Радищев произведения. Михаил жижка - радищев


1. Характеристика творчества А.Н. Радищева

Творчество Александра Николаевича Радищева явило собой образец преемственности революционной мысли и революционного действия, отразило традиции подлинного демократизма в России и оказало сильнейшее влияние на развитие русской культуры конца XVIII - начала XIX вв., и в частности на развитие русской литературы. Творчество и деятельность Радищева, наряду с творчеством Державина, подготовили тот революционный переворот в русской литературе, который был осуществлен Пушкиным в начале XIX в. Радищев проповедовал в своем творчестве следующие идеи:

призыв к борьбе против крепостничества и действующего правительства;

призыв к народной революции;

✓ демократизм.

Философскими основами творчества Радищева и как мыслителя, и как литератора являются:

учение французских просветителей, и в частности Ж.-Ж. Руссо, ориентация на традиции французской литературы;

английская литературная традиция;

германская философия, на основе которой усложняется и развивается механистическая система французского энциклопедизма.

Значение литературного творчества Радищева заключается в следующем:

через свои художественные произведения, выражающие его политические революционные идеи, оказал влияние на формирование движения декабризма;

повлиял на творчество А. С. Пушкина, в частности его ода "Вольность" имеет много параллелей с радищевской "Вольностью";

явил собой пример революционной литературы и показал, что литература может и должна бороться за передовые идеи развития общества и государства.

2. Литературные труды Радищева

Творчество Радищева разнообразно и включает в себя следующие литературные труды:

ранние произведения, среди которых:

. "Отрывок ", в котором уже закладывались революционные идеи автора;

. перевод книги Мабли "Размышления о греческой истории ";

. перевод военного сочинения "Офицерские упражнения ";

"Путешествие из Петербурга в Москву " (1789), принесшее ему известность революционера;

анонимная брошюра "Житие Федора Васильевича Ушакова ", которая имела следующие особенности:

Содержала в себе описание жизни друга Радищева Ушакова, рассказы о жизни студентов в Лейпциге, переводы философских и юридических трудов Ушакова;

Явилась вызовом феодальной литературе "житий";

Проповедовала революционные мысли Радищева через описание жизни молодых студентов и их борьбу с тиранией преподавателей, и в такой форме давала характеристику русской жизни и призывы к революционной борьбе против царского самодержавия и крепостничества;

поэма "Песни древние" , построенная отчасти на изучении "Слова о полку Игореве", и поэма "Песнь историческая" (1800), которые также явили собой выражение революционных идей Радищева через художественное поэтическое описание исторических событий Древней Руси;

поэма "Бова ";

ода "Вольность " - второе по величине и значению после "Путешествия" произведение, принесшее Радищеву славу и отражавшее его революционные идеи, и в нем автор осуждает и проклинает монархию.

3. "Путешествие из Петербурга в Москву"

Огромное значение для русской литературы имело его произведение "Путешествие из Петербурга в Москву, выразившее его революционные идеи. "Путешествие" имеет ряд особенностей, которые отличают его от литературы предыдущих этапов, придают ему важнейшее значение для развития русской литературы. "Путешествие" имеет следующие такие особенности:

демонстрирует мировоззрение автора, а именно:

Отражение концепции философского и социально-политического мировоззрения;

Выражение истинно народного протеста и гнева без примеси буржуазности;

Решение основной, глобальной задачи — борьбы с крепостничеством;

Отражение основного социального противоречия — противоречия крестьянской массы и помещиков, которое разрешается с позиции революционного народа;

имеет тематическое многообразие, когда под одним углом зрения рассматривается множество проблем, среди которых:

Социально-политические проблемы: крепостное право, помещичество, монархия, революция;

Тема народа;

Проблемы философии и права;

Проблемы морали;

Бытовые проблемы;

Вопросы воспитания;

Искусство и литература;

использование множества художественных средств для демонстрации реальности российской жизни, в частности ужаса крепостничества;

проводит следующие главные идеи:

Использование правовой и экономической аргументации в доказательстве неправомерности крепостничества;

Отрицание, критика и ненависть по отношению к монархии, которая превращает жизнь крестьян в ад;

Крестьянская революция - единственный способ спасти народ от тирании помещиков и царя, оправдание революции с точки зрения закона;

Проведение мысли о том, что развращенность помещиков основана на их рабовладельческом, крепостном праве;

Отрицание наличия у дворянства каких-либо добродетелей, а существование у них только лишь пороков, отравляющих все общество;

Восторженная оценка народных достоинств как противопоставление деградации класса помещиков и дворянства, и это выражается в следующем:

Положительные образы крестьян;

Наделение крестьян различными психологическими характеристиками и добродетелями;

Описание несчастных судеб и историй героев-крестьян;

признание народной поэзии высшей ценностью, что отличает творчество Радищева от более ранних авторов, которые также стремились использовать фольклорные традиции, но с целью допущения этих явлений в круг высоких эстетических явлений, тогда как у Радищева народная поэзия сама по себе имеет ценность и является основой подлинного искусства;

рассуждение и анализ пугачевского восстания, сочувствие по отношению к этому, что было новаторством, так как данная тема вообще не поднималась в русской литературе конца XVIII в. по причине ее запрета.

