Площадь Сан Марко. Сердце Венеции. Сан-Марко - собор в Венеции. Описание, история и интересные факты


Сказочная Италия, достопримечательности которой молчаливо свидетельствуют о богатой истории, вызывает огромный интерес у путешественников. Очаровательная Венеция занимает отдельное место среди других городов страны, а ее архитектурные шедевры известны на весь мир.

Средневековый памятник Basilica di San Marco

Древний Сан-Марко - собор в Венеции, который по праву признан выдающимся памятником искусства Средневековья. Красивейшее здание, появившееся в IX веке, волнует людские сердца, заставляя их биться сильнее при виде редчайшего примера византийской архитектуры в Европе. В 1987 году достопримечательность была внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Жители города и иностранные гости любуются старинным собором, занимающим почетное место в мировой сокровищнице архитектурных произведений.

Собор Святого Марка на площади Сан-Марко

Надо сказать, что эта горная порода в отделке собора появилась лишь в XIII веке. Добычей Четвертого крестового похода стали мраморные колонны из храмов Константинополя. Строители использовали новый материал, в результате чего получил еще большую пышность старинный собор Святого Марка в Венеции.

Собор Сан-Марко можно назвать настоящим музеем венецианского и византийского искусства, где собраны бесценные художественные произведения.

История квадриги

Над входом в базилику находится знаменитая четверка мчащихся коней, которых отлили из бронзы греческие скульпторы в IV веке до нашей эры. Квадрига сначала служила украшением триумфальной арки в Риме, позднее несколько столетий она красовалась на воротах ипподрома в Константинополе.

В XIII веке венецианский дож Энрике Дандоло, вытащивший страну из экономического кризиса, захватил а в качестве трофея вывез скульптуру, которую позднее, по приказу Наполеона, отправили в Париж, где она около 18 лет простояла на площади Карусели. После разгрома армии Бонапарта квадрига вернулась в Венецию, и по решению властей ее водрузили над главным входом базилики. В военные времена скульптуру с удивительной историей снимали и прятали в укрытиях.

Сегодня бронзовые кони собора Сан-Марко в Венеции находятся в музее базилики, а архитектурный памятник венчает прекрасно выполненная копия, появившаяся в 70-х годах прошлого века.

Атриум

Через центральный вход посетители попадают в атриум, стены которого отделаны мрамором и мозаикой, восхитившей до глубины души художника Сурикова. Полотна повествуют о событиях Ветхого Завета, а каждый день творения Богом мира обозначен белоснежным ангелом. Здесь же расположена украшенная каменным кружевом гробница догарессы (жены дожа) Фелиситы Микиель.

Прикоснуться к коллекции сокровищ очаровательной Венеции и получить благословение святого Марка сегодня очень просто - достаточно зайти в хранящий мощи апостола собор, представляющий собой летопись религиозной и гражданской истории.

Перед посетителями базилики предстает уникальная биография самого необычного города на воде, который вот уже несколько веков притягивает восхищенных путешественников из разных концов нашей планеты.

Пьяцца-Сан-Марко, она же площадь Святого Марка, является главной в Венеции. Площадь появилась в IX веке, после возведения , в честь которого и получила свое название. Современный архитектурный ансамбль сложился во второй половине XVIII века.

Парадный вход на "пьяццу" со стороны лагуны обрамлен двумя колоннами. Первую венчает статуя Святого Теодора, убивающего дракона: он был патроном Венеции, пока сюда не перевезли мощи апостола Марка, ставшего новым небесным покровителем города. Вторую колонну украшает крылатый лев, отлитый из бронзы. Лев является символом Святого Марка, позднее он стал и символом города. В XIII веке между колоннами возвели помост, предназначенный для приведения в исполнение смертных приговоров. Осужденных ставили лицом к часовой башне, чтобы они видели свой последний час. По этой причине суеверные горожане стараются не проходить между колоннами.

Помимо собора Святого Марка, на площади доминирует - наиболее яркий образец венецианской готики.

Рядом с базиликой Сан-Марко находится колокольня собора, построенная в начале XVI века: ее высота составляет 98,6 метра. Башня обрушилась в 1902 году, но венецианцы восстановили ее на прежнем месте. Туристы могут подняться на смотровую площадку.

Еще одна достопримечательность площади Сан-Марко - часовая башня, она же Торре-дель-Оролоджо (Torre dell"orologio). На вершине башни находятся две трехметровые бронзовые статуи, которых называют "маврами" из-за темного цвета металла. Одна скульптура изображает бородатого старика, другая - безбородого юношу, что символизирует ход времени. Статуи движутся: они ударяют молотами по колоколу, отбивая время. На часовой площадке также находится смотровая площадка.







