Роль театра в личной жизни и обществе. Театр для душевной пользы. Театр как источник знаний и нравственных ценностей


Таинственная темнота кулис, волнительное ожидание и встреча… с волнующими, где-то безумно отталкивающими, где-то безумно притягательными персонажами. Театр и театральная жизнь увлекает и захватывает, рождает новые чувства и переживания. Роль театра в нашей жизни неоценима.

Однако, далеко не все разделяют наши чувства к роли театра в жизни человека. Театр и все, что с ним связано, привлекает обладателей только двух векторов. Позволим себе сразу не называть их, а немного углубиться в суть.
Итак, первое, что дарит нам театр - это новые зрительные переживания. Красивые интерьеры переносят нас то в прошлый век, то в мир будущего, а чего стоит одиноко стоящий на сцене в лучах софитов и читающий пронзительный монолог актер. Сколько новых впечатления для глаза. Краски, цвет, свет, красивые, полные чувств лица…

Второе это, конечно же, собственно игра. Как оценивают ту или иную постановку? Конечно, и здесь пробуют составлять некие рейдеры - сколько человек задействовано, какие костюмы куплены, какая сцена использована. Однако продавать театральную постановку по фантику-обертке не очень получается. Для театрального зрителя самая важная роль театра - это всплеск чувств, глубоких переживаний, который вызывает спектакль. Нет чувств, нет переживаний, нет новых мыслей после спектакля - не захочется и на него ходить.

Настоящая роль театра в культуре, драматическая, так как она нередко доводит до настоящего зрительного катарсиса - до слез. Как говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана слезы, очистительные слезы наружу, а не когда безумно жалко себя, это одно из самых полезных действий для любого (внимание) зрительного человека - то есть обладателя зрительного вектора .

Когда мы плачем, в нас сменяются состояния. Слезы для зрительного человека - это и есть смена состояний. Театр тому в помощь.

Роль театра в воспитании детей, особенно подрастающего поколения зрительников трудно переоценить. Хорошие театральные постановки - это лучшее воспитание чувств, нравственности. Хорошие спектакли поднимают вопросы морали, ценности жизни.

Но и это еще далеко не все в театральном деле. Самые лучшие спектакли задаются не только общечеловеческими вопросами, но и ставят вопрос о смысле человеческой жизни. Такие театральные постановки созданы, прежде всего, для звуко-зрительных людей (обладателей и зрительного, и звукового векторов одновременно), и создают их также звуко-зрительники.

После таких спектаклей вы уходите не только с катарсисом, но и с чувством соприкосновения с чем-то очень важным. В вас пробуждается ваш внутренний поиск и на какое-то мгновение вы даже можете ощутить это удивительное чувство, что все в этой жизни не зря, зачем-то оно все создано. Как минимум потому, что бывают такие замечательные люди, которые делают такие замечательные постановки.

Как нетрудно догадаться, лучшими актерами, которые повышают роль театра в человеческой жизни, также становятся обладатели зрительного вектора и звуко-зрительной связки векторов. Актер с развитым зрением - это не шут гороховый, это не ярко размалеванная и не очень умная птичка на сцене, это всегда человек, который может донести до других подлинные чувства, пробудить все самое светлое и показать самое ужасное в человеческой натуре.



Звуко-зрительный актер - это еще и объем. Такой актер может играть относительно простые роли, но само наличие звука будет делать их многозначительными, углублять их содержание. Лучшие актеры - это звуко-зрительники. Такие как Олег Меньшиков, Марлон Брандо, Олег Басилашвили и многие-многие другие.

Может ли роль театра в культуре полностью наполнить собой пустоты звуко-зрительных людей сегодня? Что касается нового поколения, то, конечно же, нет. Один только театр не сможет. Мы должны реализовывать свои свойства в социум, отдавать от себя в зрительном сострадании и звуковом поиске смысла.

Роль театра в нашей жизни - это подарить нам дополнительное вдохновение на этом пути. Наполнить новыми мыслями, чувствами, чтобы они выросли в новые действия. Роль театра в жизни человека - это помочь развиться нашим зрительным и звуко-зрительным детям с тем, чтобы старт своего поиска они делали с осознанного нового уровня - прочувствованного и понятого на лучших уроках драматических классиков прошлого и современности. Роль театра в культуре - это подарить нам кусочек счастья в самый темный день нашей жизни.

Статья написана с использованием материалов

Театр по праву можно считать одним из древнейших оплотов человеческой культуры. В той или иной форме он сумел занять свое место в культурной традиции каждого народа мира независимо от расовой, религиозной, этнической и других принадлежностей. Роль театра в жизни человека и общества разнилась в зависимости от времени (эпохи) и цели, которую преследовали театральные деятели. Так, например, в древней Греции задачей театра было духовное развитие и нравственное очищение зрителей через сопереживание героям (главенствующий жанр в античной драматургии – трагедия), а также отражение важнейших исторических событий.

