiener Staatsoper».
  • В 1963 г. в Ирландии организован 1-й сольный концерт Лучано Паваротти.
  • В 1965 г. Паваротти предложили выйти на сцену «Florida Grand Opera» в Майами , где он вновь заменяет тенора, спев арию Эдгара в опере «Лючия ди Ламмермур» («Lucia di Lammermoor») композитора Гаэтано Доницетти (Gaetano Donizetti). Его партнером по сцене стала сопрано Джоан Сазерленд (Joan Sutherland). Голос Лучано Паваротти так понравился австралийской певице, что она предложила ему организовать совместный тур. За 2 месяца они выступили на 40 концертах, что позволило растущему тенору набраться огромного вокального опыта и опыта выступлений.
  • В 1966 г. Паваротти достиг своей заветной мечты, он принят солистом мирового центра оперной культуры в Италии (Teatro alla Scala или La Scala), исполнив партию Тибальда в опере «Капулетти и Монтекки» («I Capuleti ed i Montecchi») Винченцо Беллини (Vincenzo Bellini). До этого его дважды не принимали в театр, но дирижёр Герберт фон Караян (Herbert von Karajan) добился того, что Паваротти взяли на подмену. Позже Караян назовет его лучшим тенором мира.

  • В 1967 г. партию Тонио (ария «Quel destin»), в исполнении Паваротти в опере «Дочь полка» (» La figlia del reggimento») композитора Гаэтано Доницетти (Domenico Donizetti), пришел слушать в «Covent Garden» весь городской бомонд. С этого дня Лучано получил звание «короля верхнего до»: он без труда, легко и непринужденно исполнил все 9 верхних «до» подряд. Зал замер, раньше такого не мог сделать ни один певец.
  • В 1968 г. Лучано Паваротти 1-й раз выступил в нью-йоркской «Metropolitan Opera» . Он повторил успех арии «Quel destin» и ему аплодировали так неистово, что театр заставляли открывать занавес 160 раз. Этот момент не остался без признания и был записан в Книгу рекордов Гиннесса.

Так, начиная с лирических арий (Эльвино в «Сомнамбуле» («La sonnambula») и Артуро в «Пуританах» («I puritani») композитора Беллини, герцог Мантуанский в «Риголетто» («Rigoletto») Верди), постепенно Паваротти приходит к драматическим ариям (Риккардо в «Бале-маскараде» («Un ballo in maschera»), Манрико в «Трубадуре» («Il trovatore») и Рамадес в «Аиде» («Aida») Верди, Каварадосси в «Тоске» («Tosca») Пуччини). Но наступает время когда тенору становится мало стен театров.

Всемирная известность

В 1970-80 гг. Паваротти становится медийной личностью. Его все время показывают по телевидению, он дает сольные концерты в концертных залах и парках, участвует в смешанных номерах. Лучано становится постоянным участником фестиваля «Arena di Verona» и выступает на .

В 1974 г. тенор впервые посетил Моску с театром «La Scala».

В 1980 г. концертная постановка «Риголетто» в центальном нью-йоркском парке транслируется для аудитории в 200 тысяч слушателей. После этого итальянец выступает основателем международного конкурса для неизвестных талантов вокала («The Pavarotti International Voice Competition»). Финалистам конкурса предоставляется возможность петь вместе с маэстро в Модене, Пекине и Филадельфии.

В 1984 г. Лучано Паваротти выступает в «Covent Garden» перед царственной четой Дианой и Чарльзом, после чего начинается их дружба. Однако, на похоронах Дианы итальянец петь отказывается, так как принял трагедию близко к сердцу.

В 1988 г. тенор побивает свой рекорд, выступая в «Deutsche Oper Berlin» . «Любовный напиток» («L’elisir d’amore») Г. Доницетти с его участием прошел так блистательно, что занавес открывали 165 раз!

Три тенора

Ария «Nessun Dorma» из «Турандота» Дж. Пуччини вновь приносит ему славу в 1990 г., но уже не театральную, а в кругах поп-культуры. Песня прозвучала на открытии кубка FIFA, после чего стала хитом.

На финальном матче турнира был дан 1-й концерт «Трех теноров»: Пласидо Доминго (Plácido Domingo), Хосе Каррераса (José Carreras), Лучано Паваротти. Фоном для их выступления стали старинные римские (Terme di Caracalla).

Запись выступления побила все мировые рекорды по продажам музыки, что тоже отмечено в Книге рекордов. Трио еще несколько раз выступало на футбольных чемпионатах: в США в 1994 г., во Франции в 1998 г., в Японии в 2002 г. Проект «Три тенора» просуществовал 15 лет и имел ошеломительный успех по всему миру. Оперные певцы смогли донести серьезную музыку до широких масс, выйдя из стен театра.

В 1992 г. Лучано Паваротти последний раз поет в «Ла скала» в «Дон Карлосе» («Don Carlo») композитора Франко Дзеффирелли (Franco Zeffirelli). Это единственный случай, когда ни зрителям, ни критикам выступление не понравилось.

Паваротти и друзья

Выступления с известными поп- и рок-музыкантами на благотворительных концертах «Паваротти и друзья» начались с 1992 г. и проводились до 2005 г.

Вместе с тенором пели: Дзуккеро (Zucchero), Брайан Мэй (Brian May), Стинг (Sting), Роджер Тейлор (Roger Taylor), Селин Дион (Céline Dion), Брайан Адамс (Bryan Adams), группа «U2», Мерайя Кэри (Mariah Carey) и другие знаменитости.

Денежные сборы с концертов шли на оказание помощи беженцам по всему миру. Альбомные концертные записи стали сюрпризом для меломанов и расходились огромными тиражами.

Прощание со сценой и жизнью

В 2004 году тенор официально попрощался со сценой. Ария Каварадосси из оперы «Тоска» Лучано Паваротти исполнена после сообщения гостям нью-йоркской «Metropolitan Opera» о последнем выходе итальянца. В зале был аншлаг, а заслуженного певца проводили оваций, которая длилась 11 минут.

В том же году у Паваротти обнаружена злокачественная опухоль на поджелудочной железе. Он перенес операцию по удалению новообразования. 8 августа 2007 года тенора госпитализируют в больницу с температурой, в стационаре он находится 2 недели.

6 сентября 2007 года в 5 часов утра Лучано Паваротти умер у себя дома. По завещанию, его похоронили на кладбище «Montale Rangone» в склепе семьи, где находились родители Паваротти и сын от второй жены.

Семья

Первая жена Адуа была для Лучано ангелом-хранителем, верной спутницей, помощницей и хранительницей очага. Рождение первой дочери Лоренцы (Lorenza) в 1962 г. новоиспеченный папа пропустил, потому что не ночевал дома. Он с друзьями всю ночь праздновал свой успешный дебют в «Риголетто». В 1967 г. Адуа родила Кристину (Cristina), в 1967 г. Джулиану (Giuliana). И все эти новости отец семейства узнавал по телефону. Примерным отцом он тоже не стал.

После развода Адуа сокрушалась, что ее экс-муж мог провести в яслях больной кобылы всю ночь, если ей нездоровилось, но никогда не сделает такого ни для одной из своих дочерей.

Многочисленные романы любвеобильного мужа не вызывали гнева у его мудрой жены. Пока супруг зарабатывал миллионы, она их вкладывала: в недвижимость, в акции, в предприятия. Она знала все о его доходах. При этом свое развратное поведение Лучано заглаживал дорогими подарками.

Чтобы жена не препятствовала его роману с секретаршей Мадлен Рени (Madeline Renee) длиной в 7 лет, он презентовал супруге браслет стоимостью 250 тысяч долларов. Впоследствии Мадлен нашла себе другого мужчину и они обвенчались, а Паваротти чуть не выбросился из окна, когда узнал об этом.

