Разбор глагола по. Морфологический разбор глагола


Введите слово без ошибок:

Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к. разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки. Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё : не заменяйте её на Е.

Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.

Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора. Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена. Также вам помогут Части речи .

Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.

Рассмотрим примеры морфологического разбора.

Морфологический разбор существительного

  1. начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
  2. собственное или нарицательное;
  3. одушевленное или неодушевленное;
  4. склонение
  5. число;
  6. падеж;
  7. роль в предложении.

Существительное (образец разбора):
Текст: Малыши любят пить молоко.
Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.

План разбора прилагательного

  1. начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
  2. разряд (качественное, относительное или притяжательное);
  3. краткое или полное (только о качественном);
  4. степень сравнения (только о качественном);
  5. род (только о единственном числе);
  6. падеж;
  7. число;
  8. роль в предложении.

Прилагательное (образец разбора):
Текст: Полное лукошко грибов собрала Аленушка.
Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.

Числительное (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
  2. разряд по значению (количественное, порядковое);
  3. разряд по составу (простое, сложное, составное);
  4. падеж;
  5. род и число (у порядковых и некоторых количественных);
  6. роль в предложении.

Числительное (образец разбора):
Текст: Пролетело четыре дня.
Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Местоимение (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
  2. разряд по значению;
  3. род (если есть);
  4. падеж
  5. число (если есть);
  6. роль в предложении.

Местоимение (образец разбора):
Текст: С нее капали хрустальные дождинки.
Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

Морфологический разбор глагола

  1. инфинитив (начальная форма);
  2. возвратный или невозвратный;
  3. переходный или непереходный;
  4. спряжение;
  5. наклонение;
  6. время (для изъявительного наклонения);
  7. лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
  8. род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
  9. число;
  10. роль в предложении.

Глагол (образец разбора):
Текст: Сказали правду, не побоявшись осуждения.
Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.

Причастие (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
  2. инфинитив;
  3. время;
  4. возвратное или невозвратное (для действительного);
  5. переходное или непереходное (для действительного);
  6. полное или краткое (для страдательного);
  7. род (для единственного числа);
  8. падеж;
  9. число;
  10. роль в предложении.

Причастие (образец разбора):
Текст: Гляжу на опадающую листву и грущу.
Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.

Деепричастие (порядок разбора):

  1. глагол, от которого образовано;
  2. возвратное или невозвратное;
  3. переходное или непереходное;
  4. роль в предложении.

Деепричастие (образец разбора):

Текст: Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.

Наречие (порядок разбора):

  1. разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
  2. степень сравнения (если есть).

Наречие (образец разбора):
Текст: Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.
Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.

Видео

Что-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:

Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору.

Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova

– это анализ части речи с точки зрения ее категорий и употребления в письме и разговоре. Слова, обозначающие действия, – одна из самых трудных частей речи, которая имеет целый ряд характеристик. Их необходимо изучить подробно, перед тем как разбирать глаголы.

Не запутаться в критериях и грамматических признаках этой части речи поможет схема морфологического разбора глагола.

Анализ делается в следующем порядке:

  1. Указать часть речи и информацию о том, что она обозначает.
  2. Записать начальную форму (инфинитив).
  3. Определить морфологические характеристики. Их делят на две группы.

Постоянные:

  • вид – определения типа по критериям завершенности действия. Есть две группы: совершенный вид (слова отвечают на вопрос «что делать?») и несовершенный («что сделать?» и все формы этого вопроса). Выделяют также двувидовые, к которым подходят оба вопроса;
  • переходность – тип сочетаемость с зависимым существительным или местоимением;
  • возвратность определяется по наличию в слове постфикса -ся или -сь, который указывает на направление действия на того, кто говорит. Если есть такие суффиксы, то определяется наличие возвратности, если суффикс отсутствует, то этот тип – невозвратный;
  • слова, которые обозначают действие, имеют спрягаемые и неспрягаемые формы.

Важно! Неспрягаемые – это инфинитив, причастие и деепричастие. Спрягаемые – это личные и безличные.

