Почему герой рассказчик решил что легран заразился. Подробный пересказ По Золотой жук


    Трагичность судьбы Э. По. Духовный и эмоциональный опыт писателя. Мотивы тоски и одиночества, скорби и отчаяния, вызванные смертью возлюбленной. Выражение смутных движений души. Сила поэтического воображения.

    Единство поэтической теории и практики. «Философия творчества» - «алгоритм» поэмы «Ворон». Роль «эффекта целого» и единства впечатления. Сочетание фантастичности и фактографичности. Напряженная работа мысли. Размышления над средствами эмоционального воздействия (слово, звук, ритм).

    Лаконизм, временная неопределенность, суггестивность и ритмическая организация стихотворений «Колокольчики и колокола», «Улялюм» и «Аннабель Ли». Виртуозность матафорического строя, многозначность символов. Богатство стихотворных размеров. Выразительность стиха: повторы и перебивка ритма, параллелизм строф, аллитерация. Музыка стиха.

    Психологические новеллы Э.По: «Падение дома Ашеров», «Маска Красной смерти». Атмосфера кошмаров и ужасов. Гиперболизация чувств и страстей. Роль рока. Мотивы обреченности и гибели. Трагедийность развития сюжета. Четкость деталей. Эстетизация смерти. Повествовательная структура, микромир героев, художественное время, логическая организация сюжета и образной системы.

    Э. По - родоначальник детективного жанра. Новеллы-загадки: «Убийство на улице Морг» и «Золотой жук». Образы романтических героев Дюпена и Леграна. Автор - рассказчик - «детектив».

    Сюжетная структура детективных новелл. Роль интуиции в них. Диалектика мышления как «теория игры». Э. По в России.

    По Э. Лирика и новелла «Маска Красной смерти» // Хрестоматия по романтизму. М., 1976. С. 417-429, «Философия творчества» // Эстетика американского романтизма. М., 1972. С. 110-132.

    Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт. Л., 1984. С. 24-70, 99-161, 170-202, 202-232.

    Зверев А. Подводное течение смысла // По Э. Стихотворения. М., 1988. С. 13-35.

    Михальская Н. П. Эдгар Аллан По // История зарубежной литературы ХIХ века. М.: Просвещение, 1991. Ч. 2. С. 10-20.

    Храповицкая Г. Н. Поэзия Э. А. По. Новеллистика Э.А.По // Храповицкая Г.Н. Романтизм в зарубежной литературе (Германия, Англия, Франция, США): Практикум. М., 2003. С. 254-266.

    Вопрос 1: Трагичность судьбы Э. По. Духовный и эмоциональный опыт писателя. Мотивы тоски и одиночества, скорби и отчаяния, вызванные смертью возлюбленной. Выражение смутных движений души. Сила поэтического воображения.

По родился в семье актеров в г. Бостоне. Отец оставил семью, а вскоре умер. Когда мальчику было два года, во время гастролей на Юге в г. Ричмонде умерла мать, и он остался круглым сиротой. Ребенка взяла на воспитание семья Джона Аллана, богатого коммерсанта из штата Виргиния. По был воспитан как «южный джентльмен» и получил соответствующее образование. С 1815 по 1820 г. семья Алланов жила в Англии, где По учился в лондонских пансионах. После возвращения в Ричмонд он оканчивает городскую школу, а в 1826 г. поступает в Виргинский университет. Но к этому времени назревает конфликт между юношей и его приемным отцом. По тяжело переживает унизительность своего положения приемыша и полную материальную зависимость от Аллана. А здравомыслящего торговца табаком, в свою очередь, настораживает и пугает порывистость и «неуправляемость» артистической натуры юноши. По наделал долгов в университете, и это вывело Аллана из себя. Он лишает «неблагодарного» финансовой поддержки. По оставил университет, уехал в Бостон и там анонимно издал свой первый сборник стихов «Тамерлан и другие стихотворения» (1827). В том же году беспросветная нужда заставляет Эдгара завербоваться в армию, где он и прослужил два года в артиллерийской части. В 1829 г. была предпринята попытка примирения с Алланом, который помог По освободиться от солдатской службы с тем, чтобы тот поступил в военную академию Вест-Пойнт. Весной 1829 г. По зачислен слушателем Вест-Пойнта, но он не проводит там и года. Его исключают за нарушения дисциплины и пропуски занятий, и это влечет за собой полный и окончательный разрыв с Алланом. По оказывается без средств к существованию. С этих пор он зарабатывает на жизнь своим пером, став, по сути дела, первым в Америке профессиональным литератором, своего рода интеллигентом-пролетарием:

К 1831 г. По - автор уже трех поэтических сборников, которые, однако, остаются незамеченными. Он решает попробовать свои силы в прозе. В 1833 г. его рассказ «Рукопись, найденная" в бутылке» был отмечен наградой на конкурсе и напечатан в журнале. Рассказ этот положил начало известности По. В 1835 г. начинающий писатель получает предложение занять пост редактора ричмонского литературного журнала. С этого времени По постоянно занимается журналистской работой. Именно он закладывает в США основы профессиональной журналистики и литературной критики. Статьи и обзоры По вызывали живой интерес, а их автор за остроту и едкую язвительность критических замечаний заслужил прозвище «критик с томагавком». Действительно, По безжалостно высмеивал убожество эстетических вкусов, унылое морализаторство, религиозный дидактизм, прекраснодушный идеализм.

