Смысл пословицы одной рукой узла не завяжешь. Фонетический разбор «одной рукой узла не завяжешь. Фонетический разбор: согласные звуки русского языка


Цель: сплочение коллектива, актуализация навыков сотрудничества.

Задачи: снятие эмоционального напряжения; повышение уровня эмоционального настроя; развитие умения работать в группе; развитие креативности; формирование умения сочинять сказки.

Оборудование и материалы: плакат “Одной рукой и узла не завяжешь”, бумага, ручки, наборы карточек к упражнению “Найди свою Репку”, передвижная доска, мешочки с конфетами, плакат со словами к упражнению “Сочиняем сказку”.

Время: 1 час.

Количество участников: 14 человек.

Участники: педагоги.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие

Упражнение “Поздоровайся, как сказочный персонаж”

Участники становятся в круг.

Ведущий. Сегодня наша встреча будет очень необычной, а точнее - сказочной. Все вы читали или продолжаете читать сказки. В сказках вам встречались различные герои. И я сейчас предлагаю вам поприветствовать друг друга, как тот или иной сказочный персонаж. А чтобы было легче выполнять это задание, будем по очереди брать из мешочка карточки, где уже написаны имена сказочных героев”. Каждый участник достает карточку, здоровается со всеми, а остальные угадывают имя персонажа, от лица которого нас приветствовали. (7 минут.)

2. Разминка

Ведущий обозначает тему встречи, открывая на доске плакат с надписью: “Одной рукой и узла не завяжешь”. Участники обсуждают смысл фразы.

Упражнение “Вспомним сказки”

Для проведения упражнения ведущий организует группы участников следующим образом. Он предлагает каждому взять по одной конфете из мешочка и по их виду объединиться в группы (количество видов конфет соответствует требуемому числу групп).

Участники в своих группах вспоминают и записывают на листах бумаги названия сказок и других литературных произведений, основной смысл которых может соответствовать смыслу пословицы: “Одной рукой и узла не завяжешь”. Затем участники озвучивают то, что они записали. (7–10 минут).

3. Основное содержание занятия

Упражнение “В чем смысл сказки?”

(Из кн.: И.В. Вачков. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89, 2007)

Участники остаются в своих группах. Ведущий предлагает им выбрать из списка, который был составлен в предыдущем упражнении, сказку, больше всего соответствующую теме занятия.

Затем дается задание извлечь из нее все смыслы, которые только удастся. Чему учит сказка? Как можно сформулировать уроки, преподносимые этой сказкой?

После обсуждения все найденные смыслы еще раз проговариваются, а ведущий фиксирует их на доске.

Участникам можно предложить сказку “Репка” для выполнения этого задания, если у них возникнут затруднения в выборе произведения. (10 минут.)

Упражнение “Найди свою Репку”

(Модификация игры “Сказочные шахматы” из кн.: И.В. Вачков. Групповые методы в работе школьного психолога. - М.: Ось-89, 2006)

Ведущий . В сказочной стране были две деревеньки. Одна называлась Круглое, а другая - Серёжкино. Посадили однажды их жители репки у себя на огородах. Прошел волшебный дождь, репы выросли небывалых размеров. Решили жители деревень свезти свои репы на ярмарку да посмотреть, чья выросла больше. В условленный день собрались они на ярмарке и выставили свои репы. Но тут опустился волшебный туман, а когда он рассеялся, оказалось, что люди лишились слуха и не могут разговаривать. Им всем очень хотелось быть рядом со своей семьей и репкой. Каждый из них помнил, кто он и в какой деревне живет, но понятия не имел, кто с ним рядом находится.

Представьте себе, что вы оказались на месте жителей этих деревень. Давайте попробуем разрешить эту проблему. Каким образом? Вы сейчас по очереди вытянете карточку и узнаете, какая роль досталась вам в нашей игре. Название деревни будет вам подсказкой. Важное условие - никому не показывайте свою карточку! Посмотреть карточки можно только по команде.

Для игры заготавливаются карточки по числу участников. Набор карточек (для каждой группы): Мышка, Жучка, Дед, Бабка, Внучка, Кошка, Репка.

На доске ведущий записывает порядок расположения персонажей:

2. Жучка - любимая собака деда.

5. Внучка.

6. Кошка - любимица внучки.

