Радоница (Родительский день): приметы, обычаи, что делать, как поминат. Обряды, связанные с родительским днем


Дни поминовения усопших, известные также как Родительские субботы, занимают особое место в православной традиции. Согласно христианскому вероучению смерть человека не прекращает тех отношений, которые связывали его с живыми. Продолжение их выражается и осуществляется в молитвенном поминовении усопших.

Любая суббота является для православных особым днем, временем отдыха и размышлений. В этот день Господь создал мир и отдыхал от дел. Во всех церквях в субботу идут богослужения. Но самые особые для православных — вторая, третья и четвертая субботы Великого поста. Они призваны пробудить в нас особую тягу к воспоминаниям о близких. Потому что, когда в нашей жизни происходит трагедия и мы расстаемся с дорогими нам людьми, нам кажется, что мы никогда не забудем их лица и всегда будем о них скорбеть. Но проходит время, и человек постепенно начинает забывать, а память бледнеет. А значит, человек нуждается в особом напоминании, и помогает в этом Церковь.

Именно для этого установлены особые родительские дни — Радоница и Димитриевская суббота. Также 9 мая мы поминаем усопших воинов. Это сравнительно новая традиция, но уже воспринятая Церковью.

Родительская суббота начинается с богослужения

Лучше прийти пораньше, на литургию, и помолиться. Хорошо также передать записку с именами своих близких (крещеных), чтобы священник в своей молитве прочел их имена. Конечно, ввиду их большого количества эти имена не читаются вслух, но это не отменяет главного — самой молитвы. Такая записка называется «об упокоении». В любом храме даже новичок легко разберется, где можно взять этот чистый листок. На нем достаточно написать только имена. Неплохо поставить свечу на панихидный стол. Обычно он находится в храме слева, это большой стол, на нем всегда много свечей, над ним находится распятие. В затруднительном случае всегда можно обратиться за подсказкой к священнику.

Поездка на кладбище

В Родительскую субботу издревле принято посещать кладбища. Для наших предков кладбище было местом, куда они регулярно приходили, чтобы помолиться о своих усопших родственниках, местом, которое наводило на размышления, где принимались важные решения о своей жизни.

Как правильно вести себя там, а чего делать не стоит, рассказывает священник Григорий Мансуров:

— Сама по себе традиция совершать поминальную трапезу на могилах родных очень древняя. И христианство не выступает против этого обычая. Церковь не благословляет, но и не запрещает традицию трапезы на кладбище. Но для православного оскорбительно быть суеверным, а суеверия прочно закрепились в сознании русских людей. Одно из самых распространенных суеверий — оставлять на могилке еду, думая, что душа каким-то образом будет «угощаться». Обычно это объясняют так: для птичек. Но птиц можно покормить и в другом месте, не стоит делать это на могиле, а лучше сделать кормушку своими руками. А вот что Церковь не одобряет и запрещает — это употребление спиртного, потому что пьянство само по себе большой грех. Можно подумать о причинах таких устоявшихся заблуждений. У человека есть потребность сделать что-то для души умершего близкого. Но мы все так или иначе материалисты, и нам нужно осязаемое подтверждение нашего дела. И вот человек думает: если мне хорошо, когда я выпью, значит, надо «налить» и умершему. Отсюда недопустимая традиция выливать немного алкоголя на могилку.

Приводить могилы родных в порядок лучше заранее. Но, учитывая то, что мы занятые люди, Церковь не осуждает, если это будет сделано и в сам Родительский день. Не у всех есть время съездить на кладбище дважды. Кстати, если следовать канонам, наводить порядок на могиле лучше перед Радоницей, в апреле, когда уже сойдет снег. Но самым правильным поступком будет помолиться и зажечь на могиле свечу или лампадку.

Поверья на Родительский день, который наступает через девять дней после Светлого Воскресения, имеют не меньшее значение, чем . Из этой статьи вы узнаете, как правильно поминать усопших.

В статье:

На девятый день после Пасхи посещают могилы родственников. Это светлый день, в который не стоит грустить и вспоминать о смерти. Думайте лучше о том, что всем умершим будет дарована вечная жизнь. Перед тем как идти на кладбище, обычно заказывают панихиду и молятся за душу усопших членов семьи.


Первым делом по приходу на кладбище следует заняться уборкой, это главная примета на Родительский день. Могилы должны содержаться в чистоте. Территорию захоронения убирают от мусора, удаляют сорняки, надгробия протирают от пыли и грязи.

После завершения уборки захоронение обычно украшают искусственными цветами. Есть также традиция ставить свечи на могилы, которые помещают в специальные лампадки, чтобы они не гасли от ветра. Купить их можно в любом крупном магазине или на рынке, особенно в преддверии христианских праздников.