Театр в жизни человека


Основной функцией театра была и остается развлекательная, все остальные (воспитательная, просветительская, пропагандистская и прочие функции театра, актуальные для разных лет и исторических вех) могли существовать только в развлекательном ключе. Отсюда следует, что театр издревле удовлетворял естественную потребность человека в зрелищах.
Театр родом из жизни, а значит, каждая театральная постановка всегда рассказывает нам о нас самих.
Вторая важнейшая роль театра в жизни человека – развивающая. Театральная практика – популярный способ саморазвития, а также полезный активный отдых и просто приятное времяпрепровождение. Актерская практика развивает в человеке:
  • эстетическое чувство;
  • чувство внутренней свободы;
  • чувство ритма и владение телом;
  • умение сопереживать и ставить себя на место другого человека;
  • умение грамотно излагать и доносить свою мысль, а также выражать ее без помощи слов;
  • умение разбираться в людях и жизненных ситуациях;
  • любовь к литературе и способность к осмысленному полезному чтению.

Значение театра в воспитании детей


Казалось бы, роль театра в воспитании детей очевидна, однако не для всех. Поясним. Популярность детских самодеятельных театров и театральных кружков обуславливается тремя главными факторами:
  1. Возможность игрового обучения. Основой театра является мировая классическая литература, которая так сложно усваивается детьми через чтение, и так просто – через действие на сцене.
  2. Постановка спектакля – это коллективный труд, постоянная работа с партнером, умение брать на себя ответственность за других людей и за общее дело.
  3. Театр способен увлечь подростка, стать его хобби и уберечь от попадания под пагубное влияние дурных привычек и неблагополучных компаний.
Кроме того, роль театра в формировании личности ребенка подтверждена детскими психологами как верное средство для преодоления неуверенности в себе, развития важных коммуникативных навыков и формирования здоровой самооценки у детей всех возрастов.

Изменение роли театра в современном обществе


Значение театра в жизни современного человека стало ощутимо снижаться в результате возникновения искусства кино и, тем более, совершенствования технологии съемки и показа кинофильмов.
С появлением домашних телевизоров театр лишился значительной части зрителей, а в перспективе – целых поколений, воспитанных не сценой, а «голубым экраном».
Это привело к потере театром роли главного поставщика «зрелищ» народным массам и значительному снижению интереса к нему. Однако именно сегодня, в цифровую эпоху, когда на сантиметровом кусочке пластика умещаются целые архивы фильмов, доступные для просмотра на любом мобильном устройстве, происходит изменение роли театра в обществе. Он снова набирает популярность и обретает второе дыхание. Тому есть несколько причин.
  • Пресыщенность. Когда-то сумасшедший рост популярности кино обуславливался новизной явления, особенно в сравнении с традиционным театром. Сегодня кино – настолько рядовое и массовое явление, что театр на его фоне выглядит почти экзотично и стремительно возвращается в моду.
  • Низкое качество массового продукта. Чтобы обеспечить фильму высокие кассовые сборы, достаточно вложиться в спецэффекты и рекламу с хорошим трейлером, т. к. зритель идет на яркую картинку в первую очередь. В результате – массив некачественных высокобюджетных однодневок, ценность которых очевидна только для их создателей. А возникающий интеллектуальный голод современного зрителя может удовлетворить только «умное» кино, которого не так уж много, и конечно же, театр.

В школе ораторского мастерства обучение деловому общению подразумевает развитие коммуникативных навыков и обмен опытом ведения переговоров такими же учениками как и вы. Вместе с педагогом вы разберете самые сложные моменты в переговорах и научитесь их преодолевать.

Многим из нас современные реалии приносят массу разочарований и горестей, именно поэтому их «полноводное течение» нужно иногда останавливать радостными, позитивными и светлыми событиями, к примеру, походами в театр. Для современного человека, как и для его предков, театр является не только захватывающим видом искусства, театр – это сильнейший антидепрессант, дающий огромное количество положительных эмоций, которые рождают в душе хорошее настроение, легкость и неимоверную радость.

Хотя бы иногда посещая театральные представления, вы легко избавитесь от депрессии. Так давайте разберемся, почему билеты в большой театр и остальные большие и маленькие храмы Мельпомены действуют на организм человека, как сильные антидепрессанты.

Секрет заключается в том, что в театре, во время представления, человек получает массу позитивных эмоций, которые в свою очередь стимулируют снижение уровня в крови гормона стресса и повышают выработку вещества, которое ответственно за хорошее настроение, – серотонина. Данное вещество для человеческого организма является своеобразным наркотиком, приносящим позитив, радость и ощущение натурального блаженства. При выработке недостаточного количества в организме серотонина или вообще прекращении выработки, человек впадает в депрессивное состояние.

Как правило, во время депрессии люди обращаются к медицинским специалистам, которые после обследования назначают много медикаментозных препаратов, основной задачей которых считается стимулирование появления в организме гормонов радости. Вот только все без исключения лекарства антидепрессанты действуют так же, как и все остальные фармакологические препараты – на один орган влияют положительно, на все остальные – отрицательно. Да и стоит ли оказывать негативное воздействие на организм при помощи разных пилюлек, когда избавиться от депрессии можно обычным визитом в театр? Театральное представление не принесет побочных явлений, да и билет в театр имеет стоимость меньше, чем выписанные доктором лекарства. При этом регулярные походы в храм искусства дарят возможность развиваться как личность, дают пищу для ума, стимулируют познание чего-нибудь нового и неизведанного. То есть, театр – это сильнейшая платформа для духовного самосовершенствования.