Однако материальное положение По оставалось крайне тяжелым. А ему необходимо было заботиться о семье. В 1836 г. По женился на своей двоюродной сестре Виргинии Клемм, которой не исполнилось еще четырнадцати лет. В 1842 г. Виргиния тяжело заболела и несколько лет медленно умирала. Это несчастье усугубило врожденную психологическую неуравновешенность По, в поисках забвения толкало его к вину и опиуму. Он не может долго оставаться на одном месте, мечется из города в город, сотрудничает в разных журналах, ссорится с издателями, ввязывается в литературные и окололитературные схватки. Но не тяжелый характер и неуживчивость По тому причиной. Повседневность буржуазной Америки с ее меркантилизмом, ханжеством, самодовольством была отвратительна писателю, душила и мучила его. Личность По, его книги, презрение к тому, что для его соотечественников составляло смысл жизни - богатство, карьера, репутация и т. п., были вызовом и обвинением американскому обывателю. Отсюда и возникает непреодолимый разрыв между художником и миром, в котором ему суждено было жить. Французский поэт Шарль Бодлер, натура, родственная По, так описал это положение: «Соединенные Штаты были для По лишь громадной тюрьмой, по которой он лихорадочно метался как существо, рожденное дышать в мире с более чистым воздухом,- громадным варварским загоном, освещаемым газом». А Д. Б. Шоу выразился так: «По не жил в Америке, он там умер».

Отсутствие в США закона об авторском праве делали писателя беззащитным перед издателями. Несмотря на каторжный труд, По не мог выбраться из бедности. Даже издание в 1839 г. двух томов новелл под названием «Гротески и арабески», а в 1845 г. громкий успех стихотворения «Ворон» ничего не изменили. Его имя было известным, но даже в этой известности был оттенок скандала: благонамеренная Америка окрестила По «маньяком» и «отщепенцем».

В 1847 г. Виргиния умерла. По пережил ее ненадолго. Жизнь писателя оборвалась в 1849 г. при загадочных обстоятельствах: отправившись из Ричмонда в Балтимор, он на несколько дней исчез, а потом был найден на улице без сознания, перевезен в больницу, где через несколько дней скончался.

Вопрос 2: 1) идея гармонии, соразмерности и пропорциональности всех элементов художественного произведения. Насколько неустроен и бесприютен был писатель в реальной жизни, настолько же велика у него тяга к упорядоченности и симметрии в искусстве, будь то убранство комнаты («Философия обстановки»), картина мироздания («Эврика»).

2) В основе этой гармонии лежит главный, по мнению По, принцип композиции: «сочетание событий и интонаций, кои наилучшим образом способствовали бы созданию нужного эффекта». То есть все в стихотворении или рассказе должно служить такому воздействию на читателя, которое заранее «запланировано» художником. Все - каждая буква, каждое слово, каждая запятая - должно работать на «эффект целого». Если первая фраза не связана с общим замыслом, значит, автор потерпел неудачу с самого начала. Прекрасным примером того, как сам По достигает своей цели, может служить первый абзац рассказа «Падение дома Ашеров», где с помощью лексики физически ощутимо создается атмосфера надвигающегося несчастья, меланхолии, тревоги: «Весь этот1 нескончаемый пасмурный день, в глухой осенней тишине под низко нависшим хмурым небом, я одиноко ехал верхом по безотрадным неприветливым местам - и, наконец, когда уже смеркалось, передо мной предстал сумрачный дом Ашеров. Едва я его увидел, мною, не знаю почему, овладело нестерпимое уныние». Такая интенсивность использования выразительных средств - не только лексических, но и фонетических, синтаксических - присуща как прозе, так и поэзии По.

3)Из принципа «эффекта целого» вытекает очень важное для По требование ограничения объема художественного произведения. Пределом служит «возможность прочитать их за один присест», так как в противном случае при дробном восприятии читаемого вмешаются будничные дела и единство впечатления будет разрушено.

4)Заметную роль в эстетике По играет принцип оригинальности. Писатель считает, что без элемента необычности, неожиданности, новизны волшебство красоты недостижимо. Оригинальность же достигается воображением, деятельной фантазией.

5)Смысловые и звуковые структуры в стихах По сливаются, образуя единое целое, так что музыка стиха несет смысловую нагрузку. Поэт считал, что метр сам по себе допускает немного вариаций, а возможности ритмического и строфического характера абсолютно бесконечны.

И действительно, По демонстрирует настоящую магию стиха, доводя до совершенства мелодику, технику внутренних рифм, аллитераций и ассонансов, параллелизмов и повторов, ритмических перебоев и рефренов-заклинаний. Он виртуозно, как никто до него в мировой поэзии, использует звуковую организацию поэтической речи. Реализация связи «звук и смысл>

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик считал, что у Вовки Мешкова больше язык не повернётся повторить неприличную кличку, выдуманную для Витьки Борецкого?»

1) Герой-рассказчик считал, что хорошее воспитание не позволит больше Вовке Мешкову повторять неприличное слово.

2) Герой-рассказчик считал, что Вовка Мешков больше не станет издеваться над Борецким, после того как Витька изменился внешне - выпрямил спину и приподнял подбородок.

3) Герой-рассказчик считал, что Вовка Мешков понял: Витька Борецкий «образцовый пай-мальчик».

4) Герой-рассказчик считал, что фотография со скелетом станет в глазах Вовки Мешкова доказательством смелости Борецкого и изменит его отношение к Витьке.


(1)В конце тре­тье­го клас­са, как раз по весне, когда вскры­лась река и с шо­ро­хом и гулом уплы­ли вниз по воде рых­лые серые льди­ны, наша учи­тель­ни­ца Анна Ни­ко­ла­ев­на при­ве­ла в класс но­во­го уче­ни­ка в ки­те­ле с мор­ски­ми пу­го­ви­ца­ми. (2)Эти пу­го­ви­цы бро­си­лись мне в глаза пре­жде всего: у всех были же­лез­ные пу­го­ви­цы со звёздоч­кой, а у Вить­ки Бо­рец­ко­го - с яко­ря­ми.

