Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности - Смирнов С.Д. Психодиагностика как психологическое тестирование. Влияние условий тестирования на выполнение тестов способностей, интеллектуальных и личностных тестов


План

1. Психодиагностика как специальный психологический метод.

2. Корреляционный подход как основа психодиагностических измерений.

3. Психологическое тестирование.

4. Влияние условий тестирования на выполнение тестов способностей, интеллектуальных и личностных тестов.

1. Психодиагностика как специальный психологический метод

Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии человека в целом или о каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве.

Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии сложились два его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика» относит его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств. Психодиагностика в этом ее понимании является наукой, в русле которой ставятся следующие общие вопросы:

Какова природа психологических явлений и принципиальная возможность их научной оценки?

Каковы сложившиеся на данный момент времени общие научные основания для принципиальной познаваемости и количественной оценки психологических явлений?

В какой мере применяемые в настоящее время средства психодиагностики соответствуют принятым общенаучным, методологическим требованиям?

Каковы основные методические требования, предъявляемые к различным средствам психодиагностики?

Каковы основания достоверности результатов практической психодиагностики, включая требования, предъявляемые к условиям проведения психодиагностики, средствам обработки полученных результатов и способам их интерпретации?

Каковы основные процедуры конструирования и проверки научности методов психодиагностики, включая тесты?

Второе определение термина «психодиагностика» указывает на специфическую сферу деятельности психолога, связанную с практической постановкой психологического диагноза. Здесь решаются не столько теоретические, сколько сугубо практические вопросы, относящиеся к организации и проведению психодиагностики. Она включает в себя:

Определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как к психодиагносту.

Установление перечня знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справляться со своей работой.

Выяснение минимума практических условий, соблюдение которых является гарантией того, что психолог действительно успешно и профессионально овладел тем или иным методом психодиагностики.

Разработка программ, средств и методов практической подготовки психолога в области психодиагностики, а также оценки его компетентности в этой области.

Оба комплекса вопросов - теоретические и практические - тесным образом взаимосвязаны. Для того чтобы быть специалистом высокой квалификации в этой сфере, психолог должен достаточно хорошо овладеть как научными, так и практическими основами психодиагностики. То и другое в отдельности, т.е. знание лишь научных основ методики или знание методики без понимания ее научного обоснования, не гарантирует высокого уровня профессионализма в этой области. По этой причине в данной главе книги оба комплекса вопросов, теоретические и практические, нами обсуждаются совместно, без уточнения того, к какой области они относятся.
Практически психодиагностика используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого-педагогических экспериментов, и тогда, когда он занят психологическим консультированием или психологической коррекцией. Но чаще всего, по крайней мере в работе практического психолога, психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности. Ее целью становится постановка психологического диагноза, т.е. оценка наличного психологического состояния человека.

Точная психодиагностика в любом психолого-педагогическом научном эксперименте предполагает квалифицированное оценивание степени развитости психологических свойств. Как правило, это те свойства, закономерные изменения которых предполагаются в гипотезах, проверяемых в этом эксперименте. К примеру, проблемой научного психологического исследования могут быть некоторые особенности мышления человека - такие, относительно которых утверждается, что они существуют и изменяются по некоторым законам или определенным образом зависят от различных переменных. В любом из этих случаев требуется точная психодиагностика соответствующих интеллектуальных свойств, ориентированная, во-первых, на прямое доказательство их существования, во-вторых, на демонстрацию постулированных закономерностей их изменения, в-третьих, на показ того, что они действительно зависят от тех переменных, которые фигурируют в гипотезе.

Нельзя обойтись без точной психодиагностики и в прикладных исследованиях, так как в любых подобного рода экспериментах необходимо достаточно убедительное доказательство того, что в результате нововведений действительно и в нужном направлении изменяются оцениваемые психологические особенности.

Специалист, занимающийся психологическим консультированием, прежде чем давать какие-либо советы клиенту, должен поставить правильный диагноз, оценить суть психологической проблемы, волнующей клиента. При этом он опирается на результаты индивидуальных бесед с клиентом и наблюдения за ним. Если психологическое консультирование представляет собой не разовый акт, а серию встреч и бесед психолога с клиентом, в ходе которых психолог не ограничивается советами, а практически работает с клиентом, помогая ему решать свои проблемы и одновременно контролируя результаты своей работы, то дополнительно возникает задача осуществления «входной» и «выходной» психодиагностики, т.е. констатации положения дел в начале консультирования и по завершении работы с клиентом.