Уже ближе к нашему времени появилась традиция устраивать застолья возле могил в Родительский день. Это не совсем правильно. Не стоит накрывать пышный стол, но захватить с собой традиционные пасхальные блюда надо. Алкогольные напитки допускаются, но напиваться, как и в Светлое Воскресенье, нельзя. Наши предки и вовсе во время поминок пили кисели и компоты, а водку давали только тем, кто копал в мороз могилы, чтобы защитить от холода.

На кладбище следует помолиться, вспомнить умершего только хорошими словами. Можно и немного помолчать, подумать о нем, мысленно поговорить с покойным.

Приметы и обычаи Родительского дня допускают возложения на могилу угощения и выпивки - пасхи, яиц и сладостей, иногда водки. Это спорный вопрос, с такими действиями многие не согласны.

В Родительский день стараются угощать нищих. Их можно заметить на кладбище во время церковных праздников, ведь они давно в курсе этой традиции. В роли угощения выступают конфеты, яйца и пасхи. Забирать с собой остатки еды с кладбища не следует, раздавайте или оставляйте их на могиле.

Обычаи застолья

В некоторых регионах нашей страны в Родительский день не ходили на кладбище, а устраивали поминальное застолье. Некоторые считали, что духи умерших приходят в родные дома и навещают живых членов семьи.

Стол накрывали обычно пасхальными блюдами, но не так богато, как на Светлое Воскресенье. Все, что оставалось после застолья, раздавали нищим, угощали священников. На подоконник ставили воду и тарелку с хлебными крошками для духов, оставляли также лишние приборы для них. За столом обязательно вспоминали усопших хорошими словами, считалось, что так можно получить мощную .

Была также традиция не ходить в этот день в баню, а топить ее для умерших, оставляя воду и чистое белье. Заходить туда нельзя было с самого утра Родительского дня и еще целую ночь, до начала среды.

Напиваться во время поминального застолья нельзя ни в коем случае, это приведет к проблемам на целый год и даже может сравниться по эффекту с . Многие современники предпочитают не только устраивать домашние поминальные застолья, но и посещать могилы.

Приметы на Родительский день после Пасхи


Все поверья обещают дождь, и чаще всего он действительно идет. Не обязательно это длительные осадки, но хотя бы немного воды с небес проливается. Наблюдают еще и усиление ветра. Считается, что это последствия волнения большого количества душ о том, что о них забудут, не проведают и не помянут.

Есть и еще одна погодная примета на Родительский поминальный день. Она гласит, что погода на Пасху и Родительский день будет такой же, как в Вербное Воскресенье. Хороший день предвещал счастливый и удачный год.

Раньше могилы родственников обязательно посещали все. Если человек переезжал в другой город, поминальные дни были еще одним поводом навестить родные места. Но не рекомендуется, как и ходить на похороны. Если вы ждете ребенка, помяните близких усопших дома.

Как уже говорилось выше, перед посещением могил обычно заезжают в церковь. Еще одна традиция этого праздника - пожертвования на храмы и раздача милостыни нищим. Делают это возле церквей, а на кладбище раздают исключительно угощения.

В прошлом, если в этот день гремел гром, девушки набирали дождевую воду, клали в нее золотой или серебряный предмет и умывались. Считалось, что так можно надолго сохранить красоту и молодость. Были распространены и гадания, которые мало чем отличались от святочных.

Сельскохозяйственными работами заниматься в Родительский день нельзя, иначе не будет урожая.

Поскольку в это время велики шансы , можно попытаться увидеть вещий сон от родителей или других покойных в вашей семье. Для этого перед уходом с кладбища говорили такие слова:

Радуница, Фомина неделя, день всех усопших Призываю в помощники. Прошу датъ мне сон вещий. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

В целом, знание таких примет поможет вам не только облегчить посмертие своих близких, но и понять, чего именно ожидать от жизни в будущем.

Вконтакте

Ининский сад камней расположен в Баргузинской долине. Огромные камни как будто кто-то специально разбросал или расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Одной из достопримечательностей Бурятии является Ининский сад камней в Баргузинской долине. Он производит удивительное впечатление – огромные камни, разбросанные в беспорядке на совершенно ровной поверхности. Как будто кто-то специально то ли разбросал их, то ли расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Сила природы

Вообще «сад камней» - это японское название искусственного ландшафта, в котором ключевую роль играют камни, расставленные по строгим правилам. «Карэсансуй» (сухой пейзаж) в Японии культивируется с 14-го века, и появился он не просто так. Считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие этого и самим камням стали придавать божественное значение. Конечно, сейчас японцы используют сады камней как место для медитации, где удобно предаваться философским размышлениям.

А философия здесь вот при чём. Хаотичное, на первый взгляд, расположение камней, на самом деле строго подчинено определённым законам. Во-первых, должна соблюдаться асимметрия и разность размеров камней. В саду есть определённые точки наблюдения – в зависимости от времени, когда вы собираетесь созерцать устройство своего микромира. И главная хитрость – с любой точки наблюдения всегда должен быть один камень, который… не виден.

