Скифская пектораль. Золотая скифская пектораль как крупнейший клад XX века Скифская пектораль рисунок


В киевском Музее исторических драгоценностей Украины хранится уникальная находка, о которой мало кто не слышал, но мало кто видел воочию. Она считается крупнейшей археологической находкой XX века, шедевром мирового искусства. Ее приблизительная стоимость не менее 2 млн. долларов. Речь о скифской золотой пекторали.

, историческая реликвия и относится к Историческому фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Украины. Это нагрудное украшение скифского царя (предположительно - женское украшение) IV века до н.е., было обнаружено в июне 1971 года во время археологических исследований (под руководством Б. М. Мозолевського) захоронения в кургане "Толстая могила" (скифского периода) вблизи города Орджоникидзе (Днепропетровская область).

Курган "Толстая могила" - тут нашли скифскую пектораль

Шедевр эллино-скифского искусства весит больше килограмма - 1150 г, диаметр составляет - 30,6 см. Пектораль выполнена из чистого золота 958 пробы! Разумеется, не в этом ее богатство, а в ее историческом наследии и... мастерстве! При изготовлении пекторали использовались такие техники, как литье по утраченной восковой модели, гравировка, пайка, чеканка, инкрустация цветными эмалями, филигрань - очень тонкая ювелирная работа древних мастеров. Ученые считают, что она была изготовлена ​​греческими мастерами (т.н. "торевтамы") по заказу скифской знати как дипломатический дар. Скорее всего ее изготовили в ювелирных мастерских Пантикапея или Афин.

Элемент пекторали, где два мужчины держат шкуру жывотного

Сама пектораль имеет луновидную форму и состоит из нескольких ярусов. Они в свою очередь отделены друг от друга четырьмя толстыми полыми трубками (в виде перевитого жгута). В самом верхнем ярусе изображено несколько отдельных и интересных сцен. Основным сюжетом является центральная сцена верхнего яруса: тут двое полураздетых мужчин, растянув мех на руках, готовятся к некоему таинству (см. фото выше). По бокам от основной сцены стоят лошади и коровы с телятами, позади них расположены фигуры скифских слуг, один из них доит овцу, а другой - корову (см. фото ниже). В нижнем ярусе пекторали отражены различные сцены охоты диких и различных фантастических животных. На среднем фризе - фигуры птиц среди побегов цветов.

Нижний и верхний фризы золотой пекторали ажурные. Тут фигурки животных и людей выполнены в технике литья по утраченной восковой модели. Средний фриз расположен на фоне тонкой золотой луновидной пластины, припаянной к двум средних полых трубок. Тут объемные фигуры птиц прикреплены с помощью штифтов среди цветов, их лепестки покрыты цветной эмалью. Концы трубок в верхней части пекторали соединены плоскими трапециевидными обоймами с тремя поясами из орнаментов (цветы лотоса и многолучевые пальметты). К ним прикреплены наконечники с помощью штифтов - застежки в виде головок львов и коротких лент сложной плетенки. Последние с двух сторон вставлены в две прямоугольные обоймы. Верхняя из них украшена цветами лотоса с многолучевыми пальметтами, нижняя обойма - лентой из цветов...

Элемент пекторали с фантастическими животными

Согласно множества интерпретаций золотой пекторали, различных образов и мотивов, ее стилистики, особенно семантики сюжетов, исследователями было разработано немало гипотез и концепций. Среди них и вовсе фантастические. Например, пектораль из Толстой Могилы рассматривалась как модель мифопоэтического пространства-времени, как древний календарь, как древняя карта владений скифов, как изображение великого женского божества Скифии, как атлас скифской космологии и модель Вселенной... Но не так важно, что зашифровано в золотой скифской пекторали, вне всяких сомнений, это уникальная находка из числа скифских сокровищ и бесценный экземпляр скифского золота: пектораль увековечена в монете НБУ, многочисленных научных трудах, интерпретациях и исследованиях.


Ваш Александр Максимчук!
Лучшая награда для меня как автора - Ваш лайк в социальные сети (расскажите друзьям об этой статье), также подписывайтесь на мои новые статьи (просто укажите в форме ниже свой адрес электронной почты и Вы будете первыми читать их)! Не забывайте комментировать материалы, а также спрашивайте любые интересующие Вас вопросы по поводу кладоискательства! Я всегда открыт к общению и стараюсь отвечать на все Ваши вопросы, просьбы и замечания! Обратная связь на нашем сайте работает стабильно - не стесняемся!

