Презентация на тему виктор васнецов. Виктор михайлович васнецов - биография и описание картин. В.М.Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами»


Слайд 2

  • 3 (15) мая 1848
  • 23 июля 1926 (78 лет)

Виктор Михайлович Васнецов (родился 3 (15) мая 1848 года - умер 23 июля 1926 года) - один из известнейших русских художников.

Слайд 3

Виктор Михайлович Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кто взялся за самые разнообразные области искусства - театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию.

Слайд 4

Заречная слободка Берендеевка

Заречная слободка Берендеевка

Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка"1885г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Когда Репин увидал декорации и костюмы В. Васнецова к опере «Снегурочка», то написал Стасову: «Васнецов сделал для костюмов рисунки. Он сделал такие великолепные типы - вoсторг... я уверен, что никто там у вас не сделает ничего пoдoбнoгo. Это просто шедевр».

Слайд 5

Эскизы костюмов к опере Н. А. Римского - Корсакова "Снегурочка»

Виктор Михайлович Васнецов очень любил театр. Для весенней сказки А.Н.Островского «Снегурочка», поставленной в частном театре в московском доме С.И.Мамонтова, Васнецов не только сочинил эскизы декораций и костюмов,но исам исполнил роль Деда Мороза.

Слайд 6

Рисунок волшебной декорации подводного дна в «Русалке», созданный Васнецовым, даже спустя многие десятилетия лишь незначительно изменялся.

Слайд 7

Конец 1890-х годов был отмечен работой Васнецова над иллюстрациями к "Песне о вещем Олеге" Пушкина для академического издaния к столетию со дня рождения поэта.

Слайд 8

Гусляры

  • Слайд 9

    Снегурочка 1899 г.

  • Слайд 10

    «Три царевны Темного царства» 1881 г.

    Слайд 11

    "Иван Царевич на сером волке" Дата: 1889 г.

  • Слайд 12

    Царевна-лягушка 1918 г.

  • Слайд 13

    Ковёр-самолёт 1880 г.

  • Слайд 14

    «Алёнушка» (1881)

    «Алёнушка» (1881)

    Простоволосая девушка, сидя на камне у пруда, задумалась над своей горькой судьбой. Окружающая природа – бледно-серое небо, колючие лапы ёлок, облетевшие осины и тёмная поверхность пруда с застывшими на нём жёлтыми листьями – всё передаёт её подавленное состояние. На густой глади омута не видно отражения тоскующей героини: её словно затягивает туда. Мастер не просто написал художественный лирический образ из сказки про Алёнушку и её братца Иванушку, он проникновенно отобразил на полотне страдающую душу русского народа.

    Слайд 15

    Академик живописи, иллюстратор, декоратор и архитектор Виктор Михайлович Васнецов скончался в своём доме в Москве 23 июля 1926 и похоронен на Введенском кладбище. Созданные им произведения являются национальным достоянием, отражающим героизм и душу русского народа.

    Посмотреть все слайды

    Биографическая справка Годы жизни: Годы жизни: Родился в селе Лопьял, в семье священника Родился в селе Лопьял, в семье священника Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в Петербурге, в рисовальной школе Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в Петербурге, в рисовальной школе Был членом «товарищества передвижников» Был членом «товарищества передвижников» Молодой Васнецов всецело следовал традициям передвижнического бытописания, – таковы его образы обедневшей старой четы, перебирающейся «с квартиры на квартиру» (в одноименной картине 1876, Третьяковская галерея), либо припозднившихся картежников (Преферанс, 1879, там же). Молодой Васнецов всецело следовал традициям передвижнического бытописания, – таковы его образы обедневшей старой четы, перебирающейся «с квартиры на квартиру» (в одноименной картине 1876, Третьяковская галерея), либо припозднившихся картежников (Преферанс, 1879, там же).


