Сочинение "Пьер в плену (Анализ эпизода)". Пьер в плену (анализ эпизода из романа Толстого «Война и мир»)


Сочинение "Пьер в плену (Анализ эпизода)"

Герои Толстого в романе «Война и мир» получают свои нравственные
уроки. Писатель, исследуя законы жизни, определяет
для каждого героя свой, трудный, порой даже страшный путь. Путем,
полным противоречий, нескладностей, но порой осененным счастливым
мигом познания истины, тайны бытия, идет любимый герой
Толстого Пьер Безухов.
Эпизод «Пьер в плену» является самым важным, в понимании
Толстого, этапом в поисках истины Пьером Безуховым. Именно на
этих страницах происходит нравственное перерождение Пьера.
Без плена, без встречи с Каратаевым не изменились бы сознание
и мировоззрение Пьера. Эти страницы были необходимы композиционно.
Должно было совершиться то, что изменило бы Пьера.
И это «то» должно было «потрясти» его. Толстой выбирает этим
потрясением войну и плен.
И в нужный момент брожения ума Пьера Толстой посылает
Каратаева, который направит Пьера на «путь истинный». Появись
Каратаев позже или раньше, ничего бы не произошло. Он появляется
только тогда, когда Пьер готов понять его, то есть Толстой сводит
внутреннее состояние Пьера с внешними условиями его жизни.
Но встреча с Каратаевым не единственная причина нравственного
перерождения Пьера. Эта встреча является окончательным и самым
важным условием его жизни, но без предыдущих внешних толчков
не было бы изменения его сознания.
Пьер еще ранее, на Бородинском поле, был поражен спокойствием
русского солдата. Не тем спокойствием, что на все «наплевать», а тем
спокойствием, которое показывает внутреннюю свободу.
Казалось бы, наоборот, простой народ, как самое зависимое
сословие, должен иметь ограниченное рабское сознание. Но вот
парадокс: несвободный народ имеет полную внутреннюю свободу,
а дворяне - самое свободное сословие - в большинстве своем, ее не
имеют. Не имел ее и Пьер. И он начал уже тогда размышлять над
этим парадоксом. Он хотел понять, почему он не имеет спокойствия
и внутренней свободы и в чем заключается причина присутствия их
в человеке? Как нужно жить, что надо делать, чтобы они появились в
нем? Разрешение этих вопросов Пьер находит в Платоне Каратаеве -
одном из тех загадочных людей, о которых он задумывался. Теперь
он мог видеть и познавать то, о чем он ранее только размышлял.
Ужасы войны: пожар Москвы, мародерство французов, плен, и,
наконец, страшное убийство молодого фабричного людьми, которые
не хотели убивать, - приводит Пьера в отчаяние. В нем
«уничтожается верав благоустройство мира, и в человеческую, и в свою
душу, и в Бога». «Мир завалился в его глазах и остались одни бессмысленные
развалины. Он чувствовал, что возвратиться к вере в
жизнь - не в его власти». Так думал Пьер до знакомства с Каратаевым,
но уже после первой их встречи Пьер почувствовал, что «прежде
разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых
основах воздвигался в его душе». То есть, уже только
с первого разговора Каратаев действует на Пьера своим спокойствием
и внутренней свободой.
Когда Пьер находился в отчаянии от всего случившегося, сидящий
с ним рядом Каратаев был совершенно спокоен. Ясно, что раз он
солдат, он видел еще больше ужасов смерти, чем Пьер. И находится
он в тех же условиях, что и Пьер, но он спокоен и занимается
своими житейскими делами, которыми он занимался и у себя в деревне,
и в полку, и сейчас здесь, в плену. Пьер, а вместе с ним и читатель,
находят в Каратаеве способность власти над самим собой. Обстоятельства