Ведущий . Уважаемые герои! Помните, что ваша задача - оказаться именно с вашей семьей, из вашей деревни. Где будет находиться ваша семья, пока никто не знает. Для того чтобы определиться, вам следует договориться друг с другом. При этом помните, что вы:

- не можете разговаривать;

- используете только жесты и мимику.

Запрещается писать на бумаге или в воздухе слова - названия деревень или выпавшую вам роль.

Если всем понятны условия игры, начинаем.

После того как жители обеих деревень соберутся, то есть обе шеренги выстроятся, ведущий предлагает им предъявить карточки и назвать свою роль. Затем проходит обсуждение игры по вопросам:

Сложно ли было играть? Почему?

Что помогло вам найти свое место?

Какие трудности возникли? Как вы с ними справлялись?

Какие способы взаимодействия вы использовали?

Как смогли договориться без слов?

(10–15 минут.)

Упражнение “Сочиняем сказку”

1-й вариант

Ведущий предлагает участникам занятия побыть в роли сказочников и написать сказку. Группы можно сформировать с помощью конфет (см. упражнение “Вспомним сказки”).

Ведущий открывает на доске плакат со словами:

Участники сочиняют сказку, используя эти семь слов, а конечной фразой должна стать пословица - “Одной рукой и узла не завяжешь”.

Когда все завершат свои сказки, дается 1–2 минуты на придумывание названия сказки. Сказки зачитываются.

(15 минут.)

2-й вариант

Упражнение можно провести, используя элементы песочной сказкотерапии. Участники объединяются в две группы. Ведущий предварительно прячет в песке маленькие предметы в соответствии с количеством участников. Участники аккуратно ищут в песке фигурки и, после того как фигурки найдены, сочиняют сказочную историю, где герои - фигурки. Конечной фразой сказки должна стать пословица “Одной рукой и узла не завяжешь”. По окончании придумывают название сказки и зачитывают ее.

(Необходимое для упражнения оборудование готовится заранее.)

4. Подведение итогов

Разделы: Школьная психологическая служба

Цель : актуализация навыков сотрудничества.

Задачи:

  • создание позитивного психологического климата в группе;
  • развитие умения работать в паре, в группе;
  • определение условий эффективного взаимодействия.

Используемые материалы:

  • бейджи в форме цветка для каждого из участников занятия (цветы различаются по цвету – желтые и оранжевые – и по форме – колокольчики и ромашки);
  • плакат с названием темы занятия;
  • иллюстрации к сказке «Репка» и басне «Лебедь, рак и щука» (см. Приложение 1 );
  • напечатанные на листе бумаги лабиринты (см. Приложение 2 ), 24 кубика из набора Б.Никитина, карточки – ориентиры по количеству учащихся и пустые поля из клеток 3x4 (размеры клетки соответствует размерам грани кубика);
  • цветные карандаши;
  • скотч, газеты, ножницы, степлер;
  • кружочки, вырезанные из цветной бумаги (желтые, зелёные и красные), два мешочка из ткани.

План занятия:

  1. Приветствие. Упражнение «Плечо к плечу»
  2. Введение в тему. Беседа «Одной рукой узла не завяжешь».
  3. Основное содержание занятия. Упражнение «Лабиринты». Упражнение «Собери узор из кубиков». Упражнение «Строим дом».
  4. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

1. Приветствие.

Ведущий выдает каждому ребёнку бейдж в форме цветка (дети записывают своё имя на бейдже), здоровается с участниками занятия и предлагает поприветствовать друг друга, выполнив следующее упражнение.

Упражнение «Плечо к плечу»

Ведущий: «Ребята, вы сегодня, конечно, уже приветствовали друг друга. Я предлагаю вам поздороваться без слов, прикосновениями. Встаньте, пожалуйста, в круг. Поприветствуйте своего соседа, соприкоснувшись с ним локтями». После этого, ведущий просит детей «поздороваться» плечами, мизинцами рук, пятками, коленями, кончиками ботинок и т.п.

2. Введение в тему. Беседа «Одной рукой узла не завяжешь».

Ведущий открывает на доске тему занятия: «Тему нашей встречи можно обозначить известной поговоркой: «Одной рукой узла не завяжешь». Как вы думаете, о чём говорит нам эта поговорка, каков ее смысл?» Участники занятия высказывают свое мнение. Ведущий обращает их внимание на то, что сотрудничество людей при выполнении какого-то дела необходимо для достижения общей цели.