4. Художественный метод Радищева

А.Н. Радищев является выдающимся мастером слова, выдающимся художником-писателем, литературный и художественный стиль которого имеет свои особенности и новаторство. Новаторство и особенности художественного метода Радищева заключаются в следующем:

преодоление мистической эстетики, классицизма и зарождение черт реализма, что обеспечивалось следующим:

Историзм в понимании Радищевым общества и его социальное понимание человека;

Использование народной речи как высшей ценности национального творчества;

Революционность мировоззрения, обеспечивающая максимальную точность и правдивость изображения действительности;

Номинальная принадлежность творчества Радищева к течению сентиментализма, которое на Западе подготовило появление в литературе реализма;

рассмотрение человека в контексте сентиментализма в его социальном функционировании, что отличало Радищева от западных коллег;

полное преодоление схем классицизма через отрицание в творчестве Радищева самой возможности использования каких-либо схем и рецептов;

понимание эстетических критериев произведения не как его закономерности, а как наличия в нем субъективной характерности, когда произведение выражает неповторимость и индивидуальность момента, который творится данной конкретной личностью в данных исторических условиях;

своеобразие и новаторство жанровых форм, зародившихся в основном в недрах сентиментализма, и это новаторство и своеобразие заключаются в следующем:

Попытки дать углубленный анализ психологических состояний героев, и психологизм Радищева имеет следующие особенности:

Гипертрофированность переживания, что отражает черты сентиментализма;

Хаотичность, постоянное изменение переживаний, впечатлений и настроений героя, что давало возможность без внешних средств сюжетности обеспечить движение в произведении, и эта особенность ярко проявилась в литературе критического реализма;

Разрушение за счет широкого психологического описания личности героя жанровых форм и рамок классицизма, где человек показан в плоскости одной-двух черт;

Связь "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева с популярным в Европе жанром путешествия, и этот жанр со многими его техническими приемам прививается в русской литературе именно благодаря Радищеву;

исследование и интерес к социальной среде героя и рассмотрение его психологии именно в этом контексте;

описание отдельных явлений, фактов, событий и людей не самих по себе, хотя при этом используется индивидуальный подход, а как характерных проявлений общественной структуры;

описание человека через индивидуальные характеристики, но эти характеристики выражают принадлежность этого человека к социальному типу, который, в свою очередь, понимается по-новому;

описание быта, основанное на реализме и призванное сорвать последние покровы и показать реальность во всей ее правдивости и часто неприглядности;

поддержание позиции идейной направленности литературы, ее открытости и активности, которая активно развивалась в западной литературе того времени;

введение литературы в число факторов социальной борьбы за счет развития и освещения в произведениях таких тем, как публицистика, политика, философия, идеи о воспитании;

новаторство и своеобразие литературного языка и стиля, которое выражается в следующем:

Придание литературному языку важнейшей функции - передачи новых философских и политических идей и понятий, что невозможно без введения и поиска новых словесных форм и выражений;

Разнообразие литературного языка как в разных произведениях, так и в пределах одного произведения, и это зависит в первую очередь от темы и предмета описания, например в описании быта используются простые разговорные обороты, в рассуждениях о политике, философии — возвышенные библейские обороты и т. п.;

Использование различных языков в зависимости от роли и социального статуса персонажа.

Александр Радищев (1749—1802)

Александр Николаевич Радищев родился в Москве в дворянской семье. Детство провел в имении отца, селе Верх-нее Аблязиво Кузнецкого уезда (ныне Пензенская обл.). «Начальное образование души» Радищев получил у своих же крепостных — няни Прасковьи Клементьевны и дядь-ки Петра Мамонтова, который обучил его грамоте.

С 1756 г. Радищев живет в Москве в доме дяди М. Ф. Аргамакова, вместе с детьми которого занимается у преподава-телей гимназии и Московского университета. В 1762 г., не закончив курса наук, Радищев был определен в Петербург-ский пажеский корпус, а с 1766 по 1771 гг. учился на юриди-ческом факультете Лейпцигского университета. По возвраще-нии в Петербург (осенью 1771 г.) он был определен чинов-ником в первый департамент Сената. Первое литературное вы-ступление Радищева — перевод книги Мабли «Размышле-ния о греческой истории...», который он сопроводил своими весьма вольнолюбивыми примечаниями (1773).

