Продолжение «неполных» пословиц. Полная версия русских пословиц


В народном творчестве на любую жизненную ситуацию найдётся пара - тройка метких выражений, содержащих в себе немалую мудрость и иронию. Думаем, вы и сами нередко вспоминаете некоторые пословицы и поговорки при подходящем случае. Однако, не все знают их полные версии, а это нередко дополняет или вовсе меняет смысл, казалось бы, известных выражений. Убедитесь сами!

  • Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.
  • Бедность - не порок, а гораздо хуже.
  • В здоровом теле здоровый дух - редкая удача.
  • Везет как субботнему утопленнику - баню топить не надо.
  • Век живи - век учись жить.
  • Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.
  • Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.
  • Гол как сокол, а остер как топор.
  • Голод не тетка, пирожка не поднесет.
  • Губа не дура, язык не лопатка, знает, что сладко
  • Два сапога пара, оба левые.
  • Девичий стыд - до порога, переступила и забыла.
  • Дело мастера боится, а иной мастер дела.
  • Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
  • Дуракам закон не писан, если писан - то не читан, если читан - то не понят, если понят - то не так.
  • Дураку хоть кол теши, он своих два ставит.
  • За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.
  • За двумя зайцами погонишься - ни одного кабана не поймаешь.
  • Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.
  • И нашим, и вашим за копейку спляшем!
  • И делу время, и потехе час.
  • Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.
  • Кто старое помянет - тому глаз вон, а кто забудет - тому оба.
  • Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.
  • Лиха беда начало - есть дыра, будет и прореха.
  • На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.
  • Не все коту масленица, будет и пост.
  • Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.
  • Новая метла по-новому метёт, а как сломается - под лавкой валяется.
  • Один в поле не воин, а путник.
  • От работы кони дохнут, а люди - крепнут.
  • Палка о двух концах, туда и сюда бьет.
  • Повторенье - мать ученья, утешенье дураков.
  • Под лежачий камень вода не течёт, а под катящийся - не успевает.
  • Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.
  • Пьяному море по колено, а лужа - по уши.
  • Работа - не волк, в лес не убежит, потому её, окаянную, делать и надо.
  • Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.
  • Рука руку моет, да обе свербят.
  • Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.
  • С пчелой поладишь - медку достанешь, с жуком свяжешься - в навозе окажешься.
  • Сваливать с больной головы на здоровую не накладно.
  • Семь бед – один ответ, восьмая беда – совсем никуда.
  • Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.
  • Собаку съели, хвостом подавились.
  • Старость не радость, сядешь - не встанешь, побежишь - не остановишься.
  • У страха глаза велики, да ничего не видят.
  • Ума палата, да ключ потерян.
  • Хлеб на стол - и стол престол, а хлеба ни куска - и стол доска.
  • Чем чёрт не шутит, пока Бог спит!
  • Чудеса в решете - дыр много, а выскочить некуда.
  • Шито-крыто, а узелок-то тут.
  • Язык мой - враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.

Как видите, упущенные продолжения пословиц и поговорок не только делают их более развёрнутыми по содержанию, но зачастую в корне меняют смысл сказанного. Кроме этого, есть ещё ряд поговорок, которые мы употребляем в полном варианте, однако совершенно не правильно понимаем их суть. Вот вам примеры.

В семье не без урода
Желая оправдать появление неблагочестивого человека в большом роду, мы привычно говорим: что ж, бывает – в семье не без урода. Или придаем другой оттенок: в любой компании обязательно найдется один непутевый. Но язык наш говорит иначе: «урод» – значит стоящий «у рода», находящийся под его надежной защитой и покровительством. И потому «уродом» раньше называли не больного инвалида, а первого ребенка – самого сильного, самого красивого, самого умного, который от молодых родителей взял все первое, лучшее. И семьей пара называлась только после рождения первенца. «Урода» – это на некоторых славянских языках означает «красота». То есть изначально в пословице был заложен очень глубокий смысл: «без ребенка – это еще не семья», «семье не быть без первого ребенка». Таким образом вся деревня, вся родня как бы убеждали молодых супругов скорее рожать наследника, чтобы стать полноценной семьей и приумножить силу своего рода-племени.