Затем ведущий предлагает посмотреть на иллюстрации к сказке «Репка» и к басне А.И.Крылова «Лебедь, рак и щука». Ребята вспоминают содержание сказки и басни. Психолог может попросить кого-либо из детей рассказать сказку, а басню прочитать сам, так как не все ребята её помнят наизусть (см. Приложение 3 ). После этого ведущий спрашивает участников занятия о следующем:

1. герои, какого произведение совместно пробуют достичь поставленной цели (герои и сказки, и басни);

2. почему Лебедь, Рак и Щука не смогли, даже действуя одновременно, сдвинуть воз с поклажей, а герои, сказки, благодаря согласованным друг с другом действиям, добились желаемого;

3. что необходимо было сделать Лебедю, Раку и Щуке, чтобы их действия привели к желаемому итогу.

Ведущий: «Итак, для того, чтобы достичь какого-либо результата в совместной работе, необходимо умение слушать друг друга, уступать другому, договариваться. Давайте попробуем выполнить задание, в котором вы сможете проявить все эти навыки».

Дети объединяются в пары по цвету цветочков. Ведущий предлагает одним парам выполнить упражнение «Лабиринт», а другим - упражнение «Собери узор из кубиков».

3. Основное содержание занятия.

Упражнение «Лабиринты»

Ведущий: «Сейчас мы будем проходить лабиринты. Для этого вы в паре должны определить, кто будет закрывать глаза и карандашом прочерчивать путь, а кто будет ему помогать в этом, смотря на сам лабиринт и сообщая товарищу с помощью слов «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т. д. правильный путь». Психолог выдаётизображение лабиринтов .

Упражнение «Собери узор из кубиков».

Одному ребёнку из пары выдаётся рисунок узора, состоящего из 12 кубиков различных цветов, а его партнёру по упражнению – пустое поле из соответствующего количества клеточек. Тот ребёнок, у которого карточка, не показывая её своему товарищу, объясняет последнему узор, описывая лишь местоположение кубиков в узоре (например, «в нижнем левом углу кубик стоит белой стороной»).

После того, как ребята справятся с заданием, ведущий предлагает ответить на вопрос о том, легко или сложно было выполнить упражнение и почему, что помогло ребятам правильно выполнить задание.

Упражнение «Строим дом»

(модификация упражнения «Вавилонская башня» Д.В.Рязановой )

Ребята по просьбе психолога объединяются в две группы по виду цветочков. Каждая группа получает скотч, ножницы, степлер и стопку газет. Ведущий: «Вам необходимо построить дом. Дом должен быть как можно выше. После постройки он должен простоять хотя бы несколько минут. Нельзя использовать столы, стулья, другие предметы и людей». Ребята в группах обсуждают способы выполнения задания, а потом приступают к его выполнению. На выполнение задания даётся 7 минут.

После этого участники обсуждают выполнение последнего упражнения, отвечая на вопросы ведущего: «Как себя чувствовал каждый из них, легко ли им было выполнять задание, как ребятам удалось прийти к единому мнению, чтобы построить башню, какие условия необходимы для успешного сотрудничества людей друг с другом». Ведущий также просит ребята подумать, как они работали: как герои сказки или как герои басни Крылова А.И.?


4. Подведение итогов занятия.

Ведущий протягивает каждому ребёнку по очереди мешочек с кружочками, вырезанными из цветной бумаги, и предлагает выбрать соответствующий кружочек: кружочек зелёного цвета, если занятие понравилось, было интересно, жёлтого – какие-то упражнения были не совсем интересны, а другие понравились, красного – если на занятии было скучно (ребёнок может не показывать остальным, фигуру какого цвета он вытащил).

После того, как каждый ребёнок выбрал кружочек, кружочки опускаются в другой мешочек, а из него высыпаются на стол. Ведущий анализирует результаты «анонимного» голосования и просит ребят высказать своё мнение о том, что удивило, обрадовало, заинтересовало их на занятии.

Использованная литература:

  1. Осипова А.А. и др. Диагностика и коррекция внимания. Стимульный материал. М.: ТЦ Сфера, 2004г.
  2. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? М.: Генезис, 2003г., 198с.

Один в поле не воин. Одной рукой и узла не завяжешь.
См. ОДИНОЧЕСТВО

  • - Неодобрительно о желании получить сразу слишком много, не имея достаточных на то оснований; также порой и о неспособности использовать одновременно разные возможности...