Многие из секретарш Лучано побывали не только в рабочих отношениях со своим боссом, но никто из них не афишировал этого так как Николетта Мантовани (Nicoletta Mantovani). Ей было 27 лет, Паваротти 61 и их фотографии с Барбадоса были растиражированы по всей Италии. Лучано открыто сказал, что счастлив с девушкой, которая моложе его младшей дочери . Николетта, в свою очередь, всем и каждому говорила, что хочет родить ему сына.

В марте 1996 г. супруги Паваротти объявили, что больше не вместе. Адуа выгнала Лучано из дома. Развод был громким и официально состоялся через 6 лет. Сложностей с разделом имущества возникло много, так как брак был заключен на условиях раздельного владения.

В возрасте 65 лет Паваротти закончил постройку нового дома, где планировал жить с молодой женой. Но началась полоса неприятностей: у Николетты диагностировали рассеянный склероз, родители Лучано умерли в 2002 г. от рака. В 2003 г. Мантовани производит на свет двух разнополых близнецов – Рикардо (Ricardo) и Аличе (Alice). Один мальчик сразу умирает.

Николетта и Лучано сочетаются узами брака. Но молодая супруга оказалась не ангелом. Она не смогла выстроить с мужем теплых отношений после того, как у него диагностировали рак. Лучано из-за неуважения жены хотел было с ней развестись, но 4-летняя дочь стала препятствием для такого решения.

Одновременно у Паваротти начали налаживаться отношения с первой женой. В последние дни жизни он кардинально переписал завещание, разделив все свое наследство (дома, коллекцию картин, парфюмерный бизнес, 11 работающих предприятий) между четырьмя дочками и сестрой.

  1. Друзья и коллеги в шутку звали Лучано «Big P». По признанию тенора, он родом из «города обжор» и не в состоянии сесть на диету, сколько бы ни платил своим диетологам. Его 150 килограмм веса однажды на сцене парижской «Гранд-оперы» (GrandOpéra) подмяли под себя стул во время оперы «Тоски», хотя мебель была укреплена заранее металлом.
  2. Лучано пропустил рождение всех троих дочерей от Адуа. Он узнавал об этом по телефону.
  3. Первой женщиной Лучано была соседка Сандра. Юноше на тот момент было 15 лет, а девушке 20.
  4. Любовь Паваротти к футболу доходила до того, что он мог отменить концерт, если боялся пропустить важный матч.
  5. На конкурсе вокалистов в 1961 г. мать тенора пожелала ему удачи и положила в карман пиджака сыну гвоздь, в надежде что металл не даст завистникам испортить выступление сына. Долгие годы Паваротти носил этот гвоздь с собой на все выступления, считая, что он приносит успех.
  6. При признанию самого Лучано, он не знал нот и чтобы запомнить музыку пользуется своими знаками.
  7. Однажды в Бали в комнату к тенору заползла змея, но Николетта спасла Лучано от смерти, выгнав ее.
  8. На всех сольных выступлениях Паваротти его аксессуаром с 1973 года был носовой платок. Впервые он появился на сцене с платком в руках в Миссури, где сильно нервничал и потел.
  9. Певец был очень суеверным: он не проходил под лестницами, не воспринимал пурпурный цвет, верил, что рассыпанная соль не к добру.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

, Модена) - итальянский оперный певец (лирический тенор), один из самых выдающихся оперных певцов второй половины XX века.

Отмечают, что благодаря своему вокальному мастерству, характерной легкости звукоизвлечения, сочетающимся «с высокой индивидуальностью, излучающей тепло и жизнерадостность», Паваротти стал «одной из „суперзвезд“ оперной сцены 20 столетия» . Его популярности способствовали также частые появления в прессе и трансляции выступлений Паваротти по телевидению.

Лучано Паваротти вошел в поп-культуру после исполнения Nessun Dorma на церемонии открытия мирового кубка FIFA в 1990 году в Италии . В этот же период начинается сотрудничество Паваротти с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом в проекте «Три тенора » - цикле концертов трёх артистов, призванных донести оперный репертуар до широкой аудитории. В дальнейшем «Три тенора» продолжали совместные выступления в течение 15 лет, имея большой коммерческий успех. Кроме того, певец поддерживал дружеские отношения со многими поп- и рок-исполнителями, и неоднократно участвовал с ними в совместных концертах, которые носили название «Паваротти и друзья». При этом Паваротти постоянно поддерживал свой статус в мире оперы, оставаясь академическим певцом.

Паваротти уделял большое внимание благотворительной деятельности, он был отмечен наградами за работу по сбору денежных средств для беженцев и Красного Креста .

Биография

Детство и годы обучения

Лучано Паваротти родился на окраине города Модена на севере Италии в семье Фернандо Паваротти - пекаря и певца, и Адель Вентури - рабочей на фабрике по производству сигар. Несмотря на то, что семья имела мало денег, певец всегда отзывался с любовью о своём детстве. Четверо членов семьи жили в двухкомнатном жилище. Вторая мировая война вынудила семью уйти из города в 1943 году . В течение последующего года они снимали одну комнату на ферме в соседней деревне, где Паваротти заинтересовался фермерством.

Ранние музыкальные пристрастия Паваротти заключались в записях его отца, большинство из которых включали популярных теноров тех времен - Энрико Карузо , Беньямино Джильи , Джованни Мартинелли и Тито Скипа . Когда Лучано было около девяти лет, он начал петь со своим отцом в небольшом местном церковном хоре. Также в период молодости он провел несколько уроков с профессором Донди и его женой, однако не придавал им большого значения.

После окончания школы Schola Magistrale Паваротти столкнулся с необходимостью выбора профессии. Увлекаясь футболом, он подумывал о спорте, хотел быть вратарём, но мать убедила его стать учителем. Впоследствии он преподавал в начальной школе два года, но в конце концов интерес к музыке взял верх. Осознавая весь риск, отец с неохотой согласился содержать Лучано до 30 лет, после которых, если ему не повезёт с карьерой певца, он будет зарабатывать себе на пропитание сам, теми способами, которыми сможет.

Паваротти начал серьёзное обучение в 1954 году в возрасте 19 лет с тенором Арриго Пола в Модене , который, зная о бедности семьи, предложил давать уроки без оплаты. Занимаясь с этим педагогом, Паваротти узнал, что у него абсолютный слух. Примерно в это время Паваротти познакомился с Адуа Верони, которая также была оперной певицей. Лучано и Адуа поженились в 1961 году . Когда через два с половиной года Пола уехал в Японию, Паваротти стал учеником Эттори Кампогаллиани, который также учил подругу детства Паваротти, в дальнейшем также успешную певицу, сопрано Миреллу Френи . Во время обучения Паваротти работал сначала учителем в начальной школе, затем страховым агентом.

Первые шесть лет обучения не привели ни к чему большему, чем нескольким бесплатным сольным концертам в маленьких городах. Когда на голосовых связках образовалось утолщение (складка), что вызвало «ужасный» концерт в Ферраре, Паваротти решил завязать с пением. Однако впоследствии утолщение не только исчезло, но, как певец говорил в своей автобиографии, «всё, что я выучил, пришло вместе с моим натуральным голосом, чтобы сделать звук таким, какого я так тяжело добивался».

Карьера

1960-1980

Творческая карьера Паваротти началась в 1961 году с победы на Международном конкурсе вокалистов, которую он разделил с обладателем баса Дмитрием Набоковым . В том же году вместе с Дмитрием он дебютировал в Театре Реджио Эмилия, исполнив партию Рудольфа в «Богеме » Дж. Пуччини . Эту же партию он исполнил в 1963 году в Венской опере и лондонском «Ковент-Гардене ».