Как гласит статистика, походы в театр в последнее время становятся все более популярными среди современной молодежи. Значит, есть основания полагать, что театр, как искусство, никогда не вымрет. И даже наоборот, новые шаги технического прогресса дарят театральной индустрии новые возможности, поэтому театральные премьеры начинают посещать даже те люди, которые считали их пережитком прошлого.

И психотерапевты, и представители театра, издавна задаются вопросом, как театр влияет на физическое и моральное здоровье людей. В связи с этим недавно в лечебно-реабилитационной практике возникло новое понятие – трансдраматерапия. Оно говорит о глубоком воздействии театра на душу зрителя. После спектакля люди выходят немного другими, словно обновленными и очищенными. Если вы еще ни разу не были в театре, мы советуем посетить вам - вот этот www.sim-sim.ru поможет вам получить подробную информацию о проводимых концертах. Кстати, этот театр – это же и консерватория , где обучаются талантливые ребята.

Система Станиславского

Практически всем из нас известна или хотя бы была на слуху система Станиславского. Но мало кто знает, что театральный деятель, когда создавал руководство для практики режиссеров и актеров, пользовался медицинскими знаниями. В системе Станиславского впервые были рассмотрены проблемы, которые касаются осознанного овладения человеком подсознательными творческим потенциалом, основанным на органическом перевоплощении в роль.

Для развития системы в театральных кругах, Станиславский обратился к работам знаменитых ученых Павлова и Сеченова, посвященным высшей нервной деятельности человека. Он воплотил собственный метод работы, который получил название метода физических действий. После детального изучения, театральный гений воссоединил законы, касающиеся психотехники и в последующем времени использовал их для театральной практики.

Положительное влияние театра на человечество

Еще со времен Аристотеля, считающего, что сострадание к мыслям и действиям актера позволяет избавиться человеку от множества проблем и переживаний, говорилось и о благоприятном влиянии театрального искусства на человечество. К примеру, всякий зритель, который купил билеты в театр, в течение спектакля может и должен достичь основного положительного эффекта – раскрытия творческой сути личности и потенциала. Одной из причин этого является то, что все люди в душе немного актеры.

Попадая в любой театр, зрители непроизвольно ставят себя на место героев, находящихся на сцене. Каждый человек пропускает случай через себя, ощущает свои собственные недостатки и плюсы поведения. Главная цель – осознание окружающего мира и себя через театральные действия. Но тут очень важно не забыться и не примерять роли на себя часто, а тем более, не уходить в образ навсегда.

Удовольствие от театра

Говорят, что при регулярном посещении театра, возможно излечиться от депрессии, лени и апатии. Секрет театра кроется в том, что актерское представление дарит позитивные эмоции и мысли, которые понижают гормоны стресса в организме человека и заметно улучшают выработку серотонина, приносящего нам радость и удовольствие.

В современном постиндустриальном обществе, где человеку часто недостает настоящих чувств, стоящих и насыщенных жизнью событий. Как раз для этого и создан театр. Актер не может спрятаться за обыденность и скуку на сцене. При посещении театров, вы можете получить незабываемое удовольствие, облагородиться, в какой-то степени вылечить душу и привести свои мысли в порядок, а это многого стоит.

Контакты компании sim-sim.ru
телефон: +7 495 77-228-77

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего и профессионального образования

«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

Факультет социологии и управления

Кафедра социологии

Специальность 040100 - «Социология»

Театр как средство воспитания

Курсовая работа студентки 4 курса,

группы 9910 Горячевой Т.Г.

Научный руководитель:канд.

психол. наук Теняева О.В.

________________________

«____»________________2013г.

Рязань2013

Введение

Глава 1. Влияние процесса театрального творчества на воспитание личности

      Театр как средство воздействия на личность………………………...4

      «Актёр» как профессия и социально-психологический феномен …..8

      Воспитание зрителей театральными средствами……………………10

Глава 2. Воспитательный процесс в театральных коллективах

2.1. Проблемы воспитания в театральных коллективах……………………20

2.2. Роль репетиций в воспитательном процессе…………………………...28

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на ранних стадиях развития человечества театральные начала человеческого поведения играли гораздо большую роль, чем в близкие нам эпохи. При докапиталистических общественных отношениях культура была как бы пронизана театральностью.

Театральное поведение при этом часто выступает на сцене и в драме как важнейший предмет изображения. В ряде произведений стержневыми становятся эпизоды, где действие происходит при активном участии широкого круга людей.

Это способствовало зарождению такого вида творчества, как театральное искусство, которому на первых этапах зарождения не придавалось столь огромного значения как средству воспитания, чему в наши дни посвящены многочисленные теоретические работы как психологов, так и педагогов и театральных критиков.

Цель курсовой работы раскрыть возможности театра и театрального искусства в воспитательном процессе.