Непостоянные характеристики (изменяются в контексте):

  • наклонение. Существует 3 варианта по этому критерию. Изъявительное – обыкновенное действие. Сослагательное – слова, которые высказывают допущение, сомнение, условие (употребляются с частицей б (бы)). Повелительное содержит призыв к действию, просьбу, приказ;
  • время: прошедшее (что делал? что сделал?), настоящее (что делаю?) или будущее (что делаю? что сделаю?). В будущем времени можно определить форму: простую или составную;
  • число – единственное или множественное;
  • : первое – я и мы; второе – ты и вы; третье – он, она, оно и они;
  • род определяется во всех временах, кроме настоящего;
  • роль, которую выполняет разбираемое слово в предложении.


Эта схема учитывает все грамматические категории глагола и характеризует его с учетом всех характеристик.
Правильное соблюдение порядка описания категорий помогает не упустить ни одного важного аспекта.

Существует несколько исключительных признаков, которые нужно учитывать при анализе глагола:

  • у безличных форм нет лица, числа;
  • все возвратные глаголы принадлежат к непереходным;
  • спряжение помогает определить суффикс перед – ть;
  • стоит учитывать контекст: иногда слово употребляется в непрямом значении. Например, в предложении «Я пошел!» действие относится к прошедшему времени, которое используется в значении будущего.

Важно! Эти особенности нужно учитывать, чтобы не ошибиться, разбирая глагол как часть речи.

Образец морфологического разбора глагола

Приведем образец морфологического разбора глагола «написала». Контекст – предложение: «Марина вчера написала грустное и длинное письмо своему другу, которого не видела уже очень давно из-за внезапной разлуки»

Написала – часть речи: глагол. Грамматическое значение – слово обозначает действие, отвечает на вопрос «что сделала?».

Начальная – написать (вопрос – что сделать?).

Постоянные морфологические признаки:

  1. вид – несовершенный, действие законченное (что сделала?);
  2. тип – невозвратный (отсутствует суффикс);
  3. переходный. Написала (что?) письмо;
  4. принадлежит к 1-му спряжению.

Непостоянные морфологические признаки:

  • изъявительная форма (обычное действие);
  • прошедшее время (событие произошло в прошлом);
  • единственное число (Марина – одна);
  • третье лицо (она);
  • женский род.

В предложение глагол является сказуемым. Его нужно подчеркнуть соответственно – двумя прямыми линиями.

Как разбирать глагол, мы уже знаем. Аналогичный разбор проводят специализированные онлайн-сервисы. Они работают по принципу автоматизированного анализа. Пользователь вводит необходимое слово, а система автоматически определяет его грамматические характеристики.

Такой анализ проводится быстро и в 90 % случаев предоставляет правильную информацию. Преимущество такого анализа в том, что он распознает словоформы и предлагает несколько вариантов морфологического разбора.

Полезное видео

Подведем итоги

Минус такого способа анализа грамматических признаков – оторванность от контекста. Система не определяет роль в предложении, не учитывает возможности переносного значения. Оптимальный способ применения такого метода – использовать онлайн-анализ для того, чтобы проверить анализ, выполненный самостоятельно.

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

Учебник: « Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина Издательство: ООО «БАЛАСС».

Цель: научить разбирать глагол как часть речи.

Задачи:

  • Образовательные :
    • ознакомиться с алгоритмом разбора глагола как части речи и образцом записи разбора
    • повторить знания о глаголе
    • учить планировать учебную деятельность
  • Развивающие :
    • развивать устную и письменную речь
    • развивать умение работать в парах
    • развивать умение работать по алгоритму
    • развивать орфографическую зоркость
  • Воспитательные :
    • воспитывать учебную активность
    • воспитывать навыки самоконтроля и самооценки

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка. В начале урока мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс. На столах у вас находятся карточки с символами настроения. Выберите подходящую для вас и покажите.(показывают). Я рада, что у большинства ребят весёлое настроение.

2. Языковая разминка с элементами актуализации изученного

– Прочитайте слова: Р.КЕТА ПЛ.НЕТА КОСМ.С

– Какое задание вы можете выполнить? (Вставить пропущенные буквы, списать,подчеркнуть опасные места, поставить ударение)

Хоровое проговаривание, проверка у доски.