В 1773 — 1775 гг. Радищев служил в штабе 9-й Финлянд-ской дивизии в качестве дивизионного прокурора (обер-аудитора). Разбор дел беглых рекрутов раскрыл ему жизнь кре-постного крестьянина, злоупотребления помещиков, преступ-ные действия властей, их безнаказанность, бесправие обре-ченных на четверть века солдатчины. Служба в армии по-зволила Радищеву также ознакомиться с манифестами крестьянского «царя Петра III» — Емельяна Пугачева. Пос-ле разгрома восстания Радищев поступил на службу в коммерц-коллегию, президентом которой был граф А. Р. Ворон-цов, ставший вскоре другом и покровителем Радищева. В 1780 г. Радищев создает главные свои произведения, но печатает их только в конце десятилетия: «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего» (1782; издано в 1790 г.), посвященное открытию в Петербур-ге памятника Петру I; оду. «Вольность» (1783) — первое действительно антимонархическое произведение в литера-туре, направленное против существующего в России соци-ального и политического уклада (частично было опублико-вано в «Путешествии из Петербурга в Москву »). В 1789 г. Радищев установил связи с «Обществом друзей словесных наук» и напечатал в декабре того же года в журнале обще-ства «Беседующий гражданин» статью «Беседа о том, что есть сын отечества».

В том же году вышло из печати «Житие Федора Василь-евича Ушакова». Во второй половине 1780-х гг. Радищев ра-ботает над «Путешествием из Петербурга в Москву». Роман был напечатан в маленькой домашней типографии в количестве 650 экземпляров весной 1790 г. Все эти произведения были изданы анонимно. 30 июня 1790 г. Радищева арестова-ли и посадили в Петропавловскую крепость. Он был приго-ворен к смертной казни, но в последний момент Екатерина помиловала писателя, повелев сослать его «на десятилетнее безысходное пребывание» в сибирский острог Илимск. Там Радищев написал философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии» (издан в 1809 г.) и некоторые другие произведения. После смерти Екатерины в 1796 г. император Павел разрешил Радищеву поселиться в имении Немцово под Москвой, однако за ним был установлен поли-цейский надзор. После возвращения из Сибири Радищев пишет «Песнь историческую», поэму «Бова» и ряд стихо-творений. Лишь при Александре I Радищеву было позволе-но вернуться в Петербург. Более того, юный император назна-чил Радищева в Комиссию составления законов, поручив ему разработку законодательных реформ. Однако весьма ради-кальные и в то же время утопические проекты Радищева у других членов Комиссии не вызывали ничего, кроме раздра-жения. Радищеву даже пригрозили новой ссылкой. Осознав всю тщетность и бесплодность своей гражданственной и пат-риотической деятельности, разочарованный и лишенный на-дежды, Радищев 11 сентября 1802 г. принял яд.

Ни один автор XVIII века не был так проникнут идеей отрицания, как А. Н. Радищев. Он стремился критически осмыслить все без исключения сферы общественной жизни. Устранение частных недостатков не могло его удовлетво-рить, он хотел изменить мир в целом.

«Нововводитель в душе», по меткому определению А. С. Пушкина, Радищев и к литературе подходил не с таки-ми требованиями, как большинство его современников. Ав-тор знаменитого «Путешествия» признается читателю, что написать книгу его побудила мысль: «Возможно всякому соучастником быть во благодействии себе подобных». Не-обычайно острое сознание ответственности за «благодействие себе подобных» определяет существенные черты не только прозы Радищева, но и его поэзии.

При том что поэзия была для Радищева одним из спосо-бов пропаганды гражданских идей, он безусловно понимал и ценил специфику поэзии как искусства — «чародейства изразительной гармонии».

Смелый экспериментатор, Радищев стремился по-новому использовать распространенные поэтические жанры. Он пы-тался обогатить русскую поэзию новыми размерами, выступая не только с собственными практическими опытами, но и с теоретическими статьями, посвященными стихосложению («Памятник дактило-хореическому витязю»). Почти все сти-хотворения Радищева, созданные в период 1780 —начала 1800 гг., были опубликованы лишь посмертно, в Собрании сочинений 1807 —1811 гг.

Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро.

Будешь проклято во век, в век удивлением всех.

Крови — в твоей колыбели, припевание — громы сраженьев;

Ах, омочено в крови ты ниспадаешь во гроб.

О незабвенно столетие! радостным смертным даруешь

Истину, вольность и свет, ясно созвездье во век.

(«Осьмнадцатое столетие»)

Поэты, группировавшиеся вокруг «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», деятельно под-держали традиции Радищева. Его стихи, так же как и сам автор, представлялись творцам начала XIX в. воплощением подлинного гражданского мужества и героизма.