Моя хата с краю
Неправильное толкование: «отойдите, отстаньте от меня, я ничего не знаю». Это сегодня мы так говорим, а раньше на тех людях, чьи хаты стояли с краю поселка, лежала особая ответственность – они первыми встречали любую опасность, будь то нападение врагов, лесной пожар, весенний разлив реки или стремительно мчащийся табун лошадей. Именно они и должны были дать отпор. Поэтому «в хатах с краю» жили самые смелые и сильные люди. Выбирая место для дома на краю деревни, его хозяин как бы говорил односельчанам: «Я буду охранять покой всех». Готовность к самопожертвованию всегда была свойственна русскому народу, что и запечатлелось в этой пословице.

Своя рубаха ближе к телу
Да, к сожалению, многие современники нынче обрели ложное убеждение, что свой интерес – дороже всего, и ничто не должно вредить личной выгоде. Однако наши предки произносили эти слова совсем в другой обстановке. На похоронах воина, с честью павшего в бою, его братья снимали с себя льняные или полотняные рубахи и клали их в могилу – как можно ближе к телу погибшего сородича. Тем самым они показывали, как они любили его, как он им был дорог…

Общеизвестно: русский язык – хранитель мудрости нашего народа. А старинные пословицы и поговорки – это его духовное сокровище, настоящий «золотой фонд», поскольку в них кратко и метко выражен поучительный опыт многих поколений. Но вот незадача: в условиях современной информационной войны этот опыт, выраженный словесно, подвергся искажениям под влиянием новых веяний времени.

Смысл многих широко известных пословиц оказался вывернут наизнанку и изменен с точностью до наоборот. Кто-то очень хотел утаить от нас правду, сломать исконные представления народа о добре и зле, о плохом и хорошем. С помощью «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля (издание 1897 г.) попробуем восстановить забытую истину...

В СЕМЬЕ НЕ БЕЗ УРОДА Желая оправдать появление неблагочестивого человека в большом роду, мы привычно говорим: что ж, бывает – в семье не без урода. Или придаем другой оттенок: в любой компании обязательно найдется один непутевый. Но язык наш говорит иначе: «урод» – значит стоящий «у рода», находящийся под его надежной защитой и покровительством. И потому «уродом» раньше называли не больного инвалида, а первого ребенка – самого сильного, самого красивого, самого умного, который от молодых родителей взял все первое, лучшее. И семьей пара называлась только после рождения первенца. «Урода» – это на некоторых славянских языках означает «красота». То есть изначально в пословице был заложен очень глубокий смысл: «без ребенка – это еще не семья», «семье не быть без первого ребенка». Таким образом вся деревня, вся родня как бы убеждали молодых супругов скорее рожать наследника, чтобы стать полноценной семьей и приумножить силу своего рода-племени.

ОТ РАБОТЫ КОНИ ДОХНУТ Как часто бездельники употребляют это выражение! Нравится оно им. Хотя полная версия поговорки звучит так: от работы кони дохнут, а люди – крепнут .

МОЯ ХАТА С КРАЮ Неправильное толкование: «отойдите, отстаньте от меня, я ничего не знаю». Это сегодня мы так говорим, а раньше на тех людях, чьи хаты стояли с краю поселка, лежала особая ответственность – они первыми встречали любую опасность, будь то нападение врагов, лесной пожар, весенний разлив реки или стремительно мчащийся табун лошадей. Именно они и должны были дать отпор. Поэтому «в хатах с краю» жили самые смелые и сильные люди. Выбирая место для дома на краю деревни, его хозяин как бы говорил односельчанам: «Я буду охранять покой всех». Готовность к самопожертвованию всегда была свойственна русскому народу, что и запечатлелось в этой пословице.

СВОЯ РУБАХА БЛИЖЕ К ТЕЛУ Да, к сожалению, многие современники нынче обрели ложное убеждение, что свой интерес – дороже всего, и ничто не должно вредить личной выгоде. Однако наши предки произносили эти слова совсем в другой обстановке. На похоронах воина, с честью павшего в бою, его братья снимали с себя льняные или полотняные рубахи и клали их в могилу – как можно ближе к телу погибшего сородича. Тем самым они показывали, как они любили его, как он им был дорог...