Задачи курсовой работы следующие:

    Раскрыть значение театральности как искусства самовыражения

    Рассмотреть воспитательный процесс в театральном коллективе

    Изучить роль театра как средства воспитания

Глава 1. Влияние процесса театрального творчества на воспитание личности

1.1. Театр как средство воздействия на личность

Театральное искусство объявляется основным и едва ли не единственным фактором нравственного, эстетического, гражданского воспитания личности. При этом зачастую его влияние искусственно вырывают из общей духовной атмосферы, в которой вращается человек, игнорируется определяющая роль трудовой деятельности и социальных отношений в формировании духовного и, уже, творческого потенциала личности. Роль искусства в процессе формирования личности можно определять как корректирующую, обогащающую, усиливающую нравственно-эстетическое и творческое влияние труда, окружающих условий. Искусство в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих противоречий в процессе развития творческой личности, снимает дисгармонирующие факторы, создает определенный художественный фон. Роль театрального коллектива как творца оригинальных произведений искусства или их интерпретатора имеет относительную ценность, на первый план выступает проблема его педагогической направленности, выполнения им социально-педагогической функции. В чем же заключается специфика театра как предмета воспитания, средства всестороннего и гармонического развития личности? Прежде всего нужно подчеркнуть: искусство не является единственной формой общественного сознания, формирующей личность. Воспитательную нагрузку осуществляют наука, политика, идеология, мораль, право. Но воздействие каждой из этих форм общественного сознания носит локальный характер. Мораль определяет нравственное воспитание, право - правовое, идеология, политика - идейно-мировоззренческое. Театр влияя на сознание, духовно-эмоциональный мир человека, (тем самым формирует его целостный облик; активно содействует духовному росту, воспитывает идейные и нравственные убеждения, стимулирует, социально-преобразующую деятельность, повышает политическую культуру, культуру труда и быта. Эстетическая игра, развлечение незаметно переводят богатство нравственного содержания искусства в личностное достояние. Формируется целостное отношение человека к миру, накладывается отпечаток на все стороны его жизни и деятельности, на отношения, понимание цели и смысла жизни. Театр обостряет ум, нравственно облагораживает чувства, расширяет кругозор. Процесс «катарсического» - «очищающего» воздействия искусства, конечно, сложен и неоднозначен. Он связан глубинными корнями с явлениями, происходящими в психике, духовном мире личности; на него оказывают непосредственное или опосредованное влияние факторы социального бытия, которые могут как усиливать, так и Снижать эффективность процесса.

Советскими психологами, в первую очередь Л. Выготским, С. Рубинштейном, Б. Тепловым, Л. Якобсоном, достаточно всесторонне и глубоко проанализировано и экспериментально подтверждено влияние театра на развитие личности: умственное, нравственное, эстетическое; вскрыты природа художественных способностей и предрасположенность человека к театральному искусству как форме деятельности. Основной приметой взаимодействия искусства с человеком является глубокая эмоциональная, чувственная основа этого процесса. Однако эмоциональная интенсивность различных видов деятельности неодинакова. В научном познании эмоции носят подчиненный, фоновый характер. Здесь на первом плане мышление, сознание. В искусстве, художественной практике доминирующее значение имеют эмоции, эмоционально-чувственный опыт. На их основании возникает и сознательное, идейно-образное видение, и понимание содержания искусства. Эмоциональное мышление, или мышление эмоциями, возник¬шее как результат соприкосновения с искусством, имеет непосредственный выход на действия человека, их смысловое и эмоциональное наполнение. Эмоции, чувства, как известно, не являются конечным продуктом психической деятельности. Они предстают как вполне конкретный результат (при определенной условности термина) влияния театрального искусства, проявляющийся в форме определенных действий или придания этим действиям соответствующей окраски. Оказывая влияние на поступки, мотивы поведения, эмоции обретают зримые очертания и формы проявления. Данная особенность эмоционально-психологической деятельности личности в процессе восприятия театрального искусства обусловливает и интенсивность ее художественно-эстетического и нравственного обогащения, процесс развития художественно-творческих навыков.

Оригинальность результатов творчества в театральном коллективе можно рассматривать и с точки зрения художественно-эстетической, и личностно-субъективной, т. е. с точки зрения того, что оно дает человеку как художнику и - человеку. Исполнительство в театральном коллективе связано с процессом создания эстетических, духовных ценностей. Одной из них является глубокая нравственна» социализация, моральное совершенствование человека. Деятельность эта может заключаться в самостоятельном решении или нахождении путей решения разно¬образных художественно-творческих задач. Происходит активное созидание личности, развитие всех ее сторон и духовно-творческого потенциала. Причем данный потенциал реализуется не только в сфере художественной практики, но и во всей системе отношений человека с окружающими. Творческий подход к решению возникающих проблем становится его естественной привычкой, сущностной чертой. Эффективность творческой деятельности может определяться формированием с ее помощью творческого типа личности. Данный критерий является определяющим для театрального творчества, ибо эта задача - важнейшая из его функций.