Самый известный в Японии сад камней находится в Киото – древнейшей столице страны самураев, в храме Рёандзи. Это пристанище буддийских монахов. А у нас в Бурятии «сад камней» появился без усилий человека – его автором является сама Природа.

В юго-западной части Баргузинской долины, в 15 километрах от посёлка Суво, где река Ина выходит из Икатского хребта, расположено это место площадью более 10 квадратных километров. Значительно больше, чем любой японский сад камней – в той же пропорции, как японский бонсаи меньше бурятского кедра. Здесь из ровной земли выступают крупные глыбы камня, достигающего 4-5 метров в поперечнике, а в глубину эти валуны уходят до 10 метров!

Удаление этих мегалитов от горного хребта достигает 5 километров и более. Какая же сила могла разметать эти огромные камни на такие расстояния? То, что это сделал не человек, стало ясно из недавней истории: для гидромелиоративных целей здесь был прорыт 3-километровый канал. И в русле канала там и сям лежат огромные глыбы, уходящие на глубину до 10 метров. С ними бились, конечно, но безуспешно. В результате все работы на канале были остановлены.

Учёные выдвигали разные версии происхождения Ининского сада камней. Многие считают эти глыбы мореными валунами, то есть ледниковыми отложениями. Возраст учёными называется разный (Э. И. Муравский считает, что им 40-50 тысяч лет, а В. В. Ламакин - более 100 тысяч лет!), в зависимости от какого оледенения отсчитывать.

По предположениям геологов, в древности Баргузинская котловина представляла собой пресноводное неглубокое озеро, которое было отделено от Байкала неширокой и невысокой горной перемычкой, соединяющей Баргузинский и Икатский хребты. При повышении уровня воды образовался сток, превратившийся в русло реки, которая все глубже и глубже врезалась в твёрдые кристаллические породы. Известно, как ливневые потоки воды весной или после сильного дождя размывают крутые склоны, оставляя глубокие борозды балок и оврагов. Со временем уровень воды упал, и площадь озера из-за обилия взвешенного материала, приносимого в него реками, уменьшилась. В результате озеро исчезло, а на его месте осталась широкая долина с валунами, которые отнесли позже к памятникам природы.

А вот недавно доктор геолого-минералогических наук Г.Ф. Уфимцев предложил очень оригинальную идею, никак не связанную с оледенениями. По его мнению, Ининский сад камней образовался в результате сравнительно недавнего, имевшего катастрофический характер гигантского выброса крупно-глыбового материала.

По его наблюдениям, ледниковая деятельность на Икатском хребте проявилась только лишь на небольшой площади в верховьях рек Турокчи и Богунды, в средней же части этих рек следов оледенения не наблюдается. Таким образом, по мнению ученого, произошёл прорыв плотины подпрудного озера в течении реки Ины и её притоков. В результате прорыва с верховья Ины селем или грунтовой лавиной в Баргузинскую долину был выброшен большой объем глыбового материала. В пользу этой версии говорит факт сильного разрушения коренных бортов долины реки Ины на месте слияния с Турокчей, что может свидетельствовать о снесении селем большого объема горных пород.

На этом же участке реки Ины Уфимцевым отмечены два крупных «амфитеатра» (напоминают огромную воронку) размерами 2,0 на 1,3 километра и 1,2 на 0,8 километра, которые, вероятно, могли быть ложем крупных подпрудных озер. Прорыв плотины и спуск воды, по мнению Уфимцева, мог произойти в результате проявлений сейсмических процессов, поскольку оба склоновых «амфитеатра» приурочены к зоне молодого разлома с выходами термальных вод.

Здесь шалили боги

Удивительное место издавна интересовало местных жителей. И для «сада камней» люди придумали легенду, уходящую корнями в седую древность. Начало нехитрое. Поспорили как-то две реки, Ина и Баргузин, кто из них первым (первой) добежит до Байкала. Баргузин схитрил и отправился в дорогу тем же вечером, а утром рассерженная Ина помчалась следом, в гневе отбрасывая огромные валуны со своего пути. Так и лежат они до сих пор по обоим берегам реки. Не правда ли, это просто поэтическое описание мощного селя, предложенного для объяснения доктором Уфимцевым?

Камни всё ещё хранят тайну своего образования. Они ведь не только разного размера и цвета, они вообще из разных пород. То есть выломаны были не из одного места. А глубина залегания говорит о многих тысячах лет, за которые вокруг валунов наросли метры грунта.

Тем, кто видел фильм «Аватар», туманным утром камни Ины напомнят висячие горы, вокруг которых летают крылатые драконы. Вершины гор выступают из облаков тумана, как отдельные крепости или головы великанов в шлемах. Впечатления от созерцания сада камней удивительные, и люди не случайно наделили камни магической силой: считается, если прикоснуться к валунам руками, они будут забирать отрицательную энергию, взамен одаряя положительной.