    Словарь народной фразеологии

  • - Сиб. Неодобр. Без всяких изменений. ФСС, 94...
  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - пол-узл"...

    Русский орфографический словарь

  • - См. ТЛЕН -...
  • - см. Руку протянуть...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ЖИВОТНОЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ВОЛЯ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ПРЯМОТА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ТОРОВАТОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ТОРОВАТОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. РОЗНОЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Кар. Наскоро. СРГК 4, 151...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Народн. Неодобр. О двуличном человеке. ДП, 661; Жиг. 1969, 208...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Народн. Неодобр. То же, что одной рукой даёт, другой отнимает. Жиг. 1969, 208...

    Большой словарь русских поговорок

  • - нареч, кол-во синонимов: 1 один в поле не воин...

    Словарь синонимов

"Одной рукой и узла не завяжешь." в книгах

От года до трех лет – игры одной рукой

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

От года до трех лет – игры одной рукой Чем младше ребенок, тем примитивнее должны быть игры, и, конечно, лучше не доиграть, чем вызвать отторжение, так как большинство детей с радостью копируют движения взрослых.* * * По ладошке, по дорожке ходит маленькая кошка, В маленькие

Дотянуться и дотронуться до кого-нибудь – одной рукой

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Дотянуться и дотронуться до кого-нибудь – одной рукой Примерно на пятом месяце захват двумя руками, больше напоминающий объятия, прогрессирует к более точному подведению одной руки. Совершая первые касательно-хватательные движения, ребенок задействует всю кисть и

Стадия 2. Поднятие и опускание ци одной ноги с одной рукой

Из книги Пробуждение энергии жизни. Освобождение пойманной в ловушку Ци автора Францис Брюс

Стадия 2. Поднятие и опускание ци одной ноги с одной рукой На этом этапе вы научитесь двигать руками через свое энергетическое поле, чтобы энергия:1) поднялась из земли внутри вашей ноги, по передней части бедра, а затем вверх по туловищу на переднюю часть плеча и2) снова

Двойной подъем одной рукой

Из книги Школа карточных фокусов автора Коцыло Виталий Васильевич

Двойной подъем одной рукой Допустим, вам необходимо показать три карты. Это можно выполнить, проводя дублирование одной рукой. Положение карт следующее: верхняя карта - индифферентная, под ней три карты, которые требуется показать. Эти четыре карты вы держите так, как

Рулите одной рукой

Из книги Полный контроль автора Паркс Ли

Рулите одной рукой Я твердо убежден, что рулить нужно только одной - внутренней - рукой. Вы должны не только толкать, но при необходимости и тянуть рукоятку руля. Я считаю, что прикладывать усилия обоими руками в противоположных направлениях неизмеримо труднее, чем

«Одной рукой глаза мои накрыл…»

Из книги Из круга женского: Стихотворения, эссе автора Герцык Аделаида Казимировна

«Одной рукой глаза мои накрыл…» Одной рукой глаза мои накрыл, Другую мне на сердце положил, Дрожащее, как пойманная птица, И вдруг затихшее, готовое молиться, И ждущее Его завет. Но я не знала: здесь Он или нет, Лежала долго так, боясь пошевелиться. И тлела жизнь, как бледною

5. «Под одной рукой»

Из книги Жизнь без подгузника! автора Бауэр Ингрид

5. «Под одной рукой» Некоторые родители предпочитают держать ребенка под одной рукой, словно футбольный мячик. Это выглядит забавно. В этой позе малышок сидит у вас под мышкой, его попа находится сзади, а голова и ножки - впереди. Родитель в этой позе может присесть, а

Второе упражнение - круговое движение одной рукой

Из книги Ежедневная гимнастика для людей умственного труда автора Кораблев Н В

Второе упражнение - круговое движение одной рукой Исходное положение. Стоя. Ступни на ширине плеч. Левая рука на поясе. Правая рука отведена назад и вверх, кисть сжата в кулак. Вдох (рис. 90).Выполнение. Круговые движения правой рукой: назад, вниз, вперед, вверх

Упражнение 16: ТЯГА ГАНТЕЛИ ОДНОЙ РУКОЙ

Из книги Диета 5:2. Бикини-диета автора Уайтхарт Жаклин

Упражнение 16: ТЯГА ГАНТЕЛИ ОДНОЙ РУКОЙ Задействованные участки тела: верхний отдел спины, руки.? Выставьте скамью на уровне бедра, возьмите в одну руку гантель.? Упритесь правым коленом и ладонью правой руки в скамью, выпрямите спину и выпрямите левую руку, держащую

