Постоянство памяти где находится. Сальвадор Дали: картины с названиями и описанием. «Жираф в огне»: трактовка образов


Сальвадора Дали можно по праву назвать величайшим сюрреалистом. Потоки сознания, сновидений и реальности находили отображение во всех его работах. «Постоянство памяти» - одна из самых маленьких (24х33 см), но самых обсуждаемых картин. Это полотно выделяется глубоким подтекстом и множеством зашифрованных символов. А еще оно является самой копируемой работой художника.


Сам Сальвадор Дали рассказывал, что циферблаты на картине он создал за два часа. Его супруга Гала ушла в кино с друзьями, а художник остался дома, ссылаясь на головную боль. Находясь в одиночество, он рассматривал комнату. Тут внимание Дали привлек сыр камамбер, который они с Галой недавно ели. Он медленно таял на солнце.

Внезапно мастеру пришла в голову мысль, и он отправился в свою мастерскую, где на холсте уже был написан пейзаж окрестностей Порт-Лигата. Сальвадор Дали развел палитру и принялся творить. К моменту прихода супруги домой картина была готова.


На маленьком полотне скрыто немало аллюзий и метафор. Искусствоведы с удовольствием расшифровывают все загадки «Постоянства памяти».

Трое часов олицетворяют собой настоящее, прошлое и будущее. Их «тающая» форма – символ субъективного времени, неравномерно заполняющего пространство. Еще одни часы с копошащимися на них муравьями – это время линейное, которое поглощает само себя. Сальвадор Дали не раз признавался, что в детстве на него произвело сильное впечатление зрелище муравьев, кишащих на умершей летучей мыши.


Некий растекшийся объект с ресницами – это автопортрет Дали. Пустынный берег ассоциировался у художника с одиночеством, а высохшее дерево – с античной мудростью. Слева на картине можно рассмотреть зеркальную поверхность. Она может отражать как реальность, так и мир сновидений.


Через 20 лет взгляд на мир Дали изменился. Он создал картину под названием «Дезинтеграция постоянства памяти». По концепции она перекликалась с «Постоянством памяти», однако новая эпоха технического прогресса наложила отпечаток на мироощущение автора. Циферблаты постепенно распадаются, а пространство разбито на упорядоченные блоки и затоплено водой.

«Тот факт, что я сам непосредственно в момент рисования своих картин ничего не знаю об их смысле, вовсе не говорит о том, что указанные образы лишены всякого смысла». Сальвадор Дали

Сальвадор Дали «Постоянство памяти» («Мягкие часы», «Твердость памяти», «Стойкость памяти», «The Persistence of Memory»)

Год создания 1931Холст, масло, 24*33 см Картина находится в Музее современного искусства города Нью-Йорк.

Творчество великого испанца Сальвадора Дали, как и его жизнь, всегда вызывает неподдельный интерес. Его картины, во многом непонятные, привлекают внимание оригинальностью и экстравагантностью. Кто-то навсегда остается зачарованным в поисках «особого смысла», а кто-то с нескрываемым отвращением говорит о душевной болезни художника. Но отрицать гениальность не могут ни те, ни другие.

Сейчас мы с вами находимся в Музее современного искусства города Нью-Йорк перед картиной великого Дали «Постоянство памяти». Давайте рассмотрим ее.

Сюжет картины разворачивается на фоне пустынного сюрреалистического пейзажа. Вдалеке мы видим море, в правом верхнем углу картины граничащее с золотыми горами. Главное внимание зрителя приковывается к карманным часам голубоватого цвета, которые медленно плавятся на солнце. Одни из них стекают по странному существу, которое лежит на безжизненной земле в центре композиции. В этом существе можно признать бесформенную человеческую фигуру, млеющую с закрытыми глазами и высунутым языком. В левом углу картины на переднем плане изображен стол. На этом столе лежат еще двое часов - одни из них стекают с края стола, другие, оранжевого ржавого цвета, сохранившие первоначальную форму, покрыты муравьями. На дальнем крае столе возвышается сухое обломанное дерево, с ветки которого стекают последние голубоватые часы.