Дебют Паваротти в Америке состоялся в оперном театре Майами в феврале 1965 года , когда он спел Эдгара в «Лючии ди Ламмермур » Гаэтано Доницетти вместе с Сазерленд . Тенор, который должен был петь в тот вечер, заболел и не имел дублёра. Так как Сазерленд была с ним в туре, она рекомендовала молодого Паваротти, хорошо знакомого с ролью.

В последующие годы он пел в «Ковент-Гарден» партии Эльвино в «Сомнамбуле » Беллини , Альфреда в «Травиате» Верди , Герцога Мантуанского в вердиевском «Риголетто ». Партия Тонио в опере «Дочь полка » Доницетти, спетая в 1966 году , принесла Паваротти международную известность. После этого его стали называть «королём верхнего до». В том же году Паваротти дебютировал в миланском «Ла Скала », где исполнил партию Тибальда в «Капулетти и Монтекки » Беллини . Со временем певец стал обращаться к драматическим ролям: Каварадосси в «Тоске » Пуччини , Риккардо в «Бале-маскараде », Манрико в «Трубадуре », Радамес в «Аиде » Верди , Калаф в «Турандот ».

В середине 1980-х годов Паваротти возвращается к сотрудничеству с Венской государственной оперой и Ла Скала. В Вене Паваротти исполняет Рудольфо из «Богемы» дуэтом с Миррелой Френи в роли Мими; Неморино - в «Любовном напитке»; Радамеса в «Аиде »; Рудольфо в «Луизе Миллер » ; Густаво в «Бале-маскараде»; в последний раз Паваротти выступает в Венской опере в 1996 году в «Андреа Шенье » (фр. «Andrea Chénier» ).

В 1985 году на сцене Ла Скала Паваротти, Мария Кьяра и Лука Ронкони (итал. Luca Ronconi ) под руководством Маазеля исполнили «Аиду». Ария «Celeste Aida» в его исполнении была встречена двухминутными овациями. 24 февраля 1988 года в Берлине Паваротти устанавливает новый рекорд Книги Гиннесса : в Дойче Опера после исполнения «Любовного напитка» по просьбе зрителей занавес поднимали 165 раз. В этот год тенор снова поет в «Богеме» с Миррелой Френи в доме Оперы Сан-Франциско . В 1992 году Паваротти в последний раз появляется на сцене Ла Скала в новой постановке «Дона Карлоса» Франко Дзеффирелли. Это выступление было негативно оценено критиками и частью зрителей, после чего Паваротти в Ла Скала больше не выступал.

Новую волну мировой славы Паваротти принесло исполнение арии «Nessun Dorma» из оперы Джакомо Пуччини «Турандот» в 1990 году. Компания ВВС сделала её темой своих трансляций Чемпионата мира по футболу в Италии . Эта ария стала такой же популярной, как поп-хит, и стала визитной картой исполнителя. Во время финала чемпионата «Три тенора» исполнили арию «Nessun Dorma» на территории древних бань Каракаллы в Риме, и копий этой записи было продано больше, чем копий какой-либо другой мелодии за всю историю музыки, что также зафиксировано в Книге рекордов Гинесса. Так Паваротти вынес оперу на улицу к людям. В 1991 году он сольно выступил в лондонском Гайд-парке , где собрал 150-тысячную аудиторию; в июне 1993 года в Центральном парке Нью-Йорка великого тенора собралось послушать более 500 тысяч человек, и более миллиона зрителей смотрели трансляцию по телевидению. В сентябре того же года состоялся открытый концерт на Марсовом поле в Париже для более, чем 300 тысяч слушателей. По традиции концерты «трёх теноров» также состоялись и на следующих чемпионатах мира по футболу в Лос-Анджелесе (1994) года, в Париже (1998) и Йокогаме (2002) .

Одновременно с популярностью в профессиональных кругах шоу-бизнеса росла слава Паваротти как «Короля отмен». Будучи непостоянной артистической натурой, Лучано Паваротти мог отменить своё выступление в последний момент, причиняя тем самым значительные убытки концерт-холлам и домам оперы.

В 1998 году Паваротти был награждён премией «Легенда Грэмми», которой награждали всего 15 раз с момента основания (1990 г.).

Музыкальная деятельность

Лучано Паваротти был одним из самых популярных у публики и признаваемых критикой оперных теноров XX столетия.

На свои сольные концерты Паваротти собирал сотни тысяч слушателей. На одном из выступлений в нью-йоркском «Метрополитен Опера » зрители настолько были покорены красотой голоса певца, что занавес пришлось поднимать 165 раз . Этот случай был занесен в Книгу рекордов Гиннесса . 500 тысяч зрителей слушали его концерт в Центральном парке Нью-Йорка - такую аудиторию не собирал ни один из популярных исполнителей . С 1992 года Паваротти участвовал в благотворительных концертах «Паваротти и друзья». Благотворительный проект получил колоссальную известность благодаря участию рок-музыкантов Брайана Мэя и Роджера Тэйлора (Queen ), Стинга , Элтона Джона , Боно и Эджа ( ), Эрика Клептона , Джона Бон Джови , Брайана Адамса , Би Би Кинга , Селин Дион , группы Cranberries , известных итальянских исполнителей, которые вместе с Паваротти и оркестром пели свои лучшие песни. Работать в этом проекте почитали за честь многие поп- и рок-музыканты. Альбомы, записанные проектом «Паваротти и друзья», стали сенсацией на рынке популярной музыки.

Многие любители критиковали Паваротти за подобные эксперименты, заставляющие воспринимать серьезную музыку как развлечение, и во многих крупных театрах ходило выражение: «Оперу загубили три человека и все три - теноры». К проекту «3 тенора» можно, конечно, относиться по-разному, но не стоит забывать, что это была благотворительная акция, посвященная выздоровлению Хосе Каррераса, и именно благодаря «трем тенорам» Паваротти и Доминго - давние враги помирились и стали выступать вместе в серьезных «настоящих» спектаклях, таких, как «Плащ» Пуччини и «Паяцы» Леонкавалло в «Метрополитен Опера » в один вечер. Лучано Паваротти - легенда. Он произвел оперную революцию, и даже его самые непримиримые критики не будут спорить, что его имя навсегда останется синонимом красоты человеческого голоса.

Лучано Паваротти скончался в 5 утра 6 сентября 2007 года от рака поджелудочной железы в своём доме в Модене . Там же 8 сентября 2007 года прошли прощание и похороны маэстро. Похоронен на кладбище Монтале Рангоне (Montale Rangone) под Моденой , в семейном склепе, рядом с родителями и мертворождённым сыном.

Репертуар

Винченцо Беллини

  • «Пуритане » (Артур )
  • «Сомнамбула » (Эльвино )
  • «Капулетти и Монтекки » (Тебальдо )
  • «Беатриче ди Тенда » (Оромбелло )
  • «Норма » (Поллион )
Арриго Бойто
  • «Мефистофель » (Фауст )
Джузеппе Верди
  • «Аида » (Радамес )
  • «Травиата » (Альфред )
  • «Риголетто » (Герцог Мантуанский )
  • «Трубадур » (Манрико )
  • «Макбет » (Макдуф )
  • «Луиза Миллер » (Родольфо )
  • «Ломбардцы в первом крестовом походе » (Оронте )
  • «Бал-маскарад » (Риккардо )
  • «Отелло » (Отелло )
  • «Дон Карлос » (Дон Карлос )
  • «Эрнани » (Эрнани )
Умберто Джордано
  • «Андре Шенье » (Андре Шенье )
Гаэтано Доницетти
  • «Дочь полка » (Тонио )
  • «Фаворитка » (Фернандо )
  • «Лючия ди Ламмермур » (Эдгаро )
  • «Любовный напиток » (Неморино )
  • «Мария Стюарт » (Роберт Лестер )
Руджеро Леонкавалло
  • «Паяцы » (Канио )
Пьетро Масканьи
  • «Сельская честь » (Туридду )
  • «Друг Фриц » (Фриц Кобус )
Жюль Массне
  • «Манон » (де Грие )
Вольфганг Амадей Моцарт
  • «Идоменей, царь Критский » (Идамант, Идоменей )
Амилькаре Понкьелли
  • «Джоконда » (Энцо Гримальдо )
Джакомо Пуччини
  • «Манон Леско » (де Грие )
  • «Мадам Баттерфляй » (Пинкертон )
  • «Богема » (Рудольф )
  • «Тоска » (Марио Каварадосси )
  • «Турандот » (Калаф )
Джоаккино Россини
  • «Вильгельм Телль » (Арнольд Мельхталь )
Рихард Штраус
  • «Кавалер розы » (Итальянский певец )

