Произведения для детей 5 6 лет список. Примерный список литературы для чтения детям по программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой


Создано 01.12.2014 16:32 Обновлено 16.02.2017 10:19

  • «Лиса и медведь» (мордовская);
  • «Война грибов с ягодами» - В. Даль;
  • «Дикие лебеди» - Х.К. Андерсен;
  • «Сундук –самолет» - Х.К. Андерсен;
  • «Прожорливый башмак» - А.Н. Толстой;
  • «Кот на велосипеде» - С. Черный;
  • «У лукоморья дуб зеленый…» - А.С. Пушкин;
  • «Конек – горбунок» - П. Ершов;
  • «Спящая царевна» - В. Жуковский;
  • «Господин Ау» - Х. Мякеля;
  • «Гадкий утенок» - Х.К. Андерсен;
  • «Всяк по-своему» - Г. Скребицкий;
  • «Лягушка – путешественница» - В. Гаршин;
  • «Денискины рассказы» - В. Драгунский;
  • «Сказка о царе Салтане» - А.С. Пушкин;
  • «Мороз Иванович» - В. Одоевский;
  • «Госпожа Метелица» - Бр. Гримм;
  • «Сказка о потерянном времени» - Е. Шварц;
  • «Золотой ключик» - А.Н. Толстой;
  • «Гарантийные человечки» - Э. Успенский;
  • «Черная курица, или Подземные жители» - А. Погорельский;
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - А.С. Пушкин;
  • «Слоненок» - Р. Киплинг;
  • «Аленький цветочек» - К. Аксаков;
  • «Цветик – семицветик» - В. Катаев;
  • «Кот, который умел петь» - Л. Петрушевский.

Старшая группа (5-6 лет)

  • «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. Караноуховой);
  • «Царевна – лягушка» (обр. Булатова);
  • «Хлебный колос» - А. Ремизов;
  • «Серая шейка» Д. Мамин-Сибиряк;
  • «Финист – ясный сокол» - р.н.сказка;
  • «Случай с Евсейкой» - М. Горький;
  • «Двенадцать месяцев» (пер. С.Маршака);
  • «Серебрянное копытце» - П.Бажов;
  • «Доктор Айболит» - К. Чуковский;
  • «Бобик в гостях у Барбоса» - Н. Носов;
  • «Мальчик – с - пальчик» - Ш. Перро;
  • «Доверчивый ежик» - С. Козлов;
  • «Хаврошечка» (обр. А.Н. Толстого);
  • «Царевна – льдинка» - Л. Чарская;
  • «Дюймовочка» - Х. Андерсен;
  • «Цветик – семисветик» - В. Катаев;
  • «Тайна третьей планеты» - К. Булычев;
  • «Волшебник изумрудного города» (главы) – А.Волков;
  • «Собачкины огорчения» - Б.Захадер;
  • «Сказка про трех пиратов» - А. Митяев.

Средняя группа (4-5 лет)

  • «О девочке Маше, о собачке, петушке и кошке Ниточке» - А. Введенский;
  • «Бодливая корова» - К. Ушинский;
  • «Журка» - М. Пришвин;
  • «Три поросенка» (перевод С. Маршака);
  • «Лисичка – сестричка и волк» (обр. М. Булатова);
  • «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова);
  • «Лиса и козел» (обр. О. Капицы;
  • «Про Иванушку – дурачка» - М. Горький;
  • «Телефон» - К. Чуковский;
  • «Зимняя сказка» - С. Козлова;
  • «Федорино горе» - К. Чуковский;
  • «Бременские музыканты» - братья Гримм;
  • «Собака, которая не умела лаять» (перевод с датск. А. Танзен);
  • «Колобок – колючий бок» - В. Бианки;
  • «Кто сказал «Мяу!»?» - В. Сутеев;
  • «Сказка о невоспитанном мышонке».

II младшая группа (3-4 года)

  • «Волк и козлята» (обр. А.Н. Толстого);
  • «Бычок – черный бочок, белое копытце» (обр. М.Булатова);
  • «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой);
  • «У солнышка в гостях» (словацкая сказка);
  • «Два жадных медвежонка» (венгерская сказка);
  • «Цыпленок» – К. Чуковский;
  • «Лиса, заяц, петух» – р.н. сказка;
  • «Руковичка» (украинская, обр. Н. Благина);
  • «Петушок и бобовое зернышко» - (обр. О. Капицы);
  • «Три брата» - (хакасская, пер. В. Гурова);
  • «Про цыпленка, солнце и медвежонка» - К. Чуковский;
  • «сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» - С. Козлов;
  • «Теремок» (обр. Е. Чарушина);
  • «Лиса-лапотница» (обр. В. Даля);
  • «Хитрая лиса» (корякская, пер. Г. Меновщикова);
  • «Кот, петух и лиса» (обр. Боголюбской);
  • «Гуси – лебеди» (обр. М. Булатова);
  • «Перчатки» - С. Маршак;
  • «Сказка о рыбаке и рыбке» - А. Пушкин.
  • < Назад

Переходим к нашим самым любимым книгам с дочкой для детей 5-6 лет.

Вот и настало время моей любимой писательницы Астрид Линдгрен.

Книга «Про Лотту с горластой улицы». Лотта ни в чем не хочет уступать своему старшему брату и старшей сестре, и это у нее отлично получается. Ей 5 лет, но для нее не проблема достать елку и сладости на Рождество. Она знает, чего хочет, и с ней случаются разные веселые истории.

Книга «Приключения Эмиля из Леннеберги» про мальчика, которого зовут Эмиль. Он ужасно озорной и упрямый. Он ходит в кепарике и с ружариком. А за свои проделки сидит в сарае и вырезает деревянных человечков. Для него не составляет труда угодить головой в супницу, сломать окно, поймать мышеловкой папину ногу, дрессировать свинку, накормить толпу бездомных, выиграть лошадь и даже спасти человека. Эмиль - это чудесный мальчик, он смелый, сообразительный и очень веселый.

Книга «Мы все из Бюллербю». Представьте маленькую деревню, в которой всего три дома, и стоят они бок о бок. И в этой деревне живут дети: Лассе, Буссе, Лиза, Бритта, Анна и Улле. Это целая банда неразлучных друзей. Они вместе ходят в школу, вместе помогают родителям, вместе отмечают праздники и главное - они вместе играют. А игры у них очень интересные, взрослым таких игр точно не придумать.

И опять Андрей Усачев в соавторстве с А.Березиным с книгой «Все о дракоше». До чего же милый этот зеленый дракоша, который живет в семье Дружининых. И на даче с ними живет, и в городе. Они пытаются его прятать, но разве того смышленого и озорного спрячешь. В книге много интересных колоритных героев, много смешных моментов. Ребенок будет в восторге от данной книги.

Книга Эно Раунда «Муфта, полботинка и моховая борода». Очень необычные персонажи и с ними происходят крайне необычные истории: то погоня из тысячи кошек, то их окружают тысячи крыс. Но дружба помогает главным героям справиться со всеми трудностями и даже получить медали.

Издательство «Лабиринт пресс» выпустило серию «Открой книгу» с отменным качеством. У нас из этой серии приобретены следующие книги: «Приключения незнайки и его друзей», «Волшебник изумрудного города», «Приключения барона Мюнхаузена». Не буду писать содержание, так как сюжет этих книг известен каждому. Просто купите книги в данном исполнении, не пожалеете на все 100%.

А вот про «Чудесные приключения Нильса с дикими гусями» я не могу не написать. Как-то получилось так, что эту книгу я в детстве не читала, и это огромное упущение. Ведь в данной книге так красочно описано интереснейшее приключение, что даже взрослый скажет «уау». Вместе с Нильсом и с гусем Мартином вы облетите все Швецию, за вами будет гнаться злобный лис Смирре, вы посетите подводный город, поучаствуете в празднике на горе Кулаберг (только раз в году на ней сходятся все звери и птицы), подружитесь со всеми зверями и птицами, полюбите природу во всей ее красоте и великолепии! Вы будите парить над облаками и удивляться мудрости Акки Кебнекайсе - предводительнице стаи.