    Краткая справка ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНИКОВ («Товарищество передвижных художественных выставок»), крупнейшее из русских художественных объединений 19 в. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНИКОВ («Товарищество передвижных художественных выставок»), крупнейшее из русских художественных объединений 19 в. Они создавали новое, раскрепощенное от канонов академической классики искусство, призванное открывать миру ход истории, тем самым подготавливая тем самым образ мысли к будущему. Они создавали новое, раскрепощенное от канонов академической классики искусство, призванное открывать миру ход истории, тем самым подготавливая тем самым образ мысли к будущему. У «передвижников» таким художественно-историческим «зеркалом» предстала в первую очередь современность: центральное место на выставках заняли жанрово-бытовые мотивы, «вся Россия» в ее многоликой повседневности. У «передвижников» таким художественно-историческим «зеркалом» предстала в первую очередь современность: центральное место на выставках заняли жанрово-бытовые мотивы, «вся Россия» в ее многоликой повседневности.


    Биографическая справка Между тем Васнецовы жили совсем просто - как и большинство семейств сельских священников. Между тем Васнецовы жили совсем просто - как и большинство семейств сельских священников. «Критическая» школа живописи второй половины 19-го века любила изображать попов корыстолюбивыми пьяницами. (партийные интересы) «Критическая» школа живописи второй половины 19-го века любила изображать попов корыстолюбивыми пьяницами. (партийные интересы) Васнецов же в своих письмах говорил об отце: "Вспомнить моего дорогого отца, глубоко религиозного и философски настроенного, который, прогуливаясь с нами, детьми, по полям в звездные августовские ночи, влил в наши души живое неистребимое представление о действительно сущем Боге!" Васнецов же в своих письмах говорил об отце: "Вспомнить моего дорогого отца, глубоко религиозного и философски настроенного, который, прогуливаясь с нами, детьми, по полям в звездные августовские ночи, влил в наши души живое неистребимое представление о действительно сущем Боге!"


    Биография и творчество Положение семьи не позволило молодому человеку обучаться в художественной школе Положение семьи не позволило молодому человеку обучаться в художественной школе Пришлось соблюдать традицию и обучаться в духовной семинарии (там обучение было бесплатным), но Виктор не доучился там всего год Пришлось соблюдать традицию и обучаться в духовной семинарии (там обучение было бесплатным), но Виктор не доучился там всего год На последнем курсе он продал две свои картины «Молочница» и «Жница» и поехал в Москву с 10 рублями в кармане На последнем курсе он продал две свои картины «Молочница» и «Жница» и поехал в Москву с 10 рублями в кармане Сдав успешно экзамены, поступил в Академию. Там он подружился с Репиным Сдав успешно экзамены, поступил в Академию. Там он подружился с Репиным Дебют прошел в 1874 г. с полотном «Чаепитие в трактире» Дебют прошел в 1874 г. с полотном «Чаепитие в трактире» Академии Васнецов не окончил - его влекла иная живопись. Распростившись в 1875 году с ней, он в 1876 году уехал за границу и более года жил в Париже, где тесно общался с находившимися там в пенсионерской командировке Репиным и Поленовым. Академии Васнецов не окончил - его влекла иная живопись. Распростившись в 1875 году с ней, он в 1876 году уехал за границу и более года жил в Париже, где тесно общался с находившимися там в пенсионерской командировке Репиным и Поленовым.


    Биография и творчество Васнецов переехал на жительство в Москву, сблизился с С. Мамонтовым и П. Третьяковым, стал активнейшим членом Абрамцевского художественного кружка. Он подолгу жил в Абрамцеве, спроектировал для имения церковь Спаса Нерукотворного, оформлял спектакли мамонтовской Частной оперы, увлекся русским фольклором. Москва стала для художника землей обетованной, здесь он понял, что (цитируя Васнецова) "только среди московских исторических памятников, ее великого, незабываемого, волнующего прошлого расцветет мое дарование, окрепнет умение, разовьется вдохновение, сбудутся поэтические мечты". Васнецов переехал на жительство в Москву, сблизился с С. Мамонтовым и П. Третьяковым, стал активнейшим членом Абрамцевского художественного кружка. Он подолгу жил в Абрамцеве, спроектировал для имения церковь Спаса Нерукотворного, оформлял спектакли мамонтовской Частной оперы, увлекся русским фольклором. Москва стала для художника землей обетованной, здесь он понял, что (цитируя Васнецова) "только среди московских исторических памятников, ее великого, незабываемого, волнующего прошлого расцветет мое дарование, окрепнет умение, разовьется вдохновение, сбудутся поэтические мечты".