не влияют на Каратаева, они не могут изменить его, он всегда
остается таким, каков он есть. Он имеет спокойствие и внутреннюю
свободу, которая не утрачивается при внешних обстоятельствах.
Каратаев спокоен, потому что, как он сам говорит, «не нашим
умом, а Божьим судом». Ему представляется жизнь простой и ясной,
и он так и живет: просто и ясно. Не надо ничего думать о будущем,
ни горевать о прошедшем, ни волноваться о настоящем. Он живет
настоящей минутой и принимает как должное все случившееся.
Логика его проста, но заключает в себе особую мудрость. Он спокоен,
потому что знает, что все обстоятельства совершаются не по его воле,
а по воле Бога. И также он знает: что бы ни случилось, даже кажущееся
вначале горем, оборачивается счастьем, ему же на благо. «Думали
горе, ан радость!» - говорит он. И главное то, что никто не
может отнять у него свободы, никто не властен над внутренним его
миром. Каратаев «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила
жизнь». И он жил, он любил жизнь и просто жил, не создавая себе
кажущихся проблем и неудобств. И поэтому он имел все: он имел
полную независимую ни от кого свободу, он имел бессмертную душу.
И Пьер через Каратаева тоже понимает, что и он имеет все это.
И поэтому он и смеется: «Ха, ха, ха! Не пустил меня солдат. Поймали
меня, заперли меня. В плену держали меня. Кого меня? Меня?
Меня - мою бессмертную душу! Ха, ха, ха! Ха, ха, ха.» Именно тогда
у Пьера возникает чувство внутренней свободы. Как они могут держать
его в плену, если они не властны над его душой. Пьер чувствует,
что он не просто человек, а частица чего-то общего, безграничного.
«И все это мое, и все это во мне, и все это я!»
Теперь он понимает, что раньше, когда он жил в богатстве и никогда
ни в чем себе не отказывал, он был несчастлив и несвободен.
А теперь, когда он ест лошадиное мясо, когда все его тело болит,
когда его едят вши, когда он еле держится на заструпелых ногах, он
счастлив и свободен! Потому что теперь Пьер узнал всем существом
своим, что человек сотворен для счастья и что счастье в нем самом.
Каждый сам делает себя несчастным или счастливым. «Чем труднее
становилось положение Пьера, чем страшнее была будущность, тем
независимее от того положения, в котором он находился, приходили
ему радостные и успокоительные мысли». Через Каратаева Пьер
духовно породнился с народом. А простой русский народ - это кладезь,
сочетающий в себе доброту, простоту и мудрость. Пьер обогатился
этой мудростью. Он перенимает от Каратаева любовь и веру
в Бога, любовь и веру в жизнь. И этим он делает свою жизнь простой
и ясной. И это дает ему полное, радостное создание свободы,
которая составляет его счастье!
Если Пьер обрел счастье, встретившись с Каратаевым, то почему
бы нам, читателям, не принять в себя мудрые слова Каратаева?
Мне кажется, что страницы о Каратаеве и его влиянии на Пьера, -
страницы на все времена. Именно в них читатель находит ответ на
вечные вопросы существования человеческого бытия, которые
интересовали людей раньше, сейчас, в настоящее время, и будут еще
волновать в будущем. Именно эти страницы учат читателя, как надо
жить. Именно в них сокрыт секрет человеческого счастья. И именно
в них говорится, как быть свободным.
Таким образом, эпизод «Пьер в плену» является не только удачей
в композиционном отношении, определившей появление Пьера
в другом, обновленном качестве, но и доводит до логического конца
идею Толстого: «Человек счастлив тогда, когда обретает внутреннюю
свободу». И только ради обретения этой истины стоит жить!