21 июня 1971 года во время исследования царского захоронения древних скифов под Толстой Могилой в Днепропетровской области, известный ученый Института Археологии АН Украины Б. Мозолевский нашел огромное нагрудное украшение — золотую пектораль, которая весила 1150 граммов, и достигала более 30 см в диаметре.

По своему весу и размерам, а также высочайшей художественной ценности, эта пектораль стала самой выдающейся археологической находкой за всю историю изучения культуры и искусства древних скифов на Украине.

Однажды во время раскопок в южной части кургана археолог заметил что — то блестящее — это был большой комплект бронзовых украшений для повозки и похоронной упряжи, которые принадлежали царице, захороненной в Толстой Могиле.

Саму же пектораль скрывала толща грунта, для удаления которого потребовались долгие месяцы кропотливой работы, ведь во время археологических раскопок ученые снимают очень тонкие слои земли, чтобы не пропустить ни одной важной детали.

И вот, когда самая ценная находка уже была в руках исследователей, они выяснили, что украшение изготовлено из чистого золота 958 пробы яркого и чистого солнечного цвета. По особенностям своей композиции пектораль состоит из трех ярусов, расположенных в виде рожка по отношению друг к другу, и соединенных между собой цепочками из золотых пустотелых трубочек.

Между нижним и верхним сюжетными ярусами изображена полоска растительного орнамента. Именно этот декоративный элемент, характеризующийся графичностью очертаний, уравновешивает более массивные скульптурные формы нижнего и верхнего ярусов. Более того, если бы не было этой полосочки флористического орнамента, пектораль не была бы столь гармоничной и совершенной в своих пропорциях.

В отличие от отдельно вырезанных сцен с множеством просветов, растительный орнамент закреплен на плоской пластине, которая является основой для изображения. Кроме того, подобная техника позволяет добиться поразительной игры светотени изображения, а также помогает еще более оттенить великолепие и роскошь золотого украшения.

На верхнем ярусе пекторали изображена бытовая сценка: в центре двое мужчин заняты тем, что шьют или ремонтируют некий предмет одежды, похожий на короткий тулуп из волнистой овчины. Возможно, они просто обрабатывают овечью шкуру, чтобы потом сшить из нее одежду.

Справа от них изображение лошади с жеребенком, коровы с теленком, овцы, козы с козленком, а также взлетающей птицы. Невольно привлекает к себе внимание фигура юноши, который сидит и доит овцу. Все детали изготовлены очень четко и качественно, и во всей композиции изделия чувствуется умелая рука мастера.

С левой стороны от центральных фигур мужчин изображены те же животные, но уже с молодым приплодом. А молодой человек закончил доить овцу, и закрывает амфору с молоком жгутом из травы.

На нижнем ярусе пекторали изображена жесткая сцена борьбы травоядных животных с хищниками. Особенно драматично выглядит противостояние коней кровожадным грифонам — этому сюжету посвящены три изображения в центре. Справа — лев с диким кабаном, а слева — леопард с оленем. Рядом с ними собаки преследуют зайца.

Все три яруса пекторали тематически созвучны и образуют единую стилистическую картину. Основной тематикой изображений золотой пекторали являются бытовые сцены, а также сюжеты живой природы. Некоторые учение в рисунках пекторали видят новогоднюю тематику. Уникальная драгоценная находка археологов на сегодняшний день хранится в Музее исторических ценностей в Киеве.

Пектораль (нагрудное украшение, сделанное из одного килограмма 150 граммов золота) вместе с другими сокровищами скифского царя была обнаружена 40 лет назад в Днепропетровской области под курганом Толстая Могила После просуществовавшего около 500 лет скифского царства в степях Украины осталось большое количество курганов (по сути, надгробий), но чуть ли не каждый из них был разграблен еще в древности. Разворовывать могилы правителей начали сами же скифы: их привлекало большое количество золота, которое клали в усыпальницы. Мародеры похозяйничали и в царском погребении под курганом Толстая Могила. Грабители знали свое дело: прорытый ими ход вел прямиком в погребальную камеру, где покоились останки царя. Именно там, рядом с усопшим, должны были находиться самые ценные вещи - такова вековая традиция. Но в этом случае злоумышленников ждало разочарование. По крайней мере, они не смогли найти пектораль, являющуюся настоящим шедевром древнего ювелирного искусства, а также меч и плётку, рукоятки которых сделаны из золота и украшены великолепной чеканкой.