    Биография и творчество О произошедших переменах возвестило показанное в 1880 году на VIII передвижной выставке полотно "После побоища Игоря Святославича с половцами", созданное по мотивам "Слова о полку Игореве". Картину приняли неоднозначно - Васнецов утверждал, что все "стояли к ней спиной". Это не так, конечно, - о ней восхищенно отзывались И. Крамской, П. Чистяков и И. Репин, хотя патриарх передвижничества Г. Мясоедов топал перед ней ногами, требуя убрать эту "мертвечину" с выставки за измену критическому "направлению". О произошедших переменах возвестило показанное в 1880 году на VIII передвижной выставке полотно "После побоища Игоря Святославича с половцами", созданное по мотивам "Слова о полку Игореве". Картину приняли неоднозначно - Васнецов утверждал, что все "стояли к ней спиной". Это не так, конечно, - о ней восхищенно отзывались И. Крамской, П. Чистяков и И. Репин, хотя патриарх передвижничества Г. Мясоедов топал перед ней ногами, требуя убрать эту "мертвечину" с выставки за измену критическому "направлению".


    Биография и творчество Между тем в этой и последующих за ней работах Васнецов пытался показать "положительные" пути российскому обществу, вступающему в период беспочвенности, нестроения и смут (менее чем через год революционеры разорвали бомбой на части императора Александра II). Между тем в этой и последующих за ней работах Васнецов пытался показать "положительные" пути российскому обществу, вступающему в период беспочвенности, нестроения и смут (менее чем через год революционеры разорвали бомбой на части императора Александра II).


    Биография и творчество Выполнением той же благородной задачи был обусловлен и следующий этап жизни и творчества Васнецова, связанный с его деятельностью по оформлению Владимирского собора в Киеве, которой он отдал более десяти лет (). Поначалу искусствовед А. Прахов привлек к этой работе М. Врубеля, но его иконопись оказалась слишком "модернистской" и не слишком органичной для традиционного православного сознания. В конце концов, собор расписали В. Васнецов и М. Нестеров - Васнецов после этого стал популярнейшим русским иконописцем, ему подражали, на него просыпался дождь церковных заказов. (Справа – Икона: Богоматерь с младенцем) Выполнением той же благородной задачи был обусловлен и следующий этап жизни и творчества Васнецова, связанный с его деятельностью по оформлению Владимирского собора в Киеве, которой он отдал более десяти лет (). Поначалу искусствовед А. Прахов привлек к этой работе М. Врубеля, но его иконопись оказалась слишком "модернистской" и не слишком органичной для традиционного православного сознания. В конце концов, собор расписали В. Васнецов и М. Нестеров - Васнецов после этого стал популярнейшим русским иконописцем, ему подражали, на него просыпался дождь церковных заказов. (Справа – Икона: Богоматерь с младенцем)


    Биография и творчество Слава художника росла - особенно после триумфальной персональной выставки 1899 года, где он показал публике своих "Богатырей". В 1893 году Васнецов получил звание действительного академика живописи, годом ранее - профессора Академии. Последнее звание он сложил с себя в революционном 1905 году - в знак протеста против большего увлечения студентов академии политикой, нежели живописью. Слава художника росла - особенно после триумфальной персональной выставки 1899 года, где он показал публике своих "Богатырей". В 1893 году Васнецов получил звание действительного академика живописи, годом ранее - профессора Академии. Последнее звание он сложил с себя в революционном 1905 году - в знак протеста против большего увлечения студентов академии политикой, нежели живописью.