В этих удивительных местах есть ещё одно место, где шалили боги. Это место прозвали «Сувинским саксонским замком». Это природное образование находится недалеко от группы солёных Алгинских озёр возле села Суво, на степных склонах сопки у подножья Икатского хребта. Живописные скалы очень напоминают развалины древнего замка. Эти места служили для эвенкийских шаманов особо почитаемым и священным местом. На эвенкийском языке «сувойя», или «суво» означает «вихрь».

Считалось, что именно здесь обитают духи - хозяева местных ветров. Главным и самым известным из которых был легендарный ветер Байкала «Баргузин». По легенде, в этих местах жил злой правитель. Он отличался свирепым нравом, ему доставало удовольствие приносить несчастья бедным и неимущим людям.

У него был единственный и любимый сын, которого заколдовали духи в наказание жестокому отцу. После осознания своего жестокого и несправедливого отношения к людям правитель пал на колени, стал умолять и слёзно просить вернуть здоровье сыну и сделать его счастливым. А все свои богатства он раздал людям.

И духи освободили из власти недуга сына правителя! Считается, что по этой причине скалы разделены на несколько частей. Среди бурят есть поверье, что в скалах живут хозяева Суво - Тумуржи-Нойон и его жена Тутужиг-Хатан. В честь сувинских владык были установлены бурханы. В особые дни в этих местах проводят целые ритуалы.

Об этом и о многом другом рассказывает катехизатор Воскресенского собора г. Семей Виталий Александрович Явкин.

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай распивать в этот день спиртные напитки. Но даже те, кто так не делает, часто не знают, как именно можно и нужно правильно поминать усопших. И уж тем более совсем не многие знают, почему родительский день называется Радоницей и справляется именно на 9-й день после Пасхи.

Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Это древнехристианский праздник, о котором Иоанн Златоуст упоминает еще в начале четвертого века.

На Радоницу было принято, и это продолжается по сегодняшний день, семьями ходить на кладбища, на могилы своих близких и родных, оплакивать их, переживая еще раз их потерю, вспоминать их, перечисляя их добрые дела, которые усопшие совершили во время своей земной жизни, вспоминать хорошие отличительные черты их характера, как бы разговаривая с усопшими, веря, что они в этот день слышат нас. Этимологически слово "Радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем, особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели.

Радоница как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная жизнью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.

Что касается именно 9-го дня после Пасхи, то это просто вопрос Церковного Устава. Обычно, после пасхальных праздников на первый же будничный день, во время которого мы можем служить панихиду, выпадает Радоница. Всю Светлую Седмицу (неделю) мы радуемся Воскресению Спасителя, и лишь во вторник второй седмицы должны вспомнить о наших дорогих усопших. Прежде всего — прийти в Церковь, заказать панихиды, помолиться о спасении их душ, а уж затем — идти украшать могилы близких людей.

Можно ли часто оплакивать усопших и часто посещать их могилы? Или лучше верить в то, что они уже в Царствии Божьем, а значит, им лучше, чем нам, и не стоит беспокоить их и терзать себя?

И снова отвечу, что нам нужно не убиваться и плакать, а молиться за наших покойников. Поминать их можно как в храме, так и добрыми делами в память о них. Но имейте в виду, мы не знаем, где оказался после смерти дорогой нам человек: в Царствии Божьем или в аду. Для этого мы и вершим добрые дела, чтобы Господь взял его к себе.

Что касается слез, то есть такой грех под названием «самоядение», когда человек скорбит больше, чем нужно, думает, как много недодал покойному, как много мог бы сделать для него, но не успел или не посчитал нужным. Ценить человека, уважать и беречь нужно при его жизни, чтобы после смерти не пришлось просить прощения на его могиле. После смерти наверстать упущенное уже невозможно.

Что лучше и правильнее в родительский день: поставить в храме свечу за упокой усопших, вспомнить их в душе добрыми словами, или собрать дома родню и друзей и помянуть ушедших в мир иной обедом со спиртным? И вообще, как Православная Церковь относится к наличию спиртных напитков на столе, как на родительский день, так и в день самих похорон?

Спиртные напитки на поминальных обедах Церковью категорически запрещены. Поминая усопших близких спиртным, мы оскверняем их память, не чтим ее. Они ждут от нас только молитв, а не пышных обедов. Мы должны молиться о тех, кого уже нет рядом. Это делается потому, что смерть очень часто приходит внезапно, и человек просто не успевает к ней приготовиться, примириться с Богом, покаяться во всех своих прегрешениях. Если же мы ограничимся на поминках лишь устройством стола (как это часто и бывает), потратим на это все свои силы, а о церковном поминовении забудем, то никакой пользы душе почившего не принесем.

