Проблема сохранения леса аргументы из литературы. Проблема взаимоотношения человека и природы аргументы из жизни


Данная работа адресована школьникам, которым предстоит государственная итоговая аттестация в 11 классе в формате ЕГЭ .

Предложенный материал поможет выпускникам в написании части С, а именно: в подборе аргументов. Кроме того, ученик увидит, что проблемы, поднятые авторами текстов, могут быть разными, а для выражения своего мнения по ним может послужить аргумент, взятый из одного и того же произведения (повесть Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», стихотворение А.С. Пушкина «Роняет лес багряный свой убор…»).

Помимо того, рассмотрены такие произведения, как: роман М.Шолохова «Поднятая целина», роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого.

1. Проблема бережного отношения к природе: Аргумент из художественной литературы (повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»): В повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» изображены разные люди: бережливые хозяева природы и те, кто относится к ней потребительски, совершая страшные поступки: сжигает муравейник, истребляет лебедей. Такова «благодарность» туристов за отдых, наслаждение красотой. К счастью, есть такие, как Егор Полушкин, который стремился сохранить и сберечь мир природы и этому учил своего сына Кольку. Аргумент из жизни: В жизни, к сожалению, – те же герои, что и в повести Б.Васильева. Они вырубают деревья, чтобы не мешали строительству гаражей; вытаптывают газоны, чтобы сократить путь; не соблюдают чистоту в городских парках, окрестных лесах, а тем самым губят природу и поступками обнажают свою «нравственную геологию». И только такие, как Егор, каждую весну и осень приумножают зеленые насаждения, преображают парки, сохраняют леса.

2. Проблема счастья, смысла жизни: Аргумент из художественной литературы (повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»): Проблема счастья и смысла жизни раскрывается на примере образа героя Егора Полушкина в повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Счастье и смысл жизни Егора – охранять природу для людей. Он говорил: «Я хочу, чтоб ласково всем было, вот». С какой любовью он наблюдал за парой белых лебедей на Черном озере, которых купил в областном городе! Он хотел, «чтоб озеро обратно Лебяжьим звали», как когда-то. Он «поступал не по соображениям ума, а так, как велела ему совесть». Совесть велела ему жить для людей и охранять природу тоже для людей. Аргумент из жизни: Замечательно, что Егоры Полушкины живут и в нашей обычной жизни: содержат питомники для бездомных животных, по собственной инициативе благоустраивают детские площадки, возделывают цветочные клумбы возле домов. Делают не для себя, а для других и от этого чувствуют себя счастливыми!

3. Проблема бездуховности, равнодушия, жестокости : Аргумент из художественной литературы (повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»): О бездуховности, равнодушии и жестокости людей рассказывает нам Борис Васильев в повести «Не стреляйте в белых лебедей». Туристы сожгли огромный муравейник, чтобы не испытывать от него неудобства, «смотрели, как тает на глазах гигантское сооружение, терпеливый труд миллионов крохотных существ». С восхищением смотрели на фейерверк и восклицали: «Салют победы! Человек- царь природы». Аргумент из жизни: В жизни, к сожалению, не раз приходится сталкиваться и с бездуховностью, и равнодушием, и жестокостью как по отношению к природе, так и по отношению к людям. Все это ведет к страшным последствиям: гибнет природа, растет число детских домов, увеличивается процент преступности в стране. Страшно…

4. Проблема места и роли прекрасного в жизни человека: Аргумент из художественной литературы(роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»): Данная проблема рассматривается в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Николай Петрович Кирсанов – ценитель природы, искусства и литературы. С интересом он слушал «кипучие речи» Евгения Базарова, но не мог понять, как можно « отвергать поэзию, не сочувствовать художеству, природе?..» Нельзя отрицать то, что делает нашу жизнь красивее. Аргумент из жизни: Среди моего поколения есть те, кто заменил книги компьютером, не знает, например, имени художника, написавшего картину «Грачи прилетели», к природе относится потребительски… Их жизнь, на мой взгляд, неинтересна, бедна, а сами они, наверное, никогда не испытывают одухотворенности.