    Биография и творчество Революции Васнецов, разумеется, не принял. Он доживал свою долгую жизнь в стране, которую уже не мог назвать любимой Россией, - сама аббревиатура "СССР" была ему ненавистна. Распоясывающиеся на глазах художественные журналы громили его творчество, самого художника называя "обветшалым", "ретроградом и мракобесом". Но до последних дней Васнецов не выпускал кисти из рук. Он умер в своем московском доме 23 июля 1926 года - последняя работа художника, портрет его старого товарища и во многом ученика, продолжившего его дело, М. Нестерова, остался неоконченным. (справа икона «снятие с креста») Революции Васнецов, разумеется, не принял. Он доживал свою долгую жизнь в стране, которую уже не мог назвать любимой Россией, - сама аббревиатура "СССР" была ему ненавистна. Распоясывающиеся на глазах художественные журналы громили его творчество, самого художника называя "обветшалым", "ретроградом и мракобесом". Но до последних дней Васнецов не выпускал кисти из рук. Он умер в своем московском доме 23 июля 1926 года - последняя работа художника, портрет его старого товарища и во многом ученика, продолжившего его дело, М. Нестерова, остался неоконченным. (справа икона «снятие с креста»)

    Презентация на тему: Васнецов Виктор Михайлович. Биография и творчество












    1 из 11

    Презентация на тему: Васнецов Виктор Михайлович. Биография и творчество

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    Биографическая справка Годы жизни: 1848-1926Родился в селе Лопьял, в семье священникаУчился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в Петербурге, в рисовальной школеБыл членом «товарищества передвижников»Молодой Васнецов всецело следовал традициям передвижнического бытописания, – таковы его образы обедневшей старой четы, перебирающейся «с квартиры на квартиру» (в одноименной картине 1876, Третьяковская галерея), либо припозднившихся картежников (Преферанс, 1879, там же).

    № слайда 3

    Описание слайда:

    Краткая справка ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНИКОВ («Товарищество передвижных художественных выставок»), крупнейшее из русских художественных объединений 19 в. Они создавали новое, раскрепощенное от канонов академической классики искусство, призванное открывать миру ход истории, тем самым подготавливая тем самым образ мысли к будущему. У «передвижников» таким художественно-историческим «зеркалом» предстала в первую очередь современность: центральное место на выставках заняли жанрово-бытовые мотивы, «вся Россия» в ее многоликой повседневности.

    № слайда 4

    Описание слайда:

    Биографическая справка Между тем Васнецовы жили совсем просто - как и большинство семейств сельских священников. «Критическая» школа живописи второй половины 19-го века любила изображать попов корыстолюбивыми пьяницами. (партийные интересы)Васнецов же в своих письмах говорил об отце: "Вспомнить моего дорогого отца, глубоко религиозного и философски настроенного, который, прогуливаясь с нами, детьми, по полям в звездные августовские ночи, влил в наши души живое неистребимое представление о действительно сущем Боге!"

    № слайда 5

    Описание слайда:

    Биография и творчество Положение семьи не позволило молодому человеку обучаться в художественной школеПришлось соблюдать традицию и обучаться в духовной семинарии (там обучение было бесплатным), но Виктор не доучился там всего годНа последнем курсе он продал две свои картины «Молочница» и «Жница» и поехал в Москву с 10 рублями в карманеСдав успешно экзамены, поступил в Академию. Там он подружился с РепинымДебют прошел в 1874 г. с полотном «Чаепитие в трактире»Академии Васнецов не окончил - его влекла иная живопись. Распростившись в 1875 году с ней, он в 1876 году уехал за границу и более года жил в Париже, где тесно общался с находившимися там в пенсионерской командировке Репиным и Поленовым.