РАБОТА НЕ ВОЛК – В ЛЕС НЕ УБЕЖИТ «Не торопись, полежи, отдохни, работа подождет» – таким значением наполнена эта пословица в современном русском языке. Однако изначальный ее смысл заключался вовсе не в том, чтобы потакать своей лености, откладывая важные дела на потом. Все было как раз наоборот! В старину, когда волк забегал в деревню, бабы с детьми тут же прятались по домам и выжидали, когда зверь убежит в лес. А работа их, брошенная на время, никуда не убежит, никуда не денется. Следовательно, чего ждать? Как только опасность миновала, сразу надо приступать к работе, оставленной на огороде, во дворе или по хозяйству.

НА ЧУЖОЙ КАРАВАЙ РОТ НЕ РАЗЕВАЙ «Все любят поесть чужого, дармового» – таким узко-пагубным содержанием наполнили мы сегодня эту пословицу. Но история тут опять-таки прямо противоположного свойства. Раньше был обычай: перед тем, как все сядут за стол, хозяин выходил на улицу из хаты и громко кричал: «Есть кто голодный?» То есть хозяин разевал рот «нараспашку» и звал на свой каравай всех голодных: соседей, сородичей, нищих, случайных прохожих. Негоже, когда все поедят, а кто-то голодным останется.

ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН Пожалуй, сегодня это одна из самых часто употребляемых пословиц: многие заимодавцы гневно требуют у должников отдать взятое, звонят им, преследуют, угрожают. Беда, да и только… На самом же деле эта пословица учит прощать долги. Наши мудрые предки поступали по-христиански простодушно: одалживая кому-то что-то, возврата никогда не ждали, тем более – не просили и не требовали. Они были искренне рады помочь каждому нуждающемуся просто так, без всякой корысти. Когда же долг все-таки возвращали, они густо краснели: им было стыдно принимать его назад.…

Задумайтесь только, ЧТО МЫ ПОТЕРЯЛИ! Как высоки были нравы у наших мудрых предков, и как измельчали мы по сравнению с ними…

Приведем еще несколько примеров усеченных пословиц.

Свято место пусто не бывает. А ПУСТО МЕСТО НЕ БЫВАЕТ СВЯТО!

Голод не тетка – ПИРОЖКА НЕ ПОДНЕСЕТ.

За битого двух небитых дают, ДА НЕ БОЛЬНО-ТО БЕРУТ.

Комар лошадь не повалит, ПОКА МЕДВЕДЬ НЕ ПОДСОБИТ.

Кто старое помянет – тому глаз вон, А КТО ЗАБУДЕТ – ТОМУ ОБА.

Не все коту масленица, БУДЕТ И ПОСТ.

Не печалится дятел, что петь не может: ЕГО И ТАК ВЕСЬ ЛЕС СЛЫШИТ.

Один в поле не воин, А ПУТНИК.

У страха глаза велики, ДА НИЧЕГО НЕ ВИДЯТ.

Ума палата, ДА КЛЮЧ ПОТЕРЯН.

Язык мой – враг мой: ПРЕЖДЕ УМА РЫЩЕТ, БЕДЫ ИЩЕТ.

Ещё примеры того, что из песни слов не выкинешь, иначе смысл другой становится.

По крайней мере, половина пословиц изменила свой смысл с утратой своего окончания.

* Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет;

* Бедность - не порок, а вдвое хуже;

* Везёт как субботнему утопленнику - баню топить не надо;

* Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит;

* Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить;

* Гол как сокол, а остёр как топор;

* Голод не тётка, а мать родная;

* Губа не дура, язык не лопата;

* Два сапога пара, да оба левые;

* Два сапога пара, да оба на одну ногу;

* Девичий стыд – до порога: переступила и забыла;

* Дело мастера боится, а иной мастер дела;

* Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку;

* Дураку хоть кол теши - он своих два ставит;

* За двумя зайцами погонишься - ни одного кабана не поймаешь;

* Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт;

* И делу время, и потехе час;

* Курочка по зёрнышку клюёт, а весь двор в помёте;

* Лиха беда начало, есть дыра, будет и прореха;

* Молодые бранятся - тешатся, а старики бранятся – бесятся;

* На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай;

* Новая метла по-новому метёт, а как сломается - под лавкой валяется;

* От работы кони дохнут, а люди – крепнут;

* Палка - о двух концах, туда и сюда бьёт;

* Повторенье - мать ученья, утешенье дураков;

* Повторенье - мать ученья, и прибежище для лентяев;

* Пьяному море по колено, а лужа - по уши;

* Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метёна;

* Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой;

* Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит;

* С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься;

* Семь бед – один ответ, восьмая беда – совсем никуда;

* Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не даёт;

* Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет;

* Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска;

* Чудеса в решете: дыр много, а выскочить некуда;

* Шито-крыто, а узелок-то тут;

* Язык мой – враг мой, прежде ума глаголет.