радищев писатель революционный публицистический

Русский мыслитель, писатель. «Отец и мать, естественно, дали сыну образование - в 13-15 лет он уже знал Вольтера, Руссо, владел несколькими языками. Такие люди поначалу были очень нужны Екатерине II, и юный Александр Радищев вскоре попадает в число её пажей. То была должность, о которой мечтали сотни дворянских фамилий; многие затем занимали государственные посты, делались губернаторами, министрами. У нас нет никаких данных, говорящих о том, будто Александр Радищев с первых минут возненавидел Екатерину, стал мечтать о революции или о чем-нибудь подобном: наоборот, умная, просвещённая императрица, по всей видимости, ему импонировала, вызывала желание помогать в деле усовершенствования России. Вместе с несколькими другими способными дворянскими юношами Радищева отправляют затем в Лейпциг, для достижения высочайших ступеней знания, необходимых государству. В Германии он становится европейски просвещённым человеком (кстати, именно в эти годы в Лейпцигском университете обучается и Гёте). 22-летний Радищев возвращается в Россию, быстро продвигается по службе, награждается орденом и затем возглавляет главную в империи петербургскую таможню. Люди, занимавшие подобные места, обычно легко сколачивали миллионное состояние, и, возможно, поэтому за Радищева охотно отдали Анну Рубановскую, знатную девицу, обучавшуюся в Смольном институте, которому, как известно, особо покровительствовала Екатерина II. Миллионером Радищев, однако, не стал, так как служил с честностью, для России столь необычной, что вызывал гнев и недоумение большинства чиновников. Служба зато позволила ему познакомиться с разными сферами русской жизни, разгадать механизм бюрократического всевластия, стать свидетелем публичной продажи крестьян, тяжкого обряда насильственного превращения их в солдаты (лишь половина здоровых молодых мужчин доживала до конца 25-летней службы). Свое негодование, которым Радищев делился с несколькими друзьями (в их числе Алексей Кутузов), он пытался смягчить надеждами на то, что просвещение со временем всё улучшит. Внезапно он теряет любимую жену и теперь отвечает за будущность четверых детей-сирот... Однако именно тогда, когда обстоятельства, казалось бы, допускали лишь бунт внутренний, Радищев находит, что это было бы бесчестно и безнравственно. Свою главную книгу он пишет в течение почти 20 лет, в 1770-1790-х годах». Эйдельман Н.Я., Мгновенье славы настаёт, Л., «Лениздат», 1989 г., с. 104-105. Книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», А.Н. Радищев завершил в мае 1790 года. «Июньским днём 1790 года в книжной лавке петербургского купца Зотова выставлено на продажу 26 экземпляров «Путешествия из Петербурга в Москву»; имени автора на титульном листе не было. Сверх того ещё несколько экземпляров Радищев разослал друзьям и нескольким просвещённым вельможам: том был напечатан в домашней типографии тиражом примерно в 600 экземпляров. Несколько дней спустя по городу пошёл слух о странной, необыкновенно смелой книге. Полиция не успела спохватиться, как полицмейстера уже вызвали к царице. Книга лежала на столе Екатерины II, услужливо доставленная кем-то из придворных. Начав читать, царица сразу поняла, в чем дело, и потребовала разыскать автора... Экземпляр с пометами Екатерины II сохранился; царица сразу же отметила наиболее опасные места. Там, где автор взывает к освобождению крестьян, - она пишет на полях: «Никто не послушает!» Иначе говоря, дворяне не поддержат радищевскую идею. Чуть ниже Екатерина замечает: «Автор клонится к возмущению крестьян против помещиков, войск против начальства... Сие думать можно, что целит на французский развратный нынешний пример... Царям грозится плахою». Чем дальше, тем царица злее: прочитав строки о славных парижских ораторах, делает помету, явно относящуюся и к ненавистному ей французу, и к дерзкому русскому: «Тут помещена хвала Мирабо, который не единой, но многих виселиц достоин». Из записей императрицы мы видим, что у неё были три версии, объясняющие, почему столь благополучный, солидный человек повел себя так странно. Во-первых, сумасшествие; во-вторых, обида, что раньше, когда был пажом, имел доступ ко двору, а теперь не имеет. По третьей гипотезе, Радищев искал способ прославиться, получить писательскую известность. По совету опытных друзей Радищев соглашается с третьим объяснением: да, всё дело в ущемленном честолюбии... Эйдельман Н.Я., Мгновенье славы настаёт, Л., «Лениздат», 1989 г., с. 107-108. Суд приговорил А.Н. Радищева за его книгу его к смертной казни, которую Екатерина II заменила на 10 лет ссылки в сибирский острог Илимск. Здесь им был написан философский трактат: «О человеке, о его смертности и бессмертии», в котором использовался приём параллельного изложения материалистических и атеистических воззрений (в первых двух книгах), идеалистических и религиозных (в двух последующих). Понимал ли Радищев, на что идёт? Из самого текста «Путешествия…» видно, что он думал об этом и видел в самоубийстве последний выход. Но, с другой стороны, Радищев, видимо, жил иллюзиями времён «Наказа» Екатерины II, верой в единомыслие императрицы и французских философов, на чьих освободительных идеях он сам вырос…. Сын писателя Павел Александрович писал в биографии отца: «Радищев говорил, что если бы он издал своё «Путешествие» за 10 или 15 лет до Французской революции, то он вместо ссылки скорее был бы награждён на том основании, что в его книге есть очень полезные указания на многие злоупотребления, неизвестные правительству». Биография А Н. Радищева, написанная его сыновьями, М.-Л., Изд-во АН СССР, 1958 г., с. 98. По воцарении Александра I А.Н. Радищев получил полную свободу и вернулся в Санкт-Петербург. Привлечённый к работе Комиссии по составлению свода законов, А.Н. Радищев занимался разработкой проектов законодательных реформ. Включил туда предложения об уничтожения крепостного права, сословных привилегий, произвола властей. «Председатель комиссии граф Завадовский разгневался и пригрозил мечтателю повторной Сибирью. Мы ещё поговорим о так называемом «концлагерном синдроме», который в XX веке довёл до самоубийства целую плеяду писателей, прошедших через все круги земного ада и годы спустя погубленных страшными воспоминаниями (Тадеуш Боровский, Примо Леви, Пауль Целан и другие). Для Радищева оказалось достаточно одной угрозы повторного унижения. Он занервничал, стал всем говорить, что «до него добираются», и уже не мог думать ни о чём другом. Наутро, приняв лекарство от нервов, Радищев вдруг «схватывает большой стакан с крепкой водкой, приготовленною для вытравления мишуры поношенных эполет старшего его сына, и выпивает разом» (цитируется по П. Радищеву). Этого ему показалось мало, и он схватил бритву, чтобы зарезаться, но сын успел остановить его руку. «Я буду долго мучиться», - сказал на это писатель. Приехавший лейб-медик Виллье ничего не мог сделать, и после нескольких часов тяжких страданий Радищев скончался, открыв длинный мартиролог русских писателей-самоубийц».