Как православная Церковь относится к обычаю есть на кладбище после того, как люди приведут погост в порядок? Нужно ли оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего»?

Мы можем помянуть на кладбище усопших близких, однако это нужно делать по правилам. Поправив после зимы могилу, мы имеем право устроить поминальный обед на кладбище. Но начинать его нужно обязательно с молитвы об усопшем. После трапезы нужно снова прочитать молитву.

Еще раз заостряю внимание на том, что спиртное недопустимо. Также нельзя оставлять спиртное и еду на могиле. Это языческий отголосок, когда на кладбищах было принято устраивать не только пиры и пляски, но и целые гладиаторские бои. Также еда привлекает на могилы толпы пьяниц, которые обшаривают каждый венок в поисках спиртного и сигарет, за ними приходят стаи бродячих животных. И те, и другие топчут могилы дорогих нам людей, а собаки и вовсе лежат на надгробьях. Ведь при жизни никто из нас не допустил бы того, чтобы возле его матери, отца или брата лежала грязная бездомная собака. Также еда привлекает на могилу мух и червей. Нельзя втыкать в могилу и зажигать сигареты только потому, что покойный любил курить. Повторю, ему нужны только наши молитвы.

Но ведь не только спившиеся лица ходят в родительский день по кладбищам в поисках водки и еды, но и дети - в надежде найти на могиле конфеты, печенье или пряники, которые им никогда не купят спившиеся родители. Неужели нельзя оставить еду для них?

Этих детей на кладбище посылают опустившиеся родители. И каждый такой ребенок ищет не только конфетку для себя, но и шкалик для мамы или папы. Все они знают, что при нашем храме есть бесплатная трапезная, куда человек любого вероисповедания может прийти в любой день недели и покушать. Но ни эти дети, ни их родители не ходят к нам, потому что есть одно единственное правило: в трапезную нужно прийти трезвым и чистым. В большинстве своем, такие люди пьяные, грязные, сквернословящие. Они ведут себя недостойно, так же, как и те люди, что стоят, собирая милостыню, возле ворот храма. Многие прихожане от незнания своего подают им эту милостыню, что категорически воспрещается. Ведь они берут эти деньги исключительно на спиртное.

Да, мы должны подавать милостыню, делать добрые дела, кормить и одевать нуждающихся, но делать это нужно с умом. Если мы видим, что человек действительно нуждается, а еще лучше, если мы знаем этого человека, мы обязаны ему помочь. Но если мы видим, что сидит голодный бродяга, то ему не нужно давать денег, лучше купить ему еду. Ибо он, пропив данные вами деньги, превратит ваше доброе дело в злое.

Откуда взял свое начало обычай украшать могилы близких цветами и венками и отмечать место погребения устройством холма и креста над ним?

Церковь отрицательно относится к украшению могил цветами и венками. Этот обычай пришел к нам в конце 19 века из Европы, где начали украшать могилы цветами и венками. В то время купцы выкупали целые ботанические сады, а также разбивали парки на могилах своих предков. Еще великий святой Иоанн Кронштадтский говорил, что, если у вас есть лишние деньги, которые вы хотите потратить, раздайте их лучше нуждающимся. Отвезите в детский дом, дом престарелых, туда, где больно, голодно и трудно.

Нельзя украшать могилы искусственными цветами, это является обманом перед Богом. Даже Церковь во время больших праздников украшается только живыми цветами. Ненастоящие цветы - это ненастоящая жертва. Если вы хотите украсить могилу, сделайте это живыми цветами. Но при условии, что это цветы из вашего сада. Если покупные, то не надо и их. Лучше раздайте эти деньги по-настоящему нуждающимся людям. Вашему усопшему близкому нужны добрые дела в память о нем, а не бесцельная трата денег и не букет. Эти цветы мы несем для успокоения собственной души, мертвым нужны только наши молитвы. Число цветов (четное или нечетное) значения не имеет. Это просто суеверие.

Венки тоже не нужны. Это не наш обычай. Он был осуждаем святыми отцами. По всем правилам православная могила должна быть устроена так: нужна простая легкая ограда, чтобы могилу не топтали животные или люди, в случае если с лица земли сотрется холмик. Холм означает положение тела покойного. Крест означает, что здесь похоронен православный христианин. При жизни мы обозначаем себя православными нательным крестом. После смерти - крестом на могиле. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Крест обязательно должен быть деревянным.

Но он же не долговечен. Куда как красивее и богаче смотрятся мраморные плиты… Пусть окружающие видят, что здесь похоронен человек из состоятельной семьи, на которого не пожалели денег даже после смерти, то есть установили дорогой каменный памятник, а не дешевый деревянный крест.