Напишите отзыв о статье "Паваротти, Лучано"

Примечания

Ссылки

  • Лучано Паваротти (англ.) на сайте Internet Movie Database

Отрывок, характеризующий Паваротти, Лучано

– А! да, да, да, – поспешно заговорил граф. – Я очень, очень рад. Васильич, ты распорядись, ну там очистить одну или две телеги, ну там… что же… что нужно… – какими то неопределенными выражениями, что то приказывая, сказал граф. Но в то же мгновение горячее выражение благодарности офицера уже закрепило то, что он приказывал. Граф оглянулся вокруг себя: на дворе, в воротах, в окне флигеля виднелись раненые и денщики. Все они смотрели на графа и подвигались к крыльцу.
– Пожалуйте, ваше сиятельство, в галерею: там как прикажете насчет картин? – сказал дворецкий. И граф вместе с ним вошел в дом, повторяя свое приказание о том, чтобы не отказывать раненым, которые просятся ехать.
– Ну, что же, можно сложить что нибудь, – прибавил он тихим, таинственным голосом, как будто боясь, чтобы кто нибудь его не услышал.
В девять часов проснулась графиня, и Матрена Тимофеевна, бывшая ее горничная, исполнявшая в отношении графини должность шефа жандармов, пришла доложить своей бывшей барышне, что Марья Карловна очень обижены и что барышниным летним платьям нельзя остаться здесь. На расспросы графини, почему m me Schoss обижена, открылось, что ее сундук сняли с подводы и все подводы развязывают – добро снимают и набирают с собой раненых, которых граф, по своей простоте, приказал забирать с собой. Графиня велела попросить к себе мужа.
– Что это, мой друг, я слышу, вещи опять снимают?
– Знаешь, ma chere, я вот что хотел тебе сказать… ma chere графинюшка… ко мне приходил офицер, просят, чтобы дать несколько подвод под раненых. Ведь это все дело наживное; а каково им оставаться, подумай!.. Право, у нас на дворе, сами мы их зазвали, офицеры тут есть. Знаешь, думаю, право, ma chere, вот, ma chere… пускай их свезут… куда же торопиться?.. – Граф робко сказал это, как он всегда говорил, когда дело шло о деньгах. Графиня же привыкла уж к этому тону, всегда предшествовавшему делу, разорявшему детей, как какая нибудь постройка галереи, оранжереи, устройство домашнего театра или музыки, – и привыкла, и долгом считала всегда противоборствовать тому, что выражалось этим робким тоном.
Она приняла свой покорно плачевный вид и сказала мужу:
– Послушай, граф, ты довел до того, что за дом ничего не дают, а теперь и все наше – детское состояние погубить хочешь. Ведь ты сам говоришь, что в доме на сто тысяч добра. Я, мой друг, не согласна и не согласна. Воля твоя! На раненых есть правительство. Они знают. Посмотри: вон напротив, у Лопухиных, еще третьего дня все дочиста вывезли. Вот как люди делают. Одни мы дураки. Пожалей хоть не меня, так детей.
Граф замахал руками и, ничего не сказав, вышел из комнаты.
– Папа! об чем вы это? – сказала ему Наташа, вслед за ним вошедшая в комнату матери.
– Ни о чем! Тебе что за дело! – сердито проговорил граф.
– Нет, я слышала, – сказала Наташа. – Отчего ж маменька не хочет?
– Тебе что за дело? – крикнул граф. Наташа отошла к окну и задумалась.
– Папенька, Берг к нам приехал, – сказала она, глядя в окно.