Находка пекторали стала причиной по-своему уникального случая: руководитель Советской Украины Владимир Щербицкий пригласил на встречу человека, занимавшего должность младшего научного сотрудника, к тому же не имевшего ученой степени. Скромным тружеником, удостоенным такой чести, был Борис Мозолевский, ставший впоследствии одним из самых известных отечественных археологов. Человек, обладавший кипучей энергией, сумел, несмотря на невысокую должность, которую он, кстати, занимал в Институте археологии внештатно, организовать и возглавить раскопки кургана Толстая Могила.

Мы с Борисом дружили, и он предложил мне стать его заместителем в этой экспедиции, - рассказывает доктор исторических наук профессор Евгений Черненко. - Когда Бориса вызвали в Киев на встречу со Щербицким, я остался на раскопках. Вернувшись, Мозолевский сказал, что Владимир Васильевич произвел на него хорошее впечатление. Он подробно расспросил о раскопках, о вещах, которые мы нашли, и поинтересовался, когда будет опубликован отчет об экспедиции. На встрече присутствовал тогдашний директор нашего Института археологии Федор Павлович Шевченко. За несколько дней до этого я ему рассказывал, что Боря с семьей живет в общежитии, условия примерно такие, о каких Владимир Высоцкий сказал в одной из песен: на 20 комнат один туалет. Директор моментально сообразил, что настал подходящий момент сообщить Щербицкому о том, что у Мозолевского нет отдельной квартиры, поэтому работа над отчетом может затянуться. Щербицкий взглянул на Бориса Патона, президента Академии наук Украинской ССР, и спросил: "Вы сможете помочь товарищу или мне этим заняться?" Патон, конечно же, взялся помочь. "А зарплата у вас какая?" - задал Щербицкий вопрос Борису. Как младший научный сотрудник тот получал всего 98 рублей в месяц. "Академия что-либо сможет сделать для товарища?" - Щербицкий вновь обратился к Патону. "Может", - коротко ответил Борис Евгеньевич. В результате Мозолевскому дали трехкомнатную квартиру на проспекте Науки и персональную зарплату - 200 рублей.

А остальных участников экспедиции поощрили?

Борису, мне, нашему ангелу-хранителю директору Орджоникидзевского марганцевого комбината Григорию Лукичу Середе (если бы он не помог техникой, раскопки были бы невозможны), а также первому секретарю Орджоникидзевского горкома партии Юрию Крушинскому вручили золотые часы с надписью "Вчд Ради Мчнчстрчв УРСР". С тех пор минуло уже 35 лет, а мои часы исправно работают. Кроме этого нам выдали большие премии. Помню, Боря получил 500 рублей, я - 300 (это были две мои месячные зарплаты).

Ну а в штат Института археологии Мозолевского зачислили?

Конечно, еще до поездки на встречу со Щербицким. На раскопки - посмотреть пектораль - приехали директор нашего института Федор Шевченко, заместитель председателя Совета Министров УССР Петр Тронько, вице-президент Академии наук Иван Билодид, еще какое-то начальство. По этому случаю местные власти устроили прием. Вот я и решил напомнить директору, что Борис до сих пор внештатный сотрудник. А Федор Павлович заявил: "Мозолевский в штате". "Это с каких пор?" - удивился я. - "Да вот, приняли пять минут назад".

В археологию Мозолевский пришел довольно поздно - в 30 лет. В юности поступил в военное училище летчиков в Ейске, что в Краснодарском крае. Но учебу пришлось оставить из-за повального сокращения численности армии при Хрущеве. Затем Борис стал студентом-заочником исторического факультета Киевского государственного университета имени Тараса Шевченко. Учился, работал кочегаром, писал стихи. Мозолевский был талантливым поэтом. Получив диплом, устроился редактором в издательство "Наукова думка" и внештатно - в Институт археологии.
"Платье царицы было обшито тысячами золотых чешуек"

Чувствовали члены экспедиции, что в кургане Толстая Могила ожидает ошеломляющий "улов"?