5. Проблема образования и воспитания в становлении личности: Аргумент из художественной литературы(роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»): Не обошел проблему образования и воспитания в становлении личности И.С.Тургенев в романе «Отцы и дети» и решал ее на примере жизни Н.П.Кирсанова, отца Аркадия Кирсанова. Вдумчивый, стремящийся исполнить отцовский долг, он повез Аркашу в Петербург, в Университет, и остался с сыном. Он старался сблизиться с соучениками Аркадия, читал те же книги, интересовался увлечениями молодежи, следил за современной жизнью. Почему? Да потому что его волновало не только материальное благополучие сына, но и духовное развитие как результат образования и воспитания в период взросления. Аргумент из жизни: Образование немыслимо без воспитания, иначе трудно будет сформировать свою жизненную позицию, стать гармоничной личностью. Уроки литературы дали нам нравственные уроки жизни, биология помогла обрести здоровье, история не позволила потерять связь времен…Образование и воспитание неразрывны. Есть результат: я выросла духовно.

6. Проблема верности клятве: Аргумент из художественной литературы(А.С.Пушкин «Роняет лес багряный свой убор…») Примером настоящей дружбы является лицейский союз товарищей А.С.Пушкина, о котором писал поэт в стихотворении «Роняет лес багряный свой убор…»: Друзья мои! Прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен. Лицеисты по окончании учебного заведения дали клятву друг другу собраться на лицейском празднике в 1825г, но, к сожалению, такую возможность имел только Александр Горчаков, ставший на тот момент дипломатом и достигший поста министра иностранных дел. Лицейские друзья Пушкина не нарушили клятву, они помнили о ней, но не смогли быть на встрече по политическим причинам, например, И.Пущин как участник восстания на Сенатской площади был сослан в Сибирь, сам Пушкин как опальный поэт находился в ссылке в Михайловском. Аргумент из жизни: У меня тоже есть школьные друзья. Нас объединяют общие интересы: музыка, литература, спорт. Есть общая мечта – стать дипломированными специалистами. Мы не давали клятву, но я уверенна: она у нас в душе. Это клятва верности школьной дружбе. Надо помнить о ней и приходить на помощь друг к другу, несмотря ни на что.

7. Проблема дружбы: Аргумент из художественной литературы(А.С.Пушкин «Роняет лес багряный свой убор…») Примером настоящей дружбы является лицейский союз товарищей А.С.Пушкина, о котором писал поэт в стихотворении «Роняет лес багряный свой убор…»: Друзья мои! Прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен. Эти строки звучат как гимн святому чувству дружбы. Аргумент из жизни: У меня тоже есть школьные друзья. Нас объединяют общие интересы: музыка, литература, спорт. Есть общая мечта – стать дипломированными специалистами. Мы постараемся сохранить школьную дружбу, помнить о ней и приходить на помощь друг к другу, несмотря ни на что.

8. Проблема сохранения чести и верности слову: Аргумент из художественной литературы(роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир»): Человек чести и слова – Николай Болконский, герой романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». В таком духе он воспитывал и Андрея Болконского. Провожая сына на войну, отец настрого запретил ему служить из милости, потому что это больно и стыдно. Андрей ничего не обещал, он был воспитан в семье Николая Болконского, где соблюдались нравственные законы, поэтому служил Отечеству верой и правдой, достойно и честно. Аргумент из жизни: Болконские живут среди нас, на них держишь равнение. Мы должны быть их преемниками в отношении нравственности: жить честно, помнить о чести, быть верными слову. Все это должно иметь глубокое содержание и смысл. Я, например, должна успешно окончить школу, и, в первую очередь, систематизировать знания по предметам и достойно сдать государственные экзамены, чтобы уверенно держать в руках аттестат зрелости.

9. Проблема забвения родителей как смертного греха: Аргумент из художественной литературы(роман А.Шолохова «Поднятая целина»): Проблема забвения родителей как смертного греха рассматривается в романе А.Шолохова «Поднятая целина» на примере образа Якова Лукича Островного, заморившего родную мать голодом и державшего ее под замком ради своего спасения, во избежание ссылки. Он ждал ее смерти и дождался: «Старуха лежала на полу около порога, и случайно забытая…рукавица была изжевана ее беззубыми деснами…» Поздно он почувствовал тяжесть понесенной утраты… Аргумент из жизни: Та же проблема порой звучит и в современной жизни. Родители забыты: ни звонков, ни писем, ни материальной помощи. Они пытаются оправдать детей в силу житейских забот и живут в ожидании встречи…А взрослые дети вспоминают об отце и матери слишком поздно и начинают в церкви замаливать грехи…Что это, боль или боязнь?..