    № слайда 6

    Описание слайда:

    Биография и творчество Васнецов переехал на жительство в Москву, сблизился с С. Мамонтовым и П. Третьяковым, стал активнейшим членом Абрамцевского художественного кружка. Он подолгу жил в Абрамцеве, спроектировал для имения церковь Спаса Нерукотворного, оформлял спектакли мамонтовской Частной оперы, увлекся русским фольклором. Москва стала для художника землей обетованной, здесь он понял, что (цитируя Васнецова) "только среди московских исторических памятников, ее великого, незабываемого, волнующего прошлого расцветет мое дарование, окрепнет умение, разовьется вдохновение, сбудутся поэтические мечты".

    № слайда 7

    Описание слайда:

    Биография и творчество О произошедших переменах возвестило показанное в 1880 году на VIII передвижной выставке полотно "После побоища Игоря Святославича с половцами", созданное по мотивам "Слова о полку Игореве". Картину приняли неоднозначно - Васнецов утверждал, что все "стояли к ней спиной". Это не так, конечно, - о ней восхищенно отзывались И. Крамской, П. Чистяков и И. Репин, хотя патриарх передвижничества Г. Мясоедов топал перед ней ногами, требуя убрать эту "мертвечину" с выставки за измену критическому "направлению".Описание слайда:

    Биография и творчество Выполнением той же благородной задачи был обусловлен и следующий этап жизни и творчества Васнецова, связанный с его деятельностью по оформлению Владимирского собора в Киеве, которой он отдал более десяти лет (1885-96). Поначалу искусствовед А. Прахов привлек к этой работе М. Врубеля, но его иконопись оказалась слишком "модернистской" и не слишком органичной для традиционного православного сознания. В конце концов, собор расписали В. Васнецов и М. Нестеров - Васнецов после этого стал популярнейшим русским иконописцем, ему подражали, на него просыпался дождь церковных заказов. (Справа – Икона: Богоматерь с младенцем)

    № слайда 10

    Описание слайда:

    Биография и творчество Слава художника росла - особенно после триумфальной персональной выставки 1899 года, где он показал публике своих "Богатырей". В 1893 году Васнецов получил звание действительного академика живописи, годом ранее - профессора Академии. Последнее звание он сложил с себя в революционном 1905 году - в знак протеста против большего увлечения студентов академии политикой, нежели живописью.

    № слайда 11

    Описание слайда:

    Биография и творчество Революции Васнецов, разумеется, не принял. Он доживал свою долгую жизнь в стране, которую уже не мог назвать любимой Россией, - сама аббревиатура "СССР" была ему ненавистна. Распоясывающиеся на глазах художественные журналы громили его творчество, самого художника называя "обветшалым", "ретроградом и мракобесом". Но до последних дней Васнецов не выпускал кисти из рук. Он умер в своем московском доме 23 июля 1926 года - последняя работа художника, портрет его старого товарища и во многом ученика, продолжившего его дело, М. Нестерова, остался неоконченным. (справа икона «снятие с креста»)

    Аннотация В данной работе представлены репродукции картин выдающегося русского живописца, одного из основоположников национально-романтического варианта русского модерна, Виктора Михайловича Васнецова (Аленушка, Иван-Царевич на Сером Волке, Спящая царевна, Богатыри и др.). Краткие описания картин адаптированы к восприятию детей младшего школьного возраста. В конце даны вопросы и задания по просмотренной презентации.






    Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926) О творчестве Виктора Михайловича Васнецова не скажешь лучше, чем он сам сказал: «Я – сказочник, былинник, гусляр живописи!» А еще Виктор Михайлович говорил: «Я всю жизнь только и стремился как художник понять, разгадать и выразить русский дух». Действительно, мало кто из русских художников сумел так понять и передать этот русский дух, как В. М. Васнецов. Он начал свою творческую деятельность как художник-жанрист, но подлинное свое призвание обрел, обратившись к сюжетам русских сказок и былин. Русь с ее легендарным прошлым – вот что постоянно манило к себе, волновало художника. Новый оригинальный язык его произведений прозвучал в русской живописи свежо, сильно, неожиданно. Я только хочу сохранить родную старину, какой она живет в поэтическом мире народа, -писал Васнецов.