Как и любое искусство, театр обладает воспитательными функциями, которые подлежат реализации лишь в театральном творческом коллективе. Правильно организованная педагогическая работа позволяет участникам более плодотворно решать поставленные задачи, достигать желаемого результата. Театр и театральное сценическое искусство не могло появиться из неоткуда. Первым этапом к развитию театра и данного вида искусства стало появление театральности как в самом человеке, так затем и в тех произведениях, которые он исполнял, тем образом жизни, который он для себя определил как главный критерий существования и выживания в трудное время. В настоящее время театр это уже самостоятельная единица, во многом отличающаяся от первых попыток создания театрального или сценического творчества, которая имеет огромный опыт как по формированию репертуара, так и по созданию собственной аудитории. Воспитательное воздействие театра было подмечено еще в древности, но ему не было придано особой окраски, как данная проблема нашла свою актуальность в наши дни и теперь рассматривается комплексно как специалистами в области культуры и искусства

1.2. «Актёр» как профессия и социально-психологический феномен

Актёр - это профессиональный исполнитель различных ролей в театре, опере, балете, а также в цирке и на эстраде. Иногда слово «актер» ассоциируется с артистом, хотя значение его немного шире. Артистом обычно называют человека, который достиг определённого уровня мастерства в какой-либо деятельности, не связанной с театром или другим видом зрелищного искусства.

Наверняка каждый из нас хоть раз в жизни задумывался о карьере актёра. Кому-то это удаётся, а для кого-то остаётся мечтой.

Сегодня профессия актёра играет большую роль в культурной жизни каждого человека. Мы все любим смотреть кинофильмы, посещаем театры. Стать актёром дано не каждому, поэтому профессиональные актёры хорошо востребованы и имеют хорошие гонорары. Профессиональный актёр должен уметь работать как самостоятельно, так и в команде, быть ответственным в работе, а также реализовывать то, что задумал режиссёр

Для того чтобы стать актёром, необходимо иметь артистические навыки, быть склонным к творческой деятельности, а также иметь сценическое обаяние. Профессиональные актёры хорошо востребованы на сценах театров и съёмочных площадках. Зачастую ежедневные гонорары колеблются от 25 до 100 тысяч рублей за один съёмочный день.

Профессия актёра очень интересная, но одновременно трудная и ответственная. Так, профессия каскадёров зачастую связана с риском для жизни, поэтому требует максимальной внимательности и сосредоточенности на съёмочной площадке или сцене театра.

Сегодня в нашей стране актёрскому искусству обучают в специализированных учебных заведениях. Для начала необходимо будет пройти предварительное прослушивание, где могут потребовать зачитать какой-либо отрывок из стихотворения или же изобразить какой-нибудь номер. Актёрскому делу можно обучаться бесконечно, так как нет предела своему совершенству.

Специальность "Актерское искусство" имеет одну квалификацию - "артист драматического театра и кино". А сколько там будет "театра", и сколько - "кино", зависит от вуза.

Единственный государственный вуз, который готовит киноактеров - Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК). Если ваша цель - театральная сцена, то тут выбор вузов шире. В Москве театральных актеров готовят в четырех государственных вузах. Но в последнее десятилетие за подготовку актеров театра и кино активно взялись коммерческие вузы.

Поступить на специальность "Актерское искусство" очень сложно, а на бюджетное отделение практически невозможно. Будущие актеры приезжают в Москву со всей страны. Средний конкурс при поступлении - 20 человек на место.

1.3. Воспитание зрителей театральными средствами

Каждое искусство, располагая особыми средствами воздействия, может и должно внести свой вклад в общую систему эстетического воспитания школьников. Театр как никакой другой из видов искусства обладает наибольшей «емкостью». Он вбирает в себя способность литературы словом воссоздать жизнь в ее внешних и внутренних проявлениях, но слово это не повествовательное, а живо-звучащее, непосредственно действенное. При этом в отличие от литературы, театр воссоздает действительность не в сознании читателя, а как объективно существующие, расположенные в пространстве картины жизни (спектакля). И в этом отношении театр сближается с живописью. Но театральное действо находится в непрерывном движении, оно развивается во времени - и этим оно близко музыке. Погруженность в мир переживаний зрителя сродни тому состоянию, какое испытывает слушатель музыки, погруженный в свой мир субъективного восприятия звуков.

Конечно, театр никоим образом не подменяет собой другие виды искусства. Специфика театра в том, что он «свойства» литературы, живописи и музыки несет через образ живого действующего человека. Этот непосредственный человеческий материал для других видов искусства является лишь исходным моментом творчества. Для театра же «натура» служит не только материалом, но и сохраняется в своей непосредственной живости. Как отмечал философ Г. Г. Шпет: «Актер творит из себя в двояком смысле: 1) как всякий художник, из своего творческого воображения; и 2) специфически имея в своем собственном лице материал, из которого создается художественный образ» (1).

Искусство театра владеет поразительной способностью сливаться с жизнью. Сценическое представление хоть и происходит по ту сторону рампы, в моменты высшего напряжения стирает грань между искусством и жизнью и воспринимается зрителями как самая реальность. Притягательная сила театра и заключается в том, что «жизнь на сцене» свободно утверждает себя в воображении зрителя.