Время работы
Колокольня собора Сан-Марко - с июля по сентябрь с 9:00 до 21:00, в октябре, а также и с апреля по июль - с 9:00 до 19:00, с ноября по март с 9:30 до 15:45. Расписание в марте-апреле может меняться в зависимости от даты Пасхи, его можно уточнить на официальном сайте.
работает ежедневно. Туристы могут подняться на смотровую площадку только с экскурсией: экскурсии на английском языке проводятся с понедельника по среду в 10:00 и 11:00 и с четверга по воскресенье в 14:00 и 15:00. Экскурсии на русском языке не предусмотрены, расписание экскурсий на итальянском и французском можно найти на сайте башни. Для того чтобы попасть на экскурсию, необходимо предварительное бронирование.

Стоимость билетов
Колокольня собора Сан-Марко - 8 евро, группы от 15 человек могут приобрести билеты с 50-процентной скидкой.
Часовая башня на площади Сан-Марко - стоимость взрослого билета составляет 12 евро, льготного билета для детей, студентов и пенсионеров - 7 евро.

Адрес: Piazza San Marco, Venezia.

Удивительная сказка наяву, наибольшая загадка, призрачный город, где вместо улиц лишь реки, музей на воде - это все о Венеции, основанной в 421 г. в день Благовещения Девы Марии. Здесь время остановило свой бег, забывается обо всем, хочется смотреть бесконечно на невероятное соединение человека с морем. Бирюзовая вода плещется легко и спокойно между домами, нельзя понять: то ли море поселилось в необычном городе, то ли город проживает в нем. Восхищенный небывалой красотой, Генри Лонгфелло воспел его в своей поэзии: "О лебедь городов, воды и солнца брат! Подобно лилии гигантской ты зачат"…
Но боль и сожаление вызывает в душах людей, живущих здесь и приезжающих сюда, сознание того, что эту "белую лилию" поглощает морская пучина. Медленно, но неотвратимо опускается Венеция в воды Адриатики. Возможно, в недалеком будущем наши потомки будут вспоминать о ней, как ныне мы вспоминаем Атлантиду.

Легендарное место Италии

Площадь Сан-Марко это архитектурный шедевр с ноткой византийской и восточной культуры поддерживается десятью тысячами дубовых свай. Щедрым подарком миру стали, рожденные здесь, великие музыканты: Антонио Вивальди, прославившийся Джованни Пикки, незабываемый Ипполито Сьера. Различные галереи мира хранят непревзойденные полотна мастеров кисти: Беллини, неповторимого Франческо Гварди и, конечно же, Тициана, написавшего множество работ на античные, библейские сюжеты. Его "Кающаяся Мария Магдалина" до сегодняшних дней вызывает восторг и трепет.
Город масок, веселья прекрасен в любое время, его воздух пропитан романтикой и любовью. Сев в гондолу, под веселую песенку местного "таксиста" пришло время отправиться к сердцу Венеции - площади Сан-Марко для знакомства с жемчужиной Италии.

Знакомство с гордостью Венеции

Две огромнейшие колонны - городские врата встают на пути. На самом верху одной восседает крылатый лев - городской символ, навеки устремив взор на величественный храм Сан-Марко . С другой вершины приветствует гостей статуя Святого Теодора. Самая большая площадь напоминает, скорее, огромнейший двор эпохи Возрождения благодаря окружающим ее Старым Прокурациям с пристроенной часовой башней, где на циферблате изображены все знаки зодиака, Новым Прокурациям, колокольне, Дворцу дожей, другим творениям рук человеческих. Главным украшением является Собор Святого Марка, в честь которого назвали площадь. "Гостиная Европы", - так отозвался о ней Наполеон. Здесь радушно встречает гостей множество голубей. Они настолько ручные, что готовы клевать прямо из рук.
Венеция - гондолы и мосты, карнавалы, встречи и расставания. Венеция, где, может быть, и вы прочувствуете неслыханное ликование. Именно здесь начинаются ошеломляющие праздники, длящиеся до двух недель. Говорят, что невозможно изменить судьбу, но в этом месте многое можно поменять: почувствовать себя в роли императора, из Золушки превратиться в очаровательную принцессу или стать весельчаком Арлекино. Трудно узнать соседа под изысканной маской, непривычной манерой, игрой.
Ослепительные фейерверки, веселые шествия с акробатами, фокусниками, сказочными персонажами заполняют городское пространство. Заканчивается представление сжиганием чучела. Колокольный перезвон извещает о наступлении Великого поста. Прощайте, танцы, песни и веселье. Пришла пора поразмыслить над жизнью, пора "собирать каменья", совершая добрые дела. Оставим площадь, познакомимся с ее главным архитектурным шедевром.