    В картине отразилась глубокая поэтичность русской народной сказки.. Она совсем одна в дремучем лесу, полном таинственных звуков и шорохов. Пригорюнилась, присела на круглый старый камень у черного пруда и в тяжелом, безысходном горе обхватила тонкими руками колени. Одета она в цветастый деревенский сарафан, босая, немного растрепаны ее волосы в косе. Грустно сидит она, положив голову на руки. Это настоящая деревенская девочка-подросток пришла в темный, но совсем не страшный (Аленушка выросла среди этих деревьев, цветов и полян) лес погрустить о своей жизни и участи. Ее отца и матери уже нет в живых, чужие люди заставляют работать на них с утра до ночи, поднимают на нее руку, морят голодом и обижают. Окружающая природа застыла, деревья и травы стоят неподвижно, как будто скорбят вместе с ней. Впервые в русской живописи поэтичность народной сказки слилась воедино с красотой русской природы.В картине отразилась глубокая поэтичность русской народной сказки.. Она совсем одна в дремучем лесу, полном таинственных звуков и шорохов. Пригорюнилась, присела на круглый старый камень у черного пруда и в тяжелом, безысходном горе обхватила тонкими руками колени. Одета она в цветастый деревенский сарафан, босая, немного растрепаны ее волосы в косе. Грустно сидит она, положив голову на руки. Это настоящая деревенская девочка-подросток пришла в темный, но совсем не страшный (Аленушка выросла среди этих деревьев, цветов и полян) лес погрустить о своей жизни и участи. Ее отца и матери уже нет в живых, чужие люди заставляют работать на них с утра до ночи, поднимают на нее руку, морят голодом и обижают. Окружающая природа застыла, деревья и травы стоят неподвижно, как будто скорбят вместе с ней. Впервые в русской живописи поэтичность народной сказки слилась воедино с красотой русской природы.




    От картины невозможно оторвать взора, она притягивает и завораживает. Этот дремучий лес полон чудовищ и злых духов, деревья-великаны скрывают страшные тайны. Может быть, это заколдованные богатыри или лешие, стремящиеся удержать беглецов. Серый волк в мощном прыжке устремился вперед. Веришь, что он преодолеет любые трудности, выполнит тот договор, который заключил с царевичем. Иван-царевич уверенно сидит на могучей спине волка, крепко обнимает спасенную царевну. Она испугана, боится смотреть по сторонам, но надеется на своего спасителя и защитника. Мы вместе с героями картины верим в их счастливое возвращение ведь там, впереди они видят свет конец опасного путешествия. Жизнеутверждающую силу добра и любви, красоты и преданности изобразил В. Васнецов на своей картине «Иван-царевич на сером волке».


    Спящая царевна ()


    Картина «Спящая царевна» переносит нас в самую настоящую сказку. Яркие сочные краски только подчеркивают необычность происходящего перед нами. Расписной терем, медведь и павлины, сидящие на ветвях, шут и молодой гусляр, изумрудная зелень лесов все это похоже на детский радостный сон. Так и есть, мы застали как раз то мгновение, когда царевна уколола палец веретеном, и сбылось грозное предсказание заснула не только девушка, но и все огромное царство. Люди, птицы, звери, цветы и деревья все спят. Кажется, ни один ветерок не смеет потревожить заколдованный дворец, ни один звук сюда не донесется. Очень живописно удалось передать В. М. Васнецову расслабленные позы спящих. А как разнообразны, непохожи их лица! В каждом лице свой характер. Используя литературу, русский эпос, В. М. Васнецов сумел создать настоящий шедевр художественного искусства.




    В картине Ковер-самолет Васнецов изобразил героя русских сказок - Иванушку, свободно летящим над просторами родины. Сказочная Жар-плица - символ могущества и счастья человека - находится в его власти, в его руках. Нежный и тонкий образ народной фантазии получил в картине художника проникновенное, поэтическое изобразительное решение. Гордый молодец с ковра-самолета смотрит на расстилающиеся внизу просторы русской земли. Неброская северная природа послужила художнику фоном для картины. Сверкают реки, озера, темной стеной стоит лес, сопровождают ковер огромные птицы. Ярким огнем горит в клетке пойманная героем Жар- птица. О мудрости, силе, ловкости народной рассказывает это полотно.