Еще более настоятельной, чем в процессе консультирования, психодиагностика является в практической психокоррекционной работе. Дело в том, что убедиться в эффективности предпринятых психокоррекционных мер в данном случае должен не только психолог или экспериментатор, но и сам клиент. Последнему нужно иметь доказательства того, что в итоге проведенной совместно с психологом работы в его собственной психологии и поведении действительно произошли важные позитивные перемены. Это необходимо делать не только для того, чтобы заверить клиента в том, что он не зря потратил время (и деньги, если работа платная), но и для того, чтобы усилить психокоррекционный эффект воздействия. Известно, что вера в успех - один из важнейших факторов эффективности любого терапевтического воздействия. С точной психодиагностики наличного состояния дел должен начинаться и ею же заканчиваться любой психокоррекционный сеанс.

Кроме названных областей научной и практической психологии, психодиагностика применяется и в других ее отраслях, например в медицинской психологии, в патопсихологии, в инженерной психологии, в психологии труда - словом, везде, где требуется точное знание степени развития тех или иных психологических свойств человека.
Во всех описанных случаях научная и практическая психодиагностика решает ряд типичных для нее задач. К ним относятся следующие:

Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.

Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.

Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.

Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.

Все четыре перечисленные задачи в практической психодиагностике решаются или каждая в отдельности, или комплексно в зависимости от целей проводимого обследования. Причем практически во всех случаях, за исключением качественного описания результатов, требуется владение методами количественного анализа, в частности той математической статистикой, элементы которой были представлены во втором разделе книги.

Итак, психодиагностика есть достаточно сложная область профессиональной деятельности психолога, требующая специальной подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен владеть психолог-диагност, настолько обширна, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что психодиагностика рассматривается как особая специализация в работе профессионального психолога. И действительно, там, где подготовка практических психологов ведется давно и успешно, в США, например, принято, что специалистов в этой области готовят из числа лиц с высшим психологическим, в исключительных случаях - педагогическим, образованием на двухгодичных спецфакультетах практических психологов при университетах. Выпускники этих факультетов получают одну из следующих специализаций: психодиагностика, психологическое консультирование и психокоррекция. Только наличие диплома о высшем специальном образовании дает им юридическое право заниматься практической психодиагностикой. Заметим, что в этом перечне специализаций психодиагностика не случайно находится на первом месте. Без нее не может обойтись ни один специалист-психолог любого профиля, если он имеет дело не только с теорией.
Разделение специализаций в профессиональной подготовке соответствует сложившемуся разделению труда между практическими психологами. Одни из них по преимуществу занимаются психодиагностикой, другие - психологическим консультированием, третьи - психологической коррекцией. Только такое, достаточно четкое разделение труда и последующая глубокая специализация в своей области, включающая как дополнительные теоретические знания, так и практику, позволяет достичь высокого уровня профессионализма, в том числе в области психодиагностики, где он особенно необходим. Из-за ошибок в психодиагностике, чаще всего связанных с отсутствием профессионализма, сводятся на нет результаты как экспериментальной, так и консультативной психокоррекционной работы.

В этой связи к работе психодиагноста и к используемым им методам психодиагностики предъявляется ряд довольно строгих требований. Они будут подробнее рассмотрены далее, а сейчас остановимся на необходимости овладения теоретическими и практическими знаниями.

Научные знания психодиагноста включают в себя основательное знакомство с теми психологическими теориями, на которых основываются используемые им психодиагностические методы и с позиций которых производятся анализ и интерпретация полученных результатов. Если, к примеру, такими методами являются проективно-личностные тесты, то для компетентного и профессионального их использования необходимо быть хорошо знакомым с основами психоаналитической теории личности. Если же это тесты, измеряющие или оценивающие черты личности человека, то для их профессионального использования необходимо знать общепсихологическую теорию черт личности.

Знание только частной методики недостаточно для профессиональной работы в области психодиагностики, так как может привести к серьезным психодиагностическим ошибкам.