Главная достопримечательность площади

Собор увлекает своей многовековой историей, которую можно изложить отдельной книгой. Эти стены хранят мощи Святого Марка - небесного покровителя. Его знак - фигура крылатого льва, ставшая символом Венеции. Строительством занимался дож Джустиниано Партечипацио, закончить сооружение довелось брату в 829 г. С тех пор утекло немало воды, были пожары, разрушения, произведено большое количество реконструкций с внесенными изменениями. О первозданном виде здания можно судить лишь по археологическим раскопкам. Его по праву считают сокровищницей духовности христианства.
Словно огромный греческий крест с пятью куполами, разукрашенными стеклянными полотнами из мозаики, устремляется он к Небесам, прося благословения для всех живущих. Тысячами разноцветных стеклышек обрамлены арки со стенами. В небольших башенках застыли в камне фигуры множества святых. Перехватывает дыхание от мозаичного пола, где "оживают" картины библейских сцен. Сверкающий в солнечных лучах храм Божий напоминает Вифлеемскую звезду.
Нигде в мире не увидите лошадей, застывших в бронзе на вершине собора. Глядя на них, кажется: вдруг раздастся топот, послышится лошадиное ржанье, сорвутся с мест и понесутся кони вдоль узких улочек. Настолько точно сумел древний мастер придать им сходство с живыми. "Пусть кони Марка сбруей золотой и бронзой блещут в ясную погоду", - писал о них Байрон.
Алтарная соборная часть имеет киворий. Мощные мраморные колонны служат надежной опорой. Они сохраняют невероятные истории из жизни Девы Марии и Христа. В глубине, скрытый от посторонних глаз, хранится, настоящее чудо ювелирного мастерства, - золотой алтарь. Проводимая здесь служба проникает в душу, сердце, очищает и умиротворяет благодаря талантливым архитекторам, внедрившим в стены акустические кувшины. Направимся дальше.

Красоты Дворца дожей

Совсем рядышком находится еще одно архитектурное совершенство - резиденция дожей. Здесь заседал Большой совет и Сенат, стены помнят о процессах Верховного суда, где вершились человеческие судьбы. Такое впечатление, что здание соткано из легкого кружева с нелогично созданными элементами фасада, но это на первый взгляд, здесь все продумано до мелочей.
Первый этаж представляет аркадную галерею, дающую любому проходящему приятную прохладу. Невесомый балкон на втором этаже служит затемнением официальным помещениям. С восточной части на балконе установлена статуя Правосудия, откуда в 1865 г. провозгласили о присоединении Венеции к Итальянскому королевству. Вызывает интерес мост с удивительным названием, к нему направимся.

Мост Вздохов

Почему так назвали, кто вздыхает здесь? Мост является связующим звеном между музеем дожей и городской тюрьмой. Название досталось из-за узников, которые тяжело вздыхали, бросая на город прощальный взгляд. Никто не мог отсюда убежать, лишь однажды это удалось сделать единственному заключенному. Этим человеком был не кто иной, как известный ловелас, ужасный авантюрист Джакомо Казанова. За что любили его так красавицы? Объяснение имеется в его мемуарах. Кем бы ни была женщина, куртизанкой или графиней, для него не имело значения. Он воспринимал каждую богиней, любя страстно, откровенно, будто бы в последний раз, даже при непродолжительном романе. Коренной венецианец, он великолепно играл на скрипке, был осведомлен в медицине, знал астрономию, математику, умел быть верным другом и просто добрым малым.
Каждый, посетивший прекрасный город на воде, откроет для себя свою Венецию. Ее нельзя воспринимать глазами, нужно чувствовать душой. Этой живой легенде невозможно сказать "прощай", можно только произнести: "До новой встречи", ведь среди многочисленных каналов навеки потеряете собственное сердце.

Рассказ с фото об основных достопримечательностях Венеции и ее «сердца», квартала Сан-Марко: о пьяцетте , Дворце дожей и соборе Святого Марка .

Верно, скрывают колдуний
Завесы черных гондол
Там, где огни на лагуне –
Тысячи огненных пчел.»

«Венеция», Николай Гумилев

Достопримечательности Венеции, предисловие

Чтобы понять Венецию (насколько это вообще возможно), ее нужно увидеть либо сверху, либо на подробной карте — и лишь затем пройти ее всю, метр за метром, мост за мостом, наслаждаясь самой высокой в мире концентрацией архитектурных и исторических реликвий на квадратный километр. Венеция крайне невелика — ее всю из конца в конец можно пройти примерно за час — но только если четко знать цель прогулки и дорогу к ней. Если же хотя бы одно из этих условий отсутствует (а еще лучше, если оба) — то путник гарантированно заблудится, и, при наличии времени и малой толики авантюризма, будет впоследствии этот факт биографии вспоминать как одно из самых захватывающих событий в жизни. Но все же сначала надо пару слов сказать о географии бывшего города-государства, морской сверхдержавы и торговой республики. Длинный узкий барьер, разорванный в нескольких местах, отгораживает лагуну от Адриатического моря — и в результате получилась мелкая заводь, куда то тут, то там волны нанесли ил и песок, со временем образовав едва заметные небольшие островки. На этих-то крохотных островках и обосновались первые поселенцы, в VI веке бежавшие сюда с материка от нашествия ломбардов.