Сгнивший и упавший в положенное время крест прикапывается на могиле, затем ставится новый. Каменные плиты и стелы не нужны категорически. С нравственной точки зрения Церковь осуждает такие «вечные» памятники. Потому что они переживают родственников усопших. Кладбище может остаться бесхозным. Его разрушают мародеры, и потом этими могильными плитами мостят тротуары. По ним ходят, плюют, гасят окурки. В качестве живого примера могу привести кладбище, которое находилось раньше там, где сейчас находится стадион «Спартак». До революции оно являлось местом захоронения христиан. В начале 60-х годов оно было разрушено, и могильные плиты растащили по всему городу. Дошло до того, что ими мостили тротуары. Многие из этих плит облиты краской, обмазаны цементом. Они были тротуарами, их топтали ногами. Если вы хотите, чтобы по имени ваших матери, отца, брата ходили ногами, плевали на их имена - ставьте такую плиту. Церковь не запрещает. Но это есть неправильно и нехорошо…Люди до сих пор откапывают эти плиты и приносят их к нам в Воскресенский собор, где мы храним их.

Люди часто кладут в гроб с усопшим зубные протезы, очки, монеты для выкупания места в Раю, даже мобильные телефоны. Иными словами, хоронят с человеком все то, чем он часто пользовался при жизни. Правильно ли это?

Хороня своих близких, мы не должны класть в гроб ничего, кроме положенного. А это покрывало, нательный крест, венчик на лбу. Если вы не знаете, что класть, нужно спросить в церкви. Никаких посторонних предметов в гробу быть не должно. Все они являются отголоском язычества, когда хоронили в ладьях, сваливая туда целые стада забитого скота… Касаемо очков, то, если у покойного за всю его жизнь было восемь пар очков, что, прикажете класть все восемь? Нет, конечно. Это лишнее. Для встречи с Богом не нужны ни очки, ни протезы.

Не так давно одного из наших батюшек пригласили на отпевание покойного, который ушел из жизни молодым. И каково же было удивление батюшки, когда он увидел, что в зубы покойного была вставлена сигарета, и она дымилась! На вопрос священника, что же это творится, родственники усопшего ответили, что при жизни он очень любил курить. И это его последняя сигарета, ведь после отпевания он будет предан земле. Священник отказался от отпевания и объяснил родным покойного, что их действия являются кощунством и издевательством над трупом, присоединяться к которому он не желает.

Как поступить, когда усопшие приходят к нам во сне и просят что-либо (ремень, носки, сигареты, очки)? Что правильнее в таком случае: съездить на кладбище и оставить на могиле эту вещь, или все же поставить в храме свечу за упокой близкого человека и помолиться за него?

Такое происходит довольно часто, в случае, если люди не поминают усопшего, не ставят в церкви свечи, не заказывают сорокоуст, если у них нет времени даже на молитвы о нем. В наши сны приходит не покойник. Наш усопший родственник находится либо в раю, либо в аду. А оттуда не приходят. В наши сны приходит ангел-хранитель, которого посылает Господь. И это ангел принимает образ наших ушедших из жизни матерей, отцов, словом, тех, кто имел для нас авторитетное значение. Если мы не послушаем их, мы не послушаем никого, даже, если к нам придет сам Господь.

Просьбу о каких-либо вещах нельзя воспринимать буквально. Усопший просит не ремень, часы или очки, а молитву или добрые дела в память о нем. После таких снов нужно заказать в церкви сорокоуст, поставить заупокойную свечу. После посещения храма можно поставить свечу и дома перед иконой и помолиться о том, кто уже не с нами.

Если есть возможность, купите ту вещь, которую просит покойник, и отдайте ее нуждающимся. Прикапывать что-либо на могиле нельзя. Место захоронения - это не помойка. Это место святое. Это как храм. Вы же не будет закапывать что-либо на территории Церкви? Нельзя делать это и на могиле некогда горячо любимого либо уважаемого человека.

Вещи покойного после его похорон нужно раздать нуждающимся. Также хотелось бы напомнить, что пожилым людям, которые уже чувствуют приход собственной смерти, нужно успеть разделить все свое имущество между наследниками еще при жизни, нужно дать им наставления о том, как жить дальше. Мнение о том, что если человек все раздал, значит, скоро он умрет, являются суеверием. Нельзя допускать того, чтобы после смерти человека, когда его тело еще не остыло, между наследниками возникла война из-за того, кому достанется более, а кому менее ценное имущество покойного, душа покойного, глядя на это, будет скорбеть. Все свои материальные вопросы нужно успеть решить здесь и сейчас, то есть при жизни.

- Можно ли ставить в храме заупокойную свечу, если не знаешь точно, был крещен умерший человек или нет?

Ставить свечи можно. Однако заказывать панихиды и сорокоусты нельзя. Также нельзя молиться о нем церковной молитвой. Молиться можно только своими словами: Господи прости все его прегрешения, вольные и невольные, если сие возможно.

- Как часто нужно поминать усопшего?