Обратимся к иллюстрации. Известный Миннесотский Многофакторный Личностный Опросник (сокращенно - MMPI) был создан, валидизирован и нормирован на выборках людей, имеющих различные психологические нарушения. На практике он чаще всего с успехом используется именно для клинической диагностики личности, т.е. для установления того, насколько изучаемый человек отличается от нормы в медицинском значении этого слова - нормален он или ненормален в психологическом отношении, здоров или болен. Однако эти особенности и тонкости в описаниях данного теста чаще всего отсутствуют. Профессионально не подготовленный человек может решить, что тест представляет собой общепсихологический личностный тест и позволяет оценивать у человека уровень развития любых качеств, в том числе необходимых для занятий различными видами деятельности. Возникает заманчивая идея использования этого теста в целях определения профессиональной пригодности человека, скажем, к занятию руководящей должности. Группа работающих руководителей или претендентов на эти места исследуется с помощью теста MMPI, полученные показатели сравниваются с нормами, и если они находятся на уровне этих норм или превосходят их, то делается вывод о профессиональной пригодности тестируемого человека. Все было бы хорошо, если бы не одна незаметная для непрофессионала, но очень существенная для специалиста деталь: норма здесь отражает состояние здоровья человека, а не профпригодность, тем более к руководящей работе. И получается казус: любого психически здорового человека признают профессионально пригодным к руководящей работе, а остальное будто бы не в счет.

Пожалуй, основное требование, которому должен соответствовать профессионал-психодиагност, - это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах. Без этого, как и без специальных теоретических знаний, практическая психодиагностика на высоком уровне неосуществима. Во-первых, потому, что большинство психодиагностических тестов представляет собой бланковые методики, включающие перечень вопросов, обращенных к сознанию человека. И если испытуемый не будет психологически открыт и не будет доверять психологу, то не станет искренне отвечать на соответствующие вопросы. Если же, кроме того, он почувствует недоброжелательное к себе отношение, то вообще не станет отвечать на соответствующие вопросы или предложит такие ответы, чтобы со своей стороны досадить экспериментатору.

Следующее, не менее важное требование - доскональное знание самих психодиагностических методик и условий их правильного применения. Этим требованием нередко пренебрегают, не придавая серьезного значения глубокому знакомству с методиками и их апробации. Нередко профессиональные психологи, начинающие пользоваться новыми тестами, не представляют, что для овладения ими на профессиональном уровне требуются недели, иногда месяцы напряженной и непрерывной работы.

Среди основных требований, которым должны отвечать научно обоснованные методы психодиагностики, следует назвать валидность, надежность, однозначность и точность. Эти требования рассмотрены во второй главе книги. Обращаясь к практическому использованию той или иной методики в психодиагностических целях, психолог должен иметь четкое представление о том, в какой мере избранная им методика отвечает перечисленным критериям. Без такого представления он будет не в состоянии определить, в какой мере можно доверять получаемым с ее помощью результатам.

Кроме основных, есть и ряд дополнительных требований, предъявляемых к выбору психодиагностических методик.

Во-первых, избираемая методика должна быть наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемкой из тех, которые позволяют получить требуемый результат. В этой связи простая опросная методика может быть предпочтительнее сложного теста.

Во-вторых, избираемая методика должна быть понятной и доступной не только для психолога, но и для испытуемого, требующей минимума физических и психологических усилий на проведение психодиагностики.

В-третьих, инструкция к методике должна быть простой, короткой и достаточно понятной без дополнительных разъяснений. Инструкция должна настраивать испытуемого на добросовестную доверительную работу, исключающую возникновение у него побочных мотивов, способных отрицательно повлиять на результаты, сделать их сомнительными. В ней, например, не должно быть слов, настраивающих испытуемого на определенные ответы или намекающих на ту или иную оценку этих ответов.

В-четвертых, обстановка и другие условия проведения психодиагностики не должны содержать в себе посторонних раздражителей, отвлекающих внимание испытуемого от дела, изменяющих его отношение к психодиагностике и превращающих его из нейтрального и объективного в пристрастное и субъективное. Не допускается, как правило, чтобы во время проведения психодиагностики присутствовал еще кто-либо кроме психодиагноста и испытуемого, звучала музыка, слышались посторонние голоса и т.п.