Не рискуя вновь вернуться на земную твердь, они вынуждены были сделать ставку на воду, а не на сушу — и именно из этого безумного решения горстки людей впоследствии вырос город-шедевр. Итак, на том месте, где сейчас стоит Венеция, возник архипелаг крохотных обитаемых островков. На каждом обязательно имелась церковь, за ней — поросшее травой поле (кампо) — именно поэтому до сих пор площади в Венеции называют «кампо», а не «пьяцца», как в остальной Италии. По краям этих кампо стояли дома тех, кто жертвовал деньги на церковь, далее располагались дома тех, кто победнее. С течением времени эти многочисленные островки стараниями своих жителей срослись в более крупные — и эта «кампо-центричная» система обусловило то, что в Венеции не оказалось богатых и бедных кварталов — все жили вперемешку вокруг своих кампо. Островки соединяли вбитыми в ил сваями и искусственными мостовыми. Венецианская республика склеилась из множества островков-поселков, подчинившихся жесткой дисциплине и коллективным интересам в условиях постоянного «чрезвычайного положения» (что неудивительно, учитывая уникальное расположение города и обилие внешних врагов и завистников, чье количество росло вместе с ростом богатства Венеции).

Срастаясь, каналы все же не засыпали полностью — и поэтому до сих пор Венеция остается уникальным искусственным архипелагом. По мнению некоторых, современная Венеция в плане похожа на рыбу: ее голова за «леску» железной дороги привязана к материку — интересно, что рыба попала на крючок и Венецианская республика утратила независимость с исторической точки зрения почти одновременно: в 1797 году венецианский Большой Совет принял наполеоновскую конституцию, что по сути упразднило независимую Венецию, и немногим позднее был построен железнодорожный вокзал Санта-Лючия и ветка, соединившая архипелаг с материком.

Тело рыбы прорезано плавным зигзагом Большого канала, главной транспортной артерии Венеции, где вода является и проезжей частью и пешеходным тротуаром. По берегам Большого Канала расположены шесть средневековых районов города: три справа и три слева. Справа, в брюшке рыбы, лежит главный из них, Сан-Марко: там была сосредоточена власть, ее реликвии и роскошь, там же рыба спрятала почти все свои добытые сокровища. Выше по той же стороне — Каннареджо, с древними монастырями и еврейским умом Венеции, ее гетто — во времена первого гетто это слово не имело нынешнего негативного смысла. Ниже — Кастелло, где на верфях венецианского Арсенала ковалась морская и торговая мощь республики.

Слева от Большого канала — Сан-Поло и Санта-Кроче — там расположены главный мост города, главный рынок и главный банк, основные атрибуты морской торговой державы. Слева же лежит несколько отстраненный Дорсодуро, «челюсть» венецианской рыбы: тихий (после Сан-Марко) район искусств.

Примечательно, что рыб в Венецианской лагуне плавает целый косяк: чуть ниже плывет длинная Джудекка, и небольшая рыбка острова Сан-Джорджо с великолепным храмом Палладио. Кроме них, возле главной рыбы плывут Мурано, родина венецианского стекла; Бурано, известный своими цветными домиками, древний Торчелло, знаменитый своими мозаиками. Нельзя обойти вниманием венецианское Лидо: место, где имеет смысл поселиться, если нет желания переплачивать в разы в туристических Сан-Марко и Санта-Кроче, цены на жилье там намного ниже, а до сердца Венеции, района Сан-Марко, можно добраться на вапоретто за 15 минут; лично я останавливался именно на Лидо, так что рекомендую. Кроме неоспоримых финансовых преимуществ (которые, впрочем, становятся менее ощутимыми в разгар итальянского пляжного сезона — на Лидо расположен весьма популярный пляж) оттуда можно добраться в самую дальнюю часть Венеции — рыбацкий поселок Кьоджу.

Для большинства туристов именно здесь и начинается Венеция (если не считать вокзал Санта-Лючия или автовокзал) — здесь же она для многих и заканчивается: те, кто приезжает в Венецию на один день, вряд ли успеют увидеть что-либо, кроме Сан-Марко и пары известных мостов «на бегу». Я сам впервые приехал в Венецию именно в таком режиме — на полдня из Милана — и по приезду сполна осознал свою ошибку. В следующий раз я выделил на Венецию неделю — по моему мнению, это минимум того, что она заслуживает. Район Сан-Марко представляет из себя серию кампо, которые вытекают одно из другого в треугольнике между пьяццей Сан-Марко, мостом Академии и мостом Риальто. В центре треугольника — кампо Сан-Фантин с театром Ла Фениче — это аристократический центр Сан-Марко.