Рывок одной рукой

Из книги Гири. Спорт сильных и здоровых автора Воротынцев Алексей Иванович

Рывок одной рукой Рывок - заключительное упражнение классического двоеборья в гиревом спорте. По правилам соревнований, в рывке гиря из положения «в висе» поднимается вверх на прямую руку одним непрерывным движением. Опускается в и.п. также одним движением, не касаясь

Одной рукой в ладоши не хлопнешь

Из книги Литературная Газета 6271 (№ 16 2010) автора Литературная Газета

Одной рукой в ладоши не хлопнешь Общество Одной рукой в ладоши не хлопнешь РЕЗОНАНС Совершенно с вами согласна («Школа как поле битвы», «ЛГ», № 12), одного пряника для воспитания мало. В школе не выстроена система стимулов и наказаний, отсюда все проблемы. Нельзя наказать

Хлопок одной рукой

автора Кукушкин С. А.

Хлопок одной рукой

Из книги Притчи. Ведический поток автора Кукушкин С. А.

Хлопок одной рукой К Мастеру дзэн по имени Суйво пришел ученик в слезах и отчаянии.- Придется мне в стыде и смятении вернуться домой, - сказал он, - раз я не могу решить заданную мне задачу.Три года назад Суйво велел ему медитировать на тему: услышать звучание хлопка одной

Упражнение 14 Жимы гантелей одной рукой лежа

автора Лагутин Михаил Петрович

Упражнение 14 Жимы гантелей одной рукой лежа Упражнение направлено на большие грудные мышцы. Исходное положениеЛежа на горизонтальной опоре так, чтобы голова, плечи и ягодицы были плотно прижаты к скамье. Спина ровная, ступни шире плеч и упираются в пол. Одна рука

Упражнение 16 Отведение гантели одной рукой лежа

Из книги Красивая грудь. 25 лучших упражнений автора Лагутин Михаил Петрович

Упражнение 16 Отведение гантели одной рукой лежа Упражнение направлено на большие грудные мышцы. Исходное положениеЛежа на горизонтальной опоре так, чтобы голова, плечи и ягодицы были плотно прижаты к скамье. Спина ровная, ступни шире плеч и упираются в пол.Возьмите в

Болотников готовился к осаде Орла, но крепость воевать не пришлось. В нескольких верстах от города воеводу встретили орловские посланцы.

– Челом бьем, Набольший воевода! Орел присягнул государю Дмитрию Иванычу.

– А как же Шубник? – рассмеялся Иван Исаевич. – Давно ли Василию крест целовали.

– Не хотим Шубника! – закричали посланцы. – Он царь не истинный, на кривде стоит. Хотим Дмитрия Иваныча на престол. Он-то праведный, к народу милостив.

– А как же воеводы с войском?

– Тебя устрашились, батюшка. Как прознали о твоей победе, перепужались шибко. А тут и слободы поднялись. Воеводы и вовсе струхнули. Снялись ночью – и деру. Дворянишки же по усадищам своим разбежались. Ждет тебя Орел, батюшка, встретит хлебом-солью.

– Спасибо на добром слове, други, – поклонился посланцам Иван Исаевич. – Царь Дмитрий Иваныч не забудет ваше радение. – Обернулся к стремянному. – Выдай по чаре вина да по кафтану цветному.

Затем позвал полковых воевод на совет.

– Поразмыслим, други, как дале идти. Орел свободен. Пройдем мимо, аль в город заглянем?

– В Орле ныне великий праздник. Народ ждет нас. Негоже от хлеба-соли отказываться.

– Берсень дело толкует воевода, – поддержал Федьку Мирон Нагиба. – Ты ж самим царем Дмитрием в набольшие поставлен. Любо будет орлянам тебя встретить. Рать поустала, самая пора передохнуть.

Иван Исаевич глянул на Федьку и Мирона, хмыкнул. Не о рати у них дума – о пире. Уважают чару атаманы. Славу и почет уважают. Федька и вовсе любит побояриться. Вон как знатно в засечной крепости повоеводствовал. Самозванец! И ведь поверили, едва ли не год в воеводах ходил. То-то погулял, пображничал, то-то повыкобенивался!