10. Проблема формирования характера человека: Аргумент из художественной литературы(роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»): Проблему формирования характера человека рассматривает Н.Г.Чернышевский в своем романе «Что делать?» на примере образа Рахметова, человека «особой породы». Он готовил себя в профессиональные революционеры и для этого, в первую очередь, развивал физические силы: занимался гимнастикой, «принял боксерскую диету», «был пахарем, плотником, раз даже прошел бурлаком всю Волгу», считал, что «это полезно, может пригодиться». Никитушка Ломов (так его окрестили «товарищи по лямке») не только физически развился, но и закалил характер. По словам Чернышевского, Рахметов - особенный человек. Аргумент из жизни: По окончании школы выпускник получит аттестат зрелости, но на этом процесс становления его как личности, формирования характера не закончится. Главное впереди: не свернуть с правильного пути, преодолеть трудности и реализовать свои возможности. Для этого потребуются силы, нравственные и физические. Жизнь не раз проверит его характер на прочность, который, по словам Р.Эмерсона, «есть совершенно воспитанная воля».

Текст из ЕГЭ

(1) С признанием чрезвычайной важности глобальных проблем мы страшно опоздали. (2)0ни застали нас врасплох. (З)Навёрстывая упущенное, мы стали слишком быстро и хаотически множить число этих проблем. (4)Перечислю некоторые. (5)Это отказ от войн, преодоление отсталости стран «третьего мира», демография, природные ресурсы, мировой океан, окружающая среда, освоение космоса… (6)Но приглядимся. (7)Не существует ли в действительности лишь одна-единственная (и теперь уже вечная) проблема - экологическая? (8)И не являются ли все остальные прямо или косвенно лишь её проявлением?

(9)Человечество сделалось той силой, которая поставила под угрозу самоё существование жизни. (10)И нет теперь такого человеческого действия, которое бы сказывалось на всей жизни бесследно, которое бы не ранило, не убивало её или не лечило, не приумножало, не совершенствовало.

(11)«Я есть жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая тоже хочет жить», - утверждает А. Швейцер. (12)Это и значит, что окружающая среда, «дом, в котором мы живём» есть не что иное, как живое жилище живой жизни. (13)И законом этого живого жилища является множащееся разнообразие форм жизни. (14)А в отношении к человеку этот же закон требует выявления и приумножения его личностной и национальной духовной неповторимости. (15)Чем разнообразнее жизнь, тем она живее, тем она бессмертнее.

(16)Мы подошли к краю пропасти прежде всего потому, что растеряли любовь к жизни. (17)И спасёт нас не столько отталкивание от смерти, сколько притяжение к жизни, возрождение любви к ней.

(18)Не случайно со всех сторон слышится: «экология культуры», «экология человека», «экология книги»… (19)Очень много экологий. (20)Это и означает оживление всего, что нас окружает, точнее, признание нашего «дома» живой жизнью, признание взаимозависимости всех форм жизни, признание бесконечных живых связей жизни.

(21)В глобальной экологической проблеме можно выделить главные неразрывные человеческие, социальные аспекты. (22)Во-первых, это сохранение, удлинение и оздоровление физической жизни каждого человека при полной реализации его неповторимой личности, его духовного потенциала. (23)Во-вторых, сохранение и духовное развитие каждого народа, каждой нации. (24)И самое главное - сосредоточение усилий всего человечества на физическом и духовном развитии детей. (25)Без решения этих вечных задач нам не выжить. (26)Эти задачи вдохновляют и заражают не только своей понятностью, реализмом и красотой (соединение физического и духовного), но и своей безальтернативностью перед угрозой небытия.

(27)Абсолютный приоритет экологии подводит действительно объективную основу под новую этику: «Добро - это сохранять жизнь, зло - это уничтожать жизнь, вредить жизни». (28)Живая жизнь породила человека. (29)Человек поставил её под угрозу смерти. (30)Человек призван спасти жизнь. (31)Или он впущен в свет лишь «в виде наглой пробы»?

(32)Нам и всем будущим поколениям грозит небытие. (33)Это и есть то главное, что должно объединить людей всего мира. (34)Постараемся постигнуть простую и глубокую мысль Л. Толстого. «(35)Единение есть ключ, освобождающий людей от зла. (36)Но для того чтобы ключ этот исполнил свое назначение, нужно, чтобы он был продвинут до конца, до того места, где он отворяет, а не ломается сам или не ломает замок. (37)Так и единение - для того чтобы оно могло произвести свойственные ему благодетельные последствия, оно должно иметь целью единение всех людей во имя общего всем людям, одинаково признаваемого всеми начала».

