Петр лещенко конец жизни. "Пётр Лещенко. Всё, что было". Танцор не хуже, чем певец


23.05.2017, 15:35

Долгих четыре года понадобилось биографическому телепроекту «Петр Лещенко. Все, что было...», чтобы предстать перед российским зрителем. Сериал, в котором занято множество отечественных знаменитостей, был готов уже в 2013 году. Его уже успели показать на украинском ТВ и выложить в интернет, так что полноценной премьерой выход фильма на Первом канале назвать никак не получается. Равно как и причислить к действительно биографическим — истинная жизнь артиста, в которой было много достойных экранизации событий, в этом проекте тесно переплетена с фантазией сценариста, стремившегося создать образ идеального героя. С аккордеоном наперевес он пробивается сквозь многочисленные тернии, чтобы в конце оказаться падающей звездой.

Петр Лещенко — фигура достаточно одиозная для советского общественного мнения: долгое время исполнитель таких шедевров, как «Чубчик» и «У самовара я и моя Маша», на территории СССР пребывал под запретом. Немудрено: расцвет карьеры исполнителя пришелся на постреволюционный период и проходил в Европе, в годы Второй мировой войны он неоднократно выступал в оккупированных немецкими и румынскими войсками городах, а сам Иосиф Сталин, поговаривают, характеризовал его как «самого пошлого и безыдейного белоэмигрантского кабацкого певца». Синдром запретного плода сработал в конце 80-х, когда пластинка «Поет Петр Лещенко», выпущенная «Мелодией» через несколько десятилетий после смерти шансонье, обошла по популярности всех — от «Алисы» до «Аллы Пугачевой». Тогда ее можно было приобрести в любом киоске «Союзпечати». Но это был гребень единственной волны. После этого фамилия Лещенко стала ассоциироваться по большей части с лучшим другом Владимира Винокура, а фотографии молодого человека с резкими чертами лица и подкрашенными глазами становились все менее и менее узнаваемыми. Сериал не сильно поможет зрителю освежить память — актеры в нем поют собственными голосами, а биография, как говорилось выше, предстает во многом выдуманной.

Главная роль досталась Константину Хабенскому, который первым делом отказался от свойственных настоящему Лещенко вычурных костюмов (певец и танцор часто выходил на сцену, например, в образе восточного человека с кинжалами в зубах).

Молодого Петра сыграл Иван Стебунов — кто-то должен был воспользоваться внешним сходством двух исполнителей, которое зритель отметил давным-давно. Раз уж на то дело пошло, взору публики явилась такая же пара актрис — сходство Виктории Исаковой и Ольги Лерман также пригодилось. Отметим, что ради этого пришлось пожертвовать очередным кусочком здравого смысла — юными гимназистами в этом фильме вообще не выглядят те, кто их играет.

Сценарий «Петра Лещенко» писал ныне покойный Эдуард Володарский — специалист с огромным послужным списком, заключительная часть которого состоит сплошь из многосерийных телефильмов, многие из которых также описывали жизнь замечательных людей. Режиссером выступил Владимир Котт — постановщик ряда художественных и телевизионных фильмов, снискавших не самую громкую славу. В целом перечень задействованных в работе над фильмом людей выглядит несколько странно. И неоспоримым итогом стала нестабильная смесь мыльной оперы с фэнтези с элементами исторического экскурса. Все, что касается песен и любви, смотрится вполне себе по-бразильски. Все, что касается войны и революции — потешно.

В первых сериях «Петра Лещенко» публика не смогла найти заявленного Хабенского в тех количествах, которые ожидала: герой-в-будущем невнятно мычит песенку за песенкой в румынской кутузке, будучи терзаем местным особистом в прекрасном исполнении Тимофея Трибунцева. От побоев и морального прессинга он отдыхает посредством мысленных флешбэков — так перед глазами аудитории разворачивается юность главного героя, полная терзаний и метаний.

Петр Лещенко — русский и румынский эстрадный певец, исполнитель народных и характерных танцев, ресторатор. В СССР он был под негласным запретом, а имя не упоминалось в советских СМИ. Да и в конце 80-х годов XX века официального разрешения на появление в эфирах голоса Петра Константиновича не было, но все же записи песен стали звучать на радио, а потом появились и передачи и статьи в память о нем.

Бедность, неизвестно откуда взявшийся пьющий папаша-изверг (в ужасающем исполнении Николая Добрынина), злые служители культа, прогнавшие нищего мальчугана из хора (сам Лещенко вспоминал как раз об обратном), кругом гимназисты-буржуи и выхода нет.

Впрочем, один находится: вокруг Кишинева перманентно кочует цыганский табор с друзьями главного героя и объектом страсти главного героя. Красть лошадей его там не учат, зато дают уроки музыки и дарят тот самый аккордеон, явно претендующий на место в центре всей истории. Неоправданно долго будущая звезда шляется из локации в локацию в простенькой рубашонке, разыскивая пути применения таланту (их показали в первой же сцене) и заодно решая непростые сердечные задачи — например, как переспать с гордой цыганкой, избежав вступления с оной в брак. Трудно было жить, дорогие зрители.

Россия тем временем последовательно движется к эпохе разрушительных катаклизмов. Не успевает молодой Петр записаться в вольноопределяющиеся (с этого момента в кадре начинают появляться облаченные в военную форму солидные актеры вроде Андрея Мерзликина или Евгения Сидихина), как начинается война — пока еще Первая мировая. Персонажи радостно палят в воздух из револьверов и винтовок и воодушевленно отправляются в окопы, где их ждут ранения и гибель. Котт с Володарским продолжают рисовать безупречного героя, которому везде рады в силу умения исполнить «На сопках Маньчжурии» — даже от лютой смерти он спасается не убийством врага, а печальным взглядом в небеса, где парит одинокая птица.

В мае 1942 года в Одессе, оккупированной румынскими войсками, Петр Лещенко познакомился с 19-летней Верой Белоусовой , студенткой Одесской консерватории, музыкантом, певицей. Влюбился. Вернувшись в Бухарест, он развелся со своей первой женой, также артисткой, Жени (Зинаида) Закитт. В семье рос 11-летний сын. Спустя два года Петр Константинович зарегистрировал брак с Белоусовой. Разница в возрасте с молодой супругой составляла 25 лет. Молодожены переехали из Одессы в Бухарест. Стали вместе ездить по гастролям, выступать в театрах и ресторанах Румынии.

Чудодейственным образом молодой Лещенко путешествует из казармы на сцену, со сцены — на поле брани, из пропавших без вести — в пациенты госпиталя, успевая по ходу дела навестить маму и подружку и несколько раз сорвать аплодисменты публики в одном и том же кабаке. Создатели сериала не особенно утруждают себя воссозданием отношений между персонажами — в конце концов, как и положено по канонам отечественного байопика, они лишь вешки на пути героя, вынесенного в название. Песня верить и жить помогает, а сценарий тем временем забредает в белогвардейские цепи, где Петр Лещенко помогает организовывать легендарные «психологические атаки». Страшно подумать, что случится с ним дальше, когда на экране все-таки материализуются большевики.

Сериалу не идет патриотическая личина, поэтому он сбрасывает ее при любом удобном случае — героем движут главным образом личные мотивы вроде стремления к славе или нежелания уступать женщину другому альфа-самцу с поставленным голосом. Впрочем, когда в шкуру Лещенко полноценно влезет Хабенский, это недоразумение будет исправлено: одиночное противостояние шагающему по Европе фашизму, по крайней мере, нас ждет обязательно. Зрителя это вряд ли сильно впечатлит: каким бы ни был главный персонаж великим артистом, харизма актера, которому досталась эта роль, в любом случае выйдет на первый план.

С Верой Белоусовой Петр Лещенко прожил до 1951 года. Он был арестован 26 марта органами госбезопасности Румынии в антракте после первого отделения концерта в городе Брашове. И был допрошен как свидетель по делу Веры Белоусовой-Лещенко, которая обвинялась в измене Родине (брак с иностранным подданым квалифицировался изменой). Свидание с женой разрешили всего раз, и более они не встречались. Умер Петр Лещенко в румынской тюремной больнице Тыргу-Окна 16 июля 1954 года. Материалы по делу Лещенко до сих пор закрыты.