Да, картины Дали - это покушение на нормальную психику. Какова история картины? Произведение было создано в 1931 году. Легенда гласит, что, ожидая возвращения домой Галы, жены художника, Дали писал картину с пустынным пляжем и скалами, и образ размягчающего времени родился у него при виде куска сыра камамбер. Цвет голубоватых часов якобы был выбран художником вот как. На фасаде дома в Порт Лигате, где жил Дали, существуют сломанные солнечные часы. Они до сих пор бледно-синего цвета, хотя краска постепенно и исчезает - точно такого же цвета, как и на картине "Постоянство памяти".

Картина была впервые выставлена в Париже, в Галерее Пьер Колле, в 1931 году, где была куплена за 250 долларов. В 1933 году картина была продана Стэнли Резор, которая в 1934 году подарила произведение Музею Современного Искусства в Нью-Йорке.

Давайте попытаемся разобраться, насколько это возможно, есть ли в этом произведении некий скрытый смысл. Неизвестно, что выглядит большей неразберихой - сами сюжеты картин великого Дали или же попытки их интерпретировать. Я предлагаю посмотреть, как толковали картину разные люди.

Выдающийся историк искусства Федерико Дзери (F. Zeri) в своих изысканиях писал, что Сальвадор Дали «на языке аллюзий и символов обозначил сознательную и активную память в виде механических часов и суетящихся в них муравьев, а бессознательную - в виде мягких часов, которые показывают неопределенное время. «Постоянство памяти» изображает, таким образом, колебания между взлетами и падениями в состоянии бодрствования и сна».

Эдмунд Свинглхарст (E. Swinglehurst) в книге «Сальвадор Дали. Исследуя иррациональное» также пытается анализировать «Постоянство памяти»: «Рядом с мягкими часами Дали изобразил твердые карманные часы, покрытые муравьями, в знак того, что время может двигаться по-разному: либо плавно течь, либо разъедаться коррупцией, которая, по мнению Дали, означала разложение, символизируемое здесь суетой ненасытных муравьев». По мнению Свинглхарста «Постоянство памяти» стало символом современной концепции относительности времени. Еще один исследователь творчества гения Жиль Нере (G. Neret) в книге «Дали» высказался очень лаконично в адрес «Постоянства памяти»: «Знаменитые «мягкие часы» навеяны образом плавящегося на солнце сыра камамбер».

Однако известно, что почти каждая работа Сальвадора Дали имеет ярко выраженную сексуальную окраску. Известный писатель ХХ века Джордж Оруэлл писал, что Сальвадор Дали «оснащен настолько полным и превосходным комплектом извращений, что ему может позавидовать любой». В связи с этим интересные выводы делает наш современник, приверженец классического психоанализа Игорь Поперечный. Неужели только «метафора гибкости времени» была выставлена на всеобщее обозрение? Она насыщена неопределенностью и отсутствием интриги, что крайне несвойственно Дали.

В своей работе «Игры разума Сальвадора Дали» Игорь Поперечный пришел к выводу, что «комплект извращений», о котором говорил Оруэлл, присутствует во всех произведениях великого испанца. В ходе анализа всего творчества Гения были выявлены определенные группы символов, которые при соответствующей расстановке в картине определяют ее смысловое содержание. В «Постоянстве памяти» таких символов несколько. Это растекающиеся часы и «расплющенное» от удовольствия лицо, муравьи и мухи, изображенные на циферблатах, которые показывают строго 6 часов.

Анализируя каждую из групп символов, их месторасположение в картинах, учитывая традиции значений символов исследователь пришел к выводу, что тайна Сальвадора Дали заключается в отрицании смерти матери и инцестуозном стремлении к ней.