Берг, зять Ростовых, был уже полковник с Владимиром и Анной на шее и занимал все то же покойное и приятное место помощника начальника штаба, помощника первого отделения начальника штаба второго корпуса.
Он 1 сентября приехал из армии в Москву.
Ему в Москве нечего было делать; но он заметил, что все из армии просились в Москву и что то там делали. Он счел тоже нужным отпроситься для домашних и семейных дел.
Берг, в своих аккуратных дрожечках на паре сытых саврасеньких, точно таких, какие были у одного князя, подъехал к дому своего тестя. Он внимательно посмотрел во двор на подводы и, входя на крыльцо, вынул чистый носовой платок и завязал узел.
Из передней Берг плывущим, нетерпеливым шагом вбежал в гостиную и обнял графа, поцеловал ручки у Наташи и Сони и поспешно спросил о здоровье мамаши.
– Какое теперь здоровье? Ну, рассказывай же, – сказал граф, – что войска? Отступают или будет еще сраженье?
– Один предвечный бог, папаша, – сказал Берг, – может решить судьбы отечества. Армия горит духом геройства, и теперь вожди, так сказать, собрались на совещание. Что будет, неизвестно. Но я вам скажу вообще, папаша, такого геройского духа, истинно древнего мужества российских войск, которое они – оно, – поправился он, – показали или выказали в этой битве 26 числа, нет никаких слов достойных, чтоб их описать… Я вам скажу, папаша (он ударил себя в грудь так же, как ударял себя один рассказывавший при нем генерал, хотя несколько поздно, потому что ударить себя в грудь надо было при слове «российское войско»), – я вам скажу откровенно, что мы, начальники, не только не должны были подгонять солдат или что нибудь такое, но мы насилу могли удерживать эти, эти… да, мужественные и древние подвиги, – сказал он скороговоркой. – Генерал Барклай до Толли жертвовал жизнью своей везде впереди войска, я вам скажу. Наш же корпус был поставлен на скате горы. Можете себе представить! – И тут Берг рассказал все, что он запомнил, из разных слышанных за это время рассказов. Наташа, не спуская взгляда, который смущал Берга, как будто отыскивая на его лице решения какого то вопроса, смотрела на него.
– Такое геройство вообще, каковое выказали российские воины, нельзя представить и достойно восхвалить! – сказал Берг, оглядываясь на Наташу и как бы желая ее задобрить, улыбаясь ей в ответ на ее упорный взгляд… – «Россия не в Москве, она в сердцах се сынов!» Так, папаша? – сказал Берг.
В это время из диванной, с усталым и недовольным видом, вышла графиня. Берг поспешно вскочил, поцеловал ручку графини, осведомился о ее здоровье и, выражая свое сочувствие покачиваньем головы, остановился подле нее.
– Да, мамаша, я вам истинно скажу, тяжелые и грустные времена для всякого русского. Но зачем же так беспокоиться? Вы еще успеете уехать…
– Я не понимаю, что делают люди, – сказала графиня, обращаясь к мужу, – мне сейчас сказали, что еще ничего не готово. Ведь надо же кому нибудь распорядиться. Вот и пожалеешь о Митеньке. Это конца не будет?
Граф хотел что то сказать, но, видимо, воздержался. Он встал с своего стула и пошел к двери.
Берг в это время, как бы для того, чтобы высморкаться, достал платок и, глядя на узелок, задумался, грустно и значительно покачивая головой.
– А у меня к вам, папаша, большая просьба, – сказал он.
– Гм?.. – сказал граф, останавливаясь.
– Еду я сейчас мимо Юсупова дома, – смеясь, сказал Берг. – Управляющий мне знакомый, выбежал и просит, не купите ли что нибудь. Я зашел, знаете, из любопытства, и там одна шифоньерочка и туалет. Вы знаете, как Верушка этого желала и как мы спорили об этом. (Берг невольно перешел в тон радости о своей благоустроенности, когда он начал говорить про шифоньерку и туалет.) И такая прелесть! выдвигается и с аглицким секретом, знаете? А Верочке давно хотелось. Так мне хочется ей сюрприз сделать. Я видел у вас так много этих мужиков на дворе. Дайте мне одного, пожалуйста, я ему хорошенько заплачу и…
Граф сморщился и заперхал.
– У графини просите, а я не распоряжаюсь.
– Ежели затруднительно, пожалуйста, не надо, – сказал Берг. – Мне для Верушки только очень бы хотелось.
– Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!.. – закричал старый граф. – Голова кругом идет. – И он вышел из комнаты.
Графиня заплакала.
– Да, да, маменька, очень тяжелые времена! – сказал Берг.
Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз.
На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе все так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком.
– Ты знаешь за что? – спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.
– За то, что папенька хотел отдать все подводы под ранепых, – сказал Петя. – Мне Васильич сказал. По моему…
– По моему, – вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, – по моему, это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие нибудь?.. – Горло ее задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно почтительно утешал ее. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.
– Это гадость! Это мерзость! – закричала она. – Это не может быть, чтобы вы приказали.
Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на нее. Граф остановился у окна, прислушиваясь.
– Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! – закричала она. – Они остаются!..
– Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?
– Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже… Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка… Маменька, ну что нам то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе… Маменька!.. Это не может быть!..
Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну.
Графиня взглянула на дочь, увидала ее пристыженное за мать лицо, увидала ее волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на нее, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.
– Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому нибудь! – сказала она, еще не вдруг сдаваясь.
– Маменька, голубушка, простите меня!
Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу.
– Mon cher, ты распорядись, как надо… Я ведь не знаю этого, – сказала она, виновато опуская глаза.
– Яйца… яйца курицу учат… – сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди свое пристыженное лицо.
– Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. – спрашивала Наташа. – Мы все таки возьмем все самое нужное… – говорила Наташа.
Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она бегивала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.
Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые. Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе, точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.
Все домашние, как бы выплачивая за то, что они раньше не взялись за это, принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнесся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов. Многие из раненых просили не снимать вещей и только посадить их сверху. Но раз начавшееся дело свалки вещей уже не могло остановиться. Было все равно, оставлять все или половину. На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами, которые так старательно укладывали в прошлую ночь, и всё искали и находили возможность сложить то и то и отдать еще и еще подводы.
– Четверых еще можно взять, – говорил управляющий, – я свою повозку отдаю, а то куда же их?
– Да отдайте мою гардеробную, – говорила графиня. – Дуняша со мной сядет в карету.
Отдали еще и гардеробную повозку и отправили ее за ранеными через два дома. Все домашние и прислуга были весело оживлены. Наташа находилась в восторженно счастливом оживлении, которого она давно не испытывала.
– Куда же его привязать? – говорили люди, прилаживая сундук к узкой запятке кареты, – надо хоть одну подводу оставить.
– Да с чем он? – спрашивала Наташа.
– С книгами графскими.
– Оставьте. Васильич уберет. Это не нужно.
В бричке все было полно людей; сомневались о том, куда сядет Петр Ильич.
– Он на козлы. Ведь ты на козлы, Петя? – кричала Наташа.
Соня не переставая хлопотала тоже; но цель хлопот ее была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; записывала их, по желанию графини, и старалась захватить с собой как можно больше.

Во втором часу заложенные и уложенные четыре экипажа Ростовых стояли у подъезда. Подводы с ранеными одна за другой съезжали со двора.
Коляска, в которой везли князя Андрея, проезжая мимо крыльца, обратила на себя внимание Сони, устраивавшей вместе с девушкой сиденья для графини в ее огромной высокой карете, стоявшей у подъезда.
– Это чья же коляска? – спросила Соня, высунувшись в окно кареты.
– А вы разве не знали, барышня? – отвечала горничная. – Князь раненый: он у нас ночевал и тоже с нами едут.
– Да кто это? Как фамилия?
– Самый наш жених бывший, князь Болконский! – вздыхая, отвечала горничная. – Говорят, при смерти.
Соня выскочила из кареты и побежала к графине. Графиня, уже одетая по дорожному, в шали и шляпе, усталая, ходила по гостиной, ожидая домашних, с тем чтобы посидеть с закрытыми дверями и помолиться перед отъездом. Наташи не было в комнате.
– Maman, – сказала Соня, – князь Андрей здесь, раненый, при смерти. Он едет с нами.
Графиня испуганно открыла глаза и, схватив за руку Соню, оглянулась.
– Наташа? – проговорила она.
И для Сони и для графини известие это имело в первую минуту только одно значение. Они знали свою Наташу, и ужас о том, что будет с нею при этом известии, заглушал для них всякое сочувствие к человеку, которого они обе любили.
– Наташа не знает еще; но он едет с нами, – сказала Соня.
– Ты говоришь, при смерти?
Соня кивнула головой.
Графиня обняла Соню и заплакала.
«Пути господни неисповедимы!» – думала она, чувствуя, что во всем, что делалось теперь, начинала выступать скрывавшаяся прежде от взгляда людей всемогущая рука.
– Ну, мама, все готово. О чем вы?.. – спросила с оживленным лицом Наташа, вбегая в комнату.
– Ни о чем, – сказала графиня. – Готово, так поедем. – И графиня нагнулась к своему ридикюлю, чтобы скрыть расстроенное лицо. Соня обняла Наташу и поцеловала ее.
Наташа вопросительно взглянула на нее.
– Что ты? Что такое случилось?
– Ничего… Нет…
– Очень дурное для меня?.. Что такое? – спрашивала чуткая Наташа.
Соня вздохнула и ничего не ответила. Граф, Петя, m me Schoss, Мавра Кузминишна, Васильич вошли в гостиную, и, затворив двери, все сели и молча, не глядя друг на друга, посидели несколько секунд.
Граф первый встал и, громко вздохнув, стал креститься на образ. Все сделали то же. Потом граф стал обнимать Мавру Кузминишну и Васильича, которые оставались в Москве, и, в то время как они ловили его руку и целовали его в плечо, слегка трепал их по спине, приговаривая что то неясное, ласково успокоительное. Графиня ушла в образную, и Соня нашла ее там на коленях перед разрозненно по стене остававшимися образами. (Самые дорогие по семейным преданиям образа везлись с собою.)
На крыльце и на дворе уезжавшие люди с кинжалами и саблями, которыми их вооружил Петя, с заправленными панталонами в сапоги и туго перепоясанные ремнями и кушаками, прощались с теми, которые оставались.
Как и всегда при отъездах, многое было забыто и не так уложено, и довольно долго два гайдука стояли с обеих сторон отворенной дверцы и ступенек кареты, готовясь подсадить графиню, в то время как бегали девушки с подушками, узелками из дому в кареты, и коляску, и бричку, и обратно.
– Век свой все перезабудут! – говорила графиня. – Ведь ты знаешь, что я не могу так сидеть. – И Дуняша, стиснув зубы и не отвечая, с выражением упрека на лице, бросилась в карету переделывать сиденье.
– Ах, народ этот! – говорил граф, покачивая головой.
Старый кучер Ефим, с которым одним только решалась ездить графиня, сидя высоко на своих козлах, даже не оглядывался на то, что делалось позади его. Он тридцатилетним опытом знал, что не скоро еще ему скажут «с богом!» и что когда скажут, то еще два раза остановят его и пошлют за забытыми вещами, и уже после этого еще раз остановят, и графиня сама высунется к нему в окно и попросит его Христом богом ехать осторожнее на спусках. Он знал это и потому терпеливее своих лошадей (в особенности левого рыжего – Сокола, который бил ногой и, пережевывая, перебирал удила) ожидал того, что будет. Наконец все уселись; ступеньки собрались и закинулись в карету, дверка захлопнулась, послали за шкатулкой, графиня высунулась и сказала, что должно. Тогда Ефим медленно снял шляпу с своей головы и стал креститься. Форейтор и все люди сделали то же.