Обращаемся ко всем, кто может помочь в поиске людей, которые знали Петра Лещенко, певца популярного в Румынии в 30-50-е годы. Возможно, есть материалы, документы, имеющие отношение к этому артисту. Его супруга Вера Лещенко, выступавшая вместе с ним на сцене, безуспешно пыталась узнать, где захоронен ее муж. Вот письмо, написанное ею за неделю до ее ухода из жизни:


«Я, Вера Лещенко вышла замуж за Петра Лещенко - певца, любимого в Румынии и приехала с ним в Бухарест в 1944 году. До 1952 года я жила в Бухаресте. В гастрольных выступлениях по Румынии я сопровождала мужа, в концертах аккомпанировала ему на аккордеоне, также мы пели в дуэте, были у меня и сольные номера. В 1951 году в Брашове в антракте сборного концерта румынские спецслужбы арестовали моего мужа. Мне удалось его увидеть в Жилаве, где содержали Петра Константиновича под арестом. Тогда он мне сказал: «Я ни в чем не виноват. Скоро буду дома». Я не дождалась своего любимого, так как была арестована советскими спецслужбами в 1952 году и под конвоем доставлена в Констанцу. Там мне вынесли приговор - расстрел, потом заменили 25 годами «за измену родине». В чем это выразилось? Петр Лещенко был румынским подданным, но брак с иностранцем по советским законам расценивался, как измена родине. В Констанцу, где меня судила советская «тройка», привезли и Петра Лещенко. В моем деле есть его допрос. Ночью я слышала его крики, слышала, как его били, но свидания нам не дали. Меня отправили в Россию, в лагерь Ивдель. Я была зачислена в лагерную концертную группу. Умер Сталин и в 1954 году меня освободили, но лишь через 10 лет полностью реабилитировали. Я стала добиваться реабилитации имени Петра Лещенко. О нем стали писать и выпускать его пластинки в России. Но мне не удается найти его могилу. Знаю, что умер Игорь. По моей просьбе знакомая моя была на его могиле. Поклонилась его памяти. Он был очень славный мальчик. Знаю, что много плохого говорили в мой адрес, но моя совесть чиста перед всеми. После лагеря я работала в разных советских концертных организациях солисткой. Долгие годы я пыталась узнать о своем муже, где он? Мне сообщили, что Петр ушел из жизни, что последний год он находился в тюремном госпитале Тыргну-Окна. Последняя информация стала доступной после того, как были открыты и опубликованы румынские архивы секуритате со сведениями о заключенных. Там есть запись о Петре Лещенко, артисте, который умер в 1954 году 16 июля в Тыргну Окна. Мне 86 лет. С помощью друзей мне удалось добиться восстановления доброго имени моего мужа в России. Стали издаваться его диски, звучать песни в его исполнении по радио, но официальной. Я писала прошения во многие инстанции, чтобы получить достоверную информацию о Петре Константиновиче. Обращалась я и на Электрокорд в Бухарест, хотела узнать сохранились ли записи последнего диска, который мы записали с Петром перед его арестом. Увы, все мои письма оставались без ответа. В ноябре, месяц назад (прим. 2009 год) вышла книга моих воспоминаний о моем любимом Пете. Но я по-прежнему не знаю правды о его последних днях, не знаю, где он захоронен. Рассчитываю на доброту и отзывчивость румынского народа. Все эти годы я живу одной надеждой найти могилу мужа. Мне говорили, что Петра избили румынские конвоиры, когда он отказался петь для них. Я не верю, румыны очень любили Петра». Об Игоре, сыне Петра Константиновича я знала очень мало. Я желала ему только добра и никогда ни на что, в смысле наследства, не претендовала. Мне нужна была только правда о Петре Лещенко для официальной реабилитации его имени, для снятия незаконных обвинений в его адрес. Он был добрым и честным человеком. Он любил Россию и всем сердцем был привязан к Румынии и ее народу, среди которого провел большую часть своей жизни. Он не пытался скрыться, сбежать, потому что знал, что чист и не преступал черты закона никогда. Помогите мне восстановить правду. Петр Лещенко достоин этого, ведь его песни живут до сих пор, его имя помнят. Прошу вас, если располагаете какими-то сведениями о Петре Лещенко, напишите мне. Буду очень благодарна, с надеждой, Вера Лещенко Москва, Россия. 15 декабря 2009 года».

*****

Вера Лещенко жила в Москве. Ее не стало 19 декабря 2009 года. Ее последняя просьба была: «Найдите Петину могилу, хотя бы горсточку земли привезите мне на мою могилку». А последние слова были: «Петья. Петья. Петья». Она звала любимого, звала так, как его называли румыны. В память об замечательном, талантливом певце Петре Лещенко, в память о его красивой и трагичной любви к Вере, помогите восстановить правду. Друзья Веры Лещенко и поклонники таланта Петра Лещенко

Просим внести поправки и дополнения!
[email protected]
.............
РГАЛИ ф. 3178 оп. 2 ед. хр. 75. Андрианова (Лещенко) Вера Георгиевна, 1923 г.р., певица
Крайние даты:
13 декабря 1955 - 13 октября 1962
............
В 36 году сестры уже выступали с Жени Закитт - танцевальное трио. В 40-м году одна из сестер вышла замуж и уехала в Италию. Трио распалось.
ЗНАЧИТ ПОТОМКОВ НАДО ИСКАТЬ В РИМЕ!
.............
Смотрите фильм... https://www.youtube.com/watch?v=m5ZavW4Qg9M
=============
=========
======
СВИДЕТЕЛЬ ПЕТР ЛЕЩЕНКО

26 марта 1951 Петр Лещенко был арестован
органами госбезопасности Румынии
в антракте после первого отделения концерта в городе Брашове.
Вслед за этим в июле 1952 последовал арест его супруги Веры Белоусовой,
которая обвинялась в измене Родине.
Белоусова В.Г. 5 августа 1952 года была приговорена к смертной казни,
которую заменили 25 годами лишения свободы,
в 1953 освобождена за отсутствием состава преступления.

Лещенко умер в румынской тюремной больнице 16 июля 1954 года.
Материалы по делу Лещенко до сих пор закрыты.
Вдове Петра Лещенко удалось получить из Румынии
единственную информацию:
LESCENCO, PETRE. ARTIST. ARESTAT. AMURIT ;NTIMPULDETENIEI,
LA. PENITENCIARULT;RGUOCNA.
(ЛЕЩЕНКО, ПЁТР. АРТИСТ. ЗАКЛЮЧЁННЫЙ. УМЕР ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ
В ТЮРЬМЕ ТЫРГУ ОКНА).

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА ВЗЯТ ИЗ АРХИВНО-СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЛА
ПО ОБВИНЕНИЮ ВЕРЫ БЕЛОУСОВОЙ-ЛЕЩЕНКО В ИЗМЕНЕ РОДИНЕ
(СТ. 58-I "а" УК РСФСР).

Протокол допроса Петра Лещенко является ценным источником сведений о жизни и творческой карьере певца. На базе этого протокола изложена биография артиста на главной странице нашего сайта. Оригинальный рукописный текст протокола записан на 17-ти отдельных канцелярских страницах рукой ведущего допрос старшего следователя контрразведки МГБ военной части (полевая почта 58148) лейтенанта Соколова.
В конце каждой страницы имеется подпись Петра Лещенко.
В книге Веры Лещенко "Скажите, почему" приводится данный документ, но по вине редакции издательства "Деком"при перепечатывании рукописи была полностью пропущена четвёртая страница протокола, также в тексте много других мелких описок и неточностей.
В Сети на одном сайте помещён несколько урезанный и в значительной степени искаженный редактированием текст протокола допроса, который представил одессит Владимир Александрович Смирнов. По его свидетельству материалы архивно-следственного дела N15641-П Веры Георгиевны Белоусовой-Лещенко, к которым он имел доступ, хранятся в УСБУ города Одессы по ул. Еврейская, 43.
Ниже я привожу оригинальный текст протокола допроса Петра Лещенко, пользуясь ксерокопиями 17-ти рукописных страниц, которые были пересняты из архивно-следственного дела по обвинению Белоусовой-Лещенко сотрудником Лубянки. Копии этих документов были получены мной от Веры Георгиевны во время её работы над книгой. Орфографию оригинала, принятые сокращения и форму записи сохраняю полностью.

Лещенко Пётр Константинович, 1898 г. рождения, уроженец села Исаево, быв. Херсонской губернии, русский, гражданин Румынской Народной Республики, образование среднее, владеет русским, украинским, румынским, французским и слабо немецким языками, по профессии артист, в марте 1951 г. арестован румынскими органами Госбезопасности и содержится под стражей.

Допрос начат в 19:15.