Достопримечательности Венеции: Сан-Марко, пьяццетта

Веками парадным вестибюлем пьяццы (именно так принято называть центр Сан-Марко и, следовательно, всей Венеции) была пьяццетта (Piazzetta) на берегу лагуны, и, если вы прибыли с воды (например, на вапоретто с острова Лидо), таковой она будет и для вас. Есть еще один способ попасть к пьяцце: пешком от ж/двокзала Санта-Лючия, через древние кварталы Сан-Поло и Санта-Кроче, каналы и мосты через них, следуя заботливо развешанным указателям «San Marco». Я не возьмусь утверждать, что один способ «правильнее» другого — я попадал туда и так и так, оба имеют свое очарование и прелесть, так что если позволяет ситуация — попробуйте оба.
На пьяццетте внимание привлекают две колонны, с которых свешиваются длинные хвосты.

Обе колонны были «позаимствованы» в 1172 году в Константинополе (вообще-то сперли их там три, но одну при выгрузке в Венеции утопили). На одной из них святой Теодор, покровитель древней, рыбацкой Венеции; на его фигуру пошло несколько римских статуй, у ног — чудовище вроде крокодила, составленное из 50 различных фрагментов. На соседней колонне персидская химера IV века, которую в Венеции назвали «крылатым львом», подсунули под передние лапы книгу и объявили символом Святого Марка и вообще всей Республики.
Вообще Пьяццетту следовало бы назвать Выставкой Достижений Трофейного Искусства. Перед боковым фасадом собора, который смотрит как раз на пьяццетту, стоят два пилона; они сирийские, V века, и привезены в качестве трофея из Палестины в 1100 году. В угол собора встроены четыре порфировые фигуры; по легенде это некие сарацины, собравшиеся что-то украсть из собора и за это обращеные в камень. На самом деле это египетская скульптура IV века, изображающая тетрархов — Диоклетиана и трех других римских правителей, но их позы действительно наводят на мысль о воровстве: и здесь венецианцы отлично разбираются в предмете, ибо отношение к кражам в Венеции было своеобразным: если в прочих странах за подобное рубили руки, то в Венеции в XVIII веке карманники могли сдавать государству ворованное под определенный процент — республике в принципе было все равно на чем делать деньги — и эта ее «черта» не единожды проявлялась за долгую историю города-государства.

Среди венецианцев до сих пор считается плохой приметой проходить между двумя колоннами: дело в том, что именно в этом месте испокон веков власть демонстрировала свою карающую мощь, здесь было место публичной демонстрации казненных по приговору Совета десяти (венецианский аналог современных спецслужб) — объяснений никогда никто не давал, но все и так знали, что казнь была за предательство интересов Республики.

Достопримечательности Венеции: Сан-Марко, дворец дожей

Венецианский Дворец дожей — один из самых необычных дворцов правителей в мире: Республика, расположенная на островах под защитой самого мощного в Европе флота, могла позволить себе, чтобы ее «правительственная резиденция» не была крепостью.

Ее ажурный нижний этаж «несет» на себе внушительный объем стены, и вся эта конструкция несколько напоминает кружево. В эпоху своего создания такая архитектура Дворца дожей олицетворяла бесстрашие и открытость, а также несколько нагловатую готовность торговать всем и со всеми: Венеция плевала даже на прямые запреты Ватикана торговать с турками стратегическими товарами. Между Дворцом дожей и собором расположен единственный в Венеции образец готической архитектуры — парадные ворота, Порта-делла-Карта (Porta della Carta). Если готика в Венецию почти не проникла, то мастера ренессанса «порезвились» вдоволь: кроме огромного количества венецианских церквей и светских зданий, собственно на пьяцетте этот стиль представлен в виде Лестницы гигантов

и арки Фоскари , а также в виде любимого объекта венецианских гидов, связывающих с ним кучу разных баек — Мостом вздохов (Ponte dei Sospiri).