Пьер в плену (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т. IV, ч.I, гл. XI, XII.)

Вернувшись из плена, Пьер впервые испытал чувство непонимания радостей и горестей других людей.
"В день своего освобождения он видел, труп Пети Ростова. В тот же день узнал, что князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. И в тот же день Денисов, сообщивший эту новость Пьеру, между разговорами упомянул о смерти Элен, предполагая, что Пьеру это давно уже известно. Он чувствовал, что не может понять значения всех этих известий".
Но для Пьера это странное чувство стало шагом на пути к возрождению, к той новой жизни, которая через двенадцать лет приведет его на Сенатскую площадь.
Почему он стал в плену другим человеком? Можно предположить, что страдание очистило его душу, но мы ведь знаем, что душа его и раньше была чиста, и раньше он стремился к добру и правде. Чем обогатил его плен? Первые дни в плену, под арестом, были мучительны для Пьера не столько физически, сколько духовно. Он чувствовал себя чужим среди арестованных: "… все они, узнав в Пьере барина, чуждались его2. Никогда еще он не был так несвободен: не потому, что был заперт на гауптвахте, а потому, что не мог понять происходящего и "чувствовал себя ничтожной щепкой, попавшей под колеса неизвестной ему, но правильно действующей машины".
Сначала его допрашивала целая комиссия, и он понимал, что "единственная цель этого собрания состояла в том, чтобы обвинить его".Потом он предстал перед маршалом Даву, который "для Пьера был не просто французский генерал; для Пьера Даву был известный своей жестокостью человек".
Толстой не изображает Пьера гордым героем; он говорил с маршалом Даву " не обиженным, но умоляющим голосом", назвал ему свое имя, хотя скрывал его до сих пор, и, вспомнив Рамблая, "назвал его полк и фамилию", в надежде, что у Рамблая справятся о нем. Но все это не могло помочь ему. "Даву поднял глаза и пристально посмотрел на Пьера. Несколько секунд они смотрели друг на друга, и этот взгляд спас Пьера… Оба они в эту минуту смутно перечувствовали бесчисленное количество вещей и поняли, что они оба дети человечества, что они братья". Может быть, Даву увидел в глазах Пьера не только страх, но и ту силу личности, которую создала незаметная со стороны душевная работа.
После казни поджигателей Пьер был присоединен к военнопленным и провел четыре недели в солдатском бараке, хотя французы предлагали ему перейти в офицерский. Он "испытал почти крайние пределы лишений, которые может переносить человек "; но именно в этот месяц он понял что-то очень важное, самое важное для себя- для духовной жизни его этот месяц был счастливым. После расстрела Пьер впервые с огромной силой почувствовал, что разрушилась его вера в благоустройство мира. "Прежде, когда на Пьера находили такого рода сомнения,- сомнения эти имели источником собственную вину… Но теперь он чувствовал, что не его вина была причиной того, что мир завалился в его глазах…" Но только здесь, в плену, Пьер понял, что нужно улучшать мир, а не только себя.
Самое сильное из всех впечатлений Пьера – встреча его с пленным солдатом Апшеронского полка Платоном Каратаевым. Для Толстого Каратаев – воплощение народного,естественного образа жизни: круглый, добрый человек с успокоительными аккуратными движениями, все умеющий делать " он очень хорошо, но и не дурно".
Каратаев ни о чем не задумывается: живет, как птица, так же внутренне свободно в плену, как и на воле; каждый вечер говорит: "Положи, господи, камушком, подними калачиком" ; каждое утро: "Лег-свернулся, встал-встряхнулся"-и ничто его не заботит, кроме самых простых естественных потребностей человека, всему он радуется, во всем умеет находить светлую сторону. Его крестьянский склад, его прибаутки, доброта стали для Пьера "олицетворением духа простоты и правды". Но ведь Каратаев никак не мог заронить в душу Пьера стремление улучшить мир. Две любимые истории Платона: одна о том, как его отдали в солдаты за порубку чужого леса и как это получилось хорошо, потому что иначе пришлось бы идти младшему брату, а у того пятеро ребят, и другая - о старом купце, которого обвинили в убийстве и ограблении, и через много лет настоящий убийца, встретив его на каторге, пожалел старичка и признался в своей вине, но пока дошли бумаги об освобождении, старичок уже умер.
Обе эти истории вызывают восторг и радость Каратаева, но обе они о смирении, о том, как человек притерпелся к жестокости и несправедливости.