Мозолевский тогда десятки, если не сотни раз повторял своего рода заклинание: "Ой, там буде, буде щось велике и буде блищати!" Забегая вперед, расскажу о показательном эпизоде: вернувшись с раскопок Толстой Могилы в Киев, Борис заговорил о предстоявшей экспедиции на курган Желто-Каменка. С жаром доказывал, что и там нас ожидают богатые находки, и даже написал шутливую расписку: "Я, Борис Николаевич Мозолевский, обещаю, что в таком-то кургане будет найдено..." Далее шел длинный перечень сокровищ.

У Бориса был талант внушать веру в успех. Если бы не его настойчивость, Толстая Могила до сих пор осталась бы нераскопанной или вообще погибла, поскольку находится посередине дачного поселка. Признаться, тогда на этот курган многие скифологи махнули рукой. В 1960-е годы у нас случилась такая история: за три месяца раскопали 25 курганов, истратив 50 тысяч рублей, а все находки (наконечники стрел) помещались в спичечный коробок. В тех курганах в принципе нельзя было найти что-то большее, поскольку они не скифские, насыпаны еще в эпоху бронзы, когда в могилы клали только стрелы и пищу. Наш с Борисом учитель Алексей Иванович Тереножкин придумал, как отличать курганы разных эпох. Для этого ручными бурами берут пробы грунта с глубины. Так вот, две пробы в кургане Толстая Могила не подтвердили, что он скифский. Бориса это не смутило. Осенью 1970 года, несмотря на непогоду, он поехал в Орджоникидзе. Вместе с рабочими еще дважды пробурил курган (это очень тяжелый ручной труд) - результат неутешительный. Решил: еще одна попытка - и баста. К счастью, последняя проба была положительной. С этого момента началась полоса везения. В марте после сильных дождей затопило карьер по добыче марганца. Работы там приостановили, и уже упоминавшийся Середа позвонил Борису: "Дам тебе несколько грейдеров (огромных землеройных машин. - Авт.)". Они снесли курган, и начались археологические раскопки. По пятнам на грунте мы определили, что под курганом два погребения - в центре и сбоку. К центральному, где затем была найдена пектораль, вел ход, проделанный грабителями. Мы оставили эту усыпальницу на потом, а в первую очередь занялись боковой, ведь не было никаких признаков того, что к ней добрались мародеры.

Однако затем оказалось, что "несанкционированный" ход ведет и в боковую гробницу. "И здесь побывали грабители", - сокрушались археологи. Мозолевский описал охватившие его тогда чувства: "Земля и небо перед моими глазами поменялись местами. Не помня себя от обиды, я вылез из ямы, добрел до каких-то кустов и, словно мальчишка, расплакался". Когда вечером члены экспедиции уехали спать, Мозолевский остался в раскопе, работал до тех пор, пока не нашел нишу с бронзовой посудой и остатками пищи. Все это лежало в порядке.

Борис вновь воспрянул духом, - продолжает Евгений Черненко. - И на следующий день, когда к нам приехал директор марганцевого комбината Середа, Борис разыграл перед ним настоящий спектакль. Мы спустились в раскоп, и Мозолевский сказал Середе: "Вот вам нож. Ткните в любом месте, и я найду там какую-нибудь золотую вещицу". Середа скептически заметил: "Что это вы, Борис, разыгрались?" А Мозолевскому только это и было нужно: он знал, где должно лежать тело похороненного здесь человека (как затем оказалось, молодой скифской царицы), и выбрал точку. Ковырнул ножиком землю и достал золотую пластинку. Потом ткнул в другом месте, говоря: "Я и здесь золото выкопаю" - и выкопал. Одежда скифянки была почти полностью обшита тонкими, словно фольга, золотыми чешуйками - их сотни! Это была первая обнаруженная археологами женская скифская могила, которую не разграбили мародеры! Мы нашли там очень много золотых вещей. В частности, на шее у царицы была золотая гривна весом 478,5 грамма. На ней - скульптурные фигурки двух оленей, за каждым из которых гонятся по семь львов. Кстати, в скифские времена - а это период с VII по III век до нашей эры - в степях Причерноморья водились львы. Что же касается хода, который мы поначалу приняли за грабительский, то оказалось, что через несколько лет после смерти царицы его прорыли, чтобы подхоронить ребенка. В усыпальнице мы нашли останки еще четырех человек - это были слуги, в том числе девочка. Их убивали во время обряда погребения.
"От сокровищ царя грабителей отделял слой грунта толщиной с ладонь"

После находки неразграбленной усыпальницы царицы у нас сразу же поставили пост милиции, даже провели к нам телефонную линию, - вспоминает Евгений Черненко. - Скелеты и все найденные вещи извлекли вместе с грунтом - единой глыбой.