Такой психологический поворот происходит потому, что театр не просто наделен чертами действительности, но сам по себе являет художественно сотворенную действительность. Театральная действительность, создавая впечатление реальности, обладает своими особыми законами. Правду театра нельзя мерить критериями жизненного правдоподобия. Психологическую нагрузку, которую берет на себя герой драмы, человек в жизни вынести не может, потому что в театре происходит предельное уплотнение целых циклов событий. Свою внутреннюю жизнь герой спектакля часто переживает как сгусток страстей и высокую концентрацию мыслей. И все это воспринимается зрителями как должное. «Невероятное» по нормам объективной реальности - это вовсе не признак недостоверного в искусстве. В театре «правда» и «неправда» имеют другие критерии и определяются законом образного мышления. «Искусство переживается как реальность всей полнотой наших психических «механизмов», но одновременно оценивается в своем специфическом качестве рукотворно-игрового «невсамделишного», как говорят дети, иллюзорного удвоения реальности» (2).

Посетитель театра становится театральным зрителем тогда, когда воспринимает этот двойной аспект сценического действия, не только видя перед собой жизненно конкретный акт, но и понимая внутренний смысл этого акта. Происходящее на сцене ощущается одновременно и как правда жизни, и как ее образное воссоздание. При этом важно заметить, что зритель, не теряя чувства реального, начинает жить в мире театра. Соотношение реальной и театральной действительности достаточно сложно. В этом процессе можно выделить три фазы: 1. Реальность объективно показанной действительности, претворенная воображением драматурга в драматическое произведение. 2. Драматическое произведение, воплощенное театром (режиссером, актерами) в сценическую жизнь – спектакль. 3. Сценическая жизнь, воспринятая зрителями и ставшая частью их переживаний, слившаяся с жизнью зрителей и, таким образом, опять вернувшаяся к реальности.

Но «возвращение» это не аналогично изначальному источнику, теперь оно обогащено духовно и эстетически. «Художественное произведение создается для того, чтобы оно жило - жило почти в буквальном смысле этого слова, т.е. вошло, подобно переживаемым событиям реальной жизни, в духовный опыт каждого человека и всего человечества» (3).

Скрещивание двух типов активного воображения - актерского и зрительского - и порождает то, что называется «магией театра». Преимущество театрального искусства заключается в том, что оно с наглядностью и конкретностью воплощает воображаемое в живое действие, развертывающееся на сцене. В других искусствах воображаемый мир или возникает в представлениях человека, как в литературе и музыке, или запечатлен в камне или на полотне, как в скульптуре или живописи. В театре же зритель видит воображаемое. «Всякий спектакль содержит в себе некие физические и объективные элементы, доступные любому зрителю» (4).

Сценическое искусство по своей природе предполагает не пассивное, а активное увлечение зрителей, ибо ни в каком ином искусстве нет такой зависимости творческого процесса от его восприятия, как в театре. У Г.Д.Гачева зрители, «как небожители, как тысячеокий Аргус <...> зажигают действо на сцене <...> ибо мир сцены и сам по себе возникает, является, но в той же мере есть произведение зрителя» (5).

Основной закон театра – внутреннее соучастие зрителей в происходящих на сцене событиях – предполагает возбуждение воображения, самостоятельного, внутреннего творчества у каждого из зрителей. Этой захваченностью действием зритель отличается от равнодушного наблюдателя, который в театральных залах тоже встречается. Зритель в отличие от актера, активного художника, является созерцающим художником.

Активное воображение зрителей – это вовсе не какое-то особое духовное свойство избранных любителей искусства. Конечно, выработанный художественный вкус имеет большое значение, но это вопрос развитости тех эмоциональных начал, которые присущи каждому человеку. «Художественный вкус открывает читателю, слушателю, зрителю путь от внешней формы к внутренней и от нее к содержанию произведения. Чтобы этот путь был успешно пройден, необходимо соучастие воображения и памяти, эмоциональных и интеллектуальных сил психики, воли и внимания, наконец, веры и любви, т. е. тот же целостный психический комплекс душевных сил, которые осуществляют творческий акт» (6).

Сознание художественной действительности в процессе восприятия тем глубже, чем полнее погружается зритель в сферу переживания, чем многослойней входит искусство в душу человека. Вот на этом стыке двух сфер - бессознательного переживания и сознательного восприятия искусства и существует воображение. Оно заложено в человеческой психике изначально, органически, доступно каждому человеку и может быть значительно развито в ходе накопления эстетического опыта.

Эстетическое восприятие есть творчество зрителя, и оно может достигать большой интенсивности. Чем богаче натура самого зрителя, чем более развито его эстетическое чувство, чем полней его художественный опыт, тем активнее его воображение и богаче его театральные впечатления.

Эстетика восприятия в значительной степени ориентирована на идеального зрителя. В действительности же сознательный процесс воспитания театральной культуры возможно продвинет зрителя к обретению знаний об искусстве и овладению определенными навыками восприятия. Образованный зритель вполне может: - знать театр в его собственных законах; - знать театр в его современных процессах; - знать театр в его историческом развитии.