Свидетель Лещенко об ответственности за дачу ложных показаний предупреждён

/подпись: Петр Лещенко/

Вопрос: Где вы родились и чем занимались до 1941 года?
Ответ: Родился я в 1898 году в селе Исаево, быв. Херсонской губернии. Отца я не знаю, так как мать родила меня, не состоя в браке. В возрасте 9 месяцев с матерью вместе, а также с ее роди-

/подпись: Петр Лещенко/

Телями переехали на жительство в город Кишинев. До 1906 года я рос и воспитывался дома, а затем, как имевший способности по танцам и музыке был взят в солдатский церковный хор. Регент этого хора Коган позднее определил меня в 7 Народное приходское училище в Кишиневе. Одновременно с этим регент архирейского хора Березовский, обратив на меня внимание, определил в хор. Таким образом к 1915 году я получил общее и музыкальное образование. В 1915 году, ввиду перемены голоса, я в хоре участвовать не мог и остался без средств, поэтому решил пойти на фронт. Устроился вольноопределяющимся в 7-й Донской казачий полк и служил там до ноября 1916 г. Оттуда я был направлен в пехотную школу прапорщиков в г. Киев, которую окончил в марте 1917 г. и мне было присвоено звание прапорщика. После окончания упомянутой школы через 40 запасной полк в Одессе был отправлен на румынский фронт и зачислен в 55 пехотный Подольский полк 14 пехотной дивизии на должность командира взвода. В августе 1917 года на территории Румынии был тяжело ранен и контужен и отправлен в госпиталь, сначала в полевой, а затем в г. Кишинев. Революционные события Октября 1917 года застали меня в этом же госпитале. Еще и после Революции я продолжал находиться на излечении до января 1918 года., т.е. до момента захвата румынскими войсками Бессарабии.
/подпись: Петр Лещенко/

В средних числах января 1918 г. я из госпиталя вышел и остался в г. Кишиневе у своих родственников. Мать к тому времени вышла замуж за зубного техника Алфимова Алексея Васильевича и жила также в Кишиневе. После этого, до 1919 года я работал в Кишиневе некоторое время токарем по дереву у одного частника, затем служил псаломщиком в церкви при Ольгинском приюте, подрегентом церковного хора в Чуфлинской и кладбищенской церквей. Кроме этого участвовал в вокальном квартете и пел в опере, образовавшейся в Кишиневе, директором которой была некая Белоусова.
Осенью 1919 года с танцевальной группой в составе: Зельцер Даниила, Товбик и Кангушнера, (под названием "Елизаров") я выехал в Бухарест и выступал вместе с ними в течение 4-х месяцев в театре "Алягамбра". Затем в составе этой же группы весь 1920 год выступал в Бухарестских кинотеатрах. До 1925 года работал в различных артистических группах как танцор и певец и разъезжал по городам Румынии. В 1925 году вместе с неким Трифанидис Николаем, жит. Кишинева выехал в Париж. Там я встретился с Кангизер Антониной, урож. г. Кишинева, с которой я в 1921-1922 г. работал в одной труппе в Румынии. Вместе с ней, ее братом 9 лет, ее матерью и Трифанидис мы организовали труппу и выступали месяца три в парижских кинотеатрах.
/подпись: Петр Лещенко/

В то время я намеревался жениться на Кангизер, но поскольку она имела много поклонников я порвал всякие отношения с ней, труппа наша распалась и два месяца находился без работы. Там же, в Париже, случайно встретил некого Вороновского Якова, танцора, с которым был знаком еще по Бухаресту. Он предложил мне место танцора в ресторане "Норманди", а сам выехал кажется в Швецию. Это было в феврале 1926 года, работал я там до конца апреля того же года. В тоже время я познакомился с некой Закитт Жени, по национальности латышкой, по профессии артисткой, урож. г. Риги и составил с ней дуэт. Позднее встретился там же с двумя поляками-музыкантами, работавшими ранее в одном из ресторанов в г. Черновцы. Они имели контракт с турецким театром в г. Адана и должны были поехать туда с оркестром на гастроли. Эти музыканты пригласили и меня с Закитт, на что мы согласились, и в мае 1926 года на пароходе "Атики" мы выехали в Константинополь. Приехав туда, мы узнали, что театр в городе Адана сгорел. Через несколько дней приехал предприниматель из Смирны и заключил с нами контракт на 6 месяцев, куда мы выехали и отработали весь срок в одном из ресторанов города.
/Подпись: Петр Лещенко/

Там же в июле 1926 года я оформил брак с Закитт Жени. После заключили контракт с рестораном "Кариллон" в г. Бейрут, где проработали 8 месяцев. Оттуда уже вдвоем с женой также по контракту выехали в г.Дамаск и работали при ресторане "Опера Абас", затем работали в городе Алепа и возвратились в Бейрут. В начале 1928 года выехали в Афины, работали при ресторане "Каво Московит", затем в гор. Салоники. Из этого города по контракту выехали в Константинополь и выступали при ресторане "Петит шалеп" до августа 1928 года.
Так как находились продолжительное время за границей и не видели родственников, то решили возвратиться в Румынию. Сразу же поступили в Бухарестский театр под названием "Театрул Ностру". В декабре 1928 года ездили к моим родственникам в Кишинев, которым оказали некоторую материальную помощь, в чём они нуждались.
В начале 1929 года ездили в Ригу к родственникам жены по случаю смерти её отца, где пробыли две недели, после чего выехали в Черновцы и работали там при ресторане "Ольга-бар" в течение трех месяцев. Из Черновиц переехали в Кишинев, выступали в
/подпись: Петр Лещенко/

Ресторане Лондонском, летнем театре и кинотеатрах до зимы 1929 - 1930 годов. Зимой мы выехали в Ригу. Там работал я один в кафе "А.Т." до декабря 1930 года, затем получил приглашение танцоров Смальцовых, переехавших из Риги в Белград и ездили туда на гастроли на один месяц, после чего до мая 1931 г. снова продолжал работать в кафе "А.Т." Театральный агент Дуганов устроил мне выезд на концерты в г. Либаву, в кинотеатр, пробыл тамодин месяц и в тоже время заключил контракт с летним рестораном "Юрмала". Приехав в Ригу, взял жену, сына, родившегося в январе 1931 г., мать жены и выехал в Либаву, где провел всё лето 1931 года и возвратился снова в Ригу, устроившись на прежнее место работы в кафе "А.Т.".
Хозяин нотного магазина в Риге по фамилии Юноша предложил мне поехать в Берлин для напева нескольких песен и записи их на граммофонные пластинки фирмы "Парлофон" владельца Линдстрема.Туда я выехал глубокой осенью 1931 года и уже через 10 дней возвратился обратно, продолжая работать в кафе до весны 1932 года. Весной вместе с женой уехал в Черновцы, работал там около двух месяцев, после чего проживали в Кишиневе, где выступали в кинотеатрах. Решив обосноваться на постоянное жительство, мы из Кишинева переехали в Бухарест и поступили в павильон "Рус".
/подпись: Петр Лещенко/

Кроме этого, ездили в турне по Бессарабии. В 1933 году я выезжал в Вену, где также исполнял песни с целью записи их на пластинки фирмой "Колумбия". В 1935 году дважды ездил в Лондон, где выступал по радио и пел для записи на пластинки. Первый раз ездил с женой, а второй раз - один. В конце 1935 года в компании с некими Кавурой и Геруцким открыли ресторан в Бухаресте по улице Каля Викиторией N 2, который просуществовал до 1942 года.
В 1937-1938 гг. на летние сезоны я выезжал с женой и сыном в Ригу, а остальное время, вплоть до начала войны 1941 года, я проводил в Бухаресте и выступал в ресторане. Во время войны я выезжал в оккупированную румынскими войсками Одессу.

Вопрос: В связи с чем вы туда выезжали?
Ответ: В октябре 1941 г., проживая в Бухаресте и работая в ресторане, я получил извещение из 16 пехотного полка, к которому был приписан, явиться туда для получения назначения на службу при одном из лагерей военнопленных, однако я в полк не явился. Вскоре после этого получил вторичный вызов в полк, но и по этому вызову я также в полк не поехал, поскольку не хотел служить в армии и старался от службы уклониться.
/подпись: Петр Лещенко/

Лишь по третьему вызову прибыл в полк, дислоцировавшийся в г. Фалтичени, где заявил, что никаких вызовов не получал. Меня судили офицерским судом, предупредили и оставили в покое.
В декабре 1941 года я получил приглашение от директора Одесского оперного театра Селявина с просьбой прибыть в Одессу и дать несколько концертов. Я ответил ему, что приехать не могу, т.к. не имею разрешения на выезд и вообще положение моё неважное с прошлыми вызовами в полк.
В январе 1942 года Селявин сообщил мне, что билеты на мои концерты проданы и что дата концертов перенесена на неопределенное время, до моего приезда. Очевидно он не получил моего первого ответа. Я вторично сообщил Селявину, что приехать в Одессу без разрешения властей не могу. К концу марта - началу апреля 1942 г. я получил разрешение культурно-просветительного отдела Губернаторства Транснистрии за подписью, кажется, Руссу на въезд в Одессу. На это я ответил театральному агенту Одесской оперы Друзюку, что могу прибыть в Одессу лишь по окончании зимнего сезона в ресторане. 19 мая 1942 г. я один выехал в Одессу и остановился там в гостиннице "Бристоль"
/подпись: Петр Лещенко/

Вопрос: Чем вы занимались в период пребывания в Одессе?
Ответ: Прибыв в Одессу к Селявину, я получил в свое распоряжение оперный оркестр и начал репетиции. Вскоре после прибытия, в мае же месяце, узнал, что в ресторане "Одесса" весьма успешно выступает с концертами одна девушка. Я заинтересовался этим и решил посетить упомянутый ресторан. Придя туда вечером, я прослушал выступление этой девушки по фамилии Белоусова Вера Георгиевна, она хорошо пела под собственный аккомпанемент на аккордеоне. После выступления мне представили ее и таким образом я с ней познакомился. Мне понравилась как она сама, так и ее пение. Пока я готовился к концертам, она некоторое время продолжала работать в ресторане. Первый концерт с оперным оркестром я дал 5 июня 1942 года, второй концерт 7 и третий - 9 июня того же года. На эти концерты я приглашал и Белоусову, за которой стал ухаживать сразу же после знакомства. В июле 1942 года из комендантского управления Одессы я получил извещение явиться на службу в 13 дивизию в качестве переводчика русского языка, но я туда не поехал и стал искать возможность, которая бы помогла мне остаться на месте. Я познакомился с некими Литвак и Бойко, которые держали
/подпись: Петр Лещенко/