(3)Вить­ка Бо­рец­кий сидел в клас­се тихо на пред­по­след­ней парте, по­свер­ки­вал за­вид­ны­ми пу­го­ви­ца­ми, был тих и ак­ку­ра­тен, тянул руку, если хотел ска­зать или спро­сить, в общем, был об­раз­цо­вым пай-маль­чи­ком, со­вер­шен­но не­по­хо­жим на нашу шум­ли­вую бра­тию.

(4)Вовка Меш­ков с пер­во­го дня не­взлю­бил Бо­рец­ко­го. (5)У Меш­ко­ва от роду не было внут­рен­них тор­мо­зов. (6)Был он раз­вяз­ный, не­вос­пи­тан­ный, и у него даже, ка­за­лось, глаз­ки хищно щу­ри­лись, когда он смот­рел на Вить­ку. (7)Вот и при­ду­мал он Бо­рец­ко­му не­при­лич­ную клич­ку и так за­тер­ро­ри­зи­ро­вал бед­но­го Вить­ку, что тот решил пе­рей­ти в дру­гую школу.

(8)И вот од­на­ж­ды Анна Ни­ко­ла­ев­на ска­за­ла, что школе дали много денег для обо­ру­до­ва­ния, и мы от­пра­ви­лись в ма­га­зин на­гляд­ных по­со­бий.

- (9)Ре­бя­та, вы­би­рай­те, что вам нра­вит­ся! - ско­ман­до­ва­ла Анна Ни­ко­ла­ев­на.

(10)Мы, как дрова, тас­ка­ли на те­ле­гу стек­лян­ные пи­ра­ми­ды, цир­ку­ли, банки со зме­я­ми и ля­гуш­ка­ми.

(11)Когда мы зашли в ма­га­зин за но­вы­ми охап­ка­ми по­со­бий, Анна Ни­ко­ла­ев­на вдруг за­дум­чи­во про­го­во­ри­ла:

- (12)День­ги-то ещё оста­лись. (13)Чего бы ещё ку­пить?

(14)Я не успел по­ду­мать о самом страш­ном для меня во всём ма­га­зи­не, как Анна Ни­ко­ла­ев­на вос­клик­ну­ла, сме­ясь:

- (15)Ске­лет продаётся?

(16)В ту же се­кун­ду меня оза­ри­ло: а ведь этот ске­лет спасёт Вить­ку! (17)Я был аб­со­лют­но уве­рен, что самое страш­ное по­со­бие по­мо­жет Вить­ке остать­ся в нашей школе, по­ми­рить­ся с Во­вкой и за­быть свою по­зор­ную клич­ку.

(18)А план уже от­че­ка­нил­ся в моей го­ло­ве, и я как бы не­взна­чай пред­ло­жил Вить­ке:

- (19)Хо­чешь сфо­то­гра­фи­ро­вать­ся с ним?

(20)Ре­ши­тель­ным шагом я подошёл к Бо­рец­ко­му, при­дви­нул его к ске­ле­ту, взял кост­ля­вую кисть и по­ло­жил Вить­ке на плечо. (21)Щёлкнул за­твор - го­то­во!

(22)Ве­че­ром я пред­ло­жил Бо­рец­ко­му про­гу­лять­ся в по­ис­ках же­лан­ной встре­чи с Во­вкой.

(23)Вовку мы встре­ти­ли на на­бе­реж­ной, где он ка­тал­ся на ве­ло­си­пе­де.

(24)Не­то­роп­ли­вым дви­же­ни­ем я до­стал фо­то­гра­фию и про­тя­нул Вовке:

- (25)По­смот­ри!

(26)Он не­хо­тя взял кар­точ­ку, и глаза у него по­еха­ли на лоб.

- (27)Ну ты даё-ёшь! - про­шеп­тал он и уста­вил­ся на Вить­ку.

(28)Я ли­ко­вал. (29)Пусть по­про­бу­ет те­перь Вовка по­вто­рить по­зор­ную клич­ку, вы­ду­ман­ную для Вить­ки! (30)Язык у него боль­ше не по­вернётся!

(31)Меш­ков гля­дел на Бо­рец­ко­го с ярко вы­ра­жен­ным ува­же­ни­ем, и Вить­ка по­ти­хонь­ку вы­прям­лял спину, при­под­ни­мал под­бо­ро­док. (32)А Вовка всё смот­рел на Вить­ку, и взгляд его по­сте­пен­но ста­но­вил­ся вос­тор­жен­ным.

(По А. А. Ли­ха­но­ву) *

* Ли­ха­нов Аль­берт Ана­то­лье­вич (род. в 1935 г.) - пи­са­тель, жур­на­лист, пред­се­да­тель Рос­сий­ско­го дет­ско­го фонда. Осо­бое вни­ма­ние в своих про­из­ве­де­ни­ях пи­са­тель уде­ля­ет роли семьи и школы в вос­пи­та­нии ребёнка, в фор­ми­ро­ва­нии его ха­рак­те­ра.

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ПОЛОЖИЛ все согласные звуки твёрдые.

2) В слове ОХАПКАМИ три слога.

3) В слове ЛОБ буква Б обозначает звук [п].

4) В слове ТРЕТЬЕГО количество звуков и букв совпадает.

1) В слове ПО­ЛО­ЖИЛ все со­глас­ные звуки твёрдые.
2) В слове ОХАП­КА­МИ три слога.
3) В слове ЛОБ буква Б обо­зна­ча­ет звук [п].
4) В слове ТРЕ­ТЬЕ­ГО ко­ли­че­ство зву­ков и букв сов­па­да­ет.