При этом следует отдавать отчет в том, что механически сложенные в голове зрителя знания не являются гарантом полноценного восприятия. Процесс формирования зрительской культуры в известной степени обладает свойствами «черного ящика», в котором количественные моменты не всегда прямолинейно складываются в определенные качественные явления. Театр – искусство удивительное. Хотя бы потому, что за последнее столетие ему несколько раз предсказывали неминуемую гибель. Ему грозил обретший речь Великий немой – казалось, что звуковое кино отнимет у театра всех зрителей. Затем угроза исходила от телевидения, когда зрелище пришло непосредственно в дом, позже стали опасаться мощно распространившегося видео и Интернета.

Однако, если ориентироваться на общие тенденции существования театрального искусства в мире, то нет ничего удивительного в том, что в начале XXI столетия театр не только сохранил себя, но стал очевидно подчеркивать немассовость и в определенном смысле «элитарность» своего искусства. Но в этом же смысле можно говорить об элитарности изобразительного искусства или классической музыки, если сравнивать многомиллионные аудитории, которые собирают популярные исполнители, с ограниченным количеством публики в консерватории.

В синтетическом театре новейшего времени традиционное соотношение главенствующих начал - правды и вымысла выступает в своеобразном нерасторжимом единстве. Происходит этот синтез и как акт переживания (восприятие правды жизни), и как акт эстетического наслаждения (восприятие поэзии театра). Тогда зритель становится не только психологическим участником действия, то есть человеком, «вбирающим» в себя судьбу героя и духовно себя обогащающим, но и творцом, совершающим в своем воображении творческую акцию, одновременно с происходящим на сцене. Этот последний момент чрезвычайно важен, и в эстетическом воспитании зрителей он занимает главное место.

Конечно, у каждого зрителя может быть свое представление об идеальном спектакле. Но во всех случаях оно основано на определенной «программе» требований к искусству. Такого рода «знание» предполагает определенную зрелость зрительской культуры.

Зрительская культура в большой мере зависит от характера того искусства, которое зрителю предлагается. Чем сложнее будет поставленная перед ним задача – эстетическая, этическая, философская, тем больше напрягается мысль, острее переживания, тоньше проявление вкуса зрителя. Ибо то, что мы называем культурой читателя, слушателя, зрителя, непосредственно связано с развитием самой личности человека, зависит от его духовного роста и воздействует на его дальнейший духовный рост.

Значительность задачи, которую театр ставит перед зрителем в психологическом плане, заключается в том, что художественный образ, данный во всей его сложности и противоречивости, зритель воспринимает поначалу как реальный, объективно существующий характер, а затем, по мере вживания в образ и раздумий над его действиями, раскрывает (как бы самостоятельно) его внутреннюю суть, его обобщающий смысл.

В плане эстетическом сложность задачи заключается в том, чтобы зритель воспринимал сценическую образность не только по критериям правды, но и умел (научился) расшифровывать ее поэтический метафорический смысл. Итак, специфика театрального искусства - живой человек, как непосредственно переживающий герой и как непосредственно творящий артист-художник, а важнейший закон театра - непосредственное воздействие на зрителя. «Эффект театра», его доходчивость определяются не только достоинством самого творчества, но и достоинством, эстетической культурой зрительного зала. О зрителе как обязательном со-творце спектакля пишут и говорят чаще всего сами практики театра (режиссеры и актеры): «Не существует театрального представления без участия публики, и пьеса имеет шансы на успех, только если зритель сам «проигрывает» игру, т. е. принимает ее правила и исполняет роль лица сопереживающего или самоустраняющегося» (7).

Однако пробуждение в зрителе художника происходит только в том случае, если зритель сумеет воспринять во всей полноте заложенное в спектакле содержание, если он способен расширить свой эстетический диапазон и учиться видеть в искусстве новое, если, оставаясь верным своему излюбленному художественному стилю, он не оказывается глухим и к другим творческим направлениям, если способен увидеть новое прочтение классического произведения и сумеет отделить режиссерский замысел от его осуществления актерами... Таких «если» можно было бы назвать еще немало. Следовательно, чтобы зритель сделался причастным к творчеству, чтобы в нем пробудился художник, на нынешнем этапе развития нашего театра необходимо общее повышение художественной культуры зрителя.

Современная педагогика также рассматривает возможности театра в качестве реального средства художественного воспитания школьников. Театр во все времена был школой талантливого зрителя. Сегодня в условиях развивающейся электронной культуры, экспансии средств массовой информации, «развлекающего ширпотреба» (З. Я. Корогодский), необходимо искать средства, которые помогут противостоять этому процессу. Конечно многомиллионная аудитория видеопросмотров и скромная театральная аудитория количественно несопоставимы, но именно театральный зритель, воспитанный на общении с живым искусством, как утверждают психологи, социологи и искусствоведы, наиболее образован и талантлив.