Пребывая в искусственно созданной им самим иллюзии, Сальвадор Дали 68 лет после смерти матери жил в ожидании чуда - ее появления в этом мире. Одной из основных идей многочисленных картин гения была мысль о пребывании матери в летаргическом сне. Намеком на летаргический сон стали вездесущие муравьи, которыми в древней марокканской медицине кормили людей, находящихся в этом состоянии. По мнению Игоря Поперечного, во многих полотнах Дали изображает мать символами: в виде домашних животных, птиц, а также горы, скалы или камня. На картине, которую мы сейчас изучаем, поначалу можно не заметить небольшую скалу, на которой растекается бесформенное существо, являющееся своеобразным автопортретом Дали…

Мягкие часы на картине показывают одно и то же время - 6 часов. Судя по ярким краскам пейзажа, - это утро, потому что в Каталонии, родине Дали, в 6 часов не наступает ночь. Что беспокоит мужчину в шесть утра? После каких утренних ощущений Дали просыпался «совершенно разбитым», как упомянул в своей книге «Дневник одного гения» сам Дали? Почему на мягких часах сидит муха, в символике Дали - знак порока и духовного разложения?

Исходя из всего этого, исследователь приходит к выводу, что в картине фиксируется время, когда лицо Дали испытывает порочное удовольствие, предаваясь «моральному разложению».

Таковы некоторые точки зрения на скрытый смысл картины Дали. Вам остается определиться, какая из интерпретаций вам нравится больше.

Картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти» - пожалуй, наиболее известная из произведений художника. Размягченность висящих и стекающих часов -- один из самых необычных образов, применимых когда-либо в живописи. Что же хотел этим сказать Дали? И хотел ли вовсе? Мы можем только догадываться. Приходится лишь признавать победу Дали, одержанную со словами: «Сюрреализм - это я!»

На этом экскурсия подходит к концу. Пожалуйста, задавайте вопросы.

Художник: Сальвадор Дали

Картина написана: 1931 г.
Холст, гобелен ручной работы
Размер: 24 × 33 см

Описание картины «Постоянство памяти» С.Дали

Художник: Сальвадор Дали
Название картины: «Постоянство памяти»
Картина написана: 1931 г.
Холст, гобелен ручной работы
Размер: 24 × 33 см

О Сальвадоре Дали говорят и пишут всякое. Например, что он был параноиком, не имел связей с реальными женщинами до Галы, и что его картины непонятны. В принципе, все это правда, но каждый факт или вымысел из его биографии имеют прямое отношение к творчеству гения (просто художником Дали назвать довольно проблематично, да и не стоит).

Дали бредил во сне и все это переносил на холст. Прибавьте к этому его запутанные мысли, увлечение психоанализом и вы получите в сумме картины, поражающие сознание. Одна из них – «Постоянство памяти», которую еще называют «Мягкие часы», «Твердость памяти» и «Стойкость памяти».

История появления этого полотна напрямую связана с биографией художника. До 1929 года в его жизни не было увлечений женщинами, не считая нереальных рисунков или тех, что приходили к Дали во сне. А потом появилась русская эмигрантка Елена Дьяконова, больше известная как Гала.

Поначалу ее знали как жену писателя Поля Элюара и любовницу скульптора Макса Эрнста, причем одновременно. Жила вся троица под одной крышей (прямая параллель с Бриками и Маяковским), делила постель и секс на троих и, казалось, такое положение вполне устраивало и мужчин, и Галу. Да, эта женщина любила мистификации, а так же сексуальные эксперименты, но тем не менее к ней прислушивались художники и писатели-сюрреалисты, что было большой редкостью. Гала нуждалась в гениях, одним из которых и стал Сальвадор Дали. Пара прожила вместе 53 года, а художник заявлял, что любил ее больше матери, денег и Пикассо.

Так это или нет, мы не узнаем, а вот про картину «Пространство памяти», на которую Дьяконова вдохновила писателя известно следующее. Пейзаж с Порт Лигат был почти написан, но ему чего-то не хватало. Гала в тот вечер отправилась в кино, а Сальвадор засел за мольберт. В течении двух часов на свет появилась эта картина. Когда муза художника увидела полотно, то предрекла, что тот, кто ее хоть раз увидит, никогда не забудет.

На выставке в Нью-Йорке эпатажный художник объяснил задумку картины по-своему – природой плавленого сыра камамбер, соединившегося с учением Гераклита о измерении времени течением мысли.