Употребляя в своей речи общеизвестные крылатые фразы, например из литературной классики или популярных фильмов, мы часто даже не договариваем их до конца. Во-первых, чаще всего по лицу собеседника видим, что читали одни с ним книги и смотрели те же фильмы, и нам ясно, что мы друг друга поняли. Во-вторых, многие фразы настолько узнаваемы всеми , что вторую их половину не договаривают уже давно. Но придет другое поколение и будет думать, что вся мудрость только в этой короткой фразе, не зная о ее недосказанности, теряя изначальный смысл! Так произошло со многими поговорками и пословицами. Мы произносим их, думая, что смысл их нам понятен с пеленок, но… Видимо, наши предки тоже не утруждались договаривать их до конца, оставив нам в наследство лишь первые их половинки…

Попробуем поискать изначальный смысл, вернув пословицам окончания. Начнем с пословиц, утративших лишь часть смысла: вроде бы все правильно, да чего-то не хватает, что-то недосказано.

Голод не тетка, пирожка не поднесет.

На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.

Вынь, да положь; роди, да подай.

Мал золотник, да дорог; велик пень, да трухляв.

Молодые бранятся — тешатся, а старики бранятся – бесятся.

С этими пословицами все понятно – в них только некоторая недоговоренность, и возвращенная часть усиливает смысл народной мудрости. Сложнее с теми пословицами и поговорками, смысл которых с утратой их второй части полностью изменился!

Как часто мы слышали от взрослых еще в детстве: «В здоровом теле — здоровый дух!» ? Вроде бы смысл сомнений не вызывает, и мы то же самое повторяем нашим детям, например, заставляя их делать утреннюю гимнастику. А ведь изначально это звучало так: «В здоровом теле здоровый дух – редкое явление». Именно так писал Децим Юний Ювенал, римский поэт-сатирик, в своих «Сатирах». Вот что значит вырвать слова из контекста, чем в наше время злоупотребляют многие. Смысл, оказывает, вложен был абсолютно другой!

Пьяному море по колено – понятно, что в нетрезвом виде человеку все нипочем, а на самом деле? Пьяному море по колено, а лужа — по уши.

Ума палата! Значит очень умный человек, и к его мнению стоит прислушаться. А если вернуть окончание? Ума палата, да ключ потерян!

Повторение – мать учения! Ну, какой тут может быть другой смысл? А вы у Овидия спросите, это ведь его слова: «Повторение – мать учения и прибежище ослов (утешенье дураков)».

Смысл многих пословиц без их утраченной части вообще неясен! К чему бы это сказано: «Везет, как утопленнику». Но если восстановить весь текст, то все станет на свои места:

Везёт как субботнему утопленнику — баню топить не надо! Так что везение только на стороне утонувших в субботу – баню им топить не придется, экономия в хозяйстве!

Курочка по зёрнышку клюёт – то есть, каждое дело помалу делается, но верните окончание и все предстанет в ином свете. Курочка по зёрнышку клюёт, а весь двор в помёте!

Как только на работе появляется новое начальство и начинает нововведения, обязательно кто-то скажет: «Новая метла по-новому метёт!». А ведь весь смысл – во второй половине: «Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется».

Когда, например, встречаются ранее незнакомые единомышленники, увлеченные одним делом или люди одной профессии, то говорят: «Рыбак рыбака видит издалека». А на самом деле было: «Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит». Ведь где один уже рыбу ловит, второму делать нечего!

Вот еще неизвестные окончания известных пословиц.

Бабушка [гадала ] надвое сказала [то ли дождик, то ли снег,то ли будет, то ли нет ].

Бедность — не порок [а вдвое хуже ].