Пояснение.

В слове ОХАПКАМИ четыре слога.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Замените просторечное слово «невзначай» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Пояснение.

Слово «невзначай» можно заменить стилистически нейтральным синонимом «случайно».

«Неожиданно» и «вдруг» не подходят.

Ответ: случайно|неумышленно.

Ответ: случайно|неумышленно

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 3BEDCD

Андрей Андреев 28.03.2017 12:39

по-моему,неумышленно тоже подходит.

Татьяна Стаценко

Верно, подходит.

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста В. В. Виноградова: «Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. В. Виноградова.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Мешков глядел на Борецкого с ярко выраженным уважением, и Витька потихоньку выпрямлял спину, приподнимал подбородок. А Вовка всё смотрел на Витьку, и взгляд его постепенно становился восторженным».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение.

15.1 От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Именно об этом и говорил известный лингвист В.В. Виноградов: «Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе».

Обратимся к тексту Альберта Лиханова и попробуем на примерах доказать, что слова и выражения могут в зависимости от контекста по-разному звучать в произведении и выполнять разные функции. С самых первых предложений мы узнаем о предмете зависти всех ребят в классе, отличавшем Витьку от других - это пуговицы. Подчеркнуть, насколько рассказчику нравятся эти пуговицы, позволяет повтор: морскими пуговицами (предложение 1), эти пуговицы… с якорями (предложение 2), посверкивал завидными пуговицами (предложение 3). Но повторение слова «пуговицы» не только подчеркивает исключительность нового мальчика в классе, но и позволяют создать эффект нагнетания зависти вокруг Витьки. В предложении 3 о Витьке сказано: «Витька Борецкий сидел в классе тихо на предпоследней парте, посверкивал завидными пуговицами, был тих и аккуратен, тянул руку, если хотел сказать или спросить, в общем, был образцовым пай-мальчиком, совершенно непохожим на нашу шумливую братию». В сопоставлении с этой характеристикой значимей выглядят изменения, произошедшие с героем к концу повествования в предложении 31 (Мешков глядел на Борецкого с ярко выраженным уважением, и Витька потихоньку выпрямлял спину, приподнимал подбородок).

Таким образом, приведенные примеры подтверждают, что можно согласиться с высказыванием В.В. Виноградова о том, что слова и выражения «воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе».

15.2 Финальные строки текста показывают, насколько важна была для Витьки поддержка друга, проявившего необыкновенную смекалку, чтобы поднять его авторитет в глазах Мешкова. Очень важно в трудные моменты почувствовать надёжное плечо друга, готового прийти на помощь. И помощь эта оказалась бесценной, потому что прекратила Вовкины издевательства, делавшие жизнь Борецкого невыносимыми. Вот почему когда Витька понял это, он «потихоньку выпрямлял спину, приподнимал подбородок».

Подтвердим это примерами из текста. Издёвки над Витькой продолжались потому, что он был совершенно не похож на «шумливую братию». Рассказчику было жаль Витьку, поэтому он решил ему помочь. В магазине наглядных пособий его озарила мысль, как спасти своего товарища от обидных кличек и нападок Мешкова (предложение номер 17).

Затея удалась. Вовка «купился» на фотографию со скелетом, зауважал Витьку (предложение номер 32). Так, возможно, будет положено начало настоящей дружбы Рассказчика с Витькой.

Таким образом, нам удалось доказать, что настоящий друг готов помочь в самую трудную минуту, а его помощь может быть сродни спасению жизни.

15.3 Дружба - это взаимоотношения людей, основанные на взаимной привязанности друг к другу, на общих интересах, доверии и бескорыстной взаимопомощи. Нелегко в жизни найти настоящего друга, который станет тебе опорой и поддержкой и для которого ты будешь близким и дорогим человеком. Пронести и сохранить дружбу ещё сложнее.

В тексте Альберта Лиханова есть пример, когда поддержка друга спасла Витьку Борецкого от насмешек и издёвок, делавших его жизнь невыносимой. Издёвки над Витькой продолжались потому, что он был совершенно не похож на «шумливую братию». Рассказчику было жаль Витьку, поэтому он решил ему помочь. В магазине наглядных пособий его озарила мысль, как спасти своего товарища от обидных кличек и нападок Мешкова. И затея удалась. Очень важно в трудные моменты почувствовать надёжное плечо друга, готового прийти на помощь.

Немало примеров настоящей дружбы мы можем найти в кинофильмах. В фильме «Офицеры» два друга смогли вместе преодолеть трудности фронтовых дорог, прошли испытание любовью к одной девушке, но сохранили верность дружбе и друг другу.

Дружить надо учиться. А ещё самое, пожалуй, главное - нужно относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе, тогда тебе удастся найти настоящих друзей и познать радость быть востребованным.

УРОК № 57

Тема. Тайны золотого жука (по рассказу Э. По «Золотой жук»)

Цель: вызвать интерес к произведению-детектива, проверить знание текста повести «Золотой жук» в игровой форме, проводить литературные параллели; развивать любознательность, наблюдательность; воспитывать стремление постоянно развивать свои интеллектуальные способности.

Оборудование: текст повести Е. По «Золотой жук», карточки с ключевыми словами, зашифрована тема, карточки для редактирования, фотография жука-скарабея, изображение обложек книг Е. По.

Тип урока: урок внеклассного чтения.

Дома вы прочитали повесть Е. По «Золотой жук». Сегодня мы проведем урок-беседу по содержанию этого произведения. Но мы не можем начать разговор, не зная ее темы, потому что она зашифрована. Кто сможет разгадать эту загадку?