Хоть гиды и предлагают разные романтические версии, но суровая правда состоит в том, что мостом вздохов он назван потому, что ведет из Дворца дожей в тюрьму. В специальном помещении дворца оглашался приговор и осужденного конвоировали по мосту в камеру, так что именно на нем заключенные в последний раз видели солнечный свет и вздыхали по этому поводу. Кстати, эта тюрьма известна тем, что сбежать из нее было практически невозможно (наряду с обычными камерами там были и так называемые «свинцовые» -piombi); однако именно из такой камеры умудрился бежать один из самых известных венецианцев всех времен — Джакомо Казанова. Сидел он там, правда, не за распутство, коим стал широко известен после выхода своего жизнеописания (это в Венеции преступлением никогда не было), а за шпионаж. На пьяццу, площадь перед собором Сан-Марко, лучше всего смотреть с самого собора. Эту красивую и довольно необычную площадь Наполеон некогда назвал «самым элегантным салоном Европы».

Изначально пьяццу использовали для народных гуляний с изрядной долей коммерции — на то она и торговая республика. По краям давали деньги в рост и собирали налоги, в центре же устраивали рыцарские турниры и карнавалы. Именно тут открылось первое в Европе заведение, где подавали неведомый турецкий напиток — кофе. В те времена путешественников удивляло то, что на пьяцце никто никуда не торопится («работают в Венеции только приговоренные к галерам» — одно из мнений на этот счет), однако в наши дни это крайне оживленное, престижное и дорогое место.

Сегодня традиции той первой кофейни достойно продолжают два самых знаменитых кафе Венеции — «Флориан» и «Квадри». Кофе там подают замечательный, но надо быть готовым к крайне высоким ценам — собственно, это относится ко всем заведениям, расположенным на пьяцце — символически выпить кофе тут можно, но вот обедать или ужинать я бы не стал. Своим возникновением в Венеции, где рачительно застроен каждый метр, просторная пьяцца обязана дожу Себастьяно Дзиани, скупившему в XII веке тут все дома и подарившему их городу под снос. Свою нынешнюю форму пьяцца обрела во время венецианского «золотого века» — XVI, тогда же на ее дальней от лагуны стороне построили здание Старых прокураций — дом прокураторов, то есть чиновников по управлению государственной недвижимостью. Как и в наши дни в некоторых странах, тогда в Венеции эта должность была весьма желанной, почетной и денежной. Но все же в Венеции все было честнее — ввиду «доходности» места прокураторам в принципе не полагалось жалованье. Примерно в ту же эпоху на пьяцце расположился Монетный двор — место, где чеканился венецианский золотой цехин, самая стабильная и обеспеченная валюта тогдашней Европы, средневековый аналог современного швейцарского франка.

Достопримечательности Венеции: Сан-Марко, собор Святого Марка

Экзотический, насколько это возможно в тогдашней католической Европе, собор считается одним из ее архитектурных чудес: его построили как место хранения мощей святого Марка по образцу другого собора — церкви Святых Апостолов в Константинополе.


Тогдашняя Венеция считалась «любимой дочерью» дряхлеющей Византии, что, впрочем, не помешало «дочке» впоследствии цинично ограбить и почти убить «мамашу» во время Четвертого Крестового похода. На сходство с прототипом напоминает и форма собора в виде греческого равноконечного креста. Первое здание, как ни странно это представить в Венеции, было весьма аскетичным — пока тогдашний дож не призвал венецианских купцов привозить с Востока резьбу для украшения его фасада. И все же дело шло довольно медленно, пока дож Дандоло не повернул армию крестоносцев на беззащитный Константинополь и «Христово воинство» основательно его не разграбило — после этого фасад собора украсился мрамором с могил византийских императоров. Кстати, история жизни дожа Дандоло и история взятия крестоносцами Константинополя явственно говорят о роли «личности в истории»: некогда византийский император имел глупость недальновидно оскорбить и унизить молодого Дандоло в нарушение всех дипломатических традиций того времени; последний оскорбления, как видно, не забыл и, будучи уже глубоким стариком, сполна отомстил обидчице-Византии. И после этого благополучно умер в завоеванном великом городе; однако история старика на этом не завершилась: когда спустя 249 лет Константинополь, так полностью и не оправившийся от предательского удара Венеции и крестоносцев, окончательно пал под ударами турок, султан Мехмед II Фатих приказал вырыть останки старого дожа и бросить их собакам — так он выразил свое отношение к предательству Венеции и ее правителя.

После осмотра росписей и фресок собора обязательно надо выйти на балкон с его потрясающими видами на лагуну и пьяццу, и где стоит еще один трофей из поверженного Константинополя: бронзовая квадрига, до 1204 года украшавшая тамошний ипподром. Но не только Дандоло позарился на бронзовых коней: после кончины республики Наполеон увез их на площадь Согласия в Париж, однако после отречения корсиканца от власти в 1815 году квадригу вернули в Венецию. Может быть, вернули бы и в Константинополь-Стамбул, но этот поворот, надо полагать, не устроил бы Россию, одну из победительниц Наполеона и перманентного врага Османской империи.

