План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему: Конспект интегрированного занятия по ИЗО-деятельности «Богатыри земли русской» в подготовительной группе. Богатыри земли русской


Урок в 5 классе.

Тема: Русские богатыри.

Цель : Познакомить с произведениями изобразительного искусства, с картиной В. Васнецова «Богатыри».

Задачи : развивать творческое восприятие мира, творческий подход к работе; совершенствовать графические навыки; воспитывать интерес и любовь к Всемирной истории и истории Отечества. Вид урока: тематическое рисование и аппликация.

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: для учащихся: альбом, карандаш, ластик, акварель, ножницы; для учителя: презентация.

Литературный ряд: былины.

Зрительный ряд: В. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».

ХОД УРОКА

1. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

2. Вводная беседа.

Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное.

Все вы, ребята, знакомы с богатырями и их подвигами. Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в прошлое, познакомимся с картинами великого художника. А каждый из вас попробует создать образ своего богатыря.

В старину враги не раз нападали на Русь, налетали на русские села кочевники - жгли и грабили, уводили русских людей в полон (плен). Чтобы беречь от них землю русскую, разбросали по краю степи заставы богатырские. Оберегали они путь на Киев, защищали от врагов, от чужих людей.

А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались вдаль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней. Защитникам родной земли, храбро сражающимся с поработителями, посвятил народ свои былины.

Кто же они, эти защитники земли русской? (Любимые народные герои - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).

Что рассказывается в былинах о Богатырях? (Слайд 3).

Чем прославился Илья Муромец? (Илья Муромец убил четыреста разбойников, истребил несметные полчища татар во главе Идолищем, одержал победу над Соловьём- Разбойником) Его отличает искренняя преданность народному делу.

…Я иду служить за веру христианскую
И за землю Российскую
Да за стольный Киев-град,
За вдов, за сирот, да за бедный народ…

Бесстрашие, мужество и справедливость Ильи Муромца заслуженно сделали его главой богатырской заставы. Добрыня Никитич геройски боролся со Змеем Горынычем, да с ханом Батыем. (Слайд 4). Алеша Попович победил Тугарина Змея. Эти три могучих богатыря часто встречаются в былинах, они вместе действуют, помогают друг другу.

Защита Родины, преданное служение ей, своим соотечественникам - священный долг. Образы былинных героев предельно обобщены, собирательно, но вместе с тем в каждом из богатырей есть что-то своё, особенное. (Слайд 5).

3. Работа по картине В. Васнецова «Богатыри»

Посмотрите внимательно на картину. В степи, среди бескрайних русских просторов остановились три всадника, три могучих русских богатыря. Зорко и тревожно всматриваются они вдаль: «нет ли где врага, не обижают ли кого» Колышет ветер пожелтевшую траву, разметает гривы и хвосты богатырским коням. Гонит по осеннему небу грозные тучи. Твердо и непоколебимо стоят витязи.

В центре на вороном коне сидит Илья Муромец. Он напряженно всматривается вдаль. Уверенность, сила и мощь чувствуется в его богатырской фигуре. С удивительной легкостью держит он в руке «палицу булатную сорока пудов», и рука его, поднятая для защиты от солнца, не сгибается под этой тяжестью. Широкий и упрямый лоб, крепко сжатые губы, прямой открытый взгляд говорят о несгибаемой силе воле, о прямоте и честности его души. Илья уже не молод, серебром сверкает его борода. Выбилась из-под шлема седая прядь- это подчеркивает его мудрость. Илья Муромец принадлежит к людям труда. И одет он не богато. Тяжело, но уверенно сидит Илья на коне. И конь под стать богатырю. Такой же мощный и сильный. Он стоит спокойно. Ушли копыта в землю под тяжестью всадника.

Другой герой картины - Добрыня Никитич. Знатен, он сын князя богатого из города Рязани. Своей геройской борьбой со змеем Горынычем прославился и этот богатырь. Богатством украшения оружия, нарядностью одежды выделяется среди других богатырей. Блестит серебром кольчуга, щит переливается самоцветными жемчугами, меч в золотых ножнах. Белый конь Добрыни под стать хозяину, в нарядной сбруе с золотыми бляшками. Красив, строг и благороден образ Добрыни Никитича. И хотя нет в нем мощи и силы, как у Ильи Муромца, но это его достойный собрат.

Алеша Попович рядом с товарищами тонок и строен. Он часто брал не силой, а смекалкой. Про него говорят, что он увертлив и догадлив. У Алеши нет ни пудовой палицы, ни булатного меча. Вооружен он легко - «тугой лук размывчатый, да стрелочка каленая». А в правой руке у него гусли. Алеша не только сражаться, горазд, он любит и песни петь. Конь его, золотой масти, спокойно пощипывает травку. Но его не захватить врасплох. Он хитер и стремителен.

Глядя на картину, не сомневаешься в том, что именно такими должны быть богатыри древней Руси. Эта картина создавалась 25 лет, в 1871-1898 гг. (Слайд 6).