– Какие слова записали? (С непроверяемыми написаниями)
– Что означает слово Р.КЕТА? (Летательный аппарат, снаряд для фейерверков и сигнализации, боевой снаряд)
– Составьте предложения с данными словами. (Составляют устно)
– Запишите предложение под диктовку.

Яркая ракета осветила небо.

– Подчеркните опасные места. Проверим устно.
– Назовите имена существительные из предложения. (Ракета, небо)
– Разберём их как часть речи. (Комментируют с места)
– Найдите имена прилагательные. (Яркая) Разберём как часть речи. (Ученик работает у доски)

3. Создание проблемной ситуации, формулировка темы урока

– Какую часть речи ещё надо разобрать? (Глагол)
– Разберите. (Не умеем)
– Какая тема нашего урока? (Разбор глагола как части речи)

4. Совместное планирование учебной деятельности с записью плана на доске

– С чего начнём работу? (Вспомним, что такое глагол и на какие вопросы отвечает)
– Что ещё добавим? (Как определить время глагола)
– Что будем делать с глаголами? (Изменять по числам, определять род)
– А ещё познакомимся с алгоритмом разбора и образцом записи разбора глагола как части речи.

На доске план:

глагол
вопросы
время
число
род

– Тема есть. Задачи поставлены.

5. Поиск решения

Задание 1

– Прочитайте слова. Выпишите только глаголы.

Полёт лётчик летать самолёт улетает вылет летательный лётный вылетел полетит

– Докажите.
(Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать?)
– Среди этих глаголов есть особенный. Какой? (Летать)
– Почему? (Нельзя определить время и число)
– На какой вопрос отвечает? (Что делать?)

Вывод: глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы что делать? и что сделать?

– Как по-другому называется неопределённая форма глагола? (Начальная форма, инфинитив)

Задание 2

Работа с карточкой.

Поставьте глаголы в неопределённой форме, выделите суффиксы. Проверка в парах. Проверка на компьютере. Оцените себя.

Дружил –
Нёс –
Пёк –
Рисовал –

– Сделайте вывод. (Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы ть , ти , о , а , и , я , е , у и оканчиваются на чь )

Задание 3

– Если у глагола летать нельзя определить время, то у оставшихся глаголов улетает. вылетел, полетит можно.
– Назовите глагол настоящего, прошедшего, будущего времени. Докажите.
– От глаголов неопределённой формы образуйте глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени

Пускать (устно)
Сигналить (письменно)

Вывод: глаголы изменяются по временам.

– На какой вопрос отвечает начальная форма глагола, когда образуются все три времени глагола? (Что делать?)

Задание 4

Определите число глаголовулетает. вылетел, полетит . (Единственное число)

– В каком числе ещё можно поставить глаголы? Поставьте устно.

Вывод: глаголы изменяются по числам.

– Что ещё можно определить у глагола? (Род)
– У всех глаголов? (Только в прошедшем времени)
– Какой вывод можно сделать? (Только глаголы прошедшего времени изменяются по родам)

Физминутка

Задание 5

Знакомство с алгоритмом разбора глагола по учебнику с 111.
– Прочитайте порядок разбора (Вслух) . Посмотрите на доску и сравните, что мы знаем о глаголе.
– Запись одинаковая?
– Сможем ли мы указать все признаки глагола как части речи? (Да)

Вывод: значит мы можем работать по алгоритму разбора глагола как части речи.

– Какую ещё осталось задачу решить? (Как правильно оформить на письме)
– Смотрим образец записи в учебнике.

6. Развитие умения – применения нового знания

На доске запись.

Н.ступила ранн.. в.сна.
Ласково светит ярк.. со.нце.
Скор. з.пахнет душ.стыми поч.ками.

– Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы. Объясните. (по 1 ученику у доски)
– Найдите глаголы. Разберите как часть речи.(один глагол с комментированием – записывает учитель, другой – работает ученик у доски, третий – самостоятельно)
– Что поможет разобрать глагол как часть речи?

Вывод: знание алгоритма помогает разобрать глагол как часть речи.