Ворон ворону глаз не выклюет [а и выклюет, да не вытащит ].

Гладко было на бумаге [да забыли про овраги, а по ним ходить ].

Гол как сокол [а остер как топор ].

Голод не тетка [пирожка не поднесет ].

Губа не дура [язык не лопата ].

Два сапога пара [да оба левые ].

Девичий стыд – до порога [переступила и забыла ].

Дело мастера боится [а иной мастер дела ].

Дорога ложка к обеду [а там хоть под лавку ].

Дураку хоть кол теши [он своих два ставит ].

За битого двух небитых дают [да не больно-то берут ].

За двумя зайцами погонишься — ни одного [кабана ] не поймаешь.

Зайца ноги носят [волка зубы кормят, лису хвост бережет ].

[И ] делу время, [и ] потехе час.

Комар лошадь не повалит [пока медведь не подсобит ].

Кто старое помянет — тому глаз вон [а кто забудет — тому оба ].

Курочка по зернышку клюет [а весь двор в помёте ].

Лиха беда начало [есть дыра, будет и прореха ].

Молодые бранятся — тешатся [а старики бранятся – бесятся ].

На чужой каравай рот не разевай [пораньше вставай да свой затевай ].

Не все коту масленица [будет и пост ].

Не печалится дятел, что петь не может [его и так весь лес слышит ].

Один в поле не воин [а путник ].

От работы кони дохнут [а люди – крепнут ].

Палка, о двух концах [туда и сюда бьет ].

Повторенье — мать ученья [утешенье дураков ].

Повторенье — мать ученья [и прибежище для лентяев ].

Пьяному море по колено [а лужа — по уши ].

Пыль столбом, дым коромыслом [а изба не топлена, не метена ].

Расти большой, [да ] не будь лапшой [тянись верстой, да небудь простой ].

С пчелой поладишь – медку достанешь [с жуком свяжешься – в навозе окажешься ].

Семь бед – один ответ [восьмая беда – совсем никуда ].

Собака на сене [лежит, сама не ест и скотине не дает ].

Старый конь борозды не испортит [да и глубоко не вспашет ].

У страха глаза велики [да ничего не видят ].

Ума палата [да ключ потерян ].

Хлеб на стол – и стол престол [а хлеба ни куска – и столдоска ].

Чудеса в решете [дыр много, а выскочить некуда ].

Шито-крыто [а узелок-то тут ].

Язык мой — враг мой [прежде ума рыщет, беды ищет ].

Все мы знаем множество пословиц, но часто не догадываемся, что у них есть продолжение. Иногда оно затерялось в глубине веков, иногда было придумано каким-то остроумным человеком для хорошо известной пословицы, но, так или иначе, часто именно оно открывает новый смысл старой истины. А порой это продолжение существует в нескольких вариантах, которые поворачивают известную мысль совсем иной стороной… Вот то, что мне пока удалось найти, хотя, наверное, таких примеров гораздо больше.

Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет .

Бедность – не порок, а гораздо хуже / а вдвое хуже .

В здоровом теле здоровый дух — редкая удача / редкое явление / редкость .

Везет, как субботнему утопленнику, — баню топить не надо .

Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит .

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить .

Гол, как сокол, а остер, как топор .

Голод не тетка, а мать родная .
Голод не тетка – в лес не прогонишь .
Голод не тетка – пирожка не подсунет / не поднесет .
Губа не дура, язык не лопата – знает, где сладко .
Два сапога пара, да оба левые / да оба на одну ногу .

Девичий стыд – до порога, переступила и забыла .

Дело мастера боится, а иной мастер дела .

Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку .
Дураку хоть кол теши, он своих два ставит .
Жди толку, положа зубы на полку !

За битого двух небитых дают, да не больно-то берут .

За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь.

Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет . (Это полный вариант известной нам пословицы «Волка ноги кормят».)

И рыбку съесть, и на таратайке прокатиться .

Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит .
Копейка ребром покажется рублем .
Кто старое помянет, тому глаз долой / вон, а кто старое забудет - тому оба (вон) .

Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте .

Лиха беда начало, а там уж и конец близок .
Лиха беда начало: есть дыра, будет и прореха .

Любовь зла – полюбишь и козла, а козлы этим пользуются .