Физкультминутка

4. Творческая работа учащихся. (Слайды 7,8).

Выполнение коллективной работы «Русские богатыри». Лист лежит горизонтально, рисунок размещается легкими карандашными линиями.

  • повторение основных этапов построения фигуры человека,
  • уточнение деталей (шлем, кольчуга, щит, меч) решение в цвете,
  • вырезать по контуру, приклеить на общий формат.

Повторение техники безопасности с режущими и колющими инструментами. Требования к работе:

  • аккуратное выполнение работы;
  • удачное цветовое сочетания, техника владения красками, аппликацией

5. Итоги урока.

Анализ рисунков, проработанность, завершенность.

Внеурочное занятие для младших школьников

Конспект занятия, составленный методистом, педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦВР "Гармония" г. Тихорецка Краснодарского края Шилко Надеждой Алексеевной
Цель:
- показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей, воспитывать чувство гордости за воинов, защищавших нашу Родину в разные периоды ее истории.
Задачи:
- развивать музыкальное мышление, чувство ритма, воображение;
- создавать условия для воспитания патриотизма у обучающихся на примерах исторических и современных событий с использованием музыкальных произведений;
-поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей;
-воспитывать в детях гордость за свой народ, желание, став взрослым, встать на защиту своей страны;
-раскрытие образов героев - богатырей в каждой исторической эпохе с помощью музыки.
Ключевые понятия: русский богатырь, воин-монах, храм, колокольный звон, благовест, Родина, Отечество, мужество, любовь к Родине.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, детские музыкальные инструменты.

Возраст обучающихся: 6-10 лет

Ход занятия

I Организационный этап

Звучит запись песни «Богатырская наша сила».

Методист : Ребята, вы уже догадались, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? (о богатырях)
Правильно, сегодня мы узнаем о наших славных русских богатырях.
Кто же такие богатыри, какие они? (сильные, храбрые, защитники Родины).

А сейчас проверим, правильно ли вы отвечали. Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь (обращение к словарю)

II Проверочный этап
«Богатыри – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой».
Слово «богатырь» очень древнее, оно встречается в летописях, начиная с 13 века.
«Богатырь - человек рослый, дородный, дюжий и видный;
необычайный силач;
смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».

Каких богатырей вы знаете? (Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец).

III Подготовительный этап
Посмотрите на картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Кто на ней изображен? (на картине Васнецова изображены три богатыря: Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец).

Как изображены богатыри? (художник изобразил богатырей в виде сказочных героев).
Как вы догадались, что это русские богатыри? (по внешнему виду, по снаряжению).

Отгадайте, пожалуйста, загадки о богатырском снаряжении (отгадывание загадок с последующей взаимопроверкой).
1.Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
2.Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
3.Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же…(Меч)
4.Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…(Щит)

IV Основной этап
А теперь давайте внимательно рассмотрим каждого героя картины.
В центре на дородном, могучем вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын.
Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Палица - "палка, посох, полено", ударное или метательное оружие из прочных и тяжелых сортов дерева.

Во что одет Илья Муромец?
Правильно, одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Любит богатырь Родину и честно служит ей.
Как вы думаете, почему его называют Муромец?
Илья Муромец родом из Муромского села Карачарово, что во Владимирской области. Но он не только былинный герой – он русский святой воин-монах. День памяти Ильи Муромца - 1 января, каждый Новый Год начинаем с воспоминания великого Русского воина.

Из-за поразившей с детства немощи ног Илья неподвижно прожил 30 лет в смирении, любви и молитвах к Богу. Предания донесли до нас чудо исцеления будущего защитника земли русской. Однажды, когда немощный молодец находился в одиночестве, ему явились святые старцы и говорят властно: «Поди и принеси нам напиться». Воспитавший в себе монашескую кротость и послушание, Илья искренне желает выполнить волю старцев и встает на ноги, получив при этом силу свыше. И через всю свою жизнь несёт веру, как крепкий меч, помогая не только бороться с врагами Отечества, но и утверждать на русской земле православную веру. Илья Муромец – почитаемый на русской земле – святой воин.
Илья Муромец строил храмы на родной земле, а также соборную церковь в городе Киеве.

Троицкая церковь в селе Карачарово, по преданию, была заложена богатырем. В настоящее время храм находится в стадии восстановления. Местное предание гласит, что в основании церкви лежат три вековых дуба, вырванные из земли и внесённые в гору самим Ильёй Муромцем.

Что напоминает вам форма купола? Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани (сражении), которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.
Звучит колокольный звон.

Педагог музыки : Различают несколько видов звона. Благовест - это звон, при котором ритмично ударяют в один колокол. Удары в разные колокола поочередно называются перезвоном или перебором. Слово "звон" также имеет узкий смысл, означающий удары в несколько колоколов одновременно.