Очень важно поминать усопшего, в день его смерти, на 9-й и 40-й день, в полгода и на годовщину после смерти, а также в день его земного рождения, в день памяти святого, имя которого он носил, и в родительские дни. По церковному преданию, на протяжении сорока дней после смерти душа умершего готовится к Божиему суду. С первого по третий день она пребывает в местах земной жизни почившего, с третьего по девятый ей показывают райские обители, с девятого по сороковой - мучения грешников в аду. На сороковой день совершается решение Божие, где будет находиться душа умершего до Страшного Суда - когда души вновь объединятся с преображенными телами, и начнется бесконечная жизнь всего человечества в новом, преображенном мире, где каждый займет свое место соответственно прохождению земной жизни и во многом в зависимости от молитв о нем Церкви после кончины. Поэтому Церковь и установила совершать особое поминовение усопших в третий, девятый и сороковой дни. И, конечно, поминать покойных нужно при каждом посещении церкви. Ходить сюда нужно как можно чаще. Это важно и для нас, живых, и для тех, кто уже умер и о ком мы молимся.

- Как Православная Церковь относится к кремации?

Достаточно популярный сейчас в больших городах способ погребения через кремацию тела - совершенно неправославный. Он не может быть приемлем для верующего человека.

Спасибо за познавательную беседу. Все то, что вы рассказали, можно узнать только в Церкви, для посещения которой, увы, не всегда есть время. Ваши пожелания семейчанам?

Помните, цель жизни каждого христианина - спасение души. То есть унаследование после телесной кончины и Второго пришествия Христова вечного блаженного пребывания с Богом. И чем больше добрых дел мы совершим, чем больше искренних молитв адресуем Богу, тем больше благодати получим от него. Любите своих близких при жизни, здесь и сейчас. Потом, после смерти, будет поздно. И лучше сегодня говорить слова любви живым родителям, чем завтра плакать на их могиле.

Беседу вела Елена ФОМЕНКО

Посещение кладбища сопряжено с некоторыми традициями и суевериями. Считается, что эта земля принадлежит мертвым, а у них свои законы, которые следует соблюдать живым. Как вести себя на кладбище?Что можно делать, а что - категорически запрещено?

Посещение могил

Посещение могил родственников, друзей, знакомых - это традиция, которая существует в каждой религии. Но правила посещения усопших могут различаться. По православному верованию кладбище является священным местом. Крест на могиле усопшего располагается в ногах, а изображение распятия на нем обращено к лицу покойного.

Обращает внимание христиан на то, чтобы живущие родственники следили за могилами своих почивших близких. Ограда и крест должны быть вовремя покрашены. Ухоженность могилы, живые цветы на ней символизируют память о покойном.

Как вести себя на кладбище? Можно ли на могилке усопшего оставить печенье, конфеты? Православные традиции посещения кладбища имеют на этот счет строгие ограничения.

Православные обычаи посещения кладбища

Молитвы читаются по желанию. Однако существуют специальные молитвы по усопшим:

  • Об усопшем христианине.
  • Молитва вдовца.
  • Молитва вдовы.
  • О почивших детях.
  • Молитва о почивших родителях.
  • Акафист об единоумершем.
  • Акафист об упокоении усопших.

Священники предупреждают, что на могилах православных запрещено распивать спиртные напитки. Посещение кладбища - не веселый праздник.

Ни в коем случае не следует поливать спиртным или сыпать на него крошки. Такие действия оскорбляют усопшего. Лучше прибраться на могилке, помолчать, вспоминая покойного. Запрещается приносить искусственные цветы. Зато можно посадить живые цветы или другие растения - они являются символом вечной жизни.

Родительские дни

Родительские дни - так называются Вселенские В эти дни принято приходить на кладбище, посещать могилы усопших родственников. Не существует определенных чисел месяца, на которые приходятся Родительские субботы. Это связано с тем, что великопостно-пасхальный цикл - переходящий.

  • Родительские субботы. Это субботы на 2, 3, 4-й неделе Великого поста.
  • Троицкая родительская суббота. Это день накануне праздника
  • Мясопустная суббота. Ее время - за 8 дней до Великого поста.
  • Это суббота, предшествующая 8 ноября. В этот день поминают убитых воинов.

Помимо Родительских суббот существуют и другие дни поминовений:

  • Радоница. Это вторник 2-й недели после Пасхи.
  • воинов - 9 мая.

Как правильно вести себя на кладбище?

Во время посещения кладбища следует вести себя уважительно по отношению к усопшим. Эмоциональные излишества не приведут к добру. Запрещается громко разговаривать, петь, кричать, веселиться, рыдать. Нельзя ходить по могильным холмам - для этого существуют специальные тропинки, дорожки.

На территории кладбища есть колонки, колодцы или краны с водой. Она предназначена только для уборки на могилах. Запрещается использовать кладбищенскую воду для питья. Питьевую необходимо привезти из дома или купить по дороге.