Это наша интересная подборка книг для следующего возраста: Лучшие книги для детей 6-7 лет

P.S. Книги покупаю в интернет-магазине Лабиринт, хорошее соотношение цена-качество.

Этот список включает книги, которые по сложности доступны детям с 4-5 лет. Т.е. 4-5 лет — это нижняя граница интереса к книгам данного списка. Многие книги списка будут актуальны для детей 6-7 лет и немного старше.

Список рассчитан на детей, приобщенных в раннем возрасте к книгам и любящих обильное чтение. Для четырехлеток, не приобщенных к книгам, рекомендую начать со . Всем любителям обильного чтения тоже советую в него заглянуть, в нем целая куча хитов актуальных для 4-5 летних детей 💡 ! Вдруг, вы их обошли стороной. Название списка «для детей трех лет» связано с нижней возрастной границей, а верхняя возрастная граница многих книг — 5-7 лет.

Список книг для детей 4-5 лет | А что это за список?

Этот список подготовлен исключительно по предпочтениям нашей семьи. Папа - руководитель одной из структур сопровождения бизнеса, мама-блогер/программист, Яна — пятилетняя любительница книг. В списке около 60 рекомендаций книг. В библиотеке Яны 31 книга из этого списка. Другая часть книг заменена аналогами или находится в моем wish-листе. Обращаю внимание, я ни в коей мере никого не призываю бездумно скупать все книги этого списка! Это была бы большая ошибка, потому что отношение каждого человека к книгам связано со множеством факторов, в том числе с отношением человека к жизни, поэтому у разных людей оно не может быть одинаковым. Ориентируйтесь на потребности и предпочтения своего ребенка. Серийные книги заказывайте небольшими порциями.

Книги в списке маркированы цветом:

Несколько слов о специфики восприятия книг детьми 4-5 лет . На четвертом году у ребенка происходит огромный скачек в восприятии текстов. Активное подключение фантазии позволяет переходить на книги без иллюстраций! Яна начала запоем слушать аудиокниги и аудиоспектакли в 3 года 10 месяцев. В четыре года обильно читающие дети могут воспринимать простые тексты без иллюстраций. Тем не менее, для дальнейшего развития фантазии книги с иллюстрациями остаются важной составляющей библиотеки. Понятное дело, в четыре года на ступень наращивается сложность текстов.

Приступ графомании на тему развивающего эффекта художественных книг…

Думаю, многие не осознают какой значимый вклад книги оставляют в развитии человека. Этот вклад никто никогда не сможет измерить. Заниматься с Яной в раннем детстве я начинала при помощи развивающих методик. Позже попробовав различные варианты, я пришла к выводу, что самый важный фактор в качественном развитии — это сила интереса (увлеченности) ребенка. Вы можете упорно изучать с ребенком дома английский язык с 1 до 4 лет по карточкам и книжкам. Но если в семье регулярно не пользуются английским языком, стоит прервать занятия и через полгода ребенок ВСЕ забудет. А теперь добавляем обстоятельства, подогревающие интерес. Представьте, что ребенок ходит в детский сад, где все ребятишки говорят на разных языках, и только один из языков знакомый — английский. Ребенок в такой ситуации выучит английский сравнительно легко, качественно и без изнурительных занятий. Причем настолько хорошо выучит, что даже через год он будет его немного помнить. А при напоминании восстановит все знания за очень короткий срок. Т.е. когда появляется интерес, процесс обучения проходит в 10 раз эффективнее! При чем же тут книги?

При том, что текст книг является прекрасным материалом для развития мышления. Ребенок анализирует и связывает множество объектов полученных из текстов книг, синтезирует из этих наборов новые образы и сюжеты. Одним словом, «фантазирует». По сути фантазии не что иное, как результаты мыслительного процесса. Чтение книг, которые ребенка по настоящему увлекают, является эффективным развитием мышления.

Разумеется, фантазиями дело не ограничивается, со временем нарабатывается словарный запас, умение анализировать тексты. Чтение энциклопедий просто наполняет ребенка новыми знаниями с минимальными усилиями со стороны окружающих. Я уж молчу про эмоциональную отдачу от чтения. Один позитив! Ну и моя главная цель в приобщении Яны к чтению — приобщить ее в школьном возрасте к самостоятельному чтению классики. Развитие мышления от чтения праздной литературы дело неплохое, но мы же знаем, что развитие от чтения классики (умной литературы) добавляет еще 100 пунктов к развитию мышления.

Список книг для детей 4-5 лет | Порция произведений, проверенных временем

Алексей Толстой

Есть в нашей библиотеке изюминка — сборник «Сорочьи сказки» (Labirint , My-shop , Ozon) А.Н.Толстого в иллюстрациях Яны Седовой. Сказки в Сорочьей подборке коротенькие на 1-3 странички, но они не подойдут малышам. Текст не для всех, он очень специфичен. Напичкан старорусскими словами и особой старорусской структурой предложений. Иллюстрации Седовой органично переплетаются с текстом погружая читателей в атмосферу сказок.

Мои впечатления: Книга не для праздного чтения, а для гурманов и эстетов, увлеченных литературой.

Цикл истории о девочке Жене многие помнят и любят с детства. Самая запоминающаяся история из цикла про Цветик-семицветик.

1. (Labirint , My-shop). У нас такой сборник, но вам я рекомендую купить сборник ниже (№3 этой таблицы). Этот сборник включает нудную и длинную сказку «Жемчужина», которая дошкольникам совсем не по возрасту. Эта сказка совсем не детская и подойдет только барышням «на выданье».

  1. Цветик-семицветик
  2. Дудочка и кувшинчик
  3. Грибы
  4. Жемчужина

2. «Цветик-семицветик» сборник (Labirint , My-shop). Четыре сказки, проверенные временем, две из них авторства Катаева.

  1. «Дудочка и кувшинчик» Катаев
  2. «Как Маша поссорилась с подушкой» Лебедева
  3. «Одуванчик» Лебедева
  4. «Приключения старой куклы» Каменная
  5. Цветик-семицветик Катаев.

Минус этого сборник примитивные иллюстрации.

3. Сказки В.Катаева (Labirint , My-shop , Ozon).

  1. Цветик-семицветик
  2. Дудочка и кувшинчик
  3. Грибы

4. Тоненькие книжки с авторства Катаева от изд. Речь (Labirint)

  1. Цветик-семицветик
  2. Дудочка и кувшинчик

«Русские сказки для детей» (Labirint , Ozon , My-shop) — сборник русских народных сказок. Их тут целых 27! В этом сборнике много таких сказок, которые редко встречаются. Тексты сборника в классической обработке Афанасьева и Толстого. Вишенкой сего торта являются бесподобные иллюстраций Антоненкова. Сразу предупреждаю, что его творчество не все принимают и понимают, поэтому смотрите фото разворотов в Лабиринте внимательно. По мне Антоненков талантище и его иллюстрации, как традиционные национальные специи подчеркивают аутентичность русских народных образов.

«Про Светлану» (Labirint , Ozon) Книгу оценят любители ретро, а также любители реалистичных качественных иллюстраций. В составе 14 рассказов о четырехлетней девочке. 10 из них рассказывают о буднях в детском саду. Объем каждого рассказа около 1 страницы. Во многих рассказах упоминаются достопримечательности советской Москвы.

«О девочке Маше» (My-shop , Labirint , Ozon) Еще одна ретро-книга про дошкольницу. Маше 5 лет. Эта книга в черно-белых иллюстрациях, но от этого она нисколько не потеряла.