(По Ю. Карякину)

Вступление

Несколько последних десятилетий человечество все серьезнее задумывается над проблемой сохранения природных ресурсов, загрязнения окружающей среды и исчезновения последних представителей животных, помещенных в Красную книгу.

В России 2017 год был объявлен годом экологии, чтобы еще раз напомнить всем нам, что мы в ответе за то, что будет с нашей планетой в будущем, смогут ли потомки наслаждаться красотами природы, как это делаем мы сейчас.

Но понятие экологии связано прежде всего с понятием сохранения жизни – жизни на планете вообще.

Проблема

Ю. Карякин поднимает проблему экологии жизненного пространства человека, которое призван сохранять именно человек для будущих поколений.

Комментарий

Автор утверждает, что человечество припозднилось с решением глобальных проблем, таких как войны, отсталость стран «третьего мира», демография, ресурсы природы. Осознание необходимости решения этих проблем пришло к нам достаточно поздно.

Карякин определяет только одну действительно важную проблему – экологическую, а все, что происходит вокруг – следствие этой проблемы. Человечество стало угрожать собственной жизни с процессом умножения своего величия.

Экология жизни призвана, в первую очередь, приумножить личностный и духовный рост человека. Главная экологическая проблема включает, по мнению автора, три аспекта: оздоровление психологического и физического состояния человека, сохранение культуры и развития отдельных наций, особое внимание должно быть уделено нравственному, духовному и физическому развитию детей.

Добро – это сохранение жизни, зло – ее уничтожение. Грозящая гибель человечества должна объединить людей во всем мире. В качестве примера Карякин приводит слова Л.Н. Толстого, считающего, что только единение спасет людей от зла. Но оно будет действенным только тогда, когда смогут объединиться все люди ради достижения единой цели.

Авторская позиция

Автор призывает всех к объединению, его сильно беспокоит ситуация в мире, тревожит будущее поколений. Он уверен, что основной целью должно стать нравственное и физическое развитие детей, каждого человека в отдельности и целых наций.

Своя позиция

Я тоже считаю, что мы должны охранять нашу планету, должны восстановить то, что разрушили собственными руками. Вернуть жизнь там, где она практически угасла, чтобы наши потомки смогли любоваться красотами природы и наслаждаться прелестями жизни.

Эгоистичное уничтожение природных ресурсов может очень скоро привести к гибели всего живого.

Аргумент №1

В повести «Прощание с Матерой» В. Распутина на примере небольшого сибирского островка Матера показано намерение властей пожертвовать чем угодно ради достижения собственных, часто меркантильных, целей.

Матера – остров, на котором располагалась небольшая деревня, населенная небольшим количеством людей. Чтобы выстроить новую ГЭС вышестоящим понадобилось затопить остров, уничтожить все живое, что там есть – растения, животных, жилища людей. Конечно, людям дали возможность переселиться, но сердца их сжимались от необходимости покинуть родную землю, родные дома, которые они лелеяли в течение десятилетий.

Аргумент №2

В романе Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» представлено двойственное отношение к природе: некоторые относятся к ней потребительски, не гнушаясь насилием; другие – трепетно охраняют ее, боясь причинить вред.

Федор Бурьянов, лесник, пользуясь своим положением, незаконно вырубает лес. Его сын Вовка без тени жалости чуть не до смерти мучает маленького щенка.

Брат Бурьянова, Егор Полушкин, настолько любил природу, что, копая траншею, при столкновении с муравейником, обогнул его. Он в тот момент не подумал, что кривых труб не бывает.

За столь трепетное отношение к природе Полушкин впоследствии был назначен лесником вместо бесчестного Бурьянова.

Заключение

Наша жизнь напрямую зависит от того, как мы относимся к себе самим и природе, что нас окружает. Ради будущего, ради наших детей, мы обязаны все вместе стремиться к достижению единой цели – решению экологических проблем.

Сборник Н.А. Сениной (2016), вариант 3.

Русский писатель К.Г. Паустовский размышляет над проблемой бережного отношения к природе .