    Высокий берег реки, озаренной закатным солнцем в розовое. Темная земля берега, черная скала справа. На фоне черной скалы стоит молоденькая девушка невысокого роста приятной наружности в тонком расшитом черном одеянии. Стоит она поодаль от своих сестер, надменных красавиц в роскошных парчовых нарядах. Нежное лицо, печальные глаза, руки, опущенные вдоль тела. Три царевны - владычицы золота, драгоценных камней и угля – вышли из своего подземного царства и застыли в неподвижности у каменной горы. Ничего будто не происходит на картине, а любоваться ею можно долго-долго. Чувствуется желание художника раскрыть прежде всего суть русской народной сказки, то есть заключенное в ней понимание добра и зла, и воссоздать ту атмосферу переплетения реального и фантастического, что составляет главное поэтическое очарование сказки. Так, три царевны подземного царства одновременно и реальны, и необычны: в их томлении и тревога, и грусть, и надежда на конечное торжество справедливости. Загадочность сюжетной ситуации в картине во многом зависит от тревожного настроения, создаваемого зловещим контрастом черного мрака пещеры и огненно-красного вечернего неба.




    Сделав героями этого полотна райских птиц-дев, известных по русским и византийским средневековым легендам, Васнецов одновременно угодил и любителям отечественного фольклора, и поклонникам мистики, только-только входящей в моду. Известно датированное 1899 годом стихотворение-ответ на эту картину молодого Блока. Между тем васнецовская версия не находит себе подтверждений в средневековых преданиях и русском лубке, где обе птицы изображались жизнерадостными.Двуединство веселья и печали, легшее в основу этой работы, - в данном случае дань эпохе перелома веков.




    Давайте перенесемся на многие лета назад.. В большой просторной избе из толстых бревен, деревянными толстыми плахами пола, перед широкой аркой окна на широкой прочной лавке сидят трое певцов-монахов и в согласный лад увлеченно поют, опустив глаза на гусли и мысленно воспроизводя картины былого, перебирают правыми руками струны. Певцы в длинных светлых одеждах, с непокрытыми головами. Слева - совсем молодой парень с узким, как с иконы, лицом, в центре - высокий седой старик аскетического вида с длинной, по грудь бородой Его пальцы слегка касаются струн гуслей, лежащих у него на коленях. Льется неторопливая плавная мелодия., справа - середин, лет сорока, чуть наклонил в увлечении влево голову и откинут левую руку. Песнь их, восторженная и печальная за окном - о просторе русской земли, полях, лугах, истории жизни и событиях, жителях теремов и изб. О светлых небесах прошлого и о тучах, скопившихся над головами современников и угасающих надеждах на возврат к лучшим временам.


    Богатыри ()


    Эта картина Васнецова - по-настоящему народный шедевр. Широко, раздольно простерлось поле. Бескрайнее, неодолимое. Гудит вольный ветер в ковыльной степи. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут струги облаков. Орлы сторожат курганы. Фигуры богатырей, расположенные на первом плане, словно вырастая из земли, свидетельствую о неразрывной связи героев со своей родиной. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. Сверкнул глаз неистового Бурушки, любимого коня Ильи Муромца. Суров богатырь. Изготовлено копье. Вздета тяжкая десница. Глядит далеко-далеко вдаль. Насторожены други его - Добрыня Никитич, Алеша Попович. Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессонна дружина. Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется. Спокойны, дружелюбны богатыри. Общее впечатление картина оставляет радостное благодаря насыщенным цветам, светлым краскам, которые выбрал художник.