Основная часть картины – это ярко-рыжий пейзаж Порт-Лигата, места где он жил. Берег пустынный и объясняет пустоту внутреннего мира художника. Вдалеке виднеется голубая вода, а на переднем плане – сухое дерево. Это, в принципе, и все, что понятно на первый взгляд. Остальные образы на творении Дали глубоко символичны и рассматривать их стоит лишь в таком контексте.

Трое мягких часов голубого цвета, спокойно висящих на ветках дерева, человеке и кубе являются символами времени, которое нелинейно и произвольно течет. Оно таким же способом заполняет субъективное пространство. Количество часов означает прошлое, настоящее и будущее, связанных с теорией относительности. Сам Дали говорил, что нарисовал мягкие часы, поскольку связь времени и пространства чем-то выдающимся не считал и «она была такой же, как любая другая».

Расплывшийся субъект с ресницами отсылает вас к страхам самого художника. Как известно, сюжеты для картин он брал во сне, который называл смертью объективного мира. По основам психоанализа и по убеждениям Дали, сон освобождает то, что люди прячут глубоко в себе. И посему моллюскообразный объект – это автопортрет Сальвадора Дали, который спит. Он сравнивал себя с устрицей-отшельником и говорил, что Гала сумела уберечь ее от всего мира.

Твердые часы на картине символизируют объективное время, которое идет против нас, ведь они лежат вниз циферблатом.

Примечательно, что время, зафиксированное на каждых часах, различно – то есть каждый маятник соответствует событию, которое осталось в человеческой памяти. Однако часы текут – и изменяют голове, то есть память способна менять события.

Муравьи на картине – символ разложения, связанный с детством самого художника. Он увидел труп летучей мыши, кишащей этими насекомыми, и с тех пор присутствие их стало идеей-фикс всего творчества. Муравьи ползают по твердым часам, подобно часовым и минутным стрелкам, таким образом, время реальное убивает само себя.

Дали называл мух «средиземноморскими феями» и считал тем насекомым, которые вдохновляли греческих философов на их трактаты. Древняя Эллада напрямую связана с оливой, символом мудрости античности, которой уже не существует. По этой причине олива изображена сухой.

На картине изображен и мыс Креус, который находился неподалеку от родного города Дали. Его сам сюрреалист считал истоком своей философии параноидальных метаморфоз. На полотне он имеет форму голубой дымки неба вдали и коричневых скал.

Море, по мнению художника, это вечный символ бесконечности, идеальная плоскость для путешествий. Время там течет неспешно и объективно, подчиняясь своей внутренней жизни.

На заднем плане у самых скал находится яйцо. Это символ жизни, позаимствованный у древнегреческих представителей мистической школы. Они трактуют Мировое Яйцо как прародителя человечества. Из него появился двуполый Фанес, который создал людей, а половинки скорлупы дали им небо и землю.

Еще один образ на заднем плане картины – зеркало, лежащее горизонтально. Его называют символом переменчивости и непостоянства, который соединяет в себе субъективный и объективный миры.

Экстравагантность и неудержимость Дали в том, что истинными его шедеврами являются не картины, а скрытый в них смысл. Художник отстаивал право на творческую свободу, на связь искусства и философией, историей и другими науками.

… Современные физики все чаще заявляют, что время – это одно из измерений пространства, то есть мир, который нас окружает, состоит не из трех измерений, а из четырех. Где-то на уровне нашего подсознания у человека формируется интуитивное представление о чувстве времени, но представить его удается с трудом. Сальвадор Дали – один из немногих людей, которым это удалось, ведь он смог интерпретировать тот феномен, который до него не удавалось раскрыть и воссоздать никому.

Даже если вы не знаете, кто написал картину «Постоянство памяти», вы точно ее видели. Мягкие часы, сухое дерево, песочная коричневая цветовая гамма - узнаваемые атрибуты полотна сюрреалиста Сальвадора Дали. Дата создания - 1931 год, написана маслом на холсте ручной работы. Размер небольшой - 24х33 см. Место хранения - Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Творчество Дали пропитано вызовом привычной логике, естественному природному порядку вещей. Художник страдал нарушением психики пограничного характера, приступами параноидального бреда, что отражалось на всех его работах. «Постоянство памяти» - не исключение. Картина стала символом переменчивости, зыбкости времени, содержит себе скрытый смысл, трактовать который помогают письма, записки, автобиография сюрреалиста .