Девчачья милота от Штефани Дале

Частенько я вижу критику в адрес книг в духе «непознавательная, ребенку нечего из нее почерпнуть». Приведу аргумент против: «Взрослые, всё ли что вы сами читаете или смотрите полезное?». Даже если вы читаете и смотрите исключительно классику, признавайтесь, что дает вам каждое погружение в произведение? Неужели развивает и с каждым разом вы становитесь все мудрее? Или все-таки вы погружаетесь в атмосферу произведения, чтобы насладиться его спецификой, многогранностью, и т.п.? Я считаю книги для настроения, книги для позитивных эмоций обязательной составляющей библиотеки.

Книги этой серии можно сравнить с посредственными конфетами в блестящих обертках. Для детей этот прием срабатывает. Просто потому что у детей гораздо более сильные эмоции радости. Радость от блестящей упаковки зачастую настолько большая, что она затмевает вкусовые рецепторы и аналитические способности, которые могут сказать ребенку о том, что конфетка не особо вкусная.

Надо признать, что милые качественные картинки манят всех без исключения. Именно такими картинками оформлена серия книг о земляничной фее. Серия не идеальна в плане текстов. Тексты содержат множество деталей, правильные сюжеты, но совсем не захватывают. Учитывая, что у детей фантазия работает на полную мощность для погружения в атмосферу сказки им достаточно красочных иллюстраций этой серии. Нужны ли вам милые книги-пустышки решайте сами. Я купила парочку. Читать их скучно, но Яне нравится. Она слушает плоские тексты про земляничную фею, и под впечатлением от иллюстраций высказывает свои гипотезы по дальнейшему развитию событий. Жду не-дождусь момента, когда Яна сможет читать книги самостоятельно и избавит меня от чтения некондиции .

Мои впечатления: Книга-конфетка в красивой обертке с приторной начинкой. Дети любят приторное.

Список книг для детей 4 лет | Сказки о принцессах

Эти сказки я начала читать Яне в 3,5. Уже позже поняла, что для этого возраста есть книги попроще. В 4 года (лучше если 4,5 и больше) вполне можно приступать к знакомству. В нашей библиотеке красочные и демократичные РОСМЕНовские сборники. Иллюстрации в них не претенциозные, но довольно милые при этом еще и цена приятная.

«Все Сказки» Шарля Перро (my-shop , ozon) «Сказки» Андерсена (my-shop , ozon)

Подробные впечатления о книгах читайте в .

Мои впечатления: дешево и сердито:-).

Юмор в стихах Рупасовой Марии

Встречаются такие книги, после чтения которых остается ощущение тепла и детства в душе. Такие книги, как глоток свежего воздуха. На меня так действуют стихи Рупасовой Маши. У нас дома пара ее сборников, но я хочу порекомендовать сборник о бабушках: «С неба падали старушки». Сборник существует в двух форматах:

  • стандартный — около А4 (Labirint , My-shop , Ozon);
  • уменьшенный формат А5 (Labirint , My-shop , Ozon).

Рассказы И.Соколова-Микитова в иллюстрациях художника Г. Никольского о жизни зверей лесу в разные времена года. Отличная подборка издательства Речь:

«Осень в лесу» (Labirint) «Зима в лесу» (Labirint)

Сказки Мамина-Сибиряка о природе

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Цикл сказок о природе. (Labirint). В нашей библиотеке числится другой сборник сказок этого автора. Когда я увидела иллюстрации приобретенного сборника, захотелось приобрести данный сборник.
«Аленушкины сказки» (Labirint) Сборник сказок советских авторов (Бианки, Мамин-Сибиряк, и пара сказок Толстого — Три медведя и Липунюшка) о природе. Иллюстрации Т.Васильевой очень гармонично дополняют тексты.

Астрид Линдгрен

Еще один мой любимый с детства автор. Больше всего я впечатлилась сказкой «Мио мой мио». Яне я эту сказку пока не читаю. Она очень ранимая. До 4 лет концовка в Теремке ее очень пугала, и мы не читали Теремок. Для 4 лет привожу варианты с сюжетами попроще, ниже еще одна порция для пятилеток.

Сборник сказок Астрид Линдгрен My-shop , Ozon) Очень интересный сборник с атмосферными иллюстрациями. Их немного, но они задают настроение. Такой сборник лучший вариант для первого знакомства с автором. Сказки о волшебных существах — эльфах, крошечных человечках, куколках, растущих на грядках.

«Дети с Горластой улицы» My-shop , Ozon) Астрид Линдгрен

Книга о деревенских детях, о взаимоотношениях старших детей с трехлетней сестрой Лоттой. Многие рассказы демонстрируют старшим дошкольникам и младшим школьникам специфику нелогичного поведения малышей в юмористической и доступной форме. Продолжение является книга «Про Лотту с Горластой улицы» (My-shop) , Ozon). В ней Лотте 5 лет.

«Мы все из Бюллербю» (My-shop , Ozon) Астрид Линдгрен Большой сборник атмосферных историй о различных событиях и впечатлениях в жизни детей из маленькой шведской деревушки. В сборнике много текста и мало иллюстраций. Поднимается множество тем: о домашних животных, о бесконечных деревенских уличных играх, о праздниках, о школе. Среди прочих тем, автор знакомит детей с малышами, с тем какие они прекрасные и ужасные одновременно, как с ними сложно и хорошо.

Дедморозовка

Эти приключения Андрея Усачева — абсолютный хит для детей 4 лет и старше. Практически про каждую книгу можно найти отрицательные отзывы, а вот негатива в адрес Дедморозовки не видела ни разу. Это по-настоящему увлекательные истории. Каждый рассказик воспринимается, как самостоятельный. Читать их лучше ближе к новому году или в начале зимы, а покупать лучше заранее. Зимой книги про Дедморозовку разбирают! Истории продаются отдельными книгами (My-shop , Ozon , Ozon) и большим сборником. У нас сборник «Все про Дедморозовку» (My-shop , Ozon) и сейчас его нет в наличии. Возможно, к зиме появится. Обзор , ссылки на аудиокнигу .

Размышления о восприятии юмора маленькими детьми.

Понимаю желание многих мам поскорей добраться до смешных сказок и начать их читать чуть ли не в 2 года. Особенно те экземпляры, в которых мало текста. Держитесь! Держитесь хотя бы пока ребенок не дорастет до 3 лет, еще лучше до 4-5. В 4-5 ребенок воспринимает юмор гораздо более осознанно. В раннем возрасте чувство юмора только начинает формироваться, да и словарный запас еще не позволяет воспринимать новые тексты без комментариев.

Возьмем для примера анекдот:

Сегодня еду в автобусе в магазин за памятью для компьютера, звонит жена, в процессе разговора спрашивает где я. Отвечаю: - За памятью еду. Поговорили, кладу трубу. Рядом сидит мальчик лет 3-4 с мамой, смотрит так на меня непонятно, потом спрашивает у мамы: - Мама, а куда дядя за памятью едет? - Дядя едет к доброму волшебнику Гудвину за памятью, а еще он подарит дяде смелость… … автобус лежал…

Чтобы понять юмор этого анекдота надо знать, как минимум: 1. Сюжет сказки «Волшебник изумрудного города » и 2. Основы устройства компьютера. Представьте себе восприятие этого анекдота без этих знаний.

Знаю, есть мамы, которые на ходу комментируют непонятные места. Это здОрово, но только, когда дело не касается юмора. Представьте, вам рассказывают анекдот, а после этого поясняют информацию, которую вы раньше не знали, необходимую для понимания данного анекдота. Давайте вспомним, что юмор вызывает особенно бурные эмоции, когда он внезапен и понятен . Если вы читаете смешные тексты, предметная область которых ребенку плохо знакома, момент внезапности утрачивается.