Встретившись с Каратаевым в самые трудные дни своей жизни, Пьер многому у него научился. Доброта Каратаева, умение легко переносить жизненные трудности, его естественность, правдивость- все это привлекает Пьера. Но "привязаннностей, дружбы, любви, как понимал Пьер, Каратаев не имел никаких"; он жил среди людей, в сущности, одиноко, смиряясь с окружающим злом,- и в конце концов это зло убило его: Каратаева пристрелили французские солдаты, когда он ослабел и не мог идти вместе со всеми пленными. Пьер запомнит каратаева на всю жизнь- как воплощение добра и простоты.
Но при этом Пьер преодолеет каратаевское смирение, из горьких дней плена он вынесет свое собственное открытие: человек может стать сильнее окружающей жестокости, он может быть внутренне свободен, как бы ни был оскорблен и унижен внешними объстоятельствами.
Поэтому во время мучительного перехода вслед за французской армией, когда многие пленные погибали дорогой и судьба Пьера тоже могла быть решена выстрелом французского солдата, он на одном из привалов, одиноко сидя на холодной земле, вдруг "захохотал своим толстым, добродушным смехом так громко, что с разных сторон с удивлением оглянулись люди на этот странный, очевидно одинокий смех.
-Ха, ха, ха!- смеялся Пьер. И он проговорил вслух сам с собою: - Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня?.. Меня – мою бесссмертную душу! Ха, ха, ха!.. …Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. "И все это мое. И все этво мне, и все это я! – думал Пьер.- И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!" Он улыбнулся и пошел укладываться спать к своим товарищам".
Может быть, из этого чувства внутренней свободы выросла та новая, духовная жизнь Пьера, которую сразу заметила Наташа: "Он сделался какой-то чистый, гладкий, свежий; точно из бани; ты понимаешь? – морально из бани". Но и внешне Пьер очень изменился за время плена. "Он не казался уже толст, хотя и имел все тот же вид крупности и силы, наследственной в их породе… Выражение глаз было твердое, спокойное и оживленно-готовое, такое, какого никогда не имел прежде взгляд Пьера. Прежняя его распущенность, выражавшаяся и во взгляде, заменилась теперь энергической, готовой на деятельность и отпор- подобранностью".
В первые дни плена мучения Пьера обострялись тем, что товарищи по бараку чуждались его: он барин! Но теперь Пьер остался барином, а товарищи по бараку поставили его в положение "почти героя". Тогда, в начале, эти люди презирали ее. Теперь их уважение вызывает собранность Пьера и "его сила, пренебрежение к удобствам жизни, рассеянность, простота" - все те стороны его характера, над которыми смеялись в свете, здесь оказались достоинствами. История духовного обновления Пьера – очень важное открытие Толстого, и вслед за ним мы, читая "Войну и мир", делаем это открытие для себя. Люди со слабыми характерами часто склонны объяснять все свои неудачи обстоятельствами. А вот Пьер – в самых трудных, мучительных объстоятельствах плена – имел силы совершить огромную духовную работу, и она принесла ему то самое чувство внутренней свободы, которого он не мог обрести, когда ыл богат, владел домами и поместьями, имел управляющего и десятки обслуживающих его людей. Значит дело не в объстоятельствах, а в душевной стойкости и силе самого человека. Но после нравственного подъема, испытанного в плену, Пьер пережил духовную опустошеность и почувствовал, что не может понять радостей и горестей других людей. Слишком сильны были потрясения, пережитые Пьером. Еще живо в нем воспоминание о взгляде Каратаева, сидевшего под деревом,- перед тем, как его застрелили, он смотрел на Пьера "своими добрыми круглыми глазами", но Пьер не подошел: ему было страшно за себя.
Тогда он не позволил себе понять до конца, что Каратаев сейчас будет убит,- услышав выстрел, и он, и его товарищ по плену не оглянулись и продолжали свой путь, хотя " строгое выражение лежало на всех лицах". Постепенно, внутренняя работа, совершенная в плену, начинает приносить плоды. То новое, что он принес из плена, была "улыбка радости жизни", которую он оценил теперь, и то, что "в глазах его светилоось участие к людям- вопрос:довольны ли они так же, как и он?"
В день казни Пьер понял: все люди, которых убили на его глазах, "одни знали, что такое для них была их жизнь…" Теперь он научился ценить эту единственную и непонятную друг другу жизнь каждого человека – он готов к тому, о чем мечтал с юности: он может стать опорой, защитником, руководителем других людей, потому что научился уважать их внутренний мир не меньше, чем свой.

