Письменная работа по главе бэла. "никогда не поздно узнать непознанное". Узнай героя по описанию


1. В каком ряду названы герои только повести «Бэла»?

1) Печорин, Максим Максимыч, Вернер
2) Печорин, Бэла, Грушницкий
3) Печорин, Максим Максимыч, княжна Мери
4) Печорин, Максим Максимыч, Азамат

2. Действия повести «Бэла» происходят:

1) в Петербурге 2) в Крыму 3) на Кавказе 4) в Персии

3. Где Печорин впервые увидел Бэлу?

1) на свадьбе 2) на новоселье

3) на народном празднике 4) на именинах

4. Укажите кличку коня, за которого брат продал Бэлу.

1) Черкес 2) Карагёз

3) Казбич 4) Азамат

5. Куда отправились Печорин и Максим Максимыч в тот день, когда погибла Бэла?

1) по делам службы 2) на рыбалку

3) на охоту 4) на свадьбу

6. Как погибла Бэла?

1) утонула 2) упала с обрыва 3)застрелили 4) зарезали кинжалом

7. Узнайте героя по описанию.

«На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду».

1) Максим Максимыч 2) Печорин 3) Грушницкий 4) Азамат

8. В каком звании служил Максим Максимыч?

1) полковник 2) штабс-капитан 3) ротмистр 4) поручик

9. Узнайте героя по описанию.

«Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно».

10. Какого цвета были волосы Печорина?

1) чёрные 2) светлые 3) русые 4) рыжие

11. Узнай героя по описанию.

«А уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нем нехорошо: ужасно падок был на деньги».

1) Азамат 2) Казбич 3) отец Бэлы 4) Грушницкий

12. Узнайте героя по описанию.

«...высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу».

1) княжна Мери 2) Бэла 3) Вера 4) Ундина

13. Как называется приём, используемый в приведённом ниже отрывке?

«Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею».

1) портрет 2) интерьер 3) пейзаж 4) деталь

14. Укажите, кому принадлежат следующие слова:

«Если б у меня был табун в тысячу кобыл, то отдал бы тебе весь за твоего Карагеза»

1) Печорину 2) Максиму Максимычу 3) Азамату 4) Казбичу

15. От чьего имени идёт повествование о Печорине в повести «Бэла»?

16. Почему любовь Печорина к Бэле не могла сложиться счастливо? Выберите неверный ответ.

1) Бэла не любила Печорина
2) Любовь «дикарки» для Печорина «немногим лучше любви знатной барыни».
3) Печорин не способен по-настоящему любить, не способен жертвовать собой ради кого-то.
4) Печорину с Бэлой со временем стало так же скучно, как и со многими другими.

17. Укажите вариант, в котором содержится полный ответ на вопрос: «Как Максим Максимыч относится к Печорину?»

1) Герой осуждает Печорина за отношение к Бэле.
2) Штабс-капитан не понимает многих поступков своего приятеля.
3) Максим Максимыч искренне привязан к Печорину, однако не понимает мотивов его поступков, особенностей характера.
4) Максим Максимыч симпатизирует Печорину.

1) Автор в этой повести предлагает читателям сделать собственные выводы о герое.
2) М.Ю. Лермонтов считает, что достаточно мнения Максима Максимыча.
3) Главное в этой повести не мнение о Печорине, а события, произошедшие с ним.
4) Отношение Максима Максимыча к Печорину - это и есть авторское отношение.

19. В чем состоит основная идея повести «Бэла»? Выберите неверный ответ.

1) В этой повести читатель знакомится с Печориным.
2) В повести «Бэла» мы узнаем о воспитании, образовании и социальном положении Печорина.
3) Повесть «Бэла» является экспозицией образа Печорина.
4) В данной повести читатель имеет возможность узнать причины многих поступков Печорина.

20. Когда происходят события, описанные в повести «Максим Максимыч»?