Кроме балкона, стоит посетить Сокровищницу (Tesoro), где в отдельной комнате можно увидеть нож, который использовался во время Тайной вечери, кусок черепа Крестителя, ногу святого Георгия, палец Марии Магдалины, почерк евангелиста Марка, шип тернового венца Спасителя, три камня, которыми был забит святой Стефан, а также чаши и оклады икон, вывезенные все из того же Константинополя.

Из Сокровищницы можно попасть в алтарную часть собора, где, как утверждается, в саркофаге хранятся мощи святого Марка. Однако тут история темная: то ли они погибли во время пожара 976 года, то ли чудесным образом уцелели и были лишь потеряны, а затем обнаружили себя во время перестройки храма, высунув руку из колонны. В любом случае, проверить их наличие в саркофаге не удастся.

Алтарь Пала д-Оро , состоящий из 250 эмалей, скрепленных меж собой драгоценными камнями, был, как ни странно, не украден в Константинополе, а чинно заказан и оплачен — это случилось еще до того как Венеция решила, что «старушка» окончательно одряхлела.

Достопримечательности Венеции: Сан-Марко, колокольня собора Святого Марка

Обычно, выйдя из собора, туристы забираются на кампанилу (campanile), колокольню собора Святого Марка.

Кампанила, самое высокое здание в городе (99 метров), помимо прямой функции колокольни была еще и сторожевой башней, маяком и местом наказания: до XIV века с нее в клетках свешивали священников, уличенных в содомском грехе. Свои нынешние очертания кампанила приобрела в 1514 году, когда ее полностью перестроили на личные средства адмирала Гримани: после неудачной военно-морской операции тому было необходимо застраховаться от ареста и суда (была в Венеции такая традиция в отношении неудачливых военачальников). Маневр Гримани следует признать успешным — спустя шесть лет он был избран дожем. Интересно, что иностранцам разрешалось подниматься на кампанилу только во время прилива, когда они не могли сверху видеть систему мелей и каналов в лагуне.


Именно с колокольни Гёте впервые увидел море, а Галилей на ней демонстрировал свое изобретение — телескоп.

А 14 июля 1902 года в 9 часов 55 минут утра кампанила Сан-Марко рухнула; накануне по ней пошла трещина и все ждали обрушения — даже оркестрам на пьяцце запретили играть. Башня таки осыпалась, но столь аккуратно, что близлежащий собор совершенно не пострадал, архангел Гавриил грациозно слетел с вершины и приземлился у ее подножия, и, по слухам, погиб только пробегавший под колокольней кот. Восстановление одного из символов города заняло 9 лет и 25 апреля 1912 года кампанилу снова открыли для посещений.

Достопримечательности Венеции, фото

Венеция ночью:




Прилив на пьяцце Сан-Марко:


Лайфхак: как я экономлю на отелях и страховке

Помимо традиционных и всем хорошо известных инструментов – таких как Booking или Hotellook, в последнее время появились новые онлайн-сервисы, сильно облегчающие жизнь путешественнику и приятно берегущие толщину его кошелька. Одним из них – Roomguru – я постоянно пользуюсь сам и рекомендую всем друзьям и знакомым. Данный сервис сравнивает цены на объект сразу в 30 системах бронирования, и предлагает вам наиболее интересные варианты. Кроме того, он отслеживает скидки и спецпредложения.

Что касается хорошей работающей туристической страховки, то ее и раньше было непросто найти, а сейчас стало еще сложнее из-за постоянных скачков курса рубля к мировым валютам. Последние несколько лет я для своих путешествий страховки оформляю через онлайн-сервис — здесь есть возможность сравнить продукты разных страховщиков и выбрать то, что лучше всего подходит именно вам:

P.S. Не забудьте добавиться в группы в Facebook www.facebook.com/сайт , Google+ www.google.com/сайт и В контакте vk.com/сайт , а также подписаться на обновления сайта сайт по почте, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.

Незабываемых вам впечатлений от знакомства с достопримечательностями Венеции!
Ваш Роман Мироненко (Rubezahl)

Собор Святого Марка (Basilika San Marco) находится на одноименной площади рядом с и представляет собой великолепный архитектурный образец византийского стиля. Собор известен на весь мир и является обязательным для посещения при осмотре достопримечательностей Венеции.

Помимо того, что данный собор является прекрасным творением архитектуры с интересной историей, в нем хранятся мощи евангелиста Святого Марка, для поклонения которым сюда приходят многие верующие. Здесь также хранится большое количество произведений искусств, привезенных из Константинополя, а внутреннее убранство собора и многочисленные мозаики не оставят равнодушными даже искушенных туристов.

Собор Святого Марка также является памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История возникновения Собора Святого Марко

История возникновения Собора Святого Марко берет свое начало с 828 года, когда, согласно легенде, двумя венецианскими купцами Рустико и Буоно из Константинополя были вывезены мощи апостола Марка.