По своей внешней форме колокол - не что иное, как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе Божию благодать.
Давайте мы сейчас вместе с вами поиграем. Один колокол мы назовём – Дон. А два колокола – Дин-Дин. Мы будем с вами поочерёдно называть их имена, а теперь мы с помощью музыкальных инструментов изобразим колокольный перезвон.
А теперь давайте попробуем передать колокольный звон на музыкальных инструментах.

Игра на музыкальных инструментах «Колокольный перезвон».
Методист: Ребята, есть такое выражение «Бить во все колокола». Оно произошло из древности и означает бить тревогу, собирать всех для защиты Родины.
Вернёмся к героям картины «Богатыри».

По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука.
Самого молодого богатыря, который стоит слева от Ильи Муромца, зовут Алёша Попович. Его отличает не сила, но мужество, удаль, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие - с другой.
У русских богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.
Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы стать за честь Родины против недруга, за Отчизну, если понадобится, сложить голову.

Ребята, что для каждого из нас означает слово Отечество? Правильно, это место нашего рождения, это наша страна, это наш народ.

Какое слово близко ему по значению? (Родина). Какие хорошо известные родные слова мы слышим в словах РОДИНА и ОТЕЧЕСТВО? (родить - мать, отец)
А как стать богатырями? Правильно, нужно заниматься спортом. Но для начала приучитесь делать зарядку. Сейчас мы сделаем её и станем немножко сильнее.

Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь – вот он каков: (Показывают силача)
Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко – зорко наблюдал, (Ладонь к глазам)
Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!

Как вы думаете, богатыри остались в древности, в сказках или они во все времена жили на русской земле?
Посмотрите на слайд. Перед вами картины, на которых изображены воины-герои Великой Отечественной войны. Можно ли назвать этих людей богатырями?
Это богатыри, потому что они любили и защищали Родину в годы войны. Сильные духом и смелые, они пожертвовали своей жизнью ради достойной и мирной жизни других людей.
А в наше время, сейчас есть богатыри-защитники России? Кто стоит на защите Родины? Кто охраняет её границы и бережет спокойный сон её детей? Кто сражается в современных войнах?

Это молодые солдаты, воевавшие в Чечне, которые сложили свои головы за мирное небо. Это наши десантники и моряки. И сейчас такими героями мечтают стать современные мальчишки, это наши будущие воины.

Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли и духа, любящий свою Родину, – тоже богатырь.
А сейчас давайте послушаем музыку.

Звучит «Богатырская симфония» (главная тема)
Слушание «Богатырской симфонии».

Педагог музыки: Есть ли сходство музыки с образом богатырей на картине?
В чём оно заключается?
(Музыка наполнена могучей силой, звучит мужественно, сурово и мощно).
В обоих произведениях воплощены черты характера, которые всегда присущи русскому народу. Вот почему эти произведения не теряют силы своего воздействия и в наши дни. И в картине и в музыке – главные герои это люди, могучие, сильные, характер которых раскрывается в критических ситуациях.

Что можно сказать о характере и качестве главной темы?
(Яркий, могучий, широкий, решительный, суровый, маршевый. Звучит в низком регистре у струнных, передает клич, призыв, воплощает неодолимую силу героев).

Звучит «Богатырская симфония» (побочная тема)
Каков характер побочной темы?
(Певучая, светлая, распевная, близка народной песне, звучит у виолончелей. Это образ Родины).

Какая из тем рисует нам богатырский образ?
(Первая то есть – главная).
Делаем вывод, что в музыке переданы два образа: первый- это образ защитника, богатыря, а во второй передано чувство любви, заботы, трепетного отношения к Родине, природе.
Методист: Скажите, ребята, а в мирное время богатыри бывают?
Кто они?

Богатырями мы называем наших спортсменов. Например, это Алексей Немов – четырёхкратный олимпийский чемпион по спортивной гимнастике, обладатель ордена «За заслуги перед Отечеством», ордена Мужества, ордена Почёта.
Александр Карелин - трёхкратный олимпийский чемпион по греко – римской борьбе, Герой Российской Федерации, награждён орденами Дружбы народов, Почета, «За заслуги перед Отечеством».

Хочу вас, ребята, познакомился ещё с одним «русским богатырём» - Иваном Максимовичем Поддубным, легендарным борцом, своими победами прославившим Россию на мировой арене.

На родине Поддубного (городе Ейске) установлен мраморный бюст "Чемпиону чемпионов". На памятнике золотыми буквами высечено: "Здесь русский богатырь лежит».

V Контрольный этап
Методист: Ребята, ответьте пожалуйста на мои вопросы.
- Кто такие богатыри? (Богатыри – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой).
- Кто изображен на картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»? (На картине Васнецова изображены три богатыря: Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец). Расскажите о них.
- Что напоминает нам форма купола? (Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани (сражении), которую ведет Церковь с силами зла и тьмы).
- Что такое благовест, перезвон. (Благовест - это звон, при котором ритмично ударяют в один колокол. Удары в разные колокола поочередно называются перезвоном или перебором).
- Ребята, что для каждого из нас означает слово Отечество? (Это место нашего рождения, это наша страна, это наш народ). Какое слово близко ему по значению? (Родина).
- Скажите, ребята, а в мирное время богатыри бывают? (Богатырями мы называем наших спортсменов, чемпионов мира).