1) до истории с Бэлой 2) после истории с Бэлой 3) во время истории с Бэлой

1) тем, что удачно зажарил фазана 3) тем, что метким выстрелом убил кабана

2) тем, что переплыл Терек 4) тем, что поставил на место слугу

22. На что обратил внимание Максим Максимыч прежде, чем узнал о приезде Печорина?

1) на коляску 2) на чемоданы 3) на лошадей 4) на трубку

1) походка 2) улыбка

3) глаза 4) нос

24. Когда произошла встреча Печорина и Максима Максимыча после того, как слуга доложил о нахождении старика в гостинице?

1) сразу 2) через час

3) к вечеру 4) на следующее утро

25. Куда отправлялся Печорин, когда Максим Максимыч встретился с ним во второй раз?

1) в Петербург 2) в Грузию

3) в Персию 4) в Турцию

26. Что из вещей Печорина хранил, а затем отдал автору Максим Максимыч?

1) пистолеты 2) записки

3) платок 4) эполеты

Конспект урока по русской литературе

На тему:

Анализ повести «Бэла»

Тема: Анализ повести «Бэла»

Цели:

1 ) Образовательная: в ходе анализа повести и наблюдения над поведением героя выявить особенности характера Печорина, показать оценку образа героя рассказчиком, роль пейзажа в создании характера;

2)Развивающая: развить навыки анализа текста;

3) Воспитательная: воспитать уважение к культуре другого народа.

Оборудование : портрет писателя.

Методические приемы: анализ текста, комментарий учителя, комментированное чтение.

Ход урока

I . Организационный момент .

II . Вопросы на повторение .

1. Расскажите об истории создания романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2. О чем пишет М. Ю. Лермонтов в своем «Преди словии» к роману? (О цели написания своего произве дения.)

3. Какую основную черту главного героя отмечает писатель в «Предисловии»? («... это портрет, состав ленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».)

5. На что указал М. Ю. Лермонтов читателю своим романом? (На нравственные болезни современного ему общества.)

III . Вступительное слово учителя.

«Бэла» - первая повесть в романе «Герой нашего времени». Она представляет собой рассказ в рассказ». Рассказчик, начинающий повествование, вскоре передает слово встреченному им в дороге штабс-капитану. Мак сим Максимыч, офицер лет 50, многое повидал на своем веку, однако самым памятным событием оказались для него вовсе не военные действия с «горскими головорезами», а история молодого человека Григория Александровича Печорина, высланного за какую-то провинность из Санкт-Петербурга и служившего под его началом.

V. Анализ повести.

1) Кратко перескажите сюжет повести «Бэла» (развитие связной устной речи).

2) От какого лица ведется повествование в повес ти? (От лица штабс-капитана Максим Максимыча.)

3) Каким предстал Григорий Александрович Печо рин при первом знакомстве Максим Максимычу? (<...>такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно»,)

4) Что привлекло Печорина в Бэле? (Красота, новизна впечатлений,)

5) Дайте подробную характеристику Бэле по с ле дующим критериям:

Воспитание (семья горцев);

Роль традиций в ее жизни (велика);

Внешность (необыкновенно красива);

Характер (дикарка);

Отношение к Печорину (влюбилась в Печо рина) .

6) Охарактеризуйте жизнь горцев. (Сильна роль традиций, гордые люди, склонные к военным набегам, почитание родителей и др.)

7) Чем Казбич и Азамат отличались от Печорина? (Печорин - светский человек, без определенного ук лада жизни, Казбич и Азамат - люди гор, живущие по законам горцев)

8) Почему Печорин разлюбил Бэлу? («Любовь ди карки немногим лучше любви знатной барыни», «мне с нею скучно».)

9) На какую черту в характере Печорина обратил внимание Максим Максимыч? («Только немножко странен»,)

10) Как Печорин воспринял гибель Бэлы? Почему он больше никогда о ней не говорил? (Гибель Бэлы тяжело воспринимается Печориным, для него смерть девушки - незаживающая рана.)