Пьер Безухов - один из любимых героев Толстого. Жизнь Пьера - это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Пьер - натура эмоциональная. Его отличают ум, склонный к мечтательному философствованию, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, исключительная доброта. Главная черта героя - искание успокоения, согласия с самим собой, поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила бы моральное удовлетворение.

Впервые мы встречаемся с Пьером в гостиной Шерер. Писатель обращает наше внимание на облик вошедшего: массивный, толстый молодой человек с умным и вместе с тем робким, наблюдательным и естественным взглядом, отличавшим его от всех в этой гостиной. Именно таким изображен Пьер на рисунке Боклевского: иллюстратор подчеркивает в портрете героя те же черты, что и Толстой. А если вспомнить работы Шмаринова, то в них больше передано душевное состояние Пьера в тот или иной момент: иллюстрации этого художника помогают глубже понять персонаж, яснее уловить его духовный рост. Постоянный портретный признак - массивная, толстая фигура Пьера Безухова, может быть в зависимости от обстоятельств то неуклюжей, то сильной; может выражать и растерянность, и гнев, и доброту, и бешенство. Иначе говоря, у Толстого постоянная художественная деталь каждый раз обрастает новыми, добавочными оттенками. А какая улыбка у Пьера? Не такая, как у других. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг мгновенно исчезало серьезное лицо и являлось другое - детское, доброе. В Пьере постоянно идет борьба духовного с чувственным, внутренняя, нравственная сущность героя противоречит образу его жизни.

С одной стороны, он полон благородных, свободолюбивых помыслов, истоки которых восходят к эпохе Просвещения и Французской революции. Пьер - поклонник Руссо, Монтескье, увлекших его идеями всеобщего равенства и перевоспитания человека. С другой стороны, Пьер участвует в кутеясах в компании Анатоля Курагина, и здесь в нем проявляется то разгульно-барское начало, воплощением которого был когда-то его отец, екатерининский вельможа, граф Безухов. Чувственное сначала одерживает верх над духовным: он женится на чуждой ему Элен. Это одна из важных вех в жизни героя. Но Пьер все больше осознает, что настоящей семьи у него нет, что жена его безнравственная женщина. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми. За свою неустроенность они считают возможным казнить только самих себя. Взрыв происходит на обеде в честь Багратиона.

Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Но во время дуэли, увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова: «Глупо... глупо! Смерть... ложь...» - твердил он, морщась. Глупо и ложь - это опять относится только к нему самому. После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли, Пьеру представляется бессмысленной вся его жизнь. Он переживает душевный кризис: это сильное недовольство собою и связанное с этим желание изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых началах.