Насколько важно сохранить то, что нас окружает? Стремясь ответить на данный вопрос, автор рисует унылый осенний пейзаж: «Леса моросили дождём облетавшей листвы». Даже птичьи крики напоминают «звон разбитого стекла». За всё, происходящее в природе, в ответе человек. Эту мысль К.Г. Паустовский выражает в аллегорической форме, вспоминая сказку корзинщика Прохора об осени. Природа мстит людям за то, что некий Дурак когда-то убил летевшую под небесами иволгу. С тех пор началось осеннее ненастье.

Авторская позиция заключена, на мой взгляд, в словах Прохора: «…надобно нам ничего не портить, а крепко беречь». Писатель убеждён, что охрана природы – дело очень важное и необходимое: как говорит корзинщик, «…а то будешь землёй швыряться и дошвыряешься до погибели».

Во-первых, человек – часть природы, а значит, бережное отношение к ней вполне естественно и разумно. О нашем кровном родстве со всем сущим писал Николай Рубцов в стихотворении «Тихая моя родина»:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Получается, что, причиняя ущерб природе, мы вредим самим себе.

Во-вторых, окружающий мир способен воздействовать на нас весьма благотворно. Известно немало случаев, когда человека буквально исцеляет природа. В новелле О. Генри под названием «Последний лист», например, тяжело заболевшая героиня считает оставшиеся листья на плюще. Джонси уверена, что с падением последнего листа закончится и её жизнь. Однако лист отчаянно держится на плюще, сопротивляясь непогоде. Борется за жизнь и Джонси. Получается, что важно оберегать природу ещё и как источник здоровья и энергии.

Таким образом, злободневность затронутой в тексте проблемы очевидна. Природа – наш дом, и мы, разумные существа, должны оберегать его.

Какую роль в жизни человека играет природа

Текст: Анна Чайникова
Фото: news.sputnik.ru

Написать хорошее сочинение непросто, но правильно подобранные аргументы и литературные примеры помогут получить максимальный балл. В этот раз разбираем тему: «Человек и природа».

Примерные формулировки проблемы

Проблема определения роли природы в жизни человека. (Какую роль в жизни человека играет природа?)
Проблема воздействия природы на человека. (Какое воздействие оказывает природа на человека?)
Проблема умения замечать красоту в обыденном. (Что дает человеку умение замечать красоту в простом и обыденном?)
Проблема влияния природы на духовный мир человека. (Как влияет природа на духовный мир человека?)
Проблема негативного влияния деятельности человека на природу. (В чем проявляется негативное влияние деятельности человека на природу?)
Проблема жестокого/доброго отношения человека к живым существам. (Допустимо ли мучить и убивать живых существ? Способны ли люди относиться к природе сострадательно?)
Проблема ответственности человека за сохранение природы и жизни на Земле. (Ответственен ли человек за сохранение природы и жизни на Земле?)

Видеть красоту природы, ее поэтичность может далеко не каждый. Существует довольно много людей, которые воспринимают ее утилитарно, подобно Евгению Базарову, герою романа «Отцы и дети». По мнению молодого нигилиста, «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Называя природу «пустяками», он не просто неспособен восхищаться ее красотами, но в принципе отрицает эту возможность. С такой позицией не согласился бы , который в стихотворении «Не то, что мните вы, природа…», по сути, дал ответ всем сторонникам точки зрения Базарова:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

По мнению поэта, люди, которые остаются глухи к красоте природы, существовали и будут существовать, но их неумение чувствовать достойно только сожаления, ведь они «живут в сем мире, как впотьмах». Неумение чувствовать — это не вина их, а беда:

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

Именно к этой категории людей относится Соня, героиня романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Будучи довольно прозаической девушкой, она не способна понять красоту лунной ночи, поэзии, разлитой в воздухе, которую чувствует Наташа Ростова. Восторженные слова девушки не достигают Сониного сердца, она лишь хочет, чтобы Наташа скорее закрыла окно и ложилась. Но та не может спать, чувства переполняют ее: «Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!
— Полно, ты упадешь.
Послышалась борьба и недовольный голос Сони:
— Ведь второй час.
— Ах, ты только все портишь мне. Ну, иди, иди».