VI Итоговый этап
Педагог музыки: И на нашей малой Родине были и есть воины и богатыри земли Кубанской – кубанские казаки. Давайте мы вместе с вами исполним песню «Кубанские казаки».

Исполнение песни «Кубанские казаки».

VII Рефлексивный этап
Сегодня я узнал (а)…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял (а), что…
Я почувствовал (а), что…
Я приобрел (а)…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Список использованной литературы, сайтов
1.Былины/ Под ред. Подивиловой О.В., Нечаева А.Н. – М.: Самовар, 2010г.
2.Илья Муромец и Соловей-разбойник. Сказки о русских богатырях. – М.: Эксмо, 2012г.
3.Русские богатыри. – М.: Эксмо, 2014г.

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Конспект открытого интегрированного занятия "Богатыри земли русской" (по репродукции к картине В. М. Васнецова "Богатыри") из серии "Люблю Отечество моё" с использованием нетрадиционных техник рисования (графические элементы) в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по ИЗО-деятельности «Богатыри земли русской» в подготовительной группе.

Конспект открытого интегрированного занятия "Богатыри земли русской" (по репродукции к картине В. М. Васнецова "Богатыри") из серии "Люблю Отечество моё" с использованием нетрадиционных техник рисования (графические элементы) в подготовительной группе.

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Программные задачи:

Развивать у детей интерес к работам художника В. М. Васнецова.

Продолжать воспитывать гордость за свой народ через ознакомление с творчеством В. М. Васнецова, формировать патриотические качества на материале легенд, сказок, стихов, исторических событий нашей Родины.

Удовлетворять потребность детей искренне сопереживать сказочным героям.

Вызвать желание украсить силуэты воинских доспехов, используя графические элементы, выдерживая симметрию, ритм, сохраняя композицию.

Предварительная работа:

Ознакомление с репродукциями В. М. Васнецова, организация выставки.

Чтение сказок «Снегурочка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Илья Муромец», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Прорисовывание графических элементов и украшение ими силуэтов одежды, посуды.

Оборудование:

Выставка репродукций.

Изо-материалы: гуашь, кисти №2, 4, бумажные силуэты доспехов.

Ход занятия:

В кресле сидит «бабушка». Она обнимает ребенка, сидящего рядом.

Ребенок: … Заберусь я на колени к бабушке седой

И начну у бабки сказки я просить.

И начнет мне бабка сказки говорить,

Как Иван-царевич птицу-Жар поймал,

Как ему невесту Серый волк достал.

Слушаю я сказку, сердце так и мрет,

А в трубе сердито ветер злой поет.

(из стих. И. З. Сурикова «Детство»)

«Бабушка» (воспитатель) встает, подходит ко всем детям и обращается к ним.

Воспитатель: А вы любите сказки? История нашего народа, воплощенная в его сказках, песнях, былинах оживает на картинах В. М. Васнецова.

Дети подходят к зрительному ряду репродукций картин В. М. Васнецова.

Воспитатель: О какой картине говорят слова из этого стихотворения:

… Как Иван-царевич птицу-Жар поймал,

Как ему невесту Серый волк достал…

(Иван-царевич на Сером волке)

Полюбуйтесь на эту репродукцию. Мчится Царевич в глухом лесу на Сером волке и крепко обнимает Елену Прекрасную. А кругом страшный лес. Волк мчится быстро. Как я это узнала? (ответы детей)

Воспитатель обращается к детям:

Что вы чувствуете? Как художник передал настроение? (ответы детей)

Посмотрите на лица, их глаза. Им страшно? Но они знают, что выдержат это испытание. Вот как передал художник настроение героев, их переживания.

Воспитатель: А сейчас послушайте эту русскую народную песню и посмотрите, какую из героинь она вам напоминает. (Аленушка)

Включается аудиозапись отрывка из русской народной песни

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит.

То мое сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит…

Почему слова этой песни вам подсказали название этой картины? Как художник показал грусть? (Аленушка грустит, она прибежала к пруду, чтобы выплакать свою печаль. Вода все заберет, и тоску, и все обиды) .

Воспитатель: А сейчас прозвучит другая мелодия. Скажите, на какую картину хочется посмотреть, слушая ее.

Звучит отрывок из произведения Римского-Корсакова «Снегурочка»

О какой героине идет речь? (Снегурочка). Это нежная, задушевная, добрая Снегурочка, которой хорошо зимой на морозе, а от тепла она тает.

Воспитатель: Живут на земле Красота, Добро, Радость, но есть на земле и злые силы, одолеть которые могут только смелые, сильные, бесстрашные Богатыри.

Посмотрите на эту репродукцию. В Третьяковской галерее она занимает целую стену.