Разорвав с женой, Пьер по пути в Петербург, в Торжке, дожидаясь на станции лошадей, задает себе трудные (вечные) вопросы: Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? Здесь он встречает масона Баздеева. В момент душевного разлада, который переживал Пьер, Баздеев представляется ему как раз тем человеком, какой ему нужен. Пьеру предлагают путь нравственного совершенствования, и он принимает этот путь, потому что больше всего ему нужно сейчас улучшить свою жизнь и себя. В нравственном очищении для Пьера, как и для Толстого в определенный период, заключалась правда масонства, и, увлеченный ею, он на первых порах не замечал того, что было ложью. Своими новыми представлениями о жизни Пьер делится с Андреем Болконским. Пьер пытается преобразовать орден масонов, составляет проект, в котором призывает к деятельности, практической помощи ближнему, к распространению нравственных идей во имя блага человечества во всем мире... Однако масоны решительно отвергают проект Пьера, и он окончательно убеждается в основательности своих подозрений насчет того, что многие из них искали в масонстве средство расширения своих светских связей, что масонов - этих ничтожных людей - интересовали не проблемы добра, любви, истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни.

Новый душевный подъем испытывает Пьер в связи с народным патриотическим подъемом во время Отечественной войны 1812 года. Не будучи военным, он принимает участие в Бородинском сражении. Пейзаж Бородинского поля перед началом битвы (яркое солнце, туман, дальние леса, золотые поля и перелески, дымы выстрелов) соотносится с настроением и мыслями Пьера, вызывая у него какую-то приподнятость, ощущение красоты зрелища, величия происходящего. Его глазами Толстой передает свое понимание решающих в народной, исторической жизни событий.

Потрясенный поведением солдат, Пьер сам проявляет мужество и готовность к самопожертвованию. В то же время нельзя не отметить наивность героя - принятое им решение убить Наполеона. В одной из иллюстраций Шмаринов хорошо передает эту черту: Пьер изображен переодетым в простонародное платье, делающее его неуклюжим, мрачно-сосредоточенным. По дороге, приближаясь к главной квартире французов, он совершает благородные поступки: спасает девочку из горящего дома, вступается за мирных жителей, которых грабили французы-мародеры. В отношении Пьера к простым людям и к природе еще раз проявляется авторский нравственно-эстетический критерий прекрасного в человеке: Толстой находит его в слиянии с народом и природой.

Решающей для Пьера становится его встреча с солдатом, бывшим крестьянином Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, олицетворяет народные массы. Эта встреча означала для героя приобщение к народу, народной мудрости, еще более тесное сближение с простыми людьми. В плену Пьер обретает это спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. Здесь он узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей... Приобщение к народной правде, к народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера, всегда искавшего решение вопроса о смысле жизни: он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянной светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки, все обманули его. И вот, наконец, с помощью Каратаева этот вопрос разрешен. Самое существенное в Каратаеве - верность и неизменность. Верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. Какое-то время этому следует Пьер.

В характеристике душевного состояния героя в эту пору Толстой развивает свои идеи о внутреннем счастье человека, которое заключается в полной душевной свободе, спокойствии и умиротворении, независимых от внешних обстоятельств. Однако, испытав на себе влияние философии Каратаева, Пьер, вернувшись из плена, не стал каратаевцем, непротивленцем. По самой сути своего характера он не способен был принять жизнь без поисков. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа уже идет своим путем. Его спор с Николаем Ростовым доказывает, что перед Безуховым стоит проблема нравственного обновления общества. Деятельная добродетель, по мысли Пьера, может вывести страну из кризиса. Необходимо объединение честных людей.

Счастливая семейная жизнь (в браке с Наташей Ростовой) не уводит Пьера от общественных интересов. Он становится членом тайного общества. С возмущением говорит Пьер о реакции, наступившей в России, об аракчеевщине, воровстве. В то же время он понимает силу народа, верит в него. При всем этом герой решительно выступает против насилия. Иначе говоря, для Пьера решающим в переустройстве общества остается путь нравственного самосовершенствования. Напряженный интеллектуальный поиск, способность на бескорыстные поступки, высокие душевные порывы, благородство и преданность в любви (отношения с Наташей), истинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, правдивость и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени.

Закончить сочинение хочется словами Толстого, которые многое объясняют в судьбах писателя и его любимых героев: чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость.

Пьер Безухов в плену

(по роману "Война и Мир")

Перед тем, как приступить к вопросу о том, как Пьер провел время в плену, мы должны разобраться, как он туда попал.