Основными функциями психодиагностики в системе современного высшего образования являются осуществление контроля за формированием необходимых знаний и профессионально важных качеств, оценка особенностей умственного и личностного развития студентов в ходе обучения, оценка качества самого образования. Все большее распространение получает применение психодиагностических методик для отбора абитуриентов в те или иные учебные заведения. В психологическом словаре дается следующее определение психодиагностики: «Психодиагностика - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности» Психодиагностика направлена на измерение какого-то качества, постановку диагноза на этой основе, нахождение того места, которое занимает испытуемый среди других по выраженности изучаемых особенностей. Психодиагностические методики призваны достаточно быстро и надежно обеспечивать сбор данных об испытуемом для формулирования психологического диагноза. В последние десятилетия отмечается гуманизация работ по психодиагностике (как исследовательских, так и практических). Теперь главной целью психодиагностики признается обеспечение полноценного психического и личностного развития. Разумеется, психодиагностика делает это доступными ей способами, т. е. стремится разрабатывать такие методы, которые позволяли бы оказывать помощь в развитии личности, в преодолении возникающих трудностей и т. д. Главной целью психодиагностики становится создание условий для проведения прицельной коррекционно-развивающей работы, выработки рекомендаций, проведения психотерапевтических мероприятий и т.д.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК. МАЛОФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ (НАБЛЮДЕНИЕ, АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИНТЕРВЬЮ, БЕСЕДА), ИХ НАЗНАЧЕНИЕ.

Метод наблюдения- старейший метод психологической диагностики. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия со стороны наблюдаемых и кооперирования с ними. наблюдение как метод включает: цель наблюдений и схему наблюдений. Цель наблюдения. Наблюдение может носить поисковый и конкретный, строго определенный характер. Цель поискового наблюдения, которое обычно проводится на начальном этапе разработки какой-либо проблемы, - получить наиболее полное описание всех свойственных этой проблеме сторон и отношений, охватить ее целиком.

Беседа - это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Беседа как метод психодиагностики имеет некоторые различия по форме и характеру организации. Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью.


Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым). По форме оно бывает: - свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная); - стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика); - частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная). В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические. Диагностическое интервью - это метод получения информации общего содержания и направлен на зондирование различных аспектов поведения, свойств личности, характера, а также жизни вообще: выяснение интересов и склонностей, отношения к родителям, братьям и сестрам и т. д.

И последняя группа представляет собой анализ продуктов деятельности. Среди них могут быть разнообразные изделия, орудия труда, художественные произведения, магнитофонные записи, кино- и фотодокументы, личные письма и воспоминания, школьные сочинения, дневники, газеты, журналы и т. д. Одним из способов стандартизации изучения документальных источников является так называемый контент-анализ (анализ содержания), предусматривающий выделение специальных единиц содержания и подсчет частоты их употребления.

ВЫСОКОФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ (ТЕСТЫ, АНКЕТЫ, ОПРОСНИКИ,

Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности - Смирнов С.Д. - 2005.