Ресторан "Норд", переговорил с ними и они предложили мне поступить к ним. После заверения примарией нашего соглашения на совместную работу, я обратился в Военный стол примарии, который имел право выдать мне документ о том, что я мобилизован для работы на месте. После этого я выехал в Бухарест специально для того, чтобы купить аккордеон для Белоусовой, так как ее аккордеон пришел в негодность из-за поломки.
Возвратившись в Одессу из Бухареста, я получил из Военного стола Примарии документ о моей мобилизации на месте. Таким образом, я избежал отправки на фронт, в действующую армию. После всего этого я начал работать в ресторане один, а затем вместе с Белоусовой и другими артистами. В сентябре 1942 года я сделал предложение Белоусовой, она согласилась стать моей женой и я перешел на жительство к ней. С матерью и двумя братьями она проживала по ул. Новосельской в доме N 66. В декабре 1942 года я простудился, сильно заболел и вынужден был выехать для лечения в Бухарест, а Белоусова оставалась работать в ресторане. В начале февраля 1943 года я возвратился в Одессу, а в начале марта того же года получил распоряжение из примарии сдать документы, полученные в военном столе, о мобилизации меня на месте.
/подпись: Петр Лещенко/

Таким образом, продолжать работу в ресторане я не мог, Белоусова тоже прекратила выступать и стала заниматься лишь в консерватории, куда поступила ранее. Через два дня комендантское управление приказало мне немедленно выехать в 16 пех. полк для прохождения военной службы. Снова желая избежать отправки на фронт, я обратился к знакомому мне гарнизонному врачу в звании подполковника (фамилию его забыл) с просьбой помочь мне. Он поместил меня в военный госпиталь на 10 дней. Пока я там находился, пришел приказ отправить меня на фронт, в оперативный отдел штаба 95 пех. полка 19 пехотной дивизии. Врач госпиталя в звании копитана (фамилию его я также не помню), знавший меня, предложил мне сделать операцию по удалению аппендицита, хотя в этом не было необходимости, а нужно было просто выиграть время. Операцию он мне сделал 10 апреля 1943 г. и по 20 апреля я лежал в госпитале, затем получил отпуск на 25 дней, по истечении срока которого я должен был явиться в 16 пех. полк. 14 мая явился в мобилизационный отдел штаба упомянутого полка, находившегося в г.Фалтичени. Оттуда меня отправили в 95 запасной полк в город Турку Северин, где находился до 30 мая
/подпись: Петр Лещенко/

1943 года. Там я получил назначение в оперативный отдел штаба 95 пех.полка 19-й пех. дивизии, находившейся в Крыму, гор. Керчь. Доехав до станции Раздельной, решил к месту службы не являться, а уехал в Одессу. Сразу же обратился в военную артистическую группу 6-й дивизии, находившейся в Одессе, с тем, чтобы остаться там. Меня зачислили в группу, правда, не без труда, и с 5 по 15 июня 1943 года я ездил с этой группой давать концерты для румынских воинских частей. Со мной, как жена, ездила также Белоусова, но она на концертах не выступала. Я же был одет в военную форму и на концертах исполнял лишь одно танго "Голубые глаза", переведенное на румынский язык. Выступали перед воинскими частями в Жмеринке, Могилеве, Бирзуле (ныне - Котовск), Балте и Ямполе. После возвращения в Одессу пришел приказ оставить меня при 6 пех. дивизии в этой самой артистической группе. До октября 1943 года я служил в названной группе и выступал с ней преимущественно в госпиталях, исполняя румынские песни. В октябре 1943 года Генеральный штаб румынской армии приказал штабу 6 Пехотной дивизии немедленно отправить меня на фронт. Через два дня я выехал в Крым в 95 пех. полк 19 пех. дивизии.
Испр. "октябре" верить. /подпись Петр Лещенко./
/подпись Петр Лещенко/

Вопрос: Будучи в Одессе с Белоусовой, для кого вы давали концерты?
Ответ: Концерты мы давали для городской публики, посещавшей ресторан "Норд".
Один концерт вместе с Белоусовой по своей инициативе мы дали осенью 1942 года в театре "Обозрение". Другой раз мы выступали на вечере джаза у румына Петруца весной 1943 года. Билеты на этот вечер продавались всей желающей публике.

Вопрос: С каким репертуаром вы выступали?
Ответ: Я исполнял танцевальные танго и фокстроты, русские народные, лирические и цыганские песни. Как она, так и я пел на русском языке.

Вопрос: Какие песни антисоветского содержания вы исполняли с Белоусовой?
Ответ: Песен антисоветского содержания мы никогда не исполняли!

Вопрос: Вы принимали участие в выпускавшихся оккупантами в газетах и журналах?
Ответ: Никаких моих корреспонденций, также и Белоусовой в газетах не помещалось.

Вопрос: Кто писал в газетах в отношении вас?
Ответ: В газетах иногда помещались отзывы о наших выступлениях на концертах, но кто их писал, мне не известно.
/подпись: Петр Лещенко/

Правда, в одной из газет, название которой не помню, по моей просьбе было помещено объявление о том, что такого-то числа в театре "Обозрение" состоится мой концерт с Белоусовой Верой. Никаких других корреспонденций я в редакции не посылал.

Вопрос: Когда и в связи с чем Белоусова, изменив Родине, бежала в Румынию?
Ответ: Выехав в октябре 1943 г. на фронт в Крым, я до середины марта 1944 г. работал заведующим столовыми (офицерскими) сначала при штабе 95 пех.полка 19 пех. дивизии, а в последнее время при штабе кавалерийского корпуса. У командира корпуса генерала Чалык и начальника штаба корпуса подполковника Сареску я выхлопотал кратковременный отпуск и 18 - 19 марта 1944 года самолетом вместе с другими офицерами из Джанкоя вылетел в Тирасполь. Оттуда я в Бухарест не поехал, а прибыл в Одессу к Белоусовой, с которой, находясь в Крыму, я регулярно переписывался. По приезде я застал семью Белоусовых в полном смятении. Они не знали, что предпринять. Вся их семья была зарегистрирована, как подозрительная, для отправки в Германию в связи с отступлением немецких войск, из-за того, что отец Белоусовой служил в Советской армии.
Поскольку я и Вера Белоусова любили друг
/подпись: Петр Лещенко/

Друга и желая помочь ей и ее родственникам, я предложил им выехать со мной в Румынию. Они согласились с моим предложением, собрали необходимые вещи и на другой день мы все выехали из Одессы: Белоусова Вера, ее мать и два брата. Было это 21 или 22 марта 1944 года.

Вопрос: В чем выражалась ваша деятельность и Белоусовой на территории Румынии?
Ответ: Прибыв в Румыннию, я оставил семью Белоусовых в г. Либлинг, уезда Тимиш-Торонтал, а сам с Белоусовой Верой выехал в Бухарест к своим родителям, проживавшим по улице Бибеску Вода N 3-5. К маю 1944 г. я окончательно оформил развод со своей первой женой Закитт и в мае 1944 г. зарегистрировался в браке с Белоусовой Верой, которая после этого значилась под моей фамилией Лещенко.
До капитуляции Румынии мы ничем не занимались. После вступления советских войск на румынскую территорию мать и братья Белоусовы приехали к нам в Бухарест и вскоре возвратились в Одессу в порядке репатриации. По просьбе Советского командования я с женой вплоть до весны 1948 г. давал концерты для воинских частей в различных гарнизонах. Затем мы выступали с концертами в бухарестских кинотеатрах, а в марте 1949 г. поступили в организованный театр эстрады. Там я работал до марта 1951 г., т.е. до момента моего ареста.
/подпись: Петр Лещенко/

Чем занималась жена после моего ареста я не знаю. Я отбываю наказание в трудовой колонии и мне разрешается видеться с женой. 17 июля 1952 г. она ко мне приезжала и говорила, что работает в одном из Бухарестских ресторанов под названием "Пескаруш".

Вопрос: С кем вы поддерживали связь из числа иностранцев и в чем она заключалась?
Ответ: Еще до войны я познакомился в Бухаресте с персидским подданным Юсуф Шимхани Заде, коммерсантом, по национальности евреем. В Бухаресте он имел семью, но с ней не жил. В 1951 г. он выехал в Палестину. Семья - жена и дочь выехали раньше, но не знаю, куда. С ним у нас были чисто приятельские отношения бытового порядка. Он очень любил наше пение и часто посещал нашу квартиру, а в трудные моменты жизни оказывал некоторую материальную помощь. С другими иностранцами ни я, ни Лещенко Вера знакомы не были.