Знаю, обязательно объявится несколько человек доказывающих, что их ребенок понимал юмор уже в 2 года. Мой ребенок тоже смеялся в 2 года, смеялся, когда другие смеются или, когда другие ожидали от него смех. Но как такового чувства юмора в 2 года еще нет и быть не может, так как мыслительный аппарат и база знаний еще не сформированы для понимания юмористических текстов и иллюстраций.

«Девочка Маша, кукла Наташа и все-все-все» (My-shop , Labirint , Ozon)

«Рассказы в картинках» (My-shop , Labirint , Ozon)

Список книг для детей 5 лет

В 5 лет мы продолжаем перечитывать ранее купленные книги:

  • Во-первых, многие экземпляры, которые я читала Яне в 3 и 4 года воспринимаются совсем по-другому — более целостно, более качественно.
  • Во-вторых, Яна начинает сама читать и для этих целей я выбрала книги со стишками и самыми короткими текстами. В их число вошли книжки Маршака, Дональдсон.

Александр Пушкин

Некоторые мамы начитавшись книги «После 3 уже поздно» и ее последователей начинают пичкать дитя несвоевременными знаниями. В свое время я зараженная этой же идеей упорно внедряла в голову двухлетней Яны Пушкина. Уверена, многие и сейчас думают, что подобные маневры приносят особую пользу. Объясняю свою текущую позицию:

Многие знают о методике Глена Домана. Методика эта была создана для особых детей, у которых ограничены возможности. Эти дети не могут в соответствии с нормой двигаться, разговаривать или думать. Таким детям невозможно на словах объяснять или показывать и просить повторять за вами многие простые вещи (как собирать пазл, пирамидку, научить как лает собачка и многое другое). Так как до этих детей бывает невозможно достучаться по обычным (максимально эффективным) каналам методологи от безвыходности пробуют самые разнообразные варианты, в том числе пассивные. Под пассивными вариантами я имею ввиду, варианты, когда в рамках взаимодействия ребенок только принимает воздействие со стороны. Например, если показывать картинки ребенку, ребенок смотрит, делать массаж ребенку, ребенок воспринимает контакты со своим телом. Но при этом ребенок пассивен и, следовательно, полезный эффект от этого минимален. В сотни раз больший эффект проявляется если ребенок сам проявляет усилия хоть умственные, хоть физические: собирает пазл, делает гимнастику. Пассивное развитие — удел тех, у кого нет возможности жить активно.

Теперь сравним пассивное и активное чтение:

  • При активном чтении ребенок улавливает ход событий в сюжете, выделяет главных персонажей, делает предположение о продолжении хода событий и т.п. Т.е. при активном чтении мыслительный аппарат плотно задействован.
  • При пассивном чтении работает только функция впитывания и производятся многочисленные безрезультатные попытки понимания услышанного. Пассивное чтение низкоэффективно. Если мама выбирает для ребенка книги слишком сложные происходит пассивное чтение. Сами понимаете такое чтение не может быть интересно. Да, увлеченное чтение мамы и её улыбка заставят малыша какое-то время сидеть и слушать. Но по мере подрастания ребенок не станет любить книги, ему просто не за что их будет любить.

В общем, на мой взгляд, 5 лет для знакомства со сказками Пушками — хороший возраст. Я Яну начала знакомить со сказками Пушкина в 4 года. Пара сказок попроще воспринималась неплохо. Остальные включали в себя обилие новых понятий, которое затрудняло восприятие. Сказки Пушкина при первом знакомстве рекомендую читать в следующем порядке:

  • Отрывок Лукоморье из Руслана и Людмилы;
  • Сказка о золотой рыбке;
  • Сказка о царе Салтане;
  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.
«Все сказки Пушкина» (My-shop , Ozon). Демократичный сборник с обильными иллюстрациями. Простенькие, красочные иллюстрации без изысков. Демократичная цена. «Золотые сказки» (My-shop , Ozon) Иллюстрации А.Рейпольского «Сказки» (Labirint) Иллюстрации М.Карпенко «Сказки» (Labirint) Иллюстрации В.Назарука

На текущий момент в библиотеке Яны демократичный сборник. И все-таки мне хочется, чтобы Пушкин был представлен достойно. Я рассматривала несколько сборников приведенных в табличке выше и думаю остановиться на варианте с иллюстрациями Назарука.

Астрид Линдгрен

Сейчас многие говорят о том, что хотят показать ребенку, многообразие красивых мест, разнообразных игр, творчества и т.д. Затем дети превращаются в подростков и продолжают осваивать многообразие жизни, не учитывая элементарного принципа «плохое надо избегать». У нас в семье несколько другая позиция на воспитание. Чтобы испечь особенный пирог, в него не надо пытаться пихать все интересное, что есть в магазине. В него надо положить качественные базовые ингредиенты (муку, масло, яйца) и добавить изюминку. Если чего переборщишь, просто напросто испортишь пирог. Если в пирог попадет некачественный ингредиент. Например, прогорклое масло. Опять насмарку весь пирог. Хотя порой и из ситуации можно выкрутиться, если вовремя понять упущение, можно добавить яркую специю, которая перебьет вкус. Примерно с этой точки зрение можно рассмотреть воспитание. Поэтому книги, как важные ингредиенты воспитательного процесса, важно подбирать с учетом результата, который мы хотим получить. Так было в СССР. В то время государство пыталось формировать личности. У людей при худшей материальной стороне жизни было меньше психологических проблем и больше позитивного отношения к жизни. Сейчас этот момент пущен на самотек. Но никто не запрещает родителям формировать личность своих детей. Одна из составляющих формирования заключается в подборе книги и мультфильмов, учащих правильному отношению к жизни. На мой взгляд, дети, которые воспитываются на всем многообразии массовой продукции, обречены иметь узкие потребительские взгляды. Каждая сила формирует людей в соответствии со своими интересами. Соответственно интересы индустрии потребления — увеличение потребительских мощностей. Даже если изучить творчество автора-классика, можно найти темные пятна, что уж говорить о большом потоке современной литературы.

«Про Лотту с Горластой улицы» (My-shop) , Ozon) Книга со множеством симпатичных иллюстраций. Является продолжением книги «Дети с Горластой улицы» My-shop , Ozon). Лотта — обычная пятилетняя девочка: достаточно капризная, иногда выдумщица. Истории свободные от морализаторства и поощрения негативного поведения. Повествование выдержано в стиле почти беспристрастного взгляда со стороны.

Эта целая приключенческая повесть. Сюжетная линия выразительная и увлекательная. Пятилетняя Яна без проблем уловила. Софья Прокофьева один из моих любимых детских авторов. Хотя она является советским автором, в своем детстве я пропустила ее произведения. Сейчас наверстываю и, честно признаться, с не меньшим удовольствием читаю детские хорошие книги, чем когда-то в детстве.

«Малуся и Рогопед» (my-shop , ozon). Эта книга еще одно из моих открытий. Увлекательная и злободневная для многих дошкольников и младшеклассников повесть о том, что может случится если перепутаются буквы. Несколько фоторазворотов и ссылка на аудиовариант есть в этом .

Список книг для детей 5 лет | «Алиса в стране чудес»

Я очень трогательно отношусь к Алисе. И хотя мне кажется, что эта книга не для маленьких детей, я прочла ее Яне в двух переводах. Яна очень просила, а я не смогла устоять 😳 . Перевод Заходера рассчитан на детей, перевод Демуровой универсальный и подойдет для всех. Сложность текстов оба перевода имеют одинаковую. Основное отличие перевода Заходера заключается в более свойской и живой манере обращения к читателю. Я часто читаю блоги коллекционеров книг, в том числе Алис. Признаться, в большинстве коллекций не нахожу Алисы, которая мне нравится. Моя Алиса в классических иллюстрациях Д.Тенниела. В таблице ниже левые две книги мы читали, а правые две из моего виш-листа.