ЛУЧАНО ПАВАРОТТИ – КОРОЛЬ ВЕРХНЕГО «ДО»

Успеха, которого добился , не было еще ни у одного тенора. Он превратил арии в хиты. Чтобы его услышать, собирались стадионы. Он был великим, потому что через голос раскрывалась его душа. В мире есть оперные певцы, а Паваротти сам был оперой. Ни один из оперных теноров последнего поколения не обладал столь солнечным тембром голоса и такой способностью общаться со зрителем.

Сын итальянского пекаря

Плодородная итальянская провинция Эмилия-Романья – родина сыра пармезан и вина ламбруско. А в городе Модена этой провинции изобрели бальзамический уксус. Именно там 1935 года и родился . Его отец работал пекарем, но очень хотел стать оперным тенором. Поющий пекарь был знаменитостью Модены. Он пел в церковном хоре и в опере. У Фернандо был отличный голос, и он запросто мог бы стать певцом, но ему не хватило мужества – из-за боязни сцены мужчина остался в пекарне. Мать Паваротти – Адель – гордилась своим мужем и первенцем. Лучано рос в яслях табачной фабрики, где работала его мать.

Чудесное спасение

Мирное детство Лучано омрачила тень войны. Итальянские фашисты сражались на стороне нацистов, однако провинция Эмилия-Романья оставалась оплотом партизан. Они побеждали фашистов, но немцы все же пришли на эту землю. Тогда Лучано было 8 лет. В 1945 году жители Модены встречали американцев, которые стали для них символом освобождения после двух лет оккупации и террора. Эти годы повлияли на Лучано . Уже будучи звездой он всегда выступал против войны.

Первое выступление Лучано состоялось, когда ему было 4 года. Он пел «Сердце красавиц склонно к измене». Аудитория, состоявшая из бабушек, тетушек и мамы, была просто очарована. Позже в доме одного из друзей дворовые ребята проводили конкурсы певцов, в которых неизменным победителем становился Лучано . Он всегда стремился во всем быть первым – будь то игра в футбол, езда на велосипеде или бег наперегонки. Иногда он помогал друзьям очаровывать девушек пением серенад под окнами. Те становились возле дома и открывали рты, имитируя пение, а Лучано в арке выдавал отменные переливы.

Однажды 12-летний Лучано босиком играл с мальчишками в футбол и поранил ногу о гвоздь. Началось заражение крови, он провел в коме несколько недель, но чудом остался жив. Чтобы порадовать сына после выздоровления, отец впервые отвел его в оперу Модены, где юноша услышал тенора Бенджамина Джили. Лучано был потрясен. Тогда он понял, что хочет стать не просто знаменитым, а великим тенором. Спустя 16 лет так и случилось…

Зарождение звезды

Свою любовь Паваротти встретил на вечеринке. Чтобы произвести впечатление, Лучано исполнил любовную песню «Гнездо ласточки». Впоследствии этой песней он восхищал миллионы слушателей. Но тогда в 1952 году он пел только для нее – 16-летней Адуа. Девушка лучше училась, и они начали вместе заниматься, виделись каждый день. В школе о них до сих пор рассказывают эту романтическую историю. Любовь пережила школьную пору, а в 1955 году состоялась их помолвка, которая оказалась долгой. Оба они работали учителями – Лучано преподавал физкультуру, подрабатывал страховым агентом, параллельно брал уроки пения у Арриго Поло.

В течение многих лет Паваротти вместе со своим отцом пел в самом лучшем и известном хоре Италии – хоре Россини. На конкурсе в британском Лланголлене они победили лучшие хоры. Впервые Паваротти ощутил успех, но по прежнему оставался в тени своего отца, голос которого считался лучше. Между ними существовало нежное соперничество. Отец говорил: «Кто знает, чего бы он добился, будь у него мой голос».

Когда учитель уехал в Японию, с Лучано согласился заниматься другой маэстро – Эттори Кампогаллиани. Паваротти вместе со своей подругой детства Миреллой Френи (которая тоже стала оперной знаменитостью) ездили к учителю за десятки километров. Они преуспевали больше в пении, нежели в чтении нот, но маэстро не торопился их перевоспитывать. Он считал, что голоса молодых людей звучат настолько естественно, что менять этого не имеет смысла.

Первые успехи Лучано Паваротти

В 1960 году принял участие в конкурсе Театра Реджио Эмилия. Главный приз – ведущая роль в новой опере. Лучано был уверен в своей победе. А затем случилось то, во что никто не мог поверить. Из-за ларингита казалось, что он вытягивает ноты. В итоге Паваротти занял второе место. Для перфекциониста это стало горьким поражением. Год спустя настойчивый Лучано повторил попытку и победил. Он получил роль Рудольфа в опере Пуччини «Богема». А роль Мими исполняла его подруга Мирелла Френи.

Лучано и Адуа

Наконец-то Лучано и Адуа смогли пожениться, правда гонорар певца едва покрыл расходы на свадьбу. Адуа продолжала работать учительницей, ведь Лучано зарабатывал по нынешним меркам 90 евро за концерт.

В октябре 1962 года незадолго до рождения их первого ребенка настал поворотный день, когда Лучано не пришел домой, потому что отмечал с друзьями свой успех в «Риголетто». Вернувшись, он узнал, что жена попала в больницу. Он пропустил рождение своей первой дочери Лоренцы, а в 1964 и второй – Кристины. В 1967 году, когда родилась Джулиана, Паваротти тоже отсутствовал. Лучано верил в приметы. Он не присутствовал при рождении первого ребенка и решил этого не делать во всех остальных случаях.

Если что-то приносило удачу, он от этого уже не отказывался и не менял. Например, так было со знаменитым носовым платком, который стал счастливым талисманом Паваротти . Лучано был очень суеверен. Он считал, что платок принес ему удачу в первый раз, поэтому будет дурным знаком, если на других концертах при нем не окажется платка. Кроме этого, из-за суеверий, он не выносил пурпурного цвета, никогда не проходил под лестницей, не терпел, если при нем кто-то рассыпал на столе соль и так далее. Существовали еще десятки подобных примет.

Международное признание

В 28 лет Лучано отправился в Лондон. Он едва говорил по-английски, чувствовал себя растерянно и неуютно. Там он вновь репетировал «Богему», но на этот раз в качестве дублера звезды – Джузеппе ди Стефано. Также он должен был заменить партнера примадонны Джоан Сазерленд. Это был его шанс. Слух об удивительном теноре разлетелся по театру мгновенно.

Успех в Лондоне подготовил его к поездке в Милан. И снова была «Богема». Театр «Ла Скала» отверг его дважды. Но за Паваротти вступился дирижер Герберт фон Караян и потребовал, чтобы его поставили на замену. Позже Караян назовет Лучано лучшим тенором всех времен.

В 1967 году опера «Дочь полка» в Лондонской Королевской опере сделала Лучано легендой. На этот раз публика пришла, чтобы услышать именно его. Он превзошел все ожидания. До сих пор так не пел ни один тенор – 9 верхних «до» подряд на пределе мощи голоса. Никто не мог поверить в это, тем более ноты прозвучали одна за другой с необыкновенной легкостью. Это изменило все – Паваротти сделал то, чего раньше не удавалось никому.