Александр Николаевич Радищев (20 (31) августа 1749, Москва - 12 (24) сентября 1802, Санкт-Петербург) - русский писатель, философ, поэт, директор Петербургской таможни и участник Комиссии по составлению законов.
Александр Николаевич Радищев родился 20 августа 1749 года в семье, имеющей дворянские корни. Дед Радищева был денщиком у Петра I, затем служил в гвардейских войсках. Отец же Радищева, будучи очень образованным человеком, предпочел военной службе ведение хозяйства. Сам Александр был первым ребенком в семье.

Радищев получил образование по гимназической программе, затем был отправлен в Лейпциг для продолжения образования. После возвращения в Петербург Радищев был назначен протоколистом в сенате.
Всю жизнь Александр Николаевич посвятил литературному труду. Его перу принадлежат многие произведения на исторические, политические и философские темы. Наиболее известное произведение - "Путешествие из Петербурга в Москву" - было закончено в 1790 году. В этом же году за распространение данной книги Радищев был арестован и отправлен в сибирскую ссылку, где он пробыл пять лет. Вплоть до 1801 года Александр Николаевич жил под постоянным надзором полиции.
Затем по ходатайству А. Р. Воронцова Радищев стал членом Комиссии по составлению законов, здесь он проработал всю оставшуюся жизнь. Умер Радищев 12 сентября 1802 года.

Воспитателями Александр Радищева были крепостные. На ранних годах жизни Николая они научили его писать и читать. Именно тогда ребенок открыл для себя тяготы жизни крестьян - от крепостных он узнал о жестокосердии соседских помещиков. Рассказы об их издевательствах над крепостными оставили глубокий след в душе мальчика, который впоследствии превратился в ненависть к угнетателям. При достижении шестилетнего возраста в дом был приглашен француз, который после оказался беглым солдатом. Да и французского языка он практически не знал. С ним пришлось расстаться. В 1756 году отец отвез сына в Москву - в дом родственника матери. Последний являлся племянником директору Московского университета. Александр Радищев начал учебу в по гимназической программе университета. Правда, знания он получал на дому, но также как и гимназисты посещал экзамены, участвовал в диспутах, имел доступ к книжной лавке при университете. Читал Александр очень много.