Дети рассматривают репродукцию «Богатыри»

Полюбуйтесь на эту картину. Как вы думаете, о чем, о ком эта картина? (Ответы)

Какое настроение она создает? (Гордости, надежности, защиты)

Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей)

Вот и В. М. Васнецов назвал ее просто и коротко – «Богатыри». Богатырь – значит смелый и храбрый воин, удачный в бою.

1 ребенок: Если богатырь на страже,

Может быть уверен каждый –

От врагов защищены

Рубежи родной земли.

Воспитатель: Остановились в поле три всадника. Это русские богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Замерли под ними разгоряченные кони, как будто опасность в степи почуяли. Богатыри повернули головы, вглядываются 0 не враг ли там вдали. Они вооружены.

Вопрос к детям: Чем вооружены богатыри? (Ответы детей) .

Шлем фигурный на голове с высоким шишаком. Щит и ножны меча тоже украшены.

2 ребенок: Навстречу ворогу чужому,

Чтоб защитить родимый кров,

Стеной стоит наш богатырь огромный

И не уступит наш заставы ров.

Воспитатель: Мы рассмотрели с вами несколько репродукций В. М. Васнецова. Не появилось ли у вас желания самим украсить воинские доспехи богатырей?

Вот посмотрите, у меня есть силуэт меча, шлема и щита. (Показ). Давайте с вами украсим их теми графическими элементами и линиями, которые мы умеем рисовать.

Какие это элементы? (Дети перечисляют: завитки, дуги, линии – волнистые, изогнутые, прямые, прерывистые, петельки)

Вы будете украшать доспехи, и подумайте, какому герою из сказок можно будет подарить ваш рисунок?

А чтобы наши пальчики лучше рисовали, мы сделаем пальчиковую гимнастику:

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)

Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

А теперь садитесь за столы и украшайте доспехи богатырей.

Самостоятельная работа детей, оказание детям необходимой помощи. По окончании организуется выставка детских работ.

Воспитатель: Каким сказочным героям можно подарить ваши рисунки?

(33 богатыря, Царь Гвидон, Иван-царевич, Елисей)

3 ребенок: Богатыри в твореньях Васнецова

Раскрыли русские черты:

И меч, и шлем – все образцово

Рождают гордости мечты.

4 ребенок: Весь мир богатырей тех знает.

И в мирный час любой готов

Придти на помощь, на защиту

Твоих, Лопасня, берегов.

Воспитатель: Мы гордимся нашими героями. И будем больше узнавать историю нашей России. Этому будут помогать нам сказки, былины, картины, книги.


Слайд 2

Богатыри - это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, стойкости, отваги, наделенные необыкновенным умом и смекалкой.

  • Виктор Васнецов «Богатыри на конях.» 1896.
  • Слайд 3

    За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом.

    Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

    • Константин Васильев «Русский витязь»
  • Слайд 4

    Сказитель так и говорил:

    Расскажу я вам про дела старые,
    Да про старые, про бывалые,
    Да про битвы, да про сражения,
    Да про подвиги богатырские!

    Слайд 5

    Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.

    В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова.

    Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

    Слайд 6

    МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

    МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

    Он представитель земледельческого быта, обладающий не количественной, как Святогор, а качественной силой, которую можно назвать выносливостью.

    Былина о нём так говорит:

    Он одной рукой камень вывернет,
    А двумя – то руками быка свалит,
    Зовут его Микула Селянинович.

    Микула Селянинович помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?»

    Встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.

    Слайд 7

    • Георгий Юдин Микула Селянинович и Святогор.
    • Константин Васильев «Встреча Вольги и Микулы Селяниновича»
  • Слайд 8

    ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

    Основные былины о Вольге рассказывают о его чудесном рождении от змея, походе в Индию и противоборстве с Микулой Селяниновичем.

    Вольга Святославович, оборотень и охотник, относится к числу самых древнейших богатырей.

    ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

    Слайд 9

    Константин Васильев «Вольга Святославович»

    Слайд 10

    Самые известные былинные богатыри:

    • Илья Муромец, Алеша Попович,
    • Добрыня Никитич.
    • В.М.Васнецова «Богатыри».
  • Слайд 11

    ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

    Представитель всех русских богатырей и в глазах народа является представителем крестьянского сословия.

    Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри, но сила эта не количественна, а качественна, причём силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера.

    Слайд 12

    • Памятник Илье Муромцу в Муроме.
  • Слайд 13

    АЛЁША ПОПОВИЧ

    Алёша Попович тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитычем: он находится в постоянных отношениях с ними. Кроме того, между Алёшей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; именно, былины о змееборстве Добрыни и Алёши почти совершенно сходны друг с другом.
    !Не топтать их коням Землю Русскую
    Не затмить им солнце наше красное!
    Век стоит Русь – не шатается!
    И века простоит – не шелохнётся!
    А преданья старины
    Забывать мы не должны.
    Слава русской старине!
    Слава русской стороне!