В иллюстрациях Ингпена с переводом Демуровой. (My-shop , Ozon)

В иллюстрациях Чижикова с переводом Заходера (Labirint) Интерактивная с секретками в классических иллюстрациях Л.Кэрола, Д.Тенниела с переводом Демуровой (Labirint) В этой книге помимо Алисы в стране чудес прячется еще три сказки Л.Кэрола! Иллюстрации классические иллюстрации Д.Тенниела с переводом Рождественской (Labirint , Ozon)

Незнайка

Незнайка в списке моих фаворитов детских книг. Мы его читали, когда Яне исполнилось 4 года и Яна не удерживала многоплановость сюжета. С тех пор прошло больше года. Возможно, надо попробовать почитать еще раз. Но что-то мне подсказывает, что мышление еще не работает таким образом, чтобы сюжет при чтении полностью загружался в память и удерживался. Классическими считаются иллюстрации Незнайки в исполнении Валька и А.Лаптева. Оба варианта днем с огнем не сыскать. У нас первым появился Незнайка с популярным Лаптевым. В свое время очень довольна, что успела «урвать» дефицитный экземпляр. Надо отметить, что на самом деле иллюстрации Лаптева и Валька более чем скромные. Теперь в нашей библиотеке появился экземпляр в иллюстрациях Вадима Челака! Именно этот художник нарисовал Незнайку таким, каким вижу его я.

Незнайка в иллюстрациях Г. Валька (My-shop , Ozon). Росмэн обещает в ближайшее время выпустить новый тираж. Незнайка в иллюстрациях А.Лаптева (Labirint) В иллюстрациях Вадима Челака (Labirint , Ozon , My-shop). Рисунки Челака тонкие, легкие, филигранные, лучшие !

Список книг для детей 5 лет | Русские народные сказки

У нас множество русских народных сказок о животных (циклы о животных рассчитаны на самого маленького читателя), но о бабе Яге, Кощее бессмертном, Змее Горыныче только один слишком серьезный сборник из серии «Дар Речи».

Ниже привела несколько вариантов сборников для исправления пробела.

  1. Демократичные сборники с простенькими, но очень даже симпатичными иллюстрациями подойдут для рядовых любителей чтения:

«Русские волшебные сказки» (My-shop , Ozon)

  1. Марья Моревна.
  2. Волшебное кольцо.
  3. Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что.
  4. Морской царь и Василиса Премудрая.
  5. Иван Быкович и Чудо-юдо.
  6. Никита Кожемяка.
  7. Жар-птица и Василиса-царевна.
  8. Финист — ясный сокол.
  9. Василиса Прекрасная.
  10. Царевна-лягушка.

«Русские народные сказки» (My-shop , Ozon)

  1. Иван — крестьянский сын и чудо-юдо
  2. Василиса Прекрасная
  3. Белая уточка
  4. Заколдованная королевна
  5. Богатырь Федор Тугарин и Марья Моревна
  6. Кощей Бессмертный
  7. Иван-царевич и Белый Полянин
  8. Чудесная рубашка
  9. Марья-краса — долгая коса и Ванюшка
  10. Илья Муромец и Соловей-разбойник.

2. Сборники в иллюстрациях Кочергина подойдут для искушенных ценителей книг:

«Русские народные сказки» (Labirint) изд. Речь

  1. Маша и медведь
  2. Про Иванушку — дурачка
  3. По щучьему веленью
  4. Сивка — бурка
  5. Иван — крестьянский сын и чудо — юдо
  6. Иван — царевич и серый волк
  7. Поди туда — не знаю куда. Принеси то — не знаю что

«Русь сказочная. Русские волшебные сказки» (Labirint , My-shop , Ozon) изд. Нигма

  1. Крошечка-Хаврошечка
  2. По щучьему веленью
  3. Царевна-лягушка
  4. Баба-яга
  5. Морозко
  6. Деревянный орёл
  7. Сказка о молодильных яблоках и живой воде
  8. Семь Симеонов
  9. Никита Кожемяка
  10. Иван-царевич и серый волк
  11. Матюша Пепельной
  12. Летучий корабль
  13. Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что
  14. Бой на Калиновом мосту
  15. Сивка-Бурка
  16. Медное, серебряное и золотое царства
  17. Сказка про Василису Премудрую.

Прошерстив все сборники в интернет-магазинах, самую впечатляющую подборку сказок я нашла в книге «Сказочная Русь. Волшебные сказки». Перед таким щедрым содержанием сложно устоять. Эту книгу я ждала с особым нетерпением. Буквально сегодня (03.09.2018) она попала в нашу коллекцию. При первом рассмотрении немного разочаровало качество иллюстраций. Оно не безупречное, как у изд. Речь. Невооруженным взглядом видно, что иллюстрации восстановлены из исходников плохого качества. Надеюсь, что тексты не подкачают.

Порция трогательных книг современных авторов изд. Речь

Эта порция из виш-листа. Свои впечатления об этих книгах я составила по чтению разворотов в Лабиринте. Выразительные образы и атмосфера повествования, созданные этими книгами, дарят ощущение тепла и комфорта. Когда их читаешь возникает впечатление, что ты когда-то давно в детстве уже их читал и просто забыл. Удивительно трогательные тексты.

«Каравелла и я» (Labirint) Петя и мороженное (Labirint) Когда мама была маленькой (Labirint) Очень приятная подача юмора.

Книжки по диснеевским мультфильмам (Labirint)

У нас всего одна книжка из серии. Обычно я обхожу стороной книги по мультфильмам, особенно по зарубежным. Как правило, тексты в них низкосортные. Но вот уже как полгода у Яны появился любимый мультфильм. Раньше уже были любимые, а этот прям-таки особенный! Как-то раз, когда надо было удивить и порадовать ребенка, мне на глаза попались книги этой серии.

Я купила «Холодное сердце. К новым берегам. Любая другая книга просто не способна вызвать у ребенка столько же эмоций, сколько книга по любимому мультфильму. Надо отдать должное, текст и иллюстраций приемлемого качества. Сюжет не пересекается с сюжетом мультфильма, а является его продолжением. Конечно, как таковой художественной ценности эти книги никакой не имеют. Истории примитивные и слащавые до приторности, но сюжеты раскрывают увлекательные для детей моменты. Рисунки компьютерные, но вполне симпатичные. Неискушенным книголюбам эти книги вполне могут показаться вершиной книгоиздательского мастерства. В общем любителям мультфильмов Диснея рекомендую милые и приемлемые по качеству книжки. А я в ближайшее время обязательно куплю вторую книгу по мультфильму Холодное сердце. Такие серии быстро исчезают из наличия, надо успевать. Книг в серии больше, чем я привела в табличке, чтобы посмотреть весь состав серии переходите по ссылке Labirint.

«Холодное сердце. Северные легенды» (Labirint) «Холодное сердце. К новым берегам» ((Labirint) «Белоснежка» (Labirint) «Красавица и чудовище» (Labirint)

Книжки для поклонников мультфильма Холодное сердце (My-shop , Ozon)

Серия новых приключений Анны и Эльзы. Истории очень увлекательные для девочек 5-8 лет. Текст интересный для детей, но слабый с литературной точки зрения. Подобные книги я люблю использовать в качестве поощрения или мотиватора. Их можно покупать заранее и подсовывать ребенку в важный момент, когда он отличился. У нас сейчас 3 книги из серии. Если интерес к мультфильму не пропадет, докуплю остальные. Самое идеальное применение таким книгам — мотивировать ими самостоятельное чтение, но тексты в них достаточно объемные.), книгу в 48 страниц! Буду дозаказывать остальные книги серии про принцесс.