Отметим также, что художественные поиски современного театра закономерно предполагают наличие грамотного зрителя, которого привлекает в театре нечто большее, чем знакомство с неизвестным сюжетом или возможность приятно провести свободное время. Дифференциация зрителей на отдельных «знатоков» и массовую «одноразовую» аудиторию заложена в проявляющемся разделении внутри самого театрального искусства на спектакли, созданные оригинальным художественным языком, и массовые шоу-зрелища, доступные любому зрителю. Современный театр, как показывает практика, становится самодостаточным творческим организмом, частью того явления, которое в истории культуры называли «искусством для искусства». В этом процессе зритель из «третьего творца спектакля» (К.С. Станиславский) превращается во второстепенный компонент, часто находящийся на периферии внимания самого театра. Таким образом, если на сегодняшний день театр в своей творческой деятельности практически отказался от воспитывающей функции, то заботу о развитии интереса к искусству, о противостоянии бездуховности и массовой культуре взяла на себя современная школа.

Именно школа стала включать театр в самые разнообразные формы учебной и внеучебной деятельности. Не только специализированные школы с гуманитарным или эстетическим направлениями (гимназии и лицеи), но и обычные общеобразовательные школы стали вводить в свою программу не только театральные кружки и факультативы, но и уроки театра (при всей сложности представлений о том, что такое урок театра в школе). Появилось большое количество программ, в первую очередь авторских, которые чаще всего рассматривают знакомство школьников с театральным искусством в адаптированном варианте профессионального театрального образования.

Неотъемлемой частью и урока театра, и факультатива, и театрализации как средства развития личности ребенка стал компонент театральной культуры, который по представлению педагогов, занимающихся этой работой заключается чаще всего в знакомстве школьников с театром как видом искусства, в изучении истории отечественного и зарубежного театра, в освоении элементов актерского мастерства и постановке спектаклей, в которых играют дети.

Активное вторжение с самого раннего возраста в детское сознание огромной массы зрелищных впечатлений, которые несут кино и телевидение, не проходит бесследно. Театр сегодня, безусловно, обращается к телевизионному поколению юных зрителей. Специфика телевизионного зрителя влияет на существование зрителя в театральном зале. Возможность при просмотре дома прервать передачу или фильм, остановиться, «выйти» из просмотра и снова «войти», когда вздумается, формируют своеобразное дискретное восприятие, которое подвергается в театре серьезному испытанию. Необходимость длительного погружения в целостный процесс общения с искусством сталкивается с неспособностью юных зрителей неспешно существовать в этом общении. Процесс усложняется еще и приверженностью многих современных режиссеров к созданию монументальных произведений длительностью по четыре и пять часов, иногда только с одним антрактом. Такие спектакли буквально проверяют «на прочность» зрительский интерес к театральному искусству. Современный молодежный зритель в значительной степени воспитан массовой культурой и на нее ориентирован. Употребляя театральный термин, можно сказать, что все «пристройки» молодежи к искусству вообще исходят из этого «массового» воспитания. Поэтому даже воспитание отношения к посещению театра как к определенному обряду, соблюдению определенных правил и традиций, сталкивается со специфическими сложностями. Юношеская публика на спектакле молодежного театра проявляет «синдром» рок-концерта на стадионе: как только гаснет свет в зале, юные зрители свистят, ревут и топают ногами. Часто по замыслу режиссера многие спектакли начинаются в тишине, а молодежный зал немедленно заявляет о себе и предлагает диалог, обратную связь - как на концерте, не понимая и не принимая условий театральной игры.

При этом в истории театра можно найти немало примеров, когда театр сознательно воспитывал зрителя в нужном для него, театра, направлении. Московский Художественный театр, например, не только боролся с дамскими шляпками в зале, но и отучал публику от аплодисментов на выход актеров среди действия и от музыки в антракте.

Разумеется, дело не только в воспитании внешней культуры (не опаздывать к началу спектакля или не уходить до окончания). Нет ли противоречия в том, что современному юному зрителю, выросшему в окружении средств массовой информации, компьютеров, зараженному «комиксовым сознанием», предлагается неспешное общение с искусством, оставшимся в обойме классических ценностей? Диалог предполагает приятие языка общения - приятие и постижение. В постижении важно неспешное существование, прочитывание, расшифровывание смыслов (в сценографии, в мизансцене, в подтексте) и, конечно, получение удовольствия от этого процесса. Современный театр тяготеет не к простоте и ясности художественно-выразительных средств, а к многозначительности, многослойности зрелища, которое требует зрителя, наделенного в определенной степени качествами художника, творца.

Выбор редакции
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...

Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...

Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....

Битва за Броды - сражение, произошедшее 13 - 22 июля 1944 года возле города Броды Львовской области между 13-м корпусом 4-й танковой...
Церковь Спаса Преображения в селе БогородскомБольшая Богородская, ныне Краснобогатырская ул., 17, угол Миллионной ул."Село известно с XIV...
Главное условие при приготовлении продукта – сохранение наибольшего количества его полезных свойств.Брокколи можно кушать сырой, а также...
Обычно для колбасных оболочек используют кишки, пищеводы и мочевые пузыри.Кишки под воздействием своего содержимого, ферментов и кислот...
Сны, в которых фигурируют грызуны, являются очень символичными. Живая мышь, например, предвещает неискренность друзей, домашние...
Здравствуйте, дорогие читатели. Все мы ждем наступления осени для того, чтобы вдоволь насладиться ее дарами, которые так полезны в такое...