Центральная гробница, где был похоронен царь, находилась на большой глубине - 8,5 метра от уровня поля, - поэтому в экспедиции, кроме ученых и рабочих, участвовали шахтеры. Раскопки здесь были сложными из-за обвалов, а еще на дне гробницы стояла вода. Пришлось вырыть яму для ее стока. В нескольких сантиметрах от того места, где орудовали грабители, мы нашли парадные вещи царя и главную из них - пектораль. Это произошло 21 июня 1971 года в 14 часов 30 минут. Борис ощупал руками пол, копаясь в глине, и вдруг больно, до крови, о что-то оцарапал руку. Позвал меня, и мы вместе стали освобождать этот предмет от глины. Увидели, что он золотой с маленькими фигурками людей и животных. Когда наконец расчистили вещь, Борис спросил: "Что это может быть?" Я накануне закончил работу над книгой "Скифский доспех", так что сразу сообразил: "Это пектораль. Она могла быть частью защитной амуниции воина или украшением. Это украшение, причем царское". Тогда слово "пектораль" было неизвестно широкой публике. Но вскоре благодаря прессе его узнали все. Название "Пектораль" получили гостиница и ресторан Академии наук УССР, а также киевская театральная премия.

Находку здесь же, под землей, вымыли в яме, вырытой для отвода воды. Вынесли на дневной свет, стали рассматривать и на радостях целовать!

Пектораль сохранилась хорошо - 2300 лет она пролежала под землей, словно в сейфе. Правда, немного погнулась (ее затем возили на реставрацию в Эрмитаж и Германию), кроме того, на ней почти облупилась эмаль, которой был покрыт растительный орнамент. По остаткам эмали подлинную пектораль можно легко отличить от двух копий - их сделали мастера Эрмитажа для зарубежных выставок. Каждая копия стоила около шести тысяч рублей.

И все-таки, почему грабители не смогли найти самые ценные вещи?

Сокровища положили там, где ничего ценного скифы обычно не клали, - в дромосе. Это небольшое помещение перед погребальной камерой. От золота грабителей отделяли лишь несколько сантиметров грунта - расстояние шириной с ладонь.

В этой истории есть одно почти мистическое обстоятельство: в дромосе лежали останки царского охранника (скифы убили его, чтобы он сопровождал властелина в загробном мире). Получается, этот воин все-таки сослужил службу: как бы стал преградой на пути мародеров к золоту царя.

Как отметили находку сокровищ?

Не изобретательно - выпивкой. Кстати, Борис любил говаривать: чтобы раскопки удались, на кургане следует обязательно выпить и переночевать. Но не одному - с красивой девушкой.

Известный киевский археолог, Борис Мозолевский, обнаруживший в знаменитую скифскую чашу, вскоре совершил ещё одно выдающееся открытие.

В феврале 1971 года Б.Н. Мозолевский обнаружил ещё один скифский курган в10 километров от знаменитого неподалеку от Никополя. При ручном бурении кургана, который местные жители называли (высота его 9 метров и диаметр70 метров), археолог Борис Мозолевский обнаружил на глубине 7 метров глину – это верный признак скифской могилы.

Предстояла подготовка археологических раскопок: громадный курган нужно было очистить от верхней насыпи, а это 15000 кубометров земли . Под удалённым верхним слоем археологи обнаружили две гробницы в виде глубоких катакомб, относящихся к более позднему захоронению.

Археологи окружили курган широким рвом, в котором обнаружили следы грандиозной заупокойной тризны , здесь было множество костей животных: диких свиней, лошадей, оленей. Установленный по останкам животных, вес съеденного во время поминок мяса составлял примерно 13 тонн. Если учесть, что поминальная тризна у скифов длилась несколько дней, то в поминках на Толстой могиле участвовало не меньше 3000 человек.