Текст в книгах является кратким пересказом оригинальных историй. Шрифт укрупненный, есть разбивка по слогам и ударения. Жаль сложные слова не заменили на синонимы попроще. Позже подготовлю отдельный пост по книгам для первого самостоятельного чтения и свои лайфхаки по этой теме. Пост о самых первых этапах обучения чтению . Еще хочу добавить, что для приобщения к самостоятельному чтению я стараюсь выбирать незнакомые и увлекательные для Яны сюжеты, чтобы подогреть интерес к чтению. Из мультфильмов по принцессам Диснея Яна в свои 5 лет видела только Холодное сердце и Золушку.

Впечатления от серии после изучения книг сюжета, которых Яна не знала по мультфильмам, ухудшилось. Текст адаптирован настолько, что ребенку не знающему сюжет сказки, он непонятен.

«Холодное сердце» (Labirint ,)). Очень понравилась идея книги. Думаю, отличный вариант для первого знакомства с географией. «Колесо» (Labirint , Оzon) Знакомство с историей колеса в картинках. Помимо самого колеса на картинках можно рассмотреть множество деталей разных эпох (одежду, транспортные средства и т.п.)

Список книг для детей 5 лет | Разочарования в классике

В нашем обществе принято классические произведения «любить» либо о своем отношении к ним молчать. Сломаю шаблоны и выскажусь. У меня есть свой взгляд на литературу и поэтому я не боюсь признаться, что некоторые экземпляры из классики меня не впечатляют.

  • «Буратино» — мое главное книжное разочарование за последние 10 лет. Чтение Буратино в детстве мне запомнилось, как увлекательное и забавное. В реальности текст оказался о подозрительных личностях, темных делах, преступниках, о бездействии полиции. Создается впечатление, что автор своей историей угрожает непослушным детям оказаться на дне жизни в случае если они не исправятся. Сейчас модно критиковать классику, вы можете посчитать, что я подвержена этой волне и пытаюсь попасть в тренд:-), но все-таки мне хочется, чтобы все поняли, что не существует книг одинаково хороших для всех. Для меня история оказалась совсем неинтересной, а ее содержание вызвало множество претензий. Опять же Яне понравилось:-). Впрочем, я никого не собираюсь отговаривать от покупки Буратино. По моему мнению, значимые в обществе книги надо читать, пропускать через себя и формировать свое собственное отношение. Отношение каждого человека к книгам связано со множеством факторов, в том числе с отношением человека к жизни, поэтому у разных людей оно не может быть одинаковым. И еще, с книжкой лучше не спешить. Для пятилеток полный текст сложноват, адаптированный примитивен.
    Тем временем в интернет-магазинах я обнаружила в продаже Буратино в илл. Казбекова (My-shop , Labirint). И почти все в этой книге прекрасно. Но вот лицо Мальвины Казбекова похоже на лицо женщины в возрасте неопределенного возраста, неумело выщипавшей брови. Я эту книгу держала в руках и пролистала от корки до корки в надежде найти другие иллюстрации Мальвины, которых нет в Лабиринте. Оказалось, в Лабиринте выложены все иллюстрации книги. Обратите внимание, Буратино Казбекова тоже не маленький мальчик. Автор его изображает скорее подростком. В библиотеке Яны Буратино в классических иллюстрациях Владимирского (Labirint , Ozon , My-shop). Из всех вариантов, которые представлены сейчас в продаже я склоняюсь к книге с иллюстрациями Кокорина. Они выполнены в мультяшно-небрежном стиле, но при этом главные герои смотрятся эстетично.

  • Даниил Хармс . Произведения этого автора нами не воспринимаются. В нашей библиотеке большой сборник с его творчеством для детей. Читали, пытались понять. Из биографии Хармса можно узнать, что он писал для детей исключительно по требованию издательства. Когда знакомишься с творчеством со знанием факта, что автор занимался нелюбимым делом, то на автомате находишь изъяны. Практически в каждом втором произведении Хармса фигурируют принадлежности для курения или курящий персонаж. Для меня этот факт является демонстрацией пренебрежительного и неуважительного отношения к своим же читателям.
  • «Катя в игрушечном городе» (Labirint) А.Александровой, В.Берестова. Приключенческая повесть, которая показалась нам скучной. Для самых маленьких текст сложноватый, для детей 4-5 лет сюжет простоватый.
  • «Кубарик и Томатик» (Labirint). Популярная книга, многим знакомая и дорогая детскими воспоминаниями. Попала к нам, когда Яне было 3 года. В тот момент оказалось, что все знания, которые в ней даются для трехлетней Яны уже прошедший этап. В книге заложены темы, которые рассматриваются в современных развивающих книжках в 1-2 года. Например: один-много, поровну, длинный-короткий и т.п. Читать эту книгу в 1-2 года не представляю возможным, так как объем текста слишком большой для этого возраста.
  • Рассказы Носова . Также в книжном шкафу пылится большой сборник рассказов Носова (My-shop , Ozon). Яне скоро будет 5,5, но пока его рассказы Яна не оценила. Периодически пробуем их читать, но пока интерес не проявляется.
  • «Каштанка» Чехова. Яна любит слушать этот рассказ, НО : У Чехова сложный и специфичный язык — не для дошкольников. Помимо этого, в книге атмосфера произведения тяжелая. Мне кажется современные рафинированные дети 5 лет не способны воспринять специфику этого произведения. Чтобы понять многие серьезные произведения надо дорасти духовно: получить опыт серьезных переживаний, лишений, утрат. Произведения надо читать такие, которые есть возможность понять.

И еще одна порция размышлений о чтении в возрасте 4-5 лет

  • В этом возрасте ребенок может воспринимать тексты на слух. Это значит, что часть библиотеки ребенка 4 лет и старше может быть в электронном виде в аудио или текстовом формате. В обстоятельствах экономии я бы с 4 лет покупала Яне книги только с атмосферными и обильными иллюстрациями, остальные читала бы с ридера или включала в формате аудио.
  • Аудиоформат идеален для детей. Фантазия работает также как при чтении книжки родителями. Я выбираю профессионально начитанные книги или аудиоспектакли. Из-за плохого качества звука не люблю оцифровки с пластинок. Зачастую звук у них со скрипами, шумами и другим браком. Многие книги перед приобретением мы прослушиваем в формате аудио. Небольшую подборку наших любимых аудиокниг я публиковала .
  • Когда Яне исполнилось 4 у меня появилось желание раздать ее «малышовые» книги, и я даже часть подарила знакомым. Когда Яне стукнуло 5, выяснилось, что малышовые книги с короткими текстами идеальны для первого чтения.

Завершение

На текущий момент я рассказала о всех наших художественных книжных находках за период от 0 до 5 лет. Оставляю кучу недостойных книг за кадром, так как их списки бесконечны, и вы устанете читать. Еще у нас накопилась приличная стопка энциклопедий, развивающих пособий и настолок для возрастной категории 4-5+ и мне не терпится вам рассказать об этом богатстве.

P.S. При выборе детских книг, помните слова Эраста Кузнецова:

«Дети по природе своей падки на все пестрое, аляповатое, даже вульгарное. Вкус им приходится прививать-последовательно и настойчиво, да еще и не каждому привьешь. И если принято считать, что для ребенка нужно работать как для взрослого, только лучше, то это вовсе не потому, что ребенок способен так требовательно оценить высокое качество, а потому, что оно особенно важно для его становления.»

Спасибо всем, кто дочитал до конца 🙂 . Продолжение следует …

Желающие получать оповещения об обновлении или продолжении этого списка, отписывайтесь в комментариях. Если вам понравились материалы блога, подписывайтесь на или присоединяйтесь к группам соцсетях

Здравствуйте, друзья!