Живую и открытую всему миру Наташу картины природы наталкивают на мечты, которые непонятны приземленной и нечуткой Соне. Князя Андрея, ставшего невольным свидетелем разговора девушек ночью в Отрадном, природа заставляет посмотреть на свою жизнь иными глазами, подталкивает к переоценке ценностей. Сначала он переживает это на поле Аустерлица, когда лежит, истекая кровью, и смотрит в необыкновенно «высокое, справедливое и доброе небо». Тогда все прежние идеалы кажутся ему мелкими, а смысл жизни умирающий герой видит в семейном счастье, а не славе и всеобщей любви. Потом природа становится для переживающего внутренний кризис Болконского катализатором процесса переоценки ценностей, дает толчок к возвращению в мир. Нежная листва, появившаяся весной на старых корявых ветвях дуба, с которым ассоциирует себя , дает ему надежду обновления, вселяет силы: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. <…> …надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь».

Счастлив тот, кто чувствует и слышит природу, способен черпать силы в ней, находить поддержку в трудных ситуациях. Таким даром наделена Ярославна, героиня «Слова о полку Игореве», троекратно обращающаяся к силам природы: с упреком за поражение мужа — к солнцу и ветру, за помощью — к Днепру. Плач Ярославны заставляет силы природы помочь Игорю бежать из плена и становится символической причиной завершения событий, описанных в «Слове…».

Связи человека и природы, бережному и сострадательному отношению к ней посвящен рассказ «Заячьи лапы». Ваня Малявин приносит к ветеринару зайца с рваным ухом и обожженными лапами, который вывел его деда из страшного лесного пожара. Заяц «плачет», «стонет» и «вздыхает», совсем как человек, однако ветеринар остается равнодушен и вместо помощи дает мальчику циничный совет «зажарить его с луком». Дед и внук всеми силами стараются помочь зайцу, они даже несут его в город, где, как говорят, живет детский врач Корш, который не откажет им в помощи. Доктор Корш, несмотря на то, что «всю жизнь лечил людей, а не зайцев», в отличие от ветеринара проявляет душевную чуткость и благородство и помогает выходить необычного пациента. «Что ребенок, что заяц — все одно» , — говорит дед, и нельзя не согласиться с ним, ведь животные так же, как человек, могут испытывать страх или мучиться от боли. Дед Ларион благодарен зайцу за спасение, но испытывает чувство вины за то, что однажды чуть было не застрелил на охоте зайчонка с рваным ухом, который потом его вывел из лесного пожара.

Однако всегда ли человек отзывчив к природе и бережно относится к ней, понимает ценность жизни любого существа: птицы, зверя? в рассказе «Конь с розовой гривой» показывает жестокое и бездумное отношение к природе, когда дети ради забавы подбили камнем птицу, рыбу-подкаменщика «растерзали… на берегу за некрасивый вид» . Хоть ребята потом и пытались отпоить ласточку водой, но «она пускала в речку кровь, воды проглотить не могла и умерла, уронив головку». Похоронив птичку в гальке на берегу, дети скоро забыли о ней, занявшись другими играми, и им совсем не было стыдно. Часто человек не задумывается о том, какой ущерб он наносит природе, насколько губительно бездумное уничтожение всего живого.

В рассказе Е. Носова «Кукла» рассказчик, долго не бывавший в родных местах, ужасается тому, как до неузнаваемости изменилась когда-то богатая рыбой река, как обмелела, заросла тиной: «Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. <…> Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей» . Произошедшее в Липиной яме можно назвать настоящей экологической катастрофой, но в чем же ее причины? Автор видит их в изменившемся отношении человека к окружающему миру в целом, не только к природе. Небережное, немилосердное, безразличное отношение людей к окружающему миру и друг к другу может иметь необратимые последствия. Старый перевозчик Акимыч так объясняет рассказчику произошедшие перемены: «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят». Равнодушие, по мнению автора, — один из самых страшных пороков, разрушающих не только душу самого человека, но и окружающий его мир.

Произведения
«Слово о полку Игореве»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Ф. И. Тютчев «Не то, что мните вы, природа…»
«Хорошее отношение к лошадям»
А. И. Куприн «Белый пудель»
Л. Андреев «Кусака»
М. М. Пришвин «Лесной хозяин»
К. Г. Паустовский «Золотая роза», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Дремучий медведь», «Квакша», «Теплый хлеб»
В. П. Астафьев «Царь-рыба», «Васюткино озеро»
Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
Ч. Айтматов «Плаха»
В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
В. Г. Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Пожар»
Г. Н. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»
Е. И. Носов «Кукла», «Тридцать зерен»
«Любовь к жизни», «Белый клык»
Э. Хемингуэй «Старик и море»

Человек и природа: созвучие или диссонанс.