    Посмотреть все слайды

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Центр развития ребенка – детский сад № 65 «Радость»

    Щёлковского муниципального района Московской области

    Конспект

    непосредственно образовательной деятельности

    «Славна богатырями

    земля русская»

    (подготовительная к школе группа)

    Составила воспитатель:

    Лентищева Е.Ю.

    2012г.

    Программное содержание: Закрепить у детей представление о живописи, как виде изобразительного искусства. Продолжить знакомство с творчеством В.М.Васнецова. Продолжить знакомить с картиной «Витязь на распутье» . Учить раскрывать содержание картины, выделять выразительные средства (цвет, передача настроения, изображение одежды доспехов). Развивать эмоционально - образное восприятие цвета художественное видение. Продолжать воспитывать у детей чувство прекрасного, любовь к Родине через изобразительное искусство, музыку, поэзию. Вызвать чувство гордости за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории великого русского народа.

    Активизация словаря: Витязь, распутье, былина, булава, меч, шлем, кольчуга, сбруя, копье, отважный, горюч – камень, валуны, доблестный, героический.

    Предварительная работа: Посещение краеведческого музея, муниципальной художественной галереи. Просмотр видеофильмов: « Виктор Васнецов», «Русичи», «Третьяковская галерея», «Русский музей изобразительных искусств». Рассматривание репродукций альбомов, чтение былин, заучивание стихов, пословиц, поговорок. Проведение НОД по ознакомлению детей с картиной В.М. Васнецова «Витязь на распутье». Дидактические игры: «Собери пейзаж», «Симметричные предметы», «Художественная галерея», «Жанр живописи», «Дорисуй картинку», «Говорящие краски», «Чьи предметы», «Доспехи и оружия»,

    Оборудование: Компьютер, музыкальный центр, телевизор, видеоплеер, аудиозаписи: «А.П.Бородин симфония № 2 си минор «Богатырская» (отрывок). «Венок былин» (гусли), группа «Любе»- песня «Владимир князь». 2 «палитры», 2 мольберта, дидактическая игра «Говорящие краски», бутафорские мечи, шлемы, кольчуги, конь, копьё, прялка, «изба», самовар, народные костюмы, модульный куб, 2 музыкальных молотка.

    Первая часть

    Ход деятельности

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы побеседовать об изобразительном искусстве.

    Отгадайте загадку.

    «Кто умеет краской и холстом рассказать нам обо всем?»

    (ответы детей )

    Воспитатель: Что вы знаете о художниках?

    (Дети рассказывают о творчестве художников)

    Воспитатель: Скажите, для чего художники пишут картины? (ответы детей )

    Воспитатель : Какие жанры изобразительного искусства вы знаете? Назовите жанры изобразительного искусства?

    Воспитатель: Что собой представляет былинного – сказочный жанр? Почему такое длинное название? (рассуждения детей)

    Воспитатель: Кто первым в России начал писать картины былинно – сказочного жанра? (ответы детей)

    Воспитатель: Назовите вам известные картины, написанные Виктором Михайловичем? (ответы детей )

    Воспитатель: Что такое былина? Кто сочинял былины? Для чего? (ответы детей )

    Воспитатель: Сказители сочиняли былины для того, чтобы люди знали о подвигах защитников родины, гордились ими.

    Воспитатель: Былинная тема волновала художника, так как в былинах отражена борьба русского народа с завоевателями и вера в свою богатырскую силу. Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить еще с одной картиной былинного жанра Виктора Михайловича Васнецова.

    (звучит фонограмма, на экране телевизора демонстрируется картина В.М. Васнецова «Витязь на распутье»)

    Воспитатель: Давным - давно защитниками государства были богатыри. Тогда со всех сторон на нашу Родину нападали враги. Они разоряли города, села. Уводили в плен женщин и детей. Убивали мужчин и стариков. На защиту Родины вставали все, кто мог сражаться. Среди них были сильные мужественные воины- богатыри. Одного из них изобразил художник.

    Воспитатель: Как бы вы назвали эту картину?(ответы детей )

    Воспитатель: Виктор Михайлович назвал картину «Витязь на распутье» Как вы думаете, кто же такой витязь? (ответы детей )

    Воспитатель: Так в древности называли богатыря, храброго воина. А что такое распутье, как вы думаете? (рассуждения детей )

    Воспитатель: Это несколько дорог перепутались. Давайте внимательно рассмотрим картину. Полотно картины представляет собой вытянутый прямоугольник с высоко поднятой линией горизонта, что позволило показать бескрайние просторы земли русской.

    Воспитатель: Кого вы видите на переднем плане? (ответы детей )

    Воспитатель: Витязь остановился перед огромным камнем на перепутье дорог. Ребята, мы с вами читали былины. Давайте вспомним, какие слова были высечены на горюч - камне? Кто скажет?

    (ответы детей)

    Воспитатель: Виктор Михайлович сначала написал так, как вы сказали, а потом замазал их специально, чтобы показать, что выбора у богатыря нет:

    «Как прямо ехати живу не быти.

    Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».