В 1762 году Александр Радищев стал пажом. К этому времени он представлял собой юношу, получившего отличное образование. В следствие этого его записали на придворную службу. Он стал пажом. В 1764 году Александр совершил свое первое путешествие. В составе Пажеского корпуса он провожал императрицу из Москвы в Петербург. Прибыв в Петербург, он оказался совершенно одним в незнакомом для него городе; здесь он провел более двух лет - с 1764 по 1766 годы.

Радищев был отправлен на обучение в Германию. В 1766 году императрица отправила двенадцать молодых дворян за границу - в Лейпцигский университет. Постигать юридические науки отправился и Александр Радищев. Среди молодых людей заметно отличался Федор Васильевич Ушаков - будучи самым старшим (на тот момент ему исполнилось 19 лет), он имел острую жажду знаний (ради этого даже бросил выгодное место чиновника), благодаря чему вскоре сделался главой группы.Учеба в Лейпциге продолжалась пять лет. Кроме изучения предметов, предусмотренных программой, Александр Радищев интересовался литературой, иностранными языками, медициной. В Россию студенты начали съезжаться в 1771 году.

Литературная деятельность Александра Николаевича началась во время учебы в Лейпциге. Здесь он начал переводить брошюру политического деятеля Гика, которая имела политическую тематику. Выбор именно этой темы для перевода говорит об соответствующих увлечениях Радищева.

В 1771 году Радищев стал получил должность протоколиста. После возвращения на родину Александр Николаевич стал протоколистом в сенате. Он получил чин титулярного советника.

Радищев не ограничился работой в сенате. В свободное от службы время он занимался переводом сочинения Г. Б. де Мабли - известного французского мыслителя. Летом 1773 года Александр Николаевич написал автобиографическую повесть. Она называлась "Дневник одной недели". Работа в таком учреждении как в сенате давала молодому автору огромное количество материала для размышлений над судьбой страны, утвердившимся государственном строе и т.п. Некоторые подробности своей службы Радищев и описал в своей работе. Правда, свет этот труд увидел спустя много лет - повесть была издана только в 1811 году (уже после смерти автора).

О начале восстания под предводительством Пугачева Александр Николаевич узнал в Финляндской дивизии. Здесь он получил должность полкового судьи. Вероятно, что Радищев лично видел казнь Пугачева 10 января 1775 года. Это восстание привело Александра Николаевича к мысли, насколько самодержавие вредит развитию страны, а также к тому, что избавиться от угнетающего крепостного права можно только при помощи вооруженной борьбы.

В марте 1775 года Александр Николаевич настоял на отставке. Впрочем, через некоторое время Радищев был принят на должность юрис-консула. Граф Воронцов, занимающий видное место среди государственных сановников, оценил способности Александра Николаевича и способствовал назначению Радищева на более высокий пост. В 1780 году он стал помощником управляющего Петербургской таможни, где служил вплоть до 1790 года. Затем он был назначен управляющим Петербургской таможни.

Лучшие художественные произведения Александра Николаевича Радищева относятся к 80-м годам XVIII столетия. Именно в эти годы были созданы отличные исторические, художественные и публицистические произведения. В 1780 году Радищев написал "Слово о Ломоносове". Ода Александра Николаевича "Вольность", написанная в период с 1781 по 1783 годы, открыла русское революционное направление в литературе. В 1788 году Радищев закончил трудиться над второй своей автобиографической повестью. В ее содержание вошло описание учебы Радищева в Лейпциге. Он рассказал о своих товарищах, вместе с которыми коротал университетские годы, а также о важной роли просвещения и воспитания. В эти же годы Александр Николаевич написал несколько трактатов по истории Отечества и состоянии таможенного дела в Российской империи.

Радищев - член Общества словесных наук. Вошел он в него во второй половине 80-х годов. На собраниях общества Радищев читал свои статьи, в которых рассуждал о благородстве, сострадании, благонравии и других добродетелях.

Радищев - автор "Путешествия из Петербурга в Москву". Главная книга в жизненном пути Радищева была закончена в 1790 году. Этот труд увековечил имя Александра Николаевича в памяти его потомков. Только вот императрица вовсе не оценила его старания, назвала "бунтовщиком", да еще и "хуже Пугачева" - настолько острые проблемы освещались в этой книге. Издавать этот труд Радищева не решался никто, поэтому Александр Николаевич взялся за это дело собственнолично - типографию организовал на втором этаже своего петербургского дома. Радищев смог издать примерно 650 экземпляров книги, часть которых уже в мае 1790 года появилась в продаже. Несколько экземпляров Радищев подарил своим знакомым. Что же не понравилось Екатерине Великой, когда она собственно прочитала эту книгу? Основной ее темой стало бесчеловечное отношение помещиков со своими крепостными. Но мало того, он осмелился оправдывать вооруженный бунт крестьян против жестоких господ - изменить государственный строй, по его мнению, можно было только восстанием.