Сначала археологи исследовали боковую гробницу, в которой была сначала обнаружена хозяйственная ниша с бронзовой посудой и остатками жертвенной пищи, затем и погребение молодой скифской царицы в богатых нарядах, в расшитом крупными золотыми пластинами головном уборе, одежде и башмачках. Шею скифской царицы украшала массивная золотая гривна с семью фигурками львов, крадущимися за молодым оленем . Вес гривны - 478 гр. чистого золота. Руки царицы унизаны золотыми перстнями и тремя широкими золотыми браслетами, на её висках - крупные золотые подвески с изображением богини с поднятыми в мольбе руками, вокруг было разбросано около 600 золотых бляшек.

Рядом с «царицей» был погребён двухлетний ребёнок в деревянном саркофаге, отделанном алебастром, по-видимому, он умер позже матери и для его погребения был прорыт ещё один вход. В изголовье малолетнего царевича стояли три драгоценных миниатюрных серебряных сосуда для питья вина: кубок, килик и ритон. В руке ребёнка лежал большой золотой браслет - символ власти. В деревянном саркофаге был положен расшитый золотыми пуговками пояс.

Шею царевича украшала золотая гривна , на безымянном пальце правой руки - маленький золотой перстенёк, в его ушах блестели золотые сережки. Вся одежда малолетнего царевича был расшита золотыми бляшками.

Ритуальные украшения из золота изготавливались специально для похорон, ими украшали одежды умерших.

Вместе с умершей царицей и царевичем были похоронены их жестоко убитые слуги: девочка-служанка, женщина-кухарка, воин-охранник и юноша-возничий, вокруг них были разложены соответствующие их занятиям атрибуты.

Археологи обнаружили, что в центральной части скифского кургана Толстая могила, где был похоронен скифский царь, побывали грабители, прорывшие 22-метровый лаз.

Не смотря на то, что эта часть могилы обвалилась, грабителям удалось найти и вынести парадную утварь, царское оружие, украшения.

И всё же Толстая могила остаётся богатейшей из всех известных царских скифских курганов, общий вес найденных в ней золотых украшений равен 4500 гр. золота , это намного превышает вес золота найденного в кургане Куль-Оба, близ Керчи (Пантикопей, Боспорское царство).

Рядом со входом в погребальную камеру, в дромосе (коридоре) лежал царский меч с золотой рукояткой, вложенный в ножны, покрытые золотыми рельефными украшениями, со сценами борьбы животных в традиционном скифском «зверином стиле».

Под перекрестьем меча стоят в геральдической позе дерущиеся петухи - это довольно необычный и совершенно новый сюжет в скифском искусстве.

В нижнем ряду изображён фантастический грифон, раздирающий оленя, лев и грифон, нападающие с двух сторон на лошадь, ещё ниже – леопард, напавший на оленя и поединок между львом и леопардом. Все сцены борьбы животных выполнены в едином «зверином стиле».

На выступе для подвешивания меча к портупее изображен фантастический рогатый грифон с львиной головой, на хвосте которого змеиная голова. Изображения животных полны динамики и очень реалистичны, очень четко проработаны все мельчайшие детали.

В Толстой могиле Борис Мозолевский нашёл неслыханное сокровище: царское парадное нагрудное украшение - золотую пектораль. Это поистине гениальное творение античной торевтики (греч. Toreutikоs) - искусства рельефной обработки художественных изделий из металла. Ныне это произведение искусства получило мировую известность.

Вес пекторали -1150 грамм золота, её диаметр -30,6 см.

Золотая царская пектораль представляет собой символ солнца (коло), состоящих из трёх кругов мира.

Золотая пектораль - это символ царской власти. Одевая пектораль, скифский царь, становился центром солнечного круга и мира. Самоназвание скифов, по Геродоту, сколоты - в этом слове ясно слышен корень «коло» - солнце. «С коло ит», возможно, означало «с солнцем идущий» или «за солнцем идущий», ведь расселение скифских племён шло с востока на запад, то есть скифы всё время шли «за солнцем».

Пектораль состоит из четырех скрученных в жгут трубок, скрепленных на концах застёжкой в виде львиных голов. Вся пектораль по горизонтали разделена на три яруса.

Безмятежная мирная жизнь скифов заполняет собою всё пространство верхнего яруса скифской царской пекторали. В верхнем ярусе изображены и скифские цари, и их семьи, и всё богатство скифов — домашний скот — коровы, козы, овцы, лошади.