Вопрос: Печему Лещенко-Белоусова Вера согласилась на жительство в Румынии?
Ответ: Так как мы волюбили друг друга и к тому же она стала моей женой, то возвращаться в Советский Союз одна не хотела. По поводу выезда в СССР мы в 1950-51 г. обращались в советское консульство.
/подпись: Петр Лещенко/

Там нам ответили, что я должен ходатайствовать об этом перед Министерством Иностранных дел, а жена должна возвратиться через комиссию по репатриации. Я намеревался написать заявление, но в связи с арестом этого сделать не успел. Лещенко Вера без меня выехать в Советский Союз не желала, о чем заявила в консульстве.

Вопрос: Где находится Ваша первая жена?
Ответ: Моя первая жена Закитт Жени 1908-1910 г. рождения проживает вместе с сыном Лещенко Игорем 1931 г. рождения в г. Бухаресте по улице Каймати N 14. С ней я порвал всякую связь с 1939 года.

Вопрос: Кого вы имеете из родственников?
Ответ: В Бухаресте по ул. Бибеску Водэ N 3 - 5 проживает мой отчим - Алфимов Алексей Васильевич с дочерью Попеску Валентиной Алексеевной, ее мужем Попеску Петром и их сыном Павлом Попеску, 10 лет.
Вторая дочь Алфимова - Екатерина в 1940 г. выехала куда-то за границу и о ней я ничего не знаю. Кроме того, как показал выше, в Бухаресте вместе с первой женой проживает мой сын. Других родственников не имею.

Допрос окончен в 24 ч.

Протокол мною прочитан, записано правильно. .
/подпись: Петр Лещенко/

Допросил: ст. следоват. контрразв. МГБ в/ч пп 58148 л-нт П.Соколов
/подпись: Соколов/

Был в деле и протокол опознания.
Лещенко П.К. должен был по фотографии "опознать" свою супругу - Веру Белоусову-Лещенко:
Лещенко П.К., после ознакомления с представленными ему фотографиями разных гражданок, заявил:
"На фото № 2 я вижу мою жену. О ее действиях я дал показания 17 июля 1952 года.
/подпись: Петр Лещенко/
И, конечно, подпись ст. следователя контрразведки МГБ в/ч пп 58148 л-нт П. Соколова
==========
====
==
Лещенко В. Г. Петр Лещенко: Все, что было… : Последнее танго. – М. : АСТ, 2013. – 352 с. : портр., ил.
...
Лещенко Вера Георгиевна (1923-2009)- певица
1923, 1 ноября. – Родилась в Одессе в семье руководящего работника погранотряда НКВД. Отец – Георгий Иванович Белоусов. Мать – Анастасия Пантелеймоновна Белоусова, домашняя хозяйка.

1931. – Учеба в общеобразовательной и музыкальной школах.

1937. – Окончание восьми классов, поступление в музыкальное училище им. Столярского.

1939. – Поступление в Одесскую консерваторию по классу фортепьяно. Одновременно работа солисткой джаз-оркестра в кинотеатре.

1941, июнь. – Добровольный уход отца на фронт. Мобилизация в армию старшего брата Георгия. В.Г. выступает в составе артбригады в военных частях. Ранение.

1941, октябрь. – Оккупация Одессы румынами и немцами. Работа певицей в ресторане «Одесса». Необходимость отмечаться всей семье в комендатуре по причине того, что Георгий Иванович был коммунистом. Возвращение попавшего в плен и отпущенного старшего брата Георгия.

1942, 5 июня. – Знакомство и дружба с румынским подданным, певцом Петром Лещенко. Обручение Веры и Петра.

1944, май. – Оформление брака с П.К. Лещенко в Бухаресте. Совместная концертная деятельность супругов.

1944, 31 августа. – Вступление советских войск в Бухарест. Выступления супругов с концертами в советских воинских частях. Учеба в Бухарестской консерватории.

1945, осень. – Возвращение в Одессу отца, потерявшего на фронте здоровье.

1948. – Смерть отца.

1951. – Арест мужа в Румынии. Увольнение В.Г. из Бухарестского театра через две недели после ареста мужа. Работа солисткой в ресторане.

1952, 2 июля. – Арест В.Г. в Бухаресте советскими службами, этапирование в румынский город Констанцу. Тюрьма. Следователь Соколов, обвинение в измене Родине.

1952, 5 августа. – Объявление приговора «тройки» под председательством полковника Русакова: расстрел, замененный 25-ю годами ИТЛ, 5 лет поражения в правах с полной конфискацией имущества (кроме аккордеона, подаренного В. Петром).

1952, ноябрь. – Этап в Днепропетровск в пересыльную тюрьму. Свидание с матерью и старшим братом.

1953, февраль. – Этап в город Ивдель Свердловской области. Распределение в культурно-воспитательную часть. Концертная и театральная работа в лагере.

1954, 12 июля. – Освобождение, получение билета до Одессы. Отсутствие работы, гастроли с тремя артистами оперетты в Сибири.

1955. – Работа во Всесоюзном концертно-гастрольном объединении.

1956. – Получение известия о смерти в Румынии Петра Константиновича Лещенко.

1957. – Оформление брака с Владимиром Андриановым, знакомого по Ивдельлагерю, заведующего постановочной частью Москонцерта.

1958. – Реабилитация.

1959, лето. – Концерты в Магадане, сердечная встреча с Вадимом Алексеевичем Козиным.

1960-е. – Солистка оркестра Бориса Ренского.

1966. – Смерть В. Андрианова.

1980-е. – Третий брак, муж – Эдуард Кумелан.

2009, 19 декабря. – Вера Георгиевна Лещенко скончалась в Москве. Похоронена на Перепечинском кладбище.

ПОЧЕМУ ПЁТР ЛЕЩЕНКО ЗАКОНЧИЛ ЖИЗНЬ В РУМЫНСКОЙ ТЮРЬМЕ



Жизненный путь советского певца и танцора Петра Лещенко оказался ярким, насыщенным, но не слишком длинным. Скупая судьба отмерила ему всего 56 лет, значительная часть из которых припала на обе мировые войны и трудные послевоенные годы. Несмотря на это, Петру Лещенко удалось прославиться богатым творческим наследием и множеством легенд о себе.

Больше вопросов, чем ответов



В июле 1954 года в тюремной больнице города Тыргу-Окна умер мужчина. Поклонники творчества Петра Лещенко вряд ли бы узнали в этом избитом, изможденном пытками и голодом человеке своего кумира, которому рукоплескала Европе за неповторимое исполнение песен «Черные глаза», «Моя Марусечка», «Чубчик кучерявый» и других.




Точное место, где похоронен «сладкоголосый соловей», до сих пор неизвестно. Также никто не знает наверняка, от чего умер популярный исполнитель довоенного времени: от открывшейся язвы желудка, отравления или побоев. Вместе с Петром Константиновичем ушли в небытие и другие тайны.

То ли одессит, то ли молдаванин



Биографы даже затрудняются назвать точное место рождения будущей звезды эстрады. Точно известно лишь то, что детство Петра прошло в Кишиневе. Семья жила скромно, если не сказать бедно. Петю и его сводных сестренок воспитывали мама и отчим. Но главным учителем паренька стала улица. Здесь он впервые спел для толпы, собрав деньги в запылённую шапку.




Сделал это от досады на батюшку, который не выдал провинившемуся в чём-то Пете очередную мизерную «зарплату» за пение в церковном хоре. Благодаря своему проникновенному голосу за день паренёк заработал едва ли не столько же, сколько за месяц в церкви. За дерзкую выходку Лещенко выгоняют из хора, но его это не беспокоит.




Петр уже понимает, что его пение трогает души и сердца людей. Дружба с цыганами, посиделки у костра на берегу реки, первые уроки игры на гитаре — и цыганские романсы прочно войдут в жизнь и творчество знаменитого шансонье. Их он исполнял по-особенному виртуозно, страстно, вдохновенно.

Танцор не хуже, чем певец



Участие в Первой мировой войне стоило 19-летнему прапорщику Лещенко тяжелого ранения. Длительное восстановление в госпитале Кишинева завершилось уже после Октябрьской революции, поэтому домой Петр вернулся гражданином Румынии.




На жизнь зарабатывал по-разному. Был токарем, пел в церкви и кладбищенском хоре, солировал в вокальном квартете и опере. В составе разных эстрадных коллективов Лещенко ездил на гастроли.




Попав в Париж, не упустил возможности окончить балетную школу Веры Трефиловой. Здесь же познакомился со своей первой женой, Зинаидой Закитт. Их танцевальная пара с успехом выступала в ресторанах Европы и Ближнего Востока, пока Зина не забеременела. Единственного сына назовут Игорем, но это будет потом. Сейчас же Петру нужно определиться, что делать дальше. И он снова решает петь.

Триумф нового кумира Европы




Первый сольный концерт Лещенко дает в Кишиневе. Вскоре помимо собственных, незатейливых, но обаятельных песен, в его репертуаре появляются композиции от маститых авторов того времени. Гастроли в Париже, Берлине, Лондоне, Риге, Белграде. Шлягеры на русском, румынском, английском и французском. Огромные тиражи пластинок. Это был ошеломительный успех и стремительное богатство.