Дали относился к полотну с особым трепетом, вкладывал личное значение. Такое отношение к миниатюрной работе, завершенной буквально за два часа - важный фактор, способствовавший ее по пулярности. Немногословный Дали после создания своих «Мягких часов» достаточно часто говорил о них, вспоминал историю создания в автобиографии, пояснял значение элементов в переписках, записях. Искусствоведы, собиравшие упоминания, благодаря этому полотну смогли проводить более глубокий анализ остальных работ известного сюрреалиста.

Описание картины

Образ плавящихся циферблатов знаком каждому, но детальное описание картины Сальвадора Дали «Постоянство памяти» вспомнят не все, а к некоторым важным элементам даже не станут присматриваться. В этой композиции имеют значение каждый элемент, цветовая гамма, общая атмосфера.

Написана картина коричневыми красками с добавлением голубых. Переносит на жаркое побережье - твердый скалистый мыс расположен на заднем плане, у моря. Около мыса можно рассмотреть яйцо. Ближе к среднему плану находится зеркало, перевернутое гладкой поверхностью вверх.


На среднем плане иссушенное дерево оливы, с обломанной ветки которого свисает гибкий циферблат часов. Рядом запечатлен образ автора - расплывшееся, словно моллюск, создание с закрытым глазом и ресницами. Поверх элемента расположились еще одни гибкие часы.

Третий мягкий циферблат свисает с угла поверхности, на которой произрастает сухое дерево. Перед ним - единственные твердые часы всей композиции. Они перевернуты циферблатом вниз, на поверхности задней части - многочисленные муравьи, образующие форму хронометра. Картина оставляет много пустых пространств, не требующих заполнения дополнительными художественными деталями.

То же изображение было взято за основу картины «Распад постоянства памяти», написанной в 1952-54 годах. Сюрреалист дополнил его другими элементами - еще одним гибким циферблатом, рыбой, ветками, большим количеством воды. Эта картина и продолжает, и дополняет, и противопоставляется первой.

История создания

История создания картины Сальвадора Дали «Постоянство памяти» такая же нетривиальная, как вся биография сюрреалиста. Летом 1931 года Дали находился в Париже, готовился открыть персональную выставку работ. Дожидаясь возвращения из кино Галы, своей гражданской жены, оказавшей огромное влияние на его творчество, художник за столом раздумывал о тающем сыре. Тем вечером частью их ужина стал сыр-камамбер, плавившийся под влиянием жары. Сюрреалист, мучаясь головной болью, посетил перед сном мастерскую, где работал над пляжным пейзажем, залитым закатным светом. На переднем плане полотна уже был изображен остов сухого оливкового дерева.

Атмосфера картины в сознании Дали оказалась созвучна другим важным образам. Тем вечером он представил, что с обломанной ветки дерева свисают мягкие часы. Работа над картиной была продолжена сразу же, несмотря на вечернюю мигрень. Заняла два часа. Когда Гала вернулась, самая знаменитая работа испанского художника была полностью завершена.

Супруга художника утверждала, что стоит один раз увидеть полотно, как забыть изображение не получится. Его созданию поспособствовали изменчивая форма сыра и теория создания параноидальных символов, ассоциирующаяся у Дали с видом на мыс Креус. Этот мыс кочевал от одного произведения сюрреалиста к другому, символизируя незыблемость личной теории.

Позднее художник переработал идею в новое полотно, получившее название «Дезинтеграция постоянства памяти». На ветке здесь висит вода, а элементы распадаются. Даже постоянные в своей гибкости циферблаты медленно плавятся, а окружающий мир делится на математически четкие точные блоки.

Тайный смысл

Для понимания тайного смысла полотна «Постоянство памяти», потребуется присмотреться к каждому атрибуту изображения по отдельности.

Символизируют нелинейное время, заполняющее пространство противоречивым течением. Для Дали была очевидной связь времени с пространством, он не считал эту идею революционной. Мягкие циферблаты связаны также с идеями философа античности Гераклита об измерении времени течением мысли. О греческом мыслителе и его идеях Дали думал, создавая картину, в чем признавался в письме физику Илье Пригожину.