Поднялся Юшка Беззубцев:

– Не так уж рать и устала. Вспомните, как на Кромы шли? С ног валились. Ныне же идем спокойно, ни один ратник не жалобится. Мыслю, Орел пройти мимо. Крюк все же немалый. Зачем на застолицы дни терять?

Федька недовольно фыркнул. Вечно этот Беззубцев сунется, вечно поперек! Ужель и на сей раз Болотников прислушается к Юшке?.. А что же Нечайка Бобыль? Тьфу ты! И этот поспешает.

Совет раскололся. Взоры воевод устремились на Болотникова.

– Посидеть в Орле не худо бы. Добрая крепость присягнула Дмитрию. Ой, как пригорюнится Шубник. Он-то, поди, задержать нас Орлом мыслил, остановить, дабы с новыми силами собраться. Не выгорело, на-ко выкуси, Василий Иваныч! – Болотников с веселой насмешкой выкинул кукиш. – Ныне не остановишь. Но царь Василий не дурак. Чу, спешно новые полки подтягивает. Наверняка и к Волхову, и к Белеву стрельцов с дворянами пришлет. Города ж эти на нашем пути, их не миновать. Так что пиры закатывать недосуг, на Москве погуляем. Ныне каждый день дорог. На Болхов, воеводы!

Сказал как отрезал. Знали: спорить теперь напрасно, Болотников непреклонен. Молча разъехались по полкам. В шатре остался лишь один Федька. Мрачный, насупленный.

– Чего темней тучи?

Берсень исподлобья глянул на Болотникова, зло брякнул:

– Тяжко мне с тобой, Иван... Тяжко!

Улыбка сползла с лица Болотникова. Пристально посмотрел Федьке в глаза, покачал головой.

– Обидчив ты, Федор.

– Обидчив, Иван, обидчив! – запальчиво продолжал Берсень. – Зачем помыкаешь мной, зачем перед начальными срамишь? В Диком Поле я и дня сраму не ведал. А ныне? Что ни совет, то Берсень в дураках. Казаки смеются.

– Напрасно ты так, – с сожалением произнес Болотников. – На то он и совет, чтоб истину выявить.

– Истина твоя – Юшка Беззубцев. Мудре-ен советчик. Берсень же – не пришей кобыле хвост, глупендяй. Куды уж ему воевод наставлять, малоумку.

– Буде, буде, Федор! – строго оборвал Иван Исаевич.

– Обидели девку красную, речей ее не послушали. А вспомни казачий круг! В каких драчках дела вершили? За сабли хватались, чтоб к истине-то прийти... На Юшку сердца не держи, он худого не скажет. Гордыню же свою, Федор, подале запрячь, на ней далеко не ускачешь. Славы твоей ни Юшка, ни кто другой не отымет.

– Отпусти меня, Иван... Из рати отпусти, – глухо вымолвил Берсень.

– Что? – меняясь в лице, переспросил Болотников.

Но Федька уже вышел из шатра. Болотников хотел остановить, окликнуть и все же сдержался, не дал волю гневу. Научился укрощать себя в турецкой неволе. Сколь раз приходилось брать себя в руки, когда над тобой измывается иноверец с ятаганом. Но как это было тяжко – задавить в себе ярость! Казалось, легче принять смерть, чем перенести глумление. И все же переносил, переносил ради неугасающей надежды на избавление. Лишь однажды не одолел себя; это были дни, когда стало совсем невмоготу, когда вконец озверела, ожесточилась душа. Негодующий, осатаневший, готовый разнести невольничий корабль, он набросился на янычара – и лишь случай спас ему жизнь...

Иван Исаевич вышел из шатра. Рать давно уже спала, окутанная черным покрывалом августовской ночи. Улегся на траву, широко раскинул руки. По роще гулял теплый упругий ветер, заполняя ее тихим ласковым гулом.

Бесшумно вынырнул из тьмы стремянный, в руке – седло. Другого изголовья Болотников не терпит: казачья привычка.

– Кафтаном накрыть?

Иван Исаевич не отозвался, ни о чем не хотелось говорить в эту ночь. Полежать бы отрешенно, позабыв обо всем на свете, полежать тихо, умиротворенно. Ведь так редки безмятежные минуты! Как недостает их усталой, вечно терзающейся душе.

Смежил отяжелевшие веки, уходя в сладкое, легкое забытье... И вдруг, как стрела в сердце. Федька! Федька Берсень.