Во втором круге пекторали изображён дремучий лес вокруг скифского поселения, полный лесных трав, цветов, кузнечиков и зайцев.

В третьем круге царской пекторали, за дремучим лесом, лугами и травами, притаились дикие звери — львы, фантастичные крылатые скифские драконы, стерегущие золото и все богатства скифов.

Особенно интересны сцены мирной жизни скифов, изображённые в верхнем ярусе. «Развернутой симфонией о жизни в представлениях скифского общества» назвал царскую пектораль её первооткрыватель археолог Борис Мозолевский .

В центре изображены два полуобнажённые скифа, держащих в руках овечью шкуру, золотое руно и ведущих мирную беседу . Один из них трогает мягкую овечью шерсть рукой, как бы проверяя её качество, его длинные волосы стянуты тугой кожаной повязкой, какой обычно пользуются мастеровые во время работы.

Второй скиф, придерживает овечью шкуру и, указывая пальцем на что-то говорит. Его причёска из курчавых волос несколько отличается хорошо уложенными кудрями, но бороды и усы скифов подстрижены одинаково. Лица скифов имеют явные славянские черты.

Рядом с мирно беседующими скифами лежит их оружие — лук в колчане со стрелами , вокруг них спокойно течёт мирная жизнь.

Справа жеребёнок сосёт молоко кобылицы, рядом лежит поросёнок. Юный безбородый скиф, совсем подросток, постриженный «под горшок», как это было принято с давних времён на Руси, доит овцу, рядом пасутся на лугу козы.

Слева изображены корова с телёнком, рядом с нею лежит второй телёнок. Женщина, с заколотыми вверх волосами, держит остро-донную амфору с молоком.

Какой приём применил мастер, для придания объёма всем изображённым сюжетам мирной жизни скифов?

Присмотритесь, и вы увидите, что овца (слева пекторали) совсем не касается земли , словно, висит в пространстве, мастер прикрепил её за спину к верхнему ярусу.

А лошадь, свободно гуляющая и почёсывающаяся копытом переднюю ногу, чуть опустила голову и, совсем, не касается верхнего яруса. Все многочисленные фигурки людей и животных располагаются свободно и не симметрично, все они находятся в спокойном и естественном движении, как в жизни. Создаётся впечатление, словно, все домашние животные свободно бродят в пространстве верхнего яруса пекторали.

Средний ярус украшен цветами, птицами, кузнечиками и растениями. Общая картина пасторальной скифской жизни завершена взлетающими в разные стороны птицами.

В нижнем ярусе пекторали изображены сцены борьбы животных , центральную часть занимают шесть крылатых грифонов терзающие трёх коней.

По бокам в нижнем ярусе пекторали лев и леопард, терзают оленя и дикого кабана , дальше идёт сцена погони собак за зайцами и, наконец, в самом углу притаились два кузнечика, сидящие друг против друга.

В основе сюжета изображённого на пекторали, несомненно, лежат реальные образы скифов, занятых привычными, повседневными делами, окружённых природными красотами цветов и трав, на которых пасутся стада домашних животных.

Каждая миниатюрная скульптура золотой скифской пекторали, несомненно, шедевр непревзойдённого мастерства скифского мастера Северного Причерноморья IV века до н.э.

Золотая царская пектораль совершила своё триумфальное шествие по многим континентам и странам мира, вызывая восторг и восхищение всех, кому посчастливилось ею любоваться.

До настоящего времени скифская золотая царская пектораль из Толстой могилы, хранилась в Киеве, в Музее исторических драгоценностей Украины.

Самое ужасное состоит в том, что ровно год назад, в ноябре 2015 года, Министерство культуры Украины своим приказом N884 ликвидировало Музей исторических драгоценностей Украины. Музея с таким названием в Киеве больше нет , несмотря на все протесты музейщиков всего мира.

Где теперь искать скифские сокровища и золотую царскую пектораль?

Золотая пектораль — золото скифов!