Текучих циферблатов изображено три штуки. Это символ прошлого, настоящего и будущего, смешанных в единое пространство, говорящих об очевидной взаимосвязи.

Твердые часы

Символ постоянства течения времени, противопоставляемый мягким часам. Покрыты муравьями, ассоциирующимися у художника с тленом, смертью, разложением. Муравьи создают форму хронометра, повинуются структуре, не переставая символизировать тлен. Художника муравьи преследовали с детских воспоминаний и бредовых фантазий, навязчиво присутствовали повсюду. Дали утверждал, что линейное время пожирает себя самостоятельно, без муравьев в этой концепции обойтись он не мог.

Расплывшееся лицо с ресницами

Сюрреалистический автопортрет автора, погруженного в вязкий мир сновидений и человеческого бессознательного. Расплывающийся глаз с ресницами закрыт - художник спит. Он беззащитен, в бессознательном его ничто не сковывает. Формой напоминает моллюска, лишенного твердого скелета. Сальвадор говорил, что беззащитен, словно устрица без раковины, сам. Его защитной раковиной была Гала, умершая раньше. Сон назывался художником смертью реальности, поэтому мир картины становится от этого более пессимистичным.

Дерево оливы

Сухое дерево с обломанной веткой - оливковое. Символ античности, также снова напоминающий об идеях Гераклита. Сухость дерева, отсутствие листвы и оливок, говорит о том, что век античной мудрости прошел и забылся, канул в Лету.

Другие элементы

На картине также присутствует Мировое яйцо, символизирующее жизнь. Образ заимствован у древнегреческих мистиков, орфической мифологии. Море - бессмертие, вечность, лучшее пространство для любых путешествий в реальном и воображаемом мирах. Мыс Креус на каталонском побережье, неподалеку от родного дома автора - воплощение теории Дали о перетекании бредовых образов в другие бредовые образы. Муха на ближайшем циферблате - средиземноморская фея, вдохновлявшая античных философов. Горизонтальное зеркало позади - непостоянство субъективного и объективного миров.

Цветовая гамма

Превалируют коричневые песочные тона, создающие жаркую атмосферу. Им противопоставлены холодные голубые оттенки, смягчающие пессимистическое настроение композиции. Цветовая гамма настраивает на меланхоличный лад, становится основой ощущения печали, остающегося после просмотра картины.

Общая композиция

Анализ картины «Постоянство памяти» стоит закончить, рассмотрев общую композицию. Дали точен в деталях, оставляет достаточное количество пустого пространства, не заполненного объектами. Это позволяет концентрироваться на настроении полотна, находить собственный смысл, трактовать персонально, не «препарируя» каждый мельчайший элемент.

Размер холста небольшой, что говорит о личном значении композиции для художника. Вся композиция позволяет погрузиться во внутренний мир автора, лучше понять его переживания. «Постоянство памяти», также известное как «Мягкие часы» не требует логического разбора. Анализируя этот шедевр мирового искусства в жанре сюрреализма, требуется включать ассоциативное мышление, поток сознания.

Категория

Постоянство памяти Сальвадора Дали или, как принято в народе, мягкие часы — это, пожалуй, самая попсовая картина мэтра. Не слышали о ней только те, кто находится в информационном вакууме в какой-нибудь деревеньке без канализации.

Ну что же, начнем нашу «историю одной картины», пожалуй, с ее описания, так любимого адептами бегемотописи. Кто не понял о чем я, беседы о бегемотописи — это угарный ролик, особенно для тех, кто хоть раз общался с искусствоведом. Есть на ютубе, гугл в помощь. Но вернемся к нашим баранам Сальвадорам.

Та самая картина «Постоянство памяти», другое название «Мягкие часы». Жанр картины — сюрреализм, ваш капитан очевидность всегда готов к услугам. Находится в Нью-Йоркском музее современного искусства. Масло. Год создания 1931. Размер — 100 на 330 см.

Еще про Сальвадорыча и его картины

Постоянство памяти Сальвадора Дали, описание картины.