На свои средства «король романсов» открыл собственный ресторан «У Лещенко», где выступал и куда, не жалея, вкладывал большие деньги. Пением «сладкоголосого соловья» восхищается даже румынская королевская чета, а вот в СССР о нем знают мало. Об успешном эмигранте не пишут в газетах, а после Второй мировой популяризация его творчества и вовсе станет уголовно наказуемой.




Несмотря на это, уже в конце 1930-х годов романсы исполнителя тайком слушают во многих советских квартирах. Лещенко мечтает поехать на Родину, и в 1942 году он отправляется на гастроли в оккупированную фашистами Одессу. Там он встретит свою последнюю любовь и вторую жену Веру Белоусову, студентку консерватории, которая младше знаменитого певца на 25 лет.

Предатель или шпион



В Одессе предприимчивый певец не только дает концерты, но и открывает еще один собственный ресторан. В разгар войны изысканную еду и развлечения могут позволить себе только немецкие оккупанты, поэтому Лещенко быстро зарабатывает негативную репутацию среди советских граждан и органов госбезопасности. Спустя почти 10 лет его почему-то назовут зарубежным шпионом.




Обращение к Иосифу Сталину о возвращении в СССР только усугубит положение Петра Константиновича и обеспечит пристальное внимание к его персоне. Мысль о посещении Советского Союза превращается в идею фикс.



В начале 1950-х Лещенко получает одобрение, но не успевает совершить поездку. Во время очередного концерта румынские полицейские забирают его для допроса представителями советских спецслужб.




Популярного певца 3 года возят по разным тюрьмам, откуда он больше не возвращается. Не подпольные, а официальные пластинки с песнями Петра Лещенко стали появляться в СССР лишь в эпоху перестройки. Голос «короля романсов» вновь зазвучал на Родине, как и мечталось когда-то талантливому исполнителю.




Родился Петр Константинович Лещенко 14 июня 1898 под Одессой в селе Исаево. Отец был мелким служащим. Мать, Мария Константиновна, малограмотная женщина, обладала абсолютным музыкальным слухом, хорошо пела, знала много украинских народных песен - что, конечно же, и оказало должное влияние на сына.

С самого раннего детства у Петра обнаружились незаурядные музыкальные способности. Рассказывают, что уже в семь лет он выступал перед казаками в своем селе, за что получил котелок каши и буханку хлеба...

В три года Петя лишился отца, а через несколько лет, в 1909, мать вторично выходит замуж, и семья переезжает в Бессарабию, в Кишинев. Петю устраивают в церковно-приходское училище, где у мальчика замечают хороший голос и зачисляют его в архиерейский хор. Попутно добавим, что в училище преподавали не только грамоту, но и художественно-гимнастические танцы, музыку, пение...

Несмотря на то, что Петя прошел только четыре года обучения, он приобрел многое. В 17 лет Петя был призван в школу прапорщиков. Через год он уже в действующей армии (шла Первая мировая война) в чине прапорщика. В одном из боев Петр был ранен и отправлен в кишиневский госпиталь. А в это время румынские войска захватили Бессарабию. Лещенко, как и тысячи других, оказался оторванным от родины, став "эмигрантом без эмиграции".

Нужно было где-то работать, зарабатывать на хлеб: молодой Лещенко поступает в румынское театральное общество "Сцена", выступает в Кишиневе, представляя модные в то время танцы (среди которых - лезгинка) между сеансами в кинотеатре "Орфеум".

В 1917 мать, Мария Константиновна, родила дочь, назвали ее Валентиной (в 1920 появилась на свет еще одна сестра - Екатерина) - а Петр выступает уже в кишиневском ресторане "Сюзанна"...

Позже Лещенко гастролирует по Бессарабии, затем, в 1925, приезжает в Париж, где выступает в гитарном дуэте и в балалаечном ансамбле "Гусляр": Петр пел, играл на балалайке, потом появлялся в кавказском костюме с кинжалами в зубах, молниеносно и ловко втыкал кинжалы в пол, затем - лихие "присядки" и "арабские шаги". Имеет потрясающий успех. Вскоре, желая усовершенствовать технику танца, поступает в лучшую балетную школу (где преподает знаменитая Вера Александровна Трефилова, урожденная Иванова, не так давно блиставшая на Мариинской сцене, завоевавшая славу и в Лондоне, и в Париже).

В этой школе Лещенко знакомится с ученицей из Риги Зинаидой Закит. Разучив несколько оригинальных номеров, выступают в Парижских ресторанах, и всюду имеют успех... Вскоре танцевальная пара становится парой супружеской. Молодожены совершают большую гастрольную поездку по странам Европы, выступая в ресторанах, в кабаре, на театральных сценах. Всюду публика восторженно принимает артистов.

Лучшие дня

И вот 1929 год. Город Кишинев, город юности. Им предоставляют сцену самого модного ресторана. Афиши гласят: "Ежевечерне в ресторане "Лондон" выступают знаменитые артисты балета Зинаида Закит и Петр Лещенко, приехавшие из Парижа."

По вечерам в ресторане звучал джаз-оркестр Михаила Вайнштейна, а ночью выходил уже, исполняя цыганские песни под аккомпанемент гитары (подаренной отчимом), Петр Лещенко, в цыганской рубахе с широкими рукавами. После появлялась красавица Зинаида. Начинались танцевальные номера. Все вечера проходили с большим успехом.

"Весной 1930, - вспоминает Константин Тарасович Сокольский, - в Риге появились афиши, извещающие о концерте танцевального дуэта Зинаиды Закит и Петра Лещенко, в помещении театра Дайлес по улице Романовской N37. Я на этом концерте не был, но через некоторое время увидел их выступление в программе дивертисмента в кинотеатре "Палладиум". Они и певица Лилиан Фернэ заполняли всю программу дивертисмента - 35-40 минут.

Закит блистала отточенностью движений и характерным исполнением фигур русского танца. А Лещенко - лихими "присядками" и арабскими шагами, совершая перекидки не касаясь руками пола. Потом шла лезгинка, в которой Лещенко темпераментно бросал кинжалы... Но особое впечатление оставляла Закит в сольных характерных и шуточных танцах, некоторые из них она танцевала на пуантах. И здесь, чтобы дать партнерше возможность переодеться для следующего сольного номера, Лещенко выходил в цыганском костюме, с гитарой и пел песенки.

Голос у него был небольшого диапазона, светлого тембра, без "металла", на коротком дыхании (как у танцора) и поэтому он не имел возможности своим голосом покрыть громадное помещение кинозала (микрофонов в то время не было). Но в данном случае это не имело решающего значения, потому что публика смотрела на него не как на певца, а как на танцора. А в общем его выступление оставляло неплохое впечатление... Программа кончалась еще парой танцев.

В общем их выступление как танцевальной пары мне понравилось - чувствовался профессионализм выступления, особенная отработка каждого движения, понравились мне и их красочные костюмы.

Особенно импонировала своим charme"ом и женским обаянием партнерша - таковы были ее темперамент, какое-то завораживающее внутреннее горение. Лещенко тоже оставлял впечатление прекрасного кавалера...

Вскоре нам представилось выступить в одной программе и познакомиться. Они оказались приятными, общительными людьми. Зина оказалась нашей рижанкой, латышкой, как она сказала, - "дочерью домовладельца по ул. Гертрудес, 27". А Петр - из Бессарабии, из Кишинева, где жила вся его семья: мать, отчим и две младшие сестры - Валя и Катя.

Здесь нужно сказать, что после Первой мировой войны Бессарабия отошла к Румынии, и таким образом вся семья Лещенко механически превратилась в румынских подданных.

Вскоре танцевальный дуэт оказался не у дел. Зина была беременна, и Петр, оставшись в некоторой степени без работы, стал искать возможности использовать свои голосовые данные и поэтому явился к дирекции рижского музыкального дома "Юноша и Фейерабенд" (это фамилии директоров фирмы), которая представляла интересы немецкой грамофонной фирмы "Парлофон" и предложил свои услуги как певец...

Впоследствии, кажется в 1933 году, фирма "Юноша и Фейерабенд" в Риге основала свою студию грамзаписи под названием "Бонофон", на которой я, в 1934 году, после первого возвращения из-за границы, впервые напел "Сердце", "Ха-ча-ча", "Шарабан-яблочко", и шуточную песенку "Антошка на гармошке".

Дирекция восприняла визит Лещенко равнодушно, заявив, что они такого певца не знают. После неоднократных посещений Петром этой фирмы они договорились, что Лещенко за свой счет поедет в Германию и на "Парлофоне" напоет десять пробных песен, что Петр и сделал.

В Германии фирма "Парлофон" выпустила пять дисков из десяти произведений, три из которых - на слова и музыку самого Лещенко: "От Бессарабии до Риги", "Веселись, душа", "Мальчишка".

Наши рижские меценаты иногда устраивали званые вечера, на которые приглашались популярные артисты. На один из таких вечеров у "доктора уха, горла и носа" Соломира (имя не помню, я его называл просто "доктор"), где я неоднократно бывал вместе с композитором Оскаром Давыдовичем Строком, мы взяли с собой Петра Лещенко. Он пришел с гитарой...