    Поехал на три дороженьки, три дороженьки, три росстани.На тех росстанях лежит бел-горюч камень, а на камне том надпись подписана. «Витязь на распутье» Виктора Михайловича Васнецова– среди знакомых с детства образов. Воин остановился, решая какую выбрать дорогу: поступить ли как правильно, или же – как лучше, как удобнее, как логичнее, как надежнее, как выгоднее, как безопаснее? Ратник не торопится свернуть на манящую за собой набитую тропинку, что сворачивает в сторону. Он знает: правильно было бы поехать прямо – по нехоженой целине. Но плата за такой выбор никогда не будет дешевле, чем собственная жизнь. Произведение характерно для васнецовского метода, соединяющего в одном поэтическом образе фольклорную "фантастику" и совершенно реалистические детали.




    Трава в грусти склонилась к павшим, восходит багряная луна, орлы зовут на мертвецов зверей… В картине После побоища… изображен заключительный эпизод неудачного сражения Новгород-Северского князя Игоря Святославича с половцами в 1885 году. Широкая степь, озаренная отблесками красной зари, покрыта телами воинов, погибших в кровавой сече, над ними в жестокой схватке сцепились хищные птицы Картина, навеянная Словом о полку Игореве, не только глубоко драматична, но и передает чувство общенародной гордости за тех сынов родной земли, которые отдали жизнь ради ее защиты. Эта картина – гимн доблести и беззаветному героизму защитников родины, выражение сокровенного смысла бессмертного героического русского народного эпоса.
    Огромный черный богатырский конь только оттолкнулся копытами от земли, а уже дремучий лес кажется низкой травой, а облака все ближе и ближе. Такой конь в считанные секунды сумеет преодолеть любые расстояния, чтобы доставить грозного седока к желанной цели. Красив и суров богатырь, крепко сжимающий сильными ногами бока ретивого скакуна. Это настоящий русский воин, такому не страшны даже полчища врагов пусть они сами дрожат и трепещут! Серебристый шлем, надежная кольчуга, щит сумеют защитить богатыря от мечей и стрел неприятеля, а длинное крепкое копье вселит ужас в захватчиков русской земли. Гордо и внимательно оглядывает воин бесконечные просторы родины, при первой же опасности он готов постоять за свой народ.


    Задание Как называются произведения живописи? А если картина воспроизведена в книге, в учебнике, в альбоме, как мы её называем? Нарисуйте сказочных персонажей картин В.М.Васнецова, которые вам больше всего понравились. Придумайте своих сказочных персонажей.


    Назовите картины В.М.Васнецова 1.На сером камне-валуне примостилась грустная девочка. Её руки загрубели от тяжёлой работы. На них она положила голову. Рыжие волосы растрепались. Босые ноги измучены долгой ходьбой. Линялый сарафан изодран. Голубая кофта поблекла от времени. Печально смотрит на воду.Думает она о своей безрадостной судьбе, о своём одиночестве Картина-сказка, картина-фантазия – соединение несоединимого, здесь и дремучий лес, и цветущая яблоня. Иван одет по - боярски, царевна в дорогих парчовых одеждах, унизанных жемчугом Это- сказочный способ передвижения над землей В центре картины- могучие фигуры возвышаются над землей, плечом к плечу, крупным планом. Старший из богатырей находится в центре, спокойное, мужественное лицо, уже не молод, мудрые глаза; зорко всматривается вдаль, глядит из-под руки; по левую руку, на белом коне, порывист, быстр, скор, готов нестись в бой в любую минуту; с другой стороны- самый молодой, красив, смел, отважен, весел, лукав.


    Используемые ресурсы: Русская живопись Русские художники. Васнецов Виктор Михайлович.Русские художники. Васнецов Виктор Михайлович. Художник Виктор Васнецов. Биография и картины Васнецова И.Долгополов "Рассказы о художниках", "Изобразительное искусство", Москва 1975г "Виктор Васнецов" (Москва, издательство "Белый город", 2000г) Художник Виктор Васнецов. Биография и картины Васнецова = Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: мировая художественная культура =131560entry Орнаменты всех времен и стилей =131560entry131560



  • Выбор редакции
    Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

    Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

    К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

    Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
    Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
    б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
    К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
    В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
    Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...