Мощи святого были перевезены специально для того, чтобы уберечь их при грядущем разрушении христианских соборов мусульманами. Апостол Марк и по сей день является хранителем Венеции.

Кстати говоря, о данной легенде повествует мозаика на одной из стен базилики.

Строительство базилики

Сразу же после того, как мощи апостола Марка оказались во владении Венеции, началось строительство базилики Сан Марко, которое завершилось в 832 году при доже Джованни Партечипацио. К сожалению, в скором времени базилика полностью сгорела из-за пожара, но уже к 1063 году на ее месте построили новую.

Для строительства собора Святого Марка использовалось лиственное дерево, которое на тот момент применялось повсеместно в Венеции в силу своих свойств. Дело в том, что лиственница способна сохранять длительное время свои первоначальные качества даже при контакте с водой.

На протяжении истории базилика Сан Марко играла важную религиозную и политическую роль в жизни венецианского общества. Любое важное событие, будь то коронование дожа, народные празднования или отправление в дорогу известных первооткрывателей, происходило именно здесь, под покровительством Святого Марка.

Архитектура Собора Святого Марко

Красивейшие мраморные декоративные элементы, колонны и статуи – собор Святого Марка просто создан для восхищения.

Фасад

Форма и архитектура собора Святого Марка отличается своеобразием: собор построен в виде греческого креста и имеет 5 куполов. Общая площадь базилики составляет 4000 квадратных метров, а высота — 43 метра.

Интерьер

Внутреннее убранство собора выполнено в полном соответствии с принятым в то время венецианским стилем. Основная часть базилики украшена изысканной романской резьбой, выполненной в начале 13 века, а внутреннее убранство изобилует живописными мозаиками того же времени. Действительно, данный собор является хранителем не только мощей святого, но и шедевров искусства.

К сожалению, мозаики сохранились до наших дней не полностью и многие из них были заменены картинами Тинторетто и Тициана.

Иконы в этом соборе также выполнены в виде мозаики и воспроизводят сцены из жизни Святого Марка. Многочисленные мозаичные картины на потолке базилики повествуют о сценах из Ветхового Завета.

При входе в реликварий, где хранятся мощи святого, привлекают внимание огромные бронзовые двери, украшенные львиными головами.

Золотой алтарь

Можно бесконечно восхищаться убранством собора и великолепными мозаичными работами, буквально пронизывающими стены базилики, но самой ценной его частью является алтарная часть. Здесь хранится самая настоящая венецианская сокровищница и святыня святынь – знаменитый «золотой алтарь» (Pala d’Oro).

Только представьте, что на возведение «золотого алтаря» потребовалось около 500 лет! Алтарь поражает своими размерами: его высота составляет 2,51 метра, а длина – 3,34 метра.

Ювелирное богатство алтаря превосходит все мыслимые границы. Алтарь состоит из 80 миниатюрных икон, обрамленных золотом и украшенных различными драгоценными породами камней.

Как добраться до Собора Святого Марко

Если вы запланировали посещение собора Святого Марка в Венеции, то вам не придется его долго искать. Базилика располагается на одноименной площади, недалеко от знаменитого Дворца дожей.

Часы работы

Базилика открыта с 9.45 до 17.00 часов, а в праздники и воскресенье время посещения базилики сокращается с 14.00 до 16.00 часов. Часы работы музея совпадают со временем для посещения базилики. А вот «золотой алтарь» можно посмотреть только до 16.00 часов.

Стоимость посещения

Вход в собор Святого Марка бесплатный, но для посещения музея необходимо заплатить 5 Евро. Алтарный образ Pala d’oro можно посмотреть за дополнительные 2 Евро. Стоимость билетов представлена по состоянию на 2019 год.

Официальный сайт Собора Святого Марко www.basilicasanmarco.it .

Посетите также

Конечно, знакомство с Венецией следует начать с посещения именно площади Сан Марко, на которой вы можете осмотреть не только Собор Святого Марко, но и знаменитый Дворец дожей, расположенный поблизости.

Дворец дожей известен как резиденция венецианских дожей и является центральным зданием Венеции. Помимо интересного архитектурного исполнения, дворец славится огромным количеством произведений искусства, хранящихся в его стенах, и исторической значимостью его залов.

Во дворце Дожей проходили не только трибуналы и заседания первых представителей власти, но и вершилось правосудие.

Из Дворца дожей вы сможете выйти на печально известный , соединяющий великолепный дворец с тюрьмой, куда отправляли осужденных после вынесения приговора. Кстати сказать, в этой тюрьме также был заключен Казанова – единственный узник, которому удалось сбежать из этого страшного места.

Экскурсии по Венеции

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Венеции?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте .

Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...