В книге освещены основные разделы курса «Педагогика и психология высшего образования», который читается во многих вузах. Дается краткий очерк истории и современного состояния высшей школы в России, анализируются тенденции развития высшего образования за рубежом. В систематической форме излагаются психолого-педагогические проблемы обучения в высшей школе. Наиболее развернуто представлены такие разделы, как психология деятельности, психология личности, психодиагностика в высшей школе, развитие творческого мышления в обучении, активные методы обучения, технические средства обучения, специфика профессиональной деятельности преподавателя вуза.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть интересно и полезно аспирантам, преподавателям высших учебных заведений, слушателям факультетов повышения квалификации, педагогам.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Введение
Основные задачи курса «Педагогика и психология высшего образования»
О предмете педагогики
Предмет педагогики высшего образования и структура учебного пособия
О предмете психологии высшего образования
Глава 1. Краткая история и современное состояние высшего образования в России
1.1. Зарождение и основные тенденции развития высшего образования в России (XVII - начало XX в.)
1.1.1. Первые высшие учебные заведения в России
1.1.2. Педагогическая практика и педагогические идеи в системе образования в России в XVIII - XIX вв
1.2. Система высшего образования в советский период
1.2.1. Особенности развития высшего образования в России и СССР между Первой и Второй мировыми войнами
1.2.2. Восстановление системы высшего образования, его качественная и количественная динамика после Великой Отечественной войны
1.3. Современные тенденции развития высшего образования за рубежом и перспективы российской высшей школы
1.3.1. Высшая школа индустриально развитых стран после Второй мировой войны
1.3.2. Болонская декларация и Болонский процесс
1.3.3. Перспективы развития высшей школы в Российской Федерации
1.3.4. Проблема непрерывного образования
Глава 2. Психология деятельности и проблемы обучения в высшей школе
2.1. Общие понятия о деятельности
2.1.1. Деятельность как философская категория
2.1.2. Психологическая структура деятельности и «деятельностная» трактовка психики
2.1.3. Составляющие сознания
2.2. Деятельность и познавательные процессы. Познание как деятельность
2.2.1. Функциональная структура познавательных процессов и понятие «образ мира»
2.2.2. Учение как деятельность
2.3. Теория планомерного формирования умственных действий и понятий как пример последовательного воплощения деятельностного подхода к обучению
2.3.1. Общие положения
2.3.2. Этапы формирования умственных действий и понятий
2.3.3. Типы ориентировочной основы действия или типы учения
2.3.4. Возможности и ограничения использования метода планомерного формирования умственных действий и понятий в высшей школе
Глава 3. Психология личности и проблема воспитания в высшей школе
3.1. Что такое личность?
3.1.1. Вводные замечания
3.1.2. Личность как психологическая категория
3.1.3. Личность и деятельность
3.1.4. Личность, индивид, индивидуальность
3.2. Строение личности
3.2.1. Вводные замечания
3.2.2. Потребности и мотивы
3.2.3. Эмоциональная сфера личности
3.2.4. Воля
3.2.5. Темперамент
3.2.6. Характер
3.2.7. Способности
3.3. Развитие личности
3.3.1. Вводные замечания
3.3.2. Движущие силы, условия и механизмы развития личности
3.4. Психологические особенности студенческого возраста и проблема воспитания в высшей школе
Глава 4. Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения
4.1. Вводные замечания
4.2. Критерии творческого мышления. Творчество и интеллект 164
4.3. Методы стимуляции творческой деятельности и понятие творческой личности
4.4. Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания
Глава 5. Цели, содержание, методы и средства обучения в высшей школе
5.1. Цели и содержание обучения
5.1.1. Теоретический анализ понятий «научение», «обучение», «образование»
5.1.2. Цели обучения и принципы построения содержания обучения в высшей школе
5.2. Организационные формы обучения в вузе
5.3. Классификация методов обучения и воспитания
5.4. Активные методы обучения
5.5. Технические средства и компьютерные системы обучения
5.5.1. Общие положения
5.5.2. Технические средства предъявления информации (ТСПИ)
5.5.3. Технические средства контроля
5.5.4. Технические средства управления обучением (ТСУО)
5.5.5. Вспомогательные компьютерные учебные средства
5.5.6. Интернет в обучении. Средства дистанционного обучения
5.5.7. Некоторые практические советы преподавателю по использованию технических средств в учебном процессе
Глава 6. Психодиагностика в высшей школе
6.1. Психодиагностика как раздел дифференциальной психологии
6.2. Малоформализованные и высокоформализованные психодиагностические методики
6.3. Психодиагностика как психологическое тестирование
6.4. Из истории использования психодиагностики для решения проблем высшей школы
6.5. Психодиагностика как специальный психологический метод
6.6. Корреляционный подход как основа психодиагностических измерений
6.7. Классификация психодиагностических методов
6.7.1. Номотетический и идеографический подходы
6.7.2. Типы психологических показателей
6.7.3. Тесты интеллекта
6.7.4. Тесты способностей
6.7.5. Тесты достижений
6.7.6. Проблема умственного развития в связи с успешностью адаптации в высшей школе
6.7.7. Личностные тесты
6.7.8. Проективные техники
6.7.9. Анкеты и опросники
6.7.10. Психофизиологические методы
6.8. Психодиагностика в контексте обследования групп студентов и преподавателей в высшей школе
6.9. Влияние условий тестирования на выполнение тестов способностей, интеллектуальных и личностных тестов
6.10. Компьютеризация психодиагностических методик
Глава 7. Анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза и проблема педагогического мастерства
7.1. Вводные замечания
7.2. Анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза
7.3. Структура педагогических способностей
7.4. Установки преподавателя и стили педагогического общения
7.5. Психологическая служба вуза
Глава 8. Психологические факторы успешного обучения студентов в вузе
Заключение
Библиография

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности - Смирнов С.Д. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать zip
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

В психологическом словаре дается следующее определение психодиагностики: “Психодиагностика - область психологической науки, разрабатывающая методы индивидуальных психологических особенностей личности”.