У нас на улице стоит прекрасная погода — хочется гулять, кататься на велосипеде и роликах, лазать по деревьям и горкам. А я расскажу о том, что мы успели прочитать за долгий осенне-зимний период и что,вообще, можно почитать ребенку 5-6 лет . :)

В этом возрасте многие дети уже читают сами. Жаль, что некоторые мамы и папы тогда перестают читать. Ведь он уже сам умеет! Логика обычно такая: я перестану читать, он захочет и сам “потянется” . Но я все же считаю, это не тот возраст и не та вещь, когда можно кинуть в воду и — либо выплывет и научится плавать, либо не повезло…

Обычная проблема: ребенок умеет читать, но не читает и просит родителей. С одной стороны, ребенку не нравится читать из-за низкой скорости чтения, с другой стороны, чтобы скорость повысилась — надо читать. Противоречие. Но, кстати, решается оно достаточно легко методами ТРИЗ . Надо разделить два этих процесса во времени: есть время, когда ребенок читает сам, а есть — когда ему читают родители.

Глеб давно читает сам. Прочитал уже несколько толстеньких книжечек с небольшими сказками и рассказами. О наших первых книгах я писала . Но сейчас интересы ребенка лежат гораздо дальше, чем возможности . Хочется прочитать или послушать 10-15 страниц, а можешь прочитать только одну! Да и шрифт в книгах , которые по-настоящему захватывают, ребенку мелкий — точно не для дошкольников или даже первоклашек.

Но важно не только продолжать читать, а еще и знать, что читать ребенку . Нередко можно услышать жалобы родителей “ребенок раньше любил, когда ему читают, а сейчас как-то не очень”. А выясняется, что читают ему до сих пор Приключения Незнайки и сказки братьев Гримм. (Это замечательные книги, но все же библиотеку надо обновлять и постоянно расширять репертуар.) Книги должны “расти” вместе с ребенком или в какой-то момент они наскучат, как пирамидка и неваляшка.

Я расскажу о некоторых книгах, которые мы прочитали за последние 6-8 месяцев . Конечно, это далеко не все — еще было много новогодних историй, энциклопедий, обычных сказок, познавательных историй.

Я прочитала эту книгу, когда училась в 3-м классе. Мы жили в селе и не раз выкапывали медведку, когда сажали картошку; боролись с тлей на яблонях; собирали колорадских жуков с листьев. Поэтому на меня тогда эта книга произвела огромное впечатление. Ведь всех этих насекомых я видела, держала в руках, а теперь о них рассказывалось, да еще и в такой необычной форме.

Для Глеба это был “вдвойне” новый мир. Городской ребенок даже муравья видит не так часто. Буквально после каждой главы мы искали упоминавшихся насекомых на улице, если это возможно, или хотя бы фотографии в энциклопедиях.

И, конечно, эта книга как раз для этого возраста: захватывающая, динамичная, познавательная. Трудно представить лучше.

“В этой вселенной полным-полно вещей, которые необходимо
раскусить, то есть исследовать по части их кусабельности, а
также, возможно, сожрабельности; полным-полно таинственных
мест, где можно производить занимательные опыты для
выяснения вопроса о том, где лучше всего делать лужицы.”

Кто-то может сказать, что это “странные сказки” или “на любителя”. Мне же показалось, что это почти философские сказки, которые задают глубокие вопросы для размышления о вечном . И не надо думать, что здесь “слишком взрослые темы”, а детям надо что-то попроще. Это не так. Над многим, о чем ребенок бы еще долго не задумывался, он начинает думать сейчас. Его представление о мире и людях расширяется с молниеносной скоростью. Гораздо быстрее и эффективнее, чем при чтении тех же энциклопедий.

И конечно, для всех, кто хочет, но не знает как развивать чувство юмора у детей — горячо рекомендую. Здесь есть что-то смешное или ироничное почти в каждой строчке.

История о докторе, у которого есть волшебные таблетки для излечения трусости и грусти. И вот эти таблетки вместе с чемоданчиком, в котором они лежали, “теряются” и начинается череда приключений и “странных” событий.

По-моему, это одна из тех книг, когда ребенок не может оторваться , а где-то глубоко-глубоко формируется прочный фундамент — чтение это ни с чем не сравнимое удовольствие . К сожалению, этот фундамент не появляется сам по себе — его место легко могут занять игры на ipad’е или просмотр мультиков.

За этот год мы прочитали очень много исторических книг . Началось все прошлым летом с легенд о летучем голландце . Эту книгу прочитали с Глебом за 7 дней, пока были в водно-байдарочном походе. А дальше уже понеслось: король Артур и рыцари Круглого стола, Илиада, Одиссея, двенадцать подвигов Геракла. Конечно, читали не подряд. После каждой книги нужен хороший перерыв: устаешь от языка и стиля повествования.

Но я рада, что на занятиях в театральной студии Глеб может “показать” (изобразить жестами или телодвижениями) короля Артура. А ведь часто дети легко показывают “тачки”, “лунтика” и впадают в ступор, услышав задание показать рыцаря Круглого стола.

История о рыжеволосом мальчике, который жил спокойно в деревне недалеко от Ленинграда, а потом был вынужден переехать вместе с мамой на другой край земного шара — на Камчатку.

Это не сказка и не приключенческий роман, и не историческая повесть , и сначала кажется — не зацепит современного ребенка, который не понимает, что такое подстричься с одеколоном, или, зачем встречаться с моряком, и чем, вообще, примечателен этот моряк. Но Глебу очень понравилось (может потому, что он так же мечтает встретиться, но только с машинистом:))). И обсуждать пришлось очень многое : и про советский союз, и про путешествия, и просто про жизнь других людей.

Немного рассказывала об этой книге в статье о неожиданном детском мышлении. Эта книга — кладезь всевозможных ТРИЗ-вопросиков и задачек. Да и вообще, трое накситраллей очень изобретательны, и ваш ребенок может стать таким же, просто наблюдая за ними и пытаясь помочь в каждой “непростой” задачке.

Не могу открыто порекомендовать все рассказы из этой книги. С одной стороны, интересно тем, что у главного героя — уже взрослого папы, который рассказывает о своем детстве, очень много насущных детских проблем. Во всяком случае, Глеб “нашел” много своих проблем : обидчивость, избирательность в еде. А осознание проблемы, даже через главного героя — повод работы над собой, иногда даже неосознанной. Может, конечно, Глеб просто “перерос”, но, к моему счастью, через какое-то время после прочтения книги мы перестали слышать: “Я на вас обиделся!”. Но некоторые выводы, которые делает автор, и прямолинейная мораль в некоторых рассказах меня отталкивали. Но это опять давало много поводов для обсуждения — что само по себе хорошо.

Я не знала ни о таком авторе — Вангели Спиридон Степанович , ни о книге, конечно. Но с удовольствием погрузились в незнакомый мир молдавской деревни . Я не устану повторять: детям важно не только и нестолько знать диких животных, виды транспорта, реки в Африке, столицы Европы или считать до n-дцати. Вот такие книги , где рассказывается о такой необычной, абсолютно другой жизни, начиная от еды, заканчивая распорядком дня и взглядами на смысл бытия, по-настоящему расширяют представления о мире.

У меня книга оставила двоякое чувство . С одной стороны, Глебу были понятны чувства мальчика — у нас бабушки тоже живут далеко, приезжают 1-2 раза в год на 5-10 дней. С другой стороны, начинает казаться, что у мальчика “странные” отношения с родителями. В них как будто чего-то не хватает, и вот бедный мальчик восполняет этот недостаток фантазиями на дереве или общением с пожилой соседкой. Чем больше любящих взрослых вокруг ребенка, тем лучше . Но все-таки если есть любящие родители , не может быть такой острой потребности в “заботливом взрослом человеке”.

Но, в любом случае, интересная, спокойная, трепетная история.

Вот такой внушительный список на лето у меня получился. Теперь вы знаете, что почитать ребенку 5-6 лет.
Удачи в выборе книг и приятного чтения!

Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.

    Мария

    Нашла не точность в статье: книга «солнечный мальчик» — Вы приводите иллюстрацию Книги для родителей, воспитывающих особых детей автора О. Степановой, а имеете ввиду видимо вот эту книгу http://www.labirint.ru/search/Солнечный%20мальчик/ автора С Сахорова.

    Ксения Несютина

    Анна

    Мои дети обожают книги. Сын уже три года как умеет читать, но мы до сих пор продолжаем читать вмете. Это уже как традиция или даже обряд перед сном. Иногда только я читаю, иногда с ним по очереди, потом дружно обсуждаем прочитанное. Прошлым летом начали читать серию книг про приключения Карандаша и Самоделкина, эти книги нравятся как восьмилетнему сыну, так и пятилетней дочке. Хохочем все вместе.

    Юльчатка

    Всё правильно, Ксения, надо продолжать читать)) Моей дочке 11 лет, а мы очень часто читаем друг другу и по ролям бывает распределяем диалоги. Очень весело можно проводить время при совместном чтении))
    У нас «Муфта» не пошла почему-то, может, слишком поздно за эту книгу взялись.

    Ольга

    Ксения, интересный обзор. Мы тоже начали сейчас «Приключения Гугуце» читать, этого же автора недавно закончили другую книгу «Чубо из села Туртурика». Мне очень понравились эти книги, настолько необычны. Там такие нетривиальные решения, такие повороты событий непредсказуемые. Согласна, такие книги учат мыслить нестандартно расширяют рамки, ломают шаблоны.
    Нам ещё нет пяти лет, но многие книги из вашего обзора держу на заметке, дома уже на вырост целая полка. Пока есть что почитать и на наш возраст.
    А из Незнайки мы пока только «Приключения Незнайки и его друзей» прочитали, а про Солнечный город и про Луну ещё не добрались, хотя читаем много. А что, в пять лет это уже неинтересно детям?

    Ксения Несютина

    Незнайка на Луне — можно и в 8-10 читать и будет интересно. Мы начинали год назад, но похоже рано было. Я имела ввиду, что незнайка — достаточно популярное произведение и родители попадают в ловушку перечитывают его и перечитывают. Еще многие стараются вспомнить книги из собственного детства — это замечательно, но я, читая со своими детьми, понимаю, сколько я упустила в детстве! Это я к тому, что надо иногда просто искать интересные книги. Возможно вы просто не читали их, а вашему ребенку повезет чуть больше)

Какие книги читать детям 5-6 лет

Многие родители задаются вопросом, что читать детям в том или ином возрасте. Мнений на этот счет великое множество.
Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.
Взрослые должны обращать внимание на возраст ребенка, уровень интеллектуального развития, интерес к читаемому и в связи с этим подбирать книги для чтения. Не следует стремиться прочесть все: надо думать, не о количестве, а о пользе прочитанного и воспринятого.
Детям нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.
Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.
Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивкабурка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких под час не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.
Во время чтения может возникнуть чувство эмоциональной близости между взрослым и ребенком, постарайтесь не разрушать это волшебное чувство.
Читая ребенку, не отвлекайтесь на телефонные звонки, домашние дела, разговоры с другими членами семьи, тогда этот процесс доставит удовольствие и вам, и вашему ребенку.
Как читать.
- В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
- Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.
- Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
- Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
- Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение отложите ее на денек.

Рекомендуемая литература для детей 5-7 лет:
Русские народные сказки: Заюшкина избушка. Мужик и медведь. Лиса и журавль. Заяц-хваста. Хвосты. Лиса и кувшин. Журавль и цапля. Лисичка со скалочкой. Кот и лиса. Волк и семеро козлят. Петушок - Золотой гребешок. Маша и Медведь. Храбрый баран. Лисичка-сестричка и серый волк. Сказка про ерша. Зимовье. Полкан и медведь. Лиса и козел.
Авторские сказки: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», П.П. Бажов «Серебряное копытце», сказки А.С. Пушкина, А.Н. Толстой «Приключения Буратино», Носов «Приключения Незнайки». Стихотворения А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского.
Произведения о природе: Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».
Произведения зарубежных авторов: Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Ю. Олеша «Три толстяка» Р. Толкиен «Хоббит или туда и обратно».

Используемая литература.
1. Гурович М. М. Ребенок и книга. - Детство-пресс, 2004. 2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Санкт-Петербург, 1997.
3. Кудрявцев В. Воображение ребенка: природа и развитие: -Психологический журнал.-2001.
4. Синицына Е. И. Умные сказки./ Е. И. Синицына - М.: Лист, 1999.

Как учить стихи.

Мы легко запоминаем то, что эмоционально « пережили». С интеллектуальной памятью дело обстоит сложнее.

Заучивать наизусть всегда трудно. Главное, нет гарантии, что спустя некоторое время выученное не вылетит из головы. Можно, однако, попробовать совместить эти два вида памяти. Например, превратить заучивание стихотворений в интересную и полезную для развития эмоциональной сферы ребёнка игру.

И добиться успеха в жизни

Вот несколько советов, следуя которым вы поможете ребёнку легко « пережить» и запомнить содержание поэтического текста.

Совет № 1

Прочитайте вслух выбранное стихотворение несколько раз подряд, всякий раз с разной интонацией и настроением. После каждого прочтения предложите ребёнку самостоятельно определить настроение услышанного.

Расскажите, что настроения бывают разные: торжественное, весёлое, радостное, озорное, с юмором, грустное, печальное, злое, угрожающее, плаксивое, тревожное.

При таком способе работы стихотворения запоминаются целиком после нескольких повторений.

Совет № 2

Чтение стихотворения в « различных тональностях» можно использовать как для закрепления только что выученного текста, так и для повторения любого иного, известного ребёнку.

Стихотворение читается построчно и по очереди. Начинаете Вы задаёте настроение, которое должен подхватить ребёнок, чтобы продолжить чтение. Каждый раз вы меняете настроение, а ребёнок интонационно следует за вами.

Прочитайте вслух стихотворение Р. Сефа «Чудо». Попросите детей для каждой строчки подобрать смешную рожицу с соответствующим настроением и обозначить её тем же номером, что и номер строки.

1. Ты ещё не видел чуда?

2. Никогда не видел чуда?

3. Вот беда – не видел чуда!

Так сходи и посмотри.

4. Ты увидишь просто чудо

Удивительное чудо:

Там, где магазин « Посуда»,

Возле дома номер три,

Сквозь асфальт у перекрёстка

Пробивается берёзка.


Выбор редакции
Главное условие при приготовлении продукта – сохранение наибольшего количества его полезных свойств.Брокколи можно кушать сырой, а также...

Обычно для колбасных оболочек используют кишки, пищеводы и мочевые пузыри.Кишки под воздействием своего содержимого, ферментов и кислот...

Сны, в которых фигурируют грызуны, являются очень символичными. Живая мышь, например, предвещает неискренность друзей, домашние...

Здравствуйте, дорогие читатели. Все мы ждем наступления осени для того, чтобы вдоволь насладиться ее дарами, которые так полезны в такое...
Определение слова квашение подразумевает под собой биохимический способ консервирования . Базой для него является образование...
Думаю, драники любят многие из нас. Предлагаю приготовить драники с мясом в горшочке. Вкусное, сытное блюдо отлично подойдёт к обеденному...
Тот, кто первым сообразил приготовить окрошку на майонезе, видимо, был страстным любителем салата «Оливье». Потому что окрошка на...
Оладьи наряду с блинами одни из самых любимых и востребованных блюд. Что может быть лучше пышных, ароматных, невероятно вкусных...
Гречка с мясом - блюдо простое, незамысловатое и недорогое, но зато очень вкусное и питательное. Мясо можно брать абсолютно любое,...