Сенсация повторилась в «Ла Скале» и, наконец, триумф в «Метрополитен-опера». Нью-Йорк лежал у ног короля верхнего «до». Время маленьких гонораров прошло, в том числе и благодаря новому импресарио Паваротти Герберту Бреслину, создавшему ему карьеру. Америка сделала из Паваротти звезду, но его импресарио хотел большего – сольных концертов. На одном из его выступлений в «Карнеги-холле» был аншлаг. Паваротти впервые осмелился соединить арии с канцонами – песнями своей родины. Публика пришла в восторг.

Жизнь личная и публичная

В то же время его семейная жизнь подчинилась расписанию театральных сезонов и лишь изредка становилась действительно частной. Большая любовь остыла, и счастливая семейная жизнь теперь была только напоказ. А позже Адуа узнала и о его любовных интрижках мужа.

В 1981 году в жизни Лучано появилась Мадлен Рени, сначала как ученица, а затем и как возлюбленная. Официально она считалась секретарем Паваротти . В Италии он был с семьей, а на гастролях с любовницей. Так продолжалось 6 лет, но затем они мирно расстались.

c Мадлен Рени

Музыка, еда и футбол были его страстью. В 1990 году этот ярый болельщик вместе с Хосе Каррерасом и Пласидо Доминго выступил на открытии Чемпионата мира по футболу. Исполненная им оперная ария «Пусть никто не спит» стала хитом футбольных болельщиков. Ему рукоплескали 400 миллионов людей по всему миру.

Он жил будто на сцене, а сцена была его жизнью. Паваротти вынес оперу на улицу и сделал ее доступной для всех людей. Кроме этого, он организовывал проекты «Три тенора» с Каррерасом и Доминго, а также благотворительные концерты «Паваротти и друзья», соединив оперу и рок-музыку.

Новая и последняя глава Лучано Паваротти

В 1994 году в центральном парке Нью-Йорка собралось 500 тысяч людей, чтобы услышать легендарного тенора. Ни один человек до сих пор не собирал на большой лужайке столько народу. Он побил все рекорды, в том числе и финансовые.

Тогда же началась заключительная глава его жизни. Николетте Монтовани было 24 года, а Паваротти почти 60. В отличие от остальных любовниц Лучано , она не осталась в тени. Адуа не могла жить в любовном треугольнике и, чтобы сохранить чувство собственного достоинства, выгнала Лучано из дома. Развелись они только в 2000 году после 40 лет официального брака.

с Николеттой Монтовани и дочерью Аличи

Вторую жизнь Паваротти начал в 65 лет. Он построил новый дом, где планировал провести счастливую старость. Однако, жизнь разрушила все его планы – молодая жена Паваротти страдала рассеянным склерозом, отец с матерью заболели раком поджелудочной железы и умерли в 2002 году. А в начале 2003 года умер его новорожденный сын Рикардо. Сестра-близнец Аличи выжила. Паваротти всецело посвятил себя девочке. Наконец-то Лучано и Николетта могли насладиться спокойной жизнью и поженились прямо в муниципальном театре Модены.

Но через три года его состояние резко ухудшилось, он стал испытывать сильные боли. Врачи объявили диагноз – рак поджелудочной железы. Он старался бороться до конца, хотя осознавал, что это испытание окажется сильнее его. 2007 года он проиграл эту битву. В течение трех дней в соборе Модены люди стояли в очереди, чтобы проститься с маэстро. По одну сторону гроба была Николетта, по другую – Адуа с дочерьми. Им еще предстояла битва за наследство.

До сих пор его место в мире искусства никем не занято, потому что аналога такого могучего таланта просто нет.

ФАКТЫ

Кроме еды и футбола, большой страстью Паваротти были лошади. Он содержал конный двор и даже организовал конноспортивные соревнования. Если лошадь болела, он мог остаться с ней на ночь, чтобы ухаживать. Жена Адуа вспоминает, что такого он не делал ни для одной из своих дочерей.

В 1993 году во время выступления в «Ла Скала» в опере «Дон Карлос» совершил грубую ошибку и был освистан. Он сказал, что это только его вина, он плохо подготовился. Лучано никогда не стремился получить больше, чем заслужил. В этом отношении он был очень честен.

Обновлено: Апрель 8, 2019 автором: Елена

Страна Профессия Певческий голос http://www.lucianopavarotti.com

Паваротти начал свою карьеру не очень значительными выступлениями, выступая в оперных театрах по всей Европе. Ситуация изменилась, когда Джоан Сазерленд пригласила его для совместных выступлений в мировом турне. К 1977 году Паваротти стал известным по всему миру, прославленный своей силой и легкостью верхнего регистра. Его «верхнее до » стало визитной карточкой в течение всей карьеры.

Лучано Паваротти вошел в поп-культуру после исполнения Nessun Dorma на церемонии открытия мирового кубка FIFA в 1990 году в Италии . Первый из концертов известных «Трёх теноров» прошёл накануне последнего матча турнира. В концерте Паваротти спел со своими друзьями-тенорами Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом . В течение этих концертов Паваротти обратил произведения, ранее ограниченные оперным театром, к гораздо более широкой аудитории. В дальнейшем певец исполнял песни на концертах с известными поп-звездами. В отличие от других исполнителей, перешедших в течение поп-музыки, Паваротти постоянно поддерживал свой статус высочайшего мастера в мире оперы.

Ранние годы

Лучано Паваротти родился на окраине города Модена на севере Италии , будучи сыном Фернандо Паваротти - пекаря и певца, и Адель Вентури - рабочей фабрики по производству сигар. Несмотря на то, что семья имела мало денег, певец всегда отзывался с любовью о своём детстве. Четверо членов семьи жили в двухкомнатном жилище. Как говорил певец, его отец имел красивый теноровый голос, но был неспособен к карьере певца из-за нервозности. Вторая мировая война вынудила семью уйти из города в 1943 году . В течение последующего года они снимали одну комнату на ферме в соседней деревне, где Паваротти заинтересовался фермерством.

Ранние музыкальные пристрастия Паваротти заключались в записях его отца, большинство из которых включали популярных теноров тех времен - Беньямино Джильи , Жованни Мартинелли, Тито Скипа и Энрико Карузо . Когда Лучано было около девяти лет, он начал петь со своим отцом в небольшом местном церковном хоре. Также в период молодости он провел несколько уроков с профессором Донди и его женой, однако не придавал им большого значения.

После того, что могло называться обычным детством с обычными интересами в спорте - в случае Паваротти это прежде всего был футбол - он окончил школу Schola Magistrale и столкнулся с дилеммой о выборе дальнейшей профессии. Паваротти был заинтересован в получении карьеры профессионального вратаря, но мать убедила его стать учителем. Впоследствии он преподавал в начальной школе два года, но в конце концов интерес к музыке взял верх. Осознавая весь риск, отец с неохотой дал согласие на то, что Лучано получит бесплатную комнату и еду до 30 лет, после которых, если ему не повезёт с карьерой певца, он будет зарабатывать сам себе на еду всеми способами, которыми сможет.

Паваротти начал серьёзное обучение в 1954 году в возрасте 19 лет с Арриго Пола - уважаемым учителем и профессиональным тенором в Модене , который будучи осведомлённым о бедности семьи, предложил давать уроки без оплаты. Только тогда Паваротти узнал, что у него абсолютный слух. Примерно в это время Паваротти познакомился с Адуа Верони, которая также была оперной певицей. Лучано и Адуа поженились в 1961 году . Когда через два с половиной года Пола уехал в Японию, Паваротти стал учеником Эттори Кампогаллиани, который также учил подругу детства Паваротти, теперь известную певицу, сопрано Миреллу Френи . В течение своего обучения Паваротти нанимался на работу на неполный рабочий день - сначала как учитель в начальной школе, а потом, когда он потерпел в этом неудачу, как страховой агент.