Между прочим, у Соломира стены кабинета были увешаны фотографиями наших оперных и концертирующих певцов и даже гастролеров, таких, как Надежда Плевицкая, Лев Сибиряков, Дмитрий Смирнов, Леонид Собинов и Федор Шаляпин, с трогательными автографами: "Спасибо за спасенный концерт", "Чудодею, вовремя вернувшему мне голос"... Соломир сам имел приятного тембра тенорок. Мы с ним всегда на таких вечерах пели романсы дуэтом. Так было и в тот вечер.

Потом Оскар Строк подозвал Петра, о чем-то с ним договорился и сел к роялю, а Петя взял гитару. Первое, что он спел (как у меня осталось в памяти), - романс "Эй, друг-гитара". Он держался смело, уверенно, голос лился спокойно. Потом спел еще пару романсов, за что был награжден дружными апплодисментами. Петя сам был в восторге, подошел к О. Строку и поцеловал его...

Честно говоря, в тот вечер он мне очень понравился. Тут ничего не было похожего на то, когда он пел в кинотеатрах. Там были громадные залы, а здесь, в небольшой гостиной, все было по-другому; и конечно, громадную роль сыграло то, что аккомпанировал прекрасный музыкант Оскар Строк. Музыка обогащала вокал. И еще, что я считаю одним из главных моментов: у певцов основа-основ - петь только на диафрагменном, глубоком дыхании. Если в выступлениях в танцевальном дуэте Лещенко пел на коротком дыхании, взбудораженном после танцев, то теперь чувствовалась некоторая опора звука, а отсюда и характерная мягкость тембра голоса...

На каком-то подобном семейном вечере мы опять встретились. Пение Петра опять всем понравилось. Оскар Строк заинтересовался Петром и включил его в программу концерта, с которой мы поехали в город Лиепаю, что на берегу Балтийского моря. Но здесь опять повторилась история выступления в кинематографе. Большой зал Морского клуба, в котором мы выступали, не дал Петру возможности показать себя.

То же самое повторилось и в Риге, в кафе "Барберина", где и другие условия для певца были неблагоприятны, и мне было непонятно, почему Петр согласился там выступать. Меня туда приглашали неоднократно, предлагали хороший гонорар, но, дорожа своим престижем певца, я всегда отказывался.

В старой Риге, на Измайловской улице, находилось небольшое уютное кафе под названием "А.Т." Что значили эти две буквы, я не знаю, вероятно, это были инициалы хозяина. В кафе играл небольшой оркестр под управлением прекрасного скрипача Герберта Шмидта. Иногда там шла небольшая программа, выступали певцы и особенно часто - блестящий, остроумный рассказчик-конферансье, артист Театра русской драмы, Всеволод Орлов, брат всемирно известного пианиста Николая Орлова.

Однажды мы сидели в этом кафе за столиком: доктор Соломир, адвокат Эльяшев, Оскар Строк, Всеволод Орлов и наш местный импресарио Исаак Тейтльбаум. Кто-то подал мысль: "А что, если в этом кафе устроить выступление Лещенко? Ведь он здесь мог бы иметь успех - помещение небольшое, да и акустика, видно, здесь не плохая."

В перерыве, когда оркестр сделал паузу, к нашему столу подошел Герберт Шмидт. Оскар Строк, Эльяшев и Соломир о чем-то с ним заговорили - мы, сидевшие на другом конце стола, сначала не обращали внимания. Потом по просьбе Тейтльбаума подошел управляющий кафе, и все это кончилось тем, что Соломир и Эльяшев "заинтересовали" Герберта Шмидта, чтобы он поработал с Лещенко, а Оскар взялся помочь ему с репертуаром.

Петр, когда узнал об этом, очень обрадовался. Начались репетиции. Оскар Строк и Герберт Шмидт сделали свое дело и недели через две состоялось первое выступление.

Уже первые две песни имели успех, но когда объявили, что будет исполнено "Мое последнее танго", публика, видя, что в зале находится сам автор - Оскар Строк, начала аплодировать, обращаясь к нему. Строк поднялся на сцену, сел к роялю - это окрылило Петра и после исполнения танго зал разразился бурными овациями. В общем первое, выступление прошло с триумфом. После этого я неоднократно слушал певца - и везде публика хорошо принимала его вступления.

Было это в конце 1930 года, который и можно считать годом начала певческой карьеры Петра Лещенко.

Зина, жена Петра, родила сына, которого по желанию отца назвали Игорем (хотя родственники Зины, латыши, предполагали другое, латышское имя).

Весной 1931 года я с труппой театра миниатюр "Бонзо" под управлением артиста-комика А.Н. Вернера уехал заграницу. Петр остался в Риге, выступая в кафе "А.Т." В это время там же, в Риге, владелец крупного книжного издательства "Грамату Драуге" Хелмар Рудзитис открывает фирму "Беллакорд Электро". В этой фирме Лещенко записывает несколько пластинок: "Мое последнее танго", "Скажите почему" и другие...

Первые же записи очень понравились дирекции, голос оказался очень фоногеничным, и с этого началась карьера Петра Лещенко как певца грамзаписи. За время пребывания в Риге Петр напел еще на "Беллакорде" помимо песен О. Строка и песни другого нашего, также рижского, композитора Марка Иосифовича Марьяновского "Татьяна", "Марфуша", "Кавказ", "Блины" и другие. [В 1944 году Марьяновский погиб в Бухенвальде]. Фирма за пение платила хороший гонорар, т.е. Лещенко наконец получил возможность иметь неплохой доход...

Приблизительно в 1932 году в Югославии, в Белграде, в кабаре "Русская семья", владельцем которого был серб Марк Иванович Гарапич, с большим успехом выступал наш рижский танцевальный квартет "Четверо Смальцевых", имевший европейскую известность. Руководтель этого номера Иван Смальцев слышал выступление П. Лещенко в Риге, в кафе "А.Т.", ему понравилось его пение, и поэтому он предложил Гарапичу ангажировать Петра. Договор был составлен на блестящих для Лещенко условиях - 15 долларов за вечер в два выступления (для примера скажу, что в Риге за пятнадцать долларов можно было купить хороший костюм).

Но судьба опять не улыбнулась Петру. Зал оказался узким, большим, да еще перед его приездом там выступала певица из Эстонии Воскресенская, обладательница обширного, красивого тембра драматического сопрано. Петя не оправдал надежд дирекции, потерялся - и хотя договор с ним был заключен на месяц, но через двенадцать дней (конечно, полностью заплатив по договору) с ним расстались. Думаю, что Петр сделал из этого вывод.

В 1932 или 33 году компания Геруцкий, Кавура и Лещенко открыли в Бухаресте, на улице Брезоляну, 7 небольшой кафе-ресторан под названием "Касуца ностру" ("наш домик"). Капитал вложил представительный на вид Геруцкий, который встречал гостей-посетителей, на кухне хозяйничал опытный повар Кавура, а Петя с гитарой создавал настроение в зале. Одежду посетителей в гардероб принимали отчим и мать Пети (именно в это время вся семья Лещенко из Кишинева переехала на жительство в Бухарест, а их сын Игорь продожал жить и воспитываться в Риге, у родственников Зины, и поэтому первый язык, на котором он начал говорить - латышский).

В конце 1933 я приехал в Ригу. Спел в Русском драматическом театре все музыкальные обозрения, выезжал в соседние Литву и Эстонию.

Петя неоднократно приезжал в Ригу, чтобы проведать сына. Когда они выходили на прогулку, то я всегда был переводчиком, потому что Петя не знал латышского языка. Вскоре Петр забрал Игоря в Бухарест.

Дела в "Касуца ностру" пошли хорошо, столики брались, как говорили, с бою, и настала необходимость перемены помещения. Когда осенью 1936 года, по контракту, я опять приехал в Бухарест, то уже на главной улице Калея Виктории (N1) был уже новый, большой ресторан, который так и назывался - "Лещенко".

Вообще Петр в Бухаресте пользовался большой популярностью. Он в совершенстве владел румынским языком, пел на двух языках. Ресторан посещало изысканное русское и румынское общество.

Играл прекрасный оркестр. Зина превратила сестер Петра, Валю и Катю, в хороших танцовщиц, выступали они вместе, но, конечно, гвоздем программы в основном уже был сам Петр.

Постигнув в Риге все тайны пения на пластинки, Петя договорился с филиалом американской фирмы "Колумбия" в Бухаресте и напел там много пластинок... Голос его в тех грамзаписях имеет прекрасный тембр, выразителен по исполнению. Ведь это истина: чем меньше металла в тембре голоса исполнителя интимных песенок, тем лучше он будет звучать на граммофонных пластинках (некоторые называли Петра "пластиночным певцом": у Петра не было соответствующего сцене голосового материала, при этом по исполнению на грампластинках интимных песенок, танго, фокстроттов и др. я считаю его одним из лучших русских певцов, которых мне приходилось слышать; когда и я пел песни в ритме танго, или фокстрота, требующие мягкости и задушевности голосового тембра, я всегда старался, напевая пластинки, тоже петь светлым звуком, совершенно убрав из тембра голоса металл, который наоборот необходим на большой сцене).