Как вести себя на кладбище?Можно ли оставить на могиле вещи усопшего? Любимую чашку, часы покойного или другие предметы, которые нравились ему, можно оставить на могиле.

Нельзя забирать с кладбища или могилы посторонние предметы домой. Они пропитаны «мертвой» энергетикой. Если с могилы берется какая-либо вещь - ее следует заменить на другую. Например, разбилась ваза для цветов - необходимо поставить новую.

Протирать памятник или оградку от грязи, пыли следует только ненужной ветошью. После использования она выбрасывается в специальные мусорные контейнеры на территории кладбища. Ни в коем случае не использовать вещи живых для приведения могилы в порядок.

Ограничения по посещению кладбища

Как правильно вести себя на кладбище в родительский день?Кому можно приходить на могилу? Издавна кладбища используются темными колдунами для проведения ритуалов или сбора необходимых ингредиентов. Священники уверяют, что истинно верующего человека не может затронуть магическая сила.

  • беременным женщинам;
  • кормящим мамам;
  • женщинам с маленьким (или грудным) ребенком.

Беременные или недавно родившие женщины, дети до 7 лет чувствительны к отрицательной энергетике. Поэтому им лучше избегать территории кладбища. По преданиям, маг может обменять с помощью специального ритуала жизнь тяжелобольного человека на жизнь маленького ребенка или еще не родившегося младенца.

Как вести себя на похоронах?

Похороны православного начинаются с отпевания его в доме или в храме. Для этой церемонии женщины традиционно покрывают голову платком. Надевают платье (юбку) до колен или ниже. Запрещаются майки, шорты, любая фривольная одежда. Для мужчин - строгий костюм или брюки с рубашкой (свитером).

Как вести себя на похоронах на кладбище? Во время похорон некоторые родственники остаются дома, чтобы подготовить поминальный обед. Присутствие на похоронах - дело добровольное. Если нет желания или плохое самочувствие - можно не ездить на кладбище.

Во время похорон также следует избегать сильных эмоций - громкий плач, неуместные действия оставляют тягостное впечатление. Во время похорон родственники идут позади гроба. Кровные родственники не моют пол в доме усопшего - это лучше сделать хорошим знакомым, коллегам.

На кладбище после прощания целуют венец на лбу и руку покойного. Из гроба следует забрать икону и живые цветы. Затем лицо покойного накрывают саваном, гроб закрывают. Полотенца, на которых опускали гроб в землю, остаются в могиле. Мужчинам, которые несли усопшего, на память дают новые полотенца. Женщинам раздают новые носовые платки. После кладбища родственники приглашают всех на поминальный обед.

На православные похороны можно пригласить священника. Хоронить же с музыкой - не по-христиански.

Святые отцы предупреждают, что в родительский день не стоит плакать и убиваться. Молитвы, милостыня, заказ панихиды - так православные поминают усопших. Приезжать на кладбище в Родительские субботы следует в первой половине дня.

Как вести себя на кладбище в родительский день?Православной церковью допускается поминальный обед на кладбище. До и после трапезы следует читать молитву. Как уже упоминалось, запрещается распивать спиртные напитки на кладбище.

Если от поминального обеда осталась еда, нельзя оставлять ее на могиле «покойнику». Лучше отдать ее нищим, с просьбой помянуть в молитвах усопшего.

Слова «род», «радость» стали основой для названия «радоница» Как вести себя накладбище в Радоницу? С давних времен принято приезжать в этот день на кладбище всей семьей. Обходить могилки своих почивших родственников, вспоминать их добрые дела и поступки.

Внешний вид

Разобравшись с тем, как вести себя на кладбище,стоит подумать о правильной одежде для его посещения. Обычно цветовая гамма подбирается темная, неяркая. Никаких веселых цветочков и легкомысленных горошков. Строгая, удобная одежда по погоде без шортов и мини. Ноги и руки должны быть максимально закрыты.

В обуви стоит придерживаться того же принципа. Закрытая обувь приглушенных тонов идеально подойдет для посещения кладбища. Высокий каблук или шлепанцы на погосте недопустимы.

Кладбищенские приметы

На кладбище следует приходить только с покрытой головой. Иначе выпавший волос (или другой биоматериал живого человека) может быть использован в черных ритуалах.

Все одноразовые предметы (стаканчики, салфетки, тарелки) после посещения могилы выбрасывают в мусорный контейнер на территории кладбища. Или дома их моют проточной водой.

Вещи живых нельзя оставлять на кладбище. Или забирать что-либо с могилы домой.

Если во время посещения кладбища вещь упала на землю - лучше оставить ее там, она уже принадлежит мертвым. Если это необходимая вещь (например ключи) - следует промыть ее проточной водой.

Уходить с кладбища следует той же дорогой, что и пришли. Даже если целью посещения было несколько могил и есть возможность выйти с другой стороны кладбища - не стоит этого делать.

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...