Первые шесть лет обучения не привели ни к чему большему, чем нескольким сольным концертам в маленьких городах без оплаты. Когда на голосовых связках образовалось утолщение (складка), что вызвало «ужасный» концерт в Ферраре, Паваротти решил завязать с пением. Однако впоследствии утолщение не только исчезло, но, как певец говорил в своей автобиографии, «всё, что я выучил, пришло вместе с моим натуральным голосом, чтобы сделать звук таким, какого я так тяжело добивался».

Карьера

1960-1980

Творческая карьера Паваротти началась в с победы на Международном конкурсе вокалистов. В том же году он дебютировал в Театре Реджио Эмилия, исполнив партию Родольфо в «Богеме» Дж. Пуччини . Эту же партию он исполнил в в Венской опере и лондонском Ковент-Гардене .

Дебют Паваротти в Америке состоялся в оперном театре Майами в феврале 1965 года , когда он спел в «Lucia di Lammermoor» Гаэтано Доницетти вместе в Сазерленд. Тенор, который должен был петь в тот вечер, заболел и не имел дублёра. Так как Сазерленд была с ним в туре, она рекомендовала молодого Паваротти, потому что он был хорошо знаком с ролью.

В певце всю его творческую биографию боролись серьезный классический вокалист и исполнитель песен легкого эстрадного жанра. И трудно сказать, что побеждало. Пожалуй, это больше интересовало слушателей и почитателей его таланта.

  • Статья «ПАВАРОТТИ ПОКИДАЕТ ОПЕРНУЮ СЦЕНУ». По книге: Виктор Коршиков . Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только. Москва: Студия ЯТЬ, 2007:

    По примеру своих молодых коллег Пласидо Доминго и Хосе Каррераса Паваротти занялся благотворительной деятельностью, дав ряд концертов под названием «Паваротти и друзья», где пел много популярных песенок вместе с эстрадными певцами, которые, в свою очередь, исполняли оперные арии. Многие любители критиковали Паваротти за подобные эксперименты, заставляющие воспринимать серьезную музыку как развлечение, и во многих крупных театрах ходило выражение: «Оперу загубили три человека и все три - теноры». К проекту «3 тенора» можно, конечно, относиться по-разному, но не стоит забывать, что это была благотворительная акция, посвященная выздоровлению Хосе Каррераса, и именно благодаря «трем тенорам» Паваротти и Доминго - давние враги помирились и стали выступать вместе в серьезных «настоящих» спектаклях, таких, как «Плащ» Пуччини и «Паяцы» Леонкавалло в «Метрополитен Опера » в один вечер. Лучано Паваротти - легенда. Он произвел оперную революцию, и даже его самые непримиримые критики не будут спорить, что его имя навсегда останется синонимом красоты человеческого голоса. («Русский Базар », № 16 (312), 2002 г.)

Ссылки

  • Лучано Паваротти : про семью, карьеру и прощание с великим тенором.

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Лучано Паваротти" в других словарях:

    Лучано Паваротти - Биография Лучано Паваротти Всемирно известный итальянский тенор Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti) родился 12 октября 1935 года в городе Модена на севере Италии в семье пекаря. Любовь к музыке Лучано привил его отец Фернандо Паваротти. Вместе с … Энциклопедия ньюсмейкеров

Скончался великий итальянский певец Лучано Паваротти

На 72 году жизни скончался великий итальянский тенор Лучано Паваротти. Весь прошлый год он тяжело болел. 25 августа Паваротти был выписан из больницы города Модены, куда он попал двумя неделями ранее с подозрением на воспаление легких. Когда состояние "золотого тенора" стабилизировалось, он был отпущен домой, где, по данным агентства, находился под наблюдением врачей-онкологов.

Более 40 лет Лучано Паваротти был солистом знаменитого театра Ла Скала, а также выступал на лучших оперных сценах мира.

Паваротти родился 12 октября 1935 года в Модене (Италия). После окончания школы в Модене начал заниматься вокалом в Мантуе. Дебютировал в 1961 в партии Родольфо в Богеме Пуччини.

Профессиональный дебют Паваротти состоялся в 1961 году - партия Родольфо в "Богеме". Эта роль определила успешную карьеру молодого певца, открыв для него двери Ковент-Гардена, Ла Скала и Метрополитен-Оперы.

В 1964 году дебютировал в США ("Лючия ди Ламермур"). Среди выдающихся достижений Паваротти: Эрнани, Герцог, Манрико, Калаф. В 1992 он открыл сезон в "Ла Скала" "Дон Карлосом" и впервые исполнил партию Отелло.

Через пять лет был уже подготовлен к дебюту в миланском театре "Ла Скала" (партия Тибальда в Капулетти и Монтекки Беллини). Но только партия Тонио в "Дочери полка Доницетти" (спетая сначала в театре "Ковент-Гарден" в 1966 году, а потом, в 1972 году, на сцене нью-йоркской "Метрополитен-опера") принесла Паваротти международную известность и титул "Короля верхнего до" (ноты до второй октавы - он стал первым тенором в истории оперы, который спел все девять высоких до в арии "Quel destin").

Хотя основная специальность Паваротти - лирические белькантовые партии (Эльвино в "Сомнамбуле" Беллини, Артуро в его же "Пуританах", Эдгардо в "Лючии ди Ламмермур Доницетти", Альфред в "Травиате" Верди, Герцог Мантуанский в его же "Риголетто"), со временем певец стал обращаться и к более драматическим ролям, таким, как Риккардо в "Бале-маскараде" Верди, Каварадосси в "Тоске" Пуччини, Манрико в "Трубадуре" Верди, Радамес в его же "Аиде".

Успех Паваротти у публики достиг апогея в 1970–1980-х. В 2002 году Паваротти почти исчез с оперной сцены после того, как по болезни отменил свое прощальное выступление в Metropolitan. С тех пор мастер исполнял оперные партии лишь пять раз - четыре в январе 2002 года в Лондоне и в июне 2003 года в Берлине.

Новая жизнь началась в 68

В 68 лет Паваротти женился во второй раз на своей бывшей помощнице Николетте Мантовани. Брак певца с его бизнес-менеджером Адуой Верони, который длился 35 лет, распался после того, как Паваротти встретил Николетту.

Паваротти и Мантовани полюбили друг друга после того, как Николетта с 1994 года стала работать у знаменитого певца будучи еще студенткой.

Об их отношениях стало известно двумя годами позже, когда их засняли целующимися во время отпуска.

В январе у Паваротти и Мантовани родились близнецы, но выжил лишь один ребенок - девочка. От первого брака у Паваротти уже есть трое взрослых детей, а в апреле 2002 года он стал дедом.

В 2004 году великий тенор принял окончательное решение уйти со сцены, выступив на прощание в 40 городах мира, причем программа всех концертов состояла исключительно из произведений итальянских композиторов. Причиной, побудившей Паваротти завершить карьеру, стал не столько возраст, сколько лишний вес, мешающий ему петь и передвигаться.

Прощание

Выступление Лучано Паваротти в Metropolitan Opera в 2004 году должно было стать последним выходом легендарного тенора на сцену знаменитого нью-йоркского концертного зала. В интервью перед спектаклем тенор заявил, что это будет "последнее выступление на сцене" не только в Metropolitan, где он спел уже в 379-й раз, но "и везде".

В июле 2006 года Паваротти планировал возобновить свои мировые гастроли прощания со сценой. Перед отъездом из Нью-Йорка великий тенор прошел медицинское обследование, в ходе которого врачи обнаружили у него рак. Паваротти должен был посетить Финляндию, Норвегию, Австрию, Швейцарию и Португалию. Однако все запланированные на 2006 год концерты были отменены.

Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...