А теперь расположите листы на доске так, чтобы тему было хорошо видно (опустите ниже листы со слогами). Итак, тема урока звучит так: «Тайны золотого жука». А целью нашего урока будет разгадывание всего, что скрывал золотой жук.

II. Изучение нового материала

1. Рассказ о писателе

Какие интересные факты из жизни писателя вам известны?

Не потерпел славы при жизни.

Не был счастливым в личной жизни, был бедным.

В США существует премия имени Е. По, которую присуждают за лучшее детективное повествование.

Именем Е. По открывается история литературы США.

Какие произведения по жанру писал Е. По?

Только прозу писал Е. По?

Чтение подготовленным учеником стихотворения Е. По «Эльдорадо» (Эльдорадо - легендарная страна золота и драгоценных камней, которую искали в Америке испанские завоеватели.)

Молодой и стройный

Всадник мчался напрямик,

В дождь и жару направляясь радушно,

Ехал ночью и днем,

Еще и пел он песен,-

Стремился землю найти - Эльдорадо.

Сколько лет бродил,

Что уже и седой он стал,

Уже потерял и силу, и приманку,

Везде объездить успел,

И в тех блуканнях

Не нашел он земли Эльдорадо.

На котрімсь из путей

Раз он встретил призрака,-

Может, у него он найдет совет:

«Не знаешь ли хоть ты,

Где я смогу найти

Землю ту, на имя Эльдорадо?»

Говорит призрак: «Взгляни,-

Там, где грань горизонта,

Видно гор неподвижную громаду;

Туда твой путь,

Чтобы их пересекут,

Если хочешь найти Эльдорадо!»

Как вы считаете, нашел свое Эльдорадо писатель? (Нет, в отличие от главного героя его повести «Золотой жук».)

Теперь биография писателя Е. По для нас совсем не тайна.

2. Выявление читательских впечатлений учащихся

Ваши впечатления от прочитанной повести.

Какие герои понравились? Почему?

Какие ситуации вызвали улыбку?

Что поразило вас в прочитанном?

3. Работа над текстом

«Внимательный ли ты читатель?» (проверка знания текста).

1) Отредактируйте предложения с фактическими ошибками.

Работа в парах. Анализ выполненного задания.

«Исправь ошибку»

Главный герой рассказа «Золотой жук» - Генри Легран

Легран поселился на Салівеновому острове близ Чарльстона в штате Северная Каролина

Джупітер верно служил своему хозяину, потому что тот ему хорошо платил

Легран заболел, потому что жук укусил его в голову

Рассказчик очень хорошо понимал Леграна, в отличие от Джупітера

Героям не удалось сразу найти клад, потому что рассказчик перепутал правый глаз с левым

Джупітер был самый спокойный из всех героев, когда они увидели сокровища

Рассказчик бросился было танцевать, когда понял, в чем его ошибка

Легран первым заметил, что нарисован жук похож на череп

Знаки на пергаменте были сделаны синими чернилами

«Чертово насест» - это высокая скала возле тюльпанового дерева

«Епископов заезд» - это кабак вблизи острова

«Хорошее стекло» - это марка красивой стеклянной посуды

Коллекции насекомых Леграна позавидовал бы сам Швемербек

Возле клада искатели приключений нашли четыре скелета

В тяжелом желеВНОм сундуке было драгоценностей на миллион долларов

2) «Построй цепочку».

Исправьте ошибки в существующей цепочке (поменяйте карточки местами), дайте объяснение.

Правильно: жук - пергамент - огонь - череп - кот - теплая вода - сковородка - криптограмма.

4. Работа над названием произведения

Слово учителя

Как вы думаете, почему повесть имеет такое название? (С жука все начинается, он постоянно в центре внимания, им восхищаются или ненавидят.)

Найдите описание этого насекомого в произведении, зачитайте.

«Жук был действительно роскошный. В научной ценности находки Леграна не могло быть сомнений - натуралисты того времени еще не знали таких жуков. На спине виднелись с одной стороны две точечки, и ниже с другой стороны еще одна.

Надкрылья были удивительно твердыми и действительно блестели, как полированное золото. Тяжесть жука тоже была совсем необычной».

Открыв примечания в книге Е. По, я узнала, что автор придумал своего жука, соединив признаки 2-х видов жуков, распространенных на территории США. Снова тайна: каких именно жуков соединил писатель, как они называются? Думаю, что всем будет интересно узнать об этом подробнее. А свое расследование тайны золотого жука нам предлагает учитель биологии (или ученик-биолог).

Выступление биолога (с демонстрацией фотографии золотого жука)

Описание золотого жука Е. По соответствует реальности. Нереальной является только его большой вес. Скорее всего прототипом золотого жука был один из американских видов Plusiotis (Scarabaeidae). Золотистый жук из этого рода и действительно кажется отлитым из чистого золота, хотя весит он не больше других жуков. У описанного Е. По жука есть еще темные пятна на надкрилках, отсутствуют у серебряного и золотого вида Plusiotis, поэтому комментаторы обычно считают, что По смешал признаки двух разных видов.

В Книге рекордов Гиннеса жуки семейства Scarabaeidae, живущие в основном в тропиках, признаны самыми сильными животными, которые существуют в мире, в отношении к своих размеров.

Выступление учителя литературы

Скарабей священный (Scarabaeus Sacer) был в Древнем Египте предметом культа (в том, как именно жуки катят свои шарики навоза, усматривали прообраз движения солнца). Существовал в Египте и культ бога Хепри - бога восходящего Солнца, который изображался в виде скарабея или человека с головой скарабея.

Фигурки скарабеев, сделанные из драгоценных камней, служили печатями, амулетами, украшениями. На больших «скарабеях» делались надписи, рисунки, эмблемы. Эти фигурки клали в гробы и саркофаги с умершими, иногда размещали их в мумиях. Такого внимания никакие другие жуки не привлекали.