Работа с учебником. Упр.381

– Что будем выполнять в упражнении?
– Подчеркните глаголы. Выберите два любых глагола и разберите как часть речи.

Проверка на компьютере.

7. Итог урока

– Выполнили ли мы задачи, которые поставили? (Да)

Вывод: мы научились разбирать глагол как часть речи.

9. Домашнее задание: стр.115 упр.1 (устно) упр. 6.

В процессе решения каких-либо лингвистических задач у нас может возникнуть потребность выполнить разбор глагола как части речи. Подобный анализ, ещё называемый морфологическим разбором, обычно осуществляется по шаблонному плану из нескольких пунктов, реализуя которые мы можем составить довольно полную характеристику разбираемого глагола. В этом материале я расскажу об определении глагола как части речи, и какова последовательность действий при реализации указанной задачи.

Разбор глагола как части речи изучается ещё в школе, на уроках русского языка. Где учащиеся могут составить понимание о структуре предложения, разборе слова по составу и других формах и его структурных элементов.

При этом интересующий нас разбор речевого глагола обычно производится в соответствии со следующим планом:

  1. Определяем, к какой части речи относится разбираемое нами слово (то есть что оно обозначает, на какой вопрос отвечает). В нашем случае это глагол ;
  2. Определяем начальную (неопределённую) форму нашего глагола . Глаголы в начальной форме обычно отвечают на вопрос «что делать?», «что сделать?». К примеру, начальная форма глагола «играют» будет «играть»;
  3. Перечисляем постоянные (неизменные) признаки нашего глагола – вид (завершённый или незавершённый, в зависимости от завершённости или незавершённости действия). Возвратность (в зависимости от использования суффиксов —сь и —ся ), переходность (если глагол выражает действие, переходящее на предмет, то он переходный, иначе — непереходный), а также спряжение глагола.

Для определения спряжения глагола смотрим на его окончание (в некоторых случаях – на суффикс глагола в неопределённой форме), а затем соотносим с указанной таблицей.


4. Перечисляем постоянные (неизменные) признаки нашего глагола – его время, лицо, и число.

При этом для глаголов в прошедшем времени мы перечисляем лишь род и число.

Для глаголов в настоящем и будущем времени мы перечисляем лишь лицо и число .

  • Время делится на прошлое, настоящее, и будущее;
  • Лица – на 1-2-3 (чтобы узнать какого лица наш глагол, необходимо согласовать глагол с местоимением первого, второго, или третьего лица);
  • Род бывает мужской, женский, и средний (а также общий, споры о наличии которого ещё ведутся);
  • Число – единственное и множественное.

5. Определяем синтаксическую роль глагола в предложении. В нашем случае глагол обычно выступает в роли сказуемого (подчёркивается снизу двумя горизонтальными линиями).

Примеры разбора глагола как части предложения

Давайте рассмотрим несколько примеров морфологического разбора глаголов в ряде предложений:

Пример №1

Выполним разбор в соответствии с перечисленными выше пунктами плана:

  1. Поскольку нас в предложении интересует глагол, то им является слово «уходим »
  2. Начальная форма нашего глагола – уходить ;
  3. Глагол относится к незавершённому виду, невозвратная форма, непереходный, II спряжение (окончания «-ите», «-ит» — смотрим таблицу);
  4. Поскольку глагол имеет настоящее время (действие происходит в данный момент – мы уходим), мы перечисляем лишь его лицо и число. Данный глагол имеет 1 лицо (мы), и множественное число (мы уходим):
  5. Наш глагол имеет синтаксическую форму сказуемого и при письменном разборе предложения будет подчёркнут двумя горизонтальными линиями.

Пример №2

На небе ярко светит солнце.

Выполняем наш разбор по стандартному плану, описанному выше:


Заключение

Для выполнения синтаксического разбора глагола в предложении необходимо руководствоваться стандартным планом такого разбора, приведённом нами выше. Обратите внимание, что при таком разборе для глаголов прошедшего времени мы указываем лишь их род и число, а для глаголов настоящего и будущего времени – лицо и число. В остальном же подобный разбор не несёт каких-либо экстремальных сложностей, и может быть выполнен за довольно короткое время.

Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...