За свои убеждения Радищев был арестован. Это случилось 30 июня 1790 года. К нему в дом прибыл полковник Горемыкин и предъявил ордер на арест. Радищев был заключен в Петропавловскую крепость, следствие по его делу продолжалось две недели. Приговор, вынесенный Петербургской палатой уголовного суда, звучал грозно - Александр Николаевич Радищев приговаривался к смертной казни. Однако императрица его не утвердила, слишком большая была вероятность недовольства общественности. А. Н. Радищев был отправлен в ссылку сроком на 10 лет. Местом ссылки стала Сибирь - Илимский острог.
Интересен тот факт, что вслед с Александром Николаевичем в место ссылки поехали некоторые из его крестьян, а точнее, из бывших крестьян - перед арестом он дал им вольную.

Радищев отправился в Сибирь в легком платье. К 8 сентября 1790 года он едва мог держаться на ногах - сказались истощение и огромное нервное напряжение. К тому же в путь он отправился в легком платье. Вероятно, Екатерина подумывала о смерти Радищева в дороге, тогда общественность встревожилась бы не так сильно, как в случае с возможной казней. Однако граф А. Р. Воронцов, когда узнал о том, что Александра Николаевича везут в острог, распорядился, чтобы тверской губернатор купил Радищеву все необходимое - Воронцов лично отослал ему деньги.

"Путешествие из Петербурга в Москву." было запрещено. Значительную часть изданных книг Радищев сжег собственноручно еще до ареста. 6 экземпляров были обнаружены соответствующими органами власти и уничтожены. До нашего времени дошло менее пятнадцати экземпляров "Путешествия из Петербурга в Москву" издания Радищева.
Те проблемы, которые осветил Александр Николаевич Радищев в своем труде, продолжали беспокоить умы русских людей еще на протяжении столетия. А сколько книга перетерпела гонений! Даже в 1905 году все попытки издать книгу в полном варианте были пресечены властями, которые усматривали в ней подрывание монархических устоев и революционные нотки в настроении автора. Радищева обвиняли в посягательстве на доброе имя важных вельмож, особенно государственных служащих, а также в убеждении крестьян в необходимости насильственных действий против помещиков.

В сибирской ссылке Александр Николаевич Радищев провел пять лет. В Илимском остроге он занимался общественной деятельностью и домашней работой: он врачевал, собственноручно делал прививки от оспы (знания по медицине здесь ему пригодились), проводил различные эксперименты по выплавке руды, соорудил у себя дома плавильную печь, которую использовал для обжига посуды. Однако самым важным для Радищева занятием и в Сибири оставалась литература - среди его работ и философские трактаты, повесть о Ермаке, а также историческое расследование.
Из ссылки Александра Николаевича освободил новый царь - Павел I, он приказал ему жить в своей деревне. Но полностью свободным человеком Радищев так и не стал - он жил постоянно под надзором полиции. Представители полиции могли заявляться в имении Александра Николаевича в абсолютно когда им заблагорассудится. Они имели полное право читать все письма Радищева, копировали их содержание и предоставляли копии Павлу I. Такая жизнь была очень тяжела, спасала Радищева только работа.

После окончания срока ссылки Радищев не стал свободным. В 1800 году, когда закончился десятилетний срок ссылки, отведенной Радищеву императрицей Екатериной Великой, Павел I не прекратил надзора за Александром Николаевичем.

Александр I освободил Радищева. Указ об амнистии был издан новым императором 31 мая 1801 года. Граф А. Р. Воронцов посодействовал возвращению Александру Радищеву дворянского титула. Он снова мог проживать в Петербурге и даже был включен в Комиссию составления законов, в которой он работал до последних дней жизни. В возрасте 53 лет - в 1802 году - он скончался, обстоятельства его смерти до конца не понятны, ведь последними его словами были "Потомство за меня отомстит". Скорее всего, в них он выразил свое сострадание к крепостным, надежду на разум самодержцев и обиду за государственные порядки России.

Первый литературный опыт Радищева относится еще ко времени пребывания его в Лейпциге. Это начало перевода брошюры «Желания греков - к Европе христианской», появившейся в 1771. Автор этой брошюры Антон Гика , греко-албанский политический деятель, состоял во время Русско-турецкой войны 1768 - 1774 при штабе русского военачальника Алексея Орлова и ставил своей задачей поднять восстание балканских народов против Турции. Брошюра призывала европейское общественное мнение вступиться за греков и их независимость. Радищев не довел до конца своего перевода потому, что уже в августе того же года эта брошюра была напечатана в другом переводе в «Прибавлении к № 65 С.-Петербургских ведомостей» под названием «Вопль греческого народа к европейским христианам» (с пометой «Перевод с италианского языка»; вероятно, с этого же языка делал свой перевод и Радищев). Примечательно, что Радищев подчеркивал в своем тексте тему угнетения, рабства народа. Так, например, он переводит: «В рабском состоянии всякая добродетель есть преступление, которое злодейством против тирана почитается»; в переводе «Ведомостей» это место выглядит иначе, менее резко, политически неопределенно: «Все великодушные добродетели почитаются преступлением в людях подобного состояния». Наоборот, христианские «аргументы» Радищеву кажутся неубедительными, что он отмечает особым примечанием от переводчика.