Молодо – зелено, погулять велено .

Молодые бранятся – (только) тешатся, а старики бранятся – бесятся .

На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай .

Наше дело маленькое / телячье: поел – и в закут .
Не все коту масленица, будет и пост / наступит и великий пост .

Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит .
Не учи ученого, поешь говна копченого / печеного . (Приношу свои извинения, но из пословицы, как и из песни, слов не выбросишь.)
Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса .

Новая метла по-новому метет, а как сломается — под лавкой валяется .

Один в поле не воин, а путник .

От работы кони дохнут, а люди – крепнут .

Палка о двух концах, туда и сюда бьет .
Петух тоже думал на кухарке жениться, да в суп попал .
Повторенье - мать ученья, утешенье дураков / и прибежище для лентяев .

Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена .
Пьяному - море по колено, а в луже захлебнется .
Пьяному море по колено, а лужа по уши / по макушку .

Работа — не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо .

Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой .
Рука руку моет, вор вора кроет .
Рука руку моет, да обе свербят .

Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит .

С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься .

Семь бед – один ответ, восьмая беда – совсем никуда .
Смелому бог помогает, а пьяного черт качает .

Смелым бог владеет, а пьяным черт качает .

Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не даёт .
Собаку съел, (да только) хвостом подавился .
Собачья жизнь: брехать нужно, а есть нечего .
Старый конь борозды не испортит, да неглубоко пашет / да и глубоко не вспашет / да мелко вспашет .

У страха глаза велики, да ничего не видят .
Ума палата, да ключ потерян .
Хлеб(-соль) на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска .

Хлопот - полон рот, а прикусить нечего .
Чудеса в решете – все в дырках, а вода не проливается .
Чудеса в решете – дыр много, а выйти некуда / а выскочить некуда .

Шито-крыто, а узелок-то тут .
Я - не я, и лошадь не моя, и я не извозчик .

Язык мой – враг мой: прежде ума глаголет .

Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет .

(По материалам Интернета)

В народном творчестве на любую жизненную ситуацию найдётся пара - тройка метких выражений, содержащих в себе немалую мудрость и иронию. Думаем, вы и сами нередко вспоминаете некоторые пословицы и поговорки при подходящем случае. Однако, не все знают их полные версии, а это нередко дополняет или вовсе меняет смысл, казалось бы, известных выражений. Убедитесь сами!

  • Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.
  • Бедность - не порок, а гораздо хуже.
  • В здоровом теле здоровый дух - редкая удача.
  • Везет как субботнему утопленнику - баню топить не надо.
  • Век живи - век учись жить.
  • Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.
  • Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.
  • Гол как сокол, а остер как топор.
  • Голод не тетка, пирожка не поднесет.
  • Губа не дура, язык не лопатка, знает, что сладко
  • Два сапога пара, оба левые.
  • Девичий стыд - до порога, переступила и забыла.
  • Дело мастера боится, а иной мастер дела.
  • Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
  • Дуракам закон не писан, если писан - то не читан, если читан - то не понят, если понят - то не так.
  • Дураку хоть кол теши, он своих два ставит.
  • За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.
  • За двумя зайцами погонишься - ни одного кабана не поймаешь.
  • Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.
  • И нашим, и вашим за копейку спляшем!
  • И делу время, и потехе час.
  • Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.
  • Кто старое помянет - тому глаз вон, а кто забудет - тому оба.
  • Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.
  • Лиха беда начало - есть дыра, будет и прореха.
  • На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.
  • Не все коту масленица, будет и пост.
  • Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.
  • Новая метла по-новому метёт, а как сломается - под лавкой валяется.
  • Один в поле не воин, а путник.
  • От работы кони дохнут, а люди - крепнут.
  • Палка о двух концах, туда и сюда бьет.
  • Повторенье - мать ученья, утешенье дураков.
  • Под лежачий камень вода не течёт, а под катящийся - не успевает.
  • Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.
  • Пьяному море по колено, а лужа - по уши.
  • Работа - не волк, в лес не убежит, потому её, окаянную, делать и надо.
  • Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.
  • Рука руку моет, да обе свербят.
  • Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.
  • С пчелой поладишь - медку достанешь, с жуком свяжешься - в навозе окажешься.
  • Сваливать с больной головы на здоровую не накладно.
  • Семь бед – один ответ, восьмая беда – совсем никуда.
  • Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.
  • Собаку съели, хвостом подавились.
  • Старость не радость, сядешь - не встанешь, побежишь - не остановишься.
  • У страха глаза велики, да ничего не видят.
  • Ума палата, да ключ потерян.
  • Хлеб на стол - и стол престол, а хлеба ни куска - и стол доска.
  • Чем чёрт не шутит, пока Бог спит!
  • Чудеса в решете - дыр много, а выскочить некуда.
  • Шито-крыто, а узелок-то тут.
  • Язык мой - враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.