У Пьера, как и у Болконского, была мечта походить на Наполеона, всячески ему подрожать и быть, как он. Но каждый из них понял свою ошибку. Так, Болконский увидел Наполеона, когда был ранен при Аустерлицком сражении. Наполеон показался ему «ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками». Пьер же возненавидел Наполеона, когда он ушёл из своего дома, переодевшись и вооружившись пистолетом, чтобы принять участие в народной защите Москвы. Пьер вспоминает каббалистическое значение своего имени (число 666 и проч.) в связи с именем Бонапарта и о том, что ему предначертано положить предел власти «зверя». Пьер собирается убить Наполеона, даже если придётся пожертвовать собственной жизнью. По обстоятельствам, он не смог убить Наполеона, он был схвачен французами и посажен в плен на 1 месяц.

Если рассматривать психологические побуждения, которые происходили в душе Пьера, то можно сказать, что События Отечественной войны позволяют Безухову выйти из той замкнутой, ничтожной сферы установившихся привычек, житейских отношений, которые сковывали, подавляли его. Поездка на поле Бородинского сражения открывает Безухову новый, дотоле незнакомый ему мир, открывает реальный облик простых людей. В день Бородина, на батарее Раевского, Безухов становится свидетелем высокого героизма солдат, их удивительного самообладания, их умения просто и естественно совершать подвиг самоотвержения. На Бородинском поле Пьеру не удалось избежать чувства острого страха. “О, как ужасен страх, и как позорно я отдался ему! А они... они все время до конца были тверды, спокойны”... - подумал он. Они в понятии Пьера были солдаты, те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону... "Они не говорят, но делают”. Безуховым овладевает желание сблизиться с ними, войти “в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”.

Оставаясь в Москве во время пленения ее французскими войсками, Безухов сталкивается со множеством неожиданных для него явлений, с противоречивыми фактами и процессами.

Арестованный французами, Пьер переживает трагедию человека, приговоренного к смертной казни за несовершенное им преступление, он испытывает глубочайшее душевное потрясение, наблюдая расстрел ни в чем не повинных жителей Москвы. И это торжество жестокости, аморальности, бесчеловечности подавляет Безухова: “... в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось...”. Так же как и Андрей, Болконский, Пьер остро воспринимал не только собственное несовершенство, но и несовершенство мира.

В плену Пьеру пришлось пережить все ужасы военного суда, казни русских солдат. Знакомство в плену с Платоном Каратаевым способствует формированию нового взгляда на жизнь. "... Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего «русского, доброго и круглого".

Платон Каратаев кроток, покорен судьбе, незлобив, пассивен и терпелив. Каратаев яркое выражение безвольного приятия добра и зла. Этот образ – первый шаг Толстого на пути к апологии (защита, восхваление, оправдание) патриархального наивного крестьянства, которое исповедовало религию «непротивления злу насилием». Образ Каратаева – показательный пример того, как ложные взгляды могут привести к творческим срывам даже таких гениальных художников. Но ошибочно было бы думать, что Каратаев олицетворяет всё русское крестьянство. Платона невозможно представить с оружием в руках на поле боя. Если бы армия состояла из подобных солдат, она бы не смогла разгромить Наполеона. В плену Платон постоянно чем-то занят – «он всё умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пёк, варил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят, только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни».

В плену обращается к вопросу о небе, который волнует многих в романе Толстова. Он видит «полный месяц» и «бесконечную даль». Как нельзя этот месяц и даль запереть в сарае с пленниками, так нельзя и запереть человеческую душу. Благодаря небу Пьер ощутил себя свободным и полным сил для новой жизни.

В плену он обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной правде и к народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды – эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным учителем. Но вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.

Большое значение в жизни Пьера в плену была казнь заключённых.