Вернувшись из Лейпцига на родину, Радищев лично познакомился с Николаем Новиковым, издававшим в 1772 «Живописец». В пятом номере этого журнала появился очерк под названием «Отрывок путешествия в ***И***Т***». Ученые долго спорили о том, кто был автором «Отрывка», и только недавно установили, что написал его Радищев. «Отрывок» - это яркая, но мрачная картина крепостнической деревни, полная пафоса отрицания крепостнических порядков. «Отрывок» произвел шум в обществе. На «верхах» были крайне недовольны им и обвиняли автора в том, что он оскорбляет «весь дворянский корпус». Но ни Новиков, ни Радищев не испугались. В 13-м номере «Живописца» Новиков напечатал «Английскую прогулку» - статью, защищавшую «Отрывок» от нападок обиженных им помещиков, а в 14-м номере - продолжение «Отрывка». Первое выступление Радищева в печати стало началом его трагического пути писателя - проповедника свободы, а первое его оригинальное произведение - наброском основного его труда - «Путешествия из Петербурга в Москву».

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».Титульный лист, изд. 1790 г.

Свои переводы Радищев также публиковал у Новикова. Так, в 1773 был напечатан радищевский перевод книги Мабли «Размышления о греческой истории». Самый перевод был сделан Радищевым для основанного в 1768 по приказанию Екатерины II «Собрания, старающегося о переводе иностранных книг на российский язык». Радищев приказ императрицы выполнил, но прибавил к тексту Мабли семь своих примечаний, в которых содержится не только полемика с Мабли, но и политическая декларация радикала-просветителя. Переводя слово despotisme (франц.) как «самодержавство», Радищев так объяснял это понятие: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние. Мы не токмо не можем дать над собою неограниченной власти; но ниже закон, извет общия воли, не имеет другого права наказывать преступников опричь права собственныя сохранности. Если мы живем под властию законов, то сие не для того, что мы оное делать долженствуем неотменно, но для того, что мы находим в оном выгоды. Если мы уделяем закону часть наших прав и нашея природный власти, то дабы оная употребляема была в нашу пользу: о сем мы делаем с обществом безмолвный договор. Если он нарушен, то и мы освобождаемся от нашея обязанности. Неправосудие государя дает народу, его судии, то же и более над ним право, какое ему дает закон над преступниками. Государь есть первый гражданин народного общества».

«Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев писал много лет. Его мировоззрение менялось под влиянием книг, которые он читал (а он следил за развитием передовой мысли во всех областях человеческого знания и у всех европейских народов), но прежде всего под влиянием больших исторических событий, свидетелем которых он был. Крестьянская война под предводительством Пугачева не испугала Радищева, а, наоборот, убедила его в потенциальной политической активности порабощенных народов России. Затем началась американская революция, и Радищев восторженно приветствовал ее как зарю освобождения человечества.

В 1789 Радищев закончил книжку «Житие Федора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений» и издал ее анонимно в том же году. Книжка обратила на себя внимание. Княгиня Дашкова заметила, что в ней встречаются опасные выражения и мысли. Члены Российской Академии были недовольны книжкой. И все же она имела успех 4 . Успех книги, шум, вызванный ею, и то обстоятельство, что правительство не подняло дела по поводу ее появления, - все это, без сомнения, побудило Радищева к дальнейшим выступлениям.

Однако Радищев рвался к практической революционной или, по крайней мере, радикальной общественной деятельности. В конце 1780-х Радищев вступил в Общество друзей словесных наук и сразу начал подчинять его своему влиянию. Это был довольно многолюдный кружок, объединивший офицеров, моряков, молодых литераторов. Общество работало довольно усердно; оно занимало специальный дом, имело собрания, выпускало в 1789 журнал «Беседующий гражданин». По движению идейного направления этого журнала можно проследить нарастание в Обществе радищевских настроений и идей. В последнем номере журнала напечатана статья самого Радищева - «Беседа о том, что есть сын отечества». Это весьма радикальная агитационная речь, для публикации которой самому Радищеву пришлось использовать свои связи, чтобы преодолеть цензуру. Но тучи сгущались.

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...