Основные функции психодиагностики в системе современного высшего образования - осуществление контроля за формированием необходимых знаний и профессионально важных качеств, оценка особенностей умственного и личностного развития студентов в ходе обучения, оценка качества образования. Все большее распространение получают психодиагностические методики для отбора абитуриентов в те или иные учебные заведения.

Психодиагностика направлена на измерение какого-то качества, постановку диагноза на этой основе, нахождение того места, которое занимает испытуемый среди других по выраженности изучаемых особенностей.

Предполагается, что полученные результаты будут соотноситься с какой-то точкой отсчета или сравниваться между собой.

В зависимости от целей диагностики судьба поставленного психологом диагноза может быть различной. Этот диагноз может быть передан другому специалисту (например, педагогу, врачу и т. д.), который сам принимает решение о его использовании в своей работе. Поставленный диагноз может быть предоставлен испытуемому и сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых свойств.

Советская школа педагогики развивалась сложно. В основном это было связано с постановлениями ВКП (б) от 1936 г., которые практически внесли запрет не только на применение тестов в учебных заведениях, но и на проведение научных разработок в области педагогики.

В последние десятилетия отмечается гуманизация работ по педагогике (как исследовательских, так и практических). Теперь главной целью педагогики признается обеспечение полноценного психического и личностного развития.

В педагогике принято различать методики по степени их формализованное™ - по этому признаку можно выделить две большие группы методов: малоформализованные и высокоформализован- ные. К первой группе относятся наблюдения, беседы, анализ разнообразных продуктов деятельности. Использование этих методов требует высокой квалификации диагноста, поскольку зачастую нет стандартов проведения обследования и интерпретации результатов. Проведение подобных обследований обычно представляет собой длительный и трудоемкий процесс.

Стремясь повысить надежность и объективность получаемых данных, психологи пытались использовать разные приемы, например применяли специальные схемы проведения обследования и обработки данных. Еще в 20-е гг. XX в. были разработаны принципы построения работы по наблюдению за поведением детей (М. Л. Басов).

В качестве примера попытки упорядочить работу с малоформа- лизованными методами можно назвать карту наблюдений Стотта, которая позволяет фиксировать разные формы школьной дезадаптации, включая такие проявления, как депрессия, тревожность, эмоциональное напряжение, невротические симптомы. Однако и в случаях, когда есть четкие схемы, наиболее важным и сложным этапом остается интерпретация данных.

Еще одним вариантом малоформализованных методик является метод беседы, или опроса. При кажущейся простоте использование этого метода в обследованиях разного рода требует особого искусства вербального общения, знания того, какие вопросы задавать, и т. д. Наиболее распространенным методом проведения беседы является интервью. Различают две его основные формы: структурированную - наличие заранее разработанной схемы, включающей в себя общий план беседы, последовательность вопросов, варианты ответов, жесткую их интерпретацию; стойкая стратегия и тактика;

неструктурированную - стойкая стратегия и свободная тактика. Ход интервью складывается спонтанно и определяется оперативными решениями интервьюера; есть общая программа, но без деталей.

Области применения опроса обширны. В практических целях используют интервью при приеме в учебное заведение или на работу, при перемещении по службе и т. д.

Кроме этого существует клиническое интервью, предназначенное для проведения психотерапевтической работы и помогающее человеку осознать свои страхи, переживания, тревоги, серьезные мотивы поведения.

И последняя группа - анализ продуктов деятельности. Среди них могут быть разнообразные изделия - художественные произведения, математические записи, кино- и фотодокументы, школьные сочинения, дневники и т. д. Одним из способов стандартизации изучения документальных источников является так называемый контент-анализ (т. е. анализ содержания), предусматривающий выделение специальных единиц содержания и подсчет частоты их употребления.

Рассмотрим более подробно другой большой класс методик - методы высокого уровня формализации. К ним относятся: тесты;

анкеты и опросники; проективные техники; психофизиологические методики.