Сон начисто отлетел и вновь душу защемило, обдало недоброй смутной тревогой. Федька!.. Нет ближе, верней и надежней соратника... Сын крестьянский, страдник, атаман мужичьей ватаги. Не он ли укрывал беглых оратаев в лесных дебрях, не он ли громил боярские усадьбы, не он ли заронил в его душе смуту, прельщая волей? А мужичьи кабальные грамотки? Не с Федькой ли сжигали ненавистную кабалу на Матвеевой заимке? Не в Федькиной ли лесной землянке упрятались Василиса с Афоней Шмотком после бунта в селе Богородском?

Особо памятно Дикое Поле: воеводство Федьки в засечной крепости, ратоборство с ордынцами, степные походы...

Но с чего бы это вдруг Федька из рати уйти собрался? Какая блоха его укусила?

Думал, искал причину, покуда не всплыли Федькины слова:

«Не могу под уздой ходить. Тяжко мне под уздой!»

Молвил на победном кромском пиру, молвил с болью, с надрывом, даже кулаком по столу бухнул.

«О какой узде гутаришь?» – спросил тогда сидевший обок Нечайка Бобыль.

«Не понять тебе, – уклонился Берсень. – Давай-ка еще по чаре. Пей, Нечайка, заливай душу!»

Пил много, свирепо, с непонятным ожесточением, будто не победу обмывал, а заливал горькой тяжкую беду.

«Не могу под уздой ходить». Не тут ли истина? Такому, как Федька все узда – рать, советы. Большой воевода.

Пришедшее озарение болью отозвалось в сердце. Федьке не нужен Набольший, любой Набольший. Здесь, после Дикого Поля, после многолетнего атаманства, он стеснен, опутан, закован властью Набольшего, подавлен его волей.

«Но как же быть, друже? Ныне не до местничества, не в Боярской думе. Ныне на великое дело пошли, Русь подняли. Теперь лишь единение крепить, в кулак сойтись. Нечайке, Мирону, Юшке, Рязанцу, Аничкину... Без могучего кулака бояр не свалить. Худо биться порознь. Одной рукой и узла не свяжешь... Нет, Федька, не время славой считаться. Хочешь не хочешь, а надо в одной упряжке идти. Всем – и воеводам, и мужикам.

Думал Иван Исаевич, думал о своих содругах, думал о крестьянах и холопах, пришедших в народную рать.

Роща гудела прерывисто и протяжно, то с нарастающим шумом, то замолкая, и тогда на опушке воцарялась недолгая зыбкая тишина, нарушаемая лишь робким ше­лестом трав. Но так продолжалось недолго: задремавший было ветер вновь выпутывался из кудрявых шапок и начинал незаметно, исподволь приводить в легкий трепет невесомые листья, потихоньку раскачивать примолкнувшие ветви и вершины; но вот ветер набрал силу и дерзко загулял по роще, да так напористо и мощно, что зашатались стволы берез.

Иван Исаевич поднялся, вздохнул полной грудью.

«Ишь какая сила! Дерева гнет. Вот так и верное дружество, все падет под его мощью. Нет, Федька, нет! Не отпущу тебя из рати».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. РУЗЫ»

Тренинг по теме:

«Одной рукой узла не завяжешь».

Провела: воспитатель группы продленного дня

МБОУ «СОШ № 2 Г. Рузы»

Притеева Светлана Николаевна,

2013 г.

Тема: «Одной рукой узла не завяжешь».

Цель : актуализировать навыки сотрудничества; создание позитивного психологического климата в группе; развивать умения работать в паре, в группе.

Оборудование: бейджики в форме цветка для каждого, плакат с названием темы, иллюстрации к сказке «Репка» и басне «Лебедь, рак и щука», напечатанные на листе бумаги лабиринты, кубики, карточки, цветные карандаши, скотч, газеты, ножницы, степлер, кружочки, вырезанные из цветной бумаги, два мешочка из ткани.

Дата проведения: ноябрь 2013 г.

Ход тренинга.

I . Организационный момент.

1. Приветствие.

Воспитатель выдает каждому ребёнку бейдж в форме цветка (дети записывают своё имя на бейдже и предлагает поприветствовать друг друга, выполнив следующее упражнение.

2. Упражнение «Плечо к плечу».