«На глазах Пьера расстреливают первых двух пленных, затем ещё двоих. Безухов замечает, что ужас и страдание написаны не только на лицах пленных, но и на лицах французов. Он не понимает, зачем вершится «правосудие», если страдают и «правые» и «виноватые». Пьера же не расстреливают. Казнь прекращена. С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершённое людьми, не хотевшими это делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой всё держалось и представлялось живым, и всё завалилось в кучу бессмысленного сора. В нём, хотя он и не отдавал себе отчёта, уничтожилась вера и благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога.

В заключении можно сказать, что «в плену Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что всё несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал ещё новую утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного».

/ / / Пьер в плену (анализ эпизода из романа Толстого «Война и мир»)

Пьер Безухов – персонаж, за судьбой которого читатель наблюдает с начала и до конца романа «Война и мир». Его можно уверенно причислить к любимым толстовским героям. Лев Николаевич с симпатией описывает не очень красивого незаконнорожденного сына вельможи. Позже оказывается, что писатель симпатизирует н внешности, а душе героя.

Переживает множество ударов судьбы, он противостоит не только придворным интригам, но и самому себе. В его жизни несколько переломных моментов. Один из них – пребывание в плену. Война 1812 года оставила отпечаток на жизни каждого русского. Пьер участвовал в бое под Бородином. Служба в армии, участие в боях помогли Пьеру освободиться от страха смерти. Во время военных действий герой попадает в плен.

Заточение тела оказалось ступенькой к свободе душевной. В плену Пьер Безухов знакомится с Платоном Каратаевым, мужиком из деревни. Платон поражает молодого героя круглым телом, приятным голосом и жизненной мудростью. Именно Каратаев учит Пьера относиться к жизни как к данности. Он утверждает, что все происходит так, как должно быть, нужно просто смириться с происходящим и если будет Божья воля, все наладится.

Пьер попадает в плен в то время, когда переживает руину своей души. Он разуверился в любви, в искренности окружающих. Он чувствует, что должен что-то изменить в своей жизни и внутри себя. Платон Каратаев помогает переоценить ситуацию. После разговоров с ним Пьер чувствует спокойствие и душевную гармонию. Пьер, наконец, понимает, что не всегда нужно жить умом, порой следует прислушиваться к своим чувствам. Если раньше Пьер искал смысл в любви к Наташе, в героизме, теперь он понял, что насильно счастье не притянешь, его просто нужно уметь видеть в окружающем мире.

Освободившись из плена, Пьер Безухов некоторое время следует философии Каратаева. Но долго плыть по течение жизни без внутренних поисков у героя не получается. Его натура не дает герою жить пассивно, без поиска себя. Тем не менее, теперь герой не так надрывает свою душу, относясь к жизненным проблемам с Каратаевской простотой.

Каратаев остался в памяти и душе Пьера как символ русского народа, его мудрости и спокойствия. Но общественные проблемы остаются для Безухова на первом месте. Он является членом масонский ложи. Доказывает свою позицию в кругах аристократов, которые привыкли жить только для себя. Чтобы показать серьезность намерений мужчины, Лев Николаевич подает спор Пьера с Николаем Ростовым.

В конце романа читатель видит нового Пьера. Это любящий муж и заботливый отец. Но он не уходит в тихую гавань семейной жизни. Герой остается верным общественным интересам. Он выступает против реакции, воровства и других проявлений нового порядка в России. Возможно, в этой борьбе помогает сам русский народ, воплощенный в воспоминании Пьера о Каратаеве. Ведь после плена Безухов знает, что борется за таких людей, как Платон.

Анализируя изменения, которые произошли с Пьером в плену, читатель может понять, как сам Лев Николаевич Толстой относится к понятиям счастья, смысла жизни, предназначения человека.

Выбор редакции
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...

Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...

Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...

Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...
Сон, в котором видится дохлый пес, можно назвать пугающим и ужасающим. Но чтобы его истолковать и узнать, к чему снится мертвая собака,...
Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...
В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...
Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...