Золотая скифская пектораль была найдена в 1971 году Борисом Мозолевским, киевским ученым в скифском курганенедалеко от города Орджоникидзе Днепропетровской области. Сейчас это одна из самых ценных украинских археологических раскопок, стоит по оценкам больше 2 миллионов долларов. И ценность ее не только в том, что она весит около полутора килограмм золота, а в том, что она несет определенный зашифрованный смысл от скифов и датирована еще 5 столетием до нашей эры. Сейчас она находится в Киеве — в городском историческом музее, под большой охраной, но тем не менее каждый желающий может ее увидеть в небольшой стеклянной коробке посетив музей. Вход в музей почти символический.

Золотая пектораль — это украшение скифов, которое было сделано для скифского царя или царицы. Во всем мире эта раскопка относится к самым ценным раскопкам 20 столетия и ученные всего мира пытаются ее разгадать. Одни видят в раскопке календарь, другие — послание от скифов будущим поколениям, третьи в ней видят карту. Золотая пектораль состоит из ста различных фигурок, каждая из которых что-то обозначает. В основном это фигуры животных, но при ближайшем рассмотрении обнаружено даже египетские пирамиды на лбу одного из быков. Ученых поражает точность и мастерство, с которым сделана золотая пектораль еще в 5 столетии до нашей эры.

Золотая пектораль — украшение скифов

Скифы были могучим и грозным народом, который населял много современных стран Европы и Азии, были и кочевые скифы. Считается, что в Крыму были именно коренные скифы, и что там была столица скифского государства.Совсем недавно начались раскопки в Крыму возле скалы Ак-Кая, где по всем признакам было поселение скифов. Некоторые ученые археологи считают, что именно здесь была столица скифского государства.
Благодаря необычному способу захоронений у скифского народа, до наших времен дожили много археологических ценностей скифов. Уважаемых людей они хоронили в курганах, оставляя там же золото, драгоценности и оружие погибшего. Долго ученые не знали, что именно представляют эти курганы. То ли они использовались как то в войне, то ли для сельского хозяйства. Но когда ученые нашли золотую пектораль в Днепропетровской области, стало понятно, что в курганах хоронили скифов. Много курганов было раскопано тогдашней властью, до сих пор никто не знает всего количества археологических ценностей, которые там были. Но большинство из ценностей официальных раскопок попали все-таки в музеи. Много курганов было разграблено черными археологами. Даже сейчас есть много курганов на территориях степной Украины, в Херсонской и Днепропетровской области. Во всех провели уже официальные археологические раскопки, но до сих пор черные археологи продолжают свое дело, и раскапывают курганы заново, надеясь найти клад скифов. Многим все никак не дает покоя золотая пектораль, которая так просто была найдена поблизости обычного небольшого городка в Днепропетровской области. Курган этот теперь называется Толстая Могила, а человек, который ее нашел, прославился на весь мир, это Борис Мозолевский. Но путь к этому кургану ему подсказали обычные крестьяне, когда при обработке поля нашли несколько скифских монеток и рассказали об этом археологам. Мозолевский получил много почестей и даже квартиру в Киеве за данную находку. Его так высоко оценили, потому что курган Толстая Могила был раскопан не один раз, еще в древности, там было прорыто много ходов, и при этом ученому удалось найти этот шедевр ювелирного искусства древних скифов.

Выбор редакции
Главное условие при приготовлении продукта – сохранение наибольшего количества его полезных свойств.Брокколи можно кушать сырой, а также...

Обычно для колбасных оболочек используют кишки, пищеводы и мочевые пузыри.Кишки под воздействием своего содержимого, ферментов и кислот...

Сны, в которых фигурируют грызуны, являются очень символичными. Живая мышь, например, предвещает неискренность друзей, домашние...

Здравствуйте, дорогие читатели. Все мы ждем наступления осени для того, чтобы вдоволь насладиться ее дарами, которые так полезны в такое...
Определение слова квашение подразумевает под собой биохимический способ консервирования . Базой для него является образование...
Думаю, драники любят многие из нас. Предлагаю приготовить драники с мясом в горшочке. Вкусное, сытное блюдо отлично подойдёт к обеденному...
Тот, кто первым сообразил приготовить окрошку на майонезе, видимо, был страстным любителем салата «Оливье». Потому что окрошка на...
Оладьи наряду с блинами одни из самых любимых и востребованных блюд. Что может быть лучше пышных, ароматных, невероятно вкусных...
Гречка с мясом - блюдо простое, незамысловатое и недорогое, но зато очень вкусное и питательное. Мясо можно брать абсолютно любое,...