Их отличает целый ряд характеристик, таких как регламентация процедуры обследования, обработка и интерпретация результатов, надежность и валидность. Каждую из четырех групп характеризует определенное содержание, степень объективности, форма предъявления, способ обработки и т. д.

Диагностическая процедура строится таким образом, чтобы ни один испытуемый не имел преимущества перед другим.

Особое значение имеет выбор критерия оценки получаемых результатов. Чаще всего они сопоставляются с нормами выполнения в выборке стандартизации (например, дети определенного возраста, студенты вузов одного профиля ит.д.).

Эти нормы устанавливают опытным путем. Затем результаты каждого испытуемого сопоставляют с нормой и квалифицируют как средние, низкие или высокие. Сырые баллы с помощью специальных таблиц переводят в специальные показатели.

Однако у таких приемов есть недостаток (например, унификация по возрасту без учета региона, возможности и условия обучения). Как следствие, иногда используют социально-психологический норматив (СПН). Содержание СПН реально, оно присутствует в образовательных программах, квалификационных образовательных характеристиках.

Важными показателями качества психодиагностических методик являются надежность и валидность. Надежность свидетельствует о повторяемости результатов, стабильности, постоянстве и устойчивости (насколько можно доверять). Выделяют три типа надежности:

надежность измерительного инструмента;

стабильность изучаемого признака;

константность (независимость результатов от личности обследующего).

Все показатели характеризуются коэффициентами, которые определяются при специальном анализе методики.

Другой показатель качества - валидность. По определению видного американского тестолога А. Анастази “валидность - понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает”. Таким образом, валидность свидетельствует о том, пригодна ли методика для измерения определенных качеств и насколько эффективно она это делает. Для проверки используют другие методики. Валидность характеризуется коэффициентами. По разным причинам коэффициенты валидности всегда ниже коэффициентов надежности (коэффициент валидности 0,5 - высокий; коэффициент надежности 0,8 - высокий).

Тесты. Из всех существующих методик наиболее распространены в настоящее время тесты - краткие стандартизированные пробы, испытания, позволяющие в короткий период времени получить характеристики индивидуально-психологических особенностей человека по определенным параметрам. Тесты классифицируют по нескольким основаниям, среди которых наиболее значимые:

По форме тесты могут быть:

  • 1) индивидуальными и групповыми;
  • 2) устными и письменными, бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными;
  • 3) вербальными и невербальными.

Индивидуальные тесты более информативны.

Тесты интеллекта. Предназначены для изучения уровня интеллектуального, умственного развития человека. Имеются в виду познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание). Исторически это наиболее ранние методики психодиагностики. Во Франции их ввел А. Вине для выявления умственно отсталых детей. После нововведений Л. М. Термена (США) шкалы Вине стали применяться для нормальных детей. Появилось понятие “IQ”:

(Умственный возраст / Паспортный возраст) 100 %.

Тесты интеллекта особое распространение получили в США, особенно в системе народного образования, а также при поступлении в учебное заведение и на работу. Среди наиболее известных методик, применяемых в настоящее время, - тест Векслера, Раве- на, Стенфорд-Вине.

Тесты достижений. Предназначены для того, чтобы оценить успешность овладевания конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин. Более объективны, чем оценка.

Отличаются от собственно психологических тестов:

  • 1) с их помощью изучают успешность овладевания конкретным, ограниченным определенными рамками учебным материалом;
  • 2) по целям применения: тесты способностей напраштены главным образом на выявление предпосылок к тем или иным видам деятельности и претендуют на прогнозирование выбора профиля обучения или деятельности, для ответов на тесты достижения необходимы конкретные знания.

Существуют тесты профессиональных достижений, как устные, так и письменные (в США более чем для 250 профессий).

Тесты способностей. Делятся на общие и специальные. Общие, как правило, интеллектуальные. Специальные обычно направлены на диагностику таких способной, которые имеют отношение к успешности выполнения конкретной деятельности или нескольких ее видов. Различают тесты математических, физических, музыкальных и других способностей. В зарубежной тестологии принято классифицировать тесты этого типа по двум видам:

психологические функции - сенсорные и моторные;

деятельность - технические и профессиональные, т. е. соответствующие той или иной профессии.