В 1936 году я находился в Бухаресте. Мой импресарио, С.Я. Бискер как-то говорит мне: скоро здесь, в Бухаресте, состоится концерт Ф.И. Шаляпина, а после концерта бухарестская общественность устраивает в честь его приезда банкет в ресторане "Континенталь" (где играл румынский скрипач-виртуоз Григораш Нику).

Концерт Шаляпина устраивал С. Я. Бискер, и конечно для меня место на концерт и на банкет было обеспечено...

Но в скором времени ко мне в гостиницу пришел Петр и сказал: "Я тебя приглашаю на банкет в честь Шаляпина, который состоится в моем ресторане!" И действительно, банкет состоялся в его ресторане. Оказалось, что Петр сумел договориться с администратором Шаляпина, сумел "заинтересовать" его, и банкет из "Континенталя" был перенесен в ресторан "Lescenco".

Я сидел от Ф. И. Шаляпина четвертым: Шаляпин, Бискер, критик Золоторев и я. Я был весь внимание, все время прислушивался, что говорил Шаляпин с сидевшими с ним рядом.

Выступая в программе вечера, Петр был в ударе, во время пения старался обратиться к столику, за которым сидел Шаляпин. После выступлений Петра Бискер спросил Шаляпина: "Как ты думаешь, Федор (они были на ты), Лещенко хорошо поет?" Шаляпин улыбнулся, посмотрел в сторону Петра и сказал: "Да, глупые песенки, хорошо поет."

Петя сначала, когда узнал об этих словах Шаляпина, обиделся, и я ему потом с трудом втолковал: "Ты можешь только гордиться такой репликой. Ведь то, что ты и я поем, разные модные шлягера, романсики и танго, действительно являются глупыми песенками по сравнению с классическим репертуаром. Но ведь тебя похвалили, сказали, что эти песенки ты хорошо поешь. И кто это сказал - сам Шаляпин! Это тебе самый большой комплимент из уст великого актера."

Федор Иванович в этот вечер был в прекрасном настроении, не скупился на автографы.

В 1932 супруги Лещенко возвращаются из Риги в Кишинев. Лещенко дает два концерта в Епархиальном зале, обладавшем исключительной акустикой, здание которого являлось красивейшим в городе.

Газета писала: "16 и 17 января в Епархиальном зале выступит известный исполнитель цыганских песен и романсов, пользующийся громадным успехом в столицах Европы, Петр Лещенко". После выступлений появились следующие сообщения: "Концерт Петра Лещенко прошел с исключительным успехом. Задушевное исполнение и удачный подбор романсов привел публику в восторг."

Затем Лещенко с Зинаидой Закит выступают в ресторане "Сюзанна", после этого - снова поездки по разным городам и странам.

В 1933 году Лещенко находится в Австрии. В Вене, на фирме "Колумбия" он записывается на пластинки. К сожалению, эта лучшая и крупнейшая фирма мира (филиалы которой были почти во всех странах), записала далеко не все произведения, которые исполнял Петр Лещенко: хозяевам фирм в те годы требовались произведения в модных в то время ритмах: танго, фокстроты и платили они за них в несколько раз больше, чем за романсы или народные песни.

Благодаря выходившим миллионными тиражами пластинкам, Лещенко приобретает необыкновенную популярность, с Петром охотно работают самые известные композиторы того времени: Борис Фомин, Оскар Строк, Марк Марьяновский, Клауде Романо, Ефим Скляров, Гера Вильнов, Саша Влади, Артур Голд, Эрнст Нонигсберг и другие. Ему аккомпанировали лучшие европейские оркестры: братьев Генигсберг, братьев Альбиных, Герберта Шмидта, Николая Черешни (в 1962 гастролировавший в Москве и других городах СССР), "Колумбия" Франка Фокса, "Беллакорд-Электро". Около половины произведений репертуара Петра Лещенко принадлежат его перу и почти все - его музыкальной аранжировке.

Интересно, что если Лещенко испытывал трудности, когда в больших залах его голос "пропадал", то на пластинки его голос записывался прекрасно (Шаляпин даже как-то назвал Лещенко "пластиночным певцом"), в то время как такие мастера сцены, как Шаляпин и Морфесси, свободно певшие в больших театральных и концертных залах, всегда были недовольны своими пластинками, по замечанию К. Сокольского, передававшими только какую-то долю их голосов...

В 1935 Лещенко приезжает в Англию, выступает в ресторанах, его приглашают на радио. В 1938 Лещенко с Зинаидой в Риге. В кемерском кургаузе состоялся вечер, на котором Лещенко с оркестром знаменитого скрипача и дирижера Герберта Шмидта дал свой последний концерт в Латвии.

А в 1940 были последние концерты в Париже: а в 1941 Германия напала на Советский Союз, Румыния оккупировала Одессу. Лещенко получает вызов в полк, к которому приписан. Идти воевать против своего народа он отказывается, его судит офицерский суд, но его, как популярного певца, отпускают. В мае 1942 он выступает в одесском Русском драматическом театре. По требованию румынского командования все концерты должны были начинаться с песни на румынском языке. И только потом звучали знаменитые "Моя Марусичка", "Две гитары", "Татьяна". Заканчивались концерты "Чубчиком".

Вера Георгиевна Белоусова (Лещенко) рассказывает: "Жила я тогда в Одессе. Закончила музыкальное училище, было мне тогда 19 лет. Выступала в концертах, играла на аккордеоне, пела... Как-то вижу афишу: "Выступает знаменитый, неподражаемый исполнитель русских и цыганских песен Петр Лещенко." И вот на репетиции одного из концертов (где я должна была выступать), подходит ко мне мужчина невысокого роста, представляется: Петр Лещенко, приглашает меня на свой концерт. Сижу я в зале, слушаю, а он смотрит на меня поет:

Вам девятнадцать лет, у Вас своя дорога.

Вы можете смеяться и шутить.

А мне возврата нет, я пережил так много...

Так мы познакомились и в скором времени поженились.Приехали в Бухарест, Зинаида согласилась на развод, только когда Петр оставил на нее ресторан и квартиру...

Поселились мы у его матери. В августе 1944 в город вошли русские войска. Лещенко стал предлагать свои выступления. Первые концерты принимались очень холодо, Петр очень переживал, оказалась, было дано распоряжение: "Лещенко не апплодировать". Лишь когда он дал концерт перед командующим составом, все сразу изменилось. Мы оба стали выступать в госпиталях, в частях, в залах. Командование выделило нам квартиру...

Так пролетели десять лет как один день. Петр все добивался разрешения вернуться на родину и однажды он это разрешение получил. Дает последний концерт - с триумфом прошло первое отделение, начинается второе... а он не выходит. Захожу в артистическую: лежат костюм, гитара, ко мне подошли двое в штатском и сказали, что Петра Константиновича увезли для беседы, "нужны уточнения".

Через девять месяцев дали мне адрес свидания и список нужных вещей. Приехала я туда. Отмерили шесть метров от колючей проволоки, наказали не приближаться. Привели Петра: ни сказать, ни прикоснуться. Расставаясь, он сложил руки, поднял к небу и говорит: "Видит Бог, нет у меня вины ни перед кем."

Вскоре арестовали и меня, "за измену", за брак с иностранным подданным. Привезли в Днепропетровск. Приговорили к расстрелу, потом заменили двадцатью пятью годами - отправили в лагерь. В 1954 году освободили. Узнала, что Петра Константиновича нет в живых.

Стала выступать, ездить по стране. В Москве встретилась с Колей Черешня (он был скрипачем в оркестре Лещенко). Коля рассказал, что в 1954 Лещенко умер в тюрьме, якобы отравившись консервами. Еще говорят, что посадили его за то, что, собрав своих друзей на прощальный ужин, он, подняв бокал, сказал: "Друзья! Я счастлив, что возвращаюсь на Родину! Моя мечта сбылась. Я уезжаю, но сердце мое остается с вами."

Последние слова и погубили. В марте 1951 Лещенко арестовали... Перестал звучать голос "любимца европейской публики Петра Константиновича Лещенко".

Вера Георгиевна Лещенко выступала на многих сценах страны как певица, как аккордеонистка и пианистка, пела в Москве, в "Эрмитаже". В середине восьмидесятых вышла на заслуженный отдых, как раз перед нашей встречей (в октябре 1985) она вернулись вместе с мужем, пианистом Эдуардом Вильгельмовичем, в Москву из города, где прошли ее лучшие годы - из красавицы Одессы. Встречи наши происходили в дружелюбной и непринужденной обстановке...

Сестра Петра Лещенко, Валентна, один раз видела брата, когда конвой вел его по улице, рыть канавы. Петр тоже увидел сестру и плакал... Валентина и сейчас живет в Бухаресте.

Другая сестра, Екатерина, проживает в Италии. Сын, Игорь, был великолепным балетмейстером Бухарестского театра, умер в возрасте сорока семи лет...

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...