Скарабей - обязательный герой научно-популярных книг, в которых рассказывается о жуков. А какой еще жук может похвастаться тем, что из посвященных именно ему, а не людям, кадров, начинается известный художественный фильм «Фараон» (1966) режиссера Ежи Кавалеровича?

Не обошли вниманием этих насекомых и писатели. О разных жуков в своих произведениях писали Франц Кафка («Превращение»), Виктор Пелєвін («Жизнь насекомых»,) Клиффорд Саймак («Золотые жуки»), Ганс Кристиан Андерсен («Навозник»), Конан Дойл («Охотник за жуками»), Марк Твен («Приключения Тома Сойера»).

Вывод. Жук в повести Е. По вымышленный, хотя и очень похож на знаменитого скарабея.

Зачем писателю нужно было придумывать такого жука? (Чтобы энтомолог обратил внимание на его необычность. У него уже была большая коллекция насекомых, поэтому обычным жуком он бы не заинтересовался.)

Какими словами вы охарактеризовали бы этого героя? (Эффектный, необычный, тяжелый, золотой, похожий на череп)

Какие бы прилагательные вы бы выделили как основные? Почему? (Золотой, похожий на череп - чаще всего повторяются)

Признаки жука указывают на основные символы:

Как связаны эти понятия между собой и с повестью «Золотой жук»? Пираты наживали богатство, играя со смертью, убивая людей. Легран разгадал загадку пирата и нашел его богатство.

Именно такой жук больше всего годился для этой истории.

Какое художественное средство использовано в названии произведения? Какое значение имеет слово «золотой» в начале произведения и какое значение он приобретает ввиду финал истории? (Сначала «золотой» - это цвет жука, а в конце - в переносном смысле - тот, что принес удачу, богатство, сокровища; этот художественный прием - метафора.)

Что позволило Легранові найти сокровища? (Качества характера: целеустремленность, наблюдательность, сообразительность, любознательность, внимательность; знания: химии, фольклора, английского языка, географии, истории; умения: логически мыслить, фантазировать, разгадывать криптограммы.)

III. Литературные параллели

Учи тель. Сравните повесть Е. По «Золотой жук» и роман Г. Л. Стивенсона «Остров сокровищ».

Тема обоих произведений - поиск сокровищ, причем спрятанных пиратами.

И в повести, и в романе упоминается капитан Кидд - знаменитый пират, который существовал в действительности и был показательно казнен в Лондоне в XVIII в.

В обоих произведениях действие происходит на островах, упоминается скала странной формы, путь к сокровищам указывает череп или скелет, который находится под деревом или на нем.

Поиски сокровищ в романе Стивенсона происходят с помощью карты, а в повести Е. По - криптограммы. И если Джиму и его друзьям, прежде всего, нужны смелость и смекалку, то Легранові необходимые аналитический ум и знания из разных наук. Положительные герои обоих произведений получают справедливое вознаграждение, они проявили свои лучшие черты и таланты и поэтому получили желанные сокровища.

IV. Домашнее задание

Подготовиться к тематическому оцениванию.