Как видите, упущенные продолжения пословиц и поговорок не только делают их более развёрнутыми по содержанию, но зачастую в корне меняют смысл сказанного. Кроме этого, есть ещё ряд поговорок, которые мы употребляем в полном варианте, однако совершенно не правильно понимаем их суть. Вот вам примеры.

В семье не без урода
Желая оправдать появление неблагочестивого человека в большом роду, мы привычно говорим: что ж, бывает – в семье не без урода. Или придаем другой оттенок: в любой компании обязательно найдется один непутевый. Но язык наш говорит иначе: «урод» – значит стоящий «у рода», находящийся под его надежной защитой и покровительством. И потому «уродом» раньше называли не больного инвалида, а первого ребенка – самого сильного, самого красивого, самого умного, который от молодых родителей взял все первое, лучшее. И семьей пара называлась только после рождения первенца. «Урода» – это на некоторых славянских языках означает «красота». То есть изначально в пословице был заложен очень глубокий смысл: «без ребенка – это еще не семья», «семье не быть без первого ребенка». Таким образом вся деревня, вся родня как бы убеждали молодых супругов скорее рожать наследника, чтобы стать полноценной семьей и приумножить силу своего рода-племени.

Моя хата с краю
Неправильное толкование: «отойдите, отстаньте от меня, я ничего не знаю». Это сегодня мы так говорим, а раньше на тех людях, чьи хаты стояли с краю поселка, лежала особая ответственность – они первыми встречали любую опасность, будь то нападение врагов, лесной пожар, весенний разлив реки или стремительно мчащийся табун лошадей. Именно они и должны были дать отпор. Поэтому «в хатах с краю» жили самые смелые и сильные люди. Выбирая место для дома на краю деревни, его хозяин как бы говорил односельчанам: «Я буду охранять покой всех». Готовность к самопожертвованию всегда была свойственна русскому народу, что и запечатлелось в этой пословице.

Своя рубаха ближе к телу
Да, к сожалению, многие современники нынче обрели ложное убеждение, что свой интерес – дороже всего, и ничто не должно вредить личной выгоде. Однако наши предки произносили эти слова совсем в другой обстановке. На похоронах воина, с честью павшего в бою, его братья снимали с себя льняные или полотняные рубахи и клали их в могилу – как можно ближе к телу погибшего сородича. Тем самым они показывали, как они любили его, как он им был дорог…

Выбор редакции
Главное условие при приготовлении продукта – сохранение наибольшего количества его полезных свойств.Брокколи можно кушать сырой, а также...

Обычно для колбасных оболочек используют кишки, пищеводы и мочевые пузыри.Кишки под воздействием своего содержимого, ферментов и кислот...

Сны, в которых фигурируют грызуны, являются очень символичными. Живая мышь, например, предвещает неискренность друзей, домашние...

Здравствуйте, дорогие читатели. Все мы ждем наступления осени для того, чтобы вдоволь насладиться ее дарами, которые так полезны в такое...
Определение слова квашение подразумевает под собой биохимический способ консервирования . Базой для него является образование...
Думаю, драники любят многие из нас. Предлагаю приготовить драники с мясом в горшочке. Вкусное, сытное блюдо отлично подойдёт к обеденному...
Тот, кто первым сообразил приготовить окрошку на майонезе, видимо, был страстным любителем салата «Оливье». Потому что окрошка на...
Оладьи наряду с блинами одни из самых любимых и востребованных блюд. Что может быть лучше пышных, ароматных, невероятно вкусных...
Гречка с мясом - блюдо простое, незамысловатое и недорогое, но зато очень вкусное и питательное. Мясо можно брать абсолютно любое,...