Проблема потребительского отношения к природе

⁠аргументы к сочинению

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

⁠Другие сочинения по теме на нашем сайте:

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы должны понимать, что наша судьба напрямую связана с судьбой природы.

противопоставляет двух героев: любящего природу Акима, и Гогу Герцева, для которого природа – источник наживы, поэтому Гога, не задумываясь, истребляет её богатства. И природа отвечает: Гога трагично умирает. Астафьев прямо говорит нам, что расплата за потребительское, бездушное отношение к природе неминуема.

представлена история взаимоотношений старого рыбака и его кормильца - моря. Хемингуэй подчеркивает единение главного героя и природы. Глаза его были голубые, как море, а руки мозолисты, тверды и в трещинах, как сама земля. Хотя он и зарабатывает себе на жизнь рыбной ловлей, делает он это с благодарностью и уважением. Поймав рыбу, он просит у неё прощения. Именно такое благородное отношение к окружающему миру и есть самое естественное и правильное, потому что мы его неотъемлемая часть. Мы живы благодаря щедрости природы. Но не только за щедрость мы должны благодарить природу, но, в первую очередь, за то, что она будит в человеческих душах все самое лучшее: любовь, веру, надежду, заботу, доброту, сострадание и многое другое.
является история об изменении привычного уклада жизни людей в связи со строительством огромных промышленных комплексов. Но в первую очередь это история о полном неуважении к земле и отрыве от её истоков. Люди используют природные богатства, строят заводы, плотины и электростанции и даже не благодарят за это. А ведь любое вмешательство в мир природы требует ответственного подхода и ответной заботы. Иначе получится, что

Почему люди не понимают, что делая хуже земле, они и себя обрекают на смерть? Смерть не столько физическую, сколько духовную. По мнению Распутина, люди, утрачивая связь с природой, перестав любоваться её красотой и гармонией, перестав получать эмоциональную поддержку от неё и перестав благодарить её за дары, оскудевают душой и черствеют. Именно это и произошло с главной героиней рассказа - Пашутой. Новая жизнь,

мир, в котором приходится выживать, а не жить, - всё это привело её к тому, что она тоже забывает о такой

А душа, лишённая красоты и чистоты, перестает чувствовать. Это хорошо понимала мать Пашуты, Аксинья Егоровна, которая ни за что не хотела уезжать из своей деревни, хотя силы уже не позволяли ей жить там одной.

показаны два подхода по отношению к природе: уважительный и потребительский. Воплощены они в образах главного героя – Егора Полушкина и его двоюродного брата Фёдора Ипатовича Бурьянова. Бурьянов, несмотря на то, что сам работает егерем в заповеднике, не стесняется незаконно вырубать там лес, возить на рыбалку и охоту туристов, обдирать на лыко липовую рощу. Для него главное – собственная выгода. Не таков Егор Полушкин, хотя его и прозвали Бедоносцем (потому что не может «урвать», халтурить, работать без сердца, а значит, частенько сидит без работы и денег), он человек очень совестливый, природа для него - что-то очень родное, то, что нельзя обидеть. Поэтому и траншею он роет так, чтоб не трогать муравейник, попавшийся на дороге, а позднее, став лесничим вместо Бурьянова, ухаживает за заповедными лесом и озером, как за родными детьми (стихи вместо запретительных надписей, указательные столбы в виде фигур животных, лебеди, купленные в Москве, чтобы озеро вновь называлось Лебяжьим, а не Чёрным). И погибает Егор там же, на озере, защищая его от браконьеров.

Выбор редакции
Что делать, если диеты не помогают, а голодать не хватает силы воли и возможностей? Остается надежное и проверенное средство — заговор...

Детальное описание из нескольких источников: «молитва за поступление ребенка в вуз» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном...

При своевременно назначенном и эффективном лечении анализ крови СРБ покажет уменьшение концентрации белка уже через несколько дней....

У многих есть мечта: иметь доступ к неиссякаемому фонтану достатка и прибыли. Если получится, то на постоянной основе. А что вы можете...
Во всех клиниках «Медок» можно сдать анализы практически всех популярных типов. В том числе: общий анализ мочи; анализ на яйца остриц и...
Современный человек, живущий в большом городе, наполненном суматохой, шумом и соблазнами, не очень склонен верить в духовные чудеса. Но...
Всем невозможно нравиться. Даже если человек очень добрый и милый, это не дает ему стопроцентной защиты от зависти . А зависть - чувство...
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...
К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...