Воспитатель: «Ребята, вы сегодня, конечно, уже приветствовали друг друга. Я предлагаю вам поздороваться без слов, прикосновениями. Встаньте, пожалуйста, в круг. Поприветствуйте своего соседа, соприкоснувшись с ним локтями». После этого, ведущий просит детей «поздороваться» плечами, мизинцами рук, пятками, коленями, кончиками ботинок и т.п.

II . Основная часть.

1. Беседа «Одной рукой узла не завяжешь».

Воспитатель открывает на доске тему занятия: «Тему нашей встречи можно обозначить известной поговоркой: «Одной рукой узла не завяжешь». Как вы думаете, о чём говорит нам эта поговорка, каков ее смысл?» Участники занятия высказывают свое мнение. Воспитатель обращает их внимание на то, что сотрудничество людей при выполнении какого-то дела необходимо для достижения общей цели.

Затем воспитатель предлагает посмотреть на иллюстрации к сказке «Репка» и к басне А.И. Крылова «Лебедь, рак и щука». Ребята вспоминают содержание сказки и басни.

Воспитатель:

Герои, какого произведение совместно пробуют достичь поставленной цели (герои и сказки, и басни);

Почему Лебедь, Рак и Щука не смогли, даже действуя одновременно, сдвинуть воз с поклажей, а герои, сказки, благодаря согласованным друг с другом действиям, добились желаемого;

Что необходимо было сделать Лебедю, Раку и Щуке, чтобы их действия привели к желаемому итогу.

Воспитатель: «Итак, для того, чтобы достичь какого-либо результата в совместной работе, необходимо умение слушать друг друга, уступать другому, договариваться. Давайте попробуем выполнить задание, в котором вы сможете проявить все эти навыки».

Дети объединяются в пары по цвету цветочков. Ведущий предлагает одним парам выполнить упражнение «Лабиринт», а другим - упражнение «Собери узор из кубиков».

2. Упражнение «Лабиринты».

Воспитатель: «Сейчас мы будем проходить лабиринты. Для этого вы в паре должны определить, кто будет закрывать глаза и карандашом прочерчивать путь, а кто будет ему помогать в этом, смотря на сам лабиринт и сообщая товарищу с помощью слов «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т. д. правильный путь».

3 . Упражнение «Собери узор из кубиков».

Одному ребёнку из пары выдаётся рисунок узора, состоящего из 12 кубиков различных цветов, а его партнёру по упражнению – пустое поле из соответствующего количества клеточек. Тот ребёнок, у которого карточка, не показывая её своему товарищу, объясняет последнему узор, описывая лишь местоположение кубиков в узоре (например, «в нижнем левом углу кубик стоит белой стороной»).

После того, как ребята справятся с заданием, им нужно ответить на вопрос о том, легко или сложно было выполнить упражнение и почему, что помогло ребятам правильно выполнить задание.

4. Упражнение «Строим дом».

Ребята объединяются в две группы по виду цветочков. Каждая группа получает скотч, ножницы, степлер и стопку газет.

Воспитатель: «Вам необходимо построить дом. Дом должен быть как можно выше. После постройки он должен простоять хотя бы несколько минут. Нельзя использовать столы, стулья, другие предметы и людей». Ребята в группах обсуждают способы выполнения задания, а потом приступают к его выполнению.

После этого участники обсуждают выполнение последнего упражнения, отвечая на вопросы воспитателя: «Как себя чувствовал каждый из них, легко ли им было выполнять задание, как ребятам удалось прийти к единому мнению, чтобы построить башню, какие условия необходимы для успешного сотрудничества людей друг с другом». Воспитатель также просит ребята подумать, как они работали: как герои сказки или как герои басни Крылова А.И.?

III . Итог тренинга.

Подведение итогов.

Воспитатель протягивает каждому ребёнку по очереди мешочек с кружочками, вырезанными из цветной бумаги, и предлагает выбрать соответствующий кружочек: кружочек зелёного цвета, если занятие понравилось, было интересно, жёлтого – какие-то упражнения были не совсем интересны, а другие понравились, красного – если на занятии было скучно (ребёнок может не показывать остальным, фигуру какого цвета он вытащил).

После того, как каждый ребёнок выбрал кружочек, кружочки опускаются в другой мешочек, а из него высыпаются на стол. Воспитатель анализирует результаты «анонимного» голосования и просит ребят высказать своё мнение о том, что удивило, обрадовало, заинтересовало их на занятии.

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...