Анализ автохарактеристики Печорина (чтение фрагмента повести со слов: «Послушайте, Максим Максимыч, - отвечал он, - у меня несчастный характер…»).

Вопросы для анализа

  1. Выберите слова, передающие разочарование Печо рина в жизни. Прокомментируйте их.
  2. В чем причина скуки и разочарования Печорина, по его мнению?
  3. В чем вы видите сходство и различие Печорина и Онегина?
  4. Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде?

В своем монологе Печорин словно приоткрывает свои внутреннюю биографию: удовольствия жизни, любовь, чтение - ничто не приносило удовлетворения. Скука Печорина напрямую перекликается с хандрой Евгении Онегина. Но, в отличие от Онегина, лермонтовскому герою присуща ненасытная жажда нового, «воображение беспокойное», «сердце ненасытное». Собираясь в путешествие, он ищет не спокойствия, а «бурь и дурных дорог».

Роль пейзажа в повести.

Найдите наиболее яркие пейзажные зарисовки. Какие картины природы выбирает Лермонтов для своего описа ния? Какова связь пейзажных зарисовок с образом главного героя и событийной канвой повести?

Величавые картины горной природы проникнуты ли ризмом, ощущением красоты и поэтичности мира. На фоне гармонии в природе ярко оттеняется разлад с жиз нью и беспокойство Печорина.

Кроме того, мятежность и величественность кавказс ких пейзажей подчеркивают, усиливают мятежность лер монтовского героя, его гордый дух.

IV. Обобщение.

В первой повести, начинающей роман, главный герой Печорин предстает человеком, воплощающим в себе про тиворечивые качества. Характер Печорина остается загадкой, ибо от читателя скрыты мотивы его поступков. Ге рой описан через восприятие рассказчика - немолодого штабс-капитана, который в силу целого ряда причин не способен объяснить характера и поступков Печорина.

Лермонтов использует целый ряд приемов для обри совки образа героя:

Характеристика Печорина рассказчиком;

Действия и поступки Печорина;

Автохарактеристика героя;

Сопоставление Печорина с другими персонажами по вести;

Пейзаж.

V. Домашнее задание.

VI. Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся.


1. Кто рассказывает историю Бэлы и Печорина?
а) сам Печорин;
б) повествователь;
в) Максим Максимыч.

2. Действие повести «Бэла» происходит»:
а) в Пятигорске;
б) в Крыму;
в) на Кавказе.

3. Печорина звали:
а) Григорий Александрович;
б) Александр Григорьевич;
в) Григорий Алексеевич.

4. Сколько лет Печорину:
а) 20; б) 25; в) 30.

5. Какого цвета были волосы Печорина?
а) чёрные;
б) белокурые;
в) рыжие.

6. Какая черта характерна для взгляда Печорина?
а) проницательный и тяжелый;
б) гордый и заносчивый;
в) решительный и властвующий.

7. Национальность Бэлы:
а) грузинка;
б) осетинка;
в) черкешенка.

8. Что просил Азамат у Казбича в обмен на младшую сестру:
а) шашку; б) кинжал; в) коня.

9. Как погибла Бэла:
а) застрелил Казбич; б) зарезал кинжалом Казбич;
в) бросилась в реку; г) застрелил Печорин.

10. Куда ехал Печорин, когда в последний раз встретил Максим Максимыча:
а) в Персию;
б) в Турцию;
в) в Россию.

11. Как называется приём, используемый в приведённом ниже отрывке?

«Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею».

а) интерьер
б) пейзаж

в) деталь

12. Назовите средство художественной выразительности «бахрома снегов»
а) эпитет;
б) метафора;
в) сравнение.

М.Ю. Лермонтов. «Бэла». «Максим Максимыч».

Эталоны ответов

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...