    Да, так говорится в былинах. О чем раздумывает богатырь, читая эти слова? Как вы думаете? (рассуждения детей )

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что нужно делать, чтобы стать крепкими и сильными. как богатыри? (ответы детей )

    Давайте и мы потренируемся.

    Физминутка «Богатыри»

    «Богатырь, он вот каков, показ силача

    Он силен, он здоров

    Он из лука стрелял, имитируют движения

    Ловко палицу брал.

    На границе стоял,

    Зорко – зорко наблюдал.

    Подрастаем мы, смотри, встают из положения сидя

    Станем как богатыри».

    Воспитатель: Ребята, предлагаю детально исследовать картину с помощью рамок. Садитесь за столы.

    (Дети садятся за столы, на которых лежат репродукции картины и рамки).

    Воспитатель: Наложите рамку на левый верхний угол картины. Что вы видите? (ответы детей )

    Воспитатель: Всё поле усеяно валунами-свидетелями боёв.

    Воспитатель: Как одет всадник? Опишите его.

    Воспитатель: Как вооружён воин?

    Воспитатель: А сейчас найдите с помощью рамок мелкие детали на одежде и оружии.

    (Дети детально изучают картину, отвечают на вопросы воспитателя ).

    Воспитатель: Можем ли мы разглядеть лицо всадника? (ответы детей )

    Воспитатель: Лица не видим, но понимаем, что он погружён в глубокую думу. Как вы считаете, о ком идет речь в картине? (Об Илье Муромце .)

    Давайте поиграем в игру, которая называется «Что за картиной?»

    (дети придумывают продолжение сюжета)

    Воспитатель : Все в картине сказочно – и богатырь на коне и природа, предупреждающая об опасности. Вам нравится эта картина?

    Предлагаю вам дома вместе с родителями сочинить свою былину по этой картине и рассказать ее нам.

    Вторая часть

    Ход деятельности

    Дети с воспитателем входят в зал.

    Воспитатель: Ой вы, добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную. Да пришли к нам гости дорогие на нас посмотреть. Давайте поздороваемся.

    Дети отдают поклон и здороваются. Входит запоздавший гость(художник)

    Художник: Знаю, опоздавшим прощенья нет, но не мог я не прийти, так как вы, я знаю, о художниках будете беседовать. Мне, как художнику интересно послушать, что вы можете рассказать!? Ведь вы же ходите в детский сад, а не в художественную школу заниматься. Я сам ходил в детстве в детский сад, и нас этому не учили.

    Воспитатель: Уважаемый художник, я бы попросила бы вас не торопиться с преждевременными выводами. Присаживайтесь, пожалуйста, посмотрите и послушайте, что знают и умеют наши дети.

    Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, кто из русских художников первым начал писать картины в былинно – сказочном жанре?

    (Ответы детей)

    Воспитатель: Почему Виктор Михайлович писал картины былинного жанра?

    (Ответы детей)

    Воспитатель: Ребята, с какой картиной мы познакомились в прошлый раз?

    (Ответы детей)

    На экране телевизора демонстрируется картина «Витязь на распутье». Звучит отрывок музыкального произведения Бородина «Богатырская».

    Воспитатель : А вот и она. Ребята, садитесь на лавочки и давайте еще раз рассмотрим картину. (Дети садятся на лавочки)

    Воспитатель: Ребята, давайте с помощью игры «Говорящие краски» определим, в каких тонах написана картина.

    Перед вами две палитры: на одну из них вы будете выкладывать мазки красок холодных тонов, а на другую теплых тонов. Предлагаю девочкам выкладывать краски теплых тонов, а мальчикам холодных тонов. Девочки, подходите и выбирайте маски красок. А теперь приглашаю мальчиков.

    Воспитатель: Теплых или холодных тонов больше?

    Воспитатель: Назовите основной цвет, какого цвета больше?

    (ответы детей)

    Воспитатель: Как вы думаете, для чего художник использовал темные краски? (предположения детей)

    Воспитатель: Он использовал темные краски, для того чтобы передать чувство тревоги, настороженность.

    Воспитатель: Как вы думаете, почему художник изобразил коня белого цвета?

    (Ответы детей)

    Воспитатель: Художник хочет нам сказать, что есть надежда в победу воина над темными силами, так как конь под витязем белый, а герой на белом коне - всегда победитель. Конь, конечно, не написан чистым белым цветом. Почему, ребята? (ответы детей).