На картине изображен безжизненный пейзаж небезызвестного Порт-Льигата, где Сальвадор провел значительную часть своей жизни. На переднем плане в левому углу имеется кусок чего-то твердого, на котором, собственно, расположилась пара мягких часов. Одни из мягких часов стекают с твердой штуки (то-ли скала, то-ли затвердевшая земля, то-ли черт знает что), другие часы расположились на ветке трупика давно почившей в бозе оливы. Вот эта красная непонятная фигня в левом углу — это твердые карманные часы, пожираемые муравьями.

В середине композиции видно аморфную массу с ресницами, в которой, тем не менее, без особого труда можно рассмотреть автопортрет Сальвадора Дали. Похожий образ присутствует на столь многих картинах Сальвадорыча, что не узнать его довольно трудно (например в ) Мягкий Дали обернут мягкими часами, как одеялком и, судя по всему, спит и видит сладкие сны.

На заднем плане обосновались море, прибрежные скалы и опять кусок какой-то твердой голубой неведомой фигни.

Сальвадор Дали Постоянство памяти, анализ картины и значение образов.

Лично мое мнение, что картина символизирует именно то, что заявлено в ее названии — постоянство памяти, в то время, как время скоротечно и быстро «расплавляется» и «стекает» как мягкие часы или пожирается, как твердые. Как там говорится, иногда банан — это просто банан.

Все, что можно сказать с некоторой степенью достоверности, так это то, что Сальвадор написал картину в то время, как Гала пошла развлекаться в кинотеатр, а он остался дома из-за приступа мигрени. Идея картины пришла к нему через некоторое время после поедания мягкого сыра «Камамбера» и размышлений о его «супермягкости». Все это — со слов Дали и потому ближе всего к правде. Хотя мэтр был еще тот балабол и мистификатор и его слова следует фильтровать через мелкое-мелкое сито.

Синдром поиска глубинного смысла

Вот это вот все ниже — творение сумрачных гениев с простора интернета и я не знаю, как к этому относиться. Документальных подтверждений и высказываний Сальвадора по этому поводу я не нашел, так что не принимайте за чистую монету. Но некоторые предположения красивы и имеют место быть.

При создании картины Сальвадор, возможно, вдохновлялся расхожим античным изречением «Все течет, все меняется», которое приписывают Гераклиту. Претендует на некоторую степень достоверности, так как Дали был не понаслышке знаком с философией античного мыслителя. У Сальвадорыча даже есть украшение (ожерелье, если я не ошибаюсь), которое называется фонтан Гераклита.

Существует мнение, что трое часов на картине — это прошлое, настоящее и будущее. Вряд ли это действительно так задумывалось Сальвадором, но идея красивая.

Твердые часы, возможно — это время в физическом понимании, а мягкие часы — субъективное, воспринимаемое нами время. Больше похоже на правду.

Мертвая олива — это, якобы, символ античной мудрости, канувшей в Лету. Это, конечно, интересно, но, учитывая то, что в начале Дали просто написал пейзаж, а идея вписать все эти сюрреалистические образы пришла к нему гораздо позже — видится весьма сомнительным.

Море на картине якобы символ бессмертия и вечности. Тоже красиво, но, сомневаюсь, так как, опять-таки, пейзаж был написан ранее и не содержал в себе никаких глубинных и сюрреалистических идей.

Среди любителей поиска глубинного смысла существовало предположение, что картина Постоянство памяти была создана под влиянием идей о теории относительности дядюшки Альберта. В ответ на это Дали ответил в своем интервью, что, на самом деле, он вдохновился не теорией относительности, а «сюрреалистическим ощущением сыра Камамбер, тающего на солнце». Такие дела.

Кстати, Камамбер — это очень годная нямка с нежной текстурой и слегка грибным привкусом. Хотя Дорблю — гораздо вкуснее, как по мне.

Что значит сам спящий Дали в середине, обернутый часами — понятия не имею, если честно. Хотел показать свое единство со временем, с памятью? Или связь времени со сном и смертью? Покрыто мраком истории.

Выбор редакции
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...

В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...
Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...
Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...