Моторные тесты. Направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной координации, ловкости движений пальцев рук, точности мышечного усилия и т. д. Как правило, предполагают применение специальной аппаратуры.

Личностные тесты. Предназначены для изучения различных аспектов личности - мотивации, интересов, ценностных ориентаций, эмоционального склада и др. К большинству личностных тестов неприменимы традиционные критерии надежности, валидности и стандартизации.

Проективные техники. Это специальные техники клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Характерная черта всех методик этого типа - неопределенность, неоднозначность стимульного материала, малая стандарти- зированность проведения всей процедуры обследования и интерпретации. Введение термина “проективные методы” принадлежит Л. Франку, который предложил и свою классификацию:

  • 1) методики структурирования, например тест чернильных пятен Роршаха;
  • 2) методики конструирования (тест Мира и его модификации);
  • 3) методики интерпретации (тематический интерпретационный тест - ТАТ, тест фрустраций Розенцвейга);
  • 4) методики дополнения (неоконченные предложения и рассказы);
  • 5) методики катарсиса (психодрама);
  • 6) методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенности речи);
  • 7) методики изучения продуктов творчества (фигура человека, рисунок семьи и т. д.).

В целом методики данного класса успешно используются в клинико-консультационной работе. Они являются основой для проведения психотерапевтических воздействий и как инструмент личной диагностики в высшей школе используются редко.

Анкеты и опросники. Задания представлены в виде вопросов и утверждений (либо необходимо ответить на конкретный вопрос, либо определенным образом отнестись к сформулированным утверждениям). Опросники могут применяться для исследования черт личности, ее интересов, предпочтений и т.д. Опросники просты и не требуют длительного обучения экспериментатора.

Наиболее известные и широко используемые в психодиагностике многостадийный личностный опросник штата Миннесота (MMPI), личностный опросник Кеттела, опросник интересов Страпа.

Данные опросники, диагностирующие личностные особенности, применимы в своей культуре. Перенос этих методов в другие культуры требует особой адаптации.

Психофизиологические методы. Характеризуют особенности нервной системы. Направление возникло в России.

Формально динамические особенности психики могут выражаться в работоспособности, помехоустойчивости, концентрированности, перекшочаемости и других показателях протекания психических процессов и особенностей поведения. В дифференциальной психофизиологии изучаются особенности основных свойств нервной системы и их проявлений. Эти методики лишены оценочного подхода, так как нельзя говорить о том, что одни свойства нервной системы лучше, а другие хуже. Наиболее надежными и валидными признаются аппаратурные методы диагностики индивидуально- психофизиологических особенностей, например электроэнцефа- лографические. Существует и ряд бланковых методик.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  • 1. Что относится к предмету психологии?
  • 2. Каковы вехи становления психологии как науки?
  • 3. Что относится к донаучной психологии?
  • 4. Что понимают под научной психологией?
  • 5. Какой круг явлений рассматривает научная психология?
  • 6. Какие разделы психологии вам известны? В чем их особенности?
  • 7. Что такое психодиагностика?
  • 8. Что такое психотехника?
  • 9. Каковы функции психодиагностики в системе высшего образования?
  • 10. Что такое малоформализованные и высокоформализованные методы?
  • 11. Какие формы интервью вам известны?
  • 12. Что такое надежность и валидность?
  • 13. Каким образом классифицируют тесты?
  • 14. Какие проективные методики вы знаете?
Выбор редакции
Что делать, если диеты не помогают, а голодать не хватает силы воли и возможностей? Остается надежное и проверенное средство — заговор...

Детальное описание из нескольких источников: «молитва за поступление ребенка в вуз» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном...

При своевременно назначенном и эффективном лечении анализ крови СРБ покажет уменьшение концентрации белка уже через несколько дней....

У многих есть мечта: иметь доступ к неиссякаемому фонтану достатка и прибыли. Если получится, то на постоянной основе. А что вы можете...
Во всех клиниках «Медок» можно сдать анализы практически всех популярных типов. В том числе: общий анализ мочи; анализ на яйца остриц и...
Современный человек, живущий в большом городе, наполненном суматохой, шумом и соблазнами, не очень склонен верить в духовные чудеса. Но...
Всем невозможно нравиться. Даже если человек очень добрый и милый, это не дает ему стопроцентной защиты от зависти . А зависть - чувство...
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...
К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...