Все вы, уважаемые читатели, однозначно встречали рассказы, стихи, фанфики или даже целые книги, в которых один или несколько героев говорят от первого лица. А еще всем вам в школе наверняка задавали писать сочинения об образе лирического героя или авторской позиции в таком-то произведении. Многие школьники, читатели или даже начинающие писатели, сталкиваясь со всем этим, хватаются за голову: что это все значит и как с этим быть? Как правильно ответить на вопрос учителя? Как реагировать на повествование от первого лица в тексте - это автор про себя пишет или нет? Итак, у нас есть четыре термина. Попробуем разобраться во всем по порядку. АВТОР. Автор - это человек, который написал произведение и придумал персонажей. Человек этот вполне реален, точно так же, как и вы, он ходит на работу/учебу, живет в обычном доме в обыкновенном городе и занимается своими повседневными делами. Какое отношение он имеет к героям своих книг или стихов, даже если те говорят от первого лица? Никакого, он просто их придумал, если только в шапке или предисловии не сказано, что такой-то персонаж - автобиографический или даже Мэри/Марти Сью. БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: я неоднократно слышала от своих друзей и знакомых истории о том, как детей в школе учат пересказывать тексты, написанные от первого лица, или анализировать подобные стихотворения. К сожалению, даже многие учителя путают автора и персонаж и советуют ученикам начинать пересказ таких произведений со слов «Писатель Сидоров пошел в лес», хотя Сидоров мог написать свою книгу, когда ему было уже за семьдесят, а главный герой - ученик девятого класса. Запомните: автор и его персонажи - не одно и то же. Автор вполне может списать кого-то из героев с себя или наделить его похожей биографией, чертами характера и так далее, но отнюдь не каждый герой, говорящий о себе в первом лице, может считаться автобиографическим. И, напротив, альтер эго автора может оказаться какой-нибудь третьестепенный персонаж в повествовании от третьего лица. Понимаю, звучит сложно. Как распознать, кто из персонажей автобиографический, а кто нет? Спросить у самого автора. Внимательно читать шапку и комментарии. Если вы изучаете книгу в школе или институте - ознакомьтесь с дневниками и заметками писателя, и вам многое станет ясно. ГЕРОЙ-РАССКАЗЧИК. Отличный литературный прием, который очень любят многие писатели. Суть его заключается в том, что-то или иное событие время от времени или постоянно освещается в произведении с точки зрения определенного героя, при этом повествование постоянно или опять же время от времени ведется от первого лица. В качестве героя-рассказчика может выступать кто угодно: один или несколько персонажей книги, некий сторонний человек, который как бы наблюдает за событиями со стороны или рассказывает историю, иногда даже нерожденный ребенок, животное или неодушевленный предмет, который в фантастических произведениях наделяется способностью воспринимать и оценивать происходящее. БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: не следует ассоциировать героя-рассказчика с автором книги, считать его Мэри/Марти Сью или носителем авторской позиции, если только автор не указал на это прямым текстом. Подобная ошибка встречается очень часто: когда я сама как-то раз еще в школьные годы ввела в повествование героя-рассказчика, некоторые мои читатели искренне решили, что я описываю свои собственные впечатления и высказываю свое мнение о событиях. Мнение героя-рассказчика является его собственным мнением, и не факт, что автор его разделяет или одобряет: это может быть всего лишь литературным экспериментом или приемом с целью показать читателю особенности мышления и мировоззрения этого персонажа. Так, например, Александра Маринина в книге «Смерть ради смерти» и Александр Варго в своем романе «Дом в овраге» ведут повествование от имени маньяков-убийц, но из этого же не следует вывод, что авторы им симпатизируют или разделяют их точку зрения. А если автор, предположим, сочинил рассказ, где главным героем, говорящим от первого лица, является животное или вещь? ПЕРСОНАЖ. С ним в принципе все понятно: это одно из действующих лиц книги. Однако и тут есть определенные сложности. Бывает так, что в произведении читателям встречается какой-то яркий, интересный образ, и они тут же начинают считать, что этот герой непременно является положительным, нравится автору или же выражает его позицию. БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: хотите узнать, как именно автор воспринимает героя и его роль в повествовании? Спросите у автора. Отдельные люди, прочитав пару моих текстов, искренне решили, что Саурон в них - положительный герой и я ему симпатизирую. Были и те, кто спрашивал, не являются ли отдельные персонажи этого текста моим альтер эго. Честно говоря - образ Саурона у меня вышел довольно ярким и неординарным, я в принципе довольна получившимся результатом, но по своей сути этот герой - откровенный манипулятор и беспринципный тип с извращенным сознанием. В обыденной жизни с такими лучше не общаться. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - это персонаж стихотворного произведения, посредством которого в тексте могут передаваться различные мысли, чувства, впечатления; повествование при этом может вестись как от первого, так и от третьего лица. Лирический герой не тождествен автору стихотворения; по отношению к нему действуют те же правила, что и к персонажу вообще или герою-рассказчику. БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: да, лирический герой тоже может быть автобиографическим и отражать чувства, мысли, позицию и жизненный опыт автора. А может и не быть. Попробуйте проанализировать с точки зрения всего вышесказанного несколько знакомых вам текстов - и вы увидите, как интересно это может выглядеть.

Эдгар По

«Золотой жук»

Потомка старинного аристократического рода Уильяма Леграна преследуют неудачи, он теряет все своё богатство и впадает в нищету. Дабы избежать насмешек и унижений, Легран покидает Новый Орлеан, город своих предков, и поселяется на пустынном островке вблизи атлантического побережья. В зарослях миртовой рощи Легран сооружает себе хижину, где и обитает со старым слугой-негром Юпитером и громадным ньюфаундлендом. Отшельничество Уильяма скрашивают книги и прогулки по берегу моря, во время которых он удовлетворяет свою страсть энтомолога: его коллекции насекомых позавидовал бы не один натуралист.

Рассказчик частенько навещает своего друга в его скромном жилище. В один из таких приходов Легран и негр наперебой рассказывают о последней добыче — золотом жуке, которого им удалось на днях поймать. Расспрашивая о подробностях, Рассказчик замечает, что Легран воспринимает эту находку как счастливое предзнаменование — его не покидает мысль о внезапном и скором богатстве. Юпитер беспокоится, не заболел ли хозяин: по его словам, Легран все время что-то считает и надолго исчезает из дома.

Через какое-то время Рассказчик получает от Леграна записку с просьбой посетить его по некоему важному делу. Лихорадочный тон записки заставляет Рассказчика поторопиться, и он в тот же день оказывается у друга. Легран ожидает его с видимым нетерпением и крепко стиснув руку приятеля, объявляет, что пойманный недавно жук оказался из чистого золота. Рассказчик недоумевает: жук действительно хорош — это неизвестный дотоле науке экземпляр, но при чем тут золото? Легран предлагает всем тут же отправиться в путь — на материк, в горы — в конце экспедиции они поймут, что он имеет в виду. Поход займёт не так уж много времени, уверяет Легран: к заходу солнца они вернутся.

Около четырёх часов компания отправляется в путь. Юпитер несёт косу и лопату, Легран — жука, привязанного к концу шнура. Рассказчик, видя в этом явное доказательство безумия друга, с трудом удерживается от слез. Дойдя до мыса, они садятся в ялик и переправляются на материк; там, взобравшись на высокий берег, идут около двух часов по пустынному, поросшему ежевикой плато, пока вдали не показывается тюльпановое дерево необыкновенной высоты. Юпитер выкашивает к дереву тропинку, а затем взбирается на него, прихватив с собой по приказу Леграна жука. Надо ли говорить, что и слуге, и другу такое приказание кажется бредом сумасшедшего.

Сверху доносится испуганный крик негра: он увидел прибитый к суку череп. Это известие приводит Леграна в непонятный восторг, и он отдаёт ещё одно, не менее странное приказание — пропустить жука через левую глазницу черепа. Юпитер, не желая противоречить утратившему рассудок хозяину, выполняет и это. Забив колышек точно там, куда опустился жук, Легран начинает в этом месте копать; друг присоединяется к нему, думая, что Легран заразился обычной на Юге манией кладокопательства. Он, однако, решает и дальше не перечить безумцу и принять участие в поисках клада, чтобы наглядным образом убедить фантазёра в беспочвенности его замысла.

Они трудятся уже часа полтора, когда их прерывает отчаянный лай ньюфаундленда. Пёс рвётся в яму, а спрыгнув туда, мигом отрывает два человеческих скелета. Два удара лопатой — и компаньоны видят несколько золотых монет и торчащее из земли железное кольцо. Работа после этого идёт быстрее, и вскоре становится понятно, что кольцо прикреплено к крышке прекрасно сохранившегося деревянного сундука. В сундуке, который дрожащими руками открывают кладоискатели, находится настоящее сокровище — груды золота и драгоценных камней.

Обратный путь с тяжёлым сундуком был нелёгким. Когда приятели уже дома внимательно разглядывают и сортируют сокровища, то по самой скромной оценке содержимое сундука тянет на полтора миллиона долларов. Наконец, видя, что Друг сгорает от любопытства, Легран принимается за рассказ…

Когда Легран поймал жука, тот его укусил. Неподалёку из песка торчит какая-то бумажка, и Юпитер, подобрав её, передаёт хозяину, который заворачивает в неё жука. Дома Легран обращает внимание на то, что найденная бумага — это пергамент, а когда под воздействием тепла на нем проступает изображение черепа, прогревает его дальше. Вскоре рядом с черепом появляется изображение козлёнка. После этого у Леграна уже не остаётся сомнений в том, что клад закопал знаменитый пират Кидд («кид» — «козлёнок» по-английски). Он не раз слышал предания о кладах, зарытых Киддом и его сообщниками на атлантическом побережье. Легран продолжает нагревать пергамент, пока на нем не выступают цифры — пиратский шифр, который после долгой умственной работы Леграну удаётся разгадать. Окончательный текст остаётся загадочным: «Хорошее стекло в трактире епископа на чёртовом стуле двадцать один градус и тринадцать минут северо-северо-восток главный сук седьмая ветвь восточная сторона стреляй из левого глаза мёртвой головы прямая от дерева через выстрел на пятьдесят футов».

Расспросив местных старожилов, Легран узнает, что «трактир епископа» и «чёртов стул» — названия определённых скал и утёсов. «Хорошее стекло» — конечно же бинокль. Обозревая в указанном направлении местность, Легран видит тюльпановое дерево и не сомневается, что, забравшись на него, Юпитер обнаружит там череп. «А зачем надо было опускать именно жука?» — недоумевает Рассказчик. «Ваши намёки на то, что я не в себе, рассердили меня, и я решил отплатить вам маленькой мистификацией», — отвечает Легран.

Уильям Легран является потомком старинного аристократического рода, но его всегда преследуют неудачи. Он от этого теряет своё богатство и становится нищим. Покинув Новый Орлеан, он поселяется на пустынном острове, который находится совсем рядом с атлантическим побережьем. В самих зарослях он строит из веток себе хижину. А помогает ему в этом старый слуга негр Юпитер с огромным ньюфаундлендом. Книги и прогулки по берегу моря немного скрашивают его одиночество. Ещё не один натуралист позавидовал бы его коллекции о насекомых.

Его друг-рассказчик часто посещает своего друга в жилище, а Юпитер очень беспокоится о своём хозяине, а иногда Легран надолго исчезает из дома.

Однажды рассказчик получает от Леграна записку, с просьбой посетить его по очень важному делу. Само содержание записки заставило рассказчика поторопиться. Легран говорит о том, что пойманный им жук оказался золотым и предлагает всем отправиться в путь на материк.

В четыре часа компания отправляется. Юпитер несёт лопату и косу, а Легран жука, привязанного за конец шнура. Они долго идут по пустынному плато, пока не покажется тюльпановое дерево. Негр взбирается на него с жуком. Вдруг слышится крик негра, увидевшего череп, прибитый к суку. Видя, что хозяин утратил рассудок, негр не противоречит. Ему надо пропустить жука через левую глазницу черепа. Хозяин и негр копают там, где опустился жук. Собака прыгает туда же, и достаёт два скелета. Потом компаньоны видят монеты и кольцо, прикреплённое к деревянному сундуку, который они еле дотащили. В нём много золота и драгоценностей. Легран нисколько не сомневается, что клад закопал знаменитый пират Кидд.

Выбор редакции
Одни любят горох в плове, другие нет. Последним деваться некуда. В большинстве обеденных заведений Ташкента плов непременно готовится с...

Копчёный кальмар сам по себе очень вкусный продукт, его хорошо есть с картошкой, отварными овощами или с рисом. Но к праздничному столу...

Сушка грибов выгодно отличается от других видов их заготовки своей простотой, доступностью и удобством в хранении конечного продукта: 10...

Сборник сонников К чему снится Богатство во сне по 28 сонникам? Ниже вы можете бесплатно узнать толкование символа «Богатство» по 28...
Ирина Камшилина Готовить для кого-то гораздо приятней, чем для себя)) Содержание Омлет – блюдо, хорошо знакомое каждому с детства....
В статье на тему: "сонник слива синяя" - представлена актуальная информация по этому вопросу за 2018 год.Увиденная во сне сочная слива...
Не могу вспомнить источник информации, но в моем сознании прочно укрепилось, что лягушка в образах снов и активного воображения отражает...
Современный cовмещенный сонник Вой, услышанный во сне - очень плохое предзнаменование, скорее всего, вам грозит какая-то беда, болезнь,...
В приготовлении субпродуктов всегда есть свои нюансы, соблюдая которые, вы можете приготовить вкусное и не дорогое блюдо. Давайте узнаем,...