    Воспитатель: Мы видим разные оттенки. Кто изображен на коне? (Ответы детей) Ребята, кого можно назвать богатырями? (Ответы детей) Назовите имена богатырей, которых вы знаете. Какие они? (Ответы детей). С кем они сражались и за что? (Ответы детей)

    (дети рассказывают о былинных богатырях)

    Воспитатель: Мощь, сила, ловкость – таковы характеры наших богатырей. Ребята, давайте, оживим нашу картину? Этюд «Живая картина»

    Дети используют предложенные вещи, атрибуты в своей композиции «Витязь на распутье» сделать провокацию положить лишние вещи, предметы. Воспитатель показывает ткань и стелет ее с помощниками на пол

    Воспитатель: Это полотно будет полем брани. Витязем предлагаю быть… (называет имя мальчика). Помощниками богатыря будете…. (воспитатель называет двух мальчиков). Вы будете помогать одевать и вооружать нашего богатыря. (Воспитатель обращается к остальным детям) А вы ребята, глядя на картину, разложите предметы, которые изобразил художник. Но будьте внимательнее. (Дети создают композицию)

    Воспитатель : Как вы думаете, получилась у нас картина? (Ответы детей)

    Воспитатель : Молодцы, справились. А теперь давайте уберем туда, откуда взяли. (Дети убирают атрибуты)

    Воспитатель: Ребята, вы хотели бы побывать в Древней Руси? Посмотреть, как жили наши предки . (Ответы детей)

    Воспитатель: Вы попадете в Древнюю Русь при условии, если выполните следующие задания:

    1. Отгадайте загадки

    Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут (кольчуга)

    Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом (шлем)

    Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать, снести им легко было голову с плеч, ну что, догадались, конечно же … (меч)

    1. Назовите пословицы и поговорки о доблести и любви к Родине
    2. Выберите картину с изображением Древней Руси (на экране демонстрируются репродукции картин с изображением нескольких эпох) назовите номер этой картины.

    Ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями и даже не заметили, как перенеслись в Древнюю Русь. Девицы, пройдите в горницу. А вы добры- молодцы, облачитесь в свои доспехи.

    Выходит гусляр, имитирует игру на гуслях.

    Гусляр: Посмотрите, да люди добрые! Я вам старину покажу, да стародавнюю.

    Выходят два богатыря под фонограмму древнерусской мелодии

    Гусляр: Широка ты Русь по лицу земли! В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил старины святой, громких подвигов?! Уж и есть за что Русь могучая полюбить тебя, назвать матерью, встать за честь твою против недруга

    (богатыри исполняют композицию «Богатырская сила»)

    Гусляр: Ай, сильные могучие, богатыри на Славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле, не топтать коням землю Русскую. Век стоит Русь – не шатается и века простоит не шелохнется.

    Гусляр: Люди добрые, покажу я вам про житье – бытие деток малых.

    (Девочки сидят в светелках за прялкой, занимаются рукоделием)

    1 – я девочка:

    Позолоченная прялица.

    Мы прядем, а нитка тянется,

    Нам работа эта нравится.

    2 – я девочка

    Горница наша большая,

    Да красивая такая.

    Посидим – ка у окошка,

    Подождем гостей немножко.

    Скоро к нам они придут,

    Песни. Пляски заведут

    (раздается стук, входят добрые молодцы)

    3-я девочка:

    Кто там? Заходи кому охота!

    4 –я девочка:

    Да ведь это добрые молодцы!

    1-й мальчик:

    Дома ли ты Марья? Дома ли ты Дарья?

    Дома ли ты душенька, душенька Катюшенка?

    Девочки: Мы туточки .

    2-й мальчик:

    Мы в поле нагулялись,

    А теперь сюда собрались,

    На людей посмотреть,

    Себя показать.

    3-й мальчик:

    Собирайтесь девицы.

    Собирайтесь в хоровод.

    И сейчас нам станет ясно

    Кто лебедушкой пройдет !

    (Девочки исполняют хороводный танец)

    4-й мальчик:

    Эй, кузнец, молодец

    Захромал мой жеребец.

    Ты подкуй его опять.

    От чего не подковать

    Выходят два кузнеца и встают перед наковальней. Дети исполняют русскую народную песню «Во кузнице». Кузнецы имитируют работу.

    После исполнения песни дети выходят в центр зала и читают стихотворение П. Синявского «Родина» на фоне музыкального сопровождения

    Здесь теплое поле наполнено рожью,

    Здесь плещутся зори в ладони лугов.

    Сюда златокрылые ангелы божьи

    По лучикам света сошли с облаков.

    И землю водою святой оросили,

    И синий простор осенили крестом.

    И нет у нас Родины кроме России.

    Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом!

    Исполняется песня «У моей России»

    Воспитатель: А теперь настало время возвращаться в детский сад.

    (звучит музыка, дети имитируют полет во времени)

    Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие? Ну, что вы скажите, уважаемый художник?

    Художник: Ну, молодцы! Превзошли все мои ожидания. Вы не только разбираетесь в живописи, но и историю России знаете, да и артисты вы замечательные. Если кто нибудь из вас захочет заниматься в художественной школе – приходите ко мне, буду рад! Ребята, я предлагаю изобразить в своих рисунках богатырей, Древнюю Русь. Сделать выставку работ и показать ее всем ребятам детского сада и их родителям, а для этого у меня есть для вас подарок.

    (Достаёт из этюдника кисти и дарит их детям)


  • Выбор редакции
    Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...

    Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...

    Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...

    Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
    Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
    